Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word
1
Задания Д4 № 39
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
ненАдолго
Иксы
понялА
снятА
вручИт
Актуальность: с 2016 года
Сложность: повышенная
Раздел кодификатора: Орфоэпические нормы
Правило: Задание 4. Орфоэпические нормы (постановка ударения)
2
Задания Д4 № 77
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
стОляр
балУясь
принЯв
цепОчка
укрепИтся
Актуальность: с 2016 года
Сложность: повышенная
Раздел кодификатора: Орфоэпические нормы
Правило: Задание 4. Орфоэпические нормы (постановка ударения)
3
Задания Д4 № 115
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
кровоточАщий
сорвалА
дОнизу
насквОзь
удЕлит
Актуальность: с 2016 года
Сложность: повышенная
Раздел кодификатора: Орфоэпические нормы
Правило: Задание 4. Орфоэпические нормы (постановка ударения)
4
Задания Д4 № 153
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
молЯщий
нажИвший
завИдно
отогналА
крЕмень
Актуальность: с 2016 года
Сложность: повышенная
Раздел кодификатора: Орфоэпические нормы
Правило: Задание 4. Орфоэпические нормы (постановка ударения)
5
Задания Д4 № 229
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
понялА
нАчатый
бАнты
балОванный
центнЕр
Актуальность: с 2016 года
Сложность: повышенная
Раздел кодификатора: Орфоэпические нормы
Правило: Задание 4. Орфоэпические нормы (постановка ударения)
Пройти тестирование по этим заданиям
Задание 4 ЕГЭ 2018 по русскому языку, орфоэпические нормы.
Орфоэпические нормы в ЕГЭ — это правильная постановка ударения. Это важное задание, при выполнении которого, как считают многие преподаватели и ученики, можно рассчитывать только на удачу. Но это в корне неправильный подход к изучению 4 задания. Конечно, орфоэпия русского языка очень непоследовательна, русские слова не имеют фиксированного ударения во всех словах, но тем не менее закономерности есть и их нужно знать, чтобы говорить правильно и сдать ЕГЭ на 100 баллов)
Некоторые хитрости для выполнения задания. Мы здесь рассматриваем закономерности и слова, которые встречаются в ЕГЭ и есть в официальном списке. Все закономерности касаются слов, встречающихся в ЕГЭ.
ТЕОРИЯ ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2019-2020
РЕШАТЬ ТЕСТЫ ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2019-2020
1) Глаголы прошедшего времени зачастую имеют ударение на том слоге, что и в инфинитиве.
НО!!!!! в ЕГЭ в большинстве случаев встречаются глаголы, в которых ударение падает на ЛА: брать, быть, взять, вить, врать, гнать, дать, ждать, жить, звать,лгать, лить, пить, рвать и др (Пример: бралА, былА и т.д.) А также встречаются исключения: красть, класть, слать, стлать послать пасть красться)
Пример: клАла, послАла, постлАла, слАла крАлась, прислАла.
Следует обратить внимание на глаголы на вЫ в прошедшем времени: вЫлила, вЫжила и т.д.
2) Причастия с Ё( включЁнный, решЁнный и т.д) составляют весомую часть всех слов. Посмотрите ниже и увидите, что этих слов в ЕГЭ много. Трудность состоит в том, что в формулировке задания пишется буква Е, а не Ё.
3) Другие части речи с Ё. Если в слове есть Ё, значит ударение будет падать на Ё.
4) Большинство глаголов, заканчивающихся на ИТ и ИТЬ имеют ударения на последнем слоге (ЩемИт защемИт).
Кроме: плодонОсит полОжит кУтит принУдит опОшлить (опОшлит, оклЕит озлОбит освЕдомится…) см. далее
5) Деепричастия на –яв, -ыв — ав (поднЯв, принЯв и т.д)
6) В большинстве глаголов будет ударение на Ировать. Но есть случаи, где ударение падает на овАть (список см. далее)
7) В заимствованных словах из французского, немецкого, английского языков ударение падает на последний слог: жалюзИ партЕр экспЕрт диспансЕр дефИс квартАл
В кратких прилагательных женского рода ударение падает на последний слог: вернА. ловкА и т.д
9) Если ударение в краткой форме женского рода падает на окончание,то в сравнительной степени оно будет на суффиксе -ее: сильнА — сильнЕе, больнА — больнЕе,живА — живЕе, стройнА — стройнЕе, правА — правЕе; если же ударение в женском роде стоит на основе, то в сравнительной степени оно и сохраняется на основе: красИва — красИвее,печАльна — печАльнее, протИвна — протИвнее
10) В существительных с окончанием на –лог ударение падает на последний слог: каталОг, диалОг, некролОг, монолОг, эпилОг.
НО: анАлог.
11) В существительные с окончанием на -вод — ударение падает на последний слог: нефтепровОд, газопровОд, мусоропровОд.
Список слов
Существительные
агЕнт
агронОмия
агЕнтство
агОния
адАптер
адюльтЕр
айвА
акрОполь
алкогОль
алфавИт
Амфора
анАпест
анАлог
анАтом
аннЕксия
антитЕза
анорАк
апострОф
апОкриф
арбУз
аргумЕнт
арЕст
аристокрАтия
асимметрИя
астронОм –астронОмия
асбЕст
Атлас(карты)
атлАс(ткань)
аудИтор
афЕра
аэропОрты (ваэропортУ, об аэропОрте)
аэрОграф
афИнянин
баловнИк
бАнты(бАнта)
бАзис
бадьЯ
бАрмен
бахчА
батрАк
бУнгало
блАговест
бОроду
брОня(билетов)
бронЯ(защита)
бУлочная
буржуазИя
бутербрОд (тэ)
бухгАлтеров
вахтЁр
ваЯтель
векселЯ
вЕрба
вЕчеря
вандАлы
вдовствО
ветеринАрия
водопровОд, газопровОд, мусоропровОд и т.д.
вОзраст-вОзрасты-вОзрастов
вОлка, вОлки, волкОв
вОра, вОры, ворОв, ворАм, о ворАх
ворОта
ворожеЯ
гастронОмия
гегемОния
гомеопАтия
гектАр
гЕнезис
гравЁр
граждАнство
гренадЕр
глашАтай
граффИти
грЕнкИ
дерматИн
дЕспот(де)
деспотИя
дефИс
дешевИзна
деЯние
диАгноз
диалОг
добЫча
дОгмат
договОр
докумЕнт
досУг
драматургИя
дремОта
духовнИк
еретИк
жерлО
житиЕ
жЁлоб
зАговор(тайное соглашение)
заговОр(заклинание)
заЁм
закУпорка
закУток
зевОта
зимОвщик
злОба
знАмение
знАхарство (знАхарка и знахАрка)
знАчимость
Игрище
игУмен
иерОглиф
изобретЕние
Иконопись
Иксы
инженЕрия
индустрИя
инструмЕнт
инсУльт
без инструктАжа
Искра
кАмбала
каталОг
кАтарсис
катастрОфа
каучУк
квартАл
киломЕтр
кинематогрАфия
кладовАя
коклЮш
кОлледж
коллЕж
колОсс
кОмпас
кОнус(кОнусы) кОнусов
корЫсть
крАны
крапИва
кремЕнь
кУхонный
кулинарИя
лассО
лАцкан
лЕктор(лЕкторов)
ломОта
ломОть
лОпасть
лОскут(отходы)
лосКут(кусок ткани)
лыжнЯ
мАркетинг
мастерствО
медикамЕнты
мЕстностей
мещанИн
молодЁжь
молОчник
молОх
монолОг
мусоропровОд
муштрА
мЫтарь- мытАрство
намЕрение
нарОст
недоИмка
нЕдруг
недУг
некролОг
немотА
нЕнависть
несессЕр
нефтепровОд
низИна
нОвости, новостЕй
нОготь( нОгтя)
обеспЕчение
ортопЕдия
Отрочество
остриЁ
паралИч
пАсквиль
пАхота
патриархИя(патриАрхия)
пепелИще
пЕтля (петлЯ)
платО
пУстошь
плАнер(планЁр)
портфЕль
пОручни
постамЕнт
побасЁнка
пОхороны (похорОн, на похоронАх)
пОчестей
пЕрвенец
приговОр
придАное
призЫв
призывнИк
прИнцип
приобретЕние
прирОст
простынЯ
процЕнт
псевдонИм
пулОвер
рАкурс
ракУшка(допуст. рАкушка)
ревЕнь
ремЕнь
рефлЕксия
рОзги
рУсло
сабО
санитарИя
сантимЕтр
свЁкла
свИтер
сИлос
синергИя
симмЕтрия(симметрИя)
сиротА (сирОты)
скАнер
скворЕчник(шн)
слУчай
созЫв призЫв
сосредотОчение
соболЕзнование
срЕдство (срЕдства)
стАтуя
стеногрАфия
столЯр
стрЕсс
тамОжня
танцОвщица
тендЕнция
тЕндер
тОрты
тОждество
тунИка
толИка
тУфля
твОрОг
узаконЕние
упрОчение
Уникум
фАбула
факсИмиле
фарфОр
фенОмен(научное явление)
феномЕн(редкое явление)
фетИш
филИстер
филантрОпия
флюрогрАфия
фОртель
фОрзац
хАос (допуст хаОс)
хлОпок
хозЯин-хозЯева
ходАтайство
хОлодность
христианИн
цемЕнт
цЕнтнер
цепОчка
цыгАн
чИстильщик
черпАлка
чЕлюстей
шАрфы шАрфа шАрфы
шассИ
шАхтинцы
шинЕль(не)
шофЁр
шпрИцы
шрИфт-шрИфта
щавЕль
щЕбень
щепА
щепОтка-щепОть
щЁлка
Экскурс
Экспорт
эскОрт
эпилОг
яИчница(шн)
Ясли-Яслей
Глаголы
на -Ировать
баллотИровать
блокИровать
дозИровать
забронИровать (забронировАть)-зависит от значения
информИровать и т.д
опломбировАть
премировАть
формировАть
бомбардировАть
гравировАть
гримировАть
нормировАть
сортировАть
пломбировАть
ретировАться
экипировАть
Глаголы на -ИТЬ
благоволИть
варИть( вАрит, вАришь, вАрят, варЯщий)
включИть (включИт, включАт)
вручИть (вручИт)
вложИть
всполошИть
дозвонИться( звонИть, позвонИть, звонИт и т.д)
жИться-жилОсь
запорошИть
исключИть-исключИт
наделИть-наделИт
накренИться – накренИтся
насорИть-насорИт
облегчИть-облегчИт
ободрИть
обострИть
одолжИть-одолжИт
окружИть-окружИт
оперИться
плодоносИть-плодонОсит-плодоносИл
повторИть-повторИт и т.д.
положИть-положИл
сверлИть-сверлИт-сверлИшь
сорИть-сорИт
убыстрИть
углубИть
укрепИть-укрепИт
щемИть-щемИт
опОшлить-опОшлит
озлОбить
оклЕить
освЕдомить-освЕдомишь
откУпорить- закУпорить(закУпорка и т.д.) откУпоривать
отвОрит
принУдить
тЕплиться
улУчшить
оцЕнит
предвосхИтить
Глаголы на -ЛА
бралА бралАсь
взялА взялАсь
влИться(влилАсь)
ворвАться (ворвалАсь)
вопринЯть( воспринялА)
воссоздАть (воссоздалА)
гнАть-гналА
гнАться-гналАсь
добрАть –добралА
добрАться-добралАсь
дождАться-дождалАсь
лгАть-лгалА
лить-лилАсь
надорвАться – надорвалАсь
назвАться-назвалАсь
налИть-налилА,
нарвАть-нарвалА
облИться-облилАсь
обнЯться – обнялАсь
обогнАть-обогналА
ободрАть-ободралА
отбЫть-отбылА
отдАть-отдалА
отозвАть-отозвалА-отозвалАсь
перелИть-перелилА
позвАть-позвалА
создАть-создалА
сорвАть-сорвалА
убрАть-убралА
клАла, послАла, постлАла, слАла крАлась прислАла укрАла
баловАть
чЕрпать -исчЕрпать
занЯть –зАнял, занялА, зАняло, зАняли
понЯть-понялА-понЯвший-понЯв
принЯть — прИнял — принялА — прИняло — прИняли; принЯвший; прИнятый; прИнят — принятА — прИнято — прИняты; принЯв
задАть—зАдал—задалА—зАдало—зАдали; задАвший; зАданный; зАдан—заданА—зАдано—зАданы; задАв
допИть—дОпил—допилА—дОпило—дОпили; допИвший; дОпитый; дОпит—допитА—дОпито—дОпиты; допИв
начАть—нАчал—началА—нАчало—нАчали; начАвший; нАчатый; нАчат—начатА—нАчато—нАчаты; начАв
нажИть—нАжил—нажилА—нАжило—нАжили; нажИвший; нАжитый; нАжит—нажитА—нАжито—нАжиты; нажИв
прибЫть—прИбыл—прибылА—прИбыло—прИбыли; прибЫвший; прибЫв
вЫлила
заперЕться- заперлАсь
заржАвЕть
началсЯ
нажИлся
багровЕть
плЕсневеть
ржАвЕть
заИндЕветь
ходАтайствовать
щЁлкать
ЮркнУть
упомянУть
разминУться
стрельнУ
премИнуть
кАшлянуть
Прилагательные
аудитОрный
балОванный
безУдЕржный
бредОвый-бредовОй
валовОй
вернА
волгодОнский
вОгнутый
гладкошЁрстный
грУшевый
давнИшний
дЕвичий (устар. девИчий
договОрный
зАнятый (чем-то)
занятОй (человек)
зубчАтый
избалОванный
кедрОвый
кожЕвенный
красИвее-красИвейший
кровоточАщий
кУхонный
ловкА
лососЁвый
лубОчный
мИзЕрный
мозаИчный
никчЁмный
неприхотлИвый
одноимЁнный
оптОвый
пломбИруют
повАренная соль
полУденный
призывнОй(пункт, возраст)
призЫвный (зовущий)
прожОрлива
прозорлИва-прозорлИвый
равнО
смазлИва
суетлИва
соплемЕнный
слИвовый
Угольный
угОльный
украИнский
флЕйтовый
характЕрный(типичный)
харАктерный (актер)
хОленый хОленный (но холЁный)
шАхтинский
щегольскОй
юрОдивый
языковОй( язык-речь)
языкОвый (орган)
яИчный
Наречия
вОвремя
втрИдорога
добелА
доголА
дочернА
докраснА
дОверху
дОнизу
дОсиня
дОсуха
донагА
донЕльзя
зАсветло
зАтемно
завИдно
задОлго
издавна
изредка
исстари
исподволь
исконИ
мастерскИ
мЕльком
нАбело (допуст. набелО)
надОлго
нАголо (допуст. наголО)
ненадОлго
наОтмашь
неподалЁку
отчАсти
Причастия
включЁнный, заключЁнный, исключЁнный, отключЁнный
взбешЁнный
углублЁнный
укреплЁнный
вручЁнный, приручЁнный
облегчЁнный
ободрЁнный
обострЁнный
убыстрЁнный
повторЁнный
наделЁнный
поделЁнный
приручЁнный
привнесЁнный
определЁнный
окружЁнный
возбуждЁнный
награждЁнный
накренЁнный
новорождЁнный
заселЁнный
оценЁнный
отворЁнный
одОлженный. улУчшенный
кОлотый
пОлотый
сОгнутый, пОгнутый, изОгнутый, зАгнутый
завЁрнутый
Обнятый
пОнятый
понятОй
пОднятый
упомЯнутый
прОткнутый
предпрИнятый
нагнУтый
нАчатый
зАпертый запертА
знАчимый
обнЯвший
свЕдущий
варЯщийся
манЯщий
молЯщий
кровоточАщий
кормЯщий
могУщий (от глагола мочь)
инсценИрованный
экипирОванный
понЯвший
умЕрший
Деепричастия
балУясь
закУпорив
начАв
начАвшись
отдАв
поднЯв
понЯв
прибЫв
«Ударяемые» предлоги (ударение на предлог при произношении):
на: нА воду, на ногу, на гору, на руку, на зиму, на год, на нос, на день, на ночь;
под: пОд ноги, под руки, под гору, под вечер;
по: пО морю, по полю, по лесу, по полу, по носу, по два, по три, по сто, по двое, по трое;
из: Из лесу, из дому, из носу, из виду;
без: бЕз вести, без толку, без году неделя.
Следующее задание
Персональный сайт учителя русского языка и литературы Гордеевой Л.Н.
- Главная
- Новости
- О сайте
- О себе
- Награды
- Выступления, публикации
- Результаты
- Методкопилка
- Уроки русского языка
- Уроки литературы
- Подготовка к итоговому сочинению
- Примеры итоговых сочинений
- Правила и определения
- Рабочие программы
- Творческие работы
- Классному руководителю
- Разработки родительских собраний
- Разработки внеклассных занятий
- Контрольные работы
- КР по русскому языку (5 класс)
- КР по русскому языку (6 класс)
- КР по русскому языку (7 класс)
- КР по русскому языку (8 класс)
- Подготовка к ВПР
- Тестовые задания ВПР
- ВПР по русскому языку (4 класс)
- ВПР по русскому языку (5 класс)
- ВПР по русскому языку (6 класс)
- ВПР по русскому языку (7 класс)
- ВПР по русскому языку (8 класс)
- Коллекция текстов для ВПР
- Подготовка к ОГЭ
- Варианты по заданиям ОГЭ
- Тренировочные варианты ОГЭ
- Онлайн-тесты ОГЭ (русский язык)
- Каталог заданий ОГЭ
- Темы для сочинения-рассуждения
- Подготовка к сочинению (9.3)
- Коллекция текстов
- Коллекция текстов для изложения
- Учебные тесты ОГЭ
- Подготовка к ЕГЭ
- Варианты по заданиям ЕГЭ
- Тренировочные варианты ЕГЭ
- Онлайн-тесты ЕГЭ (русский язык)
- Каталог заданий ЕГЭ
- Коллекция текстов для ЕГЭ
- Банк аргументов для сочинений ЕГЭ
- Примеры сочинений ЕГЭ
- Ученикам
- Родителям
Вы здесь
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
1. шарфЫ
2. (лиса) ловкА
3. взялА
4. отключЁнный
5. созЫв
Правильный ответ: шарфы
Пояснение
шАрфы
Связи с вариантами
Авторские права (Copyright) © 2023,
Вариант |
Фамилия, |
почестей, добыча, завидно, некролог, согнутый, |
Вариант |
Фамилия, |
кормящий, дозвонятся, налита, доверху, |
Вариант 3. Расставьте |
Фамилия, |
начавшись, черпать, вручит, обогнала, прозорлива, |
Вариант 4. Расставьте |
Фамилия, |
клала, мусоропровод, кухонный, бралась, щемит, |
Вариант 5. Расставьте |
Фамилия, |
нет новостей, повторенный, сироты, принята, свекла, |
Вариант 6. Расставьте |
Фамилия, |
боязнь, безудержный, доска, осведомишься, |
Вариант 7. Расставьте |
Фамилия, |
загодя, нет кремня, красивейший, дозвонятся, эксперт, |
Вариант 8. Расставьте |
Фамилия, |
нет конусов, предприняв, опломбировать, заперлась, |
Вариант 9. Расставьте |
Фамилия, |
прибыв, проживший, сливовый, красивейший, повторит, |
Вариант 10. |
Фамилия, |
сверлит, гусеница, шарфы, краны, свекла, подняв, |
Ответы:
Вариант |
пОчестей, добЫча, завИдно, некролОг, сОгнутый, |
Вариант |
кормЯщий, дозвонЯтся, налитА, дОверху, вероисповЕдание, |
Вариант 3. Расставьте |
начАвшись, чЕрпать, вручИт, обогналА, прозорлИва, |
Вариант 4. Расставьте |
клАла, мусоропровОд, кУхонный, бралАсь, щемИт, квартАл, |
Вариант 5. Расставьте |
нет новостЕй, повторЁнный, сирОты, принятА, свЁкла, |
Вариант 6. Расставьте |
боЯзнь, безУдержный, доскА, освЕдомишься, профессорОв, |
Вариант 7. Расставьте |
зАгодя, нет кремнЯ, красИвейший, дозвонЯтся, экспЕрт, |
Вариант 8. Расставьте |
нет кОнусов, предпринЯв, опломбировАть, заперлАсь, лЕкторов, |
Вариант 9. Расставьте |
прибЫв, прожИвший, слИвовый, красИвейший, повторИт, |
Вариант 10. |
сверлИт, гУсеница, шАрфы, крАны, свЁкла, поднЯв, |
Васильевых И.П., Гостева Ю.Н. 2019. 15 вариантов. ТИПОВЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
ВАРИАНТ 4
Часть 1
Ответами к заданиям 1-26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
(1)В мире практически нет языков, которые не имели бы иноязычных слов, это и понятно, ведь взаимодействие языков — это взаимодействие и взаимообогащение культур разных народов. (2) тут следует чётко различать заимствования уместные, необходимые, обогащающие родной язык новыми идеями и понятиями, и заимствования ненужные, неоправданные, не привносящие в речь ничего нового по сравнению с исконными словами и, следовательно, засоряющие её. (3)В научных трудах или в языке бизнеса не обойтись без многих иноязычных по происхождению терминов, но в обиходной речи или в публичных выступлениях они могут вызвать непонимание, создать неясность речи, а ведь большинство из них легко заменить словами родного языка.
1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Взаимодействие языков — это взаимодействие и взаимообогащение культур разных народов.
2) В научных трудах или в языке бизнеса не обойтись без многих иноязычных по происхождению терминов.
3) Уместные иноязычные заимствования, существующие во всех языках, обогащают язык, в то время как неоправданные заимствования при существовании эквивалента в родном языке засоряют речь и делают её неясной.
4) В разговорной речи или в публичных выступлениях заимствованные слова могут вызвать непонимание, создать неясность речи.
5) Заимствования неуместны, если их можно заменить исконными словами родного языка, а уместные заимствования, существующие во всех языках, обогащают родной язык новыми идеями и понятиями.
Ответ:________________________________
2. Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите этот союз.
Ответ:________________________________
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МИР. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
МИР, -а; мн. миры, -ов.
1) Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве; Вселенная. Происхождение мира.
2) Отдельная часть Вселенной; планета. Далёкие звёздные миры. Изучать марсианский мир.
3) Земной шар, Земля, а также люди, население земного шара. Объехать весь м. Первые в мире. Чемпион мира. Мир тесен.
4) Устар. Сельская община; члены этой общины. Принять в мир. Землёй распоряжался мир.
Ответ:________________________________
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
жалюзИ / вОвремя / нажИвший / облЕгчить / шАрфы
Ответ:________________________________
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Лёгкая пыль жёлтым столбом поднимается и несётся по дороге; далеко разносится ДРУЖНЫЙ топот, лошади бегут, навострив уши; впереди всех скачет какой-нибудь рыжий космач, с репейником в спутанной гриве.
На картине была изображена девушка в ситцевой кофте, подпоясанной чёрным ЛАКИРОВАННЫМ поясом, в ситцевой юбке, в розовом платочке, в красных шерстяных чулках и в чёрных мягких чунях.
За стеклянной дверцей кареты, в этой ИСКУСНОЙ атласной бонбоньерке, сидит, дрожит и так пристально смотрит, точно вот-вот скажет что-нибудь, какая-то премилая собачка, уши у которой совсем как завязанный бант.
Даже во время длительной прогулки по ЛЕСИСТЫМ горам, наслаждаясь красотами природы, Дерябин относился к этой самой природе всё с тою же снисходительностью, сквозь которую изредка прорывалась обычная начальническая строгость.
Всякий знает, что взаимное пожимание рук нередко является очень ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ средством передачи душевных чувств и симпатии между близкими лицами.
Ответ:________________________________
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Часто от прейскурантов цен, вывешенных на видном месте, клиенту пользы мало: они включают множество пунктов, в значении которых может разобраться только специалист.
Ответ:________________________________
7. В одном из выделенных ниже слов допущена о!пибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
не ЕЗДИТЕ / нет НОВОСЕЛИЙ / с ТЫСЯЧЕЙ откликов / в ОБОИХ странах / я ВЫЗДОРОВЕЛ
облЕгчить / шАрфы
Ответ:________________________________
8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
A) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом |
1) Древнеславянский язык принадлежит тому времени, когда все славяне были ещё племенами общего «корня», когда они только начинали распадаться на северных и южных, а затем северные разделились ещё на восточных и западных. |
Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом |
2) Обычно в работе климатологи используют косвенные данные, такие, как скорость накопления озёрных отложений, анализ спор и пыльцы древних растений, ширина годичных колец деревьев. |
B) нарушение в построении предложения с однородными членами |
3) В Средние века только педагоги владели манускриптом, содержащим знания и пояснения, которые надлежало передать ученикам, поэтому любые знания ученики приобретали, слушая, и, чем лучше они умели слушать, тем успешнее учились. |
Г) неправильное построение сложного предложения |
4) Лучше всего знакомы нам, которые сохранились в сёлах России от западных до восточных пределов, традиционные избы: это изба-пятистенка, состоящая из сеней и жилой комнаты, или шестистенка, когда жилое помещение делится ещё одной поперечной стеной надвое. |
Д) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм |
5) В российском флоте песочные получасовые и четырёхчасовые часы появились в 80-е годы XVIII века, тогда же корабельные сутки разделятся на шесть четырёхчасовых промежутков времени, а песочные часы стали звать склянками. |
6) Как известно, каждый член коллектива в процессе общения должен не только одновременно получать, а также и передавать разнообразную информацию. |
|
7) Отмечая торжественное, возвышенное звучание слов, а также выделяя сниженные, прюзрительные, уничижительные, пренебрежительные, вульгарные, бранные слова, современными толковыми словарями представлены специальные стилистические пометы. |
|
8. Принятая уникальная система в русском обществе называния людей по фамилии, имени, отчеству сформировалась ещё в Средние века под влиянием Византии и сейчас сохраняется только в русской культуре. |
|
9) Деловые люди сегодня при знакомстве часто обмениваются зизитными карточками, поскольку это удобно, ведь визитная карточка содержит необходимую для делового общения информацию о человеке. |
Впишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
9. Укажите варианты ответов, в. которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) кл..ссицистический, лим..тированный, повстр..чаться
2) ори..нтировочный, разг..рающийся, прик.. сновение
3) прик..саться, выб..раться, орг..низационный 4) зам..рать, к..стюмированный, расст..лающийся
5) сист..матизация, те..тральный, разв..вать (голос)
Ответ:________________________________
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) ад..ютант, необ..ятный, непод..ёмный 2) пр..больно, пр..ворот, пр..угас
3) не..гибаемый, ро..черк, бе..конечный 4) по..зывать, о..бывать, на..пилить
5) об..ск, пере..меновал, роз..грыш
Ответ:________________________________
11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) вдумч..вый, велич..ственный 2) любим..ца, жалостл..вый 3) нов..зна, кисл..нький
4) сит..чко, продл..вающий 5) изредк.., досух..
Ответ:________________________________
12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пряч..щийся, увенч..нный 2) дыш..щий, (они) разруш..т 3) закруч..нный, увид..шься
4) вывал..вшийся, расчист..шь 5) верт..шься, встревож..нный
Ответ:________________________________
13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Павловопосадский расписной платок, (НЕ)ВЫХОДЯЩИЙ из моды, несмотря ни на какие её колебания и причуды, наряду с матрёшками, палехскими миниатюрами и гжельской керамикой, давно сделался сувенирным символом России.
В стихотворении далеко (НЕ)ПОСЛЕДНЮЮ роль играют и сами звуки речи, например, для изображения какого-либо звукового явления в жизни и природе.
Влияние компьютерных игр на поведение людей уже ни у кого (НЕ)ВЫЗЫВАЕТ сомнения, компьютерные игры для многих детей стали важнее учебников.
Городецкой росписи более ста лет, появилась она на прялках, а точнее, на донцах — своеобразных подставках для (НЕ)ХИТРЫХ домашних станков.
Поздно вечером вернулся Лаврецкий домой и долго сидел, (НЕ)РАЗДЕВАЯСЬ и закрыв глаза рукою, в оцепенении очарования, ему казалось, что он теперь только понимал, для чего стоит жить.
Ответ:________________________________
14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Графит практически не способен сорбировать ЧТО(ЛИБО), а антрацит (каменный уголь) (ПО)ИСТИНЕ обладает некоторой сорбционной способностью.
Москва (ИЗ)ДАВИА слыла местом водным, и не только (ПО)ТОМУ, что на её землях струилось множество речек, ручьёв и ключей: Москва богата и подпочвенными водами. Следует иметь (В)ВИДУ, что большие планеты обладают достаточной силой притяжения, ЧТО(БЫ) удерживать около себя газообразную оболочку.
(В)ТЕЧЕНИЕ последних 250 миллионов лет материки постепенно сближались ДРУГ(С)ДРУГОМ, сокращая тем самым водное пространство между собой.
Когда мы представляем звуки музыки (С)НАЧАЛА в своём воображении, наш мозг работает так, КАК(БУДТО) он действительно их слышит.
Ответ:________________________________
15. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.
Летописи — это законче(1)ый, систематизирова(2)ый труд по истории русского народа и тех народов, которые вместе с русским народом были объединены в одно государство, и в «Повести време(3)ых лет» передаётся обращение к князьям, которое было выстрада(4)о и выноше(5)о поколениями, в нём народ умоляет не губить раздорами Русскую землю, «приобретё(6)ую вами и дедами трудом великим.
Ответ:________________________________
16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) От соотношения размеров и формы колокола зависели чистота и сила звука.
2) Колокольный звон ведёт за собой и незаметно оказываешься у самой большой и красивой звонницы.
3) Созревший лён дёргали теребили сушили и обмолачивали вальками.
4) Нас манили дивные города в буйстве красок и цветов.
5) Музей-заповедник в Кижах по ценности своих памятников не имеет себе равных однако сказочный остров продолжает пополняться экспонатами.
Ответ:________________________________
17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
В Мещёрском крае можно увидеть лесные озёра и (1) покрытые ольхой и осиной (2) избы лесников (3) обугленные от старости (4) а ещё болота с тёмной водой.
Ответ:________________________________
18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Думая о будущем Москвы, а оно (1) как известно (2) начинается сегодня, ещё сильнее почитаешь город, увиденный сквозь века, город, миновавший бури и грозы, стоящий (3) как говорят поэты (4) «ныне на граните».
Ответ:________________________________
19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
В районе Индонезии (1) располагаются самые активные тектонические плиты (2) одна (3) из которых (4) передвигается со скоростью семь сантиметров в год.
Ответ:________________________________
20. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Среди руин майяских городов I тыс. н. э. найдены высеченные на камне или вырезанные на раковинах иероглифические надписи (1) и (2) хотя в зарубежной литературе время от времени появляются сообщения о «прочтении» и «дешифровке» майяских письмён I тыс. н. э. (3) надписи и тексты этого времени остались непрочитанными (4) однако удалось разобрать календарные даты.
Ответ:________________________________
21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Лучшее время для поездки в северную столицу России — лето, когда в город приходит тепло, а ночи становятся белыми. (2)Саыкт-Петербург — обычно сдержанный город — ловит каждое солнечное мгновение, отпущенное природой, жизнь на улице бьёт ключом и днём и ночью. (3)Но, несмотря на видимую открытость, Санкт-Петербург — город красивый и величественный — не бросается в объятья каждому встречному туристу, а открывается заезжему гостю не сразу. (4)Лишь сделав шаг в сторону от туристических троп, путешественник узнает настоящий город — его нельзя не полюбить. (5)Например, можно совершить 18-20-минутный полёт над акваторией Невы и историческим центром города. (6)Санкт-Петербург с воды совершенно другой, даже неожиданный, поэтому прогулку по водным артериям города пропустить никак нельзя. (7)Водное путешествие на катере начинается от причала у павильона Росси в Михайловском саду или от причала у Летнего сада и заканчивается посещением одного из музеев архитектурно-художественного комплекса.
Ответ:________________________________
Прочитайте текст и выполните задания 22-27.
(1)В жизни каждого человека бывгиот учителя. (2)Один учит словесности, то есть русскому языку и литературе, другой математике, третий — естествознанию. (3)Ещё бывает четвёртый, пятый — много учителей. (4)Учителей к тебе приставляла судьба разных; одних ты любил, других не очень. (5)Так же и науки: одни пригодились, другие забыты (а всё равно пригодились).
(6)Своё умственное, нравственное и гражданское взросление, как я теперь понимаю, мне следует считать результатом главным образом уроков литературы и русского языка, то есть нужно сказать «спасибо» учителю Борису Борисовичу Стаху.
(7)Правда, грамоте я был изрядно научен дома. (8)Моя мама терпеть не могла помарок в родном языке, пусть даже в домашних беседах и детских шалостях. (9)Меня одёргивали, если я говорил вместо «нет» — «нету», отчитывали за «евонный» и «ихний» вместо «его» и «их». (10)Я рано узнал, что нельзя употреблять в одном предложении два подлежащих: «Лев — он царь зверей» — так нельзя, против правил, неблагозвучно. (11)Надо: «Лев — царь зверей».
(12)Нельзя сказать: «Очень неплохо», надо сказать «Хорошо». (13)И ещё многое.
(14)Но почему-то литература в школе шла у меня ни шатко ни валко — до девятого класса, до прихода к нам Бориса Борисовича Стаха. (15)Письменные задания по литературе я обыкновенно перекатывал, переставляя слова, с учебника, поскольку мне казалось, что там, в учебнике, написано толковее, чем я нагородил бы от себя. (16)3а сочинения чаще всего мне ставилась тройка — за грамотность, при полной несамостоятельности.
(17)Борис Борисович Стах вошёл к нам в класс в офицерском габардиновом кителе, с двумя рядами орденских планок, заговорил с нами, как со взрослыми людьми, о чём-то таком, никогда нами не слыханном.
(18)Новый учитель литературы, я хорошо это помню, появился в конце учебного года.
(19)На дворе стояла весна. (20)На первом своём уроке новый учитель заговорил о войне. (21)И о весне. (22)Он принёс с собою только что вышедшую книгу Олеся Гончара, прочёл нам сколько- то страниц. (23)У него был глуховатый, откуда-то из груди выходящий наружу голос и какое-то особенное лицо, непохожее на лица других наших наставников: выбритые до синевы впалые щеки, невыпирающий, но заметный подбородок, с лощиной посередине; глаза серые, проницательные, малость печальные и незлые; надо всем лицом, составляя главную его часть, простирался высокий, как говорится, сократовский лоб. (24)У нового учителя литературы, мы сразу заметили это, было умное лицо.
(25)Учитель прочёл нам отрывок из произведения, положил книгу на стол и принялся расхаживать перед нами, ладно скроенный, крепко сшитый, совершенно от нас, от нашего разгильдяйства и шалопайства не зависящий, сам по себе. (26)Он стал нам рассказывать про войну, которую пронёс на своих плечах, запечатлел в своей душе.
(27)Рассказчик был серьёзен, чувств своих не выдавал ни голосом, ни улыбкой. (28)Его речь была абсолютно, «по-петербургски», правильна, мы такой и не слыхивали. (29)Борис Борисович говорил о счастье быть освободителем и о счастье быть освобождённым. (30)Как одно счастье находит другое, как они соединяются, — и тогда наступает весна, не просто время года, а весна человечества. (31)Ещё вчера раскалённые боем танки сегодня увиты цветами сирени, они тихо движутся, как ладьи, по волнам всеобщего восторга, несут на броне нимб Победы…
(32)Борис Борисович нам объяснил, что значит чувство Победы. (33)Как может книга запечатлеть в себе миг ликующего единства многих тысяч людей. (34)Он говорил об этом простыми словами. (35)Правду того, что он нам говорил, удостоверяли два ряда орденских планок. (36)Мы их умели читать: правым крайним был орден Красного Знамени.
(37)Потом я прочёл эту книгу, не заданную по литературе, полностью. (38)Я прочёл её для себя. (39)Я вообще был начитанный мальчик. (40)Не скажу, что меня потрясло это произведение. (41)Но впервые в жизни я читал не о чём-то таком, чего никогда не бывало и не будет со мной; я находил в книжных словах нечто такое, чем жил сам: войну и весну. (42)Слова становились живыми. (43)3апах сирени в майские дни Победы был тот же самый, что нынче у нас, на Марсовом поле.
(44)Учитель литературы помог мне прочесть эту книгу, проникнуть в жизнь слов, пережить написанное в книге как собственное, моё… (По Г Л. Горышину*)
*Глеб Александрович Горышин (1931 —1998) — советский прозаик.
22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Учитель русского языка и литературы Борис Борисович Стах был фронтовиком.
2) Книгу Олеся Гончара рассказчик полностью так и не прочёл.
3) Борис Борисович Стах родился и жил после войны в Москве.
4) Сочинения по литературе, которые рассказчик писал в школе, всегда были оригинальными и оценивались высоким баллом.
5) Чувство Победы в Великой Отечественной войне — это миг ликующего единства многих тысяч людей, счастье быть освободителем и счастье быть освобождённым.
Ответ:________________________________
23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложения 2, 3 поясняют содержание предложения 1.
2) Предложения 4-6 содержат рассуждение.
3) В предложениях 23-24 представлено описание.
4) В предложении 28 содержится указание на причину того, о чём говорится в предложении 27.
Ответ:________________________________
24. Из предложений 9-14 выпишите один фразеологизм.
Ответ:________________________________
25. Среди предложений 25-31 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью притяжательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Ответ:________________________________
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-25.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на место пропусков (A, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
26. «Перед нами художественное свидетельство Глеба Александровича Горышина о послевоенном времени. Писатель стремится запечатлеть воспоминания о школе, о своём учителе литературы и русского языка, о развитии вцимания к слову ещё в детские годы сво- eň жизни, используя разнообразные средства выразительности, среди которых тропы, например (А)___(«учителей к тебе приставляла судьба» в предложении 4, «весна человечества» в предложении 30, «чувство Победы» в предложении 32), (Б)___(«заговорил с нами, как со взрослыми людьми» в предложении 17), (Д)___(«сократовский лоб» в предложении 23), а также приёмы, например (Г)___(предложения 20 и 21)».
Список терминов:
1) сравнение
2) эпитет
3) фразеологизм
4) метафора
5) лексический повтор
6) противопоставление
7) синтаксический параллелизм
диалог
9) парцелляция
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов №1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Убедитесь в том, что каждый ответ записан в строке с номером соответствующего задания.
Часть 2
Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.
27. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите свое отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
ОТВЕТЫ
Часть 1
№ |
Вариант 4 |
1 |
3553 |
2 |
но однако |
3 |
3 |
4 |
облегчить |
5 |
действенным |
6 |
цен |
7 |
обеих |
8 |
78645 |
9 |
15 |
10 |
13 31 |
11 |
245 |
12 |
24 42 |
13 |
нехитрых |
14 |
издавнапотому |
15 |
4554 |
16 |
2552 |
17 |
3443 |
18 |
1234 |
19 |
2 |
20 |
1234 |
21 |
2332 |
22 |
15 51 |
23 |
123 |
24 |
нишатконивалко |
25 |
28 |
26 |
4129 |
Вариант 4
Примерный круг проблем |
Авторская позиция |
1) Проблема роли учителя в жизни человека. (В чём заключается роль учителя в жизни человека?) |
1) Хороший учитель может повлиять на мировосприятие учеников, на формирование характера, круг интересов, например, может привить любовь к литературе, развить самостоятельность мышления, помочь осознать День Победы как общечеловеческую ценность. |
2) Проблема роли семьи в формировании отношения человека к родному языку. (Какова роль семьи в формировании отношения человека к родному языку?) |
2) Значительна роль семьи в формировании отношения человека к родному языку. Именно в семье прививаются навыки правильной речи, отношение к род- ному языку как ценности. |
3) Проблема формирования отношения ко Дню Победы как общечеловеческой ценности. (Как повлиять на формирование у поколения, не участвовавшего в Великой Отечественной войне, отношения ко Дню Победы как великому, объединяющему людей празднику?) |
3) Рассказы фронтовиков, хорошие книги, школьные учителя могут повлиять на формирование у поколения, не участвовавшего в Великой Отечественной войне, отношения ко Дню Победы как великому, объединяющему людей празднику. |
4) Проблема влияния уроков литературы и русского языка на формирование личности человека. (Как влияют уроки литературы на формиро- вание личности человека?) |
4) Уроки литературы и русского языка существенно влияют на формирование личности человека: развивают его умственные способности, формируют нравственные ценности и помогают гражданскому взрослению. |
Решу ЕГЭ 2022 по русскому языку 11 класс тренировочный пробный вариант ЕГЭ №28309126 с ответами для подготовки, текст для написания сочинения с проблемами и позицией автора, данный вариант составлен по новой демоверсии ФИПИ экзамена ЕГЭ 2022 года, к тренировочным заданиям прилагаются правильные ответы.
скачать тренировочный вариант
скачать ответы для варианта
В конце сайта написано примерно сочинение ЕГЭ по тексту В. П. Некрасова (Василий Конаков, или просто Вася).
Решать вариант №28309126 решу ЕГЭ 2022 по русскому языку 11 класс задания и ответы:
Текст для 1-3 задания
Будущее любого государства напрямую зависит от того, каким в нём растёт молодое поколение. Именно […] мы должны воспитывать своих детей с чувством глубокой ответственности и преданности своей Родине. В них нужно формировать целеустремлённость, решительность и неугасаемое стремление к покорению новых высот. Пора уяснить для себя, что наши дети и наше подрастающее поколение и есть наше будущее.
Наблюдая последствия современных подходов к воспитанию детей, и зачастую последствия очень печальные, хочется напомнить об исконно русских принципах воспитания, проверенных временем и жизнью. Знаете ли вы, что в крестьянских семьях на Руси детей очень рано приучали к ответственности и систематическому труду? Это было одновременно и главным вопросом воспитания, и залогом выживания. Причём взгляды наших предков на этот процесс, наверное, вряд ли порадовали бы современных тинейджеров.
Самое главное— подход к своим наследникам в народной среде был не просто строгим, а очень строгим. И именно на первых годах жизни ребёнка взрослые видели залог того, каким человеком он станет. «Отец сына не на худо учит»,— гласит народная мудрость. Рядом с родителями мальчик становился правой рукой отца, заменой при его отлучках и болезнях, а девочка— полноценной помощницей матери. Не случайно говорят: «Новое— это хорошо забытое старое». Народная педагогика— тот неиссякаемый родник, в котором неплохо было бы черпать знания современным родителям и новаторам от педагогики.
Задание 1 № 38837 Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
- 1) Публицистический текст часто строится как рассуждение: выдвигается важная общественная проблема, анализируются и оцениваются возможные пути ее решения, делаются обобщения и выводы, материал располагается в строгой логической последовательности, используется общеупотребительная лексика, а порой встречается и общенаучная терминология.
- 2) Цели текста: воздействие и убеждение с целью формирования какой-либо позиции; побуждение к действию, сообщение с целью привлечения внимания к важному вопросу.
- 3) Чтобы эффективно воздействовать на читателя, на его воображение и чувства, автор использует эпитеты, метафоры и другие образные средства, прибегает к помощи разговорных и даже просторечных слов и оборотов, фразеологических выражений, усиливающих эмоциональное воздействие речи.
- 4) В тексте публицистического стиля часто используются существительные в родительном падеже в роли несогласованного определения: чувство ответственности, взгляды предков, жизнь ребенка и др.
- 5) Основой приведённого текста является устная речь.
Правильный ответ: 1234
Задание 2 № 38838 Самостоятельно подберите наречие, которое должно стоять на месте пропуска во втором предложении текста. Запишите это наречие.
Правильный ответ: поэтому
Задание 3 № 38839 Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в тексте. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи ПОДХОД.
Правильный ответ: 3
Задание 4 № 3100 В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово шАрфы, слИвовый, опломбИровать, красИвейший, доскА.
Правильный ответ: опломбировать
Задание 5 № 14952 В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Повисла неловкая пауза, очень, впрочем, короткая, потому что тут же все заговорили разом, стараясь её ЗАПОЛНИТЬ. В группе, которую возглавит Сургеев, три членкора и два ДЕЙСТВЕННЫХ члена академии наук. Рассуждали они о том, что одиночество весьма ПРОДУКТИВНО в художественном отношении. Штрум поморщился, это выражение сочувствия казалось УНИЗИТЕЛЬНЫМ. Костёр разгорался туго, но жар его ОХВАТИЛ моё лицо, пар пошёл от мокрой телогрейки.
Правильный ответ: действительных
Задание 6 № 17027 Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Алексей, которого Никита считал закадычным врагом и при любой возможности стремился унизить, был всегда спокоен, ни на какие провокации не реагировал.
Правильный ответ: заклятым
Задание 7 № 12502 В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. ПОМАШИТЕ рукой шесть БЛЮДЕЦ НАИЛУЧШИЙ способ СЕМЬЮСТАМИ ответами занавесить ТЮЛЬЮ.
Правильный ответ: тюлем
Задание 9 № 30011 Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
- 1) увековечить, исполнитель, прославлять
- 2) возрастной, невразумительно, творец
- 3) оснащение, озаряться, располагающийся
- 4) формализм, убедить, подражание
- 5) преподаватель, разгадать, примерять (вещи)
Правильный ответ: 15
Задание 10 № 14457 Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
- 1) пр..страстный, пр..вышение (скорости), пр..града;
- 2) бе..грамотный, чре..мерный, во..звание;
- 3) р..сположившийся, пон..слышке; р..звал
- 4) с..ехидничать, уст..е, в..юга
- 5) неп..ладки, н..вьючить, п..лагать.
Правильный ответ: 23
Задание 11 № 14659 Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
- 1) буш..вать, зно..н
- 2) закочен..вать, удосто..н
- 3) кис..нька, лап..нька
- 4) разглаж..вающий, кле..вой
- 5) ландыш..вый, лен..вый
Правильный ответ: 123
Задание 12 № 14932 Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
- 1) предвид..вший, незыбл..мый
- 2) пыш..щий (здоровьем), (они) вылож..т
- 3) противореч..щий, выслуш..вший
- 4) обездвиж..нный, натерп..шься
- 5) щебеч..щий, (они) клокоч..т
Правильный ответ: 135
Задание 13 № 12609 Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. Тот долгий, нисколько (НЕ)ПОНЯТНЫЙ чужим ушам разговор сблизил Олега и Настю. (НЕ)СОМНЕВАЯСЬ в своём решении ни минуты, Аркаша вышел из дома. Василию (НЕ)ДОСТАВАЛО смелости признаться себе самому, что уже пора отступить, сдаться. (НЕ)ЗАРОСШИЙ камышом берег привлёк нас, и мы решили переночевать здесь. Меня оскорбило (НЕ)ВЕЖЛИВОЕ замечание приятеля, а то, каким ледяным тоном оно было сделано.
Правильный ответ: недоставало
Задание 14 № 9308 Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. (НА)КОНЕЦ дело было передано в районный суд, после чего наши оппоненты пошли (НА)ПОПЯТНУЮ. (В)ТЕЧЕНИЕ года выпуск продукции на предприятии увеличился (В)ДВОЕ. Если ты и (В)ПРАВДУ живёшь мечтой, важно продолжать верить в неё, ЧТО(БЫ) ни говорили тебе окружающие. (ПО)ЭТОМУ мосту, представлявшему собой два натянутых каната с бамбуковыми перекладинами, идти (В)ДВОЁМ было опасно. (ПО)НАЧАЛУ Гоша ТО(ЖЕ) побаивался сурового егеря, но вскоре был совершенно пленён его умением обращаться с лошадьми и собаками.
Правильный ответ: поначалу тоже
Задание 15 № 2641 Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н. Цифры укажите в порядке возрастания. Жаре(1)ая картошка была щедро посыпа(2)а пря(3)ыми азиатскими приправами, отчего приобрела изыска(4)ый, восточный привкус.
Правильный ответ: 123
Задание 16 № 6240 Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. 1) В комнате остались только хозяин да Сергей Николаевич да Владимир Петрович. 2) Свияжский был не только умный но и очень образованный человек. 3) Запряжённые в сохи и бороны лошади были сытые и крупные. 4) Всё в комнате затихло и слышалось только слабое потрескивание восковых свечей. 5) Где-то в передней гремит ведёрко и слышится тихий плеск воды.
Правильный ответ: 24
Задание 17 № 9255 Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Сова ухнула (1) нарушив тишину ночного леса (2) и (3) захлопав крыльями (4) полетела во тьму.
Правильный ответ: 1234
Задание 18 № 4373 Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). В липовой аллее печально шелестела под ногами прошлогодняя листва, и в тихих сумерках (1) казалось (2) прятались тени. И вдруг на миг от этой картины повеяло очарованием (3) как будто (4) чего-то очень знакомого, близкого с детства.
Правильный ответ: 12
Задание 19 № 13879 Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Он был назначен начальником той самой комиссии (1) о создании (2) которой (3) он так хлопотал в мирное время (4) и теперь разрывался на части (5) потому что (6) поток раненых был огромным.
Правильный ответ: 145
Задание 20 № 5001 Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Этот мост (1) который (2) хотя и был сделан из дерева (3) стоял здесь так долго (4) будто был всегда.
Правильный ответ: 1234
Задание 21 № 14084 Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. 1) Для любого человека нет ничего понятнее и ближе, чем слово «дом». 2) Для ребёнка дом— это прежде всего мама, папа, бабушка, дедушка. 3) Для взрослого домом является его семья. 4) « Будьте, как дома»,— говорим мы. 5) А народная мудрость гласит: «Дом вести— не лапти плести». 6) И всегда, произнося слово «дом», мы имеем в виду не фундамент, стены и кровлю, а всё человеческое, что помещается в этих стенах. 7) Дом— крепость, защита, обитель семьи, и доступ туда имеет только тот, кому позволяют его обитатели.
Правильный ответ: 257
Задание 22 № 7447 Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов в возрастающем порядке.
- 1) Подходы к участку обороны у подножия Мамаева кургана днём насквозь простреливались противником.
- 2) Василий Конаков был командиром взвода.
- 3) В пятой роте, которой командовал Конаков, было три человека.
- 4) Конаков вдвоём со старшиной отбивал по несколько атак в день.
- 5) Василий Конаков часто встречался с рассказчиком после войны.
Правильный ответ: 134
Задание 26 № 7450 Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. «Для того чтобы перенести читателя в военное время, В.П. Некрасовым наряду с лексикой тематической группы «Война» («землянка», «телогрейка», «пулемёты», «блиндаж», «шинель») используется и (А) («клетушка», «помаленьку», «парень»). Автор скуп на развёрнутые описания. Тем выразительнее редкие тропы. Так, описывая оборону участка, автор использует троп— (Б) («кровавые бои» в предложении 2, «отвратительными подходами» в предложении 3). Усиливает эффект от прочитанного (В) («даже в голову не могло прийти» в предложении 36). Синтаксическое средство выразительности— (Г) (предложение 37)— фиксирует внимание читателя на реалиях военного времени».
Правильный ответ: 8159
Задание 27 № 7466 Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Текст для сочинения ЕГЭ
(1)Василий Конаков, или просто Вася, как звали мы его в полку, был командиром пятой роты. (2)Участок его обороны находился у самого подножия Мамаева кургана, господствующей над городом высоты, за овладение которой в течение всех пяти месяцев шли наиболее кровавые бои. (3)Участок был трудный, абсолютно ровный, ничем не защищённый, а главное, с отвратительными подходами, насквозь простреливавшимися противником.
(4)Днём пятая рота была фактически отрезана от остального полка. (5)Снабжение и связь с тылом происходили только ночью. (6)Всё это очень осложняло оборону участка. (7)Надо было что-то предпринимать. (8)И Конаков решил сделать ход сообщения между своими окопами и железнодорожной насыпью. (9)Однажды ночью он явился ко мне в землянку. (10)С трудом втиснул свою массивную фигуру в мою клетушку и сел у входа на корточки. (11)Смуглый кудрявый парень, с густыми чёрными бровями и неожиданно голубыми, при общей его чёрноте, глазами.
(12)Просидел он у меня недолго — погрелся у печки и под конец попросил немного толу – «а то, будь оно неладно, все лопаты об этот чёртов грунт сломал». — (13)Ладно, — сказал я. — (14)Присылай солдат, я дам, сколько надо. — (15)Солдат? — он чуть-чуть улыбнулся краешком губ. — (16)Не так-то у меня их много, чтоб гонять взад-вперёд. (17)Давай мне, сам понесу. (18)И он вытащил из-за пазухи телогрейки здоровенный мешок. (19)На следующую ночь он опять пришёл, потом — его старшина, потом — опять он. (20)Спустя полторы-две недели нам с капитаном удалось попасть во владения Конакова, в пятую роту. (21)Сейчас прямо от насыпи, где стояли пулемёты и полковая сорокапятка, шёл не очень, правда, глубокий, сантиметров на пятьдесят, но по всем правилам сделанный ход сообщения до самой передовой.
(22)Конакова в его блиндаже мы не застали. (23)На ржавой, неизвестно откуда добытой кровати, укрывшись с головой шинелью, храпел старшина, в углу сидел скрючившись с подвешенной к уху трубкой молоденький связист. (24)Вскоре появился Конаков, растолкал старшину, и тот, торопливо засунув руки в рукава шинели, снял со стены трофейный автомат и ползком выбрался из блиндажа. (25)Мы с капитаном уселись у печки. — (26)Ну как? — спросил капитан, чтобы с чего-нибудь начать. — (27)Да ничего, – Конаков улыбнулся, как обычно, одними уголками губ. — (28)Воюем помаленьку. (29)С людьми вот только сложно… — (30)Ну с людьми везде туго, – привычной для того времени фразой ответил капитан. — (31)Вместо количества нужно качеством брать. (32)Конаков ничего не ответил. (33)Потянулся за автоматом. — (34)Пойдём, что ли, по передовой пройдёмся? (35)Мы вышли.
(36)Вдруг выяснилось то, что ни одному из нас даже в голову не могло прийти. (37)Мы прошли всю передовую от левого фланга до правого, увидели окопы, одиночные ячейки для бойцов с маленькими нишами для патронов, разложенные на бруствере винтовки и автоматы, два ручных пулемёта на флангах — одним словом, всё то, чему и положено быть на передовой. (38)Не было только одного — не было солдат. (39)На всём протяжении обороны мы не встретили ни одного солдата. (40)Только старшину. (41)Спокойно и неторопливо, в надвинутой на глаза ушанке, переходил он от винтовки к винтовке, от автомата к автомату и давал очередь или одиночный выстрел по немцам…
(42)Дальнейшая судьба Конакова мне неизвестна — война разбросала нас в разные стороны. (43)Но, когда вспоминаю его — большого, неуклюжего, с тихой, стеснительной улыбкой; когда вспоминаю, как он молча потянулся за автоматом в ответ на слова капитана, что за счёт количества надо нажимать на качество; когда думаю о том, что этот человек вдвоём со старшиной отбивал несколько атак в день и называл это только «трудновато было», мне становится ясно, что таким людям, как Конаков, и с такими людьми, как Конаков, не страшен враг. (44)Никакой! (45)А ведь таких у нас миллионы, десятки миллионов, целая страна. (По В. П. Некрасову*)
Проблемы для текста:
1. Проблема значимости человеческой личности. (В чём заключается значимость человеческой личности?)
2. Проблема мужества и стойкости. (Что может помочь победить более сильного врага?)
3. Проблема героизма. (В чём проявляется героизм человека на войне?)
Позиция автора:
1. Значимость личности заключается в её влиянии на исторический ход событий, в том, что человек принимает на себя ответственность «за судьбу всего мира».
2. Победа над превосходящими силами противника может быть одержана благодаря самоотверженности и отваге простых солдат, ежедневно выполнявших свой долг перед Родиной.
3. Героизм человека на войне может проявляться в преодолении самых суровых обстоятельств.
Пример сочинения по тексту:
В годы тяжёлых для страны испытаний народ встаёт на защиту своей родины. А в чём же проявляется героизм человека на войне? Над этой важной проблемой рассуждает В.П. Некрасов в своём произведении. Размышляя над данной проблемой, автор текста рассказывает о роте солдат, состоящей всего из трёх человек, которой пришлось оборонять сложный участок у подножия Мамаева кургана, «насквозь простреливавшегося противником».
Несмотря на то, что в течение пяти месяцев за это место шли «наиболее кровавые бои», солдаты героически отбивали по несколько атак в день, не давая захватить важный участок врагу.
В.П. Некрасов отмечает, что Василий Конаков, командир роты, — отважный человек, которому по силам суровые жизненные испытания. Даже в сложной ситуации, несмотря на то, что в роте было всего три человека, включая его самого, он отбивал вместе со старшиной несколько атак в день, не прося помощи, говоря только, что «трудновато было». По утверждению публициста, «таким людям, как Конаков, и с такими людьми, как Конаков, не страшен враг», ведь командир роты — герой, который может преодолеть любые суровые обстоятельства. Все эти примеры, дополняя друг друга, помогают выразить основную мысль текста: героизм человека на войне может проявляться в преодолении самых суровых обстоятельств.
Приводя данные примеры, Некрасов восхищается бесстрашием защитников Мамаева кургана и заявляет, что «с такими людьми, как Конаков, не страшен враг», потому что у нас таких «миллионы, десятки миллионов, целая страна…». Писатель гордится борцами и считает их настоящими героями, которые способны преодолеть суровые жизненные испытания. В этом и заключается позиция автора текста.
Я полностью разделяю мнение В.П. Некрасова о проявлении героизма в годы народных бедствий. В русской художественной литературе есть множество примеров проявления истинного героизма. Так, в произведении «Судьба человека» известного российского писателя М.А. Шолохова главный герой Андрей Соколов столкнулся на фронте не только с физическими, но и с нравственными трудностями. Война отняла у солдата самых близких людей – его семью. Однако, несмотря на глубокие душевные и физические раны, этот человек, преодолевая суровые жизненные испытания, как настоящий русский герой, нашёл в себе силы продолжать защищать родину, свой народ.
Таким образом, героизм человека на войне может проявляться в преодолении самых суровых обстоятельств.
Другие тренировочные варианты ЕГЭ 2022 по русскому языку 11 класс
ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ
+7 (920) 298-89-20
Личный кабинет
Previous
Next
Чтобы купить курс,
пожалуйста, войдите
или зарегистрируйтесь
Быстрая регистрация
Имя*
Телефон/Whatsapp/Viber
Email*
* — поля обязательны к заполнению
Русский язык (Вариант 10)
<< Назад к предметам / Назад к вариантам
Приобретите наш курс
Для продолжения просмотра купите полный курс
наших видеоуроков
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
- 18
- 19
- 20
- 21
- 22
- 23
- 24
- 25
- 26
- 27
Вопрос 4
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
сливОвый
воссоздалА
нефтепровОд
Отрочество
наделИт
Русский язык ЕГЭ
Посмотрите видеоурок по этой теме
Заметили ошибку в тексте?
Выделите её и нажмите Ctrl + Enter
Показать правило
Пояснение
Завершить тест