Сочинение по тексту воробей тургенева в форме егэ

Сочинение–рассуждение по тексту И. С. Тургенева

Исходный текст:

(1)Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. (2) Собака бежала впереди меня. (3) Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собой дичь. (4) Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. (5) Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки. (6) Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой – и, весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул два раза в направлении зубастой раскрытой пасти.

(7) Он кинулся спасать, он заслонил собою свое детище… но все его маленькое тело трепетало о ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

(8) Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! (9) и всё-таки он не мог усидеть на свое высокой, безопасной ветке… (10) Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда. (11) Мой Трезор остановился, попятился… (12) Видимо и он признал эту силу. (13) Я поспешил отозвать смущённого пса – и удалился, благоговея. (14) Да, не смейтесь. (15) Я благоговел перед этой маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом. (16) Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. (17) Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Сочинение – рассуждение:

Передо мной известное стихотворение в прозе «Воробей», написанное И. С. Тургеневым. В этой миниатюре автор рассказывает о том, как старый черногрудый воробей спасает своё детище от собаки охотника. Эпитеты («взъерошенный», «искажённый», «отчаянным и жалким писком») и глаголы «камнем упал», «ринулся», «заслонил», «трепетал от ужаса», «замирал, жертвовал собою») передают самоотверженность, героизм воробья. Таким образом, на мой взгляд, писатель поднимает проблему родительской любви.

Эта актуальная проблема вечна, поскольку взаимоотношения отцов и детей волнуют каждого неравнодушного человека. Вопрос о родительской любви часто становится предметом обсуждения на радио, телевидении, он волнует писателей, психологов, политиков, педагогов. В произведении И. С. Тургенева эта проблема звучит особенно лирично, поскольку автор словно бы сопоставляет мир человеческих отношений и мир природы.

Повествование ведется от первого лица, и отношение рассказчика к происходящему ярко выражается в словах «благоговея», «благоговел». Таким образом, вырисовывается авторская позиция: родители готовы на любую жертву ради благополучия своих детей, их любовь «сильнее смерти и страха смерти».

Невозможно не согласиться с мыслями И. С. Тургенева. Хорошие родители могут отказаться от карьеры, рисковать жизнью, они всегда придут на помощь, обогреют лаской и добротой, поймут и простят. Так, Николай Ростов из романа Л. Н. Толстого «Война и мир», проиграв большую сумму денег Долохову, ищет поддержки у почти разорившегося отца, и граф Ростов понимает, что карточный долг – это дело чести всей семьи.

Родители, как им кажется, стараются всё делать на благо детям. Марфа Игнатьевна Кабанова из пьесы А. Островского «Гроза» говорит о том, что дети должны почитать своих родителей, но на самом деле она пытается заставить своих домочадцев жить по её грубым законам, подавляет волю Тихона, Катерины, контролирует их каждый шаг, что приводит к трагической гибели Катерины и разрушению всей семьи.

В заключение хотелось бы сказать, что произведение И. С. Тургенева заставляет нас, своих читателей, задуматься о том, что родительская любовь, с одной стороны, бывает самоотверженной, героической, несущей добро своим детям. С другой стороны, слепая любовь, необдуманные поступки взрослых людей губят лучшее, что может быть в отношениях между отцами и детьми.

Коллективный проект 11 А класса, 2010 г.

Обновлено: 11.03.2023

Оптимистичная миниатюра “Воробей” – одно из немногих произведений из цикла “Стихотворения в прозе” Тургенева, написанное в такой тональности. Краткий анализ “Воробей” по плану расскажет его историю и раскроет все особенности произведения. Его можно использовать и как основной, и как дополнительный материал для урока литературы в 7 классе.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Воробей.
История создания – написано это произведение в апреле 1878 года. Впервые оно было опубликовано ещё при жизни писателя в журнале “Русский вестник” за 1882 год.

Тема стихотворения – самозабвенная и жертвенная любовь родителя к своему детищу.

Композиция – трёхчастная: Тургенев создаёт экспозицию, рассказывает историю и завершает её выводом-концовкой.

Жанр – стихотворение в прозе.

Стихотворный размер – белый стих.

Эпитеты – “молодой воробей”, “едва прораставшие крылышки”, “старый чёрногрудый воробей”, “отчаянный жалкий писк”, “зубастая раскрытая пасть”, “маленькое тело”, “безопасная ветка”, “любовный порыв”.

Метафоры – “ветер сильно качал”, “голосок одичал и охрип”, “сила сбросила его”.

Сравнение – “камнем упал”.

— Что может произойти в тексте с таким названием? Запишите ваши предположения на листочках

Чтение 1 части текста.

«Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь. Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки. Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг,…

– Предположите, что было дальше? На листочках напишите ваши предположения и приклейте их к Дереву предсказаний

– Хотите узнать, что было дальше?

Чтение 2 части текста

«..сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище… но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

— Как вы думаете, чем все закончится? Запишите ваши предположения

Чтение 3 части текста.

Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея.

Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

– Ожидали ли такую развязку?

– Что чувствовали, когда слушали?

– Давайте ещё раз посмотрим, казалось бы на маленький образ, с большими поступками.

– Какой он наш герой?

– Что мы узнали из текста о воробье?

— Назовите других героев произведения.

Формирование собственной позиции

Проанализируйте поведение каждого из героев: собаки, птенца, старого воробья, автора ( по группам). Выпишите ключевые слова, сочетания слов, характеризующие каждый из этих образов. Какие слова помогают представить каждого героя, какие чувства испытывают герои?

1 группа Собака

Бежала впереди, уменьшила шаги, начала красться, медленно приближалась.

Зубастая раскрытая пасть. Остановился, попятился, признал эту силу. Смущенный пес.

2 группа Молодой воробей

С желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда, сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прорастающие крылышки.

3 группа Старый черногрудый воробей

Сорвавшись с близкого дерева, камнем упал, весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти. Ринулся спасать, заслонил собой свое детище. Его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою! Не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке. Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

4 группа – автор

Охотник, любит природу, уважает всё живое, умет тонко чувствовать, сочувствует, переживает

— Что заставило воробья жертвовать собой?

— О чем рассказ Ивана Тургенева?

— Действительно ли любовь – это сила? Как говорит об этом автор?

— О какой любви здесь идет речь?

— Так какова же главная идея (мысль)этого стихотворения?

— Найдите предложение, в котором содержится главная мысль этого стихотворения.

— Как вы думаете, что главнее в этом произведении, чувства или действие?

— К какому жанру относятся произведения, где говорится о чувствах и переживаниях героя?

Композиция

Тургенев создаёт традиционную трехчастную композицию. Сначала идёт зачин – неспешная завязка, рассказывающая о том, как охотник и его собака возвращаются домой. Кульминация действия стремительна – вот пес Трезор собирается схватить птенца, а вот старый воробей уже заслоняет того своим телом.

Важно заметить, что произведение не показывает собаку как нечто злое, всё-таки хватать добычу – это её инстинкт. Нет, Трезор – это в определенном смысле воплощение судьбы, такое сравнение вполне уместно в данном случае.

Наконец, развязка – и она очень оптимистична: большая собака отступает перед маленьким воробышком, ошеломлённая его героизмом. Вместе с охотником они уходят с места событий, благоговея перед птицей и той силой, которая заставила её забыть об инстинкте самосохранения.

Пересказ по плану

Охотник возвращался с охоты. Его собака побежала немного вперед. Вдруг она остановилась, и начала потихоньку красться. Так ведут себя охотничьи псы, почувствовав дичь.

На аллее сада, под деревом, лежал небольшой пушистый комочек. Это был молодой желторотый воробушек. Ветер качал деревья, и птенец выпал из гнезда.

Воробушек сидел на земле, беспомощно оглядываясь по сторонам. А собака все ближе подходила к нему.

Вдруг прямо перед собачьей пастью камнем упал старый воробей. Увидев опасность, он бросился спасать свое дитя. Воробей, весь взъерошенный, прыгал перед собакой. Он так сильно кричал, что голосок его охрип.

Трезор, не ожидая такой защиты, начал пятиться назад. Наверное, он, как и его хозяин, был удивлен и сражен той мощной силой, которую проявила эта маленькая птичка.

Охотник позвал пса, и они продолжили свой путь.

Автор с восхищением говорит о воробье, который, жертвуя собственной жизнью, спас своего птенца. Какая огромная сила любви находилась в его маленьком птичьем сердце! Истина в том, что для любви нет никаких преград.

Средства выразительности

Чтобы передать эмоциональный накал, Тургенев использует разнообразные художественные средства. В основном это яркие, эмоционально окрашенные эпитеты – “молодой воробей”, “едва прораставшие крылышки”, “старый чёрногрудый воробей”, “отчаянный жалкий писк”, “зубастая раскрытая пасть”, “маленькое тело”, “безопасная ветка”, “любовный порыв”.

Выразительность произведению придают и метафоры – “ветер сильно качал”, “голосок одичал и охрип”, “сила сбросила его”.

и
сравнение – “камнем упал”.

Жанр произведения

— стихотворение в прозе.

Тема произведения.

Идея произведения.

Проблематика произведения.

Основные герои произведения.

Герой – охотник, рассказывающий историю, которая однажды с ним приключилась.

Трезор – пес, с которым рассказчик ходит на охоту.

Воробышек – крохотный птенец. Беззащитен перед собакой и человеком.

Старый воробей – отважная птица, готовая отдать жизнь за своих детей.

Сюжет произведения.

Герой не спеша возвращался с охоты. Путь его лежал через аллею сада. Собака по кличке Трезор бежала, на несколько шагов опережая своего хозяина, и вдруг остановилась. Припадая низко к земле, она стала приближаться к добыче, видимой только ей. Рассказчик пока еще ничего не мог разглядеть.

Присмотревшись, герой заметил маленького воробышка с желтым клювом, который очевидно выпал из гнезда и теперь сидел на тропинке прямо перед собакой. Птенчик растопырил крылья и замер на месте, не зная, что ему предпринять. Самостоятельно летать он еще не мог.

Трезор все ближе и ближе подбирался к своей жертве, и вдруг перед его носом предстал старый воробей с черной грудью. Отважная птица спустилась с ветки, чтобы отвлечь собаку от своего детеныша. Было понятно, что воробей и сам до жути боялся огромного пса, он замирал от переполнявшего его маленькое сердечко страха, но за своего малыша он боялся еще больше и продолжал прыгать возле раскрытой пасти Трезора.

Собака в сравнении с воробьем напоминала настоящее чудовище огромных размеров, но воробей, чтобы спасти своего родного воробышка, готов был даже отдать жизнь.

И Трезор не посмел броситься на птиц, чувствуя, какая сила живет внутри этого крохотного, но такого отважного воробья. Герой стал отзывать собаку, торопясь и боясь, как бы Трезор ничем не навредил этим маленьким смелым существам. Охотник еще долго не мог забыть увиденную сцену, он находился под впечатлением. Рассказчик еще раз убедился, что выше всех чувств на свете любовь. Это она движет жизнью.

Чему учит произведение?

Отзыв о произведении.

Каждая мама чувствует своего ребенка. Недаром говорят про материнский инстинкт, который приходит после рождения. И если малыш в беде, мама готова на все. Она и жизнь свою отдаст, не раздумывая ни минуты. Перед мощью этих настоящих сильных чувств хочется преклонить колени. Так и огромная грозная собака не смогла причинить вред воробышку, видя, как отважно защищает его родитель, как он трепещет всем своим маленьким тельцем, но все равно не отступает назад. Родители готовы биться за своих детей до последнего. Это и есть материнская любовь. Самая чистая на свете. Самая преданная.

Сочинения по текстам ЕГЭ И.С. Тургенева Н.С. Гумилёва.

Сочинение по тексту И.С. Тургенева

(1) Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада.
(2) Собака бежала впереди меня.
(3) Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собой дичь.
(4) Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове.
(5) Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
(6) Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой – и, весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул два раза в направлении зубастой раскрытой пасти.
(7) Он кинулся спасать, он заслонил собою свое детище… но все его маленькое тело трепетало о ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
(8) Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака!
(9) и всё-таки он не мог усидеть на свое высокой, безопасной ветке
(10) Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
(11) Мой Трезор остановился, попятился
(12) Видимо и он признал эту силу.
(13) Я поспешил отозвать смущенного пса – и удалился, благоговея.
(14) Да, не смейтесь.
(15) Я благоговел перед этой маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом.
(16) Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти.
(17) Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
(По И.С. Тургеневу)

Сочинение – рассуждение по И.С. Тургеневу:

Эта актуальная проблема вечна, поскольку взаимоотношения отцов и детей волнуют каждого неравнодушного человека. Вопрос о родительской любви часто становится предметом обсуждения на радио, телевидении, он волнует писателей, психологов, политиков, педагогов. В произведении И.С.Тургенева эта проблема звучит особенно лирично, поскольку автор словно бы сопоставляет мир человеческих отношений и мир природы.

В заключение хотелось бы сказать, что произведение И.С.Тургенева заставляет нас, своих читателей, задуматься о том, что родительская любовь, с одной стороны, бывает самоотверженной, героической, несущей добро своим детям. С другой стороны, слепая любовь, необдуманные поступки взрослых людей губят лучшее, что может быть в отношениях между отцами и детьми.

Сочинение–рассуждение по тексту Н.С. Гумилёва

(1) Весь конец этого лета для меня связан с воспоминаниями об освобождённом и торжествующем пламени.
(2) Мы прикрывали общий отход и под самым носом немцев поджигали всё, что могло гореть: хлеб, сараи, пустые деревни, помещичьи усадьбы и дворцы.
(3) Да, и дворцы.
(4) Однажды нас перебросили вёрст за тридцать на берег Буга.
(5) Там совсем не было наших войск, но не было и немцев, а они могли появиться в любую минуту.
(6) Мы с восхищением обозревали ещё не затронутую войной местность.
(7) С лесистого пригорка нам отлично было видно деревню на том берегу реки.
(8) Перед ней уже кружили наши разъезды.
(9) Но вот оттуда послышалась частая стрельба, и всадники карьером понеслись назад через реку, так что вода поднялась белым клубом от напора лошадей.
(10) Тот край деревни был занят, нам следовало узнать, не свободен ли этот край.
(11) Мы нашли брод, обозначенный вехами, и переехали реку, только чуть замочив подошвы сапог.
(12) Рассыпались цепью и медленно поехали вперёд, осматривая каждую ложбинку и сарай.
(13) Передо мной в тенистом парке возвышался великолепный помещичий дом с башнями, верандой, громадными венецианскими окнами.
(14) Я подъехал и из добросовестности, а ещё больше от любопытства, решил осмотреть его изнутри.
(15) Хорошо было в этом доме!
(16) На блестящем паркете залы я сделал тур вальса со стулом — меня никто не мог видеть, — в маленькой гостиной посидел на мягком кресле и погладил шкуру белого медведя, в кабинете оторвал уголок кисеи, закрывавший картину, какую-то Сусанну со старцами, старинной работы.
(17) На мгновение мелькнула мысль взять эту и другие картины с собой.
(18) Без подрамников они заняли бы немного места.
(19) Но я не мог угадать планов высшего начальства; эту местность решено ни за что не отдавать врагу.
(20) Что бы тогда подумал об уланах вернувшийся хозяин?
(21) Я вышел, сорвал в саду яблоко и, жуя его, поехал дальше.
(22) Нас не обстреляли, и мы вернулись назад.
(23) А через несколько часов я увидел большое розовое зарево и узнал, что это подожгли тот самый помещичий дом, потому что он заслонял обстрел из наших окопов.
(24) Вот тогда я горько пожалел о том, что идёт война.
(По Н.С. Гумилеву)

Сочинение – рассуждение по Н.С. Гумилеву:

Передо мною текст известного русского писателя, поэта Н.С.Гумилёва. На мой взгляд, этот фрагмент посвящён проблеме сохранения человеческого достоинства.

Обозначенная проблема актуальна, поскольку она вечная, традиционная в русской литературе. Кроме того, этот вопрос не может не волновать каждого, независимо от его возраста, социального статуса. Как остаться Человеком? Как не сломаться, сохранить в себе лучшие качества? Об этом мы читаем в произведениях Л.Толстого, М.Шолохова, М.Булгакова, В.Шаламова, А.Солженицына и многих других писателей. Безусловно, вопрос, волнующий Н.С.Гумилева, относится к категории нравственных, так как тесно связан с такими понятиями, как жестокость и доброта, долг и совесть.

Оптимистичная миниатюра “Воробей” – одно из немногих произведений из цикла “Стихотворения в прозе” Тургенева, написанное в такой тональности. Краткий анализ “Воробей” по плану расскажет его историю и раскроет все особенности произведения. Его можно использовать и как основной, и как дополнительный материал для урока литературы в 7 классе.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Воробей.
История создания – написано это произведение в апреле 1878 года. Впервые оно было опубликовано ещё при жизни писателя в журнале “Русский вестник” за 1882 год.

Тема стихотворения – самозабвенная и жертвенная любовь родителя к своему детищу.

Композиция – трёхчастная: Тургенев создаёт экспозицию, рассказывает историю и завершает её выводом-концовкой.

Жанр – стихотворение в прозе.

Стихотворный размер – белый стих.

Эпитеты – “молодой воробей”, “едва прораставшие крылышки”, “старый чёрногрудый воробей”, “отчаянный жалкий писк”, “зубастая раскрытая пасть”, “маленькое тело”, “безопасная ветка”, “любовный порыв”.

Метафоры – “ветер сильно качал”, “голосок одичал и охрип”, “сила сбросила его”.

Сравнение – “камнем упал”.

Темы произведения

Родительская любовь, свойственная живым существам, — главная тема миниатюры. Образ воробья, рискующего жизнью ради спасения птенца, очень яркий. С его помощью автор хотел донести до читателей мысль, что людям не стоит ставить себя выше животных. Обитатели лесов и полей относятся к потомству с трепетом и заботой, только не всем дано это увидеть и понять.

Тургенев неспроста выбрал малую форму. Благодаря лаконичности, произведение получилось таким выразительным, динамичным и эмоциональным.

Правильное отношение ко всему живому — следующая важная тема. Хороший охотник тот, кто не расхищает природные ресурсы, а берёт столько, сколько нужно. Подло убивать лёгкую добычу — птиц и зверей, неспособных постоять за себя. Относиться к ресурсам следует бережливо, ведь они не бесконечны. Произведение служит иллюстрацией убеждений Ивана Сергеевича: настоящий хозяин тот, кто бережёт природу, не убивает ради развлечения, не разоряет гнёзд, а по возможности ещё и помогает животным, попавшим в беду. Ему присущи такие качества:

Композиция

Тургенев создаёт традиционную трехчастную композицию. Сначала идёт зачин – неспешная завязка, рассказывающая о том, как охотник и его собака возвращаются домой. Кульминация действия стремительна – вот пес Трезор собирается схватить птенца, а вот старый воробей уже заслоняет того своим телом.

Важно заметить, что произведение не показывает собаку как нечто злое, всё-таки хватать добычу – это её инстинкт. Нет, Трезор – это в определенном смысле воплощение судьбы, такое сравнение вполне уместно в данном случае.

Наконец, развязка – и она очень оптимистична: большая собака отступает перед маленьким воробышком, ошеломлённая его героизмом. Вместе с охотником они уходят с места событий, благоговея перед птицей и той силой, которая заставила её забыть об инстинкте самосохранения.

Исходный текст:

(1)Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. (2) Собака бежала впереди меня. (3) Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собой дичь. (4) Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. (5) Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки. (6) Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой – и, весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул два раза в направлении зубастой раскрытой пасти.
(7) Он кинулся спасать, он заслонил собою свое детище… но все его маленькое тело трепетало о ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

(8) Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! (9) и всё-таки он не мог усидеть на свое высокой, безопасной ветке… (10) Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда. (11) Мой Трезор остановился, попятился… (12) Видимо и он признал эту силу. (13) Я поспешил отозвать смущённого пса – и удалился, благоговея. (14) Да, не смейтесь. (15) Я благоговел перед этой маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом. (16) Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. (17) Только ею, только любовью держится и движется жизнь. (По И. С. Тургеневу)

Средства выразительности

Чтобы передать эмоциональный накал, Тургенев использует разнообразные художественные средства. В основном это яркие, эмоционально окрашенные эпитеты – “молодой воробей”, “едва прораставшие крылышки”, “старый чёрногрудый воробей”, “отчаянный жалкий писк”, “зубастая раскрытая пасть”, “маленькое тело”, “безопасная ветка”, “любовный порыв”.

Выразительность произведению придают и метафоры – “ветер сильно качал”, “голосок одичал и охрип”, “сила сбросила его”.

и
сравнение – “камнем упал”.

Проблематика и смысл

В мире людей подобные ситуации заканчиваются по-разному. Родители не всегда защищают детей, рискуя собой. Автор обращает внимание читателей на то, что доброте и самоотверженности нужно учиться у природы. Её любовь бескомпромиссна и безгранична.

Художественный стиль

Это лирическое повествование в прозе, в котором последовательно описывается вся цепь событий. В нём широко используются эпитеты при описании и старого, и молодого воробья. Именно они передают весь ужас происходящего действия. Ярко нарисована собака, которую тоже ведёт инстинкт. Она полностью подчинена охотничьему азарту. Это выше её сил — не следовать ему. Животное может остановить только хозяин, но никак не дичь.

Описание презентации по отдельным слайдам:

(1)Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. (2)Собака бежала впереди меня. (3)Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь. (4)Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. (5)Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки. (6) Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед

самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти. (7)Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище. но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою! (8)Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! (9) И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке. (10)Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

(11) Мой Трезор остановился, попятился. Видно, и он признал эту силу. (12) Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея. (13) Да; не смейтесь. (14) Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом. (15) Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. (16) Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Романы

14 стр., 6552 слов

Выдающиеся люди России / Outstanding People of Russia

… монументе, который установлен на Красной площади. Люди, повлиявшие на историю страны в XVIII веке Особое место в истории России XVIII в. занимают люди, открывшие Отечество … человек, путём самообразования добился высот в политике, военном деле. Руководил строительством флота на Чёрном море, содействовал присоединению Крыма, строил Севастополь, Херсон, Екатеринославль, Николаев, он автор знаменитого …

Летом 1861 произошла ссора с Л. Н. Толстым, едва не обернувшаяся дуэлью (примирение в 1878).

Оставьте свой комментарий

Решение о допуске непривитых студентов на занятия остается за вузами

Время чтения: 1 минута

В Рособрнадзоре рассказали о предварительных результатах ЕГЭ-2021

Время чтения: 3 минуты

Власти Москвы объявили об обязательной вакцинации работников сферы образования

Время чтения: 2 минуты

ВШЭ предложила субсидировать стажировки в крупных компаниях для выпускников

Время чтения: 2 минуты

В Венгрии запретили пропаганду ЛГБТ в школах

Время чтения: 1 минута

Уральскому студенту снизили дипломную оценку за цветные волосы

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

(1)Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. (2)Собака бежала впереди меня.

(1)Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. (2)Собака бежала впереди меня. (3)Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь. (4)Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. (5)Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки. (6) Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед

самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писко.

самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти. (7)Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище. но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою! (8)Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! (9) И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке. (10)Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

(11) Мой Трезор остановился, попятился. Видно, и он признал эту силу. (12).

(11) Мой Трезор остановился, попятился. Видно, и он признал эту силу. (12) Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея. (13) Да; не смейтесь. (14) Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом. (15) Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. (16) Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Проблема В тексте И.С. Тургенева освещена одна из вечных проблем, волнующих ч.

Проблема В тексте И.С. Тургенева освещена одна из вечных проблем, волнующих человечество не одно тысячелетие, — на что способна любовь? Сила жертвенной любви.

Комментарий к проблеме Теме любви, любви жертвенной посвящено множество произ.

Комментарий к проблеме Теме любви, любви жертвенной посвящено множество произведений, как русских, так и зарубежных писателей, а большинство из них – жертвенной материнской любви. Достаточно вспомнить такие произведения, как ……. ……… . Тургенев ставит проблему шире – сила жертвенной любви близкого существа. На что способно любящее сердце?

Аргументы В качестве иллюстраций к аргументам можно использовать следующие вы.

Аргументы «Никогда так не любишь своих близких, как в то время, когда боишься.

Читайте также:

      

  • Это сладкое слово свобода сочинение
  •   

  • Сочинение по картине наводнение описание зайца
  •   

  • Сочинение рассуждение в г белинский
  •   

  • Сочинение на 365 слов
  •   

  • О той кто дарует нам жизнь и тепло сочинение

Инфоурок


Русский язык

ПрезентацииГотовимся к ЕГЭ «Сочинение-рассуждение по стихотворению в прозе И.С. Тургенева «Воробей»»

Готовимся к ЕГЭ «Сочинение-рассуждение по стихотворению в прозе И.С. Тургенева «Воробей»»



Скачать материал

      Сочинение –рассуждение И.С. Тургенев «Воробей»



Скачать материал

  • Сейчас обучается 335 человек из 68 регионов

  • Сейчас обучается 41 человек из 28 регионов

  • Сейчас обучается 126 человек из 49 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  •       Сочинение –рассуждение И.С. Тургенев «Воробей»

    1 слайд

    Сочинение –
    рассуждение
    И.С. Тургенев «Воробей»

  • (1)Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. (2)Собака бежала впереди меня....

    2 слайд

    (1)Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. (2)Собака бежала впереди меня. (3)Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь. (4)Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. (5)Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки. (6) Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед

  • самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писко...

    3 слайд

    самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти. (7)Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище… но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою! (8)Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! (9) И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… (10)Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

  • (11) Мой Трезор остановился, попятился... Видно, и он признал эту силу.  (12)...

    4 слайд

    (11) Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу. (12) Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея. (13) Да; не смейтесь. (14) Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом. (15) Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. (16) Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

  • ПроблемаВ тексте И.С. Тургенева освещена одна из вечных проблем, волнующих че...

    5 слайд

    Проблема
    В тексте И.С. Тургенева освещена одна из вечных проблем, волнующих человечество не одно тысячелетие, — на что способна любовь? Сила жертвенной любви.

  • Комментарий к проблемеТеме любви, любви жертвенной посвящено множество произв...

    6 слайд

    Комментарий к проблеме
    Теме любви, любви жертвенной посвящено множество произведений, как русских, так и зарубежных писателей, а большинство из них – жертвенной материнской любви. Достаточно вспомнить такие произведения, как ……. ……… . Тургенев ставит проблему шире – сила жертвенной любви близкого существа. На что способно любящее сердце?

  • Позиция автора«Любовь сильнее смерти  и страха смерти», «только любовью держи...

    7 слайд

    Позиция автора
    «Любовь сильнее смерти и страха смерти», «только любовью держится жизнь».

    Выразите свое отношение к позиции автора и выскажите свое мнение.

  • АргументыВ качестве иллюстраций  к аргументам можно использовать следующие вы...

    8 слайд

    Аргументы
    В качестве иллюстраций к аргументам можно использовать следующие высказывания:
    «Самопожертвование может быть без любви, любовь не может быть без самопожертвования» (Илья Шевелев)
    «Любить – значит отдавать себя другим, ничего не ожидая взамен» (Уолли Эймос)

  • Аргументы«Никогда  так не любишь своих близких, как в то время, когда боишься...

    9 слайд

    Аргументы
    «Никогда так не любишь своих близких, как в то время, когда боишься их потерять» (А.П. Чехов)

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 156 026 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 28.11.2016
  • 588
  • 0
  • 28.11.2016
  • 467
  • 0
  • 28.11.2016
  • 1112
  • 1

Рейтинг:
3 из 5

  • 28.11.2016
  • 7084
  • 23
  • 28.11.2016
  • 369
  • 0
  • 28.11.2016
  • 495
  • 0

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Педагогическая риторика в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Экскурсоведение: основы организации экскурсионной деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: организация реабилитационной работы в социальной сфере»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация менеджмента в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс повышения квалификации «Основы менеджмента в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс повышения квалификации «Источники финансов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности секретаря руководителя со знанием английского языка»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гражданско-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»



  • Скачать материал


    • 28.11.2016


      20478
    • PPTX
      88.2 кбайт
    • 17
      скачиваний
    • Оцените материал:





  • Настоящий материал опубликован пользователем Нежданова Елена Юрьевна. Инфоурок является
    информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
    методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
    сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал

  • Нежданова Елена Юрьевна

    • На сайте: 6 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 43174
    • Всего материалов:

      11

Сочинение по тексту Тургенева «Воробей»

Основная тема — это тема любви в самом широком ее понимании. Истин­ная любовь самоотверженна и самозабвен­на. Она приводит к подвигу во имя пред­мета любви, она стимулирует преодоление страха и опасностей. Ключевая фраза завершает стихотворение в прозе: «Толь­ко ею, только любовью держится и дви­жется жизнь».

Как вы думаете, чем Тургенева привлекла увиденная сценка?

Сценка привлекает своей вырази­тельностью. Маленький, слабый воробей, несмотря на страх перед собакой, которая казалась ему огромным чудищем, бро­сился на защиту

своего птенца. Тургенев красочно изображает вид воробья, переда­ет его отчаянный и жалкий писк и готов­ность собой пожертвовать, лишь бы спас­ти свое детище. Жизнь мира «братьев меньших» для писателя есть отражение человеческой жизни, ее эмоциональ­но-чувственной стороны.

Докажите, что прочитанный вами текст отно­сится к жанру стихотворения в прозе.

В произведении отсутствует развер­нутый сюжет. Оно небольшое по объему. Описание и рассуждение автора придают изображаемой сценке особый эмоциональ­ный накал. Попытка посмотреть на окру­жающий мир глазами воробья, иначе го­воря, передать состояние птицы, придает произведению лиризм. Особенно лирично звучит признание, что автор благоговел перед «героической птицей, перед любов­ным ее порывом».

Вы сейчас читаете сочинение Сочинение по тексту Тургенева «Воробей»

Определите основную тему этого стихотворе­ния в прозе. Найдите в тексте фразу, которая послу­жит доказательством ваших выводов.

Основная тема — это тема любви в самом широком ее понимании. Истин­ная любовь самоотверженна и самозабвен­на. Она приводит к подвигу во имя пред­мета любви, она стимулирует преодоление страха и опасностей. Ключевая фраза завершает стихотворение в прозе: «Толь­ко ею, только любовью держится и дви­жется жизнь».

Как вы думаете, чем Тургенева привлекла увиденная сценка?

Сценка привлекает своей вырази­тельностью. Маленький, слабый воробей, несмотря на страх перед собакой, которая казалась ему огромным чудищем, бро­сился на защиту своего птенца. Тургенев красочно изображает вид воробья, переда­ет его отчаянный и жалкий писк и готов­ность собой пожертвовать, лишь бы спас­ти свое детище. Жизнь мира «братьев меньших» для писателя есть отражение человеческой жизни, ее эмоциональ­но-чувственной стороны.

Докажите, что прочитанный вами текст отно­сится к жанру стихотворения в прозе.

В произведении отсутствует развер­нутый сюжет. Оно небольшое по объему. Описание и рассуждение автора придают изображаемой сценке особый эмоциональ­ный накал. Попытка посмотреть на окру­жающий мир глазами воробья, иначе го­воря, передать состояние птицы, придает произведению лиризм. Особенно лирично звучит признание, что автор благоговел перед «героической птицей, перед любов­ным ее порывом».

И. С. Тургенев. ВОРОБЕЙ

4 (80%) 9 votes

На этой странице искали :

  • сочинение по тексту тургенева воробей
  • тургенев воробей сочинение
  • тургенев воробей сочинение рассуждение
  • Тургенев Воробей
  • сочинение рассуждение по тексту тургенева воробей

метки: Произведение, Тургенев, Любовь, Воробей, Собака, Стихотворение, Жертвенность, Проблема

Иван Сергеевич всегда был лириком в душе, как показывает анализ прозы Тургенева. «Воробей» — далеко не единственное доказательство этого. Все созданные автором миниатюры в прозе, одной из которых является интересующее нас стихотворение, необычайно лиричны. Кроме того, в этих произведениях Тургенева (портрет его представлен выше) отражена глубокая жизненная философия автора. Они учат нас быть добрее.

Любовь является одной из основных тем миниатюр. Однако она не интимная, чувственная, а представляет собой всепобеждающую силу, является

способностью принести себя в жертву ради счастья и жизни близкого человека. Как показывает анализ, «Воробей» Тургенева — произведение, в котором представлен очень трогательный пример любви в этом понимании.

Сюжет стихотворения

Сюжет произведения достаточно прост. Вкратце изложим его, проводя анализ. «Воробей» Тургенева начинается следующим образом. Возвращаясь с охоты, главный герой идет по аллее. Вот он видит птенчика, выпавшего из гнезда.

Птенец этот еще совсем слабо оперившийся. Собака главного героя чует дичь. Она хочет наброситься на птенца. Кажется, что трагический финал нам готовит

Тургенев («Воробей»).

Анализ произведения не был бы столь интересным, если бы это было так. Автор использует неожиданный сюжетный ход — вдруг взрослый воробей срывается с ветки. Он самоотверженно принимается защищать свое дитя.

В этом произведении автор очень трогательно и точно описывает состояние птицы, готовой принести себя в жертву ради спасения близкого существа. Взъерошенный воробей решается атаковать большого пса, пища жалко и отчаянно. К удивлению главного героя, его собака смущенно отступает.

Как воробью удалось победить пса

Конечно, маленькая птичка не может ничего сделать большому псу. Однако дело, видимо, в ее моральной, а не физической силе. Собака ощутила, насколько жертвенно и велико чувство птицы. Пес понял, что она решила бороться до самого конца, защищая маленького птенчика. И главный герой произведения отзывает собаку и удаляется вместе с ней в приподнятом настроении. Он в очередной раз убедился в том, что любовь — всепобеждающая сила.

Персонажи стихотворения

Продолжим анализ стихотворения «Воробей» Тургенева характеристикой персонажей. В нем представлены 4 персонажа: собака, человек, взрослый и маленький воробей. Введение их в текст неслучайно, каждый из образов обладает своей ценностью.

5 стр., 2470 слов

Иван Тургенев — Голуби (Стихотворение в прозе): Стих

… произведения абзаце, который начинается противительным союзом «но» (но под навесом крыши). Анализ стихотворения в прозе «Голуби» И.С. Тургенева Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/turgeneva/golubi Иван Тургенев — Голуби (Стихотворение в прозе): Стих Я стоял на вершине пологого холма; передо мною … не видать ни одной птицы; попрятались даже воробьи. Только где-то вблизи упорно шептал и …

Что нам известно о человеке? Это охотник, который, по сути, способен убивать ради еды птиц и животных. Однако он благоговеет, наблюдая за тем, как воробей защищает свое дитя. Человек вовсе не огорчен тем, что пес проявил слабость и не стал бороться с птицей. Напротив, он восхищается тем, что победила сила любви.

Что касается собаки, она в произведении является не просто великой угрозой, а настоящим олицетворением рока, судьбы. Подчиняясь инстинктам, пес хватает дичь. Его вовсе не волнует, что это просто маленький желторотый птенчик. Пес для воробья — «громадное чудовище». Казалось бы, его нельзя победить. Однако, как мы видим, сила любви настолько велика, что может даже изменить судьбу. Это выражается в том, что смущенная собака удаляется от маленькой смелой птицы.

Маленький воробушек

Неоперившийся воробушек из произведения является олицетворением нуждающегося в опеке беспомощного существа. Он не может противостоять угрозе, бороться с собакой, поэтому просто сидит неподвижно.

Взрослый воробей

Взрослый воробей представляет собой силу жертвенной всепобеждающей любви. Птица видит, насколько велика угроза, однако она все равно решает броситься «камнем» перед собакой и тем самым защитить свое дитя.

Средства выразительности в произведении

Взволнованность, сбивчивость в изложении, прерывистые фразы — все это придает динамизм происходящему, создает накал чувств. Эмоционально и ярко описывает Тургенев состояние птицы. Для этого он использует целую серию прилагательных (отчаянный, искаженный, взъерошенный, маленький, жалкий), а также глаголов (заслонил, ринулся, жертвовал, замирал).

Маленькая сценка, столь эмоционально и лирично описанная автором, показывает большую силу любви, которая понятна каждому и движет всем живым. Она сильнее, чем страх смерти.

Актуальность стихотворения

Это стихотворение было создано еще в 1878 году. Более века прошло с момента его первой публикации. Однако до сих пор это произведение издается отдельной книгой для юных читателей. Анализ стихотворения в прозе Тургенева «Воробей» и в наши дни задают проводить школьникам. Оно заставляет задуматься не только детей, но и взрослых. Произведение заканчивается афористично: Тургенев отмечает, что жизнь держится и движется только любовью. Эти слова правдивы и актуальны во все времена.

Завершая анализ стихотворения «Воробей» Тургенева, отметим, что Иван Сергеевич — великий мастер слова. Он умеет зацепить струны человеческой души, способен пробудить в людях лучшие стремления. После прочтения этого произведения появляется желание дарить настоящую любовь и творить добро. А анализ стихотворения в прозе Тургенева «Воробей» позволяет выявить основные его особенности, которые могут быть упущены при беглом знакомстве с текстом.

«Воробей» Тургенев 1«Воробей» Тургенев 2«Воробей» Тургенев 3«Воробей» Тургенев 4«Воробей» Тургенев 5 1

8 стр., 3520 слов

Пример анализа стихотворения. План анализа стихотворения: тема, …

… Структура Анализ стихотворения Тютчева «О, как убийственно мы любим» необходимо продолжить раскрытием особенностей построения данного произведения. Всего лишь несколько строчек поэт посвящает счастливым дням любви. Все произведение построена на контрасте …

оценок, среднее:

5,00

из 5)

Оптимистичная миниатюра “Воробей” – одно из немногих произведений из цикла “Стихотворения в прозе”, написанное в такой тональности. Краткий анализ “Воробей” по плану расскажет его историю и раскроет все особенности произведения. Его можно использовать и как основной, и как дополнительный материал для урока литературы в 7 классе.

«Воробей» анализ стихотворения Тургенева по плану кратко – художественные приемы, сравнение, рифма

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Воробей.

История создания – написано это произведение в апреле 1878 года. Впервые ото было опубликовано еще при жизни писателя в журнале “Русский вестник” за 1882 год.

Тема стихотворения – самозабвенная и жертвенная любовь родителя к своему детищу.

Композиция – трехчастная: Тургенев создает экспозицию, рассказывает историю и завершает ее выводом-концовкой.

Жанр – стихотворение в прозе.

Стихотворный размер – белый стих.

Эпитеты – “молодой воробей”, “едва прораставшие крылышки”, “старый черногрудый воробей”, “отчаянный жалкий писк”, “зубастая раскрытая пасть”, “маленькое тело”, “безопасная ветка”, “любовный порыв”.

Метафоры – “ветер сильно качал”, “камнем упал”, “голосок одичал и охрип”, “сила сбросила его”.

Анализ стихотворения в прозе Тургенева «Воробей»

Тургенев был лириком в душе, поэтому даже его миниатюры в прозе — необычайно лиричны. Также высказывания автора содержат глубокую жизненную философию. Они учат людей быть добрее.

Одной из главных тем миниатюр является любовь. Но это не чувственное, интимное чувство, а всепобеждающая сила, способность жертвовать собой ради жизни и счастья близкого.

Очень трогательный пример такой любви мы находим в произведении Тургенева «Воробей». Сюжет довольно прост: главный герой, возвращаясь с охоты, шел по аллее и увидел выпавшего из гнезда еще слабо оперившегося птенчика. Его собака учуяла дичь и хотела наброситься на нее. Но вдруг с ветки сорвался взрослый воробей и стал самоотверженно защищать свое дитя.

Автор очень точно и трогательно описывает состояние птицы, которая готова пожертвовать собой ради спасения другого. Взъерошенный воробей атакует большого пса, отчаянно и жалко пища. К удивлению человека, его пес смущенно отступает.

Казалось бы, что может сделать маленькая птичка большой собаке? Но дело видимо не в физической, а моральной силе. Пес ощутил, насколько велико и жертвенно чувство птицы, и что она будет бороться до конца, защищая своего птенца. Главный герой отзывает свою собаку и уходит с восторженным настроением. Он еще раз убедился во всепобеждающей силе любви.

В стихотворении действуют четыре персонажа: человек, собака, маленький и взрослый воробей. Каждый из этих образов имеет свою ценность.

Что мы знаем о человеке? Он охотник, то есть, по сути, способен убивать животных, птиц ради еды. Но наблюдая картину, как воробей защищает воробушка, — благоговеет. Он не огорчен тем, что его собака проявила слабость и отошла от птицы, наоборот, герой восхищен силой любви.

Собака здесь не просто большая угроза, а олицетворение рока. Но как видим, любовь способна изменить даже судьбу. Смущенный пес удаляется от смелой маленькой птицы.

Маленький воробушек – олицетворение беспомощного существа, нуждающегося в опеке. Он сидел неподвижно и не мог противостоять угрозе в виде собаки.

Взрослый воробей – это сама сила всепобеждающей жертвенной любви. Он видит, что угроза велика, но все равно бросается «камнем» перед псом и защищает воробушка.

Иван Сергеевич Тургенев мастерски владел словом, умел так точно зацепить тончайшие струны человеческой души, пробудить лучшие устремления и желание творить добро и дарить только настоящую любовь.

Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения в прозе Тургенева «Русский язык»
  • Анализ стихотворения в прозе Тургенева «Нищий»

Композиция

Тургенев создает традиционную трехчастную композицию. Сначала идет зачин – неспешная завязка, рассказывающая о том, как охотник и его собака возвращаются домой. Кульминация действия стремительна – вот пес Трезор собирается схватить птенца, а вот старый воробей уже заслоняет того стоим телом.

Важно заметить, что произведение не показывает собаку как нечто злое, все-таки хватать добычу – это ее инстинкт. Нет, Трезор – это в определенном смысле воплощение судьбы, такое сравнение вполне уместно в данном случае.

Наконец, развязка – и она очень оптимистична: большая собака отступает перед маленьким воробышком, ошеломленная его героизмом. Вместе с охотником они уходят с места событий, благоговея перед птицей и той силой, которая заставила ее забыть об инстинкте самосохранения.

Пересказ по плану

Охотник возвращался с охоты. Его собака побежала немного вперед. Вдруг она остановилась, и начала потихоньку красться. Так ведут себя охотничьи псы, почувствовав дичь.

На аллее сада, под деревом, лежал небольшой пушистый комочек. Это был молодой желторотый воробушек. Ветер качал деревья, и птенец выпал из гнезда.

Воробушек сидел на земле, беспомощно оглядываясь по сторонам. А собака все ближе подходила к нему.

Вдруг прямо перед собачьей пастью камнем упал старый воробей. Увидев опасность, он бросился спасать свое дитя. Воробей, весь взъерошенный, прыгал перед собакой. Он так сильно кричал, что голосок его охрип.

Трезор, не ожидая такой защиты, начал пятиться назад. Наверное, он, как и его хозяин, был удивлен и сражен той мощной силой, которую проявила эта маленькая птичка.

Охотник позвал пса, и они продолжили свой путь.

Автор с восхищением говорит о воробье, который, жертвуя собственной жизнью, спас своего птенца. Какая огромная сила любви находилась в его маленьком птичьем сердце! Истина в том, что для любви нет никаких преград.

Средства выразительности

Чтобы передать эмоциональный накал, Тургенев использует разнообразные художественные средства. В основном это яркие, эмоционально окрашенные эпитеты – “молодой воробей”, “едва прораставшие крылышки”, “старый черногрудый воробей”, “отчаянный жалкий писк”, “зубастая раскрытая пасть”, “маленькое тело”, “безопасная ветка”, “любовный порыв”.

Выразительность произведению придают и метафоры – “ветер сильно качал”, “камнем упал”, “голосок одичал и охрип”, “сила сбросила его”.

Предыдущая

Анализ стихотворений«Два богача» анализ стихотворения в прозе Тургенева по плану кратко – главная мысль, смысл, история создания

Следующая

Анализ стихотворений«Волчата» анализ стихотворения Сулейменова по плану кратко – жанр, идея, тема

Характеристика персонажей

В данном стихотворении в прозе четыре действующих лица. Проведя анализ стихотворения «Воробей» Тургенева, мы видим, что лишь двое из них активны — это воробей и собака. Птенец и человек являются лишь наблюдателями развернувшихся событий.

Собака является олицетворением судьбы. Вначале беспощадная и угрожающая, она надвигается на воробья. Что может противостоять силе судьбы? Перед ней склоняются даже великие мира сего, ей подвластно все. С судьбой остается только смириться и принять ее как данность. Но вызов судьбе бросает любовь. И судьба отступает.

Воробей являет собой жертвенную всепобеждающую любовь. Он видит, что угроза велика, но все равно встает между птенцом и собакой, чтобы защитить свое дитя.

Маленький воробушек — беспомощное существо, которое нуждается в любви и опеке. Он не в силах противостоять собаке.

Рассказчик — охотник. Но он замирает в благоговении, наблюдая за воробьем, защищающим птенца. Человек не считает, что собака проявила слабость, отступив перед нападающей птицей. Он восхищен способностью маленькой птицы принести себя в жертву ради любви. Из анализа «Воробья» Тургенева понятно, что охотник в данном стихотворении в прозе — лишь наблюдатель. Он не пытается вмешаться в события. Кажется, что собака и воробей преподносят человеку важный жизненный урок.

«Воробей» заставляет читателя задуматься: достаточно ли в нем силы духа, сможет ли он защитить своих близких. Произведение учит никогда не отступать перед опасностью, если в беде ближний.

Автор повестей «Первая любовь», «Вешние воды», романов «Дворянское гнездо», «Накануне» — прежде всего певец любви и почитатель природы, ассоциирующейся у него с мирозданием. В жизни как самого Тургенева, так и центральных его пламенные чувства занимают не только приоритетное, но и воистину основополагающее место. Это покажет маленькое произведение и его анализ — «Воробей». Тургенев изобразил в нём один из ликов любви.

В чем бессмертие произведения?

Заканчивая анализ «Воробья» Тургенева И. С., нужно отметить, что, в отличие от других стихотворений в прозе, это произведение оптимистично и вызывает веру в великую силу любви, не обязательно материнской. Это и является причиной того, что стихотворение «Воробей» вот уже более века входит в школьную программу — на нем маленькие читатели учатся человечности и доброте, без которых невозможно продолжение жизни на земле.

Иван Сергеевич Тургенев (1818 — 1883) — один из величайших представителей русской классической литературы XIX века. Писатель, поэт, драматург, публицист. Шесть романов, рассказы, повести, статьи, пьесы и стихотворения составляют его творчество.

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения День Брюсова
    Произведение относится к стихотворениям раннего творчества автора, написанным в жанре символизма, приверженцем которого являлся поэт.
  • Анализ стихотворения Звук осторожный и глухой Мандельштама
    Произведение относится к раннему философскому творчеству поэта, имеющему черты символизма, и является стихотворением, открывающим первый поэтический сборник, названный автором «Камень».
  • Анализ стихотворения Кузнечик дорогой Ломоносова 6 класс
    Произведение относится к многочисленным переводам, осуществленных автором, и является переложением одного из сочинений древнегреческого поэта Анакреона с добавлением в финале стихотворения двух строк собственного текста.
  • Анализ стихотворения Лермонтова Дума 9 класс
  • Анализ стихотворения Есенина Буря
    Одно из стихотворений пейзажной лирики Есенина — Буря. Здесь тоже все в природе живое — все одушевлено. Поэт очень чуток к природе, к самым мелким изменениям в ее настроении. В первой строфе Есенин показывает

К числу вершин поэтического мастерства, несомненно, относится цикл стихотворений в прозе И. С. Тургенева — миниатюр, затрагивающих различные стороны человеческой жизни. Доказательством этому может служить краткий анализ «Воробья».

Тургенев в этом небольшом по объему стихотворении прибегает к описанию сцены из жизни природы, но наполняет происходящее особым философским смыслом, что позволяет перенести все происходящее в сферу человеческих отношений.

Анализ стихотворения

Завязка произведения начинается в тот момент, когда собака почувствовала дичь и остановилась посреди аллеи, недалеко от птенца. Когда она начинает подкрадываться, то автор подводит читателя к тому, что вскоре что-то должно произойти. Кульминацией всего произведения становится сцена драки взрослого воробья и огромнейшего пса.

Развязка наступает в тот момент, когда смущённую и еще до конца не понимающую собаку охотник отзывает, чтобы вместе с нею удалиться, признав победу взрослого воробья.

Маленькая сцена, которую описал автор — это лиричное и эмоциональное произведение. В эту миниатюру вложена идея жизни и истинной любви. Ведь жизнь любого существа может прерваться каждую минуту. А любовь — это чувство, которое выше страха смерти.

И.С.Тургенев – зачинатель особого жанра в русской литературе. Он назван незамысловато, даже слишком просто для того, что представляет собой – стихотворения в прозе. Вот так объединил, казалось бы, две противоположности, гений пера и слова.

Особенностью жанра является сопоставление прозовой формы коротких зарисовок и поэтической речи, философское и романтическое направление мысли писателя. Такое единство позволяет создавать уникальные, выписанные, уточненные, где это требуется, образы. Гимном любви и самоотверженности ради жизни близкого

Звучит стихотворение в прозе «Воробей».

Набросок настоящей картины о мудрости восприятия действительности человеком построен, как ни странно, на образах животных и отношениях между ними. Главными героями выступают охотничья собака Трезор, чьи инстинкты должны быть сильнее гуманности, и воробей, отчаянно бросившийся в атаку, чтобы спасти самое дорогое. Звери демонстрируют поведение, которое часто бывает недоступно людям.

Повествование ведется от первого лица. Рассказывает охотник историю, которую ему случилось однажды наблюдать. Сюжет прост, но глубокий смысл, заложенный буквально в каждом предложении

Компенсирует объем сказанного писателем. Структура данного произведения такова: вначале идет экспозиция, герой вводит нас в суть дела, затем стремительное развитие событий, а потом мораль – вывод, который сделал герой из произошедшего на его глазах. Таким образом, произведение создано не только для духовного удовлетворения или дополнительной информации, но и для пользы читателя, размышлений. Писатель учит, развлекая. Немного этим стихотворения прозе напоминают басни, у которых композиционно мораль также находится после завершения фабулы.

Внимание И.С.Тургенева к деталям передают важность конкретного события для автора. Обширные как для малого по объему произведения описания основных действующих лиц нужны для лучшего восприятия, ведь не бывает в литературном произведении что-то просто так, во всем есть смысл, но его нужно узреть и разгадать, а может даже почувствовать душою.

Сбивчивость речи, взволнованность, переживания, а затем восхищение отражает форма записи, заключающаяся в прерывистых фразах, когда собака начала приближаться к птенцу. Раздумья и удивление передают многоточия и повторы слов. А близость к читателю, влияние на него достигается за счет конструкции «я думал» – писатель впускает в свои мысли, делится ими, и обращений к читателю.

Многие фразы можно считать афоризмами, над ними можно долго раздумывать: «сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда»

– вот она, сила любви и преданности, вот умение дорожить и ценить.
«Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь»
– и это действительно так!

Это белый стих Тургенева о большой отваге маленького воробья.

Вот появляется что-то неожиданное, и собака реагирует, убыстряя шаги. Оказывается, что она почуяла (и услышала) маленького воробья. Птенец, действительно, выпал из гнезда, а собака приняла его за дичь. Собака неумолимо приближалась к незадачливому птенцу. И вдруг ещё одна неожиданность – на неё (прямо перед мордой) камнем, будто ястреб, упал старый воробей. Он защищал своего птенца. Он не испугался собаки, которая намного больше его, у которой когти и зубы. Автор замечает, что собака должна была казаться воробью настоящим чудовищем, но всё же он не испугался. Хоть автор и называет его «искаженным», со взъерошенным видом и жалким писком, но человек не может не восхищаться отвагой маленькой птицы. Жалкий (особенно по сравнению с собакой) воробей ещё и дважды даже бросился на её морду – на оскаленные клыки.

Тургенев подчеркивает, что Воробей героически защищает своё дитя. Действительно, он дрожит от ужаса, он одурел и охрип, но не бежит. Воробей жертвует собой.

Иван Сергеевич представляет, что Воробей мог бы спокойно (или с волнением) сидеть на своей ветке – безопасной. Но он бросился в бой! Какая-то сила, которая больше, чем он сам, его вдохновила. Птицу заботила не только она сама, а потомки её. И мало сказать, что в ней говорил лишь инстинкт.

И вот Трезор (та самая собака) остановилась… И она попятилась! Она тоже ощутила эту Силу, хотя и почувствовал себя смущенным.

Хозяин отзывает пса, уходит. И в его сердце благоговение. Именно это слово характеризует отношение к героическому воробью.

В финале автор обращается к читателю с просьбой не смеяться над ним. И делается вывод, в котором силе этой даётся имя – любовь. И эта мысль развивается Тургеневым. Он завершает стихотворение тем, что именно любовь движет миром.

Стихотворение выстроено очень логично и лаконично. Нет в нём никаких лишних деталей – даже погода не описана. Оно строится на контрасте жалкого воробушка и его поступка героического. Лексика используется нейтральная, а когда речь идёт об этом маленьком подвиге, то и торжественная. Рассказчик выступает свидетелем сцены и она толкает его на философские мысли.

Смысл

Автор произведения показывает настоящую силу любви, которая сильнее страха смерти и самой смерти. Такова его основная идея. В понимании Тургенева каждому живому существу присущи такого рода качества, и только глупец не сможет понять, что в одном даже самом маленьком «божьем создании» заключено больше любви и материнской заботы, чем в некоторых людях. Данное произведение – своеобразная притча о том, как надо любить.

Также писатель учит нас с уважением относиться к любви, где бы мы ее не встретили. Над ней не надо смеяться, даже если ее проявления временами кажутся нам нелепыми. Над нею надо благоговеть, ибо данное качество – великая ценность всех живых существ.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Автор повестей «Первая любовь», «Вешние воды», романов «Дворянское гнездо», «Накануне» — прежде всего певец любви и почитатель природы, ассоциирующейся у него с мирозданием. В жизни как самого Тургенева, так и центральных его пламенные чувства занимают не только приоритетное, но и воистину основополагающее место. Это покажет маленькое произведение и его анализ — «Воробей». Тургенев изобразил в нём один из ликов любви.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Сочинение по тексту вопрос кто виноват называют чисто русским вопросом
  • Сочинение по тексту воздушный шарик в формате егэ
  • Сочинение по тексту во время командировки я поскользнулся на обледеневшей лестнице
  • Сочинение по тексту во внешней человеческой красоте воплощены наши
  • Сочинение по тексту виктора федоровича смирнова в чудо верят не только дети

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии