Сочинение рассуждение 8 класс конспект урока рыбченкова

Тема урока : Р.р.№
8.Подготовка к контрольному сочинению-рассуждению

Тип урока:
урок обобщения знаний
и умений;
урок развития речи.

Вид урока: урок усвоения новых знаний

Цель урока: выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного
текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы

Задачи:

1)образовательные:  расширение и углубление
знаний по культуре речи; предупреждение орфографических ошибок,
умение  самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее
всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и  структурной
связностью;

2) развивающие:  развитие творческой, речевой и
мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное
отношение к теме;

3)воспитательные: формирование таких нравственных
качеств учащихся,   как милосердие, отзывчивость, человечность.

УУД:
предметные:
—  умение
 отвечать на поставленный вопрос аргументировано;

—  умение анализировать,  делать обобщающие выводы;
личностные:
— развивать творческие способности учащихся;
— формировать нравственно-этическое оценивание;
регулятивные:
— умение контролировать свою деятельность по результату;
— адекватно оценивать свою  работу на уроке и воспринимать
 оценку учителя и одноклассников;

коммуникативные:
— строить отношения с одноклассниками в ходе сотрудничества;
— высказывать и отстаивать своё мнение, работая в группе;
– овладевать монологической и диалогической формами речи.

Методические приемы:
проблемно-поисковый, сравнительный анализ
информации.

Формы работы:
индивидуальная, групповая

Средства обучения: учебник: Рыбченкова
Л. М., Александрова О. М., Глазков А. В., Лисицын А. Г. Русский язык. 8 класс.
Учеб. Для общеобразоват. организаций. М.: Просвещение, 2015.

                                             
ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II .
Актуализация знаний

-Ребята, давайте вспомним, что такое
рассуждение (
рассуждение – это
мысли, изложенные в соответствии с логикой, подкрепленные доказательствами,
связанные цепью аргументов и перерастающие в убедительные выводы)

-А теперь вспомним схему сочинения-рассуждения

-Как можно сформулировать  тезис? (он
может быть сформулирован в виде вопроса или содержать цитату).

-Что может выступать в роли аргументов?
(исторические факты, пословицы и поговорки, сюжетные линии литературных
произведений, мнения авторитетных людей)

-Каким должен быть вывод, завершающий 
сочинение-рассуждение? (убедительным)

III.  .
Определение темы и цели урок

Обсуждение учебной ситуации: прочитать
высказывания, подобранные дома, по теме «Отношения человека к воде».

-Как вы понимаете эти высказывания?

-Какова тема высказываний?

-Как можно обобщенно сформулировать
основную идею данных высказываний?

-Опираясь на данное высказывание,
сформулируйте цели и задачи нашего урока.

IV. Первичное усвоение знаний

Работа
по учебнику

Упр.269

-Определить
тему и мысль текста

-Определите
микротемы

Обсуждение
формулировки темы высказываний:

-Какая 
из предложенных формулировок полнее всего соотносится с анализируемым текстом?

          -Запишите ключевые  слова к
каждой микротеме,

Физкультминутка для глаз.

Без
гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя.
Посмотрите вверх – вниз,
Посмотрите направо – налево,
Посмотрите вдаль – на кончик носа,
Закройте глазки, сосчитайте до 10…
Открывайте глазки!
Отдохнули глазки?

Работаем
дальше!

V. Применение знаний и умений в новой
ситуации

Написание сочинения-рассуждения на одну из
тем

VI. Контроль
усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Выслушивание вопросов учащихся

Организация коррекции черновиков.

VII.  Рефлексия.

-Материал урока мне был…

-На уроке я работал…

-Мне больше всего удалось…

-За что я могу себя похвалить?

-Что не удалось? Почему? Что учесть на
будущее?

VIII. Информирование о домашнем задании :
завершить работу над сочинением

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 8 КЛАССЕ.

Тема урока : Cочинение -рассуждение.

Цель урока:

совершенствование умений ученика подбирать материал для сочинения, создавать собственный письменный текст публицистического стиля, развитие творческих способностей учащихся, воспитание чувства патриотизма.

Тип урока: урок развития речи.

Оборудование: презентация.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

2.Актуализация опорных знаний.

-Назовите типы речи. На какие вопросы они отвечают?

-На какой вопрос будет отвечать наше сочинение? (Почему?)

-По какому плану оно строится? (Тезис, доказательства и вывод).

-Какие средства выражения синтаксической связи вам известны?( окончания, предлоги, союзы, союзные слова, порядок слов в простом предложении, интонация).

3.Мотивация учебной деятельности. Определение задач урока.

Создание проблемной ситуации (На доске записано предложение, которое не завершено, так как нет знака конца предложения:

Я ГОРЖУСЬ СВОЕЙ СТРАНОЙ

Предлагаю учащимся прочитать это предложение, интонационно оформив, записать его, дать устный комментарий, почему выбрали тот или иной вариант интонационного завершения и поставить соответствующее логическое ударение).

Определяем задачу: научиться аргументированно выражать своё мнение по проблеме.

4.Подбор материала для сочинения.

Почему мы можем гордиться своей страной?

Используя знания по географии, истории России, искусству, приведите аргументы.

5.Сообщения учащихся.

-Российская Федерация занимает 1/8 часть Земли. Она расположена одновременно в двух частях света: Европе и Азии.

-Российская Федерация – крупнейшая в мире по площади страна, более

17075,4 тыс. кв. километров.

-Российская Федерация занимает первое место в мире по запасам природного газа. Имеет много других полезных ископаемых.

— Россия одержала победу в Великой Отечественной войне, спасла мир от фашизма, освободила многие страны Западной Европы.

6.Слово учителя ( с использованием презентации).

Слайд №1. Эрмитаж в Санкт-Петербурге – один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев, возникший в 1764 году как частное собрание императрицы Екатерины II, а в 1852 году открытый для публики.

Слайд №2.Портреты балерин Анны Павловой, Галины Улановой, Майи Плисецкой. Русская школа балета оказала влияние на развитие мирового балета.

Слайд №3. Портреты А.Пушкина, Л.Толстого, А.Чехова.

Россия дала миру выдающихся писателей.

Слайд №4. Портреты И.Бунина, М.Шолохова, Б.Пастернака, А.Солженицына, И.Бродского. Эти писатели и поэты стали лауреатами Нобелевской премии в области литературы.

Слайд №5.Портрет Ю.А.Гагарина. 12 апреля 1961 года первый космонавт планеты совершил полёт в космос.

7.Работа с текстом упражнения 73 в учебнике «Русский язык.8 класс»

(Учебник для общеобразовательных организаций ,авт. Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, О.В.Загоровская,А.Г.Нарушевич,М., «Просвещение»,2014) — развитие умений создавать собственный текст публицистического стиля, рассуждение. Текст представляет фрагмент из романа Б.Васильева «Вам привет от бабы Леры»).

Определяем проблему текста ( любовь к Родине начинается с уважения к её истории). Высказать своё мнение по проблеме.

8.Работа учащихся по написанию сочинения –рассуждения .

9.Итог урока.

ОТРЫВКИ ИЗ СОЧИНЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Чем можно гордиться в России?

Россия -великая страна. Её площадь равна 17,4 млн.кв.км, а население-более 144 млн.человек.

У России великая история. Во время Второй Мировой войны СССР освободил европейские страны от фашизма.

Россия — культурная страна. Она подарила миру выдающихся писателей, поэтов, художников, композиторов, музыкантов.

Россия занимает первое место в мире по залежам природных ресурсов.

Всё это доказывает, что Россия –великая страна.

Я горжусь своей страной!

(Щеглова В.)

Я горжусь своей страной!

С детства родители мне говорили, что наша родина –сильная страна.

Россия имеет богатую и славную историю.

Особую гордость вызывают наши великие писатели А.С.Пушкин, Ф.М.Достоевский и другие, творения которых переведены на разные языки мира.

Гордимся мы и нашими спортсменами, победителями и призёрами Олимпийских игр, показывающими высокие результаты.

М.В.Ломоносов, Д.Менделеев, А.Попов. Имена этих учёных известны всему миру.

Вызывают гордость выдающиеся музеи: Эрмитаж, Третьяковская галерея…

Я горжусь своей страной и буду доказывать это делом.

(Панасенко Н.)

Я горжусь своей страной, потому что у неё очень богатая история.

Мне повезло, что я родилась в прекрасной стране-России, а моя малая родина — Крым. Я горжусь своей страной!

Я могу смело назвать себя патриотом, потому что люблю свою страну, и Родина для меня не пустое место, а то, чем я горжусь и дорожу.

Дорожу людьми, с которыми живу рядом.

Дорожу местами, где побывала.

Я люблю свою страну до глубины души, горжусь своей страной. И гордиться есть чем.

Россия- самая большая страна в мире, страна с безумно красивой природой.

Многие поэты писали о великой России.

Я горжусь великим русским народом, очень смелым и отважным, очень ценю своих предков, свою историю.

Я очень горжусь выдающимися людьми России, которые стали известны на весь мир.

Россия для меня была, есть и будет страной, которой я буду гордиться всегда.

(Салтковская Е.)

Я горжусь своей страной!

Наша страна занимает 1-е место по площади.

Россия подарила миру много известных композиторов, учёных, музыкантов, писателей, космонавтов.

А ещё в России достаточно могучая военная техника: танки, самолёты, вертолёты, ракеты, корабли.

Мы также гордимся нашим Президентом Владимиром Путиным.

В нашей стране развитая экономика, и никаким санкциям нас не сломить.

Мы самый дружный народ. Мы гордимся своей страной.

(Внуков В.)

Я горжусь своей страной!

В России так много мест, которыми можно гордиться, восхищаться.

Российская культура . Ею тоже нужно гордиться.

А русские люди! Русский народ толерантен и принимает людей разных национальностей. Это достойно уважения.

Россия известна и своей захватывающей историей. А любовь к Родине , по мнению Б.Васильева, начинается с уважения к её истории. Я согласна с этим мнением. Каждый параграф по «Истории России» даёт понять, что Россия –могучая и сильная страна, которой можно гордиться.

(Стасёк В.)

Открытый урок русского языка в 8-м классе.

Подготовка к сочинению-рассуждению (урок развития речи).

Цель урока:

Общеобразовательные: научиться правильно понимать исходный текст; отобрать материал, необходимый для написания сочинения.

Развивающие: способствовать развитию речи, мышления и творческих способностей учащихся.

Воспитательные: на примере текстов, афоризмов знаменитых людей показать, что каждый человек — сам творец своего счастья.

Задачи урока:

 1) проанализировать текст публицистического стиля с точки зрения стиля, типа и жанра речи;

 2) уметь находить авторскую позицию;

 3) определять тему, идею и проблему текста;

 4) уметь выразить свою позицию по отношению к сформулированной проблеме, привести аргументы;

Тип урока: урок развития речи.

Оборудование: компьютер, видеопроектор, таблица “Аргументы”, печатные листы с текстом В. Бахмутова “Радуга”,  карточки с афоризмами, «Толковый словарь» Ожегова.

Ход урока.

I. Организационный момент. Слайд 1.

— Здравствуйте, ребята!

Я рада вас видеть. Слайд 2.

Сегодня нам предстоит серьёзная и интересная работа – работа с текстом. Мы с вами будем не только совершенствовать свои навыки и умения по русскому языку, полученные на предыдущих уроках, но  и будем готовиться к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту. Слайд 3. Эта подготовка основывается на работе с текстом. Тексты, как правило, принадлежат к одному из функциональных  или авторских стилей, является интересными в познавательном отношении, содержат материал для раздумий и обсуждений.

         Сегодня на уроке мы попробуем  выработать алгоритмы работы и методические приемы, которые помогут справиться с сочинением.

Слайд 4.

— Запишите число. Тема нашего урока — «Учимся писать сочинение – рассуждение».  

2. Этап актуализации знаний. Кластер.

Слайд 5

— Я  предлагаю вам подумать над словом СЧАСТЬЕ.

— Что такое счастье?

— Какие ассоциации возникают у вас?

 (Ассоциации записываются на кусочках цветной бумаги и из них на доске при помощи магнитов выстраивается радуга).

— Все ассоциации, возникшие у вас, радостные.   (Щелчок) У нас с вами получилась радуга. Как вы думаете почему?

Слайд 6

— Какое толкование слова счастье дается в словаре Ожегова? Согласны ли вы с таким толкованием?

Счастье. 1. Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения.

    2. Успех, удача.

Слайд 7.

3.Теперь мы с вами можем познакомиться с текстом, с которым будем работать. (Выразительное чтение текста).

В.Г. Бахмутов.

Радуга

В детстве, наверное, все кажется красивее, чем на самом деле, а мир – совершеннее. Когда у меня хорошее настроение, я люблю вспоминать мое далекое детство. У меня не было дорогих игрушек, меня не возили к морю, но у меня была природа – богатая природа Алтайских гор.

Больше всего я любил, да и сейчас люблю, радугу. Сколько в ней прелести и волшебства! Как-то бабушка рассказала мне, что если добежать до конца радуги и обхватить ее руками, то все люди будут счастливыми и здоровыми. Как это прекрасно – счастье сразу для всех!  (авторская позиция) Я не помню, как мне представлялось это, только больше всего хотелось, чтобы не болела бабушка, а уж ради этого стоило бежать.

С тех пор я стал ждать радугу, даже готовился к ее штурму – для тренировки бегал. Однажды с утра выдался ветреный день… Никто не заметил, как на горизонте появилась маленькая тучка… Яркий солнечный день вмиг потускнел…раздался гром…дождь начал капать крупными каплями… Ливень продолжался недолго…

И вот вновь блеснуло солнце… Вдруг я увидел радугу! Крутая, ярко горящая, она уперлась концом как раз в нашем огороде. Я зажмурил глаза, все еще не веря, что вот она, долгожданная радуга, которая поможет мне сделать всех счастливыми. Радуга не исчезла. Наоборот, наливалась ярче. И я побежал!

Каково же было мое удивление, когда на том месте, где была радуга, ее не оказалось. Она ловко перепрыгнула теперь на берег реки и была так же хороша. Я вновь затаил дыхание и побежал. И снова неудача! Радуга дразнила меня. Было обидно и больно, что не удалось добыть людям счастье. От досады я заплакал.

(Прим.: текст рассказа дан в сокращении ).

4. Работа с текстом. Отработка умений и навыков работы с исходным текстом. Усвоение способов деятельности путем воспроизведения информации и выполнения упражнений.

Слайд 8

1. Повторение теоретических знаний о тексте

Перед тем, как разбираться в прочитанном, мне хотелось бы напомнить вам основные признаки текста (информативность, завершённость, связность, цельность, стилевое единство).

(Повторяем каждый признак)

Слайд 9

— Заметьте; один из важных признаков текста — информативность. Любой текст содержит информацию:1) каком-либо факте, событии, человеке; 2) цели его создания; 3) об авторе (его отношении к поднятым проблемам). Если вы сумеете научиться «вычитывать» эту информацию, то правильно поймете текст.

— Давайте снова обратимся к тексту и выделим в каждом абзаце ключевые слова.

Слайд 10 

Итак, 1 абзац. Какие слова являются ключевыми? («Когда у меня хорошее настроение, я люблю вспоминать моё далёкое детство…»)

Слайд 11

2 абзац – «Как это прекрасно – счастье сразу для всех!»

Слайд 12

3-4 абзац — «С тех пор я стал ждать радугу, которая поможет мне сделать всех счастливыми»

Слайд 13

5 абзац – «Было обидно и больно, что не удалось добыть людям счастье…»

— О чём этот текст?

— Что такое счастье для героя рассказа?

— Почему рассказ называется «Радуга»? Что общего у радуги и счастья?

2.Формулировка проблемы

— Итак, мы определили тему текста и выделили наиболее значимую для понимания текста информацию. Теперь нам необходимо отобрать информацию необходимую для написания сочинения и первый наш шаг «Формулирование одной из проблем, поставленных автором текста». Слайд 14

— Для начала давайте вспомним, что такое проблема? Справка: (вопрос, который …

Проблема – сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования.

Проблему можно определить как сложную, трудную, важную, серьезную, глубокую, основную, назревшую, актуальную, злободневную, острую, философскую, политическую, социальную, национальную, международную.

— Какие проблемы ставит перед читателями автор?

Чаще всего в тексте поднимается несколько проблем. Чтобы их определить, задайте себе вопрос: над какими вопросами размышляет автор? Обратимся снова к тексту?

— Так какую же проблему поднимает автор? Сформулируйте ее, используя шаблоны

 (1 способ: В. Бахмутов заставляет нас задуматься о том, как непросто сделать людей счастливыми.

2 способ: В чём секрет счастья? Кто или что может сделать человека счастливым? Именно эти вопросы волнуют В.Бахмутова.)

— Сформулируйте проблему, используя один из предложенных вариантов. Запишите ответ в рабочий лист. Вот мы и сделали еще один шаг к успеху – сформулировали проблему.

3.Составление комментария проблемы.

— Следующий шаг. Комментарий проблемы… Давайте вспомним, что такое комментарий? Слайд 15

Справка. Прокомментировать проблему – значит

— показать степень понимания текста;

— понять замысел автора;

— понять ход авторской мысли.

Комментарий обязательно должен опираться на текст. Чтобы прокомментировать проблему, нужно ответить на ряд вопросов.

— К какой категории относится проблема? (политическая, нравственная одновременно)

— Актуальная ли эта проблема в наши дни? Что делает ее актуальной?

— Почему эта проблема привлекла внимание автора?

— Кого особенно интересует эта проблема?

— На каком материале автор рассматривает проблему? (В.Бахмутов рассматривает проблему на воспоминаниях из детства, а также приводит пример из личной жизни)

— Для чего он это делает? (Чтобы сказать, что он знает об этой проблеме не понаслышке, а данная проблема коснулась его лично)

— Каково отношение авторское отношение к проблеме? Как выражено отношение автора к проблеме?

— Все! Мы проблему прокомментировали достаточно подробно. Запишем комментарии в тетрадь.

4. Формулировка авторской позиции

— Следующий шаг. Авторская позиция. Давайте вспомним, что такое позиция автора? Слайд 16

Справка.  Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы

— Обратимся к тексту.

— Какова же авторская позиция?

— В каком предложении авторская точка зрения звучит отчетливо? (Как это прекрасно – счастье сразу для всех!)

— Согласны ли вы с мнением автора?

— Итак, мы выполнили еще одно требование к сочинению – сформулировали авторскую позиции. Запишем её в тетрадь.

5. Аргументация собственного мнения. Слайд 17

Это, действительно, самая трудная часть работы. На этом этапе написания сочинения ваша задача состоит в следующем: одобрить позицию автора, выразить солидарность, понимание, принятие  позиции и сформулировать собственную позицию, подобрав 2 аргумента, доказывающих справедливость мнения автора и вашего мнения.

Давайте вспомним, что  такое аргументы, какие аргументы можно считать жизненным опытом, а какие – читательским?

Справка. (Воспользуемся схемой)

— Какие аргументы в подтверждении позиции автора вы можете использовать? (реальные факты, афоризмы, примеры из жизни, из литературы и др.)

Работа с афоризмами.

— В качестве аргумента нам могут послужить афоризмы.

— Что такое афоризм? (Краткое выразительное изречение.)

Задание: прочитайте афоризмы. Обсудите в группах. Как вы понимаете их смысл? Согласны ли вы с выраженными в них мыслями о счастье?

Слайд 18

 Человек создан для счастья, как птица для полета.

В.Г. Короленко.

Слайд 19

 Счастливее всех счастливых тот, кто может осчастливить.

А. Дюма-отец.

Слайд 20

 Самые прекрасные и в то же время самые счастливые люди те, кто прожил свою жизнь, заботясь о счастии других.

В.А. Сухомлинский.

— Литературные произведения тоже могут служить аргументом. Какие литературные произведения могут послужить аргументами к нашему сочинению?

(В.Г.Короленко «Парадокс», «Дети подземелья»)

— Счастливы ли вы?

-Что нужно человеку для того, чтобы чувствовать себя счастливым? (Порой очень мало. Лишь немного доброты, тепла, сочувствия).

5. Чтение конца рассказа Бахмутова.

— У Бахмутова – свой секрет счастья! Послушайте конец рассказа. Каков секрет счастья В.Бахмутова? Подумайте, прав ли писатель?

Слайд 21

Детство давно ушло, но я часто вспоминаю мою убежавшую радугу, ту, которая после черных туч и грома могла дать счастье. Может быть, тогда я плохо бежал? В жизни все бегут за счастьем, но, наверное, счастье и есть дорога к нему, без остановок и слез. Я давно бегу за своей радугой, она то покажется, то вновь потеряется. Главное она есть. Я ее видел!

6. Обобщающие выводы.

1. Чтение стихотворения Вероники Тушновой. Слайд 22

Обращаясь к ученикам, учитель читает стихотворение Вероники Тушновой.

Ты когда-нибудь плыл по широкой воде,

обнимающей плотно и бережно тело,

и чтоб чайка в то время над морем летела

чтобы облако таяло в высоте?

Ты когда-нибудь в зной  добредал до ключа,

что коряги и камни обегает журча,

что висящие корни толкает и лижет

и на мох серебристые шарики нижет?

Ты ложился и пил этот холод взахлеб,

обжигая им пыльные щеки и лоб?

Ты когда-нибудь после очень долгой разлуки

согревал свое сердце о милые руки?

Ты когда-нибудь слышал в полутьме, в полусне,

дребезжащий по крышам первый дождь по весне?

И ребячья ручонка тебя обнимала?

И удача большая в работе бывала?

Если так, я почти согласиться готова –

счастлив ты…

Но ответь на последний вопрос:

ты когда-нибудь  сделал счастливым другого?

Ты молчишь?

Так прости мне жестокое слово –

счастья в жизни узнать тебе не привелось!

— В чем видит секрет счастья Вероника Тушнова? (Человек счастлив по-настоящему только тогда, когда сделает счастливым хотя бы одного человека.)

2. — С каким образом принято ассоциировать счастье? (Птица).

— Действительно. «Счастье, что оно, словно птица — упустишь и не поймаешь…» Надеюсь, что вы никогда не упустите свое счастье. Мы сегодня узнали о многих секретах счастья. А у каждого из вас – свой секрет. Именно об этом, я надеюсь, вы напишите в своих сочинениях. Синяя птица вам поможет узнать еще один секрет счастья.

(Учитель раздает детям вырезанных из бумаги птиц, на которых написаны строки из стихотворения В. Тушновой: (щелчок)

Это зря говорится,

что надо счастливым родиться,

нужно только,

чтоб сердце

не устало над счастьем трудиться…).

— Теперь запишите своё мнение о проблеме, подтвердив его аргументами.

(Ученики зачитывают то, что у них получилось)

IV . Поведение итого урока

Вот мы и закончили работу над сочинением. Я думаю, что наш сегодняшний разговор поможет вам в написании сочинения.

Рефлексия.  Ребята, скажите, пожалуйста,  чем запомнился  вам урок, чем понравился (ответы).

Домашнее задание.  Слайд 23

— Дома вы, пользуясь подготовленными материалами, должны написать сочинение по данному тексту.

V. Заключительное слово

А закончить сегодняшний урок мне хотелось бы словами древнегреческого комедиографа Менандра:  «Язык, который умудрен знаниями, не будет запинаться ». Я думаю, что сегодняшний наш урок стал еще одним этапом в освоении вами секретов написания сочинения.

Обновлено: 11.03.2023

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока : Р.р.№ 8.Подготовка к контрольному сочинению-рассуждению

Тип урока : урок обобщения знаний и умений; урок развития речи.

Вид урока: урок усвоения новых знаний

Цель урока: выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы

1)образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; предупреждение орфографических ошибок, умение самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;

2) развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;

3)воспитательные: формирование таких нравственных качеств учащихся, как милосердие, отзывчивость, человечность.

УУД:
предметные:
— умение отвечать на поставленный вопрос аргументировано;
— умение анализировать, делать обобщающие выводы;
личностные:
— развивать творческие способности учащихся;
— формировать нравственно-этическое оценивание;
регулятивные:
— умение контролировать свою деятельность по результату;
— адекватно оценивать свою работу на уроке и воспринимать оценку учителя и одноклассников;
к оммуникативные:
— строить отношения с одноклассниками в ходе сотрудничества;
— высказывать и отстаивать своё мнение, работая в группе;
– овладевать монологической и диалогической формами речи.

Методические приемы : проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.

Формы работы: индивидуальная, групповая

Средства обучения: учебник: Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Глазков А. В., Лисицын А. Г. Русский язык. 8 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций. М.: Просвещение, 2015.

I. Организационный этап

II . Актуализация знаний

-Ребята, давайте вспомним, что такое рассуждение ( рассуждение – это мысли, изложенные в соответствии с логикой, подкрепленные доказательствами, связанные цепью аргументов и перерастающие в убедительные выводы)

-А теперь вспомним схему сочинения-рассуждения

-Как можно сформулировать тезис? (он может быть сформулирован в виде вопроса или содержать цитату).

-Что может выступать в роли аргументов? (исторические факты, пословицы и поговорки, сюжетные линии литературных произведений, мнения авторитетных людей)

-Каким должен быть вывод, завершающий сочинение-рассуждение? (убедительным)

III. . Определение темы и цели урок

-Как вы понимаете эти высказывания?

-Какова тема высказываний?

-Как можно обобщенно сформулировать основную идею данных высказываний?

-Опираясь на данное высказывание, сформулируйте цели и задачи нашего урока.

IV. Первичное усвоение знаний

Работа по учебнику

-Определить тему и мысль текста

-Какая из предложенных формулировок полнее всего соотносится с анализируемым текстом?

-Запишите ключевые слова к каждой микротеме,

Физкультминутка для глаз.

Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя.
Посмотрите вверх – вниз,
Посмотрите направо – налево,
Посмотрите вдаль – на кончик носа,
Закройте глазки, сосчитайте до 10…
Открывайте глазки!
Отдохнули глазки?

V. Применение знаний и умений в новой ситуации

Написание сочинения-рассуждения на одну из тем

VI . Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Выслушивание вопросов учащихся

Организация коррекции черновиков.

VII. Рефлексия.

-Материал урока мне был…

-На уроке я работал…

-Мне больше всего удалось…

-За что я могу себя похвалить?

-Что не удалось? Почему? Что учесть на будущее?

VIII. Информирование о домашнем задании : завершить работу над сочинением

ГДЗ Русский язык 8 класс Рыбченкова, Нарушевич, Загоровская - Учебник

Многие ребята покидают школу после девятого класса, поэтому восьмой год обучения становится самым важным для них. Именно в этот период осуществляется формирование и закрепление необходимых навыков. Кроме того, подготовка к экзаменам во многих школах тоже постепенно начинается именно в этом году. Программа предстоит весьма обширная и не всегда простая. Особое внимание стоит уделить таким разделам, как:

  1. Речь и речевое общение;
  2. Речевая деятельность;
  3. Текст.

Основные положения ГДЗ

Решебник — нужен ли он

При должной усидчивости и скрупулезном отношении к мелочам, можно добиться хороших результатов в учебе. Однако учитывая общую загруженность школьников, им бы пришлось проводить за учебой практически круглые сутки. А ведь практически все психологи твердят, что излишние нагрузки могут привести к:

  • нервным срывам;
  • рассеянному вниманию;
  • затяжной депрессии.

ГДЗ учебник Русский язык. 8 класс Л. М. Рыбченковой, А. Г. Нарушевича, О. В. Загоровской. Издательство Просвещение. Серия Русский язык. Рыбченкова (5-11). Состоит из одной части и 255 страниц.

Воспитание познавательного интереса и любви к русскому языку, освоение и практическое применение полученных знаний, совершенствование мыслительной деятельности, расширение мировоззрения являются основными целями учебного пособия в восьмом классе. Школьники научатся более грамотно работать с текстом, находить необходимую информацию в большом объеме материала, выделять главное. Пособие содержит блок заданий, направленный на повышение орфографической грамотности учащихся, которая сделает речь более красивой и точной. В процессе изучения ребята смогут дать свое определение культуре речи и элементов, ее составляющих, узнают, что такое научный стиль текста, а также правила постановки тире между подлежащим и сказуемым. Тематика Синтаксиса и Пунктуации представлена в отдельном разделе, также, как и Предложений с обращениями, вставными и вводными конструкциями.

Урок развития речи. Подготовка к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту.

Вложение Размер
otkrytyy_urok_russkogo_yazyka_v_8.doc 62 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка к сочинению-рассуждению (урок развития речи).

Общеобразовательные: научиться правильно понимать исходный текст; отобрать материал, необходимый для написания сочинения.

Развивающие: способствовать развитию речи, мышления и творческих способностей учащихся.

Воспитательные: на примере текстов, афоризмов знаменитых людей показать, что каждый человек — сам творец своего счастья.

1) проанализировать текст публицистического стиля с точки зрения стиля, типа и жанра речи;

2) уметь находить авторскую позицию;

3) определять тему, идею и проблему текста;

4) уметь выразить свою позицию по отношению к сформулированной проблеме, привести аргументы;

Тип урока : урок развития речи.

I. Организационный момент. Слайд 1.

Я рада вас видеть. Слайд 2.

Сегодня нам предстоит серьёзная и интересная работа – работа с текстом. Мы с вами будем не только совершенствовать свои навыки и умения по русскому языку, полученные на предыдущих уроках, но и будем готовиться к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту. Слайд 3. Эта подготовка основывается на работе с текстом. Тексты, как правило, принадлежат к одному из функциональных или авторских стилей, является интересными в познавательном отношении, содержат материал для раздумий и обсуждений.

2. Этап актуализации знаний. Кластер.

— Я предлагаю вам подумать над словом СЧАСТЬЕ.

— Что такое счастье?

— Какие ассоциации возникают у вас?

(Ассоциации записываются на кусочках цветной бумаги и из них на доске при помощи магнитов выстраивается радуга).

— Все ассоциации, возникшие у вас, радостные. ( Щелчок) У нас с вами получилась радуга. Как вы думаете почему?

— Какое толкование слова счастье дается в словаре Ожегова? Согласны ли вы с таким толкованием?

Счастье. 1. Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения.

3.Теперь мы с вами можем познакомиться с текстом, с которым будем работать. (Выразительное чтение текста).

В детстве, наверное, все кажется красивее, чем на самом деле, а мир – совершеннее. Когда у меня хорошее настроение, я люблю вспоминать мое далекое детство. У меня не было дорогих игрушек, меня не возили к морю, но у меня была природа – богатая природа Алтайских гор.

Больше всего я любил, да и сейчас люблю, радугу. Сколько в ней прелести и волшебства! Как-то бабушка рассказала мне, что если добежать до конца радуги и обхватить ее руками, то все люди будут счастливыми и здоровыми. Как это прекрасно – счастье сразу для всех! (авторская позиция) Я не помню, как мне представлялось это, только больше всего хотелось, чтобы не болела бабушка, а уж ради этого стоило бежать.

С тех пор я стал ждать радугу , даже готовился к ее штурму – для тренировки бегал. Однажды с утра выдался ветреный день… Никто не заметил, как на горизонте появилась маленькая тучка… Яркий солнечный день вмиг потускнел…раздался гром…дождь начал капать крупными каплями… Ливень продолжался недолго…

И вот вновь блеснуло солнце… Вдруг я увидел радугу! Крутая, ярко горящая, она уперлась концом как раз в нашем огороде. Я зажмурил глаза, все еще не веря, что вот она, долгожданная радуга, которая поможет мне сделать всех счастливыми . Радуга не исчезла. Наоборот, наливалась ярче. И я побежал!

Каково же было мое удивление, когда на том месте, где была радуга, ее не оказалось. Она ловко перепрыгнула теперь на берег реки и была так же хороша. Я вновь затаил дыхание и побежал. И снова неудача! Радуга дразнила меня. Было обидно и больно, что не удалось добыть людям счастье. От досады я заплакал.

(Прим.: текст рассказа дан в сокращении ).

4. Работа с текстом. Отработка умений и навыков работы с исходным текстом. Усвоение способов деятельности путем воспроизведения информации и выполнения упражнений.

1 . Повторение теоретических знаний о тексте

Перед тем, как разбираться в прочитанном, мне хотелось бы напомнить вам основные признаки текста (информативность, завершённость, связность, цельность, стилевое единство).

(Повторяем каждый признак)

— Давайте снова обратимся к тексту и выделим в каждом абзаце ключевые слова.

— О чём этот текст?

— Что такое счастье для героя рассказа?

— Для начала давайте вспомним, что такое проблема? Справка: (вопрос, который …

Проблема – сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования.

Проблему можно определить как сложную, трудную, важную, серьезную, глубокую, основную, назревшую, актуальную, злободневную, острую, философскую, политическую, социальную, национальную, международную.

— Какие проблемы ставит перед читателями автор?

Чаще всего в тексте поднимается несколько проблем. Чтобы их определить, задайте себе вопрос: над какими вопросами размышляет автор? Обратимся снова к тексту?

— Так какую же проблему поднимает автор? Сформулируйте ее, используя шаблоны

(1 способ: В. Бахмутов заставляет нас задуматься о том, как непросто сделать людей счастливыми.

2 способ: В чём секрет счастья? Кто или что может сделать человека счастливым? Именно эти вопросы волнуют В.Бахмутова.)

— Сформулируйте проблему, используя один из предложенных вариантов. Запишите ответ в рабочий лист. Вот мы и сделали еще один шаг к успеху – сформулировали проблему.

3.Составление комментария проблемы.

— Следующий шаг. Комментарий проблемы… Давайте вспомним, что такое комментарий? Слайд 15

Справка. Прокомментировать проблему – значит

— показать степень понимания текста;

— понять замысел автора;

— понять ход авторской мысли.

Комментарий обязательно должен опираться на текст. Чтобы прокомментировать проблему, нужно ответить на ряд вопросов.

— К какой категории относится проблема? (политическая, нравственная одновременно)

— Актуальная ли эта проблема в наши дни? Что делает ее актуальной?

— Почему эта проблема привлекла внимание автора?

— Кого особенно интересует эта проблема?

— На каком материале автор рассматривает проблему? (В.Бахмутов рассматривает проблему на воспоминаниях из детства, а также приводит пример из личной жизни)

— Для чего он это делает? (Чтобы сказать, что он знает об этой проблеме не понаслышке, а данная проблема коснулась его лично)

— Каково отношение авторское отношение к проблеме? Как выражено отношение автора к проблеме?

— Все! Мы проблему прокомментировали достаточно подробно. Запишем комментарии в тетрадь.

4. Формулировка авторской позиции

— Следующий шаг. Авторская позиция. Давайте вспомним, что такое позиция автора? Слайд 16

Справка. Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы

— Обратимся к тексту.

— Какова же авторская позиция?

— В каком предложении авторская точка зрения звучит отчетливо? ( Как это прекрасно – счастье сразу для всех!)

— Согласны ли вы с мнением автора?

— Итак, мы выполнили еще одно требование к сочинению – сформулировали авторскую позиции. Запишем её в тетрадь.

5. Аргументация собственного мнения. Слайд 17

Это, действительно, самая трудная часть работы. На этом этапе написания сочинения ваша задача состоит в следующем: одобрить позицию автора, выразить солидарность, понимание, принятие позиции и сформулировать собственную позицию, подобрав 2 аргумента, доказывающих справедливость мнения автора и вашего мнения.

Давайте вспомним, что такое аргументы, какие аргументы можно считать жизненным опытом, а какие – читательским?

Справка. (Воспользуемся схемой)

— Какие аргументы в подтверждении позиции автора вы можете использовать? (реальные факты, афоризмы, примеры из жизни, из литературы и др.)

Работа с афоризмами.

— В качестве аргумента нам могут послужить афоризмы.

— Что такое афоризм? (Краткое выразительное изречение.)

Задание : прочитайте афоризмы. Обсудите в группах. Как вы понимаете их смысл? Согласны ли вы с выраженными в них мыслями о счастье?

Человек создан для счастья, как птица для полета.

Счастливее всех счастливых тот, кто может осчастливить.

Самые прекрасные и в то же время самые счастливые люди те, кто прожил свою жизнь, заботясь о счастии других.

— Литературные произведения тоже могут служить аргументом. Какие литературные произведения могут послужить аргументами к нашему сочинению?

— Счастливы ли вы?

-Что нужно человеку для того, чтобы чувствовать себя счастливым? (Порой очень мало. Лишь немного доброты, тепла, сочувствия).

5. Чтение конца рассказа Бахмутова .

— У Бахмутова – свой секрет счастья! Послушайте конец рассказа. Каков секрет счастья В.Бахмутова? Подумайте, прав ли писатель?

Детство давно ушло, но я часто вспоминаю мою убежавшую радугу, ту, которая после черных туч и грома могла дать счастье. Может быть, тогда я плохо бежал? В жизни все бегут за счастьем , но, наверное, счастье и есть дорога к нему, без остановок и слез . Я давно бегу за своей радугой, она то покажется, то вновь потеряется. Главное она есть. Я ее видел!

6. Обобщающие выводы.

1. Чтение стихотворения Вероники Тушновой. Слайд 22

Обращаясь к ученикам, учитель читает стихотворение Вероники Тушновой.

Ты когда-нибудь плыл по широкой воде,

обнимающей плотно и бережно тело,

и чтоб чайка в то время над морем летела

чтобы облако таяло в высоте?

Ты когда-нибудь в зной добредал до ключа,

что коряги и камни обегает журча,

что висящие корни толкает и лижет

и на мох серебристые шарики нижет?

Ты ложился и пил этот холод взахлеб,

обжигая им пыльные щеки и лоб?

Ты когда-нибудь после очень долгой разлуки

согревал свое сердце о милые руки?

Ты когда-нибудь слышал в полутьме, в полусне,

дребезжащий по крышам первый дождь по весне?

И ребячья ручонка тебя обнимала?

И удача большая в работе бывала?

Если так, я почти согласиться готова –

Но ответь на последний вопрос:

ты когда-нибудь сделал счастливым другого?

Так прости мне жестокое слово –

счастья в жизни узнать тебе не привелось!

— В чем видит секрет счастья Вероника Тушнова? (Человек счастлив по-настоящему только тогда, когда сделает счастливым хотя бы одного человека.)

2. — С каким образом принято ассоциировать счастье? (Птица).

(Учитель раздает детям вырезанных из бумаги птиц, на которых написаны строки из стихотворения В. Тушновой: (щелчок)

Это зря говорится,

что надо счастливым родиться,

не устало над счастьем трудиться…).

— Теперь запишите своё мнение о проблеме, подтвердив его аргументами.

(Ученики зачитывают то, что у них получилось)

IV . Поведение итого урока

Вот мы и закончили работу над сочинением. Я думаю, что наш сегодняшний разговор поможет вам в написании сочинения.

Рефлексия. Ребята, скажите, пожалуйста, чем запомнился вам урок, чем понравился (ответы).

Домашнее задание. Слайд 23

— Дома вы, пользуясь подготовленными материалами, должны написать сочинение по данному тексту.

V. Заключительное слово

Читайте также:

      

  • Самолет летел с восточного побережья соединенных штатов на западное сочинение
  •   

  • Бедная лиза вывод сочинение
  •   

  • Счастье в мелочах сочинение
  •   

  • Свет и тени натуры обломова сочинение по плану
  •   

  • Пушкин в живописи сочинение

Цели урока:

  • выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы.
  • усвоение учащимися одного из основных нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди, формирование культуры ведения беседы.

Задачи:

  • образовательные: расширить и углубить знания учащихся по культуре речи; предупреждать орфографические, речевые и грамматические ошибки, уметь самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;
  • развивающие: развивать творческую, речевую и мыслительную активность учащихся, формировать умение выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;
  • воспитательные: формировать такие нравственные качества учащихся, как доброта, милосердие, отзывчивость, человечность.

Тип урока: урок развития речи.

Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.

Организационные формы: беседа, приёмы активизации мыслительной деятельности: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, литературой. Заключительным этапом урока стала рефлексия.

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, историей, литературой. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения-рассуждения задания 15.3

Ход урока

I. Организационный момент

1) Приветствие учащихся. Постановка цели урока. Задачи.

2) Запись даты, темы урока в тетрадь.

3) Эпиграф на доске  (запись в тетради):

Не было бы добрых людей, жизнь бы давно остановилась…
(В.М.Шукшин)

II. Собеседование с классом. Орфографическая и лексическая работа. Расширение словарного запаса учащихся

Сегодня мы поговорим с вами о таком понятии, как ДОБРОТА, и соберем материал к сочинению. Как вы понимаете значение этого слова? Давайте подберем синонимы и антонимы к нему и составим кластер (на доске и в тетрадях).

Синонимы: добродушие, добросердечие, добросердечность, мягкосердечие, мягкосердечность; благодушие, благость.

Антонимы: злоба, жестокость.

Крылатые выражения о доброте:

  • Расчетливы только добрые поступки, рассудителен только тот, кто добр, и ровно постольку, насколько он добр. (Николай Чернышевский)
  • Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни понимали добро, жизнь наша есть не что иное, как стремление к добру. (Л.Толстой)
  • Во внутреннем мире человека доброта — это солнце. (В.Гюго)

Обратимся к словарю:

Доброта – Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. (Толковый словарь С.И.Ожегова)

Доброта — Душевное расположение к людям, благожелательность, отзывчивость, стремление делать добро другим. Неподдельная д. души. Д. сердца. Сердечная д. (Толковый словарь С.А.Кузнецова)

Доброта — благодушность, гуманность, добродушие, добродушность, добросердечие, добросердечность, добротность, добротолюбие, душевность, ласка, ласковость, мягкосердечие, мягкосердечность, мягкость, отзывчивость, сердечность, человеколюбие, человечность. (Словарь синонимов русского языка)

III. Актуализация знаний

Вопросы классу:

1. Какова схема построения сочинения–рассуждения (композиция)?

– Тезис.

– Аргументы (доказательства).

– Вывод.

2. Что такое тезис, аргументы, вывод?

Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать.

Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.

Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения.

IV. Работа над построением сочинения-рассуждения

Чтение задания к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему (15.3). Как вы понимаете значение слова ДОБРОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое доброта?», взяв в качестве тезиса данное вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающие ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Собеседование с классом:

Учитель: – Над каким понятием сегодня мы будем работать?

Ученики: – Над понятием доброта.

Учитель: Дайте определение данного слова, опираясь на вышесказанное.

Доброта – это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо.

Это определение понятия станет тезисом вашего сочинения-рассуждения.

Работа над комментарием к тезису: 2–3 предложения, содержащие размышления в соответствии с заявленным тезисом.

Комментарий должен быть логически связан с дальнейшими аргументами и примерами из текста и вашего жизненного опыта.

Примерный вариант комментария по проблеме:

Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми, способными дарить окружающим заботу и любовь. Такое качество, как доброта, вне времени: оно всегда будет необходимо людям.

Чтение текста Д.Н.Мамина-Сибиряка учащимися.

(1) Собрался Емеля на охоту, а внука Гришутку дома оставил.

(2) Никак Гришутка с зимы поправиться не мог.

(3) — Добудешь телёнка, дедко? — просит Гришутка.

(4) — Добуду… — обещает старик.

(5) Три дня бродил Емеля по лесу с собакой своей, Лыском, и всё напрасно: оленя с телёнком не попадалось.

(6) И разве в просьбе дело!

(7) Ослаб больно Гришутка‚ ему бы молодого мясца добыть.

(8) Только на четвёртый день они напали на след оленя с телёнком.

(9) «Лыско, ищи их, голубчик!» — думал Емеля, ползком подбираясь к рощице.

(10) Тот, как тень, полз за хозяином…

(11) Когда старик совсем потерял след оленя из виду, Лыско осторожно ткнул его своим горячим носом.

(12) Старик оглянулся и присел: прямо за елью стоял тот самый телёнок, которого он искал.

(13) Это был маленький прехорошенький оленёнок.

(14) Он был с жёлтым пушком и тоненькими ножками.

(15) Охотник с замирающим сердцем взвёл курок винтовки и прицелился…

(16) И тут вдруг оленёнок поднял голову да как посмотрит прямо на Емелю.

(17) А глаза у него, как у Гришутки, — большие, ясные.

(18) Точно что оборвалось в груди у старого Емели.

(19) Он опустил ружьё, быстро поднялся и свистнул — маленькое животное скрылось в кустах с быстротой молнии.

(20)— Гляди, как драпанул… — сказал старик, улыбаясь.

(21) — Эх, беду грехом не лечат!

(22) Ничего‚ мы внуку другой дичи в лесу добудем!

(По Д.Н.Мамину-Сибиряку)

Анализ прослушанного текста:

– Как связать вступление и основную часть?

– Приведите аргументы-примеры, подтверждающие ваше суждение о доброте.

1-й аргумент – из прочитанного текста. (В рассказе Д.Н.Мамина-Сибиряка «Емеля-охотник» повествуется о великодушном поступке Емели. Дед с собакой, направившись на охоту в лес, встретили оленя с теленком. Прицелившись, старик уже собирался стрелять, но олень-самка уводила его от своего малыша дальше и дальше. Когда дед увидел под кустом детеныша, он уже прицелился в него, но доброта в  сердце проснулась, и он, передумав убивать, опустил ружье.).

2-й аргумент – из жизненного опыта (это примеры из художественной литературы, в частности, из произведений М.А.Шолохова «Судьба человека», В.Г.Короленко «Дети подземелья», Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», В.Г.Распутина «Уроки французского», из жизни известных людей или знакомых, из собственной жизни, сведения из СМИ и т.п.).

Примерные варианты 2 примера-аргумента:

В жизни мне тоже не раз доводилось встречаться с добрыми людьми. Например, наша соседка в деревне всегда помогает одной очень бедной семье и делает это абсолютно бескорыстно. Когда голодный ребенок из этой семьи попросил у нее попить, она вынесла ему не воды, а стакан молока и вкусную булочку, а ещё дала ему с собой целый пакет еды. На мой взгляд, этот поступок является самым настоящим и искренним проявлением доброты.

В качестве второго аргумента, подтверждающего моё мнение о том, что такое доброта, приведу пример из рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского». Лидия Михайловна, молодая учительница, узнав, в каком трудном положении находится её ученик, старается ему помочь. Помогает она ему не совсем обычным способом. Играя с Валей в «замеряшки», Лидия Михайловна намеренно проигрывает мальчику, чтобы тот мог получить от неё рубль на молоко. Поступок учительницы — пример проявления доброты.

Вывод к сочинению – это общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, который делает сочинение логически законченным. Примерный вариант заключения сочинения-рассуждения:

– Таким образом, добро – это наши дела по отношению к окружающим, вызывающие у них радость и счастье.

V. Рефлексия

– Работа по критериям оценивания сочинения (самооценка).

VI. Домашнее задание

Написать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему «Что такое доброта?», используя предложенный текст.

Примеры двух ученических сочинений

I.

Доброта – это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо. Добрые дела человек должен совершать бескорыстно, с хорошими намерениями.

В тексте Д.Н.Мамина-Сибиряка говорится о том, как один старик три дня охотился на оленя с теленком, чтобы добыть свежей дичи для своего больного внучка. На четвертый день Емеля встретил маленького олененка. Старик хотел выстрелить в него, но вдруг припомнил глаза своего внука, которые были такие же большие и ясные, как и у животного. Он опустил ружье, а теленок скрылся в кустах. Жалко ему стало олененка. Емеля совершил доброе дело, он сохранил жизнь животному.

В своей жизни я видела много людей, которые совершали добро. Например, однажды, когда люди шли по пешеходному переходу, одна старушка не успевала перейти дорогу на зеленый свет, она торопилась, а затем вовсе упала. Проходящая мимо девушка подбежала к ней, помогла встать и перевела на другую сторону дороги. Таким образом, она совершила хороший поступок.

Из этой истории можно сделать вывод о том, что доброе дело – это бескорыстная помощь в любой ситуации. Я верю, что добрых людей намного больше, чем злых.

II.

Доброта – это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо. Доброта делает нас отзывчивыми и способными дарить окружающим заботу и любовь. Все мы в детстве знаем по сказкам, что добро всегда побеждает зло.

Приведу пример доброты из текста Д.Н.Мамина-Сибиряка. Главный герой не смог убить оленя и маленького олененка ради своей выгоды. Совершив этот поступок, Емеля показал, что он неравнодушный человек, и в нем заложены такие качества, как сострадание и доброта.

Приведу пример из жизни. Однажды по телевизору показывали ролик про маленького мальчика, которому срочно требовалась дорогостоящая операция. Я предложила родителям перевести деньги на банковский счет родителей ребенка, и они согласились. После этого поступка я поняла, что доброта очень важна в нашей жизни, хотя и не раз слышала, что люди стали злее и не хотят помогать другим.

Когда мы творим добро, жизнь вокруг становится ярче. Надо стараться совершать добрые поступки.



Конспект рока «Подготовка к сочинению — рассуждению на морально – нравственную тему на основе анализа текста» 8 класс

Урок русского языка в 8 классе

Тема: Подготовка к сочинению рассуждению на морально нравственную

тему на основе анализа текста.

Цель для учителя: создать условия для подготовки к сочинению

рассуждению на морально нравственную тему на основе анализа

текста.

Цель для учащихся: учиться анализировать текст и отбирать материал для

написания сочинения.

Задачи.

Личностные УУД:

развивать эмоциональную сферу учащихся через отношение к

окружающему миру,

воспитывать внимательное отношение, сострадание, доброту,

создавать внутреннюю мотивацию к учению.

Познавательные УУД:

способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их

материальнотворческих способностей,

формировать умение строить речевое высказывание,

формировать умение составить сочинение рассуждение с указанием

проблемы, позиции автора.

Метапредметные УУД:

искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью,

формирование информационной компетенции работы с текстом.

Коммуникативные УУД:

формировать навыки работы в группе, умение слушать товарищей,

принимать коллективное решение.

Регулятивные УУД:

учить постановке цели работы,

учить самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу,

корректировать и оценивать.

Тип урока: урок развития речи.

Оборудование: эпиграф, компьютер, мультимедийный проектор, экран,

презентация, видеоролик, раздаточный материал, тексты для анализа.

Пока мы боль чужую

чувствуем,

Пока живёт в нас

сострадание,

Пока мечтаем мы и буйствуем

Есть нашей жизни

оправдание.

Юрий Гридасов.

Ход урока:

I. Организационный момент. Создание ситуации общения.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я рада видеть вас на уроке. Обычно тему

урока я называла сама. А сегодня поступлю иначе: попробуйте определить, о

чём мы сегодня будем говорить.

Сейчас я расскажу вам одну притчу «Осколки доброты», а вы подумайте

над её содержанием. (Приложение № 1).

Вопросы классу:

1. В чем смысл притчи?

2. Почему она так называется?

3. О каких людях идёт речь?

(Одни заботятся о том, чтобы не случилось беды, а другие равнодушны к

ним).

Учитель

Теперь обратите внимание на эпиграф .

Как он отражает смысл притчи?

Какие слова в нём являются ключевыми, самыми важными?

Значит, о каких нравственных качествах мы будем говорить?

(о равнодушии и сострадании)

Переходим к основной работе нашего урока. Перед вами на столах лежит

распечатанные тексты и бланки для ответов.

Скажите, какую работу нам предстоит сделать? (проанализировать текст,

т.е определить его стиль и тип речи, озаглавить, определить тему, выявить

проблему и позицию автора).

Молодцы! Вот вы и определили цели и задачи нашего урока. А что же

явится следствием такой работы? Какое задание вас ожидает дома? (написать

сочинение по проблеме данного текста).

читель открывает записи на доске, где сформулирована тема урока, цели и

задачи).

Учитель: Работать мы будем с отрывком из повести Альберта Лиханова

«Голгофа».

Сейчас Анна расскажет вам немного об этом писателе и его

творчестве.

II. Презентация о писателе А. Лиханове (Приложение № 2)

III. Работа над анализом текста

Учитель

Теперь переходим непосредственно к тексту (учитель читает текст)

Вопросы для анализа текста.

Определим тему текста. О чём говорится в нём? Определить это нам

помогут ключевые слова и словосочетания

Как вы думаете, почему тетя Груня по вечерам не уходила домой, а

оставалась в госпитале?

В чём заключалась её помощь? Почему автор так подробно описывает

её действия?

Подумайте и скажите, а какие слова могла произносить тетя Груня?

А что значит бедолага? (бедняга, несчастный. страдалец).

А какое сравнение приводит автор, характеризуя слова тети Груни?

(слова мягкие, как хорошая повязка).

Что это значит это сравнение? (слова помогали человеку выздороветь

не меньше, чем лекарства и повязки).

Почему тетя Груня выделила Алексея и стала за ним ухаживать?

И вот мы видим, что Пряхин победил свою боль благодаря тете Груни.

Скажите, а вот если бы не её внимание и забота, выжил бы Пряхин?

(Может, и выжил бы, но прошло бы больше времени).

Итак, что же больше необходимо человеку в госпитале: холодное

суконное одеяльце (суффиксто какой!)

или внимание, сочувствие, помощь?

Вот и подошли мы к определению проблемы текста. Что такое

проблема?

Какая же проблема волнует автора? ужны ли людям сострадание и

доброта? В чем заключается сострадание? Должны ли люди помогать друг

другу? Что значит быть бескорыстным человеком?)

Запишите себе эти вопросы.

Теперь попробуем определить позицию автора. Что такое позиция

автора?

(основная мысль, идея, ответ автора на поставленные вопросы).

Как же автор отвечает на поставленные вопросы?

(Добро должно быть без корысти. А если люди за всё друг с дружкой

рассчитываться станут, то мир превращается в огромный магазин. Когда

война, люди нуждаются в сострадании больше, чем в хлебе).

Запишите позицию автора в бланке ответов.

Как тогда озаглавим текст? (О сострадании. Добро без корысти)

Следующее задание: определяем стиль текста и тип речи.

(Стиль художественный, п.ч. автор рисует правдоподобный, но

вымышленный мир. Автор мог придумать ситуацию, чтобы вызвать наши

чувства.

А какие изобразительные–выразительные средства использует автор?

(Эпитеты бешенный приступ боли, неживая рука, холодное одеяло

холодная рука, легкие слёзы.

Олицетворение – добро изничтожится, взбила подушку, победил боль.

Метафоры жаром пышущие лбы, приступ боли.

Сравнения слова мягкие, как повязка.

Фразеологический оборот злато – серебро (деньги, плата).

Лексические повторы – приговаривала, гладила.

Ряды однородных членов (предл. 4,6).

Риторические вопросы (предл. 3,12).

Осталось определить тип речи (Этот отрывок представляет собой

повествование с элементом рассуждения, потому что есть завязка (Пряхин

оказался в госпитале), развитие действия (тетя Груня ухаживает за ним),

кульминация (Пряхин победил свою боль) и развязка (она приютила его у

себя).

Много глаголов, обозначающих последовательность действий героев .

В чём проявляется элемент рассуждения? ерои рассуждают о том,

есть ли плата за доброту (предл. 16-25).

IV. Работа с синонимами (работа в парах)

Учитель Ребята, вы встретились в тексте со словами сострадание,

добро без корысти. О лексическом значении этих слов и их синонимах

расскажут

Чуркина Инна и Катя Кузнецова. Им слово (1 ученица выступает с

сообщением «Работа со словами по словарю синонимов», другая на доске

выписывает эти слова и выделяет приставки).

1 сообщение. В словаре синонимов представлен большой

синонимический ряд к слову сострадание.

1. Сострадание проявление чувства жалости к другому человеку,

желание ему помочь. Это чувство проявляется по отношению к чужому

герою. Это слово имеет более сильную эмоциональную окраску, чем

сожаление.

2. Сожаление чувство печали, огорчения, вызванные утратой,

сознанием невозможности что – либо изменить.

3. Сочувствие отзывчивое отношение к чужому чувству.

4. Соболезнование чаще официальная форма при выражении

сочувствия комуто.

5. Жалость доброе, хорошее чувство, вызывающее при виде чужого

несчастья.

6. Сопереживание совместное переживание по поводу какой – либо

неудачи.

Как видим, в большинстве слов можно выделить приставку со, которая

имеет значение «общее участие в чемнибудь, совместность действий»:

сострадание вместе страдать, сопереживание вместе переживать,

сочувствие чувствовать то же самое.

Таким образом, эти синонимы объединяются общим значением участие

к чужим страданиям, неудачам.

Учитель: Спасибо, Катя! Слово Инне Чуркиной (девочки меняются

местами)

Сообщение второй ученицы.

Синонимический ряд можно продолжить словами :

1. Милосердие готовность из сострадания оказать помощь, не

требуя награды. Это слово образовано путём сложения основ.

2. Доброта отзывчивость, стремление делать добро другим. Слово

образовано суффиксальным способом.

3. Бескорыстие отзывчивое отношение к человеку, помощь без

всякой выгоды, пользы для себя. Образовано от слова бескорыстный

суффиксальным способом.

4. Альтруизм (слово заимствовано из французского языка)

бескорыстная забота о комлибо, готовность бескорыстно

приносить пользу другим, жертвуя своими интересами. Образовано

суффиксальным способом.

5. Гуманность человеколюбие, доброе, отзывчивое отношение к

людям. Образовано суффиксальным способом.

6. Человеколюбие любовь к людям, гуманность. Образовано путём

сложения.

Таким образом, всё перечисленное слова обозначают

общечеловеческие нравственные ценности.

Учитель: Спасибо, девочки! Действительно, в языке есть очень много

хороших слов, которые определяют добрые отношения между

людьми.

Стихотворение « Нужна ли людям доброта?»

V. Работа с пословицами и поговорками. (Приложение № 3)

Учитель: Мы продолжаем наш разговор о доброте и сострадании. Дома

Амирбек подбирал пословицы и поговорки на эту тему. Прочитай те,

которые ярче всего отражают характер наших героев из текста А. Лиханова.

Объясни их смысл. оброму человеку и чужая боль к сердцу. С добрым

жить хорошо. Мир не без добрых людей).

Учитель: Ребята, запишите 12 пословицы.

VI. Работа с высказываниями. (Приложение № 4)

Учитель: Проверяем следующее задание: высказывания известных людей

о сострадании, милосердии и доброте.

Сам Альберт Анатольевич Лиханов говорил: «Каждый человек явился на

этот свет не на миг случайный, а чтобы творить добрые дела, чтобы и в

самой тяжелой ситуации помочь друг другу»

Алла, зачитай самые интересные высказывания и объясни их смысл. А

вы, ребята, запишите их в свои бланки.

(1. Ничего не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как

вежливость и доброта.

Сервантес

2. Спешите делать добрые дела.

А. Яшин

3. Делай добрые дела, не требуя награды, не упоминай о них, не хвастай

ими.

Л. Толстой)

Учитель: Ребята, как вы думаете, в сочинении в качестве чего вам могут

понадобиться эти мудрые мысли? ( в качестве эпиграфа или аргументов).

Если вы не успели записать чтото вам понравившееся, можете обращаться к

консультантам.

А теперь вспоминаем произведения художественной литературы, в которых

поднимается проблема сострадания, милосердия и доброты. (Дети называют

произведение А.С. Пушкина «Капитанская дочка», В.Г. Распутина « Уроки

французского», В.Г. Короленко « В дурном обществе» и др.)

VII. Беседа о ситуациях в реальной жизни.

Учитель. Ребята мы говорим такие хорошие слова: доброта, милосердие.

Часто ли вы в жизни наблюдаете проявление милосердия и доброты? Что

замечаете вокруг? (Бездомные, бродяги, старики и дети с протянутой рукой,

переполненные детские дома; люди, проходящие мимо лежащего на улице

человека; собаки, нападающие от голода на людей; брошенные котята и т.д.)

Да, эпидемия бездуховности охватила сегодня наше общество.

А можем ли мы чтото изменить? Если можем, то как это сделать?

Попробуем?

VIII. Групповая работа (45 мин.) и выступления учащихся.

Задания группам:

1 группа Составить синквейн о доброте, сострадании, бескорыстии

2 группа Что можешь сделать ты, чтобы мир стал добрее? Составь

правила доброты.

3 группа Дана ситуация. Оцените её. Если бы ты был на месте героя,

как бы ты поступил?

4 группа Творческий проект «Солнце». Задание: заменить

существительные антонимами и выразить свои мысли (12 предложения).

(учащимся предлагают бумагу, фломастеры, клей, ножницы)

По истечении времени 1 человек от каждой группы отчитывается о работе

Учитель. В жизни по – разному

можно жить –

Можно в беде, а можно –

в радости

Вовремя есть, вовремя жить,

Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обнаженною

Солнце достать

И подарить его людям!

IX. Рефлексия

Учитель: Пришло время подвести итоги.

Что взяли для себя полезного?

Что понравилось? Что не понравилось?

С помощью смайликов оцените своё внутреннее состояние на конец урока:

понравилось –

не понравилось

остались равнодушны –

X. Видеоролик. «Спишите делать добрые дела» (песня В.. Мигули )

Пусть эта добрая песня послужит вам напутствием в каждом вашем деле

и начинании.

XI. Д/З: Напишите сочинениерассуждение на тему: «О милосердии и

сострадании»

Урок развития речи в 8 классе

Сочинение – рассуждение по данному началу

Цели урока:

  • научить учащихся писать сочинение-рассуждение, приводить аргументы и доводы, использовать в работе над сочинением литературный материал и опыт личных наблюдений;
  •  развитие речи и логического мышления;
  • воспитание нравственных качеств личности: любовь и уважение к близким.

Оборудование урока: интерактивная доска, слайд, видеофильм,тексты художественных произведений.

Ход урока:

І. Организация класса

ІІ. Актуализация

  1. Беседа с классом на повторение типа  речи – рассуждение.
  • Давайте вспомним, какие вы знаете типы речи?
  • Что такое рассуждение?
  • Какова композиция рассуждения?
  • Что такое тезис?
  • Из чего состоит основная часть сочинения – рассуждения?
  • Что пишем в заключении?
  1. Работа с памяткой

Памятка

Сочинение – рассуждение

 ( имеется у каждого учащегося)

Цель рассуждения – убедить другого или других в чем – либо или опровергнуть

 чью-либо точку зрения.

План сочинения – рассуждения.

1.Тезис –то, что требуется доказать. Высказывается какая – то мысль, четко сформулированная и доказуемая.

2. Доказательства, аргументы, доводы, обоснования

Примечание: части рассуждения могут связываться и без специальных слов, а только по смыслу и при помощи интонации.

3.Вывод ( заключение) – обобщение вышесказанного.

ІІІ Формирование новых понятий и способов действия

  1. Беседа с классом по теме сочинения.

Эпиграф к уроку

                                                          Не забывайте люди, что вы люди!

                                                          Не забывайте о соседях, стариках.

                                                          Не забывайте одиноких, слабых в будни,

                                                          Почаще думайте о них, как о долгах

Сегодня, ребята, ваша задача облегчается, так как четко сформулированный тезис вам будет предложен, останется привести аргументированные доказательства. Мы будем писать сочинение- рассуждение по данному началу на морально – этическую тему.

Словарная работа- мораль, нравственность, этика, честь.

2.  Предлагается текст, как начало сочинения

Отец и мать дали тебе жизнь и живут для твоего счастья. Все, что дают тебе отец и мать, — это их труд, пот, усталость. Самое большое счастье для отца и матери – хорошие дети. А что значит быть хоршим сыном или дочерью?                                 

                                                                                                (По Сухомлинскому)

3. Беседа

-Итак, что же значит быть хорошим сыном или дочерью? Давайте поразмышляем на эту тему.

1) Составление карты ассоциаций

  Быть хорошим ребенком- это                       — оказывать любую помощь.           

2)   — Как вы понимаете выражения: чувство долга перед родителями, сыновний долг?

      — Какую помощь вы оказываете родителям?

      — Стремитесь ли вы радовать родителей, как?

      — Как мы должны относиться к старым людям?

Приводятся примеры из рассказа Паустовского «Телеграмма» (Хрестоматия 6 класс), Мамин- Сибиряк «Волки» (Литературное чтение 7 класс), дети сами рассказывают истории о которых читали, слышали, видели фильмы (Рассказ с коментариями)

  3)    Послушайте высказывания знаменитых людей, которые вам, возможно, помогут осмыслить предстоящее сочинение.

Дополнительный материал

/Высказывания знаменитых людей/.

   4)   Чтение наизусть стихотворения А.Яшина «Спешите делать добрые дела.

Слово учителя     Послушайте слова литературоведа О.Ю.Богдановой, вдумайтесь в их смысл:

«Черствость души- самая страшная болезнь на свете. Плохо, когда люди, стремясь к собственному благополучию, забывают о том, что существуют, живут они в этом мире не одни, что кругом тоже люди, о которых нужно думать, с которыми нужно считаться. Если сначала мы будем просто не обращать внимания на чужое горе, заглушать голос собственной совести, убеждая себя в том, что потом наверстаем упущенное, а пока и без этого много забот, то тем самым мы убьем в себе самое ценное качество – способность делать добро. Нравственность и доброта – великие силы. »

-Как вы понимаете эти слова?

ІV. Применение. Формирование умений и навыков

Высказывания детей по теме, аргументация ответов

Просмотр видеоролика Ксении Симоновой «Не опоздайте.»

Слово учителя

  • В КАЗАХСТАНЕ БОЛЕЕ 50 ДОМОВ ДЛЯ ПРЕСТАРЕЛЫХ
  • Количество проживающих в домах престарелых-7867
  • В ЖАМБЫЛСКОЙ ОБЛАСТИ 3 ТАКИХ ДОМА, ГДЕ ДОЖИВАЮТ СВОЙ ВЕК 467 ДЕДУШЕК И БАБУШЕК

Мне хотелось бы закончить урок словами В.Г.Белинского

«Главная задача человека во всякой сфере деятельности, во всякой ступени человеческой иерархии – быть человеком!»

V. Информация о домашнем задании

Написать сочинение по данному началу, озаглавить.

VІ. Подведение итогов урока

VІІ. Этап рефлексии

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?

Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.

Быстро и объективно проверять знания учащихся.

Сделать изучение нового материала максимально понятным.

Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

Наладить дисциплину на своих уроках.

Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа

«Сочинение – рассуждение по данному началу »

Урок развития речи в 8 классе

Сочинение – рассуждение по данному началу

Цели урока:

  • научить учащихся писать сочинение-рассуждение, приводить аргументы и доводы, использовать в работе над сочинением литературный материал и опыт личных наблюдений;

  • развитие речи и логического мышления;

  • воспитание нравственных качеств личности: любовь и уважение к близким.

Оборудование урока: интерактивная доска, слайд, видеофильм,тексты художественных произведений.

Ход урока:

І. Организация класса

ІІ. Актуализация

  1. Беседа с классом на повторение типа речи – рассуждение.

  • Давайте вспомним, какие вы знаете типы речи?

  • Что такое рассуждение?

  • Какова композиция рассуждения?

  • Что такое тезис?

  • Из чего состоит основная часть сочинения – рассуждения?

  • Что пишем в заключении?

  1. Работа с памяткой

Памятка

Сочинение – рассуждение

( имеется у каждого учащегося)

Цель рассуждения – убедить другого или других в чем – либо или опровергнуть

чью-либо точку зрения.

План сочинения – рассуждения.

1.Тезис –то, что требуется доказать. Высказывается какая – то мысль, четко сформулированная и доказуемая.

2. Доказательства, аргументы, доводы, обоснования:

— аргументы должны быть убедительными, их должно быть достаточно для

доказательства вашего тезиса;

  • между тезисами и аргументами, между доказательствами должна присутствовать

логическая связь;

  • все приводимые факты должны быть убедительны для каждого, должны

подтверждать именно тезис;

  • для грамматической связи между аргументами, а также между тезисом и аргументами можно использовать вводные слова: во-первых, во-вторых, наконец, итак, таким образом, несомненно, естественно,однако, хотя, несмотря на, так как, потому что и др.

Примечание: части рассуждения могут связываться и без специальных слов, а только по смыслу и при помощи интонации.

3.Вывод ( заключение) – обобщение вышесказанного.

Можно использовать слова: таким образом; следовательно; поэтому; обобщив все вышесказанное, можно утверждать…

При рассуждении можно использовать вопросительные, восклицательные предложения, обращения, риторические вопросы и восклицания.

ІІІ Формирование новых понятий и способов действия

  1. Беседа с классом по теме сочинения.

Эпиграф к уроку

Не забывайте люди, что вы люди!

Не забывайте о соседях, стариках.

Не забывайте одиноких, слабых в будни,

Почаще думайте о них, как о долгах

Сегодня, ребята, ваша задача облегчается, так как четко сформулированный тезис вам будет предложен, останется привести аргументированные доказательства. Мы будем писать сочинение- рассуждение по данному началу на морально – этическую тему.

Словарная работа- мораль, нравственность, этика, честь.

2. Предлагается текст, как начало сочинения

Отец и мать дали тебе жизнь и живут для твоего счастья. Все, что дают тебе отец и мать, — это их труд, пот, усталость. Самое большое счастье для отца и матери – хорошие дети. А что значит быть хоршим сыном или дочерью?

(По Сухомлинскому)

3. Беседа

-Итак, что же значит быть хорошим сыном или дочерью? Давайте поразмышляем на эту тему.

1) Составление карты ассоциаций

— учиться хорошо

Быть хорошим ребенком- это — оказывать любую помощь,

которая потребуется родителям

— не грубить

— не обманывать

— не огорчать, а радовать

— покинув родимый дом,

— навещать как можно чаще

— все прощать

2) — Как вы понимаете выражения: чувство долга перед родителями, сыновний долг?

— Какую помощь вы оказываете родителям?

— Стремитесь ли вы радовать родителей, как?

— Как мы должны относиться к старым людям?

Приводятся примеры из рассказа Паустовского «Телеграмма» (Хрестоматия 6 класс), Мамин- Сибиряк «Волки» (Литературное чтение 7 класс), дети сами рассказывают истории о которых читали, слышали , видели фильмы (Рассказ с коментариями)

3) Послушайте высказывания знаменитых людей, которые вам, возможно, помогут

осмыслить предстоящее сочинение.

Дополнительный материал

Высказывания знаменитых людей.

Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями. Фалес

Самый счастливый человек есть тот, кто дает счастье наибольшему числу людей.

Дидро

Ни один злой человек не бывает счаслив. Ювенал

Нужно, чтобы о ком – нибудь болело сердце. Как ни странно, а без этого пуста жизнь.

В.В. Розанов

Чтобы поверить в добро, надо начать делать его. Л.Н. Толстой

4) Чтение наизусть стихотворения А.Яшина «Спешите делать добрые дела…»

Слово учителя Послушайте слова литературоведа О.Ю.Богдановой, вдумайтесь в их смысл:

«Черствость души- самая страшная болезнь на свете. Плохо, когда люди, стремясь к собственному благополучию, забывают о том, что существуют, живут они в этом мире не одни, что кругом тоже люди, о которых нужно думать, с которыми нужно считаться. Если сначала мы будем просто не обращать внимания на чужое горе, заглушать голос собственной совести, убеждая себя в том, что потом наверстаем упущенное, а пока и без этого много забот, то тем самым мы убьем в себе самое ценное качество – способность делать добро. Нравственность и доброта – великие силы… »

-Как вы понимаете эти слова?

ІV. Применение. Формирование умений и навыков

Высказывания детей по теме, аргументация ответов

Просмотр видеоролика Ксении Симоновой «Не опоздайте…»

Слово учителя

  • В КАЗАХСТАНЕ БОЛЕЕ 50 ДОМОВ ДЛЯ ПРЕСТАРЕЛЫХ

  • Количество проживающих в домах престарелых-7867

  • В ЖАМБЫЛСКОЙ ОБЛАСТИ 3 ТАКИХ ДОМА, ГДЕ ДОЖИВАЮТ СВОЙ ВЕК 467 ДЕДУШЕК И БАБУШЕК

Мне хотелось бы закончить урок словами В.Г.Белинского

«Главная задача человека во всякой сфере деятельности, во всякой ступени человеческой иерархии – быть человеком!»

V. Информация о домашнем задании

Написать сочинение по данному началу, озаглавить.

VІ. Подведение итогов урока

VІІ. Этап рефлексии

Средняя школа № 23 им. Т Рыскулова

Открытый урок

по русскому языку

в 8-б классе

Урок развития речи

Тема: «Сочинение – рассуждение по данному началу»

Учитель: Касымбекова Д.Р.

село Касык

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Сочинение рассказ по картине с в герасимова мать партизана
  • Сочинение рассуждение 8 класс в формате огэ
  • Сочинение рассказ по картине прибыл на каникулы
  • Сочинение рассуждение 7 класс станционный смотритель
  • Сочинение рассказ по картине письмо с фронта 7 класс от лица мальчика

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии