Демонстрационная версия ЕГЭ−2017 по физике
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
1
На рисунке представлен график зависимости пути S велосипедиста от времени t. Найдите скорость велосипедиста в интервале времени от 50 до 70 с.
Ответ:
2
Определите силу, под действием которой пружина жёсткостью 200 Н/м удлинится на 5 см.
Ответ:
3
В инерциальной системе отсчёта тело массой 2 кг движется по прямой в одном направлении под действием постоянной силы, равной 3 Н. На сколько увеличится импульс тела за 5 с движения?
Ответ:
4
В сосуд высотой 20 см налита вода, уровень которой ниже края сосуда на 2 см. Чему равна сила давления воды на дно сосуда, если площадь дна 0,01 м2? (Ответ дайте в ньютонах.) Атмосферное давление не учитывать. Ускорение свободного падения принять равным 10 м/с2.
Ответ:
5
На шероховатой поверхности лежит брусок массой 1 кг. На него начинает действовать горизонтальная сила направленная вдоль поверхности и зависящая от времени так, как показано на графике слева. Зависимость работы этой силы от времени представлена на графике справа. Выберите все верные утверждения на основании анализа представленных графиков.
1) Первые 10 с брусок двигался с постоянной скоростью.
2) За первые 10 с брусок переместился на 20 м.
3) Сила трения скольжения равна 2 Н.
4) В интервале времени от 12 до 20 с брусок двигался с постоянным ускорением.
5) В интервале времени от 12 до 20 с брусок двигался с постоянной скоростью.
Ответ:
6
Высота полёта искусственного спутника над Землёй увеличилась с 400 до 500 км. Как изменились в результате этого скорость спутника и его потенциальная энергия?
Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
1) увеличится
2) уменьшится
3) не изменится
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Скорость спутника | Потенциальная энергия
спутника |
Ответ:
7
На гладком горизонтальном столе брусок массой М, прикреплённый к вертикальной стене пружиной жёсткостью k, совершает гармонические колебания с амплитудой А (см. рис.). Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым их можно рассчитать.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
А) период колебаний груза
Б) амплитуда скорости груза
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Ответ:
8
На рисунке изображено изменение состояния постоянной массы разреженного аргона. Температура газа в состоянии 1 равна 27 °C. Какая температура соответствует состоянию 2? Ответ выразите в Кельвинах.
Ответ:
9
В некотором процессе газ отдал окружающей среде количество теплоты, равное 10 кДж. При этом внутренняя энергия газа увеличилась на 30 кДж. Определите работу, которую совершили внешние силы, сжав газ. Ответ выразите в килоджоулях.
Ответ:
10
Какую работу совершает идеальный газ при переходе из состояния 1 в состояние 2 (см. рис.)? Ответ выразите в килоджоулях.
Ответ:
11
На рисунке показана зависимость давления газа p от его плотности ρ в циклическом процессе, совершаемом 2 моль идеального газа в идеальном тепловом двигателе. Цикл состоит из двух отрезков прямых и четверти окружности. На основании анализа этого циклического процесса выберите все верные утверждения.
1) В процессе 1−2 температура газа уменьшается.
2) В состоянии 3 температура газа максимальна.
3) В процессе 2−3 объём газа уменьшается.
4) Отношение максимальной температуры к минимальной температуре в цикле равно 8.
5) Работа газа в процессе 3−1 положительна.
Ответ:
12
В цилиндрическом сосуде под массивным поршнем находится газ. Поршень не закреплён и может перемещаться в сосуде без трения (см. рис.). В сосуд закачивается ещё такое же количество газа при неизменной температуре. Как изменятся в результате этого давление газа и концентрация его молекул?
Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
1) увеличится
2) уменьшится
3) не изменится
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Давление газа | Концентрация
молекул газа |
Ответ:
13
Электрическая цепь, состоящая из четырёх прямолинейных горизонтальных проводников (1–2, 2–3, 3–4, 4–1) и источника постоянного тока, находится в однородном магнитном поле, направленном вертикально вниз (см. рис., вид сверху). Как направлена относительно рисунка (вправо, влево, вверх, вниз, к наблюдателю, от наблюдателя) вызванная этим полем сила Ампера, действующая на проводник 2–3? Ответ запишите словом (словами).
Ответ:
14
С какой силой взаимодействуют в вакууме два маленьких заряженных шарика, находящихся на расстоянии 4 м друг от друга? Заряд каждого шарика 8 · 10−8 Кл. Ответ выразите в микроньютонах.
Ответ:
15
На рисунке приведён график зависимости силы тока от времени в электрической цепи, индуктивность которой 1 мГн. Определите модуль ЭДС самоиндукции в интервале времени от 15 до 20 с. Ответ выразите в мкВ.
Ответ:
16
Точечный источник света находится в ёмкости с жидкостью и опускается вертикально вниз от поверхности жидкости. При этом на поверхности жидкости возникает пятно, в пределах которого лучи света от источника выходят из жидкости в воздух. Глубина погружения источника (расстояние от поверхности жидкости до источника света), измеренная через равные промежутки времени, а также соответствующий радиус светлого пятна представлены в таблице. Погрешность измерения глубины погружения и радиуса пятна составила 1 см. Выберите все верные утверждения на основании данных, приведённых в таблице.
Глубина погружения, см | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 |
Радиус пятна, см | 12 | 24 | 36 | 48 | 60 | 72 | 84 |
1) Образование упомянутого пятна на поверхности обусловлено дисперсией света в жидкости.
2) Предельный угол полного внутреннего отражения меньше 45°.
3) Показатель преломления жидкости меньше 1,5.
4) Образование пятна на поверхности обусловлено явлением полного внутреннего отражения.
5) Граница пятна движется с ускорением.
Ответ:
17
Неразветвлённая электрическая цепь постоянного тока состоит из источника тока и подключённого к его выводам внешнего резистора. Как изменятся при уменьшении сопротивления резистора сила тока в цепи и ЭДС источника?
Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
1) увеличится
2) уменьшится
3) не изменится
Запишите в ответ выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Сила тока в цепи | ЭДС источника |
Ответ:
18
Заряженная частица массой m, несущая положительный заряд q, движется перпендикулярно линиям индукции однородного магнитного поля по окружности радиусом R. Действием силы тяжести пренебречь.
Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым их можно рассчитать.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
А) модуль импульса частицы
Б) период обращения частицы по окружности
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Ответ:
19
Сколько протонов и сколько нейтронов содержится в ядре ?
Число протонов | Число нейтронов |
Ответ:
20
Дан график зависимости числа нераспавшихся ядер эрбия
от времени. Чему равен период полураспада (в часах) этого изотопа эрбия?
Ответ:
21
Как изменяются с уменьшением массового числа изотопов одного и того же элемента число нейтронов в ядре и число электронов в электронной оболочке соответствующего нейтрального атома?
Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
1) увеличивается
2) уменьшается
3) не изменяется
Запишите в ответ выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Число нейтронов
в ядре |
Число электронов
в электронной оболочке нейтрального атома |
Ответ:
22
Чему равно напряжение на лампочке (см. рис.), если погрешность прямого измерения напряжения составляет половину цены деления вольтметра? В ответе запишите значение и погрешность слитно без пробела.
Ответ:
23
Необходимо экспериментально изучить зависимость ускорения бруска, скользящего по шероховатой наклонной плоскости, от его массы (на всех представленных ниже рисунках m — масса бруска, α — угол наклона плоскости к горизонту, μ – коэффициент трения между бруском и плоскостью). Какие две установки следует использовать для проведения такого исследования?
Ответ:
24
Брусок движется по горизонтальной плоскости прямолинейно с постоянным ускорением 1 м/c2 под действием силы
направленной вниз под углом 30° к горизонту (см. рис.). Какова масса бруска, если коэффициент трения бруска о плоскость равен 0,2, а F = 2,7 Н? Ответ выразите в килограммах и округлите до десятых.
Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
25
По параллельным проводникам bc и ad, находящимся в магнитном поле с индукцией В = 0,4 Тл, скользит проводящий стержень MN, который находится в контакте с проводниками (см. рис.). Расстояние между проводниками l = 20 см. Слева проводники замкнуты резистором с сопротивлением R = 2 Ом. Сопротивление стержня и проводников пренебрежимо мало. При движении стержня через резистор R протекает ток I = 40 мА. С какой скоростью (в м/с) движется стержень? Считать, что вектор
перпендикулярен плоскости рисунка.
Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
26
Пороговая чувствительность сетчатки человеческого глаза к видимому свету составляет 1,65 · 10–18 Вт, при этом на сетчатку глаза ежесекундно попадает 5 фотонов. Определите, какой длине волны (в нм) это соответствует. (Постоянную Планка примите равной )
Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
27
Постоянное количество одноатомного идеального газа участвует в процессе, график которого изображён на рисунке в координатах p – n, где p — давление газа, n — его концентрация. Определите, получает газ теплоту или отдаёт в процессах 1–2 и 2–3. Ответ поясните, опираясь на законы молекулярной физики и термодинамики.
Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
28
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
29
Два одинаковых теплоизолированных сосуда соединены короткой трубкой с краном. Объём каждого сосуда V = 1 м3. В первом сосуде находится ν1 = 1 моль гелия при температуре T1 = 400 К; во втором — ν2 = 3 моль аргона при температуре Т2. Кран открывают. После установления равновесного состояния давление в сосудах р = 5,4 кПа. Определите первоначальную температуру аргона T2.
Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
30
Конденсатор C1 = 1 мкФ заряжен до напряжения U = 300 В и включён в последовательную цепь из резистора R = 300 Ом, незаряженного конденсатора C2 = 2 мкФ и разомкнутого ключа К (см. рис.). Какое количество теплоты выделится в цепи после замыкания ключа, пока ток в цепи не прекратится?
Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
31
Тонкая палочка АВ длиной l = 10 см расположена параллельно главной оптической оси тонкой собирающей линзы на расстоянии h = 15 см от неё (см. рис.). Конец А палочки располагается на расстоянии а = 40 см от линзы. Постройте изображение палочки в линзе и определите его длину L. Фокусное расстояние линзы F = 20 cм.
Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Завершить тестирование, свериться с ответами, увидеть решения.
ФИЗИКА
2022—2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
Демонстрационная версия ЕГЭ по физике 2023 года с решениями.
2021—2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
Демонстрационная версия ЕГЭ по физике 2022 года с решениями.
2020—2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
Демонстрационная версия ЕГЭ по физике 2021 года с решениями.
2019—2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
Демонстрационная версия ЕГЭ по физике 2020 года с решениями.
2018—2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Демонстрационная версия ЕГЭ по физике 2019 года с решениями.
2017—2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
Демонстрационная версия ЕГЭ по физике 2018 года с решениями.
2016—2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Демонстрационная версия ЕГЭ по физике 2017 года с решениями.
ЕГЭ по физике 05.04.2017. Досрочная волна. Вариант.
Все задания ЕГЭ по физике 2017. Вариант.
2015—2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
Демонстрационная версия ЕГЭ по физике 2016 года с решениями.
2014—2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
Демонстрационная версия ЕГЭ по физике 2015 года с решениями.
ЕГЭ по физике 21.03.2015. Досрочная волна. Вариант.
2013—2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
Демонстрационная версия ЕГЭ по физике 2014 года с решениями.
2012—2013 УЧЕБНЫЙ ГОД
Демонстрационная версия ЕГЭ по физике 2013 года с решениями.
ЕГЭ по физике 06.06.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 1.
ЕГЭ по физике 06.06.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 2.
ЕГЭ по физике 06.06.2013. Основная волна. Дальний Восток. вариант 3.
ЕГЭ по физике 06.06.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 4.
ЕГЭ по физике 06.06.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 5.
ЕГЭ по физике 06.06.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 6.
ЕГЭ по физике 06.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 1.
ЕГЭ по физике 06.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 2.
ЕГЭ по физике 06.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 3.
ЕГЭ по физике 06.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 4.
ЕГЭ по физике 06.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 5.
ЕГЭ по физике 06.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 6.
ЕГЭ по физике 06.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 1.
ЕГЭ по физике 06.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 2.
ЕГЭ по физике 06.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 3.
ЕГЭ по физике 06.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 4.
ЕГЭ по физике 06.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 5.
ЕГЭ по физике 06.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 6.
ЕГЭ по физике 06.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 1.
ЕГЭ по физике 06.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 2.
ЕГЭ по физике 06.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 3.
ЕГЭ по физике 06.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 4.
ЕГЭ по физике 06.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 5.
ЕГЭ по физике 06.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 6.
Лебедева Алевтина Сергеевна, учитель физики, стаж работы 27 лет. Почетная грамота Министерства образования Московской области (2013 год), Благодарность Главы Воскресенского муниципального района (2015 год), Грамота Президента Ассоциации учителей математики и физики Московской области (2015 год).
В работе представлены задания разных уровней сложности: базового, повышенного и высокого. Задания базового уровня, это простые задания, проверяющие усвоение наиболее важных физических понятий, моделей, явлений и законов. Задания повышенного уровня направлены на проверку умения использовать понятия и законы физики для анализа различных процессов и явлений, а также умения решать задачи на применение одного-двух законов (формул) по какой-либо из тем школьного курса физики. В работе 4 задания части 2 являются заданиями высокого уровня сложности и проверяют умение использовать законы и теории физики в измененной или новой ситуации. Выполнение таких заданий требует применения знаний сразу из двух трех разделов физики, т.е. высокого уровня подготовки. Данный вариант полностью соответствует демонстрационному варианту ЕГЭ 2017 года, задания взяты из открытого банка заданий ЕГЭ.
Задание 1. На рисунке представлен график зависимости модуля скорости от времени t. Определите по графику путь, пройденный автомобилем в интервале времени от 0 до 30 с.
Решение. Путь, пройденный автомобилем в интервале времени от 0 до 30 с проще всего определить как площадь трапеции, основаниями которой являются интервалы времени (30 – 0) = 30 c и (30 – 10) = 20 с, а высотой является скорость v = 10 м/с, т.е.
S = | (30 + 20) с | 10 м/с = 250 м. |
2 |
Ответ. 250 м.
Задание 2. Груз массой 100 кг поднимают вертикально вверх с помощью троса. На рисунке приведена зависимость проекции скорости V груза на ось, направленную вверх, от времени t. Определите модуль силы натяжения троса в течение подъема.
Рис. 1
Рис. 2
Решение. По графику зависимости проекции скорости v груза на ось, направленную вертикально вверх, от времени t, можно определить проекцию ускорения груза
a = | ∆v | = | (8 – 2) м/с | = 2 м/с2. |
∆t | 3 с |
На груз действуют: сила тяжести , направленная вертикально вниз и сила натяжения троса
, направленная вдоль троса вертикально вверх смотри рис. 2. Запишем основное уравнение динамики. Воспользуемся вторым законом Ньютона. Геометрическая сумма сил действующих на тело равна произведению массы тела на сообщаемое ему ускорение.
+
=
(1)
Запишем уравнение для проекции векторов в системе отсчета, связанной с землей, ось OY направим вверх. Проекция силы натяжения положительная, так как направление силы совпадает с направлением оси OY, проекция силы тяжести отрицательная, так как вектор силы противоположно направлен оси OY, проекция вектора ускорения тоже положительная, так тело движется с ускорением вверх. Имеем
T – mg = ma (2);
из формулы (2) модуль силы натяжения
Т = m(g + a) = 100 кг (10 + 2) м/с2 = 1200 Н.
Ответ. 1200 Н.
Задание 3. Тело тащат по шероховатой горизонтальной поверхности с постоянной скоростью модуль которой равен 1, 5 м/с, прикладывая к нему силу
так, как показано на рисунке (1). При этом модуль действующей на тело силы трения скольжения равен 16 Н. Чему равна мощность, развиваемая силой F?
Рис. 1
Рис. 2
Решение. Представим себе физический процесс, заданный в условии задачи и сделаем схематический чертеж с указанием всех сил, действующих на тело (рис.2). Запишем основное уравнение динамики.
+
тр +
+
=
(1)
Выбрав систему отсчета, связанную с неподвижной поверхностью, запишем уравнения для проекции векторов на выбранные координатные оси. По условию задачи тело движется равномерно, так как его скорость постоянна и равна 1,5 м/с. Это значит, ускорение тела равно нулю. По горизонтали на тело действуют две силы: сила трения скольжения тр. и сила
, с которой тело тащат. Проекция силы трения отрицательная, так как вектор силы не совпадает с направлением оси Х. Проекция силы F положительная. Напоминаем, для нахождения проекции опускаем перпендикуляр из начала и конца вектора на выбранную ось. С учетом этого имеем: F cosα – Fтр = 0; (1) выразим проекцию силы F, это Fcosα = Fтр = 16 Н; (2) тогда мощность, развиваемая силой
, будет равна N = Fcosα V (3) Сделаем замену, учитывая уравнение (2), и подставим соответствующие данные в уравнение (3):
N = 16 Н · 1,5 м/с = 24 Вт.
Ответ. 24 Вт.
Задание 4. Груз, закрепленный на легкой пружине жесткостью 200 Н/м, совершает вертикальные колебания. На рисунке представлен график зависимости смещения x груза от времени t. Определите, чему равна масса груза. Ответ округлите до целого числа.
Решение. Груз на пружине совершает вертикальные колебания. По графику зависимости смещения груза х от времени t, определим период колебаний груза. Период колебаний равен Т = 4 с; из формулы Т = 2π выразим массу m груза.
T | ; | m | = | T2 | ; m = k | T2 | ; m = 200 H/м | (4 с)2 | = 81,14 кг ≈ 81 кг. | |
2π | k | 4π2 | 4π2 | 39,438 |
Ответ: 81 кг.
Задание 5. На рисунке показана система из двух легких блоков и невесомого троса, с помощью которого можно удерживать в равновесии или поднимать груз массой 10 кг. Трение пренебрежимо мало. На основании анализа приведенного рисунка выберите два верных утверждения и укажите в ответе их номера.
- Для того чтобы удерживать груз в равновесии, нужно действовать на конец веревки с силой 100 Н.
- Изображенная на рисунке система блоков не дает выигрыша в силе.
- Для того чтобы медленно поднять груз на высоту h, нужно вытянуть участок веревки длиной 3h.
- Для того чтобы медленно поднять груз на высоту h, нужно вытянуть участок веревки длиной 2h.
- Для того чтобы удерживать груз в равновесии, нужно действовать на конец веревки с силой 50 Н.
Решение. В данной задаче необходимо вспомнить простые механизмы, а именно блоки: подвижный и неподвижный блок. Подвижный блок дает выигрыш в силе в два раза, при этом участок веревки нужно вытянуть в два раза длиннее, а неподвижный блок используют для перенаправления силы. В работе простые механизмы выигрыша не дают. После анализа задачи сразу выбираем нужные утверждения:
- Для того чтобы медленно поднять груз на высоту h, нужно вытянуть участок веревки длиной 2h.
- Для того чтобы удерживать груз в равновесии, нужно действовать на конец веревки с силой 50 Н.
Ответ. 45.
Задание 6. В сосуд с водой полностью погружен алюминиевый груз, закрепленный на невесомой и нерастяжимой нити. Груз не касается стенок и дна сосуда. Затем в такой же сосуд с водой погружают железный груз, масса которого равна массе алюминиевого груза. Как в результате этого изменятся модуль силы натяжения нити и модуль действующей на груз силы тяжести?
Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
- Увеличивается;
- Уменьшается;
- Не изменяется.
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Модуль силы натяжения нити |
Модуль действующей на груз силы тяжести |
Рис. 1
Решение. Анализируем условие задачи и выделяем те параметры, которые не меняются в ходе исследования: это масса тела и жидкость, в которую погружают тело на нити. После этого лучше выполнить схематический рисунок и указать действующие на груз силы: сила натяжения нити Fупр, направленная вдоль нити вверх; сила тяжести , направленная вертикально вниз; архимедова сила
a, действующая со стороны жидкости на погруженное тело и направленная вверх. По условию задачи масса грузов одинакова, следовательно, модуль действующей на груз силы тяжести не меняется. Так как плотность грузов разная, то объем тоже будет разный
Плотность железа 7800 кг/м3, а алюминиевого груза 2700 кг/м3. Следовательно, Vж < Va. Тело в равновесии, равнодействующая всех сил, действующих на тело равна нулю. Направим координатную ось OY вверх. Основное уравнение динамики с учетом проекции сил запишем в виде Fупр + Fa – mg = 0; (1) Выразим силу натяжения Fупр = mg – Fa (2); архимедова сила зависит от плотности жидкости и объема погруженной части тела Fa = ρgV п.ч.т. (3); Плотность жидкости не меняется, а объем тела из железа меньше Vж < Va, поэтому архимедова сила, действующая на железный груз будет меньше. Делаем вывод о модуле силы натяжения нити, работая с уравнение (2), он возрастет.
Ответ. 13.
Задание 7. Брусок массой m соскальзывает с закрепленной шероховатой наклонной плоскости с углом α при основании. Модуль ускорения бруска равен a, модуль скорости бруска возрастает. Сопротивлением воздуха можно пренебречь.
Установите соответствие между физическими величинами и формулами, при помощи которых их можно вычислить. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ФИЗИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА |
ФОРМУЛА |
А) Модуль силы реакции, действующей на брусок со стороны наклонной плоскости |
1) mg |
Б) Коэффициент трения бруска о наклонную плоскость |
3) mg cosα |
Решение. Данная задача требует применение законов Ньютона. Рекомендуем сделать схематический чертеж; указать все кинематические характеристики движения. Если возможно, изобразить вектор ускорения и векторы всех сил, приложенных к движущемуся телу; помнить, что силы, действующие на тело, – результат взаимодействия с другими телами. Затем записать основное уравнение динамики. Выбрать систему отсчета и записать полученное уравнение для проекции векторов сил и ускорений;
Следуя предложенному алгоритму, сделаем схематический чертеж (рис. 1). На рисунке изображены силы, приложенные к центру тяжести бруска, и координатные оси системы отсчета, связанной с поверхностью наклонной плоскости. Так как все силы постоянны, то движение бруска будет равнопеременным с увеличивающейся скоростью, т.е. вектор ускорения направлен в сторону движения. Выберем направление осей как указано на рисунке. Запишем проекции сил, на выбранные оси.
Рис. 1
Запишем основное уравнение динамики:
+
тр +
=
(1)
Запишем данное уравнение (1) для проекции сил и ускорения.
На ось OY: проекция силы реакции опоры положительная, так как вектор совпадает с направлением оси OY Ny = N; проекция силы трения равна нулю так как вектор перпендикулярен оси; проекция силы тяжести будет отрицательная и равная mgy = –mgcosα; проекция вектора ускорения ay = 0, так как вектор ускорения перпендикулярен оси. Имеем N – mgcosα = 0 (2) из уравнения выразим силу реакции действующей на брусок, со стороны наклонной плоскости. N = mgcosα (3). Запишем проекции на ось OX.
На ось OX: проекция силы N равна нулю, так как вектор перпендикулярен оси ОХ; Проекция силы трения отрицательная (вектор направлен в противоположную сторону относительно выбранной оси); проекция силы тяжести положительная и равна mgx = mgsinα (4) из прямоугольного треугольника. Проекция ускорения положительная ax = a; Тогда уравнение (1) запишем с учетом проекции mgsinα – Fтр = ma (5); Fтр = m(gsinα – a) (6); Помним, что сила трения пропорциональна силе нормального давления N.
По определению Fтр = μN (7), выразим коэффициент трения бруска о наклонную плоскость.
μ = | Fтр | = | m(gsinα – a) | = tgα – | a | (8). |
N | mgcosα | gcosα |
Выбираем соответствующие позиции для каждой буквы.
Ответ. A – 3; Б – 2.
Задание 8. Газообразный кислород находится в сосуде объемом 33,2 литра. Давление газа 150 кПа, его температура 127° С. Определите массу газа в этом сосуде. Ответ выразите в граммах и округлите до целого числа.
Решение. Важно обратить внимание на перевод единиц в систему СИ. Температуру переводим в Кельвины T = t°С + 273, объем V = 33,2 л = 33,2 · 10–3 м3; Давление переводим P = 150 кПа = 150 000 Па. Используя уравнение состояния идеального газа
PV = | m | RT, (уравнение Менделеева –Клапейрона) |
μ |
выразим массу газа.
и подставим числовые значения в полученное уравнение.
m = | 1,5 · 105 ·33,2 · 10–3 · 32 · 10–3 | = 0,0479 кг = 47,9 г ≈ 48 г |
8,31 · 400 |
Обязательно обращаем внимание, в каких единица просят записать ответ. Это очень важно.
Ответ. 48 г.
Задание 9. Идеальный одноатомный газ в количестве 0,025 моль адиабатически расширился. При этом его температура понизилась с +103°С до +23°С. Какую работу совершил газ? Ответ выразите в Джоулях и округлите до целого числа.
Решение. Во-первых, газ одноатомный число степеней свободы i = 3, во-вторых, газ расширяется адиабатически – это значит без теплообмена Q = 0. Газ совершает работу за счет уменьшения внутренней энергии. С учетом этого, первый закон термодинамики запишем в виде 0 = ∆U + Aг; (1) выразим работу газа Aг = –∆U (2); Изменение внутренней энергии для одноатомного газа запишем как
Проведем вычисления подставив (3) в (2). Не забываем перевести температуру из градусов Цельсия в Кельвины.
Aг = – | 3 | 0,025 · 8,31 · (–80) = 24,93 (Дж) ≈ 25Дж |
2 |
Ответ. 25 Дж.
Задание 10. Относительная влажность порции воздуха при некоторой температуре равна 10 %. Во сколько раз следует изменить давление этой порции воздуха для того, чтобы при неизменной температуре его относительная влажность увеличилась на 25 %?
Решение. Вопросы, связанные с насыщенным паром и влажностью воздуха, чаще всего вызывают затруднения у школьников. Воспользуемся формулой для расчета относительной влажности воздуха
φ = | Pв.п. | · 100 % (1); |
Pн.п. |
По условию задачи температура не изменяется, значит, давление насыщенного пара остается тем же. Запишем формулу (1) для двух состояний воздуха.
φ1 = | P1в.п. | · 100 % (2); |
Pн.п. |
и
φ2 = | P2в.п. | · 100 % (3); |
Pн.п. |
φ1 = 10 % ; φ2 = 35 %
Выразим давления воздуха из формул (2), (3) и найдем отношение давлений.
P2 | = | φ2 | = | 35 | = 3,5 |
P1 | φ1 | 10 |
Ответ. Давление следует увеличить в 3,5 раза.
Задание 11. Горячее вещество в жидком состоянии медленно охлаждалось в плавильной печи с постоянной мощностью. В таблице приведены результаты измерений температуры вещества с течением времени.
Время, мин |
0 |
5 |
10 |
15 |
20 |
25 |
30 |
35 |
Температура, °С |
250 |
242 |
234 |
232 |
232 |
232 |
230 |
216 |
Выберите из предложенного перечня два утверждения, которые соответствуют результатам проведенных измерений и укажите их номера.
- Температура плавления вещества в данных условиях равна 232°С.
- Через 20 мин. после начала измерений вещество находилось только в твердом состоянии.
- Теплоемкость вещества в жидком и твердом состоянии одинакова.
- Через 30 мин. после начала измерений вещество находилось только в твердом состоянии.
- Процесс кристаллизации вещества занял более 25 минут.
Решение. Так как вещество охлаждалось, то его внутренняя энергия уменьшалась. Результаты измерения температуры, позволяют определить температуру, при которой вещество начинает кристаллизоваться. Пока вещество переходит из жидкого состояния в твердое, температура не меняется. Зная, что температура плавления и температура кристаллизации одинаковы, выбираем утверждение:
1. Tемпература плавления вещества в данных условиях равна 232°С.
Второе верное утверждение это:
4. Через 30 мин. после начала измерений вещество находилось только в твердом состоянии. Так как температура в этот момент времени, уже ниже температуры кристаллизации.
Ответ. 14.
Задание 12. В изолированной системе тело А имеет температуру +40°С, а тело Б температуру +65°С. Эти тела привели в тепловой контакт друг с другом. Через некоторое время наступило тепловое равновесие. Как в результате изменилась температура тела Б и суммарная внутренняя энергия тела А и Б?
Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
- Увеличилась;
- Уменьшилась;
- Не изменилась.
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Температура тела Б |
Суммарная внутренняя энергия тел А и Б |
Решение. Если в изолированной системе тел не происходит никаких превращений энергии кроме теплообмена, то количество теплоты, отданное телами, внутренняя энергия которых уменьшается, равно количеству теплоты, полученному телами, внутренняя энергия которых увеличивается. (По закону сохранения энергии.) При этом суммарная внутренняя энергия системы не меняется. Задачи такого типа решаются на основании уравнения теплового баланса.
∆U = ∑ | n | ∆Ui = 0 (1); |
i = 1 |
где ∆U – изменение внутренней энергии.
В нашем случае в результате теплообмена внутренняя энергия тела Б уменьшается, а значит уменьшается температура этого тела. Внутренняя энергия тела А увеличивается, так как тело получило количество теплоты от тела Б, то температура его увеличится. Суммарная внутренняя энергия тел А и Б не изменяется.
Ответ. 23.
Задание 13. Протон p, влетевший в зазор между полюсами электромагнита, имеет скорость , перпендикулярную вектору индукции
магнитного поля, как показано на рисунке. Куда направлена действующая на протон сила Лоренца относительно рисунка (вверх, к наблюдателю, от наблюдателя, вниз, влево, вправо)
Решение. На заряженную частицу магнитное поле действует с силой Лоренца. Для того чтобы определить направление этой силы, важно помнить мнемоническое правило левой руки, не забывать учитывать заряд частицы. Четыре пальца левой руки направляем по вектору скорости, для положительно заряженной частицы, вектор должен перпендикулярно входить в ладонь, большой палец отставленный на 90° показывает направление действующей на частицу силы Лоренца. В результате имеем, что вектор силы Лоренца направлен от наблюдателя относительно рисунка.
Ответ. от наблюдателя.
Задание 14. Модуль напряженности электрического поля в плоском воздушном конденсаторе емкостью 50 мкФ равен 200 В/м. Расстояние между пластинами конденсатора 2 мм. Чему равен заряд конденсатора? Ответ запишите в мкКл.
Решение. Переведем все единицы измерения в систему СИ. Емкость С = 50 мкФ = 50 · 10–6 Ф, расстояние между пластинами d = 2 · 10–3 м. В задаче говорится о плоском воздушном конденсаторе – устройстве для накопления электрического заряда и энергии электрического поля. Из формулы электрической емкости
выразим электрический заряд q = C · U (2). Используя связь напряженности электрического поля E и напряжения U, запишем формулу
где d – расстояние между пластинами.
Выразим напряжение U = E · d (4); Подставим (4) в (2) и рассчитаем заряд конденсатора.
q = C · Ed = 50 · 10–6 · 200 · 0,002 = 20 мкКл
Обращаем внимание, в каких единицах нужно записать ответ. Получили в кулонах, а представляем в мкКл.
Ответ. 20 мкКл.
Задание 15.
Рис. 1
Ученик провел опыт по преломлению света, представленный на фотографии. Как изменяется при увеличении угла падения угол преломления света, распространяющегося в стекле, и показатель преломления стекла?
- Увеличивается
- Уменьшается
- Не изменяется
- Запишите в таблицу выбранные цифры для каждого ответа. Цифры в ответе могут повторяться.
Угол преломления |
Показатель преломления стекла |
Решение. В задачах такого плана вспоминаем, что такое преломление. Это изменение направления распространения волны при прохождении из одной среды в другую. Вызвано оно тем, что скорости распространения волн в этих средах различны. Разобравшись из какой среды в какую свет распространяется, запишем закона преломления в виде
где n2 – абсолютный показатель преломления стекла, среда куда идет свет; n1 – абсолютный показатель преломления первой среды, откуда свет идет. Для воздуха n1 = 1. α – угол падения луча на поверхность стеклянного полуцилиндра, β – угол преломления луча в стекле. Причем, угол преломления будет меньше угла падения, так как стекло оптически более плотная среда – среда с большим показателем преломления. Скорость распространения света в стекле меньше. Обращаем внимание, что углы измеряем от перпендикуляра, восстановленного в точке падения луча. Если увеличивать угол падения, то и угол преломления будет расти. Показатель преломления стекла от этого меняться не будет.
Ответ.
Задание 16. Медная перемычка в момент времени t0 = 0 начинает двигаться со скоростью 2 м/с по параллельным горизонтальным проводящим рельсам, к концам которых подсоединен резистор сопротивлением 10 Ом. Вся система находится в вертикальном однородном магнитном поле. Сопротивление перемычки и рельсов пренебрежимо мало, перемычка все время расположена перпендикулярно рельсам. Поток Ф вектора магнитной индукции через контур, образованный перемычкой, рельсами и резистором, изменяется с течением времени t так, как показано на графике.
Используя график, выберите два верных утверждения и укажите в ответе их номера.
- К моменту времени t = 0,1 с изменение магнитного потока через контур равно 1 мВб.
- Индукционный ток в перемычке в интервале от t = 0,1 с t = 0,3 с максимален.
- Модуль ЭДС индукции, возникающей в контуре, равен 10 мВ.
- Сила индукционного тока, текущего в перемычке, равна 64 мА.
- Для поддержания движения перемычки к ней прикладывают силу, проекция которой на направление рельсов равна 0,2 Н.
Решение. По графику зависимости потока вектора магнитной индукции через контур от времени определим участки, где поток Ф меняется, и где изменение потока равно нулю. Это позволит нам определить интервалы времени, в которые в контуре будет возникать индукционный ток. Верное утверждение:
1) К моменту времени t = 0,1 с изменение магнитного потока через контур равно 1 мВб ∆Ф = (1 – 0) · 10–3 Вб; Модуль ЭДС индукции, возникающей в контуре определим используя закон ЭМИ
Ɛ = | – | ∆Ф | = | – | 1 ·10–3 | = 0,01 В = 10 мВ |
∆t | 0,1 |
Ответ. 13.
Задание 17.
По графику зависимости силы тока от времени в электрической цепи, индуктивность которой равна 1 мГн, определите модуль ЭДС самоиндукции в интервале времени от 5 до 10 с. Ответ запишите в мкВ.
Решение. Переведем все величины в систему СИ, т.е. индуктивность 1 мГн переведем в Гн, получим 10–3 Гн. Силу тока, показанной на рисунке в мА также будем переводить в А путем умножения на величину 10–3.
Формула ЭДС самоиндукции имеет вид
где L – индуктивность цепи; ∆I – изменение тока; ∆t – интервал времени (при котором происходит изменение тока).
Модуль ЭДС самоиндукции будет иметь вид
при этом интервал времени дан по условию задачи
∆t = 10 c – 5 c = 5 c
секунд и по графику определяем интервал изменения тока за это время:
∆I = 30 · 10–3 – 20 · 10–3 = 10 · 10–3 = 10–2 A.
Подставляем числовые значения в формулу (2), получаем
|Ɛ| = 2 ·10–6 В, или 2 мкВ.
Ответ. 2.
Задание 18. Две прозрачные плоскопараллельные пластинки плотно прижаты друг к другу. Из воздуха на поверхность первой пластинки падает луч света (см. рисунок). Известно, что показатель преломления верхней пластинки равен n2 = 1,77. Установите соответствие между физическими величинами и их значениями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ФИЗИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА |
ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ |
А) Синус угла падения луча на границу 2-3 между пластинами |
1) ≈ 0,698 |
2) ≈ 0,433 |
|
Б) Угол преломления луча при переходе границы 3-1 ( в радианах) |
3) ≈ 0,363 |
4) ≈ 0,873 |
Решение. Для решения задач о преломлении света на границе раздела двух сред, в частности задач на прохождение света через плоскопараллельные пластинки можно рекомендовать следующий порядок решения: сделать чертеж с указанием хода лучей, идущих из одной среды в другую; в точке падения луча на границе раздела двух сред провести нормаль к поверхности, отметить углы падения и преломления. Особо обратить внимание на оптическую плотность рассматриваемых сред и помнить, что при переходе луча света из оптически менее плотной среды в оптически более плотную среду угол преломления будет меньше угла падения. На рисунке дан угол между падающим лучом и поверхностью, а нам нужен угол падения. Помним, что углы определяются от перпендикуляра, восстановленного в точке падения. Определяем, что угол падения луча на поверхность 90° – 40° = 50°, показатель преломления n2 = 1,77; n1 = 1 (воздух).
Запишем закон преломления
для границы 1-2:
sinβ = | sin50 | = 0,4327 ≈ 0,433 |
1,77 |
Построим примерный ход луча через пластинки. Используем формулу (1) для границы 2–3 и 3–1. В ответе получаем
А) Синус угла падения луча на границу 2–3 между пластинками – это 2) ≈ 0,433;
Б) Угол преломления луча при переходе границы 3–1 (в радианах) – это 4) ≈ 0,873.
Ответ. 24.
Задание 19. Определите, сколько α – частиц и сколько протонов получается в результате реакции термоядерного синтеза
+
→ x
+ y
;
Количество α-частиц |
Количество протонов |
Решение. При всех ядерных реакциях соблюдаются законы сохранения электрического заряда и числа нуклонов. Обозначим через x – количество альфа частиц, y– количество протонов. Составим уравнения
+
→ x
+ y
;
решая систему имеем, что x = 1; y = 2
Ответ. 1 – α-частица; 2 – протона.
Задание 20. Модуль импульса первого фотона равен 1,32 · 10–28 кг·м/с, что на 9,48 · 10–28 кг·м/с меньше, чем модуль импульса второго фотона. Найдите отношение энергии E2/E1 второго и первого фотонов. Ответ округлите до десятых долей.
Решение. Импульс второго фотона больше импульса первого фотона по условию значит можно представить p2 = p1 + Δp (1). Энергию фотона можно выразить через импульс фотона, используя следующие уравнения. Это E = mc2 (1) и p = mc (2), тогда
E = pc (3),
где E – энергия фотона, p – импульс фотона, m – масса фотона, c = 3 · 108 м/с – скорость света. С учетом формулы (3) имеем:
Ответ округляем до десятых и получаем 8,2.
Ответ. 8,2.
Задание 21. Ядро атома претерпело радиоактивный позитронный β – распад. Как в результате этого изменялись электрический заряд ядра и количество нейтронов в нем?
Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
- Увеличилась;
- Уменьшилась;
- Не изменилась.
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Электрический заряд ядра |
Количество нейтронов в ядре |
Решение. Позитронный β – распад в атомном ядре происходит при превращений протона в нейтрон с испусканием позитрона. В результате этого число нейтронов в ядре увеличивается на единицу, электрический заряд уменьшается на единицу, а массовое число ядра остается неизменным. Таким образом, реакция превращения элемента следующая:
→
+
Ответ. 21.
Задание 22. В лаборатории было проведено пять экспериментов по наблюдению дифракции с помощью различных дифракционных решеток. Каждая из решеток освещалась параллельными пучками монохроматического света с определенной длиной волны. Свет во всех случаях падал перпендикулярно решетке. В двух из этих экспериментов наблюдалось одинаковое количество главных дифракционных максимумов. Укажите сначала номер эксперимента, в котором использовалась дифракционная решетка с меньшим периодом, а затем – номер эксперимента, в котором использовалась дифракционная решетка с большим периодом.
Номер эксперимента |
Период дифракционной решетки |
Длина волны падающего света |
1 |
2d |
λ/2 |
2 |
d |
λ |
3 |
2d |
λ |
4 |
d/2 |
λ/2 |
5 |
d/2 |
2λ |
Решение. Дифракцией света называется явление светового пучка в область геометрической тени. Дифракцию можно наблюдать в том случае, когда на пути световой волны встречаются непрозрачные участки или отверстия в больших по размерам и непрозрачных для света преградах, причем размеры этих участков или отверстий соизмеримы с длиной волны. Одним из важнейших дифракционных устройств является дифракционная решетка. Угловые направления на максимумы дифракционной картины определяются уравнением
dsinφ = k λ (1),
где d – период дифракционной решетки, φ – угол между нормалью к решетке и направлением на один из максимумов дифракционной картины, λ – длина световой волны, k – целое число, называемое порядком дифракционного максимума. Выразим из уравнения (1)
Подбирая пары согласно условию эксперимента, выбираем сначала 4 где использовалась дифракционная решетка с меньшим периодом, а затем – номер эксперимента, в котором использовалась дифракционная решетка с большим периодом – это 2.
Ответ. 42.
Задание 23. По проволочному резистору течет ток. Резистор заменили на другой, с проволокой из того же металла и той же длины, но имеющей вдвое меньшую площадь поперечного сечения, и пропустили через него вдвое меньший ток. Как изменятся при этом напряжение на резисторе и его сопротивление?
Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
- Увеличится;
- Уменьшится;
- Не изменится.
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Напряжение на резисторе |
Сопротивление резистора |
Решение. Важно помнить от каких величин зависит сопротивление проводника. Формула для расчета сопротивления имеет вид
где ρ – удельное сопротивление проводника; l – длина проводника; S – площадь поперечного сечения. Для полного ответа на вопрос задачи необходимо записан формулу
закона Ома для участка цепи, из формулы (2), выразим напряжение
U = IR (3).
По условию задачи второй резистор изготовлен из проволоки того же материала, той же длины, но разной площади поперечного сечения. Площадь в два раза меньшая. Подставляя в (1) получим, что сопротивление увеличивается в 2 раза, а сила тока уменьшается в 2 раза, следовательно, напряжение не изменяется.
Ответ. 13.
Задание 24. Период колебаний математического маятника на поверхности Земли в 1, 2 раза больше периода его колебаний на некоторой планете. Чему равен модуль ускорения свободного падения на этой планете? Влияние атмосферы в обоих случаях пренебрежимо мало.
Решение. Математический маятник – это система, состоящая из нити, размеры которой много больше размеров шарика и самого шарика. Трудность может возникнуть если забыта формула Томсона для периода колебаний математического маятника.
T = 2π (1);
l – длина математического маятника; g – ускорение свободного падения.
По условию
Используя формулу Томсона для периода колебаний математического маятника T = 2π (3), запишем формулу (1) в виде
Tз | = |
Tп |
Выразим из (3) gп = 14,4 м/с2. Надо отметить, что ускорение свободного падения зависит от массы планеты и радиуса
Ответ. 14,4 м/с2.
Задание 25. Прямолинейный проводник длиной 1 м, по которому течет ток 3 А, расположен в однородном магнитном поле с индукцией В = 0,4 Тл под углом 30° к вектору . Каков модуль силы, действующей на проводник со стороны магнитного поля?
Решение. Если в магнитное поле, поместить проводник с током, то поле на проводник с током будет действовать с силой Ампера. Запишем формулу модуля силы Ампера
FА = ILBsinα;
FА = 0,6 Н
Ответ. FА = 0,6 Н.
Задание 26. Энергия магнитного поля, запасенная в катушке при пропускании через нее постоянного тока, равна 120 Дж. Во сколько раз нужно увеличить силу тока, протекающего через обмотку катушки, для того, чтобы запасенная в ней энергия магнитного поля увеличилась на 5760 Дж.
Решение. Энергия магнитного поля катушки рассчитывается по формуле
По условию W1 = 120 Дж, тогда W2 = 120 + 5760 = 5880 Дж.
I12 = | 2W1 | ; I22 = | 2W2 | ; |
L | L |
Тогда отношение токов
Ответ. Силу тока нужно увеличить в 7 раз. В бланк ответов Вы вносите только цифру 7.
Задание 27. Электрическая цепь состоит из двух лампочек, двух диодов и витка провода, соединенных, как показано на рисунке. (Диод пропускает ток только в одном направлении, как показано на верхней части рисунка). Какая из лампочек загорится, если к витку приближать северный полюс магнита? Ответ объясните, указав, какие явления и закономерности вы использовали при объяснении.
Решение. Линии магнитной индукции выходят из северного полюса магнита и расходятся. При приближении магнита магнитный поток через виток провода увеличивается. В соответствии с правило Ленца магнитное поле, создаваемое индукционным током витка, должно быть направлено вправо. По правилу буравчика ток должен идти по часовой стрелке (если смотреть слева). В этом направлении пропускает диод, стоящий в цепи второй лампы. Значит, загорится вторая лампа.
Ответ. Загорится вторая лампа.
Задание 28. Алюминиевая спица длиной L = 25 см и площадью поперечного сечения S = 0,1 см2 подвешена на нити за верхний конец. Нижний конец опирается на горизонтальное дно сосуда, в который налита вода. Длина погруженной в воду части спицы l = 10 см. Найти силу F, с которой спица давит на дно сосуда, если известно, что нить расположена вертикально. Плотность алюминия ρа = 2,7 г/см3, плотность воды ρв = 1,0 г/см3. Ускорение свободного падения g = 10 м/с2
Решение. Выполним поясняющий рисунок.
– Сила натяжения нити;
– Сила реакции дна сосуда;
a – архимедова сила, действующая только на погруженную часть тела, и приложенная к центру погруженной части спицы;
– сила тяжести, действующая на спицу со стороны Земли и приложена к центу всей спицы.
По определению масса спицы m и модуль архимедовой силы выражаются следующим образом : m = SLρa (1);
Fa = Slρвg (2)
Рассмотрим моменты сил относительно точки подвеса спицы.
М(Т) = 0 – момент силы натяжения; (3)
М(N) = NLcosα – момент силы реакции опоры; (4)
М(Fa) = Slρв g (L – | 1 | ) cosα – момент архимедовой силы ; (5) |
2 |
М(mg) = SLρa g | L | cosα – момент силы тяжести; (6) |
2 |
С учетом знаков моментов запишем уравнение
NLcosα + Slρв g (L – | l | ) cosα = SLρa g | L | cosα (7) |
2 | 2 |
учитывая, что по третьему закону Ньютона сила реакции дна сосуда равна силе Fд с которой спица давит на дно сосуда запишем N = Fд и из уравнения (7) выразим эту силу:
Fд = [ | 1 | Lρa – (1 – | l | )lρв]Sg (8). |
2 | 2L |
Подставим числовые данные и получим, что
Fд = 0,025 Н.
Ответ. Fд = 0,025 Н.
Задание 29. Баллон, содержащий m1 = 1 кг азота, при испытании на прочность взорвался при температуре t1 = 327°С. Какую массу водорода m2 можно было бы хранить в таком баллоне при температуре t2 = 27°С, имея пятикратный запас прочности? Молярная масса азота M1 = 28 г/моль, водорода M2 = 2 г/моль.
Решение. Запишем уравнение состояния идеального газа Менделеева – Клапейрона для азота
Из уравнения состояния азота следует, что давление, при котором взорвался баллон,
p1 = | m1 | · | RT1 | , (2) |
M1 | V |
где V – объем баллона, T1 = t1 + 273°C. По условию водород можно хранить при давлении p2 = p1/5; (3) Учитывая, что
p2 = | m2 | · | RT2 | (4) |
M2 | V |
можем выразить массу водорода работая сразу с уравнениями (2), (3), (4). Конечная формула имеет вид:
m2 = | m1 | M2 | T1 | (5). | ||
5 | M1 | T2 |
После подстановки числовых данных m2 = 28 г.
Ответ. m2 = 28 г.
Задание 30. В идеальном колебательном контуре амплитуда колебаний силы тока в катушке индуктивности Im = 5 мА, а амплитуда напряжения на конденсаторе Um = 2,0 В. В момент времени t напряжение на конденсаторе равно 1,2 В. Найдите силу тока в катушке в этот момент.
Решение. В идеальном колебательном контуре сохраняется энергия колебаний. Для момента времени t закон сохранения энергий имеет вид
C | U2 | + L | I2 | = L | Im2 | (1) |
2 | 2 | 2 |
Для амплитудных (максимальных) значений запишем
C | Um2 | = L | Im2 | (2) |
2 | 2 |
Из равенства (1) следует :
а из уравнения (2) выразим
Подставим (4) в (3). В результате получим:
I = Im (5)
Таким образом, сила тока в катушке в момент времени t равна
I = 4,0 мА.
Ответ. I = 4,0 мА.
Задание 31. На дне водоема глубиной 2 м лежит зеркало. Луч света, пройдя через воду, отражается от зеркала и выходит из воды. Показатель преломления воды равен 1,33. Найдите расстояние между точкой входа луча в воду и точкой выхода луча из воды, если угол падения луча равен 30°
Решение. Сделаем поясняющий рисунок
α – угол падения луча;
β – угол преломления луча в воде;
АС – расстояние между точкой входа луча в воду и точкой выхода луча из воды.
По закону преломления света
где n2 – показатель преломления воды; n1 – показатель преломления воздуха. n1 = 1. Тогда формулу (1) можно записать
Выразим
Рассмотрим прямоугольный ΔАDВ. В нем АD = h, тогда DВ = АD
tgβ = htgβ = h | sinα | = h | sinβ | = h | sinα | (4) |
cosβ |
Получаем следующее выражение:
АС = 2 DВ = 2h | sinα | (5) |
Подставим числовые значения в полученную формулу (5)
АС = 1,63 м
Ответ. 1,63 м.
Варианты ЕГЭ по физике
Об экзамене
С физикой дела обстоят по-особенному. С одной стороны, если сдал данный предмет, то открывается колоссальный выбор всевозможных специальностей и направлений, и даже таких, где особенно она и не нужна, с другой стороны, если сдаешь слабо, набирая в районе 50 баллов или даже меньше, то высока вероятность дальнейшего отчисления после первой же сессии. Поэтому выбор должен быть по-настоящему осознанный. Не сказать, что в школьном курсе физики очень много теории, как например, по биологии или истории. В ЕГЭ по истории логика особенно-то и не нужна, просто учи себе, зубри, а вот физику надо понимать, уметь оперировать базовыми формулами, по которым затем выстраивается работа над задачами. Если раньше все сводилось к заучиванию формул и штудированию учебников, то сейчас есть огромное количество цифрового контента (в первую очередь видео). Полюбить физику стало проще!
Да и сложность заданий из года в год остается примерно на одном уровне, поэтому не ленитесь, готовьтесь и получайте от всего этого процесса удовольствие!
Структура
Часть 1 содержит 23 задания с кратким ответом. Из них 13 заданий с записью ответа в виде числа, слова или двух чисел, 10 заданий на установление соответствия и множественный выбор, в которых ответы необходимо записать в виде последовательности цифр.
Часть 2 содержит 8 заданий, объединенных общим видом деятельности – решение задач. Из них 3 задания с кратким ответом (24–26) и 5 заданий (27–31), для которых необходимо привести развернутый ответ.
На выполнение всей экзаменационной работы отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Пояснения к оцениванию заданий
Задания 1–4, 8–10, 13–15, 19, 20, 22 и 23 части 1 и задания 24–26 части 2 оцениваются 1 баллом.
Задания 5–7, 11, 12, 16–18 и 21 части 1 оцениваются 2 баллами, если верно указаны оба элемента ответа; 1 баллом, если допущена ошибка в указании одного из элементов ответа, и 0 баллов, если допущено две ошибки.
Любой учитель или репетитор может отслеживать результаты своих учеников по всей группе или классу.
Для этого нажмите ниже на кнопку «Создать класс», а затем отправьте приглашение всем заинтересованным.
Ознакомьтесь с подробной видеоинструкцией по использованию модуля.
Рубрика «Физика варианты»
Тренировочный вариант ЕГЭ 2023 по физике №3 с ответами
Тренировочный вариант ЕГЭ 2023 по физике №3 с ответами «ЕГЭ 100 БАЛЛОВ». Пробные варианты ЕГЭ по физике 2023. ЕГЭ физика. https://vk.com/ege100ballov https://vk.com/physics_100 скачать Примеры некоторых заданий из варианта Смотрите также: Тренировочный вариант ЕГЭ 2023 по физике №2 с ответами
Читать далее
Тренировочный вариант ЕГЭ 2023 по физике №2 с ответами
Тренировочный вариант ЕГЭ 2023 по физике №2 с ответами «ЕГЭ 100 БАЛЛОВ». Пробные варианты ЕГЭ по физике 2023. ЕГЭ физика. https://vk.com/ege100ballov https://vk.com/physics_100 скачать Примеры некоторых заданий из варианта Смотрите также: Тренировочный вариант ЕГЭ 2023 по физике №1 с ответами
Читать далее
Тренировочный вариант ЕГЭ 2023 по физике №1 с ответами
Тренировочный вариант ЕГЭ 2023 по физике №1 с ответами «ЕГЭ 100 БАЛЛОВ». Пробные варианты ЕГЭ по физике 2023. ЕГЭ физика. https://vk.com/ege100ballov https://vk.com/physics_100 скачать Примеры некоторых заданий из варианта Смотрите также: Демоверсия ЕГЭ 2023 по физике с ответами
Читать далее
Демоверсия ЕГЭ 2023 по физике с ответами
Демоверсия ЕГЭ 2023 по физике с ответами. Демонстрационный вариант ЕГЭ 2023 г. ФИЗИКА, 11 класс. Единый государственный экзамен по ФИЗИКЕ. скачать Кодификатор — скачать Спецификация — скачать Смотрите также: Демоверсия ЕГЭ 2022 по физике с ответами
Читать далее
Разбор задачи с основной волны ЕГЭ по физике 6 июня 2022 Школково
Разбор задачи с основной волны ЕГЭ по физике 6 июня 2022 Школково. Разбор ЕГЭ 2022 по физике. Как это было? скачать
Читать далее
Открытый вариант КИМ ЕГЭ по физике 2022
Открытый вариант КИМ ЕГЭ по физике 2022. Открытые варианты КИМ ЕГЭ 2022 ФИПИ. Реальный вариант с досрочного ЕГЭ 2022 по физике. Опубликованы открытые варианты контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2022 года скачать
Читать далее
Тренировочный вариант ЕГЭ 2022 по физике №7 с ответами
Тренировочный вариант ЕГЭ 2022 по физике №7 с ответами «ЕГЭ 100 БАЛЛОВ». Пробные варианты ЕГЭ по физике 2022. ЕГЭ физика. https://vk.com/ege100ballov https://vk.com/physics_100 скачать Примеры некоторых заданий из варианта Смотрите также: Тренировочный вариант ЕГЭ 2022 по физике №6 с ответами
Читать далее
Тренировочный вариант ЕГЭ 2022 по физике №6 с ответами
Тренировочный вариант ЕГЭ 2022 по физике №6 с ответами «ЕГЭ 100 БАЛЛОВ». Пробные варианты ЕГЭ по физике 2022. ЕГЭ физика. https://vk.com/ege100ballov https://vk.com/physics_100 скачать Примеры некоторых заданий из варианта Смотрите также: Тренировочный вариант ЕГЭ 2022 по физике №5 с ответами
Читать далее
Тренировочный вариант ЕГЭ 2022 по физике №5 с ответами
Тренировочный вариант ЕГЭ 2022 по физике №5 с ответами «ЕГЭ 100 БАЛЛОВ». Пробные варианты ЕГЭ по физике 2022. ЕГЭ физика. https://vk.com/ege100ballov https://vk.com/physics_100 Примеры некоторых заданий из варианта скачать Смотрите также: Тренировочный вариант ЕГЭ 2022 по физике №3 с ответами
Читать далее
Тренировочный вариант ЕГЭ 2022 по физике №3 с ответами
Тренировочный вариант ЕГЭ 2022 по физике №3 с ответами «ЕГЭ 100 БАЛЛОВ». Пробные варианты ЕГЭ по физике 2022. ЕГЭ физика. https://vk.com/ege100ballov https://vk.com/physics_100 Примеры некоторых заданий из варианта скачать Смотрите также: Тренировочный вариант ЕГЭ 2022 по физике №2 с ответами Реальный вариант ЕГЭ 2021 по физике с ответами Умскул
Читать далее
Подборка тренировочных вариантов ЕГЭ 2023 по физике для 11 класса с ответами из различных источников.
Соответствуют демоверсии ЕГЭ 2023 по физике
→ варианты прошлого года
Тренировочные варианты ЕГЭ 2023 по физике
ЕГЭ 100 баллов (с ответами) | ||
Вариант 1 | скачать | |
Вариант 2 | скачать | |
Вариант 3 | скачать | |
Вариант 4 | скачать | |
Вариант 5 | скачать | |
Вариант 6 | скачать | |
vk.com/shkolkovo_fiz | ||
Вариант 1 | ответы | |
Вариант 2 | разбор | |
Вариант 3 | ответы | |
easy-physic.ru | ||
Вариант 110 | ответы | разбор |
Вариант 111 | ответы | разбор |
Вариант 112 | ответы | разбор |
Вариант 113 | ответы | разбор |
Вариант 114 | ответы | разбор |
Вариант 115 | ответы | разбор |
Вариант 116 | ответы | разбор |
Примеры заданий:
1. Цилиндрический сосуд разделён лёгким подвижным теплоизолирующим поршнем на две части. В одной части сосуда находится аргон, в другой – неон. Концентрация молекул газов одинакова. Определите отношение средней кинетической энергии теплового движения молекул аргона к средней кинетической энергии теплового движения молекул неона, когда поршень находится в равновесии.
2. Газ получил количество теплоты, равное 300 Дж, при этом внутренняя энергия газа уменьшилась на 100 Дж. Масса газа не менялась. Какую работу совершил газ в этом процессе?
3. Выберите все верные утверждения о физических явлениях, величинах и закономерностях. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) При увеличении длины нити математического маятника период его колебаний уменьшается.
2) Явление диффузии протекает в твёрдых телах значительно медленнее, чем в жидкостях.
3) Сила Лоренца отклоняет положительно и отрицательно заряженные частицы, влетающие под углом к линиям индукции однородного магнитного поля, в противоположные стороны.
4) Дифракция рентгеновских лучей невозможна.
5) В процессе фотоэффекта с поверхности вещества под действием падающего света вылетают электроны.
4. В запаянной с одного конца трубке находится влажный воздух, отделённый от атмосферы столбиком ртути длиной l = 76 мм. Когда трубка лежит горизонтально, относительная влажность воздуха ϕ1 в ней равна 80%. Какой станет относительная влажность этого воздуха ϕ2 , если трубку поставить вертикально, открытым концом вниз? Атмосферное давление равно 760 мм рт. ст. Температуру считать постоянно
5. Предмет расположен на главной оптической оси тонкой собирающей линзы. Оптическая сила линзы D = 5 дптр. Изображение предмета действительное, увеличение (отношение высоты изображения предмета к высоте самого предмета) k = 2. Найдите расстояние между предметом и его изображением.
Связанные страницы:
В Госдуме призвали обсудить отмену ЕГЭ
Тему отмены Единого государственного экзамена (ЕГЭ) нужно обсуждать и «чем раньше оно начнется, тем лучше», заявил вице-спикер Госдумы Петр Толстой в своем Telegram-канале.
«На практике недостатков оказалось много больше, чем достоинств. Попытка отрицать, что это часть так называемых реформ образования, принесших Болонскую систему несбывшихся надежд в Россию, – не более чем попытка чиновников ничего не менять», – говорится в сообщении.
Толстой считает, что изменение системы нужно, т. к. это является волей большинства избирателей. Согласно опросам, за отмену ЕГЭ выступают 2/3 граждан России, а среди родителей выпускников эта цифра достигает 76%, подчеркнул вице-спикер.
Ранее об отмене ЕГЭ также высказался депутат Госдумы Султан Хамзаев. Он попросил вице-премьера Татьяну Голикову дать поручение Минпросвещения сформировать позицию ведомства по вопросу отмены экзамена и обсудить с парламентариями, «неравнодушными экспертами, профессурой России» возможность создания «действительно смысловых изменений» в системе образования.
7 марта руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев заявил, что вопрос об отмене ЕГЭ не обсуждается. Он подчеркнул, что таких запросов нет ни от учителей, ни от министерств.
10 марта сервис по поиску работы SuperJob провел опрос об отмене экзамена, в котором участвовали 1600 россиян старше 18 лет. Согласно данным сервиса, 66% опрошенных выступили за отмену ЕГЭ, в то же время 16% поддерживают проведение экзамена. Среди опрошенных более 30% педагогов выступают за проведение ЕГЭ, а среди граждан до 24 лет – 32%.