Социология. Социальный статус.
План.
- Статус. Социальный статус. Понятие.
- Виды социальных статусов.
- Иерархия статусов. Статусный ранг.
- Компоненты социального статуса.
- Статусный набор.
Социальный статус.
Статус (лат) – состояние, положение.
Социальный статус – социальное положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением и др.
Виды социальных статусов.
По положению индивида в группе:
- социальный статус— положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы во взаимоотношениях с другими группами; в процессе взаимодействия с другими индивидами каждый человек выполняет определенные социальные функции;
- личный статус — положение индивида в малой группе, зависящее от того, как его оценивают ее члены в соответствии с его личными качествами (активист, душа компании).
По временным рамкам, влиянию на жизнь индивида в целом:
- основной статус определяет главное в жизни человека
- неосновной статус влияет на детали поведения человека.
По способу приобретения статуса.
- Предписанный – статус, в котором человек рожден или который назначается ему по прошествии времени, социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом независимо от заслуг личности; ( возраст, пол, раса, национальность, королевская семья, родственники в законе).
- Достигаемый— статус, который человек получил благодаря своим усилиям, желанию или везению, приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека (профессия, муж, миллионер, чемпион мира).
- Смешанный обладает чертами предписанного и достигаемого статусов, это статус, одновременно сочетающий в себе признаки разных видов социальных статусов (инвалид, Герой РФ, безработный, ребёнок олигарха, наследующий его бизнес, и др.)
Иерархия статусов:
- межгрупповые статусы — между статусными группами;
- внутригрупповые статусы —между статусами индивидов в рамках одной группы.
Место в иерархии статусов называется статусным рангом.
Статусный ранг:
- высокий,
- средний,
- низкий.
Компоненты социального статуса:
- статусные права и обязанности – это то, что должен и может делать носитель того или иного статуса;
- статусный диапазон– установленные рамки, в пределах которых осуществляются права и обязанности; сокращение межстатусной дистанции называется фамильярностью;
- статусные символы – внешние знаки отличия носителей того или иного статуса (военная форма, манеры поведения, стиль одежды и др.);
- статусный образ или имидж-совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен выглядеть и вести себя индивид в соответствии со своим статусом;
- статусная идентификация – определение степени соответствия своему статусу.
Статусный набор — совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом.
Престиж — оценка обществом значимости тех или иных позиций, занимаемых индивидами или различными группами в обществе.
Авторитет — степень признания обществом личных и деловых качеств индивидов. Он отражает степень влияния отдельной личности в группе или обществе.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
в условии
в решении
в тексте к заданию
в атрибутах
Категория:
Атрибут:
Всего: 191 1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–80 …
Добавить в вариант
Задания Д22 C3 № 1880
Как, по мнению автора, соотносятся понятия «социальная роль» и «социальный статус»? Укажите два выделенных автором аспекта. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «социальный статус».
Показать
1
На основе текста приведите любое авторское определение социальной роли и укажите ее отличительную черту.
Предметная область: Социальные отношения. Социальная роль
2
Автор обращает внимание на то, что весь ролевой репертуар живет в каждом из нас одновременно. Опираясь на знания и социальный опыт, покажите, как одни социальные роли могут вступать в противоречие с другими. Приведите три примера возможных ролевых конфликтов.
Предметная область: Социальные отношения. Социальная роль, Социальные отношения. Социальный конфликт
3
Выпишите из текста любое положение, содержащее авторские примеры социальных ролей. Выберите любые две из этих социальных ролей и опишите поведение, которое им соответствует.
Предметная область: Социальные отношения. Социальная роль
4
Как, по мнению автора, соотносятся понятия «социальная роль» и «социальный статус»? Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «социальный статус».
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Предметная область: Социальные отношения. Социальная роль
На основе текста приведите любое авторское определение социальной роли и укажите ее отличительную черту.
Показать
1
Автор обращает внимание на то, что весь ролевой репертуар живет в каждом из нас одновременно. Опираясь на знания и социальный опыт, покажите, как одни социальные роли могут вступать в противоречие с другими. Приведите три примера возможных ролевых конфликтов.
Предметная область: Социальные отношения. Социальная роль, Социальные отношения. Социальный конфликт
2
Выпишите из текста любое положение, содержащее авторские примеры социальных ролей. Выберите любые две из этих социальных ролей и опишите поведение, которое им соответствует.
Предметная область: Социальные отношения. Социальная роль
3
Задания Д22 C3 № 1880
Как, по мнению автора, соотносятся понятия «социальная роль» и «социальный статус»? Укажите два выделенных автором аспекта. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «социальный статус».
Предметная область: Социальные отношения. Социальная роль
Предметная область: Социальные отношения. Социальная роль
Выпишите из текста любое положение, содержащее авторские примеры социальных ролей. Выберите любые две из этих социальных ролей и опишите поведение, которое им соответствует.
Показать
1
На основе текста приведите любое авторское определение социальной роли и укажите ее отличительную черту.
Предметная область: Социальные отношения. Социальная роль
2
Автор обращает внимание на то, что весь ролевой репертуар живет в каждом из нас одновременно. Опираясь на знания и социальный опыт, покажите, как одни социальные роли могут вступать в противоречие с другими. Приведите три примера возможных ролевых конфликтов.
Предметная область: Социальные отношения. Социальная роль, Социальные отношения. Социальный конфликт
3
Задания Д22 C3 № 1880
Как, по мнению автора, соотносятся понятия «социальная роль» и «социальный статус»? Укажите два выделенных автором аспекта. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «социальный статус».
Предметная область: Социальные отношения. Социальная роль
Предметная область: Социальные отношения. Социальная роль
Что, на взгляд автора, связывает социальный статус и социальную роль? В чём выражается эта связь?
Показать
1
Какие три основные функции одежды как социального символа выделяет автор? Используя обществоведческие и исторические знания, проиллюстрируйте любые две из них примерами.
Предметная область: Социальные отношения. Социальная роль
Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2013 по обществознанию., Демонстрационная версия ЕГЭ—2014 по обществознанию.
2
Приведите положение текста, отражающее соотношение статуса личности, с одной стороны, и круга и объёма прав и обязанностей, которыми она обладает, — с другой. Опираясь на обществоведческие знания, приведите два аргумента, обосновывающих это положение.
Предметная область: Социальные отношения. Социальная роль
Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2013 по обществознанию.
3
Задания Д22 C3 № 2646
Какие два условия необходимы для закрепления ролевого поведения в качестве социальной нормы? Как общество поддерживает правильность выполнения социальных норм? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «социальная норма».
Предметная область: Социальные отношения. Социальная роль
Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2013 по обществознанию.
Предметная область: Социальные отношения. Социальная роль
Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2013 по обществознанию.
Задания Д22 C3 № 9797
Как, по мнению автора, связаны социальный статус и социальные роли? Как происходит усвоение социальных ролей? Каково место социального контроля в этом процессе? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «социализация».
Показать
1
Что автор называет социальным статусом? Какие три вида социальных статусов он выделил?
2
На примере роли ученика школы проиллюстрируйте два ролевых ожидания (формальное и неформальное) и две санкции (формальную и неформальную).
3
Предположите, от чего зависит выбор человеком своего главного статуса. Используя текст и факты общественной жизни, выскажите два предположения и кратко поясните каждое из них.
4
Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «социализация».
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Автор обращает внимание на то, что весь ролевой репертуар живет в каждом из нас одновременно. Опираясь на знания и социальный опыт, покажите, как одни социальные роли могут вступать в противоречие с другими. Приведите три примера возможных ролевых конфликтов.
Показать
1
На основе текста приведите любое авторское определение социальной роли и укажите ее отличительную черту.
Предметная область: Социальные отношения. Социальная роль
2
Выпишите из текста любое положение, содержащее авторские примеры социальных ролей. Выберите любые две из этих социальных ролей и опишите поведение, которое им соответствует.
Предметная область: Социальные отношения. Социальная роль
3
Задания Д22 C3 № 1880
Как, по мнению автора, соотносятся понятия «социальная роль» и «социальный статус»? Укажите два выделенных автором аспекта. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «социальный статус».
Предметная область: Социальные отношения. Социальная роль
Предметная область: Социальные отношения. Социальная роль, Социальные отношения. Социальный конфликт
Что автор называет социальной ролью? Как автор объяснил связь социального статуса и социальных ролей человека?
Показать
1
Автор считает наличие социальных ролей в обществе способом социального контроля. Используя текст и обществоведческие знания, объясните мнение автора. Конкретизируйте его на примерах ролей покупателя и пешехода.
2
Какие два аспекта связи социальной роли и личности индивида указал автор? Используя текст и обществоведческие знания, поясните каждый аспект.
3
Задания Д22 C3 № 8969
Что автор назвал диапазоном ролевой свободы? Опираясь на знания обществоведческого курса, покажите диапазон ролевой свободы на примере роли ученика.
Выберите верные суждения о социальных ролях и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Cоциальная роль — это общественная оценка значимости того положения, которое человек занимает в социальной структуре.
2) Cоциальная роль всегда отражает место человека в общественной иерархии.
3) Cоциальная роль предполагает следование ожидаемой модели поведения.
4) Cоциальная роль является неотъемлемым атрибутом социального статуса.
5) Один человек, как правило, имеет сразу несколько социальных ролей.
Выберите верные суждения о социальных ролях и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) На выполнение социальной роли человеком влияют его индивидуальные качества.
2) Ролевые ожидания делают социальное поведение людей в значительной степени предсказуемым.
3) Социальный статус человека не влияет на выполнение им социальных ролей.
4) Индивид всегда выполняет одновременно только одну социальную роль.
5) Ролевые нормативные требования являются элементом системы социальных норм, принятых данным обществом.
Выберите верные суждения о социальном статусе и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В современном обществе социальный статус многих людей многократно меняется.
2) Социальный статус выступает динамическим выражением социальной роли.
3) Отдельные статусные позиции люди получают при рождении.
4) Одним из важных критериев социального статуса человека в современном обществе выступает уровень образования.
5) Социологи различают устойчивый и переменный статусы.
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «социальная роль»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о взаимосвязи социальной роли и социального статуса;
− одно предложение, раскрывающее суть ролевого конфликта.
Что автор называет социальным статусом? Какие три вида социальных статусов он выделил?
Показать
1
На примере роли ученика школы проиллюстрируйте два ролевых ожидания (формальное и неформальное) и две санкции (формальную и неформальную).
2
Предположите, от чего зависит выбор человеком своего главного статуса. Используя текст и факты общественной жизни, выскажите два предположения и кратко поясните каждое из них.
3
Задания Д22 C3 № 9797
Как, по мнению автора, связаны социальный статус и социальные роли? Как происходит усвоение социальных ролей? Каково место социального контроля в этом процессе? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «социализация».
Задания Д26 C4 № 885
В чем выражается взаимосвязь социальных статусов и ролей? Покажите ее на трех конкретных примерах. Сначала укажите социальный статус, затем сформулируйте в виде примера соответствующую ему социальную роль. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
Предположите, от чего зависит выбор человеком своего главного статуса. Используя текст и факты общественной жизни, выскажите два предположения и кратко поясните каждое из них.
Показать
1
Что автор называет социальным статусом? Какие три вида социальных статусов он выделил?
2
На примере роли ученика школы проиллюстрируйте два ролевых ожидания (формальное и неформальное) и две санкции (формальную и неформальную).
3
Задания Д22 C3 № 9797
Как, по мнению автора, связаны социальный статус и социальные роли? Как происходит усвоение социальных ролей? Каково место социального контроля в этом процессе? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «социализация».
Какое определение социального статуса дано автором? Какую роль, по мнению автора, играет семья в формировании социального статуса человека?
Показать
1
Какие три типа построения властных отношений в семье названы в тексте? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите пример того, как принимаются решения по важным вопросам семейной жизни в семьях каждого из указанных типов.
2
Используя текст и обществоведческие знания, укажите три проявления кризиса семьи в современном обществе, о котором пишет автор.
3
Назовите три функции семьи, указанные автором. Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё одну функцию семьи, не указанную в тексте.
Задания Д22 C3 № 2646
Какие два условия необходимы для закрепления ролевого поведения в качестве социальной нормы? Как общество поддерживает правильность выполнения социальных норм? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «социальная норма».
Показать
1
Что, на взгляд автора, связывает социальный статус и социальную роль? В чём выражается эта связь?
Предметная область: Социальные отношения. Социальная роль
Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2013 по обществознанию.
2
Какие три основные функции одежды как социального символа выделяет автор? Используя обществоведческие и исторические знания, проиллюстрируйте любые две из них примерами.
Предметная область: Социальные отношения. Социальная роль
Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2013 по обществознанию., Демонстрационная версия ЕГЭ—2014 по обществознанию.
3
Приведите положение текста, отражающее соотношение статуса личности, с одной стороны, и круга и объёма прав и обязанностей, которыми она обладает, — с другой. Опираясь на обществоведческие знания, приведите два аргумента, обосновывающих это положение.
Предметная область: Социальные отношения. Социальная роль
Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2013 по обществознанию.
4
Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «социальная норма».
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Предметная область: Социальные отношения. Социальная роль
Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2013 по обществознанию.
На примере роли ученика школы проиллюстрируйте два ролевых ожидания (формальное и неформальное) и две санкции (формальную и неформальную).
Показать
1
Что автор называет социальным статусом? Какие три вида социальных статусов он выделил?
2
Предположите, от чего зависит выбор человеком своего главного статуса. Используя текст и факты общественной жизни, выскажите два предположения и кратко поясните каждое из них.
3
Задания Д22 C3 № 9797
Как, по мнению автора, связаны социальный статус и социальные роли? Как происходит усвоение социальных ролей? Каково место социального контроля в этом процессе? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «социализация».
Какие три основные функции одежды как социального символа выделяет автор? Используя обществоведческие и исторические знания, проиллюстрируйте любые две из них примерами.
Показать
1
Что, на взгляд автора, связывает социальный статус и социальную роль? В чём выражается эта связь?
Предметная область: Социальные отношения. Социальная роль
Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2013 по обществознанию.
2
Приведите положение текста, отражающее соотношение статуса личности, с одной стороны, и круга и объёма прав и обязанностей, которыми она обладает, — с другой. Опираясь на обществоведческие знания, приведите два аргумента, обосновывающих это положение.
Предметная область: Социальные отношения. Социальная роль
Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2013 по обществознанию.
3
Задания Д22 C3 № 2646
Какие два условия необходимы для закрепления ролевого поведения в качестве социальной нормы? Как общество поддерживает правильность выполнения социальных норм? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «социальная норма».
Предметная область: Социальные отношения. Социальная роль
Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2013 по обществознанию.
Предметная область: Социальные отношения. Социальная роль
Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2013 по обществознанию., Демонстрационная версия ЕГЭ—2014 по обществознанию.
Приведите положение текста, отражающее соотношение статуса личности, с одной стороны, и круга и объёма прав и обязанностей, которыми она обладает, — с другой. Опираясь на обществоведческие знания, приведите два аргумента, обосновывающих это положение.
Показать
1
Что, на взгляд автора, связывает социальный статус и социальную роль? В чём выражается эта связь?
Предметная область: Социальные отношения. Социальная роль
Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2013 по обществознанию.
2
Какие три основные функции одежды как социального символа выделяет автор? Используя обществоведческие и исторические знания, проиллюстрируйте любые две из них примерами.
Предметная область: Социальные отношения. Социальная роль
Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2013 по обществознанию., Демонстрационная версия ЕГЭ—2014 по обществознанию.
3
Задания Д22 C3 № 2646
Какие два условия необходимы для закрепления ролевого поведения в качестве социальной нормы? Как общество поддерживает правильность выполнения социальных норм? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «социальная норма».
Предметная область: Социальные отношения. Социальная роль
Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2013 по обществознанию.
Предметная область: Социальные отношения. Социальная роль
Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2013 по обществознанию.
Выберите верные суждения о социальных ролях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социальная роль является динамической составляющей социального статуса.
2) Неприязненные отношения между соседями служат примером ролевого конфликта.
3) К типичным социальным ролям относится роль потребителя.
4) В ролевом репертуаре личности различают главные и второстепенные роли.
5) Выбор ролевого поведения определяется только внутренними установками личности.
Всего: 191 1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–80 …
В рамках социологического знания огромное значение имеет изучение положения личности в обществе, т. е. социального положения индивида, которое определяется понятием «социальный статус личности».
Социальный статус (от лат. status – положение, состояние) личности – это положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии со своим возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением.
В социологии выделяют следующие виды социальных статусов личности.
Социальный статус
• Статусы, определяемые положением индивида в группе:
– социальный статус – положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы во взаимоотношениях с другими группами;
– личный статус – положение индивида в малой группе, зависящее от того, как его оценивают ее члены в соответствии с его личными качествами.
• Статусы, определяемые временными рамками, влиянием на жизнь индивида в целом:
– основной статус определяет главное в жизни человека;
– неосновной статус влияет на детали поведения человека.
• Статусы, приобретаемые или не приобретаемые в результате свободного выбора:
– предписанный статус – социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом независимо от заслуг личности;
– смешанный статус обладает чертами предписанного и достигаемого статусов;
– достигаемый статус приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека.
Любой человек занимает несколько позиций, так как участвует во множестве групп и организаций, и соответственно он характеризуется статусным набором.
Статусный набор – совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом.
Существует определенная иерархия статусов: межгрупповая – имеет место между статусными группами; внутригрупповая – имеет место между статусами индивидов в рамках одной группы.
Место в иерархии статусов называется статусным рангом . Выделяют следующие виды статусных рангов: высокий, средний, низкий .
Противоречия в межгрупповой и внутригрупповой иерархиях проявляются в расхождении статусов, которое возникает при двух обстоятельствах:
– когда индивид имеет высокий статусный ранг в одной группе и низкий – в другой;
– когда права и обязанности одного статуса несовместимы с правами и обязанностями другого (например, статус депутата несовместим со статусом министра).
При характеристике любого социального статуса выделяют следующие компоненты.
Индивид не только обладает определенным социальным статусом, его постоянно оценивают другие люди, группы и общество, в котором он живет. Это находит свое выражение в понятиях «престиж» и «авторитет».
Престиж – оценка обществом значимости тех или иных позиций, занимаемых индивидами.
Авторитет – степень признания обществом личных и деловых качеств индивидов.
Престижность того или иного статуса формируется под влиянием двух факторов: реальная полезность тех социальных функций, которые выполняет человек и система ценностей, характерная для данного общества.
Некоторые черты, влияющие на социальное положение человека, имеют объективный характер, т. е. не зависят от его желаний (национальность, пол, происхождение и пр.). Но главное, что определяет социальный статус, социальное положение, авторитет и престиж личности, – это образование, квалификация и другие личные и социально значимые качества.
Значение социальных статусов выражается в том, что они определяют содержание и характер социальных отношений;
выступают в качестве структурных элементов социальной организации общества, обеспечивающих социальные связи между субъектами общественных отношений.
Общество не только формирует социальные статусы, но и создает механизмы их воспроизводства, регулируя распределение индивидов по определенным социальным позициям. Соотношение различных статусов в социальной структуре – существенная характеристика общества, его социальной и политической организации.
Образец задания B3. Установите соответствие между видом статуса и отдельным статусом личности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).
Ответ: 21121.
В рамках социологического знания значение имеет изучение положения личности в обществе, то есть социального положения индивида, которое определяется понятием «социальныйстатусличности».
Социальныйстатус(отлат.status—положение,состояние)личности―это положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии со своим возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением.
Виды социальных статусов личности
1. Статусы, определяемые положением индивида в группе :
-
социальныйстатус— положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы во взаимоотношениях с другими группами
-
личныйстатус— положение индивида в малой группе, зависящее от того, как его оценивают ее члены в соответствии с его личными качествами
2. Статусы, определяемые временными рамками, влиянием на жизнь индивида в целом:
-
основнойстатусопределяет главное в жизни человека
-
неосновнойстатусвлияет на детали поведения человека
3. Статусы, приобретаемые или не приобретаемые в результате свободного выбора:
-
предписанныйстатус— социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом независимо от заслуг личности, статус, полученный не по собственной воле(например, раса, пол, кровно-родственные отношения — дочь, сын, брат, сестра и т.п.)
-
смешанныйстатусобладает чертами предписанного и достигаемого статусов(например, не добровольно безработный, полученная инвалидность)
-
достигаемыйстатусприобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека(например, студент, директор, член партии, муж, жена и другие)
Социальный набор
Любой человек занимает несколько позиций, так как участвует во множестве групп и организаций, и соответственно он характеризуется статусным набором.
Статусныйнабор― это совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом.
Существует определенная иерархия статусов :
-
межгрупповая— имеет место между статусными группами
-
внутригрупповая— имеет место между статусами индивидов в рамках одной группы
Статусныйранг― это место в иерархии статусов.
Выделяют следующие виды статусных рангов:
-
высокий
-
средний
-
низкий
Противоречия в межгрупповой и внутригрупповой иерархиях проявляются в расхождении статусов, которое возникает при двух обстоятельствах :
-
когда индивид имеет высокий статусный ранг в одной группе и низкий — в другой(например, мужчина является главой своей семьи, но на работе является служащим низшего чина)
-
когда права и обязанности одного статуса несовместимы с правами и обязанностями другого (например, статус депутата несовместим со статусом министра)
Компоненты социального статуса
При характеристике любого социального статуса выделяют следующие компоненты:
Компонент |
Его характеристика |
Статусные права и обязанности |
Определяют то, что носитель данного статуса может делать и что он должен делать. |
Статусный диапазон |
Установленные рамки, в которых осуществляются статусные права и обязанности индивида. |
Статусные символы |
Внешние знаки отличия, позволяющие разграничивать носителей разных статусов (военнослужащие носят форму, у каждого сословия и класса свой стиль одежды и своя атрибутика). |
Статусный образ (имидж) |
Совокупность представлений о том, как должен выглядеть и вести себя индивид в соответствии со своим статусом. |
Статусная идентификация |
Определение степени соответствия индивида своему статусу. |
Индивид не только обладает определенным социальным статусом, его постоянно оценивают другие люди, группы и общество, в котором он живет. Это находит свое выражение в понятиях « престиж »и « авторитет ».
Престиж и авторитет
- Престиж― это оценка обществом значимости тех или иных позиций, занимаемых индивидами .
- Авторитет― это степень признания обществом личных и деловых качеств индивидов .
Престижностьтого или иного статуса формируется под влиянием двух факторов
- реальная полезность тех социальных функций, которые выполняет человек
- система ценностей, характерная для данного общества
Некоторые черты, влияющие на социальное положение человека, имеют объективный характер, то есть не зависят от его желаний(национальность, пол, происхождение и пр.). Но главное, что определяет социальный статус, социальное положение, авторитет и престиж личности — это образование, квалификация и другие личные и социально значимые качества.
Значение социальных статусов выражается в том, что они:
-
определяют содержание и характер социальных отношений
-
выступают в качестве структурных элементов социальной организации общества, обеспечивающих социальные связи между субъектами общественных отношений
Общество не только формирует социальные статусы, но и создает механизмы их воспроизводства, регулируя распределение индивидов по определенным социальным позициям. Соотношение различных статусов в социальной структуре — существенная характеристика общества, его социальной и политической организации.
Социальная роль
Социальный статус личности прежде всего оказывает влияние на ее поведение.
Социальнаяроль― это модель поведения, ориентированная на данный статус и ожидаемая от индивида со стороны общества.
Выделяют следующие социальные роли:
-
психосоматические(гр.soma—тело) — поведение личности зависит от биологических потребностей, культуры человека
-
психодраматические— поведение личности зависит от требований социального окружения
-
социальные— личность ведет себя так, как этого ожидают от представителя той или иной социальной категории
Ролевой набор― это совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемых с одним статусом.
Каждая роль в ролевом наборе требует особой манеры поведения и общения с людьми и является, таким образом, совокупностью непохожих на другие отношений.
В ролевом наборе можно выделить основные (типичные) социальные роли:
-
семейно-бытовые
-
профессиональные
-
общественно-политические роли
-
ситуационные — роли пассажира, пешехода, покупателя, зрителя и др.
Ролевой набор формирует набор социальных отношений.
Роли определяются ожиданиями людей.Например, в общественном сознании укоренилось представление о том, что родители должны заботиться о своих детях, что работник обязан добросовестно осуществлять порученную ему работу. Но каждый человек в зависимости от конкретных обстоятельств, накопленного жизненного опыта и других факторов по-своему выполняет социальную роль.
При всех различиях социальные роли объединяет нормативная структура, в которой выделяются следующие компоненты:
-
описание типа поведения, соответствующего данной роли
-
предписания или нормы, определяющие требования к выполнению той или иной роли, оценка выполнения данной роли
-
меры поощрения или наказания, стимулирующие правильное выполнение роли
Таким образом,социальнаяроль— это своеобразный образец поведения, требуемый от носителя определенного статуса. Претендуя на данный статус, человек должен выполнять ролевые требования, закрепленные за этой социальной позицией.
От социальной роли как образца поведения следует отличать реальное ролевое поведение , которое означает не социально ожидаемое, а фактическое поведение исполнителя конкретной роли. И здесь многое зависит от личностных качеств индивида, от степени усвоения им социальных норм, от его убеждений, установок, ценностных ориентаций.
Факторы, определяющие процесс реализации социальных ролей
По мнению социологов, процесс реализации социальных ролей в целом определяют следующие факторы:
-
биопсихологические возможности человека, которые могут способствовать или препятствовать выполнению той или иной социальной роли
-
личностный образец, определяющий комплекс поведенческих характеристик, необходимых для успешного выполнения роли
-
характер принятой в группе роли и особенности социального контроля, призванного следить за выполнением ролевого поведения
-
структура группы, ее сплоченность и степень идентификации индивида с группой
Виды ролевых конфликтов
В процессе реализации социальных ролей могут появляться определенные трудности, связанные с необходимостью человека исполнять в различных ситуациях множество ролей. Это приводит в ряде случаев к несовпадению социальных ролей, к возникновению между ними противоречий и конфликтных отношений. Социологи выделяют следующие виды ролевых конфликтов:
-
внутриролевые— конфликты, при которых требования одной и той же роли противоречат друг другу(роль родителей предполагает не только доброе, ласковое обращение с детьми, но и требовательность, строгость по отношению к ним)
-
межролевые— конфликты, возникающие в ситуациях, когда требования одной роли противоречат требованиям другой(например, требования основной работы женщины могут прийти в противоречие с выполнением ею домашних обязанностей)
-
личностно-ролевые— конфликтные ситуации, когда требования социальной роли противоречат интересам и жизненным устремлениям личности (например, когда работа не позволяет человеку раскрыть и проявить свои способности)
Социальный статус — теория по обществознанию для ЕГЭ
- 04.10.2013
Здесь подобрана теория для подготовки к егэ по обществознанию на тему «Социальный статус».
В конце каждого раздела теории содержатся небольшие практические задания для отработки навыка решения заданий такого типа.
Эта теория поможет вам более качественно подготовиться к предстоящему ЕГЭ по обществу.
Смотреть в PDF:
Или прямо сейчас: Скачайте в pdf файле.
Добавить комментарий
Комментарии без регистрации. Несодержательные сообщения удаляются.
19 сентября 2022
В закладки
Обсудить
Жалоба
Социальный статус
Конспект по обществознанию.
socialnyj-status.doc
socialnyj-status.pdf
Статус (в переводе с лат.) — состояние, положение.
Соц. статус — социальное положение человека в обществе.
Главный статус — наиболее характерный для человека, по которому его выделяют окружающие или с которым его отождествляют. (студент)
Личный статус — положение, которое человек занимает в малой или первичной группе, в зависимости от того, как он оценивается по личным качествам. (хороший студент)
Значимый статус (Линтон) — важный с точки зрения функционирования общества (президент).
Привлекательный статус — статус, который человек стремится занять (слесарь 5 разряда).
Виды статусов:
1. Предписанный — статус, в котором человек рожден или который назначается ему по прошествии времени (возраст, пол, раса, национальность, королевская семья, родственники в законе)
2. Достигаемый — статус, который человек получил благодаря своим усилиям, желанию или везению (профессия, муж, миллионер, чемпион мира)
3. Смешанный (инвалид)
Статусный ранг:
1. высокий
2. средний
3. низкий
Компоненты соц. статуса:
1. статусные права и обязанности.
2. статусный диапазон — установленные рамки, в пределах которых осуществляются права и обязанности. Сокращение межстатусной дистанции называется фамильярностью.
3. статусные символы — внешние знаки отличия (форма, манеры поведения и др.)
4. статусный образ или имидж-совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен выглядеть и вести себя индивид в соответствии со своим статусом.
5. Статусная идентификация — определение степени соответствия своему статусу.
Соц. роль (Линтон, Мид) — модель поведения, ориентированная на определенный статус.
Виды соц. ролей:
1. Психосоматические — поведение зависит от биологических потребностей, культуры человека
2. Психодраматические — поведение зависит от требований соц. окружения
3. Социальные — личность ведет себя так, как ожидают представители определенной соц. категории.
Ролевой набор — совокупность ролей, выполняемых человеком.
-основные роли — семейно-бытовые, профессиональные, общественно-политические.
-ситуационные — пассажира, покупателя…
Ролевой конфликт — столкновение ролевых требований, предъявляемых человеку, вызванное множеством одновременно выполняемых ролей.
Виды ролевых конфликтов:
1. Внутриролевые (родители должны быть ласковые и строгие одновременно)
2. Межролевые (жена — хороший работник и домохозяйка)
3. личностно-ролевые (работа не позволяет раскрыть способности)
«Теория зеркального Я» Кули-личность-совокупность психических реакций человека на мнения о нем окружающих людей.
Определение социального статуса
Социальный статус — это положение человека в обществе или отдельной подсистеме общества.
Социальный статус можно определить по специфическим для конкретного общества признакам, например, экономическим, национальным, возрастным и др. Социальный статус разделяется по умениям, навыкам, образованию.
Это понятие существует только в процессе сравнения позиции одного человека с другими. Он показывает определенное место в иерархической лестнице, отражая организацию общественной структуры. Высокий статус дает возможность влиять на ход общественного и исторического развития, пользоваться привилегиями, особым расположением.
Критерии социального статуса:
-
Собственность;
-
Уровень дохода;
-
Образ жизни;
-
Отношения между людьми в системе общественного разделения труда;
-
Отношения распределения;
-
Отношения по потреблению;
-
Место человека в иерархии политической системы;
-
Уровень образования;
-
Возраст;
-
Пол;
-
Этническое происхождение.
Получай лайфхаки, статьи, видео и чек-листы по обучению на почту
Твоя пятёрка по английскому.
С подробными решениями домашки от Skysmart
Виды социальных статусов
Социальный статус— это неисчерпаемый человеческий ресурс, который дает человеку возможность влиять на общество и получать особые позиции в системе власти и распределения материальных благ. Каждый человек занимает целый ряд позиций в обществе, каждая из которых предполагает определенные права и обязанности.
Чаще всего человек обладает не одним, а несколькими социальными статусами.
Различают такие виды социальных статусов:
-
Определяются положением индивида в группе — личный и социальный.
Личный статус — это положение человека, которое он занимает в малой группе, в зависимости от оценки его индивидуальных качеств (душа компании, активист класса).
С другой стороны, в процессе взаимодействия с другими индивидами каждый человек выполняет определенные социальные функции, которые определяют его социальный статус (друг или одноклассник).
-
Определяются временными рамками, влиянием на жизнь индивида в целом — основной и неосновной (эпизодический).
Основной статус определяет главное в жизни человека (чаще всего связан с основным местом работы и семьей, например — хороший семьянин и незаменимый работник).
Эпизодический статус влияет на детали поведения человека (пешеход, пассажир, пациент, читатель, слушатель).
-
Приобретаются в результате свободного выбора или нет.
Предписанный статус — это социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом независимо от заслуг (национальность, место рождения, социальное происхождение).
Достигаемый (приобретенный) приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека (образование, профессия, материальный достаток).
Смешанный статус обладает чертами предписанного и достигаемого статусов (человек, ставший инвалидом, звание олимпийского чемпиона).
Поможем закрепить новый материал на курсах по обществознанию в онлайн-школе Skysmart.
Примеры социальных статусов
Рассмотрим примеры каждого вида социального статуса.
Самый главный, присущий всем людям статус — это человек. Он настолько обобщен и размыт, что его даже редко учитывают.
Пример врожденного статуса: национальность. Пол также дает определенный социальный статус и роль (дочь или сын, внук, сирота).
На приобретенные статусы человек может повлиять своим выбором. Так, например, расширяются родственные роли — когда-то незнакомые люди становятся мужем и женой при создании новой семьи, а их родственники приобретают новые социальные статусы (свекровь, золовка, свояченица, кум).
Эпизодические статусы: участники забастовок, посетители кинотеатра или кафе, пассажир такси или поезда. Эти статусы могут повторяться в жизни одного человека либо меняться на другие статусы.
Достигаемые статусы касаются профессиональных и статусных положений: профессия (врач, юрист, геолог), занимаемая должность (президент, руководитель), жизненная позиция (дауншифтер, бродяга). Достигаемые социальные статусы включают такие категории, как воры, убийцы, люди без определенного места жительства. Это обратная сторона медали, которая отражает неправильно приложенные усилия.
Любое проявление социального статуса не может постоянно соответствовать ожиданиям общества, выдерживать и поведенческую линию, и внешнее соответствие.
Как повысить социальный статус
Социальный статус не является постоянным и естественным. У человека может быть стремление к его повышению.
Всегда есть более престижные профессии, места проживания, более высокие заработки. Правда, есть категории, на которые человек повлиять не может — например, изменить биологических родителей или национальность. Но большинство вещей можно изменить и повысить свой социальный статус.
Повышению социального статуса способствует мотивация и амбиции. Если не стремиться улучшать свою жизнь и выбирать лучшее, то прогресс не случится. Это касается всего — от выбора работы до построения отношений.
Повышение социального статуса всегда связано с быстрой и адекватной адаптацией к изменившимся условиям, и чем быстрее это произойдет, тем больше шансов закрепиться на достигнутом.
Социальный статус и роль
В каждом обществе есть некоторая иерархия статусов, которая представляет собой основу его стратификации. Это значит, что определенные статусы считаются престижными, а другие — наоборот. Эта иерархия формируется под влиянием двух факторов:
- реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек;
- системы ценностей, которая характерна для общества.
Если престиж статуса необоснованно завышен или, наоборот, занижен, то возможна утрата равновесия статусов. Общество, в котором наблюдается подобная тенденция к утрате этого равновесия, не способно обеспечить нормальное функционирование. При этом важно различать престиж и авторитет.
Престиж — это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, которая закреплена в культуре и общественном мнении.
Авторитет — степень признания обществом достоинства конкретного человека.
Социальный статус личности может влиять на поведение человека. Зная социальный статус человека, можно определить некоторые качества, которыми он обладает, а также предсказать действия, которые он может совершить. Такое ожидаемое поведение человека, которое ассоциируется с его статусом, принято называть социальной ролью.
Социальная роль — это образец поведения, который признан для людей контрактного статуса в определенном обществе.
Другими словами, социальный статус — это положение, а роль — это модель поведения, которая связана со статусом.
Ролевой конфликт и его виды
Ролевой конфликт — это ситуация, в которой человек сталкивается с необходимостью удовлетворить требования двух или более несовместимых ролей, либо с противоречием роли и мировоззрения.
Рассмотрим три вида ролевых конфликтов в таблице.
Название вида |
Суть ролевого конфликта |
---|---|
Внутриролевой |
Конфликт, при котором требования одной и той же роли противоречат друг другу. Например, роль родителей предполагает не только доброе, ласковое обращение с детьми, но также требовательность, строгость. |
Межролевой |
Конфликт, который возникает в ситуациях, когда требования одной роли противоречат другой. Например, когда человек должен быть строгим начальником на работе и добрым родителем дома. |
Личностно-ролевой |
Конфликтная ситуация, когда требования социальной роли противоречат интересам и жизненным устремлениям личности. Например, когда человек не может выполнять требования на работе, потому что они противоречат его религии. |
История социальных статусов в России
В Российской империи социальные статусы закрепляли в документах и указывали как «звание». Вот некоторые из них:
- крестьянин,
- мещанин,
- личный почетный гражданин,
- потомственный почетный гражданин,
- личный дворянин,
- потомственный дворянин.
В Советском Союзе социальные статусы закрепляли в документах и отмечали как «социальное положение»:
- крестьянин (жители сельских поселений, которые заняты в сельском хозяйстве, без образования);
- рабочий (без образования);
- служащий (наличие высшего образования или свидетельство из техникума).
При поступлении на работу (службу) заполняли личный листок по учету кадров, в котором была графа «социальное происхождение». Обычно эту графу заполняли так: «из крестьян», «из рабочих», «из служащих». Как правило, указывался социальный статус главы семейства.