Всего: 189 1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–80 …
Добавить в вариант
Задания Д26 C4 № 1070
Назовите любые три функции государства и раскройте каждую из них на примере. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
Задания Д26 C4 № 4182
Назовите любые три социальные функции государства и проиллюстрируйте примером каждую из них.(Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 2.
Какое определение монархии даёт автор? Какой тип монархии соответствует определению, данному автором?
Показать
1
Какие три признака республики указаны в тексте? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите пример того, как каждый из этих признаков воплощается в конституционном строе Российской Федерации.
2
Используя текст и обществоведческие знания, укажите три способа изменения формы правления различных государств в процессе исторического развития.
3
Назовите три фактора, обуславливающие специфику конкретной формы государства, указанные автором. Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё один фактор, не указанный в тексте.
Выберите верные суждения о государстве и его функциях и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Принцип разделения властей является обязательным для любого государства.
2) Стабилизационная функция государства обеспечивает организацию и регулирование хозяйственной деятельности субъектов экономики.
3) Функции государства — главные направления и виды деятельности государства, обусловленные его задачами и целями и характеризующие его сущность.
4) Основные правовые формы осуществления функций государства — это правотворческая, правоприменительная, правоохранительная, учредительная, контрольно-надзорная.
5) Государственный суверенитет выражает верховную власть над всеми проживающими на определённой территории гражданами, их институтами и организациями.
Задания Д2 № 398
Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Форма государства, методы государственного властвования, форма правления, тип политического режима, форма государственного устройства.
Предметная область: Политика. Государство и его функции
Запишите слово, пропущенное в схеме.
Предметная область: Политика. Государство и его функции
Назовите три признака государства, указанные в тексте. Привлекая обществоведческие знания, назовите ещё один основной признак государства, не указанный в тексте.
Показать
1
Укажите, какое определение государства дано автором? Как в тексте объясняется публичный характер государственной власти?
2
Какие три формы участия граждан в политическом управлении названы в тексте? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите примеры того, каким образом граждане могут использовать каждую из указанных в тексте форм участия в политическом управлении.
3
Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения высказанной в тексте мысли о том, что государство не совпадает с обществом.
4
Назовите три признака государства, указанные в тексте. Привлекая обществоведческие знания, назовите ещё один основной признак государства, не указанный в тексте.
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения высказанной в тексте мысли о том, что государство не совпадает с обществом.
Показать
1
Укажите, какое определение государства дано автором? Как в тексте объясняется публичный характер государственной власти?
2
Какие три формы участия граждан в политическом управлении названы в тексте? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите примеры того, каким образом граждане могут использовать каждую из указанных в тексте форм участия в политическом управлении.
3
Назовите три признака государства, указанные в тексте. Привлекая обществоведческие знания, назовите ещё один основной признак государства, не указанный в тексте.
Какие три отличительные черты государства называет автор? Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё одну отличительную черту государства, не указанную в тексте.
Показать
1
Какие два значения понятия «государство» даны автором? Укажите их.
2
Какие три ветви власти называет автор? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите пример того, какие функции выполняет каждая из ветвей власти в управлении государством.
3
Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения высказанной в тексте мысли о том, что государства представляют собой сообщества, структура которых является наиболее сложной, совершенной и законченной.
4
Какие три отличительные черты государства называет автор? Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё одну отличительную черту государства, не указанную в тексте.
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения высказанной в тексте мысли о том, что закон есть выражение суверенитета.
Показать
1
Какие две стороны суверенитета называет автор? Укажите их и приведите каждой характеристику по тексту.
2
Какие три принципа суверенитета называет автор? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите пример того, как каждый из названных принципов реализуется в деятельности государства.
3
Какие три цели государственного суверенитета указаны автором? Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё одну цель государственного суверенитета, не указанную в тексте.
Автор пишет об отношениях между правом и государством. Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «государство».
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Показать
1
Как в тексте охарактеризовано положение государства как субъекта общественной жизни? (Выпишите соответствующее предложение из текста.) Какая ситуация, по мнению автора, может стать причиной произвола по отношению к гражданам со стороны государства? Что позволяет автору рассматривать право как продукт государственной деятельности?
Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2022 по обществознанию, Демонстрационная версия ЕГЭ—2023 по обществознанию
2
Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примерами действия, регулируемые тремя различными отраслями российского права.
(В каждом случае сначала приведите пример, затем укажите отрасль. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2022 по обществознанию
3
Используя обществоведческие знания, сформулируйте три суждения о роли права в жизни государства.
(Каждое суждение должно быть сформулировано как распространённое предложение.)
Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2022 по обществознанию, Демонстрационная версия ЕГЭ—2023 по обществознанию
4
В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания,
— укажите не менее трёх основных признаков понятия «правовая норма»;
— объясните связь названных автором элементов системы права. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2023 по обществознанию
Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2022 по обществознанию
С опорой на текст и обществоведческие знания назовите три функции государственной власти, направленные на обеспечение безопасности. Проиллюстрируйте конкретными примерами каждую из них. (Каждый пример должен быть развернутым).
Показать
1
Укажите, как автор определяет, что собой представляет государство. Что, по мнению автора, представляет собой главную цель государства?
Предметная область: Политика. Государство и его функции
2
В каких формах правления, по мнению автора, может существовать единая власть государства (аргументируйте свой ответ с опорой на текст)? О каком источнике государственной власти идёт речь в тексте? С опорой на обществоведческие знания назовите дополнительно ещё один источник государственной власти.
Предметная область: Политика. Государство и его функции
3
Задания Д22 C3 № 4729
Приведите авторскую характеристику состояния общества «без общей власти» государства? Используя обществоведческие знания, назовите одно любое негативное последствие безвластия.
Предметная область: Политика. Государство и его функции, Политика. Понятие власти
Предметная область: Политика. Государство и его функции
Выберите верные суждения о государстве и его функциях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) К внешним функциям государства относится определение общего направления экономического развития страны.
2) Государство обладает монопольным правом законно применять принуждение силами армии, органов охраны порядка и безопасности.
3) Требования, устанавливаемые государством по вопросам экологической политики, составляют основу экологической безопасности страны.
4) Государство создаёт нормативную и организационную основу деятельности государственных органов.
5) Основополагающим признаком государства любого типа является реализация принципа разделения властей.
Назовите три фактора, обуславливающие специфику конкретной формы государства, указанные автором. Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё один фактор, не указанный в тексте.
Показать
1
Какое определение монархии даёт автор? Какой тип монархии соответствует определению, данному автором?
2
Какие три признака республики указаны в тексте? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите пример того, как каждый из этих признаков воплощается в конституционном строе Российской Федерации.
3
Используя текст и обществоведческие знания, укажите три способа изменения формы правления различных государств в процессе исторического развития.
4
Назовите три фактора, обуславливающие специфику конкретной формы государства, указанные автором. Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё один фактор, не указанный в тексте.
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Используя текст и обществоведческие знания, укажите три способа изменения формы правления различных государств в процессе исторического развития.
Показать
1
Какое определение монархии даёт автор? Какой тип монархии соответствует определению, данному автором?
2
Какие три признака республики указаны в тексте? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите пример того, как каждый из этих признаков воплощается в конституционном строе Российской Федерации.
3
Назовите три фактора, обуславливающие специфику конкретной формы государства, указанные автором. Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё один фактор, не указанный в тексте.
Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три внутриполитические функции современного государства. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое обобщает / включает в себя все остальные представленные понятия. Запишите это слово или словосочетание.
Органы власти, государство, суверенитет, налогообложение, правотворчество.
Автор пишет о государственном устройстве. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «государство». (В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Показать
1
Приведите положение текста, в котором отражена сущность территориального или территориально-административного разделения. Укажите, в каких трёх формах (типах) это разделение проявляется.
Предметная область: Политика. Государство и его функции
2
Россия является федеративным государством. Опираясь на текст и обществоведческие знания, покажите проявление любых трёх признаков федерации в государственно-территориальном устройстве нашей страны. Конкретизируйте примером один из них.
Предметная область: Политика. Государство и его функции
3
Автор относит конфедеративное государство к одной из самых нежизнеспособных форм государственного устройства. Согласны ли вы с этой оценкой? Приведите два аргумента для обоснования своей позиции: один теоретического характера, другой – с опорой на факты прошлого и современности.
Предметная область: Политика. Государство и его функции
4
Задания Д22 C3 № 2213
Какие черты, присущие унитарному государству, выделяются в тексте? Назовите любые три черты. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «государство».
Предметная область: Политика. Государство и его функции
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Демократия, тоталитарное общество, политический режим, авторитарное государство, диктатура.
Предметная область: Политика. Типология политических режимов
Запишите словосочетание, пропущенное в таблице.
ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА
ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА | ХАРАКТЕРИСТИКА |
---|---|
Форма правления | Отображает порядок организации и деятельности высших органов государственной власти |
… | Включает в себя средства и методы реализации государственной властью своих полномочий |
Государственное устройство | Определяет характер и способы взаимодействия центральной власти и региональной |
Предметная область: Политика. Государство и его функции
Всего: 189 1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–80 …
Двадцать шестое задание ЕГЭ по обществознанию предполагает раскрытие теоретических положений на примерах. Например, нужно назвать три органа государственной власти нашей страны и привести по одному примеру их полномочий, или же указать три функции государства и проиллюстрировать их примерами.
Максимально возможный первичный балл за это задание – 3. Его присуждают, если верно указаны, допустим, три органа власти и приведены три полномочия. 2 балла дают, если названы 3 органа и указаны 2 полномочия, или же если названы 2 органа, но 3 и более полномочий.
Один балл можно получить, если названы 1-3 органа и указано только одно полномочие, или если назван один орган, но указано 2-3 и более полномочий, или же названы только 2 органа.
Если же не назван ни один орган, но полномочия написаны, не поставят ни одного первичного балла. В общем-то задание не сложное, и получить если не 3, то уж 1-2 первичных балла на нем точно можно. Давайте рассмотрим некоторые возможные варианты 26 задания.
Задание EO2603s
Назовите любые три социальные функции государства и проиллюстрируйте примером каждую из них.
Социальная функция государства направлена на обеспечение социальной защищенности граждан, создание нормальных условий для их жизни. К социальным функциям относится обеспечение занятости населения, установление прожиточного минимума и МРОТ, поддержка тех, кто по объективным причинам не может трудиться, пенсионное обеспечение, здравоохранение, страхование. Придумать примеры здесь не так сложно. Один из вариантов ответов выглядит так:
- Обеспечение занятости населения
В каждом районе есть центр занятости населения и биржа труда, куда могут обратиться люди, ищущие работу
- Поддержка тех, кто по объективным причинам не может трудиться
Государство выплачивает пенсии и стипендии
- Обеспечение здравоохранения
В каждом районе есть государственные поликлиники и больницы, бесплатно проводится вакцинация
- Установление прожиточного минимума
Государство каждый год устанавливает размер прожиточного минимума, с которым совпадает минимальный размер оплаты труда.
Ответ: смотрите решение
pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить
Задание EO2602s
Назовите любые три основания социальной стратификации и проиллюстрируйте примером каждое из них.
Как мы помним, социальной стратификацией называется дифференциация членов общества (деление их на различные группы – например, сословия, касты, классы) в зависимости от различных признаков. Вот эти признаки нам и нужно назвать в задании. Чаще всего выделяют три вида социальной стратификации – политическая, экономическая и профессиональная. Следовательно, основаниями для дифференциации служат: доступ к власти, размер получаемого дохода и выполняемые профессиональные функции. Однако основанием может служить также богатство и образование. Придумываем примеры.
- Доступ к власти
Человек, у которого есть доступ к власти, может влиять на жизнь общества и изменять проводимую государством политику
- Размер получаемого дохода
Уровень жизни основной массы населения ниже, чем уровень жизни богатых людей
- Богатство
У богатых людей больше возможностей для получения образования за границей
- Профессия
Если у человека престижная профессия, он получает больший доход
- Образование
Чем выше уровень и качество образования, тем больше шансов для получения хорошей работы
Ответ: смотрите решение
pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить
Задание EO2601s
Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основные обязанности работника, закреплённые Трудовым кодексом РФ.
Здесь важно не перепутать права работника с его обязанностями. Например, он имеет право на вступление в профсоюзы, но не обязан этого делать – может вступать, а может и не вступать. Давайте рассмотрим ряд обязанностей работника по Трудовому кодексу РФ:
- добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;
- соблюдать трудовую дисциплину;
- выполнять установленные нормы труда;
- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;
- соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;
- бережно относиться к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников;
- незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества).
Проиллюстрируем их примерами (мы иллюстрируем 5, на экзамене достаточно трех)
Основные обязанности работника, закрепленные Трудовым кодексом РФ:
- Добросовестное исполнение трудовых обязанностей, указанных в трудовом договоре. Экскурсовод обязан проводить экскурсии по тем местам, которые определены их маршрутом.
- Соблюдение правил внутреннего трудового распорядка. При начале рабочего дня в офисе в 9 утра менеджер должен приходить на работу к этому времени.
- Соблюдение требований по охране труда и обеспечению безопасности труда. Строитель не должен производить какие-либо работы без строительной каски.
- Соблюдение трудовой дисциплины. Охранник явился на работу в нетрезвом виде и был уволен.
- Выполнение установленных норм труда. Работник цеха должен выполнять 7 деталей в день.
Ответ: смотрите решение
pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить
Задание № 7253
Назовите любые три социальные функции государства и проиллюстрируйте примером каждую из них.
Показать ответ
Комментарий:
В ответе могут быть названы и проиллюстрированы, например, следующие социальные функции:
1) установление и обеспечение минимальных социальных стандартов жизни: заработной платы, пенсии, прожиточного минимума и проч. (принятие в государстве Z закона о пенсиях, принятие в государстве Z закона о минимальной заработной плате);
2) поддержка тех, кто в силу объективных причин не может полноценно трудиться: больных, инвалидов, детей, пожилых людей, студентов и др. (Закон «Об основах охраны здоровьях граждан в РФ»; Приказ Министерства Здравоохранения РФ «Об утверждении порядка выдачи листков нетрудоспособности»);
3) выделение необходимых средств на социальные нужды всего населения страны (принятие программ, направленных на развитие образования, здравоохранения, транспорта);
4) развитие пенсионного обеспечения, страхования, здравоохранения и т.д. (закон об индексации пенсий).
Могут быть названы другие функции и приведены другие примеры.
Ответ:
Нашли ошибку в задании? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Государство формируется как институт, призванный поддерживать целостность и упорядоченность социально разделенного общества. Функции государства традиционно разделяются на внутренние и внешние. К внутренним функциям государства относят правовую, экономическую (хозяйственную), финансовую, социальную, культурную (культурно-идеологическую), экологическую. Внешние функции включают дипломатическую, внешнеэкономическую и военную. Функции отражают главные направления в деятельности государства по выполнению им своего предназначения.
Внутренние функции – главные направления деятельности государства. Характеризуют внутреннюю политику.
К внутренним функциям современного государства относятся:
Государство регулирует экономические процессы, для чего создает финансово-кредитную систему, систему налогообложения (налоговая и кредитная политика), поддерживает определенные экономические пропорции (стимулирует экономический рост и осуществляет санкции), обеспечивает макроэкономическую стабильность, защищает интересы национальных производителей.
Государство осуществляет эмиссию (выпуск) денег и регулирует денежное обращение.
Государство призвано заботиться о человеке как о члене социума: удовлетворять потребности людей в жилье, работе, поддерживать здравоохранение, образование, пенсионное обеспечение.
Государство должно поддерживать развитие и реформирование всех жизненно важных сфер общества, обеспечивать правопорядок; устанавливать правовые нормы, которые будут регулировать общественные отношения и поведение граждан; охранять права и свободы человека и гражданина.
Государство должно создавать условия для удовлетворения культурных запросов людей, гарантировать доступ к значимой информации, а также сохранять национально-культурную идентичность населения.
Государство должно устанавливать режим природопользования, сохранять благоприятную для человека среду обитания.
Внешние функции государства включают:
Государство должно поддерживать достаточный уровень обороноспособности, защищать территориальную целостность, суверенитет.
Государство должно участвовать в развитии системы международных отношений, в деятельности по обеспечению международной безопасности (предотвращению войн, сокращению вооружений), участвовать в решении глобальных проблем человечества.
Международное сотрудничество достигается внешнеполитической и внешнеэкономической деятельностью.
Внешнеполитическая деятельность современных цивилизованных государств основана на признании и уважении суверенного равенства всех стран: невмешательства в их внутренние дела, уважения территориальной целостности и нерушимости установленных границ, отказа от применения силы, уважения прав и свобод человека и т.д.
В рамках внешнеэкономической деятельности государство обеспечивает взаимовыгодное партнерство с другими странами, проводит политику протекционизма для своей экономики, а также участвует в международных органах финансово-экономической интеграции, защищает экономические интересы своей страны на международной арене.
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 30 человек из 22 регионов
- Сейчас обучается 224 человека из 65 регионов
- Сейчас обучается 20 человек из 16 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
ЕГЭ обществознание
Задание 26 -
2 слайд
Задание 26 – задание высокого уровня сложности. Оно проверяет умение иллюстрировать примерами изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук.
Максимально возможный первичный балл за это задание – 3. При неполном правильном ответе – 2 или 1 балл.
На решение отводится примерно 8 минут. -
3 слайд
Данный тип заданий имеет несколько моделей условия и вытекающих из него требований:
«Назовите … и проиллюстрируйте примерами…»
«Приведите три примера, иллюстрирующие …»
«Проиллюстрируйте примером …
В каждом случае запишите сначала положение, а затем – соответствующий пример. -
4 слайд
Алгоритм работы с заданием 26
1.Внимательно прочитайте вопрос, уточните исходное теоретическое положение (понятие, тезис), которое требуется конкретизировать.
2. Определите, к какой сфере общественной жизни относиться данный вопрос.
3. Определите, что от вас требуется.
4. Выделите особенности объекта, которые от вас требует вопрос, и приведите примеры.
5. Каждый пример должен сформулирован развернуто.Отдельные слова или словосочетания не засчитываются в качестве примеров.
6. Помните, что если вы только выделили особенности предложенного социального объекта или только привели три примера, то ваш ответ может быть не защитан. -
5 слайд
Назовите любые три социальные функции государства и проиллюстрируйте примером каждую из них.
Вспоминаем социальные функции государства
— обеспечение занятости населения
— установление прожиточного минимума и МРОТ
— поддержка тех, кто по объективным причинам не может трудиться
— пенсионное обеспечение
-здравоохранениеДалее подбираем к трем функциям конкретные примеры.
Примерами могут выступать:
факты общественной жизни прошлого и современности, соотносимые с ситуацией;
события, известные вам из собственного или чужого жизненного опыта;
смоделированные конкретные ситуации, адекватно отражающие реальность;
статистические данные. -
6 слайд
СОВЕТ!
Обязательно расставлять номера элементов ответов: 1, 2, 3. Нас просят указать три социальные функции государства
Ни в коем случае не надейтесь, что эксперт найдет три ответа сам в сплошном тексте!
Вам засчитают всего 1 ответ, если все будет в одном абзаце! -
7 слайд
Совет!
Всегда делайте некую «шапку» выполняемому заданию. Укажите, о чем именно вы собираетесь писать.
Социальные функции государства (это «шапка»)
2. По сложившейся практике в ЕГЭ примеры лучше записывать в скобках. Сначала пишем основание, тезис, который надо проиллюстрировать. Затем в скобках приводим конкретный пример. -
8 слайд
3. Лучше использовать именно цифры, а не буквы или точки. Так, эксперт сразу увидит, сколько аспектов вы раскрыли в своём ответе и достаточно ли этого.
-
9 слайд
Один из вариантов ответов выглядит так:
26. Социальные функции государства: ( не забудь про «шапку»)
1. Обеспечение занятости населения
( например, в каждом районе есть центр занятости населения и биржа труда, куда могут обратиться люди, ищущие работу2.Поддержка тех, кто по объективным причинам не может трудиться
( например, государство выплачивает пенсии и стипендии3.Обеспечение здравоохранения
( например, в каждом районе есть государственные поликлиники и больницы, бесплатно проводится вакцинация. -
10 слайд
Критерии оценивания
26 задание
3 балла Правильно названы и проиллюстрированы примерами три функции
2 балла Правильно названы две-три функции, две из них проиллюстрированы примерами
1 балл Правильно названы одна–три функции, одна из них проиллюстрирована примером(-ами)
0 баллов Правильно названы только одна–три функции. ИЛИ Приведено любое количество примеров без указания функций. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный -
11 слайд
26.1 Назовите и проиллюстрируйте примерами три функции политической партии в современном обществе. (Сначала назовите функцию, затем приведите соответствующий пример.) (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
-
12 слайд
26.Функции политической партии: ( не забудь про «шапку»)
1. участие в выборах –
( например, политическая партия Х выдвинула своего кандидата на участие в президентских выборах.
2. политическая социализация и мобилизация граждан
( например, политическая партия А провела встречу с избирателями, на которой рассказали про важность участия в выборах и функциях, необходимости активного участия в политической жизни
3. выдвижение и пропаганда политических идей, программ, теорий
( например, партия Х в своей программе прописала основные направления политики. -
13 слайд
26.2 Назовите три функции средств массовой информации (СМИ) в политической сфере общества и проиллюстрируйте каждую из них примером. (Сначала назовите функцию СМИ, затем приведите соответствующий пример.)
-
14 слайд
26.Функции СМИ в политической системе: ( не забудь про «шапку»)
1.информирование и формирование общественного мнения
( например, в вечерних новостях вышел сюжет о принятии парламентом нового закона
2.политическая социализация граждан
( например, на телеканале вышла телепередача «О политике», в которой рассказывают основы политической теории.
3. выражение различных политических интересов
( например, представитель политической партии П выступил в программе «Вечернее время» и рассказал о том, что партия ставит своей целью защиту прав трудящегося населения. -
15 слайд
Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три обязанности налогоплательщика, закреплённые законодательством РФ
26. Обязанности налогоплательщика, закреплённые законодательством РФ ( не забудь про «шапку»)
1.своевременно и в полном размере уплачивать налоги
( например, гражданин Р платит 13% подоходного налога из своей заработной платы).
2.встать на учет в налоговых органах
( например, гражданка Р стала индивидуальным предпринимателем, открыла счет в банке и встала на учёт в налоговой, предоставив необходимые документы.
3. вести бухгалтерский учёт, составлять отчёты о финансово- хозяйственной деятельности
( например, индивидуальный предприниматель Сергей исправно и в срок подает декларацию о доходах в налоговую. -
16 слайд
Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три функции общего образования
Функции общего образования (не забудь про «шапку»)
1) обучение основам наук (например, на уроках астрономии Иван изучил строение Солнечной системы)
2) освоение социальных норм (например, Анна научилась не опаздывать, соблюдать дисциплину во время урока, вежливо общаться с учителями и одноклассниками)
3) развитие способности общаться и взаимодействовать с другими людьми (например, работая в группах, ученики научились сотрудничеству в учебных целях -
17 слайд
Формула успеха на экзамене
Высокие баллы на ЕГЭ = теория + практика + систематическое повторение + чётко спланированное время для занятий + желание / воля / трудолюбие.
Готовься. Старайся. Стремитесь к успеху!
И тогда у тебя всё получится.
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 155 333 материала в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 08.06.2020
- 458
- 17
- 08.06.2020
- 1087
- 18
- 08.06.2020
- 215
- 1
- 08.06.2020
- 593
- 8
Рейтинг:
1 из 5
- 08.06.2020
- 624
- 9
- 08.06.2020
- 875
- 20
- 08.06.2020
- 203
- 0
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Экономика и право: налоги и налогообложение»
-
Курс повышения квалификации «Финансы предприятия: актуальные аспекты в оценке стоимости бизнеса»
-
Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление ресурсами информационных технологий»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности секретаря руководителя со знанием английского языка»
-
Курс повышения квалификации «Актуальные вопросы банковской деятельности»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»
-
Курс профессиональной переподготовки «Методика организации, руководства и координации музейной деятельности»
-
Курс профессиональной переподготовки «Эксплуатация и обслуживание общего имущества многоквартирного дома»
-
Курс повышения квалификации «Международные валютно-кредитные отношения»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление качеством»
Видеоурок: Государство, его функции
Лекция: Государство, его функции
Понятие и признаки государства
Самым главным институтом политической сферы жизнедеятельности общества является государство.
Государство – это политическая организация, обеспечивающая внутреннюю целостность и внешнюю безопасность своей территории.
Чем государство отличается от других политических институтов? Рассмотрим признаки:
Суверенитет – независимость государственной власти в решении внутренних и внешних вопросов. Историческим примером нарушения суверенитета было военное вторжение Германии на территорию СССР без объявления войны.
Территория – та часть земли, ограниченная государственной границей. Пример: территория России составляет более 17 млн. кв.км. и граничит с 18 государствами, среди которых, Белоруссия, Украина, Грузия, Азербайджан, Казахстан и др.
Публичная власть – этим термином характеризуется власть, адресованная народу и служащая её интересам. Защита публичных интересов обеспечивается Конституцией – основным законом РФ, принятым 12 декабря 1993 г. и обладающим высшей юридической силой.
Аппарат управления и аппарат принуждения – включает все органы государственной власти, каждый из которых решает конкретные задачи и осуществляет конкретные функции государства. Пример: Госдума РФ помимо того, что обсуждает и принимает законопроекты, назначает на должность и освобождает от неё Председателя Центробанка, Председателя Счетной палаты.
Наличие монопольных прав – издание законов, сбор налогов, эмиссия денег.
Функции государства
Узнаем основные направления деятельности (функции) государства. Функции делятся на внутренние и внешние.
Функции государства – это основные направления его деятельности, связанные с осуществлением политической власти.
К внутренним относятся:
Правовая – издание нормативно-правовых актов (законов, указов, постановлений и др.) и контроль за их соблюдением. Пример реализации: согласно ФЗ «О защите прав потребителей», потребитель имеет право на то, чтобы товар был безопасен для его жизни и здоровья. Для осуществления контроля над соблюдением данного закона создан специальный орган Роспотребнадзор.
Политическая – обеспечение общественного порядка и стабильности, консолидация общества. Пример реализации: путем предоставления гражданам и организациям гарантий безопасного участия в митингах, забастовках, а также в оппозиционных движениях.
Экономическая – государственное регулирование хозяйственной и производственной жизни страны, стимулирование предпринимательской активности граждан. Пример реализации: разработка и утверждение Государственного бюджета РФ, и контроль над его расходованием.
Социальная – обеспечение нормальных условий жизни населения, путем выработки и осуществления образовательных, здравоохранительных, культурных программ, мер социальной поддержки. Пример реализации: предоставление материнского капитала, является мерой государственной поддержки российских семей.
Правоохранительная – деятельность специальных органов государства, направленная на обеспечение соблюдения законных предписаний всеми членами общества. Пример реализации: сотрудники полиции задержали гражданина Г., подозреваемого в краже.
Экологическая – деятельность по охране окружающей среды и рациональному использованию природных богатств во благо общества. Пример реализации: согласно статье 250 УК РФ загрязнение источников питьевого водоснабжения, повлекшее причинение существенного вреда животному или растительному миру наказывается штрафом в размере до 80 т.р.
Культурно – воспитательная — деятельность по реализации культурных прав граждан (права на образование, свободы творчества, право доступа к культурным ценностям) а также воспитание духовно – нравственных законопослушных граждан. Пример реализации: празднование Дня Победы.
К внешним функциям относятся:
-
обеспечение национальной безопасности,
-
дипломатические отношения,
-
внешнеэкономическая деятельность.
Форма государства
Перейдем к изучению формы государства, состоящей из:
-
формы правления, характеризующей способ образования госорганов;
-
формы государственного устройства, определяющей внутреннее строение государства;
-
политического режима, характеризующего средства и методы государственного управления.
Форма правления
Существуют две формы правления: монархия (наследование власти) и республика (выборная власть).
Монархия имеет два вида:
-
абсолютная
-
конституционная
Абсолютная монархия – нет никаких ограничений власти монарха.
Он издает законы, руководит правительством, отправляет правосудие. Примеры: Россия до февраля 1997г., современная Саудовская Аравия.
Конституционная монархия – власть монарха ограничена парламентом.
Существуют два вида конституционной монархии: дуалистическая и парламентарная. В дуалистической имеются две властвующие силы: монарх и парламент. Законы издает парламент, монарх принимает важные решения: назначает Правительство, распускает Парламент, может наложить вето на принятый закон. Пример: Марокко. В парламентарной же монарх осуществляет представительные функции и властными полномочиями не обладает. Например, министр может не утвердить указ монарха и не исполнить его. Здесь сильна роль парламента, который формирует правительство. В данном процессе принимает участие и монарх, он назначает правительство. Пример: Великобритания.
Республика имеет три вида:
- парламентская
- президентская
- смешанная
Парламентская – сильна власть парламента: он формирует правительство из парламентского большинства (партий), выносит вотум недоверия Правительству.
Фактическим главой государства здесь является не президент, а премьер-министр. Президент в основном выполняет представительные функции. Примеры: Германия, Турция и др.
Президентская – сильна власть президента: он глава государства и глава исполнительной власти, перед парламентом ответственности не несёт.
Премьер-министр отсутствует. Пример: США.
Смешанная республика сочетает признаки парламентской и президентской.
Пример: РФ. В нашей стране Президент избирается всенародным голосование, становится главой государства и не входит ни в одну ветвь государственной власти. Парламент утверждает премьер – министра (главу Правительства) и может вынести вотум недоверия Правительству. Правительство ответственно как перед Парламентом, так и перед Президентом.
Форма государственного устройства
Существуют три формы государственного устройства: унитарное государство, федерация, конфедерация.
Унитарное – это единое государство с одноуровневой системой государственных органов и законодательства.
Это значит, что в государстве функционируют единые органы: один Парламент, одно Правительство, один глава государства. Действуют единые Конституция и законы. Из этого следует, что административно – территориальные единицы государства (округа, уезды) не обладают суверенитетом и всецело подчинены централизованным органам власти. Это обусловило однопалатность Парламента. Но имейте ввиду, что в рамках местного самоуправления автономия допускается. Примерами унитарных государств являются Франция, Греция, Украина, Япония.
Понятно, что унитарная форма устройства возможна лишь в малочисленных государствах. А в государствах с большой численностью населения формой государственного устройства является федерация.
Федерация – союзное государство.
Которое в отличии от унитарного имеет двухуровневую систему государственных органов (Федеральное Собрание РФ – Народное собрание РД, Правительство РФ – Правительство Калужской области) и двухуровневую систему законодательства (Конституция РФ – Конституция Республики Адыгея). Таким образом, получается, что административно – территориальные единицы (субъекты) федерации обладают суверенитетом, хотя и ограниченным. Парламент федерации состоит из двух палат, нижний из которых представляет интересы субъектов федерации. Примерами федерации являются Россия, США, Канада, Бразилия, Германия и др.
Конфедерация – добровольный союз независимых суверенных государств для осуществления каких-либо совместных целей и задач.
Члены конфедерации имеют свою государственную символику, столицы, конституции, гражданство.
Признаки конфедерации:
- отсутствие общей территории;
- отсутствие общих законодательных и управленческих органов;
- отсутствие общего законодательства и гражданства;
- наличие общего конфедеративного органа, состоящего из делегатов суверенных государств;
- наличие права выхода из конфедерации.
Примеры конфедерации: современные Босния и Герцеговина, бывший СССР, Сербия и Черногория 2003-2006 годов, Арабская Исламская Республика ( Ливия, Тунис 1974 года). Ошибочно мнение о том, что СНГ является конфедерацией. Содружество Независимых Государств (СНГ) является международной организацией.
Понятие и типы политического режима мы разберем на уроке «4.4.Типология политических режимов».
Автор: Абулова Б.Т.
Государство.
Государство – это основной институт политической системы общества, осуществляющий управление обществом, охрану и защиту национальных интересов; это организация публичной власти, распространяющейся на всё общество, имеющей монопольное право на принуждение людей к выполнению установленных норм поведения, право от имени народа осуществлять внешнюю и внутреннюю политику.
Признаки государства.
Признаки государства:
- территориальная организация;
- публичный характер власти (наличие систем органов и учреждений, составляющих государственный аппарат управления);
- суверенитет (независимость от других государств);
- наличие системы сбора налогов;
- существование системы права;
- наличие государственной символики (герб, флаг, гимн), (данный признак появился в течение развития государств).
Функции государства.
Функции государства – это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.
Внутренние функции государства.
Внутренние функции государства – основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью и социальным назначением, целями и задачами внутренней жизни страны.
Внутренние функции:
- экономическая;
- социальная;
- правоохранительная;
- правовая;
- фискальная;
- функция финансового контроля;
- политическая;
- культурно-воспитательная;
- экологическая или природоохранительная;
- идеологическая.
Экономическая функция государства – организация, координация, регулирование экономических процессов в стране.
Она включает в себя:
- производство общественных благ;
- регулирование денежной массы в обращении;
- защит рынка, поддержка конкуренции, борьба с монополиями;
- экономическая деятельность государственных предприятий и др.
Социальная функция – обеспечение социальной защищенности личности, создание условий для нормальной жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве благ; удовлетворение потребностей людей в работе, жилье, поддержание здоровья, предоставление социальных гарантий престарелым, инвалидам, безработным, молодежи; страхование жизни, собственности, здоровья.
Правоохранительная – деятельность государства по обеспечению правопорядка, защите прав и законных интересов человека путем точного и полного соблюдения законодательства всеми гражданами, организациями и государственными органами.
Правовая функция –установление правовых норм, которые регулируют общественные отношения и поведение граждан, охрана общественного строя.
Фискальная функция – формирование государственного бюджета путём сбора налогов;
Функция финансового контроля – проведение контроля за деятельностью финансовых организаций;
Культурно-воспитательная функция – создание условий для удовлетворения культурных потребностей населения, приобщение их к достижениям мировой художественной культуры, предоставление возможности самореализации в творчестве; создание условий для формирования высоких нравственных качеств личности.
Политическая функция государства – обеспечение политической стабильности, осуществление властных полномочий, выработка политического курса.
Экологическая функция – установление с помощью законодательства правового режима рационального природопользования, выполнение обязательств перед своими гражданами по обеспечению здоровой, нормальной среды обитания.
Идеологическая функция –формирование гражданских и патриотических ценностей через образование и СМИ.
Внешние функции.
Внешние функции – это основные направления деятельности государства на международной арене. К ним относятся: функция обороны страны, функция интеграции в мировую экономику и взаимовыгодного сотрудничества, функция обеспечения мира, функция сотрудничества с другими государствами по глобальным проблемам современности и поддержанию мирового правопорядка.
Внешние функции:
- защита интересов государства на международной арене;
- оборонная функция – оборона государства от внешних угроз: охрана границ (пограничные войска), работа таможенных служб;
- обеспечение мира, участие в поддержании мирового правопорядка; выстраивание отношений между государствами с различным общественным строем, который предполагает: отказ от войны как средства решения спорных вопросов между государствами, разрешение их путём переговоров.
- интеграции в мировую экономику и осуществление взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами;
- участие в решении глобальных проблем;
- проведение миротворческих акций;
- научно-техническое и культурное сотрудничество с другими странами: обмен между странами научным и культурным опытом, поощрение международного сотрудничества в научной и культурной сфере;
- взаимодействие с другими странами по защите окружающей среды (например, ЮНЕП – программа ООН по окружающей среде ,существует с 15 декабря 1972 г.; главной целью ЮНЕП является организация и проведения мер, направленных на защиту и улучшение окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений.