Название стихотворения | Кратко особенности раскрытия темы |
А.С.Пушкин |
|
К***(« Я помню чудное мгновенье…»ТЕКСТ | Гимн любви, женской красоте. Любовь как счастье, наслаждение, божество. Любовь даёт силы и радость , вдохновение. Любовь не умирает, она может возродиться снова через много лет, для неё нет временных границ.«Как мимолётное виденье, Как гений чистой красоты»,- именно такой стала для героя любимая. Жизнь без её любви была полна «мрака заточенья», дни «тянулись тихо».Появилась она — и сердце снова «бьётся в упоенье», воскресли всё — «и жизнь, и слёзы, и любовь». |
«На холмах Грузии лежит ночная мгла…»ТЕКСТ | Любовь для поэта -чувство, способное сделать его счастливым. Любовь — это основа жизни, сердце просто не может не любить. Вся душа полна любовью. И пусть иногда бывают минуты грусти и печали, любовь способна сделать человека счастливым.
И сердце вновь горит и любит — оттого, Что не любить оно не может. |
«Я вас любил…»ТЕКСТ | Поэт пишет о силе любовного чувства, которое ещё не угасло в душе поэта. И хотя любовь оказалась невзаимной, лирический герой желает любимой только счастья и любви. Он хочет уберечь любимую от своих бед и печалей, тревог и сомнений. Пусть другим, но женщина должна быть любима. Бескорыстность, искренность чувств поражают читателей в данном стихотворении.
Я вас любил так искренно, так нежно,К ак дай вам Бог любимой быть другим |
М.Ю.Лермонтов |
|
«Нищий»ТЕКСТ | Стихотворение о безответной любви. Горе, слёзы и тоску принесло любовное чувство лирическому герою Обманутые надежды сделали его несчастным. Тоска, грусть пронизывают всё стихотворение. Сравнение с нищим, получившим вместо подаянья камень, подчёркивает безразличие и даже бессердечность женщины, которую герой так любит.
Так чувства лучшие мои Обмануты навек тобою. |
«Из-под таинственной, холодной полумаски…»ТЕКСТАнализ стихотворения | Поэт пишет о любви в далёком прошлом, в пору юности, когда он радовался милому голосу любимой, восхищался «пленительными глазками» .Каким же счастливым он был тогда.! Но прошло время, годы разлучили влюблённых. Однако он снова и снова слышит её голос в душе, вспоминает прекрасные минуты, надеется увидеться с нею хотя бы просто друзьями. Стихотворение о безвозвратно ушедшей любви, но такой прекрасной.
И всё мне кажется: живые эти речи В года минувшие слыхал когда-то я. |
«Нет, не тебя так пылко я люблю…»ТЕКСТ | Стихотворение о безвозвратно ушедшей любви. Память о ней лирический герой хранить в своём сердце. Помнит страданье, которое принесло ему это чувство. Прошли годы, и никто уже не может возродить в его душе любовь, потому что герой в чертах женщин ищет те, далёкие , угаснувшие очи, уста, давно уже немые. Горечь , страдание приносит воспоминание о прошедшей любви.
Люблю в тебе я прошлое страданье И молодость погибшую мою. |
Ф.И.Тютчев |
|
«О, как убийственно мы любим…»ТЕКСТ | Стихотворение наполнено печали, грусти, раскаяния от того, что лирический герой принёс столько страданий любимой. Быстротечное чувство со стороны героя стало трагедией для женщины. Отчаяние поселилось в её душе. Началась «жизнь отреченья, жизнь страданья». Презренье толпы привело к тому, что «очарование ушло», исчезла «улыбка уст и блеск очей». Любовь , приведшая к несчастью, «убийственная любовь»- вот какими были чувства человека, которому так поверила женщина.
Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей. |
«К.Б.(Я встретил вас – и всё былое…)»ТЕКСТ
АНАЛИЗ стихотворения |
Любовь не умирает, если она настоящая. Пусть проходят годы, но так же прекрасна любимая, то же в ней «очарованье», та ж в душе любовь. Встретившись после долгой разлуки, любящие когда-то друг друга люди вновь испытали сильное чувство. Такой теплотой повеяло в душе! Снова жизнь заговорила, снова захотелось глядеть на любимую «как бы во сне». Любовь – это жизнь, она способна возрождать снова и снова человека.
И то же в вас очарованье, И та ж в душе моей любовь! |
«Она сидела на полу…»ТЕКСТ | Почему так часто столько обид , горя, страдания мы приноси самым любимым людям? Лирический герой любит возлюбленную, но не способен ей дать полного счастья. Он видит, как она страдает, как с горечью сжигает его письма — последние ниточки, связывающие её с любимым. В них было столько любви, радости, столько пережитого вместе. И всё осталось в прошлом. Ничего нельзя изменить. Любовь — это страдание, мука. Она способна принести столько горя даже любящим друг друга людям.
О, сколько жизни было тут, Невозвратимо пережитой! О, сколько горестных минут, Любви и радости убитой!.. |
А.А. Фет |
|
«Шёпот, робкое дыханье…»ТЕКСТ
АНАЛИЗ стихотворения |
Поэт описывает мгновенье любви, приносящее столько счастья. Хочется, чтобы оно продлилось как можно дольше. Не нужно движение вокруг, всё словно застыло в этой удивительной минуте наслаждения, когда шёпот и робкое дыханье любимой можно слышать без конца, любоваться изменениями «милого лица». Любовь- это слёзы радости и счастья.
И лобзания, и слёзы, И заря, заря!.. |
«Сияла ночь. Луной был полон сад. …»ТЕКСТ
АНАЛИЗ стихотворения |
Лирический герой вспоминает прошедшую любовь, чувства, испытанные когда-то, словно вновь охватили его душу. Хотелось жить, любить, обнять. Любовь сохранилась через многие годы. Забылись прежние обиды. Снова хотелось любить, обнять. Любовь как высшее наслаждение, как счастье. Любовь, способная возродится через многие годы — именно о ней писал автор. Годы без любви — «томительные и скучные». Любовь – это жизнь.
И так хотелось жить, чтоб, звуки не роняя, Тебя любить, обнять, и плакать над тобой. |
«Ещё майская ночь».ТЕКСТ
АНАЛИЗ стихотворения |
Весна — возрождение природы. Именно весной так остро чувствуется желание любить и быть любимым. Красота майской ночи словно дарит любовь, которая снова вот-вот поселится в душе лирического героя. Он томится желанием любви, всё вокруг ему кажется таким прекрасным. Ожидание сильного чувства, надежда на его появление — один из мотивов стихотворения.
И в воздухе за песнью соловьиной Разносится тревога и любовь. |
Н.А.Некрасов |
|
«Я не люблю иронии твоей…»ТЕКСТ | Любовь, к сожалению, порой бывает быстротечна. Именно о такой пишет автор. Ещё остаток чувств сохранился, но развязка близка.
Кипим сильней, последней жаждой полны, Но в сердце тайный холод и тоска. Горько и тяжело сознавать, что любовь уходит. В прошлом — нежность, мечты, тревоги ,ревность. Лирический герой просит любимую хоть на немного продлить свидание. |
«Мы с тобой бестолковые люди…»ТЕКСТ | Ссоры свойственны всегда человеческим отношениям. Часты они и среди любящих людей. Лирический герой просит свою возлюбленную не держать обиды в душе, высказывать всё, что тревожит и мучит её. Ведь и в любви, к сожалению, бывает « проза», так надо сделать так, чтобы и в ней находить долю счастья. Любовь нужно беречь, стремиться сохранять её — это один из мотивов стихотворения.
После ссоры так полно, так нежно Возвращенье любви и участья. |
«Признание…»ТЕКСТ | Любовь может прийти к человеку в самые разные периоды его жизни. Прекрасно, когда он молод, полон сил. А что делать, если жизнь уже почти прожита, а огонь любви в груди горит с не меньшей силой? Если она — молода, красива, да и любит другого? О такой безответной любви, о признании, горечи об ушедшей молодости это стихотворение. Нельзя вымолить любовь. Герой понимает это, но всё же просит и просит свою любимую ответить ему тем же чувством.
Полюби, не отвергая, |
Примечание
- В задании № 16 необходимо привести два примера по определённой теме.
- Ответы должны быть короткими — по 5-7 предложений, не более, Но в них необходимо передать те мысли автора, которые потом помогут вам сравнить или сопоставить данное стихотворение с тем, о котором идёт речь в заданиях 10-15.
- Было бы замечательно, если в ответе вы использовали бы цитаты из текста. Я выделила их в таблице, постарайтесь их выучить.
- Данная подборка материала поможет вам, ребята, подобрать необходимые аргументы по теме любви.
- Здесь представлены стихи поэтов 19 века. Готовится статья по поэзии 20 века по этой теме.
- Если есть какие-то замечания, уточнения, предложения — пишите на почту, буду рада ответить вам.
Вернуться к странице «Материал к заданиям 10.1 — 10.2, 11″.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
В прошлой статье наш любимый преподаватель русского языка и литературы Василий Михайлович уже разбирал, как работать над заданием №16 (сопоставление по сходству или различиям стихотворений). Предлагаем вам разобраться в теме более детально.
Тема любви – это, пожалуй, самая важная тема как для поэтов, так и для читателей. Любовь для каждого человека – сугубо личное чувство. Однако при всей индивидуальности есть и общие принципы. Главные из которых – адресность, автобиографичность, экспрессия.
У Пушкина любовь – прекрасное чувство. Это божественный дар, чудо: «Я помню чудное мгновенье…». Отсюда и чувство благодарности к любимой и Богу за возможность любить: «… дай вам Бог любимой быть другим». Тема любви часто перекликается с темой природы («Зимнее утро», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…»).
У Лермонтова любовь трагична. Неразделённые, отвергнутые чувства, обман и непонятость преследуют поэта. Лирический герой ищет и не находит идеал. Вот он, идеал, кажется, рядом, выглядывает «из-под таинственной, холодной полумаски». Но приглядевшись, поэт с горечью констатирует: «Нет, не тебя так пылко я люблю…». И вновь одиночество и грусть.
У Тютчева два основных адресата любовной поэзии: Амалия Крюденер и Елена Денисьева. Запретная, разрушительная, роковая страсть в обоих случаях: «О, как убийственно мы любим». В то же время любовь наполняет жизнь лирического героя смыслом, согревает душу воспоминаниями. Трагедия, возвышенные чувства, очищающие душу воспоминания.
У Некрасова любовная тема, пожалуй, наиболее интересна. Певец страданий народа и внутренней и внешней красоты русских женщин в своей интимной лирике избегает пафосности. Чувства лирического героя просты и понятны каждому. Адресаты любовной лирики лишены нимба, ореола божественности. Женщина у Некрасова не только объект пылающей страсти, но и понимающий друг, интересный собеседник. С женщиной можно говорить не только о чувствах! Это настоящее открытие в лирике. И совсем не случайно, что его сделал поэт, воспевший не только красоту, но и величие души русской женщины, силу её характера. Вспомните его замечательные поэмы «Русские женщины», «Мороз, Красный Нос», «Кому на Руси жить хорошо» и великолепные женские образы.
У Фета тема любви неразрывно связана с темой природы. Лирический герой вместе с природой пробуждается, радуется жизни, полной любви. Но не забываем, что большинство стихов о любви Фета адресовано к трагически погибшей Марии Лазич. «Я пронесу твой свет чрез жизнь земную…» обещает своей умершей подруге поэт. «Ты отстрадала, я ещё страдаю…» – вновь и вновь обращается он к её призраку. «И цели нет иной», как любить и петь о любви.
У Блока тема любви пропитана символами, мистикой. Любимая женщина – прекрасная незнакомка, воплощение вечной женственности. Та красота, которая призвана спасти мир. И при всей философской обобщённости и символической собирательности образа это всё-таки реальная женщина – жена поэта, Любовь Дмитриевна Менделеева.
У Есенина любовная лирика разнообразна. Подруг и жён у поэта было тоже много: Анна Изряднова и Зинаида Райх, Айседора Дункан и Софья Толстая, Галина Бениславская и Надежда Вольпин. Хулиган и повеса, проникновенный лирик и мудрый философ, этот патриот России и рязанского края создал немало женских образов в своих произведениях: персиянка Шаганэ и дворянка Анна Снегина – одни из самых запоминающихся. Любовь к женщине лирический герой постоянно делит – то с любовью к Родине, то с пристрастием к пьянству, то с любовью к матери. Да, чувство к любимой женщине у Есенина и плотское, и возвышенное, и сыновнее одновременно.
У Маяковского бунтарство, революционность, эпатаж, противопоставление прекрасного мира мечты безобразному быту вплавлено и в любовную лирику. Для выражения запредельных эмоций, нечеловеческой страсти, любовных мук поэт использует оригинальные рифмы и яркие, неожиданные художественные средства. Лирический герой Маяковского очень умён, он даёт точные, ёмкие, яркие характеристики многим людям и явлениям жизни. Но в любви рассудок уступает место чувствам, страстям. И вот уже пройдены оставшиеся до безумия шаги. «Я ж навек любовью ранен…» – говорит о себе лирический герой, ревнующий любимую к Копернику. А любимой Лиличке он заявляет: «Дай в последнем крике выреветь горечь обиженных жалоб». Но сквозь показную витиеватость, декламаторство, позёрство, усмешки, похожие на волчий оскал, мы видим, что любовь для «агитатора, горлана, главаря» не пустой звук, а что-то очень важное, личное. И ею рождена яркость его таланта.
У Ахматовой тоже много масок. Театральность и пронзительная интимность, сокровенность сосуществуют в лирике Анны Великой русской литературы. Она может и по-женски преувеличить недостатки того, кого разлюбила. Например, однажды она написала: «Муж хлестал меня узорчатым, вдвое сложенным ремнём». И многие поверили, что Николай Гумилёв бил её на самом деле. Очень сложно различить реальность и вымысел. Пожалуй, своей загадочностью Ахматова выделяется среди других поэтов, чья любовная лирика имела конкретных адресатов. До сих пор не доказано, кого именно любила Анна Горенко. Проникновенный лиризм, детализированность чувств и их обстоятельств, как правило, рассматриваются отстранённо, но фотографически чётко. Характерный пример – стихотворение «Песня последней встречи».
А вот у Цветаевой, несмотря на меньшее, чем у Ахматовой, количество романов с продолжением, внутренние чувства на виду. Правда, в стихах. Поэтесса часто влюбляется, внутренне раскаляясь до предела. Адресаты многочисленны и разнообразны: от Пушкина и Стеньки Разина до реальных современников. Вот только до продолжения не доходит. У Ахматовой любовь – разрыв. У Цветаевой любовь – неначавшийся роман. У Ахматовой воспоминания о чувствах. У Цветаевой – чувства в сиюминутном состоянии. Всегда – с недосказанностью, обречённостью. И потому что до любимого не дотянуться ничем, кроме сердца. И потому, что финал неизбежен: разлюбит. Отсюда страшный вывод: «Где отступается Любовь, там подступает Смерть-садовница».
Для Пастернака нет ничего важнее любви. Это мы знаем и из его стихов, и по роману «Доктор Живаго», в котором грандиозные исторические события – лишь фон, на котором возникает главное событие всех времён и народов – любовь. Любовь – это сама жизнь, простая и сложная, прекрасная для двоих и противная для остального мира. Мира, холодного и чужого, зимнего, снежного. Часто там, где любовь, зима: «Никого не будет в доме…», «Зимняя ночь». Контраст: на мёртвом фоне то, что даёт начало жизни, особенно заметно. Дорого и важно. Хотя, конечно, любовь, начало жизни – это весна: «Весною слышен шорох снов и шелест новостей и истин».
© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Список стихотворений:
Красивые стихотворения великих поэтов про любовь
Любви все возрасты покорны — гласит старая пословица, сказанная еще великим Пушкиным в романе в стихах «Евгений Онегин». Сложно не согласиться с ней. Посмотрите вокруг себя: мир полон этого чувства. Мы любим своих родителей, родственников, друзей, питомцев. И это я только начала перечислять. Жизнь сама по себе штука необыкновенная, но когда существует это волшебство, которое заполняет души и сердца окружающих и нас самих, заставляет творить добро, дарить улыбки случайным прохожим, то все и вовсе становится прекрасным. Нам не нужна война. Пусть будет только мир, только любовь. Большего и не надо.
В стихотворениях о любви обычно раскрываются чувства и переживания людей, которые их пишут. Например, стихи Сергея Есенина про любовь не стали исключением. Деревенский поэт воспевает свою любовь к Родине, к девушкам, к родной березе… К примеру, в произведении «Заметался пожар голубой..».
Слова в стихе любовной лирики известного поэта классика говорят нам о том, что ради своих чувств человек способен пойти против своих убеждений, против того, что ему дорого. Вот для Есенина скандалы, поэзия, кабаки-были практически основой в его жизни. И все это он мог бы оставить ради любимой. Из этого можно сделать вывод о том, что не важно, кто ты: ребенок или взрослый человек, пенсионер или подросток. Тем более не важно, какое ты имеешь социальное положение! Никому не чужда любовь.
Любовь — вечна!
Большинство своих суждений я делаю, глядя на своего дедушку с бабушкой. Они прожили в браке 52 года. У меня эта цифра вызывает восхищение, искреннее недоумение: неужели это возможно?
Видимо, да. Но важно не то, что они вместе так долго, а то, что они любят друг друга до сих пор. Фредерик Бегбедер сказал о том, что любовь живет только три года. А я в это не верю. Она вечна.
Любовь в нашем мире -крепкий фундамент для мирового искусства и культуры. О ней пишут, ее восхваляют, показывают по телевизору. Она вдохновляет и расстраивает, показывает, что ты кому-то небезразличен и наоборот. Неоднозначное чувство, однако без него никак. Так будем же счастливы, пока это возможно. Рекомендуем к ознакомлению с красивыми, лучшими стихами о любви известных, великих поэтов классиков русской и зарубежной поэзии!
Стихи о любви классиков: читать популярные, лучшие, красивые стихотворения поэта классика на сайте РуСтих о любви и Родине, природе и животных, для детей и взрослых. Если вы не нашли желаемый стих, поэта или тематику, рекомендуем воспользоваться поиском вверху сайта.
Для сдачи ЕГЭ по литературе на высокий балл выпускник должен знать порядка 50 стихотворений отечественных классиков. Но мало у кого есть силы, время и желание учить десятки произведений наизусть, поэтому мы выбрали 15 универсальных стихотворений для ЕГЭ, которые точно пригодятся на экзамене.
Любовная лирика
Чтобы полностью вооружиться всеми возможными разновидностями любовной лирики, достаточно стихотворений «Лиличка!» Маяковского и «Сияла ночь. Луной был полон сад, лежали…» Фета. В обоих произведениях лирический герой вспоминает о возлюбленной, страдает от своих чувств и воспевает любовь как смысл жизни — в общем, делает всё, что легко сопоставляется с любым другим любовным стихотворением, выпадающем в 11 задании ЕГЭ по литературе.
Текст «Лилички!» наложила на музыку группа «Сплин», так что выучить её, несмотря на большой объём, не составит труда. Какие ещё стихотворения наложили на музыку, читайте в статье «Как готовиться к ЕГЭ по литературе: 3 совета».
Поэт и поэзия
Тема творчества также закрывается двумя стихотворениями: «Мне ни к чему одические рати…» Ахматовой и «Пророком» Пушкина или Лермонтова.
В произведении Ахматовой творчество выступает приземленным и неопрятным процессом, когда в «Пророках» — наоборот, обожествлённым и возвышенным. Кроме того, во всех трёх стихотворениях раскрывается кредо поэта и у каждого автора оно разное: лирический герой Ахматовой считает, что поэзия должна «звучать на радость вам [читателям] и мне», Пушкина — «глаголом жечь сердца людей», а Лермонтова — «провозглашать любви и правды чистые ученья».
Патриотическая и гражданская лирика
Все оттенки патриотической и гражданской лирики можно найти в стихотворениях «Гой ты, Русь, моя родная…» Есенина, «Ленинграде» Мандельштама и «К Чаадаеву» Пушкина. Если первое произведение — откровенное признание в любви к Родине, к её природе, полям и деревням, то второе — описание мрачного несвободного города, резко контрастирующее со светлыми детскими воспоминаниями лирического героя. Где-то посередине находится «К Чаадаеву» Пушкина, в котором лирический герой, руководствуясь исключительно любовью к отчизне, призывает своего друга помочь ему избавить Родину от «гнёта власти роковой».
Пейзажно-философская лирика
Слишком обширная категория, чтобы обойтись двумя-тремя стихотворениями.
Первым делом, вам понадобится «Погасло дневное светило» Пушкина, ведь в этом произведении есть все темы, связанные с природой, встречающиеся в ЕГЭ по литературе: обращение к стихии и описание пейзажа, которое впоследствии перерастает в рефлексию и вызывает рассуждения о Родине, любви и скоротечности чувств и жизни.
В «Мы теперь уходим понемногу…» Есенина тоже смешиваются философские рассуждения с описанием пейзажа. Лирический герой стихотворения, чувствуя приближение смерти, рефлексирует о своей жизни, признаётся в любви всему живому и, в особенности, к природе. Он обращается к «берёзовым чащам», к «земле», воспевает леса и равнины и гордится тем, что «братьев наших меньших никогда не бил по голове».
Далее пригодятся хорошо знакомые всем «Тучи» или «Парус» Лермонтова (на выбор). В обоих стихотворениях присутствуют мотивы странничества, одиночества и отчуждения от Родины, сосуществующие с описанием природных явлений.
Пейзаж может быть не только природным, но и городским, как в стихотворении «Ночь, улица, фонарь, аптека…» Блока. В декорации ночного города помещены размышления лирического героя о цикличности и бессмысленности существования: «Умрёшь — начнёшь опять сначала/И повторится всё, как встарь». В общем, идеальное для ЕГЭ стихотворение: короткое, известное и гибкое для трактовки.
Времена года
Стихотворений про времена года очень много, потому стоит обратить внимание лишь на те, которые помогут в сопоставлении на другие темы.
К примеру, пушкинская «Зимняя дорога», помимо, очевидно, зимнего пейзажа, содержит образы ямщика, тройки и дома, которые, при должном невезении, тоже могут попасться на экзамене. Так и в «Приморском сонете» Ахматовой описывается не только весенний пейзаж, но и рассуждения героини о бессмертии и одухотворённости природы; в «Детстве» Бунина неотъемлемые атрибуты летнего сезона пробуждают детские воспоминания лирического героя, а в произведении Пушкина «Унылая пора! Очей очарование…» созерцание увядающей природы не обходится без обращения к стихии.
Военная лирика
Стихотворения по военной лирике сложно назвать универсальными, но выучить их перед ЕГЭ по литературе просто необходимо, ведь они из года в год появляются в задании на сопоставление. Чтобы точно не попасть вспросак на экзамене, советуем выучить «Мужество» Ахматовой, в котором описывается военный подвиг, первую половину «До свидания, мальчики!» Окуджавы, ибо в нём присутствует образ солдата и «Он не вернулся из боя» Высоцкого, содержащее темы дружбы, потери, скорби и одиночества.
Что стоит выучить ещё
Теперь вы знаете, какие стихотворения точно помогут вам при выполнении заданий ЕГЭ по лирике в этом году. Но помните, что для уверенной сдачи экзамена стоит подучить и другие произведения на более узкие темы.
Если вы чувствуете, что вам недостаточно работ из этого списка, просмотрите темы, которые выпадают в задании на сопоставление, выберите авторов, чьи стихи вы ещё не учили или выучили мало, и ищите среди его произведений подходящее к выбранной теме.
Вот и всё! Надеемся, эта статья облегчит вашу подготовку к ЕГЭ по литературе. На этом этапе главное — не выгореть, и если вы чувствуете, как истощается ваш запас энергии, советуем обратиться к нашей статье «Где найти силы, чтобы не бросить подготовку к ЕГЭ» и продолжить путь к заветным высоким баллам!
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Мы обязательно поправим!
Текст: Татьяна Шипилова
Оставим мысль о том, что ЕГЭ – это «всего лишь тесты, которые отупляют», тем, кто с сегодняшним ЕГЭ ни разу дела не имел. И поработаем сегодня с заданием 11, которое наглядно показывает, что для сдачи экзамена по литературе нужно не только разбираться в тропах и терминологии, но и действительно знать стихи наизусть.
Тут отчасти должно быть чуть легче тем ученикам, которые на протяжении учебы в школе таки учили стихи и даже что-то из них помнят. «Бородино», «Письмо Татьяны»/«Письмо Онегина», «Плач Ярославны», «Бой с барсом» из «Мцыри», стихи Тютчева и Фета, Есенина и Маяковского – все это почти наверняка пригодится на экзамене.
Но и этого будет мало. Конечно, чем больше стихотворений знаете наизусть – тем лучше, но есть необходимый минимум, который довольно легко выучить и который позволит увереннее себя чувствовать на экзамене.
Самое главное, что любой сдающий должен помнить – это основные тематические направления в лирике:
- философская лирика
- любовная лирика
- пейзажная лирика
- гражданская лирика
- патриотическая лирика
- предназначение поэта / поэт и толпа / поэт и искусство и т.п.
Все остальные темы – производные из этих шести. Например, если вам попадается «образ дерева», то понятно, что нужно вспоминать что-то из пейзажной и философской лирики, но на крайний случай может подойти и академическое «Зимнее утро» Пушкина, где есть строки:
- Прозрачный лес один чернеет,
- И ель сквозь иней зеленеет…
- …
- Леса, недавно столь густые…
То есть при умении работать с лирическим произведением можно использовать любое упоминание нужного вам образа и получить желаемые 8 баллов за задание 11.
И все же приводим список стихотворений, которые точно будут полезны для заданий на сопоставления:
Любовная лирика – два небольших, различных по настроению и по сюжету стихотворения, которые помогут отразить любовное чувство с разных сторон:
- А. Пушкин «Я вас любил…»
- А. Фет «Шепот, робкое дыханье…»
Философская лирика – два стихотворения с вкраплением пейзажной лирики, причем морской и городской, которые тоже опять же смогут помочь отразить философские искания и поискать ответы на вопросы о жизни:
- М. Лермонтов «Парус»
- А. Блок «Ночь, улица, фонарь, аптека…»
Гражданская лирика – одно очень известное, второе – не менее известное и очень маленькое; опять же разные по посылу, подойдут для сопоставлений с самыми разными поэтами, начиная от Державина и заканчивая Бродским:
- А. Пушкин «К Чаадаеву»
- Ф. Тютчев «Умом Россию не понять…»
Предназначение поэта / поэт и толпа / поэт и поэзия / поэт и искусство – сложная, многогранная тема, которую и раскрыть можно по-разному. Эти программные стихотворения в КИМах точно не попадутся, поэтому их можно смело учить; удобна эта парочка еще и тем, что, хоть и создается ощущение, что Лермонтов продолжил сюжет пушкинского «Пророка» (все мы знаем, что Лермонтов был главным фанатом Пушкина и, если бы была возможность, наверняка засталкерил бы его), по настроению, основной идее и авторской позиции тексты все же сильно разнятся, что и позволяет использовать их для сопоставления с широким кругом авторов:
- А. Пушкин «Пророк»
- М. Лермонтов «Пророк»
Пейзажная лирика – здесь лучше расширить количество выученного, потому что иногда встречаются задания, требующие обращение не столько к описанию природы, сколько в том числе к описанию города. Еще важный момент: необходимо помнить, что пейзажная лирика никогда не ограничивается просто описанием природы – в таком стихотворении всегда заложена какая-то глубокая либо философская мысль, либо любовное чувство:
- городской пейзаж: О. Мандельштам «Ленинград», В. Маяковский «А вы могли бы?»
- описание природы: А. Пушкин «Зимнее утро», А. Фет «Это утро, радость эта»
Патриотическая лирика – тоже различные по настроению, но определенно выражающие любовь к Отечеству стихотворения, позволяющие посмотреть на проблему патриотизма с разных сторон:
- А. Ахматова «Родная земля»
- С. Есенин «Гой ты, Русь, моя родная»
Тема войны – еще одна важная тема, которая достаточно часто попадается и которую в том числе можно раскрывать не только при помощи стихотворений, но и при помощи песен. Потому что песни военных лет – это не только прекрасная музыка, которую все мы с детства знаем и напеваем, но и удивительные стихи, знакомые всем с младенчества, ведь «нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой»:
- А. Твардовский «Я знаю, никакой моей вины…»
- Р. Гамзатов «Журавли»
Послание – отдельный жанр лирического рода литературы, на который тоже следует обратить внимание и тоже стоит выучить различные, даже противоположные по своему назначению стихи, в данном случае предлагаем вам одно послание к другу, второе – к возлюбленной:
- А. Пушкин «К Пущину»
- Ф. Тютчев «К.Б.»
Тема народа – еще одно вполне востребованное направление, стихотворения по которому неплохо знать. Мы предлагаем обратиться к творчеству двух наших великих поэтесс (которые, впрочем, сами предпочитали называть себя исключительно поэтами), которые удивительным образом прочувствовали силу и стойкость русского народа и смогли это отразить как никто другой:
- А. Ахматова «Мужество»
- М. Цветаева «Народ»
Бонус: в прошлом году одна ученица в ночь перед самым экзаменом спросила, а может ли попасться что-нибудь, связанное с образом того самого пресловутого дерева. Я как-то скептически сказала, что видела в КИМах и пробниках подобные задания, но редко, поэтому, скорее всего, волноваться не стоит. Как показала практика, я оказалась неправа. Хорошо, что мы всё-таки парочку стихотворений таки вспомнили, ведь и моей ученице, и ее другу попалась именно эта тема, поэтому:
- А. Фет «Учись у них – у дуба, у березы…»
- С. Есенин «Береза»
Сюда же добавлю два стихотворения про родной дом. Ну а что, ну а вдруг!
- С. Есенин «Я покинул родимый дом»
- В. Тушнова «Старый дом»
Тема
любви
1.
Пушкин«
Я вас любил», «На холмах Грузии» , «Я помню чудное мгновенье»
2.
Лермонтов
«Нищий», «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Из-под таинственной холодной
полумаски»
3.
Тютчев
«О, как убийственно мы любим». «Я встретил вас»
4.
Фет
«Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Я пришел к тебе с приветом»
5.
Некрасов
«Мы с тобой бестолковые люди», «Я не люблю иронии твоей».
6.
Блок
«Вхожу я в темные храмы», «О доблестях, о подвигах, о слове…»
7.
Маяковский
«Лиличка!» «Уже второй. Должно быть, ты легла…»
8.
Есенин.
«Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Шагане ты моя, Шаганэ…»,
9.
Цветаева
«Мне нравится, что вы больны не мной…», «Попытка ревности»,
10.
Ахматова
«Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью».
11.
Пастернак
«Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…»), «Любить иных — тяжелый крест»,
«Никого не будет в доме…».
Автор |
текст |
Мотивы, |
Пушкин |
Я вас любил: любовь еще, быть может, |
Возвышенное, |
«На |
На холмах Грузии лежит ночная мгла; |
Мотив Связь |
«Я |
Я помню чудное мгновенье: В глуши, во мраке заточенья Душе настало пробужденье: И сердце бьется в упоенье, |
Мотив: |
Лермонтов |
У врат обители святой Куска лишь хлеба он просил, Так я молил твоей любви |
Отверженная |
«Из-под |
Из-под таинственной, И создал я тогда в моем |
Романтическое |
Тютчев |
О, как убийственно мы любим, Давно ль, гордясь своей |
Противоречивость |
«Я |
Я встретил вас — и все Так, весь обвеян дуновеньем Тут не одно воспоминанье, |
Мотив |
Фет |
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали |
Мотив |
Некрасов |
Мы с тобой бестолковые Говори же, когда ты Если проза в любви |
Драматизм |
Блок |
Вхожу я в темные храмы, В тени у высокой колонны О, я привык к этим ризам О, Святая, как ласковы |
Идеальный |
«Незнакомка» |
И медленно, пройдя меж И веют древними поверьями И странной близостью |
Конфликт |
Маяковский |
Все равно Кроме любви твоей, Кроме любви твоей, а мне |
Любовь-страдание, |
Цветаева |
Мне нравится, что вы больны Спасибо вам и сердцем и |
Противоречивое |
Ахматова |
Как беспомощно грудь Показалось, что много Я обманут моей унылой Это песня последней |
Мотив |
Пастернак |
Любить иных — тяжелый Весною слышен шорох снов Легко проснуться и |
Природа |
Тема поэта и
поэзии
1.
Державин
«Памятник»
2.
Пушкин
«Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»
3.
Лермонтов
«Пророк», «Поэт»(«Отделкой золотой блистает мой кинжал…»)
4.
Тютчев
«Нам не дано предугадать…»
5.
Фет
«Одним толчком согнать ладью живую»
6.
Некрасов
«Вчерашний день, часу в шестом…», «Поэт и Гражданин», «Элегия»
7.
Блок
«О, я хочу безумно жить»
8.
Маяковский
«Юбилейное», «Необычайное приключение…», «А вы могли бы?»
9.
Есенин
«Пушкину», «Я последний поэт деревни»
10.
Цветаева
«Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Моим стихам, написанным так
рано…»
11.
Ахматова
«Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…»
12.
Твардовский
«Вся суть в одном единственном завете…»
13.
Пастернак
«Февраль. Достать чернил и плакать…», «Определение поэзии», «Во всем мне
хочется дойти до самой сути», «Быть знаменитым некрасиво»
Автор. |
текст |
Мотивы, |
Пушкин |
И бога |
Боговдохновенность |
«Я |
И долго буду тем любезен я Веленью божию, о муза, будь |
Мотив |
Лермонтов |
С тех пор как вечный судия Провозглашать я стал любви Смотрите ж, дети, на него: |
Утрата |
«Поэт» |
В наш век изнеженный не так Бывало, мерный звук твоих Твой стих, как божий дух, Но скучен нам простой и Проснешься ль ты опять, |
Истинное Утрата Утрата |
Фет |
Одним толчком согнать ладью Тоскливый сон прервать Шепнуть о том, пред чем |
Уникальность |
Некрасов |
Вчерашний день, часу в Ни звука из ее груди, |
Гражданское |
«Поэт |
А ты, поэт! избранник неба, Иди в огонь за честь отчизны, Будь гражданин! служа искусству, |
Гражданское |
«Элегия» |
Я лиру посвятил народу своему. Кому посвящены мечтания поэта, |
Непонимание |
Блок |
О, я хочу безумно жить: Пусть душит жизни сон Простим угрюмство — разве |
Активная |
Маяковский |
Я сразу смазал карту будня, |
Преобразующая |
«Есенин» |
Я последний поэт деревни, Догорит золотистым пламенем |
Мотив |
Цветаева |
Моим стихам, написанным так Ворвавшимся, как маленькие Разбросанным в пыли по |
Осознание |
Ахматова |
Мне голос был. Он звал Я кровь от рук твоих отмою, Но равнодушно и спокойно |
Художник |
«Мне |
Мне ни к чему одические Когда б вы знали, из какого Сердитый окрик, дегтя запах |
Истоки |
Пастернак |
Во всем мне хочется дойти До сущности протекших дней, … |
Постижение |
«Быть |
Быть знаменитым некрасиво. Цель творчества — самоотдача, Но надо жить без самозванства, И должен ни единой долькой |
Мотив |
Человек
и природа
1.
Пушкин
«Зимняя дорога», «Зимнее утро», «На холмах Грузии…», «Туча»
2.
Лермонтов
«Выхожу один я на дорогу», «Когда волнуется желтеющая нива…»,
3.
Тютчев
«Певучесть есть в морских волнах…», «Не то, что мните вы, природа…», «Есть в
осени первоначальной»,
4.
Фет
«Это утро, радость эта…», «Учись у них, у дуба, у березы», «Шепот, робкое
дыханье…»
5.
Есенин
«Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Край ты мой заброшенный…»
6.
Ахматова
«Перед весной бывают дни такие…»
7.
Пастернак
«Снег идет»
8.
Жуковский
«Море»
Автор.название |
текст |
Мотивы, |
Жуковский |
Безмолвное |
Образ моря |
Пушкин |
Вечор, ты помнишь, вьюга Под голубыми небесами |
Зима. Создает волшебную картину ясного зимнего Перемены в природе. Связь природы и человека. |
«Туча» |
Последняя туча рассеянной Ты небо недавно кругом Довольно, сокройся! Пора |
прием олицетворения, обращаясь к туче, как к Символ преодоления жизненных невзгод, |
Лермонтов |
Выхожу один я на дорогу; В небесах торжественно и Уж не жду от жизни ничего Но не тем холодным сном Чтоб всю ночь, весь день |
Созерцание природы и звездного неба Лирический герой хотел бы сохраниться в |
«Когда |
Когда волнуется желтеющая Когда росой обрызганный Когда студеный ключ играет Тогда смиряется души моей |
Лето Удивительно точное описание природных звуков |
Тютчев |
Певучесть есть в морских Невозмутимый строй во всем, Откуда, как разлад возник? |
Образ моря. Попытка постичь тайну бытия. Человек и На первый взгляд, «в стихийных спорах» нет |
Люблю |
Люблю грозу в начале мая, Гремят раскаты молодые, С горы бежит поток проворный, Ты скажешь: ветреная Геба, |
Весна Мотив слияния человека с природой. Восхищение |
«Есть |
Есть в осени первоначальной Где бодрый серп гулял и Пустеет воздух, птиц не |
Осень ощущение умиротворения, объединившего природу |
Фет.»Учись |
Учись у них — у дуба, у Все злей метель и с каждою Но верь весне. Ее промчится |
Зима. тесная связь человека с природным миром. Нельзя падать духом под ударами судьбы. |
«Шепот, |
Шепот, робкое дыханье, Свет ночной, ночные тени, В дымных тучках пурпур |
Летняя ночь. «Человеческие» понятия («дыханье», |
Ахматова « |
Перед весной бывают дни такие: |
Пограничное природа как бы замирает перед своим Связи человека с природой. Обновление души. |
Философская
лирика (смысл жизни, быстротечность бытия, трагизм существования, одиночество,
духовный мир человека и др.)
1.
Пушкин
«Элегия». «Вновь я посетил»
2.
Лермонтов
«Молитва», «Выхожу один я на дорогу…»
3.
Тютчев
«Silentium!», «Чему бы жизнь
нас не учила…», «Певучесть есть в морских волнах…»
4.
Фет
«Учись у них – у дуба , у березы…»
5.
Блок
«О, я хочу безумно жить…», «Ночь, улица, фонарь, аптека…»
6.
Есенин
«Не жалею, не зову, не плачу…»
7.
Ахматова
«Приморский сонет»
8.
Пастернак
«Быть знаменитым некрасиво», «Во всем мне хочется дойти до самой сути…»
Автор, |
текст |
Мотивы, |
Державин |
Река времен в своем стремленьи Уносит все дела людей И Народы, А Чрез То И |
Мотив |
Пушкин |
Безумных лет угасшее Но не хочу, о други, |
Мотив Идеал |
«Вновь |
Здравствуй, племя |
Мотив |
«Пора, |
Пора, мой друг, пора! покоя сердца просит – Летят за днями дни, и каждый час уносит Частичку бытия, а мы с тобой вдвоём Предполагаем жить, и глядь — как раз — умрем. На свете счастья нет, но есть покой и воля. Давно завидная мечтается мне доля – Давно, усталый раб, замыслил я побег В обитель дальную трудов и чистых нег. |
Мотив |
Лермонтов |
В минуту жизни трудную Есть сила благодатная С души как бремя скатится, |
Поиск |
«Парус» |
Белеет парус одинокой Играют волны — ветер Под ним струя светлей |
Мотив Мотив |
«Выхожу |
Выхожу один я на дорогу; В небесах торжественно и Уж не жду от жизни ничего Но не тем холодным сном Чтоб всю ночь, весь день |
Мотив |
Тютчев |
Молчи, скрывайся и таи Как сердцу высказать себя? Лишь жить в себе самом умей |
Мотив |
Певучесть |
Певучесть есть в морских Невозмутимый строй во всем, Откуда, как разлад возник? |
Разлад |
Фет |
Учись у них — у дуба, у Все злей метель и с каждою Но верь весне. Ее промчится |
Связь |
Блок |
Ночь, улица, фонарь, Умрешь — начнешь опять |
Мотив |
«О, |
О, я хочу безумно жить: Пусть душит жизни сон Простим угрюмство — разве это |
Мотив Одухотворенность |
Есенин |
Не жалею, не зову, не Ты теперь не так уж будешь Дух бродяжий! ты все реже, Я теперь скупее стал в Все мы, все мы в этом мире |
Мотив |
Ахматова |
Здесь все меня переживет, И голос вечности зовет И кажется такой нетрудной, Там средь стволов еще |
Мотив |
Пастернак |
Во всем мне хочется дойти До сущности протекших дней, Всё время схватывая нить |
Стремление |
Тема родины
1.
Лермонтов
«Родина», «Прощай, немыта Россия»
2.
Тютчев
«Умом Россию не понять»,
3.
Блок
«Россия» «На поле Куликовом», «Русь»,
4.
Есенин
«Шаганэ ты моя, Шаганэ..», «Гой ты, Русь моя родная!», «Низкий дом с голубыми
ставнями…», «Русь Советская»
5.
Цветаева
«Тоска по родине! Давно…», «Стихи о Москве»
6.
Ахматова
«Родная земля». «Мне голос был…»
Автор, |
текст |
Мотивы, |
Лермонтов |
Люблю отчизну я, но Но я люблю — за что, не |
Противопоставление |
«Прощай, |
Прощай, немытая Россия, Быть может, за стеной |
Критическое Гневные, |
Тютчев |
Умом Россию не понять, |
Признание |
Блок |
Опять, как в годы золотые, Россия, нищая Россия, Тебя жалеть я не умею Пускай заманит и обманет,- Ну что ж? Одной заботой И невозможное возможно, |
Любовь |
«На |
О, Русь моя! Жена моя! До И вечный бой! Покой нам |
Осознание |
«Русь» |
Ты и во сне необычайна. |
Таинственность, |
Есенин |
Шаганэ ты моя, Шаганэ! Потому, что я с севера, что Про волнистую рожь при луне . |
Тоска |
«Гой |
Гой ты, Русь, моя родная, Побегу по мятой стежке Если крикнет рать святая: |
Любовь |
«Русь |
Я вновь вернулся в край Ах, родина, какой я стал С горы идет крестьянский Вот так страна! |
Мотив |
Цветаева |
Тоска по родине! Давно Быть, по каким камням домой Не обольщусь и языком Всяк дом мне чужд, всяк |
Отрицание |
Ахматова |
В заветных ладанках не носим на груди, |
Суровая |
«Мне |
Мне голос был. Он звал Я кровь от рук твоих отмою, Но равнодушно и спокойно |
Преданность |
Тема
Войны
Автор. |
текст |
Мотивы, |
Лермонтов |
Да, были люди в наше время, Мы долго молча отступали, И молвил он, сверкнув очами: |
Мужество |
Некрасов |
Внимая ужасам войны, |
Тема Тема |
Окуджава |
Вы слышите, грохочет барабан, А где же наше мужество, солдат, А где же наши женщины, дружок, А мы рукой на прошлое — вранье! И снова переулком — сапоги, |
Мотив |
До |
Ах, война, что ж ты сделала, Ах, война, что ж |
Трагическая |
Высоцкий |
Почему всё не так? Вроде всё как Мне теперь не понять, кто же прав Он молчал невпопад То, что пусто теперь, — не про Нынче вырвалось — будто из плена Наши мёртвые нас не оставят Нам и места |
Тема |
Твардовский |
Я знаю, никакой моей вины |
Тема |
Самойлов |
Сороковые, роковые, Гудят накатанные рельсы. А это я на полустанке Да, это я на белом свете, И я с девчонкой балагурю, Как это было! Как совпало — Сороковые, роковые, |
Обобщенный |
Ахматова |
Мы знаем, что ныне лежит на Не страшно под пулями Свободным и чистым тебя |
Судьба Тема |
Семен Когда на смерть идут,- поют |
Когда на смерть идут,- поют, |
Трагизм |
Сурков |
Бьется в Про тебя Ты Пой, |
Война Спасительная |
К. |
Жди Жди Жди |
Монолог-заклинание. Рефрен Мотив |
о
Москве и Петербурге
1. Лермонтов «Москва,
Москва! Люблю тебя, как сын…» «Бородино»
2. Пушкин. «Евгений
Онегин» (Как часто в горестной разлуке…»)
3. Некрасов
«Вчерашний день, часу в шестом, зашел я на Сенную…»
4. Цветаева «Стихи о
Москве»
5. Ахматова «Стихи о
Петербурге»
6. Мандельштам «Я
вернулся в мой город…»
Тема любви 1. Пушкин«
Мотив: воспоминания; мотив возрождения, пробуждения души
С давно забытым упоеньем Смотрю на милые черты…
Возвращенье любви и участья…
Кроме любви твоей, мне нету моря, а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых
Переменчивой, злой судьбой».
Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли,
Воспламенял бойца для битвы,
Чужое вмиг почувствовать своим,
Но я ему служил — и сердцем я спокоен…
Догорит золотистым пламенем Из телесного воска свеча,
Не осквернялся скорбный дух.
Но надо жить без самозванства,
Прозрачный лес один чернеет,
Когда волнуется желтеющая нива,
Эти строки отсылают нас к афоризму
Фет.»Учись у них, у дуба, у березы»
Есенин «Не жалею, не зову, не плачу…» 2
Услышит ваш приветный шум, когда,
И не от счастия бежит! Под ним струя светлей лазури,
Безмолвно, как звезды в ночи,-
Они стоят, молчат; молчи и ты!
Не заманит шляться босиком. Дух бродяжий! ты все реже, реже
В сердечной смуте. До сущности протекших дней,
И на холме средь желтой нивы
Как слезы первые любви! Тебя жалеть я не умею
И мнет ковыль… Осознание тесной связи своей судьбы с судьбой родины
Только синь сосет глаза. Побегу по мятой стежке
Цветаева «Тоска по родине…» Тоска по родине!
И мы мелем, и месим, и крошим
Ворчали старики: «Что ж мы? на зимние квартиры?
А прошлое ясней, ясней, ясней.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Он молчал невпопад и не в такт подпевал,
Речь не о том, но все же, все же, все же…
А мы такие молодые! Обобщенный образ военного поколения
Разрыв — и лейтенант хрипит.
Пой, гармоника, вьюге назло,
К. Симонов «Жди меня»
Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word
1
Задания Д11 C4 № 629
В каких произведениях русских поэтов отображена духовная связь человека и природы и как эти произведения соотносятся с лермонтовским стихотворением?
Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.
Когда волнуется желтеющая нива
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;
Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;
Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он, —
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога…
M. Ю. Лермонтов, 1837
1
Как и любое произведение, стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива» имеет определённое построение — _______. Фрагмент стихотворного текста из нескольких строк, объединенных ритмически и рифмой, составляющих единое целое, называют _____.
2
Как называется образное определение, служащее средством художественной выразительности («ландыш серебристый», «таинственную сагу» и т. п.)?
3
Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств, использованных в тексте стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) олицетворение
2) анафора
3) гротеск
4) сравнение
5) эпитет
4
Выберите ОДНО из заданий (10.1 или 10.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5−10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературы.
10.1. Каким предстает внутренний мир лирического героя стихотворения Лермонтова?
10.2. Какую роль в стихотворении М. Ю. Лермонтова играют эпитеты?
5
Назовите произведение отечественной поэзии (с указанием автора), в котором отображена тема духовной связи человека и природы. В чём сходно (или различно) изображение данной темы в этом произведении и в стихотворении Лермонтова?
6
Задания Д8 № 625
Укажите размер, которым написано лермонтовское стихотворение (без указания количества стоп).
7
Задания Д10 C3 № 628
Каким предстает внутренний мир лирического героя стихотворения Лермонтова?
2
Задания Д11 C4 № 697
В чем особенность изображения чувств человека в лирике Ф. И. Тютчева и каких русских поэтов можно назвать его последователями?
Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.
Я встретил вас — и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое —
И сердцу стало так тепло…
Как поздней осенью порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас, —
Так, весь обвеян дуновеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты…
Как после вековой разлуки,
Гляжу на вас, как бы во сне, —
И вот — слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне…
Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь, —
И то же в вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!..
Ф. И. Тютчев, 1870
1
Лирика — это _____ литературы, в котором действительность отражается путем передачи глубоких, задушевных мыслей и чувств автора. В стихотворении Ф. И. Тютчева в раздумьях _____ героя нетрудно угадать переживания самого поэта.
2
Вторая и третья строфы стихотворения построены на сопоставлении картин природы и состояния человека. Как в литературоведении называется этот прием?
3
Из приведенного ниже перечня выберите все названия художественных средств и приемов, использованных поэтом в четвертой и пятой строфах данного стихотворения (цифры укажите в порядке возрастания).
1) оксюморон
2) сравнение
3) анафора
4) литота
5) эпифора
4
Выберите ОДНО из заданий (10.1 или 10.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5−10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературы.
10.1. В чем особенность изображения чувств человека в лирике Ф. И. Тютчева?
10.2. Как различные поэтические приемы помогают автору передать чувства, охватившие лирического героя?
5
Назовите произведение отечественной лирики (с указанием автора), в котором звучит мотив ушедшей любви. В чём сходно (или различно) изображение данной темы в этом произведении и в стихотворении Ф. И. Тютчева?
6
Задания Д8 № 693
Определите размер, которым написано стихотворение (без указания количества стоп).
7
Задания Д10 C3 № 696
Как различные поэтические приемы помогают автору передать чувства, охватившие лирического героя?
3
Задания Д11 C4 № 759
Каковы особенности изображения природы в лирике Ф. И. Тютчева и лирика кого из предшествующих и последующих поэтов близка Тютчеву?
Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все — простор везде, —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь —
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…
Ф. И. Тютчев, 1857
1
Лирика — это _____ литературы, в котором действительность отражается путем передачи глубоких, задушевных мыслей и чувств автора. В стихотворении Ф. И. Тютчева в раздумьях _____ героя нетрудно угадать переживания самого поэта.
2
Как называется разновидность лирики, в основе которой изображение картин природы?
3
Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в третьей строфе данного стихотворения (цифры укажите в порядке возрастания).
1) инверсия
2) анафора
3) метафора
4) эпитет
5) звукопись
4
Выберите ОДНО из заданий (10.1 или 10.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5−10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературы.
10.1. Можно ли приведенное стихотворение отнести к философской лирике? Обоснуйте свою точку зрения.
10.2. Какую роль в стихотворении Ф. И. Тютчева играют эпитеты?
5
Назовите произведение отечественной поэзии (с указанием автора), которое посвящено теме природы. В чём сходно (или различно) звучание темы природы в выбранном произведении и в приведённом стихотворении Ф. И. Тютчева?
6
Задания Д8 № 755
В первых двух строках стихотворения использован непрямой порядок слов. Как называется такой прием?
7
Задания Д10 C3 № 758
Можно ли приведенное стихотворение отнести к философской лирике? Обоснуйте свою точку зрения.
4
Задания Д11 C4 № 776
В чем особенности поэтического решения темы любви Фетом и в каких стихотворениях русских поэтов встречаются те же особенности?
Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.
Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна — любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь.
Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
А. А. Фет, 1877
1
Описанная А. Фетом сцена свидания овеяна тайной и роковой неопределённостью. Используемые поэтом _______: «луной был полон сад», «струны в нем дрожали» — создают подтекст разыгрывающейся драмы: что-то случилось или случится. В третьей строфе стихотворения создаётся ощущение быстрой сменяемости событий из-за того, что каждая её строка начинается одинаково — поэт использует _____.
2
Назовите художественный прием, использованный Фетом во второй и четвертой строфах для выражения состояния лирического героя.
3
Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в третьей строфе данного стихотворения (цифры укажите в порядке возрастания).
1) гипербола
2) анафора
3) олицетворение
4) эпитет
5) звукопись
4
Выберите ОДНО из заданий (10.1 или 10.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5−10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературы.
10.1. В чем особенности поэтического решения темы любви Фетом?
10.2. Как различные поэтические приемы помогают автору передать ведущее настроение стихотворения?
5
Назовите произведение отечественной поэзии (с указанием автора), которое посвящено теме любви. В чём сходно (или различно) звучание темы любви в выбранном произведении и в приведённом стихотворении А. А. Фета?
6
Задания Д8 № 772
Определите размер, которым написано стихотворение.
7
Задания Д10 C3 № 775
Как различные поэтические приемы помогают автору передать ведущее настроение стихотворения?
5
Задания Д11 C4 № 827
В чем своеобразие лирического героя Лермонтова и кого из русских поэтов можно назвать его творческим преемником?
Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданий.
Куска лишь хлеба он просил,
И взгляд являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою.
М. Ю. Лермонтов, 1830
1
Стихотворение М. Ю. Лермонтова состоит из двух смысловых частей, но из трёх ________, две из которых объединены рассказом о нищем, а третья передаёт переживания самого ______ героя. В этом особенность композиции стихотворения.
2
В стихотворении поэт сопоставляет образ нищего и отвергнутого возлюбленного. Как называется такой прием?
3
Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в первой-второй строфах данного стихотворения (цифры укажите в порядке возрастания).
1) старославянизмы
2) метафора
3) олицетворение
4) эпитет
5) анафора
4
Выберите ОДНО из заданий (10.1 или 10.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5−10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературы.
10.1. Какой смысл привносит в название стихотворения М. Ю. Лермонтова «Нищий» последняя строфа?
10.2. Как композиция стихотворения и изобразительные средства помогают автору выразить главную поэтическую мысль?
5
Назовите произведение отечественной лирики (с указанием автора), в котором звучит тема, близкая стихотворению М. Ю. Лермонтова «Нищий»? Обоснуйте свой выбор и проведите сопоставление.
6
Задания Д8 № 823
Определите размер, которым написано стихотворение.
7
Задания Д10 C3 № 826
Как композиция стихотворения и изобразительные средства помогают автору выразить главную поэтическую мысль?
Пройти тестирование по этим заданиям