Валюта — это денежная единица конкретной страны. Валютой называют и мировые деньги, которые используют для международных сделок.
Виды валют по степени конвертируемости:
- Свободно-конвертируемая валюта (СКВ) – она легко и свободно обменивается на любые валюты других стран.
- Частично-конвертируемая (ЧКВ) — валюта, которая обменивается на валюты не всех стран. Такой валютой является российский рубль.
- Неконвертируемая валюта (НКВ) – она функционирует лишь в пределах одной конкретной страны, а за её пределами не обменивается и не принимается.
К какому из эти трёх разрядов относится та или иная валюта определяет специальная организация — Международный валютный фонд.
В международной торговле для безналичных расчётов применяется так называемая клиринговая валюта.
Виды валют по отношению к эмитенту (государству, выпускающему валюту)
- Национальная валюта- валюта конкретной страны
- Иностранная валюта – валюта стран, являющаяся государственной в других странах (евро, доллар)
- Коллективная валюта – валюта для групп стран. Так евро — коллективная валюта для стран Еврозоны.
Виды валют по устойчивости
- Твёрдая (или сильная) – устойчива и к своему номиналу, то есть стоимости, и к валютам других стран.
- Мягкая (или слабая) – неустойчивая.
Виды валют по степени использования
- Резервная – используется накопления резерва для международных сделок.
- Ведущая мировая валюта — наиболее используемая всеми странами мира.
Виды валют по сроку действия
- Временная — устанавливаются на определённый срок, например, в период кризиса.
- Постоянная
Валютный курс
Валютный курс — соотношение стоимости валют разных стран, то есть, например, сколько рублей стоит один доллар.
Виды валютного курса
- Фиксированный – устанавливается в законодательном порядке.
- Плавающий – устанавливается на торгах, на валютных биржах.
- Текущий — курс кассовой сделки. По нему проводятся официальные расчёты в течение двух дней.
- Форвардный или срочный – курс срочной сделки по валютному (форвардному) контракту через какое-то время после заключения контракта.
- Кросс-курс – это соотношение между двумя валютами по отношению к третьей.
Функции валюты
- Мера стоимости, то есть определяет стоимость товаров.
- Средство обращения— то есть валюта выступает посредником между продавцами и покупателями
- Средство сбережения, так как является наиболее ликвидным имуществом, то есть легко обменивается на товары и услуги.
- Платёжное средство, например, при погашении кредита.
- Функция мировых денег.
Цель экономической политики любой страны — добиться конвертируемости национальной валюты.
Пути повышения конвертируемости валюты:
- Усиление экономических связей с другими странами: предприятия должны выходить на мировой уровень, привлекать иностранных инвесторов, предоставлять возможность приобретать товары по национальной валюте, создание условий для честной конкуренции.
- Политическая стабильность в стране.
- Продуманная денежно- кредитная и бюджетная политика, недопущение дефицита бюджета страны.
- Наличие валютных резервов для гарантированности стабильности национальной валюты.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
в условии
в решении
в тексте к заданию
в атрибутах
Категория:
Атрибут:
Всего: 103 1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–80 | 81–100 | 101–103
Добавить в вариант
Назовите любые два негативных последствия инфляции, приведённых в тексте. Используя обществоведческие знания, дайте два объяснения того, в чём проявляется негативное влияние высокой инфляции на деятельность фирм.
Показать
1
Как в тексте определено понятие «инфляция»? Как, по мнению автора, рост денежной массы влияет на экономику в условиях фазы экономического спада? Что, согласно тексту, требуется для нормального функционирования экономики?
Источник: ЕГЭ по обществознанию. Резервный день. (1) (часть С)
2
Какую функцию денег автор считает основной? Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, личный социальный опыт, укажите любые другие три функции денег и приведите пример реализации каждой из них.
Источник: ЕГЭ по обществознанию. Резервный день. (1) (часть С)
3
В некоторых странах наблюдается обратный инфляции процесс устойчивого снижения цен и повышения стоимости национальной валюты. Используя обществоведческие знания, выскажите три предположения о том, почему учёные считают этот процесс опасным для экономики соответствующих стран.
Источник: ЕГЭ по обществознанию. Резервный день. (1) (часть С)
4
Назовите любые два негативных последствия инфляции, приведённых в тексте. Используя обществоведческие знания, дайте два объяснения того, в чём проявляется негативное влияние высокой инфляции на деятельность фирм.
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Источник: ЕГЭ по обществознанию. Резервный день. (1) (часть С)
Назовите любые два негативных последствия инфляции, приведённых в тексте. Используя обществоведческие знания, дайте два объяснения того, в чём проявляется негативное влияние высокой инфляции на деятельность фирм.
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Показать
1
Как в тексте определено понятие «инфляция»? Как, по мнению автора, рост денежной массы влияет на экономику в условиях фазы экономического спада? Что, согласно тексту, требуется для нормального функционирования экономики?
Источник: ЕГЭ по обществознанию. Резервный день. (1) (часть С)
2
Какую функцию денег автор считает основной? Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, личный социальный опыт, укажите любые другие три функции денег и приведите пример реализации каждой из них.
Источник: ЕГЭ по обществознанию. Резервный день. (1) (часть С)
3
В некоторых странах наблюдается обратный инфляции процесс устойчивого снижения цен и повышения стоимости национальной валюты. Используя обществоведческие знания, выскажите три предположения о том, почему учёные считают этот процесс опасным для экономики соответствующих стран.
Источник: ЕГЭ по обществознанию. Резервный день. (1) (часть С)
4
Назовите любые два негативных последствия инфляции, приведённых в тексте. Используя обществоведческие знания, дайте два объяснения того, в чём проявляется негативное влияние высокой инфляции на деятельность фирм.
Источник: ЕГЭ по обществознанию. Резервный день. (1) (часть С)
Что понимают авторы под рациональной организацией власти? Опираясь на текст, знание обществоведческого курса и понимание социальных реалий укажите по два проявления прерогатив центральной власти и полномочий местных властей.
Показать
1
В чем, по мнению авторов, проявляется «кризис проникновения» в политике? К чему приводит соперничество властных групп за ресурсы власти в условиях модернизации?
Предметная область: Политика. Понятие власти
2
В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания,
— укажите не менее трёх основных признаков понятия «политическая власть»;
— объясните связь названных автором нормативно-правовых актов. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
3
Авторы полагают, что для эффективности государства необходима не только централизация управления, но «обеспечение зависимости государства от гражданского общества». Приведите три аргумента в обоснование заявленной точки зрения.
Предметная область: Политика. Гражданское общество и государство, Политика. Понятие власти
4
Задания Д22 C3 № 1510
Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «политическая власть». Укажите любые два обстоятельства, влияющие на снижение эффективности принимаемых властью политических решений, на которые обращают внимание авторы. Какие последствия возможны, по мнению авторов, в случае ненадлежащего исполнения политических решений? Приведите любые два последствия.
Предметная область: Политика. Понятие власти
Предметная область: Политика. Понятие власти
Необходимость разработки антиинфляционной политики государства обусловлена
1) потерей населением доверия к национальной валюте и национальным финансовым институтам
2) укреплением курса национальной валюты
3) притоком иностранных инвестиций в экономику страны
4) ростом малого и среднего предпринимательства
Предметная область: Экономика. Виды, причины и последствия инфляции
Опираясь на знание обществоведческого курса, объясните смысл понятия «отрасль права». Укажите предмет вещного права, который называет автор? Назовите любые два вида имущества, приведённых автором, для правового
регулирования имущественных отношений в отношении которых изданы специальные законы.
Показать
1
В какую категорию, согласно тексту, входят вещные права? Назовите два основания, указанные автором, для выделения вещных прав. Укажите предмет обязательственных прав, названный автором.
2
Автор пишет, что «вещные права и прежде всего право собственности являются необходимой предпосылкой, а затем и результатом участия в современном рыночном обороте». Назовите два любых объекта собственности, названных автором. Приведите по два примера, иллюстрирующих способы приобретения каждого из них юридическим лицом. (Сначала указывайте объект, затем приводите примеры, которые иллюстрируют способы его приобретения.) (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
3
Автор пишет, что переход России к рыночной экономике способствовал совершенствованию отрасли гражданского права. Опираясь на текст и обществоведческие знания, назовите три любых особенности гражданско-правового регулирования и объясните их связь с рыночными отношениями.
4
Опираясь на знание обществоведческого курса, объясните смысл понятия «отрасль права».
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
регулирования имущественных отношений в отношении которых изданы специальные законы.
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Существует несколько значений понятия «экономика». Какая позиция иллюстрирует экономику как хозяйство?
1) производство необходимых обществу благ и услуг
2) объяснение факторов, влияющих на снижение курса национальной валюты
3) исследование причин экономической стагнации
4) разработка перспективных моделей развития сферы услуг
Предметная область: Экономика. Экономика и экономическая наука
Существуют разные смыслы понятия «экономика». Экономику как науку иллюстрирует
1) производство консервов для домашних животных
2) расчёт параметров экономического роста страны
3) оказание образовательных услуг
4) биржевая игра на разнице курсов валют
Предметная область: Экономика. Экономика и экономическая наука
В условиях высокой инфляции правительство страны Н. пошло на сокращение расходных статей бюджета, повысило учетную ставку банковского процента. Антиинфляционные меры государству необходимо предпринимать, так как инфляция
1) приводит к обесценению национальной валюты
2) способствует возрастанию бюджетного профицита
3) делает невозможным проведение девальвации
4) содействует возрастанию внешнеторгового сальдо
Предметная область: Экономика. Виды, причины и последствия инфляции
В условиях увеличения роста цен на топливо, государство ввело ряд санкций против крупных энергетических компаний, обвиняя их в ценовом сговоре. Какую функцию государства в рыночной экономике иллюстрирует приведенный пример?
1) отстаивание интересов своих производителей на внешних рынках
2) компенсация негативных внешних эффектов производственной деятельности
3) поддержание стабильного курса национальной валюты
4) борьба с монополизмом и защита свободной конкуренции
Предметная область: Экономика. Роль государства в экономике
Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Связь между ростом инфляции и обострением проблемы бедности имеет причинно-следственный характер. (Б) Особую тревогу вызывает ухудшение положения в условиях инфляции семей с фиксированным доходом. (В) Многие семьи пытаются спасти свои сбережения путём покупки валюты. (Г) Подобная практика крайне вредна для развития экономики. (Д) Важно понимать, что не всякое повышение цен служит показателем инфляции.
Определите, какие положения текста имеют
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
A | Б | В | Г | Д |
Предметная область: Экономика. Виды, причины и последствия инфляции
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 2.
Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к функциям Центрального банка.
1) определение ставки рефинансирования; 2) ипотека; 3) денежная эмиссия; 4) установление курсов иностранных валют; 5) лизинг; 6) надзор за деятельностью кредитных организаций.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
Предметная область: Экономика. Финансовые институты, банковская система
(А) В странах с рыночной экономикой наблюдается значительное расслоение населения по уровню получаемых доходов. (Б) Вмешательство государства в экономическую жизнь необходимо, потому что для предпринимателей это
очень рискованно, дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. (В) Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. (Г) Государство участвует в регулировании макроэкономических рыночных процессов. (Д) Макроэкономическими называются параметры, справедливые для экономики всей страны (или её региона) в целом – например, уровень инфляции или обменный курс национальной валюты.
Определите, какие положения текста имеют
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
A | Б | В | Г | Д |
Предметная область: Экономика. Роль государства в экономике
Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Глобализация мирового экономического пространства способствует повышению открытости национальных экономических систем и построению международных экономических отношений на основе многосторонних соглашений. (Б) Европейский Союз включает 27 государств, взаимосвязь экономик которых доказывает то, что взаимная торговля составляет более половины объёма внешнеторгового оборота этих стран. (В) Страны ЕС с 2002 года ввели в обращение единую валюту (евро). (Г) Эта ситуация позволит капиталу более свободно перемещаться по единой Европе в поисках выгодного предложения. (Д) Несмотря на возникающие разногласия по отдельным проблемам экономической политики, экономическая интеграция в рамках ЕС продолжает углубляться.
Определите, какие положения текста имеют
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
Предметная область: Экономика. Мировая экономика
Ниже приведён перечень функций, выполняемых банками. Все они, за исключением двух, относятся к сфере деятельности коммерческих банков.
1) назначение учётной ставки
2) покупка и продажа валюты
3) продажа дорожных чеков
4) обслуживание счетов фирм
5) осуществление монопольной эмиссии денег
6) открытие и обслуживание депозитов граждан
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 30.03.2016. Досрочная волна
Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, являются обязательными признаками любого государства.
1) правотворчество; 2) территория; 3) суверенитет; 4) публичная власть; 5) вооружённые силы; 6) национальная валюта.
Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ниже приведён перечень функций, выполняемых банками. Все они, за исключением двух, относятся к сфере деятельности коммерческих банков.
1) открытие и обслуживание пластиковых карт; 2) покупка и продажа валюты; 3) выдача кредитов гражданам; 4) обслуживание счетов фирм; 5) назначение учётной ставки; 6) эмиссия денег.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Источник: ЕГЭ — 2018. Досрочная волна
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, обозначают основные признаки государства.
1) национальная валюта; 2) налогообложение; 3) суверенитет; 4) вооружённые силы; 5) правотворчество; 6) территория.
Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ниже приведён ряд функций. Все они, за исключением двух, относятся к функциям коммерческих банков.
1) выдача кредитов; 2) осуществление безналичных платежей; 3) выпуск в обращение денег; 4) обмен валюты; 5) установление ключевой ставки; 6) привлечение вкладов.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ниже приведён ряд функций. Все они, за исключением двух, относятся к функциям Центрального банка.
1) денежная эмиссия; 2) управление золотовалютными резервами; 3) обслуживание юридических лиц; 4) привлечение депозитов; 5) хранение обязательных банковских резервов; 6) установление курса иностранных валют.
Найдите две функции, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие вероятные тренды обозримого будущего выделяет автор? Перечислите четыре из них.
Показать
1
О каких двух глобальных резервных валютах говорит автор. Укажите их. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите два аргумента, доказывающие, что перечисленные валюты действительно являются глобальными.
Источник: РЕШУ ЕГЭ — Предэкзаменационная работа 2014 по обществознанию.
2
Автор указывает каким образом находили в прошлом выход из глобальных кризисов. Укажите опираясь на текст меры по формированию новой модели регулирования экономики? Используя обществоведческие знания предложите собственные аргументы выхода из посткризисной ситуации.
3
Задания Д22 C3 № 5401
Что автор называет «реиндустриализацией»? Какие факторы (причины) процесса реиндустриализации указывает автор? Назовите любые два фактора. Опираясь на обществоведческие знания объясните смысл понятия «глобализация».
Источник: РЕШУ ЕГЭ — Предэкзаменационная работа 2014 по обществознанию.
Источник: РЕШУ ЕГЭ — Предэкзаменационная работа 2014 по обществознанию.
Всего: 103 1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–80 | 81–100 | 101–103
- Взрослым: Skillbox, Хекслет, Eduson, XYZ, GB, Яндекс, Otus, SkillFactory.
- 8-11 класс: Умскул, Лектариум, Годограф, Знанио.
- До 7 класса: Алгоритмика, Кодланд, Реботика.
- Английский: Инглекс, Puzzle, Novakid.
Понятие валюты. Характеристика, функции и виды валют
Валюта (денежная единица) – название денег, действующих в конкретном государстве. Это название применяется, прежде всего, в контексте международного обмена. Валюта является измерителем стоимости и средством регулирования оплаты (дебиторской и кредиторской задолженности) в международных сделках.
Каждая валюта имеют свой стандартизированный трёхбуквенный код (например, GBP), принятый Международной Организацией по стандартизации (ISO). В нём отражается страна, в которой действует данная валюта и инициал определенной валюты.
Характеристика
В настоящее время почти во всех государствах мира существует только одна основная денежная единица и какая-то меньшая единица. Иностранная валюта является средством осуществления платежей и денежных переводов из одной валютной области к другой. К иностранной валюте относятся иностранные монеты, банкноты, депозиты в иностранных банках и др.
Для того, чтобы денежная единица страны стала валютой в международном обороте, она должна быть конвертируемой в другие валюты. О том, каким является отношение обмена между двумя валютами (в том числе национальной по отношению к иностранной), сообщает валютный курс. Валютами обмениваются на рынках (для чего устанавливаются рыночные курсы). Для официальных сделок центральные банки определяют и объявляют национальные курсы обмена валют.
Виды валют
Из ныне существующих валют наибольшее значение имеют: доллар США, Евро, Швейцарский Франк, Британский Фунт и Японская Иена.
Валюту можно классифицировать по-разному, однако чаще всего её группируют по следующим критериям.
По значению в международных финансовых отношениях:
- валюта твёрдая – такую валюту можно обменять практически в любом месте и в любое время (например, доллар США);
- валюта слабая (мягкая) – валюта с ограниченной конвертируемостью, которую нельзя вывозить из страны, или её вывоз подвергается большим ограничениям (например, тунисский динар).
По степени конвертируемости:
- свободно-конвертируемая валюта, которая просто и свободно конвертируется со всеми иностранными валютами;
- частично-конвертируемая, которая конвертируется с валютами большинства, но не всех стран (например, российский рубль);
- неконвертируемая валюта, существующая только в границах одного государства, за пределами которого она ничего не стоит, не конвертируется и не принимается к оплате.
Какая из существующих валют относится к каждому из этих 3-х разрядов, решает МВФ (Международный Валютный Фонд).
Если между государствами происходят безналичные расчёты, то чаще всего используется клиринговая валюта.
По отношению к эмитенту (стране, издающей валюту):
- национальная валюта, представляющая конкретное государство;
- иностранная валюта, которая является национальной для других государств (доллар, евро);
- коллективная валюта, которая присуща группе государств (например, для ЕС – это Евро).
По уровню использования:
- резервная, используемая в качестве накопления запаса для транснациональных сделок;
- ведущая мировая валюта, которая чаще всего используется большинством мировых государств.
По сроку действия:
- временная, устанавливаемая на некоторый срок, например, в кризисный период;
- постоянная.
Валютный курс
Валютный курс представляет собой соотношение стоимости различных валют между собой (например, сколько рублей стоит один евро).
Виды валютного курса:
- фиксированный, устанавливаемый законом;
- плавающий, устанавливаемый на валютных биржах в результате сделок;
- текущий, по которому осуществляются официальные расчёты на протяжении 2-х дней (это курс кассовой сделки);
- кросс-курс, который выражает соотношение 2-х валют между собой по отношению к третьей;
- срочный или форвардный, представляющий собой курс срочной сделки по форвардному (то есть валютному) контракту спустя некоторый период времени после подписания контракта.
Каждое государство в своей экономической политике стремится конвертировать свою национальную валюту, для чего:
- усиливает экономические связи с другими государствами, выводя свои компании на мировой уровень, притягивая зарубежных инвесторов, предоставляя право покупки товаров по национальной валюте;
- создаёт условия для свободной и честной конкуренции;
- стабилизирует политическую ситуацию в государстве;
- проводит продуманную денежно-кредитную и бюджетную политику, препятствует появлению бюджетного дефицита;
- увеличивает валютные государственные резервы ради стабилизации и подкрепления национальной валюты.
Функции валюты
- мера стоимости, что выражается в установлении стоимости товаров и услуг;
- средство обращения, так как валюта является арбитром между покупателями, производителями и продавцами;
- средство сбережения, что означает лёгкий обмен валюты на товары и услуги;
- платёжное средство;
- мировые деньги.
- Взрослым: Skillbox, Хекслет, Eduson, XYZ, GB, Яндекс, Otus, SkillFactory.
- 8-11 класс: Умскул, Лектариум, Годограф, Знанио.
- До 7 класса: Алгоритмика, Кодланд, Реботика.
- Английский: Инглекс, Puzzle, Novakid.
Канал видеоролика: Яна Вареньева
Смотреть видео:
#обществознание #школьнаяпрограмма #экзамены #сгюа #вгау #юзгу #ргунг #мирэа #мглу
Свежая информация для ЕГЭ и ОГЭ по Обществознанию (листай):
С этим видео ученики смотрят следующие ролики:
ОГЭ обществознание 2 часть
Школа обществознания
РАЗБИРАЕМ НАЛОГИ И ИХ СТРУКТУРУ | ЕГЭ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 2019 | Онлайн-школа СОТКА
Обществознание ЕГЭ сотка
Топ-5 вопросов, от которых бомбит у Алексея Кулагина | ЕГЭ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 2019 | Онлайн-школа СОТКА
Обществознание ЕГЭ сотка
Тема: «Теоретическая часть сочинения» | ЕГЭ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 2019 | Онлайн-школа СОТКА
Обществознание ЕГЭ сотка
Облегчи жизнь другим ученикам — поделись! (плюс тебе в карму):
20.12.2021
Понятие и роль денег в экономике
На сегодняшний день, особенно в государствах с
развитой рыночной экономикой, самой значимой экономической сущностью являются
деньги. Без них не будут работать предприятия, выполняться социальные
программы, обеспечиваться быт, функционировать государственные структуры. Если
исчезнут деньги, произойдёт обвал рыночной экономики. Бартер (натуральный
обмен) ушёл далеко в прошлое.
Сейчас в обращении находятся огромные объёмы
товаров и миллионы транзакций. И лишь таким высоколиквидным всеобщим
эквивалентом как деньги обеспечивается работа сложных механизмов рынка.
Содержание
1 Суть понятия
2 Виды
3 Основные функции
4 Роль в экономике
5 Особенности в разных экономических моделях
Суть понятия
Деньги являются товаром особого вида, который
играет роль всеобщего эквивалента для любых других товаров. Деньги очень важны
в рыночной экономике, при их отсутствии невозможно осуществлять рыночный обмен.
Они являются всеобщим эквивалентом, который легко обменивается на любые другие
товары. При этом специфичность денег заключается в абсолютной ликвидности, то
есть наивысшей скорости и лёгкости их обмена на другие активы.
Деньги имеют определённую стоимость.
Существует несколько видов их стоимости:
Реальная (внутренняя). Является стоимостью
эмиссии (выпуска) денег и включает траты на производство и материал;
Представительная. Отображает степень доверия
людей к самим денежным средствам и их эмитенту (по сути, считается рыночным
курсом);
Номинальная. Указывается на денежных знаках и
является их номиналом. Когда номинальная стоимость равноценна реальной, деньги
считаются полноценными. Если номинальная цена ниже реальной – неполноценными.
Деньги обладают следующими основными характеристиками:
1. Применяются
как инструмент при обмене товаров и услуг.
2. Измеряют
ценность, то есть цену любого продаваемого предмета.
3. Используются
в качестве меры измерения труда и ценности произведённых товаров и услуг.
Деньги должны обладать определёнными свойствами, и только те
ценности, которые соответствуют всем им, могут иметь статус денег. Основными
требованиями к денежному материалу являются:
Свойство |
Комментарий |
Однородность качества |
Все экземпляры выпускаются |
Прочность |
Денежный материал должен обладать |
Сохраняемость |
Длительное хранение не должно |
Объединяемость и делимость |
Деньги должны легко размениваться |
Компактность |
Небольшая масса денежных средств |
Узнаваемость |
Денежные средства должны |
Высокая степень безопасности |
Должна присутствовать защита от |
Виды
Деньги могут быть следующих видов:
·
Наличными, которые являются монетами и банковскими билетами
(банкнотами и казначейскими билетами). Эмитировать наличные деньги имеет право
только центральный банк страны (в РФ – Центробанк). Монеты – денежные знаки из
металлических сплавов, служащие для размена. Банкноты – бумажные купюры,
предназначенные для покупок;
·
Безналичными, то есть средствами, хранящимися на расчётных
счетах и депозитах в банках, а также депозитными сертификатами и
государственными ценными бумагами. В рыночной экономике денежные средства в
безналичной форме очень широко распространены (вместе с чеками). По сути это
лишь регистрационная запись, указывающая на то, что определённому лицу
принадлежит какая-то сумма. Безналичные деньги в любой момент могут
превратиться в наличные (к примеру, если владелец счёта снимет средства с карты
в банкомате).
Кроме того, существуют ещё несколько видов денег:
1. Товарные
(натуральные). Обладают собственной ценностью и полезностью. Подобными деньгами
могли быть меха, скот, зерно, золото, жемчужины и т. п.
2. Обеспеченные
(разменные, представительские). Могли по требованию обмениваться на товарные
деньги. Например, при предъявлении банкноты банк мог выдать указанное в ней
количество золотых монет.
3. Фиатные
(бумажные, символичные). Могут выполнять функции денег только при поддержке
государства, так как сами не имеют ценности, как и гарантий обмена на золото
или другой ценный эквивалент. Сейчас такими деньгами являются банкноты и
средства на счетах в банках.
4. Кредитные.
Специально оформленные долговые обязательства или право требования, обычно
оформленные в форме ценной бумаги. Кредитные деньги в указанные срок должны
оплачиваться. Пример: вексель, чек.
Основные
функции
Суть денег характеризуется наиболее полно единством функций.
Выделяют несколько главных функций:
Функция |
Описание |
|
Мера стоимости |
Деньгами измеряется стоимость |
|
Средство обращения |
Деньги используются в качестве |
|
Средство накопления |
Деньгами можно делать накопления, |
|
Особенностью этой функции является то, что |
||
Средство платежа |
Подобная функция проявляется при продаже В качестве другого примера можно |
|
Мировые деньги |
Эта функция закреплена за самыми устойчивыми, В настоящее время мировыми деньгами
|
|
Роль в экономике
Оборот денег в экономике осуществляется не
автономно, а системно, при этом на их движение действуют факторы объективного и
необъективного характера. Деньги обладают достаточно сложной экономической
природой, их роль в экономике неоднозначна. Деньги – зависимая переменная в
экономических процессах: гиперинфляция приводит к потере активной роли денег,
если же наблюдается рост в экономике, их роль значительно повышается.
Несколько факторов, характеризующих роль денег в экономических
процессах:
·
Спрос на деньги, которые нужны, чтобы осуществлять деятельность,
выплачивать заработную плату, приобретать оборотные средства, покупать товары в
розницу. То есть денежные средства участвуют во взаимоотношениях между
хозяйствующими субъектами и физическими лицами. Это называется «спросом на
сделки» и состоит из двух самостоятельных, но взаимозависимых составляющих:
количества товаров и их текущей стоимости;
·
Динамика и уровень всех цен (включая потребительские,
производственные, закупочные в сельском хозяйстве, тарифы на транспорт,
коммунальные услуги). Деньги помогают определить не только издержки, но и
результат производственной деятельности посредством стоимости произведённой
продукции и полученного дохода. Их использование способствует сопоставлению
выручки от реализованной продукции и издержек, оценки эффективности
производства;
·
Спрос на активы. Это финансовые операции с такими активами как
недвижимость, государственные ценные бумаги, иностранная валюта, банковские
депозиты и сертификаты, акции компаний. Такие активы приобретаются на денежные
средства с высокой степенью эффективности, то есть наличные;
·
Проценты финансовых активов. Согласно современной экономической
теории установлена обратная связь спроса на денежные средства и роста
процентных ставок активов. Высокие процентные ставки финансовых активов
поддерживают высокий спрос на них и снижают спрос на деньги для реальных
секторов экономики и на наличные. При кризисе фондового рынка происходит сброс
финансовых активов и возникает ажиотажный интерес к наличным рублям и
иностранной валюте;
·
Скорость оборота. Чем выше скорость обращения денежных средств,
тем меньше спрос на них;
·
Совокупные валютные факторы. В современных условиях доллары
пользуются большим спросом по сравнению с рублями. Это делает актуальным
стимулирование спроса на рубли для того, чтобы национальная валюта служила
основным ориентиром в работе экономических субъектов. Денежные средства
используют, чтобы оценивать выгодность операций по импорту и экспорту,
применяют при расчётах кредитных и нетоварных операций, а также составляя
торговый баланс государства и подводя итоги активного/пассивного торгового
баланса;
·
Потребности вне рамок текущего оборота. Это спрос на денежные
средства, которые необходимы для расширения воспроизводства. Размер реального
спроса на деньги определяет ресурсная обеспеченность субъектов;
·
Спрос на денежные средства зависит от использования современных
технологий в финансовой и банковской сфере, чёткой деятельности всей
платёжно-расчётной системы. Понижение спроса наблюдается при внедрении
электронных переводов ценных бумаг от владельца к владельцу;
·
Спрос на денежные средства зависит от степени интенсивности
сбережений на банковских счетах. При росте таких сбережений расширяются
возможности пользования денежными средствами в безналичном обороте, так как
прирост средств обеспечивается тем, что важнейший фактор формирования спроса
заключается в спросе на реальный денежный остаток, так как людям важна не
номинальная ценность денежных знаков, а их покупательная способность. Если
главная задача денежно-кредитной политики заключается в содействии
экономическому росту и благосостоянию, то необходимо стимулировать население
создавать накопления. В итоге накопления будут расширять границы для прироста
денежной массы и финансово обеспечивать расширенное воспроизводство.
Особенности
в разных экономических моделях
В разных моделях экономики роль денег заключается в следующем:
1. Способствуют
улучшению хозяйственной деятельности.
2. Усиливают
заинтересованность хозяйствующих субъектов в развитии производства путём
снижения издержек и с помощью цен.
3. Денежные
расходы зависят от доходов.
4. Контролируются
цены, объёмы и качество товаров и услуг.
Административно-командная экономика, недавно существовавшая в
России, приводила к ограничению роли денег, которые использовались как
вспомогательный инструмент для учёта и контроля, осуществляемого органами
управления. Ассортиментный ряд и объём выпускаемой продукции устанавливали
вышестоящие организации каждому предприятию в виде плана в натуральном и
ценовом выражении.
Произведённую продукцию распределяли потребителям. При
реализации товаров денежные расчёты играли подчинённую роль. При подобной
экономической модели роль денег снижена, чему способствует применение
стабильных цен. На ценообразование не влияло различное соотношение спроса и
предложения.
Цены не менялись, когда наблюдался недостаток товаров или их
нормированное распределение. Такие условия приводили к подавленной инфляции,
которая сопровождалась понижением роли денег, так как чтобы приобрести товар не
так важно было их наличие у покупателя, как возможность получить их по
установленной норме.
Рыночная экономика значительно повышает роль денег. Это связано
с тем, что происходят изменения в условиях хозяйствования и управления
производственными процессами, формах собственности, реализации выпускаемой
продукции.
Товаропроизводители самостоятельно устанавливают объёмы и
ассортимент продукции, что приводит к усилению роли денег. Они помогают
оценивать платёжеспособный спрос, с учётом которого формируется объём и
ассортимент производимой продукции. Обращается внимание на выгодность и
эффективность деятельности, учитывая стоимость выпускаемой продукции и размер
издержек.
Роль
денег повышается и в розничной торговле, так как отменяются нормы и талоны.
Наличием денежных средств определяется возможность приобретения товаров.
Государство регулирует экономические процессы рыночными, а не административными
методами.
Название предмета и класс: экономика, 11 класс
Номер урока и название темы: урок №18 «Валютный рынок»
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
- Валютный курс. Валютный рынок.
- Факторы, влияющие на валютный курс.
- Участники и формы международных расчётов.
Глоссарий по теме: валютный курс, валютный рынок, покупательная способность валюты, конвертируемость валюты, валютная система, международные расчёты, формы международных расчётов, платёжный баланс, сальдо платёжного баланса.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице другой страны, называется валютным курсом.
Рынок, на котором покупают и продают валюту, называется валютным рынком.
Главные участники — коммерческие и центральные банки, частные компании, физические лица. Каждому участнику необходимо знать, как будет меняться курс валюты в течение всего времени, пока осуществляется сделка.
На валютный курс влияет:
– темп инфляции;
– степень доверия к валюте на мировом рынке.
Валюты, которые свободно могут обмениваться на другие валюты, называются свободно конвертируемыми. На сегодняшнем этапе развития Международный валютный фонд относит к их числу валюты 17 государств (доллар США, евро, японская иена, британский фунт, швейцарский франк и пр.).
Валюты, которые могут обмениваться с ограничениями, – частично обратимые (индийские рупии, российские рубли, китайские юани, турецкие лиры).
Валюты, где существуют ограничения на обмен для всех, являются необратимыми или замкнутыми. Из ныне известных национальных валют самыми неконвертируемыми считаются северокорейские воны и кубинские песо.
Национальная валютная система включает в себя:
– национальную денежную единицу (валюту);
– валютный курс (плавающий/фиксированный);
– условия конвертируемости валюты;
– режим национального рынка золота и валютного рынка.
В середине XIX века сложилась Ямайская мировая валютная система.
Элементы мировой валютной системы.
1. Основной режим валютного курса – плавающий, который определяется в результате взаимодействия спроса и предложения.
2. В этих условиях участники международной торговли должны страховать возможные убытки. Для этого проводятся операции, целью которых является минимизация потерь от непредвиденных колебаний валютных курсов – хеджирование.
3. Международный валютный фонд (МВФ) – регулирующая организация.
Основными участниками международных расчётов являются экспортёры, импортёры и банки.
Необходимым условием для проведения международной торговой операции является внешнеторговый контракт.
Выделяют следующие основные формы расчётов:
А) авансовый платёж;
Б) аккредитив;
В) инкассо.
Авансовый платёж: сначала на счёт продавца переводится часть суммы, а затем производится поставка товара.
Аккредитив предусматривает, что после поставки продавец предъявляет документ в банк и получает деньги на свой расчётный счёт.
При использовании инкассо участвуют два банка – продавца и покупателя, которые сами выполняют операции без участия сторон.
Платёжный баланс – это денежное выражение всего комплекса международных отношений страны в форме соотношения показателей вывоза и ввоза товаров/услуг, капиталов.
Одним из основных разделов платёжного баланса является торговый баланс, то есть соотношение между величинами экспорта и импорта.
В реальной жизни платёжный баланс государства имеет положительное (активное) или отрицательное (пассивное) сальдо. Положительное сальдо означает превышение суммы поступлений над суммами платежей. Отрицательное — наоборот.
Резюме теоретической части
Цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице другой страны, называется валютным курсом.
Рынок, где покупают и продают валюту, называется валютным рынком.
Валюты, которые свободно могут обмениваться на другие валюты, называются свободно конвертируемыми.
Валюты, которые могут обмениваться с ограничениями, – частично обратимые.
Валюты, где существуют ограничения на обмен для всех, являются необратимыми.
Необходимым условием для проведения международной торговой операции является внешнеторговый контракт.
Выделяют следующие основные формы расчётов: авансовый платёж; аккредитив; инкассо.
Платёжный баланс – это стоимостное выражение всего комплекса международных отношений страны.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
1. Выберите верный ответ и выделите его цветом.
Цена денежной единицы одной страны, выраженная в иностранной денежной единице, – это…
А) валютный рынок;
Б) валютные интервенции;
В) валютный курс;
Г) ревальвация валюты.
Ответ:
Цена денежной единицы одной страны, выраженная в иностранной денежной единице, – это…
А) валютный рынок;
Б) валютные интервенции;
В) валютный курс;
Г) ревальвация валюты.
2. Реальное снижение курса национальной валюты по отношению к иностранной валюте – это…
а) девальвация национальной валюты;
б) ревальвация национальной валюты;
в) демпинг;
г) валютные ограничения.
Ответ:
А.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
- Сборник специальных модулей по финансовой грамотности для УМК по экономике 10-11 классов / Е. А. Трушина, Я. С. Грапов, О. Д. Фёдоров, О. А. Борисова, А. В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2018. – 112 с. – С. 75–81.
- Левицкий М. Л., Шейнин Э. Я., Виленский В. М. Экономика. 11 класс: Учебное пособие. – М.: Просвещение, 2017. – С. 94–99.
- Акимов Д. В., Дичева О. В., Щукина Л. Б. Задания по экономике: от простых до олимпиадных. Пособие для 10-11 классов общеобразоват. учрежд. / Д. В. Акимов, О. В. Дичева, Л. Б. Щукина. – М.: Вита-Пресс, 2008. – 320 с. : ил. – С. 258–270.
Открытые электронные ресурсы по теме урока:
- Федеральная служба статистики. Раздел «Внешняя торговля» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ftrade/#