У каждого человека есть потребности, которые он обязан удовлетворить: физиологические, социальные, духовные. Важнейшие, или фундаментальные, потребности у всех одинаковы, а второстепенные различны. Первые универсальны, то есть присущи всему населению, а стало быть, характеризуют общество в целом.
Учреждения, призванные удовлетворять фундаментальные потребности общества, называются социальными институтами. Семья, производство, религия, образование, государство — фундаментальные институты человеческого общества, возникшие в глубокой древности и существующие по сию пору. В своей зачаточной форме семья, по свидетельству антропологов, появилась 500 тыс. лет назад. С тех пор она постоянно эволюционировала, принимая множество форм и разновидностей: полигамия, полиандрия, моногамия, сожительство, нуклеарная семья, расширенная семья, неполная семья и т.д. Государству 5-6 тысяч лет, столько же образованию, а религия имеет более почтенный возраст. Социальный институт — очень сложное учреждение, и самое главное — реально существующее. Ведь социальную структуру мы получаем, абстрагируясь от чего-то. Да и статус можно представить только мысленно. Конечно, соединить в единое целое всех людей, все учреждения и организации, которые на протяжении веков связаны с одной функцией — семьёй, религией, образованием, государством и производством, — и представить их как один из институтов, тоже непросто. И всё же социальный институт реален.
Во-первых, в каждый данный момент времени один институт представлен совокупностью людей и социальных организаций. Совокупность школ, техникумов, вузов, различных курсов и т.п. плюс министерство образования и весь его аппарат, научно- исследовательские институты, редакции журналов и газет, типографии и многое другое, что связано с педагогикой, составляют социальный институт образования. Во-вторых, основные, или общие институты в свою очередь состоят из множества неосновных, или элитных институтов. Их называют социальными практиками. К примеру, в институт государства входят институт президентства, институт парламентаризма, армия, суд, адвокатур, полиция, прокуратура, институт присяжных и т. д. Так же обстоит дело с религией (институты монашества, крещения, исповеди и т. д.), производством, семьёй, образованием. Совокупность социальных институтов называется социальной системой общества.
Она связана не только с институтами, но также с социальными организациями, социальным взаимодействием, социальными ролями. Одним словом, с тем, что движется, работает, действует.
Итак, сделаем четвёртый вывод: статусы, роли, социальный контроль существуют не сами по себе. Они формируются в процессе удовлетворения фундаментальных потребностей общества.
(А. И. Кравченко)
21. Как автор определил понятия «социальный институт», «социальная практика», «социальная система общества»?
22. Какие пять примеров основных социальных институтов приведены в тексте? Используя текст и обществоведческие знания, укажите, какую фундаментальную потребность удовлетворяет каждый из них.
23. Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, проиллюстрируйте примерами действие механизма социального контроля в любых трёх социальных институтах.
24. Используя текст и обществоведческие знания, приведите три довода в опровержение мнения автора о том, что «статус можно представить только мысленно».
№ 21
В правильном ответе должны быть даны определения понятий:
1) социальный институт — учреждения, призванные удовлетворять фундаментальные потребности общества;
2) социальная практика — неосновные, или частные институты, входящие в состав общих социальных институтов;
3) социальная система общества — совокупность социальных институтов. Авторские определения могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках
№ 22
В правильном ответе должны быть названы социальные институты и соответствующие потребности, например:
1) семья — потребность в биологическом и социальном воспроизводстве общества;
2) производство — создание определённых материальных условий существования общества;
3) религия — потребность в решении смысложизненных вопросов;
4) образование — потребность в сохранении и передачи новым поколениям культуры данного общества, обеспечении реализации социальных статусов и ролей;
5) государство — потребность в социальном управлении, авторитетном распределении социальных ценностей, обеспечении стабильности и безопасности развития общества.
Фундаментальные потребности могут быть сформулированы иначе
№ 23
Действие механизмов социального контроля на примере различных социальных институтов может быть проиллюстрировано такими примерами:
1) родители регулярно проверяют оценки в дневниках своих детей и выполнение детьми домашних заданий (пример социального контроля в семье);
2) прокуратура проверила соблюдение закона при расследовании уголовного дела (пример социального контроля в государстве);
3) община верующих следит за исполнением религиозных обрядов и норм всеми членами общины (пример социального контроля в рамках института религии).
Действие механизмов социального контроля на примере различных социальных институтов может быть проиллюстрировано другими примерами
№ 24
Могут быть приведены такие доводы:
1) многие статусы имеют формально закреплённые права и обязанности;
2) многие статусы имеют особенный статусный имидж и символы, (например, военная форма и знаки различия);
3) реализация большинства статусов связана с конкретными практическими действиями.
Могут быть приведены другие доводы
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Для осуществления своих целей и задач общество конструирует систему общественных отношений — коммуникаций, и соответствующие структуры — социальные _____________(А). Под общественными отношениями понимаются отношения, возникающие между группами людей и внутри них в процессе жизнедеятельности общества. К примеру,
отношения в сфере распределения материальных благ являются _____________(Б), отношения в сфере управления обществом, принятии решений по согласованию общественных интересов можно назвать_________________ (В).
По своему характеру эти отношения могут быть партнёрскими, основанными на согласовании _____________(Г) сторон, или же _________________(Д), когда устремления участников противоположны. Кроме того, отношения различаются и по уровню взаимодействия: межличностные, межгрупповые и межнациональные. Но ряд их элементов остаётся всегда неизменным.
Характер общественных связей и отношений меняется в процессе общественной_____________(Е), по мере изменения общества.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) экономический | 2) интерес | 3) компромиссный |
4) эволюция | 5) конфликтный | 6) коммуникация |
7) группа | |
9) политический |
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д | Е |
15 августа 2021
В закладки
Обсудить
Жалоба
Образец выполнения заданий 24-25 ЕГЭ по обществознанию 2022.
24-25.docx
24. Вам необходимо подготовить доклад по теме «Структура общества».
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий по существу раскрыть тему «Структура общества».
Требования
• Пунктов плана должно быть не менее трех;
• Два или более пунктов плана должны быть детализированы в подпунктах;
• Количество подпунктов каждого детализированного пункта
должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.)
План
1. Понятие общества
А. как группа людей с общими интересами
Б. все формы взаимодействия людей
В. как историческая эпоха
2. Исторические типы общества
А. традиционное
Б. индустриальное
В. информационное
3. Общество как сложная система (структура общества)
А. индивиды
Б. социальные группы
В. социальные институты
Г. подсистемы общества
4. Динамизм общества
А. саморазвитие
Б. отмирание одних элементов и замена их новыми
В. усложнение элементов
5. Социальные институты и их функции
А. регулятивная
Б. воспитательная
Г. контрольная
Д. интегративная
Е. социализация
6. Сферы общественной жизни (подсистемы)
А. экономическая
Б. политическая
В. социальная
Г. духовная
7. Взаимосвязь сфер общественной жизни
25. Обоснуйте необходимость существования социальных институтов в обществе. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)Какие социальные институты являются важнейшими в современном обществе? (Назовите любые три.) Для каждого из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию любой функции социального института в жизни общества и государства. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различные функции.)
План развёрнутого ответа (мини-сочинения)
1. ОБОСНОВАНИЕ заданной проблемы
• одно или несколько развернутых предложений;
2. ОТВЕТ на поставленный вопрос
• начинать ответ лучше словами из самого задания
• ответ засчитывается только при корректном указании необходимого числа элементов;
• наличие ошибочных элементов – задание оценивается О баллов
3. ТРИ ПРИМЕРА, иллюстрирующих заданную проблему
• развернутые, корректные примеры, изложенные в развернутых предложениях
Максимальное количество баллов за данное задание — 4
Ответ
Социальные институты – это исторически сложившаяся система организаций и устойчивых связей между ними, призванных обеспечивать потребности общества. Они являются структурными элементами общества и необходимы для нормального функционирования всей системы общественных взаимодействий, поскольку являются связующим звеном между отдельными индивидами, социальными группами и обществом в целом, а также выполняют различные социально-значимые функции.
Важнейшими социальными институтами современного общества остаются: семья, образование (школа) и государство.
Семья реализует репродуктивную функцию и функцию социализации. Так в семье Елены и Степан К. родилось двое детей. Родители уделяют большое внимание социализации своих трехлетних детей, они проводят много времени на детской площадке, давая возможность детям общаться со сверстниками, учат их здороваться со знакомыми людьми, говорить спасибо и пожалуйста.
Образование (школа) реализует познавательную функцию Так Иван Н. в рамках курса обществознания изучил тему «Глобальные проблемы человечества», подготовил доклад по этой теме и выступил с ним на уроке перед одноклассниками.
Одной из функций государства, как социального института является законодательная. Так Государственная Дума РФ приняла закон о запрете курения в общественных местах.
Таким образом, основная задача социальных институтов обеспечивать реализацию важнейших потребностей общества.
Автор: Мельникова Светлана Анатольевна.
Социальные институты являясь элементами общества как организации выступают специфическими егэ
Социальные институты являясь элементами общества как организации выступают специфическими егэ
Социальные отношения — отношения людей друг к другу, складывающиеся в исторически определенных общественных формах, в конкретных условиях места и времени.
Социальные отношения — отношения между социальными субъектами по поводу их равенства и социальной справедливости в распределении жизненных благ, условий становления и развития личности, удовлетворения материальных, социальных и духовных потребностей.
- классовые,
национальные,
этнические,
групповые и
личностные социальные отношения.
Структура общественных отношений включает
- материальный,
идеологический,
социально-психологический аспекты.
В качестве подсистем этой структуры возможно рассмотрение
- политических, а также экономических отношений в обществе.
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ — отношения, включающие в качестве своих элементов:
Личностные социальные отношения.
Sites. google. com
14.12.2018 17:25:28
2018-12-14 17:25:28
Источники:
Https://sites. google. com/site/philosophytips/home/19
Социальные институты — Обществознание » /> » /> .keyword { color: red; } Социальные институты являясь элементами общества как организации выступают специфическими егэ
Социальные институты являясь элементами общества как организации выступают специфическими егэ
Социальные институты являясь элементами общества как организации выступают специфическими егэ
Социальные учреждения, по Спенсеру, рассматриваются как устойчивый организованный тип деятельности и поведения людей, сохраняющий свою стабильность в течение длительного периода времени, и являющийся условием устойчивого функционирования общества.
Г. В. Осипов | А. А. Радугин | Торстейн Веблен |
«Социальный институт — это определенная организация социальной деятельности и социальных отношений, осуществляемая посредством взаимосогласованной системы целесообразно-ориентированных стандартов поведения, возникновение и группировка которых в систему предопределяется решаемой социальной задачей». | Социальный институт — это организованное объединение людей, выполняющих определенные социально-значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполнения членами института своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения». | «Социальный институт — это совокупность общественных обычаев, воплощение определенных привычек, поведения, области мысли, передаваемых из поколения в поколение и меняющихся в зависимости от обстоятельств, и служащих орудием приспособления к ним». |
Функции социального института
Исходя из спенсоровского понимания сущности социального института можно сделать вывод, что основная его характеристика — функциональность. Под функциями социальных институтов обычно понимают различные аспекты их деятельности. В зависимости от направленности различают: функции и дисфункции; явные и латентные функции.
Функции — деятельность социальных институтов, которая способствует сохранению стабильности и интеграции в общество.
Дисфункции — деятельность социальных институтов, которая мешает удовлетворению потребностей социальной системы, работает не на сохранение, а на разрушение. Дисфункции возникают, если социальный институт начинает выполнять несвойственную ему функцию. Дисфункция возникает, если бесконтрольно разросшаяся организация социального института начинает работать не на общество, а на самообеспечение.
Явные функции — деятельность социальных институтов, которая осознается людьми и носит намеренный характер.
Латентные (скрытые) функции — деятельность социальных институтов, последствия которой не осознаются участниками или не носит намеренный характер
Классификация функций
Совокупность всех социальных функций различных социальных институтов складываются в т. н. общие функции. Джордж Ландберг выделил четыре основные функции социальных институтов:
- воспроизводство членов общества (семья, государство, религия) социализация членов общества (семья, образование, религия, право) производство и распределение (государство, промышленность, сельское хозяйство, торговля) управление и контроль (государство, право, религия)
Классификация американского социолога Толкотта Парсонса, предусматривает выделение следующих функций:
- адаптация к окружающей среде обеспечение реализации основных целей системы, и мобилизация средств их осуществления координация и интеграция деятельности структурных элементов системы поддержка господствующего в обществе ценностного образца
Российский социолог Сергей Фролов предложил свою классификацию различных видов функций отдельных социальных институтов (подфункций):
Социальные учреждения, по Спенсеру, рассматриваются как устойчивый организованный тип деятельности и поведения людей, сохраняющий свою стабильность в течение длительного периода времени, и являющийся условием устойчивого функционирования общества.
Sites. google. com
11.03.2017 13:54:08
2017-03-11 13:54:08
Источники:
Https://sites. google. com/site/obsestvoznaniesch88omsk/home/ucebn/sociologia/socialnye-instituty
Москва: СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, СТРУКТУРА, КЛАССИФИКАЦИЯ — Группа 7/89 » /> » /> .keyword { color: red; } Социальные институты являясь элементами общества как организации выступают специфическими егэ
Социальные институты являясь элементами общества как организации выступают специфическими егэ
Москва: СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, СТРУКТУРА, КЛАССИФИКАЦИЯ
При рассмотрении социальных явлений и процессов в качестве исходной клетки социологического анализа часто используется понятие «социальный институт». Круг явлений и процессов, которые социологи обозначают понятием «социальный институт», достаточно широк. Как отмечал в свое время Морис Корнфорт, в Великобритании английский язык, капиталистическая система, крокетный клуб, состязание по гребле, лондонский универмаг, британские железные дороги, совет по контролю цен и доходов, парламент, министерство торговли, тред-юнионы, политические партии и тайная полиция — «все это социальные институты» [1, с. 316]
При рассмотрении социальных явлений и процессов в качестве исходной клетки социологического анализа часто используется понятие «социальный институт». Круг явлений и процессов, которые социологи обозначают понятием «социальный институт», достаточно широк. Как отмечал в свое время Морис Корнфорт, в Великобритании английский язык, капиталистическая система, крокетный клуб, состязание по гребле, лондонский универмаг, британские железные дороги, совет по контролю цен и доходов, парламент, министерство торговли, тред-юнионы, политические партии и тайная полиция — «все это социальные институты» [1, с. 316]. Только названия опубликованных отечественными авторами за последние пять лет работ: Д. В. Клепиков «Дедовщина как социальный институт» (1997), О. В. Крачинская «Язык как социальный институт» (1998), В. Л. Музыкант «Реклама как социальный институт» (1998), П. В. Попов «Медицинское страхование как социальный институт» (1998), О. В. Лысенко «Школа как социальный институт в обществе переходного периода» (1998), А. А. Терентьев «Школа как социальный институт российского общества» (1998), В. Б. Кухаренко «Таможенная служба как социальный институт», А. Ф. Калинин «Семья как социальный институт» (1999), Н. И. Миронова «Местное самоуправление как социальный институт: генезис, становление, основные тенденции» (2000), В. В. Хухлина «Некоммерческий сектор как социальный институт» (2000), Е. Ю. Герасимова «Советская коммунальная квартира как социальный институт» (2000), В. П. Пешков «Политическая оппозиция как социальный институт реформируемого российского общества: эволюция восприятия массовым сознанием» (2000), В. И. Башмаков «Профсоюзы как социальный институт» (2001), А. А. Владимиров «Высшая школа как социальный институт гражданского общества» (2001), А. В. Рыбаков «Российская армия как социальный институт» (2002), Н. Б. Бараева «Организованная преступность как социальный институт» (2002), О. В. Лобза «Региональная власть как социальный институт» (2002), — свидетельствует о многообразии круга явлений и процессов, которые могут быть обозначены данным понятием.
Несмотря на это, понятие «социальный институт» в социологическом лексиконе однозначного определения не получило; напротив, в литературе существует многообразие определений социального института. Так, в «Кратком словаре по социологии» (1988, С. 88-89) предлагается под социальным институтом понимать исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. К фундаментальным социальным институтам здесь отнесены собственность, государство, семья, производственные ячейки общества, наука, средства массовой информации, воспитание, образование, право. В » Социологическом справочнике» (1990, С. 23-24) социальный институт определен как форма закрепления и способ осуществления деятельности, обеспечивающих стабильное функционирование общественных отношений с помощью социальных норм и санкций. В качестве примера социального института названы: политические партии, армия, церковь, школа, семья, здравоохранение, мораль, право, спорт. Л. А. Седов в словаре «Современная западная социология» (1990, С. 116-118) констатирует, что в западной социологии понятием «социальный институт» принято обозначать устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, образующих социальную систему. М. С. Комаров и А. М. Яковлев в «Энциклопедическом социологическом словаре» (1995, С. 227-228) определяют социальные институты как относительно устойчивые типы и формы социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества.
В социологию термин «институт» пришел из юриспруденции, где он употреблялся для обозначения совокупности норм, регулирующих правовые отношения: институт собственности, институт наследования, институт брака. В Древнем Риме пособия для юристов, дающие систематизированный обзор действующих законов частного права, назывались институциями. В социологической литературе термин «институт» стал использоваться со времени становления социологии как науки и получил наибольшее распространение в связи с применением институционального анализа общественных явлений и процессов.
Родословную институциональный анализ ведет от основоположников социологии — Огюста Конта и Герберта Спенсера. Хотя в их работах отсутствует определение социального института, они рассматривают жизнь общества сквозь призму особых форм социальной организации, которые в дальнейшем были названы социальными институтами. Представляя в социальной статике общество как систему, О. Конт в качестве ее первичных элементов называет такие социальные институты, как семья, кооперация, церковь, государство. Многообразие социальных институтов Г. Спенсер сводит к шести основным группам: домашние, обрядовые, профессиональные, промышленные, политические, церковные. Для основоположников социологии основное предназначение социальных институтов состоит в поддержании общественного равновесия и в регулировании процессов функционирования социальных общностей.
Несмотря на то, что марксизм долго игнорировал институциональный анализ как порождение буржуазной социологии, основоположники марксизма использовали термин «социальный институт» и применяли институциональный анализ к рассмотрению основных социальных институтов общества, таких как семья, государство, гражданское общество. К. Маркс в письме к русскому литератору Павлу Васильевичу Анненкову от 28 декабря 1846 года отмечал, что «общественные институты являются продуктами исторического развития» [2, с. 406]. В ранней работе «К критике гегелевской философии права» (1844) он заявлял, что для него такие общественные институты, как семья, государство, гражданское общество не абстракции, а «социальные формы существования человека» [3, с. 263]. Исторический анализ социальных институтов дан Ф. Энгельсом в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884).
Наибольшее распространение институциональный анализ получил в 20-50-е годы XX в. в англо-американской социологии, когда появились специально посвященные анализу социальных институтов монографии Джойса Хертзлера «Социальные институты» (1929) и «Американские социальные институты» (1961), Фрэнсиса Чэпина «Современные американские институты» (1935), Ллойда Балларда «Социальные институты» (1936), Гарри Барнза «Социальные институты» (1942), Константина Панунзио «Главные социальные институты» (1946), Джеймса Фейблмана «Институты общества»
(1956). Даваемые англо-американскими социологами определения социального института, несмотря на различные словесные толкования, по своей сути схожи. Так, для Чарльза Кули социальные институты — это определенные установившиеся формы мышления [4. Р. 313]. Уолтон Гамильтон под социальными институтами понимает вербальные символы, при помощи которых описывается группа социальных обычаев, широко распространенных и неизменяемых [5. Р. 84]. Для Глена Гилмана социальные институты — не материальные предметы, а идеи [6. Р. 119]. Ф. Чэпин трактует социальные институты как организационные модели установок поведения членов группы [7. Р. 412]. С точки зрения Т. Парсонса социальные институты есть образцы стандартизированных ожиданий, которые управляют поведением индивидов и социальными отношениями [8. Р. 143]. Л. Баллард полагает, что социальные институты есть формы организованных человеческих отношений с целью установления общей воли [9. Р. 3]. По мнению Д. Хоманса социальные институты — это набор правил и норм, определяющих, как личность должна или не должна вести себя при определенных обстоятельствах в сложившейся ситуации [10. Р. 50]. Джойс Хертзлер утверждает, что социальные институты представляют собой комплекс установленных и санкционированных правил и установок поведения индивида в обществе [11. Р. 69]. Для Константина Панунзио социальные институты являются определенными системами идей, обычаев, ассоциаций и инструментов, которые, возникнув из практики человечества, направляют и регулируют деятельность людей [12. Р. 7]. Джеймс Фейблман трактует социальные институты как групповые цели, объективированные с помощью материальных средств выражения [13. Р. 10]. В интерпретации англо-американских социологов с социально-психологических и этических позиций социальные институты предстают механизмами внедрения в сознание человека рационалистических установок и норм поведения личности в обществе.
Польский социолог Ян Щепаньский отмечает, что термин «социальный институт» как в социологии, так и в других социальных науках выступает в нескольких значениях. Определения социального института Я. Щепаньский сводит к четырем основным: 1) определенная группа лиц, осуществляющих совместную деятельность; 2) определенная организация людей, которая выполняет комплекс функций от имени всей группы; 3) учреждений и средств деятельности, которые регулируют поведение членов группы; 4) некоторые социальные роли, особенно важные для группы. Собственное определение у польского социолога таково: социальные институты — это «системы учреждений, в которых определенные люди, избранные членами групп, получают полномочия для выполнения определенных и безличных функций ради удовлетворения существующих индивидуальных и общественных потребностей и ради регулирования поведения других членов групп» [14, с. 96-97].
В отечественной социологической литературе до начала 70-х годов XX столетия термин «социальный институт» практически отсутствовал, а институциональный анализ марксистские критики относили к прерогативам буржуазной методологии. Одним из первых в советской социологии к институциональному анализу обратился И. И. Лейман. В работе «Наука как социальный институт» он определил социальный институт как «объединение людей, выполняющих специфические функции в рамках социальной целостности и связанных общностью функций, а также традиций, норм, ценностей; объединение, обладающее внутренней структурой и иерархией и отличающееся особым устойчивым характером связей и отношений как внутренних, так и внешних» [15, с. 20]. С марксистских позиций дано определение социального института в диссертационном исследовании «Социальный институт как общественное явление» Н. Б. Костиной. Согласно ее определению, социальный институт — «это социальное образование, выражающее специфически устойчивую совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе совместной деятельности людей, организованно оформленных для выполнения социально значимых функций» [16, с. 10].
Положительным моментом многих определений социального института выступает указание на то, что он представляет собой некое формообразование, которое, с одной стороны, будучи устойчивым, с другой — исторически изменчивым, призвано организовывать и регулировать деятельность людей как представителей разнообразных социальных общностей и складывающиеся в процессах взаимодействия социальные связи. Социальные институты, являясь элементами организационной структуры общества, выступают специфическими механизмами организации и управления процессами общественной жизни людей, обеспечивая тем самым стабильность общественной системы и дальнейшее ее развитие. Социальные институты в качестве регуляторов процессов взаимодействия и взаимосвязей людей призваны способствовать удовлетворению их материальных и духовных, личных и общественных потребностей в конкретно-исторических условиях функционирования.
Более углубленное представление о социальном институте может дать анализ его строения. Рассматривая социальные институты, большинство социологов признают системный характер его строения. Например, К. Панунзио считает, что каждый социальный институт, являясь системой, состоит из четырех подсистем: 1) подсистемы символических и утилитарных инструментов (дома, фабрики, автомобили, флаги, знаки отличия и т. п.); 2) подсистемы договорных, семейных и принудительных ассоциаций (трудовые союзы, школьные правления, политические партии, спортивные объединения и т. п.); 3) подсистемы обычаев и правил жизни и нравов (брачная церемония, обязательная школьная посещаемость, выборная кампания и т. п.); 4) подсистемы идей, вер, идеалов (вера в бога, идеал политической демократии и т. п.) [12. Р. 8-21]. Дж. Фейблман в строении социального института вычленяет шесть элементов: социальная группа, учреждения, обычаи, материальные орудия, организация, определенная цель [13. Р. 23]. Я. Щепаньский к составным элементам строения социального института относит: цель, функции, учреждения и средства достижения цели, социальные санкции [14, с. 98]. И. И. Лейман выделяет следующие компоненты строения социального института: коллектив, социально значимая функция, управляющие подразделения, материальные учреждения [15, с. 19-20]. По мнению Н. Б. Костиной, элементами социального института следует считать субъектов деятельности, цели деятельности, средства и способы деятельности [16, с. 10].
Предложенные представителями институционального анализа схемы строения социального института не отражают его структуры и представляют собою набор, порой произвольный, некоторых элементов. В этих схемах строения социального института отсутствует объективная основа структурирования элементов. Изучение генезиса социальных институтов позволяет сделать вывод о том, что в качестве объективной основы строения социального института может выступать структура социального действия, так как именно необходимость организации и регулирования социальных действий вызывает к жизни появление социальных институтов. В этом смысле актуальными следует признать слова Т. Парсонса о том, что «главным предметом социологического анализа является институциональный аспект социального действия» [17, с. 365].
В монографии «Структура социального действия» (1937) Т. Парсонс основными компонентами социального действия называет: действующее лицо («эго» и «альтер»), цель действия (субъективное видение «эго» результата действия), ситуацию действия (условия и средства действия), нормативную ориентацию действия (вербальное описание конкретного хода действия). В трактовке Т. Парсонсом структуры социального действия наблюдается преобладание психологических и аксиологических компонентов. Не отрицая в целом подхода Т. Парсонса к анализу структуры социального действия, целесообразнее в качестве структурных элементов строения социального действия признать следующие компоненты: действующие лица (субъект и объект социального действия), побудительные силы социального действия (потребности, интересы, цель, задачи и мотивы), условия и средства социального действия, результаты социального действия.
Использование принципа изоморфизма строения социального института в структуре социального действия позволяет представить строение социального института как систему, элементами которой являются персонал, социальные функции (системообразующий фактор), социальное оснащение и результаты функционирования.
Персонал социального института составляют личности как представители определенных социальных общностей. Их действия подчинены реализации функций данного социального института в процессе исполнения ими своих социальных ролей.
В рамках институционального анализа из многообразия определений социальных функций имеет смысл обратить внимание на те, в которых они трактуются как такие социальные роли (задачи), которые данный социальный институт призван исполнять (решать). Социальные функции могут быть внешними — по отношению к той системе, элементом которой данный социальный институт является, и внутренними — в процессах организации социальных действий и регулирования социальных связей своего персонала. Как правило, социальный институт — полифункционален. Его специфику определяет, с одной стороны, совокупность предписанных ему социальных функций, а с другой — главная (основная) социальная функция. Например, главная функция диссертационного совета — организация защиты диссертаций. При этом диссертационному совету могут быть предписаны такие социальные функции, как экспертная (экспертиза диссертационного исследования для принятия решения о допуске соискателя к защите) или коммуникативная (организация связи соискателя с ВАКом).
Социальное оснащение социального института определяется пространственно-временными и материально-символическими параметрами. Некоторые социологи отождествляют социальное оснащение с учреждением, в рамках которого организовано функционирование данного социального института. Так, Дж. Фейблман называет учреждение «сердцем социального института» [13. Р. 80]. Несмотря на то, что в названии большинства учреждений отражена специфика определенного социального института, процессы функционирования учреждения и процессы функционирования социального института не тождественны. Во-первых, учреждение — единичная форма существования социального института (например, академия наук — социальный институт, а Российская академия наук — учреждение). Во-вторых, учреждение как средоточие конкретного социального оснащения, с помощью которого осуществляется функционирование социального института, может исполнять также многие прикладные функции, обусловленные процессами деятельности персонала.
Функционирование социального института предполагает достижение определенной цели и решение конкретных задач, которые находят свое завершение в результатах деятельности его персонала. Результатами функционирования социального института могут быть созданные материальные и духовные ценности, удовлетворение личных и общественных потребностей и интересов, «награда и кара» (П. Сорокин) персонала, изменения в процессах общественной жизни. Результаты функционирования социального института свидетельствуют о его состоянии и развитии, служат отправной точкой для дальнейшего функционирования данного социального института и тех социальных институтов, которые с ним связаны.
Классификация социальных институтов, предложенная зарубежными представителями институционального анализа, произвольна и своеобразна. Так, Лютер Бернард предлагает различать «зрелые» и «незрелые» социальные институты [18. Р. 878-882], Бронислав Малиновский — «универсальные» и «партикулярные» [19. Р. 55-66], Ллойд Баллард — «регулятивные» и «санкционированные или оперативные» [9. Р. 12], Ф. Чэпин — «специфические или нуклеативные» и «основные или диффузно-символические» [7. Р. 19-23], Г. Барнз — «первичные», «вторичные» и «третичные» [20. Р. 31-35].
Зарубежные представители функционального анализа вслед за Г. Спенсером традиционно предлагают классифицировать социальные институты, исходя из основных социальных функций. Например, К. Даусон и У. Геттис полагают, что все многообразие социальных институтов можно сгруппировать в четыре группы: наследственные, инструментальные, регулятивные и интегративные [21. Р. 263-288]. С точки зрения Т. Парсонса следует различать три группы социальных институтов: релятивные, регулятивные, культурные [22. Р. 51-58].
Стремится классифицировать социальные институты в зависимости от осуществляемых ими функций в различных сферах и отраслях общественной жизни и Я. Щепаньский. Разделив социальные институты на «формальные» и «неформальные», он предлагает различать следующие «главные» социальные институты: экономические, политические, воспитательные или культурные, социальные или общественные в узком значении этого слова и религиозные. При этом польский социолог замечает, что предложенная им классификация социальных институтов «не исчерпывающая»; в современных обществах можно найти социальные институты, не охваченные данной классификацией [14, с. 99-100].
Признавая возможность классификации социальных институтов в зависимости от осуществляемых ими социальных функций, имеет смысл также классифицировать их в зависимости от сфер и отраслей общественной жизни, в рамках которых данные социальные институты функционируют. С социологической точки зрения следует выделить четыре основные группы социальных институтов: социальные институты сфер материального и духовного производства, политической и бытовой сфер. Отраслевой принцип позволяет детальнее исследовать социальные институты данной отрасли, призванные обеспечить организацию и регулирование социальных действий и социальных связей в процессах ее функционирования и развития. Например, институциональный анализ таких отраслей сферы духовного производства, как образование, наука, художественная культура, религия, предполагает исследование их как систем социальных институтов.
Многие определения социального института указывают на то, что он представляет собой некое формообразование, которое, с одной стороны, будучи устойчивым, с другой — исторически изменчивым, призвано организовывать и регулировать деятельность людей как представителей разнообразных социальных общностей и складывающиеся в процессах взаимодействия социальные связи. Социальные институты, являясь элементами общества как организации, выступают специфическими механизмами управления процессами общественной жизни людей, обеспечивая тем самым стабильность общественной системы и структуры, их дальнейшее развитие. Социальные институты в качестве регуляторов процессов взаимодействия и взаимосвязей людей, в конечном счете, призваны способствовать удовлетворению их материальных и духовных, личных и общественных потребностей в конкретно-исторических условиях существования. В кандидатской диссертации «Художественная культура как система социальных институтов» [М. Б. Глотов. Художественная культура как система социальных институтов. Автореферат кандидатской диссертации. Л., 1975. С. 8] нами было дано определение социального института. К настоящему времени понимание его сущности не изменилось, однако в определение внесены некоторые коррективы, обусловленные более глубоким изучением социального института как общественного феномена. На наш взгляд, под социальным институтом следует понимать формы организации общественной жизни людей, устанавливающиеся в процессе исторического развития с целью регулирования их социальных действий и социальных связей. В отличие от юридических институтов (брак, наследование, собственность), которые есть совокупность установленных законом норм и правил взаимоотношений между членами общества, социальные институты (семья, корпорация, арбитраж, школа, церковь, государство) — это формы существования социальных общностей, призванные организовывать и управлять процессами совместной жизнедеятельности людей в различных сферах и отраслях общества.
1. Корнфорт М. Открытая философия и открытое общество. М, 1972.
2. Маркс К. П. В. Анненкову, 28 декабря 1846 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е. Т. 27.
3. Маркс К. К критике гегелевской философии права // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е. Т. 1.
4. Cooley Ch. H. Social Organization. A Study of the Larger Mind. NY., 1929.
5. Hamilton W. H. Institution // Encyclopedia of The Social Sciences. Vol. 8. L., 1932.
6. Cilman G. An Inquiry into the Nature and Use of Authority / Organization Theory in Industrial Practice. NY. 1962.
7. Chapin F. St. Contemporary American Institution. A Sociological Analysis. NY. 1935.
8. Parsons T. Essays in Sociological Theory. NY. 1962.
9.Ballard L. V. Social Institutions. NY. — L., 1936.
10. Homans G. C. The Nature of Social Science. NY. 1967.
11. HertzlerJ. O. Social Institutions. NY. 1929.
12. Panunzio C. Major Social Institutions. NY. 1946.
13. Feibleman J. K. The Institutions of Society. L., 1956.
14. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969.
15. Лейман И. И. Наука как социальный институт. Л., 1971.
16. Костина Н. Б. Социальный институт как общественное явление (на материалах институтов культуры). Автореф. дис. канд. филос. н. Свердловск, 1982.
17. Пирсоне Т. Общий обзор / Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. М., 1972.
18. Bernard L. — L. An Introduction to Sociology. NY. 1942.
19. Malinowski В A. Scientific Theory of Culture. Chapel Hill. 1944.
20. Barnes H. E. Social Institutions. NY. 1942.
21. Dawson С A., Gettys W. E. An Introduction to Sociology. NY. 1948.
22. Parsons T. The Social System. Glencoe, 1951.
21.10.2003//ГЛОТОВ Михаил Борисович — доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой социологии и психологии Государственной полярной академии (Санкт//СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, СТРУКТУРА, КЛАССИФИКАЦИЯ//Социс — социологические исследования//(Москва)
При рассмотрении социальных явлений и процессов в качестве исходной клетки социологического анализа часто используется понятие «социальный институт». Круг явлений и процессов, которые социологи обозначают понятием «социальный институт», достаточно широк. Как отмечал в свое время Морис Корнфорт, в Великобритании английский язык, капиталистическая система, крокетный клуб, состязание по гребле, лондонский универмаг, британские железные дороги, совет по контролю цен и доходов, парламент, министерство торговли, тред-юнионы, политические партии и тайная полиция — «все это социальные институты» [1, с. 316]
При рассмотрении социальных явлений и процессов в качестве исходной клетки социологического анализа часто используется понятие «социальный институт». Круг явлений и процессов, которые социологи обозначают понятием «социальный институт», достаточно широк. Как отмечал в свое время Морис Корнфорт, в Великобритании английский язык, капиталистическая система, крокетный клуб, состязание по гребле, лондонский универмаг, британские железные дороги, совет по контролю цен и доходов, парламент, министерство торговли, тред-юнионы, политические партии и тайная полиция — «все это социальные институты» [1, с. 316]. Только названия опубликованных отечественными авторами за последние пять лет работ: Д. В. Клепиков «Дедовщина как социальный институт» (1997), О. В. Крачинская «Язык как социальный институт» (1998), В. Л. Музыкант «Реклама как социальный институт» (1998), П. В. Попов «Медицинское страхование как социальный институт» (1998), О. В. Лысенко «Школа как социальный институт в обществе переходного периода» (1998), А. А. Терентьев «Школа как социальный институт российского общества» (1998), В. Б. Кухаренко «Таможенная служба как социальный институт», А. Ф. Калинин «Семья как социальный институт» (1999), Н. И. Миронова «Местное самоуправление как социальный институт: генезис, становление, основные тенденции» (2000), В. В. Хухлина «Некоммерческий сектор как социальный институт» (2000), Е. Ю. Герасимова «Советская коммунальная квартира как социальный институт» (2000), В. П. Пешков «Политическая оппозиция как социальный институт реформируемого российского общества: эволюция восприятия массовым сознанием» (2000), В. И. Башмаков «Профсоюзы как социальный институт» (2001), А. А. Владимиров «Высшая школа как социальный институт гражданского общества» (2001), А. В. Рыбаков «Российская армия как социальный институт» (2002), Н. Б. Бараева «Организованная преступность как социальный институт» (2002), О. В. Лобза «Региональная власть как социальный институт» (2002), — свидетельствует о многообразии круга явлений и процессов, которые могут быть обозначены данным понятием.
Несмотря на это, понятие «социальный институт» в социологическом лексиконе однозначного определения не получило; напротив, в литературе существует многообразие определений социального института. Так, в «Кратком словаре по социологии» (1988, С. 88-89) предлагается под социальным институтом понимать исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. К фундаментальным социальным институтам здесь отнесены собственность, государство, семья, производственные ячейки общества, наука, средства массовой информации, воспитание, образование, право. В » Социологическом справочнике» (1990, С. 23-24) социальный институт определен как форма закрепления и способ осуществления деятельности, обеспечивающих стабильное функционирование общественных отношений с помощью социальных норм и санкций. В качестве примера социального института названы: политические партии, армия, церковь, школа, семья, здравоохранение, мораль, право, спорт. Л. А. Седов в словаре «Современная западная социология» (1990, С. 116-118) констатирует, что в западной социологии понятием «социальный институт» принято обозначать устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, образующих социальную систему. М. С. Комаров и А. М. Яковлев в «Энциклопедическом социологическом словаре» (1995, С. 227-228) определяют социальные институты как относительно устойчивые типы и формы социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества.
В социологию термин «институт» пришел из юриспруденции, где он употреблялся для обозначения совокупности норм, регулирующих правовые отношения: институт собственности, институт наследования, институт брака. В Древнем Риме пособия для юристов, дающие систематизированный обзор действующих законов частного права, назывались институциями. В социологической литературе термин «институт» стал использоваться со времени становления социологии как науки и получил наибольшее распространение в связи с применением институционального анализа общественных явлений и процессов.
Родословную институциональный анализ ведет от основоположников социологии — Огюста Конта и Герберта Спенсера. Хотя в их работах отсутствует определение социального института, они рассматривают жизнь общества сквозь призму особых форм социальной организации, которые в дальнейшем были названы социальными институтами. Представляя в социальной статике общество как систему, О. Конт в качестве ее первичных элементов называет такие социальные институты, как семья, кооперация, церковь, государство. Многообразие социальных институтов Г. Спенсер сводит к шести основным группам: домашние, обрядовые, профессиональные, промышленные, политические, церковные. Для основоположников социологии основное предназначение социальных институтов состоит в поддержании общественного равновесия и в регулировании процессов функционирования социальных общностей.
Несмотря на то, что марксизм долго игнорировал институциональный анализ как порождение буржуазной социологии, основоположники марксизма использовали термин «социальный институт» и применяли институциональный анализ к рассмотрению основных социальных институтов общества, таких как семья, государство, гражданское общество. К. Маркс в письме к русскому литератору Павлу Васильевичу Анненкову от 28 декабря 1846 года отмечал, что «общественные институты являются продуктами исторического развития» [2, с. 406]. В ранней работе «К критике гегелевской философии права» (1844) он заявлял, что для него такие общественные институты, как семья, государство, гражданское общество не абстракции, а «социальные формы существования человека» [3, с. 263]. Исторический анализ социальных институтов дан Ф. Энгельсом в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884).
Наибольшее распространение институциональный анализ получил в 20-50-е годы XX в. в англо-американской социологии, когда появились специально посвященные анализу социальных институтов монографии Джойса Хертзлера «Социальные институты» (1929) и «Американские социальные институты» (1961), Фрэнсиса Чэпина «Современные американские институты» (1935), Ллойда Балларда «Социальные институты» (1936), Гарри Барнза «Социальные институты» (1942), Константина Панунзио «Главные социальные институты» (1946), Джеймса Фейблмана «Институты общества»
(1956). Даваемые англо-американскими социологами определения социального института, несмотря на различные словесные толкования, по своей сути схожи. Так, для Чарльза Кули социальные институты — это определенные установившиеся формы мышления [4. Р. 313]. Уолтон Гамильтон под социальными институтами понимает вербальные символы, при помощи которых описывается группа социальных обычаев, широко распространенных и неизменяемых [5. Р. 84]. Для Глена Гилмана социальные институты — не материальные предметы, а идеи [6. Р. 119]. Ф. Чэпин трактует социальные институты как организационные модели установок поведения членов группы [7. Р. 412]. С точки зрения Т. Парсонса социальные институты есть образцы стандартизированных ожиданий, которые управляют поведением индивидов и социальными отношениями [8. Р. 143]. Л. Баллард полагает, что социальные институты есть формы организованных человеческих отношений с целью установления общей воли [9. Р. 3]. По мнению Д. Хоманса социальные институты — это набор правил и норм, определяющих, как личность должна или не должна вести себя при определенных обстоятельствах в сложившейся ситуации [10. Р. 50]. Джойс Хертзлер утверждает, что социальные институты представляют собой комплекс установленных и санкционированных правил и установок поведения индивида в обществе [11. Р. 69]. Для Константина Панунзио социальные институты являются определенными системами идей, обычаев, ассоциаций и инструментов, которые, возникнув из практики человечества, направляют и регулируют деятельность людей [12. Р. 7]. Джеймс Фейблман трактует социальные институты как групповые цели, объективированные с помощью материальных средств выражения [13. Р. 10]. В интерпретации англо-американских социологов с социально-психологических и этических позиций социальные институты предстают механизмами внедрения в сознание человека рационалистических установок и норм поведения личности в обществе.
Польский социолог Ян Щепаньский отмечает, что термин «социальный институт» как в социологии, так и в других социальных науках выступает в нескольких значениях. Определения социального института Я. Щепаньский сводит к четырем основным: 1) определенная группа лиц, осуществляющих совместную деятельность; 2) определенная организация людей, которая выполняет комплекс функций от имени всей группы; 3) учреждений и средств деятельности, которые регулируют поведение членов группы; 4) некоторые социальные роли, особенно важные для группы. Собственное определение у польского социолога таково: социальные институты — это «системы учреждений, в которых определенные люди, избранные членами групп, получают полномочия для выполнения определенных и безличных функций ради удовлетворения существующих индивидуальных и общественных потребностей и ради регулирования поведения других членов групп» [14, с. 96-97].
В отечественной социологической литературе до начала 70-х годов XX столетия термин «социальный институт» практически отсутствовал, а институциональный анализ марксистские критики относили к прерогативам буржуазной методологии. Одним из первых в советской социологии к институциональному анализу обратился И. И. Лейман. В работе «Наука как социальный институт» он определил социальный институт как «объединение людей, выполняющих специфические функции в рамках социальной целостности и связанных общностью функций, а также традиций, норм, ценностей; объединение, обладающее внутренней структурой и иерархией и отличающееся особым устойчивым характером связей и отношений как внутренних, так и внешних» [15, с. 20]. С марксистских позиций дано определение социального института в диссертационном исследовании «Социальный институт как общественное явление» Н. Б. Костиной. Согласно ее определению, социальный институт — «это социальное образование, выражающее специфически устойчивую совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе совместной деятельности людей, организованно оформленных для выполнения социально значимых функций» [16, с. 10].
Положительным моментом многих определений социального института выступает указание на то, что он представляет собой некое формообразование, которое, с одной стороны, будучи устойчивым, с другой — исторически изменчивым, призвано организовывать и регулировать деятельность людей как представителей разнообразных социальных общностей и складывающиеся в процессах взаимодействия социальные связи. Социальные институты, являясь элементами организационной структуры общества, выступают специфическими механизмами организации и управления процессами общественной жизни людей, обеспечивая тем самым стабильность общественной системы и дальнейшее ее развитие. Социальные институты в качестве регуляторов процессов взаимодействия и взаимосвязей людей призваны способствовать удовлетворению их материальных и духовных, личных и общественных потребностей в конкретно-исторических условиях функционирования.
Более углубленное представление о социальном институте может дать анализ его строения. Рассматривая социальные институты, большинство социологов признают системный характер его строения. Например, К. Панунзио считает, что каждый социальный институт, являясь системой, состоит из четырех подсистем: 1) подсистемы символических и утилитарных инструментов (дома, фабрики, автомобили, флаги, знаки отличия и т. п.); 2) подсистемы договорных, семейных и принудительных ассоциаций (трудовые союзы, школьные правления, политические партии, спортивные объединения и т. п.); 3) подсистемы обычаев и правил жизни и нравов (брачная церемония, обязательная школьная посещаемость, выборная кампания и т. п.); 4) подсистемы идей, вер, идеалов (вера в бога, идеал политической демократии и т. п.) [12. Р. 8-21]. Дж. Фейблман в строении социального института вычленяет шесть элементов: социальная группа, учреждения, обычаи, материальные орудия, организация, определенная цель [13. Р. 23]. Я. Щепаньский к составным элементам строения социального института относит: цель, функции, учреждения и средства достижения цели, социальные санкции [14, с. 98]. И. И. Лейман выделяет следующие компоненты строения социального института: коллектив, социально значимая функция, управляющие подразделения, материальные учреждения [15, с. 19-20]. По мнению Н. Б. Костиной, элементами социального института следует считать субъектов деятельности, цели деятельности, средства и способы деятельности [16, с. 10].
Предложенные представителями институционального анализа схемы строения социального института не отражают его структуры и представляют собою набор, порой произвольный, некоторых элементов. В этих схемах строения социального института отсутствует объективная основа структурирования элементов. Изучение генезиса социальных институтов позволяет сделать вывод о том, что в качестве объективной основы строения социального института может выступать структура социального действия, так как именно необходимость организации и регулирования социальных действий вызывает к жизни появление социальных институтов. В этом смысле актуальными следует признать слова Т. Парсонса о том, что «главным предметом социологического анализа является институциональный аспект социального действия» [17, с. 365].
В монографии «Структура социального действия» (1937) Т. Парсонс основными компонентами социального действия называет: действующее лицо («эго» и «альтер»), цель действия (субъективное видение «эго» результата действия), ситуацию действия (условия и средства действия), нормативную ориентацию действия (вербальное описание конкретного хода действия). В трактовке Т. Парсонсом структуры социального действия наблюдается преобладание психологических и аксиологических компонентов. Не отрицая в целом подхода Т. Парсонса к анализу структуры социального действия, целесообразнее в качестве структурных элементов строения социального действия признать следующие компоненты: действующие лица (субъект и объект социального действия), побудительные силы социального действия (потребности, интересы, цель, задачи и мотивы), условия и средства социального действия, результаты социального действия.
Использование принципа изоморфизма строения социального института в структуре социального действия позволяет представить строение социального института как систему, элементами которой являются персонал, социальные функции (системообразующий фактор), социальное оснащение и результаты функционирования.
Персонал социального института составляют личности как представители определенных социальных общностей. Их действия подчинены реализации функций данного социального института в процессе исполнения ими своих социальных ролей.
В рамках институционального анализа из многообразия определений социальных функций имеет смысл обратить внимание на те, в которых они трактуются как такие социальные роли (задачи), которые данный социальный институт призван исполнять (решать). Социальные функции могут быть внешними — по отношению к той системе, элементом которой данный социальный институт является, и внутренними — в процессах организации социальных действий и регулирования социальных связей своего персонала. Как правило, социальный институт — полифункционален. Его специфику определяет, с одной стороны, совокупность предписанных ему социальных функций, а с другой — главная (основная) социальная функция. Например, главная функция диссертационного совета — организация защиты диссертаций. При этом диссертационному совету могут быть предписаны такие социальные функции, как экспертная (экспертиза диссертационного исследования для принятия решения о допуске соискателя к защите) или коммуникативная (организация связи соискателя с ВАКом).
Социальное оснащение социального института определяется пространственно-временными и материально-символическими параметрами. Некоторые социологи отождествляют социальное оснащение с учреждением, в рамках которого организовано функционирование данного социального института. Так, Дж. Фейблман называет учреждение «сердцем социального института» [13. Р. 80]. Несмотря на то, что в названии большинства учреждений отражена специфика определенного социального института, процессы функционирования учреждения и процессы функционирования социального института не тождественны. Во-первых, учреждение — единичная форма существования социального института (например, академия наук — социальный институт, а Российская академия наук — учреждение). Во-вторых, учреждение как средоточие конкретного социального оснащения, с помощью которого осуществляется функционирование социального института, может исполнять также многие прикладные функции, обусловленные процессами деятельности персонала.
Функционирование социального института предполагает достижение определенной цели и решение конкретных задач, которые находят свое завершение в результатах деятельности его персонала. Результатами функционирования социального института могут быть созданные материальные и духовные ценности, удовлетворение личных и общественных потребностей и интересов, «награда и кара» (П. Сорокин) персонала, изменения в процессах общественной жизни. Результаты функционирования социального института свидетельствуют о его состоянии и развитии, служат отправной точкой для дальнейшего функционирования данного социального института и тех социальных институтов, которые с ним связаны.
Классификация социальных институтов, предложенная зарубежными представителями институционального анализа, произвольна и своеобразна. Так, Лютер Бернард предлагает различать «зрелые» и «незрелые» социальные институты [18. Р. 878-882], Бронислав Малиновский — «универсальные» и «партикулярные» [19. Р. 55-66], Ллойд Баллард — «регулятивные» и «санкционированные или оперативные» [9. Р. 12], Ф. Чэпин — «специфические или нуклеативные» и «основные или диффузно-символические» [7. Р. 19-23], Г. Барнз — «первичные», «вторичные» и «третичные» [20. Р. 31-35].
Зарубежные представители функционального анализа вслед за Г. Спенсером традиционно предлагают классифицировать социальные институты, исходя из основных социальных функций. Например, К. Даусон и У. Геттис полагают, что все многообразие социальных институтов можно сгруппировать в четыре группы: наследственные, инструментальные, регулятивные и интегративные [21. Р. 263-288]. С точки зрения Т. Парсонса следует различать три группы социальных институтов: релятивные, регулятивные, культурные [22. Р. 51-58].
Стремится классифицировать социальные институты в зависимости от осуществляемых ими функций в различных сферах и отраслях общественной жизни и Я. Щепаньский. Разделив социальные институты на «формальные» и «неформальные», он предлагает различать следующие «главные» социальные институты: экономические, политические, воспитательные или культурные, социальные или общественные в узком значении этого слова и религиозные. При этом польский социолог замечает, что предложенная им классификация социальных институтов «не исчерпывающая»; в современных обществах можно найти социальные институты, не охваченные данной классификацией [14, с. 99-100].
Признавая возможность классификации социальных институтов в зависимости от осуществляемых ими социальных функций, имеет смысл также классифицировать их в зависимости от сфер и отраслей общественной жизни, в рамках которых данные социальные институты функционируют. С социологической точки зрения следует выделить четыре основные группы социальных институтов: социальные институты сфер материального и духовного производства, политической и бытовой сфер. Отраслевой принцип позволяет детальнее исследовать социальные институты данной отрасли, призванные обеспечить организацию и регулирование социальных действий и социальных связей в процессах ее функционирования и развития. Например, институциональный анализ таких отраслей сферы духовного производства, как образование, наука, художественная культура, религия, предполагает исследование их как систем социальных институтов.
Многие определения социального института указывают на то, что он представляет собой некое формообразование, которое, с одной стороны, будучи устойчивым, с другой — исторически изменчивым, призвано организовывать и регулировать деятельность людей как представителей разнообразных социальных общностей и складывающиеся в процессах взаимодействия социальные связи. Социальные институты, являясь элементами общества как организации, выступают специфическими механизмами управления процессами общественной жизни людей, обеспечивая тем самым стабильность общественной системы и структуры, их дальнейшее развитие. Социальные институты в качестве регуляторов процессов взаимодействия и взаимосвязей людей, в конечном счете, призваны способствовать удовлетворению их материальных и духовных, личных и общественных потребностей в конкретно-исторических условиях существования. В кандидатской диссертации «Художественная культура как система социальных институтов» [М. Б. Глотов. Художественная культура как система социальных институтов. Автореферат кандидатской диссертации. Л., 1975. С. 8] нами было дано определение социального института. К настоящему времени понимание его сущности не изменилось, однако в определение внесены некоторые коррективы, обусловленные более глубоким изучением социального института как общественного феномена. На наш взгляд, под социальным институтом следует понимать формы организации общественной жизни людей, устанавливающиеся в процессе исторического развития с целью регулирования их социальных действий и социальных связей. В отличие от юридических институтов (брак, наследование, собственность), которые есть совокупность установленных законом норм и правил взаимоотношений между членами общества, социальные институты (семья, корпорация, арбитраж, школа, церковь, государство) — это формы существования социальных общностей, призванные организовывать и управлять процессами совместной жизнедеятельности людей в различных сферах и отраслях общества.
1. Корнфорт М. Открытая философия и открытое общество. М, 1972.
2. Маркс К. П. В. Анненкову, 28 декабря 1846 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е. Т. 27.
3. Маркс К. К критике гегелевской философии права // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е. Т. 1.
4. Cooley Ch. H. Social Organization. A Study of the Larger Mind. NY., 1929.
5. Hamilton W. H. Institution // Encyclopedia of The Social Sciences. Vol. 8. L., 1932.
6. Cilman G. An Inquiry into the Nature and Use of Authority / Organization Theory in Industrial Practice. NY. 1962.
7. Chapin F. St. Contemporary American Institution. A Sociological Analysis. NY. 1935.
8. Parsons T. Essays in Sociological Theory. NY. 1962.
9.Ballard L. V. Social Institutions. NY. — L., 1936.
10. Homans G. C. The Nature of Social Science. NY. 1967.
11. HertzlerJ. O. Social Institutions. NY. 1929.
12. Panunzio C. Major Social Institutions. NY. 1946.
13. Feibleman J. K. The Institutions of Society. L., 1956.
14. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969.
15. Лейман И. И. Наука как социальный институт. Л., 1971.
16. Костина Н. Б. Социальный институт как общественное явление (на материалах институтов культуры). Автореф. дис. канд. филос. н. Свердловск, 1982.
17. Пирсоне Т. Общий обзор / Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. М., 1972.
18. Bernard L. — L. An Introduction to Sociology. NY. 1942.
19. Malinowski В A. Scientific Theory of Culture. Chapel Hill. 1944.
20. Barnes H. E. Social Institutions. NY. 1942.
21. Dawson С A., Gettys W. E. An Introduction to Sociology. NY. 1948.
22. Parsons T. The Social System. Glencoe, 1951.
21.10.2003//ГЛОТОВ Михаил Борисович — доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой социологии и психологии Государственной полярной академии (Санкт//СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, СТРУКТУРА, КЛАССИФИКАЦИЯ//Социс — социологические исследования//(Москва)
Герасимова Советская коммунальная квартира как социальный институт 2000 , В.
789.ru
26.05.2017 1:14:34
2017-05-26 01:14:34
Источники:
Https://789.ru/news/9556-2562.html
ЕГЭ–2022, обществознание: задания, ответы, решения. Обучающая система Дмитрия Гущина. » /> » /> .keyword { color: red; } Социальные институты являясь элементами общества как организации выступают специфическими егэ
Социальные институты являясь элементами общества как организации выступают специфическими егэ
Социальные институты являясь элементами общества как организации выступают специфическими егэ
Ускоренная подготовка к ЕГЭ с репетиторами Учи. Дома. Записывайтесь на бесплатное занятие!
—>
Задание 2 № 11183
Выберите верные суждения о социальных институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Социальный институт представляет собой исторически сложившуюся организацию социальной практики.
2) Структура современного социального института, как правило, характеризуется простотой отношений.
3) Некоторые социальные институты могут выступать как агенты социализации.
4) К политическим институтам общества традиционно относят рыночную экономику и собственность.
5) Социальные институты упорядочивают, координируют индивидуальные действия людей, придают им организованный и предсказуемый характер.
1) Социальный институт представляет собой исторически сложившуюся организацию социальной практики. Да, верно, это определение данного понятия.
2) Структура современного социального института, как правило, характеризуется простотой отношений. Нет, неверно, наоборот, сложностью.
3) Некоторые социальные институты могут выступать как агенты социализации. Да, верно, например, семья, образование, СМИ и т. д.
4) К политическим институтам общества традиционно относят рыночную экономику и собственность. Нет, неверно, это экономические институты.
5) Социальные институты упорядочивают, координируют индивидуальные действия людей, придают им организованный и предсказуемый характер. Да, верно, это их функции.
—>
Задание 2 № 11183
1 Социальный институт представляет собой исторически сложившуюся организацию социальной практики.
Soc-ege. sdamgia. ru
13.10.2020 15:37:08
2020-10-13 15:37:08
Источники:
Https://soc-ege. sdamgia. ru/problem? id=11183
ЕГЭ–2022, обществознание: задания, ответы, решения. Обучающая система Дмитрия Гущина. » /> » /> .keyword { color: red; } Социальные институты являясь элементами общества как организации выступают специфическими егэ
Социальные институты являясь элементами общества как организации выступают специфическими егэ
Социальные институты являясь элементами общества как организации выступают специфическими егэ
Ускоренная подготовка к ЕГЭ с репетиторами Учи. Дома. Записывайтесь на бесплатное занятие!
—>
Задания Д22 C3 № 1621
Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «социальный институт». Приведите, с опорой на авторский текст, любые три функциональные особенности образования, как социального института.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Образование как социальный институт Образование в современных странах – это очень широкие и высокоразвитые дифференцированные многоуровневые социальные системы (подсистемы общества) непрерывного совершенствования знаний и навыков членов общества, выполняющие важнейшую роль в социализации личности, ее подготовке к получению того или иного социального статуса и выполнению соответствующих ролей, в стабилизации, интеграции и совершенствовании общественных систем. Образованию принадлежит очень важная роль в определении социального статуса личности, в воспроизводстве и развитии социальной структуры общества, в поддержании социального порядка и стабильности, осуществления социального контроля.
Образование, наряду с армией, церковью и производством, — один из лифтов социальной мобильности. Получив знания и высокую квалификацию в современном обществе гораздо легче сделать карьеру, чем а)это было в доиндустриальном и индустриальном обществе, б) если бы человек ими не обладал.
С давних пор и по сей день образование как социальный институт выступает основным механизмом социального тестирования, отбора и распределения индивидов по социальным слоям, группам. На систему образования возлагались функции социального контроля за процессами интеллектуального, нравственного, физического развития молодого поколения. А на систему профессионального образования, кроме того, еще и функции контроля за распределением поколения, вступающего в самостоятельную трудовую жизнь, по различным ячейкам социальной структуры общества: классам, социальным группам, слоям, производственным коллективам.
Таким образом, образование является одним из основных каналов социальной мобильности, играя важную роль в социальной дифференциации членов общества, распределение их как по социальным слоям, так и внутри этих слоев. Положение индивида в обществе, возможности для его успешного продвижения по служебной лестнице определяются качеством полученного образования, во многом связанного с престижем учебного заведения.
Так оно и есть. Необразованный человек не может получить высокооплачиваемую и ответственную работу, какого бы социального происхождения он ни был. У образованного и необразованного неравные жизненные шансы, но ситуацию всегда можно исправить, повысив свою квалификацию, стоит только приложить индивидуальные условия. Тем и отличается неравенство в области образования от других видов неравенства, скажем, унаследованного, что оно ставит человека в непривилегированное положение временно. А вот если вы родились сыном короля или потомственного дворянина, то это уже навсегда. С таким неравенством, основанным на предписанных статусах, поделать ничего нельзя.
(Г. Е. Тадевосян)
Задание 17 № 1620
—>
Задания Д22 C3 № 1621
За пи сы вай тесь на бес плат ное за ня тие.
Soc-ege. sdamgia. ru
09.06.2020 21:37:16
2020-06-09 21:37:16
Источники:
Https://soc-ege. sdamgia. ru/problem? id=1621
ЕГЭ–2022, обществознание: задания, ответы, решения. Обучающая система Дмитрия Гущина. » /> » /> .keyword { color: red; } Социальные институты являясь элементами общества как организации выступают специфическими егэ
Социальные институты являясь элементами общества как организации выступают специфическими егэ
Социальные институты являясь элементами общества как организации выступают специфическими егэ
Ускоренная подготовка к ЕГЭ с репетиторами Учи. Дома. Записывайтесь на бесплатное занятие!
—>
Задания Д22 C3 № 1621
Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «социальный институт». Приведите, с опорой на авторский текст, любые три функциональные особенности образования, как социального института.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Образование как социальный институт Образование в современных странах – это очень широкие и высокоразвитые дифференцированные многоуровневые социальные системы (подсистемы общества) непрерывного совершенствования знаний и навыков членов общества, выполняющие важнейшую роль в социализации личности, ее подготовке к получению того или иного социального статуса и выполнению соответствующих ролей, в стабилизации, интеграции и совершенствовании общественных систем. Образованию принадлежит очень важная роль в определении социального статуса личности, в воспроизводстве и развитии социальной структуры общества, в поддержании социального порядка и стабильности, осуществления социального контроля.
Образование, наряду с армией, церковью и производством, — один из лифтов социальной мобильности. Получив знания и высокую квалификацию в современном обществе гораздо легче сделать карьеру, чем а)это было в доиндустриальном и индустриальном обществе, б) если бы человек ими не обладал.
С давних пор и по сей день образование как социальный институт выступает основным механизмом социального тестирования, отбора и распределения индивидов по социальным слоям, группам. На систему образования возлагались функции социального контроля за процессами интеллектуального, нравственного, физического развития молодого поколения. А на систему профессионального образования, кроме того, еще и функции контроля за распределением поколения, вступающего в самостоятельную трудовую жизнь, по различным ячейкам социальной структуры общества: классам, социальным группам, слоям, производственным коллективам.
Таким образом, образование является одним из основных каналов социальной мобильности, играя важную роль в социальной дифференциации членов общества, распределение их как по социальным слоям, так и внутри этих слоев. Положение индивида в обществе, возможности для его успешного продвижения по служебной лестнице определяются качеством полученного образования, во многом связанного с престижем учебного заведения.
Так оно и есть. Необразованный человек не может получить высокооплачиваемую и ответственную работу, какого бы социального происхождения он ни был. У образованного и необразованного неравные жизненные шансы, но ситуацию всегда можно исправить, повысив свою квалификацию, стоит только приложить индивидуальные условия. Тем и отличается неравенство в области образования от других видов неравенства, скажем, унаследованного, что оно ставит человека в непривилегированное положение временно. А вот если вы родились сыном короля или потомственного дворянина, то это уже навсегда. С таким неравенством, основанным на предписанных статусах, поделать ничего нельзя.
(Г. Е. Тадевосян)
Задание 17 № 1620
Какое определение образованию в современных странах приводит автор? Укажите четыре позиции, которые, по мнению автора, составляют социальную роль образования.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) Приведено определение:
— Образование в современных странах — это очень широкие и высокоразвитые дифференцированные многоуровневые социальные системы (подсистемы общества) непрерывного совершенствования знаний и навыков членов общества, выполняющие важнейшую роль в социализации личности, ее подготовке к получению того или иного социального статуса и выполнению соответствующих ролей, в стабилизации, интеграции и совершенствовании общественных систем.
2) Указаны четыре позиции, раскрывающие социальную роль образования:
— в определении социального статуса личности;
— в воспроизводстве и развитии социальной структуры общества;
— в поддержании социального порядка и стабильности;
— осуществления социального контроля.
Элементы ответа могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках.
Предметная область: Социальные отношения. Социальная стратификация и мобильность, Человек и общество. Основные институты общества
—>
Задания Д22 C3 № 1621
Образование, наряду с армией, церковью и производством, один из лифтов социальной мобильности.
Soc-ege. sdamgia. ru
12.01.2018 19:31:41
2018-01-12 19:31:41
Источники:
Https://soc-ege. sdamgia. ru/search? keywords=1&cb=1&search=1.9+%D0%9E%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5+%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%82%D1%8B+%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0
Итоговый тест «Социальные
институты»
1.Запишите
слово, пропущенное в схеме.
2.Прочитайте
приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого
списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Для
осуществления своих целей и задач общество конструирует систему общественных
отношений — коммуникаций, и соответствующие структуры — социальные
_____________(А). Под общественными отношениями понимаются отношения,
возникающие между группами людей и внутри них в процессе жизнедеятельности
общества. К примеру,
отношения
в сфере распределения материальных благ являются _____________(Б), отношения в
сфере управления обществом, принятии решений по согласованию общественных
интересов можно назвать_________________ (В).
По
своему характеру эти отношения могут быть партнёрскими, основанными на
согласовании _____________(Г) сторон, или же _________________(Д), когда
устремления участников противоположны. Кроме того, отношения различаются и по
уровню взаимодействия: межличностные, межгрупповые и межнациональные. Но ряд их
элементов остаётся всегда неизменным.
Характер
общественных связей и отношений меняется в процессе
общественной_____________(Е), по мере изменения общества.
Слова
в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано
только один раз.
Выбирайте
последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск.
Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для
заполнения пропусков.
Список
терминов:
1) экономический |
2) интерес |
3) компромиссный |
4) эволюция |
5) конфликтный |
6) коммуникация |
7) группа |
|
9) политический |
В
данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в
таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
Запишите
в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
3Выберите
верные суждения о социальных институтах и их видах и запишите цифры, под
которыми они указаны.
1) Социальные институты начинают
формироваться при переходе от традиционного к индустриальному типу общества.
2) Семья как социальный институт
удовлетворяет потребности общества в безопасности и общественном порядке.
3) Социальный институт — это
устойчивая форма организации совместной деятельности людей, связанная с
установлением определённых норм.
4) Производство как социальный
институт упорядочивает создание экономических благ для удовлетворения
потребностей людей.
5) Социальный институт придает стабильность
и упорядоченность взаимодействию людей.
4.Ниже приведён ряд признаков.
Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальный институт».
1) семья
2) бизнес
3) наука
4) акция
5) прибыль
6) право.
Найдите два термина, «выпадающих»
из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
5,
Установите соответствие между видами общественных потребностей и социальными
институтами, при помощи которых они удовлетворяются: к каждой позиции, данной в
первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОБЩЕСТВЕННАЯ |
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ |
|
А) в получении знаний Б) в поддержании социального порядка В) в материальных благах Г) в средствах существования Д) в общественной безопасности |
1) политические 2) экономические 3) образовательные |
Запишите
в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
6.
Установите соответствие между функциями и социальными институтами: к каждой
позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго
столбца.
ФУНКЦИЯ |
СОЦИАЛЬНЫЙ |
|
А) воспроизводство новых поколений Б) создание правовых норм В) первичная социализация индивида Г) осуществление социального управления Д) обеспечение здоровой окружающей среды |
1) семья 2) государство |
Запишите
в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
7. Выберите
верные суждения об обществе и его изменениях и запишите цифры, под которыми они
указаны.
1) Реформа как форма социальных
изменений, как правило, предполагает резкие качественные изменения общественных
отношений.
2) Общество состоит из взаимосвязанных
и взаимодействующих элементов.
3) Гуманистический критерий
прогресса связывают с ростом производства и повышением производительности
труда.
4) Общество является динамичной
системой.
5) Возвращение к изжившим себя
социальным структурам называют регрессом.
8.
Установите соответствие между примерами деятельности и функциями СМИ: к каждой
позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго
столбца.
ПРИМЕР |
ФУНКЦИЯ |
|
А) трансляция российским спортивным каналом футбольного матча Б) радиокурс по изучению французского языка В) телевизионная трансляция комедийного сериала о жизни Г) публикация программы политической партии Д) трансляция военного парада в честь Дня Победы |
1) идеологическая 2) культурно-образовательная 3) рекреативная |
Запишите
в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
9. Выберите
верные суждения об обществе и социальных институтах и запишите цифры, под
которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Общество является постоянно
развивающейся динамической системой.
2) Общественный прогресс
характеризуется деградацией, возвратом к уже отжившим структурам и отношениям.
3) В широком смысле под обществом
понимают обособившуюся от природы, но связанную с ней часть мира, включающую в
себя способы взаимодействия и формы объединения людей.
4) Социальные институты выполняют
функцию социализации человека.
5) Общество представляет собой
закрытую систему, не взаимодействующую с внешней средой.
10. Найдите
понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного
ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Социальный институт, общество как система, социальная
группа, сфера общественной жизни, общественные
отношения.