Сочинения 100 балльников по литературе егэ

8. Как в данном фрагменте проявляется характер Тихона Кабанова?

В данном фрагмент пьесы А.Н.Островского «ГРОЗА» представлен диалог Кабановой и её сына, читая который, мы понимаем: Тихон – безвольный, нерешительный человек, неспособный перечить своей властолюбивой матери. Он, взрослый женатый мужчина, всегда беспрекословно выполняет приказы Кабановой. «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!» — восклицает герой в ответ на язвительные упрёки матери. Сам Тихон признаётся, что он из воли Кабановой «ни на шаг». И всё потому, что Кабанов, душевно слабый, бесхарактерный, боится ослушаться свою деспотичную мать.

 9. В каких произведениях русской классики поднимается проблема отцов и детей?

Пьеса А. Н. Островского «Гроза» не единственное произведение в русской литературе, в котором отображён конфликт между представителями разных поколений. Например, эта проблема легла в основу романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», герои которого также не могут понять друг друга. Однако если в пьесе А. Н. Островского младшее поколение представляют набожные персонажи, большинство из которых боится перечить своим властолюбивым, деспотичным «отцам», то в романе И.С.Тургенева ведётся открытый спор между представителями либерального дворянства и их «детьми», революционными демократами, проповедующими нигилизм.

Конфликт «отцов» и «детей» отображён и в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад», в которой представлено не два поколения, как в драме А. Н. Островского, а три. А. П. Чехов сопоставил «прошлое» (помещики Раневская и Гаев ), «настоящее» (бывший крестьянин Лопахин) и « будущее» (молодая дочь Раневской Аня и «вечный студент» Петя Трофимов). В основу их конфликта легли разногласия, касающиеся дальнейшего развития России. Как и в пьесе А. Н. Островского, герои А. П. Чехова имеют совершенно разные представления о жизни.

15. Почему военная тема важна для лирического героя стихотворения?

 В данном стихотворении  Б. А. Слуцкого поднимается военная тема, которая, несомненно, очень значима для лирического героя  произведения. Значима потому, что герой сам «был политработником», стоял перед «рассеянными… в бою» шеренгами, «холодными» и «голодными», видел, как измученные солдаты шли в бой, в который их вело  чувство глубокой любви к Родине.  Поэтому он и считает своим долгом «от имени России говорить»  о мужестве и героизме русских солдат, «излагать с достойной правотой… приказов формулы простые». Лирический герой стихотворения после войны  собирается «предъявить» народу воспоминания о военном прошлом, «как справку», так как считает, что каждый должен знать о подвиге простых солдат, совершённом в непростое для Родины время.

16. В каких произведениях русской лирики поднимается военная тематика?

Военная тема звучит во многих произведениях отечественной лирики. Например, написанное в годы Великой Отечественной войны стихотворение А. Ахматовой «Мужество» — это обращение к народу, призыв проявлять стойкость, силу духа в непростой для Родины исторический период. Как и в стихотворении Б. А. Слуцкого, в стихотворении А. Ахматовой военная тема тесно переплетается с проблемой патриотизма, героизма.

Военную тему в своей лирике поднимал и А. Т. Твардовский. Лирический герой  стихотворения «Я знаю, никакой моей вины…», как и герой Б. А. Слуцкого, также является участником  военных событий. Он, переживший своих сослуживцев, осознает, что не виновен в их смерти, «но всё же» чувства досады, горечи не оставляют героя. 

17.3 Как раскрывается тема нравственного выбора в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон»?

Роман-эпопея М. А. Шолохова «Тихий Дон» — это книга о жизни казачества в непростой для России исторический период. Первая мировая война, революция, Гражданская война – вот события, которые легли в основу её сюжета, вот испытания, через которые проводит писатель-реалист главного героя произведения Григория Мелихова.

В первых главах романа М. А. Шолохов изображает мирную жизнь народа, знакомит читателя с обычаями, нравами и устоями казачества. Позже, с началом Первой мировой войны, «всколыхнулся, взволновался православный тихий Дон»: Григорий Мелихов вместе с остальными героями романа отправляется на фронт, где ему предстоит сделать непростой нравственный выбор. Наблюдая за действиями персонажа, мы видим, что Григорий по натуре не убийца. Он глубоко переживает из-за того, что заколол пикой австрийца. Переживает потому, что сделал свой нравственный выбор: он не хочет и не может «рубить» людей, «как тесто». Совершив убийство, главный герой признаётся брату, что он «уморился душой».

Нелёгкий нравственный выбор предстоит сделать Григорию Мелихову и во время Гражданской войны. Будучи представителем белогвардейцев, герой переходит на сторону большевиков. Переходит потому, что видит страдания угнетённого монархией народа, голод и беспредел начальников. Он борется за интересы красногвардейцев, однако позже осознаёт, что там, на войне, где, по словам известного писателя, борется не Каин с Авелем, а «Каин с Каином», нет правых: и красные, и белые потеряли гуманность в ходе страшных, леденящих душу событий.

В финале романа мы видим, что Григорий, потерявший на войне почти всю семью, любовь и даже надежду на светлое будущее своей страны, возвращается домой к единственному сыну. Он идёт туда, где живёт ненавистный ему большевик Мишка Кошевой, потому что осознаёт: ничего дороже сына у него не осталось.

Таким образом, на примере трагической судьбы Григория Мелехова М. А. Шолохов  раскрывает тему нравственного выбора человека в ходе войны и революции.

Готовое итоговое сочинение 2021-2022 по литературе по каждому направлению для допуска к ЕГЭ 2022 года. 

Можете ещё посмотреть: 5 готовых итоговых сочинений 2021-2022, примерные темы итогового сочинения

Итоговое сочинение на тему может ли путешествие изменить человека?

Может ли путешествие изменить человека? Бывают моменты, когда человек хочет сменить обстановку и отправиться в какое-нибудь новое для него место. Люди путешествуют, потому что ищут ярких впечатлений, но иногда вместе с этим изменяется и их мировоззрение. Любой путь так или иначе воздействует на человеческое сознание: появляются интересные идеи, мечты и планы. В большинстве случаев человек понимает, что должен изменить привычный уклад жизни. Именно в дороге мы больше размышляем и глубже погружаемся в свой внутренний мир. На мой взгляд, путешествия и перемены неотделимы друг от друга. Чтобы доказать эту точку зрения, обращусь к произведениям художественной литературы.

Так, например, в начале романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» главный герой – недоросль, инфантильный молодой человек, который никогда не отлучался из дома. Он мечтает о праздной жизни в Петербурге, хочет предаться всевозможным развлечениям, однако волею судьбы оказывается в Белогорской крепости. Петруша, покинув родной дом, знакомится с Зуриным, проигрывает ему большую сумму, ведёт себя достаточно грубо с Савельичем, всеми силами пытается выглядеть взрослым и самостоятельным. Но на протяжении повествования его система ценностей претерпевает важнейшие изменения: любовь к Маше Мироновой пробуждает в его сердце способность к состраданию и готовность к самопожертвованию. Путешествие, в которое отправляет Гринёва отец, помогает юноше стать сильным духом и нравственно чистым человеком.

Коренным образом изменяется и жизнь главного героя поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». «Душой – дитя, судьбой – монах» в 17 лет вырывается на свободу из стен монастыря. Три дня, которые он провёл на воле, в таинственном и немного пугающем мире, оказались важнее всей его жизни. Именно здесь он испытал сильные чувства и получил немало ярких впечатлений. Мцыри встречает грузинку, которая несёт над головой кувшин, и понимает, что влюбляется в неё с первого взгляда, хотя и не решается заговорить. Юноша бесстрашно сражается с барсом, рискуя своей жизнью. В какой-то момент он понимает, что не может быть частью этого мира, который оказывается чужим и немного враждебным. Однако герой умирает без сожалений: он счастлив, что отправился даже в такое короткое путешествие. Читая это произведение, невольно задумываешься о том, как скоротечно наше существование, поэтому так важно ценить каждое мгновение.

Таким образом, путешествие может стать для человека дорогой к самому себе, помочь ему лучше понять свой внутренний мир и обрести душевное равновесие. Иногда для того чтобы с честью пройти путь духовных исканий, необходимо покинуть место, в котором ты сейчас находишься. Мир широк и необъятен, поэтому знакомство с ним открывает перед человеком новые горизонты.

Итоговое сочинение на тему можно ли утверждать, что люди становятся зависимыми от новых технологий?

В настоящее время в современном мире появляется множество новых технологий, которые упрощают нашу жизнь. Например, уже достаточно сложно представить своё существование в XXI веке без компьютеров и мобильных телефонов, позволяющих значительно сэкономить время. Ритм жизни также становится достаточно быстрым, а значит, последствия научно-технического прогресса можно считать благоприятными. Однако довольно часто у людей развивается серьёзная зависимость от новейших технологий, и от неё не всегда легко избавиться. Обратимся к произведениям художественной литературы, чтобы доказать эту точку зрения.

Нельзя не вспомнить мир, созданный известным фантастом Р. Брэдбери в антиутопии «451 градус по Фаренгейту». Люди практически разучились мыслить самостоятельно. Чтобы ни о чём не думать, они вставляют в уши «радиоприёмники-втулки», смотрят бессмысленные телепередачи, большую часть своего времени проводят перед огромными экранами и стараются быть абсолютно одинаковыми. С теми, кто пытается каким-то образом проявить индивидуальность, расправляется Механический пёс – робот, который помогает искать преступников. В этом обществе нет места для душевного общения и взаимоподдержки: кругозор жителей ограничен, кажется, что они ничего не знают, кроме популярных названий и марок. Эта необразованность в конечном счёте приводит к деградации. Действительно, иногда ускоренное развитие новых технологий становится опасным как для отдельной личности, так и для всего человечества.

Проблема зависимости от новейших технологий волнует и многих современных отечественных писателей. В произведении «Библия в SMS-ках» Ая Эн пишет о подростках, а также взрослых людях, которые не представляет своей жизни без мобильных телефонов. В начале каждой главы мы читаем фрагменты из смс-переписки двух молодых людей на библейские темы. Конечно, герои используют разговорную лексику и стараются как можно сильнее упростить евангельские истории. Казалось бы, между Священным Писанием и короткими сообщениями не может быть ничего общего, однако у девочки Евы, которую грозятся лишить наследства, не остаётся другого выхода. В XXI веке вместе с развитием техники идёт и значительное упрощение человеческого мышления. Люди зачастую перестают читать длинные и сложные тексты и ищут их краткое изложение в интернете. Зависимость от новых технологий делает человека потребителем, привыкающим получать информацию в готовом виде. В книге Аи Эн есть замечательный лозунг – ДСГ, что означает «думай своей головой». К сожалению, технологические новшества могут лишить нас такой способности.

В заключение хочется сказать, что зависимость от новых технологий не даёт человеку двигаться вперёд и развиваться. Именно поэтому так важно внимательнее приглядываться к миру, который тебя окружает, проводить время с близкими, как можно больше общаться вживую, читать книги, а не только новостную ленту в социальных сетях.

Итоговое сочинение на тему что сильнее: закон или совесть?

Что может быть страшнее для человека угрызений совести? Наверное, нельзя придумать наказания хуже, ведь неслучайно совесть называют «законом законов». Именно она становится для нас главным судьёй, не позволяющим переступать запретную черту. Иногда даже наказание, предусмотренное законом, не может исправить преступника, если он лишён способности испытывать чувство стыда. Напротив, голос совести побуждает человека к раскаянию и внутреннему изменению. Чтобы доказать эту точку зрения, обращусь к произведениям художественной литературы.

Совесть может мучить человека, даже если он лишь отчасти виноват в произошедшей трагедии. Так, например, главный герой сентиментальной повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» Эраст обвиняет себя в смерти крестьянки Лизы. Он действительно полюбил эту девушку, но не мог жениться на ней, потому что это означало бы бросить вызов светскому обществу. К тому же юноша хотел поправить своё материальное положение и ради этого женился на нелюбимой женщине. Эраст даже не подозревал, какими серьёзными могут быть последствия, он не подумал о чувствах Лизы, которая не смогла пережить предательство возлюбленного. До конца своих дней герой считает себя преступником, по вине которого пострадала бедная девушка. Эти угрызения совести мешают Эрасту быть счастливым. Конечно, с точки зрения закона сам герой не совершил никакого преступления, поэтому не может быть наказан. Однако чувство вины не даёт молодому человеку покоя, потому что он нарушил моральные нормы.

Несомненно, совесть всегда оказывается сильнее закона, потому что её голосу невозможно сопротивляться. Так, герой романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Понтий Пилат, опасаясь потерять свой авторитет, несправедливо обвиняет человека и обрекает его на смерть. Именно поэтому Иешуа Га-Ноцри отмечает, что трусость – это самый главный человеческий порок. Прокуратор боялся, что его заступничество за философа вызовет подозрение у других людей: слишком смелыми были рассуждения Иешуа о власти. Однако в глубине души Понтий Пилат понимал, что перед ним уникальный человек – единственный, кто способен исцелить его душевные раны. Самое тяжёлое наказание для прокуратора – муки совести. Он осознаёт, что предал не только философа Га-Ноцри, но и самого себя, поэтому окончательно потерял надежду на нравственное воскресение.

Таким образом, совесть – это действительно самый важный и нерушимый закон, соблюдение которого помогает нам оставаться гуманными при любых обстоятельствах. Многие мыслители называют совесть внутренним судьёй или голосом, который невозможно заглушить. Это именно то, что не позволяет человеку снимать с себя ответственность и действовать безрассудно. Это тот законодатель, который побуждает нас совершать добрые поступки.

Итоговое сочинение как музыка может помочь человеку пережить трудное время?

В трудные минуты произведения искусства могут оказать человеку неоценимую помощь. Так, например, музыка способна исцелить душевные раны, стать лучшим утешением и лекарством от грусти и тревоги. Многим людям прослушивание любимых песен помогает не опускать руки и находить новые силы для движения вперёд. В чём же заключается прекрасная и таинственная сила музыки и почему её влияние на человека так велико? Обратимся к произведениям художественной литературы, чтобы ответить на эти вопросы.

В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» музыка играет важную роль в судьбе главных героев. Николай Ростов, проигравший товарищу Долохову достаточно крупную сумму, чувствовал себя подавленным и разбитым. Ему пришлось очень грубо и развязно поговорить со своим отцом, и в глубине души молодой человек злился на самого себя. В эту тяжёлую для героя минуту его сестра Наташа Ростова играла на фортепиано и пела, не думая ни о каких мелочах и просто наслаждаясь мгновением. Заворожённый музыкой, Николай Ростов невольно задумывается о том, как низменны его проблемы в сравнении с искусством. Жизнь, в которой есть музыка, прекрасна, а всё остальное значительно уступает духовным ценностям. Стоит ли лишать себя этой замечательной возможности жить и дышать из-за каких-то временных трудностей и неудач? Николаю кажется, что именно в эту минуту он по-настоящему счастлив: музыка заглушает его душевную боль и дарует ему утешение.

Музыка способна кардинальным образом изменить жизнь человека. Заглавный герой романа И.А. Гончарова «Обломов» изначально даже не собирался вставать с дивана и снимать домашний халат, потому что не видел смысла в насыщенном событиями существовании. Однако встреча с Ольгой Ильинской оказывает значительное влияние на героя, у которого появляется желание меняться в лучшую сторону. Примечательно, что чувство влюблённости поселяется в душе Обломова после прослушивания любимого музыкального произведения «Casta diva», исполненного новой знакомой. От звуков этой мелодии и голоса Ольги на лице героя сияет «заря пробуждённого», он сказал девушке, что глубоко почувствовал любовь, переданную через музыку. В этот момент лень и апатия отступают, уходят на второй план, жизнь Обломова преображается, его душа устремляется к счастью.

Действительно, без музыки жизнь становится бледной и пустой. М. Лютер, например, называл этот вид искусства «лучшим утешением для опечаленного человека». Безусловно, в тяжёлое для нас время музыка, вызывая определённые эмоции, помогает прислушаться к себе и наделяет особенной энергией, не позволяющей падать духом ни при каких обстоятельствах.

Итоговое сочинение как социальные пороки влияют на жизнь отдельного гражданина?

Могут ли социальные пороки оказать влияние на жизнь и судьбу отдельной личности? Достаточно часто человек восстаёт против навязанных обществом устоев и правил, потому что не хочет быть марионеткой в чужих руках. Во многих художественных текстах разворачивается конфликт между яркими индивидуальностями и социумом. К сожалению, обычно такие герои терпят поражение в этом столкновении, но их попытка что-либо изменить представляет большую ценность для человечества в целом. Это значит, что есть люди, которые не могут смириться с социальными пороками и готовы с ними бороться, чтобы сделать мир лучше. Обратимся к литературным произведениям, чтобы доказать эту точку зрения.

Так, в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» главный герой отказывается жить по правилам фамусовского общества. Он не может принять царящее вокруг лицемерие, чинопочитание и зависимость от общественного мнения. Чацкий отмечает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Действительно, он не собирается становиться таким же, как представители «века минувшего», их подобострастие вызывает у героя отвращение. Он чувствует себя чужим среди людей, которые обесценивают образование и духовные ценности. Именно поэтому герою не находится места в фамусовской Москве, его называют сумасшедшим. Чацкий считает, что пороки этого общества необходимо искоренить, но в пьесе у него нет ни одного единомышленника, не считая внесценических персонажей. Герою приходится отказаться от прежних планов и надежд на семейное счастье, чтобы сохранить свою индивидуальность.

В драме А.Н. Островского «Гроза» главная героиня Катерина также пытается протестовать против патриархальных порядков. В городе Калинове нет места науке, образованию и прогрессу, семьи продолжают жить по «Домострою», а младшее поколение должно неукоснительно соблюдать все требования старших. Самые авторитетные люди города – Дикой и Кабаниха – самодуры и тираны, живущие в замкнутом мире своих ограниченных консервативных убеждений. Катерина же – неординарная натура, которая видит смысл жизни в искренней любви и свободе. Девушка отказывается жить по установленным правилам, но так же, как и Чацкий, не находит смелых единомышленников. Бросая вызов обществу, героиня совершает самоубийство, однако протест одиночки заставил её мужа Кабанова задуматься о собственном угнетённом положении. Это значит, что в дальнейшем в Калинове произойдут важные изменения, и толчком к этому стал поступок Катерины.

В заключение хочется отметить, что социальные пороки действительно влияют на судьбу отдельного человека. Довольно часто общество подвергает таких людей насмешкам и критике и пытается всеми силами избавиться от них. Однако появление личностей, не желающих смиряться с навязанными сверху правилами, доказывает несовершенство общественного устройства и говорит о необходимости перемен.

ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ

8. Как в данном фрагменте проявляется характер Тихона Кабанова?

В данном фрагмент пьесы А. Н. Островского “ГРОЗА” представлен диалог Кабановой и ее сына, читая который, мы понимаем: Тихон – безвольный, нерешительный человек, неспособный перечить своей властолюбивой матери. Он, взрослый женатый мужчина, всегда беспрекословно выполняет приказы Кабановой. “Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!” – восклицает герой в ответ на язвительные упреки матери. Сам Тихон признается, что он из воли Кабановой “ни на шаг”.

И

все потому, что Кабанов, душевно слабый, бесхарактерный, боится ослушаться свою деспотичную мать.

9. В каких произведениях русской классики поднимается проблема отцов и детей?

Пьеса А. Н. Островского “Гроза” не единственное произведение в русской литературе, в котором отображен конфликт между представителями разных поколений. Например, эта проблема легла в основу романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”, герои которого также не могут понять друг друга. Однако если в пьесе А. Н. Островского младшее поколение представляют набожные персонажи, большинство из которых боится перечить своим властолюбивым,

деспотичным “отцам”, то в романе И. С. Тургенева ведется открытый спор между представителями либерального дворянства и их “детьми”, революционными демократами, проповедующими нигилизм.

Конфликт “отцов” и “детей” отображен и в пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад”, в которой представлено не два поколения, как в драме А. Н. Островского, а три. А. П. Чехов сопоставил “прошлое” помещики Раневская и Гаев. , “настоящее” бывший крестьянин Лопахин. и ” будущее” молодая дочь Раневской Аня и “вечный студент” Петя Трофимов. . В основу их конфликта легли разногласия, касающиеся дальнейшего развития России. Как и в пьесе А. Н. Островского, герои А. П. Чехова имеют совершенно разные представления о жизни.

15. Почему военная тема важна для лирического героя стихотворения?

В данном стихотворении Б. А. Слуцкого поднимается военная тема, которая, несомненно, очень значима для лирического героя произведения. Значима потому, что герой сам “был политработником”, стоял перед “рассеянными. в бою” шеренгами, “холодными” и “голодными”, видел, как измученные солдаты шли в бой, в который их вело чувство глубокой любви к Родине. Поэтому он и считает своим долгом “от имени России говорить” о мужестве и героизме русских солдат, “излагать с достойной правотой. приказов формулы простые”.

Лирический герой стихотворения после войны собирается “предъявить” народу воспоминания о военном прошлом, “как справку”, так как считает, что каждый должен знать о подвиге простых солдат, совершенном в непростое для Родины время.

16. В каких произведениях русской лирики поднимается военная тематика?

Военная тема звучит во многих произведениях отечественной лирики. Например, написанное в годы Великой Отечественной войны стихотворение А. Ахматовой “Мужество” – это обращение к народу, призыв проявлять стойкость, силу духа в непростой для Родины исторический период. Как и в стихотворении Б. А. Слуцкого, в стихотворении А. Ахматовой военная тема тесно переплетается с проблемой патриотизма, героизма.

Военную тему в своей лирике поднимал и А. Т. Твардовский. Лирический герой стихотворения “Я знаю, никакой моей вины.”, как и герой Б. А. Слуцкого, также является участником военных событий. Он, переживший своих сослуживцев, осознает, что не виновен в их смерти, “но все же” чувства досады, горечи не оставляют героя.

17.3 Как раскрывается тема нравственного выбора в романе М. А. Шолохова “Тихий Дон”?

Роман-эпопея М. А. Шолохова “Тихий Дон” – это книга о жизни казачества в непростой для России исторический период. Первая мировая война, революция, Гражданская война – вот события, которые легли в основу ее сюжета, вот испытания, через которые проводит писатель-реалист главного героя произведения Григория Мелихова.

В первых главах романа М. А. Шолохов изображает мирную жизнь народа, знакомит читателя с обычаями, нравами и устоями казачества. Позже, с началом Первой мировой войны, “всколыхнулся, взволновался православный тихий Дон”: Григорий Мелихов вместе с остальными героями романа отправляется на фронт, где ему предстоит сделать непростой нравственный выбор. Наблюдая за действиями персонажа, мы видим, что Григорий по натуре не убийца.

Он глубоко переживает из-за того, что заколол пикой австрийца. Переживает потому, что сделал свой нравственный выбор: он не хочет и не может “рубить” людей, “как тесто”. Совершив убийство, главный герой признается брату, что он “уморился душой”.

Нелегкий нравственный выбор предстоит сделать Григорию Мелихову и во время Гражданской войны. Будучи представителем белогвардейцев, герой переходит на сторону большевиков. Переходит потому, что видит страдания угнетенного монархией народа, голод и беспредел начальников.

Он борется за интересы красногвардейцев, однако позже осознает, что там, на войне, где, по словам известного писателя, борется не Каин с Авелем, а “Каин с Каином”, нет правых: и красные, и белые потеряли гуманность в ходе страшных, леденящих душу событий.

В финале романа мы видим, что Григорий, потерявший на войне почти всю семью, любовь и даже надежду на светлое будущее своей страны, возвращается домой к единственному сыну. Он идет туда, где живет ненавистный ему большевик Мишка Кошевой, потому что осознает: ничего дороже сына у него не осталось.

Таким образом, на примере трагической судьбы Григория Мелехова М. А. Шолохов раскрывает тему нравственного выбора человека в ходе войны и революции.

Loading…

Сочинения выпускников, получившие максимальный балл на ЕГЭ по литературе
— 55 готовых сочинений
— Проверены и перепроверены экспертами ЕГЭ
— Строго по кодификатору

В формате PDF за 290 рублей!

Эти сочинения содержат сотни аргументов, которые пригодятся на экзамене. Даже просто читая образцовые сочинения, вы учитесь правильной композиции и способу раскрытия темы. Это пособие поможет понять, как нужно писать сочинение на высший балл, и научиться этому на конкретных примерах.

Анна Каракова

Автор книги

ВОПРОС:

Как появился этот сборник?

ОТВЕТ:

За время работы сайта и проверки пробных ЕГЭ по литературе у Незнайки скопились сотни сочинений. Некоторые из них были написаны на высший бал. Мы отправили эти сочинения редактору Анне КАРАКОВОЙ, которая значительно улучшила тексты, дополнив и поправив их с точки зрения логики и композиции. После этого эксперт по ЕГЭ Анна Геннадьевна Маслова еще раз проверила все работы. Так появился сборник из 55 сочинений, которые можно не сомневаясь и не скромничая назвать образцовыми.

ВОПРОС:

Какие темы раскрывают 55 сочинений сборника?

ОТВЕТ:

Пособие содержит 15 сочинений из раздела ЕГЭ 17.1 (литература первой половины ХIХ века), 20 сочинений раздела 17.2 (литература второй половины ХIХ века) и 20 сочинений раздела 17.3 (литература первой половины ХХ века). Полный список тем можно посмотреть в демоверсии.

ВОПРОС:

Как я получу сборник после оплаты?

ОТВЕТ:

Сборник будет автоматически выслан на указанную в процессе оплаты почту. Вы получите пособие в формате PDF, который удобно читать с планшета, телефона или ридера. Или можно просто распечатать и читать.

Анна Геннадьевна Маслова

Существует множество пособий и учебников на тему «как писать сочинение». Но помимо теории, необходима практика, которая заключается не только в том, чтобы писать сочинения самому, но и в том, чтобы изучить образцы и понимать, к чему следует стремиться.

Анна Геннадьевна Маслова,
доктор филологических наук, эксперт ЕГЭ

Григорий Харин

Мы все время совершенствуем контент, тесты и форму обучения на сайте «Незнайка», стремясь сделать процесс максимально эффективным. Идея сборника родилась из понимания того, что изучение образцовых сочинений — это самый простой и короткий путь к максимально высоким баллам на ЕГЭ по литературе. Вперед!

Григорий Харин,
Основатель сайта «Незнайка»

Литература
Предложений 7

   В данном эпизоде показывается полное различие обоих героев во всём. Ленскому нравится проводить часы у Лариных, а Онегину напротив, ему скучно: » Да, скука, вот беда, мой друг». Даже в интересах к девушкам,  можно увидеть совершенно разное предпочтения.

Литература
Предложений 10

Фонвизин вкладывает в понятие злонравие особый смысл. Простакова всегда слишком сильно любила своего сына и позволяла ему всё, что вздумается. Она не думала, что это обернется против неё, но когда ей нужна помощь и поддержка от сына, тот отворачивается от Простаковой.

Литература
Предложений 7

В произведении Лермонтова «Герой нашего времени» Печорину чужд мир, главный герой относится к жизни как к чему-то пресному, его совершенно ничего не радует. Даже такое чувство как любовь для него чуждо, он может только играть с чувствами девушек, а после терять к ним интерес.( Печорин перестал посещать Бэлу после того, как она ответила ему взаимностью, он потерял интерес).

Литература
Предложений 7

У Блока не самый традиционный для поэзии образ весны, для него она многогранна. Ее многогранность автор демонстрирует во второй строфе с помощью противопоставлений (» Принимаю тебя, неудача, и удача, тебе мой привет!»).

Литература
Предложений 73

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1—В7; C1, С2.

ЯВЛЕНИЕ 6

Чацкий, Наталья Дмитриевна, Платон Михайлович.

Наталья Дмитриевна

Вот мой Платон Михайлыч.

Литература
Предложений 14

В каком произведении русской или зарубежной литературы изображены герои-антиподы и в чём этих героев можно сопоставить с участниками данной сцены «Горя от ума»?

Во многих произведениях русской литературы изображались герои-антиподы, например в «Мцыри».

В «Горе от ума» героем-антиподом выступает Чацкий, которого мало понимает фамусовское общество.

Литература
Предложений 21

Владимир ВысоцкийВот она, вот она…Вот она, вот она —
Наших душ глубина,
В ней два сердца плывут, как одно, —
Пора занавесить окно.

Пусть в нашем прошлом будут рыться люди странные,
И пусть сочтут они, что стоит все его приданное, —
Давно назначена цена
И за обоих внесена —
Одна л

Литература
Предложений 11


В каких произведениях отечественной поэзии звучит тема любви и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением В. С. Высоцкого «Ноль семь»?

 Во многих произведениях отечественной поэзии звучит тема любви, например, в стихотворении А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье».

Литература
Предложений 30

12.5. Какие эпизоды из поэмы М.Ю.

Литература
Предложений 96

ЯВЛЕНИЕ 6

Чацкий, Наталья Дмитриевна, Платон Михайлович.

Наталья Дмитриевна

Вот мой Платон Михайлыч.

Чацкий

Ба!

Многомудрый Литрекон знает, как сложно писать сочинения без определенной структуры, заранее одобренной проверяющими. Задание 17 на ЕГЭ по литературе именно такое: нужно самостоятельно выбрать тот вариант, который подойдет жюри и заслужит наивысшую оценку. Возможно, именно поэтому данный экзамен считается одним из самых сложных: колоссальное количество материала для изучения и никакой конкретики в последнем задании. А ведь за него получают 14 баллов! Сочинение на ЕГЭ по литературе определяет успех всего дела. Чтобы Вы сдали на высший балл и не обременили родителей платным место в вузе, Литрекон сделал примеры сочинений на ЕГЭ по литературе (задание 17), которые одобрили эксперты. Приятного просвещения!

Содержание:

  • 1 Как в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» раскрывается тема свободы? 
  • 2 В чём заключаются сила и слабость базаровского нигилизма? (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети») 
  • 3 Поэт и окружающий мир в стихотворениях Б.Л. Пастернака
  • 4 Тема воинского подвига в отечественной литературе в.п. 20 века

Как в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» раскрывается тема свободы? 

(390 слов) Тема свободы является одной из основных в творчестве М. Ю. Лермонтова. Лирические герои его произведений часто тяготились неволей, воплощенной в духовных, материальных и эмоциональных границах. Автор изобразил ощущение духовной несвободы и на страницах знаменитой поэмы «Мцыри», написанной в 1839 году. 

Главный герой стал пленником еще в детстве: русский генерал взял его с собой, вырвав ребенка из семьи. Но из протеста мальчик перестал есть, заболел, и похититель оставил жертву в монастыре. Там герой и вырос, став послушником. Правда, идеалы чужой веры так остались ему чужды: «Таких две жизни за одну, но только полную тревог, я променял бы, если б мог» — говорит он в предсмертной исповеди. Свой выбор он выразил новым протестом — побегом из «тюрьмы своей». Но попытка воссоединиться с отчим домом провалилась, потому что Мцыри не хватило сил и знания местности. Уже на уровне сюжета читатель видит раскрытие темы свободы: герой лишается ее, но готов поставить на карту жизнь, лишь бы вернуть ее обратно. Значит, свобода в поэме «Мцыри» — это воплощение идеала, ради которого стоит жить.

Рассмотрим тему свободы глубже — на уровне ассоциаций и символов. Мцыри повторил судьбу своей Родины: Кавказ тоже был захвачен, ему тоже насаждали чуждые ему устои и порядки, он тоже не смог спастись. В то же время именно Кавказ ассоциировался у автора с воплощением вольности. В царское время там находили приют непокорные придворные, отличающиеся инакомыслием и бунтарством. Сам Лермонтов был сослан именно на Кавказ. Благодаря высокой концентрации диссидентов и оторванности от центра власти на Кавказе сформировалась атмосфера вольности. Нельзя игнорировать и природные особенности региона, куда так хотел вернуться Мцыри. Раздолье южной природы, гордые профили гор, близость к первозданному и дикому — все это является олицетворением свободы в поэме. К этому бежит Мцыри от формализма и бездушности цивилизации, воплощенной в монастыре. Его аскетизм противопоставлен богатству естественного мира, его тишина — шуму грозы и рычанию барса. Автор применил прием антитезы, чтобы вывести тему свободы на духовный уровень. Монастырь, символизирующий цивилизацию, закрепощает людей, делает их зависимыми. А природа с ее диким раздольем олицетворяет волю, которая так нужна личности для самореализации и счастья. Без нее нет полноценной жизни, поэтому герой умирает в финале поэмы.

Таким образом, свобода в поэме М.Ю. Лермонтова — это не только стремление героя к Родине и физической независимости от монастыря, но и духовное состояние личности, являющееся главным условием ее развития. Автор находит его за пределами рамок, навязанных обществом. Свободу нам дарят близость к естественному миру и следование его законам.

В чём заключаются сила и слабость базаровского нигилизма? (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети») 

(438 слов) Одной из главных тем романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» является нигилизм. Это понятие, отражающее особое отношение к миру, которое заключается в полном скептицизме и отрицании общепринятых основ. В произведении эту философскую позицию защищает главный герой — Евгений Базаров. У его точки зрения есть слабые и сильные стороны, в которых интересно разобраться подробнее.

О слабости нигилизма не раз говорит Павел Петрович Кирсанов — главный оппонент Базарова. «Прежде молодым людям приходилось учиться; не хотелось им прослыть за невежд, так они поневоле трудились. А теперь им стоит сказать: все на свете вздор! — и дело в шляпе» — замечает он. Подтверждение его словам читатель находит, когда знакомится с описанием образов Ситникова и Кукшиной. Это глупые, примитивные, безнравственные люди, которые прикрывают свое бескультурье и невежество красивыми словами. Действительно, нигилизм оправдывает тех, кто отвергает все то, чего попросту не знает. Его используют для отвода глаз те, кто ничем всерьез не интересуется. Кроме того, Кирсанов-старший дает свое определение нигилисту: это человек, «который ничего не уважает». Разве может переделать мир к лучшему тот, кому все дозволено, кто ничего не считает святым? Конечно, в патриархальных основах общества того времени были пороки, но они все же не так страшны, как полное отрицание всех ценностей и нравственных ориентиров. Отсутствие определенной программы и созидательного элемента в нигилизме признает сам Базаров, говоря о том, что сначала нужно разрушить, а строить будет кто-нибудь другой. Абстрактность, категоричность, цинизм — вот минусы мировоззрения Евгения.

Но есть у нигилизма и сильные стороны. Критическая точка зрения позволяет увидеть ошибку и оперативно ее исправить, в то время как конформизм создает иллюзии полного порядка. Например, Базаров не боится поднимать проблему снохачества — домогательств свекра по отношению к невестке. «Вы, чай, слыхали о снохачах?» — говорит он Павлу Петровичу. Благородные дворяне много рассуждали о семейных ценностях народа, но не замечали реальное положение дел. Отрицание помогает не только лучше видеть, но и быть лучше. Человек, который не верит на слово, нацелен на самостоятельный поиск истины, который заложен в основе прогресса. Например, пока Аркадий и его родственники «сибаритствуют», Евгений встает раньше всех и работает, чтобы внести свой вклад в науку. У него есть интеллектуальная и духовная неудовлетворенность, которая толкает его вперед. В это же время его оппоненты год за годом вкладывают деньги в убыточное предприятие и ждут чудес. Они не могут сомневаться в том, что делают. На основании этих доводов можно сделать вывод, что сила базаровского нигилизма заключается в том, что он заставляет человека работать над миром и над собой, раскрывает глаза на существующие проблемы и расчищает дорогу новым веяниям.

Таким образом, нигилизм имеет и положительные, и отрицательные стороны. Эта позиция может быть категоричной и бесперспективной в некоторых аспектах, но нельзя отрицать ее силу — стремление к совершенствованию мира в себе и вокруг себя.

Поэт и окружающий мир в стихотворениях Б.Л. Пастернака

(323 слова) Тема природы встречается в стихотворениях каждого поэта. Все творческие люди неразрывно связаны с нею, ведь черпают вдохновение из красоты окружающего мира. Нельзя не заметить этого и в творчестве Б.Л. Пастернака — известного советского поэта, удостоившегося Нобелевской премии. Его произведения погружают читателя в царство природы.

Одним из любимых стихотворений поэта считается произведение «Февраль». В нем автор связывает свои творческие порывы с миром за окном: «Февраль. Достать чернил и плакать!». Каждое природное явление проецируется в литературе: «С деревьев тысячи грачей сорвутся в лужи и обрушат сухую грусть на дно очей». Видя пейзажи, поэт обретает настроение, необходимое для создания «стихов навзрыд». Лирический герой нанимает пролетку, чтобы уехать из дома оказаться наедине с февральской оттепелью, которая является источником его вдохновения. Этот пример позволяет сделать вывод, что природа для автора — кладезь новых идей, эмоций и сюжетов.

В описании природы Пастернак чаще всего использует прием олицетворения. Например, в стихотворении «Июль» жаркий летний месяц «снял комнаты у нас внаем» и «везде болтается некстати». Он становится одушевлённым героем произведения, который активно действует и вмешивается в жизнь лирического героя. Благодаря его активности меняется все вокруг, преображается весь домашний мир. Для поэта «отпускник» становится другом, всегда желанным гостем, который приносит душистые запахи и свежий ветерок. Это говорит о близости Пастернака к природе, об исключительной любви к ней.

Природа в творчестве Пастернака — это не только источник вдохновения и олицетворенный персонаж. Это еще и пример для подражания, мотивация для труда. В стихотворении «Ночь» поэт проводит параллель между звездой и художником. Небесные светила работают по ночам, освещая землю, даря надежду и красоту. Так и творческие люди должны неусыпно трудиться, чтобы их произведения излучали свет и радовали людей. «Не прерывай труда, не спи, борись с дремотой, как летчик, как звезда» — пишет автор. Именно неиссякаемая энергия окружающего мира заставляет поэта двигаться вперед.

Таким образом, окружающий мир в стихотворениях Б.Л. Пастернака неразрывно связан с поэтом и его творчеством. Природа вдохновляет, поддерживает, дает пищу для размышлений. Она становится другом, музой, советчиком. Без нее не обходится ни одно произведение автора.

Тема воинского подвига в отечественной литературе в.п. 20 века

(418 слов) Тенденция доминирования темы воинского подвига в отечественной литературе второй половины 20 века исторически обусловлена: советский народ победил «коричневую чуму» и избавил Европу от фашизма. Но эта победа далась ему нелегко. Многочисленные жертвы подсчитываются до сих пор. Литература отразила немыслимые страдания людей, которые выше себя поставили нравственный долг по отношению к Родине. Благодарные потомки должны уделить особое внимание анализу послевоенной литературы, где поднимется тема подвига, важная для сохранения исторической памяти.

Одним из наиболее известных и резонансных произведений о народном подвиге является повесть Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие». Автор описал героический поступок отряда зенитчиц, которые своими недостаточными силами удерживали вражеских диверсантов и сорвали их операцию. Под командованием старшины Васкова молодые девушки храбро боролись с солдатами, не жалея своей жизни. Все они погибли, но каждая героиня внесла свой вклад в успех операции… Или не каждая? Собственно, вклад и операция в книге находятся на заднем плане. Автор повествует не о подвиге в традиционно-официозном значении этого слова. Нет в сюжете грандиозных батальных сцен, горы вражеских трупов и феноменальных успехов, как во множестве современных фильмов. Лиза, например, не сделала по врагам ни одного выстрела, она утонула в болоте. Галя и вовсе струсила и выдала свое место положения. Соня попала в засаду и ничего не успела предпринять. Героизм Риты, Сони, Жени, Гали и Лизы заключается именно в том, что они не были героями и не должны были ими быть. Неподготовленные к серьезному бою зенитчицы были специально направлены в тихое место, где ничего не случалось. Однако они не дрогнули перед опасностью и встретили ее достойно, хотя за робость женщин никто бы не осудил. Они же задержали диверсантов своими силами и одержали нравственную и фактическую победу над оккупантами: обычные люди, не озверевшие от крови, не наделенные мощным оружием, смогли остановить вооруженных до зубов бойцов, закаленных в жестоких сражениях. Безликая и бесчеловечная машина фашизма была выведена из строя и кем? Вчерашними школьницами, которые вздрагивают от выстрелов и влюбляются в командиров. За свою землю, за свои идеалы в строй встали даже девушки, сила которых заключается в любви, а не в ненависти. Этот пример позволяет сделать вывод, что подвиг советского народа заключается в человечности и стойкости, которые помогли закончить войну, а не развязать еще одну.

Таким образом, тема воинского подвига в отечественной литературе второй половины 20 века раскрывается в свойственном русским писателям гуманистическом направлении. Б.Л. Васильев, как и многие авторы, акцентировал внимание не на фактическом результате героического поступка и не на его идеологической роли. Они писали о простом человеке, который сделал нравственный выбор и пожертвовал всем, но не своей человечностью. В этом и состоит его сила. 

Сочинения ЕГЭ выпускников на 25 баллов

Сочинения выпускников, оцененные экспертами на 25 баллов.

Пример сочинения ЕГЭ по тексту Кассиля 2022:О МЕЧТЕ (Какова роль мечты человека в изучении космоса?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Богата 2022:О ТВОРЧЕСКИХ ЛЮДЯХ (Каждого ли человека можно назвать творческим?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Бондарева 2022:О ВОЕННОМ ВРЕМЕНИ (Как следует вести себя в сложной ситуации?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Богата 2022:О ЧУВСТВАХ (В чем заключает важность человеческих чувств?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Катаева 2022:О ГЕРОИЗМЕ (Кого можно назвать настоящим героем?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Белова 2022:О МАЛОЙ РОДИНЕ (Какую роль малая Родина играет в жизни человека?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Богата 2022:О ТВОРЧЕСТВЕ (Как может проявляться творчество?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Шолохова 2022:О СМЕЛОСТИ (Какие качества нужны человеку на войне?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Вересаева 2022:О ВРЕМЕНИ (Действительно ли сила времени неодолима?)

Пример сочинения ЕГЭ по тексту Яковлева 2021:О НРАВСТВЕННОМ ВЫБОРЕ (Проблема нравственного выбора)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Грековой 2021:О ПЕРЕМЕНАХ (Как со временем меняются взгляды человека на привычные вещи?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Батыгиной 2021:ОБ ОТЗЫВЧИВОСТИ (Какие люди помогают отчаявшемуся человеку вновь поверить в свои силы?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Нагибина 2021:О ВЛИЯНИИ ВОЙНЫ (Как война влияет на судьбу человека?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Афонина 2021:О МАЛОЙ РОДИНЕ (Какие воспоминания пробуждают родные места?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Т. Скок 2021:О ВЕЛИКОДУШИИ (Какого человека можно назвать великодушным??)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Корчагина 2021:О ТРУДНОСТЯХ (Как люди преодолевают трудности?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Корчагина 2021:О ЧЕЛОВЕЧНОСТИ (Нужно ли сохранять свои человеческие качества даже в период трудностей?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Корчагина 2021:О НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВАХ (Какие нравственные качества людей раскрываются в сложных жизненных обстоятельствах?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Толстого 2021:ОБ ОБИДЕ (Как следует относиться к людям, которые когда-либо обидели вас?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Толстого 2021:ОБ УМЕНИИ МЫСЛИТЬ (Какую роль в жизни человека играет умение мыслить?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Толстого 2021:О СИЛЕ МЫСЛИ
Пример сочинения ЕГЭ по тексту С.Л. Соловейчика 2021:О СВОБОДЕ (Кто такой свободный человек?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Ю.Я. Яковлева 2021:О ПРЕДАТЕЛЬСТВЕ (Можно ли совершить предательство ради спасения близкого человека?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Ю.М. Нагибина 2021:О ВЛИЯНИИ ВОЙНЫ (Проблема влияния войны на судьбы людей)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Сочинений шочмо ялем
  • Сочинения императрицы екатерины ii 1893 цена
  • Сочинений сар нерген
  • Сочинением салернской врачебной школы является
  • Сочинения ивана пересветова

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии