Значение социализации для стабильности социальных отношений (примеры).
Социализация это процесс формирования личности человека, в результате которого он приобщается к принятым в обществе правилам, учится взаимодействовать с другими людьми, у него формируются интересы, взгляды, свои мысли. В процессе социализации человек формирует свое мировоззрение и начинает воспринимать мир как единую картину со своими законами и правилами. Через социализацию, человек учится взаимодействовать с другими людьми, совершать совместную деятельность, разрешать конфликты, отстаивать свои интересы. Социализация у человека продолжается всю его жизнь, именно поэтому, н легко меняет информацию об изменчивом мире с его непостоянными законами и правилами.
Примеры влияния социализации на стабильность социальных отношений:
1 — благодаря социализации человек приобщается к принятым в обществе законам, что соответственно, будет способствовать его правомерному поведению.
2- благодаря социализации человек будет осведомлен о существующих в данном обществе наказания за правонарушения и не будет нарушать законы, дабы не быть привлеченным к ответственности.
3 — благодаря социализации человек учится находить общий язык с другими людьми,, что будет способствовать избежанию лишних конфликтов в обществе.
Используя обществоведческие знания, подтвердите тремя аргументами значение социализации для стабильности социальных отношений.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Общество — это система реальных отношений, в которые вступают люди в своей повседневной деятельности. Как правило, они не взаимодействуют друг с другом случайным или произвольным образом. Их отношения характеризуются социальной упорядоченностью. Социологи эту упорядоченность — переплетение взаимоотношений людей в повторяющихся и устойчивых формах — называют социальной структурой. Она находит своё выражение в системе социальных позиций и распределении в ней людей.
Социальная структура придаёт нашему групповому опыту целенаправленность и организованность. Благодаря социальной структуре мы связываем в своём сознании определённые факты нашего опыта, называя их, например, «семья», «церковь», «квартал» (в смысле района проживания)…
Социальная структура даёт ощущение того, что жизнь организована и стабильна. Рассмотрим, например, социальную структуру университета. Каждую осень проводится набор новых студентов, и каждое лето ещё одна группа заканчивает университет. Деканаты определяют стипендии и управляют учебным процессом. Всё время новые студенты, преподаватели и деканы проходят через эту систему и в положенное время выходят из неё. И всё же, хотя конкретные люди, из которых состоит университет, со временем меняются, университет продолжает существовать. Точно так же семья, рок-группа, армия, коммерческая компания, религиозная община и нация — это социальные структуры. Таким образом, социальная структура предполагает наличие постоянных и упорядоченных взаимосвязей между членами группы или общества.
…социальные структуры ограничивают наше поведение и направляют наши действия в определённое русло. Поступив в университет, вы чувствуете себя сначала как-то неловко, потому что ещё не вписались в новое окружение. Традиции и обычаи университета — это социальная структура, которую приняла данная организация за многие годы регулярного взаимодействия между студентами, преподавателями и руководством.
Использование статичной структурной терминологии для описания и анализа социальной жизни не должно скрывать от нас динамичные и меняющиеся характеристики социальной структуры. Университет — это не некий устойчивый организм, который после своего создания продолжает непрерывно и однообразно функционировать. Вся социальная упорядоченность должна постоянно создаваться и воспроизводиться путём переплетения и стабилизации социальных отношений. Поэтому организованная социальная жизнь всегда претерпевает модификации и изменения.
(Ю. Волков u др.)
Общество — это система реальных отношений, в которые вступают люди в своей повседневной деятельности. Как правило, они не взаимодействуют друг с другом случайным или произвольным образом. Их отношения характеризуются социальной упорядоченностью. Социологи эту упорядоченность — переплетение взаимоотношений людей в повторяющихся и устойчивых формах — называют социальной структурой. Она находит своё выражение в системе социальных позиций и распределении в ней людей.
Социальная структура придаёт нашему групповому опыту целенаправленность и организованность. Благодаря социальной структуре мы связываем в своём сознании определённые факты нашего опыта, называя их, например, «семья», «церковь», «квартал» (в смысле района проживания)…
Социальная структура даёт ощущение того, что жизнь организованна и стабильна. Рассмотрим, например, социальную структуру университета. Каждую осень проводится набор новых студентов, и каждое лето ещё одна группа заканчивает университет. Деканаты определяют стипендии и управляют учебным процессом. Всё время новые студенты, преподаватели и деканы проходят через эту систему и в положенное время выходят из неё. И всё же, хотя конкретные люди, из которых состоит университет, со временем меняются, университет продолжает существовать. Точно так же семья, рок-группа, армия, коммерческая компания, религиозная община и нация — это социальные структуры. Таким образом, социальная структура предполагает наличие постоянных и упорядоченных взаимосвязей между членами группы или общества.
..Социальные структуры ограничивают наше поведение и направляют наши действия в определённое русло. Поступив в университет, вы чувствуете себя сначала как-то неловко, потому что ещё не вписались в новое окружение. Традиции и обычаи университета — это особенности социальной структуры, которую приняла данная организация за многие годы регулярного взаимодействия между студентами, преподавателями и руководством.
Использование статичной структурной терминологии для описания и анализа социальной жизни не должно скрывать от нас динамичные и меняющиеся характеристики социальной структуры. Университет — это не некий устойчивый организм, который после своего создания продолжает непрерывно и однообразно функционировать. Вся социальная упорядоченность должна постоянно создаваться и воспроизводиться путём переплетения и стабилизации социальных отношений. Поэтому организованная социальная жизнь всегда претерпевает модификации и изменения.
(По Ю. Волкову и др.)
Презентация-тренажёр для подготовки к сдаче ЕГЭ по обществознанию в 11 классе в 2019-2020 учебном году. Вариант 4.
Презентацию подготовил учитель истории и обществознания МОУ «СОШ с. Перекопное Ершовского района Саратовской области» имени Героя Советского Союза Киреева В.И. Ермаков И.А.
№ 1.
Виды издержек
характеристики
Постоянные издержки
Вложение средств для обеспечения стабильных расходов в процессе производства.
… издержки
Особенные затраты, которые можно легко скорректировать без ущерба для деятельности в зависимости от изменения объёмов выпуска продукции.
Запишите слово, пропущенное в таблице. Тема «Издержки фирмы в краткосрочном периоде».
№ 1.
Виды издержек
характеристики
Постоянные издержки
Вложение средств для обеспечения стабильных расходов в процессе производства.
Переменные издержки
Особенные затраты, которые можно легко скорректировать без ущерба для деятельности в зависимости от изменения объёмов выпуска продукции.
Запишите слово, пропущенное в таблице. Тема «Издержки фирмы в краткосрочном периоде».
№ 2.
В приведённом ниже ряде найдите понятие, которое обобщает/включает все остальные представленные понятия.
Глобализация; доступность товаров; интернационализация оказания услуг; свобода передвижения по миру; обострение проблем нелегальной миграции.
№ 2.
В приведённом ниже ряде найдите понятие, которое обобщает/включает все остальные представленные понятия.
Глобализация; доступность товаров; интернационализация оказания услуг; свобода передвижения по миру; обострение проблем нелегальной миграции.
№ 3.
Ниже приведён ряд признаков. Все они, за исключением двух, относятся к чувственному познанию.
- Ощущение цвета, вкуса, запаха; 2) абстрактность; 3) наглядность; 4) обобщённость; 5) предметность; 6) воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.
Найдите два признака, относящиеся к рациональному познанию.
№ 3.
Ниже приведён ряд признаков. Все они, за исключением двух, относятся к чувственному познанию.
- Ощущение цвета, вкуса, запаха; 2) абстрактность; 3) наглядность; 4) обобщённость; 5) предметность; 6) воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.
Найдите два признака, относящиеся к рациональному познанию.
№ 4.
Выберите верные суждения об обществе и социальных изменениях.
- Революция как форма социальных изменений, как правило, предполагает резкие качественные изменения общественных отношений.
- Общество состоит из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.
- Гуманистический критерий прогресса связывают с ростом производства и повышением производительности труда.
- Общество является динамичной системой.
- Возвращение общества к изжившим себя социальным структурам называют регрессом.
№ 4.
Выберите верные суждения об обществе и социальных изменениях.
- Революция как форма социальных изменений, как правило, предполагает резкие качественные изменения общественных отношений.
- Общество состоит из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.
- Гуманистический критерий прогресса связывают с ростом производства и повышением производительности труда.
- Общество является динамичной системой.
- Возвращение общества к изжившим себя социальным структурам называют регрессом .
№ 5.
Установите соответствие между характерными чертами и типами (разновидностями) культуры: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Характерные черты
А) приоритетное развитие развлекательных жанров
Б) сложность содержания
В) создание анонимными творцами, передача в устной традиции
Г) необходимость специальной подготовки зрителей к восприятию произведений
Д) коммерческая направленность произведений
Типы (разновидности) культуры
- массовая
- элитарная
- народная
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: А Б В Г Д
№ 5.
Установите соответствие между характерными чертами и типами (разновидностями) культуры: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Характерные черты
А) приоритетное развитие развлекательных жанров
Б) сложность содержания
В) создание анонимными творцами, передача в устной традиции
Г) необходимость специальной подготовки зрителей к восприятию произведений
Д) коммерческая направленность произведений
Типы (разновидности) культуры
- массовая
- элитарная
- народная
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: А Б В Г Д
1 2 3 2 1
№ 6.
Виталий П. увлекается философией, он стремится познать окружающий мир и своё место в нём, много времени уделяет самопознанию и самосовершенствованию. Найдите в приведённом списке выделенные по разным классификациям характеристики данной потребности Виталия.
- материальная
- идеальная
- ложная
- биологическая
- подлинная
- духовная
№ 6.
Виталий П. увлекается философией, он стремится познать окружающий мир и своё место в нём, много времени уделяет самопознанию и самосовершенствованию. Найдите в приведённом списке выделенные по разным классификациям характеристики данной потребности Виталия.
- материальная
- идеальная
- ложная
- биологическая
- подлинная
- духовная
№ 7.
Выберите верные суждения о безработице.
1) Безработицей называют социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения, желающего трудиться, не может найти себе работу.
2) Сезонная безработица характерна для периода экономического кризиса и является следствием спада производства.
3) Массовая безработица приводит к снижению уровня жизни большинства населения.
4) Невозможность трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы разной квалификации порождает циклическую безработицу.
5) Неосведомлённость безработных о подходящих им вакансиям может быть причиной фрикционной безработицы.
№ 7.
Выберите верные суждения о безработице.
1) Безработицей называют социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения, желающего трудиться, не может найти себе работу.
2) Сезонная безработица характерна для периода экономического кризиса и является следствием спада производства.
3) Массовая безработица приводит к снижению уровня жизни большинства населения.
4) Невозможность трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы разной квалификации порождает циклическую безработицу.
5) Неосведомлённость безработных о подходящих им вакансиям может быть причиной фрикционной безработицы.
№ 8.
Установите соответствие между примерами и функциями государства в рыночной экономике.
Примеры
А) оплата листка временной нетрудоспособности (больничного)
Б) выплата пособий многодетным семьям
В) организация работы общественного транспорта
Г) строительство федеральной сети автомобильных дорог
Д) обеспечение бесплатного для граждан основного общего образования
Функции государства в рыночной экономике
- социальное обеспечение населения
- производство общественных благ
Запишите в таблице выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: А Б В Г Д
№ 8.
Установите соответствие между примерами и функциями государства в рыночной экономике.
Примеры
А) оплата листка временной нетрудоспособности (больничного)
Б) выплата пособий многодетным семьям
В) организация работы общественного транспорта
Г) строительство федеральной сети автомобильных дорог
Д) обеспечение бесплатного для граждан основного общего образования
Функции государства в рыночной экономике
- социальное обеспечение населения
- производство общественных благ
Запишите в таблице выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: А Б В Г Д
1 1 2 2 2
№ 9.
Представьте, что Вы помогаете учителю оформить презентацию к уроку обществознания по теме «Инфляция». Один из слайдов называется «Меры, способствующие снижению инфляции». Что из перечисленного следует включить в этот слайд?
- увеличение расходов государства на социальные нужды
- девальвация национальной валюты
- изъятие «лишних» денег центральным банком
- отказ от повышения заработной платы и пенсий
- переход на натуральный обмен
- эмиссия денег
№ 9.
Представьте, что Вы помогаете учителю оформить презентацию к уроку обществознания по теме «Инфляция». Один из слайдов называется «Меры, способствующие снижению инфляции». Что из перечисленного следует включить в этот слайд?
- увеличение расходов государства на социальные нужды
- девальвация национальной валюты
- изъятие «лишних» денег центральным банком
- отказ от повышения заработной платы и пенсий
- переход на натуральный обмен
- эмиссия денег
№ 10.
На графике отражено изменение спроса на услуги работающих на коммерческой основе центров детского творчества на соответствующем рынке (линия спроса D переместилась в новое положение D1). (Р- цена услуг, Q- количество услуг.) Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение?
- увеличение количества бесплатных кружков и секций в школах
- открытие новых игровых развлекательных центров и аквапарков
- Укрупнение учреждений дополнительного образования
- повышение популярности художественного образования детей
- снижение числа школьников
№ 10.
На графике отражено изменение спроса на услуги работающих на коммерческой основе центров детского творчества на соответствующем рынке (линия спроса D переместилась в новое положение D1). (Р- цена услуг, Q- количество услуг.) Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение?
- увеличение количества бесплатных кружков и секций в школах
- открытие новых игровых развлекательных центров и аквапарков
- Укрупнение учреждений дополнительного образования
- повышение популярности художественного образования детей
- снижение числа школьников
№ 11.
Выберите верные суждения о социальных конфликтах.
- Социальные конфликты происходят только в социальной сфере общественной жизни.
- Социальный конфликт отражает противоречие интересов различных социальных групп.
- Государство может выступить в роли арбитра для сторон социального конфликта.
- Социальные конфликты могут быть спровоцированы политикой государства.
- Все социальные конфликты протекают в явной форме.
№ 11.
Выберите верные суждения о социальных конфликтах.
- Социальные конфликты происходят только в социальной сфере общественной жизни.
- Социальный конфликт отражает противоречие интересов различных социальных групп.
- Государство может выступить в роли арбитра для сторон социального конфликта.
- Социальные конфликты могут быть спровоцированы политикой государства.
- Все социальные конфликты протекают в явной форме.
№ 12.
В странах Z и Y армия комплектуется на основе всеобщей воинской обязанности. В ходе социологических опросов жителей этих стран попросили определить их отношение к службе в армии. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы.
1) Доля тех, кто считает, что каждый настоящий мужчина должен пройти службу в армии, в стране Z больше, чем в стране Y.
2) В стране Z мнение о службе в армии как о бессмысленном и опасном занятии популярнее мнения о службе в армии как о долге гражданина.
3) Равные доли опрошенных в каждой стране затруднились с ответом.
4) В стране Y мнение о том, что каждый настоящий мужчина должен пройти службу в армии, популярнее мнения о службе в армии как долге гражданина, который надо отдать государству даже в случае противоречия собственным интересам.
5) Равные доли опрошенных в каждой стране считают службу в армии долгом каждого гражданина.
№ 12.
В странах Z и Y армия комплектуется на основе всеобщей воинской обязанности. В ходе социологических опросов жителей этих стран попросили определить их отношение к службе в армии. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы.
1) Доля тех, кто считает, что каждый настоящий мужчина должен пройти службу в армии, в стране Z больше, чем в стране Y.
2) В стране Z мнение о службе в армии как о бессмысленном и опасном занятии популярнее мнения о службе в армии как о долге гражданина.
3) Равные доли опрошенных в каждой стране затруднились с ответом.
4) В стране Y мнение о том, что каждый настоящий мужчина должен пройти службу в армии, популярнее мнения о службе в армии как долге гражданина, который надо отдать государству даже в случае противоречия собственным интересам.
5) Равные доли опрошенных в каждой стране считают службу в армии долгом каждого гражданина.
№ 13.
Выберите верные суждения о выборах Президента РФ.
- Президент РФ избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
- Выбора Президента РФ проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации.
- Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет.
- В соответствии с Конституцией РФ выборы Президента РФ назначает Государственная Дума Федерального Собрания РФ.
- Президент РФ избирается сроком на пять лет.
№ 13.
Выберите верные суждения о выборах Президента РФ.
- Президент РФ избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
- Выбора Президента РФ проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации.
- Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет.
- В соответствии с Конституцией РФ выборы Президента РФ назначает Государственная Дума Федерального Собрания РФ.
- Президент РФ избирается сроком на пять лет.
№ 14.
Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Функции
А) назначение на пост Председателя Центрального банка РФ
Б) осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан
В) объявление амнистии
Г) обеспечение проведения в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики
Д) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ
Субъекты государственной власти РФ
- Совет Федерации
- Государственная Дума
- Правительство РФ
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: А Б В Г Д
№ 14.
Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Функции
А) назначение на пост Председателя Центрального банка РФ
Б) осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан
В) объявление амнистии
Г) обеспечение проведения в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики
Д) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ
Субъекты государственной власти РФ
- Совет Федерации
- Государственная Дума
- Правительство РФ
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: А Б В Г Д
2 3 2 3 1
№ 15.
В стране Z прошли парламентские выборы. Какие признаки из перечисленных ниже позволяют сделать вывод о том, что выборы проходили по мажоритарной системе?
- возможно выдвижение независимых беспартийных кандидатов
- количество депутатов парламента зависит от процента голосов, полученных партией
- граждане голосуют прежде всего за программу партии, а не за конкретных людей
- предусмотрено голосование по одномандатным округам
- победу одерживает кандидат, получивший большинство голосов на выборах
- голосование проводится по спискам политических партий
№ 15.
В стране Z прошли парламентские выборы. Какие признаки из перечисленных ниже позволяют сделать вывод о том, что выборы проходили по мажоритарной системе?
- возможно выдвижение независимых беспартийных кандидатов
- количество депутатов парламента зависит от процента голосов, полученных партией
- граждане голосуют прежде всего за программу партии, а не за конкретных людей
- предусмотрено голосование по одномандатным округам
- победу одерживает кандидат, получивший большинство голосов на выборах
- голосование проводится по спискам политических партий
№ 16.
Найдите в приведённом списке положения, характеризующие основы конституционного строя РФ.
- Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ равноправны между собой.
- Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является её многонациональный народ.
- Гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.
- Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста.
- Необоснованный отказ в заключении трудового договора запрещается.
№ 16.
Найдите в приведённом списке положения, характеризующие основы конституционного строя РФ.
- Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ равноправны между собой.
- Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является её многонациональный народ.
- Гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.
- Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста.
- Необоснованный отказ в заключении трудового договора запрещается.
№ 17.
Выберите верные суждения о трудовых правоотношениях в РФ.
- Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Трудовым кодексом РФ.
- Фактическое допущение работника к работе без ведома или поручения работодателя либо его уполномоченного на это представителя запрещается.
- К обязательствам для включения в трудовой договор относят условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).
- Заключение трудового договора по общему правилу допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет.
- Трудовые договоры могут заключаться только на срок не более пяти лет.
№ 17.
Выберите верные суждения о трудовых правоотношениях в РФ.
- Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Трудовым кодексом РФ.
- Фактическое допущение работника к работе без ведома или поручения работодателя либо его уполномоченного на это представителя запрещается.
- К обязательствам для включения в трудовой договор относят условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).
- Заключение трудового договора по общему правилу допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет.
- Трудовые договоры могут заключаться только на срок не более пяти лет.
№ 18.
Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учёте или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учёте и не пребывающие в запасе. Установите соответствие между категориями граждан и условиями освобождения/отсрочки от призыва на военную службу: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Категории граждан
А) признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья
Б) имеющие ребёнка и воспитывающие его без матери ребёнка
В) проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу
Г) признанные в установленном законом порядке временно не годными к военной службе по состоянию здоровья,- на срок до одного года
Д) имеющие предусмотренную государственной системой научной аттестации учёную степень
Условия
- освобождение от призыва от военной службы
- отсрочка от призыва на военную службу
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: А Б В Г Д
№ 18.
Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учёте или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учёте и не пребывающие в запасе. Установите соответствие между категориями граждан и условиями освобождения/отсрочки от призыва на военную службу: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Категории граждан
А) признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья
Б) имеющие ребёнка и воспитывающие его без матери ребёнка
В) проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу
Г) признанные в установленном законом порядке временно не годными к военной службе по состоянию здоровья,- на срок до одного года
Д) имеющие предусмотренную государственной системой научной аттестации учёную степень
Условия
- освобождение от призыва от военной службы
- отсрочка от призыва на военную службу
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: А Б В Г Д
1 2 1 2 1
№ 19.
Евгений и Елена решили вступить в брак. Найдите в приведённом ниже списке условия, наличие которых обязательно для заключения брака в РФ.
- наличие у лиц, желающих вступить в брак, постоянного источника доходов
- наличие у лиц, желающих вступить в брак, профессионального образования
- достижение лицами, желающими вступить в брак, брачного возраста
- проживание хотя бы одного из желающих вступить в брак отдельно от родителей
- владение русским языком
- добровольное согласие лиц, желающих вступить в брак
№ 19.
Евгений и Елена решили вступить в брак. Найдите в приведённом ниже списке условия, наличие которых обязательно для заключения брака в РФ.
- наличие у лиц, желающих вступить в брак, постоянного источника доходов
- наличие у лиц, желающих вступить в брак, профессионального образования
- достижение лицами, желающими вступить в брак, брачного возраста
- проживание хотя бы одного из желающих вступить в брак отдельно от родителей
- владение русским языком
- добровольное согласие лиц, желающих вступить в брак
№ 20.
Прочитайте текст с пропусками. Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.
«Социальный контроль- механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и ____(А) в обществе. Социальный контроль включает в себя два главных элемента:____(Б) и социальные санкции. Санкции- это____(В) со стороны остальных на поведение человека или группы. Они бывают формальными и неформальными,____(Г). Форма социального контроля, при которой индивид самостоятельно регулирует своё поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами, называется_____(Д). Внешний контроль представляет собой____(Е) институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов».
Список терминов: 1) стабильность; 2) самоконтроль; 3) горизонтальные и вертикальные; 4) социальные нормы; 5) совокупность; 6) социальные статусы; 7) реакция; социальная роль; 9) негативные и позитивные.
Ответ: А Б В Г Д Е
№ 20.
Прочитайте текст с пропусками. Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.
«Социальный контроль- механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и ____(А) в обществе. Социальный контроль включает в себя два главных элемента:____(Б) и социальные санкции. Санкции- это____(В) со стороны остальных на поведение человека или группы. Они бывают формальными и неформальными,____(Г). Форма социального контроля, при которой индивид самостоятельно регулирует своё поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами, называется_____(Д). Внешний контроль представляет собой____(Е) институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов».
Список терминов: 1) стабильность; 2) самоконтроль; 3) горизонтальные и вертикальные; 4) социальные нормы; 5) совокупность; 6) социальные статусы; 7) реакция; социальная роль; 9) негативные и позитивные.
Ответ: А Б В Г Д Е
1 4 7 9 2 5
Часть 2.
Прочитайте текст и выполните задания 21-24.
Общество- это система реальных отношений, в которые вступают люди в своей повседневной деятельности. Как правило, они не взаимодействуют друг с другом случайным или произвольным образом. Их отношения характеризуются социальной упорядоченностью. Социологи эту упорядоченность – переплетение взаимоотношений людей в повторяющихся и устойчивых формах- называют социальной структурой. Она находит своё выражение в системе социальных позиций и распределении в ней людей.
Часть 2.
Социальная структура придаёт нашему групповому опыту целенаправленность и организованность. Благодаря социальной структуре мы связываем в своём сознании определённые факты нашего опыта, называя их, например, «семья», «церковь», «квартал» (в смысле района проживания)…
Социальная структура даёт ощущение того, что жизнь организована и стабильна. Рассмотрим, например, социальную структуру университета. Каждую осень проводится набор новых студентов, и каждое лето ещё одна группа заканчивает университет. Деканаты определяют стипендии и управляют учебным процессом. Всё время новые студенты, преподаватели и деканы проходят через эту систему и в положенное время выходят из неё.
Часть 2.
И всё же, хотя конкретные люди, из которых состоит университет, со временем меняются, университет продолжает существовать. Точно так же семья, рок-группа, армия, коммерческая компания, религиозная община и нация- это социальные структуры. Таким образом, социальная структура предполагает наличие постоянных и упорядоченных взаимосвязей между членами группы или общества.
Часть 2.
… Социальные структуры ограничивают наше поведение и направляют наши действия в определённое русло. Поступив в университет, вы чувствуете себя сначала как-то неловко, потому что ещё не вписались в новое окружение. Традиции и обычаи университета- это особенности социальной структуры, которую приняла данная организация за многие годы регулярного взаимодействия между студентами, преподавателями и руководством.
Часть 2.
Использование статичной структурной терминологии для описания и анализа социальной жизни не должно скрывать от нас динамичные и меняющиеся характеристики социальной структуры. Университет- это не некий устойчивый организм, который после своего создания продолжает непрерывно и однообразно функционировать. Вся социальная упорядоченность должна постоянно создаваться и воспроизводиться путём переплетения и стабилизации социальных отношений. Поэтому организованная социальная жизнь всегда претерпевает модификации и изменения.
(По Ю Волкову и др.)
№ 21.
Какое определение общества приведено в тексте? Что авторы называют социальной структурой? Какие примеры социальных структур они перечисляют? (Укажите любые пять примеров.)
Ответ:
№ 21.
Какое определение общества приведено в тексте? Что авторы называют социальной структурой? Какие примеры социальных структур они перечисляют? (Укажите любые пять примеров.)
Ответ:
- общество- система реальных отношений, в которые вступают люди в своей повседневной деятельности;
- социальная структура- переплетение взаимоотношений людей в повторяющихся и устойчивых формах;
- университет, семья, рок-группа, армия, коммерческая группа, религиозная община, нация.
№ 22.
Какие три функции социальной структуры названы в тексте? Почему, по мнению авторов, организованная социальная жизнь всегда претерпевает модификации и изменения? Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «традиция».
Ответ:
№ 22.
Какие три функции социальной структуры названы в тексте? Почему, по мнению авторов, организованная социальная жизнь всегда претерпевает модификации и изменения? Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «традиция».
Ответ:
1)- придаёт нашему групповому опыту целенаправленность и организованность;
- даёт ощущение того, что жизнь организованна и стабильна;
- ограничивает наше поведение и направляет наши действия в определённое русло;
2) вся социальная упорядоченность должна постоянно создаваться и воспроизводиться путём переплетения и стабилизации социальных отношений;
3) традиция- это множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, предаваемых из поколения в поколение.
№ 23.
Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, проиллюстрируйте тремя примерами динамизм социальной структуры. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
Ответ:
№ 23.
Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, проиллюстрируйте тремя примерами динамизм социальной структуры. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
Ответ:
- с начала истории США в страну прибывало значительное число эмигрантов- менялась этническая структура общества;
- в результате экономического кризиса в стране Z значительное число людей потеряли работу;
- в современной России возросла потребность в получении людьми профессионального образования; соответственно, сократилась доля неквалифицированных работников.
№ 24.
Используя обществоведческие знания, подтвердите тремя аргументами значение социализации для стабильности социальных отношений. (Аргументы должны быть сформулированы как распространённое предложение.)
Ответ:
№ 24.
Используя обществоведческие знания, подтвердите тремя аргументами значение социализации для стабильности социальных отношений. (Аргументы должны быть сформулированы как распространённое предложение.)
Ответ:
- в процессе социализации сохраняются и передаются достижения культуры;
- в процессе социализации усваиваются социальные нормы, минимизируется отклоняющееся поведение;
- в процессе социализации усваиваются приёмы хозяйственной деятельности, взаимодействия и коммуникации в процессе труда.
№ 25.
Используя обществоведческие знания:
- раскройте смысл понятия «научное познание»;
- составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию об уровнях научного познания;
- одно предложение, раскрывающее сущность наблюдения как метода научного познания.
Ответ:
№ 25.
Используя обществоведческие знания:
- раскройте смысл понятия «научное познание»;
- составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию об уровнях научного познания;
- одно предложение, раскрывающее сущность наблюдения как метода научного познания.
Ответ:
- научное познание- это особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку новых, систематизированных, объективных знаний об окружающем мире;
- в научном познании различают эмпирический и теоретический уровни;
- наблюдение предполагает активное, систематическое, целенаправленное, планомерное и преднамеренное восприятие объекта.
№ 26.
Проиллюстрируйте примерами применение следующих ресурсов политической власти в её реализации: а) экономических, б) идеологических, в) организационно-правовых. (Обязательно указывайте, применение какого типа ресурсов Вы иллюстрируете. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
Ответ:
№ 26.
Проиллюстрируйте примерами применение следующих ресурсов политической власти в её реализации: а) экономических, б) идеологических, в) организационно-правовых. (Обязательно указывайте, применение какого типа ресурсов Вы иллюстрируете. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
Ответ:
а) экономические ресурсы- например, большинство избирателей проголосовали на выборах мэра города за владельца градообразующего предприятия, обещавшего вкладывать часть прибыли предприятия в развитие городского хозяйства;
б) идеологические ресурсы- например, в стране Z противники либеральной идеологии объединились и образовали единый избирательный блок на парламентских выборах;
в) организационно-правовые ресурсы- например, в государстве Z законодательством предусмотрено привлечение не явившихся на выборы избирателей к административной ответственности и наложение на них штрафа, поэтому на выборах всегда отмечается высокая явка избирателей.
№ 27.
Юрий Иванович приобрёл туристическую путёвку в загородный пансионат. Туристическая фирма нарушила условия договора: Юрию Ивановичу не был представлен номер, соответствующий договору, питание было некачественным. Вернувшись домой, Юрий Иванович обратился с иском в суд. В рамках какого судопроизводства буде рассматриваться это дело? Кто является сторонами в судопроизводстве данного вида? (Назовите каждую из сторон.) Опираясь на знания обществоведческого курса, приведите два примера любых других дел, рассматриваемых в судопроизводстве этого вида.
Ответ:
№ 27.
Юрий Иванович приобрёл туристическую путёвку в загородный пансионат. Туристическая фирма нарушила условия договора: Юрию Ивановичу не был представлен номер, соответствующий договору, питание было некачественным. Вернувшись домой, Юрий Иванович обратился с иском в суд. В рамках какого судопроизводства буде рассматриваться это дело? Кто является сторонами в судопроизводстве данного вида? (Назовите каждую из сторон.) Опираясь на знания обществоведческого курса, приведите два примера любых других дел, рассматриваемых в судопроизводстве этого вида.
Ответ:
- гражданское судопроизводство;
- стороны: истец (Юрий Иванович) и ответчик (туристическая фирма);
- примеры других дел: о разделе наследства, расторжение брака, определение отцовства, возмещение причинённого ущерба.
№ 28.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Предпринимательство».
Ответ:
№ 28.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Предпринимательство».
Ответ:
- Кто может стать предпринимателем?
- Признаки предпринимательства:
а) новаторство;
б) инициативность;
в) риск.
3. Функции предпринимателя:
а) соединение факторов производства;
б) принятие решений;
в) создание востребованного продукта.
4. Формы организации предпринимательской деятельности:
а) предпринимательство без образования юридического лица;
б) юридические лица.
5. Издержки и доход предпринимателя.
Литература.
ЕГЭ. Обществознание: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов. О.А. Котова, Т.Е. Лискова. Москва. Издательство «Национальное образование», 2020. 464 стр.
1. Современная экономика носит инновационный характер, следовательно, особой ценностью пользуется информация, патенты и авторские права, а объектами купли-продажи являются идеи и технологии.
2. Многие виды экономической деятельности подлежат лицензированию, поэтому значимым нематериальным активом являются лицензии.
3. Нематериальными активами являются бренды, а также деловая репутация фирмы, которая имеет огромное значение при выборе партнеров.
1. Активное государственное регулирование подрывает основы рыночной конкуренции.
2. Активное государственное регулирование экономики может нарушить рыночное ценообразование.
3. Активное государственное вмешательство в экономику может привести к ее монополизации.
4. Результатом роста полномочий государства может быть национализация ряда предприятий и лишение их владельцев права собственности.
1. Объяснение: в недемократических обществах правовые нормы и институты действуют в интересах конкретных политических субъектов, а не всего общества
2. Аргумент в поддержку: в недемократических обществах права и свободы человека существуют только юридически, то есть в реальности не соблюдаются, таким образом создается «видимость права»
3. Аргумент в опровержение: даже в условиях недемократического общества довольно эффективно работают нормы и институты гражданского, административного, уголовного и других отраслей права
1. Рынок регулирует объемы производства, то есть соотношение спроса и предложения влияет на деятельность множества производителей
2. Рынок определяет ценность различных видов труда, что влияет на направления и масштабы трудовой миграции
3. Рынок регулирует потоки денежного капитала, которые складываются из сбережений домохозяйств и прибыли предприятий
1. Соблюдение законов всеми членами общества обеспечивает безопасность всего общества
2. Степень правоупорядоченности общественной жизни отражает эффективность деятельности правоохранительных органов
3. Соблюдение правопорядка обеспечивает эффективное функционирование экономики
4. Именно правопорядок является основой цивилизованной жизни общества, именно он определяет уровень жизни населения
1. Правовое государство предоставляет своим гражданам широкий круг субъективных прав, за счет которых они могут вступать в общественные отношения
2. Правовое государство предполагает высокий уровень правосознания граждан и их уважительное отношение к праву
3. Правовое государство предполагает взаимную ответственность государства и личности, таким образом проявляется их взаимодоверие
4. Правовое государство наделяет своих граждан равным набором прав и свобод
1. Аргументы сторонников:
— право позволяет регулировать поведение всех людей в обязательном порядке, также есть механизмы принуждения
— право имеет формальную определенность, в отличие от расплывчатых формулировок морали
2. Аргументы противников:
— мораль охватывает больших круг общественных отношений, чем право
— нормы права изменяются по мере развития общества и государства, а нормы морали стабильны и неизменны на протяжении столетий
— нормы морали возникли существенно раньше права
Наталья Николаевна Чувелева
Эксперт по предмету «Социология»
преподавательский стаж — 20 лет
Задать вопрос автору статьи
Индивидуальное значение социализации
Определение 1
Социализация личности – это процесс усвоения образцов поведения, социальных норм и ценностей, психологических механизмов, необходимых для результативного функционирования индивида в обществе.
Рисунок 1. Социализация. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Благодаря социализации человек овладевает социальными знаниями и навыками, воспринимает принципы, нормы, ценности, идеалы общества, становится ее активным участником.
Начни разбираться в искусстве
Обучающие курсы по психологии, маркетингу, нутрициологии и работе в сфере кино
Выбрать программу
Индивидуальное значение социализации заключается в том, что благодаря ей человек становится личностью. Социализировать человека можно посредством приобретения им:
- общих черт людей социальной группы, к которой принадлежит и общества, в котором живет;
- собственных, индивидуальных черт, через которые реализуются его задатки и способности, заложенные генетически. Если эти черты в формируются гармонично, то человек будет легче интегрироваться в социальные группы, организации и институты, будет более комфортно и уверенно чувствовать себя в обществе.
Личность социализируется посредством овладения той или иной социальной ролью (или несколькими ролями). Во время социализации изменяются формы, методы, содержание активности взрослого человека, он может оценивать, переоценивать, устанавливать новые нормы, правила, принципы жизнедеятельности.
Социализация способствует лучшему пониманию других людей, отношений с природой. Она направлена на воспроизведение материальной и духовной культуры социума, на решение сложных жизненных задач, переосмыслению социального опыта, в передаче знаний и опыта новым поколениям.
«Роль и значение социализации» 👇
Рисунок 2. Значение социализации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Значение социализации для общества
Благодаря процессам социализации молодое поколение перенимает от предыдущего жизненный опыт, материальные и духовные ценности, все богатство культуры, обеспечивая самовозобнавляемость социальной жизни.
Общество продолжает функционировать благодаря социализации. Нарушение социализации индивида в обществе приводит к: развитию конфликта между личностью и обществом, конфликту поколений, дезорганизации общественной жизни, упадку культуры. В процессе социализации личность овладевает той или иной социальной ролью (или несколькими ролями).
Социализация способствует лучшему пониманию других людей, отношений с природой. Она направлена на воспроизведение материальной и духовной культуры социума, на решение сложных жизненных задач. Социализация способствует переосмыслению социального опыта, в передаче знаний и опыта новым поколениям. Существует два подхода к рассмотрению процесса социализации:
- Социобиологический подход. Представители этого подхода утверждают, что несмотря на то, что культура оказывает влияние на социальную активность индивида, различные ее виды могут быть предопределены генетически. Социализация – это совокупность генетических обусловленностей, предопределяющих характер деятельности человека. Помимо прочего, биологические особенности человека характеризуют приверженность к определенному типу питания, стимулируют охрану территории существования, создание структур власти.
- Культурологический подход. Представители этого подхода считают, что сложные виды социального поведения в генах не запрограммированы (хотя людям характерны генетически обусловленные рефлексы). Дети вовлечены в культурные отношения общества, они учатся поведению в процессе жизнедеятельности. Поэтому социализацию личности обуславливают культурологические факторы.
Замечание 1
Наиболее правильной является позиция, согласно которой биологические факторы (пол, гены, возраст, особенности нервной системы) выступают необходимой предпосылкой и материально-физической базой социализации личности. При этом социальная среда и общественные процессы являются факторами социализации.
Роль социализации в формировании личности
Процесс социализации происходит в несколько этапов, и на каждом этапе она играет определенную роль. Личность, осмысливая приемы и правила поведения, принятые в обществе, корректирует собственное поведение в зависимости от интеллектуального, личного эмоционально-чувственного развития, от способностей.
Через эти процессы человек утверждает себя в социальной группе, обществе.
При внутригрупповом и межличностном общении происходит обмен социальной информацией, усваиваются необходимые правила поведения, общения, устанавливаются доверительность или подозрительность, симпатия или антипатия, коммуникабельность или отчужденность. На этой основе человек формирует новые знания, формы поведения, мировоззренческие позиции, социальные качества.
Человеческая деятельность связана с социальной активностью, характеризующей воспроизводство материальных и духовных благ, созидание в труде, творчество. Однако деятельность может носить негативный и деструктивный характер. Это связано с ликвидацией устаревших материальных и духовных ценностей, проявлениями насилия. Социализация личности во время общественно полезной, позитивной деятельности является наиболее эффективной, результативной и предпочтительной, так как индивид может в наиболее полной мере проявить и реализовать свои творческие способности и возможности.
Социализировать личность можно в духовном и нравственном плане. Это означает определенное осмысление и обобщение деятельности, общения, поведения, совершенствования эмоционально-чувственных, волевых состояний, знаний, ценностных ориентаций, конкретных социальных качеств, что и формирует духовный мир личности.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Стабильность это в обществознании
Значение социализации для стабильности социальных отношений
Социализация это процесс формирования личности человека, в результате которого он приобщается к принятым в обществе правилам, учится взаимодействовать с другими людьми, у него формируются интересы, взгляды, свои мысли. В процессе социализации человек формирует свое мировоззрение и начинает воспринимать мир как единую картину со своими законами и правилами. Через социализацию, человек учится взаимодействовать с другими людьми, совершать совместную деятельность, разрешать конфликты, отстаивать свои интересы. Социализация у человека продолжается всю его жизнь, именно поэтому, н легко меняет информацию об изменчивом мире с его непостоянными законами и правилами.
Примеры влияния социализации на стабильность социальных отношений:
1 — благодаря социализации человек приобщается к принятым в обществе законам, что соответственно, будет способствовать его правомерному поведению.
2- благодаря социализации человек будет осведомлен о существующих в данном обществе наказания за правонарушения и не будет нарушать законы, дабы не быть привлеченным к ответственности.
3 — благодаря социализации человек учится находить общий язык с другими людьми,, что будет способствовать избежанию лишних конфликтов в обществе.
Социализация у человека продолжается всю его жизнь, именно поэтому, н легко меняет информацию об изменчивом мире с его непостоянными законами и правилами.
Xn—-7sbbbfrcoknutbddbdh1cu8l. xn--p1ai
09.04.2018 12:36:41
2018-04-09 12:36:41
Источники:
Http://xn—-7sbbbfrcoknutbddbdh1cu8l. xn--p1ai/info/news/znachenie-sotsializatsii-dlya-stabilnosti-sotsialnykh-otnosheniy/
СТАБИЛЬНОСТЬ | это. Что такое СТАБИЛЬНОСТЬ? » /> » /> .keyword { color: red; } Стабильность это в обществознании
Стабильность это в обществознании
СТАБИЛЬНОСТЬ
— англ. stability; нем. Stabilitat. 1. Устойчивость, постоянность, неизменность. 2. Способность системы функционировать, сохраняя неизменной свою структуру и поддерживая равновесие. см. ГОМЕОСТАЗИС.
Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009
Смотреть что такое «СТАБИЛЬНОСТЬ» в других словарях:
Стабильность — и, ж. stable adj., нем. stabil <лат. stabilis. Свойство стабильного; устойчивость, постоянство, неизменность. Стабильность цен. Стабильность валюты. Стабильность скорости. стабильность частоты. БАС 1. Чтобы установить стабильность в мире и… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Стабильность — Стабильность способность системы функционировать, не изменяя собственную структуру, и находиться в равновесии. Это определение должно быть неизменным во времени. Стабильность (взрывчатых веществ) Стабильность частоты Стабильность… … Википедия
Стабильность — постоянство, неизменность, устойчивость, константность, прочность, постоянность. Ant. нестабильность, непостоянство, изменяемость, неустойчивость Словарь русских синонимов. стабильность см. устойчивость 2 Словарь синонимов русско … Словарь синонимов
Стабильность — взрывчатых веществ (от лат. stabilis устойчивый, постоянный * a. stability of explosives; н. Stabilitat der Sprengstoffe, Bestandigkeit der Explosivstoffe; ф. stabilite des explosifs; и. estabilidad de explosivos) совокупность физ. хим.… … Геологическая энциклопедия
СТАБИЛЬНОСТЬ — СТАБИЛЬНОСТЬ, стабильности, мн. нет, жен. отвлеч. сущ. к стабильный; прочность, устойчивость, постоянность. Толковый словарь Ушакова. Д. Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Стабильность — СТАБИЛЬНЫЙ, ая, ое; лен, льна. Прочный, устойчивый, постоянный. Стабильное положение. Стабильные цены. Толковый словарь Ожегова. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Стабильность — 3.21. стабильность: Отсутствие особых причин изменчивости (свойство статистически управляемого состояния процесса). Источник: ГОСТ Р 51814.3 2001: Системы качества в автомобилестроении. Методы статистического управления процессами … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Стабильность — • высокая стабильность … Словарь русской идиоматики
Стабильность — (лат. stabilis – устойчивый) – 1. в теории личности – черта, которую характеризует отсутствие чрезмерных эмоциональных изменений; 2. в генетике – относительная инвариантность генетически определяемых факторов в разных поколениях; 3. в статистике… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Стабильность — (Stability). В теории Айзенка один из экстремумов диапазона нейротизм стабильность, характеризующийся тенденцией к спокойствию, контролируемости и неэмоциональности … Теории личности: глоссарий
Стабильность высокая стабильность Словарь русской идиоматики.
Dic. academic. ru
15.01.2019 23:33:54
2019-01-15 23:33:54
Источники:
Https://dic. academic. ru/dic. nsf/socio/3918/%D0%A1%D0%A2%D0%90%D0%91%D0%98%D0%9B%D0%AC%D0%9D%D0%9E%D0%A1%D0%A2%D0%AC
Социальная стабильность, её факторы » /> » /> .keyword { color: red; } Стабильность это в обществознании
Социальная стабильность
Социальная стабильность
Проблема стабильности сейчас имеет не только научное, теоретическое значение. Стабилизация экономической, политической, социальной жизни, консолидация современного российского общества — это то, чего ждут и на что надеются россияне уже несколько лет. В такой ситуации возникают даже представления о том, что стабильность общества тождественна неизменности социальных порядков, систем и структур, что всякие изменения ведут только к ухудшению благосостояния людей.
С социологической точки зрения социальная стабильность — не синоним неизменности, неподвижности социальных систем и отношений. В обществе такая неподвижность является, как правило, не признаком стабильности, а признаком застоя, рано или поздно ведет к неустойчивости, социальной напряженности, в итоге к нестабильности. В бывшем СССР, например, в течение длительного времени, особенно в 1960- 1970-е гг., правительство старалось держать стабильными, т. е. неподвижными розничные цены на многие товары и услуги. Однако в итоге это привело к тому, что цены стали абсолютно не соответствовать затратам труда и сырых материалов на производство этих товаров, затратам труда на оказание услуг. В свою очередь такая ситуация привела к тому, что производить товары и оказывать услуги стало экономически невыгодно. В результате начало падать производство, затормозился научно-технический прогресс, стали расширяться области застоя. Так что неизменяемость каких-либо систем вовсе не означает их стабильности.
В социологическом смысле Социальная стабильность — это такая устойчивость социальных структур, процессов и отношений, которая при всех их изменениях сохраняет их качественную определенность и целостность как таковых.
Она складывается из Трех уровней:
- Внутренней стабильности социальных систем (институтов, организаций, сообществ и т. д.); Стабильности их взаимосвязей и их взаимодействий между собой; стабильности всего общества, которую можно обозначить как Социетальную стабильность.
Эта последняя уже будет включать в себя стабильность политическую, экономическую, идеологическую, культурную и т. д. на уровне всего общества. Стабильное общество — это общество, развивающееся и в то же время сохраняющее свою устойчивость, общество, в котором налажен механизм изменений, сохраняющий его устойчивость, исключающий такую борьбу социальных сил, которая ведет к расшатыванию самих устоев общества.
Важно учитывать еще одно обстоятельство. Стабильными могут быть какое-то время и авторитарные, и тоталитарные политические режимы. Однако исторический опыт многих стран показывает, что в конце концов такие режимы «взрываются», становятся средоточием социальных конфликтов и общей нестабильности. Поэтому стабильное общество в полном смысле слова — это демократическое общество.
Таким образом, в обществе стабильность достигается не за счет неизменности, неподвижности, а за счет умелого осуществления назревших социальных изменений в нужный момент и в нужном месте. Можно сказать, что социальные изменения являются необходимым условием и элементом социальной стабильности.
Факторы социальной стабильности
В соответствии с тремя главными уровнями социальной стабильности следует выделять и основные группы факторов, их обеспечивающие. Очевидно, что стабильность каждой социальной системы определяется внутренними факторами системы и внешними факторами по отношению к данной системе. Так, стабильность системы образования как социального института зависит от внутренних факторов — профессиональной подготовленности преподавательского корпуса, оптимального соотношения числа учителей и учеников, программной и методической обеспеченности и т. д. Вместе с тем стабильность деятельности этой сферы (системы) зависит и от многих внешних факторов, таких, в частности, как государственное законодательство и государственная политика в области образования, политическая стабильность общества, материально-техническое и финансовое обеспечение и др. То же самое в принципе можно сказать и о любой другой социальной системе.
Особое внимание следует обратить на вопрос стабильности социальных систем на национально-государственном уровне, т. е. стабильности того или иного общества в целом. Внешние факторы его стабильности очевидны. Это благоприятная международная обстановка, наличие нормальных связей и отношений с другими странами-государствами и, пожалуй, главное, — включенность в глобальную социальную (социетальную) систему. Не случайно, например, Россия в последнее время прилагает максимум усилий для вхождения на равных правах в ряд международных правительственных и неправительственных организаций и органов, что, естественно, будет способствовать социальной стабильности самого российского общества.
Внутренние же факторы стабильности общества весьма многообразны. Важнейшее место среди них занимает стабильное функционирование социальных институтов, охватывающих социальную, политическую, экономическую, культурную системы общества. В стабильном обществе между ними устанавливается определенное соответствие, в результате которого они как бы взаимно поддерживают друг друга. Более того, сбой в функционировании, дисфункция даже какой-либо одной системы оказывает существенное дестабилизирующее воздействие и на все общество как социетальную систему. В этой связи следует особо подчеркнуть важное значение культурной системы, которое на практике нередко недооценивается. Дело в том, что культурная система общества как бы узаконивает, легитимизирует другие системы и господствующие в них порядки. Эти системы (и порядки) в глазах людей должны выглядеть законными, «правильными», справедливыми с точки зрения господствующих культурных идеалов, ценностей и норм. Только тогда люди будут стараться соблюдать эти порядки. В противном же случае происходит отчуждение от народа формально установленных порядков в экономической и политической системах.
Стабильность общества в значительной степени зависит и от стабильного состояния политической системы, прежде всего государства, взаимодействия исполнительной, законодательной и судебной власти. Одним из защитных механизмов стабильности может явиться развитие многопартийности. Но при отсутствии необходимого законодательства, регулирующего взаимоотношения между партиями и властными структурами, при отсутствии или недостатке общей культуры, а особенно культуры межпартийной политической борьбы, многопартийность может стать фактором дестабилизации общественной жизни. Но в принципе многопартийность — это один из защитных механизмов общества против наступления авторитаризма и диктатуры. При этом ареной и средоточием борьбы различных политических партий, организованных политических групп служит, как правило, парламент.
В укреплении политической стабильности важная роль принадлежит такому фактору общественной жизни, как консенсус (согласие) в отношении базовых ценностей со стороны основных политических сил и партий, представителей всех ветвей власти. Такой консенсус, с одной стороны, выступает как отражение более широких и масштабных ориентаций социальных групп и слоев, с другой — способствует укреплению этих ориентаций. Поэтому чем более в обществе доминируют такие ориентации, тем стабильнее, устойчивее само общество в целом, тем более прочны в нем демократические устои. Потребность в консенсусе выявляется наиболее остро в переходные периоды, когда общественное согласие может сыграть и действительно играет решающую роль.
Однако ни в теории, ни на практике нельзя отождествлять демократический консенсус с тоталитарным единомыслием. Последнее не терпит инакомыслия, допускает «мыслие» лишь главного действующего лица, верховного правителя, будь то император, диктатор, президент или генсек. Разнообразие и многообразие мнений здесь не допускаются. Демократический же консенсус предполагает обязательное наличие плюрализма мнений и представлений у различных общественных движений, политических партий, ветвей власти, социальных слоев и групп. Здесь богатство мнений служит методом отыскания наиболее правильных, эффективных, оптимальных решений, а не источником примитивных раздоров и пропагандистской полемики.
Среди социальных факторов стабильности общества многие исследователи и политические деятели называют факторы, относящиеся к его социально-классовой структуре, его стратификации. Среди них — наличие в обществе достаточно обширного среднего класса, обладающего средними для данного общества доходами, средних размеров частной собственностью. Наличие такого класса обусловливает наличие и укрепление центристских политических сил, которые способны привлечь на свою сторону наиболее активные слои населения. И наоборот, недостаточное влияние центристских группировок может служить общим фоном, на котором инициативу захватывают экстремистские круги, что в свою очередь ведет к политической и социальной напряженности, обостряет борьбу политических сил и тем самым усиливает риск нестабильности.
Социальная нестабильность
В реальной социальной жизни практически не бывает абсолютной стабильности. В любом обществе всегда имеют место нарушения равновесия внутри социальных систем и между ними, проявления реальной или потенциальной нестабильности. Под нестабильностью понимаются такие деформации структуры, функций или каких-либо процессов социальных систем (в том числе и социетальных), которые деформируют эти системы и угрожают их целостности. Такая нестабильность может быть и на уровне отдельных социальных систем (нестабильность экономики, государственной власти и т. д.), их взаимодействия друг с другом, наконец, на уровне всего общества.
Однако понятие нестабильности имеет и более широкий фундаментальный научный и философский смысл. Согласно современным представлениям, получающим все большее распространение среди ученых разных научных профилей, нестабильность в смысле Неустойчивости является фундаментальной характеристикой всего мироздания. Такие представления можно отнести и к обществу. При этом под неустойчивостью следует понимать не социальный хаос, а незаконченность, незавершенность в каждый данный момент социальной эволюции, возможность и необходимость социальных изменений в той или иной точке социального бытия, даже непредсказуемость этих изменений, их конкретной направленности, времени и места возникновения.
В реальной социальной жизни нестабильность, как правило, является признаком каких-то нерешенных проблем, дисфункций и деформаций. Факторы нестабильности, как и факторы стабильности, могут быть Внешними по отношению к социальной системе и Внутренними. Внешние факторы, в свою очередь, могут быть подразделены на Социальные (антропогенные) и Природные. Воздействие внешних социальных факторов может существенно деформировать и даже разрушить социальную систему. Так, в период захватнических колонизаторских войн были разрушены многие общества в Африке, Азии, Америке, Австралии, уничтожены целые народы, нередко с высокой и уникальной культурой. Существенно нарушить стабильность социальных (социетальных) систем могут и природные катаклизмы. Под их воздействием нередко деформируются или совсем разрушаются некоторые социальные институты, например, экономика, система здравоохранения. Огромный ущерб народному хозяйству, различным системам жизнеобеспечения людей, их жизням наносят землетрясения, наводнения, тайфуны, цунами и т. д.
Внутренние социальные факторы нестабильности социальных систем также весьма многообразны. Некоторые из них уже назывались в этом параграфе. В целом можно сказать, что Нестабильность системы — это разрушение или по крайней мерс нарушение ее целостности, деформация структуры и функций. Это положение подробнее можно проиллюстрировать на примере социальных институтов. Нестабильность деятельности социальных институтов проявляется прежде всего в существенном нарушении равновесия между структурными компонентами (например, дисбаланс отраслей народного хозяйства в экономике), в функциональной расстроенности вплоть до невыполнения необходимых общественных функций, деформации во взаимоотношениях между различными социальными институтами.
Социальные кризисы
Как уже говорилось, нестабильность в развивающихся обществах в той или иной форме существует практически всегда. Нестабильность углубляется и расширяется, если правящие группы не принимают мер по се контролю или если эти меры недостаточны и неадекватны. В таком случае нестабильность не только возрастает, но перерастает в кризисную ситуацию, кризис.
Можно зафиксировать Три стадии в этом процессе. Первая — это деформация отдельных структур, отдельных функций или процессов внутри социальной системы, а также отдельные нарушения межсистемных связей. На уровне всего общества как социетальной системы это главным образом деформации отдельных социальных институтов, о чем уже говорилось.
Вторая — общая нестабильность социальной системы как таковой, когда существенно нарушается ее целостность. Это стадия общего кризиса социальной системы или, если речь идет о социетальной системе, системный кризис всего общества. На этой стадии еще возможно восстановление, возрождение системы в прежнем качестве, хотя для этого требуются значительно большие усилия, чем на предыдущей стадии.
При изучении подобных ситуаций принципиально важное значение имеет подход, предложенный учеными Института социально-политических исследований РАН, заключающийся в определении Предельно критических, пороговых показателей системного кризиса общества, означающих опасность возникновения необратимых процессов распада. Эти показатели сгруппированы в семи важнейших сферах жизнедеятельности конкретного общества: экономические отношения, социальная сфера, демографическая ситуация, экологическая ситуация, девиант — ное поведение, политические отношения, обороноспособность. Так, социальная сфера содержит четыре показателя:
- соотношение доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных граждан. Предельно критическое значение в мировой практике выражается числом 10 : 1; доля населения, живущего за чертой бедности. Предельно критическое значение в мировой практике — 10%; соотношение минимальной и средней заработной платы. Предельно критическое значение в мировой практике — 1 : 3; уровень безработицы. Предельно критическое мировое значение 8-10%. Во второй половине 1990-х гг. многие реальные показатели развития российского общества выходили за рамки предельно критических мировых показателей, что самым серьезным образом сказывалось на стабильности российского общества в целом. Например, соотношение доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных граждан в 1996 г. выражалось соотношением 15 : 1.
Наконец, Третья стадия нестабильности — это катастрофа, т. е. разрушение данной социальной системы как таковой, конец ее существования. Возврат к прежнему состоянию уже невозможен, и разрушительные антисистемные социальные изменения приобретают необратимый характер. История знает лишь Два выхода из таких социальных катастроф: 1) распад, умирание данной социальной системы (общества), цивилизации и культуры (гибель древнеегипетской, греко-римской, византийской и других цивилизаций); 2) переход в принципиально новое социальное качество, формирование качественно новой социальной системы (трансформация феодальных или полуфеодальных социальных систем и институтов в Японии, Малайзии и других странах в капиталистические). Последнее возможно лишь при определенных объективных и субъективных условиях, политической воле правящих групп, огромных усилиях значительных масс людей.
В социологическом смысле Социальная стабильность — это такая устойчивость социальных структур, процессов и отношений, которая при всех их изменениях сохраняет их качественную определенность и целостность как таковых.
Так, стабильность системы образования как социального института зависит от внутренних факторов профессиональной подготовленности преподавательского корпуса, оптимального соотношения числа учителей и учеников, программной и методической обеспеченности и т.
Www. grandars. ru
19.01.2018 6:59:47
2018-01-19 06:59:47
Источники:
Https://www. grandars. ru/college/sociologiya/socialnaya-stabilnost. html