Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Социальная группа — это __________(А) людей, основанное на их общем участии в некоторой ______________(Б), связанное системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами. Члены группы обладают некоторыми общими ____________________(В) и отделены от других общностей на основе принципов обособления. Для возникновения группы необходима внутренняя организация, цель, конкретные формы социального __________(Г), образцы деятельности. При этом организация группы может быть формальной или неформальной в зависимости от её целей и задач. С этим, как правило, связаны и принципы обособления группы.
Группы различаются также по степени приближённости к человеку и влияния на него. ________________(Д) группа — это, как правило, небольшая группа, члены которой хорошо знают друг друга, или большинство из её представителей.
Такая группа оказывает весьма сильное влияние на человека, входящего в её состав, а отношения в группе являются тесными и зависимыми друг от друга. ___________(Е) группа более многочисленна и может иметь в своём составе одну или несколько групп. Степень влияния такой группы на индивидов может различаться в зависимости от того, насколько сильно усвоены групповые ценности представителями группы».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) вторичная | 2) понимание | 3) контроль |
4) средства | 5) объединение | 6) ценности |
7) программа | |
9) деятельность |
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д | Е |
Ответы и задания ЕГЭ по обществознанию на тему «Социальные группы»
Выберите верные суждения о социальных группах и их видах и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Демографические группы выделяют по этносоциальному составу.
- В формальной группе межличностные взаимодействия, как правило, основаны на взаимной симпатии, общем интересе или привычке.
- Принадлежность к различным социальным группам определяет положение человека в обществе.
- Социальные группы – устойчивые совокупности людей, которые имеют отличные, только им присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации).
- Группы и организации оказывают влияние на поведение человека.
Ответ
Верные варианты: 3, 4, 5.
Пояснение:
1 — неверно, демографические группы выделяются по таким признакам, как возраст и пол;
2 — неверно, в формальных группах отношения регламентированы.
Верны ли следующие суждения о социальных группах?
- Принадлежность к определённой социальной группе помогает человеку осознать своё положение в обществе.
- Принадлежность к различным социальным группам определяет статус человека в обществе.
Ответ
Оба суждения верны
По территориальному (поселенческому) признаку выделяют такую социальную общность, как
- предприниматели
- русские
- буддисты
- сельчане
Ответ
Верный вариант: 4.
Пояснение:
1 — по профессиональному либо экономическому критерию;
2 — по этническому критерию;
3 — по конфессиональному (религиозному) критерию.
Существование каких групп из перечисленных ниже определяется профессиональной дифференциацией в обществе?
- рабы и рабовладельцы
- богатые, бедные и средние слои
- учителя, врачи, инженеры
- управляющие и управляемые
Ответ
3
Социальная общность, выделяемая по демографическому признаку
- предприниматели
- спортсмены
- молодёжь
- офицеры
Ответ
Какой критерий может использоваться для выделения социальных групп?
- принадлежность к определённой профессии
- индивидуально-психологические особенности
- тип темперамента
- тип нервной системы
Ответ
1
Инфоурок
›
Обществознание
›Тесты›Тесты в формате ЕГЭ по теме «Социальные группы» 10 класс обществознание
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 1240 человек из 82 регионов
- Сейчас обучается 92 человека из 35 регионов
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 155 333 материала в базе
-
Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Материал подходит для УМК
-
«Обществознание (базовый уровень)», Соболева О.Б., Барабанов В.В., Кошкина С.Г., Малявин С.Н. / Под ред. Бордовского Г.А.
Тема
§ 8. Социальные группы
Больше материалов по этой теме
Другие материалы
Презентация «Семья и брак»
- Учебник: «Обществознание (базовый уровень)», Соболева О.Б., Барабанов В.В., Кошкина С.Г., Малявин С.Н. / Под ред. Бордовского Г.А.
- Тема: § 12. Семья и брак
- 03.12.2019
- 431
- 4
Понятие общественного прогресса 10 класс
- Учебник: «Обществознание (базовый уровень)», Соболева О.Б., Барабанов В.В., Кошкина С.Г., Малявин С.Н. / Под ред. Бордовского Г.А.
- Тема: § 35. Динамика развития общества
- 01.12.2019
- 646
- 3
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс профессиональной переподготовки «Право: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Методы изучения национально-психологических особенностей и межнациональных отношений в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты реализации элективного курса «Основы геополитики» профильного обучения в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Основы биоэтических знаний и их место в структуре компетенций ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания гражданского права с учетом реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Гендерные особенности воспитания мальчиков и девочек в рамках образовательных организаций и семейного воспитания»
-
Курс повышения квалификации «История и теория этики в условиях реализации ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Экономика и право: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов обществознания в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курса права в условиях реализации ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности в сфере национальных и религиозных отношений»
-
Курс профессиональной переподготовки «Политология: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация и проведение научно-исследовательской работы в области общественных и гуманитарных наук»
-
Скачать материал
-
20.01.2020
2675
-
DOCX
811.8 кбайт -
233
скачивания -
Оцените материал:
-
-
Настоящий материал опубликован пользователем Губанищева Татьяна Николаевна. Инфоурок является
информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайтЕсли Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.Удалить материал
-
- На сайте: 6 лет и 5 месяцев
- Подписчики: 1
- Всего просмотров: 220870
-
Всего материалов:
23
Задания по теме: « Социальная структура и социальные отношения».
Задание 1 Анализ схем и таблиц
№ 539. Запишите слово, пропущенное в таблице.
СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ
ВИДЫ МОБИЛЬНОСТИ |
ХАРАКТЕРИСТИКА |
… |
Переход из одной социальной группы в другую, расположенную на том же уровне |
Вертикальная |
Перемещение к позициям с более высоким или более низким престижем, доходом и властью |
№ 1242. Запишите слово, пропущенное в схеме:
Задание 2 Выбор обобщающего понятия
№ 4548. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
классовое неравенство |
статус социальной группы |
иерархия социальных групп |
социальная стратификация |
сословное преимущество |
№ 324. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
социальная группа |
первичная группа |
неформальная группа |
Задание 3 Соотнесение видовых понятий с родовыми
№ 4721. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, являются критериями социальной стратификации. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) доход |
2) социальная роль |
3) престиж |
4) власть |
5) авторитет |
6) образование |
№ 5046. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют социальную стратификацию. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) объём власти |
2) уровень образования |
3) этническая принадлежность |
4) престиж занимаемой позиции |
5) доход |
6) возраст |
Задание 5 Классификация путем установления соответствия
№ 60. Установите соответствие между событиями и связанными с ними видами социальной мобильности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ |
ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ |
|
А) учитель школы назначен ее директором. Б) доцент кафедры получил должность профессора. В) старший менеджер перешел работать на другое предприятие. Г) инженер переехал работать и жить в другой город. |
1) вертикальная 2) горизонтальная |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
№ 652. Установите соответствие между проявлениями социальной дифференциации и ее типами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЯВЛЕНИЯ |
ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ |
|
А) различие доходов Б) различие условий труда В) различие уровня жизни Г) различие рода деятельности Д) обладание собственностью |
1) экономическая 2) социально-профессиональная |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Задание 11 Выбор позиций из списка
№ 471. Студент работает над рефератом о вертикальной социальной мобильности. Какие примеры из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти примеры указаны.)
1) переход человека с должности рядового школьного учителя на должность директора школы
2) переход человека из квалифицированных рабочих («синих воротничков») в представители среднего класса («белые воротнички»)
3) смена профессии отца на другую профессию
4) отток рабочей силы из производства в сферу обслуживания
5) рост числа людей, работающих в нескольких местах
6) достижение человеком высокого положения в обществе благодаря службе в армии.
№ 508. Найдите в приведенном списке компоненты социальной структуры общества. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) фирмы |
2) сословия |
3) партии |
4) касты |
5) классы |
Задание 12 Выбор позиций из списка
№ 5517. Социологи опросили 23-летних работающих юношей и девушек страны Z. Им задавали вопрос: «Зачем Вы работаете, какова Ваша трудовая мотивация?». Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Половина юношей работает для того, чтобы обеспечить материальное благополучие.
2) Доли девушек, связывающих трудовую мотивацию с потребностью в самореализации и с возможностью путешествий, общения с разными людьми, равны.
3) Доля тех, кто работает, потому что им интересно то, чем они занимаются, больше среди девушек, чем среди юношей.
4) Равные доли опрошенных каждой группы прилагают усилия, чтобы подняться по карьерной лестнице.
5) Бóльшая доля юношей, по сравнению с девушками, работает потому, что их работа очень нужна обществу.
Задание 19 Дифференциация в социальной информации фактов и мнений
№ 1209. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А)Социологи выделяют несколько факторов социальной мобильности. (В)Часть из них являются объективными — государственный режим, социально-экономическая и политическая ситуация в обществе, процессы модернизации. (В)Некоторые факторы связаны с активностью самой личности — уровень образования, карьера и др. (Г)Но как бы ни складывались внешние обстоятельства, индивидуальная мобильность, очевидно, определяется уровнем притязаний и активностью деятельности человека.
Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
A |
Б |
В |
Г |
Задание 20 Определение терминов и понятий, соответствующих контексту
№ 174. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«В социологии известны четыре основных типа социальной ________(А)рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые ________(Б), а последний тип — открытые. Всякая социальная ________(В) представляет собой совокупность всех функционирующих социальных ________(Г). Человек, занимающий в этой структуре определенное ________(Д), имеет возможность переходить с одного ________(Е) на другой, повышая или понижая при этом свой социальный статус».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) общество |
2) структура |
3) уровень |
4) стратификация |
5) государство |
6) мобильность |
7) общность |
|
9) развитие |
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
A |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Задание 21 Задания на анализ источников
№ 2323. С1. Приведите названные авторами четыре причины недостижимости полного социального равенства.
Прочитайте текст и выполните задания C1—С4.
Социальное равенство – идеал, на протяжении веков отражавший извечную тягу людей к справедливости и вдохновлявший массовые общественные движения и гуманистические течения общественной мысли. Историческая практика подтверждает, что полное равенство недостижимо. И не только из-за различий способностей и задатков, заложенных в людях самой природой, но и вследствие неодинаковости социального статуса, качества и продуктивности их труда. В этом смысле неравенство между людьми неустранимо и лишь меняет свои формы и размеры.
Неоднозначно и влияние неравенства на общество. Стремление занять более высокое положение на лестнице имущественной иерархии побуждает людей к повышению эффективности их деятельности и социального статуса. Попытки ввести уравнительное распределение собственности и доходов лишь подрывают экономическое развитие. Но, превысив определенный уровень, имущественное неравенство утрачивает свою стимулирующую роль, превращается в негативный фактор общественной жизни. Чрезмерное богатство, особенно легко доставшееся, как и маргинальная бедность, гасят импульсы экономического развития, порождают социальную напряжённость, подрывают политическую стабильность общества. В той мере, в какой социальное неравенство благоприятствует экономическому и социокультурному развитию и стабильности общества, его можно считать нормальным. Оно становится избыточным, когда ослабляет стимулы экономической деятельности, создаёт очаги напряжения, чреватые социальными потрясениями.
Наибольшую остроту проблема избыточного социального неравенства приобретает в периоды общественных трансформаций, когда устоявшиеся структуры равенства-неравенства демонтируются, а новые механизмы распределения материальных благ, социальных услуг, ценностей жизни и культуры еще только формируются.
(В.А. Медведев, Ю.А. Красин)
Задание 25 Определение признаков, явлений и понятий по контексту
№ 1180. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная стратификация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях социальной стратификации, и одно предложение, раскрывающее сущность одного из этих критериев.
Задание 26 Раскрытие теоретических положений на примерах
№ 3775. Назовите любые три «лифта» вертикальной социальной мобильности и проиллюстрируйте примером каждый из них.
Задание 27 Задание-задача
№ 1922. В любом современном обществе существуют богатые и бедные, различающиеся уровнем дохода и властью в обществе. Какое социальное явление иллюстрируют указанные различия? На основе обществоведческих знаний укажите любые три социальных фактора, которые эти различия определяют.
Задания 28 (C8). Составление плана доклада по определенной теме
№ 1479. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социальная мобильность». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
За это задание ты можешь получить 2 балла. На решение дается около 5 минут. Уровень сложности: повышенный.
Средний процент выполнения: 70.5%
Ответом к заданию 8 по обществознанию может быть последовательность цифр, чисел или слов. Порядок записи имеет значение.
Разбор сложных заданий в тг-канале
Задачи для практики
Задача 1
Выберите верные суждения о социальной стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Социальная стратификация всегда предполагает мобильность отдельных индивидов и социальных групп.
- Чем выше уровень социальной мобильности в обществе, тем жёстче его стратификация.
- Социальная стратификация — это деление общества на социальные слои, отражающее социальное неравенство и выстроенное по вертикали.
- Стратификация современного общества осуществляется на основе таких критериев, как уровень дохода, уровень образования, престижность профессии, доступ к власти.
- В индустриальном и постиндустриальном обществах главными критериями стратификации являются социальное происхождение и принадлежность к определённой религии.
Решение
Рассмотрим каждый из представленных вариантов ответа. В первом путаются понятия социальная стратификация и социальная мобильность. Во втором суждении делается вывод, что чем выше уровень социальной мобильности, тем жестче социальная стратификация. Но как мы помним из истории, именно низкий уровень мобильности характерен для жестко стратифицированных обществ (сословных и кастовых). Третье суждение – определение социальной стратификации. В четвертом варианте перечисляются основные критерии социальной стратификации. И в пятом суждении критерии социальной стратификации традиционного общества переносятся на индустриальное и постиндустриальное. Таким образом, правильный ответ 3, 4.
Ответ: 34
Задача 2
Выберите верные суждения о положении человека в обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Социальный канал определяет место человека в системе общественных отношений, оценку его деятельности со стороны общества, а также личную самооценку.
- Для того чтобы определить социальное положение человека, необходимо знать его социальные статусы.
- Статус, который выделяет для себя человек в качестве основного, совпадает со статусом, который считается главным в обществе.
- Социальная позиция, закрепляемая за индивидом посредством его индивидуального выбора, называется достигаемым статусом.
- Членство в какой-либо организации не может быть основным статусом индивида.
Решение
Проанализируем каждый из предложенных в задании суждений. В первом путаются понятия социальный канал (связан с социальной мобильностью) и социальный статус (как раз определяет положение человека в обществе). Второй вариант правильно определяет зависимость социального положения человека от его социального статуса. В третьем утверждается, что основной статус человека совпадает с главным статусом в обществе. Это невозможно хотя бы в силу того, что существует социальная иерархия и неравенство. В четвертом суждении разъясняется, что такое достигаемый социальный статус. И в пятом суждении говорится, что членство в какой-либо организации не может быть основным статусом индивида. Приведем следующий пример: человек является руководителем крупной политической партии. Понятно, что его статус как руководителя партии будет являться основным. Таким образом, правильный ответ 2 и 4.
Ответ: 24
Задача 3
Выберите верные суждения о социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Социальная мобильность — это изменение индивидом, семьёй, социальной группой своего места в социальной структуре общества.
- В зависимости от числа субъектов выделяют вертикальную и горизонтальную мобильности.
- Межпоколенная мобильность представляет собой перемещение родителей на более высокую или более низкую ступеньки социальной лестницы по сравнению с детьми.
- Внутрипоколенная мобильность — это изменение социальной позиции конкретным человеком в течение его жизни.
- Разновидностью вертикальной мобильности является географическая мобильность.
Решение
Прочитаем условие задания. Сразу необходимо определить, что такое социальная мобильность. Это перемещение людей (или социальных групп) вверх или вниз по социальной лестнице. Социальная мобильность, как мы знаем, существует двух видов. Если человек не перемещается по социальной лестнице – это горизонтальная, если поднимается или опускается – вертикальная. Рассмотрим каждый из представленных в задании вариантов ответа. Первый вариант – это определение социальной мобильности. Во втором варианте путается групповая (как вариант – индивидуальная), вертикальная и горизонтальная социальная мобильность. В третьем варианте вместо слова родители необходимо поставить слово дети, тогда бы это было правильная характеристика межпоколенной социальной мобильности. В четвертом варианте дается верное определение внутрипоколенной социальной мобильности. В пятом варианте утверждается, что разновидность вертикальной мобильности – географическая. В этом случае человек должен переместиться вверх или вниз по социальной лестнице. Но он просто переехал с одного места жительства в другое, не изменив своего социального статуса. Таким образом, правильные варианты 1, 4.
Ответ: 14
Задача 4
Выберите верные суждения о социальном конфликте и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Социальный конфликт — это низшая стадия развития противоречий в отношениях между социальными группами.
- В протекании любого конфликта можно выделить три стадии: предконфликтную, непосредственно конфликт и его разрешение.
- Негативным проявлением конфликта является усиление групповой сплочённости.
- Особенностью межличностного конфликта является то, что люди, участвующие в противоборстве, непосредственно взаимодействуют друг с другом.
- Социально-психологические черты отдельного человека не могут стать причиной конфликта.
Решение
Рассмотрим каждый из представленных в задании вариантов ответа. Социальный конфликт, исходя из названия, есть высшая стадия развития противоречий, его кульминация. Во втором варианте ответа перечисляются основные стадии социального конфликта. Усиление групповой сплоченности делает социальную группу более устойчивой и организованной, что, конечно, нужно рассматривать как положительное явление. Само название – межличностный конфликт – предполагает прямой контакт лиц, в нем участвующих. Четвертое суждение верное. И, наконец, в пятом суждении утверждается, что социально-психологические черты отдельного человека не могут стать причиной конфликта. Мы знаем, что бывают межличностные конфликты. таким образом, правильный ответ 2, 4.
Ответ: 24
Задача 5
Выберите верные суждения о национальных отношениях и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Межнациональные отношения разделяют на отношения между национальными государствами и отношения между нациями в рамках одного многонационального государства.
- Межнациональные отношения внутри многонационального государства не могут сочетаться с религиозными, экономическими, социальными вопросами.
- Результатом взаимодействия народов между собой может стать аккультурация — усвоение элементов культуры другого народа при сохранении своего этнического своеобразия.
- Причиной конфликта на национальной почве может быть несправедливое отношение одной нации к другой.
- В постиндустриальном обществе проблемы дискриминации и геноцида национальных меньшинств не являются актуальными.
Решение
Рассмотрим каждое из представленных в задании суждений. Так как формой существования наций являются государства (национальные либо многонациональные), первое суждение абсолютно верное. Межнациональные отношения не могут существовать вне связи с другими общественными отношениями (религиозными, политическими и т.д.). Второе суждение неверное. В третьем варианте ответа дается определение понятия аккультурация. В четвертом суждении приводится одна из возможных причин национальных конфликтов. Национальные конфликты не утратили своей остроты до сих пор. Подтверждением этого служат вспыхивающие в разных местах земного шара столкновения на национальной почве. Исходя из всего вышеизложенного, правильный ответ 1, 3, 4.
Ответ: 134
Задача 6
Выберите верные суждения о социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.
- В результате вертикальной социальной мобильности индивид или социальная группа изменяют место в социальной структуре.
- Межпоколенная мобильность предполагает изменение индивидом своих социальных позиций на протяжении жизни.
- Социальная мобильность может осуществляться как стихийно, так и под контролем государства.
- В процессе горизонтальной мобильности появляются люмпены.
- Разновидностью вертикальной мобильности является географическая мобильность.
Решение
Прочитаем условие задания. Сразу необходимо определить, что такое социальная мобильность. Это перемещение людей (или социальных групп) вверх или вниз по социальной лестнице. Социальная мобильность, как мы знаем, существует двух видов. Если человек не перемещается по социальной лестнице – это горизонтальная, если поднимается или опускается – вертикальная. Рассмотрим каждый из представленных в задании вариантов ответа. Первый вариант – определение вертикальной мобильности, во втором суждении путается внутрипоколенная и межпоколенная социальная мобильность. Социальной мобильности присуща как стихийность, так и организованность (третье суждение). Горизонтальная мобильность не меняет социальное положение человека. Географическая социальная мобильность является разновидностью горизонтальной. Таким образом, правильный ответ 1, 3.
Ответ: 13
Задача 7
Выберите верные суждения о формах социального контроля и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Внешний социальный контроль осуществляется различными социальными институтами и обеспечивается общественным мнением и принудительной силой государства.
- Социальный контроль осуществляется посредством установления норм и определения санкций.
- Внутренний социальный контроль обеспечивается совестью человека.
- Внутренний социальный контроль осуществляется действием норм права и устанавливаемыми ими санкциями.
- Социальные санкции могут быть только негативными.
Решение
Рассмотрим каждый из предложенных вариантов. В первом и третьем суждениях дается характеристика таким формам социального контроля, как внешний и внутренний. Во втором перечисляются механизмы социального контроля: нормы и санкции. В четвертом суждении путается внешний и внутренний социальный контроль. И в пятом утверждается, что социальные санкции могут быть только негативные. Но в таком случае не было бы возможности поощрения человека за должное поведения (в рамках принятых социальных норм). Поэтому существуют и позитивные социальные санкции. Таким образом, правильный вариант 1, 2, 3.
Ответ: 123
Задача 8
Выберите верные суждения о семье и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Социально-статусная функция семьи в современном обществе заключается в наделении человека стартовым статусом, который может быть им изменён в процессе жизни.
- Особенностью семейных отношений является личностный характер, они основаны на родстве, браке, усыновлении.
- Семья является агентом первичной социализации и её социализирующее воздействие носит эпизодический характер.
- Одной из функций семьи является хозяйственно-бытовая.
- Семья существует относительно самостоятельно от общества и не испытывает на себе влияния происходящих в нём изменений.
Решение
Рассмотрим каждый из вариантов. В первом утверждается, что в семье человек получает первоначальный статус. Не подлежит сомнению, что это правильный вариант ответа (возьмем пример с рождением ребенка). Личностный характер отношений в семье связан, во-первых, с особенностью семьи как малой группы, и во-вторых, как объединения, основанного на родстве. Третий вариант в первой части суждения (социализирующее влияние), по сути, дополняет первый, но замечание, что это влияние носит эпизодический характер, конечно же неверно. В четвертом варианте ответа указывается на одну из функций семьи, хозяйственно-бытовую. Семья является элементом общества (как социальная группа) и не может существовать вне его рамок. Таким образом, правильный ответ 1, 2, 4.
Ответ: 124
Задача 9
Выберите верные суждения о социально-этнической общности и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Социально-этническая общность — это исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, связанная единством языка, культуры, самосознания и менталитета.
- Естественной предпосылкой формирования этноса служит общность территории.
- Устойчивыми признаками этнической общности являются общая духовная культура, общие нормы и образцы поведения.
- Представители одной этнической общности характеризуются одинаковым уровнем материального положения.
- Специфическим признаком этнической общности является уровень интеллектуального развития.
Решение
В условии задания идет речь о социально-этнической общности. Необходимо выяснить, что это такое. Слово этническая говорит о том, что речь идет об этносе, или таких его формах как народ и нация. Теперь выбираем правильные варианты ответа. Первое суждение – определение этноса, 2 и 3 по сути дополняют его. В варианте 4 утверждается, что материальное положение людей одинаково. Однако фактом социальной жизни является имущественное расслоение. Интеллектуальное развитие также не является признаком этноса.
Ответ: 123
Задача 10
Выберите верные суждения о молодёжи и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Молодёжь как социальная группа в первую очередь выделяется на основе возрастных характеристик.
- Молодёжь отличается внутренней противоречивостью, низким уровнем толерантности, стремлением выделиться.
- Молодёжь имеет меньше экономических проблем, чем любая другая социальная группа.
- Молодёжь склонна к конфликтам меньше, чем старшее поколение.
- В период молодости человек получает образование, вступает в трудовую деятельность.
Решение
Разберем каждый из представленных в задании вариантов ответа. Молодежь, как и, например, старшее поколение, выделяют на основании возраста. Первое суждение верное. В силу возраста и низкого уровня социализации молодые люди бывают несдержанные, не отличаются толерантностью, среди молодежи много представителей разных субкультурных и контркультурных течений. В третьем суждении утверждается, что молодежь имеет меньше экономических проблем. Но давайте вспомним лишь один пример: молодым людям гораздо труднее устроиться на работу, чем соискателям, имеющим опыт работы. Это суждение конечно же неверное. Четвертое суждение противоречит второму. Действительно в период молодости человек учиться и в определенный момент, как правило, начинает трудовую деятельность. Таким образом, правильный ответ 1, 2, 5.
Ответ: 125
Задача 11
Выберите верные суждения о социальной общности (социальной группе) и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Социальная общность характеризуется целостностью и может выступать самостоятельным субъектом исторического и социального действия.
- Социальная общность лишена внутренних конфликтов и противоречий.
- Социальная общность лишена внутренней дифференциации и иерархии.
- Признаком социальной общности является общность потребностей, видов деятельности и идентификации.
- Социальная общность может существовать как непродолжительное, так и очень долгое время.
Решение
Социальная общность, как элемент социальной системы общества, должна характеризоваться такими же признаками, как и само общество. Поэтому мы смело выбираем суждения 1, 4 и 5 как правильные. Варианты 2 и 3 противоречат по смыслу суждениям 1 и 4. Их отмечаем как неверные.
Ответ: 145
Задача 12
Выберите верные суждения о семье партнёрского типа и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Супруги живут со своими детьми и родителями мужа.
- Главой семьи является отец.
- В семье отсутствует чёткое разделение обязанностей по половому признаку.
- Все вопросы супруги решают сообща.
- Супруга не может самостоятельно потратить деньги из семейного бюджета без разрешения мужа.
Решение
Само название семьи – партнерского типа – говорит о том, что супруги выступают в роли равноправных партнеров. Соответственно, среди предложенных вариантов выбираем те, которые свидетельствует в пользу этой важнейшей характеристики. Это варианты 3 и 4.
Ответ: 34
Задача 13
Выберите верные суждения о социальных конфликтах в общественных отношениях и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Последствия социальных конфликтов имеют как конструктивный, так и деструктивный характер.
- Стороны в конфликте продвигают противоположные интересы.
- Любой конфликт можно разрешить путём компромисса.
- Продолжение конфронтации до окончательной победы над противником — единственный способ конструктивного разрешения конфликта.
- Социальный конфликт всегда порождён неразрешимыми противоречиями.
Решение
Рассмотрим каждое из представленных суждений. В первом утверждается, что последствия социальных конфликтов имеют как конструктивный, так и деструктивный характер. Приведем конкретные примеры. Такой социальный конфликт как борьба рабочих за свои права привела к созданию рабочего законодательства и улучшению условий труда. Это конструктивный характер. В результате социального конфликта может расколоться общество и начаться гражданская война. В этом проявляется деструктивный характер социального конфликта. Так как стороны дошли до состояния конфронтации, то они имеют противоположные интересы. В третьем суждении дается однозначный ответ, что не всегда верно, так как имеются исключения. Конструктивное разрешение конфликта не предполагает окончательную победу одной из сторон. Этого можно достигнуть с помощью диалога и переговоров. И, наконец, в пятом суждении встречаем слово «всегда». Как мы уже отметили, могут быть исключения и другие причины социальных конфликтов. Таким образом, правильный ответ 1, 2.
Ответ: 12
Задача 14
Выберите верные суждения о социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.
- В индустриальном обществе возможности восходящей социальной мобильности незначительны.
- Вертикальная социальная мобильность осуществляется при помощи социальных лифтов.
- В период экономического подъёма господствует восходящая социальная мобильность.
- В постиндустриальном обществе сложилась жёсткая непроходимая социальная структура.
- Социальные лифты обеспечивают горизонтальную мобильность.
Решение
Прочитаем условие задания. Сразу необходимо определить, что такое социальная мобильность. Это перемещение людей (или социальных групп) вверх или вниз по социальной лестнице. Рассмотрим каждое из представленных в задании вариантов ответа. В индустриальном обществе, как мы помним, господствует классовая социальная структура. Классы –подвижные социальные группы, в отличии от сословий. Первое суждение конечно неверное. Вертикальная социальная мобильность способствует продвижению по социальной иерархии. Лифт (по аналогии с обычным лифтом в многоэтажном доме) «поднимает» человека или социальную группу вверх. Это верное суждение. Далее. Экономический подъем способствует росту благосостояния общества, открывает дополнительные каналы социальной мобильности, у людей появляется больше перспектив для развития. Это безусловно верное суждение. Жёсткая непроходимая социальная структура характерна для традиционного общества, но не постиндустриального. И социальные лифты обеспечивают вертикальную социальную мобильность. Таким образом, правильный ответ 2, 3.
Ответ: 23
Задача 15
Какие примеры иллюстрируют хозяйственную функцию современной семьи? Запишите цифры, под которыми они указаны.
- В выходной день отец с сыном отправились на прогулку в городской парк.
- Взрослые дети помогают продуктами своим престарелым родителям.
- Бабушка помогает внуку делать домашние задания по математике и русскому языку.
- Отец объяснил маленькому сыну правила поведения в гостях.
- На семейном совете было принято решение приобрести новый автомобиль.
- Супруги решили открыть собственную парикмахерскую.
Решение
В условии задания говорится о хозяйственной функции семьи. Давайте разберемся, что это означает. Хозяйственная функция связана с экономическими отношениями и обеспечением семьи экономическими благами. Итак, находим среди представленных вариантов ответа те, в которых упоминаются экономические понятия и люди вступают в экономические отношения. Это варианты 2 (продукты), 5 (приобретение автомобиля) и 6 (открытие парикмахерской).
Ответ: 256
Задача 16
Выберите верные суждения о социальной роли и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Социальная роль — модель поведения, ориентированная на определённый статус.
- Все социальные роли обусловлены социальным неравенством.
- Социальная роль задана социальной позицией личности.
- Исполнение социальной роли имеет индивидуальную окраску.
- Все социальные роли строго формализованы.
Решение
Рассмотрим каждый из предложенных вариантов ответа. В первом суждении утверждается, что социальная роль тесно связана с социальным статусом. Вне контекста социального статуса социальная роль не существует и наоборот. Это верное суждение. Во втором суждении утверждается, что все социальные роли обусловлены социальным неравенством. Во-первых, обратим внимание на формулировку суждения. Если присутствует слово «все», то оно, как правило, неверное. Всегда найдутся исключения. Во-вторых, мы можем привести пример подобного исключения. Например, социальные роли могут быть обусловлены экономическим неравенством или даже не зависеть от фактора неравенства. В третьем варианте ответа говорится, что социальная роль объективно задана социальной позицией личности. Вспомним, что человек является носителем социально значимых качеств, которые формируют его личность и конечно влияют на его социальный статус. Это верное суждение. В четвертом варианте ответа утверждается, что исполнение социальной роли имеет индивидуальную окраску. Давайте порассуждаем. Носитель социальной роли – это всегда конкретный человек, т.е. индивид. Это верное суждение. И, наконец, в пятом суждении мы встречаем слово «все». Это логическая ловушка. Как правило есть исключения и другие варианты. Таким образом, правильный ответ 1, 3, 4.
Ответ: 134
Задача 17
Выберите верные суждения о социальных конфликтах в общественных отношениях и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Социальные конфликты имеют как конструктивный, так и деструктивный характер.
- Непонимание сущности причин, вызывающих конфликт, может привести к увеличению его масштабов.
- Стороны конфликта в ходе его развития могут консолидироваться, объединяться для достижения своих целей.
- Одним из конструктивных путей разрешения социального конфликта является продолжение конфронтации.
- Социальный конфликт всегда порождён экономическими причинами.
Решение
Рассмотрим каждое из представленных суждений. В первом утверждается, что социальные конфликты имеют как конструктивный, так и деструктивный характер. Приведем конкретные примеры. Такой социальный конфликт как борьба рабочих за свои права привела к созданию рабочего законодательства и улучшению условий труда. Это конструктивный характер. В результате социального конфликта может расколоться общество и начаться гражданская война. В этом проявляется деструктивный характер социального конфликта. Во втором суждении доказывается, что непонимание причин конфликта может привести к увеличению его масштабов. Как известно, для того, чтобы разрешить конфликт необходимо ликвидировать его причины. Это также верный вариант. В третьем суждении утверждается, что стороны конфликта могут объединяться для его разрешения. Возьмем уже упоминаемый пример с борьбой рабочих за свои права. При разрешении данного конфликта может происходить объединение рабочих и работодателей для его разрешения. Это правильно. В четвертом суждении утверждается, что для разрешения конфликта необходимо продолжение конфронтации. Но логичный вывод, следующий из этого, гласит, что социальный конфликт будет только затягиваться. И, наконец, в пятом суждении говорится, что социальный конфликт всегда порожден экономическими причинами. Однако существуют и социальные конфликты, и межнациональные и культурные и т.д. Таким образом, правильные варианты 1, 2, 3.
Ответ: 123
Рекомендуемые курсы подготовки
11. Выбор верных суждений (Социальные отношения)
1. Вспоминай формулы по каждой теме
2. Решай новые задачи каждый день
3. Вдумчиво разбирай решения
Социальные группы
Выберите верные суждения о социальных группах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социальной группой называется совокупность людей, объединяемая устойчивыми социальными связями и отношениями и обладающая рядом признаков, придающих ей неповторимое своеобразие.
2) Принадлежность к социальной группе помогает человеку осознать своё положение в обществе.
3) Русские, белорусы, немцы — социальные группы, выделенные по социально-демографическому признаку.
4) Принадлежность к различным социальным группам определяет профессию человека.
5) В формальной группе статус членов и цель деятельности не всегда чётко определены, взаимодействия в ней основаны на взаимной симпатии, общем интересе или привычке.
Для выполнения этого задания повторите тему “Социальные группы».
1) верное определение социальной группы
2) верно
3)нет, русские, белорусы, немцы — социальные группы, выделенные по этническому признаку
4) нет, наоборот
5) нет,это характерно для неформальной группы
Ответ: 12
Выберите верные суждения о социальной группе и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Формальная группа возникает стихийно, на основе общих взглядов, интересов и межличностных взаимодействий, она лишена официальной регламентации и юридического статуса.
2) Социальная группа — это объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.
3) Общество в социологии рассматривается как совокупность множества социальных групп, взаимодействующих и находящихся в определенной зависимости друг от друга.
4) Первичной является группа, в которой взаимодействие между членами группы носит непосредственный, межличностный характер и отличается высоким уровнем эмоциональности.
5) Реальные группы — это группы, выделяемые с целью проведения социологического исследования или статистического учета населения по социально значимым критериям.
Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Социальные группы”.
1) неверно, это неформальная группа.
2) верно.
3) верно.
4) верно.
5) неверно, тут речь идет о номинальной группе.
Социальная группа — устойчивая совокупность людей, выделенная по социально значимым признакам (пол, возраст, национальность, профессия, место жительства, интересы, доход, власть, образование и др.)
Виды социальный групп по характеру взаимодействия: первичная (взаимодействие носит непосредственный характер и предполагает взаимную поддержку) и вторичная группа (взаимодействие носит формальноделовой характер и обусловлено достижением конкретной цели).
Виды социальный групп по факту существования: реальная (критерием выделения группы служат осознаваемые людьми реальные признаки (пол, возраст, национальность, доход, профессия, место жительства) и номинальная группа (искусственно сконструированная группа, которая выделяется для статистического учета населения).
Виды социальный групп по способу организации: формальная группа (создана и существует в рамках официальных организаций) и неформальная группа (обычно возникает и существует на базе личных интересов ее участников).
Ответ: 234
Выберите верные суждения об этнической общности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социально — этническая общность — это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, которая связана общностью языка, культуры, психологического склада и самосознания.
2) Естественной предпосылкой формирования того или иного этноса служит общность языка, поскольку он создает необходимые условия для совместной жизнедеятельности людей.
3) Племя — тип этнической общности, присущий феодальному обществу и основанный на территориальном единстве.
4) Нация — исторически сложившийся тип этнической общности, который сформировался в период феодальной раздробленности с целью сплочения этноса для отпора врагу.
5) Интегративным показателем сформировавшейся социальноэтнической общности выступает этническое самосознание, чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп.
Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Социальные группы”.
1) верно.
2) верно.
3) неверно, племя как тип этнической общности присуще первобытному обществу.
4) неверно, понятие “нация” появилось значительно позже периода феодальной раздробленности.
5) верно.
Этнос — это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей (племя, народность, нация), обладающая общностью культуры, языка, психологическим складом, самосознанием и исторической памятью, сознанием своего единства.
Виды этнических общностей:
Род — группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской).
Племя — совокупность родов, связанных между собой осознанием общего происхождения, общими чертами культуры, общностью диалекта.
Народность — исторически сложившаяся общность людей, объединенных общей территорией, языком, психическим складом, культурой.
Нация — исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общей территорией, общностью языка и культуры, этнического самосознания. Представители нации говорят и пишут на одном языке, понятном (несмотря на диалекты) всем членам нации. У каждой нации свои фольклор, обычаи, традиции, менталитет (особые стереотипы установки мышления), национальный быт и т.д., т.е. своя культура. Сплочению нации способствует и общность исторического пути, пройденного каждым народом.
Под национальным самосознанием понимается отражение сознания нации в индивидуальном сознании ее членов, выражающее усвоение последними представлений о месте и роли своего народа в мире, о его историческом опыте.
Ответ: 125
Курс Глицин. Любовь, друзья, спорт и подготовка к ЕГЭ
Курс Глицин. Любовь, друзья, спорт и подготовка к ЕГЭ
30.01.2022.
Тест. Обществознание, 10 класс
Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.
Проверить усвоение учащимися материала по теме «Социальные группы».
Список вопросов теста
Вопрос 1
Выберите верные суждения о социальных группах.
Варианты ответов
- Социальная группа – это любая совокупность людей, связанная каким либо признаком.
- Равенство социальных групп отражает социальная стратификация.
- Молодежь – это социальная группа, выделенная по гендерному признаку.
- Неформальные социальные группы формируются стихийно на основе единства интересов и стремления к межличностному взаимодействию.
- Взаимодействие участников вторичной социальной группы обусловлено достижением конкретной цели.
Вопрос 2
Выберите верные суждения о социальных группах.
Варианты ответов
- Социальная группа представляет собой объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак.
- Созданию групп способствует осознание того факта, что при объединении можно достичь большего результата, чем при индивидуальном действии.
- Социальные группы основаны на специфике врожденных свойств людей.
- В деятельности социальных групп люди удовлетворяют свои потребности.
- Созданию групп способствуют сходные интересы и цели людей.
Вопрос 3
Выберите верные суждения о социальной группе.
Варианты ответов
- Социальные группы позволяют удовлетворить важные психологические или социальные проблемы людей.
- Социальные группы помогают в достижении целей, которые человек не смог бы осуществить в одиночку.
- Любое сообщество людей социологи рассматривают в качестве социальной группы.
- Группа является второстепенным элементом социальной структуры общества.
- Одним из признаков первичной социальной группы является высокий уровень ее эмоциональности.
Вопрос 4
Выберите верные суждения о социальных группах.
Варианты ответов
- Возникновение в обществе социальных групп связано с переходом в индустриальную фазу развития.
- Деятельность любой социальной группы официально регламентирована.
- Основанием для объединения людей в социальную группу является социально значимый признак.
- Отношения в социальных группах обязательно регулируются нормативными документами.
- В социальной группе некоторые её члены могут иметь большее влияние, чем другие.
Вопрос 5
Запишите определение.
Группа, нормы и ценности которой значимы для человека, он готов брать их за образец для подражания.
Ответ запишите в именительном падеже единственного числа.
Вопрос 6
К какаим видам социальных групп можно отнести пассажиров междугороднего поезда.
Вопрос 7
Выберите верные суждения о молодежи как социальной группе.
Варианты ответов
- Для молодежи характерна собственная субкультура.
- Молодежь как социальная группа выделяется на основе возрастного критерия.
- Большинству молодых присущ более высокий социальный статус, чем людям зрелого возраста.
- В отличие от подростков ведущей деятельностью молодых является познание.
- Молодежи свойственно стремление к социальному самоопределению.
Вопрос 8
Выберите верные суждения об отличиях молодежи от других социальных групп.
Варианты ответов
- Молодежь отличается от других групп социальной активностью.
- Перед молодежью стоит задача профессионального самоопределения.
- В отличие от других социальных групп, жизнедеятельность молодежи целенаправленна.
- К особенностям социального положения молодежи относится высокий уровень мобильности.
- Молодежь как социальная группа отличается активным поиском своего места в жизни.
Вопрос 9
Выберите верные суждения о молодёжи.
Варианты ответов
- Молодёжь – это группа, выделенная на основе возрастных критериев.
- Возрастные границы социальной группы «молодёжь» определяются культурно-исторической ситуацией и социально-экономическими условиями.
- Общим социально значимым признаком молодёжи является завершение первичной социализации.
- Для молодёжи характерно стремление к самоутверждению и самореализации.
- Молодёжь – это группа риска, характеризующаяся девиантным поведением.
Вопрос 10
Выберите верные суждения о молодежной субкультуре.
Варианты ответов
- Отличается сложностью и разнообразием форм художественного освоения мира.
- Обладает своим языком, особой модой, искусством и стилем поведения.
- Отличается приоритетом потребительских ориентаций.
- Характеризуется обусловленностью содержания ежедневными событиями, стремлениями и потребностями.
- Характеризуется преобладанием отдыха и досуга, вокруг которых формируются все отношения.
Вопрос 11
22-летний выпускник вуза К. ищет впервые работу. Он разослал по Интернету в несколько фирм своё резюме. Но везде получил отказ. В ряде случаев работодатели ссылались на то, что им нужны люди более старшего возраста. Какие факторы, вызванные особенностями социального статуса молодых, затрудняют трудоустройство гражданина М.?
Варианты ответов
- Приверженность стандартным схемам и подходам в работе.
- Отсутствие деловой и профессиональной репутации.
- Недостаточное владение современными информационными технологиями.
- Определенный нигилизм к окружающей действительности.
- Недостаточное развитие способности усваивать и перерабатывать большое количество информации.
- Отсутствие практического опыта работы по избранной специальности.