Демонстрационный
экзамен как новая форма государственной итоговой аттестации по программам
среднего профессионального образования: опыт, проблемы, перспективы
Шевченко Елена
Юрьевна
Преподаватель
Колледжа туризма Сант-Петербурга
Федеральные государственные
образовательные стандарты среднего профессионального образования по наиболее
востребованным новым и перспективным профессиям реализуются в коллежах и
техникумах страны с 2016 года. Это значит, что по программам подготовки
квалифицированных рабочих, служащих была проведена государственная итоговая
аттестация в форме демонстрационного экзамена в соответствии с требованиями,
прописанными в стандарте, а первые выпускники по программам подготовки
специалистов среднего звена пройдут государственную итоговую аттестацию в
данном формате уже в июне 2020 года.
Формирование основных навыков и
умений в профессиональной деятельности выпускника среднего профессионального образования
–основной показатель эффективности образования и уровня подготовки студента. В
связи с этим и во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от
3 марта 2015 года № 349-р «Об утверждении комплекса мер, направленных на
совершенствование системы среднего профессионального образования на 2015 — 2020
годы», в соответствии с паспортом приоритетного проекта «Образование» по
направлению «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с
учетом современных стандартов и передовых технологий» («Рабочие кадры для
передовых технологий»), утвержденным протоколом заседания Президиума Совета при
Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным
проектам от 25 октября 2016 года №9, Союзом «Агентство развития
профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс
Россия)» демонстрационный экзамен введен в государственную итоговую аттестацию
выпускников профессиональных образовательных организаций среднего
профессионального образования.
Приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 ноября 2017 года N 1138 «О внесении изменений в
Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным
программам среднего профессионального образования» государственный экзамен в
виде демонстрационного экзамена признан одной из форм государственной итоговой
аттестации по образовательным программам среднего профессионального
образования.
Демонстрационный экзамен проводится
по стандартам WorldSkills, что предусматривает моделирование реальных
производственных условий для демонстрации выпускниками профессиональных умений
и навыков, оценку их уровня в соответствии с международными требованиями.
В международном конкурсном
движении WorldSkills Russia
уже сформировался опыт, практики оценки конкретных
профессиональных умений и знаний по профессиям и специальностям в соответствии
с требованиями международных стандартов. Подходы к оценке качества подготовки
специалистов, которые основываются на принципах открытости, объективности,
прозрачности и общественно–профессионального участия, сегодня очень актуальны.
Поэтому перед профессиональной образовательной организацией встает задача: как
обеспечить соответствие квалификации выпускников среднего профессионального
образования требованиям работодателя и международным стандартам. Включение формата
демонстрационного экзамена в процедуру государственной итоговой аттестации
обучающихся профессиональных образовательных организаций – это модель
независимой оценки качества подготовки кадров, содействующая решению задач
системы профессионального образования и рынка труда.
Как наиболее продуктивным и
действенным образом интегрировать демонстрационный экзамен в государственную
итоговую аттестацию в системе среднего профессионального образования? На что
следует обратить особое внимание? Введение формата демонстрационного экзамена
требует от профессионально-педагогического сообщества осмысления, обсуждения и
принятия оптимальных вариантов реализации.
В мае 2017 года Колледж
туризма Санкт-Петербурга принял участие в пилотной апробации проведения
демонстрационного экзамена по профессии 43.01.09 «Повар, кондитер» в
соответствии с приказом № ПО/19 от 30.11.2016 Союза «Агентство развития
профессиональных сообществ и рабочих кадров WorldSkills Russia , а так же
распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга № 917-Р от 20.03.2017.
Был предложен четкий формат проведения демонстрационного экзамена, порядок его
организации и проведения, включая требования к процедурам и участникам.
В экзамене принимали участие
20 студентов Колледжа. В течение двух дней студенты выполняли задания по трем
модулям. Общая продолжительность выполнения задания по всем модулям составляла
11,5 часов.
Для Колледжа туризма
Санкт-Петербурга участие в пилотной апробации проведения демонстрационного
экзамена дало возможность объективно оценить содержание и качество реализации
образовательных программ, квалификацию педагогических работников, соответствие
материально-технической базы колледжа современным требованиям, определить
основные проблемы и риски при проведении государственной итоговой аттестации в
формате демонстрационного экзамена.
Опыт участия колледжа в
пилотной апробации, в конкурсном движении WorldSkills Russia, реализация ФГОС СПО по
ТОП-50 дал возможность провести SWOT-анализ такого нововведения, как демонстрационный экзамен, что позволило
учесть данные при проведении демонстрационных экзаменов в последующие периоды.
Следующий опыт проведения
демонстрационного экзамена состоялся в 2018 году. Экзамен был проведен в рамках
выполнения мероприятий Дорожной карты Региональной площадки сетевого
взаимодействия в области подготовки кадров «Искусство, дизайн и сфера услуг,
статус которой был присвоен Колледжу туризма Санкт-Петербурга в результате
участия в конкурсе Федеральной целевой программы развития образования.
Демонстрационный экзамен
проводился в рамках промежуточной аттестации по профессиональному модулю по
профессии 43.01.09 «Повар, кондитер».
При подготовке к проведению
экзамены учитывались все слабые стороны пилотной апробации. Были запланированы
и проведены следующие мероприятия:
1. Создание творческих
рабочих групп, из числа сотрудников ПОУ, входящих в сеть, с целью анализа
содержания соответствующих ФГОС и регламентов WS, для разработки и создания
банка данных диагностических оценочных средств промежуточной аттестации и
государственной итоговой аттестации.
2. Апробация разработанных
оценочных средств в процессе реализации образовательных программ по выбранным
профессиям и специальностям.
3. Организация подготовки
экспертов для проведения демонстрационного экзамена.
4. Разработка локальных
актов для проведения демонстрационного экзамена (положение о проведение
демонстрационного экзамена, приказ о распределении обязанностей между
педагогическим работниками по организации и проведению демонстрационного
экзамена)
5. Аккредитация площадки
для проведения демонстрационного экзамена Союзом WorldSkills.
6. Организация и
проведение демонстрационного экзамена в процессе промежуточной и
государственной итоговой аттестации.
8. Разработка программ
повышения квалификации педагогических работников ПОУ по вопросу проведения
демонстрационного экзамена с использованием дистанционных образовательных
технологий;
10. Разработка методических
рекомендаций по проведению демонстрационного экзамена.
В связи с участием в конкурсном
отборе на 2018 год региональных программ развития образования в целях
предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на поддержку
реализации мероприятия 1.2. «Разработка и распространение в системах среднего
профессионального и высшего образования новых образовательных технологий, форм
организации образовательного процесса» Федеральной целевой программы развития
образования на 2016-2020 годы колледжем была получена субсидия, которая
позволила провести модернизацию материально-технической базы и привести ее в
соответствие с требованиями инфраструктурного листа WorldSkills. За 2018 года более 40
педагогических работника колледжа прошли повышение квалификации по стандартам WorldSkills.
К проведению
демонстрационного экзамена в рамках государственной итоговой аттестации в 2019
году колледж подошел уже более подготовленным.
25 апреля 2019 года Союз «Агентство
развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы»
(Ворлдскиллс Россия)» присвоило Колледжу туризма Санкт-Петербурга статус центра
проведения демонстрационного экзамена.
В период с 13 по 27 июня 2019
года Колледж туризма Санкт-Петербурга провел демонстрационные экзамены по
профессии 43.01.09 «Повар, кондитер». А также организовал проведение
демонстрационного экзамена для «Индустриально-строительного лицея».
В
демонстрационном экзамене принимали участие 47 студентов Колледжа и 18
студентов «Индустриально-строительного лицея. В качестве задания на демонстрационный
экзамен был выбран КОД 1.2, содержащий в себе выполнение модулей С,Н,Е. Задание
включало в себя приготовление трех блюд в течение 4,5 часов. КОД № 1.2 — комплект с
максимально возможным баллом 35,3 и продолжительностью 7 часов, предусматривающий
задание для оценки знаний, умений и навыков по минимальным требованиям
Спецификации стандарта компетенции «Поварское дело».
Для проведения государственной
итоговой аттестации в виде демонстрационного экзамена колледжем был разработан
пакет локальной документации: положение о проведении демонстрационного
экзамена, программа ГИА, приказы, графики, план проведения демонстрационного
экзамена.
В
целях обеспечения информационной открытости и публичности при проведении
демонстрационного экзамена использованы ресурсы, позволяющие организовать
видеотрансляцию в режиме «Онлайн» на площадке демонстрационного экзамена.
Все
основные нормативные документы, касающиеся организации и проведения
демонстрационного экзамена, были размещены в специальном разделе на сайте
колледжа.
К демонстрационному экзамену были допущены
лица, успешно прошедшие все предшествующие аттестационные испытания,
предусмотренные учебным планом и не имеющие академической задолженности.
План проведения
демонстрационного экзамена корректировался главным экспертом площадки
проведения демонстрационного экзамена в зависимости от времени, выделенного на
проведение демонстрационного экзамена, количества участников и рабочих мест.
Жеребьевку проводил главный эксперт за 1 день (С-1) до начала демонстрационного
экзамена. Оглашение измененного задания производилось сразу после жеребьёвки,
далее студентам было дано 2 часа чистого времени для написания меню и
окончательной заявки продуктов при необходимости.
Все
участники экзамена за один день выполняли 3 модуля C
E H. На выполнение модулей C,
E, H отводилось по 4,5 часа без учёта уборки рабочего места
(0,5 часа) + 2 часа для написания меню, общая продолжительность выполнения
экзаменационного задания 7 часов.
При
разработке задания для демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс
Россия по компетенции «Поварское дело» в основу положены:
1.
Техническое описание компетенции
«Поварское дело».
2. ФГОС СПО по специальности 43.01.09
Повар, кондитер, утвержденный Министерством образования и науки РФ « 09»
декабря 2016 г. № 1569.
3. ФГОС СПО по специальности
43.02.15 Поварское и кондитерское дело, утвержденный Министерством образования
и науки РФ « 09» декабря 2016 г. № 1565.
Оценочные
материалы были разработаны экспертным сообществом Ворлдскиллс в целях
организации и проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс
Россия по компетенции «Поварское дело».
ОЦЕНОЧНЫЕ КРИТЕРИИ:
Измеримые
аспекты оценивания работы участника:
—
адаптация в процесс работы, расстановка
приоритетов, понимание процесса выполнения работы, применение знаний на
практике;
—
спецодежда соответствует требованиям;
—
корректное использование мусорных
баков(пищевыене пищевые отходы);
—
использование оборудования и инвентаря по
назначению;
—
соответствие приемов приготовления
заявленных в меню;
—
контроль отходов (брак);
—
расточительность;
—
заказ сырья соответствует планированию
меню;
—
заказ сырья сдан вовремя;
—
дозаказ сырья отсутствует в день С-1;
—
дозаказ сырья отсутствует во время
выполнения модуля.
Экспертная оценка работы участника:
—
планирование и ведение рабочего процесса в
соответствии с актуальными гастрономическими тенденциями, расстановка
приоритетов выделяя наиболее важные задачи;
—
персональная гигиена;
—
рабочее место;
—
выбор ингредиентов в соответствии с меню;
—
навыки и знания относительно определения
ингредиентов блюд, их использования и кулинарной обработки;
—
знание и применение приемов приготовления
и тепловой обработки;
—
применение и использование кухонного
инвентаря и оборудования при приготовлении для усложнения блюда;
—
техника безопасности на рабочем месте.
Измеримые аспекты оценивания результата работы
участника:
—
время подачи – корректное время подачи (±5
минут от заранее определённого). При задержке от корректного время подачи блюдо
считается не представленным и не оценивается);
—
температура блюда соответствует
экзаменационному заданию;
—
компоненты блюда отражены меню;
—
масса (размер) блюда соответствует
экзаменационному заданию;
—
использование обязательных ингредиентов в
соответствии с заданием;
—
правильность подачи (соответствие
заданию);
—
чистота тарелки (отсутствие брызг,
разводов и отпечатков пальцев).
Экспертная оценка результата работы участника:
—
качество блюда;
—
внешний вид блюда;
—
стиль и креативность блюда;
—
текстура всех компонентов блюда;
—
вкус всех компонентов блюда;
—
общая гармоничность блюда.
Ход выполнения задания
демонстрационного экзамена оценивается методом экспертного наблюдения.
Количество экспертов, производящих оценивание навыков участников, должно быть
не менее 9.
Экспертная
группа делится на 3 подгруппы:
—
1-я группа осуществляет объективное
оценивание выполнения задания демонстрационного экзамена;
—
2-я группа осуществляет субъективное
оценивание работы участника на площадке демонстрационного экзамена;
—
3-я группа осуществляет субъективное
оценивание при дегустации работ участников демонстрационного экзамена.
