План развернутого ответа на тему «Социальные интересы».
1. Понятие социальный интерес.
2. Классификация социальных интересов:
А) по субъектам интересов;
Б) по сферам направленности;
В) по отношению к объективной тенденции развития общества;
Г) по характеру взаимодействия;
Д) по степени осознанности.
3. Критерии формирования социального интереса:
А) степень удовлетворенности потребностей;
Б) условия жизни;
4. Социальный интерес в зависимости от субъекта:
А) личные;
Б) групповые.
5. Социальные интересы по сферам направленности:
А) экономические;
Б) политические;
В) социальные;
Г) духовные
6. Социальные отношения по продолжительности действия:
А) кратковременные;
Б) долговременные
7. Важнейшие социальные интересы:
А) отсутствие безработицы;
Б) гарантия занятости;
В) социальное страхование;
Г) обеспечение льгот;
Д) обеспеченность жильем.
ДРУГИЕ ПЛАНЫ РАЗВЕРНУТОГО ОТВЕТА ВЫ МОЖЕТЕ ПОСМОТРЕТЬ В РАЗДЕЛЕ БАНК ПЛАНОВ РАЗВЕРНУТОГО ОТВЕТА
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Потребности и интересы человека в структуре деятельности». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Спрятать пояснение
Пояснение.
При анализе ответа учитывается:
— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
— наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;
— корректность формулировок пунктов плана.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие потребностей человека.
2. Классификация потребностей человека:
а) биологические потребности человека;
б) социальные потребности;
в) идеальные потребности.
3. Структура деятельности человека:
а) потребности и мотивы;
б) цель;
в) средства;
г) результат.
4. Виды деятельности:
а) игра;
б) учение;
в) труд;
г) общение.
5. Интересы человека как мотив его деятельности.
Возможны другое количество и(или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Наличие любых двух из 2, 3, 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Спрятать критерии
Критерии проверки:
№ | Критерии оценивания ответа на задание 24 | Баллы |
---|---|---|
24.1 | Раскрытие темы по существу | 3 |
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу. Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта. |
3 | |
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. Только один из этих «обязательных» пунктов детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу. Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта. ИЛИ Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу. Хотя бы один любой пункт (обязательный или нет) детализирован в подпунктах в количестве менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта |
2 | |
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая только один пункт, наличие которого позволит раскрыть данную тему по существу. Этот «обязательный» пункт детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта. |
1 | |
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла. ИЛИ Случаи, когда ответ выпускника по форме не соответствует требованию задания (например, не является сложным планом / не оформлен в виде плана с выделением пунктов и подпунктов) |
0 | |
Указания по оцениванию:
1. Пункты/подпункты, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании. 2. 1 балл по критерию 24.2 может быть выставлен только в случае, если по критерию 24.1 выставлено 3 балла |
||
24.2 | Корректность формулировок пунктов и подпунктов плана | 1 |
Формулировки пунктов и подпунктов плана корректны и не содержат ошибок, неточностей |
1 | |
Все иные ситуации |
0 | |
Максимальный балл | 4 |
Социальные интересы и формы социального взаимодействия План
Социальные интересы и формы социального взаимодействия
План урока 1. Социальные интересы; 2. Формы социального взаимодействия; 3. Социальный конфликт.
Что такое интерес? Какие интересы есть у вас? А что такое социальный интерес? Чем интерес личности отличается от социального интереса?
Социальные интересы – интересы людей, составляющих какую-либо социальную общность, тот или иной коллектив, объединение Задание классу: Разбейтесь на творческие группы и предположите какие социальные интересы могут быть: • Первая группа – у вашего класса; • Вторая группа – у работников фабрики; • Третья группа – у населения Российской Федерации; • Четвертая группа – у всего человечества.
Социальные интересы направлены на то, чтобы сохранить или преобразовать те учреждения, порядки, социальные нормы, от которых зависит распределение благ, необходимых для данной социальной группы
Социальный интерес лежит в основе любых форм состязательности, борьбы и сотрудничества между людьми Исторический опыт: ни одна из социальных групп не поступается своими интересами добровольно, на основе нравственно – этических соображений или призывов к гуманизму, к учету интересов другой стороны. Наоборот, каждая из групп стремится к экспансии своих интересов за счет интересов других групп и общностей
В повседневной жизни общества мы наблюдаем постоянное социальное взаимодействие. Формы социального взаимодействия Сотрудничество Соперничество
Сотрудничество Предполагает участие в общем деле Форма проявления: • Дружба; • Деловое партнерство; • Политический союз. Характерные черты: • Общие интересы; • Деятельность в их защиту; • Заинтересованность; • Компромисс. Вопрос классу: Приведите примеры сотрудничества из вашей жизни.
Соперничество – пересечение и несовпадение интересов, связанных с коренными вопросами социального бытия Конкуренция Конфликт Вопрос классу: Приведите примеры соперничества из вашей жизни.
Вопрос классу: Считаете ли вы справедливым, что каждая из социальных групп стремится к экспансии (распространению) своих интересов, к закреплению достигнутого успеха и его развитию за счет интересов других групп и общностей? Свою позицию аргументируйте.
Социальный конфликт – тип социального взаимодействия, субъектами которого становятся отдельные общности, организации и отдельные личности с реально или предположительно несовместимыми интересами, целями, идейными установками Причина социальных конфликтов – это противоборство индивидов или групп, преследующих социально значимые цели. Он возникает тогда, когда одна сторона конфликта стремится к осуществлению своих интересов в ущерб другой.
Типы конфликтов на основе их сфер проявления: • • • Бытовые; Культурные; Социальные; Экономические; Политические; Межнациональные. Стр. 114 – «Я сдам ЕГЭ!» – ПРЕДМЕТЫ КОНФЛИКТА, приведите примеры Вопрос классу: Приведите примеры к каждому типу конфликтов. Попробуйте определить причины конфликтных ситуаций, которые вы будете описывать.
Стадии конфликта Предконфликтная Конфликтная Послеконфликтная Период, в течение Столкновение Принимаются меры которого противоборствую для накапливаются щих сторон окончательного противоречия устранения противоречий, снятие социальнопсихологической напряженности
СПОСОБЫ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТАХ КОМПРОМИСС – РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕРЕЗ ВЗАИМНЫЕ УСТУПКИ ПЕРЕГОВОРЫ – МИРНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ ВОЗМОЖНЫХ ПУТЕЙ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЕ ПОСРЕДНИКА – ПРИВЛЕЧЕНИЕ ТРЕТЬЕЙ СТОРОНЫ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ АРБИТРАЖ – ОБРАЩЕНИЕ К НАДЕЛЕННОМУ СПЕЦИАЛЬНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ ОРГАНУ ВЛАСТИ ЗА ПОМОЩЬЮ ПРИМЕНЕНИЕ СИЛЫ, ВЛАСТИ – ОДНОСТОРОННЕЕ ИСПОЬЗОВАНИЕ СИЛЫ (ВЛАСТИ) ТОЙ ИЗ СТОРОН, КОТОРАЯ СЧИТАЕТ СЕБЯ СИЛЬНЕЕ
РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА Частичное – изменяется внешняя форма, но сохраняются причины, породившие его Полное – прекращение конфликта, психологическая перестройка: установка на борьбу сменяется установкой на сотрудничество
Методы разрешения конфликтов Избегание «Никто выиграть не сможет, поэтому я не играю» Приспособление «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть» Конкуренция «Чтобы я победил, ты должен проиграть» Сотрудничество «Чтобы выиграл я, ты должен тоже выиграть» «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый должен что-то проиграть» Компромисс
Домашнее задание 1. 2. 3. 4. Подготовиться к проверочной работе по § 1 -7. Прорешать тему 3 в «Я сдам ЕГЭ!» Текст после § 7 Задачи 1 -5 после § 7
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Вопросы для повторения
Отклоняющееся поведение;
Преступность;
Социальный контроль. -
2 слайд
Социальные интересы и формы социального взаимодействия
-
3 слайд
План урока
Социальные интересы;
Формы социального взаимодействия;
Социальный конфликт. -
4 слайд
Что такое интерес?
Какие интересы есть у вас?
А что такое социальный интерес?
Чем интерес личности отличается от социального интереса? -
5 слайд
Социальные интересы – интересы людей, составляющих какую-либо социальную общность, тот или иной коллектив, объединение
Задание классу:
Разбейтесь на творческие группы и предположите какие социальные интересы могут быть:
Первая группа – у вашего класса;
Вторая группа – у работников фабрики;
Третья группа – у населения Российской Федерации;
Четвертая группа – у всего человечества. -
6 слайд
Формы социального взаимодействия
Сотрудничество
Соперничество
В повседневной жизни общества мы наблюдаем постоянное социальное взаимодействие. -
7 слайд
Предполагает участие в общем деле
Форма проявления:
Дружба;
Деловое партнерство;
Политический союз.
Характерные черты:
Общие интересы;
Деятельность в их защиту;
Заинтересованность;
Компромисс.
Сотрудничество
Вопрос классу:
Приведите примеры сотрудничества из вашей жизни. -
8 слайд
Конкуренция
Конфликт
Вопрос классу:
Приведите примеры соперничества из вашей жизни.
Соперничество – пересечение и несовпадение интересов, связанных с коренными вопросами социального бытия -
9 слайд
Вопрос классу:
Считаете ли вы справедливым, что каждая из социальных групп стремится к экспансии (распространению) своих интересов, к закреплению достигнутого успеха и его развитию за счет интересов других групп и общностей? Свою позицию аргументируйте. -
10 слайд
Социальный конфликт – тип социального взаимодействия, субъектами которого становятся отдельные общности, организации и отдельные личности с реально или предположительно несовместимыми интересами, целями, идейными установками
Причина социальных конфликтов – это противоборство индивидов или групп, преследующих социально значимые цели. Он возникает тогда, когда одна сторона конфликта стремится к осуществлению своих интересов в ущерб другой. -
11 слайд
Типы конфликтов на основе их сфер проявления:
Бытовые;
Культурные;
Социальные;
Экономические;
Политические;
Межнациональные.
Вопрос классу:
Приведите примеры к каждому типу конфликтов. Попробуйте определить причины конфликтных ситуаций, которые вы будете описывать. -
12 слайд
Стадии конфликта
Задание классу:
Используя текст на стр. 76-77 заполните данную таблицу -
-
14 слайд
Альтернативное урегулирование споров
-
15 слайд
Домашнее задание
Подготовиться к контрольной работе по §1-7.
Социальные интересы и формы социального взаимодействия
Социальные интересы и формы социального взаимодействия
Социальные интересы Интерес — одна из форм направленности личности
Социальные интересы
Интерес — одна из форм направленности личности.
Социальные интересы – интересы людей, составляющих какую-либо социальную общность, тот или иной коллектив, объединение.
Классификацию интересов можно осуществить по следующим основаниям.
В качестве субъекта интереса его носителями могут выступать индивиды, различные социальные и этнические группы, слои, когорты, классы, общества, государства и даже мир в целом.
По степени общности — индивидуальные, групповые, национальные, общественные интересы. Особенность этой точки зрения в понимании интереса как структурного элемента личности — он всегда побуждает к познавательной деятельности.
2
Социальные интересы По предметной направленности — экономические, политические, духовные, экологические, образовательные и другие интересы
Социальные интересы
По предметной направленности — экономические, политические, духовные, экологические, образовательные и другие интересы.
По широте охвата — утилитарные либо общественно значимые интересы. Они могут быть сосредоточены в рамках интересов одной личности, одной организации или касаться интересов всего человечества.
По глубине — могут быть воплощены в прагматическом сиюминутном предпочтении или они могут касаться перспективных проблем развития. Это наглядно видно при анализе интересов предприятия и особенно национальных интересов.
По отношению к объективным тенденциям общественного развития — интересы могут отражать прогрессивные, регрессивные, консервативные и другие идеи.
3
Формы социального взаимодействия
Формы социального взаимодействия
Формы социального взаимодействия
Сотрудничество
Соперничество
Предполагает участие в общем деле
Формы проявления:
деловое партнерство;
дружба;
политический
союз
Характерные черты:
общие интересы;
деятельность в их защиту;
заинтересо-
ванность;
компромисс
Пересечение
и несовпаде-
ние интере-
сов, связан- ных с корен-
ными вопро-
сами социаль-
ного бытия
Виды
Кон-
ку-
рен-
ция
Кон-фли-
кт
4
Социальный конфликт Социальный конфликт – тип социального взаимодействия, субъектами которого становятся отдельные общности, организации и отдельные личности с реально или предположительно несовместимыми интересами, целями, идейными…
Социальный конфликт
Социальный конфликт – тип социального взаимодействия, субъектами которого становятся отдельные общности, организации и отдельные личности с реально или предположительно несовместимыми интересами, целями, идейными установками и т.п.
Причины конфликтов лежат в:
— существующем общественном неравенстве, порождающем различия в отношениях собственности, власти;
— области удовлетворения потребностей, защиты интересов, духовных устремлений.
5
Социальный конфликт 6 Типы конфликтов на основе сфер их проявления
Социальный конфликт
6
Типы конфликтов на основе сфер их проявления
Экономические
Межнацио-
нальные
Культурные
Политические
Бытовые
Социальные
Социальный конфликт Условия, влияющие на развитие социального конфликта: — намерения участников конфликта либо добиться компромисса, либо полностью устранить соперников; — отношения к средствам физического насилия;…
Социальный конфликт
Условия, влияющие на развитие социального конфликта:
— намерения участников конфликта либо добиться компромисса, либо полностью устранить соперников;
— отношения к средствам физического насилия;
— уровень доверия между сторонами;
— адекватность оценок конфликтующими сторонами истинного положения дел;
— внешние обстоятельства.
7
Социальный конфликт Стадии прохождения конфликтов 8
Социальный конфликт
Стадии прохождения конфликтов
8
Предконфликт- |
Конфликтная |
Послеконфликт- |
Период, в течение которого накапливаются противоречия |
Совокупность определенных действий. Она характеризуется столкновением противоборст- |
Принимаются меры для окончательного устранения противоречий, снятие социально-психологической напряженности |
Социальный конфликт Разрешение конфликта 9
Социальный конфликт
Разрешение конфликта
9
Полное разрешение, при котором происходит психологическая перестройка: «образ врага» трансформируется в «образ партнера»
Частичное разрешение, при котором изменяется только внешняя форма конфликта, но сохраняются причины, его породившие
ПЛААН С8.
1.Социальная структура и социальные отношения. 1. Понятие о соц. структуре.
2.Социальная стратификация. 2. Подходы к изучению соц. стратификации
А) Стратификация по Веберу а) стратификация по Веберу
Б)Стратификация по Марксу б) стратификация по Марксу
В) Социальная дифференциация 3. Понятие о соц. отношениях
Г) Социальное неравенство 4. Классификация соц. отношений
3.Социальная мобильность.а) формальные (деловые)
А) Социальный лифт б) неформальные
Б) Стиль жизни
В) Жизненные шансы
4. Люмпенство и маргиналы
1. Понятие о социальных институтах
2. Типы социальных институтов
А) Экономические
Б) Политические
В) Социально-культурные
Г) Институт религии
3.Функции социальных институтов
А) Скрытые
Б) Явные
В) Дисфункции
4. Социальная инфраструктура
1.Роль экономики в жизни общества 1. Понятие об экономике
2. Основные экономические показатели благосостояния общества
1. ВВП
2. ВНП
3. Национальный доход
4. уровень инфляции
А) Экономика 3. взаимосвязь экономики и др. сфер жизни общества
Б) Экономическая Сфера а) эк кризис стимулирует рост безработицы, отчего растет преступность
В) Экономические институты б) решение эк проблем — главный лозунг в предвыборной гонке партий
2. Экономика как подсистема общества в) от уровня финансирования учреждений образования зависит качество знаний учащихся
3.Экономика и сферы общества 3.
А) Политика
Б) Культура
В) Уровень жизни
4. Экономика и структура общества
1.Социальный статус и роль
А) Социальный статус личности
Б) Социальные роли личности
В) ролевой набор и конфликт
2.Социализация личности
А)Первичные
Б) Вторичные
3.Социальная адаптация
А) Престиж
Б) Авторитет
В) Манипуляция
1.Социальные ценности и нормы
А)Социальная ценность
Б) Социальные нормы
В) Социальная значимость
2.Социальные регуляторы
А) Нормы права
Б) Нормы Морали
В) Правовые отношения
3. Примеры нормы и ценности в жизни
1.Отклоняющиеся поведения и социальный контроль
2. примеры Отклоняющиеся поведения
А) Наркомания
Б) Преступность
В)Национализм
3. виды Социальный контроль
А) Самоконтроль
Б)Санкции
В) Социальные норм
1.Социальные интересы и формы социального взаимодействия
2.Социальные интересы
А) Экономические
Б) Политические
В) Культурные
3.Формы социального взаимодействия
А) сотрудничество
Б) Соперничество
В) Социальный конфликт
1.Этнос и нация ( не то.
2. Этнос
3. Нация и национальность
А) Национальные традиции
Б) Национальные ценности
В) Национальный менталитет
3.Этническое многообразие
А) Демографическая
Б) Географическая
В) Антропологическая
1.Межэтнические отношения и национальная политика
2. Современные черты Межэтнических отношений
А) Интеграция
Б) Дифференциация
В) Сотрудничество
3. Межнациональные конфликты (к чему это? про них в теме ни слова)
А) Территориальные причины
Б) Экономические
В) Социальные
4. Регулирование межэтнических отношений
1.Демографическая ситуация в современной России 1. Понятие о демографии
А) Негативные Тенденции 2. Тенденции демограф. ситуации в стране
Б) Естественная убыль населения а) естественная убыль населения на протяжении более 10 лет
В) Депопуляция б) низкие показатели продолжительности жизни
2. Демографическая Политика в России в) последние 2-3 года в стране рождаемость выше смертности
3 МЕРЫ ДемографическОЙ политикИ государства
Б) Стимулирование рождаемости ( «материнский капитал»)
В) Улучшение общего уровня жизни
1.Институт семьи и брака
2. Семья как соц. Институт
А) Нормативный механизм
Б) Семейные роли
В) Функции семьи
3. Социальный институт брака
А) Формы брака
Б) Эволюционность брака
В) Законность брака
4. Государственная политика поддержка семьи
1.Быт и бытовые отношения
2. Социально-бытовые интересы
А) Демографические
Б) Территориальные
В) Качество Жизни
3. Культура бытовых отношений
А) Культура питания
Б)Культура ведения домашнего хозяйства
В) Культура досуга
4. Урбанизация и быт
1.Молодежь в современном обществе
2. Молодежь как соц. Группа
А) Тинейджеры
Б) Субкультура
В) Контркультура
3. Функция и жизнь молодежи
А) Гражданское совершеннолетие
Б) Образование
В) Начало трудовой деятельности
1.Социальная структура общества
А) Социальное стратификация
Б) Социальное государство
В)Социальное обеспечение
2. Развитие соц. Отношений
А) Социальная мобильность
Б)Миграция
В) Бедность населения
3. Основы соц. Политики
ЕГЭ Обществознание Задание 28. ОБЩЕСТВО (сложные планы: примеры, образцы). Помощь в выполнении одного из самых трудных заданий — составлению сложного плана по курсу обществознания. Чтобы успешно выполнить это задание, нужно уметь в структурированном виде изложить, представить ключевые содержательные темы, выделив основные логические единицы.
Представлены примерные образцы планов, охватывающие раздел «ОБЩЕСТВО». Ориентируясь на представленные образцы, учащиеся смогут разобраться в структуре материала, составить собственные планы. Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах. Наличие любых двух из 2, 3, 4, 5, 6 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание темы «Задание 28. ОБЩЕСТВО»по существу.
Смотреть ВСЕ РАЗДЕЛЫ задания 28 ЕГЭ Обществознание
1. План по теме «ОБЩЕСТВО».
Короткий план
- Общество — как универсальный способ и форма жизнедеятельности людей.
- Функции и структура общества.
- Исторические типы обществ.
- Теории общественного развития.
- Основные особенности современного общества.
Расширенный план
- Общество — как универсальный способ и форма жизнедеятельности людей. / Общество как совокупность всех форм и способов взаимосвязей и взаимодействия людей.
- Особенности общества как системы:
- а) целостность, взаимосвязанность элементов;
- б) сложная, иерархичная организация, структура;
- в) открытость, способность взаимодействовать с другими системами, с природой;
- г) динамизм, способность к изменению, развитию, самоорганизации.
- Функции общества:
- а) регулирование отношений между людьми;
- б) согласование интересов и преодоление конфликтов;
- в) организация совместной деятельности людей по достижению поставленных перед ним целей;
- г) преобразование окружающей среды с целью удовлетворения потребностей людей;
- д) сотворение культуры.
- Структура общества:
- а) подсистемы (экономическая, социальная, политическая, духовная);
- б) социальные институты (семья, государство, бизнес и пр.);
- в) социальные группы и общности (демографические, этно-социальные, конфессиональные и пр.);
- г) индивиды.
- Исторические типы обществ:
- а) традиционное;
- б) индустриальное;
- в) постиндустриальное (информационное).
- Теории общественного развития:
- а) формационный подход;
- б) цивилизационный обход.
- Основные особенности современного общества.
2. План по теме «Общество как система».
Короткий план
- Понятие о системах. / Система как целостность, состоящая из элементов, находящихся во взаимодействии.
- Признаки общества как системы.
- Системное строение общества.
- Качественная особенность общества — действие субъективного фактора (воли, желания, активности человека).
- Специфика развития современного общества.
Расширенный план
- Понятие о системах. / Система как целостность, состоящая из элементов, находящихся во взаимодействии.
- Признаки общества как системы:
- а) сложная система;
- б) открытая система;
- в) динамичная система;
- г) саморегулирующаяся система.
- Системное строение общества:
- а) подсистемы и институты;
- б) социальные нормы;
- в) социальные коммуникации.
- Качественная особенность общества — действие субъективного фактора (воли, желания, активности человека).
- Специфика развития современного общества.
3. План по теме «Влияние природных факторов на развитие общества».
Короткий план
- Общество и природа — органические части материального мира.
- Значение природы для человека и общества.
- Влияние природы на жизнедеятельность общества.
- Воздействие общества на природную среду.
- Специфика взаимодействия природы и общества на современном этапе общественного развития.
Расширенный план
- Общество и природа — органические части материального мира.
- Значение природы для человека и общества:
- а) кладовая ресурсов;
- б) естественная среда обитания;
- в) источник вдохновения и красоты;
- г) рекреационная среда.
- Влияние природы на жизнедеятельность общества:
- а) темпы и качество социальной динамики;
- б) размещение производительных сил и хозяйственная специализация;
- в) особенности ментальности, мироощущения и характера людей;
- г) природные катаклизмы и их социальные последствия.
- Воздействие общества на природную среду:
- а) изменение ландшафтов под влиянием деятельности человека;
- б) использование невозобновляемых и возобновляемых природных ресурсов;
- в) сокращение флоры и фауны;
- г) создание преобразованной человеком природной среды.
- Этапы взаимодействия природы и общества:
- а) эпоха присваивающего хозяйства;
- б) аграрная революция, переход к производящему хозяйству: земледелию и скотоводству;
- в) индустриальная революция, расширение вовлечения в хозяйственный оборот природных ресурсов;
- г) научно-техническая и технологическая революция, переход к глобальному контролируемому воздействию общества на природу.
- Истоки и причины экологического кризиса в современном обществе.
- Специфика взаимодействия природы и общества на современном этапе общественного развития.
Короткий план
- Социальные институты — элементы системного строения общества.
- Признаки социальных институтов:
- Основные функции социальных институтов:
- Важнейшие социальные институты:
- Процесс возникновения новых институтов и отмирания старых — суть социальной динамики:
- Специфика формирования и развития институциональной сферы общества в современную эпоху.
Расширенный план
- Социальные институты — элементы системного строения общества.
- Признаки социальных институтов:
- а) наличие ресурсов;
- б) объединение людей;
- в) устойчивая форма общественной жизни;
- г) распределение социальных ролей и моделей их исполнения;
- д) символы и атрибуты.
- Основные функции социальных институтов:
- а) служат удовлетворению общественных потребностей;
- б) организуют совместную деятельность людей;
- в) действуют в соответствии с определенными правилами и нормами;
- г) обеспечивают социализацию индивидов.
- Важнейшие социальные институты:
- а) институты воспроизводства человека — семья;
- б) институт передачи социального опыта и знаний — школа;
- в) институты регулирования общественных отношений (право, политика, мораль, государство);
- г) институты удовлетворения материальных потребностей общества (экономика, рынок, бизнес).
- Процесс возникновения новых институтов и отмирания старых — суть социальной динамики:
- Специфика формирования и развития институциональной сферы общества в современную эпоху.
Короткий план
- Социальные институты — как элемент структуры общества.
- Функции социальных коммуникаций (взаимодействий).
- Уровни социальных коммуникаций.
- Типы социальных коммуникаций.
- Способы социальных коммуникаций.
- Социальные коммуникации в современной России.
Расширенный план
- Социальные институты — как элемент структуры общества. / Социальные взаимодействия как совокупность зависимостей людей друг от друга, выражающихся в определённых действиях и приводящих к возникновению взаимоотношений, объединению.
- Функции социальных коммуникаций (взаимодействий):
- а) обеспечивают передачу информационных потоков между субъектами социальной жизни;
- б) способствуют достижению обществом поставленных перед ним целей и задач;
- в) организуют взаимодействие людей в процессе их деятельности;
- г) обеспечивают согласование общественных интересов и разрешение социальных конфликтов.
- Уровни социальных коммуникаций:
- а) взаимодействие между подсистемами, сферами жизни общества (между политикой и экономикой, политикой и культурой и пр.);
- б) взаимодействие между социальными институтами (между государством, семьёй, образованием и др.);
- в) взаимодействие между социальными группами и общностями (конфессиональными, демографическими, этно–социальными и пр.);
- г) взаимодействие между индивидами (межличностные).
- Типы социальных коммуникаций:
- а) причинно-следственные и функциональные;
- б) вертикальные — диагональные — горизонтальные;
- в) пространственные и временные.
- Способы социальных коммуникаций:
- а) вербальные;
- б) невербальные.
- Особенности социальных коммуникаций в современную эпоху:
- а) доминирование горизонтальных и диагональных сетевых коммуникаций;
- б) интенсификация коммуникационных взаимодействий и их усложнение;
- в) глобализация коммуникаций и др.
- Социальные коммуникации в современной России.
6. План по теме «Формы общественных изменений».
Короткий план
- Социальная динамика как движение в обществе, которое ведёт к изменению состояния общественных явлений.
- Формы общественных изменений по их характеру.
- Признаки революционных изменений в обществе.
- Специфика (особенности) реформаторских (эволюционных) процессов.
- Формы социальной динамики по направленности изменений.
- Общественный прогресс как форма социальной динамики:
- Специфика общественных изменений в современную эпоху.
Расширенный план
- Социальная динамика как движение в обществе, которое ведёт к изменению состояния общественных явлений.
- Формы общественных изменений по их характеру:
- а) революция;
- б) эволюция.
- Признаки революционных изменений в обществе:
- а) радикальный характер;
- б) слом старых общественных структур;
- в) рождение качественно новых социальных отношений;
- г) катастрофический характер, значительные социальные издержки;
- д) рождение новой социальной реальности.
- Специфика (особенности) реформаторских (эволюционных) процессов:
- а) эволюционный характер;
- б) органичность сочетания старых и новых структур;
- в) постепенная замена старого новым;
- г) затрагивание части общественных структур;
- д) осуществление по инициативе властей.
- Формы социальной динамики по направленности изменений:
- а) прогресс;
- б) регресс.
- Общественный прогресс как форма социальной динамики:
- а) усложнение общественных отношений;
- б) совершенствование социальных институтов и структур;
- в) противоречивость и неравномерность прогресса и т.д.
- Специфика общественных изменений в современную эпоху.
7. План по теме «Общественный прогресс».
Короткий план
- Сущность общественного прогресса.
- Представления о направленности исторического развития:
- Характерные признаки общественного прогресса:
- Критерии общественного прогресса.
- Особенности прогрессивного развития общества в эпоху информационной революции.
Расширенный план
- Сущность общественного прогресса / Общественный прогресс — совокупность поступательных изменений в обществе.
- Представления о направленности исторического развития:
- а) регресс;
- б) прогресс;
- в) исторический круговорот (циклическое развитие).
- Характерные признаки общественного прогресса:
- а) совокупность поступательных изменений;
- б) противоречивость и сложность изменений;
- в) неоднородность прогресса в различных сферах общества;
- г) относительность прогресса в духовном саморазвитии личности;
- д) усложнение общественных структур, развитие их от простого к сложному.
- Критерии общественного прогресса:
- а) обновление науки и техники, возникновение новых технологий;
- б) гуманизация отношений между людьми;
- в) совершенствование нравственных основ человеческого общества;
- г) расширение спектра прав и свобод человека;
- д) совершенствование способов взаимодействия общества и природы.
- Особенности прогрессивного развития общества в эпоху информационной революции.
- Противоречивость как свойство общественного прогресса.
8. План по теме «Проблема международного терроризма как глобальная проблема современности».
Короткий план
- Угрозы и вызовы современного человечества.
- Терроризм как политика, основанная на систематическом насилии, применении террора.
- Виды терроризма.
- Особенности терроризма на современном этапе.
- Глобальный характер проблемы международного терроризма.
- Стратегии борьбы с терроризмом.
- Роль РФ в противодействии террористической угрозе.
Расширенный план
- Угрозы и вызовы современного человечества.
- Терроризм как политика, основанная на систематическом насилии, применении террора.
- Причины возникновения международного терроризма:
- а) разрыв в уровнях экономического и социального развития между странами и регионами мира;
- б) агрессивное внедрение ценностей и норм западного общества в незападный мир, притеснение незападных культур и ценностей;
- в) политическое доминирование западных стран в глобальном мире.
- Виды терроризма:
- а) терроризм как политика государства;
- б) терроризм как метод борьбы отдельных организаций и личностей.
- Особенности терроризма на современном этапе:
- а) наднациональный характер;
- б) использование современных сетевых технологий и ресурсов;
- в) наличие значительных финансовых, интеллектуальных, людских ресурсов;
- г) использование религиозных и социокультурных программных установок.
- Глобальный характер проблемы международного терроризма:
- а) универсальность — его последствия ощущает всё человечество;
- б) катастрофический характер — угрожает существованию цивилизации;
- в) комплексный характер — невозможно разрешить усилиями одного или нескольких государств.
- Стратегии борьбы с терроризмом:
- а) консервативная — частичные уступки террористам;
- б) прогрессивная — полное уничтожение террористов.
- Основные направления деятельности международных террористов:
- а) организация психологических атак с использованием медиатехнологий;
- б) подготовка и проведение террористических актов;
- в) организация атак в Интернете на крупные финансовые центры, банки.
- Роль РФ в противодействии террористической угрозе. Законодательство Российской Федерации о борьбе с терроризмом.
9. План по теме «Процесс глобализации и его противоречия».
Короткий план
- Понятие о глобализации. / Глобализация — процесс формирования единого человечества.
- Проявления глобализации в различных сферах жизни современного общества.
- Основные положительные последствия глобализации.
- Противоречивость и неоднозначность процессов глобализации.
- Участие РФ в процессах глобализации.
Расширенный план
- Понятие о глобализации. / Глобализация — процесс формирования единого человечества.
- Проявления глобализации в различных сферах жизни современного общества:
- а) экономическая глобализация (формирование единого мирового рынка, единых наднациональных финансовых центров (Всемирный банк, Международный валютный фонд, Всемирная торговая организация));
- б) политическая глобализация (образование наднациональных центров принятия политических решений (ООН, «большая восьмёрка», Евросоюз), формирование единых стандартов демократических институтов);
- в) социальная глобализация (расширение круга общения, формирование сетевых социальных сообществ, сближение между собой стран и народов);
- г) глобализация в духовной сфере (распространение массовой культуры, единых культурных стандартов).
- Основные положительные последствия глобализации:
- а) ускорение экономического развития, распространение экономических новшеств;
- б) повышение уровня жизни и стандартов потребления в мире;
- в) распространение универсальных представлений о гуманизме и демократии;
- г) сближение между собой людей разных стран посредством сетевого общения.
- Противоречивость и неоднозначность процессов глобализации:
- а) угроза ряду отраслей национальных экономик;
- б) вестернизация, навязывание незападным странам ценностей и традиций западного мира;
- в) угроза сохранению ряда национальных языков и культур;
- г) распространение некачественных образцов и продуктов массовой культуры.
- Участие РФ в процессах глобализации.
Вы смотрели: ЕГЭ Обществознание Задание 28. ОБЩЕСТВО (сложные планы: примеры, образцы). Помощь в выполнении одного из самых сложных заданий — составлению сложного плана по курсу обществознания.
Смотреть ВСЕ РАЗДЕЛЫ задания 28 ЕГЭ Обществознание