У природы как целого как единого творца сочинение егэ

Обновлено: 11.03.2023

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ЧТО ТАКОЕ «СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ»?

Прежде чем приступить к объяснению понятия «сжатое изложение», выясним, что представляет собой вообще изложение.

Изложение — эта форма работы с текстом, которая предусматривает пересказ (т.е. передачу содержания исходного текста с помощью языковых средств) прослушанного текста подробно, сжато или выборочно.

Наиболее распространенные в школьной практике виды изложений — подробные и сжатые. Подробное изложение предполагает последовательное, как можно более полное воспроизведение исходного текста с сохранением его композиционных и языковых особенностей, а также введенных автором каких-либо компонентов.

Сжатое изложение — это такой пересказ текста, который обязательно основывается на отборе (из данного нам исходного текста) самого необходимого материала на заданную в этом тексте тему и создании на этой основе нового, меньшего по объему, высказывания.

Другими словами, главной задачей сжатого изложения является краткое, сжатое описание представленных в тексте фактов, идей, проблем собственными, самостоятельно подобранными речевыми средствами.

Сжатое изложение должно быть небольшим по объему (оно всегда меньше исходного текста), но не бедным по содержанию! Это и представляет основную сложность для учащихся — уловить и кратко, без лишней «воды», сформулировать основную суть текста.

Помощниками в написании сжатого изложения выступают различные способы и приемы сжатия текста.

СПОСОБЫ И ПРИЕМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА

Итак, обратимся к рассмотрению способов сжатия текста.

Основных способов сжатия текста три :

Также в качестве приемов сжатия могут быть использованы сочетания вышеназванных способов: исключение+обобщение, исключение+замена, исключение+обобщение+замена.

1. ИСКЛЮЧЕНИЕ.

При исключении необходимо сначала выделить главные, важные с точки зрения основной мысли текста детали, затем исключить несущественные детали и объединить полученное в новый текст.

Исключить можно:

— однородные члены предложения,

— риторические вопросы и восклицания,

— детали, не влияющие на ход авторской мысли,

— другие слова, словосочетания, предложения, которые могут быть исключены без ущерба для основной повествовательной линии текста.

. Еще раз повторю: исключать эти элементы можно лишь в том случае, если они не несут на себе смысловой нагрузки, необходимой для понимания основной мысли текста.

2. ОБОБЩЕНИЕ.

При обобщении необходимо выделить единичные (отдельные) факты, затем объединить, обобщить их, используя подходящие речевые средства.

Обобщению подлежат:

— ряды предложений, связанных одной мыслью;

— части сложного предложения;

— парцелляции (намеренно расчлененные (и разделенные знаком препинания) на несколько самостоятельных отрезков части предложения или целые предложения);

. * Пример парцелляции:

Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.

Бессмысленный и тусклый свет.

— другие единичные факты, которые можно объединить, обозначив какой-либо обобщающей лексемой (словом, словосочетанием).

До : С правдой-то ходить — не так просто. Кто пробовал, тот знает. Большая она, Правда, тяжелая. Поехать за ней — не поедешь, а на себе нести — далеко ли унесешь?

После обобщения: Ходить с Правдой не так просто: большая она и тяжелая, далеко не унесешь.

3. ЗАМЕНА.

Заменить можно:

— однородные члены обобщающим словом,

— сложное предложение простым,

— несколько предложений или частей предложения общим понятием или словосочетанием,

— прямую речь косвенной,

— часть предложения местоимением и т.д.

Часто в текстах встречаются сложные предложения с придаточными определительными и обстоятельственными. Такие придаточные можно заменить соответственно определением и деепричастным оборотом.

До: Никогда нельзя забывать тех подвигов, которые совершили наши деды, отцы во имя будущего.

После: Никогда нельзя забывать подвигов наших предков.

До: Когда сомневаешься в выборе, обратись к совести, самому верному советчику.

После: Сомневаясь в выборе, обратись к совести, верному советчику.

Как было сказано выше, сократить исходный текст можно, используя сочетание данных способов. Рассмотрим пример, где показано обобщение и исключение.

До: У природы как целого, как единого творца есть свои любимцы, в которые она при строительстве вкладывается с особенным тщанием и наделяет особенной властью. Таков, вне всякого сомнения, Байкал. Не зря его называют жемчужиной Сибири.

Не будем сейчас говорить о его богатствах, это отдельный разговор. Байкал славен и свят другим — своей чудесной животворной силой, духом не былого, не прошедшего, как многие ныне, а настоящего, не подвластного времени и преобразованиям, исконного величия и заповедного могущества, духом самородной воли и притягательных испытаний.

После: У природы как единого творца есть любимцы, наделяемые особой властью. Таков Байкал — жемчужина Сибири. Он славен и велик не только природными богатствами, но и чудесной животворящей силой, духом настоящего.

(*Применены исключение лишних деталей (однородных членов, предложений с рассуждениями и описаниями), обобщение нескольких предложений в одно)

Итак, еще раз напомню, что трансформации не подлежат элементы, существенные для понимания основной мысли текста или для развития повествовательной линии.

КАК НАПИСАТЬ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ?

СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Несколько советов , как успешно написать сжатое изложение.

1. Подготовьтесь к прослушиванию текста. Приготовьте черновик, на котором будете письменно фиксировать услышанный текст. Обязательно делайте записи! Это поможет вам лучше запомнить текст, т.к. зрительная информация лучше усваивается.

2. Делая записи, не бойтесь оставлять пробелы, если вы что-то не успели записать. При прочтении текста во второй раз вы спокойно сможете зафиксировать то, что пропустили.

3. Сокращайте слова. Потом, во время паузы между прочтениями вы сможете дописать их.

4. Как правило, при чтении текста аудитор делает паузы между абзацами. Зафиксируйте их. Так вам будет проще определить основные микротемы текста (основные мысли абзацев).

5. Текст прочитан. Прочитайте то, что записали, соединитезаписанные предложения в связный текст. Это важно для его последующего сокращения.

6. Определите тему текста (задайте себе вопрос: «О чем этот текст?»). Тема определяется по заглавию, по началу текста, по ключевым эпизодам, по повторам и т.д.

7. Определите основную мысль (суть, идею) текста (Задайте себе вопрос: «Чему учит текст? Что автор хотел доказать нам, написав этот текст?»). Идея либо прямо сформулирована в тексте, либо вытекает из отношения автора к описываемому в тексте, из настроения, которым проникнут текст.

. Без понимания темы и основной мысли текста невозможно написать изложение. Внимательно перечитайте текст несколько раз, если это необходимо. Подумайте, какие впечатления вызвал у вас текст, какое настроение доминирует в нем. Так будет проще определить тему и идею.

8. Определите тип и стиль речи, особенности построения текста (много ли прямой речи, цитат, терминов, риторических вопросов, описаний, рассуждений и т.д.). Это необходимо для понимания того, какие приемы сжатия целесообразнее применить.

9. Составьте план текста. Краткий, развернутый — на ваше усмотрение. Главная функция плана — помочь вам логически выстроить свое высказывание. В плане обязательно обозначьте микротемы.

10. В плане отметьте существенные детали (которые важны для повествования, раскрытия идеи текста) и несущественные, которые можно опустить, сократить и т.п.

11. Выберите способ сокращения текста. Будьте внимательны: в зависимости от стиля, типа, идеи текста приемы сжатия могут варьироваться, смешиваться. Возможно, вы сочтете нужным использовать только один способ сжатия текста, либо обратитесь к нескольким. План поможет вам вычленить главное и сформировать его в связный текст.

12. При написании изложения используйте способы и средства связи предложений в тексте:

— лексические (однокоренные слова, синонимы, повторы);

— лексико-грамматические (местоимения, союзы, вводные слова).

Будьте внимательны! Необходимо передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Разделяйте свой текст на абзацы, 1 абзац — 1 микротема.

Объем сжатого изложения — не менее 70 слов и, как правило, не больше 100.

Сосредоточьтесь, не спешите, сначала составьте и отредактируйте текст на черновике, а потом аккуратно перепишите на чистовик.

1. Величальная песнь морю-озеру Байкал.
2. Влияние Байкала на жизнь человека.
3. Вечно мудрая и нравственная Природа.
…О, дух Байкала – это нечто особенное, существующее, заставляющее верить в старые легенды и с мистической опаской задумываться, насколько волен человек в иных местах делать все, что ему заблагорассудится.
В. Г. Распутин
Байкал – великое озеро России не только из-за его уникальных размеров и удивительных свойств воды, но и из-за богатой природы этого гигантского водоема: растениям и животным, которые есть в

нем. Многие века люди, которые жили вблизи него или просто путешествовали и видели это огромное озеро, восхищались и благоговели перед ним. Это не просто громадное море-озеро, вмещающее в себя одну пятую часть всей пресной воды Земли, а целый живой организм.
В XVIІ веке ему удивлялся и поклонялся протопоп Аввакум, не забывая восхвалять Бога за то, что создал это чудо природы для блага и успокоения человека. На протяжении последующих столетий тайны моря-озера пытались разгадать многие ученые. Но Байкал, хоть и тщательно изучался людьми, все равно остался для человека вечной, а для кого-то и мистической загадкой.

всегда человек ощущал себя маленьким при виде царственного, огромного, непокоренного и величественного Байкала: “Человека всякий раз брала оторопь при виде Байкала, потому что он не вмещался ни в духовные, ни в материалистические представления человека: Байкал лежал не там, где что-то подобное могло бы находиться, был не тем, что могло бы в этом и любом другом месте быть, и действовал на душу не так, как действует обычно “равнодушная” природа. Это было нечто особое, необыкновенное и “богоделанное””. Эти слова еще раз подчеркивают неземное, божественное происхождение священного озера Байкал. Удивительна и прозрачность байкальской воды.

Повествователь рассказа В. Г. Распутина “Байкал, Байкал…” уверяет нас в том, что, глядя на глубине этого озера, человек может ясно увидеть год чеканки двухкопеечной монеты, которая лежит на дне, расстояние от которого до поверхности воды составляет двести-триста метров. Чудесен Байкал и тем, что никогда и нигде не бывает одинаковым, меняется в зависимости от времен года. И даже в разных своих частях он имеет различные оттенки: северный Байкал в его суровой первозданной красоте, Байкал в Песчаной бухте и в Чивыркуйском заливе с теплым климатом.
Но чем же еще так дорог и примечателен для человека славный и святой Байкал? Только ли хорошим климатом, промысловой рыбой, птицами и пресной водой? Нет, это еще далеко не все “заслуги” этого озера.

Прежде всего великое море-озеро значимо для людей тем, что заряжает человека необыкновенной силой и положительной энергией. В этом восхищенно признается московский друг В. Г. Распутина, который впервые увидал малую часть моря-озера, а потом ощутил в себе силы что-то хорошее сделать и понял, чего не нужно совершать. И люди в благодарность великому морю-озеру называют его батюшкой-Байкалом и не устают повторять: “Как хорошо, что у нас есть Байкал!” Ведь он дорог человеческому сердцу “своей чудесной животворной силой, духом не былого, не прошедшего, как многое ныне, а настоящего, не подвластного времени и преобразованиям, исконного величия и заповедного могущества, духом самородной воли и притягательных испытаний”. Поистине счастлив тот, кто родился на Байкале, потому что “мы с рождения впитываем в себя воздух, соли и картины своей родины, они влияют на наш характер и в немалой степени организуют наш жизненный состав…

Мы – часть их, та часть, которая составлена естественной средой; в нас обязан говорить и говорит ее древний и вечный голос”.
Байкал создан мудрой природой, и уникальность его можно объяснить еще и тем, что “у Природы как целого, как единого творца есть свои любимцы, в которые она при строительстве вкладывает особенное старание, отделывает с особенным тщанием и наделяет особенной властью. Таков, вне всякого сомнения, и Байкал. Не зря его называют жемчужиной Сибири”.

Огромный и величественный гигант – Байкал – не подавляет, а одухотворяет, поднимает и очищает человека, его мысли и душу. Это по-настоящему целительное озеро! Стоя на его берегу, человек может возвыситься над своими мелкими земными, часто корыстными и коварными помыслами, освободиться от всего злого, что накопилось в его сердце. И происходит все это через чувственное восприятие человеком красот Байкала.

В том и состоит мудрость Природы вообще, и в особенности, байкальской природы. И Распутин подтверждает это: “…Нигде больше не будет у тебя ощущения столь полной и столь желанной слитности с природой и проникновения в нее: тебя одурманит этим воздухом, закружит и унесет над этой водой так скоро, что ты не успеешь и опомниться; ты побываешь в таких заповедных угодьях, которые и не снились нам; и вернешься ты с удесятеренной надеждой: там, впереди, обетованная жизнь…”. Повествователь уверен в том, что Природа, которая сама по себе всегда нравственна, часто укрепляет человеческое благоразумие, удерживает человека в разумных моральных рамках.

В далеком прошлом эвенк, благодарный матушке-Природе и батюшке Байкалу, прежде чем срубить березку на берегу великого озера, просил у дерева прощения. Хоть сейчас это выглядело бы для большинства людей смешно и нелепо, и в современной автору эпохе человек иногда задумывается о справедливости своей “занесенной над Байкалом равнодушной руки”. Ведь сохранение чистоты байкальской воды, флоры и фауны святого озера важно не только Природе, но и самому человеку.

Человеку это необходимо в большей степени, считает Распутин, потому что Байкал стал символом взаимоотношений человека и природы: “…за Байкалом нет ничего, что могло бы неразумно рьяного в своей преобразовательной деятельности человека остановить”. Байкал мудр, потому что он, “живой, величественный и нерукотворный, ни с чем не сравнимый и ни в чем нигде не повторимый, знает свое собственное извечное место и свою собственную жизнь”. Только неумелая и чересчур хищная человеческая деятельность может нарушить чистую и спокойную жизнь Байкала.

К сожалению, сейчас человек часто забывает об этом, а ведь повествователь высказал правдивую и умную мысль: “Байкал создан, как венец и тайна природы, не для производственных потребностей, а для того, чтобы мы могли пить из него вволю воду, главное и бесценное его богатство, любоваться его державной красотой и дышать его заповедным воздухом”. Об этом необходимо помнить всегда и всем людям: и тем, кто живет вблизи великого озера, и путешественникам. Именно через трепетное отношение к Байкалу человек сможет достичь гармонии в своих взаимоотношениях с природой, всем, что его окружает, и с самим собой.

четверг, 16 августа 2012 г.

Способы и приемы сжатия текста (сжатое изложение — задание С1 в ГИА)

Итак, обратимся к рассмотрению способов сжатия текста.
Основных способов сжатия текста три:
1. Исключение.
2. Обобщение.
3. Замена.
Также в качестве приемов сжатия могут быть использованы сочетания вышеназванных способов: исключение+обобщение, исключение+замена, исключение+обобщение+замена.

1. Исключение.
При исключении необходимо сначала выделить главные, важные с точки зрения основной мысли текста детали, затем исключить несущественные детали и объединить полученное в новый текст.
Исключить можно:
— вводные слова,
— однородные члены предложения,
— повторы,
— риторические вопросы и восклицания,
— однотипные примеры,
— цитаты,
— рассуждения,
— описания,
— детали, не влияющие на ход авторской мысли,
— другие слова, словосочетания, предложения, которые могут быть исключены без ущерба для основной повествовательной линии текста.
. Еще раз повторю: исключать эти элементы можно лишь в том случае, если они не несут на себе смысловой нагрузки, необходимой для понимания основной мысли текста.

2. Обобщение.
При обобщении необходимо выделить единичные (отдельные) факты, затем объединить, обобщить их, используя подходящие речевые средства.
Обобщению подлежат:
— ряды предложений, связанных одной мыслью;
— части сложного предложения;
— парцелляции (намеренно расчлененные (и разделенные знаком препинания) на несколько самостоятельных отрезков части предложения или целые предложения);
. *Пример парцелляции:
Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.
Бессмысленный и тусклый свет.
(А. Блок)
— другие единичные факты, которые можно объединить, обозначив какой-либо обобщающей лексемой (словом, словосочетанием).
Пример обобщения.
До: С правдой-то ходить — не так просто. Кто пробовал, тот знает. Большая она, Правда, тяжелая. Поехать за ней — не поедешь, а на себе нести — далеко ли унесешь?
После обобщения: Ходить с Правдой не так просто: большая она и тяжелая, далеко не унесешь.

3. Замена.
Заменить можно:
— однородные члены обобщающим словом,
— сложное предложение простым,
— несколько предложений или частей предложения общим понятием или словосочетанием,
— прямую речь косвенной,
— часть предложения местоимением и т.д.
Часто в текстах встречаются сложные предложения с придаточными определительными и обстоятельственными. Такие придаточные можно заменить соответственно определением и деепричастным оборотом.
Пример:
До: Никогда нельзя забывать тех подвигов, которые совершили наши деды, отцы во имя будущего.
После: Никогда нельзя забывать подвигов наших предков.
До: Когда сомневаешься в выборе, обратись к совести, самому верному советчику.
После: Сомневаясь в выборе, обратись к совести, верному советчику.

Как было сказано выше, сократить исходный текст можно, используя сочетание данных способов. Рассмотрим пример, где показано обобщение и исключение.

До: У природы как целого, как единого творца есть свои любимцы, в которые она при строительстве вкладывается с особенным тщанием и наделяет особенной властью. Таков, вне всякого сомнения, Байкал. Не зря его называют жемчужиной Сибири.

Не будем сейчас говорить о его богатствах, это отдельный разговор. Байкал славен и свят другим — своей чудесной животворной силой, духом не былого, не прошедшего, как многие ныне, а настоящего, не подвластного времени и преобразованиям, исконного величия и заповедного могущества, духом самородной воли и притягательных испытаний.

После: У природы как единого творца есть любимцы, наделяемые особой властью. Таков Байкал — жемчужина Сибири. Он славен и велик не только природными богатствами, но и чудесной животворящей силой, духом настоящего.

(*Применены исключение лишних деталей (однородных членов, предложений с рассуждениями и описаниями), обобщение нескольких предложений в одно)

Итак, еще раз напомню, что трансформации не подлежат элементы, существенные для понимания основной мысли текста или для развития повествовательной линии.

В следующей статье «Как написать сжатое изложение? Советы и рекомендации (задание С1 в ГИА)» будет представлена небольшая памятка, содержащая советы по написанию сжатого изложения.

Читайте также:

      

  • В чем смысл финала комедии недоросль сочинение
  •   

  • Сочинение город будущего на немецком
  •   

  • Описание куклы рапунцель сочинение
  •   

  • Почему основное действие пьесы горького на дне разворачивается в городской ночлежке сочинение
  •   

  • Сочинение пушкинская тема в творчестве ахматовой и цветаевой сочинение

Русский язык, 01.04.2019 18:20

1.что хотел сказать автор читателю? определи и запиши основную мысль текста. 2. на какие части можно разделить текст? составь и запиши план текста из трёх пунктов. в ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения. 1) 2) 3) 3. задай по содержанию текста вопрос, который определить, насколько точно читатели поняли его содержание. запиши свой вопрос. текст: в некотором царстве, в нашем государстве жил-был добрый волшебник. и как все добрые волшебники, делал только добрые дела-приносил людям радость. был он художником. звали его юрий алексеевич васнецов. вы спросите: «почему волшебник? ведь волшебники бывают только в сказках».верно. и неверно. он, конечно, не мог превратить избушку в хрустальный дворец, оживить убитого богатыря и вершить иные чудеса, но зато мог всё это нарисовать. и хрустальный дворец, и радугу-дугу, и царевну-лягушку и всё-всё, о чём рассказывается в сказках и что подсказывает художнику его воображение. да так. что сказка предстаёт перед нами в зримых образах. разве это волшебство? в наш век трудно удивить чем-либо детей и взрослых. космос, телевидение, достижения науки и техники сыплются как из рога изобилия. до сказки ли, когда летают ковры-самолёты, и даже сверхскоростные, а по телевизору весь мир неужели действительно не удивимся сказке? ну нет! сказка и поныне живёт в наших душах. пример тому-миллионные тиражи, которыми детские книжки. сказка в книжке немыслима без картинок. их художники. и в числе первых художников-иллюстраторов мы по праву называем ю. а. васнецова. творчество ю. а. васнецова широко известно. уже не одно поколение листает книги с его иллюстрациями. он, как добрый волшебник, чарует нас. его работы наполнены сказочной, животворящей силой.

Ответов: 3

Готовимся к экзаменам в новой форме

Готовимся к экзаменам в новой форме

 Выделение микротем (составление плана). Выделение ключевых слов и понятий. Установление смысловых связей между

Выделение микротем (составление плана). Выделение ключевых слов и понятий. Установление смысловых связей между ключевыми словами и понятиями. Собственно сжатие текста (имея в виду приёмы сжатия).

 Имеют наибольшее значение для воплощения авторской мысли. Определяют смысловой и эмоциональный контекст. Могут

Имеют наибольшее значение для воплощения авторской мысли. Определяют смысловой и эмоциональный контекст. Могут повторяться в тексте. Несут символический, а не конкретный смысл

Микротемы Ключевые слова 1. Байкал – любимец природы. Жемчужина Сибири, богатство, животворящая сила, могущество

Микротемы Ключевые слова 1. Байкал – любимец природы. Жемчужина Сибири, богатство, животворящая сила, могущество и величие. 2. Воспоминания о Байкале. Благодатное время, красота. Удивление, восхищение, изумление, подавленность красотой. 3. Восторженное письмо. Силы прибавились, духом поднялся, могу немало сделать, начинаю горы ворочать.

 Сохранение последовательности в развитии событий Наличие предложений, выражающих мысль для каждой смысловой части

Сохранение последовательности в развитии событий Наличие предложений, выражающих мысль для каждой смысловой части Использование грамматических форм, отличных от авторских Установление смысловой связи между предложениями Использование уместных языковых средств

1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов

1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения; образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи; сокращение сложного предложения за счет менее существенной части; разбивка сложного предложения на сокращенные простые; перевод прямой речи в косвенную; пропуск предложений, содержащих второстепенные факты; пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.

(1)У природы как целого, как единого творца есть свои любимцы, в которые она при

(1)У природы как целого, как единого творца есть свои любимцы, в которые она при строительстве вкладывает с особенным тщанием и наделяет особенной властью. (2) Таков, вне всякого сомнения, Байкал. (3) Не зря его называют жемчужиной Сибири. (4) Не будем сейчас говорить о его богатствах, это отдельный разговор. (5) Байкал славен и свят другим – своей чудесной животворной силой, духом не былого, не прошедшего, как многое ныне, а настоящего, не подвластного времени и преобразованиям, исконного величия и заповедного могущества, духом самородной воли и притягательных испытаний.

Сокращение сложного предложения. Объединение двух предложений в одно. Пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.

Сокращение сложного предложения. Объединение двух предложений в одно. Пропуск предложений с описаниями и рассуждениями. . У природы есть свои любимцы, которых она наделяет особой властью. Таков Байкал – жемчужина Сибири. Байкал славен не только своими природными богатствами. Он велик своей чудесной животворящей силой.

Проблемы текста: Проблема понимания красоты в жизни (каковы критерии прекрасного? ) Проблема взаимосвязи красоты

Проблемы текста: Проблема понимания красоты в жизни (каковы критерии прекрасного? ) Проблема взаимосвязи красоты природы и внутреннего мира человека (способна ли красота мира изменить человека? ) Проблема могущества природы, частью которой является человек (каким должно быть восприятие природы человеком? ) Используя формулировки проблем текста и текст, написать сочинение-рассуждение на одну из тем: 1. Истинной является красота естественная, природная: красота солнечного дня, свобода ветра и моря, буйство летних красок и т. п. 2. Как влияет окружающий мир на душу человека?

У природы как целого как единого творца есть свои любимцы сочинение егэ

У природы как целого как единого творца есть свои любимцы сочинение егэ

У природы как целого как единого творца есть свои любимцы сочинение егэ

У природы, как творца, есть свои любимцы, которых она наделяет особой властью. Таковым является Байкал-жемчужина Сибири.
Байкал славен не только богатствами, но и животворной силой и духом небылого, не прошедшего, а настоящего, неподвластного ничему, духом самородной воли и притягательных испытаний.

Сомневаешься в ответе?

Если сомневаешься в правильности ответа или его просто нет, то попробуй воспользоваться поиском
на сайте и найти похожие вопросы по предмету Русский язык либо задай свой вопрос и получи
ответ в течении нескольких минут.

Смотреть другие ответы

1. Величальная песнь морю-озеру Байкал.
2. Влияние Байкала на жизнь человека.
3. Вечно мудрая и нравственная Природа.

…О, дух Байкала — это нечто особенное, существующее, заставляющее верить в старые легенды и с мистической опаской задумываться, насколько волен человек в иных местах делать все, что ему заблагорассудится.
В. Г. Распутин

Байкал — великое озеро России не только из-за его уникальных размеров и удивительных свойств воды, но и из-за богатой природы этого гигантского водоема: растениям и животным, которые есть в нем. Многие века люди, которые жили вблизи него или просто путешествовали и видели это огромное озеро, восхищались и благоговели перед ним. Это не просто громадное море-озеро, вмещающее в себя одну пятую часть всей пресной воды Земли, а целый живой организм.

В XVIІ веке ему удивлялся и поклонялся протопоп Аввакум, не забывая восхвалять Бога за то, что создал это чудо природы для блага и успокоения человека. На протяжении последующих столетий тайны моря-озера пытались разгадать многие ученые. Но Байкал, хоть и тщательно изучался людьми, все равно остался для человека вечной, а для кого-то и мистической загадкой. И всегда человек ощущал себя маленьким при виде царственного, огромного, непокоренного и величественного Байкала: «Человека всякий раз брала оторопь при виде Байкала, потому что он не вмещался ни в духовные, ни в материалистические представления человека: Байкал лежал не там, где что-то подобное могло бы находиться, был не тем, что могло бы в этом и любом другом месте быть, и действовал на душу не так, как действует обычно «равнодушная» природа. Это было нечто особое, необыкновенное и «богоделанное»». Эти слова еще раз подчеркивают неземное, божественное происхождение священного озера Байкал. Удивительна и прозрачность байкальской воды. Повествователь рассказа В. Г. Распутина «Байкал, Байкал…» уверяет нас в том, что, глядя на глубине этого озера, человек может ясно увидеть год чеканки двухкопеечной монеты, которая лежит на дне, расстояние от которого до поверхности воды составляет двести-триста метров. Чудесен Байкал и тем, что никогда и нигде не бывает одинаковым, меняется в зависимости от времен года. И даже в разных своих частях он имеет различные оттенки: северный Байкал в его суровой первозданной красоте, Байкал в Песчаной бухте и в Чивыркуйском заливе с теплым климатом.

Но чем же еще так дорог и примечателен для человека славный и святой Байкал? Только ли хорошим климатом, промысловой рыбой, птицами и пресной водой? Нет, это еще далеко не все «заслуги» этого озера. Прежде всего великое море-озеро значимо для людей тем, что заряжает человека необыкновенной силой и положительной энергией. В этом восхищенно признается московский друг В. Г. Распутина, который впервые увидал малую часть моря-озера, а потом ощутил в себе силы что-то хорошее сделать и понял, чего не нужно совершать. И люди в благодарность великому морю-озеру называют его батюшкой-Байкалом и не устают повторять: «Как хорошо, что у нас есть Байкал!» Ведь он дорог человеческому сердцу «своей чудесной животворной силой, духом не былого, не прошедшего, как многое ныне, а настоящего, не подвластного времени и преобразованиям, исконного величия и заповедного могущества, духом самородной воли и притягательных испытаний». Поистине счастлив тот, кто родился на Байкале, потому что «мы с рождения впитываем в себя воздух, соли и картины своей родины, они влияют на наш характер и в немалой степени организуют наш жизненный состав… Мы — часть их, та часть, которая составлена естественной средой; в нас обязан говорить и говорит ее древний и вечный голос».

Байкал создан мудрой природой, и уникальность его можно объяснить еще и тем, что «у Природы как целого, как единого творца есть свои любимцы, в которые она при строительстве вкладывает особенное старание, отделывает с особенным тщанием и наделяет особенной властью. Таков, вне всякого сомнения, и Байкал. Не зря его называют жемчужиной Сибири». Огромный и величественный гигант — Байкал — не подавляет, а одухотворяет, поднимает и очищает человека, его мысли и душу. Это по-настоящему целительное озеро! Стоя на его берегу, человек может возвыситься над своими мелкими земными, часто корыстными и коварными помыслами, освободиться от всего злого, что накопилось в его сердце. И происходит все это через чувственное восприятие человеком красот Байкала. В том и состоит мудрость Природы вообще, и в особенности, байкальской природы. И Распутин подтверждает это: «…Нигде больше не будет у тебя ощущения столь полной и столь желанной слитности с природой и проникновения в нее: тебя одурманит этим воздухом, закружит и унесет над этой водой так скоро, что ты не успеешь и опомниться; ты побываешь в таких заповедных угодьях, которые и не снились нам; и вернешься ты с удесятеренной надеждой: там, впереди, обетованная жизнь…». Повествователь уверен в том, что Природа, которая сама по себе всегда нравственна, часто укрепляет человеческое благоразумие, удерживает человека в разумных моральных рамках. В далеком прошлом эвенк, благодарный матушке-Природе и батюшке Байкалу, прежде чем срубить березку на берегу великого озера, просил у дерева прощения. Хоть сейчас это выглядело бы для большинства людей смешно и нелепо, и в современной автору эпохе человек иногда задумывается о справедливости своей «занесенной над Байкалом равнодушной руки». Ведь сохранение чистоты байкальской воды, флоры и фауны святого озера важно не только Природе, но и самому человеку. Человеку это необходимо в большей степени, считает Распутин, потому что Байкал стал символом взаимоотношений человека и природы: «…за Байкалом нет ничего, что могло бы неразумно рьяного в своей преобразовательной деятельности человека остановить». Байкал мудр, потому что он, «живой, величественный и нерукотворный, ни с чем не сравнимый и ни в чем нигде не повторимый, знает свое собственное извечное место и свою собственную жизнь». Только неумелая и чересчур хищная человеческая деятельность может нарушить чистую и спокойную жизнь Байкала. К сожалению, сейчас человек часто забывает об этом, а ведь повествователь высказал правдивую и умную мысль: «Байкал создан, как венец и тайна природы, не для производственных потребностей, а для того, чтобы мы могли пить из него вволю воду, главное и бесценное его богатство, любоваться его державной красотой и дышать его заповедным воздухом». Об этом необходимо помнить всегда и всем людям: и тем, кто живет вблизи великого озера, и путешественникам. Именно через трепетное отношение к Байкалу человек сможет достичь гармонии в своих взаимоотношениях с природой, всем, что его окружает, и с самим собой.

Краткое описание документа:

Методическая разработка

к уроку развития речи по русскому языку

в 8 классе

Как писать сжатое изложение

  1. Вступительное слово

Задачей подробного изложения является максимально полно воспроизвести содержание исходного текста с сохранением авторского стиля.

 Сжатое изложение требует навыков отбора существенной информации, очень краткую передачу содержания текста при условии, что основные мысли автора, логическая последовательность событий, характеры действующих лиц и обстановка передаются в изложении без искажающих изменений;

вычленения в тексте основных микротем;

обобщения содержания исходного текста.

При написании сжатого изложения не ставится задача сохранения авторского стиля, однако вы можете использовать авторские ключевые слова и словосочетания.

Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию.

  1. Чтение текста, определение темы, основной мысли, типа и стиля текста

(Байкал. Красота природы способна изменить внутренний мир человека. Рассуждение с элементами повествования и описания. Художественная публицистика.)

  1. Работа с памяткой

«Как писать сжатое изложение»

Прослушайте текст.

После первого чтения текста выполните следующие шаги:

    1. Определите тему текста (о чем текст?).

    2. Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?).

    3. Определите стиль текста и тип речи, особенности построения текста (в повествовании – начало события, ход его, самый острый момент сюжета, конец; в описании – предмет речи и его значимые, существенные признаки; в рассуждении – общее положение, аргументы, доказательства, вывод).

    4. Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.

Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.Прослушайте текст во второй раз.

    1. Работая с подробным планом текста, отметьте в нем существенное и подробности в каждой части. Определите способ сокращения текста (исключение, обобщение).

    2. Составьте сжатый план текста, учитывая смысловые связи между эпизодами (временные, пространственные и т.п.).

    3. Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.

Помните о главном условии:

вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 90 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Попробуем составить алгоритм сжатия текста:

    1. Выделение микротем (составление плана).

    2. Выделение ключевых слов и понятий.

    3. Установление смысловых связей между ключевыми словами и понятиями.

    4. Собственно сжатие текста (имея в виду приёмы сжатия).

Выделение микротем (составление плана) и выделение ключевых слов.

1. Любимец природы – Байкал.

Жемчужина Сибири, богатство, животворящая сила, могущество и величие.

2. Воспоминания о Байкале.

Благодатное время; красота.

Удивление, восхищение, изумление, подавленность красотой

3. Восторженное письмо.

Силы прибавились, духом поднялся, могу немало сделать, начинаю горы ворочать

Смысловое сжатие текста предполагает:

    1. Сохранение последовательности в развитии событий

    2. Наличие предложений, выражающих мысль для каждой смысловой части

    3. Использование грамматических форм, отличных от авторских

    4. Установление смысловой связи между предложениями

    5. Использование уместных языковых средств

Речевые приёмы сжатия текста:

1) сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения;

2) образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи;

3) сокращение сложного предложения за счет менее существенной части;

4) разбивка сложного предложения на сокращенные простые;

5) перевод прямой речи в косвенную;

6) пропуск предложений, содержащих второстепенные факты;

7) пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.

  1. Устная работа над сжатием.

  2. Часть 1

    (1)У природы как целого, как единого творца есть свои любимцы, в которые она при строительстве вкладывает с особенным тщанием и наделяет особенной властью.

    (2) Таков, вне всякого сомнения, Байкал. (3) Не зря его называют жемчужиной Сибири.

    (4) Не будем сейчас говорить о его богатствах, это отдельный разговор. (5) Байкал славен и свят другим – своей чудесной животворной силой, духом не былого, не прошедшего, как многое ныне, а настоящего, не подвластного времени и преобразованиям, исконного величия и заповедного могущества, духом самородной воли и притягательных испытаний.

    У природы есть свои любимцы, которых она наделяет особой властью. Таков Байкал – жемчужина Сибири. Байкал славен не только своими природными богатствами. Он велик своей чудесной животворящей силой.

    Сокращение сложного предложения.

    Объединение двух предложений в одно.

    Пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.

    Часть 2

    (6) Вспоминаю, как мы с товарищем моим, приехавшим ко мне в гости, долго шли и далеко ушли по берегу нашего моря по старой Кругобайкальской дороге, одной из самых красивых и ярких на южном Байкале. (7) Был август, лучшее благодатное время на Байкале, когда нагревается вода и бушуют разноцветьем сопки, когда, кажется, даже камень цветёт, полыхая красками; когда солнце до блеска высвечивает вновь выпавший снег на дальних гольцах в Саянах; когда уже и впрок запасся Байкал водой из тающих ледников и лежит сыто, часто спокойно набираясь сил для осенних штормов; когда щедро играет подле берега под крики чаек рыба и когда на каждом шагу по дороге встречается то одна ягода, то другая – то малина, то смородина, красная и чёрная, то жимолость… (8) А тут ещё и день выдался редкостный: солнце, безветрие, тепло, воздух звенит, Байкал чист, тих, далеко в воде взблёскивают и переливаются красками камни, на дорогу то пахнёт нагретым и горчащим от поспевающего разнотравья воздухом с горы, то неосторожно донесёт прохладным и резким дыханием с моря.

    Вспоминаю, как мы с товарищем шли по берегу нашего моря. Был август – благодатное время, когда природа Байкала дарит человеку разноцветье трав, ароматы ягод и плодов, чистый воздух с моря и гор. Байкал в это время запасся водой с тающих ледников, набирается сил для осенних штормов.

    Сокращение предложения за счёт несущественной его части.

    Пропуск описаний.

    Замена конкретных примеров обобщающими понятиями.

    (9) Товарищ мой уже часа через два был подавлен обрушившейся на него со всех сторон дикой и буйной, творящей пиршественное летнее торжество красотой, дотоле им не только не виданной, но даже не представляемой. (10) Всё, что отпущено человеку для впечатлений, в товарище моём было очень скоро переполнено, и он, не в состоянии уже больше удивляться и восхищаться, замолчал. (11) Я продолжал говорить. (12) Я рассказывал, как, впервые попав в студенческие годы на Байкал, был обманут прозрачностью воды и пытался рукой достать с лодки камушек, до которого затем при замере оказалось больше четырёх метров. (13) Товарищ принял этот случай безучастно. (14) Тогда я догадался, что с ним: скажи ему, что мы за двести-триста метров в глубину на двухкопеечной монете читаем в Байкале год чеканки, — больше, чем удивлён, он уже не удивится. (15) Он был полон, как говорится, с крышкой.

    (16) Помню, его доконала в тот день нерпа. (17) Она редко подплывает близко к берегу, а тут нежилась на воде совсем недалеко, и, когда я, заметив, показал на неё, у товарища вырвался громкий и дикий вскрик, и он вдруг принялся насвистывать и подманивать, словно собачонку, нерпу руками. (18) Она, разумеется, ушла под воду, а товарищ мой в последнем изумлении от нерпы и от себя опять умолк, и на этот раз надолго.

    Товарищ мой был подавлен дикой и буйной красотой Байкала. Такое великолепие он не только не видел, но даже не представлял. Я говорил о прозрачной байкальской воде, о своих студенческих впечатлениях. Товарищ молчал. А после попытки поиграть с подплывшей нерпой, как с собачонкой, он умолк в изумлении надолго.

    Часть 3

    (19) Я даю это ничего не значащее само по себе воспоминание для того лишь, чтобы иметь возможность процитировать несколько слов из большого и восторженного письма моего товарища, которое он послал мне вскоре после возвращения домой с Байкала. (20)»Силы прибавились – это ладно, это бывало, — писал он. (21) – Но я теперь духом поднялся, который оттуда, с Байкала. (22) Я теперь чувствую, что могу немало сделать, и, кажется, различаю, что нужно делать и чего не нужно. (23) Как хорошо, что у нас есть Байкал! (24) Я поднимаюсь утром и, поклоняясь в вашу сторону, где батюшка-Байкал, начинаю горы ворочать…»

    (25) Я понимаю его…

    Вскоре друг прислал мне восторженное письмо, в котором писал о том, что после поездки на Байкал у него силы прибавились, он духом поднялся, может немало сделать в жизни. И я его понимаю.

    Перевод прямой речи в косвенную.

  3. Написание сжатого изложения.

  4. Домашнее задание:

Используя формулировки проблем текста и текст, написать сочинение-рассуждение на одну из тем:

1.Истинной является красота естественная, природная: красота солнечного дня, свобода ветра и моря, буйство летних красок и т.п.

2.Как влияет окружающий мир на душу человека?

БАЙКАЛ

(1)У природы как целого, как единого творца есть свои любимцы, в которые она при строительстве вкладывает с особенным тщанием и которые наделяет особенной властью. (2) Таков, вне всякого сомнения, Байкал. (3) Не зря его называют жемчужиной Сибири. (4) Не будем сейчас говорить о его богатствах, это отдельный разговор. (5) Байкал славен и свят другим – своей чудесной животворной силой, духом не былого, не прошедшего, как многое ныне, а настоящего, не подвластного времени и преобразованиям, исконного величия и заповедного могущества, духом самородной воли и притягательных испытаний.

(6) Вспоминаю, как мы с товарищем моим, приехавшим ко мне в гости, долго шли и далеко ушли по берегу нашего моря по старой Кругобайкальской дороге, одной из самых красивых и ярких на южном Байкале. (7) Был август, лучшее благодатное время на Байкале, когда нагревается вода и бушуют разноцветьем сопки, когда, кажется, даже камень цветёт, полыхая красками; когда солнце до блеска высвечивает вновь выпавший снег на дальних гольцах в Саянах; когда уже и впрок запасся Байкал водой из тающих ледников и лежит сыто, часто спокойно набираясь сил для осенних штормов; когда щедро играет подле берега под крики чаек рыба и когда на каждом шагу по дороге встречается то одна ягода, то другая – то малина, то смородина, красная и чёрная, то жимолость… (8) А тут ещё и день выдался редкостный: солнце, безветрие, тепло, воздух звенит, Байкал чист, тих, далеко в воде взблёскивают и переливаются красками камни, на дорогу то пахнёт нагретым и горчащим от поспевающего разнотравья воздухом с горы, то неосторожно донесёт прохладным и резким дыханием с моря.

(9) Товарищ мой уже часа через два был подавлен обрушившейся на него со всех сторон дикой и буйной, творящей пиршественное летнее торжество красотой, дотоле им не только не виданной, но даже не представляемой. (10) Всё, что отпущено человеку для впечатлений, в товарище моём было очень скоро переполнено, и он, не в состоянии уже больше удивляться и восхищаться, замолчал. (11) Я продолжал говорить. (12) Я рассказывал, как, впервые попав в студенческие годы на Байкал, был обманут прозрачностью воды и пытался рукой достать с лодки камушек, до которого затем при замере оказалось больше четырёх метров. (13) Товарищ принял этот случай безучастно. (14) Тогда я догадался, что с ним: скажи ему, что мы за двести-триста метров в глубину на двухкопеечной монете читаем в Байкале год чеканки, — больше, чем удивлён, он уже не удивится. (15) Он был полон, как говорится, с крышкой.

(16) Помню, его доконала в тот день нерпа. (17) Она редко подплывает близко к берегу, а тут нежилась на воде совсем недалеко, и, когда я, заметив, показал на неё, у товарища вырвался громкий и дикий вскрик, и он вдруг принялся насвистывать и подманивать, словно собачонку, нерпу руками. (18) Она, разумеется, ушла под воду, а товарищ мой в последнем изумлении от нерпы и от себя опять умолк, и на этот раз надолго.

(19) Я даю это ничего не значащее само по себе воспоминание для того лишь, чтобы иметь возможность процитировать несколько слов из большого и восторженного письма моего товарища, которое он послал мне вскоре после возвращения домой с Байкала. (20) «Силы прибавились – это ладно, это бывало, — писал он. (21) – Но я теперь духом поднялся, который оттуда, с Байкала. (22) Я теперь чувствую, что могу немало сделать, и, кажется, различаю, что нужно делать и чего не нужно. (23) Как хорошо, что у нас есть Байкал! (24) Я поднимаюсь утром и, поклоняясь в вашу сторону, где батюшка-Байкал, начинаю горы ворочать…»

(25) Я понимаю его…

Проблемы текста:

  • Проблема понимания красоты в жизни (каковы критерии прекрасного?)

  • Проблема взаимосвязи красоты природы и внутреннего мира человека (способна ли красота мира изменить человека?)

  • Проблема могущества природы, частью которой является человек (каким должно быть восприятие природы человеком?)

Как писать сжатое изложение

Памятка:

Прослушайте Текст!

После первого чтения текста выполните следующие шаги:

  1. Определите тему текста (о чем текст?).

  2. Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?).

  3. Определите стиль текста и тип речи, особенности построения текста (в повествовании – начало события, ход его, самый острый момент сюжета, конец; в описании – предмет речи и его значимые, существенные признаки; в рассуждении – общее положение, аргументы, доказательства, вывод).

  4. Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.

Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.

Прослушайте текст во второй раз:

  1. Работая с подробным планом текста, отметьте в нем существенное и подробности в каждой части. Определите способ сокращения текста (исключение, обобщение).

  2. Составьте сжатый план текста, учитывая смысловые связи между эпизодами (временные, пространственные и т.п.).

  3. Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.

Помните о главном условии: вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 90 слов.


Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

У природы как целого как единого творца есть свои любимцы сочинение егэ

  • Сейчас обучается 984 человека из 82 регионов

У природы как целого как единого творца есть свои любимцы сочинение егэ

  • Сейчас обучается 867 человек из 78 регионов

У природы как целого как единого творца есть свои любимцы сочинение егэ

  • Сейчас обучается 331 человек из 67 регионов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 839 983 материала в базе

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе»

  • Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС медицинских направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Экономика: инструменты контроллинга»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление ресурсами информационных технологий»

  • Курс повышения квалификации «Актуальные вопросы банковской деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация системы менеджмента транспортных услуг в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление качеством»

Сочинение-рассуждение ЕГЭ по тексту В. Г. Распутина

В приведенном отрывке из текста Валентина Григорьевича Распутина поднимается важная, злободневная и актуальная во все времена проблема отношения человека к природе. Несомненно, на эту тему можно и нужно много рассуждать, ведь бережное отношение к природе – прямая обязанность каждого из нас. В. Распутин рассказывает нам о красоте такого чуда природы, как Байкал. Державная красота, заповедный воздух, чудодейственная вода – все это бесценное богатство Байкала. Но получать от всего вышеперечисленного пользу люди смогут лишь тогда, когда

перестанут засорять воду и воздух, губить все живое вокруг Байкала.

Авторская позиция мне ясна, она заключается в мысли о том, что безвозмездно будет дарить природа свою красоту и богатство людям лишь тогда, когда они научатся все это ценить и беречь. Я полностью согласна с В. Г. Распутиным и считаю, что взаимоотношения “человек-природа” очень важны и мы – люди должны делать со своей стороны все, чтобы эти отношения сохранить. Проблема отношения человека к природе – важная проблема любого времени. На эту тему рассуждали многие писатели и поэты. Например, в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” тема

природы занимает далеко не последнее место, об этом рассуждали многие герои романа.

Вспомним Наташу Ростову и ее размышления о красоте летней ночи. Девушка любила природу и понимала, что все вокруг: и небо, и звезды, и кусты, и деревья – это чудо. Также в жизни Андрея Болконского произошла “встреча” с природой, а точнее с небом, лицом к лицу.

Будучи раненым, лежа на земле, он, глядя на небо, понял, как оно прекрасно, как прекрасно все вокруг. Это подтолкнуло героя сделать шаг навстречу к новой жизни, любви, счастью. В жизни каждого человека природа играет важную роль.

Она учит нас ценить красоту и жизнь, любить и радоваться. Каждый человек, любящий природу, обязательно будет счастлив. Вспомним роман И. С. Тургенева “Отцы и дети”. Евгений Базаров – нигилист, он отрицает любовь, искусство, красоту природы. Герой говорит: “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”.

Он видит окружающий мир только как объект для изучения. Но герой, отвергая красоту природы, искусство и прочее отверг и любовь, и поэтому был несчастен. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что необходимо ценить природу, обдуманно использовать ее дары.

И только тогда, когда мы будем разумно использовать природные ресурсы и бережно любоваться ее красотой, она будет нам помогать.

Байкал, Байкал… В. Г. Распутин

Один из первых восхищенных отзывов о Байкале из русских людей оставил протопоп Аввакум. При возвращении из даурской ссылки «неистовому» протопопу пришлось летом 1662 года переправляться с восточного берега моря-озера на западный, и он пишет о Байкале:«…Около ево горы высокие, утесы каменные и зело высоки, — двадцеть тысящ верст и больши волочился, а не видал таких нигде. Наверху их полатки и повалуши, врата и столпы, ограда каменная и дворы, — все богоделанно. Лук на них ростет и чеснок, — больши романовского луковицы, и сладок зело. Там же ростут и конопли богорасленныя, а во дворах травы красныя — и цветны и благовонны гораздо. Птиц зело много, гусей и лебедей по морю, яко снег, плавают. Рыба в нем — осетры и таймени, стерледи, и омули, и сиги, и прочих родов много. Вода пресная, а нерпы и зайцы великия в нем, во окиане-море большом, живучи на Мезени, таких не видал. А рыбы зело густо в нем: осетры и таймени жирни гораздо, — нельзя жарить на сковороде: жир все будет. А все то у Христа тово-света наделано для человеков, чтоб, успокояся, хвалу богу воздавал».«Святое море», «святое озеро», «святая вода» — так называли Байкал с незапамятных времен и коренные жители, и русские, пришедшие на его берега уже в XVII веке, и путешествующие иноземцы, преклоняясь пред его величественной, неземной тайной и красотой. Это поклонение Байкалу и диких людей, и людей для своего времени просвещенных было одинаково полным, захватывающим, несмотря на то, что у одних прежде всего затрагивало мистические чувства, а у других — эстетические и научные. Человека всякий раз брала оторопь при виде Байкала, потому что он не вмещался ни в духовные, ни в материалистические представления человека: Байкал лежал не там, где что-то подобное могло бы находиться, был не тем, что могло бы в этом и любом другом месте быть, и действовал на душу не так, как действует обычно «равнодушная» природа. Это было нечто особое, необыкновенное и «богоделанное».Со временем Байкал обмерили и изучили, применив для этого в последние годы даже и глубоководные аппараты. Он обрел определенные размеры и по ним стал сравним: его сравнивают то с Каспием, то с Танганьикой. Вычислили, что он вмещает в себя пятую часть всей пресной воды на нашей планете, объяснили его происхождение, предположили, как могли зародиться в нем нигде больше не существующие виды животных, рыб и растений и как сумели попасть в него виды, существующие за многие тысячи километров в других частях света. Не все эти объяснения и предположения согласуются даже и между собой. Байкал не столь прост, чтобы так легко можно было лишить его таинственности и загадочности, но тем не менее, как это и должно быть, по своим физическим данным он поставлен на соответствующее ему место в ряду величин описанных и открытых. И он стоит в этом ряду… потому лишь, что сам-то он, живой, величественный и нерукотворный, ни с чем не сравнимый и ни в чем нигде не повторимый, знает свое собственное извечное место и свою собственную жизнь.Как и с чем действительно можно сравнить его красоту? Не станем уверять, что прекраснее Байкала нет ничего на свете: каждому из нас люба и мила своя сторона, и для эскимоса или алеута, как известно, его тундра и ледяная пустыня есть венец природного совершенства и богатства. Мы с рождения впитываем в себя воздух, соли и картины своей родины, они влияют на наш характер и в немалой степени организуют наш жизненный состав. Поэтому недостаточно сказать, что они дороги нам, мы — часть их, та часть, которая составлена естественной средой; в нас обязан говорить и говорит ее древний и вечный голос. Бессмысленно сравнивать, отдавая чему-либо предпочтение, льды Гренландии с песками Сахары, сибирскую тайгу со среднерусской степью, даже Каспий с Байкалом, можно лишь передать о них свои впечатления. Всё это прекрасно своей красотой и удивительно своей жизнью. Чаще всего попытки сравнения в таких случаях происходят от нашего нежелания или неумения увидеть и почувствовать единственность и неслучайность картины, трепетного и тревожного ее существования.И все-таки у Природы как целого, как единого творца есть свои любимцы, в которые она при строительстве вкладывает особенное старание, отделывает с особенным тщанием и наделяет особенной властью. Таков, вне всякого сомнения, и Байкал. Не зря его называют жемчужиной Сибири. Не будем сейчас говорить о его богатствах, это отдельный разговор. Байкал славен и свят другим — своей чудесной животворной силой, духом не былого, не прошедшего, как многое ныне, а настоящего, не подвластного времени и преобразованиям, исконного величия и заповедного могущества, духом самородной воли и притягательных испытаний.Вспоминаю, как мы с товарищем моим, приехавшим ко мне в гости, долго шли и далеко ушли по берегу нашего моря по старой Кругобайкальской дороге, одном из самых красивых и ярких мест южного Байкала. Был август — лучшее, благодатное время на Байкале, когда нагревается вода и бушуют разноцветьем сопки, когда, кажется, даже камень цветет, полыхая красками; когда солнце до блеска высвечивает внове выпавший снег на дальних гольцах в Саянах, которые представляются глазу во много раз ближе, чем они есть в действительности; когда уже и впрок запасся Байкал водой из тающих ледников и лежит сыто, часто спокойно, набираясь сил для осенних штормов; когда щедро играет подле берега под крики чаек рыба и когда на каждом шагу по дороге встречается то одна ягода, то другая — то малина, то смородина, красная и черная, то жимолость… А тут еще и день выдался редкостный: солнце, безветрие, тепло, воздух звенит, Байкал чист и застывше-тих, далеко в воде взблескивают и переливаются красками камни, на дорогу то пахнёт нагретым и горчащим от поспевающего разнотравья воздухом с горы, то неосторожно донесёт прохладным и резким дыханием с моря.Товарищ мой уже часа через два был подавлен обрушившейся на него со всех сторон дикой и буйной, творящей пиршественное летнее торжество красотой, дотоле им не только не виданной, но даже и не представляемой. Повторяю, что она была в самом расцвете и самом разгаре. Прибавьте к нарисованной картине еще горные речки, с шумом (так и хочется сказать: с хрустальной торжественной музыкой) сбегающие в Байкал, к которым мы раз за разом спускались испробовать водицы и посмотреть, с каким таинством и с какой самоотверженностью вливаются они в общую материнскую воду и затихают в вечности; прибавьте сюда еще частые тоннели, аккуратные и со вкусом отделанные, кажущиеся естественными, которых здесь ненамного меньше, чем километров по этой дороге, и над которыми то торжественно и строго, то причудливо, словно с только что окончившей игру вольностью, высятся скалы.Всё, что отпущено человеку для впечатлений, в товарище моем было очень скоро переполнено, и он, не в состоянии уже больше удивляться и восхищаться, замолчал. Я продолжал говорить. Я рассказывал, как, впервые попав в студенческие годы на Байкал, был обманут прозрачностью воды и пытался рукой достать с лодки камешек, до которого затем при замере оказалось больше четырех метров. Товарищ принял этот случай безучастно. Несколько уязвленный, я сообщил, что в Байкале удается видеть и за сорок метров — и, кажется, прибавил, но он и этого не заметил, точно в Москве-реке, мимо которой он ездит в машине, такое возможно сплошь и рядом. Только тогда я догадался, что с ним: скажи ему, что мы за двести-триста метров в глубину на двухкопеечной монете читаем в Байкале год чеканки, — больше, чем удивлен, он уже не удивится. Он был полон, как говорится, с крышкой.Помню, его доконала в тот день нерпа. Она редко подплывает близко к берегу, а тут, как по заказу, нежилась на воде совсем недалеко, и, когда я, заметив, показал на нее, у товарища вырвался громкий и дикий вскрик, и он вдруг принялся подсвистывать и подманивать, словно собачонку, нерпу руками. Она, разумеется, тотчас ушла под воду, а товарищ мой в последнем изумлении от нерпы и от себя опять умолк, и на этот раз надолго.Я даю это ничего не значащее само по себе воспоминание для того лишь, чтобы иметь возможность процитировать несколько слов из большого и восторженного письма моего товарища, которое он послал мне вскоре после возвращения домой с Байкала. «Силы прибавились — это ладно, это бывало, — писал он. — Но я теперь духом поднялся, который оттуда, с Байкала. Я теперь чувствую, что могу немало сделать, и, кажется, различаю, что нужно делать и чего не нужно. Как хорошо, что у нас есть Байкал! Я поднимаюсь утром и, поклонясь в вашу сторону, где батюшка-Байкал, начинаю горы ворочать…»Я понимаю его…А ведь он, товарищ мой, видел только маленький краешек Байкала и видел его в чудесный летний день, когда все вокруг благодарствует покою и солнцу. Он не знает, как в такой же точно день, когда светит солнце и недвижен почти воздух, Байкал может бушевать, казалось бы, ни с чего — словно взбученный изнутри. Смотришь, и не веришь своим глазам: тишь, безветрие и грохот воды — это за многие и многие километры дошел сюда из района шторма вал.Он, товарищ мой, не попадал ни под сарму, ни под култук, ни под баргузин. Так называются ветры, которые мгновенно, с сумасшедшей силой налетают из речных долин и способны натворить на Байкале немалые беды, поднимая порой волну до четырех и шести метров. Байкальский рыбак не станет, как поется в песне, просить: «Эй, баргузин, пошевеливай вал…»Он не видел северного Байкала во всей его суровой и первозданной красоте, среди которой теряешь и ощущение времени, и меру дел человеческих, — так щедро и царственно властвует здесь над чистой водой древности сияющая вечность. В последние годы, впрочем, человек и тут торопится наверстать свое, укорачивая на привычный ему манер и царственность, и вечность, и покой, и красоту.Он не бывал в бухте Песчаной, где солнечных дней в году гораздо больше, чем на прославленных южных курортах, и не купался в Чивыркуйском заливе, где вода летом нагревается ничуть не меньше, чем в Черном море.Он не знает зимнего Байкала, когда вычищенный ветрами прозрачный лед представляется настолько тонким, что под ним, как под увеличительным стеклом, живет и шевелится вода, на него боязно ступить, а между тем под ногами может быть и метр и больше толщины; не слышал он, товарищ мой, с каким гулом и треском разрывает Байкал, пошевеливаясь, под весну этот лед широкими бездонными трещинами, через которые ни пройти ни проехать, а затем, снова сойдясь, возводит над ними великолепные громады голубых торосов.Он не попадал в волшебную сказку: то мчится навстречу тебе с распущенным белоснежным полотнищем парусник; то повиснет в воздухе, плавно снижаясь и как бы приноравливаясь, где лучше сесть, средневековый красавец замок; то широкой, полосой плывут с высоко и гордо поднятыми головами и совсем близко наплывают на тебя лебеди… Это миражи на Байкале, обычное здесь явление, с которыми связано немало прекрасных легенд и поверий.Он, товарищ мой, много чего не видел, не слышал, не испытал, а лучше сказать, не увидел, не услышал и не испытал почти ничего. И мы, живущие подле Байкала, не можем похвалиться, что знаем его хорошо, потому что узнать и понять его до конца невозможно — на то он и Байкал. Он постоянно разный и никогда не повторяет себя, каждое мгновение он меняется в красках и оттенках, в погоде, движениях и духе. О, дух Байкала — это нечто особенное, существующее, заставляющее верить в старые легенды и с мистической опаской задумываться, насколько волен человек в иных местах делать все, что ему заблагорассудится.И все-таки, побывав очень недолго и увидев ничтожно мало, товарищ мой имел возможность если не понять, то почувствовать Байкал. Чувство в таких случаях зависит от нас, от нашей способности или неспособности принять в себя духовное зерно.Байкал, казалось бы, должен подавлять человека своим величием и размерами — в нем всё крупно, всё широко, привольно и загадочно — он же, напротив, возвышает его. Редкое чувство приподнятости и одухотворенности испытываешь на Байкале, словно в виду вечности и совершенства и тебя коснулась тайная печать этих волшебных понятий, и тебя обдало близким дыханием всесильного присутствия, и в тебя вошла доля магического секрета всего сущего. Ты уже тем, кажется, отмечен и выделен, что стоишь на этом берегу, дышишь этим воздухом и пьешь эту воду. Нигде больше не будет у тебя ощущения столь полной и столь желанной слитности с природой и проникновения в нее: тебя одурманит этим воздухом, закружит и унесет над этой водой так скоро, что ты не успеешь и опомниться; ты побываешь в таких заповедных угодьях, которые и не снились нам; и вернешься ты с удесятеренной надеждой: там, впереди, обетованная жизнь…А очищающее, а вдохновляющее, а взбадривающее и душу нашу, и помыслы действие Байкала!.. Ни учесть, ни пометить его нельзя, его опять-таки можно только почувствовать в себе, но с нас достаточно и того, что оно существует.Вернувшись однажды с прогулки, Л. Н. Толстой записал:«Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в человеке чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных? Всё недоброе в сердце человека должно бы, кажется, исчезнуть в прикосновении с природой — этим непосредственным выражением красоты и добра».Старое, извечное несоответствие наше той земле, на которой мы живем, и ее благодати, старая наша беда.Природа сама по себе всегда нравственна, безнравственной ее может сделать лишь человек. И как знать, не она, не природа ли, и удерживает в немалой степени нас в тех более или менее разумных пока еще рамках, которыми определяется наше моральное состояние, не ею ли и крепится наше благоразумие и благодеяние?! Это она с мольбой, надеждой и предостережением денно и нощно глядит в наши глаза душами умерших и неродившихся, тех, кто был до нас и будет после нас. И разве все мы не слышим этот зов? Когда-то эвенк на берегу Байкала, перед тем как срубить для надобности березку, долго каялся и просил прощения у березки за то, что вынужден ее погубить. Теперь мы стали иными. И все-таки не оттого ли и в состоянии мы удержать занесенную уже не под березкой, как двести и триста лет назад, а над самим батюшкой Байкалом равнодушную руку, что возвращаем ему сторицей вложенное в нас природой, в том числе и им?! За добро добром, за милость милостью — по извечному кругу нравственного бытия…Байкал создан, как венец и тайна природы, не для производственных потребностей, а для того, чтобы мы могли пить из него вволю воду, главное и бесценное его богатство, любоваться его державной красотой и дышать его заповедным воздухом. Он никогда не отказывался помогать человеку, но только в той мере, чтобы вода оставалась чистой, красота непогубленной, воздух незасоренным, а жизнь в нем и вокруг него — неиспорченной.Это прежде всего необходимо нам.Байкал, Байкал…Он давно уже стал символом наших отношений с природой, и оттого, быть или не быть в чистоте и сохранности Байкалу, зависит ныне слишком многое.Это явилось бы не еще одним пройденным и покоренным рубежом, а рубежом последним: за Байкалом нет ничего, что могло бы неразумно рьяного в своей преобразовательной деятельности человека остановить.Трудно удержаться, чтобы не повторить вслед за моим товарищем: как хорошо, что у нас есть Байкал! Могучий, богатый, величественный, красивый многими и многими красотами, царственный и неоткрытый, непокоренный — как хорошо, что он у нас есть!***«Человека всякий раз брала оторопь при виде Байкала, потому что он не вмещался ни в духовные, ни в материалистические представления человека: Байкал лежал не там, где что-то подобное могло бы находиться, был не тем, что могло бы в этом и любом другом месте быть, и действовал на душу не так, как действует обычно «равнодушная» природа. Это было нечто особое, необыкновенное и «богоделанное».***«У природы есть свои любимцы, которые она при создании отделывает с особым тщанием и наделяет особенной властью. Таков, вне всякого сомнения, и Байкал… Славен и свят Байкал – своей чудесной животворной силой, духом не былого, не прошедшего, как многое ныне, а настоящего, не подвластного времени и преобразованиям, исконного величия и заповедного могущества».***«Лучшее благодатное время на Байкале – август, когда нагревается вода и бушуют разноцветные сопки, когда, кажется, даже камень цветет, полыхая красками; когда солнце до блеска высвечивает внове выпавший снег на дальних гольцах в Саянах, которые представляются глазу во много раз ближе, чем они есть в действительности; когда уже и впрок запасся Байкал водой из тающих ледников и лежит сыто, часто спокойно, набираясь сил для осенних штормов…».***«Синева Черного моря, студеная прозрачность карельских озер, альпийские луга Кавказа, скалистые утесы мурманских фиордов, лед и торосы полярного моря, теплый уют закрытых зеленью бухт, сверкающие под яркими лучами летнего солнца снежники, пестрые ковры лесных и луговых цветов, мрачные холодные пещеры и шумящие водопады, голубые пятна горных озер, золотые песчаные пляжи и снежные вершины – все поражает взоры в этой причудливой композиции природы Байкала. И нигде вы не увидите такой голубой небесной сини и таких облаков, как над Байкалом…».***«Сколько бы ни бывал на Байкале, как бы хорошо ни знал его, каждая новая встреча неожиданна… Всякий раз приходится, опять и опять словно бы приподнимать себя на некую высоту, чтобы оказаться с ним рядом, видеть его и слышать его, ощутить его всем существом. Он наполнят все ваши чувства разом: и зрение, и слух, и осязание, и обоняние и даже вкус!».***«Байкал… На планете он один – неповторимый, величественный сфинкс, к разгадке которого мы только приблизились. Более двух десятков миллионов лет над его просторами встает и садится солнце, замерзают и тают его чистые воды, а Небеса шлют ему свое вечное благословение. Он уже был, когда человечество пребывало в младенческом состоянии и он еще будет, когда закончится эра человеческого века…».»

1. Величальная песнь морю-озеру Байкал.
2. Влияние Байкала на жизнь человека.
3. Вечно мудрая и нравственная Природа.
…О, дух Байкала – это нечто особенное, существующее, заставляющее верить в старые легенды и с мистической опаской задумываться, насколько волен человек в иных местах делать все, что ему заблагорассудится.
В. Г. Распутин
Байкал – великое озеро России не только из-за его уникальных размеров и удивительных свойств воды, но и из-за богатой природы этого гигантского водоема: растениям и животным, которые есть в

нем. Многие века люди, которые жили вблизи него или просто путешествовали и видели это огромное озеро, восхищались и благоговели перед ним. Это не просто громадное море-озеро, вмещающее в себя одну пятую часть всей пресной воды Земли, а целый живой организм.
В XVIІ веке ему удивлялся и поклонялся протопоп Аввакум, не забывая восхвалять Бога за то, что создал это чудо природы для блага и успокоения человека. На протяжении последующих столетий тайны моря-озера пытались разгадать многие ученые. Но Байкал, хоть и тщательно изучался людьми, все равно остался для человека вечной, а для кого-то и мистической загадкой.

И

всегда человек ощущал себя маленьким при виде царственного, огромного, непокоренного и величественного Байкала: “Человека всякий раз брала оторопь при виде Байкала, потому что он не вмещался ни в духовные, ни в материалистические представления человека: Байкал лежал не там, где что-то подобное могло бы находиться, был не тем, что могло бы в этом и любом другом месте быть, и действовал на душу не так, как действует обычно “равнодушная” природа. Это было нечто особое, необыкновенное и “богоделанное””. Эти слова еще раз подчеркивают неземное, божественное происхождение священного озера Байкал. Удивительна и прозрачность байкальской воды.

Повествователь рассказа В. Г. Распутина “Байкал, Байкал…” уверяет нас в том, что, глядя на глубине этого озера, человек может ясно увидеть год чеканки двухкопеечной монеты, которая лежит на дне, расстояние от которого до поверхности воды составляет двести-триста метров. Чудесен Байкал и тем, что никогда и нигде не бывает одинаковым, меняется в зависимости от времен года. И даже в разных своих частях он имеет различные оттенки: северный Байкал в его суровой первозданной красоте, Байкал в Песчаной бухте и в Чивыркуйском заливе с теплым климатом.
Но чем же еще так дорог и примечателен для человека славный и святой Байкал? Только ли хорошим климатом, промысловой рыбой, птицами и пресной водой? Нет, это еще далеко не все “заслуги” этого озера.

Прежде всего великое море-озеро значимо для людей тем, что заряжает человека необыкновенной силой и положительной энергией. В этом восхищенно признается московский друг В. Г. Распутина, который впервые увидал малую часть моря-озера, а потом ощутил в себе силы что-то хорошее сделать и понял, чего не нужно совершать. И люди в благодарность великому морю-озеру называют его батюшкой-Байкалом и не устают повторять: “Как хорошо, что у нас есть Байкал!” Ведь он дорог человеческому сердцу “своей чудесной животворной силой, духом не былого, не прошедшего, как многое ныне, а настоящего, не подвластного времени и преобразованиям, исконного величия и заповедного могущества, духом самородной воли и притягательных испытаний”. Поистине счастлив тот, кто родился на Байкале, потому что “мы с рождения впитываем в себя воздух, соли и картины своей родины, они влияют на наш характер и в немалой степени организуют наш жизненный состав…

Мы – часть их, та часть, которая составлена естественной средой; в нас обязан говорить и говорит ее древний и вечный голос”.
Байкал создан мудрой природой, и уникальность его можно объяснить еще и тем, что “у Природы как целого, как единого творца есть свои любимцы, в которые она при строительстве вкладывает особенное старание, отделывает с особенным тщанием и наделяет особенной властью. Таков, вне всякого сомнения, и Байкал. Не зря его называют жемчужиной Сибири”.

Огромный и величественный гигант – Байкал – не подавляет, а одухотворяет, поднимает и очищает человека, его мысли и душу. Это по-настоящему целительное озеро! Стоя на его берегу, человек может возвыситься над своими мелкими земными, часто корыстными и коварными помыслами, освободиться от всего злого, что накопилось в его сердце. И происходит все это через чувственное восприятие человеком красот Байкала.

В том и состоит мудрость Природы вообще, и в особенности, байкальской природы. И Распутин подтверждает это: “…Нигде больше не будет у тебя ощущения столь полной и столь желанной слитности с природой и проникновения в нее: тебя одурманит этим воздухом, закружит и унесет над этой водой так скоро, что ты не успеешь и опомниться; ты побываешь в таких заповедных угодьях, которые и не снились нам; и вернешься ты с удесятеренной надеждой: там, впереди, обетованная жизнь…”. Повествователь уверен в том, что Природа, которая сама по себе всегда нравственна, часто укрепляет человеческое благоразумие, удерживает человека в разумных моральных рамках.

В далеком прошлом эвенк, благодарный матушке-Природе и батюшке Байкалу, прежде чем срубить березку на берегу великого озера, просил у дерева прощения. Хоть сейчас это выглядело бы для большинства людей смешно и нелепо, и в современной автору эпохе человек иногда задумывается о справедливости своей “занесенной над Байкалом равнодушной руки”. Ведь сохранение чистоты байкальской воды, флоры и фауны святого озера важно не только Природе, но и самому человеку.

Человеку это необходимо в большей степени, считает Распутин, потому что Байкал стал символом взаимоотношений человека и природы: “…за Байкалом нет ничего, что могло бы неразумно рьяного в своей преобразовательной деятельности человека остановить”. Байкал мудр, потому что он, “живой, величественный и нерукотворный, ни с чем не сравнимый и ни в чем нигде не повторимый, знает свое собственное извечное место и свою собственную жизнь”. Только неумелая и чересчур хищная человеческая деятельность может нарушить чистую и спокойную жизнь Байкала.

К сожалению, сейчас человек часто забывает об этом, а ведь повествователь высказал правдивую и умную мысль: “Байкал создан, как венец и тайна природы, не для производственных потребностей, а для того, чтобы мы могли пить из него вволю воду, главное и бесценное его богатство, любоваться его державной красотой и дышать его заповедным воздухом”. Об этом необходимо помнить всегда и всем людям: и тем, кто живет вблизи великого озера, и путешественникам. Именно через трепетное отношение к Байкалу человек сможет достичь гармонии в своих взаимоотношениях с природой, всем, что его окружает, и с самим собой.

Loading…

Ответка

Задайте свой вопрос и получите ответ от профессионального преподавателя. Выберите лучший ответ.

Задать вопрос

  • Подготовка к ЕГЭ

  • Подготовка к ОГЭ

  • Подготовка к олимпиаде

  • Сочинение

  • Грамматика

  • Для взрослых

    Задать вопрос

    • Все вопросы

    Александр Кочерга





    Русский язык


    5 — 9 классы




    25.05.2020 9:26

    Ответы на вопрос

    Записаться

    Бесплатные вебинары с ответами на все вопросы у нас на канале!

    Смотреть

    Репетиторы в городах:

    • Репетитор в Симферополе
    • Репетитор в Мензелинске
    • Репетитор в Жукове
    • Репетитор в Александрии
    • Репетитор в Солнечногорске
    • Репетитор в Моздоке
    • Репетитор в Зеленогорске
    • Репетитор в Аниве
    • Репетитор в Сринагаре
    • Репетитор в Мюнхене
    • Репетитор в Измире

      Репетиторы по предметам:

      • Репетитор по русскому языку
      • Репетитор по английскому языку
      • Репетитор по немецкому языку
      • Репетитор по математике
      • Репетитор по биологии
      • Репетитор по физике
      • Репетитор по химии
      • Репетитор по французскому языку
      • Репетитор по итальянскому языку
      • Репетитор по китайскому языку

        Понравилась статья? Поделить с друзьями:

        Новое и интересное на сайте:

      • У пострадавшего наблюдается травматический шок какие действия необходимо предпринять экзамен
      • У поколения mtv нет терпения они хотят мгновенного удовлетворения сочинение
      • У планирования много преимуществ во первых благодаря ему проще воплотить мечты в жизнь егэ
      • У памяти нет срока давности сочинение
      • У палескай глушы сочинение

      • 0 0 голоса
        Рейтинг статьи
        Подписаться
        Уведомить о
        guest

        0 комментариев
        Старые
        Новые Популярные
        Межтекстовые Отзывы
        Посмотреть все комментарии