Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Социальная группа — это __________(А) людей, основанное на их общем участии в некоторой ______________(Б), связанное системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами. Члены группы обладают некоторыми общими ____________________(В) и отделены от других общностей на основе принципов обособления. Для возникновения группы необходима внутренняя организация, цель, конкретные формы социального __________(Г), образцы деятельности. При этом организация группы может быть формальной или неформальной в зависимости от её целей и задач. С этим, как правило, связаны и принципы обособления группы.
Группы различаются также по степени приближённости к человеку и влияния на него. ________________(Д) группа — это, как правило, небольшая группа, члены которой хорошо знают друг друга, или большинство из её представителей.
Такая группа оказывает весьма сильное влияние на человека, входящего в её состав, а отношения в группе являются тесными и зависимыми друг от друга. ___________(Е) группа более многочисленна и может иметь в своём составе одну или несколько групп. Степень влияния такой группы на индивидов может различаться в зависимости от того, насколько сильно усвоены групповые ценности представителями группы».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) вторичная | 2) понимание | 3) контроль |
4) средства | 5) объединение | 6) ценности |
7) программа | |
9) деятельность |
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д | Е |
в условии
в решении
в тексте к заданию
в атрибутах
Категория:
Атрибут:
Всего: 880 1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–80 …
Добавить в вариант
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Молодёжь как социальная группа». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)
Показать
1
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
1) Обоснуйте необходимость проведения государством молодежной политики в РФ. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи.)
2) Какие государственные или муниципальные организации и учреждения в РФ осуществляют деятельность по взаимодействию с молодежью? (Назовите любые три организации или учреждения.)
3) Для каждого из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему их деятельность по проведению молодежной политики. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать деятельность трех различных организаций или учреждения.)
Автор приводит три функции социальных групп. Укажите их и проиллюстрируйте каждую из них конкретным примером. Каждый пример должен быть развернутым.
Показать
1
Назовите признаки социальной группы, указанные в тексте. Всего укажите четыре признака.
Предметная область: Социальные отношения. Социальные группы
2
В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания,
— укажите не менее трёх основных признаков понятия «потребность»;
— объясните связь названных автором видов потребностей человека. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
3
Среди социальных групп принято выделять малые группы. Опираясь на свои обществоведческие знания, укажите три отличительных черты (признака) малых групп.
Предметная область: Социальные отношения. Социализация
4
Задания Д22 C3 № 955
Укажите, какие потребности, по мнению автора, обусловливают объединение человека в группы? Всего укажите не менее трех потребностей. Опираясь на обществоведческий курс, объясните смысл понятия «потребность».
Предметная область: Социальные отношения. Социальные группы
Предметная область: Социальные отношения. Социальные группы
Среди социальных групп принято выделять малые группы. Опираясь на свои обществоведческие знания, укажите три отличительных черты (признака) малых групп.
Показать
1
Назовите признаки социальной группы, указанные в тексте. Всего укажите четыре признака.
Предметная область: Социальные отношения. Социальные группы
2
В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания,
— укажите не менее трёх основных признаков понятия «потребность»;
— объясните связь названных автором видов потребностей человека. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
3
Автор приводит три функции социальных групп. Укажите их и проиллюстрируйте каждую из них конкретным примером. Каждый пример должен быть развернутым.
Предметная область: Социальные отношения. Социальные группы
4
Задания Д22 C3 № 955
Укажите, какие потребности, по мнению автора, обусловливают объединение человека в группы? Всего укажите не менее трех потребностей. Опираясь на обществоведческий курс, объясните смысл понятия «потребность».
Предметная область: Социальные отношения. Социальные группы
Предметная область: Социальные отношения. Социализация
Назовите признаки социальной группы, указанные в тексте. Всего укажите четыре признака.
Показать
1
В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания,
— укажите не менее трёх основных признаков понятия «потребность»;
— объясните связь названных автором видов потребностей человека. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
2
Автор приводит три функции социальных групп. Укажите их и проиллюстрируйте каждую из них конкретным примером. Каждый пример должен быть развернутым.
Предметная область: Социальные отношения. Социальные группы
3
Среди социальных групп принято выделять малые группы. Опираясь на свои обществоведческие знания, укажите три отличительных черты (признака) малых групп.
Предметная область: Социальные отношения. Социализация
4
Задания Д22 C3 № 955
Укажите, какие потребности, по мнению автора, обусловливают объединение человека в группы? Всего укажите не менее трех потребностей. Опираясь на обществоведческий курс, объясните смысл понятия «потребность».
Предметная область: Социальные отношения. Социальные группы
Предметная область: Социальные отношения. Социальные группы
Задания Д22 C3 № 4943
Какие особенности изучения молодёжной проблематики называет автор? От какого фактора зависит теоретическое осмысление молодёжи как особой социальной группы? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «молодежь».
Показать
1
Какие основания для выделения специфически молодёжных конфликтов называет автор? Какую основную линию противостояния он выделяет?
2
Автор пишет: «В современных условиях возросла необходимость качественно иных способов подготовки и включения индивида в общество». Какой тип общества имеет в виду автор под «современными условиями»? Опираясь на знания обществоведческого курса и личный социальный опыт, приведите два пояснения авторской точки зрения, почему в современном мире «возросла необходимость качественно иных способов подготовки и включения индивида в общество».
3
Опираясь на знания обществоведческого курса, приведите три особенности социального положения молодёжи. Что свойственно неформальным молодёжным объединениям? Приведите не менее двух отличительных черт.
4
Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «молодежь».
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Предметная область: Социальные отношения. Молодежь как социальная группа
Задания Д22 C3 № 4141
Почему авторы считают необходимым выделение родительского поколения? Какую современную проблему родительского поколения они отметили? Чем, по их мнению, вызвана эта проблема? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «социальная группа».
Показать
1
О каких двух критериях выделения поколений говорят авторы? От чего, по их мнению, зависит подвижность границ поколения?
Предметная область: Социальные отношения. Социальные группы
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 1.
2
Используя факты общественной жизни, привлекая межпредметные связи, подтвердите тремя примерами мысль авторов о том, что «всё поколение в целом несёт на себе печать тех исторических событий, в которых они принимали непосредственное участие».
Предметная область: Социальные отношения. Социальные группы
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 1.
3
Какие социальные институты помимо семьи осуществляют социализацию молодого поколения? Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, личный социальный опыт, укажите любые три социальных института и поясните, в чём проявляется социализирующее воздействие каждого из них.
Предметная область: Социальные отношения. Социализация, Социальные отношения. Социальные группы
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 1.
4
Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «социальная группа».
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Предметная область: Социальные отношения. Социальные группы
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 1.
Задания Д22 C3 № 6108
Почему авторы считают необходимым выделение родительского поколения? Какую современную проблему родительского поколения они отметили? Чем, по их мнению, вызвана эта проблема? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «социальная группа».
Показать
1
О каких двух критериях выделения поколений говорят авторы? От чего, по их мнению, зависит подвижность границ поколения?
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 4.
2
Используя факты общественной жизни, привлекая межпредметные связи, подтвердите тремя примерами мысль авторов о том, что «всё поколение в целом несёт на себе печать тех исторических событий, в которых они принимали непосредственное участие».
Предметная область: Социальные отношения. Социальные группы
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 4.
3
Какие социальные институты помимо семьи осуществляют социализацию молодого поколения? Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, личный социальный опыт, укажите любые три социальных института и поясните, в чём проявляется социализирующее воздействие каждого из них.
Предметная область: Социальные отношения. Социальные группы
4
Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «социальная группа».
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Предметная область: Социальные отношения. Социальные группы
Автор утверждает, что агентов социализации существует так же много, как социальных групп. Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, назовите любые три социальные группы, не указанные в тексте, и проиллюстрируйте примерами социализирующее воздействие на индивида каждой из них.
Показать
1
Кроме семьи, автор упоминает других агентов социализации, которых условно можно отнести к трём группам. Назовите эти группы.
Предметная область: Социальные отношения. Социализация
Источник: ЕГЭ по обществознанию 08.05.2014. Досрочная волна, резервный день. Вариант 201.
2
Автор полагает, что обстоятельства работы заставляют человека менять мировоззрение и поведение. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите два аргумента в поддержку и два аргумента в опровержение этого мнения.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 08.05.2014. Досрочная волна, резервный день. Вариант 201.
3
Задания Д22 C3 № 5355
По мнению автора, «не подлежит сомнению, что средства массовой информации оказывают глубочайшее воздействие на установки и мировоззрение людей». Как он обосновывает своё мнение? (Приведите два авторских обоснования.) Привлекая обществоведческие знания, объясните смысл понятия «социализация».
Предметная область: Социальные отношения. Социализация
Источник: ЕГЭ по обществознанию 08.05.2014. Досрочная волна, резервный день. Вариант 201.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 08.05.2014. Досрочная волна, резервный день. Вариант 201.
Задания Д22 C3 № 9433
Какие три функции социальной структуры названы в тексте? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «социальная группа».
Показать
1
Что авторы называют социальной структурой? Какие примеры социальных структур приведены в тексте?
2
Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, проиллюстрируйте тремя примерами динамизм социальной структуры.
3
Используя обществоведческие знания, подтвердите тремя аргументами значение социализации для стабильности социальных отношений.
4
Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «социальная группа».
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Упомянутое автором движение антиглобалистов объединяет представителей различных социальных групп из многих стран мира. Используя факты общественной жизни, укажите любые две социальные группы и для каждой из них поясните,какие их интересы пришли в противоречие с тенденциями глобализации.
Показать
1
По каким трём признакам автор выделил различные типы социальных движений?
2
Прогрессивные и консервативные движения получают значительную народную поддержку в различных социальных условиях. Используя текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни, выскажите два предположения о том, в каких социальных условиях наиболее популярными становятся прогрессивные движения, и два предположения о том, в каких условиях наиболее популярны консерваторы.
3
Задания Д22 C3 № 9172
Используя текст, укажите два различия между радикальными и революционными, прогрессивными и консервативными движениями. опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «общественно-политические движения».
В чём, с точки зрения автора, проявляется специфика социального статуса молодёжи? Назовите три аспекта, которые выделяет автор для осуществления анализа молодёжи как возрастной группы. Какой основной критерий социальной стратификации в современном мире выделяет автор?
Показать
1
Автор пишет, что «как потребительская группа, молодёжь формировала другой рыночный спрос». Назовите две сферы потребления, указанные в тексте, в которых сформировался особый молодёжный спрос. Приведите по два примера, иллюстрирующих молодёжный спрос в каждой из них. (Сначала указывайте сферу, затем приводите примеры, которые её иллюстрируют. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
2
Автор пишет, что поведение современных молодых людей, которое связано с переходом в состояние «взрослости», серьёзно отличается от поведения в обстоятельствах середины XX в. Опираясь на текст и обществоведческие знания, назовите и кратко поясните любые три возможных отличия.
3
Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «социальная стратификация». С каким фактором автор связывает активизацию молодёжных субкультур в середине XX в? Укажите три любых традиционных социально-биографических маркера взрослости, которые приводит автор.
Задания Д22 C3 № 5392
Как, по мнению автора, при помощи социологического исследования можно устранить предрассудки различных социальных групп по отношению друг к другу? Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните эту мысль автора.
Показать
1
Какие две сферы (области, направления) общественной жизни, на которые социология оказывает практическое воздействие, упомянуты автором текста? Укажите их. Как, по мнению автора, обеспечивается более ясное (более верное) понимание социальной ситуации?
Предметная область: Социальные отношения. Социальные группы, Человек и общество. Наука
Источник: ЕГЭ по обществознанию 08.05.2014. Досрочная волна, резервный день. Вариант 202.
2
В стране Z оппозиционная партия привлекла ведущих социологов для комплексного исследования социально-экономической ситуации и затем на его основе предложила правительству свою программу выхода из кризиса. В ходе данного исследования были опрошены различные категории совершеннолетних граждан. С опорой на текст объясните, зачем нужно было предварительное социологическое исследование. Привлекая обществоведческие знания и факты общественной жизни, предположите, по каким критериям осуществлялся отбор респондентов для получения наиболее достоверной информации. (Назовите любые четыре критерия.)
Источник: ЕГЭ по обществознанию 08.05.2014. Досрочная волна, резервный день. Вариант 202.
3
Э. Гидденс отмечает, что «чем больше люди знают об условиях собственной деятельности, о том, как функционирует общество, тем больше вероятность, что они смогут повлиять на обстоятельства своей собственной жизни». Приведите любые три аргумента, подтверждающие эту мысль автора.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 08.05.2014. Досрочная волна, резервный день. Вариант 202.
4
Как, по мнению автора, при помощи социологического исследования можно устранить предрассудки различных социальных групп по отношению друг к другу? Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните эту мысль автора.
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Предметная область: Социальные отношения. Социальные группы
Источник: ЕГЭ по обществознанию 08.05.2014. Досрочная волна, резервный день. Вариант 202.
Выберите верные суждения о социальных группах и их видах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социальная группа — это совокупность людей, связанных общностью интересов, целей и групповых ценностей.
2) Деление социальных групп на первичные и вторичные учитывает возможности непосредственного взаимодействия между членами группы.
3) Выделение референтных групп происходит на основе числа членов группы.
4) Представители социальной группы обязаны осознавать свои социальные интересы.
5) Взаимодействия в формальных группах определяются специальными официальными правилами.
Выберите верные суждения о социальной группе и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социальные группы позволяют удовлетворить важные социальные потребности людей.
2) Социальные группы помогают в достижении целей, которые человек не смог бы осуществить в одиночку.
3) Любое сообщество людей социологи рассматривают в качестве социальной группы.
4) Группа является второстепенным элементом социальной структуры общества.
5) Одним из признаков первичной социальной группы является высокий уровень ее эмоциональности.
Выберите верные суждения о социальных группах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В формальной группе статус членов и цель деятельности не всегда чётко определены, а взаимодействия основаны преимущественно на взаимной симпатии, общем интересе или привычке.
2) Принадлежность к определённой социальной группе помогает человеку осознать своё положение в обществе.
3) Русские, белорусы, немцы — социальные группы, выделяемые по социально-демографическому признаку.
4) Принадлежность к различным социальным группам определяет социальные статусы человека.
5) Социальной группой называется совокупность людей, объединяемая устойчивыми социальными связями и отношениями и обладающая рядом признаков, придающих ей неповторимое своеобразие.
Выберите верные суждения о молодёжи как социальной группе и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Возрастные рамки социальной группы «молодёжь» определяются конкретно-историческими условиями и могут изменяться.
2) Молодёжь — это первичная малая неформальная социальная группа.
3) Представители социальной группы «молодёжь» могут выполнять социальные роли гражданина, работника, обучающегося, семьянина.
4) Социальная группа «молодёжь» характеризуется внутренней стабильностью и отсутствием противоречий.
5) Социально-психологические особенности молодёжи как социальной группы отражает молодёжная субкультура.
Выберите верные суждения о социальных группах и запишите цифры в порядке возрастания, под которыми они указаны.
1) Социальная группа представляет собой объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак.
2) Созданию групп способствует осознание того факта, что при объединении можно достичь большего результата, чем при индивидуальном действии.
3) Социальные группы всегда основаны на специфике врожденных свойств людей.
4) В деятельности социальных групп люди удовлетворяют только свои биологические потребности.
5) Созданию групп способствуют сходные интересы и цели людей.
Выберите верные суждения о малой социальной группе и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Эмоциональные контакты не влияют на формирование внутренней структуры межличностных отношений в группе.
2) Малые социальные группы в отличие от больших групп, всегда носят неформальный характер.
3) Примером малой социальной группы служит население деревни.
4) Одним из отличительных признаков малой социальной группы, является наличие постоянной цели совместной деятельности.
5) К групповой культуре относятся нормы, правила, стандарты жизни, поведения, определяющие ожидания членов группы по отношению друг к другу.
Выберите верные суждения о видах социальных групп и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Взаимодействие членов первичной группы носит непосредственный, межличностный характер.
2) Реальную социальную группу учёные выделяют для целей статистического учёта населения и решения крупных социально-экономических проблем.
3) В формальной группе статус членов и цель деятельности не всегда чётко определены.
4) Члены реальной группы чётко идентифицируют себя с ней, ощущают свою принадлежность к группе и осознают отличие от других групп.
5) Малой группой называется немногочисленная общность людей, объединённых совместной деятельностью и находящихся в непосредственном личном общении.
Выберите верные суждения о социальных группах и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Неформальные социальные группы всегда имеют лидера, цель и план работы, систему статусов и ролей.
2) Социальной группой называют совокупность людей, выделенную на основе общего социально значимого критерия.
3) В зависимости от характера взаимодействия выделяют большие и малые социальные группы.
4) В зависимости от рода трудовой деятельности, требующего определённой подготовки и являющегося обычно источником существования, выделяют социальные группы по профессиональному критерию.
5) Квазигруппа — это неформальная, спонтанная, неустойчивая социальная общность, не имеющая определённой структуры и системы ценностей.
Всего: 880 1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–80 …
Инфоурок
›
Обществознание
›Тесты›Тесты в формате ЕГЭ по теме «Социальные группы» 10 класс обществознание
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 1240 человек из 82 регионов
- Сейчас обучается 92 человека из 35 регионов
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 155 333 материала в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Материал подходит для УМК
-
«Обществознание (базовый уровень)», Соболева О.Б., Барабанов В.В., Кошкина С.Г., Малявин С.Н. / Под ред. Бордовского Г.А.
Тема
§ 8. Социальные группы
Больше материалов по этой теме
Другие материалы
Презентация «Семья и брак»
- Учебник: «Обществознание (базовый уровень)», Соболева О.Б., Барабанов В.В., Кошкина С.Г., Малявин С.Н. / Под ред. Бордовского Г.А.
- Тема: § 12. Семья и брак
- 03.12.2019
- 431
- 4
Понятие общественного прогресса 10 класс
- Учебник: «Обществознание (базовый уровень)», Соболева О.Б., Барабанов В.В., Кошкина С.Г., Малявин С.Н. / Под ред. Бордовского Г.А.
- Тема: § 35. Динамика развития общества
- 01.12.2019
- 646
- 3
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс профессиональной переподготовки «Право: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Методы изучения национально-психологических особенностей и межнациональных отношений в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты реализации элективного курса «Основы геополитики» профильного обучения в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Основы биоэтических знаний и их место в структуре компетенций ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания гражданского права с учетом реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Гендерные особенности воспитания мальчиков и девочек в рамках образовательных организаций и семейного воспитания»
-
Курс повышения квалификации «История и теория этики в условиях реализации ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Экономика и право: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов обществознания в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курса права в условиях реализации ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности в сфере национальных и религиозных отношений»
-
Курс профессиональной переподготовки «Политология: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация и проведение научно-исследовательской работы в области общественных и гуманитарных наук»
-
Скачать материал
-
20.01.2020
2676
-
DOCX
811.8 кбайт -
233
скачивания -
Оцените материал:
-
-
Настоящий материал опубликован пользователем Губанищева Татьяна Николаевна. Инфоурок является
информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайтЕсли Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.Удалить материал
-
- На сайте: 6 лет и 5 месяцев
- Подписчики: 1
- Всего просмотров: 220870
-
Всего материалов:
23
Ответы и задания ЕГЭ по обществознанию на тему «Социальные группы»
Выберите верные суждения о социальных группах и их видах и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Демографические группы выделяют по этносоциальному составу.
- В формальной группе межличностные взаимодействия, как правило, основаны на взаимной симпатии, общем интересе или привычке.
- Принадлежность к различным социальным группам определяет положение человека в обществе.
- Социальные группы – устойчивые совокупности людей, которые имеют отличные, только им присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации).
- Группы и организации оказывают влияние на поведение человека.
Ответ
Верные варианты: 3, 4, 5.
Пояснение:
1 — неверно, демографические группы выделяются по таким признакам, как возраст и пол;
2 — неверно, в формальных группах отношения регламентированы.
Верны ли следующие суждения о социальных группах?
- Принадлежность к определённой социальной группе помогает человеку осознать своё положение в обществе.
- Принадлежность к различным социальным группам определяет статус человека в обществе.
Ответ
Оба суждения верны
По территориальному (поселенческому) признаку выделяют такую социальную общность, как
- предприниматели
- русские
- буддисты
- сельчане
Ответ
Верный вариант: 4.
Пояснение:
1 — по профессиональному либо экономическому критерию;
2 — по этническому критерию;
3 — по конфессиональному (религиозному) критерию.
Существование каких групп из перечисленных ниже определяется профессиональной дифференциацией в обществе?
- рабы и рабовладельцы
- богатые, бедные и средние слои
- учителя, врачи, инженеры
- управляющие и управляемые
Ответ
3
Социальная общность, выделяемая по демографическому признаку
- предприниматели
- спортсмены
- молодёжь
- офицеры
Ответ
Какой критерий может использоваться для выделения социальных групп?
- принадлежность к определённой профессии
- индивидуально-психологические особенности
- тип темперамента
- тип нервной системы
Ответ
1
Задания по теме: « Социальная структура и социальные отношения».
Задание 1 Анализ схем и таблиц
№ 539. Запишите слово, пропущенное в таблице.
СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ
ВИДЫ МОБИЛЬНОСТИ |
ХАРАКТЕРИСТИКА |
… |
Переход из одной социальной группы в другую, расположенную на том же уровне |
Вертикальная |
Перемещение к позициям с более высоким или более низким престижем, доходом и властью |
№ 1242. Запишите слово, пропущенное в схеме:
Задание 2 Выбор обобщающего понятия
№ 4548. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
классовое неравенство |
статус социальной группы |
иерархия социальных групп |
социальная стратификация |
сословное преимущество |
№ 324. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
социальная группа |
первичная группа |
неформальная группа |
Задание 3 Соотнесение видовых понятий с родовыми
№ 4721. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, являются критериями социальной стратификации. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) доход |
2) социальная роль |
3) престиж |
4) власть |
5) авторитет |
6) образование |
№ 5046. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют социальную стратификацию. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) объём власти |
2) уровень образования |
3) этническая принадлежность |
4) престиж занимаемой позиции |
5) доход |
6) возраст |
Задание 5 Классификация путем установления соответствия
№ 60. Установите соответствие между событиями и связанными с ними видами социальной мобильности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ |
ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ |
|
А) учитель школы назначен ее директором. Б) доцент кафедры получил должность профессора. В) старший менеджер перешел работать на другое предприятие. Г) инженер переехал работать и жить в другой город. |
1) вертикальная 2) горизонтальная |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
№ 652. Установите соответствие между проявлениями социальной дифференциации и ее типами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЯВЛЕНИЯ |
ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ |
|
А) различие доходов Б) различие условий труда В) различие уровня жизни Г) различие рода деятельности Д) обладание собственностью |
1) экономическая 2) социально-профессиональная |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Задание 11 Выбор позиций из списка
№ 471. Студент работает над рефератом о вертикальной социальной мобильности. Какие примеры из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти примеры указаны.)
1) переход человека с должности рядового школьного учителя на должность директора школы
2) переход человека из квалифицированных рабочих («синих воротничков») в представители среднего класса («белые воротнички»)
3) смена профессии отца на другую профессию
4) отток рабочей силы из производства в сферу обслуживания
5) рост числа людей, работающих в нескольких местах
6) достижение человеком высокого положения в обществе благодаря службе в армии.
№ 508. Найдите в приведенном списке компоненты социальной структуры общества. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) фирмы |
2) сословия |
3) партии |
4) касты |
5) классы |
Задание 12 Выбор позиций из списка
№ 5517. Социологи опросили 23-летних работающих юношей и девушек страны Z. Им задавали вопрос: «Зачем Вы работаете, какова Ваша трудовая мотивация?». Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Половина юношей работает для того, чтобы обеспечить материальное благополучие.
2) Доли девушек, связывающих трудовую мотивацию с потребностью в самореализации и с возможностью путешествий, общения с разными людьми, равны.
3) Доля тех, кто работает, потому что им интересно то, чем они занимаются, больше среди девушек, чем среди юношей.
4) Равные доли опрошенных каждой группы прилагают усилия, чтобы подняться по карьерной лестнице.
5) Бóльшая доля юношей, по сравнению с девушками, работает потому, что их работа очень нужна обществу.
Задание 19 Дифференциация в социальной информации фактов и мнений
№ 1209. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А)Социологи выделяют несколько факторов социальной мобильности. (В)Часть из них являются объективными — государственный режим, социально-экономическая и политическая ситуация в обществе, процессы модернизации. (В)Некоторые факторы связаны с активностью самой личности — уровень образования, карьера и др. (Г)Но как бы ни складывались внешние обстоятельства, индивидуальная мобильность, очевидно, определяется уровнем притязаний и активностью деятельности человека.
Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
A |
Б |
В |
Г |
Задание 20 Определение терминов и понятий, соответствующих контексту
№ 174. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«В социологии известны четыре основных типа социальной ________(А)рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые ________(Б), а последний тип — открытые. Всякая социальная ________(В) представляет собой совокупность всех функционирующих социальных ________(Г). Человек, занимающий в этой структуре определенное ________(Д), имеет возможность переходить с одного ________(Е) на другой, повышая или понижая при этом свой социальный статус».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) общество |
2) структура |
3) уровень |
4) стратификация |
5) государство |
6) мобильность |
7) общность |
|
9) развитие |
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
A |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Задание 21 Задания на анализ источников
№ 2323. С1. Приведите названные авторами четыре причины недостижимости полного социального равенства.
Прочитайте текст и выполните задания C1—С4.
Социальное равенство – идеал, на протяжении веков отражавший извечную тягу людей к справедливости и вдохновлявший массовые общественные движения и гуманистические течения общественной мысли. Историческая практика подтверждает, что полное равенство недостижимо. И не только из-за различий способностей и задатков, заложенных в людях самой природой, но и вследствие неодинаковости социального статуса, качества и продуктивности их труда. В этом смысле неравенство между людьми неустранимо и лишь меняет свои формы и размеры.
Неоднозначно и влияние неравенства на общество. Стремление занять более высокое положение на лестнице имущественной иерархии побуждает людей к повышению эффективности их деятельности и социального статуса. Попытки ввести уравнительное распределение собственности и доходов лишь подрывают экономическое развитие. Но, превысив определенный уровень, имущественное неравенство утрачивает свою стимулирующую роль, превращается в негативный фактор общественной жизни. Чрезмерное богатство, особенно легко доставшееся, как и маргинальная бедность, гасят импульсы экономического развития, порождают социальную напряжённость, подрывают политическую стабильность общества. В той мере, в какой социальное неравенство благоприятствует экономическому и социокультурному развитию и стабильности общества, его можно считать нормальным. Оно становится избыточным, когда ослабляет стимулы экономической деятельности, создаёт очаги напряжения, чреватые социальными потрясениями.
Наибольшую остроту проблема избыточного социального неравенства приобретает в периоды общественных трансформаций, когда устоявшиеся структуры равенства-неравенства демонтируются, а новые механизмы распределения материальных благ, социальных услуг, ценностей жизни и культуры еще только формируются.
(В.А. Медведев, Ю.А. Красин)
Задание 25 Определение признаков, явлений и понятий по контексту
№ 1180. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная стратификация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях социальной стратификации, и одно предложение, раскрывающее сущность одного из этих критериев.
Задание 26 Раскрытие теоретических положений на примерах
№ 3775. Назовите любые три «лифта» вертикальной социальной мобильности и проиллюстрируйте примером каждый из них.
Задание 27 Задание-задача
№ 1922. В любом современном обществе существуют богатые и бедные, различающиеся уровнем дохода и властью в обществе. Какое социальное явление иллюстрируют указанные различия? На основе обществоведческих знаний укажите любые три социальных фактора, которые эти различия определяют.
Задания 28 (C8). Составление плана доклада по определенной теме
№ 1479. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социальная мобильность». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
17281. Выберите верные суждения о социальных нормах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Социальная норма — установленное в обществе правило поведения, регулирующее взаимодействие между людьми, общественную жизнь.2. Любая организация может устанавливать нормы права.3. Социальные нормы закрепляют образцы принятого в обществе поведения.4. Обычаи от других видов социальных норм отличаются тем, что в них всегда выражаются представления людей о хорошем или плохом, о добре и зле и т.д.5. Социальные нормы способствуют интеграции индивида в социум.
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке
При обращении указывайте id этого вопроса — 17281.
17256. Выберите верные суждения о социальных нормах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Порядок применения правовых норм не отличается от порядка применения норм морали.2. Традиции фиксируются в нормативных актах.3. Социальные нормы отражают модели должного поведения в обществе.4. Исполнение этических норм обеспечивается самоконтролем, совестью человека.5. Принятый в компании дресс-код относится к корпоративным нормам.
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке
При обращении указывайте id этого вопроса — 17256.
17231. Выберите верные суждения о социальном контроле и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Основная функция социального контроля заключается в учёте и согласовании интересов различных групп общества.2. Социальный контроль состоит из двух элементов — социальных статусов и социальных ролей.3. Социальный контроль — это механизм социальной регуляции, совокупность средств и методов социального воздействия.4. Учёные выделяют два вида внешнего социального контроля — формальный и неформальный.5. Внутренний социальный контроль может проявляться в форме рефлексии индивида по поводу своего социального поведения.
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке
При обращении указывайте id этого вопроса — 17231.
17206. Выберите верные суждения о социальных группах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Социальной группой называется совокупность людей, объединяемая устойчивыми социальными связями и отношениями и обладающая рядом признаков, придающих ей неповторимое своеобразие.2. Принадлежность к различным социальным группам определяет социальные статусы человека.3. В формальной группе статус членов и цель деятельности не всегда чётко определены, а взаимодействия основаны преимущественно на взаимной симпатии, общем интересе или привычке.4. Русские, белорусы, немцы — социальные группы, выделяемые по этническому признаку.5. Принадлежность к определённой социальной группе помогает человеку осознать своё положение в обществе.
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке
При обращении указывайте id этого вопроса — 17206.
17181. Выберите верные суждения о социальной роли индивида и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Все социальные роли людей строго формализованы.2. Социальная роль — модель поведения индивида, ориентированная на определённый статус.3. Все социальные роли обусловлены социальным неравенством.4. Социальная роль объективно задана социальной позицией личности.5. Исполнение человеком социальной роли имеет индивидуальную окраску.
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке
При обращении указывайте id этого вопроса — 17181.
17156. Выберите верные суждения о социальной стратификации и социальной мобильности. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Принадлежность к имущественному, властному или профессиональному слою игнорируется при ранжировании людей по степени престижа в обществе.2. Внутрипоколенная мобильность — изменение статуса в рамках одного поколения.3. При индивидуальной мобильности перемещение по горизонтали или вертикали происходит у каждого человека независимо от других людей.4. Социальная стратификация — это расслоение и иерархическая организация различных слоёв общества..5. По сравнению с классовой структурой социальная стратификация выделяет меньшее количество слоёв.
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке
При обращении указывайте id этого вопроса — 17156.
17131. Выберите верные суждения о социальных конфликтах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Одним из путей разрешения социального конфликта является продолжение конфронтации.2. Социальный конфликт может охватывать разные стороны общественных отношений.3. Основой социального конфликта обычно являются неприязненные личные отношения конкретных индивидов.4. Причины социальных конфликтов связаны с противоречием интересов разных социальных групп.5. Социальный конфликт всегда порождён экономическими причинами.
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке
При обращении указывайте id этого вопроса — 17131.
17106. Выберите верные суждения о социальной стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Одним из критериев социальной стратификации являются индивидуальные психологические черты человека.2. К критериям социальной стратификации относят объём власти.3. Понятие «социальная стратификация» обозначает систему признаков и критериев социального расслоения в обществе.4. Деление общества на страты осуществляется исходя из неравенства социальных дистанций между ними.5. Учёные выделяют два вида социальной стратификации: прогрессивную и регрессивную.
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке
При обращении указывайте id этого вопроса — 17106.
17081. Выберите верные суждения о социализации индивида и под которыми они указаны.
1. Социализация предполагает только контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность.2. Социализация связана с освоением индивидом новых социальных ролей.3. Первичная социализация заканчивается с началом трудовой деятельности.4. Агентами социализации являются только организации, отвечающие за передачу социокультурного опыта.5. Агенты вторичной социализации, как правило, действуют узконаправленно, в пределах своей компетенции, в соответствии с официальными предписаниями.
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке
При обращении указывайте id этого вопроса — 17081.
17056. Выберите верные суждения о социальном поведении и социальном контроле. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Социальный контроль включает в себя систему методов и стратегий, с помощью которых индивид согласовывает своё поведение с социальными предписаниями и ожиданиями окружающих.2. Самоконтроль личности является формальным методом социального контроля.3. Формальный контроль связан прежде всего с процессом взаимного контроля участников какого-либо коллектива.4. Социальное поведение, как правило, основывается на исполнении людьми социальных норм в процессе взаимодействия друг с другом.5. Меры поощрения, признания стимулируют поведение индивидов, добросовестно исполняющих предписания социальных норм.
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке
При обращении указывайте id этого вопроса — 17056.
Для вас приятно генерировать тесты, создавайте их почаще
За это задание ты можешь получить 2 балла. На решение дается около 5 минут. Уровень сложности: повышенный.
Средний процент выполнения: 70.5%
Ответом к заданию 8 по обществознанию может быть последовательность цифр, чисел или слов. Порядок записи имеет значение.
Разбор сложных заданий в тг-канале
Задачи для практики
Задача 1
Выберите верные суждения о социальной стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Социальная стратификация всегда предполагает мобильность отдельных индивидов и социальных групп.
- Чем выше уровень социальной мобильности в обществе, тем жёстче его стратификация.
- Социальная стратификация — это деление общества на социальные слои, отражающее социальное неравенство и выстроенное по вертикали.
- Стратификация современного общества осуществляется на основе таких критериев, как уровень дохода, уровень образования, престижность профессии, доступ к власти.
- В индустриальном и постиндустриальном обществах главными критериями стратификации являются социальное происхождение и принадлежность к определённой религии.
Решение
Рассмотрим каждый из представленных вариантов ответа. В первом путаются понятия социальная стратификация и социальная мобильность. Во втором суждении делается вывод, что чем выше уровень социальной мобильности, тем жестче социальная стратификация. Но как мы помним из истории, именно низкий уровень мобильности характерен для жестко стратифицированных обществ (сословных и кастовых). Третье суждение – определение социальной стратификации. В четвертом варианте перечисляются основные критерии социальной стратификации. И в пятом суждении критерии социальной стратификации традиционного общества переносятся на индустриальное и постиндустриальное. Таким образом, правильный ответ 3, 4.
Ответ: 34
Задача 2
Выберите верные суждения о положении человека в обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Социальный канал определяет место человека в системе общественных отношений, оценку его деятельности со стороны общества, а также личную самооценку.
- Для того чтобы определить социальное положение человека, необходимо знать его социальные статусы.
- Статус, который выделяет для себя человек в качестве основного, совпадает со статусом, который считается главным в обществе.
- Социальная позиция, закрепляемая за индивидом посредством его индивидуального выбора, называется достигаемым статусом.
- Членство в какой-либо организации не может быть основным статусом индивида.
Решение
Проанализируем каждый из предложенных в задании суждений. В первом путаются понятия социальный канал (связан с социальной мобильностью) и социальный статус (как раз определяет положение человека в обществе). Второй вариант правильно определяет зависимость социального положения человека от его социального статуса. В третьем утверждается, что основной статус человека совпадает с главным статусом в обществе. Это невозможно хотя бы в силу того, что существует социальная иерархия и неравенство. В четвертом суждении разъясняется, что такое достигаемый социальный статус. И в пятом суждении говорится, что членство в какой-либо организации не может быть основным статусом индивида. Приведем следующий пример: человек является руководителем крупной политической партии. Понятно, что его статус как руководителя партии будет являться основным. Таким образом, правильный ответ 2 и 4.
Ответ: 24
Задача 3
Выберите верные суждения о социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Социальная мобильность — это изменение индивидом, семьёй, социальной группой своего места в социальной структуре общества.
- В зависимости от числа субъектов выделяют вертикальную и горизонтальную мобильности.
- Межпоколенная мобильность представляет собой перемещение родителей на более высокую или более низкую ступеньки социальной лестницы по сравнению с детьми.
- Внутрипоколенная мобильность — это изменение социальной позиции конкретным человеком в течение его жизни.
- Разновидностью вертикальной мобильности является географическая мобильность.
Решение
Прочитаем условие задания. Сразу необходимо определить, что такое социальная мобильность. Это перемещение людей (или социальных групп) вверх или вниз по социальной лестнице. Социальная мобильность, как мы знаем, существует двух видов. Если человек не перемещается по социальной лестнице – это горизонтальная, если поднимается или опускается – вертикальная. Рассмотрим каждый из представленных в задании вариантов ответа. Первый вариант – это определение социальной мобильности. Во втором варианте путается групповая (как вариант – индивидуальная), вертикальная и горизонтальная социальная мобильность. В третьем варианте вместо слова родители необходимо поставить слово дети, тогда бы это было правильная характеристика межпоколенной социальной мобильности. В четвертом варианте дается верное определение внутрипоколенной социальной мобильности. В пятом варианте утверждается, что разновидность вертикальной мобильности – географическая. В этом случае человек должен переместиться вверх или вниз по социальной лестнице. Но он просто переехал с одного места жительства в другое, не изменив своего социального статуса. Таким образом, правильные варианты 1, 4.
Ответ: 14
Задача 4
Выберите верные суждения о социальном конфликте и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Социальный конфликт — это низшая стадия развития противоречий в отношениях между социальными группами.
- В протекании любого конфликта можно выделить три стадии: предконфликтную, непосредственно конфликт и его разрешение.
- Негативным проявлением конфликта является усиление групповой сплочённости.
- Особенностью межличностного конфликта является то, что люди, участвующие в противоборстве, непосредственно взаимодействуют друг с другом.
- Социально-психологические черты отдельного человека не могут стать причиной конфликта.
Решение
Рассмотрим каждый из представленных в задании вариантов ответа. Социальный конфликт, исходя из названия, есть высшая стадия развития противоречий, его кульминация. Во втором варианте ответа перечисляются основные стадии социального конфликта. Усиление групповой сплоченности делает социальную группу более устойчивой и организованной, что, конечно, нужно рассматривать как положительное явление. Само название – межличностный конфликт – предполагает прямой контакт лиц, в нем участвующих. Четвертое суждение верное. И, наконец, в пятом суждении утверждается, что социально-психологические черты отдельного человека не могут стать причиной конфликта. Мы знаем, что бывают межличностные конфликты. таким образом, правильный ответ 2, 4.
Ответ: 24
Задача 5
Выберите верные суждения о национальных отношениях и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Межнациональные отношения разделяют на отношения между национальными государствами и отношения между нациями в рамках одного многонационального государства.
- Межнациональные отношения внутри многонационального государства не могут сочетаться с религиозными, экономическими, социальными вопросами.
- Результатом взаимодействия народов между собой может стать аккультурация — усвоение элементов культуры другого народа при сохранении своего этнического своеобразия.
- Причиной конфликта на национальной почве может быть несправедливое отношение одной нации к другой.
- В постиндустриальном обществе проблемы дискриминации и геноцида национальных меньшинств не являются актуальными.
Решение
Рассмотрим каждое из представленных в задании суждений. Так как формой существования наций являются государства (национальные либо многонациональные), первое суждение абсолютно верное. Межнациональные отношения не могут существовать вне связи с другими общественными отношениями (религиозными, политическими и т.д.). Второе суждение неверное. В третьем варианте ответа дается определение понятия аккультурация. В четвертом суждении приводится одна из возможных причин национальных конфликтов. Национальные конфликты не утратили своей остроты до сих пор. Подтверждением этого служат вспыхивающие в разных местах земного шара столкновения на национальной почве. Исходя из всего вышеизложенного, правильный ответ 1, 3, 4.
Ответ: 134
Задача 6
Выберите верные суждения о социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.
- В результате вертикальной социальной мобильности индивид или социальная группа изменяют место в социальной структуре.
- Межпоколенная мобильность предполагает изменение индивидом своих социальных позиций на протяжении жизни.
- Социальная мобильность может осуществляться как стихийно, так и под контролем государства.
- В процессе горизонтальной мобильности появляются люмпены.
- Разновидностью вертикальной мобильности является географическая мобильность.
Решение
Прочитаем условие задания. Сразу необходимо определить, что такое социальная мобильность. Это перемещение людей (или социальных групп) вверх или вниз по социальной лестнице. Социальная мобильность, как мы знаем, существует двух видов. Если человек не перемещается по социальной лестнице – это горизонтальная, если поднимается или опускается – вертикальная. Рассмотрим каждый из представленных в задании вариантов ответа. Первый вариант – определение вертикальной мобильности, во втором суждении путается внутрипоколенная и межпоколенная социальная мобильность. Социальной мобильности присуща как стихийность, так и организованность (третье суждение). Горизонтальная мобильность не меняет социальное положение человека. Географическая социальная мобильность является разновидностью горизонтальной. Таким образом, правильный ответ 1, 3.
Ответ: 13
Задача 7
Выберите верные суждения о формах социального контроля и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Внешний социальный контроль осуществляется различными социальными институтами и обеспечивается общественным мнением и принудительной силой государства.
- Социальный контроль осуществляется посредством установления норм и определения санкций.
- Внутренний социальный контроль обеспечивается совестью человека.
- Внутренний социальный контроль осуществляется действием норм права и устанавливаемыми ими санкциями.
- Социальные санкции могут быть только негативными.
Решение
Рассмотрим каждый из предложенных вариантов. В первом и третьем суждениях дается характеристика таким формам социального контроля, как внешний и внутренний. Во втором перечисляются механизмы социального контроля: нормы и санкции. В четвертом суждении путается внешний и внутренний социальный контроль. И в пятом утверждается, что социальные санкции могут быть только негативные. Но в таком случае не было бы возможности поощрения человека за должное поведения (в рамках принятых социальных норм). Поэтому существуют и позитивные социальные санкции. Таким образом, правильный вариант 1, 2, 3.
Ответ: 123
Задача 8
Выберите верные суждения о семье и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Социально-статусная функция семьи в современном обществе заключается в наделении человека стартовым статусом, который может быть им изменён в процессе жизни.
- Особенностью семейных отношений является личностный характер, они основаны на родстве, браке, усыновлении.
- Семья является агентом первичной социализации и её социализирующее воздействие носит эпизодический характер.
- Одной из функций семьи является хозяйственно-бытовая.
- Семья существует относительно самостоятельно от общества и не испытывает на себе влияния происходящих в нём изменений.
Решение
Рассмотрим каждый из вариантов. В первом утверждается, что в семье человек получает первоначальный статус. Не подлежит сомнению, что это правильный вариант ответа (возьмем пример с рождением ребенка). Личностный характер отношений в семье связан, во-первых, с особенностью семьи как малой группы, и во-вторых, как объединения, основанного на родстве. Третий вариант в первой части суждения (социализирующее влияние), по сути, дополняет первый, но замечание, что это влияние носит эпизодический характер, конечно же неверно. В четвертом варианте ответа указывается на одну из функций семьи, хозяйственно-бытовую. Семья является элементом общества (как социальная группа) и не может существовать вне его рамок. Таким образом, правильный ответ 1, 2, 4.
Ответ: 124
Задача 9
Выберите верные суждения о социально-этнической общности и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Социально-этническая общность — это исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, связанная единством языка, культуры, самосознания и менталитета.
- Естественной предпосылкой формирования этноса служит общность территории.
- Устойчивыми признаками этнической общности являются общая духовная культура, общие нормы и образцы поведения.
- Представители одной этнической общности характеризуются одинаковым уровнем материального положения.
- Специфическим признаком этнической общности является уровень интеллектуального развития.
Решение
В условии задания идет речь о социально-этнической общности. Необходимо выяснить, что это такое. Слово этническая говорит о том, что речь идет об этносе, или таких его формах как народ и нация. Теперь выбираем правильные варианты ответа. Первое суждение – определение этноса, 2 и 3 по сути дополняют его. В варианте 4 утверждается, что материальное положение людей одинаково. Однако фактом социальной жизни является имущественное расслоение. Интеллектуальное развитие также не является признаком этноса.
Ответ: 123
Задача 10
Выберите верные суждения о молодёжи и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Молодёжь как социальная группа в первую очередь выделяется на основе возрастных характеристик.
- Молодёжь отличается внутренней противоречивостью, низким уровнем толерантности, стремлением выделиться.
- Молодёжь имеет меньше экономических проблем, чем любая другая социальная группа.
- Молодёжь склонна к конфликтам меньше, чем старшее поколение.
- В период молодости человек получает образование, вступает в трудовую деятельность.
Решение
Разберем каждый из представленных в задании вариантов ответа. Молодежь, как и, например, старшее поколение, выделяют на основании возраста. Первое суждение верное. В силу возраста и низкого уровня социализации молодые люди бывают несдержанные, не отличаются толерантностью, среди молодежи много представителей разных субкультурных и контркультурных течений. В третьем суждении утверждается, что молодежь имеет меньше экономических проблем. Но давайте вспомним лишь один пример: молодым людям гораздо труднее устроиться на работу, чем соискателям, имеющим опыт работы. Это суждение конечно же неверное. Четвертое суждение противоречит второму. Действительно в период молодости человек учиться и в определенный момент, как правило, начинает трудовую деятельность. Таким образом, правильный ответ 1, 2, 5.
Ответ: 125
Задача 11
Выберите верные суждения о социальной общности (социальной группе) и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Социальная общность характеризуется целостностью и может выступать самостоятельным субъектом исторического и социального действия.
- Социальная общность лишена внутренних конфликтов и противоречий.
- Социальная общность лишена внутренней дифференциации и иерархии.
- Признаком социальной общности является общность потребностей, видов деятельности и идентификации.
- Социальная общность может существовать как непродолжительное, так и очень долгое время.
Решение
Социальная общность, как элемент социальной системы общества, должна характеризоваться такими же признаками, как и само общество. Поэтому мы смело выбираем суждения 1, 4 и 5 как правильные. Варианты 2 и 3 противоречат по смыслу суждениям 1 и 4. Их отмечаем как неверные.
Ответ: 145
Задача 12
Выберите верные суждения о семье партнёрского типа и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Супруги живут со своими детьми и родителями мужа.
- Главой семьи является отец.
- В семье отсутствует чёткое разделение обязанностей по половому признаку.
- Все вопросы супруги решают сообща.
- Супруга не может самостоятельно потратить деньги из семейного бюджета без разрешения мужа.
Решение
Само название семьи – партнерского типа – говорит о том, что супруги выступают в роли равноправных партнеров. Соответственно, среди предложенных вариантов выбираем те, которые свидетельствует в пользу этой важнейшей характеристики. Это варианты 3 и 4.
Ответ: 34
Задача 13
Выберите верные суждения о социальных конфликтах в общественных отношениях и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Последствия социальных конфликтов имеют как конструктивный, так и деструктивный характер.
- Стороны в конфликте продвигают противоположные интересы.
- Любой конфликт можно разрешить путём компромисса.
- Продолжение конфронтации до окончательной победы над противником — единственный способ конструктивного разрешения конфликта.
- Социальный конфликт всегда порождён неразрешимыми противоречиями.
Решение
Рассмотрим каждое из представленных суждений. В первом утверждается, что последствия социальных конфликтов имеют как конструктивный, так и деструктивный характер. Приведем конкретные примеры. Такой социальный конфликт как борьба рабочих за свои права привела к созданию рабочего законодательства и улучшению условий труда. Это конструктивный характер. В результате социального конфликта может расколоться общество и начаться гражданская война. В этом проявляется деструктивный характер социального конфликта. Так как стороны дошли до состояния конфронтации, то они имеют противоположные интересы. В третьем суждении дается однозначный ответ, что не всегда верно, так как имеются исключения. Конструктивное разрешение конфликта не предполагает окончательную победу одной из сторон. Этого можно достигнуть с помощью диалога и переговоров. И, наконец, в пятом суждении встречаем слово «всегда». Как мы уже отметили, могут быть исключения и другие причины социальных конфликтов. Таким образом, правильный ответ 1, 2.
Ответ: 12
Задача 14
Выберите верные суждения о социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.
- В индустриальном обществе возможности восходящей социальной мобильности незначительны.
- Вертикальная социальная мобильность осуществляется при помощи социальных лифтов.
- В период экономического подъёма господствует восходящая социальная мобильность.
- В постиндустриальном обществе сложилась жёсткая непроходимая социальная структура.
- Социальные лифты обеспечивают горизонтальную мобильность.
Решение
Прочитаем условие задания. Сразу необходимо определить, что такое социальная мобильность. Это перемещение людей (или социальных групп) вверх или вниз по социальной лестнице. Рассмотрим каждое из представленных в задании вариантов ответа. В индустриальном обществе, как мы помним, господствует классовая социальная структура. Классы –подвижные социальные группы, в отличии от сословий. Первое суждение конечно неверное. Вертикальная социальная мобильность способствует продвижению по социальной иерархии. Лифт (по аналогии с обычным лифтом в многоэтажном доме) «поднимает» человека или социальную группу вверх. Это верное суждение. Далее. Экономический подъем способствует росту благосостояния общества, открывает дополнительные каналы социальной мобильности, у людей появляется больше перспектив для развития. Это безусловно верное суждение. Жёсткая непроходимая социальная структура характерна для традиционного общества, но не постиндустриального. И социальные лифты обеспечивают вертикальную социальную мобильность. Таким образом, правильный ответ 2, 3.
Ответ: 23
Задача 15
Какие примеры иллюстрируют хозяйственную функцию современной семьи? Запишите цифры, под которыми они указаны.
- В выходной день отец с сыном отправились на прогулку в городской парк.
- Взрослые дети помогают продуктами своим престарелым родителям.
- Бабушка помогает внуку делать домашние задания по математике и русскому языку.
- Отец объяснил маленькому сыну правила поведения в гостях.
- На семейном совете было принято решение приобрести новый автомобиль.
- Супруги решили открыть собственную парикмахерскую.
Решение
В условии задания говорится о хозяйственной функции семьи. Давайте разберемся, что это означает. Хозяйственная функция связана с экономическими отношениями и обеспечением семьи экономическими благами. Итак, находим среди представленных вариантов ответа те, в которых упоминаются экономические понятия и люди вступают в экономические отношения. Это варианты 2 (продукты), 5 (приобретение автомобиля) и 6 (открытие парикмахерской).
Ответ: 256
Задача 16
Выберите верные суждения о социальной роли и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Социальная роль — модель поведения, ориентированная на определённый статус.
- Все социальные роли обусловлены социальным неравенством.
- Социальная роль задана социальной позицией личности.
- Исполнение социальной роли имеет индивидуальную окраску.
- Все социальные роли строго формализованы.
Решение
Рассмотрим каждый из предложенных вариантов ответа. В первом суждении утверждается, что социальная роль тесно связана с социальным статусом. Вне контекста социального статуса социальная роль не существует и наоборот. Это верное суждение. Во втором суждении утверждается, что все социальные роли обусловлены социальным неравенством. Во-первых, обратим внимание на формулировку суждения. Если присутствует слово «все», то оно, как правило, неверное. Всегда найдутся исключения. Во-вторых, мы можем привести пример подобного исключения. Например, социальные роли могут быть обусловлены экономическим неравенством или даже не зависеть от фактора неравенства. В третьем варианте ответа говорится, что социальная роль объективно задана социальной позицией личности. Вспомним, что человек является носителем социально значимых качеств, которые формируют его личность и конечно влияют на его социальный статус. Это верное суждение. В четвертом варианте ответа утверждается, что исполнение социальной роли имеет индивидуальную окраску. Давайте порассуждаем. Носитель социальной роли – это всегда конкретный человек, т.е. индивид. Это верное суждение. И, наконец, в пятом суждении мы встречаем слово «все». Это логическая ловушка. Как правило есть исключения и другие варианты. Таким образом, правильный ответ 1, 3, 4.
Ответ: 134
Задача 17
Выберите верные суждения о социальных конфликтах в общественных отношениях и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Социальные конфликты имеют как конструктивный, так и деструктивный характер.
- Непонимание сущности причин, вызывающих конфликт, может привести к увеличению его масштабов.
- Стороны конфликта в ходе его развития могут консолидироваться, объединяться для достижения своих целей.
- Одним из конструктивных путей разрешения социального конфликта является продолжение конфронтации.
- Социальный конфликт всегда порождён экономическими причинами.
Решение
Рассмотрим каждое из представленных суждений. В первом утверждается, что социальные конфликты имеют как конструктивный, так и деструктивный характер. Приведем конкретные примеры. Такой социальный конфликт как борьба рабочих за свои права привела к созданию рабочего законодательства и улучшению условий труда. Это конструктивный характер. В результате социального конфликта может расколоться общество и начаться гражданская война. В этом проявляется деструктивный характер социального конфликта. Во втором суждении доказывается, что непонимание причин конфликта может привести к увеличению его масштабов. Как известно, для того, чтобы разрешить конфликт необходимо ликвидировать его причины. Это также верный вариант. В третьем суждении утверждается, что стороны конфликта могут объединяться для его разрешения. Возьмем уже упоминаемый пример с борьбой рабочих за свои права. При разрешении данного конфликта может происходить объединение рабочих и работодателей для его разрешения. Это правильно. В четвертом суждении утверждается, что для разрешения конфликта необходимо продолжение конфронтации. Но логичный вывод, следующий из этого, гласит, что социальный конфликт будет только затягиваться. И, наконец, в пятом суждении говорится, что социальный конфликт всегда порожден экономическими причинами. Однако существуют и социальные конфликты, и межнациональные и культурные и т.д. Таким образом, правильные варианты 1, 2, 3.
Ответ: 123