Социология экзамен кратко

1.
Когда возникает социология? Каковы
основные предпосылки ее возникновения?
Объективными
предпосылками появления социологии
как самостоятельной нау-ки в первой
половине XIX века можно назвать следующие:


сложная
социально-политическая ситуация в
странах Западной Европы;


развитие
капиталистических отношений;


географические
открытия;


законы, сформулированные
в естествознании;


технические
изобретения;


высокий уровень
развития прикладных научных дисциплин;


повышенный интерес
к проблемам взаимодействия человека и
общества в литературе и искусстве.

Причины
зарождения социологии в России

В
40-50-хх годах XIX в. в России остро ощущалась
необходимость реформ. В 1861 г. было
отменено крепостное право, что привело
к появлению новых социальных отношений.
Общество было заинтересовано в изучении
социальных процессов. Метафизика и
философия уже полностью не могли отвечать
на вопрос о реальном положении вещей в
обществе. А значит, накопилось большое
количество социологического и
демаграфического материала, требующего
обработки на основе новой теоретической
базы с новыми методами. Это привело к
зарождению и становлению в России новой
науки.Возникновение социологии в первую
очередь связано с капиталистическим
путем развития, по которому Россия
медленно продвигалась после реформы
1861 г. Этот хронологический рубеж и
следует считать началом социологии в
России, которая, как и в Западной Европе,
возникла в русле позитивистской традиции.
К началу 60-х годов в русском обществоведении
сложилась парадоксальная ситуация.
Часть конкретных социальных наук —
история, этнография, социальная
статистика, юридическая наука и другие
— достигли известных успехов, но дальнейшее
их развитие требовало глобального
методологического осмысления
материала.Возникновению социологии
как самостоятельной науки предшествовал
подготовительный этап, в котором
выделяется два направления общественной
мысли: западническое и славянофильское.
Символически это выражается в том, что
российское государство расположено на
двух континентах: Европа и Азия.

2.
Предмет и метод социологии.
Предмет
соц-ии:
1.
Законы и закономерности функционирования
и развития личности, соц. группы, общности
и об-ва в целом. 2. Соц. жизнь об-ва, т.е.
взаимодействие соц. субъектов по
проблемам, связ. с их соц. статусом,
ролью, соц-ией.

Методы
соц-ии: Общенаучные

(приемы, кот. не охватывают всего науч.
познания, а применяются лишь на отдельных
его этапах, в отличие от всеобщих
методов): наблюдение; описание; индустрия,
синтез; сравнение; факторный анализ;
системный анализ.

Частнонаучные
(приемы, кот.
выступают следствием усвоения
инновационной теорией науч. достижений
технических, естественных и гуманитарных
наук): статистические; психологические;
прогностические; эмпирические;
педагогические.

3.
Функции социологии.
Познавательная.
Теоретический и эмпирический анализ
соц. факта в качестве исходного момента
практики соц. преобразования. Познание
процесса преобразовательной
действительности. Разработка теории и
методов соц. исследования методики.

Управленческая
Принятие управленческого решения. Соц.
планирование и разработка соц. показателей.
Определение осн. направлений повышения
эффективности деят-сти.

Мировоззренческая.
Подразумевает, что соц. знание, как и
социально-гуманитарное знание в целом,
способствует оценочной деятельности
человека, т.е. выработке его ориентации
в обществе, его отношения к себе и к
другим.

Прогностическая.
Создание условий сознательной выработки
и осуществления научно обоснованной
перспективы развития личности, общности,
соц. группы, об-ва.

Соц.
проектирования и конструирования.
Разработка
моделей конкретной организации с
оптимальными параметрами ее
функционирования. Определение путей
проектирования соц. процесса.

Организационно-технологическая.
Разработка
комплекса организационных мер по
обеспечению внедрения и реализации
предусмотренных технологией процессов.
Выработка организационных мер по осущ-ию
соц. технологий.

4.
Предметное поле соц-ии.

Объект
науки — то, на что направлено изучение,
некая часть внешней реальности, выбранная
для изучения (для социологии — общество).
Специфика
социологии в том, что она изучает общество
как целостность.
Предмет
науки (предметная область) — те стороны,
связи, отношения объекта, которые
изучаются данной наукой.
Поиски
предмета социологии на протяжении всей
истории ее развития могут быть связаны
с вопросом «Как возможно общество?».
Многообразие ответов на этот вопрос
представлено в многообразии социологических
концепций.
Макс
Вебер (начало XX века), немецкий социолог,
сказал, что главная задача социологии
— отыскание смысла человеческих действий.
Он стал основоположником «понимающей
социологии». Задача — понимание
социологических действий людей.

5.
Три уровня
соц. знания.
Большинство
социологов различают три уровня
социологического знания: ​общесоциологическая
теория
(теория:
объясняющая социальную форму материального
мира и вскрывающая основные закономерности
социальной деятельности людей и тенденции
развития социальных отношений.
Фундаментальное включает в себя изучение
наиболее общих вопросов развития
общества, место в нём индивида, проблемы
построения математических моделей
социальных общностей и процессов,
разработку методов изучения социальных
процессов. Концепции, выдвигаемые
социологией на фундаментальном уровне,
отличаются высокой степенью абстракции,
так как позволяют понять закономерности
развития общества). Эмпирические
социологические исследования (прикладные)
(В то же время
социология как наука должна основываться
на точных, конкретных данных об отдельных
социальных фактах, о конкретных социальных
единицах – социальных группах, процессах.
Эти данные фиксируются на эмпирическом
уровне, в основе которого лежит сбор
многочисленных сведений, мнений, их
последующая обработка, обобщение и
формирование первичных выводов
относительно конкретных явлений
социальной жизни. Следовательно
прикладные исследования посвящаются
разрешению конкретной социологической
проблемы). Общесоциологический
и прикладной

уровни должны быть тесно связаны между
собой, так как на основе теоретического
и эмпирического изучения различных
социальных систем социология может
давать ценные практические рекомендации
и обоснованные прогнозы. Однако практика
показала, что это не всегда возможно. В
результате сформировался ещё один
уровень социологического знания –
теории среднего
уровня.

Специальные
(частные) социологические ​теории
(это
относительно самостоятельные теоретические
подсистемы, которые имеют предметом
исследования социальные общности,
институты, системы и процессы. Они
призваны: во-первых, установить объективные
взаимосвязи предметной сферы (труд,
семья, социальные группы, слои) с
целостностью общественной системы;
во-вторых, выявить специфические для
предметной сферы внутренние взаимосвязи
и закономерности.),

6.
Роль соц-ии в общественном развитии.

Как
и другие общественные науки, социология
выполняет многообразные функции, в
которых проявляется ее предназначени
и роль. В общем виде эти функции можно
разделить на 3 основные: теоретико-познавательную,
практически-политическую,
идейно-воспитательную.
Реализация
теоретико-познавательной
функции

позволяет социологии расширить и
конкретизировать знание о сущности
общества, его структуре, закономерностях,
основных направлениях и тенденциях,
путях, формах и механизмах его развития.
Практическо-политическая
функция социологии связана с тем, что
эта наука не ограничивается познанием
социальной реальности. Опираясь на это,
она вырабатывает предложения и
рекомендации для политики и практики,
направленные на совершенствование
социальной жизни, на повышение
эффективности управления соц. процессами.
Идейно-воспитательная
функция находит свое выражение в той
роли, какую играют социологические
исследования и их результаты в
воспитательной работе.

