Добавил:
Upload
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз:
Предмет:
Файл:
Ответы СМК.docx
Скачиваний:
10
Добавлен:
16.04.2019
Размер:
119.41 Кб
Скачать
Вопросы для подготовки к экзамену по Социологии массовых коммуникаций
-
Социология массовых коммуникаций как
отрасль социологического знания. -
Изменение коммуникационных процессов
в зависимости от вида общества. -
Роль массовой коммуникации в механизме
обеспечения устойчивости социума
(Назаров стр. 34, +Федотова с.13). -
Системно-структурные представления о
массовой коммуникации. -
Массовая коммуникация: содержание
понятия, соотнесение понятий СМИ и СМК. -
Социальные общности и коммуникация.
-
Основные теоретические подходы к
исследованию массовых коммуникаций. -
Масса, массовое общество и массовая
коммуникация. -
Деятельность средств массовой информации
как реализация интересов разных
социальных субъектов. (Черных 149-151) -
Формы регуляции отношений в сфере
массовой коммуникации (с.140 Назаров); -
Гарантии плюрализма мнений, проблема
финансовой свободы и зависимости СМИ
(Черных 147-154). -
Особенности коммуникации в традиционном
и современном обществе. -
Коммерческая, политическая и социальная
реклама в средствах массовой информации. -
Социологические исследования аудитории
СМК. -
Особенности различных средств массовой
коммуникации. -
Потребление информации аудиторией:
факторы и барьеры. -
Содержание информации и методика ее
анализа. -
Исследование аудиторий – количественные
и качественные методы, достоинства и
недостатки. -
Электронные способы измерения аудитории,
проблема рейтинга аудитории. -
Коммуникация как передача знания (с.16
Черных). -
Межличностная и социокультурная
коммуникация (с.34 Черных). -
Специфика социокультурной коммуникации
и ее функции. -
Культура как текст. Понятие дискурса
(Черных с.40). -
Масса и массовое общество (Черных).
-
«Толпа» и «масса».
-
«Параметры» массовой коммуникации.
-
Масса, публика, аудитория (с. 303. Черных).
-
Массовые коммуникации в социальном
контексте, проблемы медиаэтики, или
моральный выбор специалиста связям с
общественностью. -
Массовая коммуникация, инновации и
развитие общества. -
«Зависимое развитие» и культурный
империализм (с.58. Черных). -
СМИ как социальный институт.
-
Масс-медиа и власть.
-
Модели функционирования СМИ (с. 133.
Черных). -
Качество информации, проблемы
эффективности СМК. -
Социальный порядок и солидарность.
-
Роль стереотипов в массовой коммуникации.
-
Концепция Г. Лассуэла.
-
Функции массовой коммуникации.
-
Концепция П. Лазарсфельда.
-
Основные понятия и способы медиаизмерений
(С. 376. Черных). -
Массовая коммуникация
и мировые
информационные процессы. -
Роль
выборки при изучении аудитории (Федотова
с. 375).
1. Социология массовых коммуникаций как отрасль социологического знания.
Это отрасль
социологии, предметом которой являются
закономерности массовых информационных
процессов, деятельность социальных
институтов, производящих и распространяющих
массовую информацию, а также влияние
этой информации на различные социальные
общности.
В
рамках СМК
изучают:
-
Проблемы
коммуникатора -
Аудитории
-
Содерж инф.
-
Восприятия инф.
-
Связ с изучением
отдельных средств массовой информации
(реклама, ТВ…)
Место СМК в
системе социологических знаний
-
Общесоциологические
теории (макро) к. 19-н 20 Европа – общество
в целом. (Конт, Вебер,Поретто, Сорокин) -
Теория Среднего
уровня (отраслевые соц теории)Мертон -
Социальные
институты (семья, экономический,
политика, образование, МК, СМИ) -
Социальные общности
(как фактор) (молодежь города, группа) -
Социальные процессы
(преступность, пьянство, интеграция) -
Эмпирическая
социология (микро) США 20в (Европа на
пороге войны) это совокупность
методических и технических приемов
для сбора первичной социологической
информации. Эмпирическую социологию
называют также социографией или
прикладной социологией
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
1. Социология СМК как специальная отрасль социологической науки. Предметная область социологии СМК. Массовая коммуникация как социальное явление и процесс.
2. Массовая и межличностная коммуникация. Структура СМК
3. Разнообразие теоретических представлений о роли массовой коммуникации в жизни индивида и общества. «Карта теорий средств массовой информации» Д. МакКуэйла.
4. Модель массовой коммуникации Г.Лассуэлла: понятия «коммуникатор», «реципиент», средство, сообщение, коммуникационный эффект.
5. Модель массовой коммуникации М. Де Флёра. Понятие «обратная связь» в массовой коммуникации. Виды обратной связи.
6. Модель массовой коммуникации по П.Лазарсфельду. Понятие «лидер мнения».
7. Системная теория Н. Лумана как развитие структурно-функционального подхода. Масс-медиа как социальная подсистема (концепция Н. Лумана).
8. Функции массовой коммуникации.
9. Марксистская трактовка идеологии
10. Концепция идеологии Л. Альтюссера
11. Концепция идеологии А. Грамши
12. Инкорпорирование идеологии в медиа-текстах: подход Дж. Томпсона.
13. Инкорпорирование идеологии в медиа-текстах: подход Т. Ван Дейка.
14. Проблема значения и знака. Типы организации знаков.
15. Структура мифа в семиологии: концепции К.Леви-Стросса и Р. Барта
16. Семиология медиа-нарративов: В. Пропп, У. Эко, Дж. Фиске.
17. Критическая теория Франкфуртской школы и социология массовой коммуникации (В. Беньямин, Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Г. Маркузе).
18. Ч. Миллс и его критика массового общества
19. Критический подход Н. Постмана
20. Концепция постиндустриального общества Д. Белла и основные направления критики этой концепции
21. Концепция сетевого общества М. Кастельса
22. Технологический детерминизм М. Маклюэна
23. Социологические трактовки глобализации
24. Постмодернизм как образ мыслей и культурная форма.
25. «Общества спектакля» Г. Дебора: основные аспекты критики.
26. Массовая коммуникация и гиперреальность: концепция Ж. Бодрийара
27. Понятие гипертекста (У. Эко).
28. Принцип свободы печати. Концепции свободы печати Дж. Милтона, Дж. Локка. И. Бентама, Дж. Ст. Милля.
29. Роль медиа в демократическом обществе: американская традиция анализа (Липпман, Дьюи, Милс)
30. СМК и публичная сфера в концепции Ю. Хабермаса
31. Модель демократических масс-медиа Дж. Каррэна как продолжение идей Ю. Хабермаса. Основные направления критики концепции Ю. Хабермаса.
32. Нормативные теории: типология взаимоотношений средств массовой коммуникации и государства.
33. Пресса: эволюция становления форм собственности.
34. Вещание: общественные и государственные формы владения.
35. Формы частного владения средствами массовой коммуникации. Регламентирующая деятельность государства.
36. Рост корпоративного владения масс-медиа и его последствия
37. Культурный империализм и медиа-империализм. Роль транснациональных компаний.
38. Доступ к информационным технологиям и классовое неравенство
39. Общественное вещание: динамика принципов (на примере BBC).
40. Периодизация и типология исследований эффектов воздействия
41. Концепция «спирали молчания» (Э. Ноэль-Нойман). Теории информационного дефицита
42. Модель зависимости эффектов массовой коммуникации. Подход «полезности и удовлетворения потребностей»
43. Масс-медиа и политическая социализация, политические ценности и поведение
44. Проблема влияния экранного насилия на агрессивное поведение
45. Эффект установления пунктов повестки дня
46. Феноменологический подход к изучению роли СМИ.
47. Конструктивистский подход к исследованию СМК
48. Теория публичных арен
49. Непреднамеренные эффекты массовой коммуникации
50. Аудитория как объект социологических исследований
51. Медиа-планирование и медиаметрия: основные понятия, задачи и проблемы.
52. Методы измерения аудитории ТВ, прессы, радио: общее и особенности
53. Методы измерения аудитории Интернет
54. Контент-анализ как качественно-количественный метод изучения содержания массовой коммуникации
55. Журналист как объект социологических исследований. Проблема управления творческим процессом в медиа-организациях (по тексту Х. Дэвиса)
56. Критика журналисткой деятельности П. Бурдье
57. Гендерный аспект массовой коммуникации. Роль СМИ в распространении гендерных стереотипов и практик
58. Образы женщины и мужчин в постсоветских СМИ: по материалам социологических исследований.
Экзаменационные билеты
На главную
Работа добавлена на сайт samzan.net: 2015-07-10
Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой — мы готовы помочь.
Предоплата всего
от 25%
Подписываем
договор
Вопросы к экзамену по дисциплине
«Социология массовых коммуникаций»
Блок 1. Общая теория
- Массовые коммуникации как объект исследования социологии
- Признаки и функции массовой коммуникации
- Генезис массовых коммуникаций. Модели массовых коммуникаций.
- Многообразие коммуникаций и их классификация.
- Структурно-функциональная парадигма коммуникации. Представление о коммуникации как о процессе и структуре
- Критическая парадигма коммуникации.
- Постмодернистские представления о медиа-коммуникациях.
- Коммуникативные революции.
- Первый и второй этап в развитии теорий массовых коммуникаций
- Массовые коммуникации и мировые информационные процессы в современном постиндустриальном обществе. Теория «коммуникации и развитии». Теория «культурного медиа-империализма».
- Концепция масс-медиа Герберта Маршалла Маклюэна.
- PR – как особый вид массовой коммуникации
- PR-коммуникации как основной механизм, обеспечивающий становление и воспроизводство социальных и общественных связей
- PR-деятельность как коммуникационный процесс и коммуникативная кампания в области PR
- Аудитория как субъект и объект коммуникации.
- Аудитория как адресат массовой коммуникации.
- Эволюция взаимодействия СМИ и аудитории: инновационный аспект
- Средства массовой коммуникации и государственная власть: модели взаимодействия и реальная практика.
Блок 2. Методология и методы
- Качественные, количественные и кабинетные исследования.
- Программа социологического исследования: основные этапы.
- Виды социологических исследований: зондажные, описательные, аналитические.
- Гипотезы и их разновидности. Место гипотезы в социологическом исследовании.
- Выборочный метод. Генеральная и выборочная совокупность. Репрезентативность. Ошибка репрезентативности.
- Вероятностные и невероятностные типы выборок.
- Опросные методы, их место и разновидности в социологических исследованиях.
- Анкетирование и интервьюирование как формы опроса. Преимущества и недостатки. Виды вопросов.
- Почтовые, прессовые, телефонные и интернет-опросы.
- Специфика метода фокус-групп как качественного исследования.
- Гайд и общие принципы его формирования
- Алгоритм проведения фокус-групповой дискуссии. Специальные методики.
- Контент-анализ: специфика и преимущества метода.
- Основные процедуры метода контент-анализа. Кодировальная матрица.
- Наблюдение в социологии.
- Холл и хоум-тесты и их применение в PR— практике.
- Стор-чек и ретейл-аудит.
- Mystery Shopping «Таинственный покупатель» в PR-практике.
Блок 3. Вопросы по программе социологического исследования.
- Что такое проблемная ситуация? Как формулируется проблема исследования? От чего может зависеть проблема исследования?
- Что такое цель и задачи исследования? Какое место они занимают в программе?
- Чем объект исследования отличается от предмета? Как вы выделили свой предмет исследования?
- Что такое процесс операционализации понятий? Для чего он необходим. Какие понятия были выбраны Вами для операционализации и почему?
- Выдвижение гипотезы. Как гипотеза может быть связана с задачами исследования? Что мы пытаемся решить с помощью выдвижения гипотез?
- Как в Вашем случае связаны цели, задачи и гипотезы исследования?
- Какие методы были выбраны для Вашего исследования? Почему именно эти?
- Если вы выбрали количественные опросные методы, обоснуйте выборку по критериям: что у вас является генеральной совокупностью, что выборочной, какой тип выборки будете использовать и почему? (расчёт выборок не нужен)!!! Приложите опросник (анкету)!
- Если вы выбрали фокус-группу, то обоснуйте рекрутинг респондентов и приложите гайд. Обоснуйте алгоритм составления гайда, какие методики применяются на разных этапах гайда.
- Если использовали контент-анализ, то поясните, как производили отбор материала и приложите матрицу контент-анализа.
- Что такое практическая значимость? Какова практическая значимость вашего исследования.
Подобный материал:
- Программа дисциплины «Массовые коммуникации и медиапланирование», 147.91kb.
- В москве прошли занятия курсов повышения квалификации «Социология массовой коммуникации», 41.45kb.
- Вопросы к зачету по дисциплине «Массовые коммуникации и медиапланирование», 23.79kb.
- Д. Е. Краснянский социология массовой коммуникации пособие по изучению дисциплины, 276.55kb.
- Криминологические аспекты влияния насилия и жестокости в средствах массовой коммуникации, 199.66kb.
- Юрин Михаил Анатольевич, преподаватель кафедры массовой коммуникации. VIII всероссийский, 284.1kb.
- Экзамен Форма проведения: письменная вопросы для подготовки к экзамену понятие и предмет, 33.71kb.
- Ассист. Ермизина Е. В, 93.2kb.
- Введение. Предмет социологии коммуникации, 3728.94kb.
- Учебное пособие Сургут Издательский центр Сургу 2008 удк 316. 77(075.
Ббк 60. 56я7, 2431.1kb.
Волгоградский государственный педагогический университет
Кафедра социальной работы Специальность 030602 «Связи с общественностью» |
Учебная дисциплина ОПД.Ф.12
«СОЦИОЛОЛГИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ» Курс 4 Семестр 7 |
Примерные вопросы для экзамена по «Социологии массовой коммуникации»
- Социология массовой коммуникации: предмет, методы, функции
- Особенности социологического подхода к изучению массовой коммуникации
- История становления социологии массовой коммуникации: этапы, школы и основные представители
- Основные различия межличностной коммуникации и массовой коммуникации
- Функции массовой коммуникации: уровень индивида и общества.
- Основные модели процесса коммуникации
- Представители Франкфуртской школы о роли массовой коммуникации
- Основные характеристики теорий МК (теория «селективного влияния», концепция «спирали молчания» Э.Ноэль-Нойман, «волшебной пули» и др.)
- Критический анализ функций массовой коммуникации (Ч. Миллс). Критика современного телевидения (Н.Постман)
- Основные методы социологического исследования элементов массовой коммуникации
- Контент-анализ в исследовании содержания массовой коммуникации
- Исследование аудитории массовой коммуникации
- Глобальная сеть: медийные особенности Интернет и развитие сетевой прессы. Информационные риски новой эпохи.
- Информационная инфраструктура России: современные очертания.
- Глобализация информационных процессов на современном этапе
- Зрелищное общение в коммуникативной ситуации XXI века. Клип, комикс как отражение процесса ускорения переработки информации современным индивидом.
- Специфика политической коммуникации.
- Изучение массовой коммуникации в России: история и современность. Принципы партийности и народности. Введение института цензуры.
- Классический системный анализ: идеи и проекты Р. Мертона и П. Лазарсфельда. Г. Лассуэл как теоретик МК. Дисфункции массовой коммуникации
- Эффекты воздействия материалов СМК как направление эмпирической социологии.
- Идеи М. Маклюена о СМК XX в. Концепция «глобальной деревни».
- Концепция идеологии и методология анализа МК (К. Маркс, Л. Альтюссер, А. Грамши).
- Франкфуртская школа о МК (В. Беньямин, М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе).
- Основные понятия науки о знаках (семиология). Знаки в текстах СМК.
- Социальная мифология и работа МК в теории Р. Барта.
- Понятие массовой коммуникации как социального явления
- Массовая коммуникация в жизни общества: причины возникновения, этапы развития, тенденции эволюции
- Глобализация современных средств массовой коммуникации
- Средства массовой коммуникации: разновидности и особенности. Проблема дублирования и кооперации СМК
- Средства массовой информации как «четвертая власть»
- Взаимодействие СМИ и государственной власти: модели и реальная практика в мире и Российской Федерации
- Экономические, политические, правовые и иные условия реализации свободы слова и информации
- Проблема финансовой свободы и зависимости информационного канала
- Общественность и средства массовой информации
- Общественное мнение: природа, структура, механизмы формирования и функционирования
- Роль средств массовой информации в управлении массовым сознанием
- Эффекты массовой коммуникации на индивидуальном и общественном уровнях
- Средства массовой коммуникации и социальные проблемы
- Понятие и типология социальных проблем
- Конструктивизм в исследованиях массовой коммуникации
- Средства массовой информации, реклама и общество
- Реклама в социологии и социология в рекламе
- СМИ как основной носитель рекламы. Особенности рекламы в различных видах СМИ
- Коммерческая, политическая и социальная реклама в средствах массовой информации
- Медиапланирование
- Место и роль СМИ в деятельности ПР-служб
- Специфика ПР-деятельности в отношении различных видов СМК
- Особенности взаимоотношений ПР и СМИ в органах государственной службы
- Особенности взаимоотношений ПР и СМИ в финансовой сфере и в коммерческой деятельности
- Информационное пространство Российской Федерации: история и современность
- Информационное пространство Южного федерального округа и Волгоградской области. СМИ и власть в регионе. Государственные и негосударственные СМИ
- Массовая коммуникация и молодежная аудитория. Молодежь как целевая группа в ПР-кампаниях и рекламе
- Социологические методы исследования массовой коммуникации
- Коммуникатор и социологические способы его изучения
- Методики исследования содержания информации
- Аудитория и социологические способы ее изучения
- Социологическое измерение эффективности СМИ
- Рейтинги передач и комментаторов
- Проблема качества получаемой социологической информации при изучении массовой коммуникации
- Особенности социологического изучения отдельных видов СМИ
Разработка: доц. Т. В. Овсянникова | Стр. из 3 |
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Отлично
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Отлично
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отлично
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает — и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Отлично
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Хорошо
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Отлично
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Отлично
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отлично
Отзыв о системе «Студизба»
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Хорошо
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Отлично
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Отлично