Все
баллы фиксируются в ведомостях оценок и в системе CIS. Государственной
экзаменационной комиссией осуществляется перевод полученного количества баллов
в оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Перевод баллов в оценку:
Количество баллов |
Оценка |
(35- 25 баллов) |
5 (отлично) |
(24-14 баллов) |
4 (хорошо) |
(13 –7 баллов) |
3 (удовлетворительно) |
(менее 7 баллов) |
2 (неудовлетворительно) |
Работу по оценке результатов и подведения итогов демонстрационного
экзамена на площадке возглавляет главный эксперт, который организует и
контролирует деятельность экспертной группы, обеспечивает единство требований,
предъявляемых к участникам, вносит баллы в систему CIS,
предоставляет сведения о результатах выполнения заданий участниками
демонстрационного экзамена государственной экзаменационной комиссии.
Протоколы
демонстрационного экзамена хранятся в архиве образовательной организации и РКЦ.
По итогам демонстрационного экзамена выпускники продемонстрировали
следующие результаты: 37% выпускников сдали его на «отлично», 22 % — «хорошо»,
41% — на «удовлетворительно». Средний балл — 4,0.
Но несмотря на успешное
проведение демонстрационного экзамена остаются проблемы, с которыми столкнулись
на этапах его внедрения:
1.
Ежегодное
изменение требований инфраструктурного листа требует от образовательной
организации дополнительных финансовых затрат.
2.
Большое количество
экспертов WorldSkills.
Государственная экзаменационная
комиссия, проводящая ГИА – это представители образовательных организаций и
работодателей, эксперты (не наделяемые специальными полномочиями). Демонстрационный
экзамен по методике Ворлдскиллс предусматривает наличие обученных и сертифицированных
экспертов, не менее одного на каждого участника.
3.
Психологический
барьер непонимания студентами и родителями необходимости прохождения
демонстрационного экзамена.
Несовпадение компетенций WorldSkills с номенклатурой
профессий/специальностей, признаваемых рынком труда. Родители и выпускники не
видят смысла в получении документа, в котором будет указано название профессии
или специальности, отсутствующей на рынке труда.
Кроме того, если итоговая
аттестация по образовательным программам ориентируется на задачи разной
сложности для рабочих и специалистов, то компетенции Ворлдскиллс не разделяются
по уровням квалификации. А это вызывает у субъектов образования тревогу. Ведь выпускник
обязан пройти процедуру государственной итоговой аттестации, а при неудачной
попытке сдать экзамен он рискует остаться без диплома об образовании.
4.
Большая
продолжительность экзамена.
Союз WorldSkills предлагает методику проведения
демонстрационного экзамена как выполнение одинакового для всех выпускников
задания, разработанного на базе заданий финала национального чемпионата по
компетенции. Длительность проведения 2-3 дня (до 18 часов рабочего
времени). А в рамках реализации основных профессиональных образовательных
программ ФГОС СПО предусмотрено регламентированное количество часов, отведенное
на проведение государственной итоговой аттестации (по профессии отводится 36 часов и по
специальности – 216 часов), что существенно осложняет составление графиков
проведения итоговой аттестации.
Несмотря на проблемы и минусы
проведения демонстрационного экзамена существуют и большие преимущества:
1.
Успешное
проведение демонстрационного экзамена способствует повышению престижа
колледжа.
2.
Выпускники
после прохождения государственной итоговой аттестации в форме демонстрационного
экзамена получают не только диплом об образовании, но также и паспорт
компетенции (Skills Passport) — специальный документ о результатах
демонстрационного экзамена, отражающий уровень компетенции выпускника в
соответствии со стандартами WorldSkills.
3.
Работодатели
получают возможность доступа в Электронную систему интернет-мониторинга (eSim), которая формирует единую базу
данных всех участников РФ с целью определения рейтинга будущего работника.
Итак, демонстрационный
экзамен в рамках государственной итоговой аттестации выпускников системы среднего
профессионального образования, проводимый по критериям Национального чемпионата
явление новое, при внедрении которого в образовательный процесс возникает ряд
проблем. Поэтому, с целью проведения демонстрационного
экзамена как обязательного элемента государственной итоговой аттестации и
реализации образовательных программ ФГОС СПО необходимо выполнение следующих
условий:
1.
Оценка качества среднего профессионального
образования, связанная с организацией демонстрационного экзамена должна осуществляться
в соответствии с нормативно-правовыми документами, которые своевременно
актуализируются.
2.
Необходима специальная подготовка
педагогических кадров к проведению ДЭ, а так же экспертов.
3.
Важно решить вопрос по финансовому
обеспечению проведения процедуры ГИА в связи с увеличением времени проведения
экзамена, количества экспертов (членов государственной экзаменационной
комиссии) и затрат на материально-техническое обеспечение ДЭ.
В перспективе, при решении
возникающих проблем, государственная итоговая
аттестация в форме демонстрационного экзамена будет действительно эффективным
средством оценки сформированности профессиональных компетенций в рамках
определенного вида профессиональной деятельности в процессе выполнения
практического задания, в условиях моделирования реальной производственной
ситуации.
Однако не следует останавливаться на
этих проблемах. Необходимо продолжить и активизировать деятельность в данном
направлении, так как новый формат проведения государственной итоговой
аттестации дает возможность студентам реализовывать полученные навыки,
профессиональные компетенции с учетом требования работодателей и влияет на построение
профессиональной карьеры будущих выпускников.
Литература
1.
Демонстрационный экзамен и системы оценки
профессиональных умений и знаний// https://fumo-spo.r
2.
Ефимова С. А. Модернизация
системы аттестации обучающихся профессиональных образовательных организаций в
условиях становления российской национальной системы квалификации: диссертация
… доктора педагогических наук : 13.00.08 / Ефимова Светлана Александровна;
[Место защиты: Федер. институт развития образования]. — Москва, 2017. — 337 с
3.
Методика организации и проведения
демонстрационного экзамена по стандартам WSR. // Приложение №1 к приказу Союза
«Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «WSR» от «30»
ноября 2016 г. № ПО/19. – М. – 18 с.
4.
Организация и проведение демонстрационного
экзамена по стандартам.
WS в системе среднего
профессионального образования Тюменской области . Методическое пособие.
–Тюмень, ТОГИРРО, 2017.-73 с.
5.
Павлова О.А. Демонстрационный экзамен: приоритеты
образовательной политики в СПО и новая реальность для образовательных
организаций. // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. –
2016. – № 5–6 (27–28).
6.
https://worldskills.ru.
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ОЦЕНИВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СПО
Клименко Лидия Александровна
Преподаватель
Южноуральского энергетического техникума
Аннотация
В статье представлена информация о демонстрационном экзамене как форме государственной итоговой аттестации в условиях техникума. Определены принципы деятельности, по мнению автора, которые обеспечат повышение результативности сдачи демонстрационного экзамена. Описаны составляющие демоэкзамена, результативность обучающихся техникума.
Ключевые слова: демонстрационный экзамен, стандарты WorldSkills, общие компетенции, профессиональные компетенции, результат.
В послании Федеральному Собранию 4 декабря 2014 года Президентом Российской Федерации дано поручение, направленное на развитие системы подготовки рабочих кадров: «К 2020 году как минимум в половине колледжей России подготовка по 50 наиболее востребованным и перспективным рабочим профессиям должна вестись в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями…».
Во исполнение указанного поручения, а также распоряжения Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 года № 349-р «Об утверждении комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования на 2015-2020 годы», проводилась пилотная апробация демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills Russia в рамках государственной итоговой аттестации.
Демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills – это форма государственной итоговой аттестации выпускников по программам среднего профессионального образования, которая предусматривает:
— моделирование реальных производственных условий для демонстрации выпускниками профессиональных умений и навыков;
— независимую экспертную оценку выполнения заданий демонстрационного экзамена, в том числе экспертами из числа представителей предприятий;
— определение уровня знаний, умений и навыков выпускников в соответствии с международными требованиями.
Включение формата демонстрационного экзамена в процедуру государственной итоговой аттестации обучающихся профессиональных образовательных организаций – это модель независимой оценки качества подготовки кадров, содействующая решению нескольких задач системы профессионального образования и рынка труда без проведения дополнительных процедур.
Минобрнауки вводит демонстрационный экзамен в структуру итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений. Меняется сложившаяся практика, когда по итогам просто пишется дипломная работа или сдается теоретический экзамен. Да, теоретическая часть нужна для специальностей СПО, но обязательно обучающийся должен продемонстрировать свои умения на практике.
В первую очередь, экзамены введены в учебных организациях, которые обучают по программам ТОП-50.
Демонстрационный экзамен может стать инновационной формой получения профессионального образования при условии ─ взаимовыгодного сотрудничества компаний и образовательных учреждений; уточнения и согласования требований к квалификации (профессиональный стандарт как локальный документ, общие и профессиональные компетенции ФГОС); организации обучающего процесса подготовки и проведения демонстрационного экзамена для оценивания и подтверждения квалификации кадров; подготовки наставников компаний, членов оценочной комиссии и администраторов демонстрационного экзамена.
По данным на 2021 год, как отметила Марина Софронова, третья часть из 500 федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) на сегодня предусматривает проведение демонстрационного экзамена, а в 2022 году планируется завершить работу по его включению практически во все ФГОС СПО, за исключением специфических отраслей, имеющих свою квалификационную структуру, таких как здравоохранение, хотя и в этих отраслях демонстрационный экзамен займет со временем свое место.
Методика проведения демонстрационного экзамена и оценки квалификации разработана на основе европейского и финского опыта оценки и признания квалификаций работников компаний.
Демонстрационный экзамен повышает мотивацию обучающихся и работников, так как меняются подходы в организации обучения, осуществляется переход к самостоятельному обучению на рабочем месте при сопровождении квалифицированных преподавателей и ведущих специалистов предприятий. Сотрудничество с организациями поможет образовательным организациям уточнить требования к результатам обучения, перечисленным в федеральных государственных образовательных стандартах, обновить образовательные программы для организации процесса обучения и производственной практики на базе организаций.
Полученный опыт можно будет активно использовать при корректировке программ обучения обучающихся и приблизить профессиональное образование к требованиям современного производственного процесса.
Для проведения демонстрационного экзамена по модели WorldSkills требуются специализированные площадки, оснащённые современным технологическим оборудованием и позволяющие выполнять задания так, как это предусмотрено паспортом компетенции WorldSkills. И это, естественно, создаёт определённые сложности для образовательных организаций, потому что на своей базе большинство образовательных организаций не смогут проводить демонстрационный экзамен, а участие и использование чужой базы, чужой площадки, естественно, сопровождается определёнными финансовыми затратами, которые ложатся на плечи образовательных организаций.
В 2018 году в рамках нацпроекта «Образование» Южноуральский энергетический техникум получил федеральный гранд на оснащение материально-технической базы по стандартам WorldSkills.
Было реализовано порядка 10 миллионов рублей, на которые было построено 4 учебных лаборатории по следующим компетенциям: «Поварское дело», «Кондитерское дело/Хлебопечение», «Ресторанный сервис», «Парикмахерское искусство».
Следующим шагом стала подготовка обучающегося по специальности «Поварское и кондитерское дело» к Региональному чемпионату по стандартам WorldSkills по компетенции «Поварское дело». Надежда Черняева стала одной из лучших студенток Челябинской области, она заняла 3 место.
В 2020 году Южноуральский энергетический техникум впервые поддал заявку на участие в компетенции «Поварское дело» в возрастной категории Юниоры 14-16 лет. В 8-м Региональном чемпионате по стандартам WorldSkills по данной категории Тучина Вероника заняла 3 место, Черняева Надежда повторила свой успех, поднялась на пьедестал на почетное 3 место.
В 2021 году в Южноуральском энергетическом техникуме впервые был проведен демонстрационный экзамен по компетенции «Поварское дело» по стандартам WorldSkills. Демоэкзамен сдали две группы: по профессии «Повар, кондитер», специальности «Поварское и кондитерское дело».
Союз «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллз) предлагает методику проведения демонстрационного экзамена как выполнение одинакового для всех выпускников задания, разработанного на базе заданий финала национального чемпионата по компетенции.
В оценке принимают участие шесть сертифицированных экспертов: 3 работодателя и 3 преподавателя или мастера производственного обучения из другой образовательной организации. Преподаватели, представляющие с экзаменуемым одну образовательную организацию, права оценивания не имеют. Эксперты применяют пошаговые критерии оценки всех действий обучающегося. Все критерии делятся на объективные и субъективные, каждый критерий имеет свой вес.
Средняя успеваемость по двум группам составила 3,86 балла, а средний балл по результатам демонстрационного экзамена составил 4,68, что является хорошим показателем для учебной организации.
Каждый год в Политехническом отделении проводится конкурс Профессионального мастерства. Все контрольно-измерительные материалы берутся из материалов WorldSkills по компетенции «Поварское дело» и участники выполняют четыре модуля «Перевод с иностранного языка профессионального текста», «Решение производственных задач», «Проверка теоретических знаний по профессии», «Приготовление горячего блюда».
Конкурсы профессионального мастерства, как форма внеурочной деятельности, помогают успешно решать задачи повышения качества подготовки специалистов, позволяют создать благоприятную среду для развития интеллекта, совершенствования профессиональных умений и навыков, развития профессионального и креативного мышления обучающихся, способствуют формированию опыта творческой деятельности в профессиональной сфере.
Основная цель любого профессионального конкурса: демонстрация профессионального мастерства и дальнейшее его совершенствование, а также выявление талантливых, творческих студентов.
Все новшества определенно накладывают дополнительную нагрузку на преподавателя, возникает много вопросов и разногласий, но в этой ситуации большим подспорьем является обучение преподавателей. Южноуральский энергетический техникум обучил своих преподавателей и мастеров в Казани, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге в лучших центрах России.
Заканчивая свое выступление, хотелось бы сказать, что внедрение демонстрационного экзамена в качестве итоговой государственной аттестации станет несомненным конкурентным преимуществом выпускников техникума, что позволит находить потенциальных работодателей еще в процессе обучения в техникуме. Для образовательного учреждения внедрение демонстрационного экзамена позволит участвовать в рейтинге образовательных организаций по качеству подготовки кадров.
Спасибо за внимание.
БИБЛИОГРАФИЯ:
-
Сборник рабочих материалов проекта 2012 года. Финско-российский проект «ВАЛО: Вклад в развитие современной системы квалификаций 2011 – 2014 гг», Санкт-Петербург, URL: http://valo.nwaip.ru/doc/materiayi/publikacii/sbornik.pdf
-
https://worldskills.ru/nashi-proektyi/demonstraczionnyij-ekzamen/obshhaya-informacziya.html
-
Приказ Минтруда России от 02.11. 2015 № 831 «Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования» [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
-
Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 № 464 (ред. от 15.12.2014) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.07.2013 № 29200) [Электронный ресурс] // Московский центр образовательного права. URL: http://mcop.dogm.mos.ru/legislation/lawacts/1477500/.
-
Шомин И. И. Инновационная форма проведения квалификационного экзамена с использованием стандартов WorldSkills // Профессиональное образование и рынок труда. — 2018. — № 1. — С. 61–67.
На сегодняшний день в среднем профессиональном образовании ведется подготовка специалистов для работы в области высоких технологий, в социальной сфере и для осуществления других видов деятельности, требующей от работников высокого уровня интеллектуального развития. Подготовка специалистов среднего звена предполагает соответствие их умений и навыков новым профессиональным стандартам. Острота темы профессиональных квалификаций очевидна сейчас для всех. Безработица, невостребованность большого количества людей трудоспособного возраста, в том числе молодежи, с одной стороны и безуспешный поиск предприятиями работников соответствующей квалификации с другой.
В процессе развития системы государственных учреждений среднего профессионального образования образовательные учреждения получили широкие возможности для адаптации к запросам и потребностям пользователей их образовательными услугами. В частности, внедрение модульного обучения дало возможность адаптировать учебные планы специальностей под требования конкретных работодателей. Одним из новшеств в системе среднего профессионального образования является продолжающее набирать популярность движение WorldSkills. WorldSkills International (WSI) – это международное некоммерческое движение, целью которого является повышение статуса профессионального образования и стандартов профессиональной подготовки и квалификации по всему миру.
Среди шагов, которые сделаны в этом направлении можно назвать разработку Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям (ТОП-50) под эгидой Министерства образования и науки РФ в соответствии с Комплексом мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, утвержденных 3 марта 2015 г. № 349-р. Данные образовательные стандарты создавались в процессе тщательного изучения отраслевых тенденций, актуальных профессиональных компетенций, нахождения консенсуса точек зрения образования и бизнеса. Работа организовывалась Федеральными учебно-методическими объединениями в тесном сотрудничестве с представителями отраслей, советами по профессиональным квалификациям. Привлекались эксперты федерального уровня, регионального уровня, эксперты движения Молодые профессионалы (Ворлдскиллз Россия), опытные преподаватели из профессиональных образовательных организаций, которые детально представляют специфику освоения профессии. Помимо ряда новшеств, которые были введены в макет ФГОС СПО по ТОП-50 и оказали влияние на весь организационный процесс реализации образовательных программ, представлен не применявшийся ранее вид процедуры государственной итоговой аттестации (ГИА) – демонстрационный экзамен. В данный момент наиболее важная задача определить, как организовать наиболее продуктивным и действенным образом процедуры ГИА в системе профессионального образования. Сейчас действующим документом по организации ГИА является «Порядок проведения государственной итоговой аттестации», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 968, который определяет формы проведения государственной итоговой аттестации, к которым относятся: защита выпускной квалификационной работы; государственный экзамен.
ФГОС СПО по ТОП-50 конкретизирует данные позиции. По программам специальностей новый вид экзаменационных процедур – демонстрационный экзамен – включается в выпускную квалификационную работу или проводится в виде государственного экзамена. При проектировании нового макета образовательного стандарта предполагалось, что демонстрационный экзамен будет направлен на моделирование реальных производственных условий для решения выпускниками практических задач профессиональной деятельности в течение определенного времени на экзамене. Сейчас необходимо уточнить требования к демонстрационному экзамену, дать четкие рекомендации по методике его проведения.
Союз «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллс Россия) является оператором конкурсов профессионального мастерства на территории России. В соревнованиях по методике Ворлдскиллс, которые предлагаются для применения в процедурах ГИА, задания базируются на техническом описании компетенции. В этом случае «компетенция» – это номинация в конкурсе. Союз «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллз) предлагает методику проведения демонстрационного экзамена как выполнение одинакового для всех выпускников задания, разработанного на базе заданий финала национального чемпионата по компетенции. Длительность проведения 2-3 дня (до 18 часов рабочего времени).
Основная нестыковка – описание профессиональных задач в образовательном стандарте по профессии (специальности) и техническом описании компетенции коррелируют в небольшом проценте случаев. Кроме того, если итоговая аттестация по образовательным программам ориентируется на задачи разной сложности для рабочих и специалистов, то компетенции Ворлдскиллс не разделяются по уровням квалификации.
Документы, которые выдаются по итогам процедур оценки в разных системах имеют разную область действия. Диплом об образовании является юридическим документом, он действует бессрочно и повсеместно на территории Российской Федерации. Паспорт компетенций Ворлдскиллс (Skills Passport) не имеет юридической силы, но может быть расценен как свидетельство профессиональных достижений. При успешной сдаче профессионального экзамена в центре оценки квалификации соискатель получает свидетельство о квалификации, занесенное в Реестр независимой оценки квалификаций. Это свидетельство действует в течение определенного срока (3-5 лет) на всей территории Российской Федерации. Отраслевые системы сертиикации персонала выдают как срочные, так и бессрочные сертификаты.
Союз «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллз) предлагает методику проведения демонстрационного экзамена как выполнение одинакового для всех выпускников задания, разработанного на базе заданий финала национального чемпионата по компетенции. Длительность проведения 2-3 дня (до 18 часов рабочего времени).
Немаловажный вопрос кто является экспертом, осуществляющим оценку и какие оценочные средства применяются. Демонстрационный экзамен по методике Ворлдскиллз предусматривает наличие сертифицированных в системе движения Ворлдскиллз экспертов. При этом оценку участника демонстрационного экзамена проводит, как правило, один эксперт.
Что касается стоимости процедур, то затраты образовательной организации при организации демонстрационного экзамена по методикам Ворлдскиллс расходы на его проведение многократно возрастают, хотя состав расходов примерно совпадает по всех системах оценки: оснащение площадки согласно инфраструктурному листу (оборудование – приобретение и обслуживание, расходные материалы, инструменты); обучение экспертов; оплата труда, транспортных расходов, проживания и питания внешних экспертов.
По результатам рассмотрения различных аспектов систем оценки профессиональных умений и знаний можно предположить, что для организации действенной процедуры демонстрационного экзамена по итогам освоения программ среднего профессионального образования, было бы исключительно продуктивно использовать опыт и подходы различных систем оценки и по возможности вырабатывать консолидированные подходы, используя опыт экспертов разных систем оценки, поддерживая интересы всех заинтересованных сторон: государства, работодателя и обучающегося. Взаимодействие Федеральных учебно-методических объединений СПО, Союза «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллс) и советов по профессиональным квалификациям может здесь стать залогом успеха.
Таким образом, повышение престижа специальностей и развитие профессионального образования в колледжах, в том числе, проводят посредством участия в конкурсах профессионального мастерства, в том числе и участием в международном некоммерческом движение WorldSkills. Внедрение демонстрационного экзамена в качестве итоговой государственной аттестации станет несомненным конкурентным преимуществом выпускников колледжа, что позволит находить потенциальных работодателей еще в процессе обучения в колледже. Для образовательного учреждения внедрение демонстрационного экзамена позволит участвовать в рейтинге образовательных организаций по качеству подготовки кадров.
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ЭЛЕМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Чеховская И.В.
Чеховская Ирина Викторовна — магистрант, кафедра государственного и муниципального управления, Алтайский филиал Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Барнаул
Аннотация: в статье анализируется внедрение и проведение демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills Russia как инновационного элемента государственной итоговой аттестации в системе среднего профессионального образования.
Ключевые слова: демонстрационный экзамен, независимая оценка квалификаций, WorldSkills Russia.
Вопрос независимой оценки качества подготовки специалистов среднего профессионального образования (далее СПО) в настоящее время рассматривается как основная составляющая всей системы оценки качества образования. Эта задача входит практически во все стратегические и организационные документы сферы образования.
Новая модель проведения государственной итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена разработана на основе глубокого анализа российской и зарубежного практики оценки качества реализации образовательных программ. Моделирование проведения государственной итоговой аттестации (далее ГИА) в форме демонстрационного экзамена вызвано необходимостью поиска более эффективных механизмов оценки качества подготовки специалистов СПО. Данная необходимость возникла вследствие отсутствия: единых подходов в данной области; обоснованной модели по оценке качества подготовки специалиста СПО; единой системы средств и процедур оценки; независимых критериев оценивания (утвержденных показателей количественно — качественной оценки); эффективных методов и процедур оценки, оценочного инструментария.
Итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы [1]. Цель государственной итоговой аттестации — определение соответствия результатов освоения студентами соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта СПО. Демонстрационный экзамен как раз и является инструментом реализации объективных, открытых процедур ГИА.
Требования к процедурам оценки освоения образовательных программ среднего профессионального образования, установленные новыми ФГОС, обусловили преобразование модели проведения государственной итоговой аттестации. Актуализированные федеральные образовательные стандарты по программам СПО, например, по специальностям 38.02.07 Банковское дело, 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), предусматривают проведение демонстрационного экзамена как обязательного элемента ГИА [2].
Проведение аттестации с использованием механизма демонстрационного экзамена предполагает вариативность видов аттестации, в том числе: с учетом стандартов Ворлдскиллс (WorldSkills Russia); в соответствии с требованиями профессиональных стандартов; с учетом требований корпоративных стандартов работодателей [3].
На экзамене в настоящем времени моделируется реальная производственная ситуация, при которой задача выпускника — на практике продемонстрировать свои умения и навыки, приобретенные в процессе освоения образовательной программы. Например, на экзамене по специальности «Банковское дело» выпускникам необходимо грамотно, учитывая все правила общения с клиентом, осуществить продажу банковского продукта, провести кросспродажи. Экспертами будет проведена оценка по следующим критериям: верно подобран необходимый клиенту банковский продукт (услуга), оформлена продажа банковского продукта (услуги), проведены необходимые расчеты, осуществлена коммуникация с клиентом, оформлены банковские документы, владение средствами оргтехники. А на экзамене по специальности «Экономика и бухгалтерский учет» (компетенция Бухгалтерский учет) — за ограниченное время выпускники должны используя специализированное программное обеспечение, выполнить кейс, по которому необходимо разработать учетную политику организации для целей бухгалтерского учета с учетом особенностей деятельности, приложения к ней: формы первичных документов, график документооборота, а также сформировать номенклатуру дел для первичных учетных документов; сформировать и произвести проверку первичных документов по учету внеоборотных активов, денежных средств, материалов, готовой продукции (или товаров), по расчетам по оплате труда; произвести учет активов, капитала, обязательств, доходов и расходов организации; определить финансовый результат деятельности.
Исходные данные являются секретной частью задания и предъявляются участникам непосредственно перед началом брифинга по модулю. Оценку выпускникам дают независимые эксперты, в качестве которых выступают представители предприятий-работодателей, преподаватели иных учебных заведений, тук как член экспертной группы не должен представлять одну с экзаменуемыми образовательную организацию. Предусмотрена онлайн-трансляция экзамена на сайте WorldSkills Russia [4]. Представители WorldSkills Russia подчеркивают ориентированность на практику и независимость оценивания.
В 2019 году демонстрационный экзамен как процедура государственной итоговой аттестации по программам СПО в соответствии с требованиями ФГОС проводилась на площадках 18 профессиональных образовательных организаций Алтайского края по 15 компетенциям. В июне 2020 года демонстрационный экзамен в рамках ГИА будут сдавать более 900 выпускников средних профессиональных образовательных организаций Алтайского края по 18 компетенциям.
Введение демонстрационного экзамена в ГИА по программам СПО инициировало скачок активности в сфере профессионального образования. Итоговая аттестация становится зрелищными событием, что увеличивает её ценность для работодателя и повышает мотивацию обучающихся к освоению программ СПО. Кроме того, образовательные организации получили стимул оснастить лаборатории современным оборудованием, что будет способствовать повышению качества подготовки кадров для российской экономики. Демонстрационный экзамен как форма аттестации позволяет снизить риски некомпетентности и существенно стимулирует образовательные организации на поиск новых образовательных технологий и методик обучения.
Список литературы
1. Об образовании в Российской Федерации [Текст]: Федер. закон от 29 декабря 2012г. № 273-Ф3 // Рос. газета, 2012. 31 декабря. С. 303
2. Приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 № 67 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.07 Банковское дело» // СПС Гарант. [Электронный ресурс]. Режим доступа:: https://base.garant.ru/71887428/ (дата обращения: 05.06.2020).
3. Распоряжение Минпросвещения России от 01.04.2019 N Р-42 «Об утверждении методических рекомендаций о проведении аттестации с использованием механизма демонстрационного экзамена» // Банк документов / [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docs.edu.gov.ru/document/c765ab5faa40a1783380c7f39a893a01/ (дата обращения: 05.06.2020).
4. Приказ Союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» от 31 января 2019 года № 31.01.20191 «Об утверждении и введении в действие Методики организации и проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия» // Союз «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://worldskills.rU/assets/docs//5528/31.01.2019-1-new.pdf/ (дата обращения: 05.06.2020).
Демоэкзамен и стандарты Worldskills как новая форма оценки качества подготовки молодых профессионалов.
Демонстрационный экзамен по стандартам Ворлдскиллс – это форма государственной итоговой аттестации выпускников по программам среднего профессионального образования образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования, которая предусматривает:
- моделирование реальных производственных условий для демонстрации выпускниками профессиональных умений и навыков;
- независимую экспертную оценку выполнения заданий демонстрационного экзамена, в том числе экспертами из числа представителей предприятий;
- определение уровня знаний, умений и навыков выпускников в соответствии с международными требованиями.
Демонстрационный экзамен по стандартам Ворлдскиллс Россия проводится с целью определения у студентов и выпускников уровня знаний, умений, навыков, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности в соответствии со стандартами Ворлдскиллс Россия.
Включение формата демонстрационного экзамена в процедуру государственной итоговой аттестации обучающихся профессиональных образовательных организаций – это модель независимой оценки качества подготовки кадров, содействующая решению нескольких задач системы профессионального образования и рынка труда без проведения дополнительных процедур.
Для выпускников. Выпускники, прошедшие аттестационные испытания в формате демонстрационного экзамена получают возможность:
- одновременно с подтверждением уровня освоения образовательной программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами подтвердить свою квалификацию в соответствии с требованиями международных стандартов Ворлдскиллс без прохождения дополнительных аттестационных испытаний;
- подтвердить свою квалификацию по отдельным профессиональным модулям, востребованным предприятиями-работодателями и получить предложение о трудоустройстве на этапе выпуска из образовательной организации;
- одновременно с получением диплома о среднем профессиональном образовании получить документ, подтверждающий уровень профессиональных компетенций в соответствии со стандартами Ворлдскиллс Россия – Паспорт компетенций (Skills Passport). Все выпускники, прошедшие демонстрационный экзамен и получившие Паспорт компетенций вносятся в базу данных молодых профессионалов, доступ к которому предоставляется всем ведущим предприятиям-работодателям, признавшим формат демонстрационного экзамена, для осуществления поиска и подбора персонала.
Для образовательных организаций проведение аттестационных испытаний в формате демонстрационного экзамена – это:
- возможность объективно оценить содержание и качество образовательных программ;
- объективно оценить материально-техническую базу;
- оценить уровень квалификации преподавательского состава;
- возможность определения точек роста и дальнейшего развития в соответствии с актуальными требованиями международного рынка труда.
Предприятия получают доступ к единой базе участников движения «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia) и выпускников, прошедших процедуру демонстрационного экзамена, и могут осуществить подбор лучших молодых специалистов по востребованным компетенциям, оценив на практике их профессиональные умения и навыки, а также определить образовательные организации для сотрудничества в области подготовки и развития персонала.
Демонстрационный экзамен — новый формат оценки навыков студента. В привычном варианте экзаменатор проверяет знание теории, в данном случае — практики.
Приведу пример. Мы принимаем экзамен у поваров. Раньше выпускникам требовалось рассказать, как готовится борщ, теперь им нужно этот борщ сварить. Причём оценивать вкус блюда, его вид, скорость приготовления и даже подачу будут уже не его преподаватели, как было раньше, а приглашённые эксперты, представители профессионального сообщества и педагоги из других образовательных организаций, которые владеют должными компетенциями.
В российской системе теория превалирует над практикой. Практические навыки порой даже не проверяются. На выходе мы получаем «кота в мешке»: то ли студент умеет что-то делать, то ли нет. А «четвёрками» и «пятёрками» в дипломе вводим работодателей в заблуждение. Демонстрационный экзамен эту двусмысленность устраняет. Более того, работодатели часто выступают экспертами на демонстрационном экзамене, оценивая навыки выпускников.
Студентам выдают сертификат, так называемый Skills-паспорт. В документе указан не только общий балл — результат разбит на модули. Допустим, если это Skills-паспорт повара, работодатель сможет увидеть оценки отдельно за вкусовые качества блюд, за скорость их приготовления, за то, как они выглядят. В общем, в чём специалист силён, а в чём — не совсем.
Это принципиально новый способ оценки навыков.
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
В современных рыночных условиях развития экономики, когда конкурентоспособность и востребованность квалифицированных рабочих и специалистов во многом зависит от их способностей гибко адаптироваться к изменениям требований рынка труда, возможностей оперативно осваивать новые профили трудовой деятельности, а нередко и профессию, на первый план выходит задача формирования у студентов профессиональной компетентности. Которая включает в себя помимо профессионализма, технологической подготовленности, умения в широком его понимании, такие качества личности, как самостоятельность, способность принимать ответственные решения, творческий подход к любому делу, профессиональная мобильность. Все это поставило перед учебными заведениями профобразования новые задачи по повышению качества и эффективности обучения, воспитания и развития будущих квалифицированных рабочих и специалистов. Их решение возможно при условии высокого уровня педагогических кадров, высокого уровня постановки образовательного процесса, прежде всего производственного обучения, в ходе которого формируются профессиональные умения и навыки обучающихся. В связи с этим у профессиональной образовательной организации появилась большая ответственность за подготовку профессиональных кадров, что в свою очередь требует от педагогов разносторонней педагогической эрудиции, глубоких познаний в области научных основ учебного процесса, организации и методики обучения, воспитания и развития обучающихся, высокого уровня профессионального и педагогического мастерства.
Президентом Российской Федерации дано поручение, направленное на развитие системы подготовки рабочих кадров: «К 2020 году как минимум в половине колледжей России подготовка по 50 наиболее востребованным и перспективным рабочим профессиям должна вестись в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями…».
Во исполнение указанного поручения, а также распоряжения Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 года № 349-р «Об утверждении комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования на 2015-2020 годы», проводилась пилотная апробация демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills Russia в рамках государственной итоговой аттестации.
Демонстрационный экзамен – это форма оценки соответствия уровня знаний, умений, навыков студентов и выпускников, осваивающих программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности в соответствии со стандартами Ворлдскиллс. Демонстрационный экзамен это оценка результатов обучения, описанных в формате компетенций. При компетентностнoм подходе главным в образовательном процессе является создание ситуаций, которые дадут толчок к формированию общих или профессиональных компетенций.
Союз «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллз) предлагает методику проведения демонстрационного экзамена как выполнение одинакового для всех выпускников задания, разработанного на базе заданий финала национального чемпионата по компетенции.
В оценке принимают участие шесть сертифицированных экспертов: 3 работодателя и 3 преподавателя или мастера производственного обучения из другой образовательной организации. Преподаватели, представляющие с экзаменуемым одну образовательную организацию, права оценивания не имеют. Эксперты применяют пошаговые критерии оценки всех действий обучающегося. Все критерии делятся на объективные и субъективные, каждый критерий имеет свой вес.
Демонстрационный экзамен по модели WorldSkills проводится на специализированных площадках, оснащённых современным технологическим оборудованием и позволяющие выполнять задания так, как это предусмотрено паспортом компетенции WorldSkills.
Подготовка студентов к демонстрационному экзамену является всей системой их обучения в образовательном учреждении. Следовательно, перед педагогами возникает множество вопросов: как готовить, какие требования предъявлять, какие системы оценивания внедрять, какие методы применять для качественной подготовки специалистов. Демонстрационный экзамен для студентов – это проверка их знаний и умений, уровня владения общими и профессиональными компетенциями, для педагогов – ответы на вопросы, выработка новых идей и направлений работы.
Подготовка начинается с самого первого занятия. Задача педагога выявить и развить способности каждого студента, сформировать самостоятельную, творческую и социально-активную личность. Я считаю, что всю работу педагога по подготовке студентов можно образно разбить на несколько этапов.
Первый этап — психологический настрой. Студенты должны понимать, что трудовая деятельность работников общественного питания с одной стороны направлена на улучшение свойств сырья и получения высококачественной продукции, а с другой на улучшение процесса обслуживания потребителей. Любая ошибка, небрежность, невнимательность в работе повара могут привести к тяжким последствиям. Поэтому к работникам этой профессии предъявляются такие требования как внимательность, точность дозировки, быстрота реакции, а также, что не мало важно внешний вид повара. В общении с потребителем повар должен владеть своим поведением. При этом он руководствуется нормами проведения принятыми в нашем обществе, а так же профессиональным требованиям таким как: постоянная приветливость, вежливость, тактичность, радушие ко всем требованиям. Все это, студент должен показать на демонстрационном экзамене.
Второй этап — введение в специальность. Овладение знаниями и отработка основных профессиональных компетенций. Работа в данном направлений ведется целенаправленно, как на уроках теоретического так и практического обучения. Учебный план по профессии “Повар, кондитер”, составлен так, что студенты имеют возможность планомерно, от простого к сложному, от теории к практике, осваивать профессию.
Применительно к деятельности педагога функции звеньев процесса обучения включают: постановку цели, мотивацию и стимулирование познавательной деятельности студентов; сообщение студентам учебной информации; руководство закреплением и совершенствованием знаний студентов, деятельностью студентов по применению знаний на практике, формированием их умений и навыков; анализ учебных достижений студентов, их проверку и оценку.
В деятельности мастера по сравнению с деятельностью преподавателей значительно снижается «удельный вес» информативной функции и усиливается руководящая, направляющая, инструктивная функция. Ведущим методом производственного обучения выступают упражнения, особое значение приобретает демонстрация трудовых приемов и способов, использование учебной и производственной документации.
Третий этап — оценка уровня освоения дисциплин и оценка компетенций студентов. Согласно ФГОС СПО, оценка качества освоения основной образовательной программы среднего профессионального образования должна включать: текущий контроль успеваемости студентов, промежуточную аттестацию студентов. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обеспечивают оперативное управление образовательной деятельностью студентов, ее корректировку. Целью текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации является оценка степени соответствия качества образования студентов, требованиям федеральных государственных образовательных стандартов среднего. Одним из ключевых требований деятельностного подхода в обучении студентов является четко выраженная направленность учебного процесса на развитие у обучающихся навыков логического мышления при принятии решений, связанных с характером предстоящей профессиональной деятельности. Реализация данной задачи в новых учебных программах требует совершенствования существующей системы контроля качества усвоения учебного материала. К прогрессивным методам контроля относится рейтинговый метод как способ оценки знаний, умений и навыков. Применение рейтинга является системой, организующей учебный процесс и активно влияющей на его эффективность.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что демонстрационного экзамена эффективно для всех участников образовательного процесса. Такой вид экзамена повышает мотивацию в связи с изменением организационных подходов к обучению: происходит практически самостоятельное обучение на рабочем месте, под руководством квалифицированных специалистов. Важно то, что сотрудничество с профессионалами помогает преподавателям и самому учебному заведению в целом более точно представлять себе требования, предъявляемые к программе обучения. Выпускник не просто сдаёт выпускной экзамен, но и подтверждает квалификацию в соответствии с международными стандартами. Ведь тот, кто сдаёт экзамен успешно, получает соответствующий сертификат. Это не просто бумага, а определенная предметная ценность, которую можно предъявлять во время собеседования при трудоустройстве. Есть плюсы и для самого образовательного учреждения – он может более объективно оценить качество своих программ и материально-техническую базу. Работодатели, приходящие на экзамен, могут присмотреться к своим потенциальным сотрудникам непосредственно во время их профессиональной деятельности.
Список используемой литератруы
Об утверждении комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы: Распоряжение правительства РФ от 03.03.2015 № 349-р. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_176010/
О внесении изменений в приложение к распоряжению Министерства просвещения Российской Федерации от 1 апреля 2019 года № Р-42 «Об утверждении методических рекомендаций о проведении аттестации с использованием механизма демонстрационного экзамена»: Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 01.04.2020 года № Р-36 [Электронный ресурс]. URL: https://esat.worldskills.ru/regulations
Демонстрационный экзамен по стандартам Ворлдскиллс Россия: Общая информация. [Электронный ресурс]. URL: https://worldskills.ru/nashi—proektyi/demonstraczionnyij—ekzamen/obshhaya—informacziya.html