Размышление современного человека о культурном наследии
Нашу современную жизнь нельзя представить без культурного наследия, созданного предшествующими поколениями: без театра, музыки, живописи и кино, без сокровищ литературы, которые сопровождают нас повсюду. В моём понимании культурное наследие – всё, что было создано людьми на протяжении многих тысячелетий: знаменитые музыкальные произведения, заставляющие нас смеяться и плакать, прекрасный мир живописи, которым мы любуемся, кинофильмы, театр, хореография, художественная литература.
Вспомним А. С. Пушкина, который утверждал безусловную ценность культурного наследия: «Уважение к предкам – вот что отличает образованность от дикости». Действительно, уважение к истории своей страны, своего рода, своей семьи и фамилии должно быть заложено в генах каждого из нас. Но этому надо и учить. Для того чтобы ценить и уважать минувшее, старину, нужно быть образованным человеком: читать художественную литературу и книги по истории своего края, интересоваться происхождением своего рода, фамилии, почитать и уважать предков, хранить память о них и быть достойными продолжателями их славных дел и традиций.
Роль культурного наследия в нашей жизни трудно переоценить. В любой стране памятники истории и культуры составляют большую часть национальной культуры. Потому-то так стремятся люди, неравнодушные к своей истории, к Собору Василия Блаженного на Красной площади или в литературные места, связанные с жизнью и творчеством великих писателей и поэтов России. Многие старинные вещи, архивные материалы, попадая в музеи и на выставки, становятся предметами культурных ценностей и средством воспитания молодого поколения. Варварское отношение к этим предметам и памятникам старины, историческим деятелям недопустимо.
Россия издавна славилась великолепными изделиями художественных промыслов и ремёсел. Например, к числу древнейших относится русская деревянная игрушка – матрёшка, холмогорская резьба по кости, которая создаёт уникальные произведения декоративного искусства. Не менее долгую историю имеет хохломская роспись. Она представляет собой декоративную роспись растительным узором на деревянных изделиях красными и чёрными тонами и золотом. Всему миру известна наша дымковская игрушка – самый известный из глиняных художественных промыслов. Она давно стала народной скульптурой в миниатюре. Это авторская работа мастериц ручной лепки, существующая в единственном экземпляре. Эти и другие художественные промыслы и ремёсла – яркое свидетельство талантливости нашего народа, его наблюдательности, остроумия, природной зоркости.
Подводя итог вышесказанному, хочу повторить: культурное наследие – наше историческое прошлое, которое требует бережного отношения, гордости за достижения великих соотечественников в разных областях искусства. Наш долг – донести потомкам достояние, переданное нам отцами, дедами и прадедами, приумножить его, чтобы славная история великого народа и страны имела и далее своё продолжение на страницах мировой истории.
Чарушиной А., 9 а класс
Автор материала: А. Чарушина (9 класс)
Обновлено: 10.03.2023
Искусство отображает действительность жизни человека на протяжении многих эпох развития человеческого общества. Нравственный облик, чувства, мысли людей, их мировоззрение формируются в систему духовных ценностей, которые служат для эстетического формирования личности.
Могу сказать, что исторические события, классовая борьба, а также культурные ценности разных народов, условия жизни человека в разные эпохи служат материалом, источником возникновения искусства. В школе мы изучаем многих писателей. В художественных произведениях раскрывается подлинная сущность происходящего, просматривается духовный уровень общества, социальные условия, культурные ценности народа. В реальном изложении и художественном оформлении заключается основная цель искусства, которое создано самим народом и призвано отображать все стороны его жизни. Используя художественные приемы, создавая впечатляющие образы типичных для представляемой эпохи персонажей, искусство влияет на сознание людей.
Ложь, ненависть, предательство, насилие вызывают отвращение, формируют негативное отношение общества к таким проявлениям, призывая к борьбе с ними. Я думаю, обнажая зло, искусство вскрывает его обреченность перед идеалами прекрасного. Самые лучшие человеческие помыслы и поступки рождают веру людей в то, что зло всегда будет наказано, а правда всегда восторжествует. Роль искусства, как носителя культурных ценностей, неоспорима.
Каждая эпоха имеет свой характер, оставляет свое культурное наследие, которое непременно отражается в произведениях искусства. Искусство обогащает внутренний мир любого человека всесторонними знаниями: художественными творениями, богатым историческим материалом, наследием культуры многочисленных народов, населяющих нашу планету. Природа искусства основана на реализме не только происходящих событий, но и множества обстоятельств жизни человека, его характера и поступков в различных окружающих его условиях. По моему мнению, интерес человека к произведениям искусства не иссякнет никогда. Искусство вносит в жизнь каждого человека гармонию, красоту, является источником эстетического воспитания личности. С моей точки зрения, искусство вдохновляет человека на самые хорошие поступки и дела, и поэтому надо любить его, знать и изучать
Ну если ученики не могут самостоятельно написать сочинение, то можно предположить, что культурное наследие страны спущено в унитаз. Хеппи енд.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Родная литература, 6 класс. Урок 1. Тема: Своеобразие родной литературы. Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. Родная литература как способ познания жизни.
Планируемые результаты
1. Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2 . Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3 . Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию ; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции . Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога.
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; 7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека/
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях
Метапредметные
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
9. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы
Коммуникативные УУД
11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
-определять возможные роли в совместной деятельности;
-играть определенную роль в совместной деятельности;
-принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
-определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
-строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
13. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
-осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
-понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
Обучающийся научится:
-ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;
-пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.
Орг.момент (приветствие, задачи курса на новый учебный год, тему определяем вместе с учениками)
— В школьном расписании 6-классников появился новый предмет – родная (русская) литература. Как понимаете РОДНАЯ литература? Ваши ожидания от знакомства с этой учебной дисциплиной? (Дети высказывают свои предположения.) Попробуйте сформулировать тему 1-го урока из этих слов, данных в начальной форме. (На доске слова: 1. Своеобразие, родной, литература. 2.Значимость, чтение. Изучение, родной, литература, развитие, человек. 3. Родной, литература, способ, познание, жизнь.)
Во всякой работе должно быть осознание того, что ты делаешь и зачем. Ваш труд – учёба. Как важно каждому из вас понять, какова ваша личная (индивидуальная) траектории образования. На уроках родной (русской) литературы мы должны осознать этническую принадлежность, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества. Мы будем учиться осознанному, уважительному и доброжелательному отношению к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
Новая тема. (Слайд)
1. Слово учителя.
— А что такое литература?
Художественная литература – вид искусства, отражающий жизнь при помощи слова, письменного или устного (до развития письменности). В центре литературы стоит изображение человека во всей его материальной и духовной жизни в процессе общественного развития. Литература – это:
Все художественные произведения того или иного народа, эпохи или всего человечества. Литература – это искусство слова, художественное творчество. Истоки литературы: УНТ, исторические летописи (лето – год). Основа литературы: жизнь и быт народа, его история, культура.
— Назовите произведения литературы, изученные до 6 кл. или прочитанные летом, которые написаны на материале русских народных сказок (напр., сказки А. С. Пушкина ).
2. Патриоти́зм в литературе — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Родине и готовность пожертвовать своими интересами ради неё.
ПАТРИОТИЗМ — любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.
3. Реализм в литературе представляет собой направление в литературе и искусстве, правдиво и реалистично отображающее типичные черты действительности, в котором отсутствуют различные искажения и преувеличения.
И только однажды Петька был по-настоящему счастлив, его отпустили на дачу к господам, у которых служила его мама. Петька первый раз ехал в поезде, счастливо улыбаясь и расспрашивая пассажиров о том, о сём. Его глаза становятся лучистыми, и все морщинки исчезают с его радостного лица.
На даче Петька подружился с гимназистом Митей, с которым он ходил купаться, рыбачить и просто играть в мальчишеские игры.
Но в один день всё заканчивается. Мама получила письмо от парикмахера, который приказал привезти мальчика назад в город. Петька в ужасе, она кричит, плачет, падает на землю, но ничего не помогает, и мать отвозит его в город.
И снова упреки, ругань, крики, подзатыльники. Жизнь становится прежней, и только темными ночами Петька рассказывает своему приятелю о том, как хорошо он жил на даче.
— Работая в команде, составьте перечень пунктов на тему функции книги ( деятельность, обязанность, работа, назначение).
Слово учителя. Подсчитано, что в мировой литературе всего 24 или 36 (по другим источникам) сюжетов. То есть вся жизнь, если смотреть обобщенно, описывается этими 24 сюжетами. Читайте, читайте и еще раз читайте — ведь ничего нового в жизни не происходит — с точки зрения духовной жизни человека. Только читать надо хорошую литературу.
Рефлексия. Цель: оценить результаты собственной деятельности. – Что новое открыли для себя? Какие моменты вызвали затруднения? Оцените урок с помощью смайликов.
Связь фольклорных произведений с другими видами искусства. Русский героический эпос в изобразительном искусстве и музыке.
Древнерусская литература
Из литературы 18 века
Из литературы 19 века.
Родная природа в стихах поэтов XIX века.
Творчество поэтов и писателей XIX века.
Лесков Н.С. Рождественские рассказы .
Литература 20 века
Родная природа в произведениях поэтов XX века.
Стихи о прекрасном и неведомом.
И т а к, м ы п р и ш л и к в ы в о ду , в Р о сс и и б ы л и не о б хо д и м ы ре ф ор м ы в с ф ер а х э к о но ми к и
у п ра в ле н ия и т . д . , н ео б хо ди мы бы ли ра вн о п р ав ные де ло в ые от но ше ни я с ев ро пе йс ки ми
с тр ан ам и. А т а ки е от но ш е н и я в оз мо ж н ы т о л ьк о п р и р а в но м у р ов не б ыт о в о й ку л ьт у р ы . П е т р
м е ж д у п р а в о с л а в н ы м и и и н о в е р ц а м у с т р а н я ло п р е т е н з и ю п о д да н ны х П е т р а н а не ку ю о с о б о с т ь .
мож но б ыл о наб лю д ат ь ка рти н у, как ц ело валь ни к, н абл юд авший за и спо лнен и ем ца рски
зап лат ит ь штра ф, подв ерг алс я след ующей про ц е з ур е : е г о с т а в и л и н а к о л е н и и
У ч а щ и е с я д е л я т с я н а д в е г ру п п ы . Ц е л ь г ру п пы № 1 — за щ и т а м е т о д о в П е т ра ; г р у п п а №2 —
д о к а з ы в а е т , ч т о п р е о б р а з о в а н ия м о ж н о б ы л о п р о в о ди ть по с т еп е н но .
Во е в ат ь , ст р ои т ь го р о да , н а ч и н ат ь мн о г и е де л а в Рос си и — для эт ог о тре бов али сь
М ы в ид и м, ч то П ет р с т ре м ил с я , ч т об ы р о с с и й с к и е д в о р я н е у с в а и в а л и х о р о ш и е м а н е р ы ,
у в а ж и т е л ь н о о б р а щ а л и с ь др у г с д ру г о м , у м е л и ф е хт о в а т ь , е з д и т ь в е р х о м , и з ъ я с н я т ь с я и п ис а т ь
В ку л ь ту р но м п л а не Р ос с и я с та ла п р иб л и ж а т ьс я к Е в р о п е и п о в о е п о к о ле ни е р о с с и я н у ж е не
ч у вс тв у е т с е б я у щ е р б н ы м п о о т н о ш е н и ю к е в р о п е й ц а м . Ж е с т к и е м е т о д ы П е т р а , ко не ч но ,
н а с тр а ив а л и п р о т и в н е г о р о с с ий с ко е о б щ е с т в о , н о з а т о б ы л и и н е м е д л е н н ы е р е зу л ь т а т ы у ж е в о
в т о р о м п о к о л е н и и . К ру г ч т е н и я р ос с и я н в ы р ос , с т а л и п о л ь зо в а т ьс я п о п у ля р н о с ть ю к н и г и п о
Читайте также:
- Энергетика химических реакций 11 класс конспект
- Конспект по английскому языку 5 класс учебник
- Минеральные удобрения конспект по химии 9 класс
- Конспект занятия воспитателя восприятие художественной литературы
- Чувства и поступки конспект урока
Духовные ценности современной цивилизации Термин «культура» — латинского происхождения. Первоначально он означал «возделывание, культивирование почвы», но в дальнейшем получил более общее значение. Культуру изучают многие науки (археология, этнография, история, эстетика и др.), и каждая дает ей свое определение. Различают материальную и духовную культуру.Материальная культура создается в процессе материального производства (продуктами ее являются станки, оборудование, здания и т. д.). Духовная культура включает в себя процесс духовного творчества и созданные при этом духовные ценности в виде музыки, картин, научных открытий, религиозных учений и т. п. Все элементы материальной и духовной культуры неразрывно связаны между собой. Материальная производственная деятельность человека лежит в основе его деятельности в других областях жизни; вместе с тем результаты его мыслительной (духовной) деятельности материализуются, превращаются в материальные объекты — вещи, технические средства, произведения искусства. Духовная культура — своеобразная целостность искусства, науки, нравственности, религии. В истории формирования культуры имеется ряд особенностей. Накопление культурных ценностей идет как бы по двум направлениям — по вертикали и горизонтали. Первое направление накопления культурных ценностей (по вертикали) связано с передачей их от одного поколения другому, т. е. с преемственностью в культуре. Наиболее устойчивая сторона культуры — культурные традиции, элементы социального и культурного наследия, которые не просто передаются от поколения к поколению, но и сохраняются в течение длительного времени, на протяжении жизни многих поколений. Традиции подразумевают, что наследовать и как наследовать. Традиционными могут быть ценности, идеи, обычаи, обряды. Вторая линия накопления культурных ценностей (по горизонтали) наиболее отчетливо проявляется в художественной культуре. Она выражается в том, что в отличие от науки наследуются в качестве ценностей не отдельные компоненты, актуальные идеи, части теории, а целостное художественное произведение. Различные подходы к трактовке культуры:Философско-антропологический: культура это выражение человеческой природы, совокупность знаний, искусства, морали, права, обычаев и других особенностей, присущих человеку, как члену общества.Философско-исторический: культура как возникновение и развитие человеческой истории, движение человека от природы, стада в историческое пространство, переход из «варварского» состояния в «цивилизованное».Социологический: культура как фактор образования жизни какого-либо общества, культурные ценности создаются обществом и определяют его развитие.ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ:познавательная – целостное представление о народе, стране, эпохе;оценочная – отбор ценностей, обогащение традиций;регулятивная или нормативная – система норм и требований общества ко всем его членам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения);информативная – передача и обмен знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений;коммуникативная – способность сохранять, передавать и тиражировать культурные ценности, развитие и совершенствование личности через общение;социализация – усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным слоям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию.
-
Комментариев (0)
С этим файлом связано 5 файл(ов). Среди них: Doc1.docx, ПР 3.docx, 1.docx, 1 практическая работа курсы фгdocx.docx, Доклад про Суворова.docx.
Показать все связанные файлы
Подборка по базе: Дана функция y=2(arctgx−9arcctgx) Найдите y′′(x). В ответ введит, Словарь паронимов со значением слов Задание 5.docx, Утренняя гигиеническая гимнастика и ее значение.docx, 5 класс Урок №9-10 Историческая основа произведения.docx, Тема 1. Введение. Содержание дисциплины и ее значение .pdf, Нобелевский лауреат Карл Ландштейнер открытие групп крови и его , Законы XII таблиц, их основное содержание и значение.docx, Государственная регистрация сделок и ее значение.docx, Пересказ произведения Н. Н. Носова «На горке».docx, Делимость произведения. Урок в 6 классе..doc
Тема: Значение художественного произведения в культурном наследии страны.
Цель: получить представление о роли художественной литературы и истории в жизни человека,
выявить значение художественного произведения в культурном наследии страны
Ход урока
Слово «литература» пришло из латинского языка. Литера – буква, то есть это
всё то, что записано, напечатано, что можно прочесть или пересказать.
Художественная литература – вид искусства, отражающий жизнь при помощи слова, письменного
или устного (до развития письменности). В центре литературы стоит изображение человека во всей
его материальной и духовной жизни в процессе общественного развития. Литература – это:
Все художественные произведения того или иного народа, эпохи или всего человечества.
Литература – это искусство слова, художественное творчество.
Истоки литературы: УНТ, исторические летописи (лето – год).
Основа литературы: жизнь и быт народа, его история, культура.
-СВОЕОБРАЗИЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. В чём заключается своеобразие русской лит-ры?
(в НАРОДНОСТИ, ПАТРИОТИЗМЕ, РЕАЛИЗМЕ, ГУМАНИЗМЕ) Разберёмся с терминами и
приведём примеры из прочитанной вами литературы.
1.Наро́дность литерату́ры – это отношение литературы к народу, проявляющееся в различных аспектах. Народность – это мера взаимопроникновения литературы и фольклора. Литература заимствует из народных произведений сюжеты, образы и мотивы (напр., сказки А. С. Пушкина, использующие материал русских народных сказок). Иногда случается и наоборот – песни на стихи рус. поэтов становятся народными (напр., песня «Коробейники», в основе которой отрывок из поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»). В литературе — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Родине и готовность пожертвовать своими интересами
2. ПАТРИОТИЗМ — любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его
3.РЕАЛИЗМ в литературе представляет собой направление в литературе и искусстве, правдиво и реалистично отображающее типичные черты действительности, в котором отсутствуют различные
искажения и преувеличения. (А.Чехов. «Пересолил», Л.Андреев. «Петька на даче»,).
4.ГУМАНИЗМ— «человечность» — система построения человеческого общества, где высшей ценностью является жизнь человека. «Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека». Марк Ту́ллий Цицеро́н (древнеримский политический деятель, оратор и философ? р. 106 г. до новой эры)
говорил: «Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишенному души». Английский философ конца 15 – начала 16 века Ф.Бекон утверждал: «Книга – корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению».
Например: 1 Книга переносит тебя из эпохи в эпоху, из страны в страну и позволяет увидеть многое.
2.Книга – вырывает для читателя из темноты неведения определённую часть действительности.
3 Г.Лихтенберг (нем. писатель, сатирик, критик, учёный-физик 18 века) говорил о назначении книги:
«Книга – это зеркало. И если в него смотрится обезьяна, то из него не может выглянуть лик
апостола».
4 «Книга – это окна, через которые душа смотрит на мир». ( Р.Вильсон англ. художник
18 век.)
5 Основные функции книги хранить чужой опыт и передавать его читателю.
Безусловно, литература является важной частью жизни нашего общества. Именно литература является в большей мере нашим культурным наследием. В нашей стране, преимущественно в золотом
XVIII веке, родились и работали гениальные писатели, поэты и драматурги, которые создали множество шедевров. Их творчество неоценимо! Нельзя отрицать, что образование общества изначально строится на книгах, поэтому быть хорошо подкованным в сфере литературы, нашего культурного наследия, так важно для любого современного человека. Узнавая секреты прошлых лет и изучая произведения классиков, мы получаем бесценный опыт для саморазвития и своего будущего. Конечно, занятие это весьма долгое и всё узнать и прочитать мало у кого получится, но
познакомиться с авторами гениальных произведений, а также с биографией самих писателей будет весьма похвально. А ведь это и есть наше культурное наследие!
Подсчитано, что в мировой литературе всего 24 или 36 (по другим источникам) сюжетов. То есть вся жизнь, если смотреть обобщенно, описывается этими 24 сюжетами.
Стоит обратить внимание также на родословную и творческую жизнь таких умов, как: Александр Пушкин, Лев Толстой, Михаил Лермонтов, Александр Блок и других классиков. Начните изучать основы русских произведений, и вы не пожалеете, увидев, какой кладезь знаний откроется вам. Высокий уровень интеллектуального развития и общего образования по силам приобрести каждому, следовательно, пора уже начать
действовать.
Читайте, читайте и еще раз читайте — ведь ничего нового в жизни не происходит — с точки зрения духовной жизни человека. Только читайте хорошую литературу.
Домашнее задание. Составьте 5-7 вопросов по данному теоретическому материалу (письменно)
Фольклор и литература. Своеобразие фольклорного мира.
Цель: познакомить учащихся с понятием фольклор; выявить сходства и различия УНТ и художественной литературы; раскрыть своеобразие фольклорного мира; воспитывать любовь к художественному слову.
Ход урока
1. Беседа.
— Какие произведения, изученные в начальной школе, вы отнесли бы к фольклору? Почему?
— Как вы понимаете термин фольклор?
Фольклор (от англ. народная мудрость) – устное народное поэтическое творчество. Совокупность всего, что хранится в народной памяти, о чем поется и рассказывается в народе. Наука, изучающая произведения фольклора, называется фольклористикой. А собирателей примеров УНТ называют фольклористами.
— Есть ли между фольклором и литературой сходство?
Конечно, ведь они ветви единого дерева.
— Чем они отличаются друг от друга?
2. Построение таблицы «Фольклор и литература».
Сходство | Различие | |
1. Создают художественные словесные образы. | Фольклор | Литература |
1. Стадиальное (время появления) | ||
Возник с появлением речи на земле. | Появилась с возникновением письменности на Руси (10-11 века). | |
2. Общая родовая система: эпос, лирика, драма. | 2. Функциональное (для чего существует) | |
Воспитывает, учит, накапливает бытовые знания. | Воспитывает в человеке чувство прекрасного. | |
3. Различие в характере творчества
(как создано) |
||
Автор – народ, выражающий коллективные переживания. | Автор – конкретный человек, выражающий свои переживания. | |
4. Различие в условиях бытования
(в какой форме существуют) |
||
Передавался из уст в уста | Письменная форма |
Сходства:
— Почему фольклор и литературу считают ветвями единого дерева?
Оба эти искусства – искусства слова, создают художественные словесные образы. Мы воспроизводим их, воспринимаем на слух, преображая в картинки.
И фольклора и у литературы общая родовая система.
Различия:
1. Стадиальное.
— Следовательно, какое искусство слова оказывало влияние на другое фольклор или литература?
Конечно же, фольклор оказывал влияние на литературу. Тем более, что литература со времени ее появления была доступна только грамотным, а, значит, богатым людям. А фольклор жил в народной речи и продолжает жить, несмотря на то, что безграмотных людей среди нас нет. Писатели и поэты использовали фольклорные образы в своих произведениях. Но происходило иногда и так, что литературные произведения, близкие по духу фольклорным, воспринимались народом, как свои. Например, стихотворения И. Сурикова «Тонкая рябина», «Степь» стали народными песнями.
Главная задача писателя: открыть читателю глаза на добро и зло, научить быть милосердным, добрым, справедливым и т. д. Фольклор посредством сказок тоже учит нас этому. А вот при помощи других жанров, выполняет иные функции.
2. Творческое задание (работа с раздаточным материалом).
Отгадай малые жанры фольклора, укажи их функцию.
Пример | Жанр и его функция |
Под лежачий камень и вода не течет. | Пословица. Воспитывает любовь к труду. |
Сорока-воровка
Кашу варила Деток кормила: Этому дала, этому дала, Этому дала, этому дала, А этому не дала. Ты воды не носил, Дров не пилил, Ты каши не варил. |
Потешка. Весело учит малыша жестам и законам жизни. |
Пёс Полкан, Полезай в стакан, Хватай лимон, Убирайся вон! |
Считалка. Помогает весело и честно распределить роли в игре. |
С хозяином дружит,
Дом сторожит, |
Загадка. Учит угадывать задуманное, находить предмет по признакам. |
Если месяц ведро не держит – весь месяц дождливым будет. | Примета. Учит определять погоду. |
Выколпакован колпак не по-колпаковски. Надо колпак взять переколпаковать и выколпаковать. | Скороговорка. Учит ребенка правильно выговаривать буквы. |
3. Различие в характере творчества.
Литературное произведение написано конкретным человеком. В нем автор выражает индивидуальные идеи, переживания. У фольклорного произведения нельзя выделить автора – конкретного человека, ведь оно было создано давно и имя его забыто. В фольклорном произведении выражены коллективные переживания, которые передает исполнитель (например плачи плакальщиц).
4. Различие в условиях бытования.
Литература – письменная форма слова, где между автором и читателем есть посредник – написанный или напечатанный текст. Основная форма бытования фольклора – устная. Произведение было создано и рассказано другим и те, в свою очередь, хранили его в памяти, рассказывая другим. И лишь в 19 веке появились ученые фольклористы, которые начали изучать русский фольклор и собирать по деревням песни, сказки, былины и т. д. Однако, они столкнулись с проблемой: одна и та же сказка в разных областях рассказывалась по-разному, хотя и был основной сюжет. Почему так получилось?
Человеческая память не может в точности запомнить текст произведения, и поэтому в текст были внесены изменения их рассказчиками. Так возникли варианты одного и того же произведения.
Как же человек запоминал произведения фольклора наизусть? Существовали определенные слова-помощники, которые встречались во всех произведениях данного жанра. Одни из них – постоянные эпитеты. Вам знаком этот термин.
— Вспомните, что такое эпитет?
Эпитет – образное определение.
Постоянные эпитеты – переходящие из одного произведения в другое.
3. Творческое задание (работа с раздаточным материалом). .
1. Закончите определение.
Постоянный эпитет -_______________________________________________________________________
2. Подчеркните постоянные эпитеты волнистой линией в импровизированной фразе.
Вышел в чисто поле добрый молодец, взял в руки белые лук ясеневый, натянул тетиву шелковую, достал стрелу каленую, выстрелил в яблочко наливное, упало яблочко на травушку-муравушку, взял конь добрый и устами сахарными съел.
3. Подберите постоянные эпитеты к данным существительным:
волк-____________________девица -____________________
море-____________________солнце-____________________
меч -_____________________леса — ____________________
очи — _____________________слезы — ___________________
губы- ____________________поле — ____________________
4. Слово учителя.
Читая произведения литературы, мы каждый раз попадаем в неповторимый мир, ведь каждый автор индивидуален и его творение неповторимо. Произведения фольклора своеобразны, здесь мы встречаемся с иным уровнем мышления, которое уходит корнями в мифологическое прошлое.
5. Построение таблицы «Своеобразие фольклорного мира».
Пространство
в фольклоре |
Время
в фольклоре |
Персонажи
в фольклоре |
Пространство условно, нет названия городов, точное расстояние не указывается, мир делится на «свой» и «чужой». | Время условно, бесконечно растягивается и стремительно сокращается, не исчисляется в днях, неделях, годах. | Герои типичны, отсутствует описание внешности. Всех героев можно разделить на положительных и отрицательных. |
1. Представление о пространстве.
— Обратимся к сказке. Вспомните, как в сказках указываются расстояния от одного царства до другого? Есть ли здесь точное название городов? Как герои попадают от одного пункта назначения до другого? Кто помогает им в этом?
Точное расстояние никогда не указывается, а описывается словами «за тридевять земель», название тоже не указывается, обычно это «некое царство, некое государство», герои попадают из одного пункта в другой через колодец, три камня у дороги, помогают им в этом сказочные помощники, которые знают дорогу в это царство и охраняют путь в него: Баба Яга, волк, клубочек. Царство, в которое попадает герой, обычно отрицательное, хозяин его либо Кощей Бессмертный, либо Змей Горыныч.
— Подумайте, отразились ли здесь мифологические представления древних славян?
Мы помним, что они представляли мир, как свой – надземный, и иной – подземный, царство мертвых. Тотемистические представления отразились в том, что человеку помогают животные.
В былинах действуют реальные герои, указываются реальные названия городов Киев, Муром, Чернигов, но в соотнесении пространства присутствует элемент фантастики: богатырь может с одного места увидеть всю свою землю, преодолевает пространство одним прыжком коня.
2. Представления о времени.
— Как в сказках представлено время?
Оно не исчисляется в реальных днях, неделях, годах, бесконечно растягивается или стремительно сокращается. Время и пространство условны и фантастичны.
3. Фольклорные персонажи.
— На какие два типа можно разделить героев сказок?
Добрые и злые. Они напоминают нам один другого. Обычно внешность совпадает с внутренними качествами.
— Как описываются герои?
Герои описываются одинаково «ни в сказке сказать, ни пером описать». В былинах у героев есть имена, но внешность не описывается.
Домашнее задание: прочитать житие протопопа Авакума
Тема: «Житие Аввакума, им самим написанное»
Цель: Приобщить учащихся к мировой письменной культуре Древней Руси
Познакомить с нравственно-дидактическими сочинениями древнерусских книжников
Развивать умения анализировать историко-литературные «житийные» описания
Воспитывать бесстрашие, самоотверженность, стойкость.
Есть Бог, есть мир, они живут вовек,
А жизнь людей мгновенна и убога.
Но все в себя вмещает человек,
Который любит жизнь и верит в Бога. (Н.Гумилев)
ХОД УРОКА:
Русская церковь стремилась к правовой и идеологической автономии от церкви византийской, поэтому было чрезвычайно важно добиться канонизации собственных, русских святых, непременным условием которой было наличие жития. Запишите в тетрадях определение.
Житие-это рассказ о жизни, страданиях или благочестивых подвигах людей, канонизированных церковью, то есть признанных святыми и официально удостоенных почитания. Житийная литература называется агиографией (ОТ ГРЕЧЕСКОГО АГИОС-СВЯТОЙ, ГРАФО-ПИШУ)
Немалую роль играли и причины литературно-эстетические: знакомство с переводными византийскими житиями также могло пробудить у русских книжников желание попробовать силы в этом жанре. Агиографы, как правило, рассказывали и о чудесах, творимых святыми, описывая их, с яркими детальными подробностями. Уже в Киевской Руси были переведены многие византийские жития. Древнейшим русским житием было, видимо, «Житие Антония Печерского» -монаха, первым поселившемся в пещере и своим поступком подавшего пример к основанию скита, превратившегося затем в прославленный Киево- Печерский монастырь. Во второй половине 11 века создаются «Житие Феодосия Печерского» и два варианта жития Бориса и Глеба.
История жизни Аввакума трагична. По духу и темпераменту он был борцом, полемистом, обличителем. Выступая против реформ патриарха Никона, он много претерпел за веру. В конце своей многотрудной жизни в Пустозерске, маленьком городке в устье Печоры, написал он свое «Житие» Аввакум (протопоп) – поборник старой веры, вождь старообрядчества, автор знаменитого жития и ряда других произведений. Родился на Нижегородской земле, в селе Григорьеве, в семье сельского священника Петра, в возрасте 21 год был поставлен в дьяконы церкви с. Лопатицы, спустя 2 года рукоположен в священники, а через 8 лет назначен протопопом Вознесенской церкви в городе Юрьевце Повольском. Возведение Аввакума в протопопы состоялось в 1652 году в канунный год никоновской церковной реформы. В это время Аввакум был тесно связан с кружком ревнителей благочестия, который возглавляли протопоп кремлевского Благовещенского собора, Стефан Вонифатьев с протопопом московского Казанского собора Иваном Нероновым. В члены кружка входил молодой царь Алексей Михайлович. Они стремились возвысить дух церковной жизни Российского государства, ратовали за возрождение активной пасторской деятельности духовенства, боролись с простонародными видами увеселений, видя в нем пережитки язычества. Из архивных документов известно, что Аввакум перебрался в Москву из Юрьевца в 1652 году к своему духовному отцу Ивану Неронову (в Юрьевце у него случился конфликт с взбунтовавшимися против непреклонного в своем благочестии пастыря прихожанам). В Москве Аввакум был представлен царю самим Стефаном Ванифатьевым. Он служил в одном из приделов Казанского собора и сделался постоянным участником кружка боголюбцев, в который и входил любимец царя, новгородский митрополит Никон, будущий патриарх. Аввакум уже настолько был влиятельным среди членов приближенного к царю кружка, что вместе с другими участниками подписал челобитную царю о будущем патриархе; человеке, за которого они хлопотали, был Никон. Видеть Никона патриархом хотел и царь Алексей Михайлович, в 1652 году Никон сделался патриархом, а с Великого поста 1653 года он начал претворять ту церковную реформу, которая привела к расколу церкви, не преодоленному по сей день. Патриарх послал в Казанский собор «память», (распоряжение) о замене двуперстного крестного знамения на троеперстное и о сокращении земных поклонов при чтении покаянной молитвы. На печатном дворе по распоряжению патриарха стали править тексты богослужебных книг, приводя их в соответствие с современными греческими. Все это вызвало активное неприятие со стороны огромной части народа и духовенства. Среди людей, выступивших с протестом, был Аввакум. Власти ответили на неприятие никоновских реформ репрессиями. Аввакума арестовали в 1653 году, а в сентябре по указу Никона и царя сослали в Сибирь, где он участвовал в экспедиции воеводы Афанасия Пашкова, совершившего многолетний переход от Енисейска до Нерчинска, по еще непокоренной Сибири, испытывая жестокие притеснения воеводы; вместе с ним скиталась и его семья. В начале 60 годов царь призвал Аввакума из Сибири. Аввакум снова стал бесстрашно убеждать царя отказаться от новшеств и выступать в защиту старой веры, за что был снова по указу царя сослан в Пустозерский Острог, близ Печоры. В феврале 1666 года Аввакум был доставлен в Москву на суд церковного собора, созванного по инициативе царя для осуждения старообрядчества, решения дела опального Никона и избрания вместо него нового патриарха. Никона осудили и сослали, нового патриарха Иосифа 2 расстригли (тех, кто принадлежал к духовенству) и, подвергнув многих, как еретиков, урезанию языка, разослали по тюрьмам. В конце 1667 года Аввакум вместе с четырьмя своими союзниками, сибирским священником Никифором, Св. Лазарем, дьяконом Федором, иноком Епифанием, был сослан в Пустозерск, посажен в земляную яму и томился в ней до 1682 года. Аввакум вместе с тремя союзниками был казнен 14 апреля 1682 года сожжением в срубе.
Я думаю, окунувшись в историческую эпоху 17 века, вы сможете представить автобиографию героя, в которой все подчинено защите старой веры как национальной формы сознания. В реформе Аввакум видел посягательство на национальный быт, поэтому любовно изображает бытовые подробности, говорит на сочном, ярком «подлом» языке. Этот текст имеет публицистический пафос.
А теперь поработаем с текстом «Жития», на столах карточки с заданиями и вопросами для анализа.
Канонические черты жития | Художественные черты жития |
1.Житие – это биография святого | 1. Аввакум не причислен к лику святых. |
2.Житие составлялось после смерти святого. | 2.Написано при жизни. |
3.Повествование ведется от третьего лица. | 3.Житие напоминает исповедь-проповедь, форма повествования от 1 лица придает тексту эмоциональность, силу. |
4.Композиция жития строится по строгой схеме. | 4.В общих чертах композиция выдержана, нет привычного финала. |
5.Способ изображения героя – идеализация. | 5.Герой не идеальная личность, он «святой грешник». |
6.Внутренний мир героя не изображается в развитии, он избранник с момента рождения. | 6.Ярко изображается внутренний мир героя, этому служит внутренний монолог. |
7.Прстратство и время изображается условно. | 7.Конкретны и реальны. |
8.В изображении святого по возможности устранялись все индивидуальные черты характера, частности, случайности. | 8.Герой ярко индивидуален, узнаваем, речь его самобытна, эмоциональна, перед нами не абстрактный идеал человека, а земной страдалец, бунтарь. |
9.Тон повествования торжественный, серьезный. | 9.Появляются комические нотки. |
10.Язык жития книжный, с обилием старославянизмов и церковных слов. | 10.Язык живой, разговорный, введение просторечий является основным стилистическим приемом; автор как будто не пишет, а свободно говорит. |
11.Текст рассчитан на грамотного человека, подготовленного. | 11.Автор обращается к читателю из народа – крестьянину, горожанину, которым нелегко понять церковно-славянскую речь. |
12.Сюжет жития составляет духовный завет и подвиг святого. | 12.Сюжет изображает национальный быт, порядки, семейную жизнь. |
Аввакум ощущает себя пастырем, наставником «Христова стада». Это его миссия. Текст очень эмоционален: от бранной ругани до нежной признательности. Отстоять правду – главное для Аввакума. Писательство неотделимо от его проповеднической деятельности, все , что написал Аввакум, от «Жития» до послания к пастве проникнуто пафосом защиты старой веры. В истории русской литературы «Житие» занимает особое место. Будучи традиционалистом в области церковной жизни Аввакум как писатель выступил новатором. Стиль и поэтика его «Жития» резко выделяются на фоне стиля и литературных принципов, до той поры господствовавших в литературе. Новаторство воплотилось в ярко выраженной ориентации на просторечие, он подчеркивает, что пишет как простец сознательно (занеже люблю свой русский природный язык, виршами философскими не обыкл речь окрасить). Еще большее новаторство было то, что он решился создать свое собственное житие и создал блестящее произведение автобиографического жанра. Эти особенности: индивидуальность формы и содержания литературного произведения. Недаром выдающиеся писатели высоко ценили его писания от Достоевского и Лескова до Мамина – Сибиряка и Горького. Помимо жития Аввакум является автором «Книги бесед» и «Книги толкований», нескольких челобитных царю, писем и посланий семье боярыни Морозовой.
Итак, мы заканчиваем урок на том, что в Аввакуме поражает его бесстрашие, самоотверженность, фанатизм веры, стойкость. Его личность отражает некоторые особенности русского национального характера: вечное правдоискательство и беззаветную преданность вере. Аввакум впервые выступил против культа царской личности, поэтому его религиозная идея приобрела социальный характер. Идея свободы современна и актуальна.
ЗАДАНИЕ НА ДОМ: прочитать повесть Н.М. Карамзина «Евгений и Юлия»
Карамзин Н.М. Повесть «Евгений и Юлия».
Истинно русской повестью Карамзин назвал произведение «Евгений и Юлия», сообщив
читателю не такую уж и повесть, должную именоваться русской. Содержание оказалось пропитано сентиментальными нотами. Н.М. Карамзин вышел за рамки классицизма и создал в России новое литературное направление.
Оно называется- cентиментализм
От какого слова произошло название этого направления?
(От французского «сентиментализм» или от английского «сентиментал», что означает «чувство», «чувствительный», «чувствительность») Само название «сентиментализм» (от анг. sentimental – чувство) указывает на то, что эстетическое чувство становится центральной эстетической категорией этого направления. Основная идея – мирная, идеалистическая жизнь человека на лоне природы. «Резко противопоставляется деревня (средоточие естественной жизни) городу (символу зла, неестественной жизни и суеты).
Давайте прочитаем определение сентиментализма.
Сентиментализм – течение в европейской литературе и искусстве второй половины 18 века, выдвигающее на первый план чувства человека, а не разум.
Перед вами таблица со сравнительными характеристиками классицизма и сентиментализма.
КЛАССИЦИЗМ
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ
культ разума и цивилизации
культ чувств, природы, естественности
человек как гражданин
человек как личность
интерес к государственным деятелям
интерес к простому человеку,
противопоставления «город – деревня»,
«высшие сословия – низшие сословия»
внешняя сторона жизни героя, акцент на
внутренняя сторона жизни героя, акцент на
его поступках
его мыслях, чувствах, настроении
однозначность характера героя
неоднозначность характера героя
объективность автора
субъективность автора
ведущие жанры: ода, трагедия, комедия
ведущие жанры: повесть, дневник, письма,
песня, романс
цель литературы – поучать и воспитывать
цель литературы – сострадать, пробуждать
лучшие чувства
строгие правила
нарушение правил
3 вопросы
А.Кто главные герои повести?
Б.Сколько лет было Юле и Евгению. Найди в тексте это предложение
В.С каким цветком сравнивает госпожа «Л» Юлию?
Г.Каким вернулся Евгений домой после учения.
Д.Почему Н.Карамзин так трагично обрывает жизнь молодого Евгения?
Домашнее задание:прочитать произведение А.С. Пушкина «Пиковая дама»
А.С.Пушкин «Пиковая дама»
Проблема человека и судьбы. Нравственные проблемы произведения.
Цель урока: 1) знакомство с произведением;
2) выявить философско — нравственную проблематику произведения,
3)формировать умение давать обоснованную оценку героям и событиям произведения,
4)совершенствовать навыки анализа произведения
Ход урока
(запись на доске)
Проблема – сложный вопрос, требующий решения.
Судьба – несколько значений:
- стечение обстоятельств, не зависящих от человека, ход жизненных событий;
- доля, участь;
- будущее, то, что случится, произойдёт.
Сложная проблема, требующая разрешения в выборе своей судьбы.
. Беседа с классом по произведению:
Слово учителя:
Слово учителя:
— Летом 1828 года Пушкин задумал написать повесть об игроке. Карточные игры были не просто популярной забавой, они воспринимались как своего рода образ мир. Всё в жизни подобно игре. В карточной игре велика роль случая. В этом притягательная сила карточной игры. Герои «Пиковой дамы» играли в популярную те годы карточную игру «штосс». Правила игры предельно просты.
Из рассыпанной на столе колоды карт понтёры выбирают ту, на которую ставят. Другая колода – в руках банкомёта. Он мечет карты направо и налево. Если выбранная карта падает направо, выигрывает банкомёт, если налево – понтёр.
Повесть Пушкина была опубликована в 1834 г.
художественная деталь – подробность пейзажа, портрета, интерьера или психологической характеристики героя, выделенная писателем среди всех других подробностей с целью подчеркнуть ее особое изобразительное, выразительное или символическое значение. Одна деталь способна заменить целый ряд подробностей. Деталь фокусирует внимание читателя на том, что писателю кажется наиболее важным или характерным в природе, в человеке или в окружающем его предметном мире.
в авторской характеристике дан портрет противоречивого человека; идеалом жизни, единственной целью жизни Германна является желание разбогатеть. Именно это позволит ему, считает Германн, обрести независимость и покой. И пока он следует своей формуле «…расчёт, умеренность и трудолюбие… вот что утроит, усемерит мой капитал и доставит мне покой и независимость».
Повесть «Пиковая дама» была написана в 1833г., в болдинскую осень, она давно признана шедевром пушкинского творчества.
Как говорил сам Пушкин, «завязка повести основана на реальных событиях». Это типичная петербургская повесть из жизни великосветского общества пушкинской поры.
По мотивам повести композитор Пётр Иванович Чайковский написал оперу того же названия, лучшее своё произведение в оперном жанре.
Опера была создана и поставлена на сцене в 1890г.
Свою работу над произведением начнём с названия повести.
Беседа с классом по вопросам:
- Ребята, повесть была написана около 200 лет тому назад, но до сих пор вызывает интерес у читателей. А вам интересно было читать или нет?
- В чём секрет этой притягательности? (Дети говорят, что есть таинственность, необычность, фантастика и мистика.
- Пиковая дама – что это или кто это? (Ответ Пушкин даёт в самом эпиграфе. Пиковая дама – тайная недоброжелательность).
Что же это за тайная недоброжелательность и кого к кому — выясним позже.
4.Кто является главным героем повести?
(Главные действующие лица – Германн, Лизавета Ивановна, старуха. Центральный персонаж –
Германн).
Обратимся к теме нашего урока: проблема человека и судьбы.
-Что такое проблема?
-Что такое судьба? Ответ записан на доске зачитать
В повести много интересного, загадочного, даже мистического, но мы рассмотрим это произведение именно с этой точки зрения: человек и его судьба.
«Я думаю, что на его совести по крайней мере 3 злодейства», — небрежно роняет Томский о Германе, на балу с Лизаветой Ивановной.
5. Какие же 3 злодейства совершил Германн?
(Дети — первое злодейство Германна: обманутая Лизавета Ивановна – вызывает откровенное сочувствие.)
6. Кто такая Лизавета Ивановна? (работает группа учащихся, получившая индивидуальное домашнее задание заранее)
Дети рассказывают о Лизавете Ивановне, затем работа по тексту 2 главы: Чтение от слов «В самом деле, Лизавета Ивановна была пренесчастное создание…и далее.
Зачитайте самое главное, на ваш взгляд, в пушкинской характеристике Лизаветы Ивановны, которое отражало бы её положение в доме старухи.
– её никто не замечал
– с нетерпением ожидала избавителя. (записать в тетрадь)
7. Что её толкнуло откликнуться на ухаживания Германа?
(Мечта избавиться от старухи).
- Каким предстаёт Герман перед Лизаветой Ивановной в первую встречу?
- Какая художественная деталь особенно чётко характеризует Германа? Каким его увидела Лизавета Ивановна?
(Чёрные глаза, устремив глаза, взоры встречались).
- Каким образом Герман сумел добиться всего за 3 недели тайного свидания?
(немыслимого поступка в 19 веке, дерзкого, смелого)
(Писал письма).
11. В чём притягательность его писем? Почему Лизавета Ивановна «упивалась ими» и стала на них отвечать?
Зачитать. (Герман писал, вдохновлённый страстью, чувством; и непреклонность, и необузданное воображение.)
12. Зачем он писал эти письма?
(Проникновение в дом ради заветной тайны – тайны 3 карт).
12. Успел лиГерман полюбить Лизавету Ивановну за то короткое время, что писал ей письма?
(Несомненно, он целует её в голову, он честно признается, ради чего пришёл, не хочет обманывать).
Герман пришёл и ожидает старуху перед словами «Время шло». – предложение: «Герман её отворил… — зачем многоточие?
(Он хотел пойти к Лизавете Ивановне, но не пошёл)
13. Что же помешало Германну отдаться полностью своему чувству?
(Деньги – вот что алкала его душа).
14. С каким чувством простилась бедная девушка с Германном? (художественная деталь- холодная безответная рука)
2 жертва Германна. Как вы думаете, кто является второй жертвой?
(Старуха-графиня).
15 .Может быть, пора познакомиться поближе с этим злодеем?
Кто же такой Германн? (работает 2 группа учащихся, получившая индивидуальное задание заранее)
16. Что он говорит сам о себе: каковы его ж
изненные ориентиры?
Расчёт, умеренность, аккуратность, скрытен и честолюбив, не позволял малейшей прихоти. Он приходит тайно в дом старухи, чтобы узнать тайну 3 карт, чтобы разбогатеть.
17 Что происходит с графиней? (она умирает)
Итак, 2 жертва Германа — старуха-графиня.
Прежде чем мы выясним, кто же 3 жертва Германа,
вспомните, что двигало Германом в его поступках?(жажда денег)
17. Как сам автор говорит о нём:
Он имел
сильные страсти и огненное воображение.
Сильные страсти и огненное воображене сыграло с ним злую шутку.
20. Кто же 3 жертва Германа?
(Он сам). Это было домашнее задание, зачитайте, что вы подготовили дома.
(Дети зачитывают, что стало с Германом)
Учитель:
Давайте ещё раз посмотрим,
Какие качества были присущи Германну?
Жизненные ориентиры.
Расчёт, умеренность, аккуратность, сильные страсти, огненное воображение.
Именно огненное воображение заставило его перечеркнуть жизненные ориентиры, по которым он до этого жил.
Учитель: Решительность Германа, его суровость, алчность, жажда обогащения постепенно заслоняют в его душе все остальные человеческие чувства. Ни сомнений, ни угрызений совести, ни раскаяния.
Человек с душой Мефистофеля превращается в душевнобольного. Он вторгается в жизнь людей. Он оказался
вероломным человеком.
Корыстолюбие и огненное воображение приводят к трагическому финалу.
Учитель Каков финал?.
Кому и кем выражена тайная недоброжелательность в повести?
(Если это пиковая дама в лице, образе старухи, то старуха простила его, правда, с условием).
Так кто же вызывает тайную недоброжелательность и к кому?
(Может быть, Герман выказывает тайную недоброжелательность ко всем и за это жестоко наказан).
Учитель:
А теперь вернёмся к теме нашего урока?
В чьих руках находится судьба человека?
Пушкинское произведение запечатлело беспощадность Судьбы к Герману, к человеку, который поступает безнравственно и жестоко по отношению к другим людям.
Человек и судьба — кажется, что эти две вещи совершенно несовместимы. Однако, если человек вверяется своей судьбе, она никогда его подведет. Но все же слепо доверять всем ее проказам тоже, наверное, не стоит. Она словно игрушкой может играть человеком, и потом все в его жизни пойдет наперекосяк. Поэтому часто к судьбе относятся как к роковой неизбежности.
Но судьба или рок сыграли злую шутку с этим человеком. Германн разыграл свой ход: один раз выиграл, другой — проиграл.
В повести судьба не столько помогает, сколько губит человека и, главное, его душу. Но все равно Германн подчиняется этой магической власти.
Но судьба, словно посмеиваясь, начинает свою игру. А человек, подчиняясь ей, «идет» по головам людей для достижения цели.
Он берет на себя негласное право вершить судьбы других людей. Только вот непонятно, кто дает ему такое право. И в этом случае человек ставит себя наравне с судьбой. Ведь получается, что судьба Лизаветы Ивановны есть действия и поступки Германна. И нам совершенно неизвестно, какая судьба была бы у девушки, если бы не вмешательство молодого человека.
Домашнее задание: Подумайте,
Свободна ли 1 жертва Германа — Лизавета Ивановна — от расчёта? Или
Можно ли встретить и в наши дни таких Германнов, ищущих свою счастливую карту? Как вы относитесь к таким людям?
1
Первый слайд презентации: Значение художественного произведения в культурном наследии страны
Изображение слайда
2
Слайд 2: Задачи презентации
Дать представление обучающимся о роли художественной литературы и истории в жизни человека;
Выявить значение художественного произведения в культурном наследии страны.
Изображение слайда
3
Слайд 3: Естественное стремление образованного человека – узнать и понять прошлое своей страны
Мы хотим узнать наши
истоки; корни; всё, что было до нас
А поможет в этом историческая
книга
Изображение слайда
4
Слайд 4: Летописи – начало исторической книги
И пишущему, и читающему важны не сами факты, а жизнь людей в этих фактах и событиях.
РУКОПИСНАЯ КНИГА – уникальная книга,
в которой текст, иллюстрации и орнаментальное оформление воспроизведены от руки.
Изображение слайда
Рукописные книги многие века являлись объектом поклонения и восхищения, предметом роскоши и собирательства.
Со временем большинство из них вошли в собрания знаменитых музеев и библиотек.
Изображение слайда
Самая древняя русская рукописная книга «Остромирово Евангелие» написана в середине XI века.
Более 900 лет назад мастер книжного дела писец Григорий переписал это Евангелие для новгородского посадника Остромира.
Сейчас книга хранится в Санкт-Петербурге, в Государственной публичной библиотеке имени
М. Е. Салтыкова-Щедрина.
Изображение слайда
Писец Григорий писал Остромирово Евангелие почти семь месяцев.
За день он успевал написать не более 3 страниц.
Создание рукописи — это тяжёлый и изнурительный труд. Рабочий день длился летом от восхода и до заката солнца, зимой же захватывали и тёмную половину дня, когда писали при свечах или лучинах.
Успешное окончание книги было праздником. Радуясь, писец оставлял в конце книги, например, такую запись:
«Яко же радуется жених о невесте, тако радуется писец, видя последний лист».
Изображение слайда
Монастыри служили основными центрами
книгописания в средние века.
В монастырской книжной мастерской царила строгая дисциплина.
За ослушание, небрежность сажали на сухой паёк.
Сохранились древние миниатюры, изображающие монахов –
переписчиков книг за работой.
Изображение слайда
Среди рукописных книг было много летописей.
Текст летописи состоит из погодных (составленных по годам) записей.
Каждая из них начинается словами: «в лето такое-то»… и сообщений о событиях,
которые произошли в этом году.
Сообщения бывают и короткими, и длинными,
иногда они даже включают пространные повести о важных событиях.
Но иногда летописец ограничивался кратким замечанием типа:
» В лето 6752 (1244) не бысть ничтоже» (ничего не было).
Изображение слайда
Как настоящие историки, летописцы стремились как можно точнее рассказать обо всём, что происходило в стране. Чтобы составить краткий и точный рассказ, летописцам приходилось быть в самой гуще событий. Они сражались «подле стремени» своего князя, участвовали в походах и осадах городов, принимали участие в мирских делах.
Но летописец должен был рассказывать и о тех событиях, свидетелем которых он не был, поэтому в летописи включались и рассказы других лиц, и даже легенды и предания.
Изображение слайда
«Повесть временных лет»
Самое знаменитое из летописных сочинений (12 в.), описывающее в основном историю восточных славян (повествование начинается от Всемирного потопа), исторические и полулегендарные события, происходившие в Древней Руси. Повесть временных лет — труд нескольких монахов Киево-Печерской лавры, прежде всего Нестора (по-другому памятник называется Летопись Нестора).
Изображение слайда
«Реками, наполняющими Вселенную»
назвал книги русский летописец XI века.
Книги ценились на Руси, собирались в семьях несколькими поколениями, упоминались почти в каждой духовной грамоте (завещании) среди ценностей и родовых икон.
Изображение слайда
13
Слайд 13: Исторические события со временем приобретают другой масштаб
Кровопролитные войны, изощрённые средства уничтожения людей…
Но ведь человек, участвующий в них, не хочет погибать…
История рассказывает о личной, часто внешней стороне жизни известных деятелей: монархов, полководцев, бунтарей, дипломатов…
Изображение слайда
14
Слайд 14: Художественная литература раскрывает внутренний мир человека
Изображение слайда
15
Слайд 15: О чём говорит художественная книга?
Человек
стремится к счастью,
радуется,
поёт от удачи и горя,
влюбляется,
женится,
рожает детей,
пашет землю,
строит,
мечтает…
грустит,
страдает,
плачет,
ненавидит,
разводится,
огорчается,
остаётся без работы,
События своеобразно отражаются в фольклоре и мифе, авторской литературе
Изображение слайда
16
Слайд 16: История и литература идут рядом
История даёт литературе факт, пищу для размышлений.
История развивается по своим законам.
Литература нередко предсказывает историческое развитие общества, государства.
Литература развивается по своим законам.
В основе эволюции литературы лежит изменение представлений о прекрасном.
Изображение слайда
17
Последний слайд презентации: Значение художественного произведения в культурном наследии страны: Наука о прекрасном – эстетика
Вначале были мифы и фольклор.
Затем появились произведения древней литературы: жития, сказания, повести и летописи.
В XVII – XVIII авторами были не только служители церкви, но и светские люди. Рождались и уходили в прошлое литературные направления, эстетические системы. Каноны тормозили развитие, но искусство всегда стремилось к преодолению запретов.
От этого выигрывали и писатель, и литература, и значит – читатель!
Изображение слайда
Безусловно, литература является важной частью жизни нашего общества. Именно литература является в большей мере нашим культурным наследием, поэтому о ней мы и поведём свой дальнейший сказ. В нашей стране, преимущественно в золотом XVIII веке, родились и работали гениальные писатели, поэты и драматурги, которые создали множество шедевров. Их творчество неоценимо!
Нельзя отрицать, что образование общества изначально строится на книгах, поэтому быть хорошо подкованным в сфере литературы, нашего культурного наследия, так важно для любого современного человека. Узнавая секреты прошлых лет и изучая произведения классиков, мы получаем бесценный опыт для саморазвития и своего будущего.
Конечно, занятие это весьма долгое и всё узнать и прочитать мало у кого получится, но познакомиться с авторами гениальных произведений, а также с биографией самих писателей будет весьма похвально. А ведь это и есть наше культурное наследие! Стоит обратить внимание также на родословную и творческую жизнь таких умов, как: Александр Пушкин, Лев Толстой, Михаил Лермонтов, Александр Блок и других классиков.
Начните изучать основы русских произведений, и вы не пожалеете, увидев, какой кладезь знаний откроется вам. Высокий уровень интеллектуального развития и общего образования по силам приобрести каждому, следовательно, пора уже начать действовать. Составьте себе подходящий план для чтения, запаситесь терпением и усердием, и вперед, к приобретению нашего культурного наследия!
Похожие статьи
Произведение «Мы», написанное Евгением Замятиным является великолепным примером антиутопии. Это роман, содержащий в себе протест европейскому обществу, нежелание заходить в тупик. По значимость эта книга стоит на одном ряду с такими культовыми…
В этой статье мы рассмотрим краткий анализ рассказа «О чем плачут лошади» Абрамова и посмотрим какова главная идея рассказа и какой урок можно извлечь из него. Федор Абрамов действительно необыкновенно ярко изобразил прелести русской природы, и…
Прочитав произведение, которое стало фундаментальным в творчестве Федора Достоевского, а именно роман «Братья Карамазовы», возникает вопрос, какие цели ставил перед собой автор и что хотел сказать читателям. Если рассмотреть характеристику…
Валерий Викторович Андреев
Эксперт по предмету «Литература»
Задать вопрос автору статьи
Значение художественной литературы
Художественная литература, как известно, имеет большое значение для современного человека. Итак, художественная литература имеет следующее значение:
- Историческое значение. Литература – это зеркало истории, поэтому в художественной литературе как нигде точно отразились проблемы той или иной эпохи, а также политические течения в то или иное время. История неразрывно связана с политикой, поэтому в художественной литературе это не могло не отразиться. Так, произведения художественной литературы имеют очень большое значение.
- Философское или религиозное. Действительно, только художественной литературе присуща философичность, отражение проблем человека – как личностных, так и социально обусловленных – в его поведении, мыслях и чувствах. Так, из многих художественных произведений вы легко можете узнать ответы на практически любые философские вопросы. Также в художественной литературе широкое освещение получила религия – а, точнее, христианство. Оно нашло свое отражение во многих произведениях в виде церковных обрядов: крещения, молитвы, похорон и так далее.
- Социальное значение. В художественной литературе вы легко найдете описание быта и традиций своей страны, увидите разницу между восприятием мира людьми того времени и нынешнего. В художественной литературе находят свое освещение многие социальные проблемы, например, проблемы межличностного взаимодействия людей.
Подработка для студентов
Начни работу по профессии и зарабатывай первые деньги еще будучи студентом
Найти стажировку
Таким образом, исходя из всего вышеперечисленного, можно прийти к выводу, что художественная литература обладает своими уникальными чертами, определяющими ее и делающими непохожей на другие стили литературы.
Замечание 1
Художественная литература – явление уникальное, разнообразное и не поддающееся определенным характеристикам. Именно художественная литература приносит больше всего пользы человеку в деле развития его личности и духовного мира.
Особенности художественной литературы
Художественная литература – это один из самых распространенных видов литературы. Художественная литература берет свое начало от Древней Руси, от устного фольклорного творчества, народных верований, сказаний и песен. С приходом письменности, а также освобождением литературы из-под влияния церкви и тотального контроля государства, художественная литература получила еще более широкое распространение.
Известно, что русская художественная литература берет свое начало в восемнадцатом веке – с приходом классицизма и просвещенного абсолютизма. Петр Первый стал одним из реформаторов в художественной литературе – он развернул широкую издательскую деятельность по всей территории России. Так, письменная художественная литература начала развиваться в эпоху просвещенного абсолютизма.
«Что дает художественная литература» 👇
В художественной литературе за рубежом происходило все фактически точно также, однако, с некоторым опережением. В истории художественной литературы в различное время возникала мода на различные направления: от мифов до экзистенциализма. Все эти направления получали свое развитие попеременно. То есть классицизм сменялся сентиментализмом, то в свою очередь – романтизмом и так далее. Художественная литература постоянно трансформировалась, вследствие чего приобрела свою уникальность.
К характерным чертам художественной литературы можно отнести:
- Выражение чувств и мыслей автора через чувства и эмоции главных героев того или иного произведения. Все это включает в себя также симпатию или антипатию автора к какому-либо персонажу. Идейный замысел автора может проявляться в сюжетных линиях, что характерно только для художественной литературы.
- Использование тропов и различных языковых средств выразительности в большом количестве характерно только для художественной литературы. В этом случае они помогают раскрыть замысел произведения, а также передать чувства автора. Однако, в прозаических произведениях художественной литературы использование тропов не несет особой смысловой нагрузки, в отличие от лирических произведений. Все это является характерной особенностью художественной литературы.
- Использование различной лексики: от возвышенной до низкой, разговорной. Это объясняется характерами персонажей, сюжетной линией и идейным замыслом самого писателя. Также наличие определенных терминов зависит от жанра (например, научная фантастика).
- Рассказ идет от первого или третьего лица. Также для художественной литературы характерно наличие монологов и диалогов между персонажами, что недопустимо во всех остальных видах литературы (исключение составляет интервью в публицистическом стиле).
- Композиционные приемы также характеризуют только художественную литературу. Композиция художественной произведения может быть: линейной, последовательной, кольцевой, зеркальной и многие другие виды. Также в художественной литературе существует вид композиции, когда предусматривается разбиение текста на не связанные между собой части (М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»).
- Характеристики героев, их внешности, костюмов. Это отличает художественную литературу, поскольку только в ней значение имеет, как и во что был одет герой. Иногда это может нести и смысловую нагрузку (М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»).
Таким образом, исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод о том, что художественная литература может дать современному человеку, в первую очередь, опыт. Опыт тех людей, кто жил до него, у кого были такие ситуации и проблему. Вторым, что может дать художественная литература, является знание. Это может быть одинаково как научно-практическое знание, так и историческое, философское. Книги делают нас мудрее, повышают наш общий интеллект. Так, художественная литература способствует повышению интеллекта у современного человека, а также является одним из основных источников знаний на сегодняшний день.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме