Зачем нужен демонстрационный экзамен

Не словом, а делом: зачем колледжам демонстрационные экзамены?

Не словом, а делом: зачем колледжам демонстрационные экзамены?

17 Февраль

Пока одни студенты по старинке зубрят билеты перед выпускным госэкзаменом, другие вовсю показывают свою компетентность не в теории, а на практике — во время демонстрационных экзаменов. Среди них и учащиеся краснозаводского учебного корпуса Сергиево-Посадского колледжа. Такая возможность есть, по меньшей мере, у двух направлений: специалистов по эксплуатации сельскохозяйственной техники и ландшафтных дизайнеров.

Практический подход

На заочном отделении зачастую учатся студенты несколько старше обычного. Николаю Григорьеву, например, 35 лет, и сегодня он сдаёт выпускной демонстрационный экзамен направления «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования». Происходит это в специально оснащённой мастерской. Студенту нужно подготовить к работе трактор, найти в нём неисправности и внести их в дефектную ведомость, провести ЕТО (ежедневное техническое обслуживание) и сделать пробный запуск. А затем провернуть то же самое с пресс-подборщиком. Расчёт идёт на точность и соблюдение порядка действий. На всё про всё даётся три часа.

В группе Николая 17 студентов, принимают их по два человека в день.

Демонстрационный экзамен проходит под видеонаблюдением, кроме того, за процессом наблюдают три эксперта — главные инженеры местных агропредприятий и выпускница СПК, которая сейчас получает высшее образование в Московской сельскохозяйственной академии имени К. А. Тимирязева

Несмотря на лёгкое волнение, присущее любому студенту, Николай своё дело знает и с заданиями справляется на ура.

«Для меня это уже второе образование, — рассказывает молодой человек. — Я учился на тракториста, с 2007 года работаю по специальности на Сергиево-Посадском стекольном заводе. На работе приветствуется повышение квалификации, поэтому решил поступить на механика. Учиться было несложно, многие вещи мне уже были известны. А какие-то нюансы открылись впервые. Сегодня демонстрационный экзамен, впереди ещё защита диплома. Вот перед ней я и правда волнуюсь».

Для специалистов в области сельскохозяйственной техники экзамен в таком формате проходит шестой год подряд. Заочники сдают его в январе, очное отделение — в июне. Каждый год составители заданий изощряются и придумывают новые дефекты, чтобы не повторяться. А эксперты оценивают не только практический подход, но и уровень мышления выпускника.

«Теория есть теория, но практика — самый важный фактор при трудоустройстве, — поясняет главный эксперт по демонстрационному экзамену Артём ГРИГОРЬЕВ. — Когда студенты приходят на собеседования, их спрашивают, где учились. В Сергиево-Посадском колледже? Ага, значит, есть практические знания. Люди в курсе, что наши ребята хорошо подготовлены, и оборудование у нас соответствует стандартам. Само направление очень востребованное. Выпускники идут не только в сельское хозяйство, но и строительством занимаются. Но именно с аграрными предприятиями у нас выстроены отношения, они охотно берут студентов сначала на практику, а потом и на работу. Например, мы сотрудничаем с агрохолдингом «Дмитровские овощи». Они не только дают рабочие места, но и помогают с получением высшего образования. Работаете у них пять лет, а они вам оплачивают обучение в Тимирязевской академии».

А ещё в этом году Сергиево-Посадский колледж одним из первых принимает экзамен в новом формате.

«Раньше мы работали по стандартам World Skills, но давно пора было что-то менять, — рассказывает главный эксперт. — Сейчас проходит апробация новой платформы, она достаточно удобная. Меняется вся документация, принцип выполнения некоторых работ. Раньше на одного конкурсанта нужно было оформить восемь листов, по двадцать критериев оценивания на каждом. Уходило около часа просто чтобы сосчитать баллы. Теперь система оценивания упростится, это на руку и студентам, и проверяющим. По новому формату мы начали работать одни из первых в области. В этом смысле нам всегда везёт».

Простор для творчества

Пока шёл экзамен, на пороге краснозаводского учебного корпуса появились гости из Института развития профессионального образования. Их цель — своими глазами увидеть, что на демэкзаменах всё в порядке с точки зрения выполнения методики и наличия необходимого оборудования. Пользуясь случаем, они заглянули и в недавно открывшуюся мастерскую для будущих ландшафтных дизайнеров.

Для СПК ландшафтный дизайн — молодое направление, первый выпуск планируется только в следующем году. Но учиться сюда идут очень охотно. Пока третьекурсники работают с растениями и разными видами покрытия, действующий ландшафтный дизайнер и мастер производственного обучения Наталья КУТЬКО проводит небольшую экскурсию. В новой мастерской можно не только сдавать демонстрационные экзамены, но и работать в полную силу даже в холодное время года. Ребята проектируют и воссоздают мини-сады, занимаются мощением дорожек, готовят деревянные конструкции, укладывают рулонные газоны, высаживают растения, учатся зонировать территорию.

Помимо ручного инструмента у них есть и более современное оборудование. Например, в распоряжении ребят очень внушительного вида торцовочная пила. Разумеется, работать за ней можно только под присмотром педагога. Эта техника даёт возможность самостоятельно создавать малые архитектурные формы — шпалеры, перголы или лавочки для отдыха. Станки-камнерезы предназначены для доведения плитки до нужного размера.

Как объясняет Наталья Кутько (на фото), ландшафтные дизайнеры не укладывают плитку, но для проектировки им необходимо знать весь процесс от и до. Алексеем Лариным во время поступления на «Садово-парковое ландшафтное строительство» двигало любопытство: очень уж хотелось понять, что такое ландшафтный дизайн и с чем его едят. Сейчас третьекурсник не сомневается в правильности своего выбора.

«Для меня самое сложное — это придумать, реализовать проект не проблема, — делится Алексей. — Мне нравится творческая часть, но даже в моменты творческого кризиса я остаюсь силён в технической части. Поэтому думаю, что дизайн — это всё-таки не моё. Мне скорее хочется быть озеленителем». Во время обучения много времени отводится знакомству с типами озеленения городской среды.

Студенты проходят производственную практику в лесопитомниках и парках, многие надеются внести свою лепту во внешний вид краснозаводских скверов

«Сейчас пик популярности ландшафтного дизайна, — говорит Наталья Кутько. — Люди устали от круглых клумб и прямоугольных грядок. Конечно, хочется, чтобы те, кто приходят сюда, имели какое-то художественное образование. Но и ребята без такой предрасположенности усердны в труде, хорошо справляются с техническими нюансами. Мы ставим их парами, и командная работа помогает научить каждого студента делать мир вокруг себя более красивым».

Благодарим за статью Елену Бадалян, за фотографии   Дамира Шавалеева.

Оригинал материала на сайте газеты «Вперёд».

Эмфронный н<учяо-жтодичесгу.й журнал

Омского

Иваницкая М.В. Демонстрационный экзамен. Плюсы и минусы // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. — 2018. -№2 (13) апрель — июнь. — URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2018/2/00573.pdf. -ISSN 2413-4066

УДК 377

Иваницкая Марина Владимировна

Заместитель директора по учебной работе УКАБ ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск mv.ivanitskaya@omgau.org

Демонстрационный экзамен. Плюсы и минусы

Аннотация: Сегодня становится явной тенденция увеличения числа студентов, выбирающих именно специальное образование. Одним из требований реализации Федерального государственного стандарта, является выдвижение компетентностного подхода. Введение демонстрационного экзамена поможет выпускнику стать более квалифицированным специалистам, соответствующих запросам работодателей.

Ключевые слова: программа подготовки специалистов среднего звена, общие и профессиональные компетенции, компетентностная модель выпускника, демонстрационный экзамен, критерии оценки, эксперт, экспертиза, стандарты WorldSkills.

По окончании колледжа выпускник пишет теоретическую квалификационную работу или сдаёт квалификационной комиссии теоретический экзамен. Отрицать важность такого подхода никто не собирается, но ему не хватает связи с практикой. При новом формате экзамена выпускник должен будет показать, что конкретно он умеет делать, и как он вписывается в реальные нормативы, существующие в профессии.

За основу демонстрационного экзамена брался европейский и финский опыт оценки квалификации сотрудников компаний. Для подавляющего большинства из них квалификация работника основывается на том, что работодатель подтверждает его умения (а соответственно, знания и опыт), которые сформировались в процессе обучения и последующей работе по специальности. Основной способ такой оценки в европейской практике — демонстрационный экзамен.

Чтобы компетенции были оценены полностью и во всех областях деятельности работника, демонстрационный экзамен проводится непосредственно на рабочем месте и не является одномоментным. Он проводится поэтапно в течение определённого, довольно продолжительного времени. В зависимости от специальности срок такого экзамена составляет от одной до четырёх недель. И его сдача — это конкретная профессиональная деятельность.

На практике демонстрируется профессиональное мастерство, а оценивают его -компетентные специалисты. Оценка при этом выставляется комплексно:

• Сначала обсуждаются компетенции и критерии, по которым они оцениваются;

• Затем производится собеседование, где обсуждается само экзаменационное задание;

• За ходом выполнения такого задания наблюдают специалисты;

• И наконец, проводится собеседование по результатам выполнения задания, в нём учитывается самооценка экзаменующегося.

Демонстрационный экзамен чрезвычайно эффективен при наличии заинтересованного работодателя, принимающего участие в оценивании.

Такой вид экзамена серьёзно повышает мотивацию в связи с изменением организационных подходов к обучению: происходит практически самостоятельное обучение на рабочем месте, под руководством квалифицированных специалистов. Важно то, что сотрудничество с профессионалами помогает преподавателям и самому колледжу в целом более точно представлять себе требования, предъявляемые к программе обучения.

При подготовке к демонстрационным экзаменам преподаватели сами должны будут пройти стажировку в реально действующих организациях, и смогут повысить свою квалификацию вместе с работниками этих организаций.

Основные документы демонстрационного экзамена:

■ техническое описание заданий для ДЭ (описание объема работы, его формата и структуры, нормы времени, выбор оборудования и материалов);

■ инфраструктурные листы (список материалов, оборудования и всех предметов, необходимых для экзамена);

■ критерии оценки экзамена по отдельным компетенциям (профессиям);

■ индивидуальный оценочный лист экзаменуемого;

■ шкалы приведения балловой системы к оценочной;

■ протокол ГИА;

■ документация по охране труда и технике безопасности.

Критерии оценки:

■ Критерии оценки выполненного задания разрабатываются в соответствии с Регламентом соревнований WorldSkills Russia, техническим описанием компетенции (профессии);

■ Выполненные экзаменационные задания оцениваются только в соответствии с процедурами оценки WSR;

■ Результаты отражаются в экзаменационной ведомости и заносятся в CIS;

■ Выпускники по результатам выполнения демонстрационного экзамена получают сертификат.

Повысились требования к квалификации специалиста вследствие задач повышения производительности труда. Задача, которую раньше могли выполнять 3-5 работников различной квалификации, сейчас должен быть способен выполнить один.

Преимущества демонстрационного экзамена

Для выпускника колледжа преимущество очевидно. Он не просто сдаёт выпускной экзамен, но и подтверждает квалификацию в соответствии с международными стандартами. Тот, кто сдаёт экзамен успешно, получает соответствующий сертификат. Это не просто бумага, а определенная предметная ценность, которую можно предъявлять во время собеседования при трудоустройстве. Есть плюсы и для самого колледжа: он может более объективно оценить качество своих программ и материально -техническую базу. Выгоды получают и работодатели, приходящие на экзамен. Они могут присмотреться к своим потенциальным сотрудникам непосредственно во время их профессиональной деятельности, и даже подписать с ним отложенный трудовой договор. Тогда начать свою работу в компании выпускники колледжа могут либо сразу же при получении диплома о СПО, или после поучения высшего образования, или же после службы в армии.

Итак, можно выделить следующие преимущества:

— Согласование тем выпускных квалификационных работ студентов с представителями предприятия;

— Непрерывная совместная работа по корректировке учебного процесса, которая позволяет обеспечивать постоянное взаимодействие педагогического коллектива и профессионального сообщества в рамках формирования требований к специалистам и программам их обучения;

— Ежегодная практика участия в профессиональных конкурсах по методике и стандартам WSR и WSI. Вовлечение студентов в решение реальных прикладных задач еще на стадии обучения;

— Материально-техническая поддержка учебного процесса: оснащение учебных лабораторий необходимым оборудованием и техникой;

— 100 % трудоустройство специалистов.

Перспективы

Демонстрационный экзамен уже вводится в ряде колледжей, в первую очередь в тех. где студенты получают наиболее востребованные профессии: например плиточник, повар-кондитер, наладчик ПО, слесарь и многие другие. Всего Минтруд выделил 50 таких профессий.

Сегодня становится явной тенденция увеличения числа студентов, выбирающих именно специальное образование. Численность студентов колледжей практически сравнялась с численностью студентов высшей школы. В наборе студентов сохраняется то же соотношение.

Однако у колледжей есть определённая проблема с собственной недостаточной заинтересованностью. В государственной стратегии развития образования говорится о необходимости проявления такими организациями самостоятельности и индивидуального подхода. Но пока такие возможности колледжами используются явно недостаточно, а не хватает для этого стимулов более качественной работы. Демонстрационный экзамен поможет решить эту проблему, сделав колледжи более открытыми для своих заказчиков -работодателей.

Уже сейчас студенты — выпускники колледжей, из числа входящих в списки наиболее востребованных профессий, могут сдать экзамен, отвечающий стандартам World S kills. На таком экзамене рейтинг определяется по сумме набранных баллов.

Во время трудоустройства выпускник, имеющий большее число баллов, имеет больше шансов быть приглашённым на выгодную и интересную работу. Это понятно, ведь в состав комиссии, принимающей экзамен, всходят работодатели, заинтересованные в перспективных сотрудниках.

Когда эта практика станет обязательной для всех, всем студентам придётся на деле показывать свои практические знания. Это станет дополнительным стимулом к учёбе и дополнительным шансом получить интересную и высокооплачиваемую работу сразу же по окончании учёбы.

Но при всех положительных моментах у демонстрационного экзамена есть и недостатки:

— Стоимость процедуры: затраты образовательной организации на проведение ГИА не выделяется отдельно, а входят в полную стоимость образовательной услуги по освоению профессиональной образовательной программы. При организации демонстрационного экзамена по методикам WorldSkills расходы на его проведение многократно возрастают, это и оснащение площадки согласно инфраструктурному листу (оборудование — приобретение и обслуживание, расходные материалы, инструменты), и обучение экспертов, и оплата труда, а также транспортных расходов, проживания и питания внешних экспертов. Отдельная статья расходов это разработка контрольно-измерительных материалов, но эти расходы впрямую не отнесены на стоимость оценочных процедур.

— Вероятность не сдать слабым студентам ДЭ. Что в итоге они получат?

Ссылки на источники:

1. Залуцкая Г. Ф. Формирование исследовательских умений обучающихся как одно из условий профессиональной подготовки будущих специалистов // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1222-1226.

2. Методика организации и проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия

3. Сумина Т.Г. Модель формирования компетенций в изучении дисциплины «Методика воспитательной работы»/ Формирование кадрового потенциала СПО — инновационные процессы на производстве и в профессиональном образовании [Текст]: сб. науч. тр. IX Междунар. науч. -практ. конф., 16 февр. 2016 г., г.Екатеринбург / под ред. С. А. Днепрова, А.В. Пивоварова; РГППУ. — Екатеринбург, 2016. С. 119-125

4. Майкова П.Е. Практика проведения демонстрационного экзамена по системе WorldSkills в рамках промежуточной аттестации // Профессиональное образование и рынок труда — 2017.-№4-с.33-44

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 968 «Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования».

Marina Ivanitskaya

Demo Exam. The Pros and Cons.

Abstract: Today there is a clear trend of increasing the number of students who choose special education. One of the requirements for the implementation of the Federal state standard is the promotion of competence-based approach. The introduction of the demonstration exam will help the graduate to become more skilled, corresponding to the needs of employers.

Keywords: training program for mid-level specialists, General and professional competences, graduate competence model, demonstration exam, evaluation criteria, expert, expertise, WorldSkills standards

Министерство образования и науки Российской Федерации

государственное бюджетное  профессиональное 
образовательное

учреждение  Самарской области «Борский государственный
техникум»

Доклад «Роль демонстрационного экзамена»

Докладчик: Видеркер Светлана  Александровна мастер
производственного обучения.

                                            
с.Борское 2020г

      Формирование
основных навыков и умений в профессиональной деятельности выпускника среднего
профессионального образования –основной показатель эффективности образования и
уровня подготовки студента.  В связи с этим и во исполнение распоряжения
Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 года № 349-р «Об утверждении
комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего
профессионального образования на 2015 — 2020 годы», в соответствии с паспортом
приоритетного проекта «Образование» по направлению «Подготовка
высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных
стандартов и передовых технологий» («Рабочие кадры для передовых технологий»),
утвержденным протоколом заседания Президиума Совета при Президенте Российской
Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 25 октября
2016 года №9, Союзом «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих
кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» демонстрационный экзамен
введен в государственную итоговую аттестацию выпускников профессиональных
образовательных организаций среднего профессионального образования.

Приказом Министерства образования и 
науки Российской Федерации от 17 ноября 2017 года N 1138 «О внесении изменений
в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным
программам среднего профессионального образования» государственный экзамен в
виде демонстрационного экзамена признан одной из форм государственной итоговой
аттестации по образовательным программам среднего профессионального
образования.

Демонстрационный экзамен проводится
по стандартам WorldSkills, что предусматривает моделирование реальных
производственных условий для демонстрации выпускниками профессиональных умений
и навыков,  оценку их уровня в соответствии с международными требованиями.

В международном конкурсном движении WorldSkills Russia  уже сформировался  опыт,  практики оценки  конкретных
профессиональных умений и знаний по профессиям и специальностям в соответствии
с требованиями международных стандартов. Подходы к оценке качества подготовки
специалистов, которые основываются на принципах открытости, объективности,
прозрачности и  общественно–профессионального участия, сегодня очень актуальны.
Поэтому перед профессиональной образовательной организацией встает задача: как
обеспечить соответствие квалификации выпускников среднего профессионального
образования требованиям работодателя и международным стандартам. Включение
формата демонстрационного экзамена в процедуру государственной итоговой
аттестации обучающихся профессиональных образовательных организаций – это
модель независимой оценки качества подготовки кадров, содействующая решению
задач системы профессионального образования и рынка труда.

Как наиболее продуктивным и
действенным образом интегрировать демонстрационный экзамен в государственную
итоговую  аттестацию в системе среднего профессионального образования? На что
следует обратить особое внимание? Введение формата демонстрационного экзамена
требует от профессионально-педагогического сообщества осмысления, обсуждения и
принятия оптимальных вариантов реализации.

Демонстрационный экзамен проводить в
рамках промежуточной аттестации по профессиональному модулю по профессии «Повар».

При подготовке к проведению экзаменов
учитывать все слабые стороны пилотной апробации.  Запланировать и провести
следующие мероприятия:

1.Создание творческих рабочих групп, из числа
сотрудников ПОУ, входящих в сеть, с целью анализа содержания соответствующих
ФГОС и регламентов WS, для разработки и создания банка данных диагностических
оценочных средств промежуточной аттестации и государственной итоговой
аттестации.

2.Апробация разработанных оценочных средств в процессе
реализации образовательных программ по выбранным профессиям и специальностям.

3.Организация подготовки экспертов для проведения
демонстрационного экзамена.

4.Разработка локальных актов для проведения
демонстрационного экзамена (положение о проведение демонстрационного экзамена,
приказ о распределении обязанностей между педагогическим работниками по
организации и проведению демонстрационного экзамена)

5.Аккредитация площадки для проведения
демонстрационного экзамена Союзом WorldSkills.

6.Организация и проведение демонстрационного экзамена
в процессе промежуточной и государственной итоговой аттестации.

8.Разработка программ повышения квалификации
педагогических работников ПОУ по вопросу проведения демонстрационного экзамена
с использованием дистанционных образовательных технологий;

10.Разработка методических рекомендаций по проведению
демонстрационного экзамена.

Спецификации
стандарта компетенции «Поварское дело».

Для проведения государственной
итоговой аттестации в виде демонстрационного экзамена необходимо разработать
пакет локальной документации: положение о проведении демонстрационного
экзамена, программа ГИА, приказы, графики, план проведения демонстрационного
экзамена.

В целях
обеспечения информационной открытости и публичности при проведении
демонстрационного экзамена использовать ресурсы, позволяющие организовать
видеотрансляцию в режиме «Онлайн» на площадке демонстрационного экзамена.

Все основные
нормативные документы, касающиеся организации и проведения демонстрационного
экзамена, разместить в специальном разделе на сайте колледжа.

 К демонстрационному экзамену  допускаются
лица, успешно прошедшие все предшествующие аттестационные испытания,
предусмотренные учебным планом и не имеющие академической задолженности.

План проведения
демонстрационного экзамена корректируется главным экспертом площадки проведения
демонстрационного экзамена в зависимости от времени, выделенного на проведение
демонстрационного экзамена, количества участников и рабочих мест. Жеребьевка
проводится главным экспертом за 1 день до начала демонстрационного экзамена. 
Оглашение измененного задания производится сразу после жеребьёвки, далее
студентам  дано 2 часа чистого времени для написания меню и окончательной
заявки продуктов при необходимости.

Все участники
экзамена за один день выполняют 3 модуля. На выполнение модулей отводится по
4,5 часа без учёта уборки рабочего места (0,5 часа) + 2 часа для написания
меню, общая продолжительность выполнения экзаменационного задания 7 часов.

При разработке
задания для демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия по
компетенции «Поварское дело» в основу положены:

1.           
Техническое
описание компетенции «Поварское дело».

2. ФГОС по специальности Повар,
утвержденный Министерством образования и науки РФ « 09» декабря 2016 г. № 1569.

Оценочные
материалы были разработаны экспертным сообществом Ворлдскиллс в целях
организации и проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс
Россия по компетенции «Поварское дело».

ОЦЕНОЧНЫЕ КРИТЕРИИ:

Измеримые аспекты оценивания
работы участника:

— адаптация в процесс работы,
расстановка приоритетов, понимание процесса выполнения работы, применение
знаний на практике;

— спецодежда соответствует
требованиям;

— корректное использование мусорных
баков(пищевыене пищевые отходы);

— использование оборудования и
инвентаря по назначению;

— соответствие приемов приготовления
заявленных в меню;

— контроль отходов (брак);

— расточительность;

— заказ сырья соответствует
планированию меню;

— заказ сырья сдан вовремя;

— дозаказ сырья отсутствует;

— дозаказ сырья отсутствует во время
выполнения модуля.

Экспертная оценка работы
участника:

— планирование и ведение рабочего
процесса в соответствии с актуальными гастрономическими тенденциями,
расстановка приоритетов выделяя наиболее важные задачи;

— персональная гигиена;

— рабочее место;

— выбор ингредиентов в соответствии с
меню;

— навыки и знания относительно
определения ингредиентов блюд, их использования и кулинарной обработки;

— знание и применение приемов
приготовления и тепловой обработки;

— применение и использование
кухонного инвентаря и оборудования при приготовлении для усложнения блюда;

— техника безопасности на рабочем
месте.

Измеримые аспекты оценивания
результата работы участника:

— время подачи – корректное время
подачи (±5 минут от заранее определённого). При задержке от корректного время
подачи блюдо считается не представленным и не оценивается);

— температура блюда соответствует
экзаменационному заданию;

— компоненты блюда отражены меню;

— масса (размер) блюда соответствует
экзаменационному заданию;

— использование обязательных
ингредиентов в соответствии с заданием;

— правильность подачи (соответствие
заданию);

— чистота тарелки (отсутствие брызг,
разводов и отпечатков пальцев).

Экспертная оценка результата
работы участника:

— качество блюда;

— внешний вид блюда;

— стиль и креативность блюда;

— текстура всех компонентов блюда;

— вкус всех компонентов блюда;

— общая гармоничность блюда.

Ход выполнения задания
демонстрационного экзамена оценивается методом экспертного наблюдения.
Количество экспертов, производящих оценивание навыков участников, должно быть
не менее 9. 

Экспертная группа
делится на 3 подгруппы:

— 1-я группа осуществляет объективное оценивание выполнения
задания демонстрационного экзамена;

— 2-я группа осуществляет субъективное оценивание работы
участника на площадке демонстрационного экзамена;

— 3-я группа осуществляет субъективное оценивание при
дегустации работ участников демонстрационного экзамена.

Все баллы
фиксируются в ведомостях оценок и в системе CIS. Государственной экзаменационной
комиссией осуществляет перевод полученного количества баллов в оценки
«отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Перевод баллов в оценку:

Количество баллов

Оценка

(35- 25 баллов)

5 (отлично)

(24-14 баллов)

4 (хорошо)

(13 –7 баллов)

3 (удовлетворительно)

(менее 7 баллов)

2 (неудовлетворительно)

Работу по оценке
результатов и подведения итогов демонстрационного экзамена на площадке
возглавляет главный эксперт, который организует и контролирует деятельность
экспертной группы, обеспечивает единство требований, предъявляемых к
участникам, вносит баллы в систему
CIS, предоставляет сведения о результатах выполнения заданий участниками
демонстрационного экзамена государственной экзаменационной комиссии.

Протоколы демонстрационного экзамена
хранятся в архиве образовательной организации и РКЦ.

По
итогам демонстрационного экзамена выпускники продемонстрировали следующие
результаты: 37% выпускников сдали его на «отлично», 22 % — «хорошо», 41% — на
«удовлетворительно». Средний балл  — 4,0.

Преимущества проведение
демонстрационного экзамена:

       Успешное проведение демонстрационного экзамена 
способствует повышению престижа  образовательного учреждения.

      Выпускники после прохождения государственной
итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена получают не только
диплом об образовании, но также и паспорт компетенции (Skills Passport) —
специальный документ о результатах демонстрационного экзамена, отражающий
уровень компетенции выпускника в соответствии со стандартами
WorldSkills.

     Работодатели получают
возможность доступа в Электронную систему интернет-мониторинга (
eSim), которая формирует единую базу данных
всех участников РФ с целью определения рейтинга будущего работника.

Демонстрационный экзамен в рамках
государственной итоговой аттестации выпускников системы среднего
профессионального образования, проводимый по критериям Национального чемпионата
явление новое, при внедрении которого в образовательный процесс возникает ряд
проблем. Поэтому, с
целью проведения демонстрационного экзамена как обязательного элемента
государственной итоговой аттестации и  реализации образовательных программ ФГОС
СПО необходимо выполнение следующих условий:

1.           
Оценка
качества среднего профессионального образования, связанная с организацией
демонстрационного экзамена должна осуществляться в соответствии с
нормативно-правовыми документами, которые своевременно актуализируются. 

2.           
Необходима
специальная подготовка педагогических кадров к проведению ДЭ, а так же
экспертов.

3.           
Важно
решить вопрос по финансовому обеспечению проведения процедуры ГИА в связи с
увеличением времени проведения экзамена, количества экспертов (членов
государственной экзаменационной комиссии) и затрат на материально-техническое
обеспечение ДЭ.

В перспективе, при решении
возникающих проблем
,  государственная итоговая аттестация в форме демонстрационного экзамена
будет действительно эффективным средством  оценки сформированности
профессиональных компетенций в рамках определенного вида профессиональной
деятельности в процессе выполнения практического задания, в условиях
моделирования реальной производственной ситуации.

Однако не следует останавливаться на
этих проблемах. Необходимо продолжить и активизировать деятельность в данном
направлении, так как новый формат проведения государственной итоговой
аттестации дает возможность студентам реализовывать полученные навыки,
профессиональные компетенции с учетом требования работодателей и влияет на
построение профессиональной карьеры будущих выпускников.

Литература

1.           
Демонстрационный
экзамен и системы оценки профессиональных умений и знаний// https://fumo-spo.r

2.           
Ефимова
С. А.
Модернизация
системы аттестации обучающихся профессиональных образовательных организаций в
условиях становления российской национальной системы квалификации: диссертация
… доктора педагогических наук : 13.00.08 / Ефимова Светлана Александровна;
[Место защиты: Федер. институт развития образования]. — Москва, 2017. — 337 с

3.           
Методика
организации и проведения демонстрационного экзамена по стандартам WSR. //
Приложение №1 к приказу Союза «Агентство развития профессиональных сообществ и
рабочих кадров «WSR» от «30» ноября 2016 г. № ПО/19. – М. – 18 с.

4.           
Организация
и проведение демонстрационного экзамена по стандартам.

WS в системе среднего 
профессионального образования Тюменской области . Методическое пособие.
–Тюмень, ТОГИРРО, 2017.-73 с.

5.           
Павлова
О.А. Демонстрационный экзамен: приоритеты образовательной политики в СПО и
новая реальность для образовательных организаций. // Дополнительное
профессиональное образование в стране и мире. – 2016. – № 5–6 (27–28).

6.           
https://worldskills.ru.

Показать свои достижения, результат совместной кропотливой работы с наставником и коллективом раньше можно было с помощью конкурсов и фестивалей, проводимых на региональных и федеральных уровнях. Сегодня же это можно сделать с помощью демонстрационного экзамена.

Демонстрационный экзамен: что, где и как

Чтобы понять, что представляет собой демонстрационный экзамен, достаточно представить сдачу традиционного экзамена в более практико-ориентированной форме с присущей строгостью испытания: комиссия, веб-камеры, наблюдатели, кейсовые задания и школьники, которые готовы показать все освоенные знания на практике. Но по сути, демонстрационный экзамен заменяет сложившуюся практику традиционной сдачи экзамена студентами – теоретической части и защиты дипломной работы.

Демонстрационный экзамен сегодня удачно проводится в сфере профессионального образования и призван подтвердить практические навыки деятельности по полученной специальности, подтвердить свою состоятельность в данной профессии.

Основная задача экзамена в профессиональном образовании – демонстрация профессионального мастерства, предусмотренного базовыми разделами учебного плана образовательной программы, в процессе экзаменационных мероприятий, организуемых, в первую очередь, в реальных условиях труда на промышленном производстве или в сфере обслуживания. Стоит отметить, что в отличие от традиционной защиты, демонстрационный экзамен может проходить поэтапно, в течение нескольких дней.

Основной особенностью экзамена можно отметить совершенно новую для российского профессионального образования черту – любой обучающийся может подтвердить свои знания путем сдачи демонстрационного экзамена, даже если он не проходил обучение. То есть профессиональные навыки любого человека могут быть признаны независимо от того, как они были приобретены: в процессе трудовой деятельности, учёбы или каким-либо другим образом.

Демонстрационный экзамен в дополнительном образовании детей

Демонстрационный экзамен проводился в этом году в режиме апробации для учащихся в возрасте 12-18 лет, завершающих обучение по некоторым направлениям дополнительных общеразвивающих программ углубленного («продвинутого») уровня:

  • мультимедийная журналистика
  • мобильная робототехника
  • прототипирование
  • военное дело
  • музейное дело

Школьники, успешно прошедшие демонстрационный экзамен, получили сертификат с персональной дифференцированной оценкой.

демонстрационный экзамен

Базовыми площадками для проведения Демонстрационного экзамена по вышеуказанным направлениям стали образовательные организации города Москвы.

Организационно-методическое сопровождение новой формы испытания осуществлял Московский дворец пионеров (ГБПОУ «Воробьевы горы»)

«Демонстрационный экзамен – это не очередное конкурсное испытание, не соревнование с помощью заранее подготовленных проектов или продуктов, а ситуация, где дети могут в реальной ситуации продемонстрировать свой персональный образовательный результат  по выбранной сфере допрофессиональной деятельности», – отмечает Андрей Павлов, руководитель Ресурсного центра «Воробьевы горы». Это новый формат, который с одной стороны сможет стать ядром объединения всех персональных достижений школьника в мощное портфолио для продолжения образования и профессиональной деятельности, а с другой стороны – повлиять на обновление содержания и форм технологий самой сферы дополнительного образования, которое испытывает сегодня ряд серьезных противоречий».

Демонстрационный экзамен по программам дополнительного образования – это своего рода подтверждение профессиональных навыков.

Так, ребятам, сдававшим экзамен по мультимедийной журналистике, в первый день нужно было снять фоторепортаж о работе детского объединения и написать новостную статью, загрузив обработанный материал на платформу Tilda. Второй день экзамена – съёмка видеорепортажа, интервью с педагогом и обучающимися, подготовка закадрового текста, загрузка материала на канал Youtube и платформу Tilda.

А вот при сдаче экзамена по направлению «Музейное дело» учащиеся демонстрировали свои умения разрабатывать технику экскурсионных рассказов, работать с научной и научно-популярной литературой, использовать современные источники информации в сети интернет, составлять и проводить экскурсии по музею или экскурсионному объекту, общаться с людьми и отвечать на вопросы туристов.

Таким образом, ребята, которые прошли обучение по дополнительным общеразвивающим программам углублённого уровня, с помощью демонстрационного экзамена наглядно показывают, что в должной степени овладели серьезной основной и навыками, необходимыми в дальнейшей профессиональной деятельности.

С чего все началось

Стоит сказать, что опыт проведения демонстрационного экзамена  был перенят у финнов, которые внедрили его еще в 1994 году. Данная система отлично прижилась, ведь любой человек, вне зависимости от того, где он проходил обучение, мог сдать экзамен именно по практическим навыкам и подтвердить свою квалификацию.

Центральные принципы экзамена, на которые опираются в Финляндии, это:

  • трехуровневое сотрудничество между работодателем, работником и преподавателем
  • независимость экзамена от способа получения знаний
  • сдача экзамена путем демонстрации своих знаний
  • индивидуальный подход
демонстрационный экзамен
Набираемся опыта

Очевидно, в России демонстрационный экзамен вводится в соответствии с теми же принципами, однако стоит сказать, что работы в этом направлении еще предстоит много.

В первую очередь, нам нужно уйти от сложившейся формы конкурсных мероприятий, к которым все так привыкли, говоря о дополнительном образовании. Демонстрационный экзамен должен быть построен на иных основаниях, нежели конкурсы и соревнования, исключая состязательность и создание коллективного творческого продукта.

Задания для такого рода испытаний, приближенных к экзаменационным условиям, целесообразнее делать практикоориентированными, позволяющими продемонстрировать не только знания, но и практические умения, и навыки при решении соответствующих «кейсовых» заданий.

Привлечение к оценке результатов испытания экспертов из профессиональных образовательных организаций, работодателей, общественных советов, структур оценки качества позволят сделать процедуру более объективной. А общественные наблюдатели, зрители и интернет-трансляции позволяют сделать процедуру отрытой для широкой общественности.

Демонстрационный экзамен – как форма добровольной сертификации (аттестации) по дополнительной общеразвивающей программе – может рассматриваться образовательной организацией как подведение итогов обучения.

демонстрационный экзамен

Перспективы

Плюсы демонстрационного экзамена очевидны, но  на сегодняшний день существуют и минусы, с которыми сталкиваются как ученики, преподаватели, так и организации – это недостаточная мотивация. Зачем школьникам нужно сдавать этот экзамен, а учреждениям проводить, если есть старая добрая форма, к которой все привыкли? На этом этапе нужно наиболее качественно продумать ответ на этот вопрос, учитывая интересы всех участников образовательного процесса.

Для ребят такой мотивацией могут послужить дополнительные баллы к ЕГЭ или же, знакомство с будущим работодателем, заключение договора на прохождение практики или дальнейшее трудоустройство. Для педагога – материальное и нематериальное стимулирование, а для организации – гранты или баллы к рейтингу.

Успешная апробация демонстрационного экзамена способствует повышению качества дополнительного образования, открытости и наглядности, а самое главное –  установлению своеобразного стандарта знаний и умений учащихся, которые необходимо продемонстрировать по итогам освоения дополнительных общеразвивающих программ  углубленного уровня.

Текст: Алина Свинцицкая

На долю выпускника выпадает несколько аттестационных испытаний. По старинке он должен сдать квалификационный экзамен по профессиональным программам – получить разряд или категорию. Написать дипломную работу. И пройти демонстрационный экзамен – это своеобразная проверка практических навыков студента. То есть в этом случае он должен показать себя с лучшей практической стороны.

Для себя и работодателя

В итоге в конце учёбы в руках выпускника остаётся диплом о среднем профессиональном образовании и паспорт компетенций (Skills Passport) – это своего рода документальное подтверждение уровня подготовки молодого специалиста.

Его публикуют в электронной базе данных молодых профессионалов – на сайте Союза WorldSkills (worldskills.ru). Так просто паспорт невозможно увидеть – только в личном кабинете студента, по QR коду. Там же зарегистрирован работодатель. Таким образом, цифровая площадка – это интерактивная платформа для предприятия-работодателя и его потенциального работника. Здесь можно найти работу или же молодой специалист распечатывает электронный документ и ищет работу сам.

А все ли работодатели в регионе знают о существовании Skills Passport?

«Мы стараемся этот вопрос продвигать, – рассказывает Андрей Куравин, директор Регионального агентства развития квалификаций – координатор внедрения новых форм аттестации. – Есть организации, которые взаимодействуют с WorldSkills, имеют соглашение с этим союзом и доступ к цифровой платформе. За каждой образовательной организацией закреплены якорные предприятия-работодатели и организации – потенциальные работодатели. По сути, система СПО и готовит специалистов по их заявкам. Сейчас материально-техническая база у многих образовательных учреждений даже лучше, чем у предприятий-работодателей. Например, у индустриального колледжа есть современное, инновационное оборудование и мастерские, которых нет ни у одного предприятия. Наши студенты в таких условиях становятся бесценными сотрудниками».

Баллы, полученные на демонстрационном экзамене и указанные в электронном паспорте, играют решающую роль на собеседовании у работодателя.

Демонстрационный экзамен – один из образовательных проектов WorldSkills. Три года назад российские выпускники колледжей и техникумов впервые сдали его по стандартам WorldSkills Russia. И получили Skills-паспорта.

За день и не только

Что представляет собой экзамен?

«Это практическая демонстрация навыков, умений, уровня знаний и их независимая оценка экспертами, – продолжает Андрей Леонидович. – Выпускники выполняют задания за один или несколько дней – в зависимости от комплекта оценочной документации. Он опубликован на сайте WorldSkills, там же примерные критерии оценки по каждой компетенции. Задания тайные. Накануне экзамена их получает эксперт».

Навыки выпускников могут оценивать на родной территории ссуза. Например, компетенцию «Эксплуатация сельскохозяйственных машин» оценивают на большой площадке Ракитянского агротехнологического техникума. Здесь есть вся нужная техника: тракторы, комбайны, прицепы. Шесть тракторов – шесть бригад по шесть человек. Возле каждой машины находится эксперт, который оценивает выполнение задания.

База уже есть

За 90 дней до экзамена учреждение должно аккредитовать центр его проведения, пройти специальную аккредитацию в Союзе WorldSkills. Сама площадка – мастерская – должна быть обеспечена материально-технической базой. В нашей области оснащение ссузов уже позволяет проводить экзамен по техническому обслуживанию легковых автомобилей, эксплуатации сельхозмашин, преподаванию в младших классах, дошкольному воспитанию, социальному уходу.

В регионе полномасштабная работа по демонстрационному экзамену началась только в этом году, до этого три года имела статус пилотного проекта. В июне 545 человек сдали демонстрационный экзамен на базе 14 образовательных организаций. Без двоечников. В декабре – промежуточная итоговая аттестация.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Зачем нужны прилагательные в русском языке сочинение
  • Зачем нужны правила этикета сочинение
  • Зачем нужны переводные экзамены в школе
  • Зачем нужны первичные баллы егэ
  • Зачем нужен демо экзамен

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии