Ответ:
Традиционные элементы художественного мира-реальности в рассказе-эссе Виктора Пелевина как бы не существуют. Воспринимающий их субъект – потенциальный реципиент – возводит свой мир, свои концептуальные конструкции, свои магистрали динамики смысла. Как человек литературный, отталкиваясь от чужого
текста, автор зависит от прецедента. В данном случае он стремится к переосмыслению / осознанию того, что уже было сказано, что уже было предположено: «В одном романе Милан Кундера называет вопрос мостом понимания, перекинутым от человека к человеку…» (Пелевин, 2005, с. 350)Мост не есть буквальный конструкт, хотя графически, визуально читатель его представляет, прорисовывает. Так как даются его архитектурные приметы, намечается контурность, глубина рисунка, некая фактурность, точечность «мозаики». И все же в рассказе-эссе основным объектом созерцания, оценки является
человек, герой, его жизнь и судьба, проекцией ложащаяся на онтологию существования читателя.
Объяснение:
Характерный признак персонажа – но не буквально близкого
самому автору – одиночество, дистанцированность от настоящего,
реального мира. Художественная действительность рассказа-эссе
Виктора Пелевина представляет собой совокупность не всех реалий
существующего мира, а только тех, которые выделяет сам субъект
речи: «Я вспомнил мост, который собирался когда-то пересечь.
Мысль о том, что я сделаю это сейчас, наполнила меня неожиданной
радостью» (Пелевин, 2005, с. 351). Он отступает от принципов
материалистического восприятия мира и придерживается мнения об относительности и субъективности человеческого познания: «Границы,
от которой я иду, я не помню. Границы, к которой приближаюсь, не
вижу. Можно ли говорить, что я иду откуда-то или куда-то?»
(Пелевин, 2005, с. 351). Герой Пелевина задается вечными вопросами,
важно, что из плана нравственного они поднимаются на уровень
бытийный, однозначных ответов иметь не могут: что есть наш мир?
каковы его границы? есть ли предел / конечность сущего? куда
деваюсь я? кто есть я в реальном мире?
Основная движущая сила эссеистского текста, как и всей
пелевинской прозы – сомнение, которому подвергается все.
Метафизика часто затемняет собственно художественный пласт.
Блочный метод разверстки смысла дает возможность автору двигаться
вместе с читателем по касательной, так как формой связи с
прецедентными, уже созданными текстами является аллюзийный,
скрытый намек. Ближайшие ориентиры для Виктора Пелевина на
уровне анализируемого произведения – тексты Карлоса Кастанеды,
Милана Кундеры, Ивана Бунина.
Поиск ответов на предложенные вопросы настраивает читателя на
определенную реакцию, на со-участие в метафизическом состоянии
мира.
Философский вектор содержится в развиваемой во всем тексте
парности «жизнь – мост», в которой реализуется проблема двоемирия.
Данный факт также немаловажен для литературы конца ХХ века, да и
все текстовое повествование сорганизовано символическим
контрастом. Контрастом полярных точек, устойчивых, константных
диаметральных пар: «тогда – теперь», «раньше – сейчас», «здесь –
там», «старый мост – новый мост», «мальчик – взрослый», «реальность
– кажимость». Границами словесной игры опредмечивается реальность
кадра, мифологически выстраивается условность, интуитивная модель
оценки занимает статус правильности. Автор намекает читателю о
путях приближения к пониманию, ибо оно «есть непосредственное
восприятие смысла.
Вчера возник вопрос у нас:
Получается, что когда душа полностью «очистилась», она больше не возрождается? А куда она идет тогда? У христиан и мусульман есть рай и ад как какие-то конечные пункты назначения. А как в буддизме?
Можно плавно перейти к перечитыванию эссе Пелевина » Мост, который я хотел перейти».
Эссе написано в 2001 году, а ранее вышел у БГ альбом «ПСИ», где есть моя любимая песня:
«я иду по льду последней реки, оба берега одинаково далеки, я не знаю, как петь, у меня не осталось слов…»
если сравнить с мостом ПВО, то читаем:
«У меня есть подозрение, что Лета — это не те воды, в которые мы вступаем после смерти, а река, через которую мы переплавляемся при жизни. Мост у нас под ногами. Но есть ли берега? Границы, по которой я иду, я не помню. Границы, к которой приближаюсь, не вижу. Можно ли говорить, что я иду откуда-то или куда-то? И всё же меня утешает сходство жизни с прогулкой по мосту, который я отчаялся пересечь. В сущности, думаю я иногда, я ведь не делал в жизни ничего иного, а только мерил шагами этот висящий в пустоте отрезок никуда не ведущей дороги — мост, который я так хотел перейти.»
Рождения мы своего не помним, прошлых жизней тоже, что будет после смерти, не дано нам узнать сейчас, есть наша жизнь — отрезок пути по мосту, висящий в Пустоте.
Пустота, это конечно, буддисткая шуньята, в ней все и происходит. Помните в Айфаке — мешок, из которого все и появляется в нашем проявленном мире.
Сакральный смысл) Пустота — это наполненность!
Вопрос, вопрос, что там, после смерти? Где мы окажемся, в каком качестве?
И то, что Пелевин процитировал Кундеру, тоже не случайно, то, что вопрос — это мост понимания, перекинутый от человека к человеку. Это из романа «Бессмертие».
В романе немного другая мысль у Кундеры, про одиннадцатую заповедь — НЕ ЛГИ . Тема тоже очень интересная.
У Пелевина ведь всегда так, начинаешь читать, даже вот один лист «Моста» и не замечаешь как тебя утянуло в метафизические вопросы, задумываешься, бежишь читать одного, второго писателя, не поспеваешь, тут же и Библия и Моисей и жизнь и смерть…
Столкнулся с рассуждением, мол, нечего учить детей игре на пианино, это совковая отрыжка, не помогает устраиваться в жизни, а мешает. – Полная полярность моему мироотношению, что грядёт коммунизм, неминуемо, потому что его принцип: “каждому – по потребностям”, — единственное спасение человечества от перепроизводства и перепотребления, а поскольку людей в работе заменят роботы, то чем останется заниматься? – только творчеством или сотворчеством, то есть – жить в искусстве. – Совершенный сверхисторический оптимизм. И, осознавая себя таким, кем я могу счесть Пелевина, написавшего вещь под названием “Мост, который я хотел перейти”? Там написаны страшные слова после выведения образа моста через реку, обрушившегося у обоих берегов:
«Границы, от которой я иду, я не помню [рождения своего, понимай]. Границы, к которой приближаюсь, не вижу [никто не знает, когда он умрёт, и что успеет сделать]. Можно ли говорить, что я иду откуда-то или куда-то? И всё же меня утешает [!] сходство жизни с прогулкой по мосту, который я отчаялся пересечь. В сущности, думаю я иногда, я ведь не делал в жизни ничего иного, а только мерил шагами это висящий в пустоте отрезок дороги – мост, который я так хотел перейти”.
На этом произведение кончается.
Так я думаю, что это такой ужас с моей точки зрения, что идеалом Пелевина не может не быть что-то, похожее на мой идеал. С моим-то – жизнь имеет смысл: благо человечества, смерть которого даже в сверхбудущем представляется несуществующей.
И чистым артистизмом (выражением через наоборот) является так некстати, казалось бы, применённое слово «утешает”.
Подумать: а всерьёз, кем должен быть тот, кого в самом деле утешала б такая перспектива, как её отсутствие?
Я подозреваю, что таким человеком должен быть Милан Кундера, упомянутый на первой строчке произведения. Он постмодернист, у него отсутствует идеал, он вообще считает, что ничто не достойно быть идеалом. Он Пелевиным вспомнен как мыслитель, акцентирующий вопросительность обращений человека. “Я” же повествователь у Пелевина себя выводит находящим ответы, пусть и меняющиеся. Сперва – принципиально достижимый другой берег, потом – принципиально же недостижимый. И первое было субъективно хорошо, а второе… субъективно тоже хорошо. Но что-то тоска сосёт. И достижимое-то было фигня: «видел… далёкие деревянные заборы, пыльную зелень фруктовых садов”. А уж словососедство: «обрывался в пустоту. Это было хорошим ответом”, — что-то тоже сомнительным отдаёт.
Но, коль скоро отличие от постмодерниста Кундеры всё же есть, то, может, столкновение двух хорошо даёт нечто третье, снимающее налёт негативности на обоих хорошо?
При этом ни по прежнему, ни по новому мосту “я”-повествователь не пошёл. Значит, третье хорошо – в сверхбудущем. Как у меня.
Ошибки и дорога по мосту, «построенному зеками ГУЛАГа” (в лжесоциализм), и дорога по современному мосту (в капитализм, понимай).
Сверхисторические оптимисты с отвращением обычно относятся к окружающей их действительности. Видно ли что-то подобное в данном произведении? По-моему, видно. В сухости текста.
«В одном романе Милан Кундера называет вопрос мостом понимания, перекинутым от человека к человеку”.
Даже образ, мост, не дан, а вводится в качестве образа. Не литература, литературоведение.
«Это сравнение работает в обе стороны. Вопрос похож на мост, а мост похож на вопрос, обращённый человеком ко времени и пространству – что на другой стороне?”
Можно меня подловить: эта вещь в сборнике “Раннее и неизданное”, М., 2005 помещён не в рубрику “Рассказы”, а в рубрику “Эссе”.
Однако я не могу согласиться с тем, что произведение, в котором сталкиваются два хорошо, не есть художественное произведение.
После страшного поражения идеи коммунизма её существование мыслимо преимущественно в подсознании. А только оно, “шепча” о сокровенном, способно заставить своего хозяина сталкивать противоречия. Чтоб, по Выготскому, от такого столкновения рождался катарсис.
Он неосознаваемый. Его осознание – акт не действия искусства, а последействия. Вот результат этого последнего, вы, читатель, и читаете. Про действие же могу вам засвидетельствовать, что я только смуту какую-то в душе ощутил. И мне захотелось писать, ибо я уже привык, что в процессе письма как раз и кристаллизуется художественный смысл, который нецитируем.
То есть индикатором художественности я предлагаю свой вкус и предлагаю ему верить.
Но можно и проверить.
“Мост…” последнее произведение в книге. А первым, отнесённым к рассказам, является “Психическая атака” с подзаголовком “Сонет”.
Это почти безбуквенное произведение. Оно состоит из эпиграфа:
«Я вывожу страниц своих войска…”
В. Маяковский, —
и основного текста, подписанного Петром Пустотой. – Так текст Пустоты пуст, состоит из фигурок, изображающих оловянных солдатиков, построенных в колонны наподобие букв в сонете (2 четверостишия и 2 трёхстишия) с “пропусками” между “словами”.
Название “Психическая атака” выводит ассоциацию с психической атакой каппелевцев в фильме “Чапаев”. Та атака в фильме оказалось пшиком. Пшиком оказались и слова Маяковского (уж какого прокоммуниста), побеждённого, можно сказать, предателями коммунизма (властью, пошедшей в строительство социализма в СССР неправильным, силовым путём). Пшиком оказались и противостоящие на территории произведения “войска” Маяковского “войскам” Пустоты (считай, пустой советской власти, силовой, а не совет-ской).
А столкновение двух пшиков что даёт? – Правильно. Столкновение даёт третье переживание. Смутное, потому что подсознательное. И если его сознанием расшифровать, то получится что-то не силовое и наполненное коммунизмом, а не пусто-коммунистическое.
Где-то то же в первом рассказе, не ломающем жанровые и литературные рамки, “Колдун Игнат и люди”.
Речь о фактическом предательстве людей их духовным вождём, отказавшимся от сути своей идеи. Как Ленин с идеей коммунизма.
Что такое коммунизм? Отказ от государства как идеала. То есть социализм – это ежедневное прирастание самодеятельности за счёт госуправления. И что получилось с отказом от отказа? – Лопнуло дело. Как у мужиков, ведомых протоиереем Арсениумом убить колдуна Игната, ведомых без иконы.
В какой день это было? – «4 мая 1912 года”. Смотрим в интернет – это день расстрела рабочих на приисках Лены.
Ленин потому и псевдоним себе такой выбрал. Принцип – антагонистичность классовых противоречий. А раз так – их свергнуть можно лишь силой. И положение в России это подтверждало. Но вообще было ошибкой: к коммунизму можно прийти лишь всем человечеством и мирно. В том икона пути коммунизму.
Сам коммунизм, да, это жизнь в искусстве. Чему и соответствует то, с чем пришёл Арсеникум к Игнату – с произведениями искусства. Но.
Всё должно быть вовремя. Нельзя перескакивать через исторические периоды. А Арсеникум переступил.
И Ленин переступил. Надо было: 1) предвидеть скорое наступление эры Потребления, 2) предвидеть экологическую гибельность её для человечества, 3) дождаться времени ясности всем этой гибельности, — и тогда только идти в мир с иконой коммунизма.
Вот и не получилось ни у Арсеникума, ни у Ленина и его худо-бедно последователей.
Всей этой чёткости нет, конечно, в душе Пелевина, даже если расшифровать то первое, что у него написано в притче: «4 мая 1912 года…”.
А поскольку нет чёткости в душе, в сознании, постольку работает подсознание и выдаёт отдалённым способом свой подсознательный идеал – коммунизм.
Можно, конечно, думать, что в эпоху реставрации капитализма в России художнику крайне не выгодно демонстрировать идеал коммунизма – книги покупать не будут. И для того Пелевин так глубоко своё сокровенное упрятывает. Но хочется думать, что Пелевин не мошенник по натуре. Хочется думать, что естественно, что критик лучше понимает (вследствие специфического навыка), что хотел сказать художник, чем сам художник, говоривший по наитию, будучи в изменённом психическом состоянии – во вдохновении.
Искусство потому и является областью Свободы, что в нём происходит неподцензурное общение подсознания автора с подсознаниями восприемников.
Впрочем, не исключено, что я желаемое принял за действительное. И Пелевин больше мошенник, чем недоосознающий себя художник. Такая мысль приходит от прочтения вещи под названием “СССР Тайшоу Чжуань”. Отвращение к империи Лжи (так я для себя стал, — вслед за рейгановской формулой “империя Зла”, — называть СССР с его противными сменами генеральных секретарей ЦК КПСС). В этой вещи легко угадывается сатира на Брежнева, Андропова, Горбачёва. Ельцинское время, наступившее после горбачёвского, ничем не лучше у Пелевина. Общая его прокоммунистическая установка сохраняется таким образом. Но грош ей цена, раз она пользуется такой малохудожественной формой, как сатира на действительность.
И вообще моё предположение о подсознательном происхождении других скрытостей становится сомнительным. А с этим – и позитивное моё отношение к творчеству раннего Пелевина проваливается. Что, может, и определено тем, почему было время (судя по названию книги), когда он стеснялся такого своего творчества и не печатал. Не понятным, правда, становится, почему позже (книга 2005 года издания) он критицизм к себе потерял и книгу напечатал.
Сомнения… Сомнения…
Токование художественного произведения всегда обречено на риск.
Вот я был так благополучен, навязав Пелевину свой прудонизм как путь к коммунизму. А от чтения притчи “Жизнь и приключения сарая номер XII» идея мирного перехода от капитализма к коммунизму сгорела, как сам тот сарай от возмущения новой своей жизнью подсобки овощного магазина, где стоит и воняет рассолом бочка с солёными огурцами. Раньше этот сарай хранил два велосипеда. И вот однажды, когда
«…во двор въехал велосипед, и ездок без всякой причины дважды прозвонил звоночком на руле. И этого хватило. – Номер XII вдруг всё вспомнил.
Велосипед.
Шоссе.
Закат.
Мост над рекой”.
И он сделал короткое замыкание своими проводами и сгорел. И спалил соседние две подсобки с такими же низменными товарами: вонючей квашенной капустой и др. И погубил с ними и свою вонючую бочку.
И автор, получается, за новую революцию. А это ж противоречит выведенному раньше прудонизму его.
Или всё-таки не так в нём определённо по части его сокровенного. И поэтому он всё-таки книгу напечатал.
Просто раньше, когда у него не было известности, его прозрачные намёки не продавались бы… А с обретением славы… Оказалось можно печатать и менее художественные вещи (с меньшим вмешательством подсознательного).
5 мая 2017 г.
Иерусалим – Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
Тренировочный тест ЕГЭ по русскому языку 2022 (с ответами). Соответствует демоверсии ЕГЭ 2022 года.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
Единственная жена Фиделя Кастро вернулась на Кубу после сорокалетней эмиграции.
Как сообщает британское издание «Independent», по официальной версии, проживающая в Испании 78-летняя Мирта Диаз-Баларт прилетела на Остров свободы повидаться со своим сыном Фиделито, родившимся еще до того момента, как Кастро захватил власть. По другой версии, экс-супруга Кастро прибыла на Кубу с намерением встретиться с Фиделем, проходящим реабилитацию после перенесенной операции. Фидель и Мирта были женаты в 1948—1955 годах, потом развелись. С тех пор вождь, <…> и не был обделен женским обществом, официально женат не был.
ЗАДАНИЕ 1
Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в последнем предложении текста. Запишите этот союз.
ЗАДАНИЕ 2
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в последнем предложении текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
О́БЩЕСТВО, ср.
1. Совокупность людей, объединённых исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности. Феодальное о. Капиталистическое о.
2. Круг людей, объединённых общностью положения, происхождения, интересов. Дворянское о. Образованное о. Крестьянское о. (крестьянская община; устар.).
3. Добровольное, постоянно действующее объединение людей для какой-н. цели. О. любителей книги. Всероссийское о. охраны природы. Спортивные общества.
4. В дворянской среде: узкий круг избранных людей. Принят в обществе. Бывать в обществе.
5. Совместное пребывание с кем-н. Чуждаться чьего-н. общества. В обществе старых друзей.
ЗАДАНИЕ 3
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
- Текст можно отнести к жанру заметки, поскольку цель текста – в сжатом виде сообщить о произошедшем. Текст характеризуется следующими признаками: лаконизм, сжатость, официальность, обезличенность, сдержанность, бесстрастность и объективность изложения.
- Текст характеризуется рядом черт и языковых особенностей, свойственных публицистическому стилю: преобладанием общеупотребительной лексики отказом от узкоспециальной терминологии.
- Неличный характер заметки исключает (или почти исключает) использование личных местоимений и личных глаголов в форме 1-го и 2-го лица. Среди форм глаголов преобладают глаголы изъявительного наклонения совершенного вида.
- Синтаксис текста отличается простотой. Широко употребительны простые неосложненные предложения, а также односоставные неопределенно-личные предложения.
- Текст характеризуется типичной для официально-делового стиля точностью, стандартизацией речи, широким использованием канцелярских оборотов.
ЗАДАНИЕ 4
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) средствА
2) отключЁнный
3) надОлго
4) опошлИть
5) крАны
ЗАДАНИЕ 5
В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Более ста белух были отрезаны льдами от чистой воды и попали в ЛЕДОВЫЙ плен в узком проливе Берингова моря.
КОРЕННЫЕ одесситы — люди с хорошим чувством юмора.
ЗАЧИНЩИКОМ драки, произошедшей на борту самолета, оказался пассажир из Саратова.
ЕДИНИЧНЫЕ экземпляры гигантских насекомых — палочников — обнаружены в Малайзии.
ЦЕЛЬНЫЙ год я ждал обещанное письмо.
ЗАДАНИЕ 6
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Для более четкой, объективной и ясной картины широко применяются такие методы психологии труда, как «фотография» рабочего дня и хронометраж времени.
ЗАДАНИЕ 7
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
гусарских ЭПОЛЕТ
СЫПЛЕШЬ крупу
весёлых СВАДЕБ
несколько БАКЛАЖАНОВ
самый СЛАДЧАЙШИЙ
ЗАДАНИЕ 8
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) неправильное построение предложения с косвенной речью Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением В) ошибка в построении сложного (сложноподчиненного) предложения Г) нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм Д) нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
1) Немногие из моих знакомых, кто прогуливали школу, стали успешными людьми. 2) Профессор отметил, что до чего ленивы его студенты, но вопреки своему недовольству решил дать им еще один шанс исправить оценки. 3) Только узнав все тонкости гончарного дела, Михаил решил взяться за серьезную работу. 4) Автор романа с уверенностью утверждает, что “я никогда бы не стал писать это произведение, если бы не был уверен в его важности для поколения”. 5) Пораженный этой новостью, он стал быстро ходить по комнате, не понимая, что предпринять. 6) Внезапно распахнулся занавес, включился свет, и люди в зале встали и аплодировали. 7) В “Аргументах и фактах” вышла обличительная статья о министре образования. 9) В романе “Мертвых душах” Гоголь отразил своеобразие человеческих характеров. |
ЗАДАНИЕ 9
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) разр..слась, выл..жить, изд..вать
2) экз..меновать, асф..льтированный, к..рьерист
3) вызв..лить, выр..стающий, предст..вительный
4) напом..нание, орб..тальный, соб..рать
5) вл..стелин, пок..рать, з..ря
ЗАДАНИЕ 10
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна
и та же буква. Запишите номера ответов.
1. Пр..бывать (в городе), пр..пятствие, пр..мудрый
2. Меж..нститутский, об..ндеветь, с..грать
3. Пр..оритет, пр..зидент, пр..верженец
4. Бе..брежный, в..бежать, и..дательский
5. Д..бежать, п..чинить, с..держать
ЗАДАНИЕ 11
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1. плутони..вый, форел..вый
2. выздоравл..вать, овлад..вать
3. весел..нький, приколоч..нный
4. трущ..ба, туш..нка
5. ключ..к, замоч..к
ЗАДАНИЕ 12
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1. приконч..шь, ненавид..мый
2. зала..л, посе…нный
3. прополощ..шь, раскраш..нный
4. игра..щий, (они) гон..т
5. отрубл..нный, прикрепля..мый
ЗАДАНИЕ 13
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
А вслед за ним (НЕ)МЕНЕЕ мощно звучал голос другого гения.
Вечерами у него, по привычке, собирались люди, еще (НЕ)ИЗЖИВШИЕ настроение вчерашнего дня.
Никогда (НЕ)ВСТРЕЧАЛ человека, который так глупо боится смерти, как моя супруга.
Саню вдруг охватила (НЕ)ВЕДОМАЯ жалость, а вместе с нею, как когда-то давно, предчувствие беды.
Абажур отражал свет (НЕ)ВНИЗ, на стол, а в потолок; от этого по комнате разливался скучный полумрак.
ЗАДАНИЕ 14
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Все разговоры (НА)СЧЁТ продажи имения продолжались уже (В)ТЕЧЕНИЕ месяца.
(НЕ)СМОТРЯ на привилегии, отец жил довольно скромно, (БЕЗ)УСТАЛИ работая в саду.
Подарок готовили (В)ТАЙНЕ от окружающих, (В)ПОЛГОЛОСА переговариваясь по вечерам.
(ПО)НЕВОЛЕ задумаешься о будущем, когда националисты (В)ОТКРЫТУЮ говорят о ненависти к инородцам.
ЧТО(БЫ) жить в гармонии с собой и с миром, (НА)ЗЛО нельзя отвечать злом.
ЗАДАНИЕ 15
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Ране(1)ый в бою солдат шел по усыпа(2)ому си(3)ими и крас(4)ыми цветами полю со своим смышле(5)ым не по годам сыном.
ЗАДАНИЕ 16
Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Молнии то с размаху бьют в землю прямым ударом то полыхают на чёрных тучах.
2) От сквозняков сами по себе отворялись двери и окна и захлопывались с невероятным грохотом.
3) Современный русский литературный язык богат устойчивыми словосочетаниями.
4) Через пять дней после их единственного и незабываемого вечера в Парке культуры и отдыха имени Горького сосед подарил Соне тоненькую книжечку Блока и ушёл добровольцем на фронт.
5) Болото было неглубоким и Лиза успела успокоиться и даже повеселела.
ЗАДАНИЕ 17
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Обаяние (1) овладевшее слушателями (2) и уносившее их далеко за эти скромные стены (3) разрушалось, пока (4) собравшись с силами (5) музыкант не ударял вновь по клавишам.
ЗАДАНИЕ 18
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Милостивая государыня (1) для вас (2) вероятно (3) это (4) вряд ли (5) большая новость.
ЗАДАНИЕ 19
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Ощущение героизма русских воинов и смертельной тоски на картине Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами» усиливается изображением широкого поля (1) среди густой травы (2) которого (3) видны поникшие полевые колокольчики и смятые васильки.
ЗАДАНИЕ 20
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Мне тоже захотелось выудить что-нибудь покрупнее (1) и (2) хотя Евсеич уверял (3) что мне хорошей рыбы не вытащить (4) но я упросил его дать мне удочку побольше и также насадить большой кусок.
ЗАДАНИЕ 21
Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложении?.
(1)Уникальной достопримечательностью Кавказа являются дольмены. (2)По словам ученых, их возраст составляет около 9 тысячи лет. (3)Дольмен – древнее сооружение из камней, средний вес которого – 70 тонн (4)Более общее название этих построек – мегалиты, «большие камни». (5)Археологами установлено, что дольмены строились в эпоху бронзы. (6)Внутри дольменов исследователи находили черепки глиняной посуды, наконечники скифских стрел, обломки античных амфор, иногда они натыкались на древние захоронения.
(7)Некоторые исследователи считают, что дольмены – это могильники, но вовсе не во всех дольменах были обнаружены захоронения. (8)Другие исследователи подозревают, что дольмены – культовые сооружения. (9) Существуют и совсем экзотические версии, по которым дольмены – детища пришельцев из других миров, зародивших жизнь на нашей планете.
Прочитайте текст и выполните задания 22-27
Мост, который я хотел перейти.
(1)B одном романе Милан Кундера называет вопрос мостом понимания, перекинутым от человека к человеку. (2)Это сравнение работает в обе стороны. (3)Вопрос похож на мост, а мост похож на вопрос, обращённый человеком ко времени и пространству – что на другой стороне? (4)Но бывают мосты, больше похожие на ответы.
(5)Когда мне было двенадцать лет, я каждый день садился на велосипед и ехал по шоссе к каналу, когда-то построенному зэками ГУЛАГА. (6)Дойдя до канала, шоссе перепрыгивало через него, превращаясь в мост, который держали две металлических дуги – мост был похож на лук, повёрнутый тетивой вниз. (7)Под ним была полоса желтого речного песка, которая и была моей целью. (8)Я строил из песка дома, которые разрушались каждый раз, когда мимо проходил речной теплоход или большая баржа. (9)Часами лёжа на берегу, я видел отблеск солнца в стёклах с той стороны канала, далёкие деревянные заборы, пыльную зелень фруктовых садов. (10)Странно, но я никогда не пересекал этот мост, хотя иногда хотел.
(11)Через пятнадцать лет я снова оказался на этом шоссе – и опять на велосипеде. (12)Я вспомнил мост, который собирался когда-то пересечь. (13)Мысль о том, что я сделаю это сейчас, наполнила меня неожиданной радостью. (14)Я понял: сделав это, я пересеку границу между собой нынешним и собой прошлым, и это будет значить, что тот мальчик и я – один и тот же человек. (15)Это было бы самым настоящим алхимическим актом. (16)Предвкушая его, я поехал медленно. (17)Уже почти добравшись до цели, я заметил странность: шоссе расширялось и уходило вправо от того места, где лежало раньше. (18)А потом я увидел новый бетонный мост, по которому оно теперь шло. (19)Старый стоял в сотне метров слева – он ничуть не изменился, только участки дороги перед ним были разрушены, и с обеих сторон он обрывался в пустоту. (20)Это было хорошим ответом.
(21)Но у меня есть подозрение, что Лета – это не те воды, в которые мы вступаем после смерти, а река, через которую мы переплавляемся при жизни. (22)Мост у нас под ногами. (23)Но есть ли берега? (24)Границы, по которой я иду, я не помню. (25)Границы, к которой приближаюсь, не вижу. (26)Можно ли говорить, что я иду откуда-то или куда-то? (27)И всё же меня утешает сходство жизни с прогулкой по мосту, который я отчаялся пересечь. (28)В сущности, думаю я иногда, я ведь не делал в жизни ничего иного, а только мерил шагами этот висящий в пустоте отрезок никуда не ведущей дороги – мост, который я так хотел перейти.
(по В.О. Пелевину*)
Пелевин Виктор Олегович (1962) – русский писатель, автор культовых романов 1990-х годов, лауреат многочисленых литературных премий.
ЗАДАНИЕ 22
Какие из высказываний противоречат содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Рассказчик никогда не пересекал мост, несмотря на желание.
2) Милан Кундера называет вопрос мостом непонимания между людьми.
3) По подозрению рассказчика, Лета – это река, через которую мы переплавляемся при жизни.
4) Когда рассказчику было пятнадцать лет, он каждый день ездил по шоссе к каналу.
5) 15 лет спустя на старом месте построили новый бетонный мост и уничтожили старый.
ЗАДАНИЕ 23
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложении 9 представлено описание.
2) В предложении 24 содержится ответ на вопрос, сформулированный в предложении 23.
3) В предложении 14 объясняется причина того, о чем говорится в предложении 13.
4) В предложениях 16-18 представлено повествование.
5) В предложениях 8-9 представлено рассуждение.
ЗАДАНИЕ 24
Из предложений 18-20 выпишите слово со значением «ничем не занятое пространство».
ЗАДАНИЕ 25
Среди предложений 1-4 найдите такое(ие), которое(ые) связано(ы) с предыдущим(и) с помощью лексических повторов, антонима и противительного союза. Найдите номер(а) этого(их) предложения(ий).
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
ЗАДАНИЕ 26
Необычное название знаменитого эссе «Мост, который я хотел перейти» задает тон рассуждениям талантливого писателя. В.Пелевин пытается найти ответы на мучающие его вопросы,но, понимая всю противоречивость жизни, прибегает к частому использованию А___(«вопрос»-«ответы», «смерти» – «жизни»). Наибольшую выразительность тексту придает использование лексического средства Б___( «шоссе перепрыгивало»). Писатель проводит параллели между всеми событиями и явлениями, что достигается частым использованием В___(в предложениях 3,4,6). Синтаксический прием Г___ (в предложениях 22-23) придает его рассуждениям большую эмоциональность и динамичность.
1) парцелляция
2) анафора
3) антонимы
4) олицетворение
5) сравнение
6) эпитеты
7) литота
фразеологизмы
9) книжная лексика
ЗАДАНИЕ 27
Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения — не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)Ученые давно пытаются выяснить, есть ли у слонов самосознание, и проводят тесты зеркалом. (2)В ходе таких экспериментов было установлено, что слоны, видя отражение в зеркале, принимают его за собственное. (3) …, можно говорить о том, что у слонов в какой-то мере есть самосознание и их психическая и социальная жизнь намного сложнее, чем может показаться.
1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) У слонов есть самосознание и их психическая и социальная жизнь сложнее, чем может показаться, поскольку они признают свое отражение в зеркале.
2) Ученые давно пытаются выяснить, если ли у животных самосознание, поэтому проводят эксперименты.
3) Так как слоны узнают себя в зеркале, можно сделать вывод о том, что у них есть самосознание, а их психическая и социальная жизнь сложнее, чем кажется.
4) Тест зеркалом необходим, чтобы установить, есть ли у слонов самосознание.
5) Социальная жизнь некоторых животных может быть сложнее, чем кажется.
2. Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это вводное слово.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЖИЗНЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ЖИЗНЬ, и, ж.р.
1. Особая форма существования материи, возникающая на определённом этапе её развития, основным отличием которой от неживой природы является обмен веществ. Ж. растительного мира. Законы жизни. Ж. Вселенной. Ж. Земли, Солнца. Ж. леса. Ж. моря, гор.
2. Физиологическое состояние живого организма (человека, животного, растения) от зарождения, роста, развития и до разрушения (противоп.: смерть). Беречь ж. Дорожить жизнью.Ж. едва теплилась в нём.
3. Полнота проявления физических и духовных сил. Кто-л. полон жизни. В нём много энергии, много жизни. Любовь вдохнула в неё новую ж. (вызвала сильный подъём всех жизненных сил).
4. Время, период существования от рождения до смерти. Короткая, долгая ж. Ж. провести, дожить, доживать и т.п. В начале, в конце жизни.
5. Деятельность общества и человека в тех или иных её проявлениях, в различных областях, сферах. Хозяйственная ж. страны. Ж. государства. Ж. человечества. Сегодняшняя ж. мирового сообщества. Общественная ж. Духовная ж. Ж. в искусстве, в науке.
6. Реальная действительность; бытие. В окружающей жизни немало интересного. В жизни он совсем другой, чем на сцене.
7. Оживление, возбуждение, вызываемое деятельностью живых существ. Проснулись птицы, и ж. началась. К вечеру ж. на улицах замирает. Ж. на базаре кипит вовсю.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
нарОст опломбИровать надОлго кУхонный приручЁнный
5. В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Более ста белух были отрезаны льдами от чистой воды и попали в ЛЕДОВЫЙ плен в узком проливе Берингова моря.
КОРЕННЫЕ одесситы — люди с хорошим чувством юмора.
ЗАЧИНЩИКОМ драки, произошедшей на борту самолета, оказался пассажир из Саратова.
ЕДИНИЧНЫЕ экземпляры гигантских насекомых — палочников — обнаружены в Малайзии.
ЦЕЛЬНЫЙ год я ждал обещанное письмо.
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Для более четкой, объективной и ясной картины широко применяются такие методы психологии труда, как «фотография» рабочего дня и хронометраж
времени.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
гусарских ЭПОЛЕТ
СЫПЛЕШЬ крупу
весёлых СВАДЕБ
несколько БАКЛАЖАНОВ
самый СЛАДЧАЙШИЙ
8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) неправильное построение предложения с косвенной речью
Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
В) ошибка в построении сложного (сложноподчиненного) предложения
Г) нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм
Д) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Немногие из моих знакомых, кто прогуливали школу, стали успешными людьми.
2) Профессор отметил, что до чего ленивы его студенты, но вопреки своему недовольству решил дать им еще один шанс исправить оценки.
3) Только узнав все тонкости гончарного дела, Михаил решил взяться за серьезную работу.
4) Автор романа с уверенностью утверждает, что “я никогда бы не стал писать это произведение, если бы не был уверен в его важности для поколения”.
5) Пораженный этой новостью, он стал быстро ходить по комнате, не понимая, что предпринять.
6) Внезапно распахнулся занавес, включился свет, и люди в зале встали и аплодировали.
7) В “Аргументах и фактах” вышла обличительная статья о министре образования.
Фрукты, овощи и яблоки давно известны благодаря своим полезным свойствам.
9) В романе “Мертвых душах” Гоголь отразил своеобразие человеческих характеров.
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена
безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1. патри..тический, вык..сить, обм..кнуть
2. ванд..лизм, г..ристый, сож..ление
3. ре..лизм, осл..жнять, б..хрома
4. прим..риться, обог..щаться, изм..рять
5. оч..ровать, утв..рь, прот..реть
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1. Пр..бывать (в городе), пр..пятствие, пр..мудрый
2. Меж..нститутский, об..ндеветь, с..грать
3. Пр..оритет, пр..зидент, пр..верженец
4. Бе..брежный, в..бежать, и..дательский
5. Д..бежать, п..чинить, с..держать
11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1. плутони..вый, форел..вый
2. выздоравл..вать, овлад..вать
3. весел..нький, приколоч..нный
4. трущ..ба, туш..нка
5. ключ..к, замоч..к
12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1. приконч..шь, ненавид..мый
2. зала..л, посе…нный
3. прополощ..шь, раскраш..нный
4. игра..щий, (они) гон..т
5. отрубл..нный, прикрепля..мый
13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
А вслед за ним (НЕ)МЕНЕЕ мощно звучал голос другого гения.
Вечерами у него, по привычке, собирались люди, еще (НЕ)ИЗЖИВШИЕ настроение вчерашнего дня.
Никогда (НЕ)ВСТРЕЧАЛ человека, который так глупо боится смерти, как моя супруга.
Саню вдруг охватила (НЕ)ВЕДОМАЯ жалость, а вместе с нею, как когда-то давно, предчувствие беды.
Абажур отражал свет (НЕ)ВНИЗ, на стол, а в потолок; от этого по комнате разливался скучный полумрак.
14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Все разговоры (НА)СЧЁТ продажи имения продолжались уже (В)ТЕЧЕНИЕ месяца.
(НЕ)СМОТРЯ на привилегии, отец жил довольно скромно, (БЕЗ)УСТАЛИ работая в саду.
Подарок готовили (В)ТАЙНЕ от окружающих, (В)ПОЛГОЛОСА переговариваясь по вечерам.
(ПО)НЕВОЛЕ задумаешься о будущем, когда националисты (В)ОТКРЫТУЮ говорят о ненависти к инородцам.
ЧТО(БЫ) жить в гармонии с собой и с миром, (НА)ЗЛО нельзя отвечать злом.
15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Ране(1)ый в бою солдат шел по усыпа(2)ому си(3)ими и крас(4)ыми цветами полю со своим смышле(5)ым не по годам сыном.
16. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Молнии то с размаху бьют в землю прямым ударом то полыхают на чёрных тучах.
2) От сквозняков сами по себе отворялись двери и окна и захлопывались с невероятным грохотом.
3) В отсутствие Риты Басков все соседние и дальние каменья на животе излазал и высмотрел.
4) Через пять дней после их единственного и незабываемого вечера в Парке культуры и отдыха имени Горького сосед подарил Соне тоненькую книжечку Блока и ушёл добровольцем на фронт.
5) Поначалу болото было неглубоким и Лиза успела успокоиться и даже повеселела.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Обаяние (1) овладевшее слушателями (2) и уносившее их далеко за эти скромные стены (3) разрушалось, пока (4) собравшись с силами (5) музыкант не ударял вновь по клавишам.
18 . Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Милостивая государыня (1) для вас (2) вероятно (3) это (4) вряд ли (5) большая новость.
19. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Ощущение героизма русских воинов и смертельной тоски на картине Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами» усиливается изображением широкого поля (1) среди густой травы (2) которого (3) видны поникшие полевые колокольчики и смятые васильки.
20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Мне тоже захотелось выудить что-нибудь покрупнее (1) и (2) хотя Евсеич уверял (3) что мне хорошей рыбы не вытащить (4) но я упросил его дать мне удочку побольше и также насадить большой кусок.
21. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложении?.
(1)Уникальной достопримечательностью Кавказа являются дольмены. (2)По словам ученых, их возраст составляет около 9 тысячи лет. (3)Дольмен – древнее сооружение из камней, средний вес которого – 70 тонн (4)Более общее название этих построек – мегалиты, «большие камни». (5)Археологами установлено, что дольмены строились в эпоху бронзы. (6)Внутри дольменов исследователи находили черепки глиняной посуды, наконечники скифских стрел, обломки античных амфор, иногда они натыкались на древние захоронения.
(7)Некоторые исследователи считают, что дольмены – это могильники, но вовсе не во всех дольменах были обнаружены захоронения. (8)Другие исследователи подозревают, что дольмены – культовые сооружения. (9) Существуют и совсем экзотические версии, по которым дольмены – детища пришельцев из других миров, зародивших жизнь на нашей планете.
Прочитайте текст и выполните задания 22-27
Мост, который я хотел перейти.
(1)B одном романе Милан Кундера называет вопрос мостом понимания, перекинутым от человека к человеку. (2)Это сравнение работает в обе стороны. (3)Вопрос похож на мост, а мост похож на вопрос, обращённый человеком ко времени и пространству – что на другой стороне? (4)Но бывают мосты, больше похожие на ответы.
(5)Когда мне было двенадцать лет, я каждый день садился на велосипед и ехал по шоссе к каналу, когда-то построенному зэками ГУЛАГА. (6)Дойдя до канала, шоссе перепрыгивало через него, превращаясь в мост, который держали две металлических дуги – мост был похож на лук, повёрнутый тетивой вниз. (7)Под ним была полоса желтого речного песка, которая и была моей целью. (8)Я строил из песка дома, которые разрушались каждый раз, когда мимо проходил речной теплоход или большая баржа. (9)Часами лёжа на берегу, я видел отблеск солнца в стёклах с той стороны канала, далёкие деревянные заборы, пыльную зелень фруктовых садов. (10)Странно, но я никогда не пересекал этот мост, хотя иногда хотел.
(11)Через пятнадцать лет я снова оказался на этом шоссе – и опять на велосипеде. (12)Я вспомнил мост, который собирался когда-то пересечь. (13)Мысль о том, что я сделаю это сейчас, наполнила меня неожиданной радостью. (14)Я понял: сделав это, я пересеку границу между собой нынешним и собой прошлым, и это будет значить, что тот мальчик и я – один и тот же человек. (15)Это было бы самым настоящим алхимическим актом. (16)Предвкушая его, я поехал медленно. (17)Уже почти добравшись до цели, я заметил странность: шоссе расширялось и уходило вправо от того места, где лежало раньше. (18)А потом я увидел новый бетонный мост, по которому оно теперь шло. (19)Старый стоял в сотне метров слева – он ничуть не изменился, только участки дороги перед ним были разрушены, и с обеих сторон он обрывался в пустоту. (20)Это было хорошим ответом.
(21)Но у меня есть подозрение, что Лета – это не те воды, в которые мы вступаем после смерти, а река, через которую мы переплавляемся при жизни. (22)Мост у нас под ногами. (23)Но есть ли берега? (24)Границы, по которой я иду, я не помню. (25)Границы, к которой приближаюсь, не вижу. (26)Можно ли говорить, что я иду откуда-то или куда-то? (27)И всё же меня утешает сходство жизни с прогулкой по мосту, который я отчаялся пересечь. (28)В сущности, думаю я иногда, я ведь не делал в жизни ничего иного, а только мерил шагами этот висящий в пустоте отрезок никуда не ведущей дороги – мост, который я так хотел перейти.
(По В.О. Пелевину*)
Пелевин Виктор Олегович (1962) – русский писатель, автор культовых романов 1990-х годов, лауреат многочисленных литературных премий.
22. Какие из высказываний противоречат содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Рассказчик никогда не пересекал мост, несмотря на желание.
2) Милан Кундера называет вопрос мостом непонимания между людьми.
3) По подозрению рассказчика, Лета – это река, через которую мы переплавляемся при жизни.
4) Когда рассказчику было пятнадцать лет, он каждый день ездил по шоссе к каналу.
5) 15 лет спустя на старом месте построили новый бетонный мост и уничтожили старый.
23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложении 9 представлено описание.
2) В предложении 24 содержится ответ на вопрос, сформулированный в предложении 23.
3) В предложении 14 объясняется причина того, о чем говорится в предложении 13.
4) В предложениях 16-18 представлено повествование.
5) В предложениях 8-9 представлено рассуждение.
24. Из предложений 18-20 выпишите слово со значением «ничем не занятое пространство».
25. Среди предложений 1-4 найдите такое(ие), которое(ые) связано(ы) с предыдущим(и) с помощью лексических повторов, антонима и противительного союза. Найдите номер(а) этого(их) предложения(ий).
26. Необычное название знаменитого эссе «Мост, который я хотел перейти» задает тон рассуждениям талантливого писателя. В.Пелевин пытается найти ответы на мучающие его вопросы,но, понимая всю противоречивость жизни, прибегает к частому использованию А___(«вопрос»-«ответы», «смерти» – «жизни»). Наибольшую выразительность тексту придает использование лексического средства Б___( «шоссе перепрыгивало»). Писатель проводит параллели между всеми событиями и явлениями, что достигается частым использованием В___(в предложениях 3,4,6). Синтаксический прием Г___ (в предложениях 22-23) придает его рассуждениям большую эмоциональность и динамичность.
Список терминов:
1) парцелляция
2) анафора
3) антонимы
4) олицетворение
5) сравнение
6) эпитеты
7) литота
фразеологизмы
9) книжная лексика
27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения — не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Ответы:
1 – 13
2 – такимобразом|следовательно|так|итак|значит
3 – 5
4 – опломбировАть
5 – целый
6 – времени
7 – сладкий
8 – 49261
9 – 24
10 – 145
11 – 13
12 – 1235
13 – неведомая
14 – втайневполголоса
15 – 12
16 – 15
17 – 1345
18 – 123
19 – 1
20 – 134
21 – 35789
22 – 245
23 – 134
24 – пустота
25 – 4
26 – 3451