Образцы экзаменационных сочинений с
комментариями и оценкой
Познакомьтесь с несколькими сочинениями,
написанными на Едином государственном
экзамене по русскому языку, а также с
комментариями к ним и оценкой. (Тексты
даются без редактирования, с сохранением
орфографии и пунктуации автора сочинения.)
Текст 8
(1) Выросла рябинка при дороге.
(2) Она выросла случайно, незаконно,
пристроилась на обочине, у высокого
дощатого забора. (3) Всё тянулась к свету
и вот поднялась, долговязая, как подросток,
угловатая и милая, мотая на ветру кудрявой
головой.
(4) Наступил август. (5) Тонкие ветки рябины
согнулись под тяжестью пышных богатых
гроздьев, ярко и празднично окрашенных.
(6)Деревце запылало, как костёр на юру.
(7)Хороша была рябинка и в погожий день,
когда гроздья смеялись навстречу солнцу,
и после дождя, когда каждая ягода дрожала
в капле воды и ветки застенчиво протягивали
свои добрые длинные листья, склеенные,
как пальцы после долгого рукопожатья.
(8) Шла мимо девочка.
(9) Увидела рябинку, поахала.
(10) — Возьму-ка я одну веточку. (11) Одна
веточка это ведь так мало, ничего с
деревцем не случится.
(12) И она была по-своему права.
(13) Ехал на машине усатый дядька.
(14) — Ух ты… (15) Прямо картинка… (16)
Шикарно!
(17) Он остановил машину, вылез из-за руля.
(18)Ветки рябины так и затрещали под его
сильной рукой.
(19) — Вот какая стоит богатая, небось не
обеднеет, если я прихвачу для жинки
две-три ветки.
(20) Что ж, он был тоже по-своему прав.
(21) Под вечер шли туристы.
(22) — Хорошая рябинка, правда, ломаная.
(23) Ну, Зинка, чур, всем по одной! (24) Зря
не брать, слышишь, Витька, только по
одной! (25) Мы народ организованный, должны
подавать пример…
(26) Шёл в сумерках влюблённый.
(27) — Эх, какое дерево искорёжили, смотреть
больно. (28) Бездушные люди, не умеют
беречь красоту!
(29) На рябинке горела одна-единственная
яркая кисть, которую никто, видимо, не
смог достать. (30) Влюблённый был высокого
роста, он встал на цыпочки и сумел-таки
дотянуться. (31) Всё равно последняя
кисть, она уже дереву не поможет… (32) А
Люсенька обрадуется.
(33) На другой день приехал хозяйственник.
(34) — Что это ещё за уродец? — строго
спросил он, наткнувшись на рябинку.
(35) — Убрать. (36) Срубить. (37) А то весь вид
портит.
(38) И он был по-своему прав.
(39) В этой истории все правы. (40) Виноватых
нет. (41) Но и рябинки тоже нет.
(По Н. Соколовой)
Пример 1.
Сочинение по тексту Н. Соколовой
“Рябинка”
На первый взгляд, история, написанная
Н. Соколовой, о рябинке: её расцвете,
жизни, очень недолгой, и смерти. Да, это
верное утверждение. Рассказ о рябинке,
но он наполнен идеями, главная из которых
касается нравственной жизни человека
в частности и общества в целом. Эта идея
— идея прекрасного, которая незаметно
для самих себя разрушается обществом.
Тема, заявленная в тексте и раскрывающаяся
на простом примере, действительно
важная. Быть человеком, а, следовательно,
нравственной личностью, включающей в
себя и моральные устои предыдущих
поколений, и чувство долга, и чувство
прекрасного, удаётся не каждому. К идеалу
все идут (стараются идти), но никто его
не может достичь: кто-то приблизился к
нему “на вытянутую руку”, “на шаг”, а
кто-то зорко глядит издалека и считает,
что не его цёль в жизни — достичь идеала.
А эта цель должна быть у каждого!
Автор включает в текст целую социальную
группу людей: от маленькой девочки,
которая по-детски наивна, до усатого
дядьки, сознательно “прихватившего
для жинки” две-три ветки.
Соколова использует рефрен: “Он (она,
они) по-своему прав”. А что в результате:
“виновных нет, но и рябинки тоже нет.
Да, эта история и показательная, и
поучительная. А чему она учит? На этот
вопрос каждый ответит сам для себя.
В композицию текста включена прямая
речь, а не косвенная, не переданная
автором, что даёт нам более точную
картину взаимоотношений.
Рябинка — это образ. Тонкие ветки, пышные
и богатые грозди, ярко и празднично
окрашенные. Несколько сравнений (в
третьем, пятом и седьмом предложениях)
доказывают нам, что рябинка — образ
человека, подростка, который вначале
жизни тянет СВОИ пальцы к свету, теплу,
добру. Он, как образ прекрасного, был
загублен, правда, несознательно.
Позиция автора заключается в лексике
текстов. Это и рябинка, а не рябина,
это и многочисленные прилагательные,
деепричастия и причастия (милая
кудрявая голова, добрые длинные листья,
погожий день, пышные богатые гроздья и
многое другое). Трагический финал — это
в целом победа зла над добром? Нет,
безусловно! Это вызов будущему поколению,
которое должно будет осознать эту истину
и встать на правильный путь — путь
нравственности.
Таким образом, автор обращается к
проблеме, относящейся к категории вечных
вопросов. Следовательно, этот текст
можно отнести к разряду философских.
Я солидарен с позицией автора. Как
сторонник идей прекрасного, нравственного,
разумного (по крайней мере, стараюсь
ним быть), я сознаю, что жить надо ради
самой жизни и не терять её цель!
Комментарий и оценка сочинения по тексту н. Соколовой “Рябинка”
Критерий |
Баллы |
Обоснование |
К1 К3 |
2 |
Иносказательный смысл текста понят Сочинение |
К2 |
2 |
Характерные для текста языковые |
К4 |
3 |
Учащийся излагает свою позицию |
К5 |
3 |
Работа характеризуется смысловой |
К6 |
1 |
В целом речь свободная, местами |
К7 |
1 |
Имеется одна бесспорная орфографическая |
К8 |
1 |
3 пунктуационные ошибки, из них 2 |
К9 |
2 |
1 грамматическая ошибка: незаметно |
К10 |
0 |
8 речевых недочетов: личность, включающая |
К1-10 |
15 |
Текст 9
(1) Стихи Цветаевой подчас трудны, требуют
вдумчивого распутывания хода ее мысли.
(2) Но ничто не было ей более чуждо, чем
орнаментальная игра со словами, поэзия
смутных намеков, любой вид импрессионистической
невнятности.
(3) То же и с ритмом. (4) Мощь и богатство
цветаевских ритмов ни с чем не сравнимы.
(5) Но как далеки они от зачаровывающей
музыкальной ворожбы!
(6) Ее нагромождения ударных слогов, ее
тире, ее бесконечные переносы как бы
призваны вбить кол в слово, пригвоздить
читателя к смыслу, к содержанию.
Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И все равно, и все едино.
Но если на дороге — куст
Встает, особенно — рябина
(7) О чем все это говорит?
(8) Начала, казалось бы, противоречащие
друг другу, взаимоисключающие, — с одной
стороны, невероятная, бурная, взрывающаяся
эмоциональность, а с другой — пронзительная
мысль — все сплелось в Цветаевой в
неразрывное целое.
(9) И это не только черта ее творчества,
по и всего се духовного строя и даже
внешнего облика.
(10) Я познакомился с Мариной Ивановной
в декабре 1939 года в Голицынском «Доме
творчества». (11) Никогда раньше не видел
я ни самой Цветаевой, ни ее портретов,
фотографий. (12) И воображению, довольно
наивному, как я сейчас понимаю, рисовался
образ утонченно-изысканной, быть может,
по ассоциации с альтмановским портретом
Ахматовой.
(13) Оказалось — ничего подобного.
(14) Никаких парижских туалетов — суровый
свитер и перетянутая широким поясом
длинная серая шерстяная юбка.
(15) Не изящная хрупкость, а — строгость,
очерченность, сила. (16) И удивительная
прямизна стана, слегка наклоненного
вперед, точно таящего в себе всю
стремительность ее натуры.
(17) Должен сказать, что ни на одной
фотографии тех лет я не узнаю Цветаеву.
(18) Это не она. (19) В них нет главного —
того очарования отточенности, которая
характеризовала всю ее, начиная с речи,
поразительно чеканной, зернистой русской
речи, афористической, покоряющей и
неожиданными парадоксами, и неумолимой
логикой, и кончая удивительно тонко
обрисованными, точно “вырезанными”,
чертами ее лица.
Е. Б. Тагер
Пример 2.
Сочинение по тексту Е.Б. Тагера “Марина
Цветаева”
Я познакомилась со стихами Цветаевой
в 11 классе, когда мы изучали поэзию
Серебряного века, учили её стихи, много
говорили о судьбе поэта. Не всё в её
стихах мне было понятно, но когда я
добиралась до сути и постигала смысл
написанного, то всегда поражалась
необыкновенной искренности, силе и мощи
её стихов, заставляющих читателя
переживать вместе с ней.
Я поняла, что это мой поэт, а в таких
случаях всегда хочется больше узнать
о человеке написавшем полюбившиеся
строки. И я счастлива, что сегодня на
экзамене, мне достался текст известного
литературоведа Евгения Борисовича
Тагера, который был знаком с Мариной
Ивановной, слышал её собственные стихи
из ее же уст, восхищался её речью
“поразительно чеканной, зернистой”.
Он помог мне сегодня еще лучше увидеть
и понять, какой была Марина Ивановна на
самом деле.
Я думаю, что Тагер хорошо знал и любил
стихи Цветаевой, и восхищался её
личностью. Этим чувством проникнут весь
текст. Он написан сильно и ярко. Мне
кажется, что и сам автор в чём-то главном
похож на Цветаеву: на одной страничке
текста он с большим мастерством
охарактеризовал и стихи и их автора.
Лучше Тагера мне не сказать, поэтому я
процитирую фрагмент текста, в котором
выражена суть творчества Цветаевой,
неординарность её личности.
«Начала, казалось бы, противоречащие
друг другу, взаимоисключающие, — с одной
стороны, невероятная, бурная, взрывающаяся
эмоциональность, а с другой — столь же
невероятно острая, всепроникающая,
пронзительная мысль — всё сплелось в
Цветаевой в неразрывное целое. И это
черта не только её творчества, но и всего
её духовного строя и даже внешнего
облика».
Прием противопоставления пронизывает
весь текст, что позволяет автору
подчеркнуть главное в творчестве и
личности поэта исключительность,
неординарность натуры. Примеры: «мощь
и богатство цветаевских ритмов»
противопоставляется «зачаровывающей
музыкальной ворожбе» некоторых поэтов
того времени; “строгость, очерченность
и сила, прямизна стана” Цветаевой
“изящной хрупкости” портрета
Ахматовой. В тексте широко используются
предложения со значением противопоставления,
различные по структуре: простые с
однородными членами и сложные — союзные
и бессоюзные. Часто встречаются союзы
а, но, не только — но и, как — так и,
вводные слова типа с одной стороны, с
другой стороны.
Удивительную силу и выразительность
придают тексту лаконичные односоставные
предложения: “Оказалось ничего
подобного”, «Никаких парижских туалетов
— суровый свитер и перетянутая широким
поясом шерстяная юбка». Как средства
выразительности используются также
синонимические ряды, блестящие эпитеты,
метафоры (см. цитируемый выше фрагмент
и первые абзацы текста).
Все это помогает увидеть поэта и лучше
понять его стихи.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
(1)Выросла рябинка при дороге.
(2)Она выросла случайно, незаконно, пристроилась на обочине, у высокого дощатого забора.(3) Все тянулась к свету и вот поднялась, долговязая, как подросток, угловатая и милая, мота на ветру кудрявой головой.
(4)Наступил август.(5)Тонкие ветки рябины согнулись под тяжестью пышных богатых гроздьев, ярко и празднично окрашенных.(6)Деревце запылало, как костёр на юру.(7)Хороша была рябинка и в погожий день, когда гроздья смеялись навстречу солнцу, и после дождя, когда каждая ягода дрожала в капле воды и ветки застенчиво протягивали свои добрые длинные листья, склеенные, как пальцы после крепкого рукопожатия.
(8)Шла мимо девочка.(9)Увидела рябинку, поахала.
(10)-Возьму-ка я одну веточку.(11)Одна веточка-это ведь так мало, ничего с деревцем не случится.
(12)И она была по-своему права.
(13)Ехал на машине усатый дядька.
(14)-Ух ты…(15)Прямо картинка…(16)Шикарно!
(17)Он остановил машину, вылез из-за руля.(18)Ветки рябины так и затрещали под его сильной рукой.
(19)-Вот какая стоит богатая, небось, не обеднеет, если я прихвачу для жинки две-три ветки.
(20) Что ж, он был по-своему прав.
(21)Под вечер шли туристы.
(22)-Хорошая рябинка, правда, ломанная.(23)Ну, Зинка, чур, всем по одной ветке.(24)Зря не брать, слышишь, Витька, только по одной!(25)Мы народ организованный, должны подавать пример…
(26)Шел в сумерках влюблённый.
(27)-Эх, какое дерево искорежили, смотреть больно.(28)Бездушные люди, не умеют беречь красоту!
(29)На рябинке горела одна-единственная яркая кисть, которую никто, видимо, не смог достать.(30)Влюблённый был высокого роста, он встал на цыпочки и сумел-таки дотянуться.
(31)-Все равно последняя кисть, она уже дереву не поможет…(32)А Люсенька обрадуется.
(33)На другой день ехал хозяйственник.
(34)-Что это ещё за уродец?- строго спросил он, наткнувшись на рябинку.
(35)-Убрать.(36)Срубить.(37)А то весь вид портит.
(38)И он был по-своему прав.
(39)В этой истории все правы.(40)Виноватых нет.(41)Но и рябинки тоже нет.
(По Н.Соколовой)
Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.
Напишите, о чём этот текст, какова позиция автора.
Разделяете ли вы точку зрения автора? Свой ответ аргументируйте.
Сочинение-рассуждение.
Как часто мы совершаем какие-либо поступки, не задумываясь о последствиях, считая их слишком мелкими. Но, к сожалению, как показывает горький опыт, зачастую незначительные действия приводят к серьёзным проблемам.
Именно эту актуальную для нашего времени тему затрагивает в своей миниатюре Н.Соколова. Её отношение к происходящему выражено в последних строках: «В этой истории все правы. Виноватых нет. Но и рябинки тоже нет». Автор текста показывает, что всё начинается с малого. Каждый подходящий к «милой рябинке» считал, что его действие не хуже, чем у других, что оно не сыграет роли. Но их совокупность привела к тому, что хозяйственник велел «убрать, срубить уродца».
Так происходит и сейчас. Одна из важнейших на сегодняшний день проблем — проблема загрязнения окружающей среды. Этот вопрос очень остро встал в последние десятилетия, а ведь когда-то всё начиналось с малого: появился один завод, другой; тут слили отходы в реку, там; здесь увеличилось число машин в миллионы раз, там. В масштабах планеты это действительно мелочи. Но все вместе привело к серьёзнейшим проблемам здоровья человека, исчезновениям видов животных и рассуждениям учёных о том, что через какое-то время людям просто нечего будет пить.
Очень важной проблемой является бытовой мусор. Многие семьи, выехав на природу на пикник, возмущаются, почему так грязно в лесу или на реке, откуда столько мусора. Но чуть позже сами оставляют после себя его ещё больше, не удосужившись собрать мусор и отвезти его на свалку. То же самое касается и городов. Тут бумажка, там фантик, а в итоге: грязный город. Ещё в древности люди говорили: «Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят».
Такая позиция ярко представлена в образе влюблённого, который возмущается поступками людей, изуродовавших дерево и в то же время сам отламывает последнюю живую ветку, оправдывая себя тем, что уже итак не помочь дереву.
Каждый человек должен начинать с себя, обращая внимания на любые мелочи, не рассчитывая на отсутствие последствий.
Слайд 1РР: Обучение сочинению-рассуждению по прочитанному тексту (ЕГЭ. Часть С)
Автор: 237-956-389, Овчинникова
Наталия Петровна, учитель русского языка и
литературы высшей квалификационной категории
Бронзовый сертификат качества соответствия No.9356 от 31.07.2013г
«Образовательные услуги для детей» СТП.ССИТ.16.12.)
2013-2014 учебный год
Слайд 2
Важно помнить, что при написании сочинения-рассуждения нужно соблюдать:
— последовательность изложения мыслей;
—
смысловую цельность и связность;
-абзацное членение текста;
— связки (логические мостики-переходы) между абзацами;
— использование слов-заменителей, чтобы избежать повторов и скудности речи;
— соответствие видовременных глагольных форм.
Во избежание фактических ошибок
— не забудьте прочитать информацию об авторе, которая обычно следует за текстом, чтобы использовать её в сочинении, не допустив тавтологии;
— при обозначении жанра произведения (если неизвестно наверняка) использовать выражения «данный отрывок» или «предложенный текст».
Структура сочинения – рассуждения по прочитанному тексту
Слайд 3Рябинка
(1) Выросла рябинка при дороге.
(2) Она выросла
случайно, незаконно, пристроилась на обочине, у высокого дощатого забора. (3) Все тянулась к свету и вот поднялась, долговязая, как подросток, угловатая и милая, мотая на ветру кудрявой головой.
(4) Наступил август. (5) Тонкие ветки рябины согнулись под тяжестью пышных богатых гроздьев, ярко и празднично окрашенных. (6)Деревце запылало, как костер на юру. (7) Хороша была рябинка и в погожий день, когда гроздья смеялись навстречу солнцу, и после дождя, когда каждая ягода дрожала в капле воды и ветки застенчиво протягивали свои добрые длинные листья, склеенные, как пальцы после долгого рукопожатия.
(8) Шла мимо девочка.
(9) Увидела рябинку, поахала.
(10) — Возьму-ка я одну веточку. (11) Одна веточка — это ведь так мало, ничего с деревцем не случится.
(12) И она была по-своему права.
(13) Ехал на машине усатый дядька.
(14) – Ух ты… (15) Прямо картинка… (16) Шикарно!
(17) Он остановил машину, вылез из-за руля. (18) Ветки рябины так и затрещали под его сильной рукой.
(19) — Вот какая стоит богатая, небось не обеднеет, если я прихвачу для жинки две-три ветки.
(20) Что ж, он был тоже по-своему прав.
(21) Под вечер шли туристы.
(22) — Хорошая рябинка, правда, ломаная. (23) Ну, Зинка, чур, всем по одной! (24) Зря не брать, слышишь, Витька, только по одной!
(25) Мы народ организованный, должны подавать пример…
(26) Шёл в сумерках влюблённый.
(27) — Эх, какое дерево искорёжили, смотреть больно. (28) Бездушные люди, не умеют беречь красоту!
(29) На рябинке горела одна-единственная яркая кисть, которую никто, видимо, не смог достать.
(30) Влюблённый был высокого роста, он встал на цыпочки и сумел-таки дотянуться.
(31) Всё равно последняя кисть, она уже дереву не поможет… (32) А Люсенька обрадуется.
(33) На другой день приехал хозяйственник.
(34) — Что это еще за уродец? -строго спросил он, наткнувшись на рябинку.
(35) — Убрать. (36) Срубить. (37) А то весь вид портит.
(38) И он был по-своему прав.
(39) В этой истории все правы. (40) Виноватых нет. (41) Но и рябинки тоже нет.
(По Н.Соколовой.)
Слайд 4- Каков смысл этой притчи? Исключите из перечня ответов лишний
а)
У каждого человека своя правда.
б) Надо задумываться над последствиями своих поступков.
в) Не кивайте на других, когда сами виноваты.
г) Надо беречь красоту.
Слайд 5
Основная проблема текста
Основная мысль: Красота в мире ничем незащищена.
Добрая воля человека – уберечь, сохранить её или смять, надругаться над ней. Каждый человек должен видеть последствия своих поступков и осознавать за них ответственность.
Притча поднимает экологическую проблему нравственного характера, отношения человека к окружающему миру, скрытого в поступках героев.
Слайд 6
Рябина обыкновенная принадлежит семейству розоцветных. Всего на земном шаре известно более 100 видов рябин. В нашей стране встречается 34 вида. Произрастает рябина обыкновенная практически везде.
Приверженность людей к рябине вызвана, прежде всего, необычайным изяществом этого дерева. Кроме того, рябина всегда была полезным растением в хозяйстве. Ее крепкая, отлично полирующаяся древесина использовалась при постройке мельниц, изготовлении карет, из нее делали обручи для бочек. А ещё рябина отличается противопожарными свойствами: в старину её специально сажали между деревянными строениями, дело в том, что живая древесина рябины практически не горит, а значит не даёт распространиться огню от дома к дому. Ароматные цветки употребляли в виде чая с молоком. Ягодами откармливали кур и овец, добавляли в корм коровам. Кора использовалась для дубления шкур, цветки и плоды — как слабительное и потогонное средство. Водные отвары сухих и свежих плодов использовали для оказания медицинской помощи.
Рябина — неплохой медонос. С каждого гектара ее насаждений можно получить 30 — 40 кг меда. Так же это прекрасное декоративное растение. Весной она радует нас своими белоснежными цветками с миндальным запахом, а осенью привлекает гроздьями оранжево-красных плодов. Эти свойства рябины нашли широкое применение в озеленении. Она стала украшением наших городов, парков, садов.
Рябина неприхотливое, зимостойкое растение, размножается
она корневыми отпрысками, отводками, черенками, семенами.
Рябина обыкновенная, выращенная из семени начинает плодоносить
на 8-10 году.
Сообщение о рябине
Слайд 7!!! Комментарий к проблеме!!!
Прокомментировать проблему – значит:
— показать степень
понимания текста;
— умение видеть его важные аспекты;
— понять замысел автора;
— понять ход авторской мысли.
Говорим об актуальности проблемы: экологическая проблема нравственного характера
Актуальная (почему? – 1-ый путь ответов), потому что даёт возможность понять:
— что значит красота рябинки для окружающих;
— почему рябинка – это не только красота, но и жертва;
— как относиться к окружающей красоте природы.
(почему? – 2-ый путь ответов):
— заставляет задуматься об ответственности за совершённые поступки;
— помогает убедиться в тесной взаимосвязи человека и природы…
Слайд 8 (1) Выросла рябинка при дороге.
(2) Она
выросла случайно, незаконно, пристроилась
на обочине, у высокого дощатого забора. (3) Все тянулась к свету и вот поднялась, долговязая, как подросток, угловатая и милая, мотая на ветру кудрявой головой.
(7) Хороша была рябинка и в погожий день, когда гроздья смеялись навстречу солнцу, и после дождя, когда каждая ягода дрожала в капле воды и ветки застенчиво протягивали свои добрые длинные листья, склеенные, как пальцы после долгого рукопожатия.
Как автор относится к рябинке,
как он её описывает?
Слайд 9Собственный комментарий
Помните, что собственный комментарий не должен
быть формальным, т.е.
Я согласна или не согласна…
Нужно мотивировать, почему?
Тогда ваш комментарий к сформулированной проблеме будет полным!
Слайд 10Аргументы и иллюстрации к ним
1. Бесспорные факты, истинные события.
2. Общепринятые положения,
принципы, нормы.
3. Пословицы и поговорки, отражающие народную мудрость, опыт народа.
4. Примеры из личной жизни или жизни окружающих.
5. Ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов.
6. Примеры из художественной литературы.
Слайд 11Пишем заключение сочинения
Таким образом, только от нас самих зависит,
какой будет природа, окружающий нас мир. В отношении к окружающей природе нет мелочей, важна каждая деталь, в том числе и «незаконно» выросшая рябинка у дороги.
Слайд 12Михаил Пришвин:
«Для иных природа – это дрова, уголь, руда, или дача,
или просто пейзаж. Для меня природа – это среда, из которой, как цветы, выросли все наши человеческие таланты.»
Слайд 14Использованные ресурсы
Курс интенсивной подготовки. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. / Сенина
Н.А., Нарушевич А.Г. – Ростов-на-Дону. «Легион» — 2013г.
Интернет-ресурсы:
электронный академический словарь — http:// dic.academic.ru
— текст притчи — http://www.saharina.ru
— сообщение о рябине — http://www.marmeladov.ru
— легенды о рябине — Женский сайт «Дамское счастье» http://www.dams- happy.ru/issue/show/455/
— банк аргументов — http:// 5-ege.ru
— сайт издательства «Экзамен» — презентация Егораевой «18EGE_Kommentarii.pps»
— шаблон для презентации — http://учебныепрезентации.рф