Сочинение – рассуждение ученицы 11 класса.
Текст
(1)Выбирать или не выбирать? (2)Встречал я людей, которые не желают тратить на разрешение
бытийных загадок ни времени, ни сил. «(3)Мы живём, чтобы жить. (4)И жить, не омрачая череду
наших дней трудными размышлениями. (5)Будем жить, как живётся, как все живут, как получит—
ся…» (6)Такие люди не хотят тратить приятно длящегося своего существования ни на что, выхо—
дящее за крут усилий по его поддержанию!
(7)Известный психотерапевт Михаил Папуш замечает: «Из тех, кто учится играть на фортепи—
ано, лишь немногие хотят научиться играть хорошо. (8)Гораздо больше тех, кто, по тем или иным
причинам, хочет играть «хоть как—нибудь». (9)Это не только про фортепиано. (10)Это про жизнь.
(11)Или жизнь проще игры на фортепиано? (12)Есть немало людей, разнообразие жизненного
репертуара которых сводится к чередованию «Чижика—пыжика» и «Собачьего вальса», оставляя
«Танец маленьких лебедей» в области недосягаемой мечты о «высоком». (13)Многие ли хотят хо—
рошо жить, если отличать желание хорошо жить от желания, чтобы хорошо жилось?»
(14)Но наряду с такими «существователями» есть и те, кто напряжённо ищет истину. (15)Как
педагогу, мне довелось встречать молодых людей, жаждущих ясного и чёткого ответа на вопрос
о высших ценностях жизни. (16)0 ценностях, позволяющих отличать добро от зла и выбирать
лучшее и достойнейшее.
(17)Мы не можем не выбирать. (18)В самой сердцевине культуры лежит установление разли—
чий между знанием, ошибкой и заблуждением, между истиной и ложью.
(19)Как показывают эксперименты современных психологов, группа делает более решитель—
ный выбор, чем выбор любого члена группы, опрашиваемого по отдельности. (20)Причина этого
в том, что принятие решений всегда основано на принятии некой ответственности.
(21)Высказывая мнение от своего имени, человек взвешивает последствия, принимает на
себя ответственность. (22)А когда принимает решение группа, происходит рассредоточение, рас—
текание ответственности. (23)Никто не возражал бы против свободы выбора, если бы не ответ—
ственность. (24)Страх ошибиться — страх ответственности за решение.
(25)Ошибка — неотъемлемый атрибут действия и бездействия. (26)Эффективность действий
зависит от способности человека предупреждать, находить и исправлять ошибки. (27)Обучение и
воспитание во многом предстает как профилактика и исправление ошибок.
(28)Умный человек знает, как легко ошибиться. (29)Поэтому он заботится о подтверждении
своих мыслей и прислушивается к доводам других. (30)Неразумный же человек, напротив, исхо—
дит из весьма простого принципа, что ему одному известна истина. (31)Из этого ему нетрудно за—
ключить, что все, кто не разделяет его мнений, ошибаются.
(32)Люди умные и рассудительные, обсуждая какой—либо спорный вопрос, должны воздержи—
ваться от суждений, пока не подтвердят правоту дела, которое они защищают. (ЗЗ)Необходимо
защищать истину подобающим ей оружием, которым не сумеет воспользоваться ложь: это оружие
— ясные и основательные доводы.
(34)Итак, чтобы происходил осознанный выбор самостоятельного человека, нужно научить
его не бояться выбирать, думать и пробовать, делать и наблюдать за результатами.
(З6)Давайте скажем себе: «Раз уж нам довелось жить, сделаем жизнь достойной. (36)А до—
стойна жизнь ответственная. (37)Не бойтесь выбирать, не страшитесь самостоятельной мысли!»
(По Б. Бим—Баду *)
* Борис Михайлович Бим—Бад (род. в 1941 г.) — российский педагог, действительный член (ака—
демик) Российской академии образования. Доктор педагогических наук, профессор.
Сочинение – рассуждение
В данном тексте Борис Михайлович Бим—Бад поднимает актуальную проблему—проблему выбора,
ведь принятие решений — неотъемлемый атрибут жизни каждого состоявшегося самостоятельного
человека.
Текст автора построен на антитезе. Писатель использует яркое противопоставление, описывая
типичных обывателей, безыдейных и безынтересных, которые не желают тревожить себя и
обременять свои разум и душу размышлениями. «Будем жить, как живется, как все живут, как
получится». Но рядом Б.М. Бим—Бад изображает вечных искателей истины, которые не страшатся
пробовать, думать, выбирать, которые не жалеют сил в поисках ответов на вечные вопросы и
загадки мироздания, которые непременно желают найти ответы на вопросы «о ценностях,
позволяющих отличать добро от зла и выбирать лучшее и достойнейшее» .
Автор текста считает, что безвольными, не способными к принятию самостоятельных решений,
людей делает страх ответственности за последствия сделанного выбора. Стоит учиться не бояться
выбирать, думать и действовать, анализируя свои ошибки. Но каким бы осознанным ни был
выбор, следует прислушиваться к мнению других, так как свойство ошибаться все же присуще
всем людям.
Я согласна с мнением автора. Когда человек «задирает нос», полагая, что великолепно
осведомлен по всем вопросам, он начинает «топтаться на месте», переставая расти и развиваться.
Всегда можно научиться чему—то новому и совершить более удачный выбор.
Пример такого «нездорового» упрямства можно найти в интернете, когда дискуссии «диванных
экспертов» перерастают в бессмысленное, упрямое отстаивание своей позиции. В тех спорах, в
которых люди не открыты новому, не рождается истина и не совершается достойный выбор.
Эту проблему также затрагивает Рэй Брэдбери в произведении «451 градус по Фаренгейту».
Большинство героев этого произведения относятся к живущим «хоть как—нибудь». А когда Гай
Монтэг пытается «разбудить» их, они называют его сумасшедшим глупцом.
«Живи так жадно, как будто через 10 секунд умрешь. Не ищи покоя, такого зверя нет на свете. А
если и есть, он подобен ленивцу, спускающемуся с дерева только в крайних случаях. Тряси
дерево, пусть эта скотина треснется задницей о землю». Так давайте же не будем бояться жить, не
будем бояться выбирать!
Проблема выбора
(по тексту Б. Бим-Бада)
исходный текст к сочинению-рассуждению
(1)Выбирать или не выбирать? (2)Встречал я людей, которые не желают тратить на разрешение бытийных загадок ни времени, ни сил. (3)«Мы живем, чтобы жить. (4)И жить, не омрачая череду наших дней трудными размышлениями. (5)Будем жить, как живётся, как все живут, как получится…» (6)Такие люди не хотят тратить приятно длящегося своего существования ни на что, выходящее за круг усилий по его поддержанию! (7)Известный психотерапевт Михаил Папуш замечает: «Из тех, кто учится играть на фортепиано, лишь немногие хотят научиться играть хорошо. (8)Гораздо больше тех, кто, по тем или иным причинам, хочет играть «хоть как-нибудь»». (9)Это не только про фортепиано. (10)Это про жизнь. (11)Или жизнь проще игры на фортепиано? (12)Есть немало людей, разнообразие жизненного репертуара которых сводится к чередованию «Чижика-пыжика» и «Собачьего вальса», оставляя «Танец маленьких лебедей» в области недосягаемой мечты о «высоком». (13)Многие ли хотят хорошо жить, – если отличать желание хорошо жить от желания, чтобы хорошо жилось?
(14)Но наряду с такими «существователями» есть и те, кто напряженно ищет истину. (15)Как педагогу, мне довелось встретить молодых людей, жаждущих ясного и чёткого ответа на вопросы о высших ценностях жизни. (16)О ценностях, позволяющих отличить добро от зла и выбирать лучшее и достойнейшее. (17)Мы не можем не выбирать. (18)В самой сердцевине культуры лежит установление различий между знанием, ошибкой и заблуждением, между истиной и ложью.
(19)Как показывают эксперименты современных психологов, группа делает более решительный выбор, чем выбор любого члена группы, опрашиваемого по отдельности. (20)Причина этого в том, что принятие решений всегда основано на принятии некой ответственности. (21)Высказывая мнение от своего имени, человек взвешивает последствия, принимает на себя ответственность. (22)А когда принимает решение группа, происходит рассредоточение, растекание ответственности. (23)Никто не возражал бы против свободы выбора, если бы не ответственность. (24)Страх ошибиться — страх ответственности за решение. (25)Ошибка — неотъемлемый атрибут действия и бездействия. (26)Эффективность действий зависит от способности человека предупреждать, находить и исправлять ошибки. (27)Обучение и воспитание во многом предстает как профилактика и исправление ошибок. (28)Умный человек знает, как легко ошибиться. (29)Поэтому он заботится о подтверждении своих мыслей и прислушивается к доводам других. (30)Неразумный же человек, напротив, исходит из весьма простого принципа, что ему одному известна истина. (31)Из этого ему нетрудно заключить, что все, кто не разделяет его мнений, ошибаются. (32)Люди умные и рассудительные, обсуждая какой-либо спорный вопрос, должны воздерживаться от суждений, пока не подтвердят правоту дела, которое они защищают. (33)Необходимо защищать истину подобающим ей оружием, которым не сумеет воспользоваться ложь: это оружие — ясные и основательные доводы. (34)Итак, чтобы происходил осознанный выбор самостоятельного человека, нужно научить его не бояться выбирать, думать и наблюдать за результатами. (35)Давайте скажем себе: «Раз уж нам довелось жить, сделаем жизнь достойной. (36)А достойна жизнь ответственная. (37)Не бойтесь выбирать, не страшитесь самостоятельной мысли!»
Передо мной статья российского педагога, профессора и члена Российскрй академии образования Бориса Михайловича Бим-Бада. В предложенном для анализа тексте автор размышляет о необходимости выбора и принятия решений.
Раскрывая данную проблему, Борис Бим-Бад противопоставляет типичных обывателей, “которые не желают тратить на разрешение бытийных загадок ни времени, ни сил”, и людей, которые находятся в поисках истины, не боятся пробовать и принимать решения.
Писатель отмечает, что “мы не можем не выбирать”, потому что подобная
безвольность превращает нас в простых “существователей”.
Позиция автора очевидна. Борис Михайлович Бим-Бад уверен, что каждый разумный человек, который ищет свое счастье в жизни, обязан принимать решения и нести за них ответственность.
Я не могу не согласиться с автором, потому что тоже считаю, что всегда очень важно делать выбор, прислушиваясь к зову своего сердца и не боясь совершить ошибку. Только лишь в этом случае человек может определить для себя верные ориентиры и обрести смысл жизни.
В произведениях русской классической
литературы герои не раз сталкиваются с необходимостью выбора, который сильно повлияет на их будущее. Например, в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” главный герой Радион Раскольников был вынужден принять крайне сложное решение, от которого зависела его дальнейшая жизнь. Долгое время в нем боролись разум и чувства, желания избежать наказания и раскаяться. В итоге, Раскольников нашел в себе силы преодолеть страх и признаться, что и положило начало его новой жизни, свободной от страшных мучений и переживаний.
Радион, несмотря на тюремное заключение, стал свободным человеком.
Также в доказательство необходимости принятия решений приведу в пример роман А. С. Пушкина “Капитанская дочка”, в котором Маша, несмотря на все угрозы и издевательства Швабрина, сделала выбор в пользу истинной любви. Она до конца оставалась верной своему возлюбленному, поэтому после победы над Пугачевым обрела с Гриневым настоящее счастье. И страшно представить, как сложилась бы судьба Марии, если бы она пошла по пути смирения и послушания.
На мой взгляд, все ее мучения оправдали результат.
Подводя итог всему вышесказанному, можно заключить, что жить достойной жизнью может лишь тот, кто не боится выбирать и принимать решения. Ведь от наших поступков напрямую зависти наше будущее, которое каждый человек способен прожить счастливо.
Loading…
Выбирать или не выбирать свой жизненный путь?
Выбирать или не выбирать свой жизненный путь — вот вопрос, над которым размышляет Б.М.Бим-Бад.
Автор текста, глубоко размышляя над данной проблемой, разделил общество людей на две группы. К первой он отнес “существователей», тех, кто “живет как-нибудь” и не стремится к познанию истины, а ко второй — тех, кто ищет ответы на нравственные вопросы, отличает добро от зла и выбирает лучшее и достойнейшее. Б.М.Бим-Бад убежден, что каждому из нас приходится выбирать свой путь, но, чтобы жизнь человека была достойной, этот выбор должен быть ответственным и нравственным. Поэтому нужно “не бояться выбирать, думать и пробовать, делать и наблюдать за результатами”.
Позицию писателя понять довольно просто: каждый из нас должен не только научиться отличать добро от зла, истину ото лжи, но и выбирать верный путь достижения цели.
Трудно не согласиться с мнением автора. Действительно, нам нельзя бояться выбирать и принимать самостоятельные и ответственные решения. Об этом не раз писали классики.
Вспомним роман М.Е. Салтыкова-Щедрина “История одного города”. Безнравственный и равнодушный выбор жителей этого города определил их дальнейшую жизнь. Из-за невежества и покорности горожан Глупов стал сосредоточением зла и безумия. Бессмысленный страх, чинопочитание, покорность его жителей и жестокость правителей города привели к низвержению принципов морали и добра, достоинства и правды.
Ярким доказательством беспринципности и страха принимать достойные решения является повесть М. Булгакова “Морфий”. Главный герой, молодой доктор Сергей Поляков, не смог сделать правильный выбор жизненного пути, не осознал свое место в обществе и пристрастился к морфию. Его болезнь прогрессировала, приводя не только к духовному падению личностных черт врача-наркомана, но и к тяжелым проблемам со здоровьем. Антигуманный выбор Полякова стал причиной его гибели.
Таким образом, в своей жизни нужно принимать ответственные и достойные решения, не бояться делать выбор в пользу нравственности.
Вика Л.
Добавить комментарий
Выбирать или не выбирать? Встречал я людей, которые не желают тратить на разрешение бытийных загадок ни времени, ни сил. «Мы живем, чтобы жить. И жить, не омрачая череду наших дней трудными размышлениями. Будем жить, как живется, как все живут, как получится… » Такие люди не хотят тратить приятно длящегося своего существования ни на что, выходящее за круг усилий по его поддержанию!
Известный психотерапевт Михаил Папуш замечает: «Из тех, кто учится играть на фортепиано, лишь немногие хотят научиться играть хорошо. Гораздо больше тех, кто, по тем или иным причинам, хочет играть «хоть как-нибудь». Это не только про фортепиано. Это про жизнь. Или жизнь проще игры на фортепиано? Есть немало людей, разнообразие жизненного репертуара которых сводится к чередованию «Чижика-пыжика» и «Собачьего вальса», оставляя «Танец маленьких лебедей» в области недосягаемой мечты о «высоком». Многие ли хотят хорошо жить, – если отличать желание хорошо жить от желания, чтобы хорошо жилось?»
Но наряду с такими «существователями» есть и те, кто напряженно ищет истину. Как педагогу, мне довелось встретить молодых людей, жаждущих ясного и четкого ответа на вопросы о высших ценностях жизни. О ценностях, позволяющих отличить добро от зла и выбирать лучшее и достойнейшее.
Мы не можем не выбирать. В самой сердцевине культуры лежит установление различий между знанием, ошибкой и заблуждением, между истиной и ложью.
Как показывают эксперименты современных психологов, группа делает более решительный выбор, чем выбор любого члена группы, опрашиваемого по отдельности. Причина этого в том, что принятие решений всегда основано на принятии некой ответственности.
Высказывая мнение от своего имени, человек взвешивает последствия, принимает на себя ответственность. А когда принимает решение группа, происходит рассредоточение, растекание ответственности. Никто не возражал бы против свободы выбора, если бы не ответственность. Страх ошибиться — страх ответственности за решение.
Ошибка — неотъемлемый атрибут действия и бездействия. Эффективность действий зависит от способности человека предупреждать, находить и исправлять ошибки. Обучение и воспитание во многом предстает как профилактика и исправление ошибок.
Умный человек знает, как легко ошибиться. Поэтому он заботится о подтверждении своих мыслей и прислушивается к доводам других. Неразумный же человек, напротив, исходит из весьма простого принципа, что ему одному известна истина. Из этого ему нетрудно заключить, что все, кто не разделяет его мнений, ошибаются.
Люди умные и рассудительные, обсуждая какой-либо спорный вопрос, должны воздерживаться от суждений, пока не подтвердят правоту дела, которое они защищают. Необходимо защищать истину подобающим ей оружием, которым не сумеет воспользоваться ложь: это оружие — ясные и основательные доводы.
Итак, чтобы происходил осознанный выбор самоятельного человека, нужно научить его не бояться выбирать, думать и наблюдать за результатами.
Давайте скажем себе: «Раз уж нам довелось жить, сделаем жизнь достойной. А достойна жизнь ответственная. Не бойтесь выбирать, не страшитесь самостоятельной мысли!»
(По Б. Бим-Баду)
Показать текст целиком
В данном тексте российский педагог Борис Михайлович Бим-Бад поднимает довольно актуальную на сегодняшний день проблему ответственности человека за свой выбор.
Практически каждый день каждый из нас сталкивается с различными ситуациями, когда необходимо принять то или иное решение, сделать выбор. Б. М. Бим-Бад задается вопросом: «выбирать или не выбирать?». Безусловно, выбора не избежать, потому что еще с давних времен существуют такие понятия, как знание и заблуждение, истина и ложь. Как бы мы ни старались, всю жизнь нам придется делать выбор, который может быть как правильным, так и ошибочным. Но не стоит бояться ошибок, потому что каждому свойственно ошибаться, а не совершает ошибок лишь тот, кто ничего не делает. Страх ошибки – это, прежде всего, страх ответственности за нее. Поэтому так важно быть ответственным за свой выбор.
Позиция автора по данному вопросу такова: «чтобы происходил осознанный выбор самостоятельного человека, нужно научить его не бояться выбирать». Иногда только путем проб и ошибок можно прийти к наиболее правильному решению.
Я полностью согласна с позицией М. Бим-Бада. Действительно, быть ответственным за свои решения и поступки –
Вы видите 35% текста.
Оплатите один раз, чтобы читать целиком это
и другие 6000 сочинений сразу по всем предметам
Доступ будет предоставлен навсегда, откроется сразу после оплаты.
Купить пожизненный доступ за 499 ₽
Критерии
- 1 из 1К1Формулировка проблем исходного текста
- 2 из 3К2Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
- 1 из 1К3Отражение позиции автора исходного текста
- 3 из 3К4Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме
- 2 из 2К5Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
- 2 из 2К6Точность и выразительность речи
- 2 из 3К7Соблюдение орфографических норм
- 2 из 3К8Соблюдение пунктуационных норм
- 1 из 2К9Соблюдение языковых норм
- 2 из 2К10Соблюдение речевых норм
- 1 из 1К11Соблюдение этических норм
- 1 из 1К12Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
- ИТОГО: 20 из 24
✅ 55 сочинений по литературе от эксперта
✅ Подготовка к ЕГЭ по литературе для ленивых
В помощь выпускнику.
Образец сочинения-рассуждения. Вариант 4. Сборник «ЕГЭ. Русский язык – 2015. Типовые тестовые задания: 10 вариантов под редакцией И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева. Допущено ФИПИ»
C 1 Интересный текст. Я с большим удовольствием его прочитал.
На мой взгляд, одной из проблем данного текста является проблема, которую можно сформулировать так – роль осознанного выбора в жизни человека. Борис Михайлович Бим-Бад, автор этого текста, утверждает, что самостоятельного человека нужно научить «не бояться выбирать, думать и пробовать, делать и наблюдать за результатами», потому что осознанный выбор в принятии решений играет огромную роль в жизни человека.
Позиция автора мне понятна. Я с ней полностью согласен. Интересно то, как российский педагог доказывает свою точку зрения. Он убеждает нас в том, что не нужно бояться совершать ошибки, потому что никто от них не застрахован. По его мнению, лучше действовать, а не бездействовать. И как призыв звучат в конце текста последние слова Бим-Бада: «Не бойтесь выбирать, не страшитесь самостоятельной мысли!» А это значит, что роль осознанного выбора в жизни человека огромна.
Я думаю, что в литературе немало примеров произведений, в которых поднимается эта проблема. Но, к сожалению, не могу привести литературный пример, так как очень волнуюсь, находясь на экзамене. Но точно знаю, что осознанный выбор играет огромную роль в жизни каждого человека.
Из своего небольшого жизненного опыта хочу сказать следующее. Меня так же, как российского педагога Бим-Бада, волнует проблема осознанного выбора. Мама говорит, что я уже взрослый, и должен сам осознанно выбрать себе профессию на всю жизнь. Но как это сделать? Например, когда я был маленьким, то мечтал быть пожарным, чтобы спасать людей во время пожара. Когда я подрос, то стал мечтать быть ветеринаром, чтобы лечить животных. Сейчас я просто хочу быть хорошим программистом, потому что мне нравится работать за компьютером. Мама смеётся надо мной и говорит, что сидеть за компьютером по 10 часов в сутки вовсе не означает, что я стану хорошим программистом. И я начинаю сомневаться в своём выборе профессии. А вдруг опять окажется, что она права? Но Бим-Бад бесконечно прав, когда говорит, что не нужно бояться самостоятельной мысли. Ведь только методом проб и ошибок человек приходит к верному результату! Вот почему, на мой взгляд, роль осознанного выбора в жизни человека огромна.
Таким образом, проблема, поднятая автором текста, является важной в жизни любого человека. Например, осознанно выбрать профессию. По моему мнению, это немаловажно. Ведь большую часть жизни придётся трудиться! Если работа будет приносить удовлетворение и радость людям – это ли не счастье?! Вот почему роль осознанного выбора в жизни человека огромна!
ЕГЭ по русскому языку (лист 2)
11. Проблема родного языка (по тексту М.М. Пришвина)
(1) Учился я плохо и никогда этого себе не прощу: я был очень рассеян и ленив и недостаточно стремился побороть этот свой порок.
12. Проблема выбора (по тексту Б. Бим-Бада)
(1) Выбирать или не выбирать? (2) Встречал я людей, которые не желают тратить на разрешение бытийных загадок ни времени, ни сил.
13. Проблема преданности своему делу (по тексту С.И. Сивоконя)
(1) Говорят, что талантливый человек талантлив во всём. (2) Но главное качество такого человека — его любовь к людям и своему делу.
14. Проблема преодоления страха (по тексту Г. Галлер)
(1) В суровые военные годы во время бомбёжки моя бабушка всегда стояла на посту с винтовкой за плечами и со свистком в руке. (2) Маленького росточка, но очень полная, она, как колобок, выкатывалась на пост и направляла людей в укрытие, подбадривая отставших тонкой трелью свистка.
15. Проблема материнской любви (по тексту Е. Носова)
(1) В первую очередь Пелагея сходила в тёмную, без света, боковушку, вынесла небольшую рамку с фотографиями.
(2) Она дрожащими пальцами потрогала стекло в том месте, где была вставлена крошечная фотокарточка с уголком для печати.
16. Проблема обретения человеком чувства Родины (по тексту К.Г. Паустовского)
(1) Когда при Берге произносили слово «Родина», он усмехался. (2) Он не понимал, что это значит.
17. Проблема ценности детства (по тексту Д.А. Гранина)
(29) Детство – это чёрный хлеб, теплый, пахучий, такого потом не было, он там остался, это зелёный горох, это трава под босыми ногами, это пироги с морковкой, ржаные, с картошкой, это домашний квас. (30) Куда исчезает еда нашего детства? (31) И почему она обязательно исчезает? (32) Маковки, постный сахар, пшённая каша с тыквой…
18. Проблема охраны природы (по тексту Б. Колесова)
(1) Ясное морозное зимнее утро. (2) По узкой деревенской тропке шагаю с ведром на родник. (З) Лет мне пока не так много, чтобы за один раз принести два ведра воды.
19. Проблема значимости писательского труда (по тексту А.Н. Островского)
(1) Сокровища, дарованные нам Пушкиным, действительно велики и неоценённы. (2) Первая заслуга великого поэта в том, что через него умнеет всё, что может поумнеть. (3) Кроме наслаждения, кроме форм для выражения мыслей и чувств, поэт даёт и самые формулы мыслей и чувств.
20. Проблема равнодушного отношения к жизни (по тексту Л.И. Лиходеева)
(1) Однажды Архимед сел в ванну и вдруг почувствовал, будто стал легче. Он и до этого садился в ванну, и многие до него делали то же самое. (2) Но до этого исторического случая никому и в голову не приходило, что тело, погружённое в жидкость, теряет в своем весе столько, сколько весит вытесненная телом жидкость.