Установите соответствие между видами организмов и направлениями эволюции, по которым в настоящее время происходит их развитие.
ВИД ОРГАНИЗМА
А) серая крыса
Б) зубр
В) уссурийский тигр
Г) пырей ползучий
Д) лошадь Пржевальского
Е) одуванчик обыкновенный
НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ
1) биологический прогресс
2) биологический регресс
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
Спрятать пояснение
Пояснение.
Регресс ведет к вымиранию вида.
Ответ: 122121.
Раздел: Основы эволюционного учения
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 29 человек из 18 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Никольская средняя общеобразовательная школа» Лаишевского муниципального района
Республики Татарстан«Система работы учителя по подготовке учащихся к ЕГЭ»
Выполнила: Епифанова Т.М., учитель биологии
первой квалификационной категории -
2 слайд
Цели и задачи
Цель: разработать систему по подготовке учащихся к ЕГЭ.
Задачи:
1) сформировать представление о формате и структуре ЕГЭ, об особенностях процедуры его проведения;
2) изучить психолого-педагогические рекомендации для подготовки выпускников к экзамену;
3) освоить технологии обучения и организации итогового повторения, позволяющих выпускникам демонстрировать уровень знаний не ниже своей годовой отметки;
4) выявить круг умений и навыков, отработка которых требует большого внимания и концентрации на них. -
3 слайд
Этапы реализации
I этап: подготовительный.
Цель: создать условия для реализации программы.
II этап: реализационный.
Цель: организовать эффективную подготовку выпускников к итоговой аттестации.
III этап: заключительный.
Цель: проанализировать результаты, подвести итоги и определить стратегию дальнейшей работы по подготовке учащихся к государственному экзамену. -
4 слайд
Ожидаемые результаты:
— успешная сдача экзамена;
— результаты итоговой аттестации должны быть не ниже годовой оценки у каждого выпускника. -
5 слайд
План:
изучение нормативно-правовой базы;
анализ КИМов итоговой аттестации в форме ЕГЭ;
подбор материалов по подготовке учащихся к экзамену с привлечением интернет-ресурсов;
обучение на очных и дистанционных курсах по подготовке и проведению итоговой аттестации;
разработка программ практикумов, спецкурсов по обязательным предметам, элективных курсов;
создание папок и стендов «Готовимся к экзамену»;
разработка опорных конспектов, диагностических карт по основным вопросам курса и видам учебных умений;
формирование общеучебных навыков. -
6 слайд
Пример варианта КИМа по биологии
-
7 слайд
Повторение с первых уроков биологии 6 класса
-
8 слайд
Спецификация и кодификатор КИМов по биологии
-
9 слайд
Примерный график диагностических и тренировочных работ системы СтатГрад на 2014-15 уч. год
-
10 слайд
Пособия для повторения
-
11 слайд
Пособия и интернет-ресурсы
-
12 слайд
План изучения материала
Предмет и методы биологии.
Уровни организации живых систем.
Свойства биологических систем.
Клеточная теория. Клетка как биологическая система.
Вирусы – неклеточные формы.
Организм как биологическая система.
Разнообразие организмов. Растения, животные, грибы, бактерии.
Организм человека.
Размножение и индивидуальное развитие организмов.
Закономерности наследственности и изменчивости.
Селекция.
Основные систематические категории.
Надорганизменные системы.
Эволюция органического мира.
Антропогенез.
Биология растений.
Биология животных.
Биология человека.
Выполнение тренировочных экзаменационных работ. -
-
14 слайд
План самостоятельной подготовки к ЕГЭ
Познакомьтесь со структурой экзаменационной работы прошлых лет.
Проанализируйте материал, который в них входит, и наметьте последовательность его изучения.
Подумайте над тем, как можно наиболее экономно сгруппировать учебный материал для более эффективного его изучения.
Выберите не более трёх учебных пособий, по которым вы будете заниматься.
Определите наиболее простые и наиболее сложные разделы курса.
Работайте с курсом последовательно, обращая внимание на наиболее трудные разделы.
Работая с текстом, обязательно задумывайтесь над тем, о чём говорится в тексте.
Составьте самостоятельно вопросы к отдельным фрагментам текста.
Выбирая материал для тренировки, сравните его с образцами экзаменационных работ. Важно, чтобы эти работы расширяли содержание и позволяли глубже понять необходимый материал.
Сначала работайте с заданиями, позволяющими последовательно изучить курс, и только затем переходите к тренировочным тестам ЕГЭ.
Желательно проработать 10-15 вариантов экзаменационных работ прошлых лет. -
15 слайд
Содержание стенда «Как готовиться к ЕГЭ»
1. Задания с развернутым ответом, их оценка с комментариями.
2. Тексты тестов ЕГЭ по биологии с ответами.
3. Список пособий для подготовки к ЕГЭ по биологии.
4. Кодификатор заданий и элементы спецификации КИМов по биологии.
5. Образцы бланков ЕГЭ и инструкция по их заполнению. -
16 слайд
Спасибо за внимание!
Краткое описание документа:
Учитель биологии первой квалификационной категории МБОУ «Никольская СОШ» Лаишевского муниципального района РТ Епифанова Т.М.
Система подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии
При подготовке к ЕГЭ у учителей, особенно молодых, могут возникать вопросы: с чего начинать? Как готовить и готовиться к экзамену? Мной накоплен определённый опыт работы по подготовке к ЕГЭ, который может быть полезен учителям биологии, начинающим эту работу впервые.
Для того, чтобы подготовиться и успешно сдать этот экзамен, необходимо представлять уровень требований, возможную его структуру и особенности тестовых заданий.
Варианты заданий ЕГЭ по биологии прошлых лет предполагают знания у выпускников базового и повышенного уровня, требуемого для подготовки абитуриентов, предусмотренных современным образовательным стандартом и программами по биологии, рекомендованными Министерством образования РФ.
Аттестационная работа требует от выпускников умения отождествлять биологические объекты и явления, знать основные понятия и термины, формулировки основополагающих теорий биологии, проводить анализ и сравнение процессов и явлений, и, самое главное, применять полученные знания, чётко и ясно формулировать свои выводы и ответы.
Перед учителем стоит вопрос: с чего начинать и когда начинать подготовку к ЕГЭ? С самых первых уроков биологии в 6 классе. В структуру урока необходимо вводить тестовый материал аналогичного содержания, который поможет сформировать у учащихся вышеперечисленные умения. Подготовкой к ЕГЭ нужно заниматься постоянно, из урока в урок. За один год подготовки высоких результатов добиться невозможно. С начала 11 класса необходимо переходить к детальному повторению.
Учитель должен хорошо знать спецификацию экзаменационной работы. Спецификация включает в себя назначение и структуру экзаменационной работы, распределение заданий экзаменационной работы по частям, тематическим разделам (блокам), видам деятельности и уровню сложности, систему оценивания отдельных заданий и работы в целом, условия проведения и проверки результатов экзамена. На основе спецификации формируется общий план экзаменационной работы, который является основой содержания контрольно – измерительных материалов (КИМов).
Необходимо изучить кодификатор элементов содержания, в котором представлены вопросы, которые выносятся на проверку основного учебного содержания. Следует учитывать изменения в кодификаторах, которые будут внесены в текущем учебном году.
Далее составляется примерный тематический план повторения учебного материала. Очень хорошо, если в 11 классе будет выделен 1 час групповых занятий для подготовки к ЕГЭ. Повторение материала следует проводить тщательно. Его можно давать и блочно-модульно, и детально.
При этом необходимо использовать дифференцированный подход к обучению. Обобщающее повторение рекомендуется проводить с учетом возможностей и способностей каждого учащегося. Вовремя устранить возникающие пробелы в знаниях и определить объём поможет мониторинг результатов обученности по основным темам курса. Существенную помощь учителю в данном вопросе может оказать работа в системе Стат Град, за текущий учебный год мы провели две диагностические и четыре тренировочные работы. Кроме этого участвовали в пробном тестировании по биологии при КФУ.
На уроках биологии в наиболее тщательной отработке нуждаются знания и умения базового уровня. Важно добиться, чтобы задания для контроля результатов их усвоения выполнялись всеми учащимися. С этой целью при организации учебного процесса в курсе общей биологии старшей школы особое внимание должно быть уделено повторению и закреплению наиболее значительных и наиболее слабо усваиваемых школьниками знаний из основной школы о классификации органического мира, его историческом развитии, особенностях строения и жизнедеятельности организмов разных царств живой природы, а также вопросов экологии, онтогенеза, селекции, изучаемых на заключительном этапе биологического образования.
Необходимо обращать внимание на практическую направленность курса. Все таблицы, рисунки, схемы, должны быть рассмотрены и изучены. КИМы интенсивно давать следует к концу учебного года, а вначале нарабатывать теоретический материал, приводить знания в систему.
Практика показала, что блок №4 “Многообразие организмов” требует совершенствования методики подготовки. Учащиеся испытывают трудности в систематике растений и животных, характеристике типов и классов. По курсу “Человек” допускаются ошибки в темах “Кровообращение”, “Органы чувств”, “Высшая нервная деятельность”.
Необходимо обратить внимание на решение задач по генетике, молекулярной биологии, эволюции, экологии.
Для подготовки к ЕГЭ используются разнообразные методические пособия, но приоритет следует отдать изданиям с грифом «ФИПИ». Шире использовать возможности Интернет – ресурсов. Я настоятельно рекомендую сайт Гущина «Решу ЕГЭ» и «Зубр минимум по биологии».
Предлагаемый в этих пособиях материал может быть с успехом применён для контроля, изучения и повторения школьного курса биологии. Постановка вопросов в тестовых заданиях соответствует КИМам.
В начале 10 класса следует заранее выявить, кто из учащихся уверенно выбирает ЕГЭ для аттестации, и предложить им план систематической самостоятельной подготовки к экзамену. Начинать следует с анализа структуры экзаменационной работы и выделения тех тем, которые в неё включены. Затем необходимо подобрать учебные материалы, которые позволят учащемуся последовательно повторить сначала весь курс общей биологии и только затем перейти к повторению разделов из биологии растений, животных и человека, т.к. в экзаменационной работе они рассматриваются с общебиологической точки зрения. Не следует начинать подготовку к экзамену с вариантов экзаменационных работ, ибо в них материал распределён в соответствии с целями экзамена, т.е. вразнобой, а не в соответствии со структурой и программой курса школьной биологии. Именно поэтому следует придерживаться обычного оглавления действующих учебников и учебных пособий.
В общем виде план изучения материала соответствует следующему содержанию:
1. Предмет и методы биологии.
2. Уровни организации живых систем.
3. Свойства биологических систем.
4. Клеточная теория. Клетка как биологическая система.
5. Вирусы – неклеточные формы.
6. Организм как биологическая система.
Разнообразие организмов. Растения, животные, грибы, бактерии.
7. Организм человека.
8. Размножение и индивидуальное развитие организмов.
9. Закономерности наследственности и изменчивости.
10. Селекция.
11. Основные систематические категории.
12. Надорганизменные системы.
13. Эволюция органического мира.
14. Антропогенез.
15. Биология растений.
16. Биология животных.
17. Биология человека.
18. Выполнение тренировочных экзаменационных работ.
Желательно использовать текущий контроль в форме мини-контрольных работ в тестовой форме, проверяющих как знание текущего материала, так и пройденного ранее.
При подготовке учащихся к экзамену стоит попытаться сделать их соучастниками работы, для чего можно порекомендовать следующий план самостоятельной подготовки к ЕГЭ:
1. Познакомьтесь со структурой экзаменационной работы прошлых лет.
2. Проанализируйте материал, который в них входит, и наметьте последовательность его изучения.
3. Подумайте над тем, как можно наиболее экономно сгруппировать учебный материал для более эффективного его изучения.
4. Выберите не более трёх учебных пособий, по которым вы будете заниматься.
5. Определите наиболее простые и наиболее сложные разделы курса.
6. Работайте с курсом последовательно, обращая внимание на наиболее трудные разделы.
7. Работая с текстом, обязательно задумывайтесь над тем, о чём говорится в тексте.
8. Составьте самостоятельно вопросы к отдельным фрагментам текста.
9. Выбирая материал для тренировки, сравните его с образцами экзаменационных работ. Важно, чтобы эти работы расширяли содержание и позволяли глубже понять необходимый материал.
10. Сначала работайте с заданиями, позволяющими последовательно изучить курс, и только затем переходите к тренировочным тестам ЕГЭ.
11. Желательно проработать 10-15 вариантов экзаменационных работ прошлых лет.
Не следует забывать об информационной поддержке учащихся. На стенде “Как готовиться к ЕГЭ” в кабинете биологии желательно размещать задания с развернутым ответом и их оценку с комментариями, тексты тестов ЕГЭ по биологии с ответами, список пособий, которыми учащиеся могут воспользоваться при подготовке к ЕГЭ, кодификатор заданий ЕГЭ по биологии и перечень проверяемых заданиями ЕГЭ умений, а также знакомить учащихся с элементами спецификации контрольно-измерительных материалов. На стенде размещаются образцы бланков ЕГЭ, проводятся консультации по их заполнению.
Полезно приучать выпускников к внимательному чтению и неукоснительному выполнению инструкций, использующихся в материалах ЕГЭ, к четкому разборчивому письму.
Это поможет избежать ошибок в ходе выполнения работы.
Все выше перечисленные методические приёмы позволяют добиться хороших результатов выполнения экзаменационных работ.
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 153 788 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 08.12.2014
- 1098
- 4
- 08.12.2014
- 1361
- 4
- 08.12.2014
- 1436
- 12
- 08.12.2014
- 796
- 1
- 08.12.2014
- 506
- 0
Рейтинг:
4 из 5
- 08.12.2014
- 1993
- 2
- 08.12.2014
- 1406
- 2
Уууух, в этой биологии столько информации! Как всё удержать в голове и выучить к ЕГЭ?
Мы идём на помощь с мнемоническими приёмами — запоминалками. В этом материале:
- как запомнить стадии митоза;
- как запомнить стадии зародыша в эмбриогенезе;
- как запомнить таксоны животных;
- как запомнить таксоны растений;
- как запомнить слеза;
- как запомнить отряды насекомых (с полным и неполным превращением);
- как запомнить ствол головного мозга;
- как запомнить эры.
Скорее читай фразочки, благодаря которым важные темы по биологии точно не забудутся
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Мы обязательно поправим!
В разделе ЕГЭ по биологии Вы найдете разбор типовых заданий, тесты и теоретический материал. Уверены, что пользуясь нашим разделом Вы успешно сдадите экзамен в 2022 году!
«Биология как наука. Методы научного познания»
В данном блоке проверяется знание материала о достижениях биологии, методах исследования, об основных уровнях организации живой природы.
«Клетка как биологическая система»
В данный раздел входят задания, проверяющие: знания о строении, жизнедеятельности и многообразии клеток; умения устанавливать взаимосвязь строения и функций органоидов клетки, распознавать и сравнивать клетки разных организмов, процессы, протекающие в них.
«Организм как биологическая система»
В данном разделе проверяется усвоение знаний о закономерностях наследственности и изменчивости, об онтогенезе и воспроизведении организмов, о селекции организмов и биотехнологии, а также выявляется уровень овладения умениями применять биологические знания при решении задач по генетике.
«Система и многообразие органического мира»
Проверяются: знания о многообразии, строении, жизнедеятельности и размножении организмов различных царств живой природы и вирусах; умения сравнивать организмы, характеризовать и определять их принадлежность к определённому систематическому таксону.
«Организм человека и его здоровье»
Данный блок направлен на определение уровня освоения системы знаний о строении и жизнедеятельности организма человека.
«Эволюция живой природы»
Сюда включены задания, направленные на контроль: знаний о виде, движущих силах, направлениях и результатах эволюции органического мира; умений объяснять основные ароморфозы в эволюции растительного и животного мира, устанавливать взаимосвязь движущих сил и результатов эволюции.
«Экосистемы и присущие им закономерности»
Этот блок содержит задания, направленные на проверку: знаний об экологических закономерностях, о круговороте веществ в биосфере; умений устанавливать взаимосвязи организмов в экосистемах, выявлять причины устойчивости, саморазвития и смены экосистем.
Распределение заданий экзаменационной работы по содержательным разделам курса биологии
Разделы | Количество заданий | ||
Первая часть | Вторая часть | Вся работа | |
Биология как наука. | 1 | 1 | 2 |
Клетка как биологическая система. | 4-3 | 1 | 5-4 |
Организм как биологическая система. | 3-4 | 1 | 4-5 |
Система и многообразие органического мира. | 3 | 1 | 4 |
Организм человека и его здоровье. | 4 | 1 | 5 |
Эволюция живой природы. | 3 | 1 | 4 |
Экосистемы и их закономерности. | 3 | 1 | 4 |
Итого | 21 | 7 | 28 |