Что такое счастье? По Ф.А. Вигдоровой
Как Вы понимаете значение слова СЧАСТЬЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое счастье?»
Сочинение 9.3 (15.3)
Счастье – это чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. Счастье состоит не из личной удачи, а из возможности жить и работать среди людей, помогать им, думать и заботиться не только о себе.
Героиня предложенного для анализа текста Нина говорит, что всегда чувствует себя счастливой. Во время войны она работала проводником на поезде, где возили детей с Украины и из Белоруссии. Девушки делали всё, чтобы улучшить дорожный быт обездоленных войной детей. Они приносили в вагон игрушки, посуду, книжки, цветы, сделали подвесные люльки для грудных детей, вязали ребятам варежки и носки, рассказывали детям сказки, читали им, пели. Постепенно дети становились веселее, научились заново улыбаться. Пример молодых проводниц подхватили и другие поезда, и они были очень рады этому и необыкновенно счастливы.
В рассказе Чехова «Крыжовник» ветеринарный врач Иван Иванович, обращаясь к своим слушателям, призывает делать добро. Он говорит, что счастья нет. Не может быть счастлив человек, когда рядом страдают люди. Он утверждает, что рядом с довольным человеком обязательно должен находиться некто с молоточком, который напоминал бы о страдающих в окружающем мире людях.
Таким образом, достижение личного успеха может принести кратковременную радость, но полное счастье человек испытывает только тогда, когда помогает нуждающимся в поддержке.
Текст
(1) Как-то начался разговор: мы вспоминали, кто как встретил 22 июня, а потом — день Победы.
(2) Сначала я слушала Нину и Любу, потом перестала даже слышать их голоса — так явственно, так отчётливо вспомнились мне мои 22 июня и 9 мая…
…(4)Война застала меня в Ленинграде. (4)Шура, мой брат, в то лето окончил аспирантуру, у него был отпуск, и он взял меня с собой. (5)Оба мы были впервые в этом чудесном городе. (б)Ездили на острова, побывали в Эрмитаже, а вечером 21 июня, возвращаясь с концерта, долго ходили по окутанному белой ночью городу, бродили без устали, глядели на него — и не могли наглядеться. (7)Хорошо нам было! (8)Сколько чудесных, радостных планов строили мы на будущее!
(9) Встали, конечно, поздно, позавтракали как ни в чём не бывало, а потом вышли на улицу, и тут нас ударило слово: война!
(10) Мы вернулись в Москву.
(11) Вскоре Шура ушёл в армию. (12)В марте сорок второго года он погиб под Гжатском. …(13)А День Победы!
(14)Я проснулась среди ночи с внезапно сжавшимся сердцем: кто-то бежал по лестнице с верхнего этажа и барабанил кулаком во все двери подряд. (15)Я ещё не успела сообразить, что происходит, только внутри что-то дрогнуло. (16)Вспомнилось: так в сорок первом и сорок втором годах раздавался по ночам стук в дверь, в пролётах лестницы метался возглас: «Тревога, граждане, тревога!» (17)Но сейчас?.. (18)В эту минуту забарабанили в мою дверь, и я услышала мальчишеский голос. (19)Он был ликующим: «Войне конец!»
(20)Бывает радость, с которой ни минуты нельзя остаться наедине. (21)И, хотя стояла глубокая ночь, все мы вышли из своих комнат и спустились во двор. (22)Тут было полно народу. (23)Словно тень прошла перед глазами… (24)Снова вспомнились мне те далёкие ночи, когда в густой тьме, теснясь, сдерживая дыхание, не смея зажечь спичку, толпились в этом дворе люди, ожидая своей очереди у входа в бомбоубежище. (25)Вспомнилось, как после отбоя матери с землисто-бледными от усталости и тревоги лицами на руках выносили спящих детей. (26)Как, выходя после одной такой ночи из подвала, люди жмурились и мигали от неожиданности: весь двор искрился под ещё не поблёкшей луной колючим, неестественным блеском. (27)Двор сплошь был засыпан хрустящим под ногами стеклом. (28)В ту ночь бомба разорвалась совсем близко — из окон вылетели стёкла.
(29)Да, всё это вспомнилось, не могло не вспомниться, но и не могло погасить счастья, которое светилось на каждом лице. (30)В ту ночь можно было зайти в любой незнакомый дом, постучаться в каждую дверь, заговорить с каждым встречным — все были полны одним чувством: кончилась война!
(31)И потом — по-особенному сияющие, насквозь пронизанные солнцем утро и день… (32)Все мы, не сговариваясь, пошли на Красную площадь. (33)На белых, нагретых солнцем трибунах сидели целые семьи, старики, опирающиеся обеими руками на палки, старухи в платочках, с узелками. (34)Всюду бегали дети, крепко взявшись за руки, проходили улыбающиеся девушки, слышались громкие, праздничные голоса. (35)Шли часы. (Зб)Ярко-голубое майское небо померкло, стало бледно-сиреневым, потом густо-синим. (37)А народу всё прибывало и прибывало.
(38)И, когда раздался голос диктора, вся площадь разом погрузилась в безмолвие… (39)Но первое же простое и прекрасное слово: «Товарищи!» — вновь принесло с собой глубокую тишину.
(40)Рядом со мной стояла высокая немолодая женщина. (41)Она крепко сжала губы, неподвижно глядя прямо перед собой, и по щекам её непрерывно текли слёзы. (42)А в двух шагах мальчуган, сидя на плече у отца, смотрел на неё с безмерным, горестным изумлением, почти с упрёком: о чём можно плакать в такой день?
(43)Я-то знала, о чём, и многие, многие на этой площади тоже знали. (44)Но вот отзвучали слова: «С победой вас, мои дорогие соотечественники и соотечественницы!» (45)Лучи прожекторов сплелись в небе живой светящейся сеткой, и от этого оно необычайно поднялось над нами, стало безмерно высоким. (46)Ещё мгновение, и в эту лиловую тьму плеснули фонтаны огня и света — салют! (47)И Спасская башня стояла такая прямая, вся устремлённая ввысь, прекрасная, как символ величия и покоя. (48)А над Кремлёвским дворцом огромной алой птицей парил флаг.
(49) Чудесный, счастливый день — радостный и трудный…
(50) И тут, словно пробудившись, я услышала голос Нины
— (51)Самое счастливое событие в моей жизни? — протяжно говорила она. — (52)А если у меня не было в жизни никаких событий!..
— (53)Ну, не событие, — возразила Люба, — а день, когда ты чувствовала себя оченьочень счастливой.
— (54)А я всегда чувствую себя счастливой, — ответила Нина. (55)Наступило молчание. (56)Я ждала, мне хотелось услышать, что скажет Нина. (57)И вот она заговорила:
— Ладно, только учтите: событий у меня не было. (58)У меня очень обыкновенная жизнь. (59)Во время войны я работала проводником в поезде, ездили мы по маршруту Москва — Новосибирск. (60)В Москву везли военных или командированных, а в Новосибирск — женщин и детей с Украины, из Белоруссии, ленинградцев. (61)Ребята многие ехали одни, родители у них погибли, и они были такие одинокие, притихшие, печальные, просто сил не было смотреть.
(62)Тогда и решили мы устроить в своём поезде детский вагон и оборудовать его как следует. (бЗ)Когда бригада стояла ещё в Новосибирске на отдыхе, мы сложились, собрали денег и купили игрушек, принесли кто посуду, кто книжки, кто цветы. (64)Нас было двадцать семь девушек, так что вещей набралось много. (65)Потом одна девушка предложила устроить в вагоне подвесные люльки для грудных ребят. (66)В общем, устроили очень хороший вагон: получилось уютно и красиво. (67)На больших остановках бегали за горячей пищей. (68)В вагоне всё время кипел самовар. (69)И потом ещё попросили девушек из другой бригады, из ташкентского поезда, привезти нам шерсти и стали вязать ребятам варежки и носки. (70)Мы старались в дороге развлечь ребят — рассказывали им сказки, читали им, пели. (71)И верно, они немножко повеселели, даже улыбаться начинали. (72)А уж это… — Нина замолчала на секунду и потом порывисто договорила. — (73)Знаете, хуже всего, когда малыш до того намучился, что и улыбнуться не может… (74)Ну вот, а потом, по нашему примеру, детские вагоны стали устраивать и в других поездах. (75)И мы были очень рады… (76)Счастливы, — добавила Нина, чуть помедлив.
(77)И так как мы молчали, она сказала извиняющимся тоном:
— Я же говорила, что будет неинтересно…
— (78)Неправда, очень интересно! — горячо сказала Люба. — (79)Очень интересно, Ниночка! — ласково повторила она.
(80)3а окном было совсем черно. (81)Я смотрела в это чёрное, точно бархатом затянутое окно, и думала: всего труднее объяснить, что счастье не просто в личной удаче, счастье — жить для людей и работать для них, думать и заботиться не только о себе.
(По Ф. А. Вигдоровой)
Счастье – это чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. Счастье состоит не из личной удачи, а из возможности жить и работать среди людей, помогать им, думать и заботиться не только о себе.
Героиня предложенного для анализа текста Нина говорит, что всегда чувствует себя счастливой. Во время войны она работала проводником на поезде, где возили детей с Украины и из Белоруссии. Девушки делали всё, чтобы улучшить дорожный быт обездоленных войной детей. Они приносили в вагон игрушки, посуду, книжки, цветы, сделали подвесные люльки для грудных детей, вязали ребятам варежки и носки, рассказывали детям сказки, читали им, пели. Постепенно дети становились веселее, научились заново улыбаться. Пример молодых проводниц подхватили и другие поезда, и они были очень рады этому и необыкновенно счастливы.
В рассказе Чехова «Крыжовник» ветеринарный врач Иван Иванович, обращаясь к своим слушателям, призывает делать добро. Он говорит, что счастья нет. Не может быть счастлив человек, когда рядом страдают люди. Он утверждает, что рядом с довольным человеком обязательно должен находиться некто с молоточком, который напоминал бы о страдающих в окружающем мире людях.
Таким образом, достижение личного успеха может принести кратковременную радость, но полное счастье человек испытывает только тогда, когда помогает нуждающимся в поддержке.
Источник материала
Содержание
- Что такое счастье? по тексту Короленко (148 слов)
- Что такое счастье? по тексту Вигдоровой (194 слова)
- Что такое счастье? по тексту Бондарева (134 слова)
- Что такое счастье? по тексту Алексина (136 слов)
- Что такое счастье? по тексту Пескова (127 слов)
- Что такое счастье? по тексту Роя (187 слов)
- Сочинение-рассуждение на тему Счастье (114 слов)
- Что такое счастье? 7 класс (96 слов)
Что такое счастье? по тексту Короленко (148 слов)
Что такое счастье? В моём понимании, счастье – это состояние полного удовлетворения, когда душа поёт и хочется жить, двигаясь вперёд. Но что же нужно человеку, чтобы почувствовать себя счастливым? На этот вопрос вы сами должны найти ответ, ведь у каждого из нас своё счастье, которое приносит радостные эмоции.
В качестве примера возьмём произведение Владимира Короленко. В тексте идёт речь о мальчике, который жил на Севере и никогда не видел «соловья и черёмухи». Но когда ребёнок смотрел с дедушкой на восход солнца, его охватывали радостные эмоции, и это делало мальчика счастливым.
Для меня является счастье то, что мои знакомые и родные живы, ведь они всегда стараются приносить добро и радость в мою жизнь и помогать в трудные минуты.
В заключение хочется сказать, что не нужно искать счастье, просто оглянитесь вокруг, ведь оно может оказаться совсем близко, просто мы его не замечаем.
Оценка: 4
(148 слов)
2 вариант сочинения (138 слов)
Что нужно человеку, чтобы почувствовать себя счастливым? Этот вопрос поднимает автор прочитанного мной текста Владимир Галактионович Короленко. Попробую порассуждать над этим.
Что же такое счастье? На мой взгляд, счастье – это состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого призвания, самореализации. Это мы видим в предложении №47: «Его глаза были расширены, бледное лицо оживилось и засветилось восторгом». Да, действительно, здесь мы видим хорошее настроение человека, то есть счастье.
Еще хочу обратиться к произведению Гоголя «Шинель». Главный герой Акакий Акакиевич становится счастливым, когда, наконец, приобретает новое пальто. Новая шинель – это чуть ли не единственное, чего он так искренне желал. Поэтому герой чувствует себя полноценным членом общества в тот момент, когда его мечта исполняется.
Таким образом, хочется сказать, что счастье для каждого своё, и состоит оно у каждого человека из своих компонентов.
Оценка: 5
(138 слов)
3 вариант сочинения (148 слов)
Что такое счастье? Думаю, многие из нас не раз задумывались над этим. В моём понимании, счастье – это состояние полного удовлетворения, когда душа поёт и хочется жить, двигаясь вперёд. Но что же нужно человеку, чтобы почувствовать себя счастливым? На этот вопрос вы сами должны найти ответ, ведь у каждого из нас своё счастье, которое приносит радостные эмоции.
В качестве примера возьмём произведение Владимира Короленко. В тексте идёт речь о мальчике, которые жил на севере и никогда не видел «соловья и черёмухи». Но когда ребёнок смотрел с дедушкой на восход солнца, его охватывали радостные эмоции, и это делало мальчика счастливым.
Для меня является счастьем то, что мои знакомые и родные живы, ведь они всегда стараются приносить добро и радость в мою жизнь и помогать в трудные минуты.
В заключение хочется сказать, что не нужно искать счастье, просто оглянитесь вокруг, ведь оно может оказаться совсем близко, просто мы его не замечаем.
Оценка: 4
(148 слов)
Что такое счастье? по тексту Вигдоровой (194 слова)
Что такое счастье? Ответ на вопрос дал Доктор Грегори Хаус: «Хотите изменить свою жизнь!? Так действуйте, вместо того, чтобы искать оправдания, запираться и притворяться счастливым…». Действительно, счастье изменяет жизнь.
Именно об этом говорится в тексте Ф. А. Вигдоровой. Героиня утверждает, что всегда чувствует себя счастливой. Во время войны она работала проводником на поезде, где возили детей из Украины и Белоруссии. Девушки делали все, чтобы улучшить дорожный быт обездоленных войной ребят. Они приносили в вагон игрушки, посуду, книжки, цветы, сделали подвесные люльки для грудных детей, вязали ребятам варежки и носки, рассказывали им сказки, читали, пели. Постепенно дети становились веселее, учились заново улыбаться. Пример молодых проводниц подхватили и другие поезда, они были рады этому и необыкновенно счастливы.
В рассказе Чехова «Крыжовник» ветеринарный врач Иван Иванович, обращаясь к своим слушателям, призывает делать добро. Он говорит, что счастья нет, не может быть счастлив человек, когда рядом страдают люди. Он утверждает, что рядом с довольным человеком обязательно должен находиться некто с молоточком, который напоминал бы о страдающих в окружающем мире людях.
Таким образом, достижение личного успеха может принести кратковременную радость, но полное счастье человек испытывает только тогда, когда помогает нуждающимся в поддержке.
Оценка: 4
(194 слова)
Что такое счастье? по тексту Бондарева (134 слова)
На мой взгляд, счастье – это чувство полного удовлетворения, при котором душа забывает о мелких невзгодах человеческой жизни, это ощущение благополучия. Каждый человек понимает счастье по-своему. Справедливость своих слов докажу конкретными примерами.
Обратимся к тексту Ю. В. Бондарева. В произведении рассказывается о мальчике, которого делает счастливым возможность быть рядом с мамой. Малыш беспокоится, что его близкий человек может заблудиться из-за бурана. Когда мама возвращается, он чувствует невероятный прилив сил. Настоящее счастье – знать, что с твоим близким человеком все хорошо.
Свое мнение также могу подтвердить примером из художественной литературы. Вспомним произведение А. Куприна «Чудесный доктор». Доктор из этого рассказа откликнулся на чужое горе. Он спас не только умирающего ребенка, но и всю семью Мерцаловых сделал счастливой.
В заключение хочу сказать, что понимание счастья у каждого свое. Но одно остается неизменным: счастье – это самое лучшее жизни человека.
Оценка: 5
(134 слова)
2 вариант сочинения (194 слова)
Что такое счастье? Конечно, каждый человек счастлив по-своему. Мне кажется, это чувство, которое характеризует полное удовлетворение чем-либо: кто-то радуется тому, что находится один, а кто-то чувствует себя комфортно с любимым человеком. Чтобы доказать свою точку зрения, приведу примеры.
В качестве первого аргумента обратимся к тексту Бондарева Юрия Васильевича. В нём говорится о том, как мальчик ждал свою маму с работы. Она долго не приходила, и Коля стал переживать, вдруг что-то случилось. «Как бы мамка не заблудилась…». Но когда мам пришла, мальчик был очень рад, ведь она являлась для него настоящим счастьем.
Обратимся ко второму примеру. Вспомним произведение великого русского писателя Н. В. Гоголя «Шинель». В повести говорится о том, как Акакий Акакиевич был очень сильно рад новой шинели. Он столько всего прошёл, чтобы получить её, ведь она являлась для него предметом искреннего желания. С помощью этой шинели Акакий Акакиевич стал чувствовать увереннее себя в обществе. А это говорит о том, что он стал очень счастливым.
В заключение хочется сказать, что не нужно искать счастье или забирать его у кого-то другого, ведь в скором времени вы обязательно его найдёте.
Оценка: 4
(194 слова)
Что такое счастье? по тексту Алексина (136 слов)
Счастье – это чувство, испытываемое в приятные моменты жизни. Для кого-то счастье это деньги, а для кого-то – здоровье родных.
В тексте Алексина говорится о том, что герой жалел свою бабушку, которая так скучала по дочерям. Она надеялась, что они позовут её в гости, но дочки отправляют лишь открытки на праздники. Тогда мальчик решил обрадовать бабушку и пригласил в театр. На сцене появился мальчик, который шёл к заболевшей учительнице, чтобы победить её одиночество. В нём пожилая женщина увидела своего внука. Вот так легко он сделал её счастливой.
Размышляя над вопросом, что же такое счастье, хочу привести пример из жизни. Лично для меня счастье – это не деньги, а моя семья и их здоровье. Ничто не заменит моменты жизни, когда ты рядом со своей семьёй.
Подводя итог своим рассуждениям, сделаю вывод, что для каждого человека понятие о счастье разное.
Оценка: 4
(136 слов)
Что такое счастье? по тексту Пескова (127 слов)
Счастье – это понятие морального сознания, обозначающее состояние человека, которое соответствует внутренней удовлетворённости, осуществлению своего человеческого назначения. Я думаю, когда человек счастлив, он не накапливает вокруг себя нагатив, а думает только позитивно.
Проиллюстрировать можно на примере из текста «Приносят ли аисты счастье» В. Пескова. В этом произведении мы видим яркий пример проявления счастья. Мужчина уже было потерял смысл своей жизни, однако обрёл его вновь в заботе об аистах: «Для него эти птицы всё, что осталось в жизни».
Обратимся к произведению А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Главный герой всю жизнь искал счастье, но не находил. Поздно он понял, что мог стать счастливым только с Татьяной, ведь только семья и любовь являются настоящими источниками счастья.
Таким образом, можно сделать вывод, что счастье – это важная составляющая жизни человека.
Оценка: 5
(127 слов)
Что такое счастье? по тексту Роя (187 слов)
Что такое счастье? Попробуем разобраться в смысле этого понятия. Определённо, для каждого человека счастье – что-то своё, особенное и неповторимое. Общими словами счастьем можно назвать состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего существования. Человек может быть счастлив, проводя время с друзьями и близкими, занимаясь своим любимым делом, достигая поставленных перед собой целей или читая книгу за чашкой чая поздним зимним вечером.
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту О. Ю. Роя. Здесь изображён пример человеческого счастья. Андрюшка испытывает чувство внутренней удовлетворённости. Ему нравится спокойствие дома у бабушки, нравится её забота, нравится проводить с ней время. Запах кофе был для Андрея особенным. Он навевал воспоминания о беззаботном детстве, о любимых моментах жизни.
К сожалению, не все люди умеют быть счастливыми. Даже если у таких людей всё есть, они всего добились, им этого мало. Счастье нужно учиться испытывать, видеть прекрасное в мелочах. Не зря философ Вильгельм Ницше говорил: «Несчастным или счастливым человека делают только его мысли, а не внешние обстоятельства. Управляя своими мыслями, он управляет своим счастьем».
Итак, счастье для каждого своё, но очень важно уметь испытывать это прекрасное чувство назло всем врагам — и несмотря ни на что.
Оценка: 4
(187 слов)
2 вариант сочинения (124 слова)
Счастье – состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия.
Что приносит счастье человеку? Об этом пишет Рой Олег Юрьевич в предложенном для анализа тексте. Хочу над этим порассуждать.
Я считаю, что счастье человеку приносит абсолютно всё, что может предоставить жизнь, но у него есть что-то главное, что нужно для счастья.
В рассказе Олега Юрьевича в предложении 1-3 мы видим, что запах кофе был для Андрея не просто запахом, а целым воспоминанием о детстве, о счастье, о том самом настоящем счастье, которое можно ощутить, когда тебе совсем мало лет.
На мой взгляд, счастье – это моменты, секунды, когда внутри человека порхают бабочки. Также счастье могут приносить разные незабываемые события.
В заключение хочу сказать, что счастье необходимо каждому человеку, без этого нет смысла в жизни.
Оценка: 4
(124 слова)
Сочинение-рассуждение на тему Счастье (114 слов)
Счастье – это непередаваемые ощущения. Для всех это слово имеет разный смысл, но знаю одно:оно приносит радость и положительные эмоции.
У многих счастье в деньгах, дорогой одежде и популярности. Лично для меня это слово имеет много значений. Счастье, это когда с родными всё хорошо. Когда хорошие оценки. Ну и, конечно, приятно, когда есть успехи в начинаниях.
Каждый хочет быть счастливым. Но что для этого нужно сделать? На этот вопрос нет определённого ответа. Ведь, если обращать внимание на мелочи, то всё вокруг приобретает смысл. Например, когда птицы чирикают перед окном или мама принесла вкусного печенья. Если не обращать на такие мелкие вещи внимания, то жизнь становится бессмысленной. И нет повода для радости и счастья.
Оценка: 5
(114 слов)
2 вариант сочинения (247 слов)
Проблема счастья является одной из вечных проблем общества. Счастье – это такое состояние человека, которое делает его радостным и удовлетворенным собственной жизнью. Счастье – явление относительное, для каждого человека оно свое. Кто-то находит счастье в любви и семье, кто-то находит себе более низкие цели: карьера, предметы быта и т.д.
Из этого следует, что счастье бывает истинное и ложное. Когда человек ложные ценности ставит во главе своего понимания счастья, то его счастье будет ложным и быстротечным, ведь оно не способно принести реального состояния покоя и удовлетворенности.
Счастье для меня – это дружба всех народов, чтобы не было войны и нового распада нашей страны. Я хочу, чтобы снова можно было гулять без зонта и босиком во время дождя, чтобы лес был чистым, а деревья не страдали от руки человека или во время пожаров. Чтобы не было убийц, наркоманов и другой шпаны. Чтобы выдавали вовремя зарплату, и люди могли купить себе, что хотят. Чтобы улицы были чистыми, а города — зелеными. Чтобы в России научились делать все свое, а не зависели от иностранных производителей. Чтобы люди помогали друг другу. Чтобы у всех детей были папа и мама, как у меня. Чтобы всегда, даже в пасмурную погоду, небо было чистым и ясным, и намерения у нас были такие же — чистые и ясные. Чтобы не было ссор, и люди не боялись врага. Чтобы изучали историю своей Родины, любовались природой и любили жизнь. Чтобы не загрязняли моря, реки, озёра, пруды всякими отходами, чтобы дети могли искупаться в любом водоеме.
Когда исполнятся мои мечты о счастье — это будет самый прекрасный день. Давайте жить дружно!
Оценка: 5
(247 слов)
3 вариант сочинения (192 слова)
Одни думают, что счастье неуловимо. Другие пытаются найти его в деньгах, работе, детях, помощи другим людям. Однако не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять: человек быстро привыкает ко всему. Нет такой суммы денег, которая сделала бы человека счастливым навсегда, так же как и с детьми, друзьями, работой могут возникнуть проблемы, не зависящие от нас. И все же каждый может вспомнить минуты, когда он был действительно счастлив.
Я считаю, что счастье – мгновенно, ведь «всё течёт, всё изменяется». Один и тот же человек на протяжении жизни постоянно ставит новые задачи, постоянно достигает каких-то результатов. Он движется, и его счастье движется вместе с ним. Счастье нельзя накопить, отложить про запас, зато его можно достигать, им можно делиться. Счастье человека в его достижениях, которые важны и ценны именно для него. Деньги, друзья, работа – лишь средства, хорошие помощники на пути к счастью.
Чем чаще человек испытывает счастье, тем ярче, светлее и разнообразнее его жизнь. Птица счастья пуглива, её нужно приручать. Но счастливый человек несёт в мир любовь, свет, радость, улыбки – и мир становится лучше!
Дерзай, пробуй, испытывай новые ощущения, узнавай неизвестное! Ведь чем разностороннее увлечения, жизнь человека, тем больше у него шансов быть по-настоящему счастливым!
Оценка: 5
(192 слова)
Что такое счастье? 7 класс (96 слов)
Счастье – внутреннее состояние человека. Каждый чувствует его по-разному. Кому-то для удовлетворения своих потребностей нужны деньги, дорогие машины и брендовые вещи. Я совсем другой человек. Для меня важно реализоваться в жизни и получать удовольствие от работы. Если ты занимаешься делом, которое нравится, то обязательно почувствуешь мотивацию, силу и заряд.
Счастье состоит из мелочей. Например, сходить в магазин за любимым соком или прокатиться на велосипеде. Самое главное, испытывать от этого удовольствие. Тогда будет хорошее настроение и желание двигаться дальше.
Поэтому можно сделать вывод, что счастье для всех разное, но любой источник радости должен приносить только положительные эмоции.
Оценка: 5
(96 слов)
2 вариант сочинения (105 слов)
Что такое счастье? Этот вопрос задают многие люди, и каждый понимает счастье по-своему. Для одного – это богатство, другому нужна слава. Многие не понимают, что есть счастье. Многим для счастья нужна свобода выбора. А некоторым достаточно и куска хлеба для ощущения счастья. Ну и почти каждый человек хотел бы жить в мирной стране без войн.
Для меня счастье – это семья и здоровье. Не будет этих простых вещей – не будет и человека. Останется лишь бренное тело. Счастье – это понимающие и любящие меня родители. Кто поддержит нас в трудную минуту? Кто утешит и простит нам самые тяжёлые грехи? Конечно, семья.
Сколько людей, столько и мнений. Моё счастье – семья.
Оценка: 5
(105 слов)
8 готовых проверенных сочинений ЕГЭ 2022 проблема по тексту Вигдорова Ф.А я знала замечательную писательницу. Её звали Тамара Григорьевна для задания №27 ЕГЭ по русскому языку для 11 класса.
Сочинение ЕГЭ №1
Нужно ли поддаваться страху? Стоит бороться с ним? Именно над этими вопросами размышляет в данном тексте советская писательница, журналист Ф. А. Вигдорова.
Автор, раскрывая проблему, отталкивается от высказывания своей современницы Т. Габбе, утверждавшей, что страх – одно из жизненных испытаний, с которым человек сталкивается довольно часто. Также Ф. Вигдорова цитирует слова поэта-декабриста Рылеева: «… мы не страшимся умирать на полях битв, но слово боимся сказать в пользу справедливости». Затем, доказывая «многоликость» страха, писательница обращается к примерам из жизни. Она рассказывает о разведчике, героически прошедшем войну. Но в мирной жизни он не смог вступиться за своего товарища, которого оклеветали. Страх затмил чувство справедливости для этого человека. Ещё один пример – это поведение мальчишки, который не боится ни высоты, ни глубины незнакомой реки, но при этом не может сознаться в том, что именно он разбил окно.
Размышления Ф. Вигдоровой, яркие жизненные примеры помогают понять её позицию: автор, безусловно, считает, что люди должны уметь преодолевать свой страх не только в исключительных обстоятельствах, но и в повседневной жизни.
Я полностью согласен с мнением автора. Человеку необходимо учиться всегда справляться с трудностями, выдерживать испытание страхом. Это важно и в экстремальной ситуации, и особенно в «обычных житейских делах», когда речь идёт о совести, справедливости, честности. В подтверждение своей точки зрения приведу примеры из произведений русских писателей.
Так, Алексей Мересьев из «Повести о настоящем человеке» Б. Л. Полевого проявляет бесстрашие и героизм не только в бою, когда его подбили четыре немецких самолёта. Он находит в себе силы, несмотря на боли в ногах, голод и холод, добраться до своей эскадрильи, а затем после ампутации так же мужественно учится летать с протезами, не расстаётся со своей мечтой быть лётчиком.
Михаил Шолохов в рассказе «Судьба человека» повествует о поступках героя Андрея Соколова, которые характеризуют его как человека мужественного, обладающего твёрдостью духа. Например, Соколов в плену задушил, как «ползучего гада», предателя Крыжнева, чтобы тот не выдал коммуниста немцам. В другой раз, когда Андрея Соколова попросило к себе лагерное начальство, герой, практически глядя смерти в лицо, отважно отказался от предложения выпить и закусить за победу врага. Позже он решился на побег из плена, а после войны не побоялся взять на себя ответственность за воспитание мальчика-сироты.
Таким образом, способность преодолевать страх в роковые минуты — это свойство самоотверженных и мужественных людей, готовых на героические поступки, на подвиги. А если мужество испытывается в обычной жизни, то это нравственная проверка человеческого достоинства и благородства. Хотелось бы, чтобы люди чаще выдерживали эту проверку.
Сочинение ЕГЭ №2
Часто ли мы проявляем мужество? Требуется ли оно в обычной жизни? Именно проблему проявления мужества затрагивает в своём тексте Ф.А.Вигдорова.
Рассуждая над этой проблемой, автор приводит пример из жизни: человек, бесстрашно воевавший, в мирное время не смог заступиться за своего друга, в невиновности которого был уверен. Ф. А.Вигдорова считает, что страх сказать правду рождается из-за боязни возможных отрицательных последствий для нас, поэтому многие действуют по принципу: «Моя хата с краю». Автор убеждает нас в том, что мы в ответе за всё, что делается вокруг. Настоящее мужество проявляется не только в чрезвычайных ситуациях, но и в обычных житейских делах.
Позиция автора ясна: «…слово «мужество» не имеет множественного числа. Оно в любых условиях одно». Мужество требует, чтобы человек преодолевал страх и в исключительных обстоятельствах, и в мирное время.
С автором нельзя не согласиться в том, что мужество должно проявляться в любых условиях. Чтобы убедиться в этом, вспомним рассказ М.Шолохова «Судьба человека». Главный герой Андрей Соколов поступает мужественно во время войны: спасает жизнь взводного, которого собирался выдать сослуживец. В мирное время Соколов также проявляет мужество – усыновляет беспризорного мальчика. Андрей находит в себе силы взять ответственность за ребёнка.
Другим примером может послужить Понтий Пилат из романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Главный герой не проявляет мужество в обычной жизни. Пилат утверждает смертный приговор Иешуа, боясь пойти против власти кесаря. Он испугался за свою карьеру и отправил на смерть невиновного человека. Ему не хватило мужества вступиться за справедливость. Впоследствии Понтий Пилат наказывается бессмертием.
Таким образом, мужество должно проявляться не только в исключительных обстоятельствах, но и в обычной жизни. Для этого надо уметь в любых условиях преодолевать свои страхи.
Сочинение ЕГЭ №3
Что же такое истинный страх человека? И как его можно преодолеть? Именно над этими вопросами размышляет в своём тексте Ф.А.Вигдорова, предлагая задуматься над проблемой проявления мужества.
Автор рассуждает на «вечную» тему истинной храбрости человека, утверждая, что сила духа, ответственность «испытывается постоянно, в самых обычных житейских делах». Писатель цитирует поэта-декабриста Рылеева, чтобы обратить внимание читателя на то, что проблема, затронутая в тексте, актуальна во все времена. Также можно заметить, что Вигдорова не раз встаёт на место того или иного человека, совершившего определённый поступок (мальчишка разбил стекло, боится сознаться), пытается проанализировать и найти причину, побуждающую людей молчать в тяжёлой ситуации.
Подводя итог, писатель делает акцент на том, что «слово «мужество» не имеет множественного числа», «мужество бывает одно». Следовательно, нужно быть личностью смелой всегда, в любой ситуации. Позиция автора ясна: каждому человеку необходимо действовать, идти вперёд, преодолевать страх постоянно, несмотря на степень тяжести положения. Только тогда можно назвать себя истинно мужественным человеком.
С позицией автора нельзя не согласиться, и в подтверждение её правоты приведём примеры из русской классической литературы. В романе А.С..Пушкина «Капитанская дочка» главная героиня является сильной личностью, которой характерны стойкость и выносливость души. Несмотря на угрозы со стороны Швабрина, Маша Миронова, находясь в полной его власти, остаётся верна себе, своим убеждениям.
Другой пример истинного мужества можно привести из романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир». Во время Шенграбенского сражения герои ведут себя по-разному. После боя князь Андрей Болконский заступился за капитана перед Багратионом. Болконский нашёл в себе смелость сказать, что батарея Тушина была без прикрытия. Этот поступок характеризует князя как человека мужественного и неравнодушного.
Итак, душевная сила, преодоление страхов и есть мужество. Необходимо идти вперёд, действовать в любой ситуации, чтобы оставаться человеком твёрдым, сильным.
Сочинение ЕГЭ №4
Каков настоящий страх? Могут ли люди, не боящиеся смерти, испугаться простых житейских проблем? Именно над проблемой страха в обычной жизни размышляет в своём тексте Ф.А.Вигдорова.
Рассуждая над этой проблемой, автор описывает историю человека, прошедшего войну. Он не боялся ни пуль, ни танков, но не смог заступиться за своего невинного друга. Человек испугался не смерти, а всего лишь увольнения с работы. Он не смог устоять перед страхом, вызванным обычной жизнью.
Также автор пишет о мальчике, разбившем окно. Он не боялся ни утонуть, ни разбиться, но не может сказать правду. И снова причина страха кроется в обычной жизни. В обеих историях герои не в силах бороться со страхом. Однако сам автор утверждает: «Но хат… с краю нет» Тем самым Вигдорова показывает, что молчание – это не способ борьбы со страхом.
Позиция автора ясна: страх может настичь каждого, может проявиться в любой момент. Но человек должен отвечать за свои поступки, преодолевать себя.
С позицией автора нельзя не согласиться. По-настоящему храбрый человек тот, кто борется со страхом. Справедливость высказанной автором мысли доказывают многие произведения литературы. Например, в рассказе А.Платонова «Возвращение» главный герой Алексей Иванов возвращается домой после войны, но понимает, что не может жить вместе с женой и детьми, он слишком отдалился от них. Иванов боится, он начинает подозревать жену в измене. Герой не в силах был совладать со своим страхом и хотел просто уйти от проблем. Но в итоге он смог перешагнуть через себя, преодолеть страх и вернуться домой.
Другим примером мужества является герой романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» Иешуа, бродячий философ. Несмотря на физические страдания и боль, он не отрёкся от истины. В этом романе есть и пример того, как человек поддаётся страху. Прокуратор Иудеи Понтий Пилат, будучи смелым и доблестным воином, испугался за свою должность и вынес смертный приговор Иешуа, не желая ему смерти. Герой пошёл на компромисс с властью и совестью, не смог преодолеть свой страх.
Итак, по-настоящему мужественным становится не тот, кто не боится смерти, а тот, кто готов бороться со страхом, даже в повседневной жизни.
Сочинение ЕГЭ №5
Фрида Абрамовна Вигдорова, советская писательница, журналист, неравнодушный к проблемам, издавна волновавшим людей, заставила меня задуматься над вопросом: как проявляется страх в мирной жизни?
Автор раскрывает данную проблему на основе собственных жизненных наблюдений. Писатель рассказывает, что один работник побоялся заступиться за своего друга, которого сняли с должности по доносу клеветника (предложения 21-22). Ф.А. Вигдорова с сожалением отмечает, что человек испугался «сказать слово в пользу справедливости», хотя он прошёл войну и «не страшился смерти на поле битвы». Этим примером писатель показывает, что в мирной жизни многие люди не готовы брать ответственность за свои действия, поэтому они решают промолчать, следуя принципу «моя хата с краю».
Продолжая выстраивать систему аргументов, важных для понимания данной проблемы, автор повествует о другом случае: мальчик разбил стекло в школе, но побоялся в этом признаться (предложения 25-30). Ф.А. Вигдорова отмечает, что юноша не испытывал страх, когда слетал на лыжах с самой головокружительной горы или переплывал незнакомую реку (предложения 28-29). Получается, что мальчик боится признаться в том, что он разбил стекло, но он бесстрашно совершает поступки, имеющие более серьёзные последствия.
Так, оба примера являются яркими иллюстрациями того, как проявляется страх в мирной жизни.
Позиция автора предельно ясна: в житейских делах многие люди боятся последствий своего решения. Они не готовы брать ответственность за свои действия, потому что следуют принципу «как бы чего ни вышло».
Я согласен с мнением писателя, поскольку люди часто ставят свои интересы превыше всего, и в первую очередь они думают о том, что произойдёт, если они поступят определённым образом. Это и приводит к страху, мешающему принять правильное решение. А сделать верный выбор можно, если следовать ориентирам на компасе нравственности.
Таким образом, Ф.А. Вигдорова заставила меня убедиться ещё раз, что в мирной жизни люди часто испытывают страх, поскольку боятся брать ответственность за свои действия.
Сочинение ЕГЭ №6
Человек полон эмоций. И одной из тех, которые оказывают на нас сильное влияние, является страх. И именно над проблемой проявления страха и, наоборот, мужества в повседневной жизни задумалась Фрида Абрамовна Вигдорова.
Рассуждая над данной проблемой, писательница приводит в пример мужчину- военного. Человек, прошедший войну, казалось бы, должен быть чуть ли не самым храбрым и мужественным после всего того страха, ведь он уже видел много ужасных вещей- пули, танки, смерть.
Но, почему-то после войны, уже во время мирной жизни побоится «…сказать слово в пользу справедливости…». Снова где-то внутри страх, только это уже не страх смерти, он другой, но он есть.
В качестве другого примера писательница приводит мальчишку, которому, опять же, не боится свернуть себе шею, катаясь на лыжах с крутых гор, не боится утонуть в незнакомой реке, но разбив окно, «…он боится сказать: «Стекло разбил я…». То есть, это ещё раз показывает, что даже в таких ситуациях страх имеет место быть и людям может не хватать мужества ответить за свои собственные поступки.
Позиция автора предельно ясна. Она считает, что страх может преследовать нас не только в критических ситуациях, такие как, например, война, но и в обычной повседневной жизни. И на все эти абсолютно разные ситуации приходится одно мужество.
Я согласна с мнением автора. Действительно, страх преследует нас во многих жизненных ситуациях и мужество в некоторых, даже во многих случаях может не хватать. Например, как в романе «Преступление и наказание» Родион Раскольников долго время боялся ответить за совершённое им убийство, но всё же в конце набрался мужества и сделал это.
Таким образом, страх тесно связан с жизнью каждого, это, пожалуй, наша самая примитивная эмоция, с которой мы можем бороться только собственным мужеством.
Сочинение ЕГЭ №7
Писательница ХХ века Ф.А.Вигдорова поднимает проблему проявления мужества.
Когда человек проявляет мужество, не трусит, не опасается, преодолевает страх? Только ли в военное время? На эти вопросы автор отвечает словами поэта-декабриста К.Ф. Рылеева о том, что люди не боятся погибать на поле битвы, но не могут постоять за правду.
Ф.А.Вигдорова приводит примеры из жизни людей. Человек, прошедший войну, не заступился за друга. Школьник, разбивший стекло, не сознался в этом. Автор называет самую выразительную пословицу, которую люди приводят в своё оправдание: «Моя хата с краю». Ф.А.Вигдорова утверждает, что, военная ли, мирная ли, жизнь испытывает человека всё время. Обращает на себя мысль писательницы о том, чтобы «человек умел преодолевать в себе обезьяну всегда» и проявлял мужество и в житейских делах.
Я согласен с позицией автора и в качестве читательского опыта могу привести пример из жизни главного героя произведения А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Сумеет ли он выстоять против мнения светского общества? Что для него важнее: жизнь приятеля или осуждение дворян? Он принял вызов Владимира Ленского и стал причиной его смерти. Евгений Онегин испугался сплетен дворянского общества. У него не хватило мужества своим не принятым в этом обществе поступком сохранить жизнь молодому другу.
В мирное время Егор Полушкин, главный герой повести Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей», проявил мужество, стойкость. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Человек без постоянной работы, получивший прозвище Бедоносец, решил до конца постоять за природу-матушку, за свой край, который он хотел облагородить — превратить Чёрное озеро в Лебяжье. Он не хотел отступать от правды. Сколько его ни били браконьеры, он не переставал требовать от них документы.
Человеком без страха показан Данко, герой одноимённой легенды, которую рассказывала старуха Изергиль. Он нашёл в себе мужество спасти людей от рабства. Он хочет услышать от людей, которые обвиняли его в своём бессилии, правду о том, что они сделали для того, чтобы быть свободными. А людям было стыдно, что они обессилели, и они искали оправдание своей усталости в том, что Данко не умеет ими управлять.
Быть мужественным всегда и до конца трудно. Многие люди не считают проявлением мужества честное поведение в житейских ситуациях. Но, оказывается, жизнь нас проверяет на совесть, на честь, на порядочность.
Сочинение ЕГЭ №8
В данном тексте советская писательница и журналистка Ф.А. Вигдорова пытается разобраться в природе человеческих страхов, в том, какое влияние они оказывают на человека. Действительно, страх – естественное человеческое чувство. Каждый человек чего-то боится, но не каждый способен преодолеть свой страх. Вот об этом и рассуждает автор.
Вигдорова считает, что в наше время очень мало людей, умеющих побороть свои страхи. Если во время войны люди боялись смерти, то это было естественно. Но любовь к родине была сильнее всякого страха. Сейчас же страх продиктован низменными чувствами: боязнь пойти против общества, боязнь быть опозоренным, быть не таким как все. Куда проще спрятаться, отсидеться и промолчать, ведь за это не накажут.
Точка зрения автора абсолютна ясна: «Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас». Необходимо иметь мужество, что преодолеть в себе «стадное» чувство страха.
Я согласна с мнением Вигдоровой и считаю, что со страхами нужно бороться. Не бояться высказывать открыто свое мнение, поступать так, как велит тебе совесть, руководствоваться в жизни высокими принципами морали. Все это возможно, если человек уже с детства приучается говорить правду, если умеет отвечать за свои поступки, если у него есть чувство собственного достоинства. Если он имеет мужество признать свои ошибки и исправить их.
О страхах и их влиянии на человека размышляло не одно поколение великих людей. Так, М. А. Булгаков в своем романе «Мастер и Маргарита» представляет совершенно разных героев, перед которыми в определенный момент жизни встает вопрос: поступить в соответствии с нравственными нормами, отстоять правду или промолчать, испугавшись всеобщего неодобрения или наказания. Именно страх подчиняет себе волю и разум Понтия Пилата, заставляя его поступиться своей совестью и пойти против справедливости и правды. Он боится потерять свое место и власть и поэтому отправляет на смерть невиновного Иешуа. Понтий Пилат сохранил свою жизнь, но потерял душу и обрек её на вечные муки. Всего лишь один поступок, а какова расплата?!
Так и в жизни мы порой не задумываемся, что делаем или не делаем, поступаем плохо или хорошо. Живем по принципу: моя хата с краю или как бы чего не вышло, боимся всего и всех. Вот и получается, что нами руководят наши страхи. Я считаю, что каждый должен научиться преодолевать в себе это рабское чувство и оставаться человеком.
Задание №27 ЕГЭ по русскому языку. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его. Объём сочинения – не менее 150 слов.
Полный текст Вигдоровой:
(1)Я знала замечательную писательницу. (2)Её звали Тамара Григорьевна Габбе. (3)Она сказала мне однажды:
– В жизни много испытаний. (4)Их не перечислишь. (5)Но вот три, они встречаются часто. (6)Первое – испытание нуждой. (7)Второе – благополучием, славой. (8)А третье испытание – страхом. (9)И не только тем страхом, который узнаёт человек на войне, а страхом, который настигает его в обычной, мирной жизни.
(10)Что же это за страх, который не грозит ни смертью, ни увечьем? (11)Не выдумка ли он? (12)Нет, не выдумка. (13)Страх многолик, иногда он поражает бесстрашных.
(14)«Удивительное дело, – писал поэт-декабрист Рылеев, – мы не страшимся умирать на полях битв, но слово боимся сказать в пользу справедливости».
(15)С тех пор как написаны эти слова, прошло много лет, но есть живучие болезни души.
(16)Человек прошёл войну как герой. (17)Он ходил в разведку, где каждый шаг грозил ему гибелью. (18)Он воевал в воздухе и под водой, он не бегал от опасности, бесстрашно шёл ей навстречу. (19)И вот война кончилась, человек вернулся домой. (20)К своей семье, к своей мирной работе. (21)Он работал так же хорошо, как и воевал: со страстью отдавая все силы, не жалея здоровья. (22)Но когда по навету клеветника сняли с работы его друга, человека, которого он знал, как себя, в невиновности которого он был убеждён, как в своей собственной, он не вступился. (23)Он, не боявшийся ни пуль, ни танков, испугался. (24)Он не страшился смерти на поле битвы, но побоялся сказать слово в пользу справедливости.
(25)Мальчишка разбил стекло.
– (26)Кто это сделал? – спрашивает учитель.
(27)Мальчишка молчит. (28)Он не боится слететь на лыжах с самой головокружительной горы. (29)Он не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок. (30)Но он боится сказать: «Стекло разбил я».
(31)Чего он боится? (32)Ведь летя с горы, он может свернуть себе шею. (33)Переплывая реку, может утонуть. (34)Слова «это сделал я» не грозят ему смертью. (35)Почему же он боится их произнести?
(36)Я слышала, как очень храбрый человек, прошедший войну, сказал однажды: «Бывало страшно, очень страшно».
(37)Он говорил правду: ему бывало страшно.
(38)Но он умел преодолеть свой страх и делал то, что велел ему долг: он сражался.
(39)В мирной жизни, конечно, тоже может быть страшно.
(40)Я скажу правду, а меня за это исключат из школы… (41)Скажу правду – уволят с работы… (42)Уж лучше промолчу.
(43)Много пословиц есть на свете, которые оправдывают молчание, и, пожалуй, самая выразительная: «Моя хата с краю». (44)Но хат, которые были бы с краю, нет.
(45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы. (48)Нет, не только в исключительных обстоятельствах, не только в час смертельной опасности, под пулей испытывается человеческое мужество. (49)Оно испытывается постоянно, в самых обычных житейских делах.
(50)Мужество бывает одно. (51)Оно требует, чтобы человек умел преодолевать в себе обезьяну всегда: в бою, на улице, на собрании. (52)Ведь слово «мужество» не имеет множественного числа. (53)Оно в любых условиях одно.
(По Ф. А. Вигдоровой*)
* Фрида Абрамовна Вигдорова (1915–1965) – советская писательница, журналист.
Проблемы текста:
- Проблема неоднозначности человеческой натуры. (Почему один и тот же человек может поступать как герой в исключительных обстоятельствах и испытывать страх в обычной жизни?)
- Проблема проявления мужества. (В чём проявляется мужество?)
- Проблема трусости, малодушия, бездействия. (Почему люди проявляют трусость?)
- Проблема преодоления страха. (Нужно ли поддаваться страху или стоит бороться с ним?)
- Проблема выбора. (Нужно ли бороться за справедливость?)
Авторская позиция:
- Иногда человек, проявивший мужество в исключительных обстоятельствах, не способен проявить его в обычных житейских ситуациях из-за боязни утратить благополучие.
- Мужество проявляется не только в том, что человек совершает героические поступки, но и в том, что он борется за справедливость и говорит правду. Мужество требует от человека способности преодолевать в себе страх.
- Даже самый мужественный и отважный человек способен в повседневной жизни проявить трусость и малодушие. Причиной тому становится страх утратить собственное благополучие.
- Страх – одно из самых трудных испытаний в жизни человека. Необходимо преодолевать свой собственный страх не только в исключительных обстоятельствах, но и в повседневной жизни.
- Жизнь ставит человека перед нравственным выбором: выступить в защиту справедливости или промолчать. Нужно преодолевать свой страх и всегда выступать в защиту справедливости.
80 текстов ЕГЭ 2022 для написания сочинения с заданиями 22-26
ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ
Текст.
(1)Однажды я написала
для газеты статью, которая кончалась такими словами. (2)«Если бы я преподавала в вузе
педагогику, я на первой же лекции сказала бы студентам так: «Пока не поздно, берите
свои документы и уходите из педагогического вуза. (З)Потому что учительская
работа не знает ни
выходных дней, ни отпусков. (4)0на поистине одна из труднейших, что существуют
на свете, она требует всей жизни без остатка».
(5)Вскоре редакционная
почта принесла мне письмо. «(6)Я
послала документы в педвуз, но прочитала вашу статью и забрала их. (7)3ачем всю
жизнь мучиться? (8)Лучше я буду журналистом: работы мало, а денег много».
(9)Я не ответила
тогда на это письмо. (10)Я решила: его написал человек пошлый. (11)Разве можно
ему объяснить, что всякая работа, если делать её хорошо, требует всех душевных
сил? (12)Но в газету приходили новые и новые письма. (13)И я увидела, что
мысль, будто есть лёгкие профессии, присуща многим.
(14) …Пятилетний
мальчик погибал от болезни сердца. (15)Он был обречён, спасти его могла только
операция. (16)Риск, сопряжённый с операцией, был так велик, что ни один врач за
неё не брался. (17) Один доктор вызвался сделать эту операцию. (18)Ему
говорили: опасно.
(19) Не надо. (20)3ачем
вам рисковать? (21)А он рискнул. (22)Мальчик жив, и есть надежда, что будет
здоров. (23)А если бы неудача? (24)Как держать ответ перед матерью ребёнка?
(25)Как самому жить, постоянно встречая укор в глазах окружающих? (26)Так не
лучше ли отступить, предоставить всё случаю?
(27)Медицинский — очень
интересный институт. (28)Но хорошенько подумайте, прежде чем подавать туда
заявление.
(29) Иным школьникам
кажется, что профессия юриста — лёгкая профессия. (ЗО)Так ли
это?
(31) Иногда дело ясно с
первых же слов. (32)Факты говорят, что человек виновен, и сам он тоже признаёт
свою вину. (ЗЗ)Но бывает, что на скамье подсудимых оказывается человек, который
ни в чём не виноват. (34)Он оклеветан. (35)И судья, прокурор, защитник обязаны
взвесить всё заново, и не один раз: всё гораздо сложнее и запутаннее, чем может
показаться на первый взгляд. (Зб)Они сопоставляют показания подсудимого,
свидетелей, они ищут, думают. (37)Они знают, что не имеют права ошибиться.
(38)Ошибка может стоить человеку жизни.
(39) Или свободы.
(40)Судебный работник, как и сапёр, не вправе ошибаться…
(41) Вы хотите пойти в
юридический институт? (42)Что ж, идите, это очень интересное дело. (43)Но какое
трудное, если делать его по-настоящему!
(44) Все понимают, что
труд шахтёра — нелёгкий труд. (45)Но есть люди, которые думают, будто труд
журналиста, к примеру, очень лёгок: человек много ездит, многое видит, а потом
рассказывает о том, что увидел. (46)Вы хотите стать журналистом?
(47)Превосходно! (48)Есть журналисты, которые, если предложить им трудное
задание, если надо спасти, вступиться, говорят: а почему я должен этим
заниматься? (49)Но они не журналисты. (бО)Настоящий журналист не только там,
где радостно и легко. (51)Он и там, где трудно, где безвыходно. (52)Трудное дело
— журналистика.
(53) Но есть ли на
свете лёгкое дело?
(54) Выбрать работу,
которая станет твоим жизненным делом, нелегко. (55)На земле раз-бросаны угольки
призваний, говорит легенда. (56)Каждый уголёк может по-настоящему разгореться,
только попав к своему хозяину. (57)Если человек подберёт не свой уголёк, огонь
будет едва мерцать, а то и совсем потухнет. (58)С давних пор ходят люди по
свету, и каждый ищет тот огонь, который ему предназначен. (59)Иные счастливцы
сразу его узнают, другие ищут всю жизнь и не находят; и много на свете людей,
которые пытаются раздуть чужой огонь, но это не приносит им счастья. (бО)Только
сам человек может угадать своё призвание. (61)Никто со стороны за него решать
не должен. (62)Людям, которые спрашивают, кем быть, вернее всего ответить так:
будь человеком. (63)И знай: лёгкой работы на свете нет.
(64)Я навсегда
запомнила слова одной ленинградки, пережившей блокаду. (65)Она сказала: «Лёгкого не жду,
трудного не боюсь…»
(66)Есть на свете такое
слово: долг. (67)Мы говорим: долг совести, долг службы, врачебный долг, долг
учительский. (68) Но одного долга мало. (69)Надо любить человека и любить своё
дело.
(По Ф. Вигдоровой)
Фрида Абрамовна
Вигдорова (1915-1965) — писатель, журналист, публицист. Работа в школе дала ФА.
Вигдоровой большой материал для раздумий и наблюдений, нашедших отражение в
книгах «Мой
класс», «Дорога
в жизнь», «Это
мой дом», «Черниговка»,
«Семейное счастье»,
«Любимая улица».
Сочинение.
» Выбрать
работу,которая станет твоим жизненным делом,нелегко». Как же сделать достойный
выбор,чем руководствоваться в принятии решения?
Ф.А.Вигдорова
пытается разобраться в том, «кем быть» ,как «угадать своё
призвание» ? В тексте много примеров профессий :
юрист,журналист,шахтёр,врач… Но какие это профессии,чего они требуют от нас?
Автор пишет о
трудностях в каждой профессии,об огромных усилиях,сделанных для достойного
выполнения работы — » будь человеком и знай : легкой работы на свете
нет.»
Фрида Абрамовна
перессказывает нам легенду,которая говорит о том,что » на земле разбросаны
угольки призваний». Выбрать свой «уголёк» — самое трудное и
важное. » Уголёк разгорится только у своего хозяина » — это и есть
призвание. Вигдорова приходит к выводу ,что » только сам человек может
угадать своё призвание «,главное » любить человека и любить своё
дело».
Я согласна с
автором в том,что выбор профессии нелёгкое дело. Но выбрав дело по душе,ты не
ошибёшься. Если ты любишь своё дело,ты непременно будеь выполнять его
ответственно,каждый раз направляя свой труд на благо людей…
Мне вспоминается
герой Н.Носова Незнайка. В одном из рассказов он пробует себя и в живописи,и в
музыке,и в механике. Но ни в одно из этих дел Незнайка не вложил души — он лишь
хотел быть похожим накого-то. Ни для себя,ни для других он не принёс пользы и
радости.
Но давайте
вспомним повесть В.Распутина » Уроки французского «. Учительница в
этой повести — пример человека,понимающего смысл своей профессии. Ведь учитель
— это не только тот,кто преподаёт нам школьные уроки. Это и тот ,кто даёт нам
уроки жизни…
Прежде всего
выбирать профессию надо своим сердцем. Если к делу лежит душа,выполнять его не
трудно,а легко,значит, это твоё призвание. Главное оставаться самим
собой,оставаться человеком,любить свою работу — это и есть достойный выбор
жизненного пути.
Сочинения 9.1, 9.2, 9.3 к новому сборнику ОГЭ-2021 «Типовые экзаменационные варианты» под редакцией И.П. Цыбулько.
Начало текста
Тонко дребезжат стёкла. Сквозь шум бурана слышно, как на дворе глухо хлопает калитка. Коля, весь напрягаясь, останавливает взгляд на окне, потом негромко говорит:
Показалось…
Сочинения
9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Н.И. Формановской: «При обращении к знакомому мы выбираем такое языковое средство, которое в наибольшей степени соответствует потребностям общения в данный момент».
По мнению лингвиста Н.И. Формановской, люди с большим вниманием относятся к обращениям и выбирают подходящие из них в зависимости от ситуации. Действительно, роль этих синтаксических конструкций велика, и в некоторых случаях они выполняют функцию художественных средств выразительности.
Мальчик Коля волновался, потому что мама задерживалась на работе. Когда он услышал стук в дверь, то почувствовал себя счастливым. Он обратился к матери следующим образом: «Мамка!» (предложение 42). Раньше такое обращение воспринималось как ласковое, «мамками» называли женщин-кормилиц.
Мама Коли, не ожидавшая от сына такого тёплого и нежного отношения, несколько раз назвала его Колькой. Причём в 63 предложении в состав обращения входит и притяжательное местоимение: «Ах ты, Колька мой!» Женщина была приятно удивлена преданностью сына и подчеркнула, как сильно ценит и любит его.
Таким образом, обращение помогает передать чувства говорящего. Именно поэтому так важно в процессе коммуникации правильно выбирать языковое средство, которое соответствует нашим потребностям здесь и сейчас.
9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «– Мам, а мам, – еле шепчет он. – Ты обо мне не беспокойся…».
Смысл данного фрагмента я понимаю так: мальчик Коля с нежностью и теплотой относится к своей маме. Он не может лечь спать, не дождавшись её возвращения.
Коля волнуется, что его мама заблудится из-за сильного бурана (предложение 15). Ему становится страшно, и он начинает вспоминать приятные вечера, проведённые с родным человеком. Мальчик пытается убедить себя в том, что мама уже пришла, но всё равно не может справиться с тревогой. Преданность и привязанность Коли к маме не позволяют ему уснуть.
Когда мама приходит, мальчик чувствует себя счастливым, о чём говорится в предложении 46. Он заботится о матери, понимая, как сильно она устала. Коля не думает о себе в эту минуту. Он рад тому, что его опасения не подтвердились, а тревога оказалась напрасной.
Таким образом, люди, внимательные к другим, на время забывают о собственных потребностях. В этом заключается их верность и безграничная доброта.
9.3 Как Вы понимаете значение слова СЧАСТЬЕ?
Что делает человека счастливым? Зачастую это совершенные мелочи, кажущиеся незначительными только на первый взгляд. Для счастья нельзя найти универсальное определение, которое подошло бы всем людям.
Героя Ю.В. Бондарева делает счастливым возможность быть рядом со своей мамой. Коля очень сильно беспокоился из-за того, что она задерживалась на работе, и даже не смог лечь спать, не дождавшись её. Когда мама возвращается, «радость перехватывает дыхание». Вот в чём заключается счастье для мальчика: дарить тепло близкому человеку.
Для многих людей очень важно воплотить в реальность свои мечты, и это делает их счастливыми. Например, герой повести-феерии А. Грина «Алые паруса» Эгль однажды рассказал Ассоль сказку, в которую та охотно поверила. Девушка грезила о корабле с алыми парусами и ждала любимого человека, готового забрать её с собой. Желание Ассоль исполнилось, и она поняла, что такое настоящее счастье. Это значит быть с тем, кого любишь.
В заключение хочется сказать, что счастливый человек получает удовольствие от своей жизни. Что именно наполняет его такой радостью? У каждого есть собственный ответ на этот вопрос.
Текст
(1)Я знала замечательную
писательницу. (2)Её звали Тамара Григорьевна Габбе. (3)Она сказала мне однажды:
– В жизни много испытаний. (4)Их не перечислишь. (5)Но вот три, они встречаются
часто. (6)Первое– испытание нуждой. (7)Второе– благополучием, славой. (8)А
третье испытание– страхом. (9)И не только тем страхом, который узнаёт человек
на войне, а страхом, который настигает его в обычной, мирной жизни. (10)Что же
это за страх, который не грозит ни смертью, ни увечьем? (11)Не выдумка ли он?
(12)Нет, не выдумка. (13)Страх многолик, иногда он поражает бесстрашных.
(14)«Удивительное дело, – писал поэт-декабрист Рылеев, – мы не страшимся
умирать на полях битв, но слово боимся сказать в пользу справедливости». (15)С
тех пор как написаны эти слова, прошло много лет, но есть живучие болезни души.
(16)Человек прошёл войну как герой. (17)Он ходил в разведку, где каждый шаг
грозил ему гибелью. (18)Он воевал в воздухе и под водой, он не бегал от
опасности, бесстрашно шёл ей навстречу. (19)И вот война кончилась, человек вернулся
домой. (20)К своей семье, к своей мирной работе. (21)Он работал так же хорошо,
как и воевал: со страстью отдавая все силы, не жалея здоровья. (22)Но когда по
навету клеветника сняли с работы его друга, человека, которого он знал, как
себя, в невиновности которого он был убеждён, как в своей собственной, он не
вступился. (23)Он, не боявшийся ни пуль, ни танков, испугался. (24)Он не
страшился смерти на поле битвы, но побоялся сказать слово в пользу
справедливости. (25)Мальчишка разбил стекло. – (26)Кто это сделал? – спрашивает
учитель. (27)Мальчишка молчит. (28)Он не боится слететь на лыжах с самой
головокружительной горы. (29)Он не боится переплыть незнакомую реку, полную
коварных воронок. (30)Но он боится сказать: «Стекло разбил я». (31)Чего он боится?
(32)Слетая с горы, он может свернуть себе шею. (33)Переплывая реку, может
утонуть. (34)Слова«это сделал я» не грозят ему смертью. (35)Почему же он боится
их произнести? (36)Я слышала, как очень храбрый человек, прошедший войну,
сказал однажды: «Бывало страшно, очень страшно». (37)Он говорил правду: ему
бывало страшно. (38)Но он умел преодолеть свой страх и делал то, что велел ему
долг: он сражался. (39)В мирной жизни, конечно, тоже может быть страшно. (40)Я
скажу правду, а меня за это исключат из школы… (41)Скажу правду– уволят с
работы… (42)Уж лучше промолчу. (43)Много пословиц есть на свете, которые
оправдывают молчание, и, пожалуй, самая выразительная: «Моя хата с краю».
(44)Но хат, которые были бы с краю, нет. (45)Мы все в ответе за то, что делается
вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47)И не надо думать,
будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые
минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы. (48)Нет, не только в
исключительных обстоятельствах, не только в час смертельной опасности, под
пулей испытывается человеческое мужество. (49)Оно испытывается постоянно, в
самых обычных житейских делах. (50)Мужество бывает одно. (51)Оно требует, чтобы
человек умел преодолевать в себе обезьяну всегда: в бою, на улице, на собрании.
(52)Ведь слово«мужество» не имеет множественного числа. (53)Оно в любых
условиях одно. (По Ф.А. Вигдоровой)
Сочинение 1.
Часто ли мы проявляем мужество? Требуется ли оно в обычной жизни? Именно
проблему проявления мужества затрагивает в своём тексте Ф.А.Вигдорова.
Рассуждая над этой проблемой, автор
приводит пример из жизни: человек, бесстрашно воевавший, в мирное время не смог
заступиться за своего друга, в невиновности которого был уверен. Ф. А.Вигдорова
считает, что страх сказать правду рождается из-за боязни возможных
отрицательных последствий для нас, поэтому многие действуют по принципу: «Моя
хата с краю». Автор убеждает нас в том, что мы в ответе за всё, что делается
вокруг. Настоящее мужество проявляется не только в чрезвычайных ситуациях, но и
в обычных житейских делах.
Позиция автора ясна: «…слово «мужество» не
имеет множественного числа. Оно в любых условиях одно». Мужество требует, чтобы
человек преодолевал страх и в исключительных обстоятельствах, и в мирное время.
С автором нельзя не согласиться в том, что
мужество должно проявляться в любых условиях. Чтобы убедиться в этом, вспомним
рассказ М.Шолохова «Судьба человека». Главный герой Андрей Соколов поступает
мужественно во время войны: спасает жизнь взводного, которого собирался выдать
сослуживец. В мирное время Соколов также проявляет мужество – усыновляет беспризорного
мальчика. Андрей находит в себе силы взять ответственность за ребёнка.
Другим примером может послужить Понтий Пилат
из романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Главный герой не проявляет
мужество в обычной жизни. Пилат утверждает смертный приговор Иешуа, боясь пойти
против власти кесаря. Он испугался за свою карьеру и отправил на смерть
невиновного человека. Ему не хватило мужества вступиться за справедливость. Впоследствии
Понтий Пилат наказывается бессмертием.
Таким
образом, мужество должно проявляться не только в исключительных
обстоятельствах, но и в обычной жизни. Для этого надо уметь в любых условиях
преодолевать свои страхи. Оксана С., 11Б
Сочинение 2.
Что же такое
истинный страх человека? И как его можно преодолеть? Именно над этими вопросами
размышляет в своём тексте Ф.А.Вигдорова, предлагая задуматься над проблемой
проявления мужества.
Автор рассуждает
на «вечную» тему истинной храбрости человека, утверждая, что сила духа,
ответственность «испытывается постоянно, в самых обычных житейских делах».
Писатель цитирует поэта-декабриста Рылеева, чтобы обратить внимание читателя на
то, что проблема, затронутая в тексте, актуальна во все времена. Также можно
заметить, что Вигдорова не раз встаёт на место того или иного человека,
совершившего определённый поступок (мальчишка разбил стекло, боится сознаться),
пытается проанализировать и найти причину, побуждающую людей молчать в тяжёлой
ситуации.
Подводя итог,
писатель делает акцент на том, что «слово «мужество» не имеет множественного
числа», «мужество бывает одно». Следовательно, нужно быть личностью смелой
всегда, в любой ситуации.
Позиция автора
ясна: каждому человеку необходимо действовать, идти вперёд, преодолевать страх
постоянно, несмотря на степень тяжести положения. Только тогда можно назвать
себя истинно мужественным человеком.
С позицией автора
нельзя не согласиться, и в подтверждение её правоты приведём примеры из русской
классической литературы. В романе А.С..Пушкина «Капитанская дочка» главная
героиня является сильной личностью, которой характерны стойкость и выносливость
души. Несмотря на угрозы со стороны Швабрина, Маша Миронова, находясь в полной
его власти, остаётся верна себе, своим убеждениям.
Другой пример
истинного мужества можно привести из романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир».
Во время Шенграбенского сражения герои ведут себя по-разному. После боя князь
Андрей Болконский заступился за капитана перед Багратионом. Болконский нашёл в
себе смелость сказать, что батарея Тушина была без прикрытия. Этот поступок
характеризует князя как человека мужественного и неравнодушного.
Итак, душевная
сила, преодоление страхов и есть мужество. Необходимо идти вперёд, действовать
в любой ситуации, чтобы оставаться человеком твёрдым, сильным. Аня М., 11 Б.
Сочинение 3.
Каков настоящий страх? Могут ли люди, не боящиеся смерти, испугаться
простых житейских проблем? Именно над проблемой страха в обычной жизни
размышляет в своём тексте Ф.А.Вигдорова.
Рассуждая над этой проблемой, автор
описывает историю человека, прошедшего войну. Он не боялся ни пуль, ни танков,
но не смог заступиться за своего невинного друга. Человек испугался не смерти,
а всего лишь увольнения с работы. Он не смог устоять перед страхом, вызванным
обычной жизнью.
Также автор пишет о мальчике, разбившем окно. Он не боялся ни
утонуть, ни разбиться, но не может сказать правду. И снова причина страха
кроется в обычной жизни.
В обеих историях
герои не в силах бороться со страхом. Однако сам автор утверждает: «Но хат… с
краю нет» Тем самым Вигдорова показывает, что молчание – это не способ борьбы
со страхом.
Позиция автора ясна: страх может настичь
каждого, может проявиться в любой момент. Но человек должен отвечать за свои
поступки, преодолевать себя.
С позицией автора нельзя не согласиться.
По-настоящему храбрый человек тот, кто борется со страхом.
Справедливость
высказанной автором мысли доказывают многие произведения литературы. Например,
в рассказе А.Платонова «Возвращение» главный герой Алексей Иванов возвращается
домой после войны, но понимает, что не может жить вместе с женой и детьми, он
слишком отдалился от них. Иванов боится, он начинает подозревать жену в измене.
Герой не в силах был совладать со своим страхом и хотел просто уйти от проблем.
Но в итоге он смог перешагнуть через себя, преодолеть страх и вернуться домой.
Другим примером мужества
является герой романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» Иешуа, бродячий философ.
Несмотря на физические страдания и боль, он не отрёкся от истины. В этом романе
есть и пример того, как человек поддаётся страху. Прокуратор Иудеи Понтий
Пилат, будучи смелым и доблестным воином, испугался за свою должность и вынес
смертный приговор Иешуа, не желая ему смерти. Герой пошёл на компромисс с
властью и совестью, не смог преодолеть свой страх.
Итак, по-настоящему
мужественным становится не тот, кто не боится смерти, а тот, кто готов бороться
со страхом, даже в повседневной жизни.
Катаев Д., 11Б