Задания ЕГЭ по обществознанию на тему «Социальный конфликт» с ответами
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Вид социального отношения | Содержание |
Социальное взаимодействие | Достаточно регулярные взаимообусловленные социальные действия субъектов, направленные друг на друга |
Социальный
… |
Поведение индивидов, групп при столкновении их несовместимых взглядов |
Ответ
Конфликт
Выберите верные суждения о социальных конфликтах и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Социальный конфликт – это столкновение социальных групп за обладание дефицитными ресурсами.
- Предметом конфликта являются его участники.
- К условиям успешного разрешения социальных конфликтов относят выявление существующих противоречий в интересах и целях сторон.
- Все конфликты оказывают дезинтегративное, разрушительное влияние на общественную жизнь.
- Регулирование конфликта предполагает действия сторон, направленные на его разрешение.
Ответ
Верные варианты: 1, 3, 5.
Пояснение:
2 — неверно, говорится о субъектах;
4 — неверно, конфликты имеют и положительные проявления.
Выберите верные суждения о социальном конфликте и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Социальный конфликт — это всегда конфликт индивидуальных интересов.
- В процессе социального конфликта стороны осознают свои интересы и стараются их защитить.
- Все конфликты оказывают дезинтегративное, разрушительное влияние на общественную жизнь.
- Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в их основе всегда лежит отсутствие согласия между двумя или более сторонами.
- Последствия социального конфликта нельзя оценить однозначно.
Ответ
Верные варианты: 2, 4, 5.
Пояснение:
1 — неверно, существуют межгрупповые конфликты.
Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?
- Причина социального конфликта связана с интересами противоборствующих сторон.
- Одним из путей разрешения социального конфликта является проведение переговоров.
Ответ
Верны оба
Социальный конфликт в ЕГЭ по обществознанию
19.01.2022
3044
Часто ругаетесь с родителями и не знаете, как помириться? Вот если бы люди вообще не ссорились… Но это невозможно. Чтобы понять почему, достаточно хорошо разобраться в этой теме: социальный конфликт в ЕГЭ по обществознанию. И это тот случай, когда теорию можно применить на практике! Читайте материал и переставайте ссориться с родителями!
Что такое социальный конфликт и его виды
Первое, с чего нам необходимо начать — это с определения социального конфликта, которое закладывает «фундамент» для продвижения по данной теме.
Социальный конфликт — это наивысшая стадия развития противоречий в отношениях между людьми, социальными группами, в обществе в целом, которая характеризуется столкновением противоположных интересов, целей, позиций субъектов взаимодействия.
Исходя из определения мы понимаем, что социальный конфликт может происходить как на уровне личностей, так и на уровне целых социальных групп, в том числе больших. Однако для успешной сдачи экзамена вам также необходимо знать структуру социального конфликта, которая отчасти скрыта в нашем определении.
Элементы социального конфликта:
- субъекты конфликта (участники: индивиды, социальные группы и т.д.);
- причины (объективные обстоятельства, которые предопределяют появление конфликта);
- повод (происшествие, которое способствует возникновению конфликта;
- предмет (то, из-за чего начался конфликт).
Таким образом, мы понимаем, что конфликт не может начаться на пустом месте и имеет особую структуру.
Тема «социальные конфликты» — не единственная в блоке «Социальные отношения». На ЕГЭ вам могут встретиться и вопросы о семье и браке, и о социализации, и о социальных группах. Поэтому чтобы хорошо справиться с заданиями из этого блока, нужно хорошо знать всю социальную теорию, которую спрашивают на ЕГЭ. Ну а если вы в принципе хотите сдать ЕГЭ по обществознанию на высший балл, то нужно хорошо знать всю теорию: и политику, и право, и экономику. И при этом нужно уметь внимательно читать формулировки заданий, чтобы не попасться в ловушку и дать правильный ответ.
Если вы хотите хорошо разбираться во всех блоках экзамена, записывайтесь на наши курсы подготовки к ЕГЭ по обществознанию. С нами вы изучите всю теорию, решите реальные задания, научитесь соблюдать критерии и сможете регулярно отслеживать свой прогресс. А еще мы проведем пробный экзамен в формате реального ЕГЭ, разберем все ошибки с каждым учеником индивидуально и объясним, как справляться со стрессом.
Виды социальных конфликтов в ЕГЭ
Но все ли конфликты одинаковые? Можем ли мы сказать, что конфликт между политическими лидерами и внутри семьи — это одно и тоже? Конечно, нет! Отсюда вытекает ещё один значимый теоретический элемент в нашей теме — виды социальных конфликтов на основе разных классификаций.
Для вашего удобства и быстрого запоминания сохраните таблицы с основными видами социальных конфликтов:
Основа классификации | Виды социальных конфликтов |
---|---|
Длительность | Долгосрочные; краткосрочные; разовые; затяжные; повторяющиеся |
Форма | Внутренние; внешние |
Объём и сфера распространения | Глобальные (мировые); национальные; региональные; локальные; групповые; личные |
Влияние на ход развития общества | Прогрессивные; регрессивные |
Сферы общественной жизни | Экономические; политические; этнические; семейно-бытовые |
Характер развития | Преднамеренные; спонтанные |
Функции социальных конфликтов
Социальный конфликт выполняет ряд функций, которые носят как позитивный, так и негативный характер. Иными словами, мы не можем говорить о том, что социальный конфликт носит исключительно негативный характер.
Позитивные функции:
1. Устанавливает границы между группами, укрепляя групповое сознание и осознание разлучения от других групп
2. Информирование о наличии социальной напряжённости
3. Стимулирование социальных изменений
4. Снятие социальной напряжённости
Негативные функции:
1. Создание стрессовых ситуаций
2. Дезорганизация социальной жизни
3. Разрушение социальной системы
Способы разрешения социальных конфликтов
Вы уже отлично понимаете суть социальных конфликтов, их виды и функции. Теперь нам важно разобраться с тем, каким образом вы можете разрешить конфликтную ситуацию.
Этот теоретический аспект может пригодиться вам не только на экзамене, но и в реальной жизни. Для вашего удобства также составим таблицу:
Способ | Суть |
---|---|
Компромисс | решение конфликта через взаимные уступки сторон |
Посредничество | использование третьей стороны для разрешения конфликтной ситуации |
Арбитраж | обращение к наделённому специальными полномочиями органу власти за помощью в решении проблемы |
Переговоры | мирная беседа обеих сторон для достижения своих целей, при которой каждая из сторон имеет равные возможности в контроле ситуации и принятии решения |
Применение силы, закона | одностороннее использование власти или силы той стороной, которая считает себя сильнее (например, государство) |
Уход от конфликта | происходит избегание конфликта |
Противоборство | конфликт нарастает и усиливается |
Рекомендации, ускоряющие процесс разрешения конфликтов
Предпоследнее о, чем вам важно узнать, так это о рекомендациях, которые помогут ускорить разрешение конфликта. Этот теоретический аспект также легко перенести на реальную жизнь и использовать в случае конфликта.
Ключевые рекомендации для ускорения разрешения конфликта:
— во время переговоров приоритет должен отдаваться обсуждению содержательных вопросов, причин конфликта;
— участники конфликта должны демонстрировать взаимное уважение друг к другу;
— все конфликтующие стороны должны проявлять склонность к компромиссу.
Реальное задание формата ЕГЭ
Теперь мы точно можем сказать, что разобрали все необходимые теоретические элементы в рамках темы «социальные конфликты в ЕГЭ», которые встретятся тебе на экзамене.
Владение теоретическими аспектами по теме «социальные конфликты» необходимы вам для решения заданий 8–9 (Часть 1) и могут понадобиться для решения заданий 17–20, 22, 24–25 (Часть 2) на экзамене.
Давайте посмотрим на реальное задание из ЕГЭ по обществознанию, в котором вам точно встретится наша тема — это задание № 8 из Части 1.
Задание
Выберите верные суждения о социальных конфликтах и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Социальный конфликт — это столкновение социальных групп за обладание дефицитными ресурсами.
- Предметом конфликта являются его участники.
- К условиям успешного разрешения социальных конфликтов относят выявление существующих противоречий в интересах и целях сторон.
- Все конфликты оказывают дезинтегративное, разрушительное влияние
на общественную жизнь. - Переговоры — мирная беседа обеих сторон по решению проблемы
Решение:
Перед нами задание на множественный выбор в рамках теоретического блока «социальные отношения». Разберем каждое суждение максимально внимательно, используя нашу теорию:
- Да, это абсолютно верное суждение, так как из нашего определения мы знаем, что социальный конфликт может происходить как на уровне личностей, так и на уровне целых социальных групп.
- Нет, предметом конфликта является то, из-за чего начался конфликт.
- Да, это условие позволит быстрее разрешить конфликтную ситуацию.
- Обращаем вниманием на слово-маркер «все», которое полностью искажает смысл высказывания. Как мы отлично знаем, у конфликта есть и положительные функции.
- Да, это полностью верное определение переговоров .
Ответ: 135
Точно так же наши преподаватели разбирают и другие задания из ЕГЭ по обществознанию. Сначала мы объясняем всю теорию и подсказываем, как запомнить ее быстро и надолго. Затем мы тренируемся решать задания, рассуждаем и обсуждаем ошибки, а также учимся писать эссе на разные темы и соблюдая все критерии. Записывайтесь на наши курсы подготовки к ЕГЭ по обществознанию, и сделайте первый шаг к высокому баллу прямо сейчас.
Лайфхаки экзамена
К рубрике
Внимательно прочитайте текст задания и выберите верный ответ из списка
Задание 15613
Выберите верные суждения о социальных конфликтах и запишите цифры,
под которыми они указаны.
Ответы:
Регулирование конфликта предполагает действия сторон, направленные на его разрешение.
— Правильный ответ
Все конфликты оказывают дезинтегративное, разрушительное влияние
на общественную жизнь.
К условиям успешного разрешения социальных конфликтов относят выявление существующих противоречий в интересах и целях сторон.
— Правильный ответ
Предметом конфликта являются его участники.
Социальный конфликт – это столкновение социальных групп за обладание дефицитными ресурсами.
— Правильный ответ
Решать задание 8 ЕГЭ по обществознанию 2022-2023. Формулировка: Выберите верные суждения о … и запишите цифры, под которыми они указаны». Суждения, встречающиеся в задании 8, проверяют знания раздела «Социальные отношения»
1. Выберите верные суждения о социальных нормах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) К функциям социальных норм относят интегрирование индивидов в систему общественных отношений.
2) Социальные нормы позволяют контролировать, регулировать и оценивать поведение людей.
3) К видам социальных норм относятся социальные санкции.
4) Видами социальных норм являются обычаи и традиции.
5) Соблюдение социальных норм всегда достигается мерами государственного принуждения.
2. Выберите верные суждения о социальной стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Понятие «социальная стратификация» обозначает систему признаков и критериев социального расслоения.
2) Деление общества на страты допускает наличие привилегий у представителей некоторых страт.
3) К критериям социальной стратификации относят объём власти.
4) Одним из критериев социальной стратификации являются индивидуальные психологические черты человека.
5) Учёные выделяют два вида социальной стратификации: прогрессивную и регрессивную.
3. Выберите верные суждения о социализации индивида и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социализация индивида всегда происходит стихийно.
2) Социализация представляет собой усвоение индивидом социальных ценностей, норм и образцов поведения.
3) Агентами первичной социализации индивида выступает его ближайшее окружение: семья, друзья, ровесники.
4) Агенты социализации всегда несут ответственность за усвоение индивидом норм и ценностей, выработанных коллективным сознанием.
5) В результате социализации люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе.
4. Выберите верные суждения о социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Межпоколенная мобильность – сравнительное изменение социального статуса у различных поколений.
2) Организованной мобильностью называют управляемые государством перемещения человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали: с согласия самих людей, или без их согласия.
3) К горизонтальному виду мобильности относится получение внеочередного воинского звания.
4) К вертикальному виду мобильности относится переход человека в более низкий социальный слой.
5) Социальная мобильность – это разделение общества на группы, занимающие разное положение.
5. Выберите верные суждения о социальных нормах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В социальных нормах отражаются ценностные представления общества.
2) В отличие от обычаев, правовые нормы фиксируются в письменных источниках.
3) Порядок применения правовых норм не отличается от порядка применения норм морали.
4) Правила поведения, основанные на представлениях общества или отдельных социальных групп о добре и зле, плохом и хорошем, справедливом и несправедливом, называют моральными нормами.
5) Моральные нормы обеспечиваются (охраняются) силой государства.
6. Выберите верные суждения о межнациональных отношениях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Любые межнациональные отношения законодательно регламентированы.
2) Одним из способов предотвращения межнациональных конфликтов в демократическом обществе является соблюдение прав и свобод каждой народности и нации.
3) Этносоциальный конфликт характеризуется состоянием взаимных претензий, противостоянием племён, народов и наций друг другу.
4) Одной из причин этносоциальных конфликтов является существующее между этносами неравенство в уровне жизни, различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях, органах власти.
5) Толерантность представляет собой конфликт между представителями разных наций и народностей.
7. Выберите верные суждения об отклоняющемся поведении и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Отклоняющееся поведение подразумевает отклонение от общепринятых норм.
2) Отклоняющееся поведение – это любое поведение, которое вызывает неодобрение общества.
3) Отклоняющееся поведение может быть проявлением недостатков социализации.
4) Отклоняющееся поведение может быть только негативным.
5) Отклоняющееся поведение может иметь как коллективный, так и индивидуальный характер.
8. Выберите верные суждения о семье и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Для семьи демократического (партнёрского) типа характерно отсутствие жёсткого деления домашних обязанностей на «мужские» и «женские».
2) Нуклеарные семьи характерны для традиционных обществ с натуральным типом хозяйства.
3) Своеобразие семьи заключается в том, что она одновременно представляет собой и общественный институт, и малую социальную группу.
4) Репродуктивная функция семьи проявляется в материальном обеспечении нетрудоспособных, в ведении домашнего хозяйства, во взаимной материальной поддержке.
5) Члены семьи связаны общностью быта, взаимной материальной и моральной ответственностью.
9. Выберите верные суждения о социальном конфликте и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социальный конфликт – это всегда конфликт индивидуальных интересов.
2) В процессе социального конфликта стороны осознают свои интересы и стараются их защитить.
3) Все конфликты оказывают дезинтегративное, разрушительное влияние на общественную жизнь.
4) Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в их основе всегда лежит отсутствие согласия между двумя или более сторонами.
5) Последствия социального конфликта нельзя оценить однозначно.
10. Выберите верные суждения об этнических общностях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Этническая общность – это исторически сложившаяся на определённой территории устойчивая совокупность людей, которая связана общностью языка, культуры, психологического склада и мировосприятия.
2) Интегративным показателем сформировавшейся этнической общности выступает этническое самосознание.
3) Доход, образование, престиж, объём властных полномочий – факторы, влияющие на формирование этнических групп.
4) К естественным предпосылкам складывания того или иного этноса относят общность территории.
5) Одной из предпосылок формирования этнических общностей является переход к индустриальной цивилизации.
11. Выберите верные суждения о социальных группах и их видах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Демографические группы выделяют по этносоциальному составу.
2) В формальной группе межличностные взаимодействия, как правило, основаны на взаимной симпатии, общем интересе или привычке.
3) Принадлежность к различным социальным группам определяет положение человека в обществе.
4) Социальные группы – устойчивые совокупности людей, которые имеют отличные, только им присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации).
5) Группы и организации оказывают влияние на поведение человека.
12. Выберите верные суждения о социальной стратификации и социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Горизонтальная социальная мобильность всегда имеет индивидуальный характер.
2) Различают восходящую и нисходящую вертикальную мобильность.
3) Одним из критериев социальной стратификации общества выступает объём власти.
4) Горизонтальная мобильность обозначает переход индивида в социальную группу с равным статусом.
5) Социальные группы дифференцируются по типу темперамента индивидов.
13. Выберите верные суждения о социальной стратификации и социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Личные качества человека выступают критерием социальной стратификации современного общества.
2) Одним из критериев социальной стратификации общества выступает объём власти.
3) Социологи различают индивидуальную и коллективную мобильность.
4) Горизонтальная мобильность предполагает переход в социальную группу, находящуюся на другой ступени социальной иерархии.
5) Один из критериев дифференциации социальных групп – доход.
14. Выберите верные суждения о межнациональных отношениях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Межнациональные отношения могут проявляться в форме сотрудничества или конфликта.
2) Одним из способов предотвращения межнациональных конфликтов в демократическом обществе является соблюдение прав и свобод каждой народности и нации.
3) Этнической ассимиляцией называют конфликт между представителями разных наций и народностей.
4) Этническое смешивание подразумевает обособление этнических групп под воздействием фактора силы.
5) Межнациональная интеграция – это процесс постепенного объединения и углубления взаимодействия между различными этносами, народами и нациями.
15. Выберите верные суждения о семье и её функциях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Семьи расширенного типа включают в себя три и более поколения кровных родственников.
2) Досуговая функция семьи проявляется в предоставлении определённого социального статуса членам семьи, в выполнении роли социального лифта.
3) Семья является основным агентом вторичной социализации.
4) Семья призвана создать условия для физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития ребёнка.
5) Члены семьи связаны общностью быта, взаимной материальной и моральной ответственностью.
16. Выберите верные суждения о социальных конфликтах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социальный конфликт – это столкновение социальных групп за обладание дефицитными ресурсами.
2) Предметом конфликта являются его участники.
3) К условиям успешного разрешения социальных конфликтов относят выявление существующих противоречий в интересах и целях сторон.
4) Все конфликты оказывают дезинтегративное, разрушительное влияние на общественную жизнь.
5) Конфликты порождены различными причинами: внешними и внутренними, всеобщими и единичными, материальными и идеальными, объективными и субъективными и т. д.
17. Выберите верные суждения о межнациональных отношениях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Господство единой идеологии всегда способствует укреплению межнациональных отношений.
2) Тенденция интеграции в межнациональных отношениях ведёт к культурному диалогу и объединению этносоциальных групп.
3) Одной из причин межнационального конфликта может стать территориальный спор.
4) Межнациональные отношения и их регулирование утратили актуальность в современном обществе.
5) Условием преодоления межнациональных конфликтов является гарантия предоставления прав и свобод человека и гражданина.
18. Выберите верные суждения о социальной мобильности и её видах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) При помощи каналов социальной мобильности происходит перемещение людей по социальной лестнице.
2) К горизонтальному виду мобильности относится получение офицером внеочередного воинского звания.
3) Межпоколенная мобильность – сравнительное изменение социального статуса у различных поколений.
4) Социальная мобильность – это разделение общества на группы, занимающие разное положение в социальной иерархии.
5) Организованной мобильностью называют перемещения человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали, которые управляются государством, с согласия самих людей или без их согласия.
19. Выберите верные суждения об отклоняющемся поведении и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Отклоняющееся поведение подразумевает отклонение от принятых в обществе норм.
2) Отклоняющееся поведение всегда пресекается государственными органами правопорядка.
3) Отклоняющееся поведение может быть проявлением недостатков социализации.
4) Отклоняющееся поведение связано только с негативными проявлениями.
5) Отклоняющееся поведение может иметь как коллективный, так и индивидуальный характер.
20. Выберите верные суждения о социальной роли и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Выполнение индивидом социальной роли зависит только от его индивидуальных психологических качеств.
2) К основным социальным ролям индивида традиционно относят роли гражданина, работника, собственника и потребителя.
3) Все социальные роли даются современному человеку от рождения.
4) Социальная роль тесно связана с социальным статусом и отражает ожидания обществом определённого поведения индивида, соответствующего данному социальному статусу.
5) Каждая роль в ролевом наборе предполагает особую манеру поведения и общения с людьми.
21. Выберите верные суждения о социальных конфликтах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социальный конфликт – это столкновение социальных групп за обладание дефицитными ресурсами.
2) Предметом конфликта являются его участники.
3) К условиям успешного разрешения социальных конфликтов относят выявление существующих противоречий в интересах и целях сторон.
4) Все конфликты оказывают дезинтегративное, разрушительное влияние на общественную жизнь.
5) Регулирование конфликта предполагает действия сторон, направленные на его разрешение.
22. Выберите верные суждения о семье и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Нуклеарная семья включает в себя три и более поколения родственников.
2) Своеобразие семьи заключается в том, что она одновременно представляет собой и социальный институт, и малую социальную группу.
3) Рекреационная функция семьи проявляется в предоставлении определённого социального статуса членам семьи, в выполнении рол социального лифта.
4) Семья призвана создать условия для физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития ребёнка.
5) Члены семьи связаны общностью быта, взаимной материальной и моральной ответственностью.
23. Выберите верные суждения о социальных конфликтах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социальный конфликт – это столкновение социальных групп за обладание дефицитными ресурсами.
2) Предметом социального конфликта являются его участники.
3) К условиям успешного разрешения социальных конфликтов относят выявление существующих противоречий в интересах и целях сторон.
4) Все социальные конфликты оказывают дезинтегративное, разрушительное влияние на общественную жизнь.
5) Непонимание сущности причин, вызывающих социальный конфликт, может привести к увеличению его масштабов.
24. Выберите верные суждения об отклоняющемся поведении и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Отклоняющееся поведение может стать результатом стихийной социализации индивида.
2) Отклоняющееся поведение всегда имеет негативный характер.
3) Примерами отклоняющегося поведения являются алкоголизм и наркомания.
4) Отклоняющееся поведение, как правило, влечёт определённые социальные санкции.
5) Отклоняющееся поведение любого типа является результатом неправильного воспитания в семье.
25. Выберите верные суждения о социальной стратификации и социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Личные качества человека выступают критерием социальной стратификации современного общества.
2) Одним из критериев социальной стратификации общества выступает объём власти.
3) Социологи различают индивидуальную и групповую (коллективную) мобильность.
4) Горизонтальная мобильность предполагает переход в социальную группу, находящуюся на другой ступени социальной иерархии.
5) Один из критериев дифференциации социальных групп – уровень доходов.
26. Выберите верные суждения об элементах и видах социального контроля и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Все социальные нормы устанавливаются государством.
2) Одним из элементов социального контроля являются социальные санкции.
3) Проявлениями внешнего контроля являются стыд и признание вины.
4) Внешний социальный контроль бывает формальным и неформальным.
5) Социальная санкция – это общественная реакция на поведение человека или социальной группы.
27. Выберите верные суждения о социальных нормах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) К функциям социальных норм относят интегрирование индивидов
в систему общественных отношений.
2) Социальные нормы позволяют регулировать и оценивать поведение людей.
3) К видам социальных норм относятся социальные санкции.
4) Видами социальных норм являются религиозные, правовые, моральные нормы.
5) Соблюдение социальных норм всегда достигается мерами государственного принуждения.
28. Выберите верные суждения о социальном контроле и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социальный контроль – это механизм регуляции отношений индивида и общества в целях укрепления порядка и стабильности в обществе.
2) Социальный контроль включает в себя социальные нормы и социальные санкции.
3) Санкции – это исключительно формальная негативная реакция со стороны остальных членов общества на поведение человека или группы.
4) Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю.
5) Социальный контроль осуществляется только посредством общественного принуждения.
29. Выберите верные суждения о социальном конфликте и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социальный конфликт – это всегда конфликт индивидуальных интересов.
2) В процессе социального конфликта стороны осознают свои интересы и стараются их защитить.
3) Все конфликты оказывают дезинтегративное, разрушительное влияние на общественную жизнь.
4) Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в их основе всегда лежит отсутствие согласия между двумя или более сторонами.
5) Социальные конфликты могут быть вызваны неудовлетворительным материальным положением отдельных социальных групп.
30. Выберите верные суждения о социальной стратификации и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Одним из критериев социальной стратификации является престиж профессии.
2) Динамический характер общества – основной критерий социальной стратификации.
3) Стратификационная структура общества отражает социальное неравенство людей.
4) Учёные выделяют прогрессивную и регрессивную социальные стратификации.
5) Доход как критерий социальной стратификации учитывает количество денежных поступлений индивида или семьи за определённый период времени.
31. Выберите верные суждения о социальном контроле и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Элементом социального контроля являются социальные статусы.
2) Социальный контроль – механизм регуляции отношений индивида и общества в целях укрепления порядка и стабильности в обществе.
3) Социальная санкция – это общественная реакция на поведение человека или группы лиц.
4) Социальные санкции всегда формальны по отношению к индивидам и социальным группам.
5) Социальный контроль может осуществляться через воздействие группы.
32. Выберите верные суждения о социальных нормах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социальные нормы – установленные в обществе правила поведения, регулирующие отношения между людьми, общественную жизнь.
2) Социальные нормы являются одним из элементов социального контроля.
3) От других видов социальных норм обычаи отличаются тем, что в них всегда выражаются представления людей о хорошем и плохом, о добре и зле.
4) Любая организация может устанавливать нормы права.
5) Социальные нормы призваны способствовать интеграции индивида в социум.
33. Выберите верные суждения о социальной стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социологи выделяют следующие критерии социальной стратификации: личный авторитет и темперамент.
2) Учёные выделяют прогрессивную и регрессивную системы социальной стратификации.
3) Социальная стратификация характеризует систему признаков и критериев социального расслоения.
4) К критериям социальной стратификации относят уровень дохода.
5) Социальная стратификация отражает сложившееся в обществе социальное неравенство.
34. Выберите верные суждения о социальной стратификации и социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Личные качества человека выступают критерием социальной стратификации современного общества.
2) Одним из критериев социальной стратификации общества является доступ к власти.
3) Социологи различают индивидуальную и групповую мобильность.
4) Горизонтальная мобильность предполагает переход в социальную группу, находящуюся на другой ступени социальной иерархии.
5) Один из критериев дифференциации социальных групп – доход.
35. Выберите верные суждения о социальных нормах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Все социальные нормы общеобязательны.
2) Этические нормы всегда отражаются в политических принципах.
3) Эстетические нормы закрепляют представления о прекрасном и безобразном.
4) Социальные нормы направляют поведение людей, позволяют его контролировать, регулировать и оценивать.
5) Порядок применения правовых норм отличается от порядка применения норм морали.
36. Выберите верные суждения об этнических общностях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) К числу признаков этноса относят язык, общую историческую память, обычаи и традиции.
2) Этнической общностью называют сложившуюся в определённом государстве демографическую группу.
3) Видами этнических общностей являются племя, народность, нация.
4) Члены любой этнической общности обладают сходными политическими воззрениями и толерантным отношением к культуре других этносов.
5) При формировании этноса значительную роль играет общность территории и общий язык.
37. Выберите верные суждения о социальных группах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Взаимодействие в первичных группах носит непосредственный, межличностный характер и предполагает взаимную поддержку.
2) Интересы участников неформальных групп всегда расходятся с целями официальных организаций.
3) Социальная группа – это совокупность людей, обладающая общими социально значимыми признаками.
4) Реальная группа – это искусственно сконструированная группа, которая выделяется для целей статистического учёта населения.
5) В неформальных группах взаимодействия являются безличностными и функциональными.
38. Выберите верные суждения об этносоциальных общностях и межнациональных отношениях. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В современном мире существуют только военные формы этнической ассимиляции.
2) Этническая общность – это исторически сложившаяся на определённой территории устойчивая совокупность людей, которая обладает общими чертами и особенностями культуры, языка, самосознания.
3) Племя, народность, нация – этносоциальные общности.
4) Межнациональные отношения включают в себя только отношения между людьми различных национальностей, которые являются гражданами разных государств.
5) К гуманистическим принципам политики в области межнациональных отношений относят готовность к мирному урегулированию спорных проблем.
39. Выберите верные суждения о межнациональных отношениях и национальной политике в России. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Межнациональные отношения включают в себя только отношения между людьми различных национальностей, которые являются гражданами разных государств.
2) К гуманистическим принципам политики в области межнациональных отношений относят готовность к мирному урегулированию спорных проблем.
3) Сохранение целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации – это один из основных принципов национальной политики в России.
4) Национальная политика России строится на основе равноправия всех субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.
5) Процесс постепенного объединения различных этносов, народов и наций во всех сферах общественной жизни составляет сущность межэтнической дифференциации.
40. Выберите верные суждения о социализации и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социализация индивида всегда связана со сменой его социального статуса.
2) Социализация представляет собой деятельность по принятию и осуществлению политических решений.
3) Агентом первичной социализации выступает ближайшее окружение, оказывающее на индивида непосредственное воздействие.
4) Социализация индивида проходит как в стихийной, так и в организованной форме.
5) Агенты социализации содействуют усвоению индивидом норм и ценностей, выработанных коллективным сознанием.
41. Выберите верные суждения о социализации и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социализация индивида начинается с рождения и продолжается в течение всей его жизни.
2) Институтами первичной социализации индивидов являются политические партии и общественные движения.
3) Социализация индивида проходит всегда в организованной форме.
4) Семья является одним из главных социальных институтов, влияющих на социализацию индивида.
5) Социализация представляет собой усвоение индивидом социальных ценностей, норм и образцов поведения.
42. Выберите верные суждения о социальных группах и их видах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Демографические группы выделяют прежде всего по этносоциальному критерию.
2) В формальной группе все межличностные взаимодействия основаны на эмоциях.
3) Принадлежность к различным социальным группам определяет положение человека в обществе.
4) Социальная группа – это совокупность людей, имеющая какой-либо общий социально значимый признак.
5) Социальные группы и организации оказывают влияние на поведение человека.
43. Выберите верные суждения о социальных нормах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) К способам регулирования поведения людей социальными нормами относятся дозволение и предписание.
2) Одним из видов социальных норм являются традиции.
3) Все социальные нормы имеют рекомендательный характер.
4) Одной из разновидностей социальных норм являются социальные санкции.
5) Корпоративные нормы создаются организациями, объединениями и регулируют отношения внутри них.
44. Выберите верные суждения об элементах и видах социального контроля и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Правовые нормы устанавливаются государством.
2) Одним из элементов социального контроля являются социальные санкции.
3) Проявлениями внешнего контроля являются стыд и признание вины.
4) Внешний социальный контроль бывает формальным и неформальным.
5) Социальная санкция – это общественная реакция на поведение человека или социальной группы.
Обществознание ЕГЭ, занятие 6
Занятие 16. Социальные конфликты. Социальные нормы. Социальный контроль
Социальные конфликты
Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов людей.
Социальный конфликт – открытое противоборство, столкновение двух и более сторон социального взаимодействия (индивидов, социальных групп, социальных институтов), причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности.
Причины социальных конфликтов
-
Главная причина – социальное неравенство в обществе, связанное с неодинаковым распределением ценностей (как внутри социальной общности, так и между ними.
-
Основные ценности, за которые ведётся борьба – богатство, власть, престиж, достоинство.
-
Ещё одной причиной конфликтов является культурная разнородность: различия в представлениях об иерархии ценностей, социальных нормах.
Структура конфликта
-
Субъекты – оппоненты (участники конфликта).
-
Объект конфликта – ценность, за обладание которой идёт борьба.
-
Предмет конфликта – проблема, противоречие, ради разрешения которых оппоненты вступают в конфликт.
-
Конфликтная ситуация – возникновение разногласий, то есть столкновение желаний, мнений, интересов.
-
Инцидент – действия участников конфликта, направленные на овладение объектом (повод для начала открытой стадии конфликта).
-
Среда конфликта – совокупность условий и обстоятельств, в которых зарождается и развивается конфликт.
Стратегии поведения в конфликте
-
Стратегия уклонения – стремление выйти из конфликта, не уступая оппоненту, но и не настаивая на своём.
-
Стратегия приспособления – стремление уйти от конфликта путём односторонних уступок
-
Стратегия конкуренции – открытая борьба за свои интересы с целью настоять на своём.
-
Стратегия компромисса – урегулирование разногласий через взаимные уступки.
-
Стратегия сотрудничества – поиск решения, которое удовлетворяло бы интересы всех участников конфликта в ходе открытого обсуждения.
В урегулировании конфликта может участвовать посредник (медиатор) или третейский судья (арбитраж).
Виды социальных конфликтов
-
По количеству участников: межличностные, групповые, личности и группы, внутриличностные (ролевые).
-
По направленности: вертикальные, горизонтальные, смешанные.
-
По длительности протекания: кратковременные, затяжные.
-
По используемым средствам: насильственные, ненасильственные.
-
По характеру развития: преднамеренные, спонтанные.
-
По внутреннему содержанию: рациональные, эмоциональные.
-
По объёму: личные, групповые, локальные, региональные, глобальные.
-
По сферам общественной деятельности: политические, социально-экономические национально-этнические, социально-бытовые.
-
По функциям: конструктивные, деструктивные.
Социальные нормы
Социальная норма (от лат. norma – правило, образец, мерило) – установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми, общественную жизнь.
Признаки социальных норм:
-
вводятся для всех членов общества, не имеют конкретного адресата (неперсонифицированы);
-
действуют постоянно в течение достаточно длительного времени;
-
главной целью является регулирование общественных отношений;
-
связаны с деятельностью людей, меняются с изменением общества;
-
объективны, то есть существуют независимо от желания отдельных индивидов;
-
выступают как мера общественно значимого и приемлемого поведения.
Функции социальных норм:
-
регулируют поведение людей, обеспечивая стабильность обществ. отношений;
-
интегрируют (включают) личность в социальное окружение;
-
определяют границы допустимого поведения людей;
-
служат образцами, эталонами соответствующего поведения;
-
контролируют отклоняющееся поведение.
Виды норм:
-
Обычаи – одобренные обществом массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять.
-
Традиции – ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установки и т. п., унаследованные от предшественников.
-
Нормы морали – правила поведения, основанные на представлениях о добре и зле, долге и совести.
-
Правовые нормы – формально определённые правила поведения, установленные либо санкционированные государством и поддерживаемые его принудительной силой.
-
Религиозные нормы – правила поведения, сформулированные в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями.
-
Политические нормы – правила поведения, которые регулируют политическую деятельность, отношения между гражданином и государством, между социальными группами.
-
Эстетические нормы – закрепляют представления о прекрасном и безобразном не только в художественном творчестве, но и в поведении людей на производстве и в быту.
-
Корпоративные нормы — это правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества (профсоюзы, политические партии, клубы разного рода и т. п.).
Моральные и правовые нормы: общее и различия
-
Общее – регулируют поведение людей.
-
Различия:
-
время и способ возникновения (мораль возникает вместе с обществом, появление права связано с возникновением государства);
-
степень конкретности (моральные нормы носят обобщённый характер, правовые нормы конкретны);
-
общественные отношения, которые регулируются (моральные нормы регулируют все виды отношений, правовые – социально-значимые);
-
институциональность (мораль неинституциональна, правовые нормы создаются и контролируются специальными учреждениями).
-
Способы регулирования поведения людей социальными нормами:
-
дозволение – указание на варианты поведения, которые желательны, но не обязательны;
-
предписание – указание на требуемое действие;
-
запрет – указание на действия, которые не следует совершать.
Социальный контроль
Социальная контроль – механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе.
-
Включает социальные нормы и социальные санкции
Санкция (от лат. sanctio – ненарушимое постановление) – любая реакция на поведение человека или группы со стороны остальных людей, общества в целом.
Виды санкций:
-
формальные и неформальные;
-
позитивные и негативные.
Формы социального контроля:
-
внутренний – самоконтроль: индивид самостоятельно регулирует своё поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами;
-
Совесть – способность к внутреннему самоконтролю и саморегуляции поведения на основе представлений о добре и зле, о моральных нормах (о должном поведении).
-
-
внешний: совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов:
-
общественное мнение, средства массовой информации, общественные организации;
-
специальные органы для осуществления социального контроля: суд, полиция, прокуратура, Счётная палата РФ, ФСБ, органы финансового контроля, депутаты разных уровней…
-
Надзор – детальный (мелочный) контроль, при котором руководитель вмешивается в каждое действие, поправляет, одёргивает и т. п.
Чем слабее самоконтроль, тем жёстче должен быть внешний контроль.
-
«Хорошие законы порождены дурными нравами». Тацит, римский историк
Методы социального контроля:
-
Изоляция – установление непроходимых перегородок между девиантом и всем остальным обществом без каких-либо попыток исправления или перевоспитания его.
-
Обособление – ограничение контактов девианта с другими людьми, но не полная его изоляция от общества; такой подход допускает исправление девиантов и их возвращение в общество, когда они будут готовы не нарушать общепринятых норм.
-
Реабилитация – процесс, в ходе которого девианты могут подготовиться к возвращению к нормальной жизни и правильному исполнению своих социальных ролей в обществе.
Решение заданий
1.
Выберите верные суждения о социальных конфликтах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социальный конфликт – это спор, столкновение социальных групп за обладание дефицитными ресурсами.
2) Предметом конфликта являются стороны, участвующие в конфликте.
3) К условиям успешного разрешения социальных конфликтов относят выявление существующих противоречий в интересах, целях сторон.
4) Все конфликты оказывают дезинтегративное, разрушительное влияние на общественную жизнь.
5) Конфликты порождены различными причинами: внешними и внутренними, всеобщими и единичными, материальными и идеальными, объективными
и субъективными и т. д.
2.
Выберите верные суждения о социальных нормах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В социальных нормах отражаются ценностные представления общества.
2) В отличие от обычаев, правовые нормы фиксируются в письменных источниках.
3) Порядок применения правовых норм не отличается от порядка применения норм морали.
4) Правила поведения, основанные на представлениях общества или отдельных социальных групп о добре и зле, плохом и хорошем, справедливом и
несправедливом, называют моральными нормами.
5) Моральные нормы обеспечиваются (охраняются) силой государства.
3.
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите слово (словосочетание).
1) поощрение; 2) наказание; 3) социальный контроль; 4) самоконтроль; 5) социальная норма.
4.
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальный контроль».
1) этикет; 2) норма; 3) санкция; 4) неравенство; 5) мобильность; 6) правило.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
5.
Выберите из предложенного списка негативные формальные санкции и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Приказом по заводу директор объявил выговор главному инженеру за некачественный ремонт станков.
2) Гражданка М. высказала претензию соседу за курение на лестничной клетке.
3) В ходе выступления оратора публика неоднократно прерывала его речь неодобрительными возгласами.
4) Сотрудник дорожно-постовой службы оштрафовал гражданку П., переходившую дорогу на запрещающий сигнал светофора.
5) Пожарная инспекция наложила взыскания на владельца кафе за несоблюдение требований по пожарной безопасности.
6) Одноклассники объявили бойкот В. за нарушение традиций класса.
Потренируйтесь в решении заданий 2 части ЕГЭ
Задание 21 – 24
Социальные нормы – общепризнанные или достаточно распространённые образцы, правила поведения людей, средства регуляции их взаимодействия. Они предохраняют общественную жизнь от хаоса и самотёка, направляют её течение в нужное русло. В число социальных норм входят моральные, правовые, политические, эстетические, религиозные, семейные, корпоративные, нормы обычаев и др. Право сложилось намного позже других нормативных систем и в основном на их основе. Оно стало более жёстко и целенаправленно регулировать экономические и иные отношения. Исторически право возникает как бы для компенсации «недостаточности» морали, которая обнаруживается с возникновением частной собственности и политической власти. В последующем нормы права и морали тесно переплелись, взаимодействуя с другими средствами социального регулирования. Поэтому очень важно выявить тесную взаимосвязь права и морали.
Юристы по роду своей деятельности изучают, толкуют, применяют, прежде всего, правовые нормы – это их специальность. Но для оценки поведения субъектов правовых отношений и правильного разрешения возникающих коллизий постоянно обращаются и к этическим критериям, ибо в основе права лежит мораль. Русские правоведы неизменно подчеркивали, что право есть юридически оформленная мораль. Право – средство реализации нравственно-гуманистических идеалов общества. Без уроков нравственности, морали, этики право немыслимо.
В.С. Соловьёв, например, определял право как «принудительное требование осуществления минимального добра и порядка, не допускающего известного проявления зла». Право и мораль различаются по способам их установления. Правовые нормы создаются государством, и только государством (или с его согласия некоторыми общественными организациями) отменяются, дополняются, изменяются. В этом смысле государство является политическим творцом права. Поэтому право выражает не просто волю народа, а его государственную волю и выступает не просто регулятором, а особым, государственным регулятором.
(Н.И. Матузов)
21. Приведите любые две функции социальных норм, названные автором.
22. Назовите любые пять видов социальных норм, перечисленных автором, и приведите по одному примеру любых двух из названных норм.
23. Опираясь на текст и знание обществоведческого курса, назовите три отличия правовых норм от норм морали.
24. Опираясь на знание обществоведческого курса, назовите три проблемы, урегулирование которых возможно только с помощью права.
Задание 25
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная норма»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах социальных норм, и одно предложение, раскрывающее всеобщий (универсальный) характер социальных норм.
Задание 26
Назовите любые три позитивные формальные социальные санкции и проиллюстрируйте примером каждую из них.
Задание 27
В одном из учебников это явление раскрывается так: «Совокупность средств и приёмов, с помощью которых общество гарантирует, что поведение его членов, отдельных субъектов управления, социальных групп будет осуществляться в соответствии с установленными общественными нормами и ценностями».
Назовите социальное явление, о котором говорится в тексте. Используя знания обществоведческого курса, приведите два его элемента и проиллюстрируйте примером один (любой) из них.
Задание 28
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Нормы морали в системе социальных норм».
Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
8
Поскольку вертикальная мобильность присутствует
в той или иной степени в любом обществе и поскольку между слоями должны
существовать некие «мембраны», «отверстия», «лестницы», «лифты» или «пути»,
по которым позволительно индивидам перемещаться вверх или вниз из одного
слоя в другой, то правомерно и нам было бы рассмотреть вопрос о том, каковы
же в действительности эти каналы социальной циркуляции. Функции социальной
циркуляции выполняют различные институты… Важнейшими
из ряда этих социальных институтов являются… профессиональные организации…
Некоторые из этих организаций также
играют большую роль
в вертикальном перемещении индивидов. Таковы научные, литературные,
творческие институты и организации. Поскольку вход в эти организации был
относительно свободным для всех, кто обнаруживал соответствующие
способности вне зависимости от их социального статуса, то и продвижение
внутри таких институтов сопровождалось общим продвижением по социальной
лестнице. Многие учёные, юристы, литераторы, художники, музыканты,
архитекторы, скульпторы, врачи, актёры, певцы и прочие творцы простого
происхождения социально поднялись благодаря этому каналу.
То же можно сказать и о представителях средних слоёв, достигших ещё более
высоких социальных позиций.
Среди 829 британских гениев,
исследованных X. Эллисом, 71 были сыновьями неквалифицированных рабочих,
поднявшимися до высоких позиций исключительно благодаря этому каналу… В США
из 1000 писателей, по крайней мере, 187 достигли известности благодаря
этому каналу. 4% наиболее известных учёных России (академиков), достигших
высокого социального положения, вышли из крестьянской среды.
Здесь должна быть упомянута печать,
особенно газеты, как специфический вид профессиональных институтов, как
важный канал вертикальной циркуляции. В настоящее время роль прессы в этом
отношении значительно увеличилась. Она может обеспечить, по крайней мере,
на некоторое время, великолепную карьеру любой бездарности либо разрушить
карьеру человеку незаурядных способностей. Прямо или косвенно она выполняет
громадную роль «социального лифта». «Известность» – это то, без
чего сейчас быстрое продвижение чрезвычайно затруднено. Она приносит славу
часто на пустом месте, она открывает или губит талант, она может
«преобразовать» средние способности в гениальные, может она и задушить
истинного гения. Поэтому те социальные группы, которые контролируют прессу,
играют большую роль в социальной циркуляции, ибо она представляет собой
один из самых шумных, эффективных и скоростных лифтов циркуляции.
(П.А. Сорокин)
2)Назовите любые три
негативные формальные социальные санкции
и проиллюстрируйте примером каждую из них. (Сначала назовите негативную
формальную социальную санкцию, затем приведите соответствующий пример.) (Каждый
пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
5)В стране Z был
проведён социологический опрос. Участвующих попросили определить своё
социальное положение. 75% посчитали себя представителями среднего класса; 5%
опрошенных отнесли себя к богатым; 10% заявили, что они бедняки (остальные
затруднились с ответом). При этом 15% отвечавших в
стране Z зарегистрированы в качестве безработных на бирже труда,
единственным источником существования 20% семей являются различные государственные
пособия. Социологи сделали вывод, что самооценка людьми своего социального
положения существенно завышена. Что позволило им сделать такой вывод
(сформулируйте возможный аргумент)? Какие причины, на Ваш взгляд, порождают
завышенную самооценку социального положения (назовите две причины)?
- Главная
-
ЕГЭ
-
Обществознание
-
Варианты ЕГЭ
-
Вариант 21
Назад
Время
3:55:00Запишите слово (словосочетание), пропущенное в таблице.
Характеристики типов (видов) политической элиты |
|
ТИПЫ (ВИДЫ) ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ |
ХАРАКТЕРИСТИКИ |
… элита |
Президент страны (или монарх), премьер-министр, министры правительства, другие государственные деятели, лидеры парламентских фракций и т.п. |
Контрэлита |
Политические деятели, лидеры партий, не имеющие мест в органах государственной власти, находящиеся, как правило, в оппозиции к проводимому политическому курсу |
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое обобщает / включает в себя все остальные представленные понятия. Запишите это слово (словосочетание).
Залог, личное поручительство, домашний арест, мера пресечения, подписка о невыезде.
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «микроэкономика».
1) Фирма;
2) локальный рынок;
3) фондовая биржа;
4) издержки;
5) бухгалтерская прибыль;
6) налоговая система страны.
Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Истиной называют любое новое знание, полученное в результате процесса познания.
- Абсолютная истина представляет собой полное исчерпывающее знание о сложном объекте.
- Относительная истина – это достоверное знание о предмете познания, которое может со временем быть уточнено или дополнено.
- Только относительная истина выявляет существенные признаки, связи, закономерности, законы.
- Истина – это соответствие полученного знания действительности.
Установите соответствие между характеристиками и функциями науки: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ |
ФУНКЦИИ НАУКИ |
|
А) помогает человеку рассматривать явления окружающего мира в их единстве и многообразии Б) позволяет предвидеть последствия изменения окружающего мира В) показывает возможные опасные тенденции развития общества Г) предлагает рекомендации по преодолению угрожающих человечеству проблем Д) способствует построению целостной системы взглядов на мир и место человека в нём |
1) |
мировоззренческая |
2) |
прогностическая |
|
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Найдите в приведённом списке положения, которые могут служить определениями понятия «общество». Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) система различных взаимодействующих коллективов
2) группа людей, объединившихся для совместной деятельности и общения
3) результаты материально-преобразующей деятельности людей
4) определённый этап исторического развития человечества
5) весь материальный мир в целом
6) устойчивые стереотипы человеческого поведения
Выберите верные суждения о ценных бумагах и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Долговые ценные бумаги дают владельцу право на участие в управлении компанией.
- В соответствии с Гражданским кодексом РФ ценной бумагой называют любой документ, выпускаемый государством и находящийся в гражданском обороте.
- Владелец акции имеет право получать части прибыли в виде дивиденда.
- Выпуск или выдача ценных бумаг подлежит государственной регистрации в случаях, установленных законом.
- Держатель облигации имеет право на получение процента и возврат всей суммы долга по истечении срока.
Установите соответствие между характеристиками и видами конкуренции (конкурентных рынков): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ |
ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ (КОНКУРЕНТНЫХ РЫНКОВ) |
|
А) рыночная структура, при которой на рынке присутствует единственный продавец уникального товара Б) модель рынка, при которой никто из участников не располагает информацией, большей по сравнению с другими В) рыночная структура, при которой рынок поделён между несколькими крупными фирмами Г) ситуация на рынке, при которой большое количество фирм производят схожую продукцию Д) ситуация на рынке, при которой услуги (чаще всего имеющие естественное происхождение) может предлагать только один производитель |
1) |
чистая (совершенная) конкуренция |
2) |
олигополия |
|
3) |
монополия |
|
Запишите в ответ выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Представьте, что Вы помогаете учителю оформить презентацию к уроку обществознания по теме «Налоговая система в РФ». Один из слайдов называется «Федеральные налоги и сборы». Что из перечисленного Вы включили бы в этот слайд? Запишите цифры, под которыми указаны федеральные налоги и сборы.
- налог на доходы физических лиц
- торговый сбор
- налог на имущество организаций
- налог на прибыль организаций
- транспортный налог
- государственная пошлина
На рисунке отражено изменение предложения комнатных растений на соответствующем рынке: линия предложения S переместилась в новое положение – S1. (P – цена; Q – количество.)
Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение?
Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) уменьшение стоимости удобрений для комнатных растений
2) появление более экономичной технологии выращивания комнатных растений
3) введение запрета на импорт комнатных растений
4) массовые заболевания комнатных растений
5) увеличение количества продавцов комнатных растений
Выберите верные суждения о социальных конфликтах и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Социальный конфликт – это столкновение социальных групп за обладание дефицитными ресурсами.
- Предметом конфликта являются его участники.
- К условиям успешного разрешения социальных конфликтов относят выявление существующих противоречий в интересах и целях сторон.
- Все конфликты оказывают дезинтегративное, разрушительное влияние на общественную жизнь.
- Регулирование конфликта предполагает действия сторон, направленные на его разрешение.
В ходе социологических опросов совершеннолетних жителей стран Z и Y им задавали вопрос: «В какой мере государство выполняет свои обязанности перед гражданами?»
Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Доля тех, кто отметил, что государство в полной мере выполняет свои обязанности перед гражданами, в стране Z больше, чем в стране Y.
2) Равные доли опрошенных жителей страны Z отметили, что государство в полной мере выполняет и совершенно не выполняет свои обязанности перед гражданами.
3) В стране Y доля отметивших, что государство по большей части не выполняет свои обязанности перед гражданами, больше доли отметивших, что государство в полной мере выполняет свои обязанности.
4) Доля тех, кто отметил, что государство совершенно не выполняет свои обязанности перед гражданами, в стране Z меньше, чем в стране Y.
5) Одинаковые доли опрошенных в обеих странах отметили, что государство в равной мере выполняет и не выполняет свои обязанности перед гражданами.
Выберите верные суждения о политической системе общества и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) По характеру отношений с внешней средой политическая система может быть открытой или закрытой.
2) Элементами коммуникативной подсистемы политической системы общества являются государство и политические партии.
3) К функциям политической системы общества относят определение целей и направлений развития общества и государства.
4) Ценности и политические идеологии составляют основу культурной подсистемы политической системы общества.
5) Одной из функций политической системы общества считается организация распределения прибыли между владельцами капитала и владельцами других ресурсов производства.
Установите соответствие между вопросами и субъектами государственной власти РФ, к ведению которых эти вопросы относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ВОПРОСЫ |
СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ |
|
А) внешнеэкономические отношения РФ Б) вопросы владения, пользования и распоряжения землёй, недрами, водными и другими природными ресурсами В) осуществление мер по борьбе с катастрофами Г) метеорологическая служба Д) государственные награды РФ |
1) |
только федеральный центр |
2) |
совместно федеральный центр и субъекты РФ |
|
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
В государстве Z были проведены политические реформы.
Какие из приведённых фактов свидетельствуют о том, что государство стало правовым?
Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) утверждена республиканская форма правления.
2) законодательно введена самостоятельность и независимость ветвей власти.
3) в основном законе государства отражены и реализуются на практике гарантии прав и свобод личности.
4) на выборах победила консервативная партия.
5) провозглашено верховенство закона во всех сферах жизни.
6) граждане поддерживают проведённые преобразования.
Что из перечисленного относится к личным (гражданским) правам (свободам) гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) право на неприкосновенность частной жизни
2) право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены
3) право на тайну переписки, телефонных переговоров
4) право на свободу передвижения и выбор места жительства
5) свобода предпринимательской деятельности
Выберите верные суждения о гражданском праве РФ и запишите цифры, под которыми указаны соответствующие положения.
1) Пример нормы гражданского права: трудовой договор может быть заключён с лицом, достигшим 16 лет.
2) Гражданское право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения.
3) Гражданский кодекс РФ устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным.
4) К числу источников гражданского права относят обычаи (обычаи делового оборота).
5) Вещи, включая наличные деньги, относят к объектам гражданских прав.
Установите соответствие между организационно-правовыми формами и видами юридических лиц в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ |
ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ |
|
А) производственные кооперативы Б) товарищества собственников жилья В) хозяйственные товарищества Г) муниципальные унитарные предприятия Д) община коренных малочисленных народов РФ |
1) |
коммерческие |
2) |
некоммерческие |
|
Запишите в ответ выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Роза и Роман решили заключить брачный договор. Какие отношения супругов согласно семейному законодательству РФ, могут быть объектом регулирования брачного договора? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) способы участия в доходах друг друга
2) распределение домашних обязанностей
3) права и обязанности по взаимному содержанию
4) права и обязанности супругов в отношении детей
5) определение места жительства
6) порядок несения каждым супругом семейных расходов
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«В философии под отражением объективной действительности в сознании человека понимается процесс _________(А). Учёные выделяют две его ступени. Одна из ступеней – _________(Б) – характеризуется получением информации о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств и проявляется в форме ощущений, восприятия и _________(В). Она является исходным пунктом освоения мира, в результате которого создаётся _________(Г). Другая ступень познавательного процесса – _________(Д) – обеспечивает постижение сущности предметов и явлений. Эту ступень отличает понятийный, абстрактно-теоретический (связанный только с мыслительной деятельностью) характер. К основным мыслительным операциям относятся анализ, синтез, сравнение, уподобление. В результате этих операций формируются понятия, _________(Е), умозаключения».
Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) образ
2) рациональное познание
3) эмоциональное
4) представление
5) познание
6) суждение
7) теоретическое
чувственное познание
9) смысл
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова.
Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Прочитайте текст и выполните задания 21–24.
Процесс формирования определяет развитие личности под действием природных и социальных сил. Но даже сформировавшийся человек ещё не в полной мере готов жить в обществе: он не имеет образования, профессии, навыков общения; он плохо представляет себе устройство общества, не ориентируется в социальных процессах.
Одновременно с процессом формирования личности идёт процесс её социализации. Социализация – это внедрение человека в общество, овладение им навыками и привычками общественного поведения, усвоение ценностей и норм данного общества.
Если процесс формирования идёт особенно интенсивно в детстве и юности, то процесс социализации становится тем сильнее, чем активнее индивид вступает в систему социальных отношений. Детские игры, воспитание и обучение в школе и вузе, овладение специальностью и служба в армии и т. д. – всё это и есть внешние проявления процесса социализации.
Отличия социализации от формирования заключаются в следующем: социализация изменяет внешнее поведение, а формирование личности устанавливает базовые ценностные ориентации; социализация даёт возможность получить определённые навыки (общения, профессии), а формирование определяет мотивацию социального поведения…
Более простым и удобным представляется деление процесса социализации на два качественно различных периода: первичная социализация – период от рождения до формирования зрелой личности; вторичная социализация (ресоциализация) – перестройка уже социально зрелой личности, связанная, как правило, с овладением профессией.
Процесс социализации индивида протекает на основе социальных контактов, взаимодействий индивида с другими личностями, группами, организациями, институтами.
(Б.А. Исаев)
Какое определение понятия «социализация» приведено в тексте? Какие внешние проявления процесса социализации перечислены в тексте? (Назовите любые два из них.) Как автор характеризует сущность периода ресоциализации?
ответ
В тексте приведение следующее определение понятия «социализация»:
Социализация – это внедрение человека в общество, овладение им навыками и привычками общественного поведения, усвоение ценностей и норм данного общества.
В тексте указаны следующие внешние проявление процесса социализации:
1) воспитание и обучение в школе и вузе;
2) овладение специальностью и служба в армии;
Сущность периода ресоциализации автор характеризирует как «перестройка уже социально зрелой личности, связанная, как правило, с овладением профессий»
С опорой на обществоведческие знания объясните смысл понятия «ценностные ориентации». Как автор аргументирует свой тезис о том, что «даже сформировавшийся человек ещё не в полной мере готов жить в обществе»? (Приведите любые два аргумента из текста.) Какие два отличия социализации от формирования личности названы в тексте?
ответ
Ценностные ориентации – это система убеждений, идеалов, признаваема за мировоззренческую ориентацию и влияющая на поведение человека.
Тезис о том, что даже сформировавшийся человек еще не в полной мере готов жить в обществе, автор аргументирует так:
1) Такой человек не имеет образования, профессии, навыков общения;
2) Такой человек плохо представляет себе устройство общества, не ориентируется в социальных процессах.
В тексте названы следующие отличия социализации от формирования личности:
1) Социализация изменяет внешнее поведение, а формирование личности устанавливает базовые ценностные ориентации
2) Социализация дает возможность получить определенные навыки, а формирование определяет мотивацию социального поведения.
Привлекая обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите примеры социальных контактов, обеспечивающих процесс социализации:
1) индивида с другой личностью;
2) индивида и социальной группы;
3) индивида и организации (социального института).
(Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
ответ
Примеры социальных контактов, обеспечивающих процесс социализации:
1) Индивид с другой личностью (Андрей начал посещать психолога с цель избавиться от внутренних комплексов и после проведенных сеансов Андрей стал уверенным в себе и стал успешно взаимодействовать с другими людьми)
2) Индивид и социальная группа (Анна посещает кружок читателей, что помогло ей получить и сформировать навык общения с людьми)
3) Индивид и организация (социальные институт) (Олег отслужил в армии и воспитал в себе дисциплину, упорство, а также усвоил новые моральные нормы.)
Ряд экспертов отмечает значительную роль государства в процессе социализации индивида. Опираясь на обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три аргумента, подтверждающих данную точку зрения.
ответ
Аргументы, подтверждающие значительную роль государства в процессе социализации:
1) Создание и регулирование системы образования государстве позволяет прививать определенные и необходимые нравственные идеалы с юного возраста.
2) Создание и развитие нормативно-правовой базы (законов) позволяет прививать людям знание правовых норм и правовую культуру.
3) Создание политических партий выполняет воспитательную функцию, так как позволяет развивать и формировать политическую культуру общества.
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «валовой внутренний продукт»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о реальном ВВП;
− одно предложение, раскрывающее сущность интенсивного экономического роста.
(Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)
ответ
Валовой внутренний продукт – это совокупная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в стране за определенный период времени (как правило за год).
1) Реальный ВВП позволяет более точно оценить стоимость произведенных товаров и услуг, так как выражен с учетом инфляции (в ценах базового года).
2) Интенсивный экономический рост характеризуется качественным улучшением факторов производства.
На примере любых трёх высших органов (должностей) государственной власти РФ проиллюстрируйте легитимные способы прихода к власти. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
ответ
Примеры легитимного способа прихода к власти:
1) В 2018 году Владимир Путин был избран Президентом РФ в результате всенародных демократических выборов так как его поддержало большинство граждан.
2) В 2012 году Дмитрий Медведев был назначен на должность Председателя Правительства РФ в соответствии с действующей Конституцией РФ.
3) В 2019 году путем демократических выборов партия «Единая Россия» получила большинство голосов и получила большое представительство в Государственной Думе.
В стране Z большинство трудоспособного населения занято в наукоёмком производстве и сфере услуг, растёт удельный вес среднего класса, развиваются цифровые средства коммуникаций. Назовите тип общества, который установился в стране Z. В каком направлении меняется характер отношения человека к природе в обществе этого типа? Что является основным фактором производства в обществе этого типа? Как изменяются требования к работнику в обществе данного типа?
ответ
1) В стране Z установился постиндустриальный (информационный) тип общества.
2) В обществе данного типа характер отношений к природе меняется на глобальный и контролируемый. Люди стараются сохранить и обезопасить природу, минимизировать разрушительные последствия на природу.
3) Основной фактор производства в обществе данного типа – информация.
4) К работнику представляют следующие требования – наличие высшего образования, навыков и знаний в наукоемких областях, владение информационными технологиями
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Институт гражданства РФ». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах (количество подпунктов каждого пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.)
ответ
1. Институт гражданства – система политико-правовых взаимодействий между государством и гражданином.
2.Основания обретения гражданства РФ:
а) предоставление гражданства по «праву крови» (по гражданству родителей);
б) предоставление гражданства по «праву почвы» (по месту рождения);
в) прием в гражданство;
г) выбор гражданства и т.д.
3. Условия приема в гражданство РФ иностранными гражданами:
а) дееспособность и достижение 18 лет;
б) владение русским языком;
в) проживание на территории РФ непрерывно в течение 5 лет;
г) обязательство соблюдать Конституцию РФ и др;
4. Принципы гражданства РФ:
а) единое и равное вне зависимости от основания приобретения;
б) нельзя лишить гражданства РФ или права изменить его;
в) нельзя выдворять за пределы России или выдавать другим государствам и т.д.
5. Права иностранцев и лиц без гражданства на территории РФ.
Наличие любых двух из 2, 3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу
Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.
Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.
Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).
Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников:
– из общественной жизни современного общества (реальные факты и модели социальных ситуаций), в том числе по материалам СМИ, интернет- ресурсов социологических служб;
– из личного социального опыта, в том числе события из Вашей жизни и жизни Ваших родственников/знакомых, прочитанные книги, просмотренные кинофильмы / театральные постановки и др.;
– из истории, включая историю науки и техники, литературы и искусства.
Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод / быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).
29.1 Философия «История сама по себе не может ни принудить человека, ни вовлечь его в грязное дело» (Ж.-П. Сартр).
29.2 Экономика «Экономическая свобода — это свобода любой деятельности, включающей право выбора и сопряженные с этим риск и ответственность» (Ф. Хайек).
29.3 Социология, социальная психология «Каждый хочет быть исключением из правил, и из этого правила нет исключения» (М. Форбс).
29.4 Политология «Вся тайна политики состоит в том, чтобы знать время, когда солгать, и знать время, когда промолчать» (Маркиза де Помпадур).
29.5 Правоведение «Сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага» (В. Соловьев)
Нажми, чтобы завершить тест и увидеть результаты
Пора зарегистрироваться!
Так твой прогресс будет сохраняться.
Регистрация
Начало работы
Привет сейчас ты за 5 шагов узнаешь, как пользоваться платформой
Смотреть
Выбери тест
«Выбери тест, предмет и нажми кнопку «Начать решать»
1 / 6
Вкладки
После выбора предмета необходимо выбрать на вкладке задания, варианты ЕГЭ, ОГЭ или другого теста, или теорию
2 / 6
Задания
Решай задания и записывай ответы. После 1-ой попытки
ты сможешь посмотреть решение
3 / 6
Статистика
Сбоку ты можешь посмотреть статистику и прогресс по предмету
4 / 6
Решение
Нажми, чтобы начать решать вариант. Как только ты перейдешь
на страницу, запустится счетчик времени, поэтому подготовь заранее все, что может тебе понадобиться
5 / 6
Отметки
Отмечай те статьи, что прочитал, чтобы было удобнее ориентироваться в оглавлении
6 / 6
Молодец!
Ты прошел обучение! Теперь ты знаешь как пользоваться сайтом
и можешь переходить к решению заданий