Однажды осенью я шла дворами по каким-то своим надобностям, и дорога пролегала неподалеку от обычной мусорки. Стараясь «не вступить» и не вдохнуть специфических ароматов, я наткнулась взглядом на лежащий между мусорным контейнером и тропинкой старый альбом.
Нашу жизнь принято делить на прошлое, настоящее и будущее. Вот так примитивно, не задумываясь о том, что все, что происходит в нашей жизни, не так просто уместить в рамки «было-стало». Говорят, машины времени не существует. Я с этим совершенно не согласен. Мы легко можем как смоделировать в своем сознании еще не произошедшие события, так и окунуться в воспоминания о былом. Но с каждым годом краски памяти тускнеют, стираются сначала мелочи, после – более важные моменты. Как их сохранить? Нужно ли это? Эти вопросы встают перед нами после прочтения Юлии Ляликовой.
Проблема, озвученная автором, — проблема памяти, — вечна. Думаю, с течением времени она становится только актуальнее. Ведь память вовсе не механична: мы запоминаем только то, что нам интересно, то, что может пригодится в повседневной жизни. В нашем случае память – это преодоление времени, средство бессмертия.
Позиция автора ясна. Она переживает, что память о дорогих людях, стариках, героях будет утрачена со временем, если ее не сохранить именно сейчас, что новый ритм и стиль жизни может не оставить и следа о подвигах и событиях прошедшего. Мне тревога автора понятна: очень важно воспитывать культурную, семейную, народную память. И самый простой и действенный для этого способ – создание и сохранение фотоальбомов.
Текст Ю. Ляликовой очень образный, выразительный, эмоциональный. Автор использует большое количество художественных оборотов: очень ярко показывают контраст поколений контекстные антитезы («потомки – чужие люди», «мусорный контейнер – старый фотоальбом»), а большое количество вводных слов говорит о беспокойстве за начатое дело («мне кажется», «наверное»).
Позиция автора близка мне. Я тоже считаю, что память – то, что связывает нас с любимыми людьми, друзьями, семьей, если в силу каких-то обстоятельств мы не рядом. Память противостоит времени. Подобного мнения придерживался Д.С. Лихачев. В своем сороковом «Письме к молодым читателям» он подробно рассказал, почему память можно считать святыней и для чего ее нужно сохранять.
Также вспоминается небольшое чудесное произведение Виктора Астафьева «Фотография, на которой меня нет». Оно автобиографичное. Писатель рассказывает, как ему дороги воспоминания о своей родной деревне, лица учителей. Такие воспоминая могут вызывать только улыбку и радость за то, что эти моменты были в жизни и сейчас хранятся глубоко в сердцах, согревая.
Безусловно, память – основа нашего культурного, народного, семейного наследия. Хранить и беречь память, как семейную, так и общенародную, — наш великий долг перед собой и потомками.
(1)Однажды осенью я шла дворами по каким-то своим надобностям, и дорога пролегала неподалеку от обычной мусорки. (2)Стараясь «не вступить» и не вдохнуть специфических ароматов, я наткнулась взглядом на лежащий между мусорным контейнером и тропинкой старый альбом. (3)Его страницы стояли веером, и ветер «листал» их, то приоткрывая, то захлопывая. (4)Там были фотографии! (5)Я остолбенела. (6)Что это? (7)Господи, что это? (8)Кто выбросил? (9)Дети, внуки умерших стариков? (10)Ну не сами же хозяева. (11)Может быть, это сделали новые хозяева квартиры, выбрасывая «хлам» прежних жильцов… (12)В любом случае мне представилась самой вероятной версия, что хозяев нет в живых, а альбом выбросили все-таки не потомки, а чужие люди. (13)Согласиться с тем, что так могут поступить «наследники», просто невозможно. (14)На некоторое время я в полном ступоре забыла, куда и зачем шла. (15)Не знаю, почему я не подняла этот альбом, – побоялась лезть в грязную лужу? (16)Теперь жалею, что не сделала этого. (17)А тогда, повернув обратно в сторону дома, не могла отделаться от воображаемой картины: альбомы, фотографии моей семьи валяются где-то у помойки, их разносит ветер, бросая в грязные лужи. (18)А мимо идут люди, идут люди… (19)Я начала лихорадочно думать, как сделать так, чтобы такого не случилось. (20)И, грешница, подумала, что никто не даст гарантии от такой смерти памяти, собираемой и хранимой десятилетиями в каждой семье, о родных, близких, если не предпринять каких-то, пока не знаю каких, мер. (21)Дело в том, что жизнь за последние пятнадцать-двадцать лет так изменилась – ее формы, так называемые артефакты, из физических перешли в виртуальные, не занимающие много места, не нарушающие современный стиль или еще что-либо. (22)Многое просто стало «немодным» – кажется, именно это произошло со старыми семейными альбомами. (23)Кто-то спрятал их подальше в шкафы. (24)Но выбрасывать, мне кажется, еще рано, и эти предметы не заслужили такой судьбы. (25)Можно выбросить старый шкаф, диван, стулья, но память? (26)Ну да что попусту рассуждать; надо, пока не поздно, продумать свои собственные меры, чтобы ничто и никто не мог поглумиться над святынями (ни время, ни обстоятельства, ни люди)… (27)Иногда кажется, что новая жизнь жестко и жестоко отрицает старую вместе с ее еще живыми носителями или вещественными знаками. (28)Обижаются на молодежь старики, не находя себе места в новых, не всегда понятных реалиях жизни. (29)Новодел вымещает или грубо растаптывает знаки старины. (30)Новые города не предполагают комфортного существования стариков. (31)А старики в деревнях – это одни горчайшие слезы. (32)В новом ритме и стиле жизни кажется, что кроме стариков некому будет печалиться об утратах памяти. (33)Молодым оглядываться и смотреть под ноги некогда. (34)Когда я, по-советски комплексуя, видно, не выдавив еще из себя совка, размышляла о том, а стоит ли вообще писать, то есть оставлять память о моих предках, среди которых, как оказалось, нет ни одного генерала (слава тебе Господи!), ни одного депутата (и за это отдельное спасибо), во мне рос и рос какой-то еще не осознанный протест против признания «малозначимости» родных мне людей. (35)Я ощущала какую-то неправду и несправедливость. (36)Вот я даже и сейчас как будто перед кем-то не знаю в чем оправдываюсь. (37)И вдруг что-то сложилось! (38)Ничего себе – маленькие люди, винтики да болтики. (39)По жизням моих родных прошлись колеса всех российских исторических событий, оставив в их судьбах неизгладимые, в основном трагические отметины. (40)Нет уж, без таких, как мои родные, миллионов россиян никакое колесо истории не сделало бы и оборота и не было бы никакой страны, ни великой и ни могучей. (41)А была бы территория, переходящая из рук одних правителей в руки других. (42)И что бы без них, не упомянутых в хрониках, делали все вместе взятые цари, генералиссимусы и генеральные секретари? (43)Вот представьте, был бы в семье какой-нибудь генерал или академик, да всё вокруг них бы и крутилось – вот они такие и сякие, смотрите, дети, как надо жить! (44)Учитесь и гордитесь! (45)А так, в отсутствие в нашем древе таких гигантов жизненного успеха, я могу уделить каждому, кого знала и любила, столько внимания, сколько позволит моя память, без оглядки на чины и звания. (46)И ведь в каждой семье есть что сказать о своих близких. (47)Я вдруг поняла, что они, наши предки, не только имеют право на память о них, а мы, как любящие их всех, обязаны сохранить хотя бы те крохи свидетельств об их жизни, что остались, и передать их своим детям.
(Юлия Ляликова)
Однажды осенью я шла дворами по каким-то своим надобностям, и дорога пролегала неподалеку от обычной мусорки. Стараясь «не вступить» и не вдохнуть специфических ароматов, я наткнулась взглядом на лежащий между мусорным контейнером и тропинкой старый альбом. Его страницы стояли веером, и ветер «листал» их, то приоткрывая, то захлопывая. Там были фотографии! Я остолбенела. Что это? Господи, что это?
Кто выбросил? Дети, внуки умерших стариков? Ну не сами же хозяева. Может быть, это сделали новые хозяева квартиры, выбрасывая «хлам» прежних жильцов…
В любом случае мне представилась самой вероятной версия, что хозяев нет в живых, а альбом выбросили все-таки не потомки, а чужие люди. Согласиться с тем, что так могут поступить «наследники», просто невозможно. На некоторое время я в полном ступоре забыла, куда и зачем шла. Не знаю, почему я не подняла этот альбом, – побоялась лезть в грязную лужу? Теперь жалею, что не сделала этого. А тогда, повернув обратно в сторону дома, не могла отделаться от воображаемой картины: альбомы, фотографии моей семьи валяются где-то у помойки, их разносит ветер, бросая в грязные лужи. А мимо идут люди, идут люди…
Я начала лихорадочно думать, как сделать так, чтобы такого не случилось. И, грешница, подумала, что никто не даст гарантии от такой смерти памяти, собираемой и хранимой десятилетиями в каждой семье, о родных, близких, если не предпринять каких-то, пока не знаю каких, мер. Дело в том, что жизнь за последние пятнадцать-двадцать лет так изменилась – ее формы, так называемые артефакты, из физических перешли в виртуальные, не занимающие много места, не нарушающие современный стиль или еще что-либо. Многое просто стало «немодным» – кажется, именно это произошло со старыми семейными альбомами. Кто-то спрятал их подальше в шкафы. Но выбрасывать, мне кажется, еще рано, и эти предметы не заслужили такой судьбы. Можно выбросить старый шкаф, диван, стулья, но память?
Ну да что попусту рассуждать; надо, пока не поздно, продумать свои собственные меры, чтобы ничто и никто не мог поглумиться над святынями (ни время, ни обстоятельства, ни люди)…
Иногда кажется, что новая жизнь жестко и жестоко отрицает старую вместе с ее еще живыми носителями или вещественными знаками. Обижаются на молодежь старики, не находя себе места в новых, не всегда понятных реалиях жизни. Новодел вымещает или грубо растаптывает знаки старины. Новые города не предполагают комфортного существования стариков. А старики в деревнях – это одни горчайшие слезы.
В новом ритме и стиле жизни кажется, что кроме стариков некому будет печалиться об утратах памяти. Молодым оглядываться и смотреть под ноги некогда.
Когда я, по-советски комплексуя, видно, не выдавив еще из себя совка, размышляла о том, а стоит ли вообще писать, то есть оставлять память о моих предках, среди которых, как оказалось, нет ни одного генерала (слава тебе Господи!), ни одного депутата (и за это отдельное спасибо), во мне рос и рос какой-то еще не осознанный протест против признания «малозначимости» родных мне людей. Я ощущала какую-то неправду и несправедливость. Вот я даже и сейчас как будто перед кем-то не знаю в чем оправдываюсь.
И вдруг что-то сложилось! Ничего себе – маленькие люди, винтики да болтики. По жизням моих родных прошлись колеса всех российских исторических событий, оставив в их судьбах неизгладимые, в основном трагические отметины. Нет уж, без таких, как мои родные, миллионов россиян никакое колесо истории не сделало бы и оборота и не было бы никакой страны, ни великой и ни могучей. А была бы территория, переходящая из рук одних правителей в руки других. И что бы без них, не упомянутых в хрониках, делали все вместе взятые цари, генералиссимусы и генеральные секретари?
Вот представьте, был бы в семье какой-нибудь генерал или академик, да всё вокруг них бы и крутилось – вот они такие и сякие, смотрите, дети, как надо жить! Учитесь и гордитесь! А так, в отсутствие в нашем древе таких гигантов жизненного успеха, я могу уделить каждому, кого знала и любила, столько внимания, сколько позволит моя память, без оглядки на чины и звания.
И ведь в каждой семье есть что сказать о своих близких. Я вдруг поняла, что они, наши предки, не только имеют право на память о них, а мы, как любящие их всех, обязаны сохранить хотя бы те крохи свидетельств об их жизни, что остались, и передать их своим детям.
Сочинение по тексту:
Юлия Ляликова пишет о связи поколений. Важна ли для каждого из нас семейная память, и чем грозит ее потеря? Вот вопрос, который волнует автора.
Задуматься об этом Юлию заставил случай, когда ей на глаза попал выброшенный кем-то на помойку семейный альбом. “На некоторое время я в полном ступоре забыла, куда и зачем шла”, – пишет рассказчица. И мы видим, какое жуткое впечатление произвели на нее ставшие никому не нужными фотографии, как горько ей оттого, что прожитые жизни людей оказались совершенно забытыми их близкими.
Я разделяю эту горечь автора.В самом деле, ничего нет больнее, чем представить, что твои дети забудут о тебе, когда вырастут, что выбросят вместе с твоими фотографиями и вещами и саму память о твоей жизни. Но разве может в таком случае чего-то по-настоящему стоить и их жизнь?
Мне вспоминается легенда о Манкурте из романа Ченгиза Айтматова “Буранный полустанок”. Пленника превращали в послушного раба, проведя его через страшную пытку, когда железным обручем сжимали ему голову, чтобы начисто уничтожить память. Человек становился хуже животного: по легенде Манкурт убивает свою мать. Даже зверь вряд ли способен на это!
Другой пример не так страшен, но только на первый взгляд. В повести А.Солженицына “Матренин двор” сын тоже оказывается, по большому счету, виновен в смерти матери. Фаддей всего лишь использует Матрену, думая только о своих удобствах и стараясь взять от матери все, что можно. Он не ценит ее как родного человека, самого близкого, давшего жизнь и заботу. Человека, прожившего долгую и трудную, свою уникальную жизнь. Фаддей даже не приходит на похороны матери….
Мы видим, что потеря семейной памяти ведет к ужасным последствиям. Отсутствие благодарности к тем, кто тебя вырастил и воспитал, к поколениям старших, которые заложили фундамент и нашей жизни, грозит нам утратой человечности. Что может быть страшнее такой утраты?!
Текст Юлии Ляликовой:
Послание в неведомое Однажды осенью я шла дворами по каким-то своим надобностям, и дорога пролегала неподалеку от обычной мусорки. Стараясь «не вступить» и не вдохнуть специфических ароматов, я наткнулась взглядом на лежащий между мусорным контейнером и тропинкой старый альбом. Его страницы стояли веером, и ветер «листал» их, то приоткрывая, то захлопывая. Там были фотографии! Я остолбенела. Что это? Господи, что это? Кто выбросил? Дети, внуки умерших стариков? Ну не сами же хозяева. Может быть, это сделали новые хозяева квартиры, выбрасывая «хлам» прежних жильцов… В любом случае мне представилась самой вероятной версия, что хозяев нет в живых, а альбом выбросили все-таки не потомки, а чужие люди. Согласиться с тем, что так могут поступить «наследники», просто невозможно. На некоторое время я в полном ступоре забыла, куда и зачем шла. Не знаю, почему я не подняла этот альбом, – побоялась лезть в грязную лужу? Теперь жалею, что не сделала этого. А тогда, повернув обратно в сторону дома, не могла отделаться от воображаемой картины: альбомы, фотографии моей семьи валяются где-то у помойки, их разносит ветер, бросая в грязные лужи. А мимо идут люди, идут люди… Я начала лихорадочно думать, как сделать так, чтобы такого не случилось. И, грешница, подумала, что никто не даст гарантии от такой смерти памяти, собираемой и хранимой десятилетиями в каждой семье, о родных, близких, если не предпринять каких-то, пока не знаю каких, мер. Дело в том, что жизнь за последние пятнадцать-двадцать лет так изменилась – ее формы, так называемые артефакты, из физических перешли в виртуальные, не занимающие много места, не нарушающие современный стиль или еще что-либо. Многое просто стало «немодным» – кажется, именно это произошло со старыми семейными альбомами. Кто-то спрятал их подальше в шкафы. Но выбрасывать, мне кажется, еще рано, и эти предметы не заслужили такой судьбы. Можно выбросить старый шкаф, диван, стулья, но память? Ну да что попусту рассуждать; надо, пока не поздно, продумать свои собственные меры, чтобы ничто и никто не мог поглумиться над святынями (ни время, ни обстоятельства, ни люди)… Иногда кажется, что новая жизнь жестко и жестоко отрицает старую вместе с ее еще живыми носителями или вещественными знаками. Обижаются на молодежь старики, не находя себе места в новых, не всегда понятных реалиях жизни. Новодел вымещает или грубо растаптывает знаки старины. Новые города не предполагают комфортного существования стариков. А старики в деревнях – это одни горчайшие слезы. В новом ритме и стиле жизни кажется, что кроме стариков некому будет печалиться об утратах памяти. Молодым оглядываться и смотреть под ноги некогда. Когда я, по-советски комплексуя, видно, не выдавив еще из себя совка, размышляла о том, а стоит ли вообще писать, то есть оставлять память о моих предках, среди которых, как оказалось, нет ни одного генерала (слава тебе Господи!), ни одного депутата (и за это отдельное спасибо), во мне рос и рос какой-то еще не осознанный протест против признания «малозначимости» родных мне людей. Я ощущала какую-то неправду и несправедливость. Вот я даже и сейчас как будто перед кем-то не знаю в чем оправдываюсь. И вдруг что-то сложилось! Ничего себе – маленькие люди, винтики да болтики. По жизням моих родных прошлись колеса всех российских исторических событий, оставив в их судьбах неизгладимые, в основном трагические отметины. Нет уж, без таких, как мои родные, миллионов россиян никакое колесо истории не сделало бы и оборота и не было бы никакой страны, ни великой и ни могучей. А была бы территория, переходящая из рук одних правителей в руки других. И что бы без них, не упомянутых в хрониках, делали все вместе взятые цари, генералиссимусы и генеральные секретари? Вот представьте, был бы в семье какой-нибудь генерал или академик, да всё вокруг них бы и крутилось – вот они такие и сякие, смотрите, дети, как надо жить! Учитесь и гордитесь! А так, в отсутствие в нашем древе таких гигантов жизненного успеха, я могу уделить каждому, кого знала и любила, столько внимания, сколько позволит моя память, без оглядки на чины и звания. И ведь в каждой семье есть что сказать о своих близких. Я вдруг поняла, что они, наши предки, не только имеют право на память о них, а мы, как любящие их всех, обязаны сохранить хотя бы те крохи свидетельств об их жизни, что остались, и передать их своим детям.
По Юлии Ляликовой.
Алгоритм написания сочинения 15.2
1.Вдумчиво и не спеша прочитайте текст, с которого начинается часть 2 экзаменационной работы.
2.Прочитайте задание 15.2 и поработайте с предложением (фрагментом) текста, вынесенным в задание. Подчеркните в нем ключевые слова. Какая мысль заключена в этом предложении (фрагменте)?
3.Найдите в тексте это предложение (фрагмент) и подчеркните его.
Определите:
а) в какой части текста находится это предложение (фрагмент) – в начале, середине или конце;
б) кому принадлежит это высказывание – герою произведения или самому автору;
в) какова позиция автора произведения – что он хотел сказать, какую мысль передать читателю (какова идея произведения);
г) выражает ли автор свою позицию непосредственно (в каких-либо предложениях) или опосредованно;
д) если в тексте не выражена словесно мысль или нет прямой оценки автора, которую он дает герою и его поступкам, то определите, при помощи каких средств автор выражает свое мнение (при помощи сюжета, композиции, образа положительного героя, портрета героя, его речевой характеристики и т. п.).
4. Сформулируйте идею текста (основную мысль) и определите, соответствует ли авторская позиция вашему пониманию, вашему мнению по поводу анализируемого фрагмента.
5. Объясните, как вы поняли предложение (фрагмент) текста: дайте свое видение, свою трактовку смысла цитаты. Помните, что вы должны выразить свое мнение о фрагменте в контексте всего рассказа в целом.
6. Найдите в тексте два примера, которыми вы сможете подтвердить свое мнение, свои рассуждения о фрагменте. Помните, что вы аргументируете (доказываете) свою оценку, свое мнение о цитате.
7. Соотнесите ваш вывод, которым вы завершаете свои рассуждения, с вашим объяснением смысла фрагмента.
8. Напишите сочинение, соблюдая структуру сочинения-рассуждения. Проверьте его.
Структура сочинения (задание 15.2)
Вступление. Рассуждение о смысле высказывания
А) Первый пример и его роль в тексте
Б) Второй пример и его роль в тексте
2. Вывод
Клише для сочинения 15.2
Часть сочинения
Клише
Вступление
(формулирование тезиса)
Действительно…
Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.
Попробую доказать эту мысль примерами из текста.
Автор текста приглашает читателя к размышлению над вопросом.
Смысл финала текста говорит нам о том, что…
Я думаю, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста:…
В этом отрывке автор хочет сказать нам о том…
Этим отрывком автор хочет нам показать…
Текст заканчивается словами: «…». Полагаю, речь идт о том, что…
В этом фрагменте автор говорит о том, что…
Смысл данного отрывка я понимаю так:…
В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что…
На мой взгляд, данный отрывок показывает/объясняет/раскрывает…
По моему мнению, в этом отрывке показано…
Мне кажется, в этом отрывке содержится главная мысль текста:…
Я считаю, что…
Текст (фамилия автора в род.падеже) заставил меня задуматься….
Основная (аргументация)
Примером может стать аргумент из текста, в котором…
Обратимся к тексту (фамилия автора в род.падеже) …
Предложение №… подтверждает мысль о том, что…
Автор говорит (подчеркивает, обращает/акцентирует наше внимание, выделяет, замечает, указывает, размышляет, высказывает интересное мнение / предположение по поводу, особо останавливается на…, возвращается к….)
Этот пример ярко демонстрирует основную мысль текста…
Прекрасным подтверждением этой мысли является текст…
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению № … Проиллюстрировать названное языковое явление можно на примере предложения .. .
Пример можно найти в предложении № …
Рассмотрим предложение… В н?м использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как…
Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует…
Рассмотрим в качестве примера предложение №… Это подтверждает наш вывод о том, что…
Заключение (вывод)
Таким образом, мы пришли к выводу…
итак,
в заключение,
как видим…
Подводя итог моим рассуждениям, могу сказать…
Делая выводы,…
Исходя из сказанного…
Итак, можно увидеть, что…
Нам удалось доказать, что…
В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что…
Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…
Текст (фамилия автора в род.падеже) помог понять…
Послание в неведомое
(1)Однажды осенью я шла дворами по каким-то своим надобностям, и дорога пролегала неподалеку от обычной мусорки. (2)Стараясь «не вступить» и не вдохнуть специфических ароматов, я наткнулась взглядом на лежащий между мусорным контейнером и тропинкой старый альбом. (3)Его страницы стояли веером, и ветер «листал» их, то приоткрывая, то захлопывая. (4)Там были фотографии! (5) Я остолбенела. (6)Что это? (7)Господи, что это?
(8)Кто выбросил? (9)Дети, внуки умерших стариков? (10)Ну не сами же хозяева. (11)Может быть, это сделали новые хозяева квартиры, выбрасывая «хлам» прежних жильцов…
(12)В любом случае мне представилась самой вероятной версия, что хозяев нет в живых, а альбом выбросили все-таки не потомки, а чужие люди. (13)Согласиться с тем, что так могут поступить «наследники», просто невозможно. (14)На некоторое время я в полном ступоре забыла, куда и зачем шла. (15)Не знаю, почему я не подняла этот альбом, – побоялась лезть в грязную лужу? (16)Теперь жалею, что не сделала этого. (17)А тогда, повернув обратно в сторону дома, не могла отделаться от воображаемой картины: альбомы, фотографии моей семьи валяются где-то у помойки, их разносит ветер, бросая в грязные лужи. (18)А мимо идут люди, идут люди…
(19) Я начала лихорадочно думать, как сделать так, чтобы такого не случилось. (20)И, грешница, подумала, что никто не даст гарантии от такой смерти памяти, собираемой и хранимой десятилетиями в каждой семье, о родных, близких, если не предпринять каких-то, пока не знаю каких, мер. (21)Дело в том, что жизнь за последние пятнадцать-двадцать лет так изменилась – ее формы, так называемые артефакты, из физических перешли в виртуальные, не занимающие много места, не нарушающие современный стиль или еще что-либо. (22)Многое просто стало «немодным» – кажется, именно это произошло со старыми семейными альбомами. (23)Кто-то спрятал их подальше в шкафы. (24)Но выбрасывать, мне кажется, еще рано, и эти предметы не заслужили такой судьбы. (25)Можно выбросить старый шкаф, диван, стулья, но память?
(26)Ну да что попусту рассуждать; надо, пока не поздно, продумать свои собственные меры, чтобы ничто и никто не мог поглумиться над святынями (ни время, ни обстоятельства, ни люди)…
(27) Иногда кажется, что новая жизнь жестко и жестоко отрицает старую вместе с ее еще живыми носителями или вещественными знаками. (28)Обижаются на молодежь старики, не находя себе места в новых, не всегда понятных реалиях жизни. (29) Новодел вымещает или грубо растаптывает знаки старины. (30)Новые города не предполагают комфортного существования стариков. (31)А старики в деревнях – это одни горчайшие слезы.
(32)В новом ритме и стиле жизни кажется, что кроме стариков некому будет печалиться об утратах памяти. (33) Молодым оглядываться и смотреть под ноги некогда.
(34)Когда я, по-советски комплексуя, видно, не выдавив еще из себя совка, размышляла о том, а стоит ли вообще писать, то есть оставлять память о моих предках, среди которых, как оказалось, нет ни одного генерала (слава тебе Господи!), ни одного депутата (и за это отдельное спасибо), во мне рос и рос какой-то еще не осознанный протест против признания «малозначимости» родных мне людей. (35)Я ощущала какую-то неправду и несправедливость. (36)Вот я даже и сейчас как будто перед кем-то не знаю в чем оправдываюсь.
(37) И вдруг что-то сложилось! (38)Ничего себе – маленькие люди, винтики да болтики. (39)По жизням моих родных прошлись колеса всех российских исторических событий, оставив в их судьбах неизгладимые, в основном трагические отметины. (40) Нет уж, без таких, как мои родные, миллионов россиян никакое колесо истории не сделало бы и оборота и не было бы никакой страны, ни великой и ни могучей. (41) А была бы территория, переходящая из рук одних правителей в руки других. (42) И что бы без них, не упомянутых в хрониках, делали все вместе взятые цари, генералиссимусы и генеральные секретари?
(43) Вот представьте, был бы в семье какой-нибудь генерал или академик, да всё вокруг них бы и крутилось – вот они такие и сякие, смотрите, дети, как надо жить! (44) Учитесь и гордитесь! (45) А так, в отсутствие в нашем древе таких гигантов жизненного успеха, я могу уделить каждому, кого знала и любила, столько внимания, сколько позволит моя память, без оглядки на чины и звания.
(46) И ведь в каждой семье есть что сказать о своих близких. (47) Я вдруг поняла, что они, наши предки, не только имеют право на память о них, а мы, как любящие их всех, обязаны сохранить хотя бы те крохи свидетельств об их жизни, что остались, и передать их своим детям.
Юлия Ляликова
Пример ученического сочинения
№ 1
Ляликова в финале своего текста пишет: «Я вдруг поняла, что они, наши предки, не только имеют право на память о них , а мы, как любящие их всех, обязаны сохранить те крохи свидетельств их жизни, что остались, и передать их своим детям». Попробуем в этом разобраться. Смысл финала текста заключается в том, что сегодняшние поколения должны помнить о нагих предках, обязаны хранить свидетельства их жизни. Иначе нарушится связь времен.
На вопрос, стоит ли хранить память о предках, автор отвечает в предложениях 38-40. Хотя большинство наших близких не являются важными персонами, на них держалась история государства. И они достойны того, чтобы их помнили. Я считаю, что фотографии надо хранить, независимо от достижений. Мы же просто должны знать хотя бы внешне, как они выглядели.
О том, что нужно хранить память, говорят и предложения 21-25.
Таким образом, нам удалось доказать тезис о том, что нужно хранить память о своих предках.
Вопрос:
Сочинение-рассуждение на тему проблемы текста Юлии Ляликовой Послание в неведомое
Ответы:
С1. Сочинение-рассуждение по тексту письма Юлии Ляликовой “Послание в неведомое”
Зачем люди делают фотографии? Чтобы потом они лежали где-то в углу, в пыли, всеми забытые? Или все же для того, чтобы остановить так быстро бегущее и ускользающее от нас время? А может чтобы запечатлеть лучшие моменты своей жизни и потом сидеть вместе всей семьей и рассказывать своим детям и внукам о весело проведенных минутах жизни? Так зачем же?
Сейчас, в век хорошо развитых технологий сделать фотографию очень просто, именно поэтому ее значение уже не настолько велико, как раньше. Снимков стало слишком много, и половина из них совершенно глупа и бессмысленна, нет никакого смысла показывать их своим потомкам. Они теряют свою ценность изо дня в день все больше.
Согласитесь, куда приятнее порой рассматривать фотографии своих дедушек и бабушек, пап и мам, чем свои, даже несмотря на то, что они черно-белые, тусклые или выцветшие. А почему? Может потому что тот мир, который отображен в тех снимках уже не вернуть, потому что он остался в прошлом, стал далеким воспоминанием? А как приятно чувствовать запах старых альбомов, который, словно обвалакивая тебя, переносит в старину, в те далекие для тебя времена. А как тепло и одновременно горестно смотреть на расплывшиеся в теплой и доброй улыбке лица тех, кого уже нет… Сейчас же, люди перестают видеть какую-либо ценность в этих альбомах, которые, как кажется многим, лишь пыль собирают. Люди перестают видеть в этих снимках самое главное – память. Именно поэтому альбомы и оказываются на помойке, и ветер разбрасывает по лужам никому не нужные воспоминания. Эту проблему и поднимает в своем письме Юлия Ляликова.
В каждом предложении она рассуждает о том, к каким последствиям это может привести, размышляет о том, каким должен быть человек, способный выбросить этот альбом. И постепенно переносит ситуацию на себя, на свой род, в котором не было никаких выдающихся людей, но тем не менее, все ее предки сыграли очень важную роль в становлении будущего нашей страны. Она подчеркивает, что даже рада тому, что в ее роду нет ни одного великого человека, и “что я могу уделить каждому, кого знала и любила, столько внимания, сколько позволит моя память, без оглядки на чины и звания”. В конце концов, Юлия Ляликова приходит к выводу, что все люди имеют право на то, чтобы сохранилась память о них.
Из манеры написания текста видно, как сильно Юлия Ляликова возмущена, ошарашена и огорчена увиденным зрелищем. К тому же стоит обратить внимание на то, что она описывает помойку с некоторым отвращением, что видно из предложения “Стараясь ” не вступить” и не вдохнуть специфических ароматов…”. И вдруг она заметила альбом среди прочего мусора…”Я остолбенела”, “…я в полном ступоре забыла, куда и зачем шла” – именно эти фразы полностью выражают отношение автора к увиденному. ” Я лихорадочно начала думать, как сделать так, чтобы такого не случилось”,”И, грешница, подумала, что никто не даст гарантии от такой смерти памяти…если не принять каких-то, пока не знаю каких, мер”. Эти цитаты позволяют сделать вывод, что Юлия Ляликова полностью поражена этой ситуацией и сразу же у нее в голове мелькает мысль о том, как решить эту огромную проблему, на которую другие не обратили никакого внимания. Она даже называет себя “грешница” уже за то, что посмела допустить мысль о смерти памяти! Такова позиция автора в предложеном тексте.
Отблески данной проблемы можно разглядеть в произведениях Андрея Некрасова “Фото на память” и Николая Цветкова “Память о предках”. Анализируя произведение “Память о предках” можно сделать вывод о том, что автор видит проблему развала Отчизны в том, что каждое новое поколение всё меньше помнит старое, что память – основа нашей Родины! Это ясно видно из последних строк:
Пусть к могилам, достойно проживших,
Шли б потомки и нас вспоминать.
Вот на этом стоит и стояла
Наша славная Родина мать!!
Второе стихотворное произведение уже больше подходит под данный текст письма Юлии Ляликовой. Оно раскрывает нам ценность фотографии. Автор показывает, какой дорогой может стать помятая бумажка, на которой запечатлен любимый человек. А само название произведения! “Фото на память”…
Тебе я образ свой отдам,
Он, правда, выглядит неважно –
Помят немного тут и там,
Заметит это сразу каждый.
Женщина, которой Андрей Некрасов подарил частичку себя, которая никогда его не забудет, благодаря этому помятому, выцветшему изображению любимого, которое будет подбадривать ее и поможет пройти через многие печали и горести.
Глаза закроешь и вздохнешь,
Затем чуть робко улыбнешься,
Мой снимок в ящик уберешь
И вновь к делам своим вернешься.
Таким образом, нельзя забывать какую ценность представляют для нас обычные, казалось бы, фотографии. Ведь каждый человек достоин того, чтобы его помнили!
С1. Сочинение-рассуждение по тексту письма Юлии Ляликовой “Послание в неведомое”
Зачем люди делают фотографии? Чтобы потом они лежали где-то в углу, в пыли, всеми забытые? Или все же для того, чтобы остановить так быстро бегущее и ускользающее от нас время? А может чтобы запечатлеть лучшие моменты своей жизни и потом сидеть вместе всей семьей и рассказывать своим детям и внукам о весело проведенных минутах жизни? Так зачем же?
Сейчас, в век хорошо развитых технологий сделать фотографию очень просто, именно поэтому ее значение уже не настолько велико, как раньше. Снимков стало слишком много, и половина из них совершенно глупа и бессмысленна, нет никакого смысла показывать их своим потомкам. Они теряют свою ценность изо дня в день все больше.
Согласитесь, куда приятнее порой рассматривать фотографии своих дедушек и бабушек, пап и мам, чем свои, даже несмотря на то, что они черно-белые, тусклые или выцветшие. А почему? Может потому что тот мир, который отображен в тех снимках уже не вернуть, потому что он остался в прошлом, стал далеким воспоминанием? А как приятно чувствовать запах старых альбомов, который, словно обвалакивая тебя, переносит в старину, в те далекие для тебя времена. А как тепло и одновременно горестно смотреть на расплывшиеся в теплой и доброй улыбке лица тех, кого уже нет… Сейчас же, люди перестают видеть какую-либо ценность в этих альбомах, которые, как кажется многим, лишь пыль собирают. Люди перестают видеть в этих снимках самое главное – память. Именно поэтому альбомы и оказываются на помойке, и ветер разбрасывает по лужам никому не нужные воспоминания. Эту проблему и поднимает в своем письме Юлия Ляликова.
В каждом предложении она рассуждает о том, к каким последствиям это может привести, размышляет о том, каким должен быть человек, способный выбросить этот альбом. И постепенно переносит ситуацию на себя, на свой род, в котором не было никаких выдающихся людей, но тем не менее, все ее предки сыграли очень важную роль в становлении будущего нашей страны. Она подчеркивает, что даже рада тому, что в ее роду нет ни одного великого человека, и “что я могу уделить каждому, кого знала и любила, столько внимания, сколько позволит моя память, без оглядки на чины и звания”. В конце концов, Юлия Ляликова приходит к выводу, что все люди имеют право на то, чтобы сохранилась память о них.
Из манеры написания текста видно, как сильно Юлия Ляликова возмущена, ошарашена и огорчена увиденным зрелищем. К тому же стоит обратить внимание на то, что она описывает помойку с некоторым отвращением, что видно из предложения “Стараясь ” не вступить” и не вдохнуть специфических ароматов…”. И вдруг она заметила альбом среди прочего мусора…”Я остолбенела”, “…я в полном ступоре забыла, куда и зачем шла” – именно эти фразы полностью выражают отношение автора к увиденному. ” Я лихорадочно начала думать, как сделать так, чтобы такого не случилось”,”И, грешница, подумала, что никто не даст гарантии от такой смерти памяти…если не принять каких-то, пока не знаю каких, мер”. Эти цитаты позволяют сделать вывод, что Юлия Ляликова полностью поражена этой ситуацией и сразу же у нее в голове мелькает мысль о том, как решить эту огромную проблему, на которую другие не обратили никакого внимания. Она даже называет себя “грешница” уже за то, что посмела допустить мысль о смерти памяти! Такова позиция автора в предложеном тексте.
Отблески данной проблемы можно разглядеть в произведениях Андрея Некрасова “Фото на память” и Николая Цветкова “Память о предках”. Анализируя произведение “Память о предках” можно сделать вывод о том, что автор видит проблему развала Отчизны в том, что каждое новое поколение всё меньше помнит старое, что память – основа нашей Родины! Это ясно видно из последних строк:
Пусть к могилам, достойно проживших,
Шли б потомки и нас вспоминать.
Вот на этом стоит и стояла
Наша славная Родина мать!!
Второе стихотворное произведение уже больше подходит под данный текст письма Юлии Ляликовой. Оно раскрывает нам ценность фотографии. Автор показывает, какой дорогой может стать помятая бумажка, на которой запечатлен любимый человек. А само название произведения! “Фото на память”…
Тебе я образ свой отдам,
Он, правда, выглядит неважно –
Помят немного тут и там,
Заметит это сразу каждый.
Женщина, которой Андрей Некрасов подарил частичку себя, которая никогда его не забудет, благодаря этому помятому, выцветшему изображению любимого, которое будет подбадривать ее и поможет пройти через многие печали и горести.
Глаза закроешь и вздохнешь,
Затем чуть робко улыбнешься,
Мой снимок в ящик уберешь
И вновь к делам своим вернешься.
Таким образом, нельзя забывать какую ценность представляют для нас обычные, казалось бы, фотографии. Ведь каждый человек достоин того, чтобы его помнили!
С1. Сочинение-рассуждение по тексту письма Юлии Ляликовой “Послание в неведомое”
Зачем люди делают фотографии? Чтобы потом они лежали где-то в углу, в пыли, всеми забытые? Или все же для того, чтобы остановить так быстро бегущее и ускользающее от нас время? А может чтобы запечатлеть лучшие моменты своей жизни и потом сидеть вместе всей семьей и рассказывать своим детям и внукам о весело проведенных минутах жизни? Так зачем же?
Сейчас, в век хорошо развитых технологий сделать фотографию очень просто, именно поэтому ее значение уже не настолько велико, как раньше. Снимков стало слишком много, и половина из них совершенно глупа и бессмысленна, нет никакого смысла показывать их своим потомкам. Они теряют свою ценность изо дня в день все больше.
Согласитесь, куда приятнее порой рассматривать фотографии своих дедушек и бабушек, пап и мам, чем свои, даже несмотря на то, что они черно-белые, тусклые или выцветшие. А почему? Может потому что тот мир, который отображен в тех снимках уже не вернуть, потому что он остался в прошлом, стал далеким воспоминанием? А как приятно чувствовать запах старых альбомов, который, словно обвалакивая тебя, переносит в старину, в те далекие для тебя времена. А как тепло и одновременно горестно смотреть на расплывшиеся в теплой и доброй улыбке лица тех, кого уже нет … Сейчас же, люди перестают видеть какую-либо ценность в этих альбомах, которые, как кажется многим, лишь пыль собирают. Люди перестают видеть в этих снимках самое главное – память. Именно поэтому альбомы и оказываются на помойке, и ветер разбрасывает по лужам никому не нужные воспоминания. Эту проблему и поднимает в своем письме Юлия Ляликова.
В каждом предложении она рассуждает о том, к каким последствиям это может привести, размышляет о том, каким должен быть человек, способный выбросить этот альбом. И постепенно переносит ситуацию на себя, на свой род, в котором не было никаких выдающихся людей, но тем не менее, все ее предки сыграли очень важную роль в становлении будущего нашей страны. Она подчеркивает, что даже рада тому, что в ее роду нет ни одного великого человека, и “что я могу уделить каждому, кого знала и любила, столько внимания, сколько позволит моя память, без оглядки на чины и звания”. В конце концов, Юлия Ляликова приходит к выводу, что все люди имеют право на то, чтобы сохранилась память о них.
Из манеры написания текста видно, как сильно Юлия Ляликова возмущена, ошарашена и огорчена увиденным зрелищем. К тому же стоит обратить внимание на то, что она описывает помойку с некоторым отвращением, что видно из предложения “Стараясь ” не вступить” и не вдохнуть специфических ароматов … “. И вдруг она заметила альбом среди прочего мусора … “Я остолбенела”, ” … я в полном ступоре забыла, куда и зачем шла” – именно эти фразы полностью выражают отношение автора к увиденному. ” Я лихорадочно начала думать, как сделать так, чтобы такого не случилось”,”И, грешница, подумала, что никто не даст гарантии от такой смерти памяти … если не принять каких-то, пока не знаю каких, мер”. Эти цитаты позволяют сделать вывод, что Юлия Ляликова полностью поражена этой ситуацией и сразу же у нее в голове мелькает мысль о том, как решить эту огромную проблему, на которую другие не обратили никакого внимания. Она даже называет себя “грешница” уже за то, что посмела допустить мысль о смерти памяти! Такова позиция автора в предложеном тексте.
Отблески данной проблемы можно разглядеть в произведениях Андрея Некрасова “Фото на память” и Николая Цветкова “Память о предках”. Анализируя произведение “Память о предках” можно сделать вывод о том, что автор видит проблему развала Отчизны в том, что каждое новое поколение всё меньше помнит старое, что память – основа нашей Родины! Это ясно видно из последних строк:
Пусть к могилам, достойно проживших,
Шли б потомки и нас вспоминать.
Вот на этом стоит и стояла
Наша славная Родина мать!
Второе стихотворное произведение уже больше подходит под данный текст письма Юлии Ляликовой. Оно раскрывает нам ценность фотографии. Автор показывает, какой дорогой может стать помятая бумажка, на которой запечатлен любимый человек. А само название произведения! “Фото на память” …
Тебе я образ свой отдам,
Он, правда, выглядит неважно –
Помят немного тут и там,
Заметит это сразу каждый.
Женщина, которой Андрей Некрасов подарил частичку себя, которая никогда его не забудет, благодаря этому помятому, выцветшему изображению любимого, которое будет подбадривать ее и поможет пройти через многие печали и горести.
Глаза закроешь и вздохнешь,
Затем чуть робко улыбнешься,
Мой снимок в ящик уберешь
И вновь к делам своим вернешься.
Таким образом, нельзя забывать какую ценность представляют для нас обычные, казалось бы, фотографии. Ведь каждый человек достоин того, чтобы его помнили!
Важна ли для каждого из нас семейная память? По тексту Ю. Ляликовой Послание в неведомое (ЕГЭ по русскому)
Юлия Ляликова размышляет в своем тексте о связи поколений. Автора волнует вопрос: насколько важна для человека семейная память и чем может обернуться ее потеря?
Задуматься над данной проблемой Ляликову заставил увиденный на помойке чей-то семейный альбом. Рассказчица признается, что находилась некоторое время “в полном ступоре”, даже забыла “куда и зачем шла”.
По этим словам видно, какое поразительное впечатление произвели на автора ставшие ненужными кому-то старые фотографии.
Получается, что прожитая жизнь владельца
альбома оказалась неинтересна родне.
Полностью разделяю сожаление автора по поводу небрежного отношения к самым дорогим для кого-то вещам. Больно представить, что когда-нибудь взрослые дети вместе с фотографиями и старыми вещами выбросят и память о некогда дорогом человеке. Но в этом случае их жизни также в итоге окажутся безынтересными для потомков.
В связи с этим вспоминается легенда о Манкурте из романа “И дольше века длится день” Ч. Айтматова. В давние времена захватчики жуаньжуаны уничтожали память пленных с помощью куска
верблюжьей кожи. Надетый на голову обруч из сыромятной кожи ссыхался на солнце и причинял неимоверные муки.
Лишь один из десятка выживал после подобных “процедур”, но начисто терял память, становился бессловесным рабом. В итоге Манкурт не узнал и убил стрелой из лука родную мать…
Пример из повести “Матренин двор” А. Солженицына, на первый взгляд, не так страшен, но итог его практически идентичен предыдущему. Фаддей думал лишь о собственных удобствах и пытается взять от матери как можно больше. Сын не ценил трудолюбивую Матрену, не испытывал благодарности за данную ему жизнь.
Фаддей даже не пришел проститься с матерью в день ее похорон.
Таким образом видно, что потеря семейной памяти чревата ужасающими последствиями. Отсутствие благодарности к старшим поколениям, к тем, кто заложил фундамент нашей дальнейшей жизни, может обернуться потерей человечности. Трудно представить что-то страшнее подобной утраты…
Loading…
Важна ли для каждого из нас семейная память? По тексту Ю. Ляликовой Послание в неведомое (ЕГЭ по русскому)
С1. Сочинение-рассуждение по тексту письма Юлии Ляликовой «Послание в неведомое»
Зачем люди делают фотографии? Чтобы потом они лежали где-то в углу, в пыли, всеми забытые? Или все же для того, чтобы остановить так быстро бегущее и ускользающее от нас время? А может чтобы запечатлеть лучшие моменты своей жизни и потом сидеть вместе всей семьей и рассказывать своим детям и внукам о весело проведенных минутах жизни? Так зачем же?
Сейчас, в век хорошо развитых технологий сделать фотографию очень просто, именно поэтому ее значение уже не настолько велико, как раньше. Снимков стало слишком много, и половина из них совершенно глупа и бессмысленна, нет никакого смысла показывать их своим потомкам. Они теряют свою ценность изо дня в день все больше.
Согласитесь, куда приятнее порой рассматривать фотографии своих дедушек и бабушек, пап и мам, чем свои, даже несмотря на то, что они черно-белые, тусклые или выцветшие. А почему? Может потому что тот мир, который отображен в тех снимках уже не вернуть, потому что он остался в прошлом, стал далеким воспоминанием? А как приятно чувствовать запах старых альбомов, который, словно обвалакивая тебя, переносит в старину, в те далекие для тебя времена. А как тепло и одновременно горестно смотреть на расплывшиеся в теплой и доброй улыбке лица тех, кого уже нет… Сейчас же, люди перестают видеть какую-либо ценность в этих альбомах, которые, как кажется многим, лишь пыль собирают. Люди перестают видеть в этих снимках самое главное — память. Именно поэтому альбомы и оказываются на помойке, и ветер разбрасывает по лужам никому не нужные воспоминания. Эту проблему и поднимает в своем письме Юлия Ляликова.
В каждом предложении она рассуждает о том, к каким последствиям это может привести, размышляет о том, каким должен быть человек, способный выбросить этот альбом. И постепенно переносит ситуацию на себя, на свой род, в котором не было никаких выдающихся людей, но тем не менее, все ее предки сыграли очень важную роль в становлении будущего нашей страны. Она подчеркивает, что даже рада тому, что в ее роду нет ни одного великого человека, и «что я могу уделить каждому, кого знала и любила, столько внимания, сколько позволит моя память, без оглядки на чины и звания». В конце концов, Юлия Ляликова приходит к выводу, что все люди имеют право на то, чтобы сохранилась память о них.
Из манеры написания текста видно, как сильно Юлия Ляликова возмущена, ошарашена и огорчена увиденным зрелищем. К тому же стоит обратить внимание на то, что она описывает помойку с некоторым отвращением, что видно из предложения «Стараясь » не вступить» и не вдохнуть специфических ароматов…». И вдруг она заметила альбом среди прочего мусора…»Я остолбенела», «…я в полном ступоре забыла, куда и зачем шла» — именно эти фразы полностью выражают отношение автора к увиденному. » Я лихорадочно начала думать, как сделать так, чтобы такого не случилось»,»И, грешница, подумала, что никто не даст гарантии от такой смерти памяти…если не принять каких-то, пока не знаю каких, мер». Эти цитаты позволяют сделать вывод, что Юлия Ляликова полностью поражена этой ситуацией и сразу же у нее в голове мелькает мысль о том, как решить эту огромную проблему, на которую другие не обратили никакого внимания. Она даже называет себя «грешница» уже за то, что посмела допустить мысль о смерти памяти! Такова позиция автора в предложеном тексте.
Отблески данной проблемы можно разглядеть в произведениях Андрея Некрасова “Фото на память” и Николая Цветкова «Память о предках». Анализируя произведение «Память о предках» можно сделать вывод о том, что автор видит проблему развала Отчизны в том, что каждое новое поколение всё меньше помнит старое, что память — основа нашей Родины! Это ясно видно из последних строк:
Пусть к могилам, достойно проживших,
Шли б потомки и нас вспоминать.
Вот на этом стоит и стояла
Наша славная Родина мать!!
Второе стихотворное произведение уже больше подходит под данный текст письма Юлии Ляликовой. Оно раскрывает нам ценность фотографии. Автор показывает, какой дорогой может стать помятая бумажка, на которой запечатлен любимый человек. А само название произведения! «Фото на память»…
Тебе я образ свой отдам,
Он, правда, выглядит неважно —
Помят немного тут и там,
Заметит это сразу каждый.
Женщина, которой Андрей Некрасов подарил частичку себя, которая никогда его не забудет, благодаря этому помятому, выцветшему изображению любимого, которое будет подбадривать ее и поможет пройти через многие печали и горести.
Глаза закроешь и вздохнешь,
Затем чуть робко улыбнешься,
Мой снимок в ящик уберешь
И вновь к делам своим вернешься.
Таким образом, нельзя забывать какую ценность представляют для нас обычные, казалось бы, фотографии. Ведь каждый человек достоин того, чтобы его помнили!
Сочинение по тексту Ю. Ляликовой
Текст
(1)Однажды осенью я шла дворами по каким-то своим надобностям, и дорога пролегала неподалеку от обычной мусорки. (2)Стараясь «не вступить» и не вдохнуть специфических ароматов, я наткнулась взглядом на лежащий между мусорным контейнером и тропинкой старый альбом. (3)Его страницы стояли веером, и ветер «листал» их, то приоткрывая, то захлопывая. (4)Там были фотографии! (5)Я остолбенела. (6)Что это? (7)Господи, что это? (8)Кто выбросил? (9)Дети, внуки умерших стариков? (10)Ну не сами же хозяева. (11)Может быть, это сделали новые хозяева квартиры, выбрасывая «хлам» прежних жильцов… (12)В любом случае мне представилась самой вероятной версия, что хозяев нет в живых, а альбом выбросили все-таки не потомки, а чужие люди. (13)Согласиться с тем, что так могут поступить «наследники», просто невозможно. (14)На некоторое время я в полном ступоре забыла, куда и зачем шла. (15)Не знаю, почему я не подняла этот альбом, – побоялась лезть в грязную лужу? (16)Теперь жалею, что не сделала этого. (17)А тогда, повернув обратно в сторону дома, не могла отделаться от воображаемой картины: альбомы, фотографии моей семьи валяются где-то у помойки, их разносит ветер, бросая в грязные лужи. (18)А мимо идут люди, идут люди… (19)Я начала лихорадочно думать, как сделать так, чтобы такого не случилось. (20)И, грешница, подумала, что никто не даст гарантии от такой смерти памяти, собираемой и хранимой десятилетиями в каждой семье, о родных, близких, если не предпринять каких-то, пока не знаю каких, мер. (21)Дело в том, что жизнь за последние пятнадцать-двадцать лет так изменилась – ее формы, так называемые артефакты, из физических перешли в виртуальные, не занимающие много места, не нарушающие современный стиль или еще что-либо. (22)Многое просто стало «немодным» – кажется, именно это произошло со старыми семейными альбомами. (23)Кто-то спрятал их подальше в шкафы. (24)Но выбрасывать, мне кажется, еще рано, и эти предметы не заслужили такой судьбы. (25)Можно выбросить старый шкаф, диван, стулья, но память? (26)Ну да что попусту рассуждать; надо, пока не поздно, продумать свои собственные меры, чтобы ничто и никто не мог поглумиться над святынями (ни время, ни обстоятельства, ни люди)… (27)Иногда кажется, что новая жизнь жестко и жестоко отрицает старую вместе с ее еще живыми носителями или вещественными знаками. (28)Обижаются на молодежь старики, не находя себе места в новых, не всегда понятных реалиях жизни. (29)Новодел вымещает или грубо растаптывает знаки старины. (30)Новые города не предполагают комфортного существования стариков. (31)А старики в деревнях – это одни горчайшие слезы. (32)В новом ритме и стиле жизни кажется, что кроме стариков некому будет печалиться об утратах памяти. (33)Молодым оглядываться и смотреть под ноги некогда. (34)Когда я, по-советски комплексуя, видно, не выдавив еще из себя совка, размышляла о том, а стоит ли вообще писать, то есть оставлять память о моих предках, среди которых, как оказалось, нет ни одного генерала (слава тебе Господи!), ни одного депутата (и за это отдельное спасибо), во мне рос и рос какой-то еще не осознанный протест против признания «малозначимости» родных мне людей. (35)Я ощущала какую-то неправду и несправедливость. (36)Вот я даже и сейчас как будто перед кем-то не знаю в чем оправдываюсь. (37)И вдруг что-то сложилось! (38)Ничего себе – маленькие люди, винтики да болтики. (39)По жизням моих родных прошлись колеса всех российских исторических событий, оставив в их судьбах неизгладимые, в основном трагические отметины. (40)Нет уж, без таких, как мои родные, миллионов россиян никакое колесо истории не сделало бы и оборота и не было бы никакой страны, ни великой и ни могучей. (41)А была бы территория, переходящая из рук одних правителей в руки других. (42)И что бы без них, не упомянутых в хрониках, делали все вместе взятые цари, генералиссимусы и генеральные секретари? (43)Вот представьте, был бы в семье какой-нибудь генерал или академик, да всё вокруг них бы и крутилось – вот они такие и сякие, смотрите, дети, как надо жить! (44)Учитесь и гордитесь! (45)А так, в отсутствие в нашем древе таких гигантов жизненного успеха, я могу уделить каждому, кого знала и любила, столько внимания, сколько позволит моя память, без оглядки на чины и звания. (46)И ведь в каждой семье есть что сказать о своих близких. (47)Я вдруг поняла, что они, наши предки, не только имеют право на память о них, а мы, как любящие их всех, обязаны сохранить хотя бы те крохи свидетельств об их жизни, что остались, и передать их своим детям.
(Юлия Ляликова)
Сочинение
Автор работы: Джелали Полина
Старый альбом с чужими фотографиями. «А мимо идут люди, идут люди…» Этот эпизод лёг в основу размышлений писательницы Юлии Ляликовой над проблемой исторической памяти.
Случай из жизни: рассказчица находит возле мусорки старый альбом с фотографиями. Автор обращает внимание на то, что всё чаще современная культура заменяет достижения прошлого, «кроме стариков некому печалиться об утратах памяти», ведь молодёжи «оглядываться и смотреть под ноги некогда». Писательница с чувством неподдельной горечи пишет о том, что «колёса всех российских исторических событий» прошли по жизням многих россиян, а память о них не сохраняется, угасает. Так автор пытается достучаться до наших сердец и напомнить каждому из нас о необходимости беречь память о своих родных, о своих близких.
Ю. Ляликова считает, что сохранить память о своих предках и передать воспоминания о них потомкам — наша обязанность. Автор призывает нас хранить память о родных без учёта их успешности, достижений, положения в обществе, «без оглядки на чины и звания». Она выражает уверенность в том, что без миллионов простых россиян «никакое колесо истории не сделало бы и оборота и не было бы никакой страны, ни великой и ни могучей».
Я согласна с автором. Я думаю, что новое поколение должно осознавать свой долг перед людьми, которые вершили историю в трудные времена. В том числе это память о Великой Отечественной войне, о людях, защищавших нашу страну в это суровое время. Но память — это и следы материальной культуры.
Неслучайно Д. С. Лихачёв в своих «Письмах о добром и прекрасном» говорит о том, что память — это основа культуры и нравственности. Известный филолог и культуролог считает, что если человек не любит смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них в оставленных вещах, значит, он не любит их. По мнению Лихачёва, если человек равнодушен к историческим памятникам своей страны, значит, он непатриотичен. В «Письмах о добром и прекрасном» Лихачёв призывает читателя принимать участие в сохранении культуры, не быть равнодушным к прошлому своей станы и своего народа.
Вл. Солоухин в повести «Чёрные доски» рассказывает об уничтожении церквей в двадцатом веке. Эти уникальные памятники русской архитектуры, в которых венчалось и отпевалось не одно поколение наших предков, дороги сердцу автора. Солоухина поражает, что из красивых древних икон сколачиваются ящики. Писатель убеждён, что мы теряем человеческий облик, когда пренебрегаем историческими памятниками.
Мне кажется, что проблема исторической памяти очень остро стоит сегодня. История наших близких и нашей страны не должна быть забыта. Разрушая и забывая старину, мы теряем свои исторические корни.
Наш образец. Сочинение на тему: «Историческая память»
Осмысление рассказа «Послание в неведомое»
11252
Старый альбом с чужими фотографиями. «А мимо идут люди, идут люди…» Этот эпизод лёг в основу размышлений писательницы Юлии Ляликовой над проблемой исторической памяти.
Случай из жизни: рассказчица находит возле мусорки старый альбом с фотографиями. Автор обращает внимание на то, что всё чаще современная культура заменяет достижения прошлого, «кроме стариков некому печалиться об утратах памяти» ведь молодёжи «оглядываться и смотреть под ноги некогда». Писательница с чувством неподдельной горечи пишет о том, что «колёса всех российских исторических событий» прошли по жизням многих россиян, а память о них не сохраняется, угасает. Так автор пытается достучаться до наших сердец и напомнить каждому из нас о необходимости беречь память о своих родных, о своих близких.
Ю. Ляликова считает, что сохранить память о своих предках и передать воспоминания о них потомкам — наша обязанность. Автор призывает нас хранить память о родных без учёта их успешности, достижений, положения в обществе, «без оглядки на чины и звания». Она выражает уверенность в том, что без миллионов простых россиян «никакое колесо истории не сделало бы и оборота и не было бы никакой страны, ни великой и ни могучей».
Я согласна с автором. Я думаю, что новое поколение должно осознавать свой долг перед людьми, которые вершили историю в трудные времена. В том числе это память о Великой Отечественной войне, о людях, защищавших нашу страну в это суровое время. Но память — это и следы материальной культуры.
Неслучайно Д. С. Лихачёв в своих «Письмах о добром и прекрасном» говорит о том, что память — это основа культуры и нравственности. Известный филолог и культуролог считает, что если человек не любит смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них в оставленных вещах, значит, он не любит их. По мнению Лихачёва, если человек равнодушен к историческим памятникам своей страны, значит, он непатриотичен. В «Письмах о добром и прекрасном» Лихачёв призывает читателя принимать участие в сохранении культуры, не быть равнодушным к прошлому своей станы и своего народа.
Вл. Солоухин в повести «Чёрные доски» рассказывает об уничтожении церквей в двадцатом веке. Эти уникальные памятники русской архитектуры, в которых венчалось и отпевалось не одно поколение наших предков, дороги сердцу автора. Солоухина поражает, что из красивых древних икон сколачиваются ящики. Писатель убеждён, что мы теряем человеческий облик, когда пренебрегаем историческими памятниками.
Мне кажется, что проблема исторической памяти очень остро стоит сегодня. История наших близких и нашей страны не должна быть забыта. Разрушая и забывая старину, мы теряем свои исторические корни.
Полина Джелали
Новые материалы
Читайте также
Привязка статьи к блоку
Самое читаемое
за неделю
за месяц
за все время
Алгоритм написания сочинения 15.2
1.Вдумчиво и не спеша прочитайте текст, с которого начинается часть 2 экзаменационной работы.
2.Прочитайте задание 15.2 и поработайте с предложением (фрагментом) текста, вынесенным в задание. Подчеркните в нем ключевые слова. Какая мысль заключена в этом предложении (фрагменте)?
3.Найдите в тексте это предложение (фрагмент) и подчеркните его.
Определите:
а) в какой части текста находится это предложение (фрагмент) – в начале, середине или конце;
б) кому принадлежит это высказывание – герою произведения или самому автору;
в) какова позиция автора произведения – что он хотел сказать, какую мысль передать читателю (какова идея произведения);
г) выражает ли автор свою позицию непосредственно (в каких-либо предложениях) или опосредованно;
д) если в тексте не выражена словесно мысль или нет прямой оценки автора, которую он дает герою и его поступкам, то определите, при помощи каких средств автор выражает свое мнение (при помощи сюжета, композиции, образа положительного героя, портрета героя, его речевой характеристики и т. п.).
4. Сформулируйте идею текста (основную мысль) и определите, соответствует ли авторская позиция вашему пониманию, вашему мнению по поводу анализируемого фрагмента.
5. Объясните, как вы поняли предложение (фрагмент) текста: дайте свое видение, свою трактовку смысла цитаты. Помните, что вы должны выразить свое мнение о фрагменте в контексте всего рассказа в целом.
6. Найдите в тексте два примера, которыми вы сможете подтвердить свое мнение, свои рассуждения о фрагменте. Помните, что вы аргументируете (доказываете) свою оценку, свое мнение о цитате.
7. Соотнесите ваш вывод, которым вы завершаете свои рассуждения, с вашим объяснением смысла фрагмента.
8. Напишите сочинение, соблюдая структуру сочинения-рассуждения. Проверьте его.
Структура сочинения (задание 15.2)
- Вступление. Рассуждение о смысле высказывания
А) Первый пример и его роль в тексте
Б) Второй пример и его роль в тексте
2. Вывод
Клише для сочинения 15.2
Часть сочинения |
Клише |
Вступление (формулирование тезиса) |
Действительно… Попробуем разобраться в смысле этого высказывания. Попробую доказать эту мысль примерами из текста. Автор текста приглашает читателя к размышлению над вопросом. Смысл финала текста говорит нам о том, что… Я думаю, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста:… В этом отрывке автор хочет сказать нам о том… Этим отрывком автор хочет нам показать… Текст заканчивается словами: «…». Полагаю, речь идт о том, что… В этом фрагменте автор говорит о том, что… Смысл данного отрывка я понимаю так:… В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что… На мой взгляд, данный отрывок показывает/объясняет/раскрывает… По моему мнению, в этом отрывке показано… Мне кажется, в этом отрывке содержится главная мысль текста:… Я считаю, что… Текст (фамилия автора в род.падеже) заставил меня задуматься…. |
Основная (аргументация) |
Примером может стать аргумент из текста, в котором… Обратимся к тексту (фамилия автора в род.падеже) … Предложение №… подтверждает мысль о том, что… Автор говорит (подчеркивает, обращает/акцентирует наше внимание, выделяет, замечает, указывает, размышляет, высказывает интересное мнение / предположение по поводу, особо останавливается на…, возвращается к….) Этот пример ярко демонстрирует основную мысль текста… Прекрасным подтверждением этой мысли является текст… Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению № … Проиллюстрировать названное языковое явление можно на примере предложения .. . Пример можно найти в предложении № … Рассмотрим предложение… В нѐм использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как… Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует… Рассмотрим в качестве примера предложение №… Это подтверждает наш вывод о том, что… |
Заключение (вывод) |
Таким образом, мы пришли к выводу… итак, в заключение, как видим… Подводя итог моим рассуждениям, могу сказать… Делая выводы,… Исходя из сказанного… Итак, можно увидеть, что… Нам удалось доказать, что… В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что… Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что… Текст (фамилия автора в род.падеже) помог понять… |
Послание в неведомое
(1)Однажды осенью я шла дворами по каким-то своим надобностям, и дорога пролегала неподалеку от обычной мусорки. (2)Стараясь «не вступить» и не вдохнуть специфических ароматов, я наткнулась взглядом на лежащий между мусорным контейнером и тропинкой старый альбом. (3)Его страницы стояли веером, и ветер «листал» их, то приоткрывая, то захлопывая. (4)Там были фотографии! (5) Я остолбенела. (6)Что это? (7)Господи, что это?
(8)Кто выбросил? (9)Дети, внуки умерших стариков? (10)Ну не сами же хозяева. (11)Может быть, это сделали новые хозяева квартиры, выбрасывая «хлам» прежних жильцов…
(12)В любом случае мне представилась самой вероятной версия, что хозяев нет в живых, а альбом выбросили все-таки не потомки, а чужие люди. (13)Согласиться с тем, что так могут поступить «наследники», просто невозможно. (14)На некоторое время я в полном ступоре забыла, куда и зачем шла. (15)Не знаю, почему я не подняла этот альбом, – побоялась лезть в грязную лужу? (16)Теперь жалею, что не сделала этого. (17)А тогда, повернув обратно в сторону дома, не могла отделаться от воображаемой картины: альбомы, фотографии моей семьи валяются где-то у помойки, их разносит ветер, бросая в грязные лужи. (18)А мимо идут люди, идут люди…
(19) Я начала лихорадочно думать, как сделать так, чтобы такого не случилось. (20)И, грешница, подумала, что никто не даст гарантии от такой смерти памяти, собираемой и хранимой десятилетиями в каждой семье, о родных, близких, если не предпринять каких-то, пока не знаю каких, мер. (21)Дело в том, что жизнь за последние пятнадцать-двадцать лет так изменилась – ее формы, так называемые артефакты, из физических перешли в виртуальные, не занимающие много места, не нарушающие современный стиль или еще что-либо. (22)Многое просто стало «немодным» – кажется, именно это произошло со старыми семейными альбомами. (23)Кто-то спрятал их подальше в шкафы. (24)Но выбрасывать, мне кажется, еще рано, и эти предметы не заслужили такой судьбы. (25)Можно выбросить старый шкаф, диван, стулья, но память?
(26)Ну да что попусту рассуждать; надо, пока не поздно, продумать свои собственные меры, чтобы ничто и никто не мог поглумиться над святынями (ни время, ни обстоятельства, ни люди)…
(27) Иногда кажется, что новая жизнь жестко и жестоко отрицает старую вместе с ее еще живыми носителями или вещественными знаками. (28)Обижаются на молодежь старики, не находя себе места в новых, не всегда понятных реалиях жизни. (29) Новодел вымещает или грубо растаптывает знаки старины. (30)Новые города не предполагают комфортного существования стариков. (31)А старики в деревнях – это одни горчайшие слезы.
(32)В новом ритме и стиле жизни кажется, что кроме стариков некому будет печалиться об утратах памяти. (33) Молодым оглядываться и смотреть под ноги некогда.
(34)Когда я, по-советски комплексуя, видно, не выдавив еще из себя совка, размышляла о том, а стоит ли вообще писать, то есть оставлять память о моих предках, среди которых, как оказалось, нет ни одного генерала (слава тебе Господи!), ни одного депутата (и за это отдельное спасибо), во мне рос и рос какой-то еще не осознанный протест против признания «малозначимости» родных мне людей. (35)Я ощущала какую-то неправду и несправедливость. (36)Вот я даже и сейчас как будто перед кем-то не знаю в чем оправдываюсь.
(37) И вдруг что-то сложилось! (38)Ничего себе – маленькие люди, винтики да болтики. (39)По жизням моих родных прошлись колеса всех российских исторических событий, оставив в их судьбах неизгладимые, в основном трагические отметины. (40) Нет уж, без таких, как мои родные, миллионов россиян никакое колесо истории не сделало бы и оборота и не было бы никакой страны, ни великой и ни могучей. (41) А была бы территория, переходящая из рук одних правителей в руки других. (42) И что бы без них, не упомянутых в хрониках, делали все вместе взятые цари, генералиссимусы и генеральные секретари?
(43) Вот представьте, был бы в семье какой-нибудь генерал или академик, да всё вокруг них бы и крутилось – вот они такие и сякие, смотрите, дети, как надо жить! (44) Учитесь и гордитесь! (45) А так, в отсутствие в нашем древе таких гигантов жизненного успеха, я могу уделить каждому, кого знала и любила, столько внимания, сколько позволит моя память, без оглядки на чины и звания.
(46) И ведь в каждой семье есть что сказать о своих близких. (47) Я вдруг поняла, что они, наши предки, не только имеют право на память о них, а мы, как любящие их всех, обязаны сохранить хотя бы те крохи свидетельств об их жизни, что остались, и передать их своим детям.
Юлия Ляликова
Пример ученического сочинения
№ 1
Ляликова в финале своего текста пишет: «Я вдруг поняла, что они, наши предки, не только имеют право на память о них , а мы, как любящие их всех, обязаны сохранить те крохи свидетельств их жизни, что остались, и передать их своим детям». Попробуем в этом разобраться. Смысл финала текста заключается в том, что сегодняшние поколения должны помнить о нагих предках, обязаны хранить свидетельства их жизни. Иначе нарушится связь времен.
На вопрос, стоит ли хранить память о предках, автор отвечает в предложениях 38-40. Хотя большинство наших близких не являются важными персонами, на них держалась история государства. И они достойны того, чтобы их помнили. Я считаю, что фотографии надо хранить, независимо от достижений. Мы же просто должны знать хотя бы внешне, как они выглядели.
О том, что нужно хранить память, говорят и предложения 21-25.
Таким образом, нам удалось доказать тезис о том, что нужно хранить память о своих предках.