«Хорошо сдает историю тот, кто упорно трудится один-два года до экзамена», — скажет любой выпускник, который прошел это испытание. Учебный год уже начался, поэтому самое время познакомиться поближе с ЕГЭ по истории 2023. В статье вся необходимая информация: основные тематические блоки, структура экзамена и типы заданий.
Изменения ЕГЭ по истории — 2023
Обновлённая модель ЕГЭ по истории не привнесла радикальных изменений в структуру и содержание экзамена, что не может не радовать! Из экзамена 2023 не убрали никаких заданий прошлого года, а лишь добавили два новых в первую и вторую часть.
Это задание 8, посвящённое событиям Великой Отечественной войны. В задании вам предстоит поработать с иллюстративным материалом и дать краткий ответ на вопрос. Оно относится к категории базового уровня сложности и оценивается в один балл.
Вторым новшеством стало задание 20 на сравнение из второй части экзамена. Это задание высокого уровня сложности, которое оценивается в три балла:
Здесь выпускникам предлагается самостоятельно сформулировать тезис о различиях (обратите внимание, что линии сравнения могут быть самыми разными, но опираться должны на предложенные в задании данные, в нашем случае это положение дворянства) в положении дворянства при Петре I и Екатерине II. Свой тезис необходимо подтвердить как минимум двумя историческими фактами (не собственными мнениями!). Задание проверяет умение учеников проводить сравнительный анализ исторических событий/процессов и формулировать собственную точку зрения с опорой на конкретные факты.
Из точечных изменений ЕГЭ 2023 следует также отметить:
- на экзамен отводится 210 минут вместо прежних 180;
- максимальное количество баллов увеличилось с 38 до 42.
Важным новшеством стал новый принцип тематического формирования КИМов. Теперь не менее 20% заданий экзаменационной работы будут включать в себя факты истории Великой Отечественной войны. То есть данная тема будет проверяться не только специфически в заданиях 8 и 17 (которые всегда посвящены сюжетам войны), но будет обязательно встречаться и в других заданиях первой и второй части. А это значит, что ваша подготовка к теме Великой Отечественной войны должна стать более основательной.
Коснулись изменения и системы оценивания заданий второй части — критерии стали строже.
Например, в задании 18 (причинно-следственные связи) есть штрафные баллы за приведение большего количества положений (более трёх), содержащих ошибку! Суть вот в чем:
- если вы приводите не три причины, как требует задание, а, например, пять (для подстраховки), то в случае, если хотя бы одна из них будет неверной (с фактической ошибкой или просто общее суждение, лишённое конкретики), то с вы потеряете 1 балл.
- если из этих пяти причин неверными окажутся две или более, то за задание автоматически выставляется 0 баллов.
Именно поэтому правило «чем больше напишу, тем лучше», больше не действует в задании по типу 18. Если не уверены в своём ответе, не стоит писать более трёх положений. Так вы сохраните возможность получить за задание хотя бы частичный балл.
Схожая ситуация оценивания теперь и в задании 19 (работа с терминами). Теперь помимо составления определения вас просят указать один любой факт, связанный с предложенным понятием. В прошлом году у выпускников ещё была возможность написать несколько фактов, и если хотя бы один из них оказывался верным, то ученик получал полный балл за задание. С 2023 года ситуация изменилась: если вы решите привести не один факт, а два-три, и какой-либо из них окажется неверным, то вы автоматически потеряете 1 балл за задание. То есть приводя факты, вы должны быть осторожны и не писать те, в которых не уверены.
Изменения в ЕГЭ по истории действительно масштабные. И речь здесь не столько об изменении количества заданий, сколько в критериях оценивания. И если при подготовке их не учесть, то на экзамене можно запросто потерять важные и ценные баллы.
Чтобы этого не произошло, мы в MAXIMUM Education разбираем с нашими учениками абсолютно все изменения ФИПИ и обновленные критерии оценивания. После этого мы тренируемся решать все задания и учимся подыскивать лучшие аргументы для письменной части. И обязательно делимся с учениками лайфхаками решения заданий. Большая часть из них типовая, а значит надо просто отточить нужные навыки, чтобы всегда получать максимальный балл.
Если вы хотите подготовиться к ЕГЭ по истории на 80+, то можете смело записываться на наши курсы подготовки. Мы определим ваш уровень знаний и научим всему необходимому!
Кратко о структуре экзамена
ЕГЭ по истории состоит из двух частей: в первой нужно дать краткий ответ, во второй — развернутый. Всего в бланках 21 задание, за которые можно получить максимум 42 балла. В заданиях встречаются:
- имена;
- названия;
- термины;
- фрагменты исторических источников;
- карты;
- иллюстрации;
- таблицы с датами.
Что нужно учить?
Придется выучить всю историю России: от зарождения государства в IX веке до 2000-х годов. Для удобства лучше ее разделить на три массивных блока: древняя и средневековая история до династии Романовых (IX в.-1613 г.), сами Романовы (1613-1917 гг.) и отдельно XX век. Лучше уделить каждой эпохе равное количество времени, ХХ веку — чуть больше.
Чтобы сдать экзамен, нужно знать разные области истории.
Всеобщая история
Общемировой исторический контекст проверяется во 2 и 21 заданиях. Для решения задания из первой части нужно выучить, к какой части века относятся самые знаковые страницы мировой истории (например, открытие Колумбом Америки или Столетняя война) и суметь их соотнести по времени с событиями отечественной истории. Никаких сюрпризов с датами не будет: они утверждены в кодификаторе, их чуть больше сотни (114 штук).
Более глубокие знания потребуются вам в задании 21, ведь теперь вам предстоит составить аргумент (в том числе на основе конкретных фактов из истории зарубежных стран!), который бы подтверждал или опровергал предложенную в задании точку зрения. Поэтому механическим заучиванием здесь не обойтись. Важно понимать, что происходило в мире в разные эпохи, начиная с Древнего мира и античности и заканчивая ХХ веком.
Культура
В заданиях 7, 15 и 16 нужно показать, насколько хорошо вы разбираетесь в архитектурных стилях, живописи, музыке и литературе. Придется выучить не только названия и авторов произведений искусства, но и то, как они выглядят. Два задания содержат иллюстрации: глядя на них, вам придется ответить на несколько каверзных вопросов.
Картографический блок
В ЕГЭ есть еще одна иллюстрация — карта. На ней спрятаны подсказки о том, что на ней происходит: война, бунт, а, может быть, расселение славянских племён. Первых статистически больше, поэтому стоит разобраться с датами военных событий, знаковыми боями, названиями населенных пунктов и главнокомандующими. Важно отличать их друг от друга. Русско-турецких войн было, например, 12 и у каждой своя карта военных действий, свои главнокомандующие.
В заданиях 9-12 нужно указать пропущенное на карте название города или реки, дату или имя, а также вам придется поработать и с текстом в рамках исторической географии. Чтобы различить, что представлено на карте, нужно найти все разбросанные по карте слова и цифры, а потом связать их вместе, словно вы — Шерлок Холмс. Эту работу облегчает наличие легенды — таблицы в уголке с описанием опознавательных знаков.
Великая Отечественная война
Рекомендуем отдельно и очень подробно изучить историю Великой Отечественной войны. Отныне ей посвящено целых два задания: №8 (из первой части) и №17 (из второй части экзамена). А еще, как мы уже отметили выше, в КИМах она может всплыть несколько раз в любых заданиях: в письменных источниках, картах, иллюстрациях, заданиях на сопоставление.
Пять лет по сравнению со всей историей России кажутся крохотным отрезком. Но на него мы уделяем на наших курсах два, а то и три урока. Судите сами: вам нужно знать многие даты с точностью до дня, движение и стратегии армий, общий ход войны и ее локальные битвы, этапы освобождения, международные союзы, названия боевой техники сторон, имена героев войны, а отдельно запомнить тех, кто был дважды и трижды героем СССР.
История современной России
Хотя большинство заданий посвящены древней Руси, Российской империи и СССР, это не значит, что нужно списывать со счетов «лихие 90-е» и 2000-е. В последние годы в ЕГЭ попадаются события правления В. В. Путина первых двух сроков, а с недавних пор и Д. А. Медведева.
Какие типы заданий встречаются на ЕГЭ по истории?
Исторические источники
Сдающим историю придется работать с оригинальными текстами разных эпох и идентифицировать их. Чем дальше от XXI века, тем тяжелее их читать: самые ранние (а могут повстречаться фрагменты и Х века) совсем зубодробительные. Зато поздние усложнены множеством малоизвестных деталей и понять, о чем идет речь тоже бывает непросто. Задания, в которых встречаются исторические источники — 6, 11, 13-14, 17.
Таблицы на сопоставление
Все таблицы появляются только в первой части: в заданиях 1, 3, 5, 7. Где-то требуется сопоставить события и даты, где-то людей и события, к которым они причастны, а где-то — исторические факты и процессы. Оценивают такие задания лояльно: в случае ошибки ученик теряет один балл из двух, а не все разом.
В прошлом году в ЕГЭ по истории включили задание 4, которое проверяет знание региональной истории России. Восстание в Тамбове и формирование Второго народного ополчения в Нижнем Новгороде, как тебе такое, Илон Маск? В нашей истории множество поворотных событий проходили далеко от столичных городов, и, к сожалению, многие одиннадцатиклассники не в курсе этого.
Установление причинно-следственных связей
С 2022 года во второй части экзамена присутствует задание, которое проверяет умение выпускников выстраивать причинно-следственные связи исторических событий и процессов. Даны исходные любого события, а выпускнику необходимо указать три причины или последствия данного события. Здесь уже важны аналитические способности, умение видеть историю как единый процесс, а не набор хаотичных фактов. И не забудьте, что с 2023 года в нем присутствуют штрафные баллы, а значит написать побольше «для подстраховки» уже может грозить потерей баллов.
Задание на терминологию
С 2022 года исторические понятия и термины также поменяли свою дислокацию в экзамене, переехав во вторую часть. Теперь от выпускников требуется дать развёрнутый ответ: самостоятельно сформулировать определение для предложенного понятия. На этом сюрпризы не кончаются. К определению необходимо добавить связный факт, который бы конкретизировал (т.е. уточнял, помещал в контекст) данное понятие применительно к истории России. Для работы с терминами обязательно ведите исторический словарик при подготовке.
Задание на аргументацию
Задание 21 в новой нумерации 2023 года помимо своей сложной структуры включает в себя элементы всеобщей истории.
Выглядит это жутковато: ученикам предлагают рассмотреть утверждение, к которому нужно придумать два аргумента в пользу него: один для истории России, а другой для зарубежной истории. Главная ошибка школьников в том, что они путают аргумент с простым историческим фактом и указывают последнее, за что теряют баллы.
Аргумент всегда состоит из двух частей: самого исторического факта и его объяснения, которое утверждает или опровергает исходный тезис. Об основных ошибках в задании на аргументацию и о том, как получить за него высший балл мы рассказывали в этой статье.
Кроме этого, для того, чтобы решить задание, выпускникам важно иметь базовое представление о событиях истории зарубежных стран. В некотором смысле, это вехи — ключевые события, которые меняли ход истории. Ознакомиться с данными процессами и событиями вы можете в кодификаторе событий для задания 19, это поможет вам систематизировать информацию, продумав свою подготовку.
Как подготовиться к ЕГЭ по истории 2023?
Разумеется, все это выучить! Ученик действительно должен знать огромный объем информации. Именно поэтому история — один из самых сложных ЕГЭ.
Главная проблема — даты, которых нужно помнить несколько сотен. Однако ее можно решить, если пользоваться мнемотехниками. Мы уже делились некоторыми из них в другом материале.
Еще стоит прорешивать как можно больше заданий, которые встречаются на экзамене. Прописывайте аргументы, решайте тестовую часть — и не забывайте строго следовать всем правилам оформления ЕГЭ и критериям оценивания. После этого проверяйте свои ошибки и повторяйте те темы, в которых разбираетесь хуже.
Именно так устроены наши занятия по подготовке к ЕГЭ. Мы проводим срезы знаний и пробный экзамен, анализируем ошибки учеников и индивидуально объясняем им, на что обязательно нужно обратить внимание. Если у кого-то остаются вопросы, мы всегда дополнительно разбираем сложные темы.
Поэтому после наших курсов подготовки к ЕГЭ по истории выпускники сдают экзамены на очень высокий балл — обычно не ниже 80. И неудивительно: они знают все ловушки ЕГЭ и умеют их обходить. Хотите так же? Ждем вас на наших занятиях!
Привет! На связи методический отдел федеральной сети курсов ЕГЭ и ОГЭ Lancman School («Ланцман скул»). Сегодня мы расскажем о том, как готовиться в 2021-2022 учебном году к ЕГЭ по истории.
На ЕГЭ по истории в 2022 г. выпускникам необходимо продемонстрировать знания не только по отечественной истории, но и истории зарубежных стран.
Всю ли всеобщую историю нужно учить?
Какие исторические события не будут включены в задания ЕГЭ?
Сегодня мы расскажем вам, какие темы нужно повторить, чтоб отлично справиться с заданиями №2 и №19.
Задание №2 ЕГЭ по истории 2022 года
Для выполнения задания №2 учить всеобщую историю можно не всю. Необходимо знать только события всеобщей истории с V в. по XX в. Их чуть более 100. Для составления полного списка нам понадобится Кодификатор ЕГЭ по истории 2022 года.
Список важнейших событий (процессов, явлений) истории зарубежных стран, знание которых может проверяться в задании №2 на ЕГЭ 2022 г.
1 |
476 |
Падение Западной Римской империи |
2 |
486 |
Возникновение государства у франков (Хлодвиг) |
3 |
527-565 |
Правление Юстиниана в Византии |
4 |
VII в. |
Возникновение ислама. Бегство Мухаммеда и его последователей из Мекки в Медину в 622 г. |
5 |
800 |
Образование империи Карла Великого |
6 |
843 |
Верденский раздел империи Карла Великого |
7 |
962 |
Образование Священной Римской империи саксонским королем Оттоном I |
8 |
1054 |
Разделение христианства на православие и католицизм |
9 |
1066 |
Нормандское завоевание Англии: победа Вильгельма, герцога Нормандии, над войском короля англосаксов Гарольда II в битве при Гастингсе |
10 |
1096–1099 |
Первый крестовый поход |
11 |
1147-1149 |
Второй крестовый поход |
12 |
1189-1192 |
Третий крестовый поход |
13 |
1202-1204 |
Четвертый крестовый поход |
14 |
1215 |
Принятие великой хартии вольностей в Англии, Иоанн Безземельный дал привилегии и права своим подданным |
15 |
1265 |
Возникновение английского парламента |
16 |
1302 |
Созыв Генеральных штатов во Франции (парламент) |
17 |
1337-1453 |
Столетняя война (между Англией и Францией) |
18 |
1358 |
Жакерия во Франции (восстание крестьян на севере Франции название от «жак» — крестьяне) |
19 |
1389 |
Битва на Косовом поле проходила между войсками Османской империи и силами Венгрии и Валахии. Победили в сражении турки |
20 |
1381 |
Восстание Уота Тайлера — антифеодальное восстание крестьян в Англии |
21 |
1419-1434 |
Гуситские войны — войны сторонников реформатора Яна Гуса против германского императора и католической церкви в Чехии |
22 |
Середина XV в. |
Изобретение книгопечатания И. Гутенбергом |
23 |
1455-1485 |
Война Алой и Белой Розы в Англии. Боролись две ветви династии Плантагенетов -Ланкастерская (герб с алой розой) и Иоркская (герб с белой розой) |
24 |
1453 |
Падение Византийской империи |
25 |
1461-1483 |
Правление Людовика XI во Франции |
26 |
1485-1509 |
Правление Генриха VII в Англии |
27 |
1492 |
Открытие Америки |
28 |
1492 |
Завершение Реконкисты в Испании (освободительная борьба христианских народов Пиренейского полуострова против мусульманских мавританских (арабских и берберских) завоевателей в 8–15 вв.) |
29 |
1498 |
Открытие Васко да Гама морского пути в Индию |
30 |
1517 |
Выступление Мартина Лютера с 95 тезисами. Начало реформации в Германии |
31 |
1519-1522 |
Кругосветное путешествие Магеллана |
32 |
1524-1526 |
Крестьянская война в Германии |
33 |
1534 |
Начало Реформации в Англии во главе с королем Генрихом VIII |
34 |
1555 |
Аугсбургский религиозный мир- соглашение между лютеранскими и католическими частями Священной Римской империи |
35 |
1562-1598 |
Религиозные войны во Франции |
36 |
1572 |
Варфоломеевская ночь во Франции — массовое уничтожение гугенотов католиками во Франции в период Религиозных войн. |
37 |
1566-1609 |
Освободительная война в Нидерландах |
38 |
1569 |
Образование Речи Посполитой. Заключена Люблинская уния, объединившая Королевство Польское и Великое княжество Литовское |
39 |
1579 |
Утрехтская уния оформила союз семи северных провинций Нидерландов. |
40 |
Первая половина XVII в. |
Деятельность кардинала Ришелье (Франция) |
41 |
1588 |
Поражение Непобедимой армады. Победа Англии над испанским флотом |
42 |
1598 |
Нантский эдикт- закон, изданный Генрихом IV даровавший французским протестантам-гугенотам вероисповедные права. |
43 |
1618-1648 |
Тридцатилетняя война между габсбургской (исп. и австр. Габсбурги, Германия, Речь Посполитая) и антигабсбургской коалицией (Франция, Швеция, Дания, Голландия, Англия, Россия) |
44 |
1640-1660 |
Начало деятельности Долгого парламента в Англии, начало Английской революции |
45 |
1641 |
Принятие парламентом «Великой ремонстрации»: список требований Долгого парламента королю Карлу I |
46 |
1642-1652 |
Гражданская война в Англии |
47 |
1648 |
Вестфальский мир, положил конец Тридцатилетней войне |
48 |
1653-1659 |
Протекторат Кромвеля |
49 |
1649 |
Казнь английского короля Карла I |
50 |
1660 |
Реставрация династии Стюартов в Англии |
51 |
1688 |
«Славная революция» в Англии |
52 |
1638-1715 |
Правление французского короля Людовика XIV |
53 |
1701-1714 |
Война за испанское наследство |
54 |
1756—1763 |
Семилетняя война между Австрией, Францией, Россией, Испанией, Саксонией, Швецией, с одной стороны, Пруссией, Великобританией и Португалией – с другой |
55 |
1772, 1793, 1795 |
Три раздела Речи Посполитой между Россией, Пруссией и Австрией |
56 |
1715-1774 |
Правление Людовика XV во Франции |
57 |
1740-1786 |
Правление Фридриха II в Пруссии |
58 |
Конец XVIII в. – начало XIX в. |
Движение луддитов в Англии |
59 |
1773 |
«Бостонское чаепитие» |
60 |
1776 |
Принятие «Декларации независимости» США |
61 |
1787 |
Принятие конституции США |
62 |
1789 |
Принятие Билля о правах в США. Начало революции во Франции. Падение Бастилии. Декларация прав человека и гражданин во Франции |
63 |
1789-1797 |
Президентство Джорджа Вашингтона в США |
64 |
1793-1794 |
Приход к власти якобинцев |
65 |
1793 |
Казнь короля Людовика XVI |
66 |
1796-1797 |
Итальянский поход Наполеона Бонапарта |
67 |
1798-1801 |
Египетский поход Наполеона Бонапарта |
68 |
1799 |
Государственный переворот Наполеона Бонапарта 18-19 брюмера |
69 |
1804 |
Провозглашение Наполеона императором |
70 |
1799-1815 |
Наполеоновские войны |
71 |
1815 |
«100 дней» Наполеона |
Задание №19 ЕГЭ по истории 2022 года
В высокобалльном задании №19 могут проверяться знания по истории зарубежных стран с древности до XX в. Вот список всех тем для повторения.
Список событий (процессов, явлений) истории зарубежных стран, знание которых может проверяться в задании 19 ЕГЭ 2022 г.
Цивилизации Древнего Востока. Древняя Греция. Период эллинизма. Древний Рим. Социально-экономическое и политическое развитие стран Европы в Средние века. Страны и народы Азии, Америки и Африки в Средние века. Международные отношения в Средние века. Культура Средневековья. Западное христианство. Возникновение и развитие ислама.
Великие географические открытия. Возникновение капиталистических отношений в Западной Европе. Становление абсолютизма в европейских странах. Реформация и контрреформация в Европе. Политическое и социально-экономическое развитие Испании, Франции, Англии в конце XV–XVII в. Внутриполитическое развитие Османской империи, Индии, Китая, Японии в конце XV–XVII в. Борьба христианской Европы с расширением господства Османской империи. Политические и религиозные противоречия начала XVII в. Тридцатилетняя война. Международные отношения в конце XV–XVII в. Культура и картина мира человека раннего Нового времени.
«Просвещённый абсолютизм»: общее и особенное. Социально-экономическое развитие Англии в XVIII в. Промышленный переворот. Развитие парламентской монархии в Англии в XVIII в. Абсолютная монархия во Франции. Особенности положения третьего сословия. Французская революция XVIII в. Своеобразие Священной Римской империи германской нации и государств, входивших в её состав. Создание королевства Пруссии. Характерные черты международных отношений XVIII в. Война за независимость британских колоний в Северной Америке и образование США. Создание колониальных империй. Внутренняя и внешняя политика Османской империи, Индии, Китая, Японии.
Политическое и социально-экономическое развитие европейских стран в XIX – начале XX в. Европейские революции XIX в. Утверждение конституционных и парламентских монархий. Создание Германской империи. Образование единого государства в Италии. США в XIX – начале XX в. Гражданская война в США. Борьба за освобождение и образование независимых государств в Латинской Америке в XIX в. Политическое и социально-экономическое развитие Османской империи, Индии, Китая, Японии в XIX – начале XX в. Антиколониальные движения. Международные отношения в XIX в.
Мир накануне Первой мировой войны. Первая мировая война: причины, состав участников, основные этапы и события, итоги. Власть и общество в годы войны. Человек на войне. Революционная волна после Первой мировой войны. Версальско-Вашингтонская система. Страны Запада в 1920-е гг. Итальянский фашизм. Национально-освободительное движение в странах Востока. Великая депрессия и альтернативные пути выхода из мирового кризиса. «Новый курс». Германский нацизм. Японский милитаризм. «Народный фронт». Нарастание агрессии. Политика «умиротворения» и её последствия. Основные направления развития науки, образования, культуры. Мир накануне Второй мировой войны. Вторая мировая война: причины, состав участников, основные этапы и события, итоги. Решающий вклад СССР в победу во Второй мировой войне. Власть и общество в годы войны.
Перемены в мире под влиянием победы во Второй мировой войне над силами реакции и агрессии. Экономические и политические изменения в странах Запада. Национально-освободительное движение в странах Востока. Распад колониальных империй и его последствия. Мировая система социализма: зарождение, основные этапы развития. Холодная война и её влияние на послевоенный мир. Научно-техническая революция и её воздействие на развитие экономики, культуры и повседневной жизни. Современный мир в условиях глобализации.
Хочешь БЕСПЛАТНО разобрать с опытным преподавателем все детали новых усложнённых вариантов ЕГЭ по истории 2022 года — приходи на пробное занятие в Lancman School. Мы 13 лет готовим к ЕГЭ на высокие баллы и знаем об экзаменах и поступлении в хорошие вузы буквально всё. Решишь продолжить готовиться к ЕГЭ вместе с нами весь год — дадим скидку после бесплатного пробного занятия. Любой вопрос смело пиши сюда.
Если ты живешь не в Москве, но хочешь заниматься с лучшими столичными репетиторами и сдать ЕГЭ на 80+ баллов, то регистрируйся на наши онлайн-курсы. В этом году мы включили в договор пункт, гарантирующий поступление на бюджет в любой вуз страны. Если ученик будет соблюдать все обговоренные условия, он обязательно поступит. В противном случае мы вернём деньги. Первое пробное занятие БЕСПЛАТНО.
Если материал показался интересным, подписывайтесь на обновления нашего блога. Мы знаем о поступлении в вузы всё (и даже больше). Кнопку подписки вы найдёте прямо под постом.
Обложка поста: pixabay.com
11 ноября 2022
В закладки
Обсудить
Жалоба
Консультация ФИПИ о подготовке к экзамену по истории
На вопросы ответит Игорь Артасов — заместитель руководителя комиссии по разработке КИМ ЕГЭ по истории.
Какие задания связаны с всеобщей историей?
В экзаменационной работе всего два задания, где упоминается всеобщая история – это задания 2 и 21. Они проверяют знание всеобщей истории в контексте истории России.
Можно ли найти все термины, необходимые для задания 19, в навигаторе для самостоятельной подготовки?
Все термины есть в учебниках и, соответственно, в историко-культурном стандарте.
Могут ли в экзамене встретиться события 2022 года?
Только тогда, когда этот материал будет изложен в учебниках истории, по которым учатся в школах.
Можно ли пользоваться учебниками не из федерального перечня в качестве дополнительных источников подготовки?
Можно, но школьные учебники в этом отношении лучше – они определяют границы того, что вас могут спросить на экзамене. Надо систематически заниматься освоением всего курса истории.
Будет ли принят ответ к заданию части 1, если допущена грамматическая ошибка?
Это задание проверяет компьютер, там заложены определенные ответы в виде слова. Если допущена ошибка, компьютер ответ не примет. Потом эксперты вручную внимательно просматривают ответы и принимают те, в которых есть грамматические ошибки, если эти ошибки не искажают слово до такой степени, что его невозможно понять.
В каком порядке целесообразно выполнять задания на ЕГЭ?
В той последовательности, в которой они даны в работе, но если вдруг вы не знаете, как выполнить какое-либо задание, не надо зацикливаться на нем, выполняйте остальные, а потом к нему вернетесь.
Систематизация исторической информации: таблица
Задание номер 11 является одним из самых сложных заданий первой части. Вообще любое задание на хронологию можно назвать сложным, но конкретно здесь все усложняется наличием не только событий из истории России, но и событиями истории зарубежных стран.
Зарубежная история в первой части встречается в чистом виде нам всего два раза: в заданиях номер 1 и 1. Но если первое приносит нам всего 1 балл, то за 11 вполне можно получить 3 балла. Это самый “дорогой” номер из первой части. Если же вы допускаете ошибку – получите 2 балла, две-три ошибки оцениваются 1 баллом, а вот больше трех – нулем.
50% успеха зависят от вас самих. На сайте ФИПИ можно найти перечень событий истории зарубежных стран, за рамки которого экзамен не выходит. Выучив все предложенные события, вы значительно облегчите себе задачу.
Конечно, многое зависит и от того конкретного варианта, который попадется именно вам. Это могут быть как знакомые каждому события, так и малоизвестные.
Успешное выполнение данного задания во многом зависит от вашей логики. В начале стоит разобраться с теми событиями, в которых вы не сомневаетесь, а затем уже подбирать даты тем событиям, с которыми вы оказались не знакомы.
Даже если большое количество дат вам не знакомы, не оставляйте поле ответа пустым. Всегда есть шанс просто угадать!
Алгоритм выполнения задания
- Внимательно читаем текст задания
- Анализируем таблицу
- Знакомимся с пропущенными элементами
- Заполняем пропуски, в которых вы уверены.
- Из оставшихся вариантов подбираем пары к незнакомым событиям и датам.
- Проверяем выполненное задание
- Записываем ответ
Разбор типовых заданий №11 ЕГЭ по истории
Первый вариант задания (демонстрационный вариант 2018 года)
[su_note note_color=”#defae6″]
Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.
Век | Событие истории России |
Событие истории зарубежных стран |
XIX в. | (А) | Создание Тройственного союза |
(Б) | Начало княжения в Киеве Владимира Мономаха | Третий крестовый поход |
(В) | Присоединение Псковской земли к Московскому княжеству | (Г) |
XVIII в. | (Д) | (Е) |
Пропущенные элементы:
- принятие конституции США
- XVI в.
- гражданская война в Англии
- окончание Столетней войны
- присоединение Крыма к Российской империи
- XII в.
- XIV в.
- отмена крепостного права в России
- выступление М. Лютера с 95 тезисами, начало Реформации в Германии
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
[/su_note]
Для начала, советую разобраться все таки с событиями истории России, потому как они нам более знакомы.
Итак нам нужно выбрать из списка событие истории России , которое относится к 19 веку. наши варианты это: присоединение Крыма и отмена крепостного права. В принципе, выбирать не приходится, т.к. дату отмены крепостного права знают все – это 1861 год (правление Александра 2).
И тут же мы с легкостью определяем, что оставшееся событие относится к 18 веку, потому что на этом месте в таблице стоит пропуск, а из событий истории России осталось только одно событие. Крым был присоединен в 1783 году.
Теперь перейдем к следующей части задания. Подберем век к уже прописанным событиям. Это княжение Владимира Мономаха и присоединение Пскова.
С именем Владимира Мономаха связан Любечский съезд, произошедший в 1097 году, значит его правление относится к 11-12 веку. Варианта с 11 веком у нас нет, значит правильный ответ – 12.
С присоединение Пскова немного сложнее. Вообще присоединение какой-то территории сложно запомнить, но все же приходится. Присоединение Пскова произошло в период правления Василия III в 1510 году.
Мы заполнили все пропуски, связанные с историей России. Переходим к зарубежным событиям. Нас интересуют событий 16 и 18 века. Ищем подходящие из списка.
К 18 веку относится принятие Конституции США в 1787 году, а к 16 – Мартин Лютер и начало реформации в Германии.
Ответ: 862951
Второй вариант задания (сборник Артасова)
[su_note note_color=”#defae6″]
Век | Событие истории России | Событие истории зарубежных стран |
XIII в. | (А) | (Б) |
XI в. | (В) | Нормандское завоевание Англии |
(Г) | Начало правления Ивана Калиты в Москве | Начало Столетней войны |
(Д) | Принятие Соборного Уложения |
(Е) |
Пропущенные элементы:
- XV в.
- поход Ермака, начало покорения Сибири
- начало правления Ярослава Мудрого в Киеве
- XVII в.
- битва на р. Калке
- Реставрация династии Стюартов в Англии
- захват Константинополя крестоносцами
- Варфоломеевская ночь во Франции
- XIV в.
[/su_note]
Заполняем события истории России. Нас интересует 13 и 11 век. Это довольно большой разброс, поэтому будет не сложно.
К событиям 13 века относится всем известная битва на реке Калке в 1223 году. Это событие встречается в экзамене очень часто.
А 11 веку соответствует начало правления Ярослава Мудрого, в чем разобраться тоже не сложно.
Теперь заполним пропущенные века. Начало правления Ивана Калиты относится к 1328-1340 годам, т.е. 14 веку. А принятие Соборного уложение произошло в 1649 году- в 17 веке.
Теперь разберем зарубежные события. Ищем события 13 и 17 веков. К 13 веку относится захват Константинополя крестоносцами в 1204 году, а к 17 – восстановление монархии Стюартов в 1660х годах.
Ответ: 573946
Третий вариант задания (сборник Артасова)
[su_note note_color=”#defae6″]
Век | Событие истории России | Событие истории зарубежных стран |
(А) | Начало проведения денежной реформы С. Ю. Витте | Начало чартистского движения в Англии |
XV в. | (Б) | (В) |
(Г) | Основание Санкт-Петербурга | (Д) |
XVI в. | (Е) | Заключение Утрехтской унии |
Пропущенные элементы:
- начало деятельности Долгого парламента в Англии
- XIX в.
- Битва на р. Шелони
- XVIII в.
- падение Византийской империи
- учреждение патриаршества в России
- начало правления Людовика XV во Франции
- избрание земским собором Михаила Федоровича на царство
- XX в.
[/su_note]
Начнем с поиск события истории России, которое относится к 15 веку. Это, конечно же, событие Московско-Новгородской компании 1471 года – битва на реке Шелони.
Далее нас интересует событие 16 века. Это несомненно учреждение патриаршества в 1589 году, т.к. избрание Михаила Федоровича произошло в 1613 году. Первым патриархом стал Филарет.
Определяем века событий. С основание Петербурга все очевидно – 1703 год. Денежная реформа Витте была проведена в правление Николая 2, а значит в 19 веке.
Зарубежная история в данном варианте тоже не сильно сложна. К 18 веку относится правление Людовика 15 во Франции (Людовик 15, а век 18). А к 15 веку можем отнести падение Византийской империи в 1453 году.
Ответ: 235476
Четвертый вариант задания (сборник Артасова)
[su_note note_color=”#defae6″]
Век | Событие истории России | Событие истории зарубежных стран |
(А) | Ледовое побоище | Возникновение Английского парламента |
(Б) | Битва на р. Воже | (В) |
XV в. | (Г) | Война Алой и Белой розы в Англии |
XVI в. | (Д) | (Е) |
Пропущенные элементы:
- битва на р. Шелони
- начало создания Русской Правды
- XII в.
- Аугсбургский религиозный мир
- XIII в.
- распад Франкской империи
- битва на Косовом поле
- XIV в.
- включение в состав Московского государства Смоленска
[/su_note]
Ледовое побоище
А теперь выберем более сложный подход, и заполним все пропуски по порядку. Определяем век, в котором произошло Ледовое побоище. Это событие относится к 1242 году, соответственно – к 13 веку.
Битва на реке Воже произошла за 2 года до Куликовской битвы, соответственно – 14 век.
Из зарубежной истории к 14 веку относится битва на Косовом поле в 1389 году.
К 15 веку в российской истории относится уже упомянутая битва на реке Шелони.
Остается всего один век – шестнадцатый, который требует от нас событий сразу двух направлений. Из истории России мы подберем присоединение Смоленска в 1514 году, а из зарубежного – Аугсбургский религиозный мир в 1555 году.
Ответ: 587194
Максим Романович | Просмотров: 2.6k
Событие | Дата |
− падение Западной Римской империи | 476 |
− возникновение государства франков | 486 |
− правление Юстиниана в Византийской империи | 527-565 |
− возникновение ислама | VII в |
− возникновение государства у арабов | 632 |
− провозглашение Карла Великого императором | 25 декабря 800 |
− распад Франкской империи | 843 |
− образование Священной Римской империи | 2 февраля 962 |
− разделение Христианской церкви на Восточную (православную) и Западную (католическую) | 1054 |
− нормандское завоевание Англии | 1066 |
− Крестовые походы | 1096-1291 |
− захват Константинополя крестоносцами | 1204 |
− принятие Великой хартии вольности в Англии | 1215 |
− возникновение Английского парламента | 1265 |
− созыв Генеральных штатов во Франции | 1302 |
− Столетняя война | 1337-1453 |
− Жакерия во Франции | 1358 |
− восстание под предводительством У. Тайлера в Англии | 1381 |
− битва на Косовом поле (1389 г.) | 1389 |
− Гуситские войны | 1419-1434 |
− изобретение книгопечатания И. Гуттенбергом | 1440 |
− война Алой и Белой розы в Англии | 1455-1485 |
− правление Людовика XI во Франции | 1461-1483 |
− падение Византийской империи | 1453 |
− правление Генриха VII в Англии | 1485-1509 |
− открытие Америки Христофором Колумбом | 1492 |
− завершение Реконкисты на Пиренейском полуострове | 1492 |
− открытие Васко да Гамой морского пути в Индию | 1498 (1497-1499) |
− выступление М. Лютера с 95 тезисами, начало Реформации в Германии | 31 октября 1517 |
− кругосветное плавание экспедиции Ф. Магеллана | 1519-1522 |
− Вормсский рейхстаг. Осуждение М. Лютера | 1521 |
− Крестьянская война в Германии | 1524-1526 |
− начало Реформации в Англии: «Акт о супрематии» Генриха VII | 1534 |
− Аугсбургский религиозный мир | 1555 |
− религиозные войны во Франции | 1562-1598 |
− освободительная война в Нидерландах («Восьмидесятилетняя война») | 1572-1648 |
− образование Речи Посполитой (Люблинская уния) | 1569 |
− Варфоломеевская ночь во Франции | ночь на 24 августа 1572 |
− Утрехтская уния (союз провинций; положил начало независимого государства на севере (Нидерланды) | 23 января 1579 |
− разгром Англией Непобедимой армады | май-сентябрь 1588 |
− Нантский эдикт Генриха IV во Франции | 13 апреля 1598 |
− Тридцатилетняя война | 1618-1648 |
− деятельность кардинала Ришелье на посту первого министра Франции | 1624-1642 |
− начало деятельности Долгого парламента в Англии, начало Английской буржуазной революции | 1640 |
− принятие английским парламентом «Великой ремонстрации» (её следствия — разрыв короля и Парламента и начало гражданской войны) | 22 ноября 1641 |
− гражданская война в Англии | 1642-1645 |
− правление французского короля Людовика XIV | 1643-1715 |
− Вестфальский мир | 1648 |
− казнь английского короля Карла I | 30 января 1649 |
− провозглашение Англии республикой | 19 мая 1649 |
− протекторат О. Кромвеля | 1653-1659 |
− реставрация династии Стюартов в Англии | 29 мая 1660 |
− «Славная революция» в Англии | 1688 |
− правление Людовика XV во Франции | 1715-1774 |
− правление Фридриха II в Пруссии | 1740-1786 |
− движение луддитов в Англии (погромы и разрушение машин на промышленных предприятиях) | 1811-1813 |
− «Бостонское чаепитие» | 16 декабря 1773 |
− принятие Декларации независимости США | 4 июля 1776 |
− принятие конституции США | 17 сентября 1787 |
− начало революции во Франции (1789 г.) | 14 июля 1789 |
− принятие Декларации прав человека и гражданина | 26 августа 1789 |
− принятие Билля о правах в США | 1789 (принят), 1791 (вступил в силу) |
− президентство Дж. Вашингтона в США | 1789—1797 |
− начало революционных войн Франции | 1792 |
− крушение монархии во Франции | 10 августа 1792 |
− приход к власти во Франции якобинцев | 31 мая — 2 июня 1793; до 28 июля 1794 |
− казнь короля Людовика XVI во Франции | 21 января 1793 |
− Итальянский поход Наполеона Бонапарта | 1796-1797 |
− Египетский поход Наполеона Бонапарта | 1798-1801 |
− государственный переворот Наполеона Бонапарта 18–19 брюмера | 9 ноября 1799 |
− провозглашение Наполеона императором Франции | 2 декабря 1804 |
− Наполеоновские войны | 1800-1815 |
− свержение Наполеона | 6 апреля 1814 |
− «Сто дней» Наполеона | 1 марта-7 июня 1815 |
− провозглашение доктрины Монро в США (принцип взаимного невмешательства стран Американского и Европейского континентов во внутренние дела друг друга) | 2 декабря 1823 |
− революция во Франции (1830 г.) | 1830 |
− чартистское движение в Англии | 1836-1848 |
− «весна народов»: революции в европейских странах (1849–1849 гг.) | 1848-1849 |
− Гражданская война в США | 1861-1865 |
− объединение Италии | сентябрь 1870 |
− деятельность Бисмарка во главе Пруссии и Германии | 1862-1890 |
− революция Мэйдзи в Японии | 1868 |
− франко-прусская война | 1870-1871 |
− провозглашение Германской империи | 1871 |
− создание Тройственного союза (Германия, Австро-Венгрия и Италия) | 1879-1882 |
− создание Антанты (Россия, Англия и Франция) | 1891-1907 |
− Балканские войны | октябрь 1912-май 1913; июнь-июль 1913 |
− «Сараевский инцидент», убийство наследника австрийского престола эрцгерцога Франца Фердинанда | 28 июня 1914 |
− Первая мировая война | 1914-1918 |
− революция в Германии (1918 г.) | 4 ноября 1918 |
− парижская мирная конференция (1919–1921 гг.) | 18 января 1919-21 января 1920 |
− учреждение Лиги Наций | 1919 |
− Вашингтонская конференция | 1921-1922 |
− приход фашистов к власти в Италии | 29 октября 1922 |
− мировой экономический кризис, «великая депрессия» | 1929-1933 |
− приход Гитлера к власти в Германии | 30 января 1933 |
− «новый курс» Ф. Рузвельта в США | 1933-1936 |
− фашистский мятеж и гражданская война в Испании | 1936-1939 |
− Антикоминтерновский пакт Германии и Японии | 25 ноября 1936 |
− захват Австрии нацистской Германией (аншлюс) | 13 марта 1938 |
− подписание Мюнхенского соглашения | 30 сентября 1938 |
− Вторая мировая война | 1939-1945 |
− японская атака на Пёрл-Харбор и вступление США в войну | 7 декабря 1941 |
− высадка англо-американских войск в Нормандии. Открытие Второго фронта | 6 июня 1944 |
− атомная бомбардировка США Хиросимы и Нагасаки | 6 и 9 августа 1945 |
− капитуляция Японии. Окончание Второй мировой войны | 2 сентября 1945 |
− Нюрнбергский процесс над нацистскими преступниками | 20 ноября 1945-1 октября 1946 |
− образование HATО | 4 апреля 1949 |
− провозглашение Китайской Народной Республики | 1 октября 1949 |
− победа революции на Кубе | 1 января 1959 |
− война США во Вьетнаме | 1965-1973 |
− «Культурная революция» в Китае | 1966-1976 |
− «бархатные» революции в странах Центральной и Восточной Европы | 1989 |
− объединение ГДР и ФРГ | 3 октября 1990 |
Событие |
Дата |
В России: |
− падение Западной Римской империи |
476 |
|
− возникновение государства франков |
486 |
|
− правление Юстиниана в Византийской империи |
527-565 |
|
− возникновение ислама |
VII в |
|
− возникновение государства у арабов |
632 |
|
− провозглашение Карла Великого императором |
25 декабря 800 |
|
− распад Франкской империи |
843 |
839 — Бертинские анналы, первое упоминание латинских средневековых источников о Руси |
− образование Священной Римской империи |
2 февраля 962 |
Княгиня Ольга; 964-966 — походы Святослава на вятичей, волжских булгар и хазар |
− разделение Христианской церкви на Восточную (православную) и Западную (католическую) |
1054 |
Смерть Ярослава Мудрого |
− нормандское завоевание Англии |
1066 |
Ярославичи; начало борьбы с половцами |
− Крестовые походы |
1096-1291 |
От Любечского съезда (1097) до Дюденевой рати (1293) |
− захват Константинополя крестоносцами |
1204 |
Роман Галицкий погиб в 1205 |
− принятие Великой хартии вольности в Англии |
1215 |
1216г — Липицкая битва |
− возникновение Английского парламента |
1265 |
Александр Невский умер в 1263; Ярослав Ярославич Тверской |
− созыв Генеральных штатов во Франции |
1302 |
1301 — захват Даниилом Московским Коломны; 1302 — присоединение Переяславля |
− Столетняя война |
1337-1453 |
Собирание земель; от Ивана Калиты (1325-1340) до Василия Темного (1425-1462) |
− Жакерия во Франции |
1358 |
Дмитрий Донской — князь московский с 1359 |
− восстание под предводительством У. Тайлера в Англии |
1381 |
Между Куликовым полем (1380) и Тохтамышем (1382) |
− битва на Косовом поле (1389 г.) |
1389 |
Умер Дмитрий Донской; на престоле Василий I |
− Гуситские войны |
1419-1434 |
Василий I до 1425; началой феодальной войны Василия II, смерть Юрия Дмитриевича (1434) |
− изобретение книгопечатания И. Гуттенбергом |
1440 |
Большая феодальная война 1425-1453 |
− война Алой и Белой розы в Англии |
1455-1485 |
Василий II до 1462; присоединение Твери Иваном III в 1485 |
− правление Людовика XI во Франции |
1461-1483 |
Иван III с 1462: присоединение Ярославля, Ростова, Новгорода; стояние на Угре |
− падение Византийской империи |
1453 |
Окончание Большой феодальной войны Василия Темного |
− правление Генриха VII в Англии |
1485-1509 |
Присоединение Иваном III Твери в 1485, взятие Казани в 1487; Василий III с 1505 |
− открытие Америки Христофором Колумбом |
1492 |
Русско-литовская война 1487-1494 |
− завершение Реконкисты на Пиренейском полуострове |
1492 |
Постройка Иваногорода в 1492 |
− открытие Васко да Гамой морского пути в Индию |
1498 (1497-1499) |
Судебник Ивана III 1497 г. |
− выступление М. Лютера с 95 тезисами, начало Реформации в Германии |
31 октября 1517 |
Русско-литовская война 1512-1522; Смоленск у Василия III в 1514 |
− кругосветное плавание экспедиции Ф. Магеллана |
1519-1522 |
Присоединение Рязани в 1521 |
− Вормсский рейхстаг. Осуждение М. Лютера |
1521 |
Присоединение Рязани в 1521 |
− Крестьянская война в Германии |
1524-1526 |
Василий III (1505-1533) |
− начало Реформации в Англии: «Акт о супрематии» Генриха VII |
1534 |
Правительство Елены Глинской (1533-1538) |
− Аугсбургский религиозный мир |
1555 |
«Уложение о службе» (военная реформа) 1556 г. Ивана Грозного |
− религиозные войны во Франции |
1562-1598 |
1558-1583: Ливонская война; 1565-1572: опричнина; 1581-1585: поход Ермака; 1584-1598: Федор Иоаннович |
− освободительная война в Нидерландах («Восьмидесятилетняя война») |
1572-1648 |
От битвы при Молодях и отмены опричнины (1572) до Соляного бунта (1648) |
− образование Речи Посполитой (Люблинская уния) |
1569 |
Ливонская война. Стефан Баторий — новый король единой Речи Посполитой. |
− Варфоломеевская ночь во Франции |
ночь на 24 августа 1572 |
Битва при Молодях; отмена опричнины |
− Утрехтская уния (союз провинций; положил начало независимого государства на севере (Нидерланды) |
23 января 1579 |
Неудачи в Ливонской войне. Стефан Баторий берет Полоцк. |
− разгром Англией Непобедимой армады |
май-сентябрь 1588 |
5 февраля 1589 г. в Москве учреждено патриаршество |
− Нантский эдикт Генриха IV во Франции |
13 апреля 1598 |
17 февраля 1598 царем избран Борис Годунов |
− Тридцатилетняя война |
1618-1648 |
правление Михаила Романова, 1613-1645; Смоленская война 1632-1634: вид участия России в 30-летней войне; Соляной |
− деятельность кардинала Ришелье на посту первого министра Франции |
1624-1642 |
правление Михаила Романова, 1613-1645 |
− начало деятельности Долгого парламента в Англии, начало Английской буржуазной революции |
1640 |
Азовское сидение 1637-1642 |
− принятие английским парламентом «Великой ремонстрации» (её следствия — разрыв короля и Парламента и начало |
22 ноября 1641 |
в 1641 году родились Андрей Виниус, Емельян Украинцев (думный дьяк, глава Посольского приказа придворный поэт) |
− гражданская война в Англии |
1642-1645 |
Земский собор 1642: Россия отказалась от дальнейшей защиты Азова и предложило донским казакам оставить |
− правление французского короля Людовика XIV |
1643-1715 |
начал править при Михаиле Романове, закончил при Петре I (МАФИП)! |
− Вестфальский мир |
1648 |
Начало восстания Богдана Хмельницкого; открытие пролива между Евразией и Америкой С.Дежневым; Соляной |
− казнь английского короля Карла I |
30 января 1649 |
Алексей Михайлович изгнал из России всех английских купцов. |
− провозглашение Англии республикой |
19 мая 1649 |
Соборное уложение: 29 января 1649 |
− протекторат О. Кромвеля |
1653-1659 |
1653: Земский собор решает принять Украину; с 1654 г. война с Польшей |
− реставрация династии Стюартов в Англии |
29 мая 1660 |
Колонизационное движение в Сибирь. |
− «Славная революция» в Англии |
1688 |
Правительство царевны Софьи. Основана Славяно-Греко-Латинская академия (1687), подписан Нерчинский договор с |
− правление Людовика XV во Франции |
1715-1774 |
Умер в год подписания Кючук-Кайнарджийского договора |
− правление Фридриха II в Пруссии |
1740-1786 |
Иван Антонович; Елизавета Петровна; Петр III, Екатерина II |
− движение луддитов в Англии (погромы и разрушение машин на промышленных предприятиях) |
1811-1813 |
Отечественная война 1812 и Заграничный поход 1813-1814 |
− «Бостонское чаепитие» |
16 декабря 1773 |
Начало крестьянской войны Е.Пугачева 1773-1775 |
− принятие Декларации независимости США |
4 июля 1776 |
|
− принятие конституции США |
17 сентября 1787 |
Екатерина II вместе с Потёмкиным посетила Крым (Таврический вояж) |
− начало революции во Франции (1789 г.) |
14 июля 1789 |
Русско-турецкая война 1787-1791; русско-шведская война 1788-1788 |
− принятие Декларации прав человека и гражданина |
26 августа 1789 |
Русско-турецкая война 1787-1791; русско-шведская война 1788-1789 |
− принятие Билля о правах в США |
1789 (принят), 1791 (вступил в силу) |
Русско-турецкая война 1787-1791; русско-шведская война 1788-1790 |
− президентство Дж. Вашингтона в США |
1789—1797 |
Конец правления Екатерины II, начало правления Павла I |
− начало революционных войн Франции |
1792 |
17 Мая 1792 года. Спрятавшиеся от солнца под тенью раскидистого дерева брокеры основывают Нью-Йоркскую фондовую |
− крушение монархии во Франции |
10 августа 1792 |
Русско-польская война 1792 года — следствие первого раздела Польши и несогласия России с введением Конституции 3 |
− приход к власти во Франции якобинцев |
31 мая — 2 июня 1793; до 28 июля 1794 |
Разделы Речи Посполитой 1772, 1793, 1795. Восстание Тадеуша Костюшко в 1794. |
− казнь короля Людовика XVI во Франции |
21 января 1793 |
27 марта 1793 года Екатерина II издала манифест про включение Правобережной Украины в состав Российской |
− Итальянский поход Наполеона Бонапарта |
1796-1797 |
последние месяцы жизни Екатерины II; начало правления Павла I |
− Египетский поход Наполеона Бонапарта |
1798-1801 |
Итальянский и египетский походы укладываются в годы правления Павла I |
− государственный переворот Наполеона Бонапарта 18–19 брюмера |
9 ноября 1799 |
апрель-сентябрь 1799: Итальянский и швейцарский походы А.В.Суворова |
− провозглашение Наполеона императором Франции |
2 декабря 1804 |
Александром I открыты университеты: Дерпский (1802), Виленский (1803), Харьковский и Казанский (1804) |
− Наполеоновские войны |
1800-1815 |
1805: Аустерлиц; 1807: Прейсиш-Эйлау; Фридланд; Тильзитский мир |
− свержение Наполеона |
6 апреля 1814 |
18 (30) марта 1814: русская армия вступила в Париж |
− «Сто дней» Наполеона |
1 марта-7 июня 1815 |
18 июня 1815: битва при Ватерлоо |
− провозглашение доктрины Монро в США (принцип взаимного невмешательства стран Американского и Европейского |
2 декабря 1823 |
Александр I: секретный манифест 16 августа 1823 года, в котором принял отречение брата Константина от |
− революция во Франции (1830 г.) |
1830 |
Польское восстание 1830, Холерные бунты 1830-1831 |
− чартистское движение в Англии |
1836-1848 |
1837-1841: реформа гос.крестьян (Д.Киселев); 1839-1843: денежная реформа Е.Канкрина; 10 февраля 1837 г. смерть |
− «весна народов»: революции в европейских странах (1848–1849 гг.) |
1848-1849 |
подавление русской армией венгерского восстания в 1848-1849 |
− Гражданская война в США |
1861-1865 |
Отмена крепостного права в 1861 |
− объединение Италии |
сентябрь 1870 |
22 апреля 1870 родился В.Ульянов (Ленин) |
− деятельность Бисмарка во главе Пруссии и Германии |
1862-1890 |
Великие реформы Александра II, контрреформы Александра III |
− революция Мэйдзи в Японии |
1868 |
1868 г. — Заравшанский поход русской армии; сражение за Самарканд |
− франко-прусская война |
1870-1871 |
Реформа городского самоуправления 1870, Реформа среднего образования 1871 |
− провозглашение Германской империи |
1871 |
Создан «Союз трёх императоров» (1873) между Россией, Германией и Австро-Венгрией. |
− создание Тройственного союза (Германия, Австро-Венгрия и Италия) |
1879-1882 |
серия покушений (с третьего по седьмое) и гибель Александра II 1 марта 1881 |
− создание Антанты (Россия, Англия и Франция) |
1891-1907 |
Русско-японская война 1904-1905 |
− Балканские войны |
октябрь 1912-май 1913; июнь-июль 1913 |
4 апреля 1912 — Ленский расстрел. В результате забастовки и последующего расстрела рабочих правительственными |
− «Сараевский инцидент», убийство наследника австрийского престола эрцгерцога Франца Фердинанда |
28 июня 1914 |
|
− Первая мировая война |
1914-1918 |
1 августа 1914 — вступление России в войну; 3 марта 1918 — Брестский мир |
− революция в Германии (1918 г.) |
4 ноября 1918 |
Первая советская конституция. Проддиктатура. Комбеды. Восстание чехословацкого корпуса. Начало Гражданской войны |
− парижская мирная конференция (1919–1921 гг.) |
18 января 1919-21 января 1920 |
Гражданская война. 1920: война Сов.России с Польшей. Врангель: поражение, эвакуация Крыма. |
учреждение Лиги Наций |
1919 |
Гражданская война. Последовательные наступления и разгром армий Колчака, Деникина, Юденича. |
− Вашингнгтонская конференция |
1921-1922 |
НЭП с марта 1921 |
− приход фашистов к власти в Италии |
29 октября 1922 |
1922: начало денежной реформы Н.Кутлера (введение советского червонца) |
− мировой экономический кризис, «великая депрессия» |
1929-1933 |
Раскулачивание и коллективизация |
− приход Гитлера к власти в Германии |
30 января 1933 |
1932-1933: массовый голод в СССР на территории УССР, БССР, Северного |
− «новый курс» Ф. Рузвельта в США |
1933-1936 |
Индустриализация в СССР; вторая пятилетка 1933-1937. |
− фашистский мятеж и гражданская война в Испании |
1936-1939 |
Большой террор: политические процессы в СССР |
− Антикоминтерновский пакт Германии и Японии |
25 ноября 1936 |
Август 1936: открытый процесс Каменева-Зиновьева |
− захват Австрии нацистской Германией (аншлюс) |
13 марта 1938 |
март 1938: процесс так называемого «Право-троцкистского блока». Николай Бухарин, Алексей Рыков, Христиан |
− подписание Мюнхенского соглашения |
30 сентября 1938 |
29 июля-11 августа 1938: бои у о.Хасан |
− Вторая мировая война |
1939-1945 |
Великая Отечественная война 1941-1945 |
− японская атака на Пёрл-Харбор и вступление США в войну |
7 декабря 1941 |
5 декабря 1941: начало контрнаступления Красной Армии под Москвой |
− высадка англо-американских войск в Нормандии. Открытие Второго фронта |
6 июня 1944 |
23 июня — 29 августа 1944 года: Белорусская наступательная операция («Багратион») |
− атомная бомбардировка США Хиросимы и Нагасаки |
6 и 9 августа 1945 |
9 августа-2 сентября 1945: Манчжурская наступательная операция, разгром японской Квантунской армии. |
− капитуляция Японии. Окончание Второй мировой войны |
2 сентября 1945 |
Подписана представителями 10 союзных держав. От СССР — генерал-лейтенант Кузьма Деревянко. |
− Нюрнбергский процесс над нацистскими преступниками |
20 ноября 1945-1 октября 1946 |
Обвинитель от СССР — прокурор УССР Р. А. Руденко |
− образование HATО |
4 апреля 1949 |
8 мая в берлинском Трептов-парке открыт монумент «Воин-освободитель», скульптор Е. |
− провозглашение Китайской Народной Республики |
1 октября 1949 |
С 25 по 30 декабря: Хабаровский процесс — суд над группой бывших военнослужащих японской Квантунской |
− победа революции на Кубе |
1 января 1959 |
Запуск советских станций Луна-1 -2 -3. «Луна-2» впервые в мире достигла поверхности Луны. «Луна-3» |
− война США во Вьетнаме |
1965-1973 |
Экономическая реформа А.Косыгина, 1965-1971 |
− «Культурная революция» в Китае |
1966-1976 |
Осень 1965-февраль 1966: процесс Синявского и Даниэля (начало второго этапа диссидентского движения). Совещание |
− «бархатные» революции в странах Центральной и Восточной Европы |
1989 |
I и II съезды народных депутатов СССР, первые выборы высшего органа власти СССР на альтернативной основе. |
− объединение ГДР и ФРГ |
3 октября 1990 |
Разработана программа Шаталина-Явлинского «500 дней» — непринятая программа перехода плановой экономики |
Уважаемые друзья!
Здесь — образцы ранних Mind-maps Ольги Константиновой, лидера проекта McMar-2015. На ЕГЭ по обществознанию Ольга набрала 94 балла — прекрасный и заслуженный
итог двухлетней работы!
Несколько Интеллект-карт по Истории России Петра Карасика.
Услуги репетитора
Качественная, профессиональная подготовка к ОГЭ, ЕГЭ по истории и обществознанию, подготовка к урокам и олимпиадам по авторским методикам от финалиста Всероссийского конкурса «Учитель года», обладателя премии Президента РФ «Лучшие учителя России»
Разработанные мной курсы представляют собой пошаговые инструкции, выполнение которых приводит к эффективному результату. Слушатели курсов получают все необходимые дидактические и методические материалы для успешного прохождения ГИА. Дистанционные занятия (Скайп) не уступают по качеству очным занятиям.
Заказать курс или услуги репетитора: WhatsApp, тел. 8(950)-794-21-89, e-mail: onlainrepetitor@gmail.com
С уважением: Историк.RU (об авторе)
Заказать курс или услуги репетитора
Подготовка к ГИА по истории
(Перейти к каталогу)
(краткий обзор)
1. Число заданий увеличено с 19 в 2022 г. до 21. В работу включено задание на проверку знаний фактов истории Великой Отечественной войны (8). В работу включено задание на проверку умения сравнивать исторические события, процессы, явления (20).
2. При формировании экзаменационных вариантов история Великой Отечественной войны будет проверяться не только заданиями 8 и 17 (по нумерации 2023 г.), но и широко представлена в других заданиях. Не менее 20% заданий экзаменационной работы будут включать в себя факты истории Великой Отечественной войны.
3. Максимальный первичный балл увеличен с 38 в 2022 г. до 42.
4. Уточнены критерии оценивания ответов на задания 18 и 19 (по нумерации 2023 г.).
5. Время на выполнение экзаменационной работы увеличено со 180 до 210 минут.
Что изменилось в ЕГЭ по истории 2023?
Источник:
История ЕГЭ с Валентинычем
Структура варианта КИМ ЕГЭ 2023
Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей
и включает в себя 21 задание, различающихся формой и уровнем сложности.
Часть 1 содержит 12 заданий с кратким ответом.
В экзаменационной работе предложены следующие разновидности
заданий с кратким ответом:
– задания на установление соответствия элементов, данных в нескольких
информационных рядах;
– задания на определение последовательности расположения данных
элементов;
– задания на выбор и запись правильных ответов из предложенного
перечня ответов;
– задания на определение по указанным признакам и запись в виде слова
(словосочетания) термина, названия, имени, века, года и т.п.
Ответ на задания части 1 даётся соответствующей записью в виде
последовательности цифр, записанных без пробелов и других разделителей или
слова (словосочетания), которое также записывается без пробелов и других
разделителей.
— Часть 2 содержит 9 заданий с развёрнутым ответом, выявляющих
и оценивающих освоение участниками экзамена различных комплексных
умений.
— Задания 13 и 14 представляют собой комплекс заданий, связанных
с анализом письменного исторического источника (предполагают проведение атрибуции источника, привлечение исторических знаний для анализа
проблематики источника, извлечение информации).
— Задания 15 и 16 представляют собой комплекс заданий, связанных
с анализом изображений (требуется сделать вывод на основе анализа
изображения, сформулировать объяснение сделанного вывода, на основе
знаний по истории культуры выбрать изображение и указать связанный с ним
факт).
— Задание 17 посвящено Великой Отечественной войне. В задании
требуется проанализировать два исторических источника, на основе анализа
сделать вывод о событии, которому они посвящены, а также извлечь
информацию из источников на основе заданного критерия.
— Задание 18 нацелено на проверку умения устанавливать причинно-следственные связи.
— Задание 19 нацелено на проверку знания исторических понятий и умения
использовать соответствующие термины в историческом контексте.
— Задание 20 проверяет умение сравнивать исторические события,
процессы, явления.
— задание 21 проверяет умение формулировать аргументы для данной
в задании точки зрения.
Образцы заданий и перечень тем, знание которых
необходимо для успешного выполнения заданий
В соответствии с приложением «Обобщенный план варианта КИМ ЕГЭ 2023 года по истории»
?
- Задание 1
- Задание 2
- Задание 3
- Задание 4
- Задание 5
- Задание 6
- Задание 7
- Задание 8
- Задание 9
- Задание 10
- Задание 11
- Задание 12
- Задание 13
- Задание 14
- Задание 15
- Задание 16
- Задание 17
- Задание 18
- Задание 19
- Задание 20
- Задание 21
Задание 1
?
Образец задания
?
Ответ
Источники
Хронология основных событий истории России
Перейти к хронологии
Лента времени на История.рф
Перейти к ленте времени
Навигатор подготовки ФИПИ
Перейти к навигатору
Вернуться к списку заданий
Задание 2
?
Образец задания
?
Ответ
Источники
Хронология основных событий истории России
Перейти к хронологии
Хронология основных событий истории зарубежных стран
Перейти к хронологии
Список событий (процессов, явлений) истории зарубежных стран,
знание которых может проверяться в задании 2 ЕГЭ 2022 г.
Перейти к кодификатору
Лента времени на История.рф
Перейти к ленте времени
Навигатор подготовки ФИПИ
Перейти к навигатору
Вернуться к списку заданий
Задание 3
?
Образец задания
?
Ответ
Источники
Хронология основных событий истории России
Перейти к хронологии
Сборник терминов, которые могут встретиться в ЕГЭ
по истории России.
Перейти к терминологии
Лента времени на История.рф
Перейти к ленте времени
Навигатор подготовки ФИПИ
Перейти к навигатору
Вернуться к списку заданий
Задание 4
?
Задание №4 в ЕГЭ 2022 по истории нацелено на проверку знания важных исторических событий, произошедших в регионах нашей страны, и географических объектов на территории зарубежных стран, непосредственно связанных с историей нашей страны (например, речь может идти о подписании за пределами России, важных для нашей страны международных договорах)
Полный правильный ответ на задание 4 оценивается 3 баллами; если
допущена одна ошибка – 2 баллами; если допущены две-три ошибки – 1 баллом; если допущено четыре
и более ошибки или ответ отсутствует –
0 баллов.
Образец задания
?
?
Ответ
Источники
Хронология основных событий истории России
Перейти к хронологии
Биографии. История РФ
Перейти к биографиям
Персоналии. Большая российская энциклопедия
Перейти к персоналиям
Лента времени на История.рф
Перейти к ленте времени
Навигатор подготовки ФИПИ
Перейти к навигатору
Вернуться к списку заданий
Задание 5
?
В КИМ 2021 это было задание под номером 9
Образец задания
?
Ответ
Источники
Хронология основных событий истории России
Перейти к хронологии
Персоналии. Историк.RU
Перейти к персоналиям
Биографии. История РФ.
Перейти к биографиям
Персоналии. Большая российская энциклопедия
Перейти к персоналиям
Лента времени на История.рф
Перейти к ленте времени
Навигатор подготовки ФИПИ
Перейти к навигатору
Вернуться к списку заданий
Задание 6
?
Количество правильных суждений не оговаривается.
Образец задания
?
Ответ
Источники
Хронология основных событий истории России
Перейти к хронологии
Лента времени на История.рф
Перейти к ленте времени
Навигатор подготовки ФИПИ
Перейти к навигатору
Вернуться к списку заданий
Задание 7
?
Образец задания
?
Ответ
Источники
Хронология основных событий истории России
Перейти к хронологии
Энциклопедия на История.рф
Перейти к энциклопедии
Дневник живописи
Перейти к Дневнику живописи
Вернуться к списку заданий
Задание 8
?
Образец задания
?
Ответ
Источники
Краткая история Великой Отечественной войны
Перейти к краткой истории ВОв
Кодовые названия операций Великой Отечественной войны
Перейти к операциям
Вернуться к списку заданий
Задания 9-12
?
Образец задания
?
?
?
Ответ на задание 9
Ответ на задание 10
Ответ на задание 11
Ответ на задание 12
Источники
Хронология основных событий истории России
Перейти к хронологии
Правители России в хронологическом порядке
Перейти к правителям
100 великих полководцев
Перейти к полководцам
Имя Победы
Перейти к видео
Вернуться к списку заданий
Задания 13,14
?
Задания 13 и 14 представляют собой комплекс заданий, связанных с анализом письменного исторического источника (предполагают проведение атрибуции источника, привлечение исторических знаний для анализа проблематики источника, извлечение информации)
Образец задания
?
?
Ответ на задание 13
Ответ на задание 14
Источники
«100 главных документов российской истории»
Перейти к документам
Хронология основных событий истории России
Перейти к хронологии
Правители России в хронологическом порядке
Перейти к правителям
100 великих полководцев
Перейти к полководцам
Вернуться к списку заданий
Задания 15,16
?
Задания 15 и 16 представляют собой комплекс заданий, связанных с анализом изображений (требуется сделать вывод на основе анализа изображения, сформулировать объяснение сделанного вывода, на основе знаний по истории культуры выбрать изображение и указать связанный с ним факт)
Образец задания
?
?
Ответ на задание 15
Ответ на задание 16
Источники
Портал Культура РФ
Перейти на портал Культура РФ
Вернуться к списку заданий
Задание 17
?
Задание 17 посвящено Великой Отечественной войне. В задании требуется проанализировать два исторических источника, на основе анализа сделать вывод о событии, которому они посвящены, а также извлечь информацию из источников на основе заданного критерия.
Образец задания
?
Ответ
Источники
Великая Отечественная война. Первый период (22 июня 1941 г. — 18 ноября 1942 г.)
Перейти к к материалам урока
Великая Отечественная война. Второй период (19 ноября 1942 г. — конец 1943 г.)
Перейти к материалам урока
Великая Отечественная война. Третий период (январь 1944 г. — 9 мая 1945 г.)
Перейти к материалам урока
Формирование антигитлеровской коалиции. Международные конференции. Нюрнбергский процесс.
Перейти к материалам урока
Герои Великой Отечественной войны
Перейти к героям
Кодовые названия операций Великой Отечественной войны
Перейти к операциям
Вернуться к списку заданий
Задание 18
?
Задание 18 нацелено на проверку умения устанавливать причинно-следственные связи.
Образец задания
?
Ответ
Источники
Историческое сочинение Исторический процесс
Перейти к сочинениям
Вернуться к списку заданий
Задание 19
?
Задание 19 нацелено на проверку знания исторических понятий и умения использовать соответствующие термины в историческом контексте.
Образец задания
?
Ответ
Источники
Терминология. Историк.RU
Перейти к терминологии
Энциклопедия на История.рф
Перейти к энциклопедии
Большая российская энциклопедия — электронная версия
Перейти к энциклопедии
Источник:
Обществознание l История l Английский ШКОЛКОВО
Вернуться к списку заданий
Задание 20
?
Образец задания
?
Ответ
Источники
Задания 20. Сравнение исторических событий. Решу ЕГЭ.
Перейти на Решу ЕГЭ
20 задание (сходства и различия). История 24.
Перейти на История 24
Вернуться к списку заданий
Задание 21
?
Образец задания
?
Ответ
Источники
История 24. Задание 19.
Перейти на История 24
Источник:
Обществознание l История l Английский ШКОЛКОВО
Вернуться к списку заданий
В 2018 году знания выпускников по всеобщей истории будут проверяться в следующих заданиях ЕГЭ:
1) Задание 1. Даны три события по отечественной и всеобщей истории, которые необходимо расставить в хронологическом порядке.
Важно: иногда попадаются события только по отечественной истории.
Максимальная оценка – 1 балл.
2) Задание 11. Здесь необходимо дополнить таблицу: век – событие истории России – событие всеобщей истории.
Максимальная оценка – 3 балла.
Какие материалы использовать для подготовки?
Главный ориентир – список событий всеобщей истории, который приведен в кодификаторе. Предполагается, что на ЕГЭ по истории проверяется знание не всего курса всеобщей истории, а лишь отдельных исторических событий, процессов и явлений. Все они включены в список кодификатора.
Уроки в школе
Самый надежный способ подготовки к заданиям 1 и 11 – это, безусловно, качественная работа на уроках всеобщей истории в средней и старшей школе.
Если осваивать курс истории зарубежных стран постепенно, то будет понятен исторический контекст, в которых происходили те или иные события, включенные в кодификатор. Именно поэтому на уроках в 10-11 классах, после изучения очередной темы, мои ученики пишут исторический диктант по событиям из кодификатора.
Кодификатор
Если же на знания, полученные на уроках всеобщей истории, вам надеяться не приходится, то стоит отталкиваться именно от списка дат, приведенного в кодификаторе. Осваивать весь курс всеобщей истории для ЕГЭ-2018 нет необходимости.
Важно: в кодификаторе не приводятся конкретные даты, когда происходили те или иные события, поэтому список нужно дорабатывать самостоятельно. В Интернете можно найти готовые списки событий и дат (в т.ч. с дополнительными пояснениями по каждому событию, с соотнесением с событиями истории России), но я бы рекомендовал использовать их с осторожностью: иногда там встречаются ошибки и/или много ненужной информации.
По ссылке можно посмотреть список событий по всеобщей истории из кодификатора 2017 г., дополненный мною. На него можно ориентироваться при подготовке.
Учебники по всеобщей истории
Если вы чувствуете, что по какому-то событию вам нужно посмотреть больше информации, можно обратиться к учебникам по всеобщей истории для 10-11 класса (например, под ред. Л.Н. Алексашкиной). Учебники для средней школы также подойдут, но все-таки более компактно информация представлена именно в изданиях для 10-11 класса.
Решение заданий
И, конечно же, нужно тренироваться в решении заданий по всеобщей истории. Здесь отлично подойдут сборники типовых экзаменационных вариантов.
Если же вам захочется устроить себе онлайн-проверку своих знаний по истории зарубежных стран, обратите внимание на то, что на сайте https://neznaika.pro можно сделать подборку заданий определенного формата (Главная страница — История — Тесты по темам — Задание 1/11).
___
Подпишитесь и следите за выходом новых публикаций в моем сообществе Вконтакте «История ЕГЭ и кот Степан» vk.com/historystepa .