Золотой век русской культуры сочинение

Сочинение: Золотой век русской культуры

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. «ЗОЛОТОЙ ВЕК» РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЕГО ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

2. КУЛЬТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

3. КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

XIX век вобрал в себя, переосмыслил или развил многие тенденции, сложившиеся в русской культуре в Петровскую и послепетровскую эпохи, однако все еще остались неразрешенными главные проблемы прошлого столетия — государственное переуостройство общества, выбор между западным и славянским путями дальнейшего развития, положение крестьянства. Вероятно, именно поэтому ни один век русской истории не знал столько теорий, учений, вариантов обновления и «спасения» России, никогда державу не сотрясали столь многочисленные общественные движения: революционеры, разночинцы, нигилисты, анархисты, народники, марксисты…

Россия продолжала расширять свои территории и стала огромной страной-империей. Начатые в XVIII в. реформы и преобразования также продолжались, и Россия ускоренно изменялась, обретая свое законное место среди ведущих держав мира.

В сфере культуры XIX столетие стало для России временем невиданного взлета и расцвета. По богатству литературы, изобразительного искусства, музыки этот век несравним ни с каким другим периодом истории не только русской, но и мировой культуры. Если в XVIII в. Россия громко заявила всему миру о своем существовании, то в XIX в. она буквально ворвалась в мировую культуру, заняв там одно из самых почетных мест. Это произошло благодаря тому, что Россия подарила миру гениев в литературе, живописи, музыке, архитектуре, философии и тем самым внесла огромный вклад в сокровищницу общечеловеческой культуры. Именно в XIX в. российская культура, став классической, создала совершенные образы и произведения, на которые ориентировались многие поколения людей и художников в своей жизни и творчестве.

Все это позволяет назвать XIX век золотым веком русской культуры.

1. «ЗОЛОТОЙ ВЕК» РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЕГО ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

Восстание декабристов оказало огромное воздействие на дальнейшую эволюцию русской культуры. Последовал мощный подъем общественной и философской мысли — центральной стала проблема выбора пути развития, будущего России. Этот вопрос был не нов для страны, но теперь он оформился в виде двух важнейших течений духовной культуры — западничества и славянофильства. Оба течения отвергали режим самодержавия и крепостничества, но занимали противоположные позиции в понимании путей переустройства России.

Западники стояли на позициях культурного универсализма и рационализма. Они высоко ценили петровские реформы, выступали за развитие России по западному пути, считая его общим и неизбежным для всех народов. Западники были сторонниками европейской образованности, науки и просвещения, буржуазных преобразований, которые могли претворяться в жизнь, по их мнению, только путем реформ.

Славянофилы, напротив, стояли на позициях культурного релятивизма и православия. Они отрицательно оценивали петровские преобразования, нарушившие, по их мнению, естественную эволюцию России. Они выступали за принципиально иной путь развития России, нежели западноевропейский. Славянофилы настаивали на самобытном развитии России, делая акцент на ее религиозно-историческом и культурно-национальном своеобразии, опираясь на формы, способы и традиции, источниками которых были русская община, артель и православие.

Идеи славянофилов получили широкий общественный резонанс и положили начало развитию оригинального и самобытного направления в русской философии, основу, которого составил не западный рационализм, а православная религиозность. В познании истины западная философия отдает предпочтение разуму. Славянофилы разрабатывали концепцию целостности духа, согласно которой в познании участвовали все способности человека — чувства, разум, вера, воля и любовь.

Истина может принадлежать не отдельному человеку, а только коллективу людей, объединенному единой верой, надеждой и любовью, из чего рождается соборное сознание. Соборность, таким образом, противостоит индивидуализму и разобщенности. Главным регулятором отношений между людьми должна выступать истинная вера, носителем которой является православная церковь. Славянофилы были убеждены, что именно русское православие со всей возможной полнотой воплощает в себе подлинно христианские начала, тогда как католицизм и протестантизм отошли от истинной веры. В связи с этим они выдвинули идею о мессианской роли России в спасении человечества и мировой культуры.

К середине столетия «брожение умов» достигло своего апогея. Писатели, художники, композиторы той эпохи не остались в стороне от жгучих проблем современности. Общественно-политическая мысль и художественное творчество развивались в тесной взаимосвязи, порой перекликаясь и дополняя друг друга. Культура стала ярким и непосредственным отражением общественных проблем своего времени.

Наконец, культурно-исторический процесс в России XIX в. имел еще одну важную особенность, которая в немалой степени обусловила его результаты. Дело в том, что на протяжении столетия основными творцами и носителями русской культуры были два общественных слоя: в первой половине века дворянская интеллигенция, а во второй половине — разночинцы, т.е. образованные представители всех сословий буржуазии. Этот слой состоял в основном из выходцев из чиновнического, мещанского, купеческого и крестьянского сословий. Они привнесли в художественную культуру новое мироощущение, идеи и образы, увеличили число писателей, поэтов, художников и тем самым во второй половине столетия существенно изменили ее лицо. На этом основании культуру России XIX в. принято разделять на два основных этапа, временная граница между которыми проходит как раз по середине столетия, т.е. на рубеже 50—60-х гг.

2. КУЛЬТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В.

Культура первой половины XIX в. характеризовалась быстрой сменой направлений. В общественном сознании происходил постепенный отход от нормативности просветительской идеологии, лежавшей в основе стиля классицизма. И как следствие, усилилось внимание к человеку, его внутреннему миру, где чувство, а не долг выступало важным побудительным мотивом его поступков.

Широкое распространение и влияние в русской культуре начала века имел романтизм. В России он возник в переломную эпоху Отечественной войны 1812 г. Сутью романтического стиля было стремление противопоставить реальной действительности обобщенный идеальный образ, яркая индивидуальность и неповторимый облик которого не укладывались в рамки общепринятых стереотипов мышления и поведения. Личность находится в противоречии с окружающей ее реальностью — таково исходное положение романтизма. Дело в том, что романское искусство создавалось художниками, которые зачастую сами находились в сложном разладе с «враждебной действительностью». Они искали умиротворения в идеализированном прошлом, в народных преданиях, в тишине и покое природы. На почве увлеченности «вечной красотой» народного творчества возрождается интерес к самобытным истокам культуры.

Русский романтизм неотделим от общеевропейского, но при этом обладает ярко выраженной спецификой, обусловленной всем ходом предшествующего исторического и духовного развития. Внимание к отечественной истории было характерно для всей культуры в целом. К исторической проблематике обращались многие писатели, поэты, композиторы. Но русская художественная интеллигенция, в соответствии со своей миссией глашатая свободы и либерализма, не испытывала приверженности к абстракциям грез и иллюзий, к фантазиям, далеким от действительности. Окружающий мир воспринимался русскими художниками XIX в. как главный предмет творчества. Это стимулировало развитие реалистической образности, которая сочеталась с романтическими средствами выразительности. Историки русской культуры справедливо полагают, что романтизм стал важным звеном в общем процессе развития культуры от классицизма к реализму. Именно это одновременное переплетение стилей и способствовало рождению выдающихся произведений русского искусства.

В культуре «золотого века» литература сыграла главную стабилизирующую и созидательную роль, поскольку была, пожалуй, единственным видом искусства, который мог выразить наиболее полно потребности своего времени. Писатели-классики всегда тяготели к объемному, многомерному мировосприятию, сохраняющему многозначность и образность. Классическая литература XIX в. была больше чем литература. Она стала синтетическим художественным явлением, оказалась, по сути, универсальной формой общественного сознания, выполняя функции других видов искусства.

На характер и содержание русской культуры существенное влияние оказало движение декабристов, которое придало ей особые черты гражданственности и политического вольнолюбия. Это влияние послужило причиной для появления нового способа воспроизведения действительности, получившего впоследствии название критического реализма, одного из основных методов в русской литературе XIX в. Идеи борьбы и свободы личности нашли свое отражение в творчестве передовых русских писателей Пушкина, Гоголя, Лермонтова.

Начиная с Пушкина и Гоголя, русские писатели и поэты — И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.Н. Островский, Н.А. Некрасов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет и др. постоянно стремились воплотить в своем творчестве высокий социально-гуманистический нравственный идеал.

В первые десятилетия столетия архитектура, развиваясь в формах позднего классицизма — ампира, обретает особую торжественность. В отличие от дворцовых и храмовых построек предшествующей эпохи зодчие трудятся в основном над проектами зданий общественного и утилитарного характера: театров, министерств, казарм и т. д.Иными словами, облик архитектуры определяли постройки общегородского предназначения.

Первыми в русле позднего классицизма (ампира) в русской архитектуре творили А.Н. Воронихин и А.А- Захаров.

К началу 30-х гг. классицизм как ведущий стиль русской архитектуры совершенно исчерпал себя: подъем национального чувства, гражданский пафос служения отчизне, бывшие духовной основой классицизма первой четверти столетия, после поражения декабристов практически утратили свое значение. Именно в этом заключалась основная причина кризиса в архитектуре во второй трети XIX в. Внешне кризис проявился в утрате гармонии архитектурных форм, их чрезмерной геометричности, переусложненности декоративных деталей. Примером тому могут служить здания, вошедшие в ансамбль Исаакиевской площади в Петербурге, и главное из них — Исаакиевский собор, возведенный по проекту Огюста Монферрана.

В 30-х гг. в связи с упадком классицизма на смену ампиру пришли различные эклектические формы, в том числе получил распространение русско-византийский (или псевдорусский) стиль. Одним из ведущих архитекторов этого стиля был К.А. Тон — автор проектов храма Христа Спасителя, Большого Кремлевского дворца, Оружейной палаты.

С первых лет XIX в. в художественных вкусах российского общества заметны очевидные изменения в связи с отказом от художественных канонов классицизма. В русской живописи растет интерес к человеческой личности, жизни простых людей. Как и в литературе, в живописи мир романтических чувств соединился с реальными образами, вызвав к жизни новые имена художников и творческие открытия.

Развитие романтизма, а затем и реализма в изобразительном искусстве повлекло за собой серьезные перемены в академической живописи. В 30—50-х гг. идейные основы академизма, основанные на иерархической ценности жанров, все более устаревали. Художественные установки академизма вступали в противоречие с требованиями жизни и общественными задачами искусства. Все очевиднее становилась потребность в новых выразительных средствах в живописи. В этих условиях еще сохранялся приоритет исторического жанра, в то время как бытовой жанр в качестве самостоятельного еще не получил признания. Утверждение романтических идей предопределило тогда быстрое развитие портретного жанра в живописи.

В первой половине XIX в. русская музыкальная культура вступила в качественно новую эпоху своего развития. Под влиянием исторических событий 1812 г. композиторы все чаще обращались к героико-патриотическим и национальным сюжетам. На этой волне уже в первое десятилетие XIX в. многие композиторы тяготели к романтизму. Ведущим жанром того времени стал романс, а видными приверженцами этого жанра были А.А. Алябьев, А.Е. Варламов, Я.Н. Верстовский, П.П. Булахов, А.А. Турилев. Именно этими композиторами были написаны романсы, которые и поныне пользуются большой гяопулярностью: «Соловей» (Алябьев), «Тройка» (Булахов), «Вдоль по улице метелица метет», «На заре ты ее не буди» (Варламов), «Колокольчик;» (Гурилев).

Русская культура первой половины XIX в., отразив плодотворный диалог разных направлений, сделала важный шаг вперед. В творчестве художников всех видов искусства воплотилась идея русской национальной самобытности. Плодотворность этой идеи подтвердилась в еще более высоких достижениях литературы, живописи и музыки второй половины столетия.

3. КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIXВЕКА

Столичное дворянство было основным носителем культуры примерно до середины столетия, когда в России выдвинулись новые общественно-политические силы — разночинцы, выходцы из новых общественных слоев и революционно настроенная интеллигенция. Эти силы видели свою историческую миссию в решении двух основных проблем — образ России и судьба человека. Способы решения этих проблем получили разнообразное социально-политическое, нравственное, религиозное и духовное выражение. В творчестве писателей, композиторов, художников, архитекторов решение этих проблем и соответствующее их выражение обрели черты новой картины мира, сквозь призму которой произошла переоценка общественной роли и значимости культуры.

Кроме того, разночинцы сделали русскую культуру более социальной по проблематике и в значительно большей мере демократичной по направленности и формам. Отныне гораздо активнее и критически глубже осознаются главные социальные конфликты русской действительности. Никогда ранее культура так непосредственно не участвовала в крупных общественных движениях. Отсюда ее характерными чертами стали гражданственность, высокая нравственность и демократическая направленность.

Стиль реализма все более принимает критический характер и в этом качестве становится основным художественным направлением. Критический реализм существенно изменил общественные функции искусства, которое должно было не только воспроизводить и объяснять жизнь, но и выносить «приговор о явлениях ее».

Русская литература пореформенного времени подарила миру «яркое созвездие великих имен». Новое поколение писателей-реалистов пришло в литературу в 60—70-х гг. и предложило обществу новые темы, жанры, идейно-художественные принципы. Переосмысление и переработка старых принципов и форм изображения жизни привели к развитию жанра социально-бытового романа и повести. Выдающиеся достижения в этом жанре принадлежали И.С. Тургеневу, Ф.М. Достоевскому и Л.Н. Толстому.

Начало творческой деятельности Ивана Сергеевича Тургенева относится к 40-м гг., когда писатель увлекался философией романтизма. Под ее влиянием сформировалось жизненное кредо Тургенева — он был противником насильственных мер решения любых проблем, в том числе и социальных. Однако увлечение романтизмом прошло довольно быстро, и уже с середины 40-х гг. Тургенев становится писателем-реалистом.

На рубеже 40—50-х гг. в общественной жизни России все явственнее заявляло о себе новое поколение интеллигенции, отличавшееся резким радикализмом, неприятием крепостнических порядков. Тургенев первым из русских писателей вывел в своих романах «Накануне» и «Отцы и дети» героев, выражавших взгляды «новых людей». В этих романах он отразил конфликт поколений в форме антагонизма двух мировоззрений — дворянских либералов и революционеров-разночинцев. Взгляды новых героев эпохи писатель представил разрушительной силой, которая ломает привычные устои общественной жизни. При этом сам автор не одобряет их радикализма, но с симпатией и уважением относится к их нравственным устоям, смелости, самоотверженности, подвижничеству. Писатель (будучи сам дворянином) считает дворянство носителем высших духовных ценностей русской культуры. Вместе с тем он понимает, что «время» дворянства истекает и оно уже не способно активно противостоять экстремизму «новых людей». В своих романах писатель раскрывает лучшие черты русской дворянской интеллигенции, ее любовь к народу, преданность интересам страны. Эти качества служат оправданием того романтического пессимизма, которым проникнуты многие образы лучших людей дворянского сословия.

Совсем иную роль в русской культуре сыграл Федор Михайлович Достоевский, который внес неоценимый вклад в мировую культуру. Обладая уникальным даром пророчества и способностью к анализу человеческой души, писатель исповедовал идеи, выходящие за пределы представлений конкретного исторического времени в сферу «вечных» интересов людей.

Достоевский вошел в русскую литературу как сложившийся мастер. Уже в своих первых романах («Бедные люди») писатель обратился к проблеме «маленького человека». Однако, в отличие от своих предшественников, он не идеализирует бедность. Стремление показать реализм жизни заставило Достоевского отказаться от романтизации образов «простого народа». Он изображает их в соответствии с логикой характеров и правдой жизни.

60—70-е гг. стали самым важным этапом в творчестве Достоевского — им были написаны знаменитые романы — «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы». В этих романах он обосновал и развил целый ряд глубоких философских идей. Выражая свое несогласие с существующим миропорядком, писатель в то же время отрицает насильственные меры переустройства мира. Он считает, что особый исторический путь России и сближение народа с интеллигенцией помогут разрешить социальные проблемы без революционных потрясений. Достоевский предостерегал, что революционная практика способна взять на вооружение принцип «цель оправдывает средства». При этом писатель был убежден, что только одних социальных средств борьбы со злом недостаточно. Он считал, что человеку обязательно необходима нравственная опора, вера в Бога.

Лев Николаевич Толстой вошел в историю русской и мировой культуры не только как писатель-реалист, но и как основоположник русского нигилизма, создатель своеобразной философии и педагогики. Толстой видел свое предназначение в критике общественно-исторического опыта, а также философских, религиозных, этических учений. Писатель считал источником своих суждений мнение народа. Тема поисков нравственного идеала, соответствующего «естественной жизни» простых крестьян, проходит через все его сочинения (романы «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресенье», повести и драмы).

Творчество Толстого было посвящено изображению пореформенной России. В своих произведениях он поставил множество великих вопросов, передал настроение широких масс, их возмущение и протест против существующих порядков. Широкий охват действительности, глубочайшее проникновение в психологию человека, отражение истории народа через частную жизнь отдельного человека, неустанный поиск духовного идеала — все это делает феномен Толстого уникальным явлением русской и мировой литературы.

Изобразительное искусство пореформенного периода, так же как и литература, было тесно связано с бурными процессами общественной жизни. В нем отразились споры о путях преобразования России, жесткая оценка социальной действительности, народнические взгляды на крестьянство, извечный поиск нравственного идеала. Общественная функция живописи коренным образом изменилась. Если искусство классицизма подчинялось идее украшения жизни, то в искусстве 60—70-х гг. эстетическая сторона уже не считается главной. Художникам казалось гораздо более важным правдиво отразить социальные проблемы, мысли и чувства людей разных сословий. Стремление отразить, передать главное, отличающее свое время, просветительские убеждения и иллюзии породили критическую живопись.

Важнейшую роль в русском искусстве живописи того времени сыграли художники-передвижники, выступившие против официального академического классицизма с его устаревшими канонами.

По мере развития русской реалистической живописи у художников все чаще пробуждался интерес не к сиюминутным, а к «вечным» вопросам общественного бытия, ответить на которые помогала история. Талантливым выразителем жанра русской исторической живописи стал Василий Иванович Суриков.

К началу 80-х гг. радикализм, господствовавший в предыдущие 20 лет, утратил свой боевой характер, на смену ему пришло более спокойное восприятие действительности. В этой обстановке живопись получила возможность освободиться от диктата публицистики. В русском искусстве совершенно особое значение приобрел пейзаж. На художественных выставках 80-х гг. выставлялись преимущественно пейзажи. Замечательными мастерами, сумевшими раскрыть удивительную красоту, задушевность русской природы, стали A . И. Куинджи («Лунная ночь на Днепре»), И. Шишкин («Рожь»), И. Левитан («Над вечным покоем»), К. Саврасов («Грачи прилетели»), В.Д. Поленов («Заросший пруд») и др.

В русской музыке второй половины столетия отчетливо проступила тенденция к усвоению лучших достижений других видов художественной культуры, в особенности литературы. И это был не простой перевод с языка литературы на язык музыкальных образов; взаимодействуя с достижениями других искусств, музыка одновременно формировала свою картину мира и свои способы осмысления жизни и истории отечества. Поэтому музыкальное искусство этих лет отличается широким жанровым разнообразием. Совершенства достигло оперное искусство, которое использовало сюжеты русской истории, культуры, быта и раскрывало психологию национального характера. Появилась целая плеяда композиторов, в сочинениях которых центральное место занимали человек с его сложным душевным миром и народ, угнетенный, страдающий, но обладающий огромной нравственной силой. Назовем здесь А.П. Бородина («Князь Игорь»), МП. Мусоргского («Борис Годунов», «Хованщина»), Н.А. Римского-Корсакова («Псковитянка», «Царская невеста»).

Однако особую роль в музыкальной культуре пореформенного периода сыграл кружок петербургских композиторов, организованный М.А. Балакиревым и вошедший в историю под названием «Могучая кучка», или «Новая русская музыкальная школа». Этот коллектив, творческое содружество единомышленников, состоял из пяти русских композиторов — М.А. Балакирева, А.П. Бородина, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргского и Н.А. Римского-Корсакова.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Несмотря на то, что в истории практически нет эпох, которые не оказали бы сильнейшего влияния на последующий ход развития культуры, XIX век в России можно назвать самым ярким ее этапом. Это период роста национального самосознания, сформировавшегося в процессе борьбы против французского нашествия. Но одновременно с этим складывается и развивается резко критический взгляд на социальное устройство российской действительности. Результатом становится декабристское восстание, продемонстрировавшее появление нового менталитета русской интеллигенции и в определенной мере ознаменовавшее выделение этого слоя общества.

Общественная мысль этого периода пытается найти разрешение главных проблем времени: государственного переустройства, крестьянской реформы и самого человека. Так ищется путь, по которому должно идти российское общество. Взгляды мыслителей кардинально разделяются: не только славянофилы и западники, но и петрашевцы, народники, социалисты и т. д. предлагают свои кардинальные способы разрешения российских проблем.

Особого расцвета достигает в XIX веке русское искусство, во всех своих видах и формах явившее миру соцветие великих имен гениев мирового масштаба. В искусстве всего за одно столетие осуществился процесс развития самых различных стилей и направлений от классицизма до реализма.

Таким образом, русская культура второй половины XIX столетия вправе гордиться великими именами. Классического совершенства достигли литература, живопись и музыка. Произведения гениев русского искусства позволили раскрыть необъятный мир человеческой личности. Метод реализма был первой попыткой в познании этого мира. В русской культуре XIX века сформировались все предпосылки современной культуры России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Александров В.Н. История русской культуры. Минск, 2004.

2. Балакина Т.И. История отечественной культуры. М., 1994. Ч. 2.

3. Георгиева Т.О. История русской культуры. М., 1998.

4. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1997.

5. Лапшина Н.П. «Мир искусства». М,, 1997.

6. Мир русской культуры. М., 2004.

7. Садохин А.П. Культурология: теория и история культуры: Учебное пособие. — М.: Эксмо, 2007.

8. Серебряный век русской поэзии. М., 1993.

9. Серебряный век. Л., 1991.

10. Ценностный мир русской культуры. СПб., 1995.

Золотой век русской культуры

Золотой век русской культуры

Золотым веком русской культуры считается XIX в. (существует два под­хода к периодизации: либо с начала XIX в. до великих реформ, либо с начала XIX в. до конца 1880-х гг., то есть до начала серебряного века). Для развития культуры характерно:

    приобретение ярко выраженного национального характера; создание классических (то есть сохраняющих ценность вне време­ни) произведений мирового уровня; расцвет всех отраслей культуры; отражение в культуре основных социально-политических тенденций развития страны (войны 1812 г., движения декабристов, социального неравенства и борьбы, крепостничества, мощного общественного дви­жения, развития капиталистических отношений, урбанизации и пр.); постепенная демократизация культуры (вовлечение в ее сферу всех слоев населения; появление деятелей культуры не только из дворян), но при сохранении разделения на элитарную и народную.

Развитие русской культуры тормозилось сословным неравенством, крепостным правом и самодержавным строем (с его политикой цен­зуры и ограничения доступа к образованию). Во второй половине XIX в. выходцы из различный сословий, занимавшиеся умственным трудом и имевшие образование, составили новый социальный слой – интеллигенцию. Русскую культуру XIX в. делят на дореформенную (до 1860-х гг.) и пореформенную.

Loading…

Золотой век русской культуры

Золотой век русской культуры

Золотым веком русской культуры считается XIX в. (существует два под­хода к периодизации: либо с начала XIX в. до великих реформ, либо с начала XIX в. до конца 1880-х гг., то есть до начала серебряного века). Для развития культуры характерно:

  • приобретение ярко выраженного национального характера;
  • создание классических (то есть сохраняющих ценность вне време­ни) произведений мирового уровня;
  • расцвет всех отраслей культуры;
  • отражение в культуре основных социально-политических тенденций развития страны (войны 1812 г., движения декабристов, социального неравенства и борьбы, крепостничества, мощного общественного дви­жения, развития капиталистических отношений, урбанизации и пр.);
  • постепенная демократизация культуры (вовлечение в ее сферу всех слоев населения; появление деятелей культуры не только из дворян), но при сохранении разделения на элитарную и народную.

Развитие русской культуры тормозилось сословным неравенством, крепостным правом и самодержавным строем (с его политикой цен­зуры и ограничения доступа к образованию). Во второй половине XIX в. выходцы из различный сословий, занимавшиеся умственным трудом и имевшие образование, составили новый социальный слой – интеллигенцию. Русскую культуру XIX в. делят на дореформенную (до 1860-х гг.) и пореформенную.

Золотой век русской культуры


Золотой век русской культуры

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 1107.

Обновлено 1 Декабря, 2021

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 1107.

Обновлено 1 Декабря, 2021

Какой период русской культуры называют “Золотым веком”? Ответом на этот вопрос служат небывалые вершины в архитектуре, музыке, живописи, театре, достигнутые Россией в XIX веке. Наиболее крупный вклад в мировую культуру в этот век внесла русская литература.

Опыт работы учителем истории и обществознания — 11 лет.

Архитектура “Золотого века русской культуры”

После победы в Отечественной войне 1812 г. ведущим в России становится стиль, названный русским ампиром.

Ампир (от франц. – “империя”) – стиль позднего классицизма, для которого характерна предельная монументальность и использование военной эмблематики.

Самые известные архитектурные сооружения Золотого века русской культуры XIX века:

  • Казанский собор (А. Н. Воронихин);
  • Адмиралтейство (А. Д. Захаров);
  • Александринский театр (К. И. Росси);
  • Московский Большой театр (О. И. Бове).

Казанский собор в Петербурге

Рис. 1. Казанский собор в Петербурге.

В 30-50-е гг. XIX века на смену классицизму приходит “историзм” или “эклектика”.

ТОП-5 статей

которые читают вместе с этой

Топ похожих

Эклектика – направление в архитектуре, использующее сочетание различных исторических архитектурных стилей.

В России эклектика ярче всего представлена русско-византийским архитектурных стилем:

  • Храм Христа Спасителя;
  • Большой кремлевский дворец;
  • Здания железнодорожных вокзалов в Москве и Петербурге.

Музыка “Золотого века русской культуры”

Становление русской классической музыки и национальной музыкальной школы связано с именем М. И. Глинки. Он стал автором первых русских опер: “Жизнь за царя” и “Руслан и Людмила”.

В XIX веке русская музыка прославилась и другими великими композиторами:

  • Н. А. Римский-Корсаков;
  • П. И. Чайковский;
  • М. П. Мусоргский.

Живопись “Золотого века русской культуры”

В начале XIX века изобразительное искусство в России было представлено двумя основными направлениями: классицизм и романтизм.

На классических полотнах использовались библейские и мифологические сюжеты:

  • “Медный змий” Ф. А. Бруни;
  • “Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора” А. А. Иванова.

Романтизм представлен работами О. А. Кипренского и С. Ф. Щедрина.

Сплав классицизма и романтизма представляет собой творчество знаменитого русского художника – К. П. Брюллова.

На картине “Последний день Помпеи” изображен и сам К. П. Брюллов (с ящиком красок).

Последний день Помпеи. К. П. Брюллов

Рис. 2. Последний день Помпеи. К. П. Брюллов.

Во второй половине XIX века ведущим направление в живописи становится реализм.
Самые известные работы этого периода:

  • “Охотники на привале” В. Г. Петрова;
  • “Бурлаки на Волге” И. Е. Репина;
  • “Боярыня Морозова” В. И. Сурикова.

Театр в эпоху Золотого века

В 1824 г. была образована труппа Малого театра в Москве. В 1832 г. начал действовать Александринский театр в Петербурге.

Романтизм и сентиментализм постепенно уступают ведущую роль реализму. Основоположником реализма на русской театральной сцене является знаменитый актер – М. С. Щепкин.

Театр являлся одним из самых доступных видов искусства и пользовался большой популярностью в русском обществе. Реалистические традиции в актерском искусстве развивали следующие выдающиеся актеры:

  • М. П. и О. О. Садовские;
  • Г. Н. Федотова;
  • М. Н. Ермолова.

Литература “Золотого века русской культуры”

В XIX веке появилась и поднялась на недосягаемую высоту классическая русская литература. Сентиментализм (Н. М. Карамзин) и романтизм (В. А. Жуковский) в 30-е гг. сменяется реализмом. У истоков русского реализма стоят А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь.

Портрет А. С. Пушкина, худ. О. А. Кипренский

Рис. 3. Портрет А. С. Пушкина, худ. О. А. Кипренский.

Парадоксальным образом начало “Золотого века” в литературе приходится на годы реакции и жестокой цензуры Николая I.

Вторая половина XIX века – расцвет русской литературы с ее горячей проповедью христианской нравственности, справедливости и правды. Кратко о Золотом веке русской культуры XIX века в литературе говорят знаменитые имена русских писателей:

  • Л. Н. Толстой;
  • Ф. М. Достоевский:
  • А. П. Чехов;
  • И. С. Тургенев.

Заключение

Что мы узнали?

XIX век стал Золотым веком русской культуры, были созданы настоящие шедевры в живописи, скульптуре, архитектуре и музыке. Русские поэты и писатели, архитекторы, композиторы и художники внесли огромный вклад в развитие мировой культуры. Важная особенность русской культуры Золотого века – тревога за судьбы родины и всего человечества.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Наталия Курочкина

    8/10

  • Галина Кузьминых

    10/10

  • Инверсия Русс

    9/10

  • Оля Кунавина

    9/10

  • Лидия Кудрявцева

    8/10

  • Дмитрий Валиулин

    10/10

  • Анастасия Тихонова

    10/10

  • Елена Варшавская

    8/10

  • Ирина Олейник

    10/10

  • Светлана Абакшина

    8/10

Оценка доклада

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 1107.


А какая ваша оценка?

Реферат на тему: «Золотой век» русской культуры

Содержание:

Введение

Культура-одна из важнейших сфер общественной жизни. Вы не можете понять настоящее, не зная прошлого. Исторический и культурный опыт прошлого помогает решать проблемы настоящего. Предмет истории культуры имеет свое содержание и специфику в ряде исторических дисциплин. История культуры предполагает, прежде всего, всестороннее изучение ее областей — истории науки и техники, быта, образования и общественной мысли, фольклористики и литературоведения, искусствоведения и др.
Для каждой культуры одинаково вредны как национальная изоляция, ведущая к застою, так и игнорирование национальных традиций, составляющих ее внутреннюю основу и придающих ей устойчивость. Активное взаимодействие с другими культурами играет большую роль в развитии любой культуры, в том числе и русской. Однако состояние русской культуры определялось прежде всего внутренними процессами, а не внешними влияниями.
XIX век занимает особое место в истории русской культуры. Это подъем Духа, культурный подъем, который по праву можно считать великим русским Ренессансом. Сорок русских писателей дали духовную пищу двум векам всего человечества! Девятнадцатый век уникален, прежде всего, своими философскими и нравственными поисками свободы, справедливости, человеческого братства и всеобщего счастья.

«Золотой век» русской культуры

Начало XIX века — время культурного и духовного подъема России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа. Рост национального самосознания народа в этот период оказал огромное влияние на развитие литературы, изобразительного искусства, театра и музыки. Самодержавно-феодальный строй с его кастовой политикой тормозил развитие культуры России. Дети не дворянского происхождения получали начальное образование в приходских школах. Для детей дворян и чиновников были созданы гимназии, они давали право поступать в университет. В первой половине XIX века в России было создано семь университетов. В дополнение к существующему Московскому университету были созданы Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский, Петербургский и Киевский университеты. Высшие государственные чиновники готовились в привилегированных учебных заведениях — средних школах.
Консервативный характер политической культуры царской России, экономические противоречия и подъем культуры. Особенности русской культуры. Золотой век русской культуры. Пушкин, Лермонтов и Гоголь. Нравственные искания Толстого и Достоевского. Расцвет музыкальной культуры: Глинка, Римский-Корсаков, Чайковский и др. Достижения российской науки. «Мир искусства», Русский символизм. «Золотой век» русской философии.
Чтобы понять особенности русской культуры XIX и начала XX веков, необходимо знать характер политики, экономики и права Российской империи. В результате петровских реформ в России произошло установление абсолютной монархии и законодательное оформление бюрократии, что особенно ярко проявилось в» золотой век » Екатерины II. Начало XIX века ознаменовалось министерской реформой Александра I, который на практике проводил линию на укрепление феодально-абсолютистского строя с учетом нового «духа времени», прежде всего влияния Великой Французской революции 1789 г. на умы, на русскую культуру. Одним из архетипов этой культуры является любовь к свободе, воспетая русской поэзией, начиная с Пушкина и кончая Цветаевой. Создание министерств ознаменовало дальнейшую бюрократизацию управления и совершенствование центрального аппарата Российской империи. Одним из элементов модернизации и европеизации российской государственной машины является создание Государственного Совета, в функции которого входила централизация законодательных дел и обеспечение единообразия правовых норм. Министерская реформа и образование Государственного Совета завершили реорганизацию центральных органов власти, существовавших до 1917 года. После отмены крепостного права в 1861 году Россия твердо встала на путь капиталистического развития. Однако политическая система Российской империи была насквозь пронизана крепостным правом. В этих условиях бюрократия превратилась в» флюгер», стремящийся обеспечить интересы буржуазии и дворянства, такая же ситуация сохранялась и позже, в эпоху империализма. Можно сказать, что политическая система России носила консервативный характер, и это тоже нашло отражение в законе. Последнее является смешанным правом, поскольку в нем переплетаются нормы феодального и буржуазного права. В связи с развитием буржуазных отношений в 70-е годы прошлого века был принят «Русский Гражданский кодекс», скопированный с Кодекса Наполеона, в основе которого лежало классическое римское право.

Политическая система и право выражают особенности экономического развития России в XIX веке, когда в недрах крепостного права сформировался новый, капиталистический способ производства. Основной областью, где новый способ производства формировался раньше и интенсивнее, была промышленность. Для России первой половины прошлого века характерно широкое распространение мелкой промышленности, преимущественно крестьянской. В сфере обрабатывающей промышленности, производившей предметы массового потребления, господствующее положение занимали мелкие крестьянские промыслы. Развитие крестьянской промышленности изменило экономический облик деревни и саму жизнь крестьянина. В промышленных деревнях процессы социального расслоения крестьянства и его отрыва от сельского хозяйства были более интенсивными, а конфликт между капиталистическими явлениями и феодальными отношениями-более острым. Но так было только в наиболее экономически развитом центральном промышленном районе, в то время как в других районах преобладало натуральное хозяйство. И только после 1861 года. В России была осуществлена промышленная революция, но зарождавшаяся русская буржуазия зависела от царизма, ей были свойственны политическая инертность и консерватизм. Все это наложило свой отпечаток на развитие русской культуры, придало ей противоречивый характер, но, в конечном счете, способствовало ее высокому подъему.
Действительно, крепостное право, державшее крестьянство во мраке и угнетении, царский произвол, подавлявший всякую живую мысль, и общая экономическая отсталость России по сравнению с западноевропейскими странами препятствовали культурному прогрессу. И все же, несмотря на эти неблагоприятные условия и даже вопреки им, Россия в XIX веке совершила поистине гигантский скачок в развитии культуры, внесла огромный вклад в мировую культуру. Этот подъем русской культуры был обусловлен рядом факторов. Прежде всего, она была связана с процессом формирования русской нации в критическую эпоху перехода от феодализма к капитализму, с ростом национального самосознания и являлась его выражением. Большое значение имело то, что подъем русской национальной культуры совпал с началом революционно-освободительного движения в России.
Важным фактором, способствовавшим интенсивному развитию русской культуры, было ее тесное общение и взаимодействие с другими культурами. Мировой революционный процесс и передовая западноевропейская общественная мысль оказали сильное влияние на культуру России. Это был расцвет немецкой классической философии и французского утопического социализма, идеи которого были широко популярны в России. Нельзя забывать и о влиянии наследия Московской Руси на культуру XIX века: усвоение старых традиций позволило прорасти новым росткам творчества в литературе, поэзии, живописи и других сферах культуры. Н. Гоголь, Н. Лесков, П. Мельников-Печерский, Ф. Достоевский и другие создавали свои произведения в традициях древнерусской религиозной культуры.  А вот творчество других гениев русской литературы, чье отношение к православной культуре более противоречиво-от А. Пушкина и Л. Толстого до А. Блок-несет несмываемую печать, свидетельствующую о православных корнях. Даже скептически настроенный И. С. Тургенев дал образ русской народной святости в повести «Живые мощи». Большой интерес представляют картины М. Нестерова, М. Врубеля, К. Петрова-Водкина, истоки творчества которых восходят к православной иконописи. Древнее церковное пение (знаменитый распев), а также позднейшие опыты Д. Бортнянского, П. Чайковского и С. Рахманинова стали яркими явлениями в истории музыкальной культуры.
Русская культура воспринимала лучшие достижения культур других стран и народов, не теряя своей самобытности и, в свою очередь, влияя на развитие других культур. Например, религиозная русская мысль оставила значительный след в истории европейских народов. Русская философия и богословие оказали влияние на западноевропейскую культуру в первой половине XX века. Благодаря трудам В. Соловьева, С. Булгакова, П. Флоренского, Н. Бердяева, М. Бакунина и многих других.  Наконец, важнейшим фактором, давшим мощный толчок развитию русской культуры, была «гроза двенадцатого года». Подъем «патриотизма» в связи с Отечественной войной 1812 года способствовал не только росту национального самосознания и формированию декабризма, но и развитию русской национальной культуры, писал В. Белинский: «1812 год, потрясший всю Россию, пробудил национальное самосознание и национальную гордость.» Культурно-исторический процесс в России в XIX-начале XX веков имеет свои особенности. Наблюдается заметное ускорение его темпов, обусловленное вышеперечисленными факторами. Таким образом, с одной стороны, происходит дифференциация (или специализация) различных видов культурной деятельности (особенно в науке), а с другой-усложнение культурного процесса, т. е. более «соприкосновение» и взаимодействие различных областей культуры: философии и литературы, литературы, искусства и музыки и т. д. Следует отметить также более диффузное взаимодействие компонентов русской национальной культуры — официальной («высокой» профессиональной) культуры, покровительствуемой государством (Церковь теряет свою духовную силу), и культуры народных масс («фольклорный» пласт), которая берет свое начало в недрах восточнославянских племенных союзов, сформировавшихся в Древней Руси и продолжающих свое полнокровное существование на протяжении всей истории страны. В недрах официальной государственной культуры существует слой «элитарной» культуры, служащей правящему классу (аристократии и королевскому двору) и обладающей особой чувствительностью к иноземным новшествам. Достаточно вспомнить романтические картины О. Кипренского, В. Тропинина, К. Брюллова, А. Иванова и других крупных художников XIX века.

Начиная с XVII века формировалась и развивалась «третья культура», самодеятельная и ремесленная, с одной стороны, опирающаяся на фольклорные традиции, а с другой — тяготеющая к формам официальной культуры. Во взаимодействии этих трех слоев культуры, часто противоречивых, преобладает тенденция к единой национальной культуре, основанной на сближении элементов официального искусства и фольклора, вдохновленной идеями национальности и народности. Эти эстетические принципы утверждались в эстетике Просвещения (П. Плавильщиков, Н. Львов, А. Радищев), были особенно важны в эпоху декабризма в первой четверти XIX века (К. Рылеев, А. С. Пушкин) и приобрела принципиальное значение в творчестве и эстетике реалистического типа в середине XIX века.
Интеллигенция, первоначально состоявшая из образованных людей двух привилегированных сословий — духовенства и дворянства,-все более активно участвует в формировании русской национальной культуры. В первой половине XVIII в. есть интеллигенция-разночинцы, а во второй половине этого века появляется особая социальная группа — крепостная интеллигенция (актеры, художники, архитекторы, музыканты, поэты). Если в XVIII-первой половине XIX века ведущая роль в культуре принадлежит дворянской интеллигенции, то во второй половине XIX века-разночинцам. В состав разнородной интеллигенции (особенно после отмены крепостного права) вливаются люди из крестьян. В целом разночинцы были образованными представителями либерально-демократической буржуазии, принадлежавшими не к дворянству, а к бюрократии, мещанству, купечеству и крестьянам. Этим объясняется такая важная особенность культуры России XIX века, как начавшийся процесс ее демократизации. Она проявляется в том, что деятели культуры постепенно становятся не только представителями привилегированных классов, хотя и продолжают занимать ведущее место. Увеличивается число писателей, поэтов, художников, композиторов, ученых из непривилегированных классов, в частности из крепостного крестьянства, но главным образом из разночинцев.

Художественная литература

В XIX веке литература стала ведущей областью русской культуры, чему способствовала, прежде всего, ее тесная связь с прогрессивно-освободительной идеологией. Ода Пушкина «Вольность», его «Послание в Сибирь» декабристам и «Ответ» на это послание декабриста Одоевского, сатира Рылеева «Временщику» (Аракчееву), стихотворение Лермонтова «На смерть поэта», письмо Белинского к Гоголю были, по сути, политическими памфлетами, боевыми, революционными призывами, вдохновлявшими передовую молодежь. Дух противостояния и борьбы, присущий творчеству прогрессивных писателей России, сделал русскую литературу того времени одной из активных общественных сил.
Даже на фоне всех богатейших классиков мира русская литература xix века-явление исключительное. Можно было бы сказать, что это похоже на Млечный Путь, ясно видимый в усеянном звездами небе, если бы некоторые из писателей, прославивших его, не выглядели больше как ослепительные светила или независимые «вселенные». Только имена А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя, Ф. Достоевского, Л. Толстого сразу вызывают представления о необъятных художественных мирах, о многообразии идей и образов, которые по-своему преломляются в сознании новых и новых поколений читателей.  Впечатления, произведенные этим «золотым веком» русской литературы, прекрасно выразил Т. Манн, говоря о ее «необыкновенном внутреннем единстве и цельности», «тесной сплоченности ее рядов, преемственности ее традиций». Можно сказать, что поэзия Пушкина и проза Толстого-это чудо; не случайно Ясная Поляна была интеллектуальной столицей мира в прошлом веке.
Русский поэт А. С. Пушкин был основоположником русского реализма, и его роман в стихах «Евгений Онегин», который В. Белинский назвал энциклопедией русской жизни, был высшим выражением реализма в творчестве великого поэта. Выдающимися образцами реалистической литературы являются историческая драма «Борис Годунов», роман «Капитанская дочка», «Дубровский» и др. Мировое значение Пушкина связано с осознанием общечеловеческого значения созданной им традиции. Он проложил путь литературе М. Лермонтова, Н. Гоголя, И. Тургенева, Л. Толстого, Ф. Достоевского и А. Чехова, который по праву стал не только фактом русской культуры, но и важнейшим моментом духовного развития человечества.

Пушкинские традиции продолжил его младший современник и преемник М. Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени», во многом созвучный пушкинскому роману «Евгений Онегин», считается вершиной лермонтовского реализма. Творчество русского поэта Михаила Лермонтова явилось высшей точкой в развитии русской поэзии послепушкинского периода и открыло новые пути в эволюции русской прозы. Его главным эстетическим ориентиром является творчество Байрона и Пушкина периода «южных поэм» (пушкинский романтизм). Русский «байронизм» (это романтический индивидуализм) характеризуется культом титанических страстей и экстремальных ситуаций, лирической экспрессией, сочетающейся с философским самопоглощением. Поэтому понятно тяготение Лермонтова к балладе, романсу, лирико-эпической поэме, в которой особое место принадлежит любви. Метод психологического анализа Лермонтова, «диалектика чувств», оказал сильное влияние на последующую литературу.
В направлении от доромантических и романтических форм к реализму развивалось и творчество Гоголя, оказавшееся решающим фактором в последующем развитии русской литературы. В его «Вечерах на хуторе близ Диканьки» концепция Малороссии — этого славянского древнего Рима — художественно реализована как целый континент на карте мироздания, с Диканькой как ее своеобразным центром, как центром как национальной духовной специфики, так и национальной судьбы. Однако Гоголь является основателем «натуральной школы» (школы критического реализма); к 30-е-40-м годам прошлого века Н. Чернышевский назвал Гоголевский период русской литературой. «Мы все вышли из гоголевской шинели», — образно сказал Достоевский, описывая влияние Гоголя на развитие русской литературы. В начале XX века. Гоголь получает мировое признание и с этого момента становится активной и все возрастающей фигурой мирового художественного процесса, постепенно реализуя глубокий философский потенциал своего творчества.
Особого внимания заслуживает творчество гениального Льва Толстого, ознаменовавшего новый этап в развитии русского и мирового реализма, перекинувшего мост между традициями классического романа XIX века и литературой XX века.. Новизна и сила реализма Толстого непосредственно связаны с демократическими корнями его искусства, его мировоззрением и его нравственными исканиями; реализм Толстого характеризуется особой правдивостью, откровенностью тона, прямотой и, следовательно, сокрушительной силой и остротой в разоблачении социальных противоречий. Особым явлением в русской и мировой литературе является роман «Война и мир»; в этом уникальном явлении искусства Толстой соединил форму психологического романа с размахом и многоплановостью эпической фрески. Прошло более ста лет с тех пор, как первая часть романа появилась в печати, и за это время сменилось много поколений читателей. И неизменно «Войну и мир» читают люди всех возрастов-от юношей до стариков. Современный писатель Юй назвал этот роман вечным спутником человечества. Нагибин в «Войне и мире», посвященной одной из самых разрушительных войн XIX века, » утверждает нравственную идею торжества жизни над смертью, мира над войной, которая приобрела огромное значение в конце XX века. Поистине титанический характер нравственных исканий другого великого русского писателя, Достоевского, поражает еще и тем, что он, в отличие от Толстого, не дает анализа эпических масштабов. Она не дает описания того, что происходит, она заставляет нас «уйти в подполье», чтобы увидеть то, что происходит на самом деле, она заставляет нас видеть себя в самих себе. Благодаря своей удивительной способности проникать в самую человеческую душу, Достоевский одним из первых, если не самым первым, описал современный нигилизм. Его характеристика этого настроения неизгладима, и она все еще очаровывает читателя своей глубиной и необъяснимой точностью. Античный нигилизм был связан со скептицизмом и эпикурейством, его идеалом была благородная безмятежность, достижение душевного спокойствия перед лицом превратностей судьбы. Нигилизм Древней Индии, который произвел столь глубокое впечатление на Александра Македонского и его окружение, в философском отношении был чем-то похож на позицию древнегреческого философа Пиррона Елисейского и вылился в философское созерцание пустоты. Для Нагарджуны и его последователей нигилизм был порогом религии. Но современный нигилизм, хотя он и основан на интеллектуальном убеждении, не ведет ни к философскому бесстрастию, ни к блаженному состоянию невозмутимости. Это скорее неспособность творить и утверждать, духовный недостаток, а не философия. Многие неприятности в нашей жизни происходят от того, что «человек из подполья» заменил собой настоящего человека.

Достоевский искал избавления от нигилизма не в самоубийстве и не в отрицании, а в утверждении и радости. Ответом на нигилизм, которым болен интеллигент, является живительная » наивность «Дмитрия Карамазова, переполняющая радость Алеши — героев романа «Братья Карамазовы». В невинности простых людей — опровержение нигилизма. Мир Достоевского-это мир мужчин, женщин и детей, как обычных, так и необычных. Одни переполнены заботами, другие похотью, одни бедны и веселы, другие богаты и печальны. Это мир святых и злодеев, идиотов и гениев, благочестивых женщин и ангельских детей, мучимых своими отцами. Это мир преступников и добропорядочных граждан, но врата рая открыты для всех: они могут спастись или обречь себя на вечное проклятие. В записных книжках Достоевского есть самая мощная мысль, в которой все теперь покоится, из которой все исходит: «бытие существует только тогда, когда ему угрожает небытие. Бытие начинает быть только тогда, когда ему угрожает небытие.» Миру грозит гибель, мир может — должен! -спастись красотой, красотой духовно — нравственного подвига-так читают сегодня Достоевского, так заставляет нас читать его сама действительность нашего времени.

Музыкальная культура

В XIX веке, наряду с удивительным развитием литературы, происходят и самые яркие взлеты музыкальной культуры России, причем музыка и литература находятся во взаимодействии, которое обогащает другие художественные образы. Если, например, Пушкин в своей поэме «Руслан и Людмила» дал органическое решение идее национального патриотизма, найдя соответствующие национальные формы для ее реализации, то М. Глинка открыл новые, потенциальные варианты в сказочно-героическом сюжете Пушкина и обновил его, как бы предлагая другой романтический вариант эпоса, с характерным для него «универсальным» размахом и «рефлексивными» персонажами. В своем стихотворении Пушкин, как известно, перевернул масштаб классического эпоса, иногда пародируя его стиль: «Я не Омер… Он может петь» обеды греческих дружин»; Глинка пошел другим путем — с помощью колоссальной картины «набухания» его опера вырастает изнутри в многонациональную музыкальную эпопею. Его герои из патриархальной Руси попадают в мир Востока, их судьбы переплетаются с магией северного мудреца Финна. Здесь пушкинский сюжет переосмысливается в сюжет драмы, опера Глинки-прекрасный пример воплощения гармонии равнодействующих сил, которая закрепляется в сознании музыкантов как «руслановское» начало, то есть романтическое начало.
Значительное влияние на развитие музыкальной культуры России в XIX веке оказало творчество Гоголя, неразрывно связанное с проблемой национальности. Гоголевские сюжеты легли в основу опер «Майская ночь» и «Ночь перед Рождеством» Н. Римского-Корсакова, «Сорочинская ярмарка» М. Мусоргского, «Кузнец Вакула» П. Чайковского и т. д. Римский-Корсаков создал целый»сказочный» мир опер: от «Майской ночи» и «Снегурочки» до «Садко», для которого характерен некий идеальный мир в его гармонии. Сюжет «Садко» основан на различных вариантах новгородского эпоса-рассказах о чудесном обогащении Гусляра, его странствиях и приключениях. Римский-Корсаков определяет «Снегурочку» как сказочную оперу, называя ее» картиной из Безначальной и Бесконечной Летописи Берендеевского царства». Расцвету русской музыкальной культуры способствовало творчество П. И. Чайковского, который написал много прекрасных произведений и привнес в эту область новое. Таким образом, его опера «Евгений Онегин» носила экспериментальный характер, которую он осторожно называл не оперой, а «лирическими сценами». Новаторская сущность оперы заключалась в том, что она отражала тенденции новой передовой литературы. «Лаборатория» поисков Чайковского характеризуется тем, что он использует в опере традиционные формы, которые привносят в музыкальное исполнение необходимую «дозу» зрелищности. В своем стремлении создать «интимную», но мощную драму Чайковский хотел добиться на сцене иллюзии повседневной жизни с ее повседневными разговорами. Он отказался от эпического тона пушкинского повествования и увел роман от сатиры и иронии в лирическое звучание. Именно поэтому лирика внутреннего монолога и внутреннего действия, движение эмоционального состояния и напряжения вышли в опере на первый план.

Развитие науки

В XIX — начале xx веков русская наука достигла значительных успехов: в математике, физике, химии, медицине, агрономии, биологии, астрономии, географии, в области гуманитарных исследований. Об этом свидетельствует даже простое перечисление имен блестящих и выдающихся ученых, внесших значительный вклад в отечественную и мировую науку: С. М. Соловьева, Т. Н. Грановского, И. И. Срезневского, Ф. И. Буслаева, Н. И. Пирогова, И. И. Мечникова, И. М. Сеченова, И. П. Павлова, П. Л. Чебышева, М. В. Остроградского, Н. И. Лобачевского, Н. Н. Зинина, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеев, Э. Х. Ленц, Б. С. Якоби, В. В. Петров, К. М. Баер, В. В. Докучаев, К. А. Тимирязев, В. И. Вернадский и др. В качестве примера рассмотрим работу В. И. Вернадского, гения русской науки , основоположника геохимии, биогеохимии и радиологии. Его учение о биосфере и ноосфере в настоящее время стремительно входит в различные отрасли естествознания, особенно в физическую географию, ландшафтную геохимию, нефтегазовую геологию, рудные месторождения, гидрогеологию, почвоведение, биологические науки и медицину. История науки знает многих выдающихся исследователей отдельных областей естествознания, но гораздо реже встречаются ученые, которые своей мыслью охватили все знания о природе своей эпохи и попытались дать им синтез. Так было во второй половине XV — начале XVI веков. Леонардо да Винчи, в XVIII в. М. В. Ломоносов и его французский современник Ж.-Л. Бюффон, в конце XVIII и первой половине XIX в. — Александр Гумбольдт. Наш величайший натуралист В. И. Вернадский стоит в одном ряду с этими светилами научной мысли по структуре мысли и широте охвата явлений природы, но он работал в эпоху неизмеримо возросшей информации в естествознании, принципиально новых методов и методик исследования.

В. И. Вернадский был исключительно эрудированным ученым, свободно владел многими языками, следил за всей мировой научной литературой, состоял в личном общении и переписке с крупнейшими учеными своего времени. Это позволяло ему всегда быть на переднем крае научного знания и заглядывать далеко вперед в своих выводах и обобщениях. Еще в 1910 году в записке «О необходимости изучения радиоактивных минералов Российской империи» он предсказал неизбежность практического использования колоссальной мощности атомной энергии. В последние годы, в очевидной связи с началом коренных изменений во взаимоотношениях человека и природы, интерес к его научной работе стремительно возрос как у нас, так и за рубежом. Многие идеи В. И. Вернадского начинают в должной мере цениться только сейчас.
Под редакцией Дягилева с 1899 по 1904 год выходил журнал «Мир искусства», состоявший из двух отделов: художественного и литературного. Последний отдел издавал сначала труды религиозно-философского плана под редакцией Д. Мережковского и 3. Гиппиус, а затем труды по теории эстетики символистов во главе с А. Белым и В. Брюсовым. В редакционных статьях первых номеров журнала четко сформулированы основные положения «мира художников» об автономии искусства, о том, что проблемы современного искусства и культуры вообще являются исключительно проблемами художественной формы и что главной задачей искусства является воспитание эстетических вкусов русского общества, прежде всего через знакомство с произведениями мирового искусства. Надо отдать им должное: благодаря «миру искусства» английское и немецкое искусство действительно было оценено по-новому, а главное, живопись русского XVIII века стала открытием для многих. и архитектура петербургского классицизма. Можно сказать, что» серебряный век » русской культуры-это век высокой культуры и виртуозности, культуры вспоминания предшествующей национальной культуры, культуры цитирования. Русская культура этого времени представляет собой синтез старинных дворянских и разнородных культур. Значительным вкладом «Мира искусства» является организация грандиозной исторической выставки русской живописи от иконописи до современности за рубежом.
Рядом с» миром искусства» наиболее заметным направлением рубежа веков стал символизм — многогранное явление, не укладывающееся в рамки «чистого» учения. Краеугольным камнем направления является символ, который заменяет образ и соединяет платоновское царство идей с миром внутреннего опыта художника. Среди наиболее выдающихся западных представителей символизма или близкородственных — Малларме, Рембо, Верлен, Уорхорн, конечно, нет, Рильке… Русские символисты — А. Блок, А. Белый, В. Иванов, Ф. Соллогуб, И. Анненский, К. Бальмонт и др. — они опирались на философские идеи от Канта до Шопенгауэра, от Ницше до В. Соловьева, а их любимым афоризмом была тютчевская строчка «мысль сказанная есть ложь». Русские символисты верили, что «идеальные порывы духа» не только поднимут их над завесами обыденности, обнажат трансцендентную сущность бытия, но и сокрушат «крайний материализм», равнозначный «титаническому мещанству». Поэтов-символистов объединяли общие черты мировоззрения и поэтического языка. Наряду с требованиями «чистого», «свободного» искусства символисты подчеркивали индивидуализм, доходящий до себялюбия, воспевали таинственный мир; им близка тема «стихийного гения», близка по духу ницшеанскому «сверхчеловеку». — И я хочу, но не могу любить людей. Я чужой среди них», — сказал Мережковский. -Мне нужно то, чего нет на свете, — эхом отозвался Гиппиус. — Настанет день конца вселенной. И только мир грез вечен», — утверждал Брюсов.
Конец XIX — начало XX века-это русский философский Ренессанс, Золотой век русской философии. Показательно отметить, что философская мысль серебряного века русской культуры, представляющая собой золотой самородок, родилась как наследница и продолжательница традиций русской классической литературы. По словам Р. А. Гальцевой, » … в русской культуре происходит нечто вроде литературно-философской эстафеты, а еще шире-эстафеты искусства и философии, из сферы художественного созерцания накопленная здесь сила переносится в область философского понимания и наоборот.» Так развивалась связь русской классики с философским возрождением конца века, которое представлено именами В. Соловьева, В. Розанова, С. Булгакова, Н. Бердяева, Л. Шестова, Г. Федотова, С. Франка и др.

Заключение

История русской культуры-это наше духовное богатство. Культура содержит в себе память народа, через культуру каждое новое поколение, входя в жизнь, чувствует себя частью этого народа.

Культура развивается непрерывно, и каждое поколение людей опирается на то, что было создано их предшественниками.

Время и пренебрежение потомками привели к утрате многих памятников культуры. Но история русской культуры показывает, что помимо потерь были и находки и открытия. Так, много веков спустя “Слово о Полку Игореве «вернулось в нашу культуру, и духовное значение русской литературы возродилось. Так, были восстановлены древнерусские иконы, открытые под несколькими слоями поздней живописи. Заново осваивается русская немарксистская философия, в нашу культуру приходят литература и искусство русского зарубежья xx века.

История русской культуры не ограничивается национальными границами. Русские русские внесли огромный вклад в русскую культуру, а также русские по рождению деятели, отдавшие свои силы и талант культурному развитию народов России и других стран.

Русская культура формировалась и развивается сегодня как одна из ветвей могучего древа мировой общечеловеческой культуры. Ее вклад в мировой культурный прогресс неоспорим: это и культурные научные открытия, и шедевры литературы и искусства, и, пожалуй, самое главное, верность гуманистическим идеалам.

Овладение культурным богатством человечества становится все более постоянной потребностью времени, и изучение истории русской культуры становится чрезвычайно важным для общества.

Список литературы

  1. Валошин М. Лирики творчества. М., 2009
  2. Ильина Т. В. История искусства. Русское и советское искусство. Москва, 2010
  3. Зезина М. Р., Кошман Л. В., Шульгин В. С. История русской культуры. Москва, 2007
  4. Пушкин в русской философской критике. Москва, 2008
  5. Федотов г. п. судьба и грехи России. В 2-х т., 2009

Реферат на тему: «Золотой век» русской культуры

  • Реферат на тему: СМИ в истории позднего СССР и современной России
  • Реферат на тему: С чего началось и как формировалось крепостное право в России в 17-18 вв.
  • Реферат на тему: Европеизация Руси при Петре Первом
  • Реферат на тему: История развития педагогической антропологии в России
  • Реферат на тему: Нелинейность роста знаний. Концепции Т. Куна
  • Реферат на тему: Причин отмены социально-политических ограничений для некоторых слоев советского общества и введения социального равенства по Конституции 1937 г.
  • Реферат на тему: Кодекс законов о браке семье и опеке РСФСР в 1926 г.
  • Реферат на тему: П .С. Столыпин и его реформа
  • Реферат на тему: Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1924 г.
  • Реферат на тему: Изображение сложного пути советской интеллигенции в романах Ю. Бондарева «Берег, «Выбор», «Игра»
  • Реферат на тему: Управленческие идеи народников
  • Реферат на тему: История электрификации Вятской губернии конца 19 века — 20-е годы 20 века

«Золотым» веком российской культуры по праву считается 19  век. Именно в этом веке достигнуты были небывалые ранее успехи русского изобразительного искусства, русской архитектуре, литературе, скульптуре, философии, музыке и театре.

Изобразительное искусство

В первую половину 19  века главенствующая роль в изобразительном искусстве принадлежала таким направлениям, как романтизм и классицизм. В стиле романтизма работали художники Щедрин С.Ф. и Киперский О.А.. В классическом стиле работали художники Иванов А.А., Бруни Ф.А., их работы были связаны с мифологическими и библейскими сюжетами. В смешении этих двух стилей работал знаменитый художник Брюлов К.П.. Вторая половина века представлена в основном в стиле реализма, такими художниками, как: Репин И.Е., Петров В.Г, Суриков В.И..

Архитектура

В архитектуре главная роль принадлежала позднему классицизму, который называется «Русский Ампир». К самым ярким постройкам этого стиля можно отнести следующие архитектурные строения:

— Казанский собор (г. Санкт-Петербург, 1811 год);

— Адмиралтейство (г. Санкт-Петербург, 1823 год);

— Александрийский театр (г. Санкт-Петербург, 1832 год)

— Триумфальная арка (г. Москва, 1834 год);

— Большой театр (г. Москва, 1856 год);

— Иссаевский собор (г. Санкт-Петербург, 1858 год).

Также в 19  веке архитекторы активно в проектировании и сооружении зданий стали использовать стиль электика, который включает в себя совмещение нескольких исторических стилей. Примеры стиля электика ярко выражены в таких строениях:

— Оружейная палата (г. Москва, 1806 год);

— Храм Христа Спасителя (г. Москва, 1812 год);

— Строения вокзалов железной дороги (г. Москва, г. Санкт-Петербург, в 1842 году был составлен и одобрен проект зданий);

— Большой Кремлевский дворец (г. Москва, 1849 год).

Перечисленные строения относятся к смешению русского и византийского стилей. К концу 19  века архитекторы стали массово проявлять интерес к зодчеству в сочетании с русской архитектурой 16 и 17 веков. Изначально такие строения возводились из дерева, для построения маленьких деревянных домиков. Чуть позже строения в этом стиле стали возводить из белого и красного кирпичей, а для украшения фасада зданий использовали широкие колонны. В декорирование зданий широко применяли металлы, из которых ковали различные крупные элементы преимущественно с растительным орнаментом.

Литература

Девятнадцатый век – это, конечно же, время зарождения и колоссального развития русской литературы, которая сейчас стала классической, золотой, и получила мировую известность. Русская литература очень смело и уверенно взяла на себя роль главной духовной защитницей страдающего от постоянного угнетения русского народа и была его совестью.

Так же, как и в драматургии вначале преобладали такие стили, как романтизм и сентиментализм. Романтизм предполагает поклонение культу природы. Родоначальником романтизма по праву считается Жуковский В.А., а также такие поэты и писатели, как, Батюшков К.Н., Давыдов Д.В., Дельвига А.А, Тютчев Ф.И., Вяземский П.А., Языков Н.М., Баратынский Е.А., и самая ранняя поэзия А.С. Пушкина.

Сентиментализм появился в русской литературе, как вызов, протест, был ярым противником ложного классицизма. Сентиментализм является полной противоположностью романтизма. Представителями сентиментализма были Карамзин Н.М. и Дмитриев И.И.. В сентиментализме доминатом самой человеческой природы являются только чувства, разум вообще не учитывался. Главные герои произведений отличаются своей особой индивидуальностью, которые очень искренне способны сопереживать несчастьям других людей, помогать им.

Русский литературный романтизм и реализм напрямую взаимосвязаны с идейными направлениями, которые существовали ранее, еще в 18 веке, только в более активной форме, что породило множество проявлений, исходящих из этих стилей.

Чуть позже на смену романтизма и сентиментализма пришло новое направление в русской литературе, как реализм. Представителями, которого стали: Лермонтов М.Ю., Пушкин А.С., Гоголь Н.В. и другие поэты и писатели.

Ближе во второй половине века появляется в творчестве писателей произведения на темы моральной и христианской этики, поиски правды и справедливости. Яркими представителями этого направления являются: Тургенев И.С., Достоевский Ф.М., Толстой Л.Н., Чехов А.П..

Скульптура

В первой половине века произошел расцвет российской скульптуры, начавшийся с монументального искусства. В это время скульпторы в крупных масштабах изготавливали памятники и надгробия выдающимся людям того периода.

К выдающимся скульптором золотого века относится имя Федора Ивановича Шубина. Ему удавалось создавать с невероятной точности схожести бюстовые портреты. Из самых ярких работ можно выделить бюсты Екатерины II, Ломоносова М.В..

Представителем стиля классицизма в русской скульптуре стал Мартос Иван Петрович. Началом его творчества стали работы в мемориальном жанре. Чуть позже Мартос меняет стиль своих работ на монументальный. Его самые известные работы:

— скульптурный монумент Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому, который изготовлен из цинка, меди, олова и других материалов (город Москва);

— скульптурный монумент Ломоносову М.В. (город Архангельск);

— скульптурный монумент Ришелье (город Одесса).

Ивану Петровичу удалось внести величайший вклад в единство архитектуры и скульптуры при строительстве знаменитого собора Казанского (город Санкт-Петербург).

Успешно работал в декоративно-монументальной скульптуре Феодосий Федорович Щедрин. В своих работах он с невероятным мастерством сумел передать все величество России. К самым известным его работам относятся все статуи, выполненный для Адмиралтейства в городе Санкт-Петербург.

Также в жанре декоративно-монументальной скульптуры работали скульпторы Василий Иванович Демут-Малиновский и Степан Степанович Пименов. Эти два очень талантливых скульптора трудились над убранством арок и фасадов дворцов, театров и различных строений в городе Санкт-Петербург.

Ближе к середине 19  века в развитии скульптуры происходят изменения в передачи образов, они теряют свою монументальность, а обретают более реальные черты. Эти очень явные изменения в развитии скульптуры ярко выражены в работах Бориса Ивановича Орловского. Его самые знаменитые работы:

— памятник Кутузову М.И.;

— памятник Баркалаю-де-Толли.

Ближе к концу 19  века в русской скульптуре образовались такие течения, как: импрессионизм, символизм и модерн.

Философия

Из самых известных направлений развития философии в золотом веке русской культуры:

— философия декабристов;

— философия по творчеству Чаадаева П.Я;

— монархическая и религиозная консервативная философия;

— философские взгляды Толстого Л.Н и Достоевского Ф.М.;

— философские взгляды либералов;

— демократическо-революционная философия.

Философия декабристов представляла собой творчество писателей и поэтов декабристов, таких как: Песталь П.И., Якунин И.Д., Кюхельбекер В.К. и других.

Философия по творческому пути Чаадаева Петра Яковлевича разделялась на человеческую философию и историческую. Чаадаев рассматривал человека, как соединение, которое состоит из нескольких субстанций. Первая субстанция по его учениям – материальная, которая предполагает, что человеческая жизнь должна протекать только в коллективе, ведь это и есть, как он считал тот самый главный фактор, что отличает животных от людей. Петр Яковлевич был ярым противником индивидуализма, так как считал его одним целым с эгоизмом. Второй субстанцией по Чаадаеву является духовная миссия человека. Петр Яковлевич считал, что именно христианская вера — мощный стержень, способный двигать историю.

Философия либералов представляла собой всеединческое объединение духовной и материальных сторон бытия, ведь Бог – это добро, поэтому они яро веровали в Божественную мудрость.

Философия демократическо-революционная представляла собой полное отвержение экономического, общественно-политического строя. Представителями этого течения в философии были: Плеханов Г.В., Михайловский Н.К., Лавров П.Л. и другие.

Музыка

19 век для музыкальной культуры был очень плодотворным. Весь мир обрел замечательные произведения, ставшие великолепной классикой, таких композиторов, как Даргомыжский Александр Сергеевич, Мусоргский Модест Петрович, Балакирев Милий Алексеевич, Чайковский Петр Ильич и другие. Это великолепное наследие, достояние, в виде бессмертных произведений, которые нам достались от золотого 19  века, служат как неиссякаемый источник вдохновения.

Театральная деятельность

Огромной популярностью среди других искусств в обществе занимал русский театр. В начале века главенствующую роль занимали такие стили театрального творчества, как сентиментализм и романтизм. Стиль романтизм в театральной деятельности получил свое развитие из-за мотивов недовольствия, разочарованности в суровой действительности главных героев пьес. Самым ярким актером того века, представляющий этот стиль является знаменитый актер – Яковлев Алексей Семенович.

Важную роль на развитие театральной деятельности также оказали философские взгляды писателей, участвующих в российском оппозиционном движении. Драматурги создавали сюжеты на темы противостояния политическим угнетениям, с очень смелыми и вольнолюбивыми героями, способные на подвиг ради своей родины. Самой яркой представительницей актеров того века, работающей в этом стиле была актриса Семенова Екатерина Семеновна.

На смену этим двум направлениям главенствующая роль начала принадлежать реализму. Родоначальником русского реализма можно по праву считать знаменитого актера Щепкина Михаил Семенович.

Культура России XIX в. – это невиданный
взлет в вершинах своего достижения. Ни
в какое другое время в России не рождалось
столько гениев мировой величины.

Вспомним их имена: А.С. Пушкин, М.Ю.
Лермонтов, М.И. Глинка, И.С. Тургенев,
К.П. Брюллов, Н.В. Гоголь, Н.Н. Некрасов,
Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, И.Н.
Крамской, И.Е. Репин, М.П. Мусоргский,
Н.С. Лесков.

Это далеко не полный перечень тех великих
мастеров, имена которых озаряли золотой
век русской культуры.

Золотой век был подготовлен всем
предшествующим развитием русской
культуры, и в особенности Петровскими
реформами.

С начала века в обществе наблюдается
небывалый подъем патриотизма. Еще более
усилившийся с началом войны 1812 г., он
способствовал углублению понимания
национальной общности.

Усиливалось развитие реалистических
тенденций и национальных черт культуры.

Культурным событием колоссальной
важности стало появление «Истории
государства Российского» Н.М. Карамзина.
Автор первым почувствовал, что самым
важным в наступающем веке в русской
культуре будет решение проблемы
национальной самоидентичности.

Следом за Карамзиным шел Пушкин, решающий
задачу соотнесения своей национальной
культуры с другими культурами. Затем
появилось «Философское письмо» П.Я.
Чаадаева.

Особое место в культуре XIX в. занимала
литература. Классики русской литературы
всегда тяготели к объемному мировосприятию.
Классическая литература XIX в. стала
больше, чем просто литературой.

Она стала синтетическим явлением
культуры. Многие просвещенные люди
строили свою жизнь на основе литературных
образов.

К середине века русская культура
становится все более известной на
Западе. Н.И. Лобачевский, положивший
начало современным представлениям о
строении Вселенной, стал первым
прославившимся за рубежом российским
ученым.

П. Мериме открыл Европе Пушкина. В Париже
был поставлен «Ревизор» Гоголя.

Во второй половине XIX в. европейская
и мировая известность русской культуры
усиливается в первую очередь благодаря
литературе.

Произведения И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого,
Ф.М. Достоевского получили мировую
известность. Впервые культурный обмен
между Россией и Европой приобрел
двусторонний характер. Русская культура
приобрела европейское и мировое значение.

Но, несмотря на все грандиозные достижения
культуры золотого века, глубокий
культурный раскол не был преодолен. По
переписи населения России в 1897 г.
было только немногим более 20 % населения
грамотных.

Роковым для страны стал террор 1 марта
1881 г. Равновесие в культуре нарушилось.

Возобладали радикальные модернистские
идеи в своем разрушительном виде.
Золотому веку русской культуры пришел
конец.

Начало XX в. – это серебряный век
русской культуры. Российская изящная
словесность никогда не знала такого
богатого поэтического разнообразия:
А. Блок, С. Есенин, В. Маяковский, В.
Хлебников, В. Брюсов, И. Северянин, Н.
Гумилев. Окончательно оформилось течение
космизма, которое сформировалось еще
во второй половине XIX в. Представителями
этого течения были писатели, философы,
ученые: Д.И. Менделеев, К.Э. Циолковский,
В.С. Соловьев. Н.Ф. Федоров, П.А. Флоренский,
В.И. Вернадский и др.

Их объединяло убеждение в том, что
развитие человечества приобретает все
более общепланетарный характер.

Космос и человек, природа и человек
оказываются неотделимыми, и надо уметь
изучать будущее человечества и будущее
природы вместе.

Вершиной научного направления в космизме
стало учение В.И. Вернадского о ноосфере,
очень актуальное и в наши дни.

Согласно этому учению человечество
становится основной силой, определяющей
своей деятельностью эволюцию Земли, и
на определенной стадии оно должно будет
принять на себя ответственность за
будущее биосферы для сохранения
возможности своего существования и
дальнейшего развития. Биосфера должна
превращаться в ноосферу, т. е. в сферу
разума.

Сложилась самобытная русская философия.
Ее выдающимися представителями стали
Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Л.И. Шис-тов,
П.А. Флоренский, И.А. Ильин и др.

Одной из особенностей русской философии,
по словам А.Ф. Лосева, было «чисто
внутреннее, интуитивное познание сущего,
его скрытых глубин, которые могут быть
постигнуты не посредством сведения к
логическим понятиям и определениям, а
только в символе, в образе посредством
силы воображения».

Русская культура в XIX – начале XX вв.
находилась на грани крупных перемен,
которые не состоялись из-за революции.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Золотой билет на экзамене
  • Золотое правило этики сочинение по православию
  • Золотое перо конкурс сочинений
  • Золотое звено магистрали уложено у поселка куанда егэ
  • Золотовалютные резервы влияют на объем ввп егэ

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии