Литература
Предложений 7
В данном эпизоде показывается полное различие обоих героев во всём. Ленскому нравится проводить часы у Лариных, а Онегину напротив, ему скучно: » Да, скука, вот беда, мой друг». Даже в интересах к девушкам, можно увидеть совершенно разное предпочтения.
Литература
Предложений 10
Фонвизин вкладывает в понятие злонравие особый смысл. Простакова всегда слишком сильно любила своего сына и позволяла ему всё, что вздумается. Она не думала, что это обернется против неё, но когда ей нужна помощь и поддержка от сына, тот отворачивается от Простаковой.
Литература
Предложений 7
В произведении Лермонтова «Герой нашего времени» Печорину чужд мир, главный герой относится к жизни как к чему-то пресному, его совершенно ничего не радует. Даже такое чувство как любовь для него чуждо, он может только играть с чувствами девушек, а после терять к ним интерес.( Печорин перестал посещать Бэлу после того, как она ответила ему взаимностью, он потерял интерес).
Литература
Предложений 7
У Блока не самый традиционный для поэзии образ весны, для него она многогранна. Ее многогранность автор демонстрирует во второй строфе с помощью противопоставлений (» Принимаю тебя, неудача, и удача, тебе мой привет!»).
Литература
Предложений 73
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1—В7; C1, С2.
ЯВЛЕНИЕ 6
Чацкий, Наталья Дмитриевна, Платон Михайлович.
Наталья Дмитриевна
Вот мой Платон Михайлыч.
Литература
Предложений 14
В каком произведении русской или зарубежной литературы изображены герои-антиподы и в чём этих героев можно сопоставить с участниками данной сцены «Горя от ума»?
Во многих произведениях русской литературы изображались герои-антиподы, например в «Мцыри».
В «Горе от ума» героем-антиподом выступает Чацкий, которого мало понимает фамусовское общество.
Литература
Предложений 21
Владимир ВысоцкийВот она, вот она…Вот она, вот она —
Наших душ глубина,
В ней два сердца плывут, как одно, —
Пора занавесить окно.
Пусть в нашем прошлом будут рыться люди странные,
И пусть сочтут они, что стоит все его приданное, —
Давно назначена цена
И за обоих внесена —
Одна л
Литература
Предложений 11
В каких произведениях отечественной поэзии звучит тема любви и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением В. С. Высоцкого «Ноль семь»?
Во многих произведениях отечественной поэзии звучит тема любви, например, в стихотворении А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье».
Литература
Предложений 30
12.5. Какие эпизоды из поэмы М.Ю.
Литература
Предложений 96
ЯВЛЕНИЕ 6
Чацкий, Наталья Дмитриевна, Платон Михайлович.
Наталья Дмитриевна
Вот мой Платон Михайлыч.
Чацкий
Ба!
Ниже мы привели несколько сочинений по 12 заданию ЕГЭ, которые наверняка помогут вам при написании творческих работ. Здесь собраны сочинения, оценки которых не ниже 15 баллов (из 18 возможных), а синтаксические конструкции и использование теории на высоком уровне.
О том, как написать сочинение из 12 задания по литературе, написано в отдельной статье.
Можно ли считать Матрену Тимофеевну Корчагину счастливой? (по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»).
«Кому на Руси жить хорошо» — итоговое произведение Н.А. Некрасова, в котором поэт хотел изложить все, что он знал о народе. Вот почему так органично входит в это произведение одна из главных тем некрасовского творчества — судьба русской женщины. Ей посвящены многие произведения поэта: стихотворения «Тройка», «Орина, мать солдатская», поэма «Мороз, Красный нос». Но особенно обстоятельно она представлена в главе «Крестьянка» из поэмы «Кому на Руси жить хорошо», где нарисован образ замечательной русской женщины Матрены Тимофеевны Корчагиной. Именно к ней жители окрестных деревень отсылают мужиков-странников, задумавших найти того, «кому живется весело, вольготно на Руси». Почему же именно эту женщину считают счастливой и подтверждает ли сюжет данной главы такое мнение? Для ответа на поставленные вопросы необходимо определить авторскую позицию, поскольку именно в соответствии с ней выстраивается все повествование.
Русская женщина всегда была для Некрасова воплощением национального характера, главной носительницей самих основ жизни народа. Вот почему так важно было в поэме о народной судьбе показать, каково положение в современной поэту России русской женщины. Ведь счастье матери, жены, хранительницы домашнего очага и вечной труженицы — это и есть залог благополучия любого общества во все времена. Показательно, что в поэме мы слышим не авторский голос — это рассказ самой Матрены Тимофеевны о своей судьбе. Такая форма позволила добиться особой искренности и достоверности изображения. При этом возникает явный контраст в оценке своей жизни самой Корчагиной с мнением окружающих ее людей. Ведь она слывет «счастливой» только потому, что вышла замуж за любимого человека и по чистой случайности спасла мужа от рекрутчины. Но в рассказе этой простой русской женщины звучит горькое признание того, что такое «счастье» — поразительно для нее самой. Действительно, только удачное стечение обстоятельств привело к тому, что она и ее еще не рожденный ребенок не погибли, а жена губернатора удивительным образом становится для них покровительницей — крестной матерью маленького Лиодорушки. Но это счастье выстрадано всей предшествующей жизнью. В ней были тяжкие испытания: подневольная жизнь невестки в семье мужа, «обиды смертные», плетка, бесконечная работа, голод и самое страшное — смерть ребенка. И ужасно то, что это так типично для судьбы русской крестьянки! Недаром в этой главе очень много песен, фольклорных образов и мотивов, а в эпизоде, связанном со смертью Демушки, поэт использовал причитания (похоронные плачи) знаменитой сказительницы Ирины Федосовой.
Все это позволяет прийти к общему выводу, который особенно горько звучит в устах Матрены Тимофеевны: «Ключи от счастья женского, / От нашей вольной волюшки / Заброшены, потеряны / У Бога самого!» И все же вопрос о счастье русской женщины не столь однозначен. Ведь многочисленные горести и беды не сломили ее стойкий дух, не подорвали внутреннюю силу и волю к жизни. Она сумела сохранить душевное тепло и красоту, не утраченную даже под гнетом тяжкого труда и забот: «Красива; волос с проседью, / Глаза большие, строгие…». И как тут не вспомнить «тип величавой славянки» из поэмы «Мороз, Красный нос»! Да, жизнь этих героинь трудна, а судьба их оказалась несправедливо жестокой. Но в том, что такие прекрасные женщины остаются, несмотря ни на что, добрыми и вели кодушными, терпеливыми и милосердными, может быть, и есть счастье. Ведь человек, сохраняющий в душе «чувства добрые» и глубокую веру в Бога, не может быть несчастным. И даже если автор, так замечательно нарисовавший образ Матрены Тимофеевны, хотел подчеркнуть мысль о «страданиях народа», читатель вправе считать такую женщину счастливой.
Как соотносятся интересы личности и государства?» (по поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»)
Вопрос о соотношении интересов отдельного человека и государства остается актуальным на протяжении многовековой истории человечества. И сейчас нас волнует эта проблема, а в поисках подхода к ее решению нам может помочь великая русская литература. Особенно важной мне кажется позиция, художественными средствами выраженная Пушкиным в поэме «Медный всадник». Она стала итогом размышлений поэта о личности Петра I, о русской истории и государстве, о месте в нем человека. В этом произведении органично сочетается повествование о судьбе заурядного жителя Петербурга, пострадавшего во время наводнения — Евгения, и историко-философские размышления о государстве, становление которого связано с личностью и деятельностью Петра.
На первый взгляд, между этими двумя героями лежит непреодолимая пропасть, их разделяет не только время, но и место в истории и жизни государства. Один из них царь, великий преобразователь, а другой — «маленький человек», бедный чиновник, никому не известный. Но поэт удивительным образом скрещивает их линии жизни. Вступление — это гимн «строителю чудотворному», вождю нации, интересы которого неразрывно связаны с общегосударственными. Неслучайно здесь используется местоимение «мы» («отсель грозить мы будем шведу»). Замысел Петра поражает своей грандиозностью: вопреки всему, даже самой природе, создать прекрасный город «в топи блат» и тем самым «в Европу прорубить окно». Результат его деяний — построен город, которым восторгается Пушкин, стихия усмирилась, а сам Петр стал «державцем полумира». Но последствия преобразовательной деятельности Петра Пушкин видел не только в этом. Другая их сторона, как и другой лик Петра, представлены в основной части поэмы. «Петербургская повесть» резко контрастирует с вступлением даже стилистически: если начало поэмы выдержано в традициях оды, то здесь господствует прозаичность. Описание жизни бедного петербургского чиновника дается как антитеза рассказу о великом царе-реформаторе. Интересы Евгения связаны с мечтами самого обыкновенного человека о семье, доме, работе.-Но им не дано осуществиться из-за того, что во время страшного наводнения его невеста Параша погибла, а сам Евгений, не выдержав этого потрясения, сошел с ума. Кто виновен в этом? Вначале может показаться, что ответ очевиден: стихия, которая сметает все на своем пути. Но вдруг появляется иной мотив: во время наводнения народ «зрит божий гнев и казни ждет». Почему так произошло? Ответ возникает в кульминационной сцене, когда спустя год сумасшедший Евгений, бродя по городу, оказывается рядом с памятником Петру I. Это уже не столько «строитель чудотворный», сколько символ жестокой государственной власти, которая тоже является результатом деятельности Петра. На миг сознание несчастного Евгения проясняется, и он бросает обвинение медному истукану: «Ужо тебе!..». «Кумир на бронзовом коне» грозен и беспощаден, потому что он — символ той государственной системы, которая «уздой железной» вздернула на дыбы Россию.
Вот что, как следует из развития идеи произведения, противостоит интересам обычного человека, и финал поэмы — гибель Евгения, с этой точки зрения, вполне закономерен. Этот трагический конфликт интересов государства и отдельной личности кажется неразрешимым и вечным. «Куда ты скачешь, гордый конь, / И где опустишь ты копыта?» — обращается поэт не только к своим современникам, но и к нам — их потомкам. Загадка истории остается неразгаданной, но Пушкин показал нам, что надежды и чаяния каждого отдельного человека, пусть даже «маленького», не менее важны, чем интересы государства.
«Можно ли согласиться с утверждением А. Белого о том, что “Чичиков — подлинный черт”?» (по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»)
Когда-то философ Гегель справедливо заметил, что произведение искусства есть диалог с каждым, перед ним стоящим. Наверное, именно потому так часто возникают споры о смысле того или иного литературного произведения, о его героях. Поэт-символист Андрей Белый, написавший в свое время интересную работу о творчестве Гоголя, увидел в образе Чичикова страшный, мистический смысл. Мне кажется, что можно привести аргументы как за, так и против такой точки зрения, в зависимости от того, как трактовать этот неоднозначный литературный образ. С одной стороны, Чичиков — это особый тип русского человека, своеобразный «герой времени», душа которого «зачарована богатством». «Подлец-приобретатель», в погоне за капиталом он утрачивает понятия о чести, совести, порядочности.
Жажда наживы убила в нем лучшие человеческие чувства, не оставила места «живой» душе, омертвила ее. С другой стороны, этот герой, как настоящий черт, беспощаден и страшен, когда он с безудержной энергией стремится достичь своей цели, он изворотлив и хитер, умеет обратить себе на пользу слабости и пороки людей. До 11-й главы, где дается биография Чичикова, его характер не вполне определен. Ведь с каждым новым встреченным на его пути лицом он выглядит иным: с Маниловым — сама вежливость и благодушие, с Ноздревым — искатель приключений, с Собакевичем — рачительный хозяин. Ко всем он умеет найти подход, для каждого подбирает нужные слова. Как «подлинный черт», Чичиков обладает способностью проникать в самые тайные уголки сознания людей, и это ему необходимо для удачного совершения своего жуткого «дела» — покупки «мертвых душ». Вот почему в облике Чичикова порой проглядывает нечто дьявольское: ведь охота за умершими душами — исконное занятие черта. Недаром городские сплетни среди прочего нарекают его Антихристом, а в поведении чиновников проглядывает нечто апокалипсическое, что подкрепляется картиной смерти прокурора. Но вспомним так и не реализованный замысел Гоголя, согласно которому из первого тома, воплощающего «Ад» российской действительности, Чичиков должен был перейти во второй, где, как в «Чистилище», душа его избавилась бы от греха, подготовив тем самым для этого героя дорогу в новый, идеальный мир — «Рай». Это объясняет,
почему уже в первом томе поэмы в образе Чичикова просматриваются такие черты, которые позволили бы автору провести его через путь очищения и возрождения души. А разве может быть душа у «подлинного черта»? Очевидно, нет. Подтверждением такой позиции является и то, что иногда сам автор удивительным образом сближается со своим героем. Внутренний монолог Чичикова и авторский голос как бы переплетаются в таких эпизодах, как размышления о судьбах умерших крестьян, приобретенных у Собакевича, или в рассуждениях о том, что ждет молоденькую пансионерку. Особенность образа Чичикова в том, что все человеческие чувства в нем спрятаны глубоко внутри. Совесть его иногда пробуждается, но он быстро успокаивает ее, создавая целую систему самооправданий: «Несчастным я не сделал никого: я не ограбил вдову, я не пустил никого по миру…». В конце концов Чичиков оправдывает свое преступление. Это путь деградации, от которого предостерегает своего героя автор.
Первый том поэмы завершается знаменитым лирическим отступлением. Птица-тройка, в которую волшебством писателя преображается чичиковская бричка, мчит героя, а вместе с ним и читателя вдаль по российскому бездорожью. Куда приведет этот путь — в новый, преображенный мир, где будут не «мертвые», а живые души, или же еще дальше^в «ад» уклонившейся от верной дороги жизни — так и осталось неясным. А потому нам остается только гадать, кто же такой Чичиков: «подлинный черт», как назвал его Андрей Белый, или же новый герой русской жизни, которому окажется под силу вывести ее на истинный путь.
В чем разница между первоначальным названием пьесы А.М. Горького «Ночлежка» и окончательным вариантом «На дне»?
Любой писатель всегда тщательно выбирает название своего произведения. Ведь в нем должно быть отражено то главное, о чем автор хотел рассказать своим читателям, это как бы «визитная карточка» его произведения. Известно немало случаев, когда в процессе уточнения замысла писатель изменял название. Так, комедия Грибоедова «Горе от ума» сначала называлась «Горе уму», а роман Лермонтова «Герой нашего времени» был подготовлен к изданию под названием «Один из героев нашего века». Такие перемены отражают не только стремление автора как можно ярче представить свое творение, но и сделать его название емким, многозначным, образным.
Не сразу нашел подходящее название для своей пьесы и Горький. Сначала она называлась «Ночлежка», потом — «Бог солнца». И только в окончательном варианте появилось то название, под которым это про-
изведение стало знакомо широкой публике. Первое название пьесы предельно конкретно и точно, оно отражает место действия. Ночлежками назывались дома, в которых могли переночевать те, у кого не было жилья. Обычно это были люди бедные, неустроенные, которые не могли позволить себе более приличные условия, например, в гостинице. Ведь плата за ночь, проведенную под крышей ночлежки, была очень низкой. Но зато и удобств здесь не было никаких: спали на нарах, в страшной тесноте и антисанитарии. Хозяева ночлежек стремились поместить туда как можно больше людей, поскольку это увеличивало их доход.
Именно такую картину мы видим в пьесе Горького. Ее открывает красноречивая ремарка: «Подвал, похожий на пещеру. Потолок — тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой. Свет — от зрителей и, сверху вниз, — из квадратного окна с правой стороны». Обстановка этого подвала поражает своей убогостью, о чем свидетельствуют характерные детали: вместо стульев — грязные обрубки дерева, грубо сколоченный стол, по стенам — нары. Это объясняет, почему вначале пьеса так и называлась — ночлежка.
Но авторская идея состояла не только в том, чтобы, следуя гуманистическим традициям русской литературы, показать жизнь «униженных и оскорбленных». Конечно, для понимания идеи пьесы важно то, что все события происходят в обстановке крайней бедности, нищеты, грязи. Вместе с обитателями ночлежки мы оказываемся в мрачном, безысходном мире, где царят жестокость и отчаяние. Все обитатели «пещеры» считают, что достойны лучшей участи, но обстоятельства заставили их влачить жалкое существование. Задачей писателя было не только показать, в каких страшных условиях протекает здесь их жизнь, но и попытаться разобраться в причинах того, почему они все оказались на дне, почему здесь слово «человек» перестает звучать прекрасно и гордо, а лучшее в людях оказывается погребенным еще глубже — на дне души. А главное — возможен ли выход и что к нему ведет? Такой проблематике действительно больше соответствовало глубоко символичное название «На дне».
Герои драмы очень разные, у каждого из них своя история падения. Клещ когда-то работал слесарем, и в начале пьесы он все еще продолжает жить мечтами о честном труде. А свою злость на безысходность нищенского существования он вымещает на своей несчастной жене Анне. Иная судьба у Барона: он во многом сам виноват в своем бедственном положении, поскольку промотал состояние и обнищал. Другой персонаж пьесы — Бубнов — когда-то был скорняком, но и в его жизни произошли события, которые привели его в ночлежку: после разрыва с женой он потерял все. С тоской вспоминает о своем успехе на сцене опустившийся и спившийся Актер. И такие истории у каждого из героев пьесы.
Но при всем различии их жизненных путей есть то общее, что объединяет этих людей: все они оказались на дне жизни, откуда уже нет выхода. Горького волнует не только конкретная судьба каждого
из персонажей, а то, почему ни одному из них нет дороги обратно. Только в воспоминаниях и мечтах они начинают чувствовать себя людьми, которым доступна полнота человеческих чувств. Так, например, Настя, живущая в мире своих фантазий о страстной любви некого Рауля, надеется, что такая любовь изменит ее жизнь. Вор Васька Пепел всей душой тянется к правильной жизни, надеясь обрести ее в любви к Наташе.
Но в реальной жестокой действительности эти опустившиеся люди оказываются совсем иными. Отвергнутые обществом, они сами становятся озлобленными и жестокими, даже по отношению друг к другу.
Только с появлением Луки возникает новый поворот сюжета: его доброта и понимание постепенно растапливают оледеневшие души несчастных. Даже яростный противник проповедей Луки Сатин в результате начинает выступать в его защиту. Но как только исчезает этот «луч света в темном царстве», все возвращается на свои места, и становится еще хуже, тяжелее, безысходнее: убит в драке хозяин ночлежки Костылев, попадает в тюрьму Василиса и ее любовник Васька Пепел, пропадает без вести изуродованная Василисой ее сестра Наташа, умирает жена Клеща Анна. Самоубийство Актера закрепляет эту мрачную тональность финала: людям, оказавшимся на дне, нет пути обратно.
Таким образом, название пьесы оказывается более емким и многогранным, точнее соответствует авторскому замыслу. Это не только «пещера», в которой оказались горьковские герои, это и сама атмо-
сфера равнодушия и нравственного уродства, царящая в ночлежке. Такое название пьесы глубоко символично, и оно раскрывает смысл всего произведения.
Почему именно повесть «Фаталист» завершает роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?
Роман «Герой нашего времени» это прежде всего психологическое произведение. Оно состоит из пяти частей. Каждая из них представляет собой законченную повесть. Все они расположены не в хронологическом порядке, а в соответствии с замыслом автора: наиболее полно и отчетливо показать читателям, кто же такой Григорий Александрович Печорин – герой нашего времени. Для этого Лермонтов рисует психологический портрет Печорина.
Открывает роман повесть «Бэла», где Печорин представляется читателям со слов штабс-капитана Максим Максимыча. Далее следует глава под названием «Максим Максимыч». В ней с Печориным нас знакомит сам автор. А вот три последние главы – дневник Печорина. Здесь сам герой раскрывает свой внутренний мир, объясняет причины своего поведения, обнажает все свои недостатки.
Последней расположена повесть «Фаталист». В ней Печорин находится в обществе офицеров-пограничников и заключает пари с одним из них – Вуличем. Тот утверждает, что существует предопределение судьбы, то есть каждый человек умрет, когда ему суждено. И раньше этого срока с ним ничего не случится. В доказательство своих слов он собирается выстрелить себе в голову. Вулич стреляет, но случается осечка. Следующий выстрел направлен в воздух. Однако Печорин убежден, что видит на лице Вулича близость смерти, и предупреждает об этом офицера. И действительно: вечером Вулича шашкой зарубил пьяный казак, а затем заперся в доме. Узнав об этом, Печорин вызывается в одиночку арестовать казака. И арестовывает.
В предыдущих главах мы изучали характер Печорина, а в «Фаталисте» получили представление о его мировоззрении. Вначале он не соглашается с Вуличем о существовании предопределения, а затем сам испытывает судьбу, пытаясь арестовать вооруженного казака. Может это свидетельствует о том, что Печорин поверил в судьбу? Или хотя бы начал сомневаться. Значит ли это, что тот вопрос, который задавал себе Печорин о своем предназначении в жизни, получил положительный ответ. И действительно он создан, чтобы разрушать чужое счастье?
Эта глава наиболее философская во всем романе. И она позволяет читателю самому разобраться в характере героя нашего времени, задуматься о своем характере, о своей судьбе и поставить себя на место Печорина. Вот почему именно она завершает роман. Автор нам в этом не помощник. Лермонтов еще в предисловии заявил, что не собирается судить о поступках Печорина. «Я лишь указал болезнь, но не средство ее излечить».
Почему в финале шестой главы романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» звучит тема прощания автора с юностью, поэзией и романтизмом?
«Евгений Онегин»… Это «собранье пестрых глав» до наших дней сохранило ту неповторимую художественную привлекательность, которой наделил его гениальный поэт. Роман по праву был назван «энциклопедией русской жизни», ведь в нем автор запечатлел не только быт, но и нравы дворянского общества начала девятнадцатого столетия. Не остались без внимания и характеры людей, живших в то время. И чтобы в полной мере понять мотивы поведения героев, значения их поступков, нам необходимо хотя бы на некоторое время окунуться в атмосферу той эпохи. Такую уникальную возможность представляет роман «Евгений Онегин».
Онегин «родился на брегах Невы», его воспитывал француз-гувернер. Затем Евгений стал вести светскую жизнь: ездить на балы, в театры… Но вскоре ему наскучило такое времяпрепровождение, и он отправился в деревню. Сначала Онегин восхищался местной природой, однако и картины сельской жизни впоследствии надоели ему. Представьте себе скучающего молодого человека, которому примелькалось все на свете, и он ничего уже не желает в жизни. Таким был Евгений Онегин.
В это время из-за границы вернулся восемнадцатилетний Ленский, начинающий поэт-романтик. Это мечтательный жизнерадостный человек, полный надежд и стремлений, много ожидающий от жизни. Онегин и Ленский стали друзьями. «Они сошлись; волна и камень, стихи и проза, лед и камень не столь различны меж собой», – пишет о них автор. Очевидно, что их дружба основывалась на взаимодополнении характеров.
Но что же привело к тому, что Онегин убил своего лучшего друга? Дело в том, что Ленский предложил Евгению поехать на именины Татьяны. Онегин не хотел ехать, потому что знал, что из себя представляют подобные торжества. Но Ленский все же уговорил его присутствовать в доме Лариных. Естественно, что на балу не было ничего нового для Евгения, и он решил отомстить Ленскому: стал приглашать Ольгу, избранницу молодого поэта, на каждый танец. Такое поведение друга не могло не разозлить Ленского, и он потребовал от Онегина явится на дуэль. Так случилось, что Ленский погиб. А значит, погибли молодость, мечтательность, жизнелюбие, которые олицетворял Ленский. Вот почему А.С. Пушкин в начале шестой главы прощается с юностью, поэзией и романтизмом. Человек умер, и его уже не вернешь, как невозможно вернуть то, с чем навсегда простился великий поэт.
Итоговое декабрьское сочинение по литературе: примеры сочинений по всем направлениям для 11 класса.
300+ аргументов
для подготовки к итоговому сочинению
подробнее
РАЗДЕЛЫ ИС 2022-2023 ГОДА
Примеры сочинений к разделу «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»:
1 Как вы понимаете, что такое «нравственный закон»?
2 Свобода и ответственность в жизни человека
3 Как могут добро и зло сочетаться в одном человеке?
4 Нужно ли стремиться к познанию самого себя?
Примеры сочинений к разделу «Семья, общество, Отечество в жизни человека»:
1 Почему так важна связь человека с семьёй и домом?
2 В чём проявляется любовь к Родине?
3 Почему так важно сохранять связь между поколениями?
4 Что такое семейные традиции и зачем они нужны?
Примеры сочинений к разделу «Природа и культура в жизни человека»:
1 Может ли научное открытие представлять опасность для человека и человечества?
2 Может ли природа помочь человеку понять себя?
3 Какова роль искусства в жизни общества?
4 Человек науки – каким он должен быть?
НАПРАВЛЕНИЯ 2021-2022 ГОДА
Примеры сочинений по направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»:
1 Путешествовать – значит развиваться
2 Что значит «идти своей дорогой»?
3 Что заставляет нас выбирать ту или иную дорогу?
4 Для чего человеку нужны путешествия?
5 Почему человек всегда стремится вернуться домой?
Примеры сочинений по направлению «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?»:
1 С какими вызовами сталкивается человек 21 века?
2 Чем опасны технологии в руках безнравственных людей?
3 Как технологии меняют жизнь человека?
4 Что значит «быть цивилизованным человеком»?
5 «Прогресс — закон природы» (Вольтер)
6 Как технологии меняют общество?
Примеры сочинений по направлению «Преступление и Наказание – вечная тема»:
1 Всегда ли за преступлением следует наказание?
2 Какого человека можно назвать опасным для общества?
3 Почему люди совершают преступления?
4 Может ли раскаяние помочь человеку встать на путь исправления?
Примеры сочинений по направлению «Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня»:
1 Какую роль играет искусство в жизни человека?
2 С каким героем произведения вы себя ассоциируете?
3 Книга, которая изменила мою жизнь
4 Какую книгу вы бы прочитали своим детям?
5 Какое произведение вы бы хотели внести в школьную программу по литературе?
Примеры сочинений по направлению «Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина»:
1 Как человек может сделать мир вокруг себя лучше?
2 Может ли общество полностью избавиться от пороков?
3 Кто такой гражданин?
4 Что такое гражданский долг?
5 Каковы истоки социальных пороков?
НАПРАВЛЕНИЯ 2020-2021 ГОДА
Примеры сочинений по направлению ЗАБВЕНИЮ НЕ ПОДЛЕЖИТ:
1 «Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю»
2 «Каковы источники формирования исторической памяти?»
3 «Почему в мирное время не угасает память о военном прошлом?»
4 «Культура – это память человечества»
5 «Что, по вашему мнению, не подлежит забвению?»
Примеры сочинений по направлению Я И ДРУГИЕ:
Примеры сочинений по направлению ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН:
1 «Почему люди боятся перемен?»
2 «Перед каким выбором оказывается человек в эпоху перемен?» (пример 1)
3 «Перед каким выбором оказывается человек в эпоху перемен?» (пример 2)
4 «В чем причины изменений, происходящих в душе человека?»
5 «Можно ли меняться, оставаясь собой? »
Примеры сочинений по направлению РАЗГОВОР С СОБОЙ:
1 «Что значит быть самим собой?»(пример 1)
2 «Что значит быть самим собой?» (пример 2)
3 «В чем состоит опасность душевного разлада?»
4 «Как узнать о сильных и слабых сторонах собственной личности? »
Примеры сочинений по направлению МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ: ПОРТРЕТ МОЕГО ПОКОЛЕНИЯ:
1 «Может ли классическая литература дать ответы на вопросы, волнующие современного подростка?»
2 «Как формируются нравственные ориентиры современного человека?»
3 «Кого можно назвать героем XXI века? »
4 «Каков он: портрет современного человека?»
НАПРАВЛЕНИЯ 2019-2020 ГОДА
Примеры сочинений по направлению ВОЙНА И МИР
1 «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни…»
2 «Мир — добродетель цивилизации, война — ее преступление.»
3 «Ежели бы все воевали только по своим убеждениям, войны бы не было…»
4 «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»
5 «Человек сознательно живет для себя, но служит бессознательным орудием для достижения исторических, общечеловеческих целей»
6 «Сражение выиграет тот, кто твердо решил его выиграть»
7 «Какова роль личности в истории?»
8 «Что объединяет людей в годы войны?»
Другие литературные сочинения по роману «Война и мир»
«Роль народа и личности в истории по роману Толстого «Война и мир»
Примеры сочинений по направлению НАДЕЖДА И ОТЧАЯНИЕ
1 «Почему, по вашему мнению, важно не терять надежду?»
2 «Какова роль надежды в жизни человека?»
3 «Надежда — лучший врач из всех, какие известны»
4 «Бывают ли надежды напрасными?»
5 «Тот, кто никогда не надеялся, не может отчаяться»
6 «Надежда — это единственное, что нельзя отнять у человека»
7 «К чему может привести отчаяние?»
8 «Отчаяние не есть отрицание надежды. Отчаяние — это отрицание жизни»
9 «Те, кому есть на что надеяться и нечего терять, — самые опасные люди на свете»
Примеры сочинений по направлению ДОБРО И ЗЛО
1 «Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые»
2 «Когда Добро бессильно, оно — Зло»
3 «Искусство — одно из средств различения доброго от злого»
4 «Высшая мудрость — различать добро и зло»
5 «Делать добро легче, чем быть добрым «
6 «Что помогает человеку верить в добро? «
7 «Кто не пресекает зло — дает ему свершиться»
8 «Может ли добро существовать без зла?»
Сочинения и анализы на тему: ДОБРО И ЗЛО в разных произведениях:
«Зло в рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско?»
Добро и зло в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
Добро и зло в романе Достоевского «Преступление и наказание»
Примеры сочинений по направлению ГОРДОСТЬ И СМИРЕНИЕ
1 «Гордость без смирения — тщеславие, смирение без гордости — униженность»
2 «Бесконечно маленькие люди имеют бесконечно великую гордость»
3 «Гордость — это положительное или отрицательное чувство?»
4 «Чем отличается гордость от гордыни»
5 «Когда лучше проявить гордость, а когда смирение?»
6 «К чему может привести «непомерная гордыня»?»
7 «В каких ситуациях смирение – отрицательное чувство?»
8 «Можно ли научиться смирению?»
Примеры сочинений по направлению ОН И ОНА
1 Могут ли любящие друг друга люди быть несчастны?
2 Как вы понимаете выражение «неразделенная любовь»?
3 «Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит»
4 «Может ли любовь быть эгоистичной?»
5 «Как ни странно, но умение быть одному является условием способности любить»
6 «Может ли любовь изменить человека?»
7 «Как связаны понятия любовь и прощение?»
НАПРАВЛЕНИЯ 2018-2019 ГОДА
Направление «Доброта и жестокость»
Тема сочинения: «Кого можно назвать идеально добрым человеком?»
Направление «Мечта и реальность»
Тема сочинения: «Как связаны между собой мечта и реальность»
Тема сочинения: «Всегда ли мечта становится реальностью?»
Тема сочинения: «Что происходит, когда мечта сталкивается с реальностью?»
Тема сочинения: «Всегда ли достижение мечты приносит человеку счастье?»
Направление «Отцы и дети»
Тема сочинения: «Какое влияние родители оказывают на становление личности ребенка?»
Тема сочинения: «Кого называют «отцами» и «детьми» в науке и искусстве?»
Тема сочинения: «Возможна ли гармония в отношениях отцов и детей?»
Направление «Искусство и ремесло»
Тема сочинения: «Что такое истинное искусство?»
Тема сочинения: «Как отношение к искусству и ремеслу раскрывает внутренний мир человека?»
Направление «Месть и великодушие»
Тема сочинения: «Может ли отмщение принести счастье»
НАПРАВЛЕНИЯ 2017-2018 ГОДА
Направление «Смелость и трусость»
Тема сочинения: «Может ли смелый человек бояться?»
Направление «Цель и средства»
Тема сочинения: «Можно ли утверждать, что цель оправдывает средства»
Направление «Равнодушие и отзывчивость»
Тема сочинения: «Согласны ли Вы с утверждением Б. Ясенского: «Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство»?»
НАПРАВЛЕНИЯ 2016-2017 ГОДА
Направление «Разум и чувства»
Тема сочинения: «Должен ли разумный человек жить чувствами?»
8. Как в данном фрагменте проявляется характер Тихона Кабанова?
В данном фрагмент пьесы А.Н.Островского «ГРОЗА» представлен диалог Кабановой и её сына, читая который, мы понимаем: Тихон – безвольный, нерешительный человек, неспособный перечить своей властолюбивой матери. Он, взрослый женатый мужчина, всегда беспрекословно выполняет приказы Кабановой. «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!» — восклицает герой в ответ на язвительные упрёки матери. Сам Тихон признаётся, что он из воли Кабановой «ни на шаг». И всё потому, что Кабанов, душевно слабый, бесхарактерный, боится ослушаться свою деспотичную мать.
9. В каких произведениях русской классики поднимается проблема отцов и детей?
Пьеса А. Н. Островского «Гроза» не единственное произведение в русской литературе, в котором отображён конфликт между представителями разных поколений. Например, эта проблема легла в основу романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», герои которого также не могут понять друг друга. Однако если в пьесе А. Н. Островского младшее поколение представляют набожные персонажи, большинство из которых боится перечить своим властолюбивым, деспотичным «отцам», то в романе И.С.Тургенева ведётся открытый спор между представителями либерального дворянства и их «детьми», революционными демократами, проповедующими нигилизм.
Конфликт «отцов» и «детей» отображён и в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад», в которой представлено не два поколения, как в драме А. Н. Островского, а три. А. П. Чехов сопоставил «прошлое» (помещики Раневская и Гаев ), «настоящее» (бывший крестьянин Лопахин) и « будущее» (молодая дочь Раневской Аня и «вечный студент» Петя Трофимов). В основу их конфликта легли разногласия, касающиеся дальнейшего развития России. Как и в пьесе А. Н. Островского, герои А. П. Чехова имеют совершенно разные представления о жизни.
15. Почему военная тема важна для лирического героя стихотворения?
В данном стихотворении Б. А. Слуцкого поднимается военная тема, которая, несомненно, очень значима для лирического героя произведения. Значима потому, что герой сам «был политработником», стоял перед «рассеянными… в бою» шеренгами, «холодными» и «голодными», видел, как измученные солдаты шли в бой, в который их вело чувство глубокой любви к Родине. Поэтому он и считает своим долгом «от имени России говорить» о мужестве и героизме русских солдат, «излагать с достойной правотой… приказов формулы простые». Лирический герой стихотворения после войны собирается «предъявить» народу воспоминания о военном прошлом, «как справку», так как считает, что каждый должен знать о подвиге простых солдат, совершённом в непростое для Родины время.
16. В каких произведениях русской лирики поднимается военная тематика?
Военная тема звучит во многих произведениях отечественной лирики. Например, написанное в годы Великой Отечественной войны стихотворение А. Ахматовой «Мужество» — это обращение к народу, призыв проявлять стойкость, силу духа в непростой для Родины исторический период. Как и в стихотворении Б. А. Слуцкого, в стихотворении А. Ахматовой военная тема тесно переплетается с проблемой патриотизма, героизма.
Военную тему в своей лирике поднимал и А. Т. Твардовский. Лирический герой стихотворения «Я знаю, никакой моей вины…», как и герой Б. А. Слуцкого, также является участником военных событий. Он, переживший своих сослуживцев, осознает, что не виновен в их смерти, «но всё же» чувства досады, горечи не оставляют героя.
17.3 Как раскрывается тема нравственного выбора в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон»?
Роман-эпопея М. А. Шолохова «Тихий Дон» — это книга о жизни казачества в непростой для России исторический период. Первая мировая война, революция, Гражданская война – вот события, которые легли в основу её сюжета, вот испытания, через которые проводит писатель-реалист главного героя произведения Григория Мелихова.
В первых главах романа М. А. Шолохов изображает мирную жизнь народа, знакомит читателя с обычаями, нравами и устоями казачества. Позже, с началом Первой мировой войны, «всколыхнулся, взволновался православный тихий Дон»: Григорий Мелихов вместе с остальными героями романа отправляется на фронт, где ему предстоит сделать непростой нравственный выбор. Наблюдая за действиями персонажа, мы видим, что Григорий по натуре не убийца. Он глубоко переживает из-за того, что заколол пикой австрийца. Переживает потому, что сделал свой нравственный выбор: он не хочет и не может «рубить» людей, «как тесто». Совершив убийство, главный герой признаётся брату, что он «уморился душой».
Нелёгкий нравственный выбор предстоит сделать Григорию Мелихову и во время Гражданской войны. Будучи представителем белогвардейцев, герой переходит на сторону большевиков. Переходит потому, что видит страдания угнетённого монархией народа, голод и беспредел начальников. Он борется за интересы красногвардейцев, однако позже осознаёт, что там, на войне, где, по словам известного писателя, борется не Каин с Авелем, а «Каин с Каином», нет правых: и красные, и белые потеряли гуманность в ходе страшных, леденящих душу событий.
В финале романа мы видим, что Григорий, потерявший на войне почти всю семью, любовь и даже надежду на светлое будущее своей страны, возвращается домой к единственному сыну. Он идёт туда, где живёт ненавистный ему большевик Мишка Кошевой, потому что осознаёт: ничего дороже сына у него не осталось.
Таким образом, на примере трагической судьбы Григория Мелехова М. А. Шолохов раскрывает тему нравственного выбора человека в ходе войны и революции.
- 02.09.2022
Собираем различные примеры итоговых сочинений по каждому разделу закрытого банка ФИПИ для 2022-2023 учебного года.
Напомним, что с 2023 года направления отменяются. Подробнее здесь.
Среди всех примеров будут представлены и примеры, которые уже прошли проверку эксперта и получили оценку «ЗАЧЕТ».
- Об итоговом 2022-2023
Чтобы ознакомиться со всеми примерами — воспользуйтесь ссылками по разделам:
- «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»
- «Семья, общество, Отечество в жизни человека»
- «Природа и культура в жизни человека»
Что Вы вкладываете в понятие счастье?
Что такое счастье? Каждый по-разному ответит на этот вопрос: один скажет, что счастье – это большая зарплата и руководящая должность, другой будет утверждать, что путешествия доставят приятные эмоции любому, а третий же будет по-настоящему рад, когда попробует вкусный ужин, приготовленный любимым человеком. Получается, что, когда люди говорят о счастье, они представляют себе совершенно разные вещи, то, что приносит удовольствие одному, может совершенно не радовать другого. Мы уникальны, как и наши ценности, идеалы и взгляды на жизнь. О чём говорю я, когда думаю о счастье? На самом деле, мне кажется, что счастье складывается из мелочей. Я по-настоящему рада, когда понимаю, что все мои родные и близкие здоровы, когда выглядывает солнце и освещает комнату тёплыми лучиками, когда на полке в магазине вижу свой любимый шоколад. Счастье не представляется мне недостижимой целью, ради которой нужно усердно работать ближайшие двадцать лет, напротив, для меня — это волшебное чувство благополучия и радости для меня кроется в простых вещах, которые положительно влияют на мои эмоции и чувства. Счастье в мелочах, надо лишь научиться их замечать. Обратимся к произведениям художественной литературы.
Главная героиня романа Э. М. Ремарка «Три товарища» — Патриция Хольман – была доброй, чуткой, любящей и жизнерадостной девушкой. Недостаток еды в детстве послужил причиной для развития туберкулёза во взрослом возрасте, Патриция была вынуждена проводить много времени на солнце, наблюдаться у врача, принимать таблетки, отдыхать в определённые часы и постоянно следить за своим состояние. Робби Локамп и Пат полюбили друг друга, они оба хотели провести вместе долгую и счастливую жизнь, но болезнь девушки разрушила их мечты о будущем. Постоянно прогрессирующий туберкулёз заставил влюблённых расстаться, Патриции было необходимо пробыть в санатории долгую и холодную зиму. Молодые люди, зная о скорой разлуке, научились радоваться каждой минуте, проведённой вместе. Именно Патриция помогла Робби увидеть настоящее счастье в привычных вещах: в возможности провести вечер с товарищами или с любимой девушкой, в красивых цветах, в поездке на машине по родному городу. Для героини романа вся жизнь была огромным подарком и величайшим счастьем, которое, к сожалению, продлилось совершенно не долго. Девушка умерла, показав дорогим ей людям то, как нужно относиться к собственной судьбе. Счастье играет большую роль в жизни каждого, благодаря умению находить повод для искренней улыбки в банальных вещах человек защищается от негативных мыслей и неприятных воспоминаний.
Также тема счастья затрагивается в рассказе О. Генри «Дары Волхвов». Джим и Дэлла – молодые супруги, готовое на многое ради благополучия друг друга. В канун Рождества Дэлла решила порадовать мужа подарком. Семье еле хватало денег на оплату квартиры и минимально необходимых вещи, поэтому единственным способом найти средства стала продажа имеющихся ценностей. Дэлла быстро определила то, за что она сможет выручить крупную сумму: девушка продала свои шикарные длинные волосы. На вырученные деньги она купить ремешок для часов любимого. Джим, также не собирался оставлять супруга без Рождественского подарка. Он лишился своей единственной ценной вещи – часов, доставшихся ему в наследство. Молодой человек приобрёл гребни, о которых так долго мечтала его длинноволосая красавица – жена. Конечно, ни Джим, ни Дэлла не смогли воспользоваться своими подарками, но несмотря ни на что они были счастливы, ведь понимали ценность проявленной любви и заботы. Счастье героев произведения заключалось не в деньгах, не в роскоши, единственной значимой для них вещью стала любовь. Получается, что далеко не всегда материальные вещи приносят удовольствие, нередко причиной для счастья становится нечто простое и привычное, например – возможность быть рядом с любимым человеком.
В заключение хочу сказать, что счастье – особое чувство, которое обязан обрести каждый. Тот, кто способен радоваться реализовавшимся планам, хвалить себя за достигнутые цели, каждый день находить повод для улыбки, делает свою жизнь интереснее и насыщеннее. Счастье доступно всем, нужно лишь уметь его заметить, ведь даже среди тысяч неприятностей, найдётся единственная причина для искреннего смеха.
Семейные ценности и их место в жизни человека
Что такое семья? И почему это слово вызывает у нас множество приятных эмоций и воспоминаний? Дело в том, что семья – это самое важное, что только может быть в жизни человека. Семья – это самые близкие люди, которые будут любить друг друга несмотря ни на что. Семья – это то, ради чего человек способен на многое. Важно понимать, что родные люди относятся друг к другу с невероятным трепетом и любовью, только близкие способны по-настоящему радоваться успехам, сочувствовать неудачам и вдохновлять на новые подвиги. Но что же такое семейные ценности? И какова их роль в нашей жизни? Семейные ценности – особые чувства, образцы поведения, принципы, какие-либо традиции, имеющие значения для конкретных людей. У каждого свои ценности, но, как мне кажется, любовь, взаимовыручка и уважение всегда были и остаются «прочным фундаментом», на котором строиться настоящая семья. Роль семейных ценностей в нашей жизни велика. Мы даже не замечаем, как начинаем во многом «копировать» поведение своих родителей. Кроме того, мы не только ведём себя так, как наши родные, но и думаем по-особенному, обладает своей, индивидуальной системой жизненных ценностей. Так получается, что в семье, где царит любовь, поддержка и взаимовыручка, ребёнок становится личностью, для которой материальные ценности гораздо менее важны благополучия родных. Соответственно, если ребёнок растёт с людьми, для которых деньги являются главной жизненной целью, из-за которой постоянно возникают ссоры, то для такого него и во взрослом возрасте не будет существовать любви и каких-либо искренних чувств. Проблема влияния семейных ценностей на жизнь человека затрагивается во многих произведениях художественной литературы.
Для главного героя повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» — Петра Гринёва — честь и достоинство с детства являлись главными жизненными ориентирами. Андрей Петрович воспитывал своего сына как настоящего мужчину, он хотел, чтобы Петруша научился самостоятельно отстаивать свои интересы, бороться за правду, оставаться преданным своим убеждениям и Родине. Андрей Петрович сам стал примером для сына, Гринёв уважал отца, не смел подвергать его слова сомнениям, всегда следовал советам и не предавал обещаний. Уезжая на службу в Белогорскую крепость, Пётр получил от отца наставление: «Береги платье снову, а честь смолоду». Именно эти слова оказали влияние на дальнейшие поступки героя повести. Гринёв не позволил предателю — Швабрину продолжать распускать слухи о Маше Мироновой, молодой человек, осознавая всю смертельную опасность принимаемого решения, отказался от предложения бунтовщика Пугачёва пополнить ряды его армии. Основные принципы, убеждения и нравственные ценности были приобретены Гринёвым ещё в раннем возрасте, а благодаря правильному воспитанию отца, он вырос личностью, преданной своей стране, способной заботиться о родных и близких. Так, семейные ценности, родители и близкие люди наибольшим образом влияют на мышление, жизненные цели и ценности человека.
Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир» — уникального произведение в котором поднимется множество проблем, а теме семейных ценностей автор уделяет особое внимание. Любовь и забота, взаимовыручка и поддержка – всё это характеризует семью Ростовых. Дети для родителей – Ильи и Натальи – были самым ценным сокровищем. Мама посвятила всю свою жизнь воспитанию Наташи, Николая и Пети. Женщина заботилась не только о родных детях, но и о Соне, приёмной дочери. Илья Андреевич и Наталья желали лишь лучшего для самых родных и любимых людей, хотели, чтобы они выросли настоящими личностями, способными к бескорыстным, самоотверженным поступкам. Петя и Николай, с раннего детства слыша о военных подвигах, прониклись чувством любви к своей стране. Во время нападения Наполеона на Россию братья пошли на фронт, ведь оба понимали, насколько важно участие солдат и добровольцев в боевых действиях. Несмотря на то, что Наташа осталась дома с родителями, она также не осталась равнодушна к проблемам солдат и офицеров. Размещая раненых в комнатах собственного дома, она ухаживала за ними, помогала медсёстрам, и в конце концов убедила родителей оставить в Москве часть драгоценностей и дорогостоящих предметов интерьера и увезти с собой часть солдат. Николай, Соня и Наташа росли в любви и заботе, были окружены людьми, которым не безразлична судьба своей страны, именно поэтому, став взрослыми личностями, они сохранили доброту в своих сердцах, научились преодолевать трудности и несмотря ни на что оставаться вместе, поддерживать друг друга даже в самых сложных жизненных ситуациях. Так, семейные ценности как ни что иное влияют на поведение и характер человека, определяют его основные жизненные ориентиры и цели, правила поведения и принципы.
В заключение, хочу сказать, семья – это самое ценное «сокровище», которым только может обладать человек. Близкие и родные люди играют важную роль в жизни каждого. Именно от них зависит то, каким будет характер ребёнка. Невероятно важно, чтобы дети росли в любви, получая и поддержку, и возможность проявить свою самостоятельность. Ведь только тогда ребёнок вырастет настоящей личностью, способной не только справляться с жизненными испытаниями и добиваться высоких целей, но и готовый заботиться об окружающих, по-настоящему любить и дружить.
Способно ли, с Вашей точки зрения, явление культуры (книга, музыкальное произведение, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?
Что же такое явление культуры? Явление культуры – это произведение искусства, отличающееся особой уникальностью и совершенством. Многие могут играть на музыкальном инструменте, исполнять роли в театрах, писать книги и даже снимать фильмы. Но, к сожалению, далеко не всем удаётся создать шедевр, способный не просто привлечь внимание публики, но и повлиять на взгляды, жизненные ценности и убеждения людей. Правда ли культура способна воздействовать на внутренний мир человека? Конечно, ведь в настоящих произведениях искусства гениальные авторы говорят о волнующих их проблемах, к которым также неравнодушны и мы – зрители или читатели или слушатели. Например, читая книгу, мы не просто получаем новые знания, расширяем словарный запас и положительно влияем на образ нашего мышления, но и начинаем переживать те события, которые происходят с героями. Персонажи в литературе обладают разными характерами, совершенно противоположными ценностями, они способны совершать и добрые, и подлые поступки, узнавая о которых читатель формирует собственное мнение, начинает осознавать, что в реальной жизни принесёт пользу и ему, и окружающим, а что лишь навредит. Описанный мной пример затрагивает лишь книги, но подобное воздействие на публику способны оказывать все явления культуры, которые, конечно, не должны отличаться примитивностью и простотой. Книги, музыкальные произведения, фильмы и спектакли – всё это способно в наибольшей степени повлиять на взгляды человека на жизнь в целом. Обратимся к произведениям художественной культуры.
Для главной героини романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» — Татьяны Лариной – книги стали «проводником» в чудесный мир, где царили чистые и искренние чувства. Романы, написанные в жанре сентиментализма, стали любимыми произведениями девушки. Именно из книг Татьяна впервые узнала о настоящих чувствах: взаимной любви, самоотверженных поступках и преданности. Героиня произведения мечтала почувствовать то, что ощущали персонажи прочитанных романов. Поведение и характер Евгения Онегина полностью соответствовали представлению Татьяны об идеальном мужчине, настоящем герое романа. Девушка нашла в себе силы признаться Евгению в любви, но была им отвергнута. Вскоре Онегину пришлось осознать свою величайшую ошибку, увидев замужнюю Татьяну на балу, он был сам удивлён тем, насколько сильна оказалась его собственная привязанность к девушке. Евгений рассказал о своих чувствах, но теперь ему пришлось на себе испытать горечь потери любимого человека, ведь Татьяна не собиралась оставлять верного и надёжного мужа из-за появившегося поклонника, способного думать лишь о собственном благополучии. На решение Татьяны Лариной остаться верной супругу во многом повлияли именно прочитанные книги. Литература сформировала характер героини, заставила поверить, что любовь, верность, чувство собственного достоинства по-настоящему важны для человека: романы оказали решающее влияние и на жизненные ценности и принципы девушки. Такое явление культуры как книги способны не просто обогащать внутренний мир читателей, но и воздействовать на их мировоззрение, литература формирует определённое отношение человека к окружающим людям, миру в целом.
Тема влияния явлений культуры на взгляды человека на жизнь затрагивается и в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Григорий Желтков был безнадёжно влюблён в замужнюю женщину Веру Шеину. Он понимал, что его чувства не взаимны и что княгиня не оставит своего мужа ради навязчивого поклонника, но ничто не могло повлиять на чувства Желткова, Григорий был предан своей любви. Герой рассказа вручил Вере подарок в день её именин, гранатовый браслет – единственная драгоценность, которой обладал Желтков, стала символом его искренних и глубоких чувств. Княгиня Шеина не смогла по достоинству оценить подарок, оставленный Григорием. Муж героини лично встретился с Желтковым и попросил его навсегда уйти из жизни супруги. После серьёзного разговора Желтков пообещал перестать надоедать Вере письмами и подарками. На следующий день из газет княгиня узнала о смерти своего поклонника. Любовь Григория была настолько сильна, что он не смог вынести разлуки. Собственная смерть для него казалась меньшим несчастьем, чем перспектива провести всю свою жизнь зная, что он никогда не сможет увидеть любимую. Желтков оставил письмо, в котором попросил Веру прослушать сонату Бетховена. Подобное предсмертное желание удивило женщину, но она всё же попросила сыграть именно это произведение. Слушая мелодию, Вера перечитывала письмо Желткова, она была поражена тем, как строки, написанные Григорием, сочетались с музыкальным произведением. Письмо вместе с услышанной музыкой произвели на героиню неизгладимое впечатление, ведь она неожиданно для себя поняла, насколько сильна была любовь Желткова. Она осознала, что мимо неё прошло то, счастье, о котором мечтает каждая женщина. Музыка поменяла мировоззрение Веры, заставила её осознать то, что раньше она была не в силах понять. Так, явлениями культуры являются и уникальные произведения великих композиторов. Они также способны менять отношение людей к окружающему миру, их ценности и жизненные принципы.
В заключение хочу сказать, что роль произведений искусства в жизни каждого человека велика. Явления культуры обогащают внутренние миры людей, делают их образованными, интересными личностями. Но искусство помогает не только получить новые знания, оно влияет на жизненные ценности. Так, благодаря явлениям культуры люди учатся ценить любовь и другие настоящие человеческие чувства, и более того те самые гениальные произведения искусства способны полностью изменить характеры, настроение зрителей.
В чём может проявляться любовь к отечеству?
Что же такое патриотизм? Патриотизм – это чувство преданности Родине, искреннее желание защищать интересы своей страны. Любовь к Отечеству заставляет людей задумываться о будущем государства. Каждый, кому не безразлична судьба страны, старается сделать всё, что от него зависит, чтобы изменить жизнь к лучшему. Кто является настоящим патриотом? Примеров людей, обладавших таким качеством, множество! Кем как ни патриотами были солдаты, вставшие на защиту Отечества во время Великой Отечественной войны, они пожертвовали собственными жизнями, чтобы следующие поколения могли жить в мире, не зная несчастий, лишений и бед. Подвиг героев войны неоценим, но патриотами являются не только солдаты. Согласитесь, сейчас мы нередко слышим в новостях о изобретениях, созданных российскими учёными, об обращениях граждан к государственным органам для благоустройства районов, о проведении различных благотворительных акций, ведь все эти поступки также говорят о неравнодушии людей к жизни страны. Получается, что любовь к Отечеству проявляется в искреннем желании защищать интересы своего государство, и, заботясь о будущем, менять настоящее к лучшему. Страна, в которой человек родился, занимает особое место в его сердце, поэтому ради неё люди готовы на многое, даже ценой собственных жизней добиться счастья и процветания родного государства. Тема любви к Родине раскрывается во многих произведениях художественной литературы, обратимся к примерам.
Главные герои романа А. А. Фадеева «Молодая гвардия» — люди, которые были способны пожертвовать собственными жизнями для победы своей страны в Великой Отечественной войне. Олег Кошевой возглавил молодёжную партизанскую организацию – «Молодая гвардия». В ряды молодогвардейцев вступило множество юношей и девушек. Зверства фашистов не знали пределов: немецкие захватчика заселялись в дома мирных жителей, угоняли людей в Германию, вырубали сады, уничтожали запасы. Жизнь Краснодонцев превратилась бы в настоящий кошмар, ведь отсутствие надежды на спасение может полностью уничтожить человека. Веру в скорую победу принесли в город партизаны. Расклеенные листовки напоминали людям о силе русской армии, развешенные красные простыни «кричали» о том, насколько важно не поддаваться ужаснейшему психологическому давлению немецких солдат. Но партизаны занимались не только поддержанием духа краснодонцев, они спасали заключённых из тюрем, прятали бежавших из лагерей, помогали семьям, потерявшим кормильцев. Благодаря деятельности «Молодой гвардии» старшие партизаны могли осуществлять свою деятельность намного эффективнее, что постоянно лишь приближало наступление мира. Молодогвардейцам удалось сделать многое, юноши и девушки проявили невероятное мужество и отвагу, ведь каждый день, отправляясь на новое задние, они рисковали всем. Предательство Стаховича повлекло за собой ужаснейшие последствия: всех партизан поместили в тюрьмы. Зловонные камеры, отсутствие еды и воды не были так страшны, как пытки. Для фашистов не существовало ни человечности, ни жалости, ненависть к партизанам и желание узнать скрываемые тайны заставляли их издеваться над детьми, используя самые противные и низкие методы. Партизаны до самой смерти сохраняли преданность Родине, они не выдали ни одного секрета. Молодогвардейцы заплатили за победу самую высокую цену – свою жизнь. Так, любовь к Родине проявляется в искреннем желании людей защищать свою страну от нападений жестоких захватчиков. Тот, кто предан Отечеству, не позволит врагу свирепствовать там, где он родился и вырос. Любовь к Родине – чувство, которое толкает человека на героические подвиги, заставляет его ставить интересы страны, выше собственных.
Любовью к Родине обладал и главный герой произведения А. С. Грибоедова «Горе от ума». Александр Чацкий вернулся домой после длительного пребывания за границей. Во время путешествия он успел познакомиться со множеством интересных личностей, разбиравшихся в тонкостях искусства, он узнал о художниках, скульптурах, науке и многом другом. Чацкий думал, что изменения затронули и российское светское общество, но глубоко ошибался. Начав общаться с Фамусовым, Софьей, Молчалиным и другими, он понял, что для них до сих пор чин, воинское звание, связи и деньги являются наиболее важными характеристиками личности. Александр не собирался мириться с предрассудками «фамусовского общества», он хотел изменить их сознание, заинтересовав людей искусством, культурной жизнью, но для всех князей, княжон и их детей сплетни и пустые разговоры были куда более интересны, а признать Чацкого сумасшедшим было гораздо проще, чем менять всю свою жизнь. Герой произведения распространял убеждения о важности искусства и науки не потому, что хотел показать, насколько он сам являлся образованным и умным, он искренно хотел повлиять на развитие своей страны. Для Чацкого было важно сделать Россию развитой, современной страной, но, к сожалению, общество оказалось совершенно не готово к каким-либо совершенствованиям. Так, любовь к Родине – это неравнодушие к судьбе Отечества, желание изменить старые несовершенные порядки на новые убеждения, которые смогут лишь улучшить жизнь граждан.
В заключение хочу сказать, что любовь к Родине – важное чувство, которым должен обладать каждый. Настоящими патриотами являются те, кому не безразлично будущее своей страны. Для них по-настоящему важно сделать всё, что находится в их силах, чтобы добиться благополучия будущих поколений и сделать жизнь современных граждан наиболее счастливой и насыщенной
Сочинения ЕГЭ выпускников на 25 баллов
Сочинения выпускников, оцененные экспертами на 25 баллов.
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Кассиля 2022:О МЕЧТЕ (Какова роль мечты человека в изучении космоса?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Богата 2022:О ТВОРЧЕСКИХ ЛЮДЯХ (Каждого ли человека можно назвать творческим?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Бондарева 2022:О ВОЕННОМ ВРЕМЕНИ (Как следует вести себя в сложной ситуации?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Богата 2022:О ЧУВСТВАХ (В чем заключает важность человеческих чувств?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Катаева 2022:О ГЕРОИЗМЕ (Кого можно назвать настоящим героем?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Белова 2022:О МАЛОЙ РОДИНЕ (Какую роль малая Родина играет в жизни человека?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Богата 2022:О ТВОРЧЕСТВЕ (Как может проявляться творчество?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Шолохова 2022:О СМЕЛОСТИ (Какие качества нужны человеку на войне?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Вересаева 2022:О ВРЕМЕНИ (Действительно ли сила времени неодолима?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Яковлева 2021:О НРАВСТВЕННОМ ВЫБОРЕ (Проблема нравственного выбора)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Грековой 2021:О ПЕРЕМЕНАХ (Как со временем меняются взгляды человека на привычные вещи?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Батыгиной 2021:ОБ ОТЗЫВЧИВОСТИ (Какие люди помогают отчаявшемуся человеку вновь поверить в свои силы?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Нагибина 2021:О ВЛИЯНИИ ВОЙНЫ (Как война влияет на судьбу человека?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Афонина 2021:О МАЛОЙ РОДИНЕ (Какие воспоминания пробуждают родные места?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Т. Скок 2021:О ВЕЛИКОДУШИИ (Какого человека можно назвать великодушным??)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Корчагина 2021:О ТРУДНОСТЯХ (Как люди преодолевают трудности?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Корчагина 2021:О ЧЕЛОВЕЧНОСТИ (Нужно ли сохранять свои человеческие качества даже в период трудностей?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Корчагина 2021:О НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВАХ (Какие нравственные качества людей раскрываются в сложных жизненных обстоятельствах?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Толстого 2021:ОБ ОБИДЕ (Как следует относиться к людям, которые когда-либо обидели вас?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Толстого 2021:ОБ УМЕНИИ МЫСЛИТЬ (Какую роль в жизни человека играет умение мыслить?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Толстого 2021:О СИЛЕ МЫСЛИ
Пример сочинения ЕГЭ по тексту С.Л. Соловейчика 2021:О СВОБОДЕ (Кто такой свободный человек?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Ю.Я. Яковлева 2021:О ПРЕДАТЕЛЬСТВЕ (Можно ли совершить предательство ради спасения близкого человека?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Ю.М. Нагибина 2021:О ВЛИЯНИИ ВОЙНЫ (Проблема влияния войны на судьбы людей)
ЕГЭ 2020 Литература, вариант 22.
№ 8. В чём заключается сущность противоречий в душе Николая Ростова?
Душу Николая Ростова раздирают сомнения, основанные на противоречивости жизненных реалий. С одной стороны, пирующие офицеры, к которым присоединяется и сам герой, с другой стороны, госпиталь, раненые солдаты, «запах мёртвого тела». «Для чего же, – думает Ростов, – оторванные руки, ноги, убитые люди? Зачем воевать друг с другом русским и французам, если император Александр любит и уважает Наполеона?»
Николай Ростов боится предаваться таким мыслям и сомневаться во всём, что происходит вокруг. Сомнения, противоречия в душе могут привести к тому, что «ничего святого не останется». Хотя он приходит к мысли, что его «дело исполнять свой долг, рубиться и не думать», но всё-таки в глубине души остаются неразрешённые вопросы.
№ 9. В каких произведениях русской литературы герои испытывают мучительные сомнения и в чём их можно сопоставить с толстовским героем?
Герои многих произведений испытывают мучительные сомнения. Так, Родион Раскольников, главный герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», одержимый теорией сильной личности, не знает покоя ни днём ни ночью. Мысленно он отточил свою идею, он поверил, что она правильная, но душа сопротивляется, не мирится с тем, что ради высокой цели можно отнимать у людей жизнь.
Мечется от внутренних противоречий и Григорий Мелехов, главный герой романа М. А. Шолохова «Тихий Дон». Во время гражданской войны он сражается то на стороне белых, то на стороне красных. И там и тут он сталкивается с жестокостью, видит море крови, и сам становится невольным участником кровавых распрей.
Таким образом, все названные герои, попавшие в водоворот страшных событий, в трудные условия, испытывают мучительные сомнения в выборе целей, в воплощении их в жизнь.
ЕГЭ 2021. Литература, вариант 2.
№ 8. Как содержание фрагмента влияет на значение его заключительной фразы?
Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете! Такой заключительной фразой заканчивается фрагмент рассказа И. А. Бунина «Антоновские яблоки». Её значение обусловлено содержанием текста с кольцевой композицией. Уже в первых предложениях говорится, как наступает «студёная заря» и «к ночи становится очень холодно и росисто». Не зря барчук бежит к дому, «пряча руки в рукава».
Но всё же «аромат новой соломы и мякины», и «душистый дым вишневых сучьев», и «сказочная картина» звёздного неба, и «чистый, чуткий воздух» – всё это приводит рассказчика в восхищение, и он душой и сердцем чувствует, «как хорошо жить на свете».
Таким образом, заключительная фраза по своему значению подытоживает всё содержание фрагмента и является как бы следствием восприятия юным рассказчиком осенней природы.
№ 9. В каких произведениях отечественной литературы звучат воспоминания героев о своём детстве и в чём эти произведения можно сопоставить с «Антоновскими яблоками»?
В повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» главный герой, помещик Пётр Андреевич Гринёв, в своих записках вспоминает о детстве. К двенадцати годам Петруша с помощью крепостного дядьки кое-как научился читать, а его учитель, мосье Бопре, больше интересовался вином и женщинами, чем обучением мальчика. Петруша гонял голубей и играл с дворовыми мальчишками.
В отличие от него бунинский барчук более самостоятелен: он ночью приходит в сад, любуется звёздами, стреляет из ружья, но оба ведут праздный образ жизни.
В романе И. А. Гончарова «Обломов» тоже изображено детство главного героя. Семилетний Илья живёт в родной деревне с родителями, окружённый многочисленными слугами.
У барчука из «Антоновских яблок» и Ильи Обломова много общего: оба они дети помещиков, очень любознательные, готовые вбирать в себя всё прекрасное, но Илья менее свободен в своих поступках, так как за ним постоянно следят, ограничивают даже передвижение в пределах усадьбы.
Таким образом, во всех рассматриваемых произведениях герои в той или иной форме вспоминают о своём детстве. Мальчики принадлежат к дворянскому сословию, и поэтому они не приучены к труду, растут недорослями, хотя в них можно заметить и некоторую любознательность, и доброту.
№ 15. Как название стихотворения М. К. Луконина связано с его содержанием.
В небольшом стихотворении «Хорошо» автор утверждает мысль о том, что на войне, особенно перед боем, нужно быть оптимистом. Солдат должен верить в свои силы. Он обязан преодолевать страх смерти. Вера в успех – это уже половина победы. Если боец настроен на победу, то это очень хорошо. Поэтому стихотворение и называется «Хорошо».
№ 16. Кто из отечественных поэтов обращался к теме человека на войне и в чём их произведения можно сопоставить со стихотворением М. К. Луконина «Хорошо»?
К теме человека на войне обращались многие поэты, такие как А. Т. Твардовский, Н. С. Тихонов, М. И. Алигер, П. Г. Антокольский, А. А. Ахматова, О. Ф. Берггольц, Ю. В. Друнина, П. П. Хузангай, М. В. Исаковский, Я. Г. Ухсай, Б. Л. Пастернак и многие другие.
Одним из них, Михаилом Львовым, написано стихотворение «Высота». В нём поэт рассказывает о штурме высоты. Батальон взял её. Отталкиваясь от этого факта, автор приходит к философской мысли о том, что
У каждого есть в жизни высота,
Которую он должен взять когда-то.
В стихотворении Бориса Слуцкого «Мои товарищи» говорится о сгоревших танкистах, но они остались в памяти товарищей, «из них зажглись много звёзд». Их подвиг не забыт, «про них рассказывают в праздники, показывают их в кино».
Три жизнеутверждающих стихотворения полны оптимизма. Вера в победу, вера в себя перед боем, во время сражения, готовность погибнуть за родину – вот общие мотивы, которые объединяют эти произведения.