Социальный экзамен для детей сирот

С тех пор, как был создан первый в СССР детский дом, понятиe «минимальный стандарт знаний для дальнейшей социализации» не было введено в обиход. Время было другое, отношение к проблеме адаптации сирот тоже. Считалось, что если ребенок умеет почистить картошку, он уже не пропадет. Но сейчас требования к выживанию в обществе гораздо выше.

Минимальный стандарт социализации для сирот не введен и сейчас, а для того, чтобы он появился, нужны, соответственно, критерии эффективности работы сиротского учреждения. До сих пор ни того, ни другого нет. Государство, как это ни странно, не является основным заказчиком успешной адаптации сирот в будущем, главное – чтобы ребенок жил в детдоме комфортно. Заказчиком по сути является сам ребенок, но он об этом не знает. И часто, когда чиновники приезжают в детский дом, они изучают не качество программ подготовки сирот к самостоятельной жизни, или обучающего процесса, а наличие ручек на тумбочках в спальных комнатах. Это важнее, это влияет на дальнейшие успехи в жизни. И когда сироты уходят в самостоятельное плавание, и уже не могут или не знают, кому выразить свой протест. А между тем, сам детский дом должен быть заинтересован в том, чтобы выпускники становились успешными гражданами, вот только для этого часто не хватает и знаний, и технологий. Детский дом не хочет, чтобы у его стен «тусовались» нереализованные выпускники, тиражируя свой негативный опыт на тех, кто завтра покинет стены учреждения, как это сейчас происходит повсеместно. Каждый директор мечтает об этом, но от реальности такие мечты далеки. Часто, общаясь с директорами детдомов, слышишь от них, что они желали бы усилить работу по подготовки детей к новой жизни, но кроме бытовой комнаты предложить ничего не могут. Не хватает специалистов и ресурсов. А те же спонсоры готовы каждый день дарить телевизоры, а не вкладываться в педагогический коллектив, в повышение его компетентности, а значит успешном будущем своих подопечных.

В советских детских домах адаптация замещалась трудовыми навыками, но все это вторично, первичны знания, которые помогают не только зашивать на лампочке носок, но и встраиваться в общество, не стыдится своего прошлого, знать алгоритмы продвижения движения себя самого вперед. Если это не заложено, выпускник детского дома будет жить по наитию, оперируя тем, что в него вложено или не вложено.

Возможно, детскому дому необходимо и самому принимать креативные идеи относительно создания продуктов, помогающих в реализации программ подготовки сирот к самостоятельной жизни. И в этот процесс могли быть включены и НКО, и те, кто желает улучшить среду проживания сирот. Когда вместо очередной поездки за рубеж, на собрании попечительского совета директор предложил бы создать модель, где те же ресурсы спонсоров можно было бы использовать в работе с будущим сирот сейчас. Создать внутреннюю программу подготовки сирот к социальному ЕГЭ и данный документ (как дневник) мог бы зафиксировать все вложения, которые были произведены в сироту, на выходе из стен детского дома. Не формально, а фактически, чтобы заложенность знаний отражалась в этом документе, который опять же мог бы быть и первым документом, куда занесены первые успехи жизни. Это могут быть семинары, тренинги, оценки по обязательным предметам, успехи в общественной работе, спорте, пользовании компьютером и так далее. Чтобы выходящий из стен детдома выпускник пролистал все то, что ему дали за этот период жизни, чтобы он мог это оценить, поднять в памяти те знания, которые давались ему в течение времени жизни в детском доме. Да и сам коллектив детского дома, на основании последнего экзамена, мог бы понять, что еще не сделано для того, чтобы интеграция была более успешной. Взвесить все пройденное, учесть ошибки и недочеты и скорректировать свою образовательную и воспитательную работу. После чего появляется и методическая база, и проекты, и возможность привлечь новые ресурсы, в том числе и НКО, бизнес для создания новых программ подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни. Да и самим детям будет интересно получить на руки оформленное в бумаге свое прошлое, к которому они по-разному относились. И, как говорится: как поработали, так и поели. Значит, уже есть с кого спросить, в том числе и с самого ребенка. А так: что-то в него вложили, а что – часто он и не помнит, и винит в этом весь свет. Потом. Нужно чтобы ребенок-сирота знал не только как выглядит рыба, но и как выглядит удочка, благодаря которой у него всегда будет рыба.

Александр ГЕЗАЛОВ

Каждый год из стен организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выходят выпускники, которые сталкиваются с новыми вызовами и проблемами. Нередко сразу же попадают в малые и большие сложности. Могут не понять возникшей проблемы, принять решения, за которыми могут стоять новые проблемы.

Чтобы изучить уровень подготовленности выпускника к самостоятельной жизни, необходимо проводить «замеры» его социальной адаптированности, когда он будет выходить из организации.

Для этого при инициативе управления образования и науки Липецкой области специалисты отдела постинтернатного сопровождения с 12 по 14 мая проведут «Социальный экзамен» для выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Данное мероприятие будет проходить в режиме очной встречи с применением дистанционных технологий.

В течение учебного года выпускники осваивали цикл занятий в рамках реализации проекта «Путеводитель по самостоятельной жизни». Подтвердить полученные во время обучения знания смогут 34 выпускника из 7 организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Липецкой области.

Кроме вопросов образования, бытоустройства, здоровьесбережения, общения, выпускники будут выстраивать алгоритм действий в разрешении нестандартных жизненных ситуаций, с которыми могут столкнуться после выпуска. Важно изучить мышление в критических ситуациях, в которых выпускник не оказывался в стенах своей организации, всё то, что потом поможет безболезненно войти в новую жизнь.

Данное мероприятие успешно реализуется на протяжении уже нескольких лет.

Каждый год из стен детского дома выходят сотни выпускников, которые сразу же обжигаются новой жизнью, сталкиваются с новыми вызовами и проблемами. Нередко сразу же попадают в малые и большие сложности. Могут не понять возникшей проблемы, принять решения, за которым может стоять новые проблемы. Как подготовить выпускников к тому, что им придется столкнуться с тем, с чем они не знакомы? Наиважнейший фактор социализации наличие навыков и умений относительно будущих неизвестных сложностей, но с которыми успели поработать в рамках детского дома. Ведь довольно часто с детьми просто играют, делают ролевые квесты, но пока ребенок сам не выполнит некоторые действия за порогом сиротского учреждения, все эти игры останутся в памяти играми. Да и правила этих игр таковы, что сирота все равно находится в позиции принимающего эту самую игру, со своим статусом и багажом знаний. Чем больше сложностей в системе, тем проще будет встраиваться в новую среду обитания.

Чтобы изменить уровень подготовленности ребенка к самостоятельной жизни необходимо проводить замеры его жизнестойкости на входе в детский дом, так и тогда, когда он будет покидать сытый детский дом. Ведь без этого изучения накопившихся проблем, невозможно выстроить умную стратегию жизни, без которой очень сложно устроиться в новую среду обитания. Нужно не играть с ребенком, а максимально приблизить его к тому, что станет нормой его жизни – принятие проблемы, ее рассмотрение и принятие адекватного и законного решения. Исследование развитости личности также необходима и для принимающей стороны, чтобы точно знать, какие болевые точки имеет явившийся к ним социальный клиент. С чем необходимо работать, чтобы исправить ситуацию? Какие применить новые технологии, чтобы подготовить выпускника к тому, с чем он мало знаком.

Важно все. И социальный статус в детской иерархии, наличие бойцовских и иных качеств, умения принимать решения, ответственное отношение к тому, что необходимо выполнять. Система не успевает предложить ребенку ответы на вопросы, которые возникают у него в период взросления, и чем меньше ответов, тем больше вопросов возникает потом. И чтобы это «потом» было успешным, необходимо показывать модель этой самой успешности. Не в гуманитарном плане, наличие квартиры, машины и даче, а личного осознания себя как руководителя своей жизни. Капитана судьбы. То самое, что позволит воспринимать временные трудности объективно, жить в рамках имеющихся ресурсов, стремиться к самопознанию, выращивать в себе новые корни жизни – знания и устремления. С чем у выпускников сиротских учреждений большие проблемы, волевая сфера нарушена, навыков выживания нет, нет качественной оценки происходящего, оценке собственных ресурсов для преодоления трудностей.

И для решения данной проблемы несколько лет назад, я предложил проводить социальное ЕГЭ (социальный экзамен), который бы показывал уровень различных фаз зрелости и готовности выпускника детского дома. Не образовательный, а именно социальный, чтобы показать, как система подготовила выпускника к будущей жизни, какие есть пробелы, что можно поправить. Сам выпускник встретится с собой, узнает о своих возможностях и не возможностях, успеет что-то подправить. Настроить то, что не успели настроить. Такие замеры необходимо проводить не только у подростков старших классов, но и у детей младших, снижая планку заданий по их возрасту.

Социальное ЕГЭ проводится в режиме очной встречи, когда воспитанник или выпускник тянет билеты с устными или практическими заданиями. Причем устных должно быть как можно меньше, чтобы дать выпускнику проявить себя. Вопросы образования, бытоустройства, здоровье сбережения, отношений к тем или иным общественным явлениям.

Важно изучить мышление в критических ситуациях, с которыми выпускник не сталкивается в рамках системы. Те проблемы, которые возникнут после окончания сиротского учреждения. Особое внимание уделить разбор отношений с людьми, которые будет знаковыми в будущей жизни: коменданты общежитий, сотрудники опеки, полиции, преподаватели в учебном заведении, одногруппники в новом учебном заведении.

Иногда полезно в макете дома расставить правильно мебель, обратить внимание на цену того, что необходимо купить первым. Показать, как выпускник умеет работать с шуроповертом, или даже приготовить простой салат. И что важно, исследовать умение заполнять различные документы, резюме для работы, заявления на получение жилья, исковое заявление. Все то, что потом поможет безболезненно вжиться в новую среду обитания. Замерит уровень резилинса, покажет, что еще может поправить система, чтобы из детского дома выходил готовый к жизни человек. Гражданин. Созидатель. Автор своей судьбы.

Продолжение следует..

Ваш, Гезалов Александр

В Госдуме 20 декабря при информационной поддержке Медиагруппы «Патриот» прошел первый всероссийский конгресс «Светлое будущее». Его посвятили социальной адаптации воспитанников российских детдомов и возможностям их поступлениях в высшие и средние учебные заведения.

Накануне мероприятия министр просвещения России Ольга Васильева в эксклюзивном интервью Федеральному агентству новостей рассказала о льготах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также передала ребятам личные вдохновляющие пожелания о сохранении «духа исследователя» и жизненных экзаменах.

— Ольга Юрьевна, согласны ли вы с тем, что стоит детей-сирот больше вдохновлять и ориентировать на вузы? Или, возможно, для них лучшее направление для развития – это колледжи?

— Образование — это прежде всего целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок. И он должен быть преемственным: от детского сада к школе, от школы к колледжу или вузу и так далее.

Благодаря реализации национального проекта «Образование» современная система работы с подрастающим поколением приобретает очертания, позволяющие выстроить четкий образовательный путь с самых ранних шагов ребенка. Это же касается и нашей работы с детьми-сиротами. Важнейшая задача — предоставить им возможность выбора траектории развития исходя из их взглядов и потребностей, дать совет, что будет для них лучше — обучение в колледже или вузе.

Безусловно, это их решение, но оно должно учитывать и стремительное развитие технологий, которое приводит к фундаментальным изменениям рынка труда. Например, порядка 100 наименований из перечня профессий и специальностей среднего профессионального образования полностью устареют. Некоторые из них устарели содержательно, другие — в принципе исчезают. Третьи изменились таким образом, что необходимые навыки можно получить, опираясь на краткосрочные курсы.

В ближайшем будущем актуальными будут те специальности, которые закреплены в перечне 50 наиболее востребованных на рынке труда новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования, утвержденном ранее министерством труда. Это такие профессии, как техник по обслуживанию роботизированного производства или, например, разработчик Web и мультимедийных приложений. Есть и совершенно новые направления: техническое обслуживание и ремонт биотехнических медицинских аппаратов и систем, аддитивные технологии — то есть технологии с использованием 3D-печати. Плюс мехатроника и мобильная робототехника, графический дизайн.

Логично, что мы призываем ребят активнее искать себя в системе СПО, а сотрудничество колледжей и техникумов с будущими работодателями позволяет нам привлекать все большее число абитуриентов в эти образовательные организации.

— Достаточно ли государственной поддержки в том переходном периоде, когда дети выпускаются из детдома? Или что-то еще очевидно назрело?

— Сегодня более 39 тысяч выпускников детских домов получают услуги по сопровождению. То есть свыше половины от общей численности выпускников. В чем они заключаются? Это консультативная, психологическая, педагогическая, юридическая, социальная помощь в процессе развития, воспитания, обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом мы обязаны обеспечить не просто полноценное развитие личности ребенка, но и успешно социализировать его.

Зачастую наблюдается картина, как дети не готовы к самым простым действиям в социуме — не обладают необходимыми практическими знаниями и навыками, не умеют приготовить себе еду или выбрать одежду. При этом очевидно, что умение решать простые бытовые проблемы, знание своих прав и обязанностей — это основа для успешной жизни молодых людей.

В ближайшее время понятие «сопровождение» выпускников организациями для детей-сирот будет введено в федеральное законодательство. Для этого подготовлены соответствующие изменения, которые сейчас направлены в правительство.

Продолжается работа, направленная на совершенствование форм и механизмов обеспечения жильем детей-сирот, у которых право на получение жилья наступило, но не было реализовано (это граждане от 18 лет и старше). В 2020 году восемь субъектов Российской Федерации прогнозируют стопроцентное обеспечение детей-сирот жилыми помещениями (Москва, Санкт-Петербург, Московская, Ленинградская, Мурманская области, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Камчатский край).

Очевидно, что решить вопрос обеспечения жильем детей-сирот только выделением дополнительного финансирования не получится. Поэтому министерством проводится работа, направленная на совершенствование законодательства. Разработан проект федерального закона, направленный на расширение форм и механизмов обеспечения детей-сирот жильем. При его подготовке учитывались предложения Минфина, Минэкономразвития, Минтруда, представителей законодательной власти.

— Что сделано в сфере защиты прав детей-сирот за последнее время, о чем нам стоит рассказать аудитории?

— Хотелось бы поделиться некоторыми важными данными. В последнее время имеют позитивную динамику показатели, характеризующие выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, профилактику социального сиротства и устройство детей в замещающие семьи.

С 2005 года численность сведений о детях-сиротах, содержащихся в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, сократилась в 3,94 раза — с 186 тысяч до 47 тысяч.

Еще одна позитивная тенденция — за последний год у нас в стране передано детей в семьи на 9,2% больше, чем выявлено. На протяжении последних лет прослеживается стойкая динамика сокращения численности детей, родители которых лишены родительских прав.

Опять же работа по совершенствованию законодательства, о которой я упомянула в предыдущем ответе.

— Сами дети знают о своих льготах?

— На текущий момент в 47 из 85 регионов России имеется региональная база данных выпускников, в которой находится информация о более чем 50 тысяч выпускников. При этом только 46 субъектов Российской Федерации проводят мониторинги эффективности постинтернатного сопровождения — социологические опросы выпускников, организаций для детей-сирот по вопросам обучения, трудоустройства, обеспечения жильем, оказания социально-педагогической, психологической, правовой помощи.

Безусловно, этой работы недостаточно. И наша задача в будущем — распространить позитивный опыт на все регионы. Уже сейчас есть большой всероссийский проект — Всероссийский форум выпускников детских домов, собравший в этом году более 300 участников со всей России. Ребята смогли принять участие в мастер-классах, тренингах и круглых столах по юридической грамотности, трудоустройству и другим актуальным вопросам, связанным с социальной поддержкой и адаптацией воспитанников и выпускников детских домов.

— Как с позиции министра просвещения вы бы вдохновили ребят, чтобы они стремились развиваться, учиться дальше после детдома?

— Входя во взрослую жизнь, они, безусловно, столкнутся с новыми социальными условиями. Помимо высокой конкуренции, ребят ждет серьезный жизненный «экзамен», когда взаимодействие с окружающими потребует проявления всех знаний и умений, быстрого анализа и соотнесения информации на предмет ее как минимум достоверности. И понимание этого факта должно стать мотивом к постоянному самообучению, а также системному приобретению новых навыков.

Но самое главное, хочу пожелать ребятам приобрести и сохранить в течение всей жизни дух исследователя. В мире невероятно много интересного. Стремитесь делать, создавать что-то индивидуальное, пусть даже маленькое, но свое открытие, изобретение или творение. Это будет созидательный вклад в развитие цивилизации, и ваша жизнь обретет особый смысл. Верьте в себя и никогда не предавайте дело.

По данным Министерства просвещения РФ, общее количество детских домов за период с 2015 по 2018 годы сократилось на 24%. За период с 2015 года число детей-сирот, которые воспитывались в учреждениях для детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, сократилось на 46% — с 87,2 тысячи в 2015 году до 47,1 тысячи по состоянию на начало 2019 года.

Источник информации: Федеральное агентство новостей https://riafan.ru/

ТЕСТ
ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ

И
ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

1.    
Какие законы гарантируют тебе меры
социальной поддержки:

а) Конвенция о правах
ребёнка

б) ФЗ от 21 декабря 1996г.
№ 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей»

в) Постановление
Правительства РФ от 20 июня 1992г. № 409 «О неотложных мерах по социальной
защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

2. До какого возрастаты ты
имеешь право постановки на очередь на получение жилья (при его отсутствии)

а) до 18 лет

б) до 23 лет

в) до 27 лет

3. В соответствии с ЗКО
от 22 ноября 2012г. «О внесении дополнений в ЗКО «О порядке предоставления
жилых помещений специализированного жилищного фонда Курской области», каким
категориям граждан предоставляются однократно жилые помещения?

4. Какие дополнительные
гарантии на образование ты имеешь?

а) право на приём вне
конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний; право на
обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего
профессионального образования без взимания платы; право на получение второго начального
профессионального образования без взимания платы

б) право на приём вне
конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний

в) право на получение
второго начального профессионального образования без взимания платы

5. Если ты не можешь
найти работу?

а) ищущим работу впервые
лицам из числа детей-сирот выплачивается пособие по безработице в течение 6
месяцев в размере уровня средней заработной платы

б) ищущим работу впервые
лицам из числа детей-сирот пособие по безработице не выплачивается.

Ответы

1.    
б, в

2.    
б

3.    
1) детям-сиротам, которые не являются
нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи
нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками
жилых помещений;

2)   
Детям-сиротам, которые являются
нанимателями жилых помещений по договору социального найма или членами семьи
нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками
жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых
помещениях признается невозможным

4.    
а

5.    
а

Общероссийский народный фронт и АНО “Россия – страна возможностей” при поддержке Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Анны Кузнецовой создали проект “Взлетная полоса”, который поможет детям-сиротам и детям, находящимся под опекой родственников или государства подготовиться к ЕГЭ и поступить в вуз.

Проект позволяет получить качественную подготовку к сдаче экзамена и повысить конкурентоспособность ребят при поступлении в российские вузы. Участниками проекта могут стать сироты или оставшиеся без опеки родителей подростки в возрасте 16-17 лет. Проект реализуется в Белгородской, Брянской, Владимирской, Волгоградской, Ивановской, Калужской, Костромской, Нижегородской и Ярославской областях, а также в Краснодарском крае и Севастополе. Ребенок, проживающий в одном из этих регионов, может зарегистрироваться на сайте “Взлетной полосы” и пройти тестирование и конкурсный отбор.

Победители получат возможность дистанционно заниматься с представителями лучших технических и гуманитарных вузов и компаний. Поддерживать детей на этом пути будут наставники из числа участников и победителей конкурса “Лидеры России”.

Завершится отбор участников 15 января 2021 года.

Фото: pixabay.com

– Скажите, правда ли, что дети-сироты имеют право поступать в вуз на льготных условиях? И что нужно, чтобы льготой воспользоваться?

– Льготы при получении высшего образования для детей-сирот действительно существуют. Более того, раньше положения ФЗ «Об образовании» были временными, их действие должно было закончиться в 2021 году (пункт 14 статьи 108 ФЗ «Об образовании»). Однако 27.01.2021 Государственная дума РФ в третьем чтении приняла закон, по которому (после подписания Президентом РФ, которое состоялось 17.02.2020) эта льгота теперь станет бессрочной. Но есть тонкости, которые нужно учитывать, чтобы ею воспользоваться.

СодержаниеПоказать

  • 🙋‍♂️ Какие категории лиц могут воспользоваться льготой
  • ✅ Льготы детям-сиротам при поступлении в вуз
  • 📚 Как поступить в вуз без экзаменов в 2021 году
    • Порядок действий для поступления
  • 🧑‍🎓 Как поступать в вуз по квоте в 2021 году
    • Порядок действий
  • 👇 Что делать, если сирота набрал балл ниже минимального
  • 👨‍👩‍👧 Есть ли льготы у сирот, которые были усыновлены
  • 💫 Заключение
  • ❓ Часто задаваемые вопросы

🙋‍♂️ Какие категории лиц могут воспользоваться льготой

Согласно статье 6 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот…», статье 71 ФЗ «Об образовании», льготами при поступлении в вуз для обучения по программам бакалавриата и специалитета могут воспользоваться:

  • дети-сироты, то есть полностью не имеющие родителей;
  • дети, оставшиеся без попечения – то есть те, у которых родители хотя и живы, но лишены прав либо признаны судом безвестно отсутствующими;
  • дети-инвалиды, а также инвалиды детства, пусть и достигнувшие 18-летнего возраста.

Лица, признанные сиротами либо оставшимися без попечения, сохраняют свою льготу и при достижении совершеннолетия.

Если же не брать в расчёт несовершеннолетних, то дополнительно право поступить на учёбу на бюджетные места в пределах установленной квоты имеют:

  • инвалиды I и II групп;
  • ветераны боевых действий (кто к ним относится – установлено статьёй 3 ФЗ «О ветеранах»);
  • инвалиды, потерявшие здоровье в результате травм или болезней, полученных на военной службе.

Пункт 6 статьи 71 ФЗ «Об образовании» устанавливает, что квота для льготников устанавливается в количестве не менее 10% от общего числа бюджетных мест. При желании и возможности конкретный вуз может установить и более высокое значение.

Помимо льготного поступления на места, по которым выделена квота, дети-сироты, инвалиды и инвалиды детства могут поступить бесплатно и на подготовительные отделения вузов (пункт 7 ст.атьи 71 указанного закона). Кроме них, этим правом могут воспользоваться:

  • дети из неполных семей, если единственный родитель – инвалид I группы, а средний доход на члена семьи ниже прожиточного минимума;
  • дети и иждивенцы военных, сотрудников МВД и других аналогичных организаций (Нацгвардия, ФСИН, пожарные и т. д.), погибших при исполнении или умерших от ран или болезней, полученных на службе;
  • дети сотрудников прокуратуры, которые погибли или умерли в связи со служебной деятельностью;
  • лица, пострадавшие в результате аварии на ЧАЭС (кто считается пострадавшим – устанавливает Закон РФ №1244-I от 1991 года);
  • дети погибших или умерших Героев Советского Союза, РФ либо полных кавалеров Ордена Славы;
  • военнослужащие-контрактники – либо находящиеся на службе, либо уволенные по уважительным причинам (истечение контракта, признание не годным к службе по здоровью, организационные мероприятия и сокращение и т. д.) – при условии, что общий срок службы составил не менее 3 лет.

✅ Льготы детям-сиротам при поступлении в вуз

Согласно ФЗ «Об образовании», сироты могут воспользоваться следующими льготами:

  1. Бесплатное поступление на подготовительные отделения федеральных вузов. Это, в свою очередь, согласно пункту 9 статьи 71 ФЗ «Об образовании», даёт им преимущество в случае поступления по конкурсу: при равных результатах те, кто посещал подготовительные отделения, зачисляются на бюджет в первую очередь.
  2. Поступление на бюджетное обучение по программам бакалавриата и специалитета в пределах 10% квоты. Выглядит это следующим образом: органы исполнительной власти делают вузу «заказ» на определённое количество бюджетников. Деньги за их обучение вуз получает из федерального или регионального бюджета. В свою очередь, вуз 10% процентов этих мест бронирует за сиротами и другими льготниками.
  3. Право на получение стипендии на время прохождения подготовительных курсов.
  4. Повышенная на 50% студенческая стипендия.
  5. Пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей.
  6. Право на первоочередное предоставление мест в общежитии, а также бесплатное там проживание даже в период каникул.
  7. Бесплатный проезд во время каникул домой.
  8. Бесплатный проезд на общественном транспорте (такси не компенсируется).

Как вы считаете, достаточно ли описанных мер поддержки для детей и подростков, лишённых родителей?

Да, вполне достаточноНет, меры совершенно недостаточны, сироты нуждаются в большей поддержкеНет, меры излишни, сироты могут злоупотреблять своим статусом

📚 Как поступить в вуз без экзаменов в 2021 году

Поступление в вуз может требовать сдачи как ЕГЭ, так и вступительных экзаменов (для учащихся колледжей, которые не сдавали ЕГЭ, иностранцев и т. д.). Специальных льгот для сирот и детей из числа сирот здесь не имеется – статья 71 ФЗ «Об образовании» устанавливает другой перечень льготников:

  1. Победители и призёры олимпиад по соответствующему профилю, а также члены команд, выступавших от России на международных олимпиадах по определённому предмету.
  2. Лица, ставшие чемпионами или завоевавшие медали на Олимпиадах (включая Паралимпиаду и Сурдолимпиаду), чемпионы мира или Европы по олимпийским видам спорта. Но их принимают без экзаменов лишь по специальностям, связанным с физкультурой и спортом.

Порядок действий для поступления

Все эти льготы действуют только четыре года – как и результаты ЕГЭ. В течение этого периода победителям достаточно отнести в приёмную комиссию выбранного вуза два документа:

  • аттестат о полученном среднем образовании;
  • диплом победителя или члена команды олимпиады по соответствующему профилю;
  • результаты ЕГЭ по основным предметам не ниже 75 баллов.

🧑‍🎓 Как поступать в вуз по квоте в 2021 году

При поступлении в вуз сирота должен предъявить документ, подтверждающий свой статус:

  • свидетельства о смерти родителей;
  • решение суда о лишении родителей прав;
  • решение суда о признании родителей безвестно отсутствующими.

Кроме того, при поступлении потребуются:

  • паспорт самого поступающего (если ему исполнилось 14 лет);
  • результаты ЕГЭ;
  • копия свидетельства о рождении;
  • справка с места работы опекуна или попечителя.

Порядок действий

Прежде всего сирота должен предъявить подтверждающие его статус документы в приёмную комиссию вуза. Затем, после зачисления, за остальными льготами ему нужно обращаться:

  • в студенческий профсоюзный комитет;
  • в совет вуза – для получения права на бесплатное проживание в общежитии на время каникул.

Новый порядок приема в вузы с 2021 года. Памятка абитуриенту

Читать

ЕГЭ 2021. Какие экзамены будут обязательными, а какие – отменят

Подробнее

Санитарные нормы для школ и садиков. Новые правила Роспотребнадзора

Смотреть

👇 Что делать, если сирота набрал балл ниже минимального

В том случае, если результаты экзаменов не были удовлетворительными, и сирота не смог поступить на обучение в вуз, его льгота не перестаёт действовать. Однако воспользоваться ею он сможет лишь в следующем году.

Также сирота имеет право попытаться поступить в другой вуз либо на другую специальность. Допустима подача документов в пять разных учебных заведений на 10 специальностей, согласно Приказу министерства науки и высшего образования №1076 от 21.08.2020.

👨‍👩‍👧 Есть ли льготы у сирот, которые были усыновлены

Все приведённые выше льготы касаются лишь тех детей, которые после смерти либо лишения прав родителей остались под опекой либо попечением. В том же случае, если они были усыновлены в порядке главы 19 Семейного кодекса (СК) РФ, их льготы перестают действовать.

Связано это с нормами статьи 137 СК РФ. После того как процедура усыновления завершена, бывший сирота по статусу приравнивается к родному сыну либо дочери усыновителя во всех правовых отношениях. Следовательно, после этого сирота перестаёт быть сиротой. Это означает и то, что льготы после этого ему не положены. Поступать в вуз он будет на общих основаниях.

Срок годности дипломов вузов. Изучаем последствия такой инициативы

Читать

Академический отпуск для студентов. Как его взять и как из него выйти

Подробнее

Как поступить в ВУЗ по целевому направлению

Смотреть

💫 Заключение

Таким образом, дети-сироты не оставлены государством на произвол судьбы. Для них существует льгота на бесплатное обучение в пределах минимум 10% бюджетных мест. Кроме того, для них существует и ряд других мер поддержки. В том же случае, если сирота проявил свои таланты в учёбе (как участник олимпиад по предметам) либо в олимпийских видах спорта, он может претендовать на поступление в вуз без вступительных экзаменов и с минимальным проходным баллом по ЕГЭ.

❓ Часто задаваемые вопросы

Можно воспользоваться льготой ещё раз при поступлении в вуз для получения второго высшего образования? Сколько раз вообще можно воспользоваться льготой?

Для получения высшего образования льгота доступна только один раз. Для получения второго высшего образования сироте придётся поступать на общих основаниях – и оплачивать своё обучение.

Если у ребёнка не стало родителей после его совершеннолетия (например, в 19 лет), он будет считаться сиротой?

Согласно статье 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот…», сиротой считается лишь несовершеннолетний, потерявший родителей (обоих – или одного, но если родитель был единственным). Однако этот же закон устанавливает такой статус, как «лица из числа детей-сирот». Им обладают те, кому уже исполнилось 18, но ещё нет 23 лет, а также те, кто потерял родителей. На таких лиц распространяются льготы, касающиеся поступления в вузы.

Могут ли ребёнка-сироту отчислить из вуза? Если да, то почему?

К сожалению, могут. Согласно ст. ст. 61, 30 ФЗ «Об образовании», вузы вправе прекращать образовательные отношения, в том числе и в порядке, предусмотренном локальными нормативными актами вуза (при условии, что они не ухудшают положение студента). Поэтому в случае нарушений правил вуза, за которые предусмотрено отчисление, сирота может быть отчислен.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Социальный статус это в обществознании егэ
  • Социальный статус подготовка к егэ
  • Социальный статус конспект егэ
  • Социальный статус задания егэ обществознание
  • Сочинение 3 класс перспектива 3 четверть по русскому языку

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии