1. Объект и предмет социологии права.
2. Социальная сущность, источники и функции права.
3. Социальные субъекты и институты права
I.
Любое
общество
может быть определено как
система взаимодействий между его
членами,
неизбежно приводящей к появлению
определенно сформулированных общих
норм, правил осуществления таких
взаимодействий. Однажды сложившись в
реальной жизни, эти правила могут
претерпеть изменения в соответствии с
доминирующими интересами, получить
поддержку, вызвать противодействия и
т.д. Не существует общества без системы
социальных взаимодействий, не существует
взаимодействий без нормативного порядка,
не бывает нормативного порядка, не
обеспечиваемого силой власти.
В
современной юридической социологии и
социологии права имеются
разные т.зр. на объект
и на предмет
данной
отрасли социологического знания.
Различия между ними
проистекают из разного понимания природы
этой науки.
По |
При
всей обоснованности перечисленных
подходов убедительной
представляется т.зр., согласно которой
социология
права
— это
отрасль преимущественно социологического
знания,
которое по своему объекту и предмету
отличается как от философии
права, так и от общей теории права.
Ее методологическую основу
составляет философия права, а в отношении
общей теории права
как отрасли юридического знания
социология права выступает
в качестве социальной методологии.
Объектом
данной научной отрасли знания является
правовая
подсистема
общества в собственном смысле слова.
Речь идет о таком сегменте
общественной системы, который сосуществует
наряду с экономической, социальной,
политической и др. подсистемами.
Содержание
этой подсистемы составляют человеческие,
институциональные,
процессуально-нормативные,
духовные и др. элементы.
Объектом изучения правовой социологии
выступают как правовая подсистема
общества в целом, так и составляющие ее
содержание все основные компоненты без
исключения.
Объектом
социологии
права
являются:
1) |
2) |
3) |
4) |
5) |
6) |
Предметом
исследования
социологии
права
являются
общественные
отношения, складывающиеся при формировании
правовых актов, т.е. при подготовке
перевода социальных отношений на язык
юридических норм, а также и при реализации
правовых предписаний в социальном
поведении отдельной личности и социальных
образований.
Предмет
социологии и предмет правоведения не
только соприкасаются, но и частично
совпадают; вместе с тем каждый имеет
свою специфику. Правовую науку в первую
очередь интересует правовая форма
соответствующего общественного
отношения, содержание прав и обязанностей
его субъектов. Социология же на любом
уровне всегда выясняет социальный
генезис, место и функции того или иного
общественного явления. Юридическая
наука изучает нормы права и правовые
отношения, а социология — фактические
общественные отношения.
Социологические
исследования в праве имеют своим
предметом общественные отношения в
сфере создания и функционирования
правовой системы, ее институтов и норм;
они направлены на изучение социальной
обусловленности и социальной эффективности
права и анализируют взаимосвязь между
правовыми нормами, правовыми отношениями
и фактическими общественными отношениями.
Такой
подход к пониманию предмета социологии
права позволяет
избежать как юридизации, так и увлечения
социологическим эмпиризмом.
В нем органично сочетаются теоретический
и прикладной аспекты социологического
анализа правовой системы. На основе
такого подхода можно предложить следующее
определение предмета социологии права:
СОЦИОЛОГИЯ
Впервые |
Т.о.,
предмет социологии права содержит в
себе достоверные,
верифицируемые и эвристические знания
не только о специфике права как комплексном
социальном образовании, но и обо
всей правовой системе общества в
контексте всех компонентов ее содержания,
включая закономерности ее взаимодействия
с такими
рядоположными ей подсистемами общества,
как экономическая, политическая
и др.
Необходимо
сказать несколько слов об отношении
социологии права к др. дисциплинам,
изучающим тот же объект, прежде всего
— к философии
права.
Философское обоснование права опирается
на понятие естественного
права,
которое не основывается на понятии
долга.
Естественное право определяет, в каких
условиях один человек может быть равен
другому, в чем заключается свобода людей
и что представляют собой отношения
между людьми, основанные на справедливости.
Естественное право соотносится скорее
с желательным, чем с должным.
Естественное
право
опирается
на гуманистические идеалы: понятия
свободы, справедливости.
С этим связаны недостатки
философского обоснования права.
Во-1-х, |
Во-2-х, |
В
отличие от философии права, социология
права
не ограничивается умозрительным,
рациональным подходом и широко опирается
на собственно социологические методы
исследования: опросы,
интервью, тесты, эксперименты, наблюдение.
Это позволяет получать более объективные
сведения о том, насколько эффективно
действие норм права, как население
оценивает правовые нормы — как в целом,
так и в частных случаях, как протекает
правовая социализация и т.д.
Социология
права исходит из взаимодействия между
индивидами и социальными группами. С
т.зр. социологии права, правовые
нормы
создаются
в рамках взаимодействия между людьми
и лишь впоследствии закрепляются
законодательно.
Другими словами, процесс
правообразования
представляет
собой стихийное формирование, а затем
и признание правоотношений, в которые
вступают индивиды и которые признаются
всеми как правильные и приемлемые.
II.
ПРАВОВАЯ Цель |
В
приведенном определении обращает на
себя внимание то, что правовые нормы
как субстанциональный компонент всей
подсистемы
рассматриваются в органической связи
с всеобщей и равной мерой
свободы, справедливости и формального
равенства людей в
обществе. Это позволяет говорить об
относительной
самостоятельности правовой
системы общества, которая не сводится
к юридической или нормативной подсистемам.
С
социологической т.зр., элементами
правовой системы
выступают
-
нормативные
компоненты (юридические и социальные
нормы)
— главенствующие, социальные
субъекты,
производители или носители
правовых норм (народ,
политическое сообщество законодателей
всех уровней, глава государства,
сообщество судей и юристов-профессионалов
и др.), -
социально-правовые
процессы
(правообразование,
нормотворчество,
правоприменение
и др.), -
социально-правовые
институты
(парламент,
суд, правоохранительные органы
и др.), -
духовно-правовые
феномены
(правовые
ценности, правовые
интересы и потребности, правовые
установки, идеи, доктрины
и др.).
И
социология
рассматривает
право как самостоятельную подсистему
общества, выступающую в единстве
составляющих ее содержание
субстанциональных, человеческих,
процессуальных, институциональных и
духовных компонентов.
ПРАВО |
Эти
нормы являются общеобязательными, т.е.
действительны для любого члена общества.
Они создаются с участием государства,
которое в дальнейшем обеспечивает их
выполнение.
Право
— общественное явление, имеющее
исключительное значение для
жизнедеятельности общества. Оно изучается
представителями разных наук и получает
разное истолкование. Это выражается в
том, что существуют различные подходы
к пониманию права.
Философский
подход к пониманию права
выражается в
изучении и оценке норм позитивного
права с позиций естественного права.
Исходным
понятием
в этом случае является общественный
идеал.
Согласно данному подходу любая норма
позитивного права, нормативно-правовой
акт могут быть оценены с позиций идеалов
равенства, справедливости, свободы,
гуманизма и др.
Несмотря
на все свои достоинства философский
подход
к пониманию права обладает некоторым
недостатками:
а) |
б) |
Нормативистский
подход к пониманию права
находит
выражение
в
максимальной регламентации общественной
жизни.
В этом случае в качестве исходного
понятия выступает норма права. Благодаря
их соблюдению общество сохраняет
стабильность и способность к развитию.
Преимущества подобного понимания права
очевидны, и сторонники этого подхода
считают его единственно возможным. Тем
не менее, можно назвать и его недостатки:
а) |
б) |
Социологический
подход к пониманию права
исходит из
понятия правоотношения
— разновидности социальных отношений.
С т.зр. социологии право создается
населением, а потом уже оформляется
законодателем.
В
основе социологического подхода лежит
внимание к фактическому
праву,
т.е. к тому, как люди поступают, к тому,
что в самом общем случае только может
быть закреплено, но не всегда закреплено
в законе. С т.зр. социологии право
опирается
на обстоятельства жизни людей.
Люди, не спрашивая ни у кого разрешения,
пытаются по-своему разрешать проблемы
и удовлетворять потребности: вступают
в пробные браки, торгуют продукцией с
приусадебных участков, занимаются
самогоноварением, работают в качестве
«шабашников» и др. В этих случаях нормы
писаного права нарушаются, однако
подобная деятельность отражает
фактическое право.
Выделяют
субъективное
и объективное
право,
которые являются разными сторонами
одного и того же явления.
Объективное
Под |
Объективное
право — это норма сама по себе, взятая
отдельно от ее реализации. Объективное
право обладает рядом признаков:
• право |
• право |
• право |
Сказанное
о социологическом понимании специфики
права и правовой
системы общества позволяет перейти к
рассмотрению источников
права.
Первой |
Вторая |
Третья |
Имеются
и другие философские подходы к пониманию
источников
права. Социология учитывает эти
концептуальные положения
и исходит из приоритета преимущественно
социальных
источников,
признавая существенную роль
формально-юридических.
СОЦИАЛЬНЫМИ |
Формально-юридическими |
Среди |
Другим |
Все
разновидности социально-правовых и
юридических норм исполняют в современном
обществе определенные социальные
функции
2-х
типов:
1) общие и универсальные для всех
институтов, 2) внутренние,
или специализированные, отличающие
правовые институты от всех
других.
К
первому типу, т.е. общих
функций,
обычно относят следующие функции
институтов:
• установление |
• регулятивная, |
• интегративная, |
• обеспечение |
• предупреждение, |
Наряду
с названными уместно выделить
специализированные
функции:
• правовая |
• охранительная, |
• контрольная, |
• правовая |
И
ногда
выделяют управленческую функцию права
и правовых институтов.
Однако при внимательном анализе можно
убедиться, что ее содержание заложено
в других функциях, например в регулятивной,
интегративной, охранительной и
контрольной. По этой причине
если и имеет смысл выделять управленческую
функцию, то
только в качестве суммарного итога
четырех названных.
III.
Ключевыми
компонентами правовой системы общества
выступают
юридические и социальные нормы, социальные
субъекты-носители
права, правовые институты, социально-правовые
процессы
и духовно-правовые компоненты. Теперь
обратимся к анализу специфики
и градации основных социальных субъектов
и институтов
права.
С
т.зр. социологии правомерно говорить
об упорядоченной
совокупности социальных субъектов
права. Они располагаются в определенной
логической последовательности. Критериями
их
взаиморасположения служат исторический
опыт их участия в нормотворчестве
и правоприменительной деятельности, а
также их социальные
параметры, включая численность и ресурсы
влияния на
правовую подсистему общества.
Как
следует из сказанного, к социальным
субъектам права относятся
не все социальные популяции людей малой,
средней и большой
численности, а те их них, которые наделены
способностью и возможностью
продуцировать и транслировать социальные
и юридические
нормы, а также реально участвовать в
осуществлении правоприменения
в обществе.
С |
Итак,
система
социальных
субъектов права может быть охарактектиризована
следующим образом.
|
|
|
|
5. |
Как
видим, перечисленные субъекты права в
разной степени осуществляют
продуцирование, распространение и
применение самых
различных юридических и социальных
норм. При этом в деятельности
некоторых из них (например, бюрократии)
подчас в
большей степени преобладает
правоприменительный аспект, а
нормотворчество
ограничивается производством
административных
установлений. Но в реальной жизни эти
субъекты права — производители
правовых установлений, регулирующих и
упорядочивающих
общественные процессы.
Существуют
некоторые другие социальные субъекты,
в той или иной
мере участвующие в продуцировании
правовых норм, например,
социально-профессиональная группа
сотрудников правоохранительных органов
— прокуратуры, юстиции, внутренних дел,
государственной безопасности и других
силовых ведомств государства.
Основная функция служащих этих институтов,
являющихся
государственными служащими, — не столько
нормотворчество сколько
надзор за применением законов (прокуратура,
органы юстиции) или правоохранительная
деятельность (органы внутренних дел,
госбезопасности и др.). На деятельности
правоприменительных
органов более подробно мы остановимся
при освещении системы
социально-правовых институтов, ибо
большинство из них занимается
не столько нормотворчеством, сколько
правоприменением.
Итак,
наряду с социальными субъектами права
активную роль в
правовой системе общества играют
социально-правовые институты. Последние
выступают в качестве разновидности
социальных институтов
общества. По этой причине перед освещением
собственно
системы правовых институтов следует
сначала кратко охарактеризовать
специфику и функции социальных институтов.
С
учетом специфики социального института
его структура складывается
из следующих элементов:
• цели |
|
|
|
Правовые
институты можно отнести к полифункциональным,
регулятивным
и интегративным институтам общества,
ибо они исполняют несколько существенно
важных функций, среди которых, как
отмечалось выше, доминируют и преобладают
регулятивная и
интегративная. Т.о., правовые институты
общества целесообразно
классифицировать на основании того,
какого рода правовые нормы они продуцируют,
практически применяют и какие
функции при этом исполняют.
Правовые
институты следует подразделять на две
категории:
государственные социально-правовые
институты, связанные с созданием
и осуществлением
норм, как политические, религиозные,
моральные,
социокультурные и многие др.
В
юридической социологии выделяют
следующие институты
права:
а) |
б) |
в) |
г) |
д) |
е) |
Рассмотрим
государственные
правовые институты
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
10. |
Перечисленные
государственные органы, общественно-политические
организации и институты гражданского
общества представляют
собой в современных условиях те основные
правовые институты, через которые
осуществляются нормотворчество и
правоприменение.
Одни из них одновременно выступают
институтами нормотворчества
и правоприменения, другие осуществляют
либо нормотворческую,
либо правоприменительную деятельность.
При этом правовые
нормы, создаваемые и применяемые ими,
могут быть как юридическими, так и
собственно социальными. Но в любом
случае как
нормотворчество, так и правоприменение
представляют собой особые
виды социальных процессов, которые
также изучает социология
права.
Минск: ТетраСистемс, — 3-е изд, — 2011. — 144 с.
ISBN: 978985-5Зб-2174.
Пособие представляет собой краткое изложение основных тем курса «Социология права». Цель издания помочь студенту систематизировать изученный материал, самостоятельно подготовиться к занятиям, зачету, экзамену. Материал книги дается в сжатом концентрированном виде, доступном изложении и отражает все основополагающие вопросы типовой программы.
Предназначено студентам и преподавателям высших учебных заведений.
В файле текст не распознан. Есть интерактивное оглавление (закладки).
Содержание
Предисловие
Введение
Социология права в системе социологического знания.
Социологическое знание как система.
Объект и предмет социологии права.
Структура и функции социологии права.
Социологи я права в системе обществоведения и правоведения
Социально-исторические, философские и историко-правовые предпосылки возникновения и развития социологии права.
Социально-исторические предпосылки возникновения социологии права.
Философские предпосылки возникновения социологи и права.
Историко-правовые предпосылки возникновения и развития социологии права.
Вопросы социологии права в работах классиков социологической мысли.
Социология О. Конта.
Социология Г. Спенсера.
Социально-психологическая концепция Г. Тарда.
Социологи я марксизма.
Социология Э. Дюркгейма
Социология М.Вебера (1864-1920 гг.)
Проблематика социологии права в трудах российских и советских ученых (XIX первая половина XX вв.)
Научно-теоретическая и практическая деятельность российских юристов-социологов в XIX — начале XX вв.
Формирование отечественной социологии права в советский период.
Современное состояние и перспективы развития социологии права.
Современное состояние социологии права.
Перспективы развития социального права.
Право как социальный институт.
Понятие, типы и функции социальных институтов.
Особенности права как социального института.
Социальная обусловленность права.
Механизм социального действия права. Взаимосвязь юридической нормы и социальной ситуации как основных элементов правореализации.
Общественное мнение и право.
Личность в системе правоотношений.
Понятие и сущность социализации личности.
Правовая социализация личности.
Социальный контроль и правовое поведение личности.
Отклоняющееся (девиантное) поведение.
Девиация как отклонение от социальной нормы.
Преступление как разновидность девиации и результат асоциальной деятельности.
Особенности личности правонарушителя.
Социология юридической организации.
Понятие и характерные черты юридической организации.
Социологический. аспект деятельности суда и правоохранительных органов.
Социальная эффективность юридических организаций.
Социальная динамика и ее правовое регулирование, право как инструмент сощ4атіьных изменений.
Основные характеристики социальной динамики.
Социальная эволюция и социальная революция.
Сущность и типология правовых конфликтов.
Проблемы общественного развития и правовое обеспечение социальной безопасности.
Правовые аспекты демографических проблем в современном белорусском обществе.
Проблемы экономического развития и право.
Вопросы социального неравенства, их решение средствам и права.
Социальные проблемы глобализационных процессов, их правовое регулирование.
Методология и методика социологических исследований в области права.
Понятие, структура и типы социологических исследований.
Методы сбора и анализа социологической информации.
Анализ социологической информации.
Вопросы для самоконтроля.
Литература.
ID товара
2228813
Год издания
2008
ISBN
978-985-470-679-5
Количество страниц
144
Размер
20x13x0.5
Тип обложки
Мягкий переплет
Тираж
2000
Вес, г
90
Пособие представляет собой краткое изложение основных тем курса «Социология права». Цель издания — помочь студенту систематизировать изученный материал, самостоятельно подготовиться к занятиям, зачету, экзамену. Материал книги дается в сжатом концентрированном виде, доступном изложении и отражает все основополагающие вопросы типовой программы.
.Предназначено студентам и преподавателям высших учебных заведений.
Пособие представляет собой краткое изложение основных тем курса «Социология права». Цель издания — помочь студенту систематизировать изученный материал, самостоятельно подготовиться к занятиям, зачету, экзамену. Материал книги дается в сжатом концентрированном виде, доступном изложении и отражает все основополагающие вопросы типовой программы.
.Предназначено студентам и преподавателям высших учебных заведений.
ТетраСистемс
На товар пока нет отзывов
Поделитесь своим мнением раньше всех
Как получить бонусы за отзыв о товаре
1
Сделайте заказ в интернет-магазине
2
Напишите развёрнутый отзыв от 300 символов только на то, что вы купили
3
Дождитесь, пока отзыв опубликуют.
Если он окажется среди первых десяти, вы получите 30 бонусов на Карту Любимого Покупателя. Можно писать
неограниченное количество отзывов к разным покупкам – мы начислим бонусы за каждый, опубликованный в
первой десятке.
Правила начисления бонусов
Если он окажется среди первых десяти, вы получите 30 бонусов на Карту Любимого Покупателя. Можно писать
неограниченное количество отзывов к разным покупкам – мы начислим бонусы за каждый, опубликованный в
первой десятке.
Правила начисления бонусов
Книга «Социология права: Ответы на экзаменац.вопросы» есть в наличии в интернет-магазине «Читай-город» по привлекательной цене.
Если вы находитесь в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону или любом
другом регионе России, вы можете оформить заказ на книгу
Светлана Лапина
«Социология права: Ответы на экзаменац.вопросы» и выбрать удобный способ его получения: самовывоз, доставка курьером или отправка
почтой. Чтобы покупать книги вам было ещё приятнее, мы регулярно проводим акции и конкурсы.
Тема № 1. Социология как наука. Предмет и функции социологии.
Вопрос 1. Специфика предмета и объекта социологии.
Объектом социологического познания является общество. Термин «социология» происходит от латинского «societas» — общество и греческого «logos» — учение, означая в буквальном переводе «учение об обществе». Человеческое общество — это уникальное явление. Оно является объектом многих наук (истории, философии, экономики, психологии, юриспруденции и др.), каждая из которых имеет свой ракурс изучения общества, т.е. свой предмет.
Предмет социологии — это социальная жизнь общества, т.е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей. Понятие «социальное» расшифровывается как относящееся к жизни людей в процессе их взаимоотношений. Жизнедеятельность людей реализуется в обществе в трех традиционных сферах (экономической, политической, духовной) и одной нетрадиционной — социальной. Три первые дают горизонтальное сечение общества, четвертая — вертикальное, подразумевающее деление по субъектам общественных отношений (этносам, семьям и др.). Эти элементы социального устройства в процессе их взаимодействия в традиционных сферах и составляют основу социальной жизни, которая во всем своем многообразии существует, воссоздается и изменяется лишь в деятельности людей.
Из обозначения объекта и предмета формируется определение социологии как науки. Его многочисленные варианты при разных формулировках имеют содержательную тождественность или близость. Социология определяется в разнообразных вариантах:
-
как научное изучение общества и общественных отношений (Нейл Смелзер, США);
-
как наука, изучающая практически все социальные процессы и явления (Энтони Гидденс, США);
-
как изучение явлений взаимодействия людей и явлений, вытекающих из этого взаимодействия (Питирим Сорокин, Россия — США);
-
как наука о социальных общностях, механизмах их становления, функционирования и развития и т.д. Разнообразие определений социологии отражает сложность и многогранность ее объекта и предмета.
Вопрос 2. Типы социологических теорий.
Структура социологии. В современной социологии сосуществуют три подхода к структуре данной науки.
Первый (содержательный) предполагает обязательность наличия трех основных взаимосвязанных компонентов: а) эмпирии, т.е. комплекса социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ реальных фактов социальной жизни с использованием специальной методики; б) теории — совокупности суждений, взглядов, моделей, гипотез, объясняющих процессы развития социальной системы в целом и ее элементов; в) методологии — системы принципов, лежащих в основе накопления, построения и применения социологического знания.
Второй подход (целевой). Фундаментальная социология (базовая, академическая) ориентирована на прирост знания и научный вклад в фундаментальные открытия. Она решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития. Прикладная социология ориентирована на практическую пользу. Это совокупность теоретических моделей, методов, процедур исследования, социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, нацеленных на достижение реального социального эффекта. Как правило, фундаментальная и прикладная социологии вбирают и эмпирию, и теорию, и методологию.
Третий подход (масштабный) делит науку на макро— и микросоциологию. Первая изучает крупномасштабные социальные явления (этносы, государства, социальные институты, группы и др.); вторая — сферы непосредственного социального взаимодействия (межличностные отношения, процессы общения в группах, сфера повседневной реальности).
В социологии выделяются также содержательно-структурные элементы разного уровня: общее социологическое знание; отраслевые социологии (экономическая, индустриальная, политическая, досуговая, управленческая и др.); самостоятельные социологические школы, направления, концепции, теории.
Социология изучает жизнь общества, познает тенденции его развития, прогнозирует будущее и корректирует настоящее как на макро-, так и микроуровнях. Изучая практически все сферы жизни общества, она нацеливает на координацию их развития.
Социология может и должна играть в обществе роль социального контролера, вмешиваясь в процесс развития техники, естественных и общественных наук. Она может указать пути из тупиков в общественном развитии, из кризисных ситуаций, может выбрать наиболее оптимальную модель дальнейшего развития.
Вопрос 3. Функции социологии.
Социология выполняет в обществе множество различных функций. Главные из них таковы:
-
теоретико-познавательная – дает новые знания об обществе, о социальных группах, об индивидах и закономерностях их поведения;
-
прикладная – предоставляет конкретную социологическую информацию для решения практических научных и социальных задач;
-
социального прогноза и контроля – предупреждает об отклонениях в развитии общества, прогнозирует и моделирует тенденции общественного развития;
-
гуманистическая функция — разрабатывает социальные идеалы, программы научно-технического, социально-экономического и социально-культурного развития общества
Тема № 2. Основные этапы развития социологической мысли.
Вопрос 1. О. Конт родоначальник социологии.
С древнейших времен людей волновали не только природные, но и социальные загадки и проблемы. Решать их пытались философы Древней Греции, мыслители Средневековья и Нового времени. Их суждения об обществе и человеке оказали значительное влияние на развитие социогуманитарного знания и способствовали выделению из него социологии в качестве самостоятельной науки.
Рождение социологии связывают, как правило, с именем французского ученого-естествоиспытателя Огюста Конта (1798 — 1857). Он первым поставил вопрос о создании науки об обществе, моделирующей себя по образцу естественных наук. Не случайно эта наука была названа им «социальной физикой». В 30-х годах Х1Х века О.Конт создает свой основной научный труд «Курс позитивной философии», где прозвучало новое название науки об обществе — социология. В учении О.Конта главнейшими были его идеи о применении научных методов в изучении общества и о практическом использовании науки в области социальных реформ.
ХIХ век именуют золотым веком классической социологии: шло формирование новых подходов к изучению общества — позитивизма (Конт, Спенсер) и марксизма (Маркс, Энгельс); разрабатывалась теоретическая наука, создавались первые научные школы и направления, рождалось отраслевое социологическое знание. Условно это время называют первым этапом развития социологии и датируют его 40-80-ми годами ХIХ столетия.
Вопрос 2. Э.Дюркгейм — разработчик понятия «социального факта».
Эволюция социологии с 90-х годов Х1Х века до 20-х годов ХХ века на так называемом втором этапе была связана с разработкой методов социологического мышления и становлением категориального аппарата. Профессионализация и институализация социологии, создание профильной периодики, рост числа новых научных школ свидетельствовали о вступлении науки в полосу своего расцвета. Но социология усложнялась содержательно и все более приобретала плюралистический характер. Позитивистская доктрина О.Конта и Г.Спенсера нашла свое развитие в трудах французского ученого Эмиля Дюркгейма (1858 — 1917) — автора функциональной теории, базирующейся на анализе функций социальных институтов. В эти же годы заявили о себе и представители антипозитивистского подхода к изучению общества — гуманитаризма. Сложилась школа социального действия германского социолога Макса Вебера (1864 -1920), явившегося основоположником «понимающей» социологии, которая, по его словам, понимает социальное действие и пытается причинно объяснить его течение и результаты. В развитии социологии это был период кризиса классической науки и поиска нового миросозерцания.
Несмотря на активную ревизию идей «отцов» социологии, в 20-60-е годы ХХ века в науке нарастала стабилизация. Началось бурное развитие эмпирической социологии, широкое распространение и совершенствование методов и техники конкретных социологических исследований. На первый план вышла социология США, пытавшаяся с помощью эмпирических исследований исправить «несовершенства» общества. Наиболее значительной теоретической концепцией данного этапа явился структурный функционализм социолога Толкотта Парсонса (1902 — 1979), позволивший представить общество как систему во всей ее целостности и противоречивости. Парсонс обогатил теоретические разработки Конта — Спенсера — Дюркгейма. Социология США была представлена и новыми теориями гуманитаристского толка. Последователь Вебера профессор Чарльз Райт Миллс (1916 — 1962) создал «новую социологию», положившую начало критической социологии и социологии действия в Штатах.
Вопрос 3. Материалистическое понимание истории в учении К. Маркса и Ф. Энгельса.
При изучении реального исторического процесса нужно руководствоваться некоторыми предпосылками, которые не могли быть придуманы из головы, а должны быть отвлечены из самого исторического процесса. В этом деле не могли помочь отвлеченные философские спекуляции, нужен был научный метод.
Должна была быть создана такая наука, которая опиралась бы на исторический процесс, на реальное познание соотношений между классами в этом историческом процессе, содержала бы в себе все основные категории исторического процесса, облегчая познание всемирной истории. Должна была быть создана такая наука, которая давала бы возможность изучения и познания того, что происходило в прошлом, что происходит в настоящем, тенденций, растущих в будущее. Эту задачу ставило своей целью разрешить и материалистическое понимание истории Маркса, получившее в последующем название — исторический материализм.
Исторический материализм является не чем иным, как попыткой приложить общенаучные методы к изучению исторических явлений. Такая наука была подготовлена всей предшествующей философской и исторической мыслью.
Существовало много попыток выработать социологию в отрыве от изучения всемирной истории. И все безуспешно, так как изучать настоящее без единства с прошлым невозможно, как и без выводов историков прошлого над своим временем.
Маркс, Энгельс, опираясь на выводы предшественников, дали остов теории исторического материализма, блестящие примеры ее приложения, но никто не имел из них еще возможности систематически изложить свои воззрения в этой области, дать курс теории исторического материализма, доступный каждому.
Маркс развивал теорию исторического материализма, или научное понимание истории, — что одно и то же, на основе данных современной ему науки, изучения опыта Великой Французской революции и революции 1848 года, опыта классовой борьбы пролетариата. Естественно, Маркс и Энгельс опирались на опыт той эпохи, к которой они принадлежали. Но та эпоха еще не проанализировала отдельные детали всемирной истории.
В последующем в развитие теории исторического материализма усилиями Энгельса, Ленина и их соратниками были привлечены новые факты мировой истории
Материалистическое понимание истории — очень сложное, всеобъемлющее миросозерцание. Оно начинается с философских предпосылок и заканчивается принципами социально-политической тактики. Оно, таким образом, обнимает собой и теорию и практику, теоретические принципы воли и действия общественного человека.
Вопрос 4. Основные направления русской социологии. (Л. Мечников, П. Лавров, Г.В. Плеханов, П. Сорокин).
Как и на Западе, социальная мысль в России изначально развивалась в русле социальной философии. Изменения общественных отношений, вызванные развитием капитализма, породили объективную необходимость возникновения различных социологических школ и направлений. Основные направления русской социологии: географическое, субъективистское, марксистское, неопозитивистское.
Географическое направление было представлено Л. И. Мечниковым, С. М. Соловьёвым, В. О. Ключевским. Так, Л. И. Мечников объяснял неравномерность общественного развития изменением значения одних и тех же географических условий, прежде всего водных ресурсов и путей сообщения, выделял три периода в истории цивилизации:
-
речной – со времени возникновения первых рабовладельческих государств в долинах Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы;
-
средиземноморский – от основания Карфагена;
-
океанический – после открытия Америки.
Усматривая критерий общественного прогресса в «нарастании общечеловеческой солидарности», Л.И. Мечников считал неизбежным переход человечества от деспотического правления к свободе.
Субъективистское направление возникло в конце 60-х гг. XIX века и существовало до начала XX века.Основоположником субъективной школы является
П.Л. Лавров (1828 – 1900 гг.). В изучении социологии он опирался на философию, историю и этику. Пытался найти истоки общественности в животном мире, понять специфику именно человеческого общества, проследить разные состояния социокультурной эволюции, начиная с первобытных форм и кончая цивилизованными формами, включающими великие цивилизации древнего мира, культуру античности, средневековья и нового времени. В этом отношении он был одним из пионеров генетической и исторической социологии. Его, как и Конта, волновал процесс «подготовления» мысли – космические, геологические, физико-химические, биологические и психологические линии эволюции, вплоть до «сопутствующих» мысли социальных процессов, ибо мысль и культурное неотделимы от социального, как личность неотделима от общества. «Ведущей силой социального прогресса, считал П.Л. Лавров, является личность с её критическим сознанием». Он рассматривал личность как создателя и носителя нравственного идеала и как силу, способную изменить общественные формы. Единственно возможной целью прогресса, по мнению П. Л. Лаврова, является достижение солидарности во всех сферах общественной жизни. Капиталистический строй разъедает солидарность людей. Только новое общество – социализм – в состоянии установить истинную солидарность всех трудящихся.
С этим файлом связано 1 файл(ов). Среди них: ответы к экзамену по социологии мо.docx.
Показать все связанные файлы
Подборка по базе: иностранный языкСИНЕРГИЯ ОТВЕТЫ — 1 семестр.docx, Задание 16 — ответы.docx, ээ ответы.docx, Вопросы к экзамену философия.docx, Микроэкономика ТУСУР 1 курс Ответы к тесту — скачать пример гото, ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ИСТОРИИ.doc, вопросы к экзамену 33 группа-2.docx, Инновационный менеджмент синергия ответы 1 семестр.pdf, МУ к семинарам по политич социологии.docx, вопросы к экзамену.docx
Ответы к экзамену по социологии
1 Предмет социологии.
Социология − наука о закономерностях становления, развития общества, социальных отношений и социальных общностей.
Соц.изучает специфические социальные законы и закономерности зарождения, формирования, развития социальных систем, механизмы действия этих законов и закономерностей, форм их проявления в жизнедеятельности людей.
Соц. изучает различные социальные системы и структуры, взаимодействия, взаимоотношения которые возникают в этих системах. Соц. раскрывает роль отдельных личностей в обществе и в отдельных соц. системах, анализирует процессы функционирования различных структур и систем, определяет роль сознания и сознательной деятельности личности.
Социолога интересуют следующие принципиальные вопросы:
•в каком направлении и каким образом общество влияют и определяют поведение людей;
•каким образом из опроса отдельных людей получить социальный портрет типичного представителя своей группы.
Объект социологии – соц. реальность, которая изучается специальными методами, чтобы повысить уровень стабильности общества. Предмет − это тот ракурс, под которым исследуется соц. реальность (под углом функционирующих ролей и статусов, групп и институтов, соц.отношений и типов культуры)
2 Структура социологического знания
Социологическое значение неоднородно и имеет свою достаточно сложную, многоуровневую структуру, обусловленную, прежде всего различием ресурсов и уровней изучения социальных явлений и процессов. Так, например, социология исследует эти явления и процессы и на уровне всего общества в целом, и на уровне более или менее широких социальных общностей и их взаимодействий, и на уровне личности, межличностных взаимодействий.
Основными уровнями социологического знания является
макро- и микросоциологический, теоретический и эмпирический, фундаментальный и прикладной. Они различаются, как минимум, по трем основаниям: широте охвата изучаемых явлений, ориентаций социологии, степени обобщения изучаемого материала. В связи с наличием противоречий и даже «пропасти» между основными уровнями была предпринята попытка преодоления разрыва между макро- и микросоциологическими уровнями в виде теории «среднего ранга» или «среднего уровня» (Р. Мертон). В соответствии с ней существуют три уровня социологического знания: широкие социологические теории, теории среднего ранга, малые рабочие гипотезы, возникающие в повседневных исследованиях.
-Теории «среднего ранга» выполняют роль связующего звена, между первым и третьим уровнями. социология выступает, во-первых, как наука, то есть как определенная система знаний, во-вторых, как определенный способ мышления, изучения людей, видения мира.
Социологическое знание, включает в себя системный анализ, общенаучные методы, количественные оценки, может рассматриваться как относительно точное и строгое. Но, поскольку объекты социологии − социальные общности − отличаются в своем поведении значительными флуктуациями, это знание не может быть столь же строгим и точным, как в естественных науках. она стремиться к объективности, которая определяется не только применяемыми методами исследования, но и рядом других факторов: непредубежденной и независимой позицией социолога, публичным характером его деятельности, критическим анализом представленных материалов со стороны коллег.
В зависимости от уровня получаемых знаний в социологии также выделяются:
1) теоретическая социология , дающая глубокое обобщение фактического материала, путем построения теории, раскрывающих универсальные закономерности функционирования общества (социальной системы и ее структур).
2) прикладная (эмпирическая) − изучает практические стороны социальной жизни общества на базе общесоциологических теорий и фактических материалов.
3) социальная инженерия − уровень практического внедрения полученных знаний с целью моделирования путей разрешения конкретных социальных проблем. Кроме того, социология имеет и внутреотраслевое и отраслевое деление (социология труда, экономическая социология, социология досуга, семьи, образования, религии, малых групп, молодежи, и т.д.)
3 Формальные (официальные) и неформальные (неофициальные) социальные нормы.
Формальные нормы. Нормы, которые чётко зафиксированы в письменном виде и максимально однозначны.
Пример: соблюдение правил дорожного движения, нормы поведения, которые записаны в уставах различных организаций и т.п.
Неформальные нормы. Это правила повседневного общения, соблюдение которых обеспечивается обычаями и привычкой.
Пример: снимать головной убор мужчинам в помещении, уступать место пожилым и т.п. Формальная группа — это «социальная группа, обладающая юридическим статусом, являющаяся частью социального института, организации, имеющая целью достижение определенного результата (продуктов, услуг и т.п.) в рамках разделения труда в данном институте, организации». Формальной группой — объективным социальным образованием, элементом социальной структуры общества — является также и семья. Неформальная группа —(к примеру, разнообразные неформальные молодежные группы, люди, случайно объединившиеся для игры в волейбол на пляже, и т.д.) и могут складываться внутри официальных групп, быть составной частью официальной группы (к примеру, в школьном классе возникают группировки, состоящие из близких друзей, объединенных каким-то общим интересом). Центральное место в неформальной группе занимает лидер, если руководитель официальной группы не пользуется авторитетом, то его функции выполняет лидер неформальной группы. Авторитет руководителя любого коллектива зависит не только от его деловых качеств и профессиональных знаний. Для того чтобы эффективно осуществлять руководство коллективом, руководитель должен проявлять интерес к существующим в коллективе неформальным отношениям, знать о симпатиях и антипатиях между членами коллектива и уметь разрешать возникающие в связи с этим конфликты.
4 Взаимосвязь социальных норм и индивидуального поведения.
Взаимодействие индивида и общества с точки зрения социального контроля выявляет внутреннюю противоречивость их контактов:с одной стороны, человек не может, сформировать свои социальные качества вне и помимо общества;с другой стороны, он не может развиваться как индивидуальность, если «автоматически» лишь приспосабливается к образцам культуры.
Отношение индивида к социальным нормам и ценностям – первое звено системы социального контроля. Совершаясь в обществе, по поводу достижения субъектом своих целей, индивидуальное поведение приобретает социальное качество, социальную определенность извне – в ходе взаимодействия с обществом, его нормами и ценностями. Именно здесь индивид сталкивается с фактом существования общества как инстанции, противостоящей ему. Индивидуальное действие в социальном мире получает свое определение извне, т.е. его сущность, социальный смысл и значение устанавливаются социальным целым. От характера реакции социальной среды зависит судьба последующих индивидуальных актов: их повторение, изменение либо прекращение.
Социальная и индивидуальная шкала оценок
Социальная оценка индивидуального действия определяется объективно существующим набором стереотипов, включенных в систему норм, ценностей, идеалов, при этом оценки, даваемые конкретным актам поведения, могут быть или резко отрицательными, или социально нейтральными, или максимально положительными. Наглядным примером социальной шкалы оценок служат нормы права, которые сами располагаются в строго определенной последовательности: от норм права, поощряющих позитивное поведение (например, распределение социальных благ в зависимости от общественного вклада), до норм уголовного права, наказывающих за социально опасные акты. Подобная, хотя и неформализованная, шкала оценок существует в морали и профессиональной этике, в науке и искусстве, образуя нормативную структуру соответствующих профессиональных групп. Указанные шаблоны, или стандарты, в своей совокупности составляют шкалу оценок, преломляясь через которую конкретный акт поведения причисляется к определенной категории.
Здесь, правда, есть много нерешенных вопросов. В частности, в западной и отечественной психиатрии психическое здоровье и нормальная умственная деятельность определяются как отсутствие психопатологии. Однако позитивного и всестороннего описания поведения нормального человека до сих пор нет.
Общество оценивает и характеризует индивида. В свою очередь, индивид анализирует себя и оценивает общество; только преломляясь через индивидуальную шкалу оценок, социальная оценка поведения принимается или отвергается им. Нередко бывает так, что в публичных выступлениях человека индивидуальная шкала оценок вступает в противоречие с социальной школой. Например, если речь идет о третьей стороне, то возможно незаслуженное унижение авторитетных людей и их деятельности.
Нормативный механизм социума
Он очень сложен, динамичен («работают» то одни нормы, то другие), действует на человека разнонаправлено. В социальных нормах используют три основных способа социального регулирования и контроля:
дозволение (поведения, которые разрешены; это наиболее мягкий способ контроля);
предписание (включает обязательные варианты поведения);
запрет (определяет варианты поведения, которые запрещены).
Социальная норма характеризуется такими свойствами, как социальная полезность, обязательность, реализуемость в поведении. Она устанавливается потому, что отвечает каким-то общественным потребностям, выгодна для какой-либо социальной группы. Однако интересы групп постоянно меняются, а норма, теряющая свою полезность, отмирает. Из этого следует, что нормы имеют не абсолютный, а относительный характер.
При помощи социальных норм общество координирует и согласовывает действия индивидов, с тем чтобы успешно разворачивался процесс общественного производства, обмена и потребления.
В социальном контроле широко используют:
нормы-правила (обязывают к определенному поведению в важных и ответственных ситуациях, обеспечивая гарантии целостности, устойчивости общества, социальной группы);
нормы-ожидания (отражают желательное поведение; если нормы-правила могут иметь форму как запрета, так и позитивного допущения («нельзя делать это», «следует сделать так»), то нормы-ожидания поощряют желательное, но не обязательное поведение: «хотелось бы, чтобы это было так», «желательно, чтобы это выглядело так»);
нормы-поощрения (имеют форму призыва к определенному образу действия и оставляют большую степень свободы человеку по поводу того, выполнять их или не выполнять, насколько регулярно это делать: «будь активен», «проявляй инициативу»).
Опыт показывает, что нередко нормы, связанные с наказанием, действуют эффективнее, чем нормы, которые призваны формировать у человека стремление к достижению успеха.
Существует три основные формы реализации социальных норм:
1) использование – осуществление субъективных прав, предоставляемых нормой. Так, человек может вступить (или не вступить) в политическую партию, т.е. он сам решает, использовать или нет свое право на участие в общественных объединениях;
2) исполнение – реализация субъектом обязанностей, возлагаемых на него нормой (например, наемный работник обязан выполнять условия контракта или коллективного договора с работодателем);
3) соблюдение – воздержание от действия, запрещенного нормой (гражданин не приобретает, не хранит и не носит оружия, запрещенного законом).
Для правовых норм в тех случаях, когда они не используются, не исполняются или не соблюдаются, вступает в действие особая форма реализации – применение. В данном случае норма реализуется путем вмешательства в соответствующие отношения государственного органа или должностного лица (приговор суда, взимание штрафа за безбилетный проезд).
5 Функции социологии.
Функции | Направления |
1. Познавательная | 1. Теоретический и эмпирический анализ социального факта в качестве исходного момента практики социального преобразования действительности
2. Познание процесса преобразовательной деятельности 3. Разработка теории и методов социологического исследования, методики |
2. Прогностическая | 1. Создание условий сознательной выработки и осуществления научно обоснованной перспективы развития личности, общности, социальной группы, общества |
3. Социального проектирования и конструирования | 1.Разработка моделей конкретной организации с оптимальными параметрами ее функционирования
2.Определение путей проектирования социального процесса |
4. Организационно-техно-логическая | 1.Разработка комплекса организационных мер по обеспечению внедрения и реализации предусмотренных технологией процессов
2.Выработка организационных мер по осуществлению социологической технологии |
5. Управленческая | 1.Принятие управленческого решения
2.Социальное планирование и разработка социальных показателей 3.Определение основных направлений повышения эффективности деятельности |
6. Инструментальная | 1.Определение методов изучения социальной реальности
2.Определение методов сбора, обработки и анализа первичной социологической информации. |
6 Методы социологии.
Методы социологии: 1) общенаучные методы исследования; 2) специфические методы исследования свойственные именно социологии.
Общенаучные методы: анализ и синтез; системный анализ и моделирования; дедукция и индукция; движение от конкретного к абстрактному; движение от абстрактного к конкретному.
Специфические методы: социологическое наблюдение; социологический эксперимент; опросные методы (анкетирование, интервьюирование прессовый опрос, почтовый опрос, телевизионный экспресс-опрос).
Качественный анализ социальных явлений, фокус-групповая методика, методика БОУ считаются качественными методами исследования. Методы изучения и анализ результатов изучения (осмысление предмета исследования) складываются в учение о методе научного познания – теоретическое познание.
7 Общая характеристика основных направлений в социологии.
Направление социологии – это объединение социологов, разделяющих одинаковые близкие теории, единые методологические и методические ориентировки.
Школа социологии – союз социологов-единомышленников, имеющий: а) четкие пространственно-временные границы; б) признанного лидера или лидеров; в) более или менее выраженную формализованность.
Альтернативная социология – леворадикальное направление Исследования, проводимые альтернативной социологией, направлены на поддержку альтернативных движений и гражданских инициатив.
Аналитическая школа – направление, рассматривающее в качестве основного объекта социологического исследования социальное действие индивида, его индивидуальное сознание, механизмы осмысления и оценки им ситуации, в которой он действует.
а) делает основной акцент на изучение индивидуального внутреннего мира, установок, ценностных ориентаций индивида; б) стремится выявить характерные черты рассматриваемого явления или процесса с помощью качественного исследования конкретных случаев и выделения их определенных типов (метод типичных случаев).
Биологический детерминизм–биологическое направление;тенденция использовать понятия и принципы биологии для описания и объяснения социальных явлений.
Географическая школа – направление, анализирующее развитие и функционирование общества преимущественно через факторы географической среды.
Естественнонаучная школа – установка на применение в социологических исследованиях таких же точных и объективных методов, на основании, что социальные явления подчиняются законам, общим для природной и для социально-исторической реальности.
Математическая школа– направление, возникшее в первой половине 20 века, основоположники и другие считали, что социологические теории достигают уровня научности, если они выражены языком математики.
Социальная критика – главной задачей которого является критический анализ существующих теорий общества и создание такой социологии, которая могла бы способствовать преобразованию и улучшению существующего социального мира. Она распространяется на проблемы личности, отчуждения.преступности, наркомании и т.д.
Социологический радикализм – тенденция направленная против принципа научности социологического знания.
Формальная социология – направление придающее особое значение понятию социальной формы, противопоставляющее ее содержанию социальных процессов. Согласно формальной социологии изучение и классификация социальных форм должны стать аналитической основой социологии.
Фрейдизм в широком смысле направления в психиатрии, психологии, социологии, антропологии, объясняющие явления человеческой психики и общественной жизни с помощью учения З.Фрейда.
Школа «интеллектуальной истории» – школа ориентирующаяся на изучение социально-экономических, философских, научных, религиозных и других идей, играющих ключевую роль в процессе познания
8 Географическая школа в социологии.
Идеи географического направления получили наиболее полное выражение у Льва Ильина Мечникова (1838— 1888). Он считал невозможным разрешить социальные проблемы исключительно законами биологии. В органической жизни борьба и сотрудничество составляют две равно необходимые силы. В обществе стремление к кооперации становится ведущим: социология же интересуется только проявлениями солидарности и объединения сил. Социология, по Мечникову, призвана изучать явления солидарности.
Солидарность может возникнуть по принуждению или быть добровольной. Поэтому, степень свободы при образовании кооперации является главным показателем социального прогресса. Входе истории принужденней подчинение заменяются добровольным союзом людей. Сначала связи в обществе устанавливаются принудительно, затем они становятся более тесными и, наконец, приобретают форму свободного союза.
Под географической же средой Мечников понимал не просто окружающую природу, а лишь ту ее часть, которая вовлечена в процесс общественного труда. Общество приспосабливается к окружающей среде посредством кооперации. Особое место занимает гидрологический фактор, т.е. реки, моря и океаны. Влияние «воды» на судьбы людей происходит через кооперацию, необходимость создания которой и ее формы определяются географической средой. Успехи техники способствуют росту власти человека над силами природы. Каждая эпоха, будучи своеобразной неповторимой ступенью, в то же время есть необходимое звено в поступательном развитии человечества. Нил, Тигр и Евфрат, Инд и Ганг, Хуанхэ и Янцзы Мечников называл «историческими реками.Проанализировав огромный историко-культурный материал, Мечников сделал вывод, что именно с великими реками связано зарождение и развитие цивилизации. Река является выражением всей совокупности физико-географических условий — и климата, и почвы, и рельефа земной поверхности, и геологического строения данной области. Река могла быть обращена на пользу людям только коллективным, дисциплинированным трудом больших народных масс. Реки учили людей солидарности, другого выбора не было: смерть или солидарность. Соответственно власть принимала деспотический характер, будучи выражением общественной потребности в централизации усилий, в дисциплине и объединении народа. Общество, считает Мечников, есть союз, в который люди объединяются ради совместного достижения общих целей и оказания услуг друг другу. Всякие общественные отношения есть договор, бессознательный или сознательный, результат «замирения» борющихся субъектов. Чаще всего это договор молчаливый, основанный на доверии сторон друг к другу, на предположении, что поведение другой стороны будет ожидаемым. Свобода, полагает Мечников, определяется ростом сознательности.