1. Понятие социальной структуры общества.
2. Элементы социальной структуры общества:
а) социальные общности;
б) социальные группы;
в) социальные слои;
г) социальные институты.
3. Естественное и социальное неравенство людей.
4. Типы социальной стратификации:
а) рабство;
б) кастовая система;
в) сословия;
г) классовая система.
5. Институциональная структура общества:
а) политические институты;
б) экономические институты;
в) социальные институты.
6 Социальная мобильность и маргинальность.
1. Понятие социальной структуры общества.
2. Элементы социальной структуры общества:
а) социальные общности;
б) социальные группы;
в) социальные слои;
г) социальные институты.
3. Уровень дохода как основной критерий выделения социальных классов:
а) высший класс;
б) средний класс;
в) низший класс.
4. Экономические причины изменения социальной структуры общества:
а) структурные изменения в экономике;
б) изменения в системе занятости;
в) снижение уровня жизни подавляющего большинства населения;
г) изменения отношений собственности;
д) смена типа экономической системы;
е) научно-технический прогресс.
5. Тенденции трансформации социальной структуры российского общества.
1. Понятие социальной стратификации.
2. Функции социальной стратификации:
а) упорядочение общественной жизни;
б) организация людей в группы;
в) социализация личности и её поддержка.
3. Исторические типы социальной стратификации:
а) касты;
б) сословия;
в) классы.
4. Виды социальной стратификации:
а) экономическая;
б) политическая;
в) социально-профессиональная.
5. Критерии социальной стратификации:
а) доход (низший класс, средний класс, высший класс);
б) образование (начальное, среднее, высшее);
в) место жительства (горожане, провинциалы, селяне);
г) профессиональная деятельность (инженеры, учителя, учёные и пр.).
6. Принадлежность к страте:
а) субъективная;
б) объективная.
7. Особенности социальной стратификации в современном российском обществе.
1. Понятие социальной мобильности.
2. Факторы, влияющие на социальную мобильность.
3. Виды социальной мобильности:
а) вертикальная и горизонтальная;
б) индивидуальная и коллективная;
в) межпоколенная и внутрипоколенная;
г) организованная и структурная.
4. Социальные лифты:
а) получение образования;
б) вступление в брак;
в) собственность;
г) служба в армии и др.
5. Роль и значение социальной мобильности в современном обществе.
1. Социальная мобильность — перемещение из одной социальной группы в другую.
2. Виды социальной мобильности:
а) горизонтальная и вертикальная (нисходящая и восходящая);
б) индивидуальная и групповая;
в) межпоколенная и внутрипоколенная.
3. Социальная мобильность как инструмент анализа динамики общества, изменения его социальных параметров:
а) низкая социальная мобильность — черта замкнутых обществ;
б) высокие показатели социальной мобильности — характеристика современного общества.
4. Возможность перемещения по социальной лестнице — важное условие развития личности:
а) мотив получения образования;
б) профессиональной квалификации и др.
5. Свободное перемещение в социальном пространстве —фактор развития общества:
а) удовлетворение потребностей социально-экономического и научно-технического развития;
б) обеспечение притока высокообразованных специалистов и профессионалов, способных «генерировать идеи», решать задачи управления общественными процессами).
1. Социальная общность как совокупность людей, объединённая условиями и целями жизнедеятельности.
2. Разновидности социальных общностей:
а) номинальные общности;
б) массовые общности;
в) аудитория;
г) социальные круги.
3. Признаки социальных групп:
а) устойчивость состава;
б) продолжительность существования;
в) определённость состава и границ;
г) общая система ценностей и норм;
д) осознание своей принадлежности к группе каждым индивидом.
4. Классификация групп:
а) по характеру связей (формальные и неформальные);
б) по уровню взаимодействия внутри группы (первичные и вторичные);
в) по объёму (большие и малые);
г) в зависимости от пола и возраста (демографические) и т. д.
5. Групповая сплочённость и дифференциация.
6. Специфика формирования и взаимодействия социальных групп в современной России.
1. Понятие «малая группа».
2. Признаки малой социальной группы:
а) небольшое число членов;
б) непосредственность общения между ее членами;
в) общие интересы, цели и совместная деятельность;
г) определенная локализация в пространстве и устойчивость во времени;
д) внутренняя расчлененность функций и групповых ролей;
е) общие нормы, установки, ценностные ориентации и способы поведения;
ж) определенная структура организации и управления;
з) групповая идентичность.
3. Виды малых групп:
а) формальные;
б) неформальные;
в) референтные.
4. Функции социальных групп:
а) функция социализации;
б) инструментальная;
в) экспрессивная;
г) поддерживающая.
5. Особенности формирования малых социальных групп в современном обществе
1. Понятие о межличностных отношениях.
2. Отличительные черты межличностных отношений:
а) эмоционально окрашенный характер;
б) непосредственный характер взаимодействия, коммуникации;
в) осуществление внутри узкого круга людей.
3. Основные сферы межличностных отношений:
а) отношения в семье;
б) отношения среди коллег;
в) отношения в дружеской компании.
4.Условия эффективности межличностного взаимодействия:
а) принятие иного мнения как должного;
б) готовность к диалогу и взаимопониманию;
в) осуществление совместной деятельности;
г) общность целей и интересов.
5. Соперничество и сотрудничество в межличностных отношениях.
6. Специфика межличностного конфликта и его значение.
1. Общение как субъект-субъектное взаимодействие.
2. Признаки общения:
а) обмен информацией, её уточнение, обогащение;
б) обмен действиями, построение общей стратегии взаимодействия;
в) восприятие и понимание партнёра, его поведения и психологических особенностей.
3. Типы субъектов общения:
а) реально существующие субъекты;
б) иллюзорные партнёры;
в) воображаемые партнёры.
4. Виды общения (по цели и содержанию):
а) познавательное;
б) деловое;
в) личностное.
5. Основные функции общения:
а) коммуникативная (обмен информацией);
б) перцептивная (принятие друг друга);
в) интерактивная (взаимодействие друг с другом).
6. Коммуникабельность (общительность) как свойство личности.
7. Условия конструктивного общения:
а) готовность к сотрудничеству и компромиссу;
б) принятие иной точки зрения при отстаивании своей;
в) уважительное отношение к партнёру.
8. Специфика общения в сетевом сообществе:
а) интенсивность коммуникаций;
б) виртуальное общение;
в) обилие и разнообразие информационных потоков.
9. Общение как особый вид человеческой деятельности.
10. Общение в игре, труде, учении.
1. Понятие и специфические признаки общения.
2. Функции общения в формировании и развитии человека.
3. Общение как субъект-субъектное взаимодействие.
4. Типы субъектов общения:
а) реально существующие субъекты
б) иллюзорные партнеры
в) воображаемые партнеры
5. Средства общения.
6. Виды общения:
а) непосредственное и опосредованное
б) прямое и косвенное
7. Факторы, способствующие успешному общению:
а) взаимопонимание
б) солидарность
в) толерантность
1. Молодёжь как социологическое понятие.
2. Границы молодежного возраста (важнейшие этапы взросления):
а) подростки (тинейджеры) — 16-18 лет;
б) молодёжь — от 18 до 24 лет:
в) «молодые взрослые» — от 25 до 30 лет.
3. Особенности социального положения молодёжи:
а) переходность положения;
б) высокий уровень мобильности;
в) освоение новых социальных ролей;
г) перспективы в профессиональном и карьерном плане.
4. Социально-психологические качества молодёжи:
а) неустойчивость психики;
б) внутренняя противоречивость;
в) низкий уровень толерантности;
г) стремление отличаться от других;
д) наличие специфической молодёжной субкультуры.
5. Основные проблемы современной российской молодежи:
а) сокращение численности молодёжи в структуре населения;
б) рост молодёжной безработицы и падение престижа в обществе ряда профессий;
в) ухудшение состояния здоровья молодого поколения.
6. Государственная молодёжная политика РФ.
1. Молодёжь как социально-демографическая группа.
2. Определение молодёжной субкультуры.
3. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте:
а) роль школьника, студента;
б) роль работника;
в) роль гражданина и др.
4. Молодёжная субкультура как часть культурной среды современного общества:
а) ценности и идеалы;
б) язык, символы, особенности межличностного общения;
в) стиль жизни, нормы поведения, мода.
5. Неформальные молодёжные объединения:
а) панки;
б) рокеры;
в) готы;
г) футбольные фаны и др.
6. Девиантное поведение молодёжи и его причины.
1. Понятие «этническая общность».
2. Признаки этноса:
а) наличие территории проживания;
б) общность языка, традиций, обычаев;
в) общность исторического и социокультурного опыта;
г) сходные черты внешнего облика, характера и ментальности.
3. Разновидности этнических групп:
а) род и племя;
б) народность;
в) нация.
4. Тенденции межэтнических отношений:
а) интеграция;
б) дифференциация.
5. Межэтнические отношения в современном мире.
1. Нация как высшая форма этнической общности.
2. Основные тенденции в развитии межнациональных отношений:
а) межнациональная интеграция;
б) межнациональная дифференциация.
3. Демократические принципы межнациональных отношений:
а) равноправие представителей разных наций во всех сферах жизни общества;
б) свободный доступ к изучению национальных языков, обычаев и традиций;
в) право граждан на определение своей национальной принадлежности;
г) развитие толерантности и поликультурного диалога в обществе;
д) создание в обществе нетерпимого отношения к ксенофобии, шовинизму, пропаганде национальной исключительности.
4. Межнациональные отношения и национальная политика в современной России.
1. Понятие межнационального конфликта.
2. Причины возникновения межнациональных конфликтов:
а) неравенство в уровне жизни;
б) миграция;
в) территориальные споры;
г) принадлежность к разным конфессиям;
д) различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях, органах власти и т. д.
3. Национализм как проявление межнациональных конфликтов и его виды:
а) этнический (защитный);
б) державно-государственный (воинствующий);
в) бытовой.
4. Формы национализма:
а) расизм;
б) шовинизм;
в) геноцид;
г) апартеид;
д) ксенофобия.
5. Пути разрешения межнациональных конфликтов в XXI в.:
а) признание существования межнациональных проблем и решение их мирными методами;
б) взаимные уступки и безусловная реализация прав и свобод лиц любой национальности;
в) переговоры на базе взаимного уважения и стремления поиска компромиссных решений;
г) использование экономических рычагов для нормализации ситуации и др.
6. Межнациональные конфликты на территории СНГ и РФ.
1. Что такое национальная политика?
2. Принципы государственной национальной политики в России:
а) равенство прав и свобод человека и гражданина, запрещение любых форм дискриминации;
б) сохранение целостности и неприкосновенности территории РФ;
в) гарантия прав коренных малочисленных народов;
г) содействие развитию национальных культур и языков народов России и др.
3. Конституция РФ о праве каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность.
4. Культура межнациональных отношений.
5. Межнациональные конфликты в России и пути их преодоления:
а) формирование у населения установок толерантного сознания и поведения;
б) уважение национального достоинства, отказ от насилия;
в) развитие демократии и правовых начал в жизни общества и т.д.
1. Социальный конфликт — столкновение интересов личностей и групп.
2. Основные причины возникновения конфликтов:
а) неблагоприятные условия работы;
б) неудовлетворённость оплатой труда;
в) психологическая несовместимость людей;
г) различие существенных интересов и принципов;
д) перераспределение влияния в группе или между группами;
е) идеологические разногласия (политические и религиозные);
ж) несправедливое распределение ценностей (доходов, знаний, информации, благ).
3. Виды социальных конфликтов:
а) внутриличностный или личностно-ролевой (столкновение происходит в душе самого человека);
б) межличностный (разногласия возникают между двумя или более членами группы);
в) межгрупповой — в борьбу втягиваются группы людей, каждая из которых имеет собственные интересы и цели;
г) конфликт принадлежности — человек входит в две группы, которые конкурируют между собой;
д) конфликт с внешней средой — неприятие государственных организаций, законов, норм, правил, традиций и обычаев.
4. Стадии развития межгруппового конфликта:
а) постепенное усиление участников конфликта за счёт введения новых сил;
б) увеличение количества проблемных ситуаций и углубление первичной проблемной ситуации;
в) повышение конфликтной активности участников, вовлечение новых лиц;
г) нарастание эмоциональной напряжённости;
д) изменение отношения к проблемной ситуации или конфликту в целом.
5. Конструктивные и деструктивные способы разрешения конфликтов.
6. Повышение социальной культуры, готовность к переговорному процессу и компромиссу — ведущие способы разрешения конфликтов в современном мире.
1. Понятие «межличностный конфликт».
2. Причины конфликтов:
а) несправедливое распределение материальных и духовных благ;
б) искажение информации;
в) психологическая несовместимость;
г) стремление к власти;
д) различие во взглядах и мнениях;
е) различие в опыте и знаниях.
3. Стадии конфликта:
а) предконфликтная;
б) конфликтная;
в) разрешение конфликта;
г) послеконфликтная.
4. Стили поведения в конфликте:
а) уход (избегание, бездействие);
б) приспособление (уступка);
в) принуждение (борьба, соперничество);
г) компромисс;
д) сотрудничество.
5. Недопущение конфликта и его профилактика.
1. Социальные нормы как регулятор общественных отношений.
2. Признаки социальных норм:
а) возникают в процессе исторического развития;
б) представляют собой определенный стандарт (образец, эталон) поведения;
в) носят объективный характер;
г) рассчитаны .на многократное повторение;
д) выстраиваются в определенной иерархии.
3. Виды социальных норм:
а) табу, обычаи, традиции;
б) моральные нормы;
в) религиозные нормы;
г) корпоративные нормы;
д) правовые нормы.
4. Функции социальных норм:
а) культурно-историческая;
б) социального контроля;
в) воспитательная;
г) регулятивная;
д) стабилизирующая.
1. Социальные нормы как правила поведения, принятые в обществе.
2. Функции социальных норм:
а) координация деятельности людей;
б) освоение правил жизни в обществе молодого поколения;
в) выступают в качестве характерных признаков групп.
3. Виды социальных норм:
а) моральные нормы;
б) правовые нормы;
в) религиозные нормы;
г) обычаи и традиции;
д) ритуалы, церемонии;
е) нормы этикета и пр.
4. Социальные санкции — меры воздействия общества на личность.
5. Типы социальных санкций:
а) по предъявлению (формальные и неформальные);
б) по отношению к личности (позитивные, негативные).
6. Сложность сочетания различных норм и санкций в современном обществе.
1. Семья — первичная ячейка общества.
2. Основные типы семейных отношений:
а) кровнородственные;
б) брачные.
3. Особенности семьи:
а) семья как малая группа;
б) семья как социальный институт.
4. Свойства семьи как малой группы:
а) наличие кровнородственных или брачных связей;
б) совместное ведение домашнего хозяйства, бытовые отношения.
5. Функции семьи:
а) репродуктивная;
б) досуговая;
в) воспитательная;
г) эмоционально-психологическая;
д) хозяйственная;
е) статусная и т. д.
6. Формы семьи:
а) по составу (нуклеарная, поколенная, полная, неполная);
б) по характеру взаимоотношений между членами: традиционная (патриархальная), партнёрская (демократическая);
7. Тенденции развития семьи в современном обществе:
а) равномерное распределение прав и обязанностей в семье;
б) изменение традиционных гендерных ролей в семьях;
в) увеличение числа ранних браков и их распад;
г) утрата прежних традиций, праздников и авторитета взрослых членов семьи;
д) рост числа разводов и сексуальное раскрепощение;
е) увеличение занятости женщины вне семьи, интересов членов семьи, не связанных с семейной жизнью.
8. Особенности развития семьи в современной России
1. Понятие об отклоняющемся поведении.
2. Причины отклоняющегося поведения:
а) влияние семьи и семейного воспитания;
б) наличие способностей и талантов;
в) кризисные явления в обществе;
г) проблемы социализации молодёжи.
3. Виды отклоняющегося поведения:
а) позитивное;
б) девиантное;
в) делинквентное.
4. Формы девиантного поведения:
а) алкоголизм;
б) табакокурение;
в) наркомания;
г) проституция и пр.
5. Реакция общества на различные проявления социальной девиации.
1. Социальный статус как характеристика положения человека в обществе.
2. Признаки социального статуса:
а) место жительства;
б) уровень образования и профессия;
в) стиль поведения и одежды и т.д.
3. Основные виды социальных статусов:
а) предписанный (заданный, врождённый);
б) достигаемый (приобретённый).
4. Связь между социальным статусом и социальной ролью.
5. Структура ролевого набора личности:
а) роли в семье;
б) роли в малом социуме;
в) роли в профессиональной деятельности;
г) роли в гражданской деятельности и т.д.
6. Социализация как процесс усвоения индивидом социальных ролей.
1. Понятие социализации.
2. Задача и функция социализации.
3. Соотношение понятий «социализация» и «воспитание».
4. Виды социализации:
а) первичная
в) вторичная
5. Факторы, способствующие успешной социализации:
а) агенты социализации
б) социальные лифты
в) социально-экономические и политические условия
1. Что такое социализация?
2. Функции социализации:
а) освоение системы знаний о мире, человеке, человеческом обществе;
б) приобретение опыта взаимодействия человека с обществом;
в) усвоение моральных ценностей и идеалов;
г) освоение практических умений и навыков.
3. Социализация на протяжении всей жизни:
а) от младенчества до молодости;
б) освоение новых социальных ролей в зрелом возрасте;
в) продолжается ли социализация в старости?
4. Институты (агенты) социализации:
а) значение семьи в первичной социализации;
б) роль образования в социализации личности;
в) опыт сверстников;
г) СМИ как агенты социализации.
5. Значение социализации для личности.
План развернутого ответа «Социальная структура общества».
1. Что такое социальная структура общества.
2. Что такое социальная группа и ее классификация:
3. Этнос и его виды:
А) род и племя;
Б) народность;
В) нация.
4. Социальная дифференциация общества:
А) политическая;
Б) экономическая;
В) профессиональная;
Г) демографическая;
Д) этническая.
5. Социальная стратификация общества:
А) высший слой;
Б) средний слой;
В) низший слой.
6. Люмпены и маргиналы в современном обществе.
7. Проблема поляризации современного общества.
ДРУГИЕ ПЛАНЫ РАЗВЕРНУТОГО ОТВЕТА ВЫ МОЖЕТЕ ПОСМОТРЕТЬ В РАЗДЕЛЕ БАНК ПЛАНОВ РАЗВЕРНУТОГО ОТВЕТА
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социальная стратификация общества». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Спрятать пояснение
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
— наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;
— корректность формулировок пунктов плана.
Формулировки пунктов плана, носящие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие социальной стратификации.
2. Основания социальной стратификации:
а) доходы (богатство);
б) объём власти;
в) престиж профессии;
г) уровень образования.
3. Исторические типы стратификации:
а) рабство;
б) кастовая система;
в) сословная система;
г) социальные классы.
4. Понятие социальное неравенство, его влияние на социальные отношения:
а) положительное;
б) отрицательное.
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Наличие любых двух из 2, 3, 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Спрятать критерии
Критерии проверки:
№ | Критерии оценивания ответа на задание 24 | Баллы |
---|---|---|
24.1 | Раскрытие темы по существу | 3 |
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу. Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта. |
3 | |
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. Только один из этих «обязательных» пунктов детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу. Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта. ИЛИ Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу. Хотя бы один любой пункт (обязательный или нет) детализирован в подпунктах в количестве менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта |
2 | |
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая только один пункт, наличие которого позволит раскрыть данную тему по существу. Этот «обязательный» пункт детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта. |
1 | |
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла. ИЛИ Случаи, когда ответ выпускника по форме не соответствует требованию задания (например, не является сложным планом / не оформлен в виде плана с выделением пунктов и подпунктов) |
0 | |
Указания по оцениванию:
1. Пункты/подпункты, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании. 2. 1 балл по критерию 24.2 может быть выставлен только в случае, если по критерию 24.1 выставлено 3 балла |
||
24.2 | Корректность формулировок пунктов и подпунктов плана | 1 |
Формулировки пунктов и подпунктов плана корректны и не содержат ошибок, неточностей |
1 | |
Все иные ситуации |
0 | |
Максимальный балл | 4 |
ПЛААН С8.
1.Социальная структура и социальные отношения. 1. Понятие о соц. структуре.
2.Социальная стратификация. 2. Подходы к изучению соц. стратификации
А) Стратификация по Веберу а) стратификация по Веберу
Б)Стратификация по Марксу б) стратификация по Марксу
В) Социальная дифференциация 3. Понятие о соц. отношениях
Г) Социальное неравенство 4. Классификация соц. отношений
3.Социальная мобильность.а) формальные (деловые)
А) Социальный лифт б) неформальные
Б) Стиль жизни
В) Жизненные шансы
4. Люмпенство и маргиналы
1. Понятие о социальных институтах
2. Типы социальных институтов
А) Экономические
Б) Политические
В) Социально-культурные
Г) Институт религии
3.Функции социальных институтов
А) Скрытые
Б) Явные
В) Дисфункции
4. Социальная инфраструктура
1.Роль экономики в жизни общества 1. Понятие об экономике
2. Основные экономические показатели благосостояния общества
1. ВВП
2. ВНП
3. Национальный доход
4. уровень инфляции
А) Экономика 3. взаимосвязь экономики и др. сфер жизни общества
Б) Экономическая Сфера а) эк кризис стимулирует рост безработицы, отчего растет преступность
В) Экономические институты б) решение эк проблем — главный лозунг в предвыборной гонке партий
2. Экономика как подсистема общества в) от уровня финансирования учреждений образования зависит качество знаний учащихся
3.Экономика и сферы общества 3.
А) Политика
Б) Культура
В) Уровень жизни
4. Экономика и структура общества
1.Социальный статус и роль
А) Социальный статус личности
Б) Социальные роли личности
В) ролевой набор и конфликт
2.Социализация личности
А)Первичные
Б) Вторичные
3.Социальная адаптация
А) Престиж
Б) Авторитет
В) Манипуляция
1.Социальные ценности и нормы
А)Социальная ценность
Б) Социальные нормы
В) Социальная значимость
2.Социальные регуляторы
А) Нормы права
Б) Нормы Морали
В) Правовые отношения
3. Примеры нормы и ценности в жизни
1.Отклоняющиеся поведения и социальный контроль
2. примеры Отклоняющиеся поведения
А) Наркомания
Б) Преступность
В)Национализм
3. виды Социальный контроль
А) Самоконтроль
Б)Санкции
В) Социальные норм
1.Социальные интересы и формы социального взаимодействия
2.Социальные интересы
А) Экономические
Б) Политические
В) Культурные
3.Формы социального взаимодействия
А) сотрудничество
Б) Соперничество
В) Социальный конфликт
1.Этнос и нация ( не то.
2. Этнос
3. Нация и национальность
А) Национальные традиции
Б) Национальные ценности
В) Национальный менталитет
3.Этническое многообразие
А) Демографическая
Б) Географическая
В) Антропологическая
1.Межэтнические отношения и национальная политика
2. Современные черты Межэтнических отношений
А) Интеграция
Б) Дифференциация
В) Сотрудничество
3. Межнациональные конфликты (к чему это? про них в теме ни слова)
А) Территориальные причины
Б) Экономические
В) Социальные
4. Регулирование межэтнических отношений
1.Демографическая ситуация в современной России 1. Понятие о демографии
А) Негативные Тенденции 2. Тенденции демограф. ситуации в стране
Б) Естественная убыль населения а) естественная убыль населения на протяжении более 10 лет
В) Депопуляция б) низкие показатели продолжительности жизни
2. Демографическая Политика в России в) последние 2-3 года в стране рождаемость выше смертности
3 МЕРЫ ДемографическОЙ политикИ государства
Б) Стимулирование рождаемости ( «материнский капитал»)
В) Улучшение общего уровня жизни
1.Институт семьи и брака
2. Семья как соц. Институт
А) Нормативный механизм
Б) Семейные роли
В) Функции семьи
3. Социальный институт брака
А) Формы брака
Б) Эволюционность брака
В) Законность брака
4. Государственная политика поддержка семьи
1.Быт и бытовые отношения
2. Социально-бытовые интересы
А) Демографические
Б) Территориальные
В) Качество Жизни
3. Культура бытовых отношений
А) Культура питания
Б)Культура ведения домашнего хозяйства
В) Культура досуга
4. Урбанизация и быт
1.Молодежь в современном обществе
2. Молодежь как соц. Группа
А) Тинейджеры
Б) Субкультура
В) Контркультура
3. Функция и жизнь молодежи
А) Гражданское совершеннолетие
Б) Образование
В) Начало трудовой деятельности
1.Социальная структура общества
А) Социальное стратификация
Б) Социальное государство
В)Социальное обеспечение
2. Развитие соц. Отношений
А) Социальная мобильность
Б)Миграция
В) Бедность населения
3. Основы соц. Политики
Социальная стратификация.
Повторите ТЕОРИЮ. Она здесь.
Задание № 28:
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социальная стратификация». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Возможные пункты плана.
Социальная стратификация.
1.Сущность понятия «социальная стратификация».
2.Функции социальной стратификации:
- упорядочение общественной жизни;
- организация людей в группы;
- социализация личности и ее поддержка.
- Критерии деления общества на страты:
- доход,
- власть,
- образование,
- престиж,
- место жительства и др.
3.Исторические типы стратификации:
- рабство
- касты
- сословия
- классы
- Основные модели стратификации:
- западная,
- восточная,
- смешанная.
5.Особенности социальной стратификации в современной России.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
План №55: «Социальные институты в структуре общества»
1) Основные элементы структуры общества:
— подсистемы общества;
— социальные институты;
— социальные слои;
— социальные группы и общности;
— социальные коммуникации и взаимодействия.
2) Основные виды социальных институтов:
— политические;
— экономические;
— институты родства;
— институты образования и культуры;
— религиозные институты.
3) Некоторые функции социальных институтов общества:
— воспроизводственная;
— регулятивная;
— функция социализации;
— интегративная.
4) Институциализация как процесс становления социальных институтов в обществе.
Наличие 1, 2 и 3 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
РАЗВЕРНУТЫЙ ОТВЕТ К ЗАДАНИЯМ 24-25
ЕГЭ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 2022
24. Вам
необходимо подготовить доклад по теме «Структура общества».
Используя
обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий по существу
раскрыть тему «Структура общества».
Требования:
·
Пунктов
плана должно быть не менее трех;
·
Два
или более пунктов плана должны быть детализированы в подпунктах;
·
Количество
подпунктов каждого детализированного пункта
должно
быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных
наук возможно только два подпункта.)
План:
1.
Понятие
общества
А.
как группа людей с общими интересами
Б.
все формы взаимодействия людей
В.
как историческая эпоха
2.
Исторические
типы общества
А.
традиционное
Б.
индустриальное
В.
информационное
3.
Общество
как сложная система (структура общества)
А.
индивиды
Б.
социальные группы
В.
социальные институты
Г.
подсистемы общества
4. Динамизм общества
А. саморазвитие
Б. отмирание одних элементов и замена их новыми
В. усложнение элементов
5. Социальные
институты и их функции
А.
регулятивная
Б.
воспитательная
Г.
контрольная
Д.
интегративная
Е.
социализация
6. Сферы
общественной жизни (подсистемы)
А.
экономическая
Б.
политическая
В.
социальная
Г.
духовная
7. Взаимосвязь
сфер общественной жизни
25. Обоснуйте
необходимость существования социальных институтов в обществе. (Обоснование
может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)Какие
социальные институты являются важнейшими в современном обществе? (Назовите
любые три.) Для каждого из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему
реализацию любой функции социального института в жизни общества и государства.
(Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры
должны иллюстрировать три различные функции.)
План
развернутого ответа (мини-сочинения)
1.
ОБОСНОВАНИЕ заданной проблемы
·
одно
или несколько развернутых предложений;
2.
ОТВЕТ на поставленный вопрос
·
начинать
ответ лучше словами из самого задания
·
ответ
засчитывается только при корректном указании необходимого числа элементов;
·
наличие
ошибочных элементов – задание оценивается О баллов
3.
ТРИ ПРИМЕРА, иллюстрирующих заданную проблему
·
развернутые,
корректные примеры, изложенные в развернутых предложениях
Максимальное количество баллов за данное
задание — 4
Ответ:
Социальные институты – это исторически сложившаяся система организаций и
устойчивых связей между ними, призванных обеспечивать потребности общества. Они
являются структурными элементами общества и необходимы для нормального
функционирования всей системы общественных взаимодействий, поскольку являются
связующим звеном между отдельными индивидами, социальными группами и обществом
в целом, а также выполняют различные социально-значимые функции.
Важнейшими социальными институтами современного общества остаются: семья,
образование (школа) и государство.
Семья реализует репродуктивную функцию и функцию социализации. Так в семье
Елены и Степан К. родилось двое детей. Родители уделяют большое внимание
социализации своих трехлетних детей, они проводят много времени на детской
площадке, давая возможность детям общаться со сверстниками, учат их здороваться
со знакомыми людьми, говорить спасибо и пожалуйста.
Образование
(школа) реализует познавательную функцию Так Иван Н. в рамках курса
обществознания изучил тему «Глобальные проблемы человечества», подготовил
доклад по этой теме и выступил с ним на уроке перед одноклассниками.
Одной
из функций государства, как социального института является законодательная. Так
Государственная Дума РФ приняла закон о запрете курения в общественных местах.
Таким образом, основная задача социальных институтов обеспечивать реализацию
важнейших потребностей общества.