Во втором учебном полугодии в моем кабинете начинается сначала слабый, а к весне усиливающийся поток родителей выпускников и самих подростков с жалобами на слабость, внезапно появившуюся слезливость, непонятные головные боли. Дети, которые до сих пор радовали родительские сердца упорным постижением всяческих наук, перестают интересоваться чем бы то ни было, ложатся на диван, отворачиваются к стене и перестают выходить на связь.
Подростковая депрессия у всех на слуху. А вот слово «сепарационная» вызывает вопросы. Постараюсь объяснить.
Подростковая (сепарационная) депрессия – это состояние, при котором наблюдаются ухудшение самочувствия по трем направлениям: снижение настроения (подавленность, вялость, слезливость, утомляемость, печаль, тоска), расстройство сна (не может заснуть вечером, плохо встает утром, просыпается ночью (обычно часа в четыре) и не может потом заснуть обратно), расстройство аппетита (перестает есть или, наоборот, «жрет, как не в себя». Не путать с нормальным волчьим аппетитом, сопровождающим бешеный рост. Т.е., если ребенок ест много, вы не успеваете забивать холодильник, но он при этом бодр и весел, а только прибавляет по размеру в месяц, в основном в росте и в ноге, — все в порядке, расслабьтесь).
Причиной этого расстройства обычно является сочетание нескольких факторов: наследственность (тут все понятно, если у родителей было – у детей, скорее всего, тоже проявится, но не у всех и не обязательно), бурная гормональная перестройка (главное слово «бурная», взрывная, т.е. лег спать детеныш, а проснулся уже подросток со всеми бонусами), хронический стресс, связанный с перегрузками.
Вот тут надо остановиться подробно.
Два важных рубежа должны взять наши дети как раз в самый разгар пубертата: ГИА и ЕГЭ. А, как мы все имеем счастье наблюдать, вокруг довольно банального и не слишком сложного экзамена накручивается просто тайфун тревоги и завышенных ожиданий. «Это главный экзамен в вашей жизни!! То, как вы сдадите ЕГЭ, определит всю вашу дальнейшую карьеру!». Почему? Отчего так?
На самом деле, ничего ЕГЭ не определяет. Если бы над нашими детьми не висел постоянно дамоклов меч «забреют лоб и пойдешь служить», то есть, не сдашь экзамен – погибнешь, стали бы мы так убиваться насчет поступления в институт? Ну, не поступил в этот год – поступит на следующий, пойдет работать, как раз будет время понять, чего хочется в жизни.
Но нет. Нам (родителям) очень страшно, поэтому мы всячески стараемся подстелить соломки и отвести беду руками репетиторов, дополнительных занятий, уроками до полуночи.
Хотя, с физиологической точки зрения, самое полезное для детей в этом возрасте – много работать на свежем воздухе, женихаться и заниматься самопознанием.
И, как ни странно, поздно ложиться и поздно вставать. Не говоря уже о том, что, на самом деле, совсем не всем людям нужно высшее образование, и большинство населения осознает свое истинное предназначение ближе к 35 годам, 80% выпускников вузов никогда не работают по специальности, обозначенной в дипломе. Скажем честно: четыре или шесть лет в институте – это просто способ легально продлить детство и убрать миллионную армию молодых людей с рынка труда.
Так что, дорогие родители, вторая по значимости причина возникновения депрессии у подростков – наши с вами тревоги и (завышенные) ожидания.
Кроме того, мы подталкиваем детей к выходу из нашего теплого, уютного, безопасного гнезда в сторону непредсказуемого, возможно жестокого, и уж точно ни капли не дружелюбного внешнего мира.
Мы говорим «определись с профессией», «реши, кем ты хочешь быть» — а он слышит «стань взрослым, слезь с нашей шеи, иди сражайся с драконами».
Ему страшно, его разрывает два противоположно направленных влечения: к свободе и к безопасности. Если бы можно было остаться дома, но иметь все права взрослого!
Родителям тоже как-то зябко и тревожно, поэтому их послания слегка противоречивы: мы хотим, чтобы ты был взрослым и ответственным, но проверяем уроки и бежим за лифтом по лестнице «надень шапку!». Если добавить, что у самих родителей в это время (как правило) кризис среднего возраста… Хорошо, если в семье есть надежные представители старшего поколения, которые помогут удержать руль.
Как распознать
Главное, на что стоит обратить внимание, как уже было сказано выше, на большую депрессивную триаду: сон, аппетит, настроение.
Перемежающиеся головные боли непонятного происхождения, тошнота и боль в животе, постоянные ОРВИ могут быть соматическими (телесными) проявлениями депрессии. У девочек очень часты проявления того, что участковые врачи называют «вегето-сосудистой дистонии»: экстремально низкие показатели артериального давления, сердцебиения, потливость. Да, если девушка прибавила за год 10-15 см в росте, у неё неустойчивый месячный цикл, она бледная и под глазами тени, время от времени валится в обморок, можно назвать это ВСД. А можно – панической атакой.
Так что, уважаемые родители, если это состояние продолжается дольше месяца-двух, я бы показала ребенка специалисту, в идеале – невропатологу или психотерапевту. Ваша проблема может быть решена приемом специальных препаратов, но назначать их должен врач. Не слушайте тех, кто говорит «да попей ты ново-пассит (валерьянку, пустырник, настойку пиона и пр.), все и пройдет. Вряд ли, а время упустите.
Еще очень помогает посещение остеопата и курс массажа, по очень простой причине: мозг начинает получать нормальное питание, ему становится «веселей», ребенок быстрее и лучше восстанавливается после нагрузок.
Что вредит и усугубляет
Тут я Америку не открою: гаджеты. Да, мы все знаем, как трудно вырвать из рук чадушка смартфончик или планшет в два часа ночи. Ищите способы, ставьте прерыватель на точку доступа, вводите комендантский час. Но будьте непоколебимы: ночь существует, чтобы спать. Не можешь заснуть – почитай книжку (бумажную), прими теплый душ, выпей молока с медом. Но я не дам тебе окончательно загубить твое хрупкое здоровье. Можешь начинать на меня злиться. Я переживу.
Депрессия боится солнечного света. Поэтому используйте любой предлог и любую возможность, чтобы ваш подросток бывал на улице днем. Посылайте его за младшей сестрой в садик, в дальний магазин за хлебушком, пешком до метро. Ходить тоже очень важно, сгорают лишние негативные эмоции.
Безудержная тяга к сладкому, особенно к молочному шоколаду, тоже может быть проявлением дисбаланса в организме. С другой стороны, в период повышенных умственных нагрузок мозгу нужно дополнительное питание. Предложите вашему подросшему ученику провести эксперимент с наблюдением: когда тебе хочется сладкого, попробуй заменить его: мясом, яйцом, орехами, фруктовыми чипсами, бананом. Ему может банально не хватать цинка и магний, которые, помимо всего прочего, отвечают и за иммунитет. В любом случае, большая миска зерновых хлопьев с шоколадным молоком должна примирить его с несовершенством мира.
Почитайте мануалы в картинках о депрессии. Не думайте, что это «от лени», «надо взять себя в руки», «да на тебе пахать можно!». Ему и правда очень плохо. Если состояние подавленности и бессилия длится больше 6 недель – это серьезный повод обращаться за помощью к специалистам. И я всеми руками за терапию, медикаменты плюс разговоры могут сильно улучшить состояние всей вашей семьи.
КонсультацииОтношения родителей и детей
Дочь боится сдавать ЕГЭ, появилась апатия, проблемы с памятью. Как ей помочь?
09 янв. 2020
Моя дочь учится в 10 классе. Уже на протяжении 6 месяцев у нее и у меня ужасное состояние, она всегда твердит :» Я боюсь сдавать егэ и еще боюсь, что его не смогу сдать. Из-за этого у нее внутри постоянная тревога. В ней как будто поселился страх, появилась апатия к жизни. Любая ситуация сразу же обращается в слезы. Я боюсь, что еще не много и она может сделать что-то с собой, у нее не получается что-нибудь выучить нормально, потому что на следующее утро уже ничего не помнит… Из-за этого у нее возникают такие мысли: ты никчемная, ничтожество, ничего путного из тебя не выйдет. Что мне делать? Буду рада любым советам, хочу чтобы моя дочь жила полной жизнью, а не в постоянном страхе.
Есть вопросы?
Спросите психолога прямо сейчас!
10 янв. 2020
(изменено 10 янв. 2020)
Здравствуйте, Марина! Страх перед экзаменами рождается у детей, если взрослые придают неоправданно высокое значение экзаменам и , как следствие, внушают детям страх перед экзаменом, преподнося его , как что-то супер важное, способное сломать их жизнь в случае неудачи. От ЕГЭ жизнь человек не зависит. Это всего лишь школьный экзамен, который можно пересдать, если с первой попытки не получилось. Самая большая проблема, которая может возникнуть при несдаче этого экзамена с первого раза — это то, что на год будет отсрочено поступление в ВУЗ. Так что важно сформировать у своего ребенка адекватное отношение к этому экзамену. Никакой прямой связи между оценками, полученными за экзамены в школе, и счастьем и успешностью человека в жизни не прослеживается. Отличники могут стать обыкновенными клерками в офисе , а школьные троечники успешными предпринимателями. Заучивание и пересказывание материала не является залогом успеха в жизни. Вокруг множество примеров того, как успешные и талантливые люди поступали в ВУЗы далеко не с первого раза. А на счастье в личной жизни оценки в школе вообще не влияют. Так что тезис «если не сдам ЕГЭ, то я никчемная и ничего путного в жизни не выйдет» абсолютно не имеет никакой связи с реальностью.
Расскажите подробно, что произошло в жизни девочки полгода назад, когда у неё началось то, что Вы обозначили, как «ужасное состояние». Какие стрессы, какие изменения в жизни могли спровоцировать её постоянную тревогу? Расскажите про режим жизни девочки, наличие каких-либо заболеваний. Симптомы, которые Вы описали , характерны для переутомления или для дефицита сна. Обращались ли Вы к врачу-неврологу по поводу проблем с работой нервной системы ребенка — депрессии, постоянной тревожности ребенка и нарушения функции памяти?
10 янв. 2020
Здравствуйте , спасибо за ответ . Сейчас постараюсь подробно описать . Мы переехали в Москву как раз пол года назад , сменили школу и попали в профильный хим-био класс . Школа сильная , очень много требуют . В школе друзей мало , дочка говорит, что они ведут себя так , словно они первого сорта , а ты сорняк. У нас частые головные боли из-за вегето-сосудистой дистонии . Обязательно свожу ее к неврологу , потому что мне это уже не нравится . Я уже сама начала ложиться и просыпаться с мыслями о егэ . Очень переживаю за нее . А еще , самое интересное то, что она сама хочет стать врачом . Я сама уже начала сомневаться в том , что она сможет стать доктором . Я не знаю чем ей помочь ? Как помочь ей стать врачом ? Как снизить ее панику ? Я сейчас набираю это сообщение вам со слезами на глазах , так как это моя первая дочь и Я очень боюсь ее потерять . Я боюсь что под этим натиском егэ , она сломается. ЧТО вы можете мне посоветовать ?
11 янв. 2020
(изменено 11 янв. 2020)
Марина, у дочки сразу несколько проблем:
— переезд в Москву и смена школы. смена окружения и ритма жизни — это новые условия к которым необходимо адаптироваться. Это стресс и высокая нагрузка на нервную систему подростка, организма которого итак испытывает повышенную нагрузку из-за активной фазы роста. гормональных изменений, сопровождающих пубертатный период.
— смена школы — это смена программы на боле сильную, повышенные требования и нагрузка. Помимо этого ещё давят и выпускные экзамены, от которых зависит поступление в институт. Это значит повышенная нагрузка, психологическое давление и, как следствие, переутомление.
— Смена коллектива и окружения — девочка-подросток оказалась вырванной из привычной среды друзей и родных и попала в столичный коллектив, где оказалась в положении «чужака». Её не охотно принимают , потому что она из другой среды и пришла в уже сформировавшийся коллектив. где есть сложившиеся связи . Самооценка девочки упала. Ей сложно еще и потому, что она не понимает, как ей стать равной , что сделать, чтобы стать своей.
То есть у девочки наложились физиологические проблемы, связанные с пубертатным периодом и сильным стрессом, на социальные проблемы — необходимость соответствовать новым требованиям в коллективе и учёбе. Она оказалась в условиях, которые практически выжимают все её силы и создают избыточное для подростка психологические о физическое напряжение.
Вам имеет смысл поговорить с дочкой обо всем этом. чтобы она понимала, что нет её вины в том, что она что-то не запоминает или не может. Это естественно в тех условиях, когда на неё свалилась такая нагрузка по всем фронтам. Важно сейчас в первую очередь позаботиться о здоровье девочки — это во много раз важнее, чем учеба и ЕГЭ. Поэтому начинать нужно с врача-невролога, чтобы он помог улучшить физическое самочувствие и справиться с последствиями стресса.
Очень важно следить, чтобы девочка высыпалась — именно во сне восстанавливается нервная система и формируется память, от качества сна зависит концентрация внимания, настроение и самочувствие. Если ребенок невысыпается, то будет депрессия и низкая обучаемость из-за физиологических причин. Так что ложиться необходимо не позднее 23.00 и за 30-40 минут до этого выключать телефон. компьютер, телевизор, чтобы снизить информационный поток. Подойдет приятная расслабляющая музыка, расслабляющий массаж, ароматерапия, чтобы подготовиться ко сну.
Объясните дочке, что оценки в школе и экзамены — это не самоцель. Если что-то не получается сейчас, если экзамен не сдан, то это всегда можно исправить — это не катастрофа, которая испортит жизнь, а всего лишь временная проблема, которую можно потом исправить . Поэтому относиться к экзамену нужно, как к чему-то проходящему, и не связывать счастье и успех в жизни именно с этим событием ( и Эйнштейн, и основатель корпорации Apple проваливали экзамены и это никак не помешало им стать всемирно известными и успешными людьми — их биографии можно почитать, чтобы убедиться, что их путь не был гладким). Если она хочет быть врачом — она обязательно будет врачом. Не обязательно для этого сдать экзамен или поступить в ВУЗ с первого раза. Можно сделать перерыв, восстановиться и снова подготовится к экзамену и поступлению. Это нормально и так делают многие.
Ваша задача, как мамы, правильно расставить приоритеты и показать подростку,что жизнь не ограничивается учебой и не зацикливается на ней. Обязательно делайте выходные, в которые Вы с дочкой будете выбираться куда-то в музеи. на концерты, на прогулки — за новыми впечатлениями и радостями жизни.
Для выведения гормонов стресса и избавления от депрессии очень важна ежедневная физическая активность — как минимум прогулки 40 минут в энергичном темпе до первой испарины. Подойдут так же коньки, лыжи, велосипед, любые игры на свежем воздухе и др. Очень хорошо помогают танцы — там и музыка и движение способствуют снятию напряжения и выбросу гормонов радости — эндорфинов.
11 янв. 2020
(изменено 17 апр. 2020)
Огромное Вам спасибо, прочитала ваше сообщение и понимаю, какая тяжелая ноша легла на ее хрупкие плечи. Постараюсь что-нибудь исправить в нашей ситуации. А как вы думаете поход к психологу или к психиатру может изменить ситуацию?
11 янв. 2020
(изменено 11 янв. 2020)
Начните с посещения врача-невролога. Он проведет диагностику и, если увидит какие-либо проблемы, требующие участия других специалистов, он Вам даст направление к нужному специалисту.
Важно понимать, что девочке прежде всего нужна разгрузка и отдых, правильная расстановка приоритетов — полноценный сон, физическая активность, общение с друзьями и близкими людьми, чтобы переключаться с учебы на отдых, развлечения и приятное общение. В жизни подростка , как и в жизни любого человека, важно соблюдать баланс между трудом и отдыхом, учебой и развлечениями, между делами и личной жизнью. Сейчас девочка зациклена на одной учёбе и поэтому проблемы с учебой являются для неё трагедией, потому что ничего другого она не видит — фокус внимания только на учебе и экзамене, а остальная жизнь проходит стороной и у девочки нет возможности переключиться, отвлечься, отдохнуть от мыслей об учебе и восстановить душевное равновесие в общении и развлечениями с близкими друзьями. К тому же переутомление лишает её способности усваивать материал (возникают проблемы с концентрацией внимания и памятью) и она начинает паниковать, начинает еще больше времени уделять учебе, усиливая переутомление. А результаты лишь ухудшаются и её самооценка падает, возникает апатия и депрессия. Так что отдых и переключение внимания на приятные новые впечатления и физическую активность для неё сейчас невероятно важен, чтобы восстановить свои способности к обучению.
Похожие консультации
Консультацию ведет
671Отзывов
4717Консультаций
Задайте вопрос психологу ведущему эту консультацию
Эту консультацию ведёт
Ирина Корнилова
Стресс у подростков и детей накануне ЕГЭ и других экзаменов: как распознать и помочь
ЕГЭ на носу. Выпускники и их родители нервничают. Давайте разберём, как предотвратить или снять стресс, как правильно подойти к ЕГЭ и его последствиям. Своими рекомендациями нам поможет детский психолог Детской клиники МЕДСИ на Пироговской Татьяна Ивойлова.
Высокие требования к подростку создают в его голове образ экзамена как непреодолимого препятствия. Увы, роль родителей в создании такого образа — первостепенная.
Экзамены: что происходит с детьми
Дети и подростки очень хорошо считывают чувства и эмоции взрослых, тревога самих родителей за экзамены часто проецируется на детей. По этой причине весной и в начале лета учащаются обращения к неврологам, психологам, психиатрам из-за повышения тревожности, отказа от общения, замкнутости, нарушения сна. Нередко наблюдаются повышенная плаксивость, соматические нарушения, сопровождающиеся болевыми симптомами непонятного происхождения.
Ивойлова Татьяна
Детский психолог Детской клиники МЕДСИ на Пироговской
Взрослым вовремя не удаётся отследить перемену в настроении ребёнка, его психика подчас не справляется с чрезмерным эмоциональным напряжением. Общаясь на приёмах с детьми и их родителями, я часто вижу, что подросток находится в истощённом состоянии. Отсюда нервные срывы, выраженная депрессия.
Представляя ЕГЭ как своеобразный Рубикон, ребёнок порой рисует мрачные картины на случай неудачи. Он может всерьёз думать, что родители отвернутся от него, не сдавшего экзамен. Раз уж родители — самые близкие и значимые люди — не готовы принять неуспех, то что говорить об остальных?
Подросткам в этот период непросто взаимодействовать с миром. Меняется система ценностей, появляется больше ответственности, которую не всегда хочется принимать, возникает внутренний конфликт между «хочу — могу — надо».
Ивойлова Татьяна
Детский психолог Детской клиники МЕДСИ на Пироговской
Стресс — нормальный процесс для психики, но только при ограниченной продолжительности и интенсивности. Если вам хочется вывести человека из равновесия, то самое тяжёлое психологическое оружие — это неопределённость, неизвестность.
Не имея возможности знать, как всё закончится, ребёнок подчас постоянно себя эмоционально накручивает. Но пребывать в стрессе бесконечно организм не может, поэтому «сброс» так или иначе произойдёт. Если ресурсов, родительской поддержки для восстановления не хватит, то будущий выпускник может уйти в депрессию.
Распространённые варианты реакции взрослых на неудачу при сдаче ЕГЭ
Обесценивание
Это попытка родителей придать меньший вес случившемуся:
- ничего страшного не произошло;
- это не важный экзамен;
- я так и знал, что ничего у тебя не выйдет.
Что слышат при этом выпускники:
- меня никто не понимает;
- никто не поддерживает;
- родителям все равно;
- я никчёмный.
Ивойлова Татьяна
Детский психолог Детской клиники МЕДСИ на Пироговской
Обесценивая ребёнка (не специально!), родитель неосознанно стремится снизить уровень своей тревоги. Родителям кажется, что если они не будут акцентировать внимание на несданном экзамене, то и ребёнку будет легче.
Морализаторство
Любимая тактика взрослых, одна из автоматических реакций на панику и тревогу:
- надо было лучше готовиться;
- вечно у тебя всё через одно место;
- я так и знал, что там всё куплено;
- в нашей стране умные люди не нужны.
А вот как реагирует выпускник:
- достали уже своими нотациями;
- сам знаю, что надо было;
- я неудачник;
- жизнь загублена.
Ивойлова Татьяна
Детский психолог Детской клиники МЕДСИ на Пироговской
В морализаторство уйти легко, привычно и быстро. В такие минуты всплывают самые актуальные убеждения семьи или самые устойчивые, из собственного детства. При этом трудно остановиться и сделать первый шаг навстречу своему страху.
Отрицание
Один из мощнейших приёмов снятия тревоги:
- надо жить дальше;
- ничего страшного не произошло;
- и чего тут обсуждать, не сдал — иди работать.
Как слышат дети:
- мои переживания никому не интересны;
- неудача не обсуждается, это неприятно;
- всегда решают за меня.
Ивойлова Татьяна
Детский психолог Детской клиники МЕДСИ на Пироговской
Отрицать случившийся факт — прятать голову в песок, не давая себе и другому возможности справиться с событием. Отрицая свои и чужие переживания, можно очень просто добиться ухода в позитивную крайность — дескать, всё прекрасно и всё к лучшему. И в этой крайности тоже нет ничего хорошего.
Переживания за сложные экзамены — как к этому правильно подойти
Когда напряжение сохраняется слишком долго и результат неизвестен, мотивацию следует снизить. Здесь хорошо работает техника «катастрофизации» ситуации и создание плана Б: подробно разберите, что может случиться и как вы поступите при всех вариантах событий — от самого желательного до самого негативного.
Для начала обозначьте эти самые варианты. Например, так:
- сдал на 100 баллов каждый предмет;
- сдал на максимальное количество баллов;
- сдал так, как писал пробники, не хуже (наиболее реальный вариант развития событий);
- сдал хуже, чем пробные варианты (и так бывает);
- сдал на минимальный, пороговый уровень;
- не прошёл минимальный уровень.
Ивойлова Татьяна
Детский психолог Детской клиники МЕДСИ на Пироговской
Разобрав все варианты исхода ЕГЭ, вы увидите с ребёнком всю картину, а не будете зацикливаться лишь на желательной истории, одновременно отметая от себя нежелательную, которой вы не хотите и к которой вы не готовы.
Создав список заранее, можно загодя подобрать вузы и специальности — в зависимости от полученных баллов. Рассмотрение сравнительно плохих вариантов задолго до экзамена делает ребёнка и его родителей более спокойными. Экзамен перестаёт быть концом света, не нужно будет в панике метаться и судорожно кроить новые планы.
План Б — это изучение возможностей, вариантов развития событий в спокойной обстановке, построение реальных перспектив на фоне отказа от идеальной картины мира. Своего рода мозговой штурм, который проводят выпускник и его родители вместе. В процессе ко всем должно прийти понимание того, что проваленный экзамен не перечёркивает всю жизнь, а не сдавший не перестаёт быть хорошим человеком, любимым сыном или дочерью.
Ивойлова Татьяна
Детский психолог Детской клиники МЕДСИ на Пироговской
Троечники становились великими, а отличники скатывались в никуда — примеров немало среди великих и вокруг вас. Нужно почаще напоминать об этом и себе, и детям.
Что делать и чего не делать родителям перед ответственными экзаменами
- Изучите всё что можно о предстоящем испытании. Расскажите ребёнку. Подробно проговорите с ним то, что ему предстоит. Делайте это спокойно. Дайте ребёнку знать, что вы поддержите его при любом исходе экзамена.
- Создайте запасной аэродром. Придумайте, что вы будете делать в случае плохого результата. Это успокоит вас, даст внутренний ресурс для поддержки своего выпускника.
- Соблюдайте режим сна и бодрствования — вместе с ребёнком. Гуляйте.
- Правильно питайтесь. Убедитесь, что в рационе достаточно витаминов. Витамин D, который часто в дефиците, поддержит иммунитет и хорошее настроение. Йод улучшает умственную деятельность, магний — своего рода элемент спокойствия.
- Не вносите ничего нового в жизнь в период подготовки и сдачи экзаменов. Поберегите себя и ребёнка от дополнительных стрессов.
- Помечтайте вместе, как изменится ваша жизнь после экзаменов. Какие перемены произойдут.
- Вместе представьте момент самого экзамена, что всё идёт по плану, что ребёнок справляется.
- Не принимайте успокоительные лекарственные препараты перед экзаменом. Они могут возыметь обратное действие.
- Перед экзаменом помогите вашему выпускнику разгрузить голову, чтобы на экзамене она была ясная и быстро соображала.
Ивойлова Татьяна
Детский психолог Детской клиники МЕДСИ на Пироговской
Самое главное — любите своих детей безусловно, поддерживайте их в любых ситуациях. Это формирует чувство безопасности. Именно этого дети и подростки ждут от своих родителей. Одно это правило сильно поможет в преодолении любых препятствий.
Снизить уровень стресса поможет бесплатное приложение Beffo. В нём собраны практики управления эмоциями, медитации и дыхательные упражнения, которые снимут нервное напряжение, сделают ва спокойнее и увереннее.
bleNoIndex»: «True»
}]]
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая
Многие поколения школьников переживают из-за выпускных экзаменов и только спустя годы понимают, что волновались зря. Но, как известно, нервные клетки не восстанавливаются, и высокий уровень стресса с накопительным эффектом сказывается и на психическом, и на физическом самочувствии. Вместе с психологом Анфисой Беловой разбираемся, как быть ответственными взрослыми и помочь выпускникам избежать стресса перед ЕГЭ.
Немного физиологии
Канадский ученый Ганс Селье был одним из первых, кто изучал адаптивные реакции человека в состоянии стресса. Он выяснил, что в попытках адаптироваться к неприятным ситуациям наш организм запускает ответную реакцию в гормональной системе и так борется с внешним раздражителем.
Селье выделил три стадии стресса:
- Тревога
Организм реагирует на раздражители и вырабатывает гормоны, чтобы бороться со стрессом. Остальные потребности как бы уходят на второй план. - Резистентность
В этой стадии наш организм может существовать вплоть до нескольких лет. Органы и гормональная система приспосабливаются, основные ресурсы тратятся на его компенсацию и стабильное противостояние внешним раздражителям. - Истощение
Организм всеми силами пытается сообщить, что у него больше нет ресурсов для противостояния стрессу. Нарушается работа иммунной системы, может наблюдаться атрофия мышечной и соединительной тканей. В состоянии истощения возрастает риск заболеть онкологией, сахарным диабетом и аутоиммунными заболеваниями.
По словам Анфисы Беловой, бить тревогу следует тогда, когда волнение выходит из-под контроля и самостоятельно справиться с ним не получается. Об этом обычно свидетельствуют соматические симптомы: бессонница, головная боль, потеря аппетита. Известно, что у трети пациентов врачи общей практики отмечают признаки депрессии. Есть и психологические симптомы стресса: повышенная тревожность, грусть, депрессивное состояние.
Все, что выходит за рамки привычного поведения, свидетельствует о проблеме, которую необходимо решать с помощью специалиста.
Подростки, стресс и экзамены
У подростков есть много причин для стресса, которые не связаны с экзаменами, но могут повлиять на их результаты. Например, школьники легко могут переволноваться или начать переживать из-за ссоры родителей или конфликта с друзьями. Это приводит к плохому физическому самочувствию, мешает сосредоточиться на экзамене. Поэтому, отмечает психолог, родителям и учителям стоит окружить будущих выпускников максимальной заботой и создать благоприятную атмосферу для спокойной и планомерной подготовки к ЕГЭ.
По словам Анфисы Беловой, главное, что могут сделать ответственные взрослые в экзаменационную пору — не нагнетать и не использовать негативную мотивацию. Часто к ней прибегают сами учителя, которые боятся предстоящих экзаменов не меньше школьников. Если повлиять на действия преподавателей не получается, поговорите с ребенком и постарайтесь сами его успокоить. Учителя тоже люди, они переживают и не всегда используют правильные методы мотивации.
Конечно, просьбы «не переживать» редко работают. Стоит поговорить с подростком о том, что конкретно его волнует. Часто опасения у выпускников очень абстрактны, и от этого все проблемы кажутся им страшными и неразрешимыми. Выясните, почему ребенок боится ЕГЭ: ему страшно сделать ошибку в бланке или забыть, как решается одно из заданий? Или он переживает, что плохо сдаст экзамен и не поступит в институт?
После того, как определите, в чем заключается страх перед ЕГЭ, постарайтесь объяснить ребенку, что все проблемы решаемы: потренируйтесь заполнять бланки, предложите повторить правила, убедите подростка в том, что, если он не поступит в университет в этом году, всегда есть возможность пересдать и попробовать в следующем. Не сакрализируйте ЕГЭ, снизьте субъективную значимость события — это всего лишь один из множества предстоящих экзаменов. В конце концов, «все, что ни делается, — все к лучшему».
Как справляться самостоятельно
Если стресс еще не достиг критического уровня, и не привел у нарушениям и истощению, снизить его интенсивность можно своими силами. Для этого Анфиса Белова рекомендует несколько способов.
Релакс-практики
Если ребенок устал от подготовки, пусть возьмет небольшой перерыв. Отдых помогает избежать преждевременного выгорания и учит в будущем правильно распределять ресурсы, вовремя брать тайм-аут.
Гармонизировать нервно-психическое состояние помогут релакс-практики. Например, массаж расслабит мышцы и активирует парасимпатическую нервную систему, как бы «перезапуская» организм. Обычно после первых сеансов появляются новые силы для активной работы или подготовки к экзаменам.
Ванна с успокаивающими эфирными маслами — еще один способ расслабиться и отвлечься от учебы. К тому же, в отличие от массажа, этот вариант доступен каждому. Эфирные масла розы, жасмина, кипариса и лаванды действуют успокаивающе и продаются в любой аптеке.
Снять стресс и отвлечься от повседневных переживаний помогает йога. Медитация и дыхательные упражнения успокаивают сознание и настраивают на положительный лад. А асаны из йоги не только способствуют снятию стресса, но и укрепляют мышцы.
Осознанный отдых
Лавину отрицательных эмоций помогут сдержать активности, которые требуют полного сосредоточения. Это могут быть компьютерные игры, кроссворды, даже уборка дома или сортировка мусора — монотонные действия помогают отвлечься от неприятных переживаний.
В английском языке есть словосочетание binge watching — так называют «запойный» просмотр сериалов, когда человек смотрит 5-6 серий за вечер вместо того, чтобы растянуть и смотреть по одной в неделю. Это объясняется тем, что сериалы способствуют выработке дофамина, а еще выстраивают некий барьер между человеком и окружающем миром. Очень полезное свойство, которое помогает абстрагироваться от неприятных мыслей.
Конечно, у выпускников вряд ли найдется время, чтобы за день смотреть по целому сезону сериала, да и не все это любят. Но детям будет полезно найти свой способ отвлечься от тревожных мыслей и получать удовольствие.
Поэтому не стоит настаивать на продуктивности свободного времени, смена деятельности не всегда является хорошим способом отдохнуть. Если подросток в перерывах между уроками и подготовкой к ЕГЭ смотрит тиктоки, читает фанфики или играет в компьютер, не препятствуйте этому. Всем важно отвлечься, а развлечения, как и книги, не обязательно должны быть развивающими или интеллектуальными.
Здоровый режим
Стресс нарушает режим сна, а плохой сон усугубляет стресс — такой замкнутый круг. Поэтому очень важно настроить свои биоритмы так, чтобы не страдать от бессонницы и недосыпа.
Подъем в одно и то же время, утренняя зарядка, достаточная физическая активность — все, что обычно планируется «с понедельника», необходимо для стабильного нервно-психологического состояния всегда.
Дифирамбы фитнесу и здоровому образу жизни часто мелькают в информационном пространстве и многим кажутся раздражающими, но связь физического и ментального здоровья оспорить действительно трудно. Если интенсивные тренировки претят подростку, предложите в качестве альтернативы пешие прогулки или поездки на велосипеде. Легкая физическая активность способствует восстановлению биоритмов и помогает привести мысли в порядок.
Хватит бояться психологов!
В борьбе со стрессом все средства хороши, уверена Анфиса Белова. Кому-то помогают медитации или занятия спортом, кто-то успокаивается, занимаясь хобби, будь то рисование или просмотр сериалов. Но если самостоятельно справиться с волнением не получается, следует поработать со специалистом. Время, когда обращение к психологу считалось чем-то постыдным, давно закончилось, но многие до сих пор боятся просить о помощи. Но лучше преодолеть стеснение, чем страдать от последствий чрезмерного стресса.
Материалы по теме:
- Без ЕГЭ: 7 причин уйти из школы после девятого класса;
- Есть ли жизнь после проваленного ЕГЭ? Истории выпускников разных лет;
- Почему топовые вузы США отказываются от «американского ЕГЭ»?
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.
Подписаться
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СПРАВИТЬСЯ С ЭКЗАМЕНАЦИОННЫМ СТРЕССОМ?
Автор: Киричатая Елена Владимировна,
педагог-психолог
отделения формирования здорового жизненного стиля
ГБУ АО «Центр «Надежда»
Совсем скоро у выпускников школы — учащихся 9, 11 классов наступит один из самых ответственных моментов — это сдача экзаменов.
Осознание ответственности и важности данного периода влечет за собой как положительно окрашенные состояния: предвкушение, эмоциональный подъем, ощущение взрослости, так и отрицательно окрашенные: тревога, страх, беспокойство. Совокупность всех этих переживаний в психологии называется «экзаменационный стресс».
Если посмотреть на определение, то стресс — неспецифичный ответ организма на любое предъявленное ему требование. Следовательно, стресс — это нормальная адаптивная реакция нашего организма на экстремальные (в восприятии человека) ситуации.
Но, если организм не подготовить правильно к воздействию стресса, то могут возникнуть такие проявления, как тревога, раздражение, напряжение, усталость, бессонница, и т.д.
Экзаменационный стресс делится на стресс в период подготовки к экзаменам; стресс во время экзамена. Наши рекомендации, соответственно, будут разделены на два блока.
Как помочь ребенку справиться со стрессом во время подготовки к экзамену?
1. Первой и самой важной рекомендацией будет — обратить внимание на свое состояние. Перед экзаменом волнуются, переживают все. Вы также беспокоитесь о том, как Ваш сын или дочь сдаст экзамен. Следовательно, сейчас пребываете в таком же стрессе. Для вашего ребенка сейчас очень нужно, чтобы родитель оставался в ресурсе, был для него опорой и поддержкой. Поэтому, обратитесь сейчас к себе — подумайте, что для вас сейчас важно, чтобы оставаться ресурсным родителем? Успеваете ли вы заниматься своим любимым делом? Есть ли оно у вас? По возможности, обратитесь к собственным ресурсам.
2. Определите для себя источник тревоги.
Многие дети не столько боятся экзамена, сколько боятся реакции своих родителей, боятся их разочаровать. Определите, так ли страшно, если ребенок не сдаст этот экзамен? Что тогда произойдет? Что для вас, как для родителя, важнее: высокие результаты по ОГЭ или ЕГЭ или здоровье вашего ребенка? Очень важно донести до ребенка то, что вы любите его не за успехи в учебе, а просто потому, что он есть.
3. Как было замечено ранее, экзамен — это сам по себе стресс. Поэтому важной рекомендацией будет — ограничить воздействие других стрессоров (переезды, переходы в другую школу, смены режима дня, изменение социального статуса семьи и т.д.). Это очень важно, поскольку экзаменационный стресс и так забирает большую часть ресурсов организма.
4. Предложите ребенку использовать различные техники, делающие подготовку к экзаменам эффективнее. Например:
- Техника «Поэлементный подход». Очень важно разбить изучение материала на конкретные элементы – темы, задачи, а не разбирать все сразу.
- План по изучению вопросов. После того, как ребенок разобьет материал на блоки, можно предложить ему создать план по подготовке: причем лучше, если ребенок будет на два дня изучения нового материала – один день выделять на закрепление материала – решение конкретных задач, обсуждение, проговаривание темы.
- Репетиция экзамена. Перед устным экзаменом хорошо было бы, чтобы ребенок «прорепетировал» свой ответ перед зеркалом, а затем и перед вами. Причем постарайтесь воссоздать ситуацию экзамена: предложите ребенку развернуто ответить на наиболее сложные вопросы.
Как помочь ребенку справиться со стрессом во время экзамена?
1. Главной задачей родителей при снижении напряжения во время экзамена является обучение ребенка техникам саморегуляции, которые ребенок сможет использовать, находясь в пункте проведения экзамена.
Техники саморегуляции:
Техника «4-7-8»
Инструкция:
Цифры 4-7-8 означают количество секунд, в течение которых нужно вдыхать воздух (4 секунды), затаить дыхание (7 секунд), выдыхать воздух (8 секунд).
Как дышать по методу 4-7-8:
1. Займите удобное положение, в котором вам комфортно спать.
2. Подтяните кончик языка к верхним передним зубам.
3. Слегка разомкните губы и полностью выдохните воздух.
4. Сожмите губы и вдыхайте в течение 4 секунд.
5. Затаите дыхание на 7 секунд.
6. Полностью выдохните воздух в течение 8 секунд.
7. Повторите 10-12 раз.
Техника «Пушинка»
Инструкция: «Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10–15 см. висит пушинка. Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась».
Техника «Граундинг»
Инструкция:
Внимательно изучите, то что вас окружает и найдите:
- 5 предметов, которые можно увидеть (перечислите их, дайте им описание: цвет, форма, назначение и т.д.)
- 4 предмета, которые можно потрогать (перечислите их, потрогайте и оцените их температуру, твердость мягкость и т.д.)
- 3 предмета, которые можно услышать (перечислите их, охарактеризуйте что это за звуки, их отличие друг с другом)
- 2 предмета, которые можно понюхать (перечислите их, понюхайте и сравните запахи)
- 1 предмет, который можно попробовать на вкус (попробуйте оцените вкус, и сконцентрируйтесь на нем)
Техника мышечного расслабления
Инструкция:
1. Исходное положение – лежа или полулежа. Сфокусируйте внимание на какой-нибудь группе мышц в нижней части тела (это могут быть мышцы ступней, икроножные или мышцы ног в целом – все зависит от времени и желания, но чем более мелкие мышцы, тем больше эффект). Максимально сильно напрягите эти мышцы и задержите это напряжение на три -пять секунд, а затем на выдохе расслабьте мышцы. Таким образом, в направлении снизу вверх прорабатываются все группы мышц (или хотя бы основные).
2. Предложите ребенку обратить внимание на физиологические проявления волнения. Как правило, это учащенное дыхание, легкий озноб. Скажите ему, что такая реакция – это нормально и предложите в зависимости от проявления взять что-то с собой. Например, если вашего ребенка «знобит» — взять с собой свитер или кофту, если ощущения «нехватки воздуха», то предложите организатору в аудитории открыть окно, если появляется чувство голода – взять с собой шоколадку, если сухость во рту – взять воду. Также расскажите о том, что ребенок в любое время прохождения экзамена имеет право выйти из аудитории, немного проветриться.
3. Очень важно проговаривать вместе с ребенком альтернативы: что будет, если не хватит необходимого количества баллов для поступления именно в этот ВУЗ? Как можно действовать в этом случае? Существует множество вариантов: начиная от поступления в техникум, заканчивая поступлением в учебное заведение в другом городе или на другую специальность, где этих баллов будет достаточно.
Таким образом, самое важное, что может сделать родитель для ребенка в этот период: дать твердо понять вашему сыну или дочери, что они дороги вам и любимы за их прочие замечательные качества — вне всякой зависимости от академических успехов или неудач.
Список использованных источников:
- Кутбиддинова, Р. А. Психология стресса (виды стрессовых состояний, диагностика, методы саморегуляции): учебно-методическое пособие / Южно-сахалинск: САХГУ, 2019. – 124 с.
- Психология стресса и методы его профилактики: учебно-методическое пособие / Авт.-сост. – ст. преп. В.Р. Бильданова, доц. Г.К. Бисерова, доц. Г.Р. Шагивалеева. – Елабуга: Издательство ЕИ КФУ, 2016. – 142 с.
- Соловьева С.Л. Психическая саморегуляция. Пособие по самопомощи (окончание) // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2020. – Т. 8, № 1(27) [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: 04.04.2022).
- Фатеева Н.М. Экзаменационный стресс и психофизиологические показатели студентов // Образовательный вестник «Сознание». – 2015. – №4. – С. 19-26.