7.
Роль О. Конта в возникновении соц-ии.

Основоположником
социологии считается французский
философ Огюст Конт (1798-1857). В первой
половине девятнадцатого века вышла в
свет его фундаментальная работа «Основы
позитивной философии». Будучи позитивистом,
Конт обосновывал социологию по аналогии
с точными науками, науками о природе.
Он считал, что необходимо отказаться
от тех теоретических положений, которые
нельзя ни проверить, ни опровергнуть.
Поэтому социология, как и все науки о
природе, должна изучать объективные
законы, управляющие поведением людей.
Основными методами социологии должны
были стать наблюдение и эксперимент.
Социология, по его мнению, должна стать
инструментом обществен-ных преобразований,
прежде всего эмпирической наукой.

8.
Особенности класс. развития соц-ии.

Герберт
Спенсер

(1820-1903) связывал общество с живым
организмом, подчиняющемуся биологическим
законам. Общество развивается от
простейших форм к более сложным, оно
постоянно приспосабливается к изменяющимся
условиям, выживают наиболее приспособленные.
Идея соц. эволюционизма. Объектами соц.
анализа являются: знания; нравственная
сфера; эстетическая сфера; взаимная
зависимость между структурами и
организациями об-ва с одной стороны, и
жизнедеятельностью людей, их поступками
– с другой. Ввел в оборот категории
«структура» и «функция» применительно
к соц. организму. Критерий соц. прогресса
– повышение уровня личной свободы. Чел.
деят-сть зависит от: соц. среды, географии
местности, климат. Условий, численности
народонаселения и т.д. Эмиль
Дюркгейм
(1858-1917)
1. Структурный функционализм. Концепция
объяснения социального «социальным»
(нормы и ценности). 2. Социальные факты
(ценности и нормы), как воплощение
коллективного сознания, становятся
рычагами соц. регуляции. Совокупность
соц. фактов – вещей сост. Соц. систему,
ее институты, ценности и нормы. 3. Идея
освобождения науки от всяких политических,
религиозных, метафизических и др.
предрассудков, этика честного,
непредвзятого познания. 4. Идея «аномии»
— соц. патологии и преступности. Отсутствие
норм и права. Соц. нормы эффективны
только тогда, когда опираются не на
принуждение, а на нравственное
совершенствование личности, моральный
авторитет об-ва. Выход из «аномии» он
видел в развитии экономики, в ее
нормативной регуляции, учитывающей
право. 5. На основе «аномии» объяснил
причину самоубийств. Макс
Вебер
(1864-1920)
«Понимающая соц-ия». 1. понимание через
прямое наблюдение; 2. объяснительное
понимание; 3. причинное объяснение.
Соц-ия как научная дисциплина обретает
характер «понимающей» соц. науки,
поскольку ориентирована на интерпретацию
соц. действий людей. Действие человека
обретает характер соц. действия, если
в нем присутствуют 2 момента: 1. субъективная
мотивация индивида, кот. вкладывает в
свое действие опр. смысл. 2. ориентация
на поведение др. людей. М.Вебер выделил
типы социальных действий:1) целерациональное;2)
ценностно-рациональное;3) аффективное;4)
традиционное. Карл
Маркс
(1818 –
1883) По его теории об-во осн. на матер.
условиях жизни, причём эк. базис оказывает
первичное влияние на форм-е и развитие
соц. структур, и оп. духовную жизнь об-ва.
Материалистическое объяснение истории
базируется на формационном подходе.
Человечество в своём развитии проходит
определённые этапы-«общественно-экономические
формации». 5 осн. стадий – формаций:
первобытнообщинная, рабовладельческая,
феодальная, капиталистическая и
коммунистическая (социализм – первая
фаза коммунистической формации). Движущей
силой замены одной формации другой
выступал клас. конфликт, порождаемый
пост. развитием производительных сил.

9.
Основные
направления
дореволюционной
русской
социологи
ческой
мысли
:

Географическое
направление

было представлено:
Мечниковым,
Соловьёвым, Ключевским. Так, Л. И. Мечников
объяснял неравномерность общественного
развития изменением значения одних и
тех же географических условий, прежде
всего водных ресурсов и путей сообщения,
выделял три периода в истории цивилизации:
1) речной – со времени возникновения
первых рабовладельческих государств
в долинах Нила, Тигра и Евфрата, Инда и
Ганга, Хуанхэ и Янцзы;
2)
средиземноморский – от основания
Карфагена;
3)
океанический – после открытия Америки.
Усматривая
критерий общественного прогресса в
«нарастании общечеловеческой
солидарности», Л.И. Мечни-ков считал
неизбежным переход человечества от
деспотического правления к свободе.

Субъективистское
направление

возникло в конце 60-х гг. XIX века и
существовало до начала XX века.
Основоположником
субъективной школы является
Лавров
(1828 – 1900). В изучении социологии он
опирался на философию, историю и этику.
Пытался найти истоки общественности в
животном мире, понять специфику именно
человеческого общества, проследить
разные состояния социокультурной
эволюции, начиная с первобытных форм и
кончая цивилизованными формами.
В
этом отношении он был одним из пионеров
генетической и исторической социологии.
Единственно
возможной целью прогресса, по мнению
П. Л. Лаврова, является достижение
солидарности во всех сферах общественной
жизни. Капиталистический строй разъедает
солидарность людей. Только новое общество
– социализм – в состоянии установить
истинную солидарность всех трудящихся.
Михайловский
(1842 – 1904) доказывал несостоятельность
аналогий и параллелей между обществом
и организмом. Считал, что история
управляется постоянными законами.
Исторические законы определяют
необходимость и направление развития,
а индивидуальная деятельность – скорость
социального прогресса. Идея определяет
не только выбор исторического направления,
но и даёт «реальное содержание» законам
истории.
Михайловский
был эволюционистом и пытался определить
общее направление прогресса.

Ярким
представителем психологического
направления

был Л. И. Петражицкий (1867 – 1931 гг.).
Социология, по его мнению, должна изучать
именно человеческое участие в различных
процессах общественной жизни, т.е.
психическую деятельность индивидуального
характера.
Показал
ущербность натуралистического
редукционизма. Особое значение он
придавал роли эмоций как автономному,
нормативному, доминирующему фактору
социального поведения.
Петражицкий
отрицал объективный, естественно
исторический характер общественных
отношений. Петражицкий создал
«эмоциональную» психологию и на этой
основе отразил своё понимание социального
мира.

10.
Социологические теории второй половины
XX века
можно
классифицировать по способу анализа
общества, распределяя на две группы:
макросоциологические и микросоциологические
теории.

Макросоциологические
теории
рассматривают функционирование общества
как единого целого: структурный
функционализм, конфликтная социология.

Функционализм
в том или ином виде присутствовал во
всех социальных теориях, где имелись
принципы системного исследования
общества. Наиболее полно основы
функционализма сформулировал Парсонс
(1902 – 1979) и Мертон (1910).

Парсонс
разработал «теорию социального действия».
Оно заключает в себе: 1) субъект действия
(агент); 2) цель действия; 3) ситуацию
действия; 4) нормативную ориентацию
субъекта. Все эти элементы необходимы
для того, чтобы вообще рационально
описывать действие как таковое. По
концепции Парсонса, человеческое
действие всегда образует системы.
Функционирование общества, его сохранение
обусловлено определёнными предпосылками.
Основные из них: 1) адаптация; 2)
целедостижение; 3) интеграция; 4)
непрерывность системы. На основе
критики структурного функционализма
Парсонса создавались современные
конфликтные теории. Все конфликтологические
направления рассматривают общество
как единое целое, но исходят из того,
что в обществе есть группы людей с
разными интересами. Из-за существования
различных интересов в обществе всегда
присутствует потенциал конфликта.

У
истоков теории
социального конфликта

стоял американский социолог Миллс.
Более чёткую формулировку теория
социального конфликта получила в
работах немецкого социолога
Дарендорфа (1929). Рассмотрел проблему
интереса как фундаментальной категории
теории, так как сам социальный конфликт
непосредственно связан с интересом.
Чтобы понять природу конфликта, важно
понять природу интереса и способы его
осознания действующими субъектами.
Выделяет объективные и субъективные
интересы, которые обнаруживаются с
самого начала конфликта и выступают
как противоположности. Р.Дарендорф
убеждён, что содержание конфликта
связано с отношениями господства и
подчинения, с характером власти.

Микросоциологические
теории
уделяют
основное внимание изучению человеческого
поведения как социального действия. К
ним относятся: символический интеракционизм,
теории обмена, феноменологическая
социология, этнометодология.

Символический
интеракционизм

(Мид, Блумер, Роуз, Стросс) главный акцент
делает на лингвистическую или предметную
сторону коммуникации, особенно на роль
языка в формировании сознания,
человеческого Я и общества. Так, с точки
зрения создателя теории символического
интеракционизма Мида (1863 – 1931), поведение
человека является сугубо социальным,
и индивид может стать человеком только
в социальной среде. В основе символического
интеракционизма лежит представление
о социальной деятельности как совокупности
социальных ролей, которая фиксируется
в системе языковых и других символов.

Теории
обмена
. Хоманс
(1910 – 1989) выдвинул пять взаимосвязанных
постулатов, объясняющих поведение
человека. 1. постулат успеха – состоит
в том, чем чаще действия человека
одобряются, тем вероятнее их воспроизведение.
2. постулат стимула – состоит в утверждении,
что если стимул привёл к действию,
которое оказалось успешным, то в случае
повторения стимула человек будет
стремиться воспроизвести действие. 3.
постулат ценности – чем более ценным
представляется человеку результат его
действия, тем с большей вероятностью
он должен его воспроизвести. 4. постулат
насыщения – голодания: чем регулярнее
вознаграждается поступок, тем менее он
начинает ценить каждое последующее
вознаграждение. 5. постулат агрессии –
одобрения. Если действие не вызывает
ожидаемого вознаграждения, то действующий
субъект будет демонстрировать агрессивное
поведение и наоборот. Эти пять положения
Д. Хоманс переносит на объяснение всех
социальных процессов.

Феноменологическая
социология
.
Огромное влияние на развитие этого
направления оказали труды австрийского
философа Шюца (1899 – 1959). В центре внимания
данного социолога находится проблема
того, как мы понимаем друг друга, как
формируется общее восприятие и общее
представление о мире. Индивиды, согласно
феноменологам, контактируют с окружающим
миром, познают его с помощью чувств.
Однако простого наличия чувств
недостаточно для осмысления мира, так
как люди сталкиваются с неупорядоченной
массой впечатлений, цветов, запахов,
звуков. Поэтому люди организуют окружающий
мир в явления, а затем классифицируют
свой чувственный опыт в виде предметов,
обладающих общими характеристиками.
Люди воспринимают внешний мир через
«типизации».

Этнометодология.
Считают, что вступая во взаимодействие,
каждый индивид имеет представление о
том, как будет или должно протекать это
взаимодействие, причём представления
эти организуются в согласии с нормами
и требованиями, отличными от норм и
требований общепринятого рационального
суждения. Отсюда главный тезис
этнометодологии: «Черты рациональности
поведения должны быть выявлены в самом
поведении».

11.
Системный
подход

— направление методологии исследования,
в основе которого лежит рассмотрение
объекта как целостного множества
элементов в совокупности отношений и
связей между ними, то есть рассмотрение
объекта как системы.

Говоря
о системном подходе, можно говорить о
некотором способе организации наших
действий, таком, который охватывает
любой род деятельности, выявляя
закономерности и взаимосвязи с целью
их более эффективного использования.
При этом системный подход является не
столько методом решения задач, сколько
методом постановки задач. Как говорится,
«Правильно заданный вопрос — половина
ответа». Это качественно более высокий,
нежели просто предметный, способ
познания.

Основные
принципы системного подхода (системного
анализа):
Целостность,
позволяющая рассматривать одновременно
систему как единое целое и в то же время
как подсистему для вышестоящих уровней.
Иерархичность
строения
,
то есть наличие множества (по крайней
мере, двух) элементов, расположенных на
основе подчинения элементов низшего
уровня элементам высшего уровня.
Реализация этого принципа хорошо видна
на примере любой конкретной организации.
Как известно, любая организация
представляет собой взаимодействие двух
подсистем: управляющей и управляемой.
Одна подчиняется другой.
Структуризация,
позволяющая анализировать элементы
системы и их взаимосвязи в рамках
конкретной организационной структуры.
Как правило, процесс функционирования
системы обусловлен не столько свойствами
её отдельных элементов, сколько свойствами
самой структуры.
Множественность,
позволяющая использовать множество
кибернетических, экономических и
математических моделей для описания
отдельных элементов и системы в целом.

12.
Признаки общества и его подсистемы.
Признаки
общества
: 1.
Территория, на кот. происходит консолидация
соц. связей. Территория – основа соц.
пространства, в кот. складываются и
развиваются отношения и взаимодействия
индивидов. 2. Способность поддерживать
и воспроизводить высокую интенсивность
внутр. взаимосвязей, целостность и
устойчивость об-ва. 3. Автономность и
высокий уровень саморугеляции.
Автономность об-ва достигается его
многофункциональностью, т.е. способностью
создавать необх. условия для удовлетворения
разнообразных потребностей индивидов
и предоставлять им широкие возможности
для самоутверждения и самореализации.
4. Большая интегрирующая сила. Об-во
социализирует каждое новое поколение
людей. Подсистемы
об-ва:
1.
Экономическая (отношения в процессе
материал. производства). 2. Социальная
(взаимодействие классов, соц. групп,
слоев). 3. Правовая. 4. Демографическая.
5. Политическая (деятельность гос.
организаций, полит. институтов, партий).
6. Духовная (развитие и взаимодействие
общественного сознания, науки, искусства,
образования).

13.
Соотношение понятий «общество»,
«культура» и «цивилизация».

Общество
представляет собой соц. систему,
обладающую отн. самостоятельностью с
точки зрения критерия равновесия между
такими факторами, как территориально
ориентированная полит. организация,
доступ к экологическим ресурсам,
воспроизводство и социализация населения
и культурная легитимизация системы как
независимого целого. Культура
— система исторически развивающихся
надбиологических программ человеческой
деятельности, поведения и общения,
выступающих условием воспроизводства
и изменения социальной жизни во всех
ее основных проявлениях. Программы
деятельности, поведения и общения,
составляющие корпус К., представлены
многообразием различных форм: знаний,
навыков, норм и идеалов, образцов
деятельности и поведения, идей и гипотез,
верований, социальных целей и ценностных
ориентаций и т.д. В своей совокупности
и динамике они образуют исторически
накапливаемый социальный опыт.
Цивилизация
— в высшей степени эклектичное и
многозначное понятие, могущее обозначать:
1) одно из разнокачественных состояний
общества в его изменении в реальном
историческом времени; 2) этап в эволюции
человеческого общества, пришедший на
смену «первобытному варварству»
(Морган — см.); 3) совокупность организационных
средств (программ деятельности),
посредством которых люди стремятся
достичь тех общественных целей, которые
заданы существующими универсалиями
культуры и фундаментальными символами
последней.

14.Назовите
социокультурные особенности и проблемы
развития российского общества.

Культура
XX столетия едина в своем многообразии.
К общечеловеческим нормам, ценностям,
формам восприятия и оценки мира
человечество приходит в результате
развития и взаимовлияния национальных
культур.
Идеалы
и установки современной культуры
являются сплавом того, что достигло
человечество к концу XX в.В современной
культуре широкое распространение
получили гуманистические
идеалы и принципы
.
Разумеется, гуманизм-достаточно
многообразное понятие. Ренессансный
гуманизм, например, утверждавший мощь
и свободу творческого человеческого
духа, являлся в определенном смысле
элитарным, поскольку его мораль была
индивидуалистической, значимой лишь
для избранных.Важнейшим итогом развития
культуры, воспринятой в нашем столетии,
является установка на научно-рациональное
познание мира и связанная с ней
социокультурная система- наука. Еще в
XIX в. появляются первые признаки того,
что наука стала мировой, объединив
усилия ученых разных стран. Возникла,
развилась в дальнейшем интернационализация
научных связей.
Техногенное
отношение к природе как к средству
удовлетворения не духовных, а сугубо
технических потребностей становится
в первой половине XX в. одной из ведущих
тенденций в развитии культуры.
Космизм
уникальное, интереснейшее явление
современной культуры, значение которого
начинает осознаваться только сейчас,
на пороге третьего тысячелетия.
Это
идея активной эволюции, в которой
выражается новое качество взаимоотношений
человека и природы. Опираясь на
естественно-научные эволюционные
воззрения, традиционно ценимые в России,
космисты выдвинули мысль о неизбежности
развития человека, природы и космоса;
когда сознание, разум становятся ведущей
силой мирового развития, человек берет
на себя ответственность за космическую
эволюцию
.
Он должен проникнутся духом космической
этики.
Однако
культура XX в. отразила тот кризис, в
который медленно входила техногенная
цивилизация. Современное производство,
породившее новый тип цивилизации,
индустриальное общество, привело к
действительному господству безличных
экономических, технологических,
политических структур над живой
человеческой деятельностью, индивидуальным
«Я» подлинной культуры. В результате
в культуре XX в. развилось противоречие,
проявившееся в противостоянии двух
установок: сциентистской и антисциентистской.
Понятие
«сциентизм»
-знание, наука. сциентисты утверждают:
науке все подвластно. Действительно,
современная наука проникла во все поры
современного общества, пронизывая собой
не только промышленность, с/х, но и
политику, административную и военную
сферы. Однако не все в мире

наука.
Например, существует сфера искусства,
вера, человеческие чувства и отношения.
Антисциентизм
появился как реакция на преувеличение
роли науки. Для него характерно принижение
значения научного знания, обвинения
науки в том, что она вызвала возможные
кризисы: экономический, экологический,
национальный. В XX в. человек столкнулся
с проблемами, от решения которых зависит
судьба цивилизации. Эти проблемы названы
глобальными (что значит земной шар). В
чем причина глобальных проблем?

Во-первых,
это целостность современного мира,
которая обеспечивается глубинными
политическими и экономическими связями.
Во-вторых,
кризис мировой цивилизации связан с
возросшей экономической мощью человека,
который никогда не взимал с природы
столько дани, как теперь.
В-третьих,
одной
из причин возникновения глобальных
проблем является неравномерность
развития стран и культуры. Экономическая
и политическая взаимозависимость стран
дополняется информационной.
Суть
новой культуры вырастает из разрушения
характерных для классического
индустриального общества систем, внешне
детерминирующих жизнь личности. Человек
перестает быть элементом технологической,
экономической или политической систем,
где его деятельность жестко определяется
внешними по отношению к его личностной
культуре качествами.
Возникает
новая информационная культура, новые
способы получения информации,
производственной и научной деятельности.
Доступ к информационным сетям, знанию
оказывается определяющей основой для
стратификации, разделения общества.

Обновлено: 11.03.2023

Социология – учение, наука об обществе. Ввёл это понятие Огюст Конт.

Предмет социологии. Основные точки зрения:

Структура социологии, точки зрения:

1) фундаментальная – теоретическое исследование общества и его элементов, методов исследования общественных явлений.

2) эмпирическая социология – сбор фактов, сведений и мнений об общественных процессах.

1) макросоциология – изучение обществ и общества.

2) социология среднего уровня – социология социально-демографических групп, социология старости, социология журналистики, социология торговли и т.д.

3) микросоциология – поведение человека в малых группах: друзья, любовники, семья, влюбленнее.

2. Соотношение социологии и других общественных наук.

Место социологии в системе общественных и социальных наук определяется прежде всего, тем, что социология есть наука об обществе, а, следовательно включает общую социологическую теорию, которая может служить теорией и методологией всех других общественных и гуманитарных наук. Методика и техника изучения человека и его деятельности, методы социального измерения, разрабатываемые социологией, используются всеми другими гуманитарными науками. Кроме того, в современных условиях сложилась система исследований, проводимых на стыке социологии и других отраслей знаний. Их принято называть социальными. Социология как система знаний не может развиваться и выполнять свои функции не взаимодействуя с другими науками.

1) С философией. Это две самостоятельные науки с основополагающими принципами понимания мира. По философии — это единое мировоззрение с высокой степенью абстракционирования. Социология распадается на отдельные части, любое теоретическое положение подкрепляется фактическим материалом. Социология тесно связана с философией. В основе связи — изначальная целостность социальной мысли человечества. Законы, категории, принципы философии лежат в основе понятий социологии общества, общественных отношений, социальных связей, социальных действий и т. п. Философия изучает такие понятия как материя и сознание, социология — социальную структуру, социальные институты, культуру, социальную организацию общества и т. п. Если же философия изучает сущность человека, личности, то социология — личность как социальный тип. Если же философия изучает социальные отношения в их сущностной сути, то социология—социальные взаимодействие и социальные взаимосвязи. Конечно же социология осуществляет задачу, непосильную общей философии — непосредственно перерабатывает конкретные данные общественной жизни.

2) С историей. Социология изучает современное общество. Там, где кончается история начинается социология. Если история концентрирует внимание на изучении социальных явлений вы ступающими уникальными и неповторимыми во времени и пространстве, то социология изучает свойства всего общества которые повторяются во времени и пространстве, то есть становятся общими для всех социокультурных явлений — для всех войн, всех наций, всех религий, всех революций и т. п. и т.д. Несмотря на это различие, связь социологии с историей наиболее тесна и взаимонеобходима. И история и социология имеют объектом изучения общество. История как и социология сталкивается с двумя основными проблемами, во-первых, с наличием определенных социальных закономерностей, и во-вторых, с существованием индивидуальных, неповторимых явлений и процессов, которые оказывают влияние на зигзаги в развитии общества.

3) Экономика, право, психология, педагогика, демография и т.д. Социология дает этим наукам научно-обоснованную теорию о современном обществе и получает от них понятия, методы исследования и результаты, полученные ими.

3. Функции социологии.

— познание человека и общества

— использование данных социологии во всех областях человеческой деятельности

— управленческая – опираясь на знание можно управлять человеком и обществом.

1)Познавательная функция. Социология изучает и объясняет закономерности социального развития на различных уровнях общественной системы. Реализация познавательной функции включает в себя также разработку теории и методов социальных исследований, техники сбора и обработки социальной информации.

2) Прогностическая функция. На основе знания закономерностей общественного развития социология способна строить кратко-, средне- и долгосрочные прогнозы в сфере демографии, социальных структур, урбанизации, уровня жизни, избирательных кампаний и т.п. Такие прогнозы основа разработки рекомендаций для практики политического и социального управления.

3) Функция социального проектирования. В задачу социального проектирования входит разработка оптимальных моделей не только организации различных социальных общностей, например, трудового коллектива или нового города, но и управления для достижения поставленных целей.

4) Социально-технологическая функция. Типичным примером является создание служб социального развития на предприятиях, в крупных организациях, где работают профессиональные социологи. Они занимаются, например, выяснением потенциальной текучести кадров, изучением социально — психологической обстановки в коллективах, управлением социальными конфликтами, управлением избирательных кампаниями и т.д.

5) Управленческая функция. Социология, в особенности прикладная, напрямую связана с управленческой деятельностью. Например, любое изменение режима работы трудового коллектива бессмысленно начинать без анализа нежелательных социальных последствий, иначе срабатывает схема: хотели как лучше, а получилось как всегда.

6) Идеологическая функция. Как и любая др. наука об обществе, социология несет определённую идеологическую нагрузку хотя бы потому, что объясняет состояние общества, общественных процессов, изучает общественное мнение, образ жизни, рейтинг полит. деятелей и т.п. Следует помнить, что наука выполняет свои идеологические функции не защитой догм, а формированием мировоззрения, глубиной научного анализа, терпимостью к различным точкам зрения.

4. Культура как система ценностей, смыслов, образов деятельности индивидов.

В социологии под культурой подразумевается то в социальной жизни, что не определяется биологической природой человека – инстинктами; это искусственное образование, созданное совместными действиями многих поколений людей и воссоздаваемое, поддерживаемое каждым поколением и группой. Под культурой в социологии понимают созданную людьми искусственную предметную и идеальную среду, определяющую социальную жизнь людей.

Все структурные компоненты культуры состоят из определенных элементов, которые представляют собой, во-первых, ценности, которые могут быть как идеальными представлениями людей, социальных групп, общества, так и материальными предметами, имеющими функциональное значение в данном обществе. Например, для сообщества врачей типичной идеальной ценностью является клятва Гиппократа, заключенные в ней нормы профессиональной деятельности и мировоззренческие постулаты. Для современного российского общества основными материальными ценностями являются: квартира, высокооплачиваемая работа, хорошее образование и т. д. Под ценностями мы понимаем идеальные представления и материальные объекты определенных людей и социальных групп, имеющие для них важное значение и определяющие их социальное поведение.

Культура как ценностно-нормативная структура определенным образом формирует общество. В этом проявляется одна из функций культурной динамики. Другими функциями культуры являются:

— социализация, т. е. воспроизводство социального порядка нынешним поколением и передача его следующему поколению;

— социальные контроль, т. е. обусловленность поведения людей определенными нормами и образцами, свойственными данной культуре;

— культурный отбор, т. е. отсеивание негодных, отживших социальных форм и культивирование таких, которые удовлетворяют господствующим в данном обществе ценностям.

6. Диалектика социального и биологического в человеке.

Не менее очевидно, что биологическая и социальная стороны человеческого бытия являются именно сторонами, неразрывно друг с другом связанными, образующими противоречивое единство. Но в таком случае должна быть некая сила, способная соединить в человеке природные и социальные его качества, сила, становящаяся системообразующей в его реальном существовании. Такую роль играет самое, пожалуй, замечательное изобретение человеческого рода культура. Человек понимается, таким образом, не как чисто природное существо и не как чисто социальное, и не как биосоциальный “кентавр”, а как существо трёхстороннее – био-социо-культурное.

Если человек является, как явствует из сказанного, трёхстороней системой – био-социо-культурной, то его изучение предполагает:

Познание целостности человеческого бытия в единстве его сущности и существования, в изоморфизме его филогенеза и онтогенеза, в диалектике общего (общечеловеческого), особенного (личностного, уникального); таково назначение философской антропологии; её проблемное поле – целостное бытие человека, его место в мире, его отношение к природе, обществу, культуре, к другому и самому себе, смысл его существования на земле;

Познание каждой из трёх сторон бытия – биологической, социальной, культурной – в её относительной самостоятельности; речь идёт, следовательно, во-первых, об изучении того, как проявляются в жизни человека на всех её уровнях (родовом, групповом и индивидуальном) и во всех аспектах (структурном, функциональном и эволюционном) законы природы – таково проблемное поле биологической (в частности, медицинской) антропологии; речь идёт, во-вторых, об изучении взаимоотношений человека и общества – таково содержание социальной антропологии, проблемное поле которой определяется тем, что общество даёт человеку и что он даёт обществу, как общество создаёт условия совместного существования и коллективной деятельности людей и как они создают и пересоздают своё общественное бытиё; речь идёт, в-третьих, об изучении взаимодействия человека и культуры – таково содержание культурантропологии; её проблематика – принципы сотворения человеком “второй природы” как “мира человека”, “ноосферы”, искусственной среды обитания, и пути сотворения человека культурой.

Разумеется, все три антропологические дисциплины и лежащая в их основе философская антропология в определённых пунктах пересекаются, накладываются друг на друга, но и в тех своих разделах, в которых выявляется теоретическое своеобразие каждой, они обмениваются информацией, соучаствуют в комплексных, междисциплинарных решениях смежных проблем.

7. Взаимодействие личности и общества как центральное отношение социальной жизни. Варианты взаимодействия личности и общества.

Нужны шпоры по политической социологии,по этносоциологии,соц.культуры и ГМУ.4й курс.Помогите.

зафтро попробую ваши шпорки) спасибо афторам)

пожалуйста пришлите шпоры по социологии кто-нить ,оч надо.буду весьма признательна

Люди добрые, помогите! Пришлите шпоры по социологии!Скоро экзамен

Люди помогите!у кого есть ответы на вопросы по социологии, для 1 курса!по методичку, там 1 часть-52 вопроса.
я очень нуждаюсь в шпорах по самой ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ Если кто-нибудь будет так добр поделиться, я буду весьма признательна
ОБЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ

Пришлите мне пожалуйста шпоры уменя завтро зачет. Помогите.

очень очень нужны шпоры. помогите. спасибо заранее.

Очень нужны шпоры по социологии! Пришлите,пожалуйста! Спасибо!)))

Вы указали неправильный адрес: The email account that you tried to reach does not exist

Доброго времени суток. пришлите пожалуйста и мне..

пожайлуста очень нужны шпоры. HELP.

СПААААААААААААСИБО, слов нет)))) очень помогли!

так что те терять-если ботан. )))предмет етот порядочная куйня. а ты у гугла спроси про шпоры он скажет.

Есть у кого нибудь пример социологического исследования?

Проверим сегодня, надеюсь помогут!

уже седня экзамен,социология в сксит
пожалста помогите

Друзья,есть кто нибудь из дистанционников МЭСИ ? Нужны ответы на тест по социологии

Помогите. нужны шпоры по социологии семьи.

Вышлите,пожалуйста и мне) ОООчень надо.

Очень нужна скорая помощь. Шпоры к кандидатским экзаменам: соц. структура, институты и процессы; история, теория и методология социологии. Пожалуйста, спасите меня

мне нужен ответ по
социологии на вопрос:»примеры социальной личности»

Социология как самостоятельная область знания сформировалась относительно недавно – в 30 годы 19 века. Социология в переводе с латинского означает – “наука об обществе” или “учение об обществе”.

под объектом социологии понимается общество в целом и общественные явления, их функционирования и развитие.

А предметом социологии выступает понятийная схема социальной реальности, в которой ее главные черты и элементы приведены в систему и логически выводятся друг из друга.

Одна из важнейших категорий социологии – “социальное”.

Социальное – возникает в ходе взаимодействия людей и отражает все многообразие их связей и отношений, образующих общественную жизнь. В центре внимания социологов находится человек как активный субъект социальных отношений, социальных структур и организаций.

Объектами социологии являются: микрогруппы (семья, компания друзей); макрогруппы (население города, рабочего поселка, производственные объединения); общность (рабочие, предприниматели, фермеры) и, наконец, общество.

Социология – наука о закономерностях функционирования и развития общества, общественных явлений, понимаемых через призму социальных отношений, взаимосвязей.

2. Функции социологии. Социологические ракурсы.

Функции Направления
Познавательна *получение научных представлений о сущности и содержании социальных явлений;

*изучение характера и закономерностей развития социальных явлений;

*выработка научных прогнозов во всех сферах общества.

*научное обеспечение деятельности управленческих структур.

*определение диапазона возможностей перед субъектами социальных отношений; а также альтернативных сценариев развития вероятных социальных процессов.

*социологическая наука должна быть идеологически нейтральна;

*задача социолога не подменять научный подход идеологическим, а проводить объективный анализ социальных явлений.

Социология использует 5 ракурсов “углов зрения” для наблюдения и объяснения различных групп фактов:

  • демографический (от греческого “демос” — народ) – используется для анализа моделей рождаемости, смерти, миграции, а также влияния этих процессов на социальную реальность;
  • психологический – объясняет поведение человека и представление его о самом себе;
  • общностный – используется при изучении 2-х и более людей;
  • отношенческий – применяется для объяснения взаимоотношений, обусловленных ролями.

Роль – ожидаемое поведение, ассоциируемое со статусом человека;

  • культурологический – используется для анализа поведения индивидов; правила и нормы поведения в обществе рассматриваются как регуляторы поступков.

Все эти пять ракурсов применяются для:

  • анализа информации;
  • нахождения более точного объяснения социальных фактов.

3. Методы социологии.

Методы социологии – правила социального познания, технологический принцип изучения объекта или его предметных областей.

Социология, как и любая другая наука, руководствуется общими критериями научного исследования, такими как:

  • системность исследований;
  • объективность интерпретаций;
  • применение методов: дедукции и индукции, математического и статистического анализа.

Существуют и собственные теоретические методы социологии:

  • структурно-функциональный анализ;
  • сравнительный метод.

Структурно-функциональный метод позволяет устанавливать общие, универсальные закономерности функционального действия социальных систем.

Сравнительный метод опирается на предпосылку, что имеются определенные общие закономерности проявления социального поведения, поскольку в социальной жизни различных народов много общего. Этот метод расширяет кругозор исследования.

4. Структура социологического знания.

Структура социологического знания – упорядоченная совокупность информации, представлений научных понятий об обществе, как динамично функционирующей социальной системе.

В зависимости от объекта исследования социология подразделяется на:

  • общетеоретическую (макросоциология);
  • отраслевую (социология среднего уровня);
  • микросоциологию.

Общетеоретическая социология (как макросоциологическое исследование) изучает общие закономерности функционирования и развития общества как целого.

На этом уровне исследуется взаимодействие, взаимосвязь и взаимозависимость всех сфер общественной жизни (политической, экономической, духовной и др.).

Отраслевая социология (социология среднего уровня) занимается изучением отдельных сфер социальной жизни. В ней выделяют три раздела:

  • исследование социальных институтов (образование, наука, культура, семья и др.);
  • исследование социальных общностей (территориальных образований, этнических общностей, профессиональных групп);
  • исследование социальных процессов (массовых коммуникаций, урбанизации, социальных конфликтов).

Микросоциология – изучает социальные явления и процессы сквозь призму действия и взаимодействия людей, их поведения.

В зависимости от уровня получаемого знания социологию подразделяют на:

Для теоретической социологии – решающее значение имеет глубокое обобщение накопленного фактического материала в области социальной жизни, и создание на этой основе концепций и теорий, объединяющих закономерности развития социальных явлений и процессов.

Для эмпирической социологии в центре исследования находится само накопление, сбор фактического материала и его первичная обработка, включая научный уровень обобщения.

В социологическом исследовании нельзя разрывать эмпирическое и теоретическое, т.к. это две стороны единого целостного процесса познания социальной реальности.

В зависимости от целей и задач социологические исследования подразделяют на:

Фундаментальные исследования – ставят своей целью получение нового знания, открытие новых социальных законов

Прикладные исследования – имеют задачи, связанные с изучением конкретных вопросов социума, поиском решения актуальных общественных проблем.

Эмпирические и теоретические исследования могут иметь как фундаментальную, так и прикладную направленность.

5. Предыстория социологического знания в античности: Платон и Аристотель об идеальном обществе.

Платон (427-347 г.г. до н.э.). В своей работе “Государство” выделил особую роль разделения труда и создал первую теорию стратификации, согласно которой общество делится на три класса:

  • высший (состоящий из мудрецов, управляющих государством);
  • средний (включающий воинов, охраняющих государство от смуты);
  • низший (состоящий из ремесленников и крестьян).

Платон считал, что человеческое общество должно воплотить в жизнь идеальную общественную систему Каждый гражданин должен заниматься своим делом (разделение труда) и не вмешиваться в дела других классов (социальное разделение). Высший класс необходимо лишить частной собственности, которая, по мнению Платона, развращает нравы людей.

Аристотель (384-322 г.г. до н.э.). Он так же как и Платон, делил общество на три класса:

У Аристотеля опорой порядка выступал средний класс. Аристотель учил, что государство лучше всего управляется в том случае, если:

  • бедняки не отстранены от участия в управлении;
  • интересы богатых ограничены;
  • средний класс многочисленнее и сильнее, чем два других.

Он считал, что частная собственность развивает у людей здоровые эгоистические интересы. Несовершенство общества, по мнению мудреца, нужно исправлять моральным улучшением людей и выравниванием их жизненных шансов.

6. Предыстория социологии в Новое время: Н. Макиавелли и Т. Гоббс.

Никколо Макиавелли (1469-1527 г.г.) — итальянский философ, который первым из мыслителей нового времени обратился к идеям Платона и Аристотеля.

Он сформулировал три закона для правителя, желающего добиться успеха.

Первый закон. Действиями людей правит честолюбие и мотив власти. Людьми состоятельными движет страх потерять то, что они имеют, а бедняками – страсть приобрести то, чего их лишили.

Второй закон. Умный правитель не должен выполнять все свои обещания. Чтобы завоевать власть, надо быть добрым, но чтобы удержать ее, надо быть жестким.

Третий закон. Творить зло надо сразу, а добро – постепенно. Наградами люди дорожат, когда они редки, наказания же нужно производить сразу и в больших дозах.

7. Социология О. Конта.

Конт акцентировал внимание на том, что изучение общества должно быть с применением базовых социологических методов: наблюдения, эксперимента, сравнения и исторического анализа.

В созданной им всеобщей классификации наук, социология находилась на самой вершине, выше математики, астрономии, физики, химии и биологии

Метод: наблюдение + эксперимент + классификация + сравнение + исторический метод.

Бесплатные шпоры по социологии с ответами к экзамену [23.09.08]

Чтобы полностью ознакомиться с ответами на экзамен, скачайте файл!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).

Чтобы скачать бесплатно Шпаргалки на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Шпаргалки для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Если Шпаргалка, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Читайте также:

      

  • Астрид линдгрен в стране между светом и тьмой краткое содержание
  •   

  • Жена между нами краткое содержание
  •   

  • Неделя воинской славы в школе с 3 9 декабря
  •   

  • Водоворот чужих желаний краткое содержание
  •   

  • Двое в одном чехов краткое содержание для читательского дневника

1. Социология как наука

Социология — это эмпирическая наука об общественной жизни человека, групп и обществ, занимающаяся как анализом отношений индивидов между собой, так и исследованиями глобальных социальных процессов. Слово «социология» состоит из латинского «социо» и греческого «логос», что означает «наука, или учение об обществе».

Термин «социология» ввел Огюст Конт в работе «Курс позитивной философии» в 1842 г. Это было время крупных открытий в области естественных наук. О. Конт определил предмет и методы социологии, хотя ни одну из своих теорий на практике не проверил. Он также создал теорию индустриального общества, лежащую в основе современной социологии. По Конту, социология должна быть позитивной, опираться на опыт, наблюдение. Идея Конта — уподобить изучение общества изучению природы.

Социологию можно определить как научное изучение специфики общества и социальных отношений. Это наука не об обществе вообще (общество изучают социальная философия, история, политология, юридические науки, культурология), а об обществе в социально-человеческом смысле, о человеке в обществе. Человек способен познавать мир, оценивать его с личных и общественных позиций, исходя из определенных ценностей, осмысливать окружающую действительность и на этой основе строить поведение, учитывая влияние макросреды (всех общественных отношений) и микросреды (непосредственного окружения).

Социология — наука, изучающая современное общество через призму интересов и потребностей тех социальных групп, которые его составляют. Это не только теория, но и методология, т. е. такой уровень теоретического знания, который интерпретирован на языке социологии, позволяющем оперировать информацией, переложенной на язык индикаторов и показателей. Например, сознание может быть представлено через набор таких компонентов, как знание, оценка, настроение, мотивы, ценности, установки, ориентации и т. п. Оперирование этими показателями позволяет наполнить содержанием те понятия, которые на уровне социальной философии или социальной психологии не требуют такой детализации и конкретизации.

Социологию особенно интересует социальная жизнь в современном мире, стремительные перемены в человеческих обществах, произошедшие в последние два века.

Практический смысл социологии — участие в совершенствовании общества, которое в принципе поддается такому совершенствованию. Могут быть найдены познавательные инструменты, позволяющие выявить законы развития общества.

Полезная шпаргалка по социологии к экзамену [03.02.11]

Тема: Полезная шпаргалка по социологии к экзамену

Раздел: Бесплатные рефераты по социологии

Тип: Шпаргалка | Размер: 71.71K | Скачано: 849 | Добавлен 03.02.11 в 16:18 | Рейтинг: +16 | Еще Шпаргалки

Вопросы к экзамену:
1. Социология как наука: структура и уровни социологического знания. Особенности социального познания.
2. Функции социологической науки.
3. Нация как социально-этническая общность
4. Г. Спенсер и его органическая теория общества.
5. Э. Дюрктейм и его теория эволюционного развития общества.
6. Общесоциологическая теория К.Маркса и Ф.Энгельса и современность
7. Современная западная социология: основные направления.
8. Субъективное направление в русской социологии (П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский).
9. Соотношение социологии с другими общественными науками (социальной философией, политологией и историей).
10. Социология «легального марксизма» (П. Струве, М. Туган — Барановский).
11. Социальная мобильность и ее разновидности
12. Психологическое направление в русской социологии (Е.В.Де-Роберти, Н.И.Кареев, Л.И.Петражицкий).
13. Социализация личности. Проблемы социальной зрелости личности
14. Концепция социального плюрализма М.М.Ковалевского
15. Бюрократия как социальный слой
16. Опрос как основной вид социологического исследования. Его разновидности возможности и ограничения опросного метода
17. Семья как социальный институт. Типы семьи
18. Социальные функции семьи.
19. Семья и брак в современном обществе. Проблемы стабильности семейно – брачных отношений
20. Социологическое исследование: понятие, виды, основные этапы.
21. Предприниматели как социальный слой
22. Интеллигенция в социальной структуре российского общества
23. Интегральная социология П.А.Сорокина
24. Наблюдение как метод социологического исследования.
25. Понятие социальной роли
26. О. Конт – родоначальник социологической науки.
27. Программа и план в социологическом исследовании
28. Причины, функции и субъекты социальных конфликтов.
29. Метод «фокус – групп» в социальном исследовании.
30. Обработка, анализ и использование результатов социологических исследований.
31. Социальный статус и его виды
32. Общественное мнение: понятие, сущность. Причины формирования и проявления общественного мнения.
33. Этнический конфликт как разновидность социального конфликта. Причины возникновения этнических конфликтов и способы урегулирования.
34. Теория классов и классовых отношений в социологии.
35. Анализ документов как метод сбора социологической информации.
36. Рабочий класс в современном российском обществе, его социальный облик.
37. Социальная стратификация и социальная мобильность в современном российском обществе
38. Этническая социология ее содержание
39. Культура, ее основные элементы. Понятие и виды субкультуры
40. “Понимающая” социология М.Вебера
41. Крестьянство в социальной структуре общества. Проблемы развития фермерства.
42. Маргинализация, как явление современного общества.
43. Теория социальной стратификации
44. Метод экспертной оценки в социологическом исследовании
45. Виды и формы протекания социальных конфликтов в современной России
46. Социальные институты и организации. Их виды и функции

Чтобы полностью ознакомиться с ответами на экзамен, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+16


Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Шпаргалки на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Шпаргалки для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Шпаргалка, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

  • Шпаргалка для телефона по социологии на экзамен
  • Шпора для телефона по социологии на экзамен
  • Ответы к экзаменам по социологии
  • Шпаргалка к экзамену по социологии
  • Ответы на вопросы к экзамену по социологии
  • Бесплатная шпаргалка по социологии для экзамена
  • Ответы к экзамену по социологии
  • Бесплатные шпоры по социологии с ответами к экзамену
  • Шпоры по социологии с ответами к зачету
  • Бесплатные шпоры по социологии к экзамену
  • Бесплатная шпора по социологии для экзамена
  • Ответы на экзаменационные вопросы по социологии

Социология — это наука, изучающая отношения между людьми, которые принадлежат сообществу или различным группам и составляют общество. Социология принадлежит к группе социальных наук.

Термин «социология» в переводе означает «учение об обществе» (от латинского societas — общество, компания, ассоциация + греческий logos — слово, учение, причина).

Социолог

Социолог — это тот, кто изучает общество и социальное поведение, исследуя группы, культуры, организации, общества и социальные движения, которые люди развивают.

Большинство социологов работают в исследовательских организациях, колледжах и университетах, региональном и федеральном правительстве, а также в консалтинговых компаниях.

Что изучает социология

Объект социологического изучения — общество. Предмет изучения социологии охватывает анализ всех явлений взаимодействий между людьми и общностей, социальных слоёв, социальной мобильности, ценностей, организаций, норм и законов, конфликтов и форм сотрудничества, которые появляются через социальные отношения, это социальная жизнь общества.

Слово «социальное» относится к жизни общества в связи их взаимоотношений.

Социология изучает взаимоотношения формальностей, которые существуют в обществах и в жизни вообще.

Поскольку социология касается фактов и реальности, она не устанавливает правила социума или особенностей человеческого поведения, поскольку это является целью социальных философии и этики.

Социология охватывает много разных областей, в том числе военную социологию и социологию бизнеса, социологию искусства и социологию кино, социологию молодёжи и социологию детства, социологию города, социологию науки, экологическую социологию и многие другие.

Благодаря исследованиям явлений, которые повторяются в социальных взаимодействиях, социологи наблюдают общие закономерности для формулирования теорий о социальных фактах.

Методы исследования социологии включают качественные методы (подробное описание ситуаций и поведения) и количественные (статистический анализ).

Появление социологии

Слово «социология» было создано Огюстом Контом (1798-1857), но сама концепция возникла через социальную и философскую мысль эпохи Просвещения (например, в Монтескьё и Томасе Гоббсе) и в немецком идеализме (например, Георг Вильгельм Фридрих Гегель).

Социология возникла в восемнадцатом веке как дисциплина, изучающая последствия двух великих событий: Промышленной революции и Французской революции. Обе революции вызвали огромные экономические, политические и культурные изменения в обществе того периода.

Термин «социология» впервые был использован французским философом Огюстом Контом (Исидор Мари Огюст Франсуа Ксавье Конт) в его «Курсе позитивной философии», опубликованном в 1830 году в попытке объединить исследования, связанные с человеком, такие как история, психология и экономика.

Позитивистская социологическая концепция, основанная Контом, позднее была продолжена Эмилем Дюркгеймом. Другие важные социологические течения были инициированы Карлом Марксом, Максом Вебером и Гербертом Спенсером.

Теоретическая и прикладная социология

Социология имеет два главных раздела: прикладной и теоретический.

Теоретическая социология изучает самые обобщённые закономерности группы людей («коллектива», «профессии», «общества», «страны» и т. д.). А социология прикладная, в свою очередь, направляет своё внимание на предоставление результатов в фактическом виде.

Допустим, социология проводит сбор данных касательно жизни одной группы людей, чтобы применить эти результаты для достижения каких-либо своих целей.

Действие прикладной социологии можно понятно видеть на примере политических выборов. Социологи делают опрос жителей с намерением посоветовать политикам, что и как им нужно обещать избирателям, в каких тональностях им нужно говорить, даже как им нужно одеваться и в каких местах выступать.

Теоретическая социология, в свою очередь, основательно отталкивается от данных прикладной. Прикладная социология снабжает теоретическую данными для её построений.

Сухая теория без фактического содержания неинтересна. Прикладная социология — это область науки, в наибольшей степени приближённая к практике. Она ориентирована на применение приобретённых сведений, чтобы решить жизненно важные, практические и реальные дилеммы социума.

Экономическая социология

Экономическая социология исследует социальные аспекты роста экономики, её воздействие на деятельность, кругозор, поступки, восприятие индивидуальности и социальных сообществ.

Экономическая социология нацелена изучать социальные аспекты и результаты прогресса экономической деятельности социума в рыночных взаимоотношениях. А также содействовать эффективности социального механизма развития экономики и принимаемых административных распоряжений, с целью повышения качества жизни населения.

По мнению экономистов, это, в основном, макроэкономические закономерности эволюции социума. В понимании социологов — это социальные взаимоотношения в области экономики и экономическое поведение.

Однако социальные и экономические закономерности тесно связаны между собой, и для того, чтобы понять предмет экономической социологии, это является наиважнейшим фактом.

Социология права

Социология права — это отрасль социологии, которая изучает то, как работает закон на практике, а не в теории. Это направление, которое находится между юриспруденцией и социологией.

Социология права изучает: кто, как и при каких обстоятельствах действует с применением закона. Эта социология заинтересована в действиях полиции, прокуратур, судов и прочих.

Она анализирует, какие у них есть организационные мотивы, будничные мнения и техники социализации, а также как это доводит до того, что написанные на бумаге законы превращаются в стабильные технологии. Ещё её интересует то, как разные люди воспринимают и применяют законы.

Социология религии

Это другая отрасль социологии, которая исследует взаимоотношения между обществом и религией; изучает то, как религия, как социальный институт, взаимодействует с другими социальными институтами в социуме, исследует темы религиозности, психологии верующих, секуляризации (движение в сторону снижения значимости религии в жизни социума).

В главные темы, обсуждаемые социологией религии, входят:

  • анализ религии как социального явления;
  • свойства функционирования религии в социуме;
  • устройство и компоненты религиозного комплекса;
  • социальные функции религии;
  • возможные направления эволюции сегодняшних религий и нынешняя религиозная ситуация;
  • социологические теории в религии;
  • классификации религиозных организаций.

Социология Эмиля Дюркгейма

durkheim
Эмиль Дюркгейм

Эмиль Дюркгейм был французским социологом, который занял видное место в конце 19-го и начале 20-го веков. Вместе с Карлом Марксом и Максом Вебером он считается одним из главных основателей современной социологии.

В труде Дюркгейма, как исследователя и теоретика, основное внимание было уделено тому, как общество может формироваться и функционировать, или как оно может поддерживать стабильность и порядок. По этой причине он считается создателем функциональной перспективы в социологии.

Дюркгейма больше всего интересовало, что именно объединяет общество. Он сосредоточился на совместном опыте, перспективах, ценностях, убеждениях и поведении. Это позволяло людям чувствовать, что они являлись частью группы, они работали вместе для поддержания этой группы в общих интересах.

В сущности, работа Дюркгейма была больше связана с культурой, и поэтому она остаётся актуальной и важной для того, как социологи изучают культуру сегодня, в наши дни.

Его вклад используется, чтобы понять, что удерживает нас вместе как социум, а также, что разделяет, и как мы с этими раскалываниями справляемся (или нет).

Отрасли социологии

Социология рассматривается сравнительно юной наукой, которая ещё не закончила своё формирование. Однако уже существует большое количество её отраслей, например:

  • Социология запаха;
  • Историческая социология;
  • Социология семьи;
  • Социология управления;
  • Социология знания;
  • Социология пространства;
  • Социология конфликта;
  • Социология образования;
  • Этносоциология;
  • Социология культуры или культурсоциология;
  • Социология труда;
  • Социология личности;
  • Социология политики или политическая социология.

Смотрите также, что такое Культура, Философия и Основные институты общества.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Социология что сдавать егэ
  • Социология урфу какие экзамены
  • Социология примеры егэ
  • Социология права ответы к экзамену
  • Социология подготовка к егэ

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии