Бинарный урок русского языка и психологии по теме «Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению на морально этическую тему» по притче Яна Вишневского «Окно»
7 класс
Цель урока (образовательная):
— познакомиться со значением понятий «мораль», «нравственность»;
— формировать у учащихся навыки построения рассуждения;
Цель урока (развивающая):
-развить у учащихся творческие способности на основе формирования умений анализировать готовый материал, самостоятельно отбирать материал на определённую тему
Цель урока (воспитательная):
-воспитывать у учащихся нравственные качества посредством анализа дидактического материала
Ход урока:
— Здравствуйте, ребята. Сегодня мы будем готовиться к сочинению-рассуждению на морально – нравственную тему. На слайде понятие « мораль», «нравственность»
— Давайте вспомним что такое «мораль», «нравственность»? Какого человека можно назвать морально-нравственным? (ответы ребят)
— Предлагаю прослушать притчу Януша Леона Вишневского «Окно» (ученик или учитель читает наизусть. На слайдах 3-10 иллюстрация к притче).
— Ребята, какое впечатление на вас произвела притча? (ответы ребят)
Работа с текстом
- Определите идею (зависть доводит до полного уничтожения)
- Какой тип речи преобладает в тексте? (повествование с элементами описания) Что такое повествование?
- Раз тип речи — повествование, проследим динамику развития действия человека
У окна У стены
мог видеть
рассказывал, что
идёт (дождь)
сыплет (снег)
светит (солнце)
ходят (люди)
ездят (машины)
-Что такое зависть, по-вашему? (Зависть – чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого) (слайд 17)
— Существует 2 типа зависти: белая и чёрная. В чём разница между белой и чёрной завистью? (разное отношение к человеку и разные поступки: белая зависть- стремление сделать свою жизнь лучше, чёрная зависть – желание причинить вред другому) (слайды 12-13).
— Давайте дадим характеристику человеку, лежащему у окна и у стены. (У окна: добрый, чуткий, любящий жизнь и ближнего, хоть и обречён. У стены: злобный, «как бы самому посмотреть», завистливый, подлый).
— Что они чувствуют по отношению к друг другу? «Человек у окна хочет скрасить дни своего соседа. Зависть человека у стены только приближала его к смерти: лицо чернело, сил становилось меньше. Зависть толкнула его на подлость (косвенное убийство). Он раскаивается, сам себя судит, считает, что не имеет право на участие со стороны другого (сочувствие).
Работа со словом.
Подобрать слова с орфограммами, характеризующие человека у окна и у стены. (У окна: бесчувственный, сопереживание, сострадание, участие, милосердие, сочувствие. У стены: бессердечный, завистливый, жестокий, чёрствый)
— Какой тип речи вы будете использовать в сочинении? (рассуждение). Повторим композицию сочинения-рассуждения.
— Итак, ребята, тезис есть «До чего доводит зависть?». Попробуем письменно подобрать аргументы, не оформляя в сочинение, а дома завершим работу, написав сочинение-рассуждение на одну из тем. (Ребята пишут фрагменты сочинений и зачитывают в конце урока)
— Рекомендации к написанию сочинения: когда вы будете писать сочинение-рассуждение, необходимо отметить, что нужно делать, чтобы не поддаваться данному чувству.
Из детских сочинений:
Зависть – это ревностное отношение к достижениям окружающих людей.
В большинстве случаев зависть – это плохое качество, вызывающее у нас отрицательные эмоции.
Зависть разрушает жизнь человека.
Зависть – беспокойство душ, вытекающее из того, что желательным нам благом обладает другой человек, менее достойный, чем мы.
Завистливый человек несчастлив.
Сочинение-рассуждение
Что такое милосердие? ( по мультфильму «Окно»)
Структура рассуждения:
тезис—аргументы—вывод
План сочинения
1.
Введение.
Тезис.
Милосердие — одно из
важнейших проявлений нравственности. Милосердие — категория нравственная. По
тому, способен ли человек сострадать чужому горю, помочь хотя бы добрым словом,
можно судить о зрелости личности и общества в целом.
2. Рассуждение о фильме. Аргументы.
О чём этот фильм?
Какая поднимается
проблема? Актуальна ли она? Оцените поступки героев фильма.
Могло ли такое
произойти на самом деле?
О чём это говорит?
А какие люди окружают
вас?
Каких больше — добрых
или равнодушных?
Слышали ли вы о чём —
то подобном или были свидетелями?
Как вы думаете, почему
снижается отзывчивость, почему люди забывают о милосердии?
Связано ли равнодушие к
беде другого с тем, что люди стали более эгоистичными, главное, чтобы мне было
хорошо?
Что влияет на то, что
человек перестаёт замечать беды окружающих?
Можно ли связать снижение
отзывчивости с излишней робостью, боязнью быть «не как все»?
Можно
ли связать снижение отзывчивости с тем, что по телевизору и кино показывают
много жестокости?
Какой поступок,
достойный уважения, совершили вы в своей жизни?
3. Выводы.
В чём
вы видите выход, как сделать общество добрее, отзывчивее?
Притча «Окно»
Опубликовано: 20 Январь 2014. Автор: reader
В больнице, в двухместной палате, лежали два безнадежных больных человека. У них были совершенно одинаковые койки, совершенно равные условия… Разница была лишь в том, что один из них мог видеть единственное в палате окно, а другой – нет, зато у него рядом была кнопка вызова медсестры. Шло время… Тот, что лежал у окна, рассказывал соседу обо всем, что там видел: что на улице идет дождь, сыплет снег или светит солнце, что деревья то укрыты легким сверкающим кружевом, то подернуты легкой весенней дымкой, то убраны зеленью или прощальным желто-алым нарядом… Что по улице ходят люди, ездят машины… Каждый день второй больной слушал рассказы о жизни за окном, но теперь они перестали его радовать. Все его мысли занимал один вопрос, как бы самому посмотреть в это окно. Ведь это было последнее, что связывало их с большим миром, с настоящей жизнью. И так он изводил себя этими мыслями, что с каждым днём ему становилось хуже. Лицо чернело, сил становилось меньше.
И вот однажды случилось так, что тому, кто лежал у окна, ночью стало плохо. Он просил соседа вызвать медсестру, но тот почему-то этого не сделал. И больной, лежащий у окна, умер.
На следующий день в палату привезли другого больного, и старожил попросил, раз уж так получилось, положить его у окна. Его просьбу выполнили – и он наконец увидел… Что окно выходит на глухую серую стену, и кроме нее ничего за ним не видно. Он молчал какое-то время, а потом попросил своего нового соседа: «Знаешь… если мне ночью станет плохо… не вызывай медсестру».
Присылайте Ваши заметки на наш адрес vitoldyx@gmail.com
Образец. Язык…Задумываемся ли мы, для чего он нам дан? В своей притче Э.А.Вартаньян говорит о роли языка в нашей жизни. Речь человека может быть как «самым прекрасным», так и «самым ужасным», что есть на свете. Здесь нельзя не согласиться с автором. Безусловно, если бережно относиться к языку, тщательно изучать его, много читать, то язык станет «самым прекрасным», что есть на земле. И наоборот, если не учить правила, не читать художественную литературу, которая обогащает нашу речь, то язык станет «самым ужасным», что только существует в мире. Я считаю, что без речи невозможна жизнь человека. Нужно всегда помнить, что язык дан для того, чтобы говорить хорошие слова, приносить радость людям, наслаждаться чтением художественной литературы. Относитесь бережно к родному языку, ребята!
Слайд 18 из презентации «Сочинение по художественному тексту».
Размер архива с презентацией 595 КБ.
Сочинение
краткое содержание других презентаций
«Сочинение по художественному тексту» — Работа с текстом. Могут отсутствовать вводные слова, указывающие на порядок мыслей. Выделить предмет изображения. На сколько частей можно разделить текст. Эзопов язык — тайнопись в литературе, иносказание. Композиция сокращённого рассуждения. Работа с сочинением- шаблоном. Эзопов язык. Композиция полного рассуждения. Цели урока. Эзоп. Образец. Стиль и тип речи. Сочинение- рассуждение на основе текста художественного стиля.
«Как писать сочинение» — Как писать сочинения. План сочинения — рассуждения. Требования к сочинению. Описание должно быть взволнованным, изображение красочным. План сочинения — описания. План сочинения — повествования. Сочинение — повествование. Вступление. Эпиграф. Правила написания сочинений. Различают несколько видов (типов) сочинений. Сочинение. С чего начинать работу над сочинением. Сочинение — рассуждение. Жизнь людей не проста.
«Написание сочинения» — Цитата в качестве зачина. Определение темы текста. Обобщающее суждение. Связь с современностью. Риторический вопрос. Рассуждение о главном. Заключение. Развернутая мысль. Признаки вступления. Сравнение. Цитата как итоговое суждение. Лирическое размышление. Корректное возражение автору текста. Формулировка основных проблем. Диалог с воображаемым собеседником. Способы написания заключения. Назывное предложение в зачине.
«Проверка сочинений» — Алгоритм проверки экспертом работы. Ссылки на авторитет. Соблюдение фактологической точности. Твардовский в годы Великой Отечественной войны. Лексика. Этическая ошибка. Особенности проверки. Не все книги имеет смысл читать в детстве. Проблема. Точность и выразительность речи. Пунктуация. Сочинение по тексту С. Михалкова «Книги». Когда ошибка не должна влиять на оценку. Грамматические ошибки. Типы аргументов.
«Сочинение-рецензия» — Навыки рецензирования. Терминологический диктант. Особенности жанра. Вопросы и задания. Текст. Выразительность. Жизнь печальна. Природа творчества. Писатель Сирин. Онегинская строфа. И умру я не на постели. Элементы анализа. Сирин. Тайные мучения страстей. Структурные элементы рецензии. Писатель. Мои труды. Первое произведение. Рецензия как жанр. Обучение написанию сочинения в жанре рецензии. Фёдор Константинович Годунов-Чердынцев.
«Сочинение в начальной школе» — Начало половодья. Описание. Обучение сочинению младших школьников. Этапы подготовки к сочинению. Подготовка к сочинению по картине. Сочинения. Рассматривание картины. Развитие речи. Работа с заглавием. Игры. Впечатление. Работа над ошибками в сочинении. Загадалки. Работа по обучению сочинения. Черновик.
Всего в разделе
«Сочинение»
6 презентаций
0
Презентация «Притча «Окно»»
Притча «Окно» может быть использована на уроках ОРКиСЭ, внеклассных мероприятиях или классных часах. Материал будет полезен учителям начальных классов, классным руководителям и воспитателям.
Притчи — это назидательные истории, которые помогут учителю вовлечь в беседу детей по обсуждаемой теме. Большему восприятию смысла притчи помогает визуализация. Изображения использованы в соответствии с притчей.
Притча «Окно»
PPTX / 2.94 Мб
Опубликовано 08.03.18 в 15:49 в группе «ОРКСЭ »
Ответ:
Завить-это чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого. Завить часто возникает среди друзей, коллег по работе или среди конкурентов.
Завить мы можем увидеть в притче «Окно». Мужчина лежащий у двери палаты завидовал своему соседу, который лежал около окна и рассказывал про жизнь на улице, хотя он был слеп. Завить первого мужчины была настолько сильна, что когда у его соседа случился приступ, он не стал помогать ему. После смерти соседа, мужчина смог посмотреть в окно, но увиденное его не обрадовало: за окном была черная стена. Так завить погубила невинного человека. Ещё один пример показывающий завить мы можем заметить в «Сказке о мертвой Царевне и семи богатырях» Пушкина. Мачеха завидовала своей падчерице за то, что та красивее её. Завить заставила мачеху отравить падчерицу ядовитым яблоком.
Таким образом, завить-это негативное состояние психики, которое может привести к разрушительным последствиям.
tatiana2017D
07.10.2019 08:50 •
Литература