Вариант 4 незнайка егэ общество

Часть 1.

Ответами к заданиям 1–16 является цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

1

1

Ниже приведен перечень терминов. Все из них, за исключением двух, являются названиями, под которыми представлены источники права. Найдите два термина, не соответствующих общему ряду.

1) нормативно-правовой акт 2) функция права 3) нормативно-правовой договор 4) правовой обычай 5) правовой прецедент 6) правовой статус

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

2

2

Выберите верные суждения о социальных институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Появление социальных институтов связано с необходимостью удовлетворения фундаментальных потребностей общества.

2) Структура современного социального института, как правило, характеризуется простотой и несложностью отношений.

3) Ряд социальных институтов может выступать и как агент социализации, и как канал социальной мобильности.

4) К политическим институтам общества традиционно относят рыночную экономику и собственность.

5) Социальные институты упорядочивают, координируют индивидуальные действия людей, придают им организованный и предсказуемый характер.

3

3

Установите соответствие между признаком (обозначено буквами) и уровнем научного познания или исследования (обозначено цифрами) избирательной системы.

Признак Уровень научного познания
А) наблюдение за определенным явлением 1) эмпирический
Б) выдвижение гипотез 2) теоретический
В) формулировка сути научной концепции
Г) доказательство выводов
Д) измерение заданных показателей

4

4

Режиссер снял фильм по мотивам популярного комикса. Фильм был отнесён искусствоведами к произведениям массовой культуры. Что позволило сделать им такой вывод? В приведенном ниже перечне, найди черты массовой культуры, запишите цифры, под которыми они указаны.

1) коммерческая направленность

2) носит авторский характер

3) ориентация на узкий круг ценителей, знатоков, профессионалов по данной тематике

4) зрелищность, эпатажность

5) ориентация на вкусы массового потребителя

5

5

Выберете верные суждения об инфляции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Инфляцией называют процесс устойчивого повышения общего уровня цен в стране.

2) Инфляция проявляется в снижении покупательской способности денег.

3) От инфляции проигрывают вкладчики банков, если уровень инфляции превышает процент по депозитам.

4) Одна из причин инфляции — усилении конкуренции между производителями.

5) Экономисты рассматривают гиперинфляцию как один из видов инфляции.

6

6

Установите соответствие между функциями банков и уровнями банковской системы: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ФУНКЦИЯ БАНКА УРОВЕНЬ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ
А) кредитование физических лиц 1) Центральный банк
Б) мобилизация свободных денежных средств населения 2) коммерческий банк
В) эмиссия денег
Г) рассчетно-кассовое обслуживание клиентов
Д) выполнение расчетных операций для Правительства РФ

7

7

Ателье несет постоянные и переменные издержки. Что из перечисленного ниже относится к переменным издержкам ателье в краткосрочном периоде?

1) отплата потребленной электроэнергии

2) оклад директора ателье

3) арендная плата за помещение

4) ЖКХ

5) закупка ниток и ткани

6) оплата ремонта швейной машинки

8

8

Найдите в приведенном ниже списке примеры, иллюстрирующие применение неформальных позитивных санкций, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Выступление Алены на школьном конкурсе сопровождалось бурными аплодисментами.

2) Директора завода Раису Георгиевну наградили орденом «За заслуги перед Отечеством».

3) Варя поступила на бюджет в ВУЗ, мама, узнав об этом, закричала «Ура!»

4) Дмитрий получил премию за выполнение качественной роботы.

5) Аня и Соня в знак примирения, протянули друг другу руки для рукопожатия.

9

9

В стране F проводился опрос совершеннолетних граждан на тему необходимости официальной регистрации брака в современном обществе. Результаты опроса представлены в таблице.

Ответы Женщины Мужчины
официальный брак защищает права супругов 25 % 18 %
это соответствует действующему законодательству 6 % 3 %
регистрация брака отвечает интересам детей 31 % 30 %
этого требуют нормы морали и религии 22 % 12 %
официальная регистрация брака не влияет на реальные отношения 16 % 37 %

Проанализируйте полученную информацию. Какой выводы можно сделать на основании таблицы?

1. Наименее весомым аргументом в пользу регистрации брака для обеих групп оказались нормы морали и религии.

2. Больше трети опрошенных мужчин считает регистрацию брака ненужной, если люди любят друг друга и хотят жить вместе.

3. Каждая десятая женщина считает, что регистрировать брак требует действующее законодательство.

4. Защита прав супругов является наиболее весомым аргументом для мужчин.

5. Обе группы практически в равной степени поддерживают необходимость регистрации брака для защиты интересов детей.

10

10

Выберете верные суждения о выборах Президента РФ и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Гражданин России, достигший 30 лет, может быть избран Президентом РФ.

2) Выборы Презента РФ проходят по мажоритарной системе.

3) Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд.

4) Кандидаты на должность Президента могут быть выдвинуты только политическими партиями.

5) Президент РФ не должен быть бипатридом.

11

11

В государстве Z на выборах в парламент большинство мест заняла партия А. Она имеет центральный офис, региональные отделения. Для того что бы стать членом этой партии нужно пройти специальную процедуру. Партия выступает за свободное предпринимательство, невмешательство государство в рыночную экономику, за права и свободы граждан.

Что из ниже перечисленного характеризует тип политической партии, описанной в данной ситуации? Запишите цифры, под которыми указаны верные характеристики.

1) оппозиционная

2) либеральная

3) правящая

4) массовая

5) кадровая

6) социалистическая

12

12

Найдите в приведенном ниже списке личные права гражданина РФ, запишите цифры , под которыми они указаны.

1) Право на свободу и личную неприкосновенность

2) Свобода мысли и слова, свобода массовой информации

3) Право определять и указывать свою национальную принадлежность

4) Право на свободу передвижения и выбора места пребывания и жительства

5) Право на неприкосновенность частной жизни

6) Право на проведение публичных мероприятий

13

13

Установите соответствие между функциями государственной власти РФ и субъектами: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент второго столбца

ФУНКЦИЯ СУБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
А) назначение выборов Президента РФ 1) Государственная Дума
Б) издает указы и распоряжения 2) Президент
В) заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора о состоянии правопорядка в РФ 3) Совет Федерации
Г) назначение Уполномоченного по правам человека
Д) назначение председателя Центрального банка РФ

14

14

Выберите ситуации, в которой развод супругов может быть осуществлён только судом.

1. Супруги, не имеющие детей, приняли решение о разводе, так как поняли, что не сошлись характерами.

2. Супруги прожили вместе более 20 лет, вырастили сына, который был призван в армию, и решили развестись.

3. Супруги, не имеющие несовершеннолетних детей и не предъявляющие друг другу имущественных претензий, приняли решение о разводе.

4. Супруги не имеют споров в отношении раздела имущества, и их 14-летний сын принял решение, что будет после развода родителей жить с матерью.

5. Один из супругов хочет расторгнуть брак, тогда как вторая сторона не согласна с таким решением.

15

15

Установите соответствие между действиями и элементами правового статуса работника РФ, к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент второго столбца

ДЕЙСТВИЯ ЭЛЕМЕНТЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА РАБОТНИКА РФ
А) вести коллективные переговоры 1) права
Б) соблюдение правил внутреннего распорядка 2) обязанности
В) бережное отношение к имуществу работодателя
Г) создание профессиональных союзов
Д) выполнение условий норм труда

16

16

Гражданин РФ Иван Сергеевич является собственником небольшого предприятия, оказывающего бытовые услуги населению. Он регулярно уплачивает налоги. Что из перечисленного относится к обязанностям налогоплательщика? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) уплачивать законно установленные налоги

2) требовать от налоговых органов соблюдения налоговой тайны

3) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки деятельности его предприятия

4) вести в установленном порядке учёт своих доходов (расходов), если это предусмотрено законом

5) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений

6) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законом

Часть 2.

Запишите сначала номер задания (17, 18 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 17—20.

В разное время экономисты предлагали различные теории, объясняющие колебания деловой активности. Авторы некоторых концепций утверждают, что крупные технические новшества, такие как железные дороги, автомобили или синтетические волокна, оказывают большое влияние на инвестиции и потребительские расходы, а следовательно, на производство, занятость и уровень цен. Но такие крупные нововведения появляются нерегулярно, что и объясняет очевидную нестабильности экономической активности.

Другие ученые объясняют экономические циклы политическими и случайными событиями. Войны, например, могут быть разрушительными с чисто экономической точки зрения. Поистине неуемный спрос на военную продукцию во время военных действий может привести к сверхзанятости и острой инфляции, за которыми, после наступления мира и сокращения военных расходов, обычно следует экономический спад.

Есть и такие экономисты, которые считают цикл чисто монетарным явлением. Когда правительство выпускает слишком много денег, возникает инфляционный бум; недостаточное количество денег ускоряет падение производства и рост безработицы.

Несмотря на такой разброс мнений, фактором, непосредственно определяющим уровни внутреннего производства и занятости, большинство экономистов единодушно считают уровень общих, или совокупных, расходов. В рыночной экономике предпринимательский сектор производит товары и услуги только в том случае, если их можно продать с прибылью. При низком уровне общих расходов большинству фирм окажется невыгодно производить товары и услуги в больших объемах. Отсюда низкий уровень производства, занятости и доходов. Более высокий уровень общих расходов означает, что рост производства приносит прибыль, поэтому производство, занятость и доходы тоже будут возрастать. Когда экономика достигает полной занятости ресурсов, это затрудняет дальнейший рост реального производства и дополнительные расходы просто повышают уровень цен.

Не все колебания деловой активности объясняются экономическими циклами. Существуют сезонные колебания деловой активности. Например, значительное повышение покупательского спроса перед Рождеством или Пасхой ежегодно вызывает резкие перепады уровня деловой активности, в особенности в розничной торговле. Сельское хозяйство, автомобильная промышленность, строительство также в той или иной степени подвержены сезонным колебаниям.

Что касается производства и занятости, то наиболее острые проявления спада, как правило, практически не затрагивают сферу услуг и те отрасли промышленности, которые выпускают потребительские товары кратковременного пользования. И конечно, на некоторые фирмы: ссудные компании и юридические фирмы, специализирующиеся на банкротствах, — спад влияет поистине благотворно. Кто же более всех страдает от спада? Те фирмы и отрасли, которые производят инвестиционные товары и потребительские товары длительного пользования.

17

Как в тексте охарактеризована связь между техническими новшествами и колебаниями деловой активности? Как авторы поясняют позицию экономистов, которые считают цикл чисто монетарным явлением? Какой фактор большинство экономистов единодушно считают непосредственно определяющим уровни внутреннего производства и занятости?

Показать ответ

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос, например: крупные технические новшества, такие как железные дороги, автомобили или синтетические волокна, оказывают большое влияние на инвестиции и потребительские расходы, а следовательно, на производство, занятость и уровень цен. Но такие крупные нововведения появляются нерегулярно, что и объясняет очевидную нестабильность экономической активности;

2) ответ на второй вопрос, например: когда правительство выпускает слишком много денег, возникает инфляционный бум; недостаточное количество денег ускоряет падение производства и рост безработицы

3) ответ на третий вопрос, например: уровень общих, или совокупных, расходов.

Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста

18

Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «экономический цикл»

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Показать ответ

Экономический цикл — это форма движения и развития рыночной экономики, характеризующаяся периодическими колебаниями деловой активности

Может быть дано другое объяснение смысла понятия

18

Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «экономический цикл»

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Показать ответ

Экономический цикл — это форма движения и развития рыночной экономики, характеризующаяся периодическими колебаниями деловой активности

Может быть дано другое объяснение смысла понятия

19

Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите и проиллюстрируйте примерами любые три меры государственной политики, направленные на повышение занятости в условиях экономического спада. (Сначала назовите меру, затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

Показать ответ

В правильном ответе должны быть следующие элементы (примеры и соответствующие отрасли):

1) снижение налогообложения фирм (например, в стране Z в условиях экономического спада была снижена ставка налога с прибыли корпораций, благодаря чему многие фирмы отказались от сокращения работников);

2) реализация программ поддержки мелкого бизнеса (например, в стране Z в условиях экономического спада государство упростило процедуру регистрации малых предприятий и на год освободило их от уплаты налогов, что позволило желающим начать собственный бизнес);

3) создание/расширение системы общественных работ (например, в стране Z в условиях экономического кризиса правительством были начаты работы по реконструкции дорожной сети, что позволило создать значительное количество рабочих мест).

Могут быть приведены другие примеры, иллюстрирующие действия, регулируемые другими отраслями права. Засчитываются только примеры, сформулированные развёрнуто (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве примеров)

20

Используя текст и обществоведческие знания, предположите, почему сфера услуг и производство товаров кратковременного использования мало страдают от острых проявлений экономического спада, а производство товаров длительного пользования чувствительно к таким проявлением. Как в условиях экономического спада меняется спрос на товары кратковременного использования? Объясните свой ответ

Показать ответ

В правильном ответе могут быть следующие суждения:

1) предположение, например: в любой фазе экономического цикла людям необходимо питаться, одеваться, получать медицинские услуги, а вот приобретение/обновление товаров длительного пользования можно отложить на неопределённые время, тем более что сломавшийся товар длительного пользования, как правило, можно отремонтировать;

2) ответ на вопрос, например: может сохраняться ассортимент приобретаемых товаров, но растёт спрос на более дешёвые товары и снижается спрос на товары среднего и высокого ценового сегментов;

3) объяснение, например: люди, как правило, не готовы отказываться от привычного рациона питания и непродовольственных товаров, но в условиях сокращения доходов они выбирают более дешёвую продукцию и/или приобретают меньшие объёмы товаров.

Могут быть приведены другие суждения в соответствии с требованием задания.

Засчитываются только суждения, сформулированные как распространённые предложения (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве суждений)

21

На графике изображено изменение ситуации на рынке частных фирм по производству авторского кофе в стране Z. Кривая предложения переместилась из положения S в положение S1 при неизменном спросе D. (На графике P – цена товара; Q – количество товара).

Как изменилась равновесная цена?

Что могло вызвать изменение предложения?

Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на предложение. (Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания.)

Как изменятся спрос и равновесная цена на данном рынке, если будет пущен слух что в кофе производства мас-маркета (можно купить в большинстве торговых сетей), вместо кофейных зерен добавляют семена бобовых?

Вариант 4

Показать ответ

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос: равновесная цена уменьшилась;

2) ответ на второй вопрос (одно обстоятельство (фактор) с объяснением влияния),

например: снижение затрат на закупку кофейных зерен позволило производителю, направить деньги на покупку нового упаковочного автомата, с которым производительность выросла на 20% больше, чем раньше;

(Может быть названо и объяснено другое обстоятельство / другой фактор.)

Засчитывается только объяснение, данное применительно к рынку, указанному в тексте задания.

3) ответ на третий вопрос: данный слух приведёт к увеличению спроса и увеличению равновесной цены.

(Ответ на третий вопрос засчитывается только при правильном однозначном указании изменения спроса и равновесной цены.)

Элементы ответа могут быть представлены в других формулировках.

Указания по оцениванию:

1) Ответ на первый вопрос засчитывается только в случае правильного однозначного указания изменения равновесной цены.

2) Ответ на второй вопрос засчитывается только при правильном указании обстоятельства (фактора) с объяснением при отсутствии дополнительных неверных обстоятельств (факторов) и объяснений.

22

В государстве Z все граждане имеют равные гражданские политические права и свободы, а также гарантии их защиты. Законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть. Места в парламенте распределяются между политическими партиями преодолевшим 5% избирательный барьер, в зависимости от набранных ими голосов избирателей.

1) Абсолютное большинство мест в парламенте принадлежит партии, которая провозглашает священность и неотчуждаемость естественных прав личности, их приоритет над интересами общества и государства, установление свободной рыночной экономики. Какова форма правления государства? (Дайте полное название)

2) Какой факт из условия задачи позволяет сделать вывод о том, что государство Z демократическое?

3) К какому типу относится демократическая избирательная система страны Z?

4) Каков тип правящей партии государства Z в зависимости от её идеологической принадлежности?

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос: президентская республика (ответ республика не засчитывается)

2) ответ на второй вопрос: в государстве Z все граждане имеют равные гражданские политические права и свободы, а также гарантии их защиты

3) ответ на третий вопрос: к пропорциональной избирательной системе

4) ответ на четвертый вопрос : либеральная

(Могут быть приведены другие характеристики. Ответ на четвёртый вопрос засчитывается только при правильном указании двух или более верных характеристик при отсутствии неверных характеристик.)

Ответы на вопросы могут быть даны в других формулировках, не искажающих смысла соответствующих элементов ответа.

23

Конституция РФ закрепляет условия для удовлетворения потребности человека в труде. На основе положений Конституции РФ сформулируйте три подтверждения этой характеристики

Засчитываются только подтверждения, сформулированные как распространённые предложения (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве подтверждений) с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации.

Не требуется указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции и дословного воспроизведения их содержания!

Показать ответ

Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены

Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку

Могут быть приведены другие подтверждения в соответствии с требованием задания.

Засчитываются только подтверждения, сформулированные как распространённые предложения (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве подтверждений) с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации.

Не требуется указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции и дословного воспроизведения их содержания!

24

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Политический лидер».

Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Показать ответ

1. Особенности политического лидера

а) осуществляет воздействие при помощи СМИ, пропаганды, доверенных лиц

б) действует в интересах больших социальных групп

в) имеет политическую волю и готовность брать на себя ответственность

г) острый ум и политическая интуиция

д) организаторский талант и т.д.

2. Функции политического лидера

а) интегрирующая

б) выработка политического курса

в) мобилизационная

г) функция управления, принятия политических решений и т.д.

3. Классификации политического лидерства

а) по доступу к власти (правящие, оппозиционные)

б) по масштабу (общенациональные, определённого класса или группы, общественной организации или движения)

в) по типу господства (традиционное, легальное, харизматическое).

25

Обоснуйте необходимость политического лидера в демократическом обществе. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.) Какие типы лидерства по масштабу влияния выделяют ученые? (Назовите любые три типа). Для каждого из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему их реализацию в жизни современного российского общества. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различных типа лидерства.)

Показать ответ

Политический лидер — ведущее лицо политического процесса, осуществляющее функции объединения и сплочения социальных сил, задающее направление деятельности государственным и общественным институтам, политическим движениям, во многом определяющее особенности курса на политические преобразования в стране. В демократическом обществе при многообразии мнений и политическом плюрализме, необходим человек , который способен наладить систему связи между различными группами, организациями и СМИ, чтобы активно пропагандировать цели развития общества, к которым лидер призывает.

Национальный лидер. Пример: 18 марта 2018 года Путин был избран президентом Российской Федерации на четвёртый срок, получив рекордные 76,69 % голосов, он предложил нации перспективный и убедительный курс развития страны.

Региональный лидер. Пример: В Калужской области новый губернатор, Владислав Шапша, называл в числе ключевых приоритетов дальнейшей деятельности восстановление экономики и укрепление системы здравоохранения, что вызвало бурное одобрение жителей субъекта.

Местный лидер. Пример: Глава местного самоуправления поселения Ильинское Чистякова М.В. смогла организовать местных жителей на участие в акции «Сад памяти».

1. Что такое «национальная политика» и какова её роль в жизни общества?

2. Цели и направленность антигуманной национальной политики в тоталитарных государствах:

а) отстаивание «этнической чистоты»;

б) разжигание расовой ненависти;

в) насилие в интересах господства своего государства.

3. Цели и содержание демократической национальной политики:

а) законодательное закрепление уважительного отношения к людям любой национальности;

б) создание наиболее благоприятных условий для свободного развития всех народов;

в) согласование национальных интересов;

г) предупреждение и гуманное разрешение межнациональных конфликтов.

4. Основные принципы государственной национальной политики современной России:

а) равенство прав и свобод человека и гражданина;

б) запрещение любых форм дискриминации;

в) сохранение исторической целостности страны, равноправие всех субъектов РФ;

г) содействие развитию национальных культур и языков народов РФ;

д) своевременное и мирное разрешение национальных противоречий и конфликтов;

е) запрещение деятельности, направленной на возбуждение любой розни, ненависти или вражды;

ж) защита прав и интересов граждан России за её пределами (поддержка соотечественников, проживающих

в зарубежных странах).

5. Угроза национализма и пути его преодоления.

Часть 1.

Для ответов на задания 1 и 12 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ. Ответами к заданиям 2–11, 13–20 являются цифра, последовательность цифр или слово (словосочетание).

1

Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании экономической сферы общества?

Деньги; налог; мораль; юридическая ответственность; деятельность

Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.

2

2

Валерий – общительный человек, увлекающийся футболом. Он организовал с коллегами футбольную команду. Всё это характеризует Валерия как

1) индивида

2) личность

3) талантливого человека

4) активиста

3

3

Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы?

А. Общество вынуждено искать способы компенсации дефицита природных ресурсов.

Б. Общество является частью природы.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

4

4

Ученик одиннадцатого класса общеобразовательной школы Владимир участвует в общероссийских олимпиадах по математике. Кроме этого он занимается в секции фигурного катания. На каком уровне образования находится Владимир?

1) высшее образование

2) основное общее образование

3) среднее общее образование

4) среднее профессиональное образование

5

5

Верны ли следующие суждения о морали?

А. Главным внутренним «контролёром» человека в вопросах морали является его совесть.

Б. Мораль регулирует деятельность человека и общества.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

6

Гражданин Р. вложил в банк 100 тысяч рублей под 6% годовых. Через 2 месяца он приобрёл стиральную машинку в кредит.

Что относится к пассивам, а что — к активам гражданина Р.?

Какие функции выполняют деньги в данном примере?

Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.

7

7

Уровень заработной платы на рынке труда определяется под непосредственным воздействием

1) спроса и предложения трудовых услуг

2) установленного в стране прожиточного минимума

3) объёма сбережений граждан

4) стоимости товаров и услуг

8

8

Даниил является владельцем фирмы. Для увеличения прибыли, скорости и качества работы он установил новое оборудование. В данной ситуации он проявил себя, прежде всего, как

1) потребитель

2) покупатель

3) разработчик

4) предприниматель

9

9

Верны ли следующие суждения об экономических системах?

А. Традиционная экономика основана на широком использовании ручного труда, общинном ведении хозяйства, натуральном хозяйстве.

Б. Командная экономика – способ организации хозяйственной жизни, основанный на многообразии форм собственности, свободном ценообразовании и конкуренции.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

10

10

Семья Сидоровых состоит из четырёх человек: родители, сын и дочь. Приведённые данные позволяют сделать вывод, что семья Петровых является

1) патриархальной

2) расширенной

3) традиционной

4) нуклеарной

11

11

Верны ли следующие суждения о социальных группах?

А. Малая социальная группа оказывает непосредственное влияние на человека.

Б. Отношения в социальных группах обязательно регулируются официальными документами.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

12

Учёные опросили 35-летних работающих мужчин и женщин страны Z. Им задавали вопрос: «Как в жизни современной женщины должны сочетаться дом и работа?».

Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Вариант 4

Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.

13

13

В государстве Z власть сосредоточена в руках лидера единственной в стране политической партии. Права и свободы граждан формально признаны, но постоянно нарушаются органами государственной власти. Свободная пресса отсутствует. На основе приведённых данных можно сделать вывод, что Z это

1) демократическое государство

2) федеративное государство

3) унитарное государство

4) авторитарное государство

14

14

Верны ли следующие суждения о разделении властей?

А. Разделение властей предполагает самостоятельность исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти, которые не зависят друг от друга.

Б. Цель разделения властей – предотвращение злоупотребления властью каким-либо лицом или организацией.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

15

15

Установите соответствие между примерами и направлениями деятельности семьи: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

А) семейный выезд в лес на пикник в выходной день

Б) разделение домашних обязанностей между супругами

В) планирование расходов и доходов семьи

Г) обучение детей рисованию и лепке из пластилина

Д) совместный отдых в детском развлекательном центре

1) хозяйственная деятельность

2) организация досуга

3) воспитательная деятельность

16

16

К функциям Президента Российской Федерации относится

1) объявление амнистии

2) вершение правосудия

3) управление федеральной собственностью

4) определение основных направлений внутренней и внешней политики

17

17

Юле 14 лет. Она решила поработать в летние каникулы. На какую вакансию её, согласно закону, работодатель вправе принять?

1) официантка в баре

2) расклейщик объявлений

3) продавец в алкогольном киоске

4) продавец цветов в круглосуточном магазине

18

18

Верны ли следующие суждения о праве?

А. Нормы права регулируют общественные отношения с позиции добра и зла.

Б. Нормы права закреплены в официальных документах и их исполнение обеспечивается силой государства.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

19

19

Настя и Катя узнали, что Оля пригласила к себе в гости на празднование своего дня рождения всех одноклассников, кроме них. Настя просто прекратила всякое общение с Олей, а Катя попыталась через друзей узнать о причинах поступка Оли.

Сравните два способа поведения в межличностном конфликте: уход от конфликтной ситуации и привлечение посредников. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1) осознание противоречия интересов

2) поиск пути выхода из конфликта

3) выход без уступок и отстаивания своих интересов

4) участие третьей стороны

20

20

Заполните пропуск в таблице.

Политическая партия Активная и организованная часть общества, объединённая общими целями или идеалами, которая стремится к получению и реализации государственной власти.
Добровольное формирование, возникающее в результате свободного и сознательного стремления граждан объединиться на основе общности своих интересов.

Прочитайте текст и выполните задания 21–24. Запишите сначала номер задания, а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Часть населения, имеющая сходные и устойчивые (то есть длящиеся и возобновляющиеся) общественные условия и проблемы жизнедеятельности называется социальной группой.

Общество состоит из социальных групп (самые многочисленные из них — классы). У каждой такой группы есть свои представления о том, какие черты общественной жизни наиболее важны, что хорошо и что плохо в жизни и в существующих порядках, а также о том, в каких направлениях должны меняться сложившиеся условия. То есть у социальных групп разные интересы, иногда в чем-то схожие, а иногда несовместимые, подчас непримиримые.

Совокупность социальных групп — это социальная структура. И дело не в перечне групп, а в совокупности их жизненных проблем, сходствах и отличиях их интересов. При этом одна часть населения озабочена по преимуществу одними проблемами, другая — другими, третья — третьими. Таким образом, отдельная социальная группа выступает основным элементом социальной структуры.

Людям и социальным группам приходится жить и действовать в одном обществе. Отсюда неизбежность взаимодействий, взаимоотношений таких групп. Конкретные формы таких взаимоотношений очень разнообразны: конфликты, партнёрства, союзы, компромиссы, забастовка, гражданская война, гражданское согласие, пикет, гражданское неповиновение, мирная инициатива и другие.

21

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Показать ответ

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) Понятие «социальная группа»

2) Социальная структура — совокупность социальных групп

3) Взаимодействия социальных групп и их формы

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков

22

Как связаны понятия «социальная группа» и «социальная структура»? Приведите два положения текста, отражающих эту связь. Какие признаки социальных групп указаны в тексте? (Приведите три признака.)

Показать ответ

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос:

– совокупность социальных групп — это социальная структура

– отдельная социальная группа выступает основным элементом социальной структуры

2) признаки социальных групп:

– общие интересы

– сходные и устойчивые общественные условия

– схожие проблемы жизнедеятельности

– схожие представления

(Ответ на второй вопрос засчитывается только в случае указания двух и более качеств из упомянутых в тексте.)

23

В тексте приводятся различные формы взаимоотношений социальных групп. Выделите из этого перечня формы, которые направлены на сближение интересов отдельных групп, и назовите четыре из них. Проиллюстрируйте примером любую из названных форм.

Показать ответ

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) формы, направленные на сближение интересов: партнёрства, союзы, компромиссы, гражданское согласие, мирная инициатива.

2) могут быть приведены следующие примеры:

− деятельность экологической организации по установке контейнеров для сортировки мусора и переработке вторичного сырья (мирная инициатива)

− разрешение конфликта между друзьями путем переговоров и мирных уступок (компромисс)

− диалог и заключение договора между работниками и работодателем для решения общей проблемы (партнерство)

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

24

Многие социологи считают, что основные различия между социальными группами связаны с обладанием собственностью и размером доходов. Можно ли утверждать, что авторы текста пренебрегают этими критериями? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

Показать ответ

Могут быть приведены следующие аргументы (объяснения):

1) в случае согласия, например:

— делается упор на такой критерий различения социальных групп, как несовпадение представлений об обществе, направлениях его развития, интересов. — не приведены показатели различия социальных групп, связанные с собственностью и доходами

2) в случае несогласия, например:

— среди критериев социальных групп названы сходные общественные условия, которые, включают отношение к собственности и размер доходов. — в тексте назван такой критерий, как различие интересов, а интересы могут быть связаны с экономическим положением.

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения)

Задания ЕГЭ по обществознанию. Практика

Практика ЕГЭ по обществознанию. Решать задания ЕГЭ 2022-2023 (с ответами)

Решать задание 1 ЕГЭ по обществознанию : перечень признаков
Решать задание 2 ЕГЭ по обществознанию : выберите верные суждения (ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО)
Решать задание 3 ЕГЭ по обществознанию : установите соответствие (ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО)
Решать задание 4 ЕГЭ по обществознанию : задача (ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО)
Решать задание 5 ЕГЭ по обществознанию : выберите верные суждения (ЭКОНОМИКА)
Решать задание 6 ЕГЭ по обществознанию : установите соответствие (ЭКОНОМИКА)
Решать задание 7 ЕГЭ по обществознанию : задача (ЭКОНОМИКА)
Решать задание 8 ЕГЭ по обществознанию : выберите верные суждения (СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ)
Решать задание 9 ЕГЭ по обществознанию : социологический опрос
Решать задание 10 ЕГЭ по обществознанию : выберите верные суждения (ПОЛИТИКА)
Решать задание 11 ЕГЭ по обществознанию : задача (ПОЛИТИКА)
Решать задание 12 ЕГЭ по обществознанию : основы конституционного строя
Решать задание 13 ЕГЭ по обществознанию : установите соответствие (ПОЛИТИКА)
Решать задание 14 ЕГЭ по обществознанию : выберите верные суждения (ПРАВО)
Решать задание 15 ЕГЭ по обществознанию : установите соответствие (ПРАВО)

Решать задание 23 ЕГЭ по обществознанию : Конституция РФ
Решать задание 24 ЕГЭ по обществознанию : сложный план
Решать задание 25 ЕГЭ по обществознанию : обоснование тезиса

8-08-2022, 19:47

  • 8-08-2022, 19:47
  • ЕГЭ по обществознанию / Задания ЕГЭ по обществознанию. Практика
  • adminn
  • 22 121
  • 0

Подробнее

Задание 25 ЕГЭ по обществознанию 2022-2023: обоснуйте и приведите три примера

12-07-2022, 00:54

  • 12-07-2022, 00:54
  • ЕГЭ по обществознанию / Задания ЕГЭ по обществознанию. Практика
  • adminn
  • 9 010
  • 0

Подробнее

Задание 24 ЕГЭ по обществознанию 2022-2023: составьте сложный план

12-07-2022, 00:35

  • 12-07-2022, 00:35
  • ЕГЭ по обществознанию / Задания ЕГЭ по обществознанию. Практика
  • adminn
  • 9 978
  • 0

Подробнее

Задание 23 ЕГЭ по обществознанию 2022-2023: Конституция Российской Федерации

12-07-2022, 00:11

  • 12-07-2022, 00:11
  • ЕГЭ по обществознанию / Задания ЕГЭ по обществознанию. Практика
  • adminn
  • 6 162
  • 0

Подробнее

Задание 12 ЕГЭ по обществознанию 2022-2023: основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, конституционные обязанности гражданина РФ

11-07-2022, 17:41

  • 11-07-2022, 17:41
  • ЕГЭ по обществознанию / Задания ЕГЭ по обществознанию. Практика
  • adminn
  • 14 984
  • 0

Подробнее

Задание 11 ЕГЭ по обществознанию 2022-2023: задачи раздела «Политика»

11-07-2022, 14:59

  • 11-07-2022, 14:59
  • ЕГЭ по обществознанию / Задания ЕГЭ по обществознанию. Практика
  • adminn
  • 6 510
  • 0

Подробнее

Задание 9 ЕГЭ по обществознанию 2022-2023: в ходе социологического опроса …

8-07-2022, 17:11

  • 8-07-2022, 17:11
  • ЕГЭ по обществознанию / Задания ЕГЭ по обществознанию. Практика
  • adminn
  • 12 451
  • 0

Подробнее

Задание 7 ЕГЭ по обществознанию 2022-2023: задачи раздела «Экономика»

7-07-2022, 09:59

  • 7-07-2022, 09:59
  • ЕГЭ по обществознанию / Задания ЕГЭ по обществознанию. Практика
  • adminn
  • 9 602
  • 0

Подробнее

Задание 4 ЕГЭ по обществознанию 2022-2023: задачи раздела «Человек и общество»

7-07-2022, 09:52

  • 7-07-2022, 09:52
  • ЕГЭ по обществознанию / Задания ЕГЭ по обществознанию. Практика
  • adminn
  • 7 399
  • 0

Подробнее

Задание 15 ЕГЭ по обществознанию 2022-2023: установите соответствие (ПРАВО)

6-07-2022, 17:58

  • 6-07-2022, 17:58
  • ЕГЭ по обществознанию / Задания ЕГЭ по обществознанию. Практика
  • adminn
  • 9 110
  • 0

Подробнее

1 2


Назад


Вперед

Рубрика «Обществознание варианты»

Тренировочный вариант ЕГЭ 2023 по обществознанию №3 с ответами

Тренировочный вариант ЕГЭ 2023 по обществознанию №3 с ответами «ЕГЭ 100 БАЛЛОВ». Пробные варианты ЕГЭ по обществознанию 2023. ЕГЭ обществознания. https://vk.com/ege100ballov https://vk.com/obshestvo_100  скачать Примеры некоторых заданий из варианта   Смотрите также: Тренировочный вариант ЕГЭ 2023 по обществознанию №2 с ответами

Читать далее

Тренировочный вариант ЕГЭ 2023 по обществознанию №2 с ответами

Тренировочный вариант ЕГЭ 2023 по обществознанию №2 с ответами «ЕГЭ 100 БАЛЛОВ». Пробные варианты ЕГЭ по обществознанию 2023. ЕГЭ обществознания. https://vk.com/ege100ballov https://vk.com/obshestvo_100  скачать Примеры некоторых заданий из варианта   Смотрите также: Тренировочный вариант ЕГЭ 2023 по обществознанию №1 с ответами

Читать далее

Тренировочный вариант ЕГЭ 2023 по обществознанию №1 с ответами

Тренировочный вариант ЕГЭ 2023 по обществознанию №1 с ответами «ЕГЭ 100 БАЛЛОВ». Пробные варианты ЕГЭ по обществознанию 2023. ЕГЭ обществознания. https://vk.com/ege100ballov https://vk.com/obshestvo_100 скачать Примеры некоторых заданий из варианта   Смотрите также: Демоверсия ЕГЭ 2023 по обществознанию с ответами

Читать далее

Демоверсия ЕГЭ 2023 по обществознанию с ответами

Демоверсия ЕГЭ 2023 по обществознанию с ответами. Демонстрационный вариант ЕГЭ 2023 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. Единый государственный экзамен по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. скачать Кодификатор — скачать Спецификация — скачать Смотрите также: Демоверсия ЕГЭ 2022 по обществознанию с ответами

Читать далее

Открытый вариант КИМ ЕГЭ по обществознанию 2022

Открытый вариант КИМ ЕГЭ по обществознанию 2022. Открытые варианты КИМ ЕГЭ 2022 ФИПИ. Реальный вариант с досрочного ЕГЭ 2022 по обществознанию. Опубликованы открытые варианты контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2022 года скачать

Читать далее

Тренировочный вариант ЕГЭ 2022 по обществознанию №9 с ответами

Тренировочный вариант ЕГЭ 2022 по обществознанию №9 с ответами «ЕГЭ 100 БАЛЛОВ». Пробные варианты ЕГЭ по обществознанию 2022. ЕГЭ обществознания. https://vk.com/ege100ballov https://vk.com/obshestvo_100 скачать Примеры некоторых заданий из варианта 1. Ниже приведён перечень признаков. Все они, за исключением двух, относятся к функциям рынка. 1) санирующая; 2) посредническая; 3) регулирующая; 4) информационная; 5) воспитательная; 6) рекрутирующая. Найдите …

Читать далее

Тренировочный вариант ЕГЭ 2022 по обществознанию №8 с ответами

Тренировочный вариант ЕГЭ 2022 по обществознанию №8 с ответами «ЕГЭ 100 БАЛЛОВ». Пробные варианты ЕГЭ по обществознанию 2022. ЕГЭ обществознания. https://vk.com/ege100ballov https://vk.com/obshestvo_100 скачать Примеры некоторых заданий из варианта 1. Ниже приведён перечень признаков. Все они, за исключением двух, относятся к видам административных наказаний. 1) исправительные работы; 2) дисквалификация; 3) предупреждение; 4) смертная казнь; 5) лишение …

Читать далее

Пробный ЕГЭ по обществознанию №4 Школа обществознания ЕГЭ — 2022

Пробный ЕГЭ по обществознанию №4 Школа обществознания ЕГЭ — 2022. Пробные варианты ЕГЭ по обществознанию 2022 https://vk.com/club194111041 скачать скачать Смотрите также: Пробный ЕГЭ по обществознанию №3 Школа обществознания ЕГЭ — 2022  

Читать далее

Пробный ЕГЭ по обществознанию №3 Школа обществознания ЕГЭ — 2022

Пробный ЕГЭ по обществознанию №3 Школа обществознания ЕГЭ — 2022. Пробные варианты ЕГЭ по обществознанию 2022 https://vk.com/club194111041 скачать скачать Смотрите также: Тренировочный вариант ЕГЭ 2022 по обществознанию №7 с ответами  

Читать далее

Тренировочный вариант ЕГЭ 2022 по обществознанию №7 с ответами

Тренировочный вариант ЕГЭ 2022 по обществознанию №7 с ответами «ЕГЭ 100 БАЛЛОВ». Пробные варианты ЕГЭ по обществознанию 2022. ЕГЭ обществознания. https://vk.com/ege100ballov https://vk.com/obshestvo_100 скачать Примеры некоторых заданий из варианта   Смотрите также: Тренировочный вариант ЕГЭ 2022 по обществознанию №6 с ответами

Читать далее

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

  • Задание №1

    Запишите слово, пропущенное в таблице.

    Ценные бумаги

    ВИДЫ ЦЕННЫХ БУМАГ ХАРАКТЕРИСТИКИ
    Облигация Ценная бумага, которая удостоверяет долг фирмы, даёт право её держателю на возврат вложенных денег и получение премии по истечении срока
    Долевая ценная бумага, которая даёт право на долю в капитале фирмы и на получение дохода из прибыли этой фирмы в виде дивиденда
  • Задание №2

    В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое обобщает/включает все остальные представленные понятия. Запишите это слово.Преступление, проступок, правонарушение, кража, мошенничество.

  • Задание №3

    Ниже приведён перечень качеств, присущих человеку. Все они, за исключением двух, имеют социальную природу.

    1) инициативность; 2) темперамент; 3) самостоятельность в принятии решения; 4) ответственность; 5) цвет глаз; 6) дисциплинированность.

    Найдите два качества, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  • Задание №4

    Выберите верные суждения о мышлении и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1) Мышление характеризуется способностью человека рассуждать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
    2) Мышление позволяет получать знания, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственном этапе познания.
    3) Мышление человека тесно связано с речью.
    4) Мышление имеет исключительно коллективный характер.
    5) Анализ как операция мышления предполагает прежде всего выделение одной отличительной стороны свойства предмета или явления.

  • Задание №5

    Установите соответствие между признаками и видами (типами) культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ПРИЗНАКИ  ВИДЫ (ТИПЫ) КУЛЬТУРЫ
    А) опора на интерес людей к проблемам обыденной жизни 1) элитарная 
    Б) ярко выраженная коммерческая направленность 2) массовая
    В) сложность содержания  
    Г) упрощение смыслов в художественных образах  
    Д) ориентация на запросы широкого круга потребителей  

    Запишите только цифры соответствующие буквам (пример ответа: 12345, что соотвествует А1, Б2, В3, Г4, Д5)

  • Задание №6

    Ирина поставила своей целью посетить Японию, пообщаться с местными жителями. Она изучает японский язык, читает книги об истории и культуре Японии, на интернет-форумах общается со знатоками японского искусства. Она уже спланировала маршрут своего путешествия и приобрела путёвку. Найдите в приведённом списке примеры средств, используемых Ириной для достижения цели, и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1) изучение маршрута путешествия
    2) путешествие по Японии
    3) изучение японского языка
    4) японское искусство
    5) покупка туристической путёвки
    6) местные жители

  • Задание №7

    Выберите верные суждения о мировой экономике и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1) Открытие внутренних рынков для иностранных производителей может усилить зависимость экономики от импортных товаров и угрожать безопасности государства.
    2) Субъектами мировой экономики являются национальные хозяйства, транснациональные корпорации, международные интеграционные объединения.
    3) Открытие внутренних рынков для иностранных производителей способствует снижению доходов всех участников торговых отношений.
    4) Продажу за границу товаров и услуг называют импортом.
    5) Открытие внутренних рынков для иностранных производителей способствует усилению конкуренции между участниками рынка

  • Задание №8

    Установите соответствие между примерами и видами налогов и сборов (согласно Налоговому кодексу РФ): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ПРИМЕРЫ ВИДЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ В РФ
    А) транспортный налог   1) местные  
    Б) налог на добавленную стоимость 2) федеральные
    В) государственная пошлина 3) региональные
    Г) земельный налог  
    Д) торговый сбор  

    Запишите только цифры соответствующие буквам (пример ответа: 12345, что соотвествует А1, Б2, В3, Г4, Д5).

  • Задание №9

    Фирма Y – салон красоты. Найдите в приведённом списке примеры постоянных издержек фирмы Y в краткосрочном периоде и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1) страховые взносы
    2) оклады администрации
    3) оплата потреблённой электроэнергии
    4) выплата процентов по ранее взятому кредиту
    5) арендная плата за помещение салона
    6) приобретение шампуней, красок для волос

  • Задание №10

    На рисунке отражено изменение предложения строительных материалов на соответствующем рынке: линия предложения S переместилась в новое положение – S1. (P – цена; Q – количество.)


    Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.
    1) внедрение нового высокотехнологичного оборудования в производстве строительных материалов
    2) рост налогов на производителей строительных материалов
    3) увеличение субсидий, предоставляемых производителям строительных материалов
    4) снижение стоимости сырья, используемого в производстве строительных материалов
    5) пожар на крупном предприятии, выпускающем строительные материалы

  • Задание №11

    Выберите верные суждения о социальных группах и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1) Интересы участников неформальных групп всегда расходятся с целями официальных организаций.
    2) Взаимодействие в первичных группах носит непосредственный, межличностный характер и предполагает взаимную поддержку.
    3) В неформальных группах взаимодействия являются безличностными и функциональными.
    4) Реальная группа – это искусственно сконструированная группа, которая выделяется для целей статистического учёта населения.
    5) Социальная группа – это совокупность людей, обладающая общими социально значимыми признаками.

  • Задание №12

    В ходе социологических опросов совершеннолетних жителей стран Z и Y им задавали вопрос: «В какой мере граждане вашей страны выполняют свои обязанности перед государством?» Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

    Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1) Равные доли опрошенных жителей страны Y отметили, что граждане в полной мере выполняют свои обязанности перед государством и совершенно не выполняют их.
    2) Доля тех, кто отметил, что граждане совершенно не выполняют своих обязанностей перед государством, в стране Z больше, чем в стране Y.
    3) Доля тех, кто отметил, что граждане в полной мере выполняют свои обязанности перед государством, в стране Y меньше, чем в стране Z.
    4) Одинаковые доли опрошенных в обеих странах отметили, что граждане по большей части не выполняют своих обязанностей перед государством.
    5) В стране Y доля отметивших, что граждане в равной мере выполняют свои обязанности перед государством и не выполняют их, больше доли отметивших, что граждане в полной мере выполняют свои обязанности.

  • Задание №13

    Выберите верные суждения о государстве и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1) Государство вырабатывает и проводит общую для страны политику во всех сферах жизни общества.
    2) Государство – это институт публичной власти, который обладает суверенитетом.
    3) К основным признакам государства любого типа относятся федеративная форма государственного устройства и территория, на которую распространяется власть.
    4) Государство отличается от политической партии тем, что оно является субъектом политической жизни.
    5) Государство призвано уравновешивать различные социальные интересы.

  • Задание №14

    Установите соответствие между вопросами и субъектами государственной власти РФ, к ведению которых эти вопросы относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ВОПРОСЫ СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ
    А) осуществление мер по борьбе с катастрофами   1) совместно федеральный центр и субъекты РФ 
    Б) федеральный бюджет 2) только федеральный центр
    В) принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением  
    Г) оборона и безопасность  
    Д) кадры судебных и правоохранительных органов  

    Запишите только цифры соответствующие буквам (пример ответа: 12345, что соотвествует А1, Б2, В3, Г4, Д5).

  • Задание №15

    Учащиеся 11 класса провели дискуссию о гражданском обществе. Какие из перечисленных примеров иллюстрируют функционирование гражданского общества? Запишите цифры, под которыми они указаны.

    1) Министерство культуры финансирует программу государственного творческого конкурса «Мир глазами детей».
    2) Правительственная газета опубликовала критическую рецензию на новый исторический сериал.
    3) По инициативе представителей общественных организаций в исторической части города запретили строительство нового супермаркета.
    4) В ходе парламентских выборов в ряде регионов голосование проходило в два тура.
    5) Союз предпринимателей учредил стипендии для студентов государственных вузов.
    6) Ассоциация киноактёров организовала благотворительный марафон в поддержку ветеранов боевых действий.

  • Задание №16

    Что из перечисленного относится к социально-экономическим правам (свободам) гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

    1) направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы
    2) получать социальное обеспечение по возрасту, в случаях болезни, инвалидности, потери кормильца
    3) использовать свои способности и имущество для не запрещенной законом экономической деятельности
    4) уплачивать законно установленные налоги и сборы
    5) получать вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда

  • Задание №17

    Выберите верные суждения о гражданском праве РФ. Запишите цифры, под которыми они указаны.

    1) Объекты гражданских правоотношений могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому (при наследовании, реорганизации).
    2) Нормы гражданского права регулируют имущественные и личные неимущественные отношения.
    3) К способам защиты гражданских прав, установленных Гражданским кодексом РФ, относят предупреждение, дисквалификацию.
    4) Гражданское право включает в себя систему правовых норм, определяющих преступность и наказуемость деяний.
    5) В основе взаимоотношений партнёров – частный интерес и автономная воля каждого участника в возникших правоотношениях.

  • Задание №18

    Установите соответствие между ситуациями и основаниями прекращения (расторжения) трудового договора в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    СИТУАЦИИ ОСНОВАНИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ (РАСТОРЖЕНИЯ) ТРУДОВОГО ДОГОВОРА В РФ
    А) Евгений М. нашёл более престижную работу.   1) инициатива работодателя 
    Б) Григорий Н. неоднократно появлялся на своём рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения. 2) инициатива работника
    В) 19-летний Василий Ф. был призван на военную службу. 3) обстоятельства, не зависящие от воли сторон
    Г) Аттестационная комиссия подтвердила отсутствие у Зои Р. достаточной квалификации для занимаемой должности.  
    Д) Пётр Б. был признан полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в установленном порядке.  

    Запишите только цифры соответствующие буквам (пример ответа: 12345, что соотвествует А1, Б2, В3, Г4, Д5).

  • Задание №19

    Гражданин РФ Егор Олегович работает нотариусом. Найдите в приведённом списке действия, входящие в круг полномочий нотариуса, и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1) давать разъяснения по вопросам совершения определённых правовых действий, относящихся к сфере его компетенции
    2) налагать административную ответственность
    3) удостоверять брачный договор
    4) выносить решение по правовым спорам
    5) осуществлять надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие
    6) изготовлять копии документов и выписки из них

  • Задание №20

    Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний).
    Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на места пропусков.

    «Семья – это основанное на браке или _________(А) объединение людей, связанное общностью быта и взаимной моральной ответственностью. В социологии семья рассматривается одновременно и как малая социальная группа, и как важный _________(Б). Под _________(В) понимают не только её количественную полноту, но и совокупность духовных, нравственнопсихологических отношений между её членами, в том числе отношения _________(Г) и авторитета. Семья имеет определённый порядок и уклад её жизни, обычаи и _________(Д). Современная семья выполняет множество функций, главной из которых традиционно является _________(Е)». Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

    Cписок терминов:
    1) социальный институт
    2) традиция
    3) государственная
    4) структура семьи
    5) репродуктивная
    6) кровное родство
    7) производство
    8) статус
    9) власть

    В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите только цифры соответствующие буквам (пример ответа: 123456, что соотвествует А1, Б2, В3, Г4, Д5, Е6).

  • Задание №21

    Прочитайте текст и выполните задание. Предпринимательские способности (предпринимательство) можно определить как экономический ресурс, в состав которого следует включать предпринимателей, предпринимательскую инфраструктуру, а также предпринимательскую этику и предпринимательскую культуру.
    Используют также термин «предпринимательский потенциал». В целом предпринимательский потенциал можно охарактеризовать как возможности по реализации предпринимательских способностей людей.
    Уникальность значения предпринимательства состоит в том, что именно благодаря ему приходят во взаимодействие прочие экономические ресурсы – труд, капитал, земля, знание. Инициатива, риск и умение предпринимателей, помноженные на рыночный механизм, позволяют с максимальной эффективностью использовать все прочие экономические ресурсы, стимулировать экономический рост.
    Можно утверждать, что предпринимательские способности как ресурс более эффективно реализуются в экономической системе, которая не обременена чрезмерным государственным регулированием, имеющей также устоявшиеся предпринимательские традиции и соответствующее законодательное оформление. При этом очевидно, что залогом успешного использования предпринимательских способностей являются прежде всего сами предприниматели: их квалификация и уровень образования, способность брать на себя ответственность и инициативу, умение ориентироваться в высококонкурентной среде, а также чувство социальной ответственности.
    Предприниматели создают в рыночной экономике сектор предприятий. Предприятия (фирмы), составляющие основу этого сектора, представляют собой самостоятельные хозяйственные единицы разных форм собственности, объединившие экономические ресурсы для осуществления коммерческой деятельности. Под последней понимается деятельность по производству товаров и оказанию услуг для третьих лиц, физических и юридических, которая должна приносить предприятию прибыль. Конечной целью деятельности фирмы является упрочение позиций на рынке, прежде всего за счёт максимизации прибыли.
    Характер целевых установок фирмы определяется состоянием экономики в целом, тенденциями развития конкретной отрасли, к которой относится его деятельность, и характером конкуренции в ней, а также стадией цикла жизни самого предприятия (определённый период времени, в течение которого оно обладает жизнеспособностью на рынке).
    (По А.С. Булатову)Как в тексте раскрыта сущность предпринимательского потенциала? В чём, по мнению автора, состоит уникальность предпринимательства как вида деятельности? Какие качества (умения), по мнению автора, необходимы для эффективной реализации предпринимательских способностей? (Укажите любые три таких качества (умения).)

  • Задание №22

    Прочитайте текст и выполните задание.Предпринимательские способности (предпринимательство) можно определить как экономический ресурс, в состав которого следует включать предпринимателей, предпринимательскую инфраструктуру, а также предпринимательскую этику и предпринимательскую культуру.
    Используют также термин «предпринимательский потенциал». В целом предпринимательский потенциал можно охарактеризовать как возможности по реализации предпринимательских способностей людей.
    Уникальность значения предпринимательства состоит в том, что именно благодаря ему приходят во взаимодействие прочие экономические ресурсы – труд, капитал, земля, знание. Инициатива, риск и умение предпринимателей, помноженные на рыночный механизм, позволяют с максимальной эффективностью использовать все прочие экономические ресурсы, стимулировать экономический рост.
    Можно утверждать, что предпринимательские способности как ресурс более эффективно реализуются в экономической системе, которая не обременена чрезмерным государственным регулированием, имеющей также устоявшиеся предпринимательские традиции и соответствующее законодательное оформление. При этом очевидно, что залогом успешного использования предпринимательских способностей являются прежде всего сами предприниматели: их квалификация и уровень образования, способность брать на себя ответственность и инициативу, умение ориентироваться в высококонкурентной среде, а также чувство социальной ответственности.
    Предприниматели создают в рыночной экономике сектор предприятий. Предприятия (фирмы), составляющие основу этого сектора, представляют собой самостоятельные хозяйственные единицы разных форм собственности, объединившие экономические ресурсы для осуществления коммерческой деятельности. Под последней понимается деятельность по производству товаров и оказанию услуг для третьих лиц, физических и юридических, которая должна приносить предприятию прибыль. Конечной целью деятельности фирмы является упрочение позиций на рынке, прежде всего за счёт максимизации прибыли.
    Характер целевых установок фирмы определяется состоянием экономики в целом, тенденциями развития конкретной отрасли, к которой относится его деятельность, и характером конкуренции в ней, а также стадией цикла жизни самого предприятия (определённый период времени, в течение которого оно обладает жизнеспособностью на рынке).
    (По А.С. Булатову)

    Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «экономический рост». Как в тексте охарактеризована коммерческая деятельность? Какие условия, по мнению автора, определяют характер целевых установок фирмы? (Укажите любые три условия.)

  • Задание №23

    Прочитайте текст и выполните задание.Предпринимательские способности (предпринимательство) можно определить как экономический ресурс, в состав которого следует включать предпринимателей, предпринимательскую инфраструктуру, а также предпринимательскую этику и предпринимательскую культуру.
    Используют также термин «предпринимательский потенциал». В целом предпринимательский потенциал можно охарактеризовать как возможности по реализации предпринимательских способностей людей.
    Уникальность значения предпринимательства состоит в том, что именно благодаря ему приходят во взаимодействие прочие экономические ресурсы – труд, капитал, земля, знание. Инициатива, риск и умение предпринимателей, помноженные на рыночный механизм, позволяют с максимальной эффективностью использовать все прочие экономические ресурсы, стимулировать экономический рост.
    Можно утверждать, что предпринимательские способности как ресурс более эффективно реализуются в экономической системе, которая не обременена чрезмерным государственным регулированием, имеющей также устоявшиеся предпринимательские традиции и соответствующее законодательное оформление. При этом очевидно, что залогом успешного использования предпринимательских способностей являются прежде всего сами предприниматели: их квалификация и уровень образования, способность брать на себя ответственность и инициативу, умение ориентироваться в высококонкурентной среде, а также чувство социальной ответственности.
    Предприниматели создают в рыночной экономике сектор предприятий. Предприятия (фирмы), составляющие основу этого сектора, представляют собой самостоятельные хозяйственные единицы разных форм собственности, объединившие экономические ресурсы для осуществления коммерческой деятельности. Под последней понимается деятельность по производству товаров и оказанию услуг для третьих лиц, физических и юридических, которая должна приносить предприятию прибыль. Конечной целью деятельности фирмы является упрочение позиций на рынке, прежде всего за счёт максимизации прибыли.
    Характер целевых установок фирмы определяется состоянием экономики в целом, тенденциями развития конкретной отрасли, к которой относится его деятельность, и характером конкуренции в ней, а также стадией цикла жизни самого предприятия (определённый период времени, в течение которого оно обладает жизнеспособностью на рынке).
    (По А.С. Булатову)

    Назовите три составляющие предпринимательских способностей, рассмотренные автором. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примером функционирование каждой из них. (В каждом случае сначала назовите составляющую из текста, затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

  • Задание №24

    Прочитайте текст и выполните задание.Предпринимательские способности (предпринимательство) можно определить как экономический ресурс, в состав которого следует включать предпринимателей, предпринимательскую инфраструктуру, а также предпринимательскую этику и предпринимательскую культуру.
    Используют также термин «предпринимательский потенциал». В целом предпринимательский потенциал можно охарактеризовать как возможности по реализации предпринимательских способностей людей.
    Уникальность значения предпринимательства состоит в том, что именно благодаря ему приходят во взаимодействие прочие экономические ресурсы – труд, капитал, земля, знание. Инициатива, риск и умение предпринимателей, помноженные на рыночный механизм, позволяют с максимальной эффективностью использовать все прочие экономические ресурсы, стимулировать экономический рост.
    Можно утверждать, что предпринимательские способности как ресурс более эффективно реализуются в экономической системе, которая не обременена чрезмерным государственным регулированием, имеющей также устоявшиеся предпринимательские традиции и соответствующее законодательное оформление. При этом очевидно, что залогом успешного использования предпринимательских способностей являются прежде всего сами предприниматели: их квалификация и уровень образования, способность брать на себя ответственность и инициативу, умение ориентироваться в высококонкурентной среде, а также чувство социальной ответственности.
    Предприниматели создают в рыночной экономике сектор предприятий. Предприятия (фирмы), составляющие основу этого сектора, представляют собой самостоятельные хозяйственные единицы разных форм собственности, объединившие экономические ресурсы для осуществления коммерческой деятельности. Под последней понимается деятельность по производству товаров и оказанию услуг для третьих лиц, физических и юридических, которая должна приносить предприятию прибыль. Конечной целью деятельности фирмы является упрочение позиций на рынке, прежде всего за счёт максимизации прибыли.
    Характер целевых установок фирмы определяется состоянием экономики в целом, тенденциями развития конкретной отрасли, к которой относится его деятельность, и характером конкуренции в ней, а также стадией цикла жизни самого предприятия (определённый период времени, в течение которого оно обладает жизнеспособностью на рынке).
    (По А.С. Булатову)

    Используя обществоведческие знания, приведите три собственных (не из текста) аргумента, подтверждающих, что «не обременённая чрезмерным регулированием рыночная экономика создаёт наиболее благоприятные условия для развития предпринимательства». (Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространённое предложение.)

  • Задание №25

    Используя обществоведческие знания,

    1) раскройте смысл понятия «юридическая ответственность»;
    2) составьте два предложения:
    − одно предложение, содержащее информацию о любых четырёх видах наказаний в Уголовном кодексе РФ;
    − одно предложение, раскрывающее сущность уголовной ответственности.

    (Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)

  • Задание №26

    Проиллюстрируйте примерами использование экономических, информационных и правовых ресурсов политической властью для её реализации. (В каждом случае сначала укажите тип ресурсов, затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

  • Задание №27

    В структуре экономики государства Z доминирует промышленность, ориентированная на массовое производство. Производственные процессы полностью механизированы. Активно развивается массовая культура. Основой экономики являются частная собственность и частная хозяйственная инициатива. Доля государственного сектора в экономике страны незначительна.
    Парламент формирует правительство, которое осуществляет функции исполнительной власти. Возглавляет правительство лидер партии, получившей большинство мест в парламенте на очередных выборах. Президент избирается парламентом. Депутатские места (мандаты) в Законодательном Собрании распределяются между политическими партиями в зависимости от набранных ими голосов при условии, что эти партии преодолели 8%-ный избирательный барьер.
    К какому типу относится общество государства Z? К какому типу относится экономика государства Z? Какова форма правления в государстве Z? (Дайте полное название.) К какому типу относится избирательная система демократического государства Z?

  • Задание №28

    Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Религия как социальный институт». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах.
    (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.)

  • Задание №29

    Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1–29.5).
    Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.
    Сформулируйте корректно одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.
    Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).
    Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников:
    – из общественной жизни современного общества (реальные факты и модели социальных ситуаций), в том числе по материалам СМИ, интернетресурсов социологических служб;
    – из личного социального опыта, в том числе события из Вашей жизни и жизни Ваших родственников/знакомых, прочитанные книги, просмотренные кинофильмы / театральные постановки и др.;
    – из истории, включая историю литературы и искусства, различных наук и техники.

    Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод / быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

    29.1 Философия «Ничто так не угрожает свободе личности и смыслу жизни, как война, нищета, террор». (А.Д. Сахаров)
    29.2 Экономика «Благосостояние государства обеспечивают не те деньги, которые оно ежегодно отпускает чиновникам, а те, которые оно ежегодно оставляет в карманах граждан». (И. Этвеш)
    29.3 Социология, социальная психология «Правила поведения – это перевод добродетели на общедоступный язык». (Ф. Бэкон)
    29.4 Политология «Великое искусство всякого политического деятеля не в том, чтобы плыть против течения, но обращать всякое обстоятельство в свою пользу». (Фридрих Великий)
    29.5 Правоведение «Когда авторитет законов захватывает не только поступки, но и мнения, всё законодательство становится на слишком опасную почву и в то же время страдает индивидуальность и независимость каждого». (Г. Бокль)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Вариант 377 ларин егэ
  • Вариант 362 егэ ларин решение
  • Вариант 361 ларин егэ математика профиль
  • Вариант 360 ларин егэ математика профиль
  • Вам нужно получить направление на экзамен который вы дважды уже не сдали собеседник декан факультета

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии