2 августа 2021
В закладки
Обсудить
Жалоба
Официальные критерии из утверждённой демоверсии ОГЭ-2022 по русскому языку.
№ |
Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (9.3) |
Баллы |
С3К1 |
Толкование значения слова |
|
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его |
2 |
|
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение, но |
1 |
|
Экзаменуемый дал неверное определение, или |
0 |
|
С3К2 |
Наличие примеров-аргументов |
|
Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй — из жизненного опыта, или |
3 |
|
Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста |
2 |
|
Экзаменуемый привёл пример(ы)-аргумент(ы) из жизненного опыта |
1 |
|
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента |
0 |
|
С3КЗ |
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения |
|
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
|
2 |
|
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но |
1 |
|
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный |
0 |
|
С3К4 |
Композиционная стройность |
|
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет |
2 |
|
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но |
1 |
|
В работе допущено две и более ошибки в построении текста |
0 |
|
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С3К1-С3К4 |
9 |
Внимание!
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, такая работа оценивается нулём баллов по всем критериям (С3К1-С3К4; ГК1-ГК4, ФК1).
Практическая грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оцениваются отдельно.
При проверке заданий 1 и 9 (1; 2; 3) оценка практической грамотности и фактической точности письменной речи экзаменуемого производится на основании проверки изложения и сочинения в целом и составляет 10 баллов.
№ |
Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого |
Баллы |
ГК1 |
Соблюдение орфографических норм |
|
Орфографических ошибок нет, или допущено не более одной ошибки |
2 |
|
Допущены две-три ошибки |
1 |
|
Допущено четыре и более ошибки |
0 |
|
ГК2 |
Соблюдение пунктуационных норм |
|
Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более двух ошибок |
2 |
|
Допущены три-четыре ошибки |
1 |
|
Допущено пять и более ошибок |
0 |
|
ГКЗ |
Соблюдение грамматических норм |
|
Грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка |
2 |
|
Допущены две ошибки |
1 |
|
Допущено три и более ошибки |
0 |
|
ГК4 |
Соблюдение речевых норм |
|
Речевых ошибок нет, или допущено не более двух ошибок |
2 |
|
Допущены три-четыре ошибки |
1 |
|
Допущено пять и более ошибок |
0 |
|
ФК1 |
Фактическая точность письменной речи |
|
Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет |
2 |
|
Допущена одна ошибка в изложении материала или употреблении терминов |
1 |
|
Допущено две и более ошибки в изложении материала или употреблении терминов |
0 |
|
Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по критериям ФК1, ГК1-ГК4 |
10 |
При оценке грамотности (ГК1–ГК4) следует учитывать объём изложения и сочинения.
Указанные в таблице 7 нормативы применяются для проверки и оценки изложения и сочинения, суммарный объём которых составляет 140 и более слов.
Если суммарный объём сочинения и изложения составляет 70–139 слов, то по каждому из критериев ГК1–ГК4 не может быть выставлено больше 1 балла:
ГК1 – 1 балл ставится, если орфографических ошибок нет или допущена одна негрубая ошибка;
ГК2 – 1 балл ставится, если пунктуационных ошибок нет или допущена одна негрубая ошибка;
ГК3 – 1 балл ставится, если грамматических ошибок нет;
ГК4 – 1 балл ставится, если речевых ошибок нет.
Если в изложении и сочинении в целом насчитывается менее 70 слов, такая работа по критериям ГК1–ГК4 оценивается нулём баллов.
Если участник экзамена выполнил только один вид творческой работы (или изложение, или сочинение), то оценивание по критериям ГК1–ГК4 осуществляется также в соответствии с объёмом работы:
– если в работе не менее 140 слов, то грамотность оценивается по таблице 7;
– если в работе 70–139 слов, то по каждому из критериев ГК1–ГК4 не ставится более 1 балла (см. выше);
– если в работе менее 70 слов, такая работа по критериям ГК1–ГК4 оценивается нулём баллов
Примеры сочинений: 4ege.ru/gia-po-russkomu-jazyku/60319-sochinenija-k-sborniku-oge-2021-36-tipovyh-ekzamenacionnyh-variantov.html
- Взрослым: Skillbox, Хекслет, Eduson, XYZ, GB, Яндекс, Otus, SkillFactory.
- 8-11 класс: Умскул, Лектариум, Годограф, Знанио.
- До 7 класса: Алгоритмика, Кодланд, Реботика.
- Английский: Инглекс, Puzzle, Novakid.
Сколько слов должно быть в сочинении ОГЭ по русскому языку 2022-2023?
140 и более слов
Рекомендуемый объём — 140 и более слов (подсчет количества слов в тексте). Только в этом случае вы сможете претендовать на максимальные баллы.
69 и менее слов
Минимальный объём — 70 слов. Если объём 69 и менее слов, то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным.
От 70 до 139 слов
Если объём от 70 до 139 слов, снижаются оценки по критериям.
Если суммарный объём изложения и сочинения составляет 70–139 слов, то по каждому из критериев ГК1–ГК4 и ФК1 не может быть выставлено более 1 балла:
- ГК1 – 1 балл ставится, если орфографических ошибок нет;
- ГК2 – 1 балл ставится, если пунктуационных ошибок нет;
- ГК3 – 1 балл ставится, если грамматических ошибок нет;
- ГК4 – 1 балл ставится, если речевых ошибок нет.
- ФК1 – 1 балл ставится, если фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет.
Если в изложении и сочинении в целом насчитывается 69 и менее слов, то такая работа по критериям ГК1–ГК4 и ФК1 оценивается нулём баллов.
Если участник экзамена выполнил только один вид творческой работы (или изложение, или сочинение), то оценивание по критериям ГК1–ГК4 и ФК1 осуществляется также в соответствии с объёмом работы:
- если в работе 140 и более слов, то грамотность оценивается по таблице 7;
- если в работе 70–139 слов, то по каждому из критериев ГК1–ГК4 и ФК1 не ставится более 1 балла (см. выше);
- если в работе 69 и менее слов, такая работа по критериям ГК1–ГК4 и ФК1 оценивается нулём баллов.
Общие рекомендации:
- Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.
- Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
- Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Сколько абзацев должно быть в сочинении ОГЭ по русскому?
- В среднем от 4 до 6 абзацев.
Сколько предложений должно быть в сочинении ОГЭ по русскому?
- В среднем от 8 до 16 предложений.
- Взрослым: Skillbox, Хекслет, Eduson, XYZ, GB, Яндекс, Otus, SkillFactory.
- 8-11 класс: Умскул, Лектариум, Годограф, Знанио.
- До 7 класса: Алгоритмика, Кодланд, Реботика.
- Английский: Инглекс, Puzzle, Novakid.
1) написать сжатое изложение (не менее 70 слов, это не больше половины листка); 2) ответить на вопросы по разным разделам русского языка; 3) написать сочинение-рассуждение (тоже не менее 70 слов). Ученику на выбор дается три варианта.
Сколько абзацев должно быть в сочинении Огэ?
Сколько абзацев должно быть в сочинении? Основная часть может состоять и более чем из двух абзаца. Помните, что новый абзац вы начинаете в том случае, если далее следует новая мысль, например, новый аргумент.
Сколько раз читают текст изложения на Огэ?
В первой части ОГЭ по русскому языку нужно писать краткое изложение. На экзамене два раза включают аудиозапись, на которой актёр читает небольшой текст объёмом около 150 слов из трёх абзацев. Первый раз — для ознакомления, второй раз — чтобы закрепить услышанное. Аудиозапись длится 2,5–3 минуты.
Сколько слов должно быть в сочинении по русскому Огэ 2021?
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сколько абзацев в сочинении егэ 2020?
1 абзац. Проблема. 2,3 абзацы.
Что такое дружба сочинение на Огэ?
Дружба — это взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, общих интересах и увлечениях. Дружбу следует отличать от приятельства. Настоящий друг чаще всего один. …
Сколько слов должно быть в сочинении по литературе Огэ?
Для работы над сочинением экзаменующимся разрешено пользоваться полным текстом художественного произведения. Свои мысли и точку зрения следует аргументировать, подкрепляя слова цитатами из художественного текста. Объём сочинения должен быть не менее 150 слов.
Сколько слов максимум в сочинении Огэ?
– если в работе 70–139 слов, то по каждому из критериев ГК1–ГК4 не ставится более 1 балла (см. выше); – если в работе менее 70 слов, то такая работа по критериям ГК1–ГК4 оценивается нулём баллов. Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 33.
Сколько слов должно быть в сжатом изложении?
Оптимальное количество слов в изложении ОГЭ — 70-90 (служебные слова и междометия также входят в подсчёт). Многие учителя-эксперты полагают, что изложение большего объёма уже не является сжатым и нещадно снижают баллы за работы, где слов слишком много.
Сколько слов должно быть в сочинении по русскому Огэ?
Объем сочинения-рассуждения должен составлять не менее 70 слов, но советуем не полениться и написать около 90-100 слов, чтобы избежать случая, когда служебные части речи не засчитываются. Наивысший балл, который можно получить за творческую часть ОГЭ – 9.
Как считать слова в сочинении по русскому Огэ?
При подсчёте слов в сочинении (изложении) учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» – одно слово, «всё же» – два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М.
Сколько слов в сочинении по русскому Огэ 2019?
Указанные в таблице нормативы применяются для проверки и оценки изложения и сочинения, суммарный объём которых составляет 140 и более слов.
Сколько абзацев в сочинении егэ русский?
Итак, получаем от 5 до 8 абзацев. Абзац – это законченная мысль. Каждую новую мысль начинаем с новой строки. Все части работы должны быть взаимосвязаны, плавно перетекать одна в другую.
Сколько нужно аргументов в сочинении егэ?
Требуется привести 2 аргумента (по 1 баллу за каждый, но не больше 2 баллов всего). Если вы приводите в качестве доказательства тот же аргумент, что и сам автор, он не засчитывается.
Сколько абзацев должно быть в сочинении по литературе?
Сколько абзацев должно быть в итоговом сочинении? 4 абзаца: вступление, два аргумента из литературы, заключение; Примерное распределение смысловой нагрузки: 1 абзац – 75 слов, 2 и 3 – по 100 слов каждый, 4 – 75 слов.
При подсчете слов в сочинении (изложении) учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «все-таки» — одно слово, «все же» — два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М. Ю.
Сколько слов допустимо в изложении Огэ?
Минимальный объем изложения должен составлять 70 слов, однако, рекомендуется написать не менее 90-100 слов, чтобы не возникло проблем с зачетом в объем текста служебных частей речи.
Сколько слов должно быть в изложении Огэ 2021?
Длина текста – не менее 70 слов. Но эксперты советуют писать изложение объемом 80-100 слов.
Сколько слов должно быть в изложении Огэ 2020?
Объем изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком. На экзамене аудиозапись с текстом изложения будет звучать два раза. Перерыв между первым и вторым прочтением – 5 минут.
Как подготовиться к изложению Огэ?
Подготовка к изложению
- Прослушивайте исходный текст 3 минуты. Во время чтения текста делайте записи в черновике.
- Следующие 4 минуты осмысливайте услышанное, работайте с черновиками.
- Снова в течение 3 минут слушайте текст повторно.
- Оставшиеся 90 минут пишите изложение.
Какие экзамены будут в 2021 году ОГЭ?
В 2021 году ОГЭ пройдет с 24 мая по 2 июля и только по двум обязательным предметам — русскому языку и математике. Экзамены по предметам по выбору сдавать не придется. Итак, 24 и 25 мая девятиклассники сдадут русский язык, а 27 и 28 мая — математику. Резервные дни для сдачи: 8, 16, 30 июня и 2 июля.
Сколько слов должно быть в сочинении по русскому ОГЭ 2021?
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Сколько баллов дают за сочинение Огэ 2021?
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, такая работа оценивается нулём баллов по всем критериям (С1К1–С1К4; ГК1–ГК4, ФК1). Сочинение, написанное на основе цитаты, отличной от цитаты в задании 9.1 выполняемого варианта, по всем критериям оценивается 0 баллов.
Сколько баллов за сочинение Огэ 2021?
Максимальное количество баллов за сочинение-рассуждение (альтернативное задание) – 9. Оценка практической грамотности экзаменуемого и фактической точности его письменной речи производится на основании проверки изложения и сочинения в целом и составляет 10 баллов.
Сколько баллов дают за изложение Огэ 2020?
Критерии оценивания ОГЭ по русскому языку 2020 год
Критерии оценивания сжатого изложения | Баллы |
---|---|
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил одну микротему | 1 |
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более одной микротемы | 0 |
Сколько слов должно быть в сочинении по русскому егэ 2020?
Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Что если в изложении менее 70 слов?
ГК4 – 1 балл ставится, если речевых ошибок нет. Если в изложении и сочинении в целом насчитывается менее 70 слов, то такая работа по критериям ГК1–ГК4 оценивается нулем баллов. … если в работе менее 70 слов, то такая работа по критериям ГК1–ГК4 оценивается нулем баллов.
Как очень хорошо подготовиться к изложению?
Как подготовиться к изложению.
- Внимательно прочитай текст.
- Подумай, о чем в нем говорится. …
- Раздели текст на смысловые части.
- В каждой части текста найди опорные слова.
- Составь план.
- Выясни значение непонятных тебе слов (спроси у учителя или посмотри в толковом словаре).
Как готовиться к изложению в 3 классе?
Предварительный просмотр:
- Прочитай текст. Определи его тему и основную мысль. …
- Найди в тексте опорные слова.
- Составь план. Для этого раздели текст на части. …
- Найди слова, которые нужно проверять. Объясни их написание.
- Ещё раз внимательно прочитай текст. …
- После написания изложения обязательно проверь работу.
Интересные материалы:
Какая статья за угрозы по телефону в Украине?
Какие бывают аккумуляторы для мобильных телефонов?
Какие функции есть в сотовом телефоне?
Какие марки телефонов самые лучшие?
Какие модели телефонов хорошие?
Какие модели телефонов разрешены в армии?
Какие телефоны больше всего покупают в мире?
Какие телефоны будут поддерживать iOS 14?
Какие телефоны чаще всего покупают?
Какие телефоны лучше 2020?
При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» – одно слово, «всё же» – два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М. Ю.
Сколько слов надо написать в сочинении Огэ?
Это та единственная сила, которая может обеспечить нравственное поведение человека. В этом тексте 135 слов. Вам надо написать примерно половину. Подробнее о подготовке и написании изложения читайте в отдельной статье.
Сколько слов должно быть в сочинении?
Сочинение должно быть не менее 150 слов. Если в сочинении менее 70 слов, то работа оценивается 0 баллов, а задание считается невыполненным. Сочинение рассуждение имеет четкую структуру, должно писаться понятным и разборчивым почерком.
Какие слова в сочинении не считаются?
менее 250 слов ПОДСЧИТЫВАЕТСЯ ЛЮБАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СЛОВ, НАПИСАННЫХ БЕЗ ПРОБЕЛА: — «всё-таки» – одно слово, «всё же» – два слова; — инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М. Ю. Лермонтов» – одно слово, «Александр Сергеевич Пушкин» — 3 слова);
Сколько абзацев в сочинении Огэ?
Сколько абзацев должно быть в сочинении? Основная часть может состоять и более чем из двух абзаца. Помните, что новый абзац вы начинаете в том случае, если далее следует новая мысль, например, новый аргумент.
Что такое дружба сочинение на Огэ?
Дружба — это взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, общих интересах и увлечениях. Дружбу следует отличать от приятельства. Настоящий друг чаще всего один. …
Сколько слов должно быть в итоговом сочинении 2020?
Утверждённые критерии на 2019-2020 учебный год. Направления итогового сочинения здесь. К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые сочинения, соответствующие установленным требованиям. Рекомендуемое количество слов – от 350.
Сколько абзацев в сочинении егэ 2020?
1 абзац. Проблема. 2,3 абзацы.
Как считать количество слов в сочинении?
При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» – одно слово, «всё же» – два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М. Ю.7 мая 2018 г.
Как считать слова в английском?
Как считать слова:
При подсчете слов учитывается адрес и дата. Дата,написанная цифрами 15.06.15 считается за одно слово. Дата, написанная таким образом: 15th June 2015 считается за 3 слова. Начинаем считать с обращения.
Что такое коммуникативный замысел?
Коммуникативный замысел (эти слова есть в критериях оценки) – это, проще говоря, ваш план, по которому надо писать. Казалось бы, чего проще?
Сколько слов в сочинении егэ 2020?
Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Как написать изложение по тексту?
Как научиться писать изложение?
- Выявить основную мысль текста.
- Установить стиль – разговорный, научный, официально-деловой, публицистический или художественный.
- Определить жанр письменного пересказа – описание, повествование или рассуждение.
- Тщательно проработать план изложения, написать текст от одного лица.
Как правильно писать изложение по русскому языку на Огэ?
В первой части ОГЭ по русскому языку нужно писать краткое изложение. На экзамене два раза включают аудиозапись, на которой актёр читает небольшой текст объёмом около 150 слов из трёх абзацев. Первый раз — для ознакомления, второй раз — чтобы закрепить услышанное. Аудиозапись длится 2,5–3 минуты.
Как правильно написать краткое изложение?
«Как писать сжатое изложение»
- Выделите в тексте существенные (т. …
- Найдите среди них главную мысль.
- Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей, выделите микротемы.
- Озаглавьте каждую часть и составьте план.
- Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.
инстинкт самосохранения
Ученик
(53),
закрыт
10 лет назад
Лучший ответ
Анастасия Пахомова
Знаток
(435)
10 лет назад
И предлоги и союзы тоже считаются.
Остальные ответы
Ткачев Никита
Ученик
(124)
10 лет назад
Предлоги и союзы тоже считаются за слова.
Людмила Степнова
Оракул
(69689)
10 лет назад
Да, это слова с мальньким набором букв, но слова.
Надежда Гагарина
Знаток
(251)
5 лет назад
фамилия отчество имя счтается как одно слово
Олеся Реброва
Знаток
(428)
4 года назад
все считается
Отличный балл на едином Государственном экзамене можно получить, если в тексте будет одна описка или одна пунктуационная ошибка. А вот исправления нежелательны, так же впрочем, как и орфографические ошибки, прощается без снижения балла постановка запятой не там, где требуется или не постановка ее на нужном месте, но только 1 раз. Бонусом является тот факт, что ученик самостоятельно выбирает построение фраз в своем сочинении и стиль речи. Можно описать тему 8 предложениями с деепричастными оборотами или же растянуть изложение темы на все 30 односложных (без запятых) предложений, главное, чтобы слов в тексте было не меньше стапятидесяти, желательно 200, а верхняя граница не установлена. В это количество входят все слова, употребленные в тексте, в том числе и служебные. Дочитавшим — бонус: чтобы получить пять на ЕГЭ, нужно обозначить проблему
следующим пунктом попытаться ее раскрыть на основе текста со ссылками на события того исторического периода, приветствуется аргументирование цитатами.
Сочинение на ОГЭ по русскому языку
Сочинение – это последнее задание ОГЭ по русскому языку. Текст, по которому пишется сочинение, дан в тестовой части варианта ОГЭ по русскому языку.
На выбор выпускникам предлагается три темы:
9.1 – сочинение на лингвистическую тему
9.2 – сочинение по прочитанному тексту
9.3 – сочинение-рассуждение
Рассмотрим общие требования к сочинению:
1) Объем ответа – не менее 70 слов.
2) Критерий оценивания «Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения». В сочинении должно быть обязательно вступление, основная часть и заключение. Текст должен был связан единой мыслью. Это значит, что сочинение строится вокруг ответа на данный в задании вопрос.
3) Критерий оценивания «Композиционная стройность». Это требование перекликается с предыдущим. В тексте не должно быть композиционных ошибок. Этого можно достичь и с помощью связи между абзацами (смотри ниже примеры шаблонов).
Сочинение 9.1.
9.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Граник Генриетты Григорьевны: «Знаки, как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами. А иногда… даже вместо слов».
Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Начнем со вступления. В нем нужно дать ваше понимание цитаты, раскрыть ее смысл. Можно использовать такие фразы:
Г.Г Граник пишет: ««Знаки, как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами. А иногда… даже вместо слов». Я думаю, автор имел в виду (пояснение цитаты).
Во втором абзаце приведем два примера из прочитанного текста. Найдем примеры употребления знаков препинания в тексте. Подумаем об их роли в предложении. Например, в одном из предложений использован восклицательный знак: «Отойдите, не мешайте! – вместо ответа закричал он каким-то хриплым простуженным баском, и в эту минуту лодка ударилась о стенку причала.» Можно сделать вывод, что он передает напряженное состояние героя.
Вот языковые клише, которые можно использовать, чтобы начать второй абзац:
Приведу примеры из прочитанного текста. К примеру, в предложении № … Роль этого знака в том, что… А в предложении № автор употребил …, чтобы …
В выводе мы подводим итог всему сочинению:
Итак, приведенные примеры подтверждают мысль Г.Г. Граник. Действительно, …
Сочинение 9.2.
9.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Ведь, казалось бы, он на всю жизнь должен был проникнуться смертельным ужасом и к этой заклятой работе, и к этой лодке, и к вёслам, и к чёрной невской воде. Даже отдалённый орудийный выстрел должен был пугать его и холодить жестокой тоской его маленькое сердце. А ведь он улыбался».
Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
В задании 9.2 нужно объяснить смысл одной из фраз текста. Чаще всего эта фраза находится в конце. В ней выражен смысл всего отрывка. Эта фраза очень важна для понимания текста. Помните, что вам нужно не пересказать текст, а объяснить, как вы его понимаете.
Начнем сочинение со слов:
Смысл данного фрагмента текста (или фразы) я понимаю так: … (объяснение фрагмента своими словами).
Переходим к примерам из текста. Нужно найти два примера, которые подтвердят вашу мысль:
Обратимся к тексту. В предложениях №-№ мы видим, что… . А в предложениях №-№ …
Помните, что мы анализируем текст, а не пересказываем его.
И наконец, вывод:
Подводя итоги, добавлю, что…
ИЛИ
Размышляя над этими строками (фразой), я понял, что…
Сочинение 9.3.
9.3. Как Вы понимаете значение слова СМЕЛОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение- рассуждение на тему «Какого человека можно считать СМЕЛЫМ?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
В этом виде сочинения предлагается раскрыть смысл какого-либо понятия, к примеру, «материнская любовь», «дружба», «настоящее искусство» и т.д.
В первом абзаце даем свое определение понятию:
На мой взгляд, смелость – это…
Во втором предложении первого абзаца даем комментарий к этому понятию – говорим, какие чувства и мысли возникают у нас на эту тему.
Переходим к примеру из текста – второй абзац:
Приведу пример из прочитанного текста. В предложениях №-№ …
Во втором абзаце нужно показать, как это понятие нашло отражение в тексте. Например, кто проявил в тексте смелость, какой поступок героя можно назвать смелым.
Третий абзац – пример из жизненного опыта. Тут можно приводит аргументы из своей жизни, из книг, из общественной жизни. Лучше всего приводить примеры из книг:
Обращусь к примеру из жизненного опыта. Однажды я прочитал книгу …, в которой…
И в заключение пишем вывод – четвертый абзац:
Таким образом, приведенные примеры доказывают мою мысль о том, что …
Готовясь к ОГЭ, пишите сочинения на все три темы. Подумайте, какая тема для вас проще. Используйте клише, которые мы привели. И не забывайте об общих требованиях к сочинению.
Автор статьи Анна Беляева
Благодарим за то, что пользуйтесь нашими публикациями.
Информация на странице «Сочинение на ОГЭ по русскому языку» подготовлена нашими редакторами специально, чтобы помочь вам в освоении предмета и подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.
Чтобы успешно сдать необходимые и поступить в высшее учебное заведение или колледж нужно использовать все инструменты: учеба, контрольные, олимпиады, онлайн-лекции, видеоуроки, сборники заданий.
Также вы можете воспользоваться другими статьями из данного раздела.
Публикация обновлена:
08.03.2023
Пример клише для написания сочинения ОГЭ (9.3) на (100-130 слов)
Структура сочинения-рассуждения (например на тему «Человечность» по тексту Васильева)
- Тезис.
- Аргумент 1 + пример + комментарий.
- Аргумент 2 + пример + комментарий.
- Заключение (по тезису).
1. Тезис
На мой взгляд, человечность — это…(или)
По моему мнению, человечность — это… (или)
Мне кажется, что человечность — это… (или)
Я думаю, что человечность — это… (или)
Что такое человечность? Немногие над этим размышляют. Я считаю, что…
2. Аргумент 1
Обратимся к тексту Б. Васильева, в котором говорится о… (или)
В тексте Б.Васильев поднимает проблему…
В предложении № … автор говорит о том, что… (или)
3. Аргумент 2
Свое мнения я могу подтвердить примерами из жизненного опыта… (или)
В жизни мы часто наблюдаем… (или)
Однажды я был свидетелем события, которое… Как-то раз…
4. Заключение
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что… (или)
Таким образом, можно заключить, что… (или)
В заключение я хочу сказать, что…
И вот такое сочинение должно получится:
Человечность – это нравственное качество, которое предполагает уважение и сочувствие к людям, доброжелательность и терпимость. В современном мире и так достаточно зла, людям нужно быть внимательнее и добрее по отношению друг к другу.
Нельзя назвать человечным поведение двух девочек и мальчика из текста Б.Васильева. Они совершили кражу, воспользовавшись слепотой старой женщины. Письма с фронта были самым дорогим для Анны Федотовны. Бесчеловечный поступок ребят привёл к тому, что душа её «ослепла и оглохла».
Ученики нашей школы оказывают посильную помощь ветеранам Великой Отечественной войны и вдовам ветеранов. Я думаю, это нужно не только
им, но и нам. Помогая другим, человек проявляет свои лучшие качества, человечность – одно из них.
Добрые чувства должны формироваться с детства, усваиваться одновременно с познанием первых и важных истин. Без человечности
невозможна душевная красота человека.
Как написать сочинение 9.3 на ОГЭ по русскому языку?
Пользуясь этим руководством, Вы быстро доведете свои навыки работы над текстом до автоматизма. Нормой по объему сочинения считается 100 слов, всего должно быть 4 абзаца:
Вдумчиво прочитайте текст и мысленно сформулируйте его сюжет вкратце. Например, мальчик страдал от одиночества, лежа в палате, но к нему пришла знакомая девочка и развеселила его.
Напишите вступление: в нем Вы должны дать определение тому слову, которое определяет тему Вашей работы. Например, дружба — это духовное родство людей, которым интересно общаться друг с другом.
Напишите первый пример из приведенного текста. Он состоит из краткого описания той части сюжета, которая иллюстрирует Ваше определение. В этом абзаце важно процитировать кусочек предложения и указать номер предложения, которое бы подкрепляло Ваши рассуждения. Завершить аргумент стоит обобщающим выводом. Например, Коля чувствовал себя одиноким, лежа в палате, но вдруг к нему вошла девочка из отряда и принесла чернику. Герой очень обрадовался посетителю и «почувствовал себя значительным» (предложение 30). Проявление дружеских намерений всегда приятно человеку, ведь дружба объединяет людей и делает их счастливыми.
Напишите второй пример из личного опыта или литературы. Аргумент можно приводить из кино и СМИ, истории и книги. Главное, понятно и грамотно донести свою мысль до читателя. Пример должен быть посвящен раскрытию понятия, ставшего темой сочинения. Например, настоящую дружбу описал Н. В. Гоголь в повести «Тарас Бульба». Казаки горой стояли друг за друга в боях и в мирной жизни. Мужчины регулярно виделись на Сечи, разговаривали и пировали вместе. Их объединяли общие интересы и одна любовь — к родине. Один всегда мстил за смерть другого. Нерушимое товарищество казаков стало мощной силой, которую так и не смогли покорить иностранные захватчики.
Напишите заключение. Оно должно стать итогом Ваших размышлений. В нем лучше разместить вводное слово (итак, таким образом и т.д.), а затем дать еще одно определение главному слову или описать его особенности, выявленные в примере: «Таким образом, дружба — это источник жизненной силы, который помогает нам преодолевать трудности».
——
После написания сочинения 9.3 Вам необходимо проверить его там же, на месте, чтобы текст соответствовал каждому критерию, и Вы гарантированно получили свои баллы.
Определение слова (в нашем случае — дружбы). Если оно есть, как и Ваш комментарий к нему, то Вы получите 2 балла. Но если определение дано, а комментария нет, то оценка снизится до 1 балла. В нашем примере комментарий дан в конце работы (да, так можно).
Аргументы принесут 3 балла, если их два (один из текста, второй из жизни или книги). Если же будет только один аргумент из текста, то 2 балла, если один и Ваш — 1 балл.
За смысловую цельность, последовательность и речевую связность эссе Вы получите 2 балла. Проверьте, все ли предложения и фразы связаны логически, все ли абзацы на месте (4)? Например, в предложениях «Она пришла в палату, а на дворе в этот момент было солнце. Она дала ему ягоды и ушла» есть логические «провалы»: кому «ему»? При чем тут солнце? Этого потока сознания нужно научиться избегать.
Стройность композиции — это законченность и оформление построения текста сочинения. Если все компоненты логически дополняют друг друга и сами по себе являются готовыми, а не вырванными наспех из головы и сочинённые кое-как, то 2 балла у Вас в кармане.
Самый неопределенный критерий — 4, по нему часто снимают, так что будьте бдительны и старайтесь сделать все понятным и стройным. О том, как оценивают грамотность, Вы узнаете из подборки со всеми критериями ОГЭ.
Удачи!
Пошаговое обучение написанию сочинения ОГЭ
Шаг 1: чтение текста
Предложенный текст необходимо читать внимательно вдумчиво. Да, вы его прочитали при выполнении заданий 6-8, но этого мало. Уделите ему еще пару минут. Если нужно написать рассуждение о доброте, то обязательно ищите в тексте того, кто обладает этим качеством. Если же сочинение о любви, то пытайтесь понять, кто и по отношению к кому или чему испытывает это чувство. Такой подход позволит понять смысл предложенного в задании понятия.
Шаг 2: толкование понятия
Для того чтобы растолковать значение предложенного слова, не обязательно учить наизусть все определения. Пишите своими слова, опираясь на внутренне чутье. Для начала определите, с чем имеете дело: чертой характера, чувством, качеством или способностью человека. Затем напишите, что характерно для этого чувства, качества, способности. И у вас уже есть готовое толкование слова.
Шаг 3: комментарий
Комментирование представленного толкования дает дополнительный балл, поэтому не ограничивайте вступление одним предложением. Например, написав, что такое жизненные ценности, обязательно добавьте несколько слов о том, как они формируются, что влияет на это формирование. Если же вы пишете о дружбе, укажите, кто может быть связан этими узами.
Шаг 4: пример из текста
Обязательно постарайтесь найти первый аргумент именно в тексте. Он принесет вам максимальный балл за этот критерий.
Для начала кратко (в 1-2 предложениях) перескажите содержание текста без подробностей. Например: «Из текста Ю. Яковлева мы узнаем о мальчике Коле, страдающем от одиночества в больничной палате». Затем переходите непосредственно к поставленной в задании задаче: «Мальчику не хватало внимания и заботы, поэтому он тосковал. Приход Смирновой его очень обрадовал. Те ягоды, которые она ему принесла, казались мальчику волшебными микстурами, прогоняющими его недуг прочь. Он был очень рад тому, что его не забыли. Из этого следует, что проявление внимания к одинокому человеку способно совершить чудо».
Шаг 5: пример из жизни
Не нужно понимать буквально выражение «пример из жизни». Это не только то, что произошло непосредственно с вами. Вы можете использовать и свой читательский опыт, и общеизвестные факты, и сюжеты фильмов. Одним словом то, что происходит в жизни. Например, к сочинению по тексту Ю. Яковлева можно смело привести пример о добровольцах, которые не оставляют без внимания пожилых людей. Или же рассказать о герое рассказа А. П. Чехова «Тоска» Ионе, которому хотелось поделиться своей бедой с окружающими, но встретил он лишь безразличие.
Шаг 6: написание вывода
Здесь нужно подвести итог тому, о чем писали выше. Начните вывод с вводного слова, указывающего на завершение рассуждения (итак, таким образом, следовательно и др.). Вывод не нужно писать объемным, достаточно 2-3 предложения.
Шаг 7: пересчитайте слова
Если при подсчете слов вы обнаружили, что их катастрофически мало (меньше 70), срочно придумайте, что добавить. Самым оптимальным вариантом является добавление предложения в пересказ во втором примере или же в описание жизненного опыта. Но не стоит и переусердствовать. Помните, чем больше слов, тем больше вероятность присутствия в работе ошибок.
Следуя предложенной инструкции, вы быстро научитесь писать сочинение 9.3. Главное, что от вас требуется — не спеша обдумать задание и дать волю мыслям. Все придет в голову само, вы даже не заметите, как допишете последнее слово! Творческих успехов вам!
Если вы знаете критерии оценивания ОГЭ по русскому языку, вы будете уверены, что сдадите экзамен максимально хорошо. Вы будете знать за что начисляют баллы, как их можно заработать больше, на что обратить внимание. Мы собрали для вас полную информацию по критериям оценивания работы в 2022 году и представили в простой и удобной форме, чтобы было проще разобраться.
Таблица с баллами по русскому языку
Оценивание тестовой части
Шкала перевода баллов в оценки
Количество баллов для поступления в профильные классы
Использование маршрутного листа
Таблица с баллами по русскому языку
Критерии проверки ОГЭ по русскому расписаны в Методических материалах ФИПИ на 2022 год. Их можно на сайте на сайте института. Информация открыта не только для предметных комиссий, но и для пользователей любых других категорий (учителей, учеников, родителей.). Изменений КИМ в структуре и содержании экзамена ОГЭ в 2022 году нет (в отличие от ЕГЭ 2022).
На сдачу ОГЭ по русскому языку отведено 3 часа 55 минут.
Критерии оценки ОГЭ по русскому языку, сводная таблица:
№ задания |
Критерии |
Максимальный балл |
2 |
Изложение |
7 |
2-8 |
7 заданий с выбором ответов из предложенных вариантов и с формулировкой собственного ответа |
7 |
9 |
Сочинение-рассуждение |
9 |
Грамотность |
Количество ошибок в изложении и сочинении |
10 |
Максимально возможный балл 33.
Оценивание изложения
Сжатое изложение – это второй номер задания, максимально за него можно набрать 7 баллов. Изложение должно быть объемом в районе 150 слов. Если изложение содержит меньше 50 слов, задание будет считаться не выполненным.
Как посчитать слова:
- при подсчете учитывают самостоятельные и служебные части речи;
- инициалы и фамилия считаются одним словом;
- слова, написанные через дефис (все-таки) считаются одним словом;
- цифры, написанные символом, не считаются (3 года – одно слово), написанные словом, считаются (три года – два слова).
Как оценивается изложение:
№ |
Критерии |
Баллы |
ИК1 |
Содержание |
|
Ученик точно передал основное содержание текста, отразил все важные для его восприятия микротемы. |
2 |
|
Ученик точно передал основное содержание текста, но:
|
1 0 |
|
ИК2 |
Сжатие исходного текста |
|
Применено 1 или несколько приемов сжатия текста, использованы они на протяжении всего текста |
3 |
|
Применено 1 или несколько приемов сжатия текста, но:
|
2 1 0 |
|
ИК3 |
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения |
|
Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: Нет логических ошибок, последовательность изложения не нарушена, в работе нет нарушений абзацного членения текста |
2 |
|
Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но:
|
1 0 |
Оценивание тестовой части
Тестовая часть состоит из 7 заданий, целью которых является проверка навыков грамматического анализа текста. Максимальный балл 7, по одному баллу дается за каждое правильное выполненное задание.
О критериях оценивая тестовой части:
Вопросы |
Критерии |
Балл |
Вопрос 2. Синтаксический анализ текста |
Дан небольшой отрывок текста, его необходимо проанализировать с точки зрения синтаксиса. Это может быть определение грамматической основы предложения, видов придаточной части сложноподчиненного предложения, второстепенных членов предложения или осложняющих конструкций. |
1 |
Вопрос 3. Пунктуационный анализ текста |
Необходимо повести пунктуационный анализ заданного текста: определить, где и какой знак препинания (запятая, тире, двоеточие) нужно поставить, а где нет. |
1 |
Вопрос 4. Синтаксический анализ словосочетания |
На проверку навыков анализа словосочетаний с точки зрения синтаксиса:
|
1 |
Вопрос 5. Орфографический анализ |
Проверка знаний правил орфографии, которые изучались на протяжении всего периода обучения. |
1 |
Вопрос 6. Анализ содержания текста |
Дается текст, который нужно изучить и понять его смысл. Затем из указанных утверждений необходимо выбрать те, которые соответствуют смыслу текста. |
1 |
Вопрос 7. Анализ средств выразительности |
На определение предложений, в которых использовано указанное в задании средство выразительности речи. |
1 |
Вопрос 9. Лексический анализ текста |
В заданном в тексте нужно найти указанное в описание задания слово. Это может быть, как троп, так и синоним, антоним. Также в задании может указано значение слова, которое нужно найти в определенных предложениях. |
1 |
Оценивание сочинения
Сочинение – это задание 9. Оно носит творческий характер и проверяет умения экзаменуемого формулировать свои мысли, приводить аргументы, логически рассуждать. Даются три темы, можно выбрать любую. Критерии оценки практически одинаковые по структуре, но есть небольшие различия. Максимально за сочинение можно набрать 9 баллов.
Какие требования:
Критерии |
Требования |
Тезис |
Нужно четко выполнить требования и рекомендации, указанные в задании:
|
Аргументы |
Каждый тезис должен быть подтвержден. При доказательстве мыслей в первом абзаце обязательно нужно приводить примеры, важно ссылаться на текст. |
Логичность |
Написанный текст должен быть ясен и не должен включать в себя логических неточностей. Абзацы должны быть отмечены правильно. |
Композиция |
В сочинении должны присутствовать все основные компоненты текста типа рассуждения. |
Таблица системы оценивания:
№ |
Критерии |
Баллы |
С3К1 |
Толкование значения слова |
|
Ученик дал определение и прокомментировал его |
2 |
|
Ученик дал определение, но:
|
1 0 |
|
С3К2 |
Наличие примеров-аргументов |
|
Приведены два примера-аргумента: один пример-аргумент приведен из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта или приведены два примера-аргумента из прочитанного текста |
3 |
|
|
2 1 0 |
|
С3К3 |
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения |
|
Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
|
2 |
|
Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но:
|
1 0 |
|
С3К4 |
Композиционная стройность |
|
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершенностью, ошибок в построении текста нет |
2 |
|
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершенностью, но:
|
1 0 |
Когда сочинение полностью переписано или пересказано, работа оценивается в 0 баллов.
Оценивание грамотности
Грамотность оценивается отдельно, на основании проверки изложения и сочинения. Максимально можно заработать 10 баллов.
Таблица грамотности ОГЭ по русскому языку:
№ |
Критерии |
Баллы |
ГК1 |
Орфографические нормы |
|
Орфографических ошибок нет, или допущено не более 1 ошибки |
2 |
|
|
1 0 |
|
ГК2 |
Пунктуационные нормы |
|
Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок |
2 |
|
|
1 0 |
|
ГК3 |
Грамматические нормы |
|
Грамматических ошибок нет, или допущена 1 ошибка |
2 |
|
|
1 0 |
|
ГК4 |
Речевые нормы |
|
Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок |
2 |
|
|
1 0 |
|
ФК1 |
Фактическая точность письменной речи |
|
Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет |
2 |
|
|
1 0 |
По критериям ГК1–ГК4 учитывается дополнительно объем изложения объем изложения и сочинения. Если он составляет 70-139 слов, максимально будет поставлен 1 балл, если соблюдены следующие требования:
- ГК1 нет орфографических ошибок или допущена 1 негрубая ошибка;
- ГК2 нет пунктуационных ошибок или допущена 1 негрубая ошибка;
- ГК3 грамматических ошибок нет;
- ГК4 речевых ошибок нет.
Шкала перевода баллов в оценки
Как перевести первичные баллы в пяти-бальную систему, смотрите в таблице:
Первичный балл |
Оценка |
29–33, из них 6 и более баллов за грамотность (по критериям ГК1–ГК4). Если по ГК1–ГК4 набрано менее 6 баллов, ставится оценка «4». |
5 |
23–28, из них 4 и более баллов за грамотность (по критериям ГК1–ГК4). Если по ГК1–ГК4 набрано менее 4 баллов, ставится оценка «3». |
4 |
15–22 |
3 |
0–14 |
2 |
Количество баллов для поступления в профильные классы
Для поступления в профильные классы нужно набрать по русскому языку не менее 26 первичных баллов на ОГЭ 2022.
Использование маршрутного листа
Чтобы достичь максимальных баллов на ОГЭ по русскому языку, используйте маршрутные листы. Они помогут осуществлять контроль за процессом обучения, своевременно определять слабые места, чтобы уделить их проработке больше внимания. Вы научитесь разбираться в критериях оценивания. Дополнительным преимуществом использования маршрутных листов является то, что вы научитесь анализировать сводную информацию, делать выводы из приведенных данных. Это вам поможет при сдаче не только русского языка, но и других предметов.
Заполнять маршрутный лист нужно, как минимум 1 раз в месяц, чтобы можно было отследить прогресс.
Примеры маршрутных листов можно скачать с сайтов различных образовательных платформ в интернете или сделать его самостоятельно. Мы приведем заполненный пример такого листа и разберем, какую информацию можно из него получить.
Пример:
Содержание |
Дата |
Дата |
Дата |
Дата |
Дата |
15.09 |
15.10 |
15.11 |
… |
… |
|
Изложение |
2 балла |
4 балла |
4 балла |
6 баллов |
7 баллов |
Сочинение |
4 балла |
6 баллов |
7 баллов |
8 баллов |
9 баллов |
Синтаксический анализ текста |
— |
— |
+ |
+ |
+ |
Пунктуационный анализ текста |
— |
— |
— |
— |
— |
Орфографический анализ |
— |
— |
— |
+ |
— |
Синтаксический анализ словосочетания |
— |
+ |
— |
+ |
+ |
Анализ содержания текста |
— |
— |
— |
+ |
+ |
Анализ средств выразительности |
— |
— |
+ |
+ |
+ |
Лексический анализ текста |
— |
+ |
+ |
+ |
+ |
Из нашего примера виден хороший прогресс. За время подготовки ученик научился анализировать содержание текста, выделять из него главную мысль, применять средства выразительности. Наблюдается положительная динамика в количестве баллов за сочинение и изложение. Ученику следует больше времени работать над критериями грамотности, сделать упор на разбор орфографических и пунктуационных ошибок.
Сочинение ОГЭ по русскому языку
- 10.03.2020
Разбираем все популярные вопросы, связанные с подготовкой и написанием сочинения по русскому языку на ОГЭ в 9 классе — какая должна быть структура сочинения, какой надо строить план, какая длина, сколько абзацев и т.д.
- Детально про структуру и план сочинения 9.3 здесь
Разбираем на примере 2021 года
- ПРИМЕРЫ СОЧИНЕНИЙ С БАЛЛАМИ!!!
- Вся теория по русскому
Как должно быть построено сочинение?
Задача — написать сочинение-рассуждение. Значит необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи
Рассуждение состоит из следующих частей:
- Вступление — тезис
- Основная часть – доказательства (аргументы) + примеры
- Заключение – вывод
Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и будет стоить потери баллов.
Как оформлять примеры в сочинении?
- цитировать предложение (если оно не очень длинное), при этом знаки препинания расставляются так же, как и в предложении с прямой речью, или же предложение заключается в скобки. В некоторых случаях цитировать можно не всё предложение, а часть его, ставя на месте пропущенных слов многоточие.
- указывать номера предложений без цитирования (это делается в том случае, если предложение очень длинное).
- для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать речевые клише.
Сколько абзацев должно быть в сочинении?
Абзацное членение текста – это одно из важных условий при написании сочинения. Помните: сочинение должно иметь не менее 4 –х абзацев: • 1 абзац — тезис • 2,3 абзацы – аргументы с примерами • 4 абзац – вывод
Основная часть может состоять и более чем из двух абзаца.
Помните, что новый абзац вы начинаете в том случае, если далее следует новая мысль, например, новый аргумент.
О чём писать в заключении?
Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения. Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ — подвести итог, обобщить сказанное, завершить работу, еще раз обратив внимание на самое главное.
Вывод должен быть:
- коротким, но ёмким по содержанию;
- логически связан с предыдущим изложением;
- не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам;
В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу, подводя итог вышесказанному, делая выводы из вышеизложенных доказательств и т.д.
Помните, что вводные слова всегда выделяются запятой!
План написания сочинения 9.1
- Автор (фамилия) утверждает: (цитата).
- Конечно же, ученый (писатель, лингвист) прав (поясняем смысл высказывания).
- Эти мысли можно подтвердить примерами из текста. Во-первых, (так), в предложении
- Во-вторых, (кроме того), в предложении…
- Таким образом, (итак, в заключение хочется сказать)… (пересказываем тезис другими словами).
План написания сочинения 9.2
- Смысл данной фразы (фрагмента текста) я понимаю так: (объясняем смысл фразы, фрагмента текста)… Приведем примеры из текста, подтверждающие эти мысли.
- Во-первых (так), в предложении…автор говорит: «…» Это значит, что…
- Во-вторых, в предложении… автор пишет (замечает, утверждает): «…». Это свидетельствует о том, что…
- В заключение хочется сказать, что…
Типовые конструкции для аргументации
Смысл данного отрывка (финала текста, фразы из текста…) я понимаю так: … (толковать смысл своими словами). Для доказательства своего мнения приведу примеры из текста … (автор).
Так, в предложении …(номер предложения) говорится о том, что … (вкратце о первом аргументе). Это свидетельствует о … (микровывод по первому аргументу).
Кроме того, в … (номер предложения) предложении … прослеживается мысль о том, что …. (второй аргумент).Вот подтверждение моей мысли (микровывод по второму аргументу).
Таким образом, мне удалось разъяснить смысл отрывка (финала, фразы…). (Вывод по теме).
Задание 15.2
Смысл финала текста я понимаю так: школьники ранили в сердце старую женщину, украв у неё письмо погибшего сына, которым мать очень дорожила, которое было для неё единственной памятью о сыне. Мне кажется, слепая женщина только этим и жила. А когда она поняла, что письма нет, для неё мир полностью опустел. Докажу это утверждение примерами из текста.
В предложениях 24 и 33 говорится, что женщина слышала теперь плохо, потому что разговор с детьми, а особенно голос девочки с вызывающей агрессией, сильно обеспокоил и обидел её. Слепая женщина оглохла, оглохла и душой.
Когда Анна Федотовна узнала об отсутствии письма, прикрыла слепые глаза, напряженно прислушалась, но не смогла поговорить со своей душой о сыне, так как она была пуста (предложение 51). Теперь уже сын погиб для неё навсегда, исчезла из души память о сыне.
Таким образом, мне удалось доказать, что значит «…и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа».
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы текста: «Знавшие цену мужеству, моряки видели силу духа ленинградских школьников».
Смысл данной фразы я понимаю так: морякам каждый день приходилось смотреть смерти в лицо, ведь они защищали нашу родину от фашистов. Они обладали силой духа и мужеством. И такая же сила духа была присуща ленинградским детям, потому что они жили в условиях блокады. Приведем примеры из текста, подтверждающие эти мысли.
Во-первых, в предложении 28 автор говорит: «Крейсер готовился идти в бой, из которого вернутся не все, и в этих ребятах была сама одухотворённая надежда». Это значит, что, глядя на выступающих детей, моряки утверждались в вере в победу и жизнь.
Во-вторых, в предложении 16 автор замечает, что «дети…были глубоко потрясены войной». Но дух их был не сломлен. Презирая опасность, они пробирались к Дворцу пионеров, чтобы снова быть вместе и выжить в этой страшной блокаде.
В заключение хочется сказать, что мужественные люди обретают поддержку в мужестве других. Так и должно быть в жизни.
План написания сочинения 9.3
1. Слово … следует понимать как… Далее комментируем своё определение.
2. Яркий пример (дружбы, добра, справедливости, мужества, самовоспитания и т.п.) представлен в тексте …(фамилия автора).
Так, в предложении … автор говорит: «…». Это свидетельствует о том, что…
3. Кроме того, примером (дружбы, добра, справедливости, мужества, самовоспитания и т.п.) может служить герой произведения (книги, кинофильма)… Он…
Типовые конструкции для аргументации
Что такое …? На мой взгляд, … – это… (толкование слова своими словами). Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к прочитанному тексту и жизненному опыту.
В данном тексте …(автор) рассказывается о том, что … Об этом говорится в … предложении. По-моему, … (микровывод по первому аргументу).
В качестве второго аргумента, доказывающего моё мнение о том, что такое …, мне хотелось бы привести пример из жизни. ….(микровывод по второму аргументу).
Итак, мне удалось доказать, что … (вывод по теме сочинения).
Задание 9.3
Что такое человечность? На мой взгляд, человечность – это доброта, отзывчивость, гуманность, вежливость, готовность помочь окружающим. Люди, обладающие таким качеством, уважают других, сочувствуют им, приходят на помощь в трудную минуту. Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к прочитанному тексту и жизненному опыту.
Б. Васильев рассказывает в данном тексте о том, что две девочки и мальчик украли у Анны Федотовны, старой слепой женщины, самое дорогое, письмо с фронта погибшего сына. Дети, совершив бесчеловечный поступок, вышибли из сердца матери память о сыне. У неё уже ничего не осталось о сыне, «он погиб навсегда» (предложение 52). По-моему, никак нельзя назвать человечным поведение ребят. Это очень подло.
В качестве второго аргумента, доказывающего моё мнение о том, что такое человечность, мне хотелось бы привести пример из жизни. Мы со своими одноклассниками оказываем посильную помощь ветеранам Великой Отечественной войны, вдовам ветеранов и пожилым людям. Я думаю, это нужно не только им, но и нам. Помогая другим, человек проявляет свои лучшие качества, человечность – одно из них.
Таким образом, мне удалось доказать, что человечность — это способность людей проявлять доброту по отношению к другим.
Как Вы понимаете значение слова МУЖЕСТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое мужество?»
Слово «мужество» следует понимать как смелость, героизм, отвага. Мужественные люди способны на подвиг. Они обладают большой силой воли. Готовы преодолеть любые преграды. Чаще всего это слово используется в характеристике человека, который защищает свою родину от врага. Яркие примеры мужества представлены в тексте Л. Овчинниковой.
Так, в предложении 28 автор говорит: «Крейсер готовился идти в бой, из которого вернутся не все…», а затем он скажет, что моряки «не раз смотрели смерти в лицо». Да, они мужественные люди. Благодаря таким людям была одержана победа над фашизмом. Но ленинградские дети тоже были мужественны. Они не только выживали в условиях блокады, но и своим искусством помогали другим поверить в победу.
Кроме того, примером мужества может служить Алексей Маресьев, герой Великой Отечественной войны. Он военный летчик. В бою был сбит немецким истребителем. 18 суток по морозу пробирался к своим. Лишился обеих ног (ступней). Но благодаря силе духа, стойкости, он снова возвращается в строй.
В заключение хочется сказать, что мужество – важное качество человеческой натуры. Оно помогает человеку выжить, если тот оказывается в сложной ситуации.