Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социальные нормы как элемент социального контроля». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Спрятать пояснение
Пояснение.
При анализе ответа учитывается:
— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
— наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;
— корректность формулировок пунктов плана.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятия «социальные нормы» и «социальный контроль».
2. Элементы социального контроля:
а) социальные нормы;
б) социальные санкции.
3. Виды социальных норм:
а) мораль;
б) право;
в) эстетические нормы;
г) политические нормы;
д) религиозные нормы и др.
4. Причины возникновения социальных норм.
5. Функции социальных норм как элемента социального контроля:
а) контроль;
б) регулирование;
в) оценка;
г) социализация и др.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах
Отсутствие любых двух из 2, 3 и 5 пунктов плана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Спрятать критерии
Критерии проверки:
№ | Критерии оценивания ответа на задание 24 | Баллы |
---|---|---|
24.1 | Раскрытие темы по существу | 3 |
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу. Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта. |
3 | |
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. Только один из этих «обязательных» пунктов детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу. Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта. ИЛИ Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу. Хотя бы один любой пункт (обязательный или нет) детализирован в подпунктах в количестве менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта |
2 | |
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая только один пункт, наличие которого позволит раскрыть данную тему по существу. Этот «обязательный» пункт детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта. |
1 | |
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла. ИЛИ Случаи, когда ответ выпускника по форме не соответствует требованию задания (например, не является сложным планом / не оформлен в виде плана с выделением пунктов и подпунктов) |
0 | |
Указания по оцениванию:
1. Пункты/подпункты, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании. 2. 1 балл по критерию 24.2 может быть выставлен только в случае, если по критерию 24.1 выставлено 3 балла |
||
24.2 | Корректность формулировок пунктов и подпунктов плана | 1 |
Формулировки пунктов и подпунктов плана корректны и не содержат ошибок, неточностей |
1 | |
Все иные ситуации |
0 | |
Максимальный балл | 4 |
Источник: ЕГЭ по обществознанию. Резервный день. (2) (часть С)
Составьте сложный план по теме «Социальные нормы»
Задание 28 на ЕГЭ по обществознанию
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социальные нормы». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
План
- Определение социальных норм
- Признаки социальный норм:
а) распространяются на круг лиц, не имея определенного адресата
б) возникают в связи с деятельностью человека
в) регулируют общественные отношения
г) возникают в процессе исторического развития
д) соответствуют культуре - Виды социальных норм по форме:
а) обычаи
б) традиции
в) религиозные нормы
г) мораль
д) право
е) этикет
ж) эстетические
з) корпоративные - Типы социальных норм по распространению:
а) общечеловеческие
б) национальные
в) классовые
г) групповые - Классификация социальных норм по степени обязанности выполнения:
а) побуждающие
б) запрещающие
в) императивные
г) рекомендательные - Функции социальных норм:
а) регулирующая
б) интегрирующая
в) социализация
г) оценочная
д) охранительная
е) эталонная - Способы регулирования поведения:
а) дозволение
б) предписание
в) запрет - Особенности права как разновидности норм:
а) общеобязательность
б) формальная определенность
в) исходят от государства
г) обеспечиваются принудительной силой государства - Соотношение морали и права
- Социальные нормы как элемент социального контроля
Используя
обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по
существу тему «Социальные нормы». Сложный план должен содержать не менее трёх
пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или
более детализированы в подпунктах (количество подпунктов каждого пункта
должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения
общественных наук возможно только два подпункта.)
Один из
вариантов плана раскрытия данной темы:
1.
Понятие «Социальные нормы».
2.
Признаки социальных норм:
а) не
имеют конкретного адресата и действуют непрерывно во времени;
б)
направлены на регулирование общественных отношений;
в)
возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей;
г)
возникают в процессе исторического развития;
д) их
содержание соответствует типу культуры и характеру социальной организации
общества.
а) обычаи и традиции;
б) нормы морали;
г) религиозные нормы;
4.
Функции социальных норм:
а) регулятивная;
д) контроля отклоняющегося поведения.
5.
Способы регулирования поведения людей социальными нормами:
а) дозволение;
б) предписание;
в) запрет.
6.
Социальные нормы как элемент
социального контроля.
Задание № 7711
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Моральные нормы в системе социального контроля». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Показать ответ
Комментарий:
Один из вариантов плана раскрытия данной темы
1) Социальные нормы и санкции как элементы социального контроля.
2) Виды социальных норм:
а) моральные;
б) правовые;
в) религиозные;
г) этикет и др.
3) Особенности норм морали:
а) ориентированы на ценности, образцы поведения;
б) проявляются в обычаях и традициях;
в) регулируются общественным мнением, совестью человека;
г) имеют исторический характер.
4) Структура морали:
а) нравственные категории;
б) принципы;
в) нормы.
5) Мораль и нравственность.
6) Взаимосвязь морали и других социальных норм.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах
Ответ:
Нашли ошибку в задании? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
План по обществознанию «Социальные нормы»
- 23.03.2017
План по теме «Социальные нормы»
- Планы по другим темам смотри здесь
1. Понятие социальных норм как установленных в обществе правил поведения.
2. Виды социальных норм:
- обычаи и традиции
- моральные
- политические и правовые
- религиозные
- эстетические
- правила этикета
- мода
3. Что регулируют социальные нормы?
- отношения между людьми
- отношения между группами людей
- отношения между людьми и созданными ими организациями
4. Функции социальных норм:
- ориентирующая
- программная
- прогностическая
5. Способы регулирования поведения людей:
- дозволение
- предписание
- запрет
6. Социальные нормы в современном обществе.
Задание 28.
obr-sl-plan.docx
«Факторы, влияющие на спрос и предложение».
1. Понятие «спрос» и закон спроса.
2. Зависимость величины спроса от цены на товар.
3. Неценовые факторы, влияющие на формирование спроса.
а) количество покупателей; б) денежные доходы потребителей; в) ожидания изменения цен;
г) вкусы и предпочтения покупателей; д) цены на дополняющие и заменяющие товары.
4. Понятие «предложение» и закон предложения.
5. Зависимость величины предложения от цены на предлагаемый товар.
6. Неценовые факторы, влияющие на формирование предложения.
а) цены на ресурсы; б) новые технологии, НТР; в) налоги, субсидии; г) ожидание изменения цен;
д) количество производителей
«Мировая экономика»
1. Понятие «мировая экономика».
2. Международное разделение труда как основа мировой экономики.
3. Предпосылки экономической специализации стран:
а) природные условия; б) уровень научно-технического развития;
в) сложившиеся традиции и др.
4. Субъекты мировой экономики:
а) государства; б) транснациональные компании в) международные экономические организации. 5. Характерные черты современной мировой экономики:
а) развитие в условиях глобализации; б) международная финансовая сфера;
в) рост международной торговли;
г) цифровая экономика и др.
6. Положительное и отрицательное влияние глобализации на мировую экономику.
«Трудовой договор в РФ»
1. Понятие «трудовой договор».
2. Виды трудового договора:
а) по сроку действия;
б) по характеру трудовых отношений;
в) по характеру условий выполнения работы и др.
3. Содержание трудового договора:
а) обязательные условия;
б) дополнительные условия.
4. Обязательные для включения в трудовой договор условия:
а) место работы; б) трудовая функция и т. д.
5. Дополнительные условия:
а) испытательный срок; б) оплата проезда до места работы и др.
6. Документы, которые необходимо предоставить работнику:
а) паспорт; б) ИНН; в) СНИЛС и др.
7. Особенности заключения трудового договора с несовершеннолетними работниками
«Система права».
1. Понятие системы права – определение.
2. Элементы системы права:
а) отрасли права; б) подотрасли права; в) институты права.
3. Отрасли права: а) материальные; б) процессуальные.
4. Материальные отрасли права:
а) административное; б) уголовное; в) гражданское и т.д.
5. Процессуальные отрасли права:
а) уголовно-процессуальное; б) гражданско-процессуальное и т.д.
6. Частное и публичное право
«Парламент Российской Федерации».
1. Сущность понятия «Парламент Российской Федерации».
2. Структура Федерального Собрания РФ:
а) Государственная Дума; б) Совет Федерации.
3. Формирование Государственной Думы:
а) число депутатов; б) порядок выборов; в) возрастной ценз и др.
3. Особенности формирования Совета Федерации.
4. Предметы ведения Государственной Думы:
а) принятие законов; б) ежегодное утверждение государственного бюджета;
в) амнистия и др.
5. К ведению Совета Федерации относятся:
а) утверждение изменения границ между субъектами РФ;
б) назначение выборов Президента РФ и др.
«Межнациональные конфликты и пути их разрешения».
1. Сущность понятия «межнациональный конфликт»
2. Причины межнациональных конфликтов:
а) социально-экономические; б) экстерриториальные;
в) конфессиональные и др.
3. Типы межнациональных конфликтов:
а) государственно- правовые;
б) этнодемографические;
в) этнотерриториальные и др.
4. Пути разрешения межнациональных конфликтов:
а) создание эффективно действующих международных организаций;
б) достижение соглашения на основе взаимных уступок и др
«Политические режимы».
1. Понятие политического режима.
2. Виды политических режимов: а) демократические; б) недемократические.
3. Признаки демократического режима:
а) верховенство закона; б) система разделения властей; в) политический плюрализм и др.
4. Виды недемократических режимов: а) тоталитарный; б) авторитарный.
5. Признаки тоталитарного режима: а) идеологический монополизм; б) отсутствие политического плюрализма; в) политическая цензура и др.
«Социальная мобильность».
1. Понятие социальной мобильности.
2. Социальные лифты: а) образование; б) карьера; в) брак и др.
3. Типы социальной мобильности: а) вертикальная; б) горизонтальная.
4. Виды вертикальной мобильности по направлению перемещения:
а) восходящая; б) нисходящая.
5. Виды вертикальной мобильности: а) внутрипоколенная, межпоколенная; б) индивидуальная, групповая.
6. Факторы социальной мобильности: а) исторические; б) социально-политические; в) культурные
«Законодательный процесс в Российской Федерации».
1) Законодательный процесс – определение.
2) Стадии законодательного процесса: а) законодательная инициатива; б) рассмотрение законопроекта в парламентских палатах и комитетах (комиссиях); в) принятие закона
3) Правом законодательной инициативы обладают:
а) Президент РФ; б) члены Совета Федерации; в) депутаты Государственной Думы и др
. 4) Порядок рассмотрения и обсуждения законопроекта.
5) Порядок принятия и утверждения закона:
а) принятие закона Государственной Думой; б) одобрение закона Советом Федерации;
в) подписание закона Президентом РФ.
6) Порядок опубликования и вступления в силу.
«Общество как динамическая система».
1) Общество – определение.
2) Общество как система; а) наличие подсистем; б) взаимосвязь элементов; в) взаимовлияние элементов.
3) Подсистемы (сферы) общества: а) политическая; б) экономическая; в) духовная и др.
4) Направления динамики общества: а) прогресс; б) регресс.
5) Критерии общественного прогресса: а) развитие науки и техники; б) развитие производительных сил; в) гуманистические критерии и др.
«Социальная стратификация».
1. Социальная стратификация – определение.
2. Критерии социальной стратификации:
а) уровень доходов; б) объём власти; в) уровень образования и т.д.
3. Виды социальной стратификации: а) профессиональная; б) экономическая; в) политическая.
4. Исторические типы стратификации: а) касты; б) сословия и т.д.
5. Социальные страты в современном обществе
«Социальный контроль».
1. Социальный контроль – определение.
2. Элементы социального контроля: а) социальные санкции; б) социальные нормы.
3. Виды социальных санкций: а) формальные и неформальные; б) негативные и позитивные.
4. Формы социального контроля: а) внешний; б) внутренний.
5. Методы социального контроля: а) изоляция; б) обособление; в) реабилитация.
«Особенности уголовного процесса».
1) Отрасли права и их виды: а) материальное право; б) процессуальное право.
2) Отрасли процессуального права: а) гражданско-процессуальное право; б) уголовно-процессуальное право и др.
3) Определение понятия «уголовный процесс».
4) Принципы уголовного процесса: а) принцип законности; б) неприкосновенность личности;
в) презумпция невиновности и т. д.
5) Особенности уголовного процесса: а) одним из субъектов уголовно-процессуального отношения всегда выступает орган государства (должностное лицо), наделённый властными полномочиями;
б) все иные субъекты уголовного процесса (граждане, юридические лица) наделены правами и обязанностями и т. д.
6) Стадии уголовного процесса: а) возбуждение уголовного дела; б) предварительное расследование; в) подготовка к судебному заседанию
«Налоги и налоговая система РФ».
1) Понятие «налоги».
2) Функции налогов: а) фискальная; б) стимулирующая; в) социально-воспитательная и др.
3) Принципы налогообложения: а) принцип справедливости; б) принцип определённости и точности налогов и др.
4) Виды налогов: а) прямые; б) косвенные.
5) Системы налогообложения: а) пропорциональный налог; б) прогрессивный налог;
в) регрессивный налог.
6) Уровни налогообложения в РФ: а) федеральные; б) региональные; в) местные.
7) Специальные налоговые режимы в РФ
«Кредит и кредитная политика».
1. Понятие кредита
2. Функции кредита
А) перераспределение средств между отраслями, районами
Б) обеспечение возможности замены обращении действительных денег кредитными (банкнотами) и кредитными операциями (безналичными расчётами)
3. Принципы кредитования
А) срочность
Б) гарантированность
Г) возвратность
4. основные формы кредита
А) по способу кредитования
Б) по характеру кредитования
5. Роль кредита в современной рыночной экономике
«Формы государственного правления».
1. Форма правления – определение понятия.
2. Основные формы правления: а) монархия; б) республика.
3. Виды монархий: а) абсолютная; б) конституционная.
4. Виды республики: а) президентская; б) парламентская; в) смешанная.
5. Форма правления в Российской Федерации.
«Социальные нормы в системе социального контроля»
1. Социальные нормы – определение.
2. Социальный контроль – определение.
3. Классификация социальных норм: а) мораль; б) право и т. д.
4. Функции социальных норм как элементов социального контроля: а) контроль;
б) регулирование; в) оценка и т. д.
5. Формы социального контроля: а) внешний; б) внутренний
«Социальная стратификация».
1. Социальная стратификация – определение.
2. Критерии социальной стратификации: а) уровень доходов; б) объём власти;
в) уровень образования и т.д.
3. Виды социальной стратификации: а) профессиональная; б) экономическая;
в) политическая.
4. Исторические типы стратификации: а) касты; б) сословия и т.д.
5. Социальные страты в современном обществе.
«Социальный контроль».
1. Социальный контроль – определение.
2. Элементы социального контроля: а) социальные санкции; б) социальные нормы.
3. Виды социальных санкций: а) формальные и неформальные; б) негативные и позитивные. 4. Формы социального контроля: а) внешний; б) внутренний.
5. Методы социального контроля: а) изоляция; б) обособление; в) реабилитация.
«Рынок труда».
1. Рынок труда – определение.
2. Факторы спроса на труд: а) производительность труда; б) состояние экономики и др.
3. Факторы предложения труда: а) численность населения; б) плотность населения;
в) уровень квалификации и др.
4. Заработная плата как факторный доход.
5. Формы заработной платы: а) повременная; б) сдельная и др.
6. Факторы, определяющие величину заработной платы: б) спрос и предложение на рынке труда; в) налоговые ставки
«Государственный бюджет».
1. Государственный бюджет – определение.
2. Структура государственного бюджета: а) доходная; б) расходная.
3. Источники доходной части: а) налоги; б) государственные займы; в) доходы от имущества, находящегося в госсобственности и т.д.
4. Расходная часть государственного бюджета: а) социальные выплаты; б) осуществление инвестиционной политики; в) обслуживание государственного долга и т.д.
5. Виды государственного бюджета: а) профицитный; б) дефицитный; в) сбалансированный.
6. Бюджетная система в РФ: а) федеральный бюджет; б) бюджеты субъектов федерации;
в) местные бюджеты.
«Федеративное устройство России».
1) Понятие федеративного устройства.
2) Конституционные основы федеративного устройства РФ:
а) добровольность объединения наций и народностей в федеративное государство;
б) государственная целостность; в) единое и равное гражданство Российской Федерации и др. 3) Принципы федеративного устройства:
а) единство системы органов государственной власти;
б) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
в) равноправие и самоопределение народов в РФ и др.
4) В ведении Российской Федерации находятся: а) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;
б) федеральный бюджет; в) оборона и безопасность и др.
5) В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: а) вопросы владения, пользования и распоряжения землёй, недрами, водными и другими природными ресурсами; б) разграничение государственной собственности;
в) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности и др. 6) Правовой статус субъектов РФ
«Молодёжь как социальная группа».
1) Понятие «молодёжь».
2) Особенности социального положения молодёжи:
а) переходность положения; б) освоение новых социальных ролей;
в) высокий уровень мобильности и др.
3) Направления молодёжной политики: а) вовлечение молодёжи в общественную жизнь;
б) развитие созидательной активности молодёжи;
в) поддержка талантливой молодёжи и др.
4) Основные проблемы молодёжи как социальной группы:
а) в социальной структуре положение молодёжи характеризуется переходностью и нестабильностью; б) в экономической сфере отсутствие опыта и квалификации препятствуют получению высокооплачиваемых должностей;
в) уязвимость перед негативными проявлениями и тенденциями общественной жизни и д
«Федеративное устройство Российской Федерации».
1. Понятие «федеративное государственное устройство».
2. Принципы федеративного устройства РФ: а) государственная целостность РФ;
б) единство системы государственной власти;
в) равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти;
г) разграничение предметов ведения и полномочий между федеральным центром и субъектами РФ;
д) равноправие и самоопределение народов РФ.
3. Виды субъектов РФ: а) республики;
б) края; в) области; г) города федерального значения; д) автономная область; е) автономные округа.
4. Разграничение по предметам ведения в РФ:
а) предметы ведения РФ (например, принятие федеральных законов, гражданство, регулирование и защита прав национальных меньшинств и пр.);
б) предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ (например, защита прав национальных меньшинств, природопользование и пр.);
в) предметы ведения субъектов РФ.
СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ.
Повторите ТЕОРИЮ. Она здесь и здесь.
Задание № 28:
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Возможные пункты плана.
СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ.
1.Сущность понятия «социальный контроль».
2.Функции социального контроля:
- регулятивная,
- охранительная,
- стабилизирующая.
- Элементы социального контроля:
- социальные нормы,
- социальные санкции.
4.Типы социальных норм:
- правовые,
- нормы морали.
5.Виды социального контроля:
- формальный.
- неформальный.
- Виды социальных санкций:
- формальные (позитивные, негативные),
- неформальные (позитивные, негативные).
- Девиантное и делинквентное поведение, их причины.
- Самоконтроль и его элементы.
7.Роль социального контроля для нормального функционирования общества.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.