Сочинение по тексту лихачева как говорить егэ

Обновлено: 11.03.2023

Правдив ли миф о естественном человеке? В чем выражается культура природы? Как должны строиться отношения человека и природы?

Эти вопросы и затрагивает Д. Лихачев в своих размышлениях.
В данном тексте автор обращается к проблемам отношения человека и природы, антропогенного воздействия. Эти вопросы очень актуальны для нашего времени, потому что касаются каждого человека.
Дмитрий Сергеевич считает, что мозг у людей, независимо от расы и национальной принадлежности, способен к прогрессивному развитию, и все мы должны стремиться быть

интеллектуально образованными.
Я полностью согласна с его мнением, потому что, на мой взгляд, когда умен каждый человек, общество становится более прогрессивным. Но если быть интеллектуалом – вредно, то о какой цивилизованности может идти речь? Если бы люди не развивались, то человечество остановилось бы где-то на начальных этапах развития, и современное общество ничем бы не отличалось от первобытного.
Лихачев утверждает, что человек не может существовать без природы, и с этим невозможно не согласиться. Она стала непредсказуемой благодаря антропогенному воздействию. Например, жара, которая стояла

в течение всего лета, ставшая причиной катастрофичных пожаров, тоже является результатом деятельности человека.

Исходя из этого, я считаю, что люди должны бережней относиться к природе.
Подтверждение тому можно найти и в произведении В. Астафьева “Царь-рыба”. В нем говорится, что природа жива и одухотворена, наделена нравственно-карающей силой, она способна не только защищаться, но и нести возмездие. Иллюстрацией карающей силы служит судьба Гоши Герцева. Этот герой несет наказание за высокомерный цинизм по отношению к людям и к природе.

Карающая сила распространяется не только на отдельных героев. Нарушение равновесия несет угрозу всему человечеству, если оно не образумится в своей намеренной или вынужденной жестокости.
Я надеюсь, что каждый человек осознает, что нельзя относиться к природе исключительно потребительски.

В настоящее время люди не обращают внимания на то, что говорят и на то, какие слова используют в своей речи. Не случайно Д. С. Лихачёв в тексте «Как говорить» поднимает проблему сохранения чистоты русского языка.

Размышляя над данной проблемой, автор указывает на то, что в языке человека также присутствуют неряшливости. И они в большей степени говорят об умственном развитии человека и о его характере. Сейчас люди безо всякого стеснения используют в своей речи грубости и различного рода жаргонизмы.

Это свидетельствует лишь о слабостях, но далеко не о силе, как думает большинство. Автор убеждён, что только сильный и здоровый морально человек не будет без нужды в своей речи использовать жаргонные слова. Многодневный труд выводит человека на такой высокий уровень языковой подготовки, что он уже не может позволить себе говорить глупости.

Д. С. Лихачёв в тексте говорит о путях решения такой проблемы, как сохранение чистоты русского языка. Учиться хорошей речи необходимо долго и очень внимательно. Прислушиваться к речи окружающих людей, больше читать и запоминать необходимую информацию. Этот процесс будет длиться всю жизнь. Я думаю, что только можно выйти на хороший уровень языковой подготовки. Наша речь является основным показателем нашей личности, нашей способности поддаваться влиянию разрушающей среды.

Я полностью согласна с позицией автора и считаю, что проблема сохранения чистоты русского языка остается одной из актуальнейших. Эту проблему прекрасно понимали и русские классики.

Примером могут служить слова И. С. Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык-это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса». Используя жаргонизмы в своей речи, люди разрушают великий русский язык. Поэт указывает на то, что нам, последующим поколениям, необходимо сохранить чистоту нашего родного языка и передать следующему поколению. Русский язык создавался и совершенствовался веками, поэтому надо беречь и любить его. Только в руках образованных людей язык может стать настоящим сокровищем, открывающим путь в хорошее будущее.

Я думаю, что язык имеет большое значение как для всего общества, так и для отдельно взятого человека. Необходимо беречь, уважать, знать и, самое главное, не загрязнять великий русский язык.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Как говорить? (По Д.С.Лихачёву)

Данный текст может быть полезен для подготовки к сочинению на ЕГЭ.

1.Прочитайте текст и сведения об авторе текста.

2.Обратите внимание на выделенные в тексте фрагменты.

3.Выберите необходимые, на Ваш взгляд, клише.

4.Советуем использовать выделенные в тексте фрагменты и выбранные Вами клише для формулировки авторской позиции.

5.Сформулированная Вами авторская позиция может стать аргументом для другого текста с аналогичной проблемой.

1.К тексту прилагается одна проблема.

2.Учтите, что название текста не всегда соответствует тому названию, которое, возможно, существовало у автора. Поэтому в сочинении на ЕГЭ, если Вы не знаете точного названия, избегайте того названия, которое предлагается в разных источниках.

заставляет читателя обратить внимание на…

убеждает нас в том, что

убежден в том, что.

Автору важно убедить читателя в том, что…

утверждает, что только

выступает за то,

показывает нам людей, которые…

приводит (подводит) читателя к мысли о том, что .

приходит к такому выводу: …

восхищается (кем? чем?)

словно приглашает вместе с ним полюбоваться (чем?)

с интересом наблюдает за (чем?)

с болью в сердце (с горькой иронией, с горечью) пишет (говорит) о том, что.

у автора вызывает негодование.

не может мириться с тем, …

обращает внимание на то, что…

Бесспорно мнение автора о том, что…

Автор даёт оценку (чему?)
Автор выявляет сущность (чего?)
Автор излагает свой подход (к чему?)
Автор исходит из того, что
Автор разграничивает понятия (чего)
Автор обращает внимание на то, что
Автор убедительно доказывает, (что?)
Определяя сущность и место (чего? в чём?), автор считает, что
Подчёркивая актуальность (чего?), автор обращает внимание (на что?)
По мнению автора, важное значение имеет (что?)

ПРОБЛЕМА культуры речи

Как говорить? (По Д.С.Лихачёву)

1)Неряшливость в одежде – это прежде всего неуважение к окружающим вас людям, да и неуважение к самому себе. 2)Дело не в том, чтобы быть одетым щегольски. 3)В щегольской одежде есть, может быть преувеличенное представление о собственной элегантности, и по большей части щёголь стоит на грани смешного. 4)Надо быть одетым чисто и опрятно, в том стиле, который больше всего вам идёт и в зависимости от возраста. 5)Спортивная одежда не сделает старика спортсменом, если он не занимается спортом. 6)«Профессорская шляпа и чёрный строгий костюм невозможны на пляже или в лесу за сбором грибов.

7) А как расценивать отношение к языку, которым мы говорим? 8)Язык в ещё большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.

9)Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, — распространённейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. 10)Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения. 11)Грубыми прозвищами учителей именно слабые волей ученики хотят показать, что они их не боятся. 12)Это происходит полусознательно. 13)Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, неинтеллигентности, а иногда и жестокости. 14)Но та же самая подоплёка лежит в основе любых грубых, циничных, бесшабашно иронических выражений по отношению к тем явлениям повседневной жизни, которые чем-либо травмируют говорящего. 15)Этим грубо говорящие люди как бы хотят показать, что они выше тех явлений, которых на самом деле они боятся.

18)По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. 19)Ведь он уверен, что его слово и так весомо.

Сведения об авторе

Лихачёв Дмитрий Сергеевич (1906-1999) – русский филолог, учёный-литературовед, историк культуры, публицист, общественный деятель.

Автор многочисленных работ, посвящённых истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры.

Человек в литературе Древней Руси

Поэтика древнерусской литературы

Художественное наследие Древней Руси и современность

Диалоги о дне вчерашнем, сегодняшнем и завтрашнем (соавтор Н. Г. Самвелян)

Письма о добром и прекрасном

Желаем терпения в подготовке к сочинению! Будьте уверены: упорство, старание и усиленная тренировка дадут достойные результаты.

Сочинение-рассуждение на тему «Как говорить или язык как средство общения». Да и ещё одно, тем кто действительно может помочь, нужен пример в Выводе сочинения, из лит-ры, научной работы или же из цитат известных людей.
Спасибо)))

А вот и само сочинение:
В своём письме Д. С. Лихачёв пишет о том, как нужно правильно говорить и о причинах из-за который человек портит свою речь. Автор ставит перед нами вопрос — для чего нужна культура речи и как совершенствовать её?
По мнению автора речь в большей мере свидетельствует о том, какого человека мы видим перед собой. Если у человека правильная речь, значит перед нами сильная личность и такой человек не будет громко разговаривать, ругаться или оскорблять, потому что он знает, что его слово и так весомо. Так же Д. С. Лихачёв говорит о том что язык — это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И действительно, по тому как человек говорит, сразу можно определить то, какой человек перед нами предстаёт: интелегентный, вежливый или уравновешанный, а может наобарот, грубый, невоспитанный или эмоциональный.
Прислушиваясь, читая, запоминая и изучая — тем самым мы обогащаем свою речь, делаем её красивой. Ведь как упоминает Лихачёв учиться хорошей спокойной и ителегентной речи нужно долго и внимательно, приложив множество усилий. Та среда в которой мы находимся во многом формирует нас, нашу вопситанность образованность и культуру речи, а речь в свою очередь нашу личность, душу, ум, способности.
Я согласен с автором, он полностью убедил меня, что в первую очередь речь человека говорит о том, какой он.

Ты не обижайся, но это не сочинение. Ты постоянно цитируешь другого человека, своих же мыслей, рассуждений умозаключений, выводов — нет. Чьи-то цитаты и высказывания должны лишь подтверждать твои собственные взгляды и убеждения.

у тебя много пунктуационных ошибок, еще
уравновешанный — это неправильно
надо уравновешенный
вопситанность — перепутаны буквы и нет запятой
равильно говорить и о причинах — здесь ЗАПЯТУЮ надо
По мнению автора ЗАПЯТАЯ речь в большей . неувязка злесь надо большОй мере
Так же Д. С. Лихачёв говорит о том ЗАПЯТАЯ что
интеЛЛИгентный вежливый или уравновешЕнный, а может наобОрот
Ведьзапятая как упоминает Лихачёв запятая учиться хорошей ЗАПЯТАЯ спокойной
а речьЗАПЯТАЯ в свою очередьЗАПЯТАЯ нашу личность,
что в первую очередь ЗАПЯТАЯ речь человека

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!

Взаимосвязь между культурой речи человека и его личными качествами, интеллектом. Проблемы языка. Существует ли взаимосвязь между культурой речи человека и его личными качествами, характером и интеллектом? Именно над этой проблемой размышляет Д. С. Лихачев в своем тексте.

В рассуждениях автора звучит мысль о том, что наша речь является важной, незаменимой частью поведения человека, его личности, души и ума.

Так Д. С. Лихачев обращает наше внимание на то, что высокая речевая культура человека предполагает в себе соответствующую культуру мышления.

Автор подводит читателя к выводу о том, что что именно речь можно считать одним из главных показателей личных качеств человека:» и по тому, как говорит человек, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело «.

Я полностью разделяю точку зрения Д. С. Лихачева. По моему мнению, речь — визитная карточка человека. Именно она раскрывает черты характера человека, свидетельствует о его культуре.

Немецкий писатель и историк культуры И. Г. Гербер сказал :» Если язык человека вял, тяжел, сбивчив, бессилен, не определен, необразован, то таков, наверное, и сам человек, его ум, ибо мыслит он только при посредстве языка «. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Это высказывание говорит о том, что образованный, интеллигентный человек всегда следит за своей речью : он не использует слов-паразитов, жаргонов, говорит не громко, соблюдая все правила. В способности человека владеть языком каждый может разглядеть в своем собеседнике его мировоззрение, особенности поведения, образованность, может судить о его культуре. Наше мышление неразрывно связано с речью . В его основе лежит обобщение фактов, умение логически обрабатывать информацию. Оно помогает нам организовать нашу деятельность и общаться с другими людьми.

Культура речи — один из главных показателей общей культуры человека. Именно поэтому каждому человеку стоит задуматься о совершенствовании своих манер общения.

Читайте также:

      

  • Сочинение по книге волкодав
  •   

  • Каков идеал автора слова о полку игореве сочинение егэ
  •   

  • Значение русского языка при освоении специальности сестринское дело сочинение
  •   

  • Сочинение на тему армия великого князя ее сильные и слабые стороны
  •   

  • Ира написала сочинение наш дачный поселок впр

й45

й46

[sc:reklama2]

Основные мысли:

  • Язык, речь человека свидетельствует о самом человеке, его вкусах, отношении к миру и к самому себе.
  • Неряшливость в языке —  признак бескультурности человека.
  • Диалектизмы — это особенности речи человека, живущего в той или иной местности, они украшают и обогащают речь.
  • Однако не к месту используемые диалектизмы или различного рода оканья в речи, используемые для придания так называемой народности высказываниям — это не признак культуры.
  • Грубость речи — признак не силы, а слабости человека. Резкие выражения он использует для того, чтобы скрыть свой страх, неуверенность.
  • Сильный человек понимает, как весомо каждое слово. И ему не нужно ни громко, ни грубо выражаться.
  • По речи человека можно сделать выводы о том, каков он сам: каков уровень его образованности, насколько он психологически уравновешен.
  • Очень важно учиться хорошо, красиво говорить, ведь речь- это не только часть нашего поведения, но и особенность личности, души, ума. Не нужно поддаваться отрицательным воздействиям социальной среды.

Основные проблемы:

  • Язык, речь как важная часть личности человека. особенностей его поведения и характера.
  • Важность формирования навыков грамотной, красивой речи для позитивного восприятия человека в обществе.
  • Язык — часть культуры общества в целом и человека в отдельности.
  • Необходимость бережного отношения к языку.

 Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Проблемы и аргументы к сочинению ЕГЭ из «Писем о добром и прекрасном» Д.С. Лихачева. 

«Письмо девятнадцатое 

КАК ГОВОРИТЬ?» 

Круг проблем: 

В чем заключается искусство говорить? 
Каким образом язык свидетельствует о вкусе человека? 
Как человека характеризует его речь? 
О чем свидетельствует бравирование грубостью в языке и одежде? 
Как говорит интеллигентный, уравновешенный человек? 
Почему важно учиться спокойной, интеллигентной речи? 

Неряшливость в одежде – это неуважение к окружающим вас людям, к самому себе. Надо быть одетым чисто и опрятно, в том стиле, который больше всего вам идет и в зависимости от возраста. 

Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.  

Есть разного рода неряшливости в языке человека. 

Если человек родился и живет вдали от города и говорит на своем диалекте, в этом никакой неряшливости нет. Диалекты часто бывают неиссякаемым источником обогащения русского литературного языка. 

Иное дело, если человек долго живет в городе, знает нормы литературного языка, а сохраняет формы и слова своей деревни. Это может быть оттого, что он считает их красивыми и гордится ими. В этом я вижу гордость своей родиной. Это не плохо, и человека это не унижает. Если же человек делает это специально, чтобы показать, что он «истинно деревенский», то это и смешно, и цинично. 

Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде в основном свидетельствует о психологической незащищенности человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения. Грубыми прозвищами учителей именно слабые волей ученики хотят показать, что они их не боятся. Это происходит полусознательно. Это признак невоспитанности, неинтеллигентности, а иногда и жестокости. Этим грубо говорящие люди как бы хотят показать, что они выше тех явлений, которых на самом деле они боятся. В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость. «Плюющиеся словами» люди потому и демонстрируют свое презрение к травмирующим их явлениям в жизни, что они их беспокоят, мучат, волнуют, что они чувствуют себя слабыми, не защищенными против них. 
По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо. 

Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности». 

Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает». 

Сочинение ЕГЭ 2021

Самая большая ценность народа – его язык, — язык, на котором он пишет, говорит, думает.

В данном тексте автор ставит проблему отношения к родному языку.

В своём рассуждении Лихачёв останавливается на двух аспектах: значении русского языка и языке как показателе культуры отдельного человека.

Размышляя о русском языке, писатель называет его одним из совершеннейших языков мира, говорит, что наш язык дал «лучшую в мире литературу и поэзию». Далее Лихачёв рассказывает о происхождении языка, о том, как тот обогащался «лексически и грамматически», становился гибким и восприимчивым во взаимодействии с другими родственными языками. Также автор подчёркивает, что в языке отражаются внутренние силы народа, сказывается его национальный характер, разнообразный, богатый, противоречивый.

Нельзя не согласиться с утверждением Лихачёва, что «вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит». Действительно, о степени интеллекта, душевных качествах и культуре человека можно судить по его речи. Если кто-то «плюётся» словами, употребляя жаргонную лексику и нецензурные выражения, то этим он показывает свою циничную сущность, низкое духовное развитие, невежество.

По этим рассуждениям Лихачёва мы видим, насколько важен для него вопрос об отношении каждого человека к родному языку.

Позиция автора такова: он утверждает, что «самая большая ценность народа – его язык, на котором он пишет, говорит, думает».

Действительно, родной язык – это наше главное богатство. И. С. Тургенев называл его «великим и могучим, правдивым и свободным». Как жаль, что в настоящее время мы многое теряем в нашем языке: загромождаем его ненужными заимствованными словами и оборотами, упрощаем, пользуясь придуманными или взятыми из Интернета словечками, мало читаем.

В заключение хотелось бы сказать, что русский язык – один из самых красивых и богатых языков мира. Относиться к нему нужно бережно.

Сочинение ЕГЭ 2021

В своём письме Д. С. Лихачёв пишет о том, как нужно правильно говорить и каковы причины из-за которых человек может сказать что-то не так и тем самым испортить свою речь. Автор ставит перед читателем вопрос — зачем нужна культура речи? Как её совершенствовать?

Автор уверен в том, что по человеку можно судить по его речи. Если у человека спокойная и правильная речь значит такой человек вряд-ли будет ругаться. Так же Д. С. Лихачёв говорит о том что язык — это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И действительно, по тому как человек говорит, сразу можно определить то, какой человек перед нами предстаёт: интеллегентный, вежливый или уравновешенный, а может наоборот, грубый, невоспитанный или эмоциональный.

Чем больше мы читаем, учимся, изучаем — тем больше обогащаем свою речь, она становится красивой и элегантной. Ведь как упоминает Лихачёв учиться хорошей спокойной и интеллегентной речи нужно долго и внимательно, приложив множество усилий. Та среда в которой мы находимся во многом формирует нас, нашу воспитанность образованность и культуру речи, а речь в свою очередь нашу личность, душу, ум, способности.

Я согласен с автором на счёт того, что речь выдаёт человека таким, какой он есть.

10 февраля 2018

В закладки

Обсудить

Жалоба

Самая большая ценность народа — это язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта.

Сочинение

Часто ли мы задумываемся о том, насколько важна и исключительна история русской речи? В своем тексте Д.С. Лихачев предлагает читателю задуматься о проблеме ценности родного языка.

Рассуждая над данным вопросом, автор выражает полную свою заинтересованность в этой теме, ведь на русском языке разговаривает обширная часть населения нашей планеты, и актуальность проблемы обуславливается постепенным обесцениванием величайшей ценности нашего народа. Писатель подмечает, что «вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык», с помощью него мы выражаем свои мысли и тем самым открываем окружающим свой внутренний мир. Д.С. Лихачев акцентирует внимание на том, что история русского языка берет начало из древнейших времен, и чем дольше он развивался, тем разнообразнее становилась его художественная и эмоциональная составляющая.

Автор считает, что вся сознательная жизнь человека связана с родным ему языком. С помощью него мы думаем, пишем и говорим. Русская речь — это показатель культурной, личностной, эмоциональной, умственной составляющей нашего народа, и в этом заключается ценность родного нам языка. «В языке сказались «внутренние силы» народа – его склонность к эмоциональности, разнообразие в нем характеров и типов отношения к миру».

Нельзя не согласиться с мнением Д.С. Лихачева. Безусловно, родной язык является основным показателем того, как развивалась и совершенствовалась наша страна, а вместе с тем и её люди. С помощью русской речи мы говорим и думаем, пишем и читаем, и я убеждена, что ни на каком другом языке нельзя так ярко и так емко выразить свои чувства и эмоции, ведь наш язык семантически богат и развит.

О проблеме ценности языка рассуждает Д.И. Фонвизин в комедии «Недоросль». Автор, приводя в пример несколько речевых портретов, делает акцент на том, как емко слова и выражения героя характеризуют его культурный и моральный облик. Так, семья Простаковых использует простонародную, бранную речь, куцые и односложные предложения. А Правдин и Стародум, в свою очередь, не оперируют бранными словами, а изъясняются как все образованные люди того времени, без лишних эмоций и с использованием книжной лексики. Смысл сказанного этими героями становится понятен из непосредственного значения этих слов, для раскрытия смысла читателю не приходится ориентироваться по контексту и улавливать динамику речи, как происходит с репликами отрицательных персонажей. Таким образом, Д.И. Фонвизин приводит в пример два типа использования языка, заостряя наше внимание на том, что развитие нашей речи зависит от нас самих, и нельзя допустить такого чудовищного отношения к языку, какое властвовало в семье Простаковых и Скотининых.

Подобным образом раскрывает данную проблему и М. Горький в пьесе «На дне». Каждый из героев «попал на дно» по разным причинам. И несмотря на то, что социальная пропасть так или иначе заставляла всех героев строить свою речь одинаковым образом, из реплик некоторых персонажей можно выявить отдельные стороны их характеров и деталей прошлого. Так, например, Актер, будучи когда-то образованным человеком, уважающим свой язык, выражает свою мнение звучно и даже красиво, без бранных и негативно окрашенных слов, зачастую в стихотворной форме. Из этого можно сделать вывод, что этот герой ранее принадлежал к более высокому сословию, ценил свой язык и не утратил к нему уважение. Клещ же, к примеру, использует короткие предложения, бранную лексику, частые повторы и долгие паузы, свидетельствующие о том, что ему тяжело выражать свою мысль. Этому герою абсолютно все равно, как он говорит и правильно ли использует слова.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что русская речь – ценное наследие нашей страны, и, к тому же, емкая характеристика всех её жителей. И потому в наших руках лежит ответственность за сохранение языка и его дальнейшее развитие.

Тема сочинения ЕГЭ: Проблема отношения человека к языку

Образец сочинения ЕГЭ, Связь поколений

Готовое сочинение ЕГЭ на тему: «Проблема отношения человека к языку»

  • Текст к сочинению;
  • Готовое сочинение;

Проблема отношения человека к языку

Неряшливость в одежде — это прежде всего неуважение к окружающим вас людям, да и неуважение к самому себе. Дело не в том, чтобы быть одетым щегольски.

В щегольской одежде есть, может быть, преувеличенное представление о собственной элегантности, и по большей части щеголь стоит на грани смешного. Надо быть одетым чисто и опрятно, в том стиле, который больше всего вам идет, и в зависимости от возраста. Спортивная одежда не сделает старика спортсменом, если он не занимается спортом. «Профессорская» шляпа и черный строгий костюм невозможны на пляже или в лесу за сбором грибов.

А как расценивать отношение к языку, которым мы говорим? Язык еще в большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.

Есть разного рода неряшливости в языке человека. Если человек родился и живет вдали от города и говорит на своем диалекте, в этом никакой неряшливости нет. Не знаю, как другим, но мне эти местные диалекты, если они строго выдержаны, нравятся. Нравится их напевность, нравятся местные слова, местные выражения. Диалекты часто бывают неиссякаемым источником обогащения русского литературного языка. Как-то в беседе со мной писатель Федор Александрович Абрамов сказал: «С русского Севера вывозили гранит для строительства Петербурга и вывозили слово — слово в каменных блоках былин, причитаний, лирических песен… «Исправить» язык былин — перевести его на нормы русского литературного языка — это попросту испортить былины».

Иное дело, если человек долго живет в городе, знает нормы литературного языка, а сохраняет формы и слова своей деревни. Это может быть оттого, что он считает их красивыми и гордится ими. Это меня не коробит. Пусть он и окает и сохраняет свою привычную напевность. В этом я вижу гордость своей родиной — своим селом. Это не плохо, и человека это не унижает. Это так же красиво, как забытая сейчас косоворотка, но только на человеке, который ее носил с детства, привык к ней. Если же он надел ее, чтобы покрасоваться в ней, показать, что он «истинно деревенский», то это и смешно и цинично: «Глядите, каков я: плевать я хотел на то, что живу в городе. Хочу быть непохожим на всех вас!»

Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, — распространеннейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищенности человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения. Грубыми прозвищами учителей именно слабые волей ученики хотят показать, что они их не боятся. Это происходит полусознательно. Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, неинтеллигентности, а иногда и жестокости. Но та же самая подоплека лежит в основе любых грубых, циничных, бесшабашно иронических выражений по отношению к тем явлениям повседневной жизни, которые чем-либо травмируют говорящего. Этим грубо говорящие люди как бы хотят показать, что они выше тех явлений, которых на самом деле они боятся. В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость. «Плюющиеся словами» люди потому и демонстрируют свое презрение к травмирующим их явлениям в жизни, что они их беспокоят, мучат, волнуют, что они чувствуют себя слабыми, не защищенными против них.

По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо.

Наш язык — это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности» (есть такое печальное явление в психологии некоторых слабых людей, но объяснять его сейчас я не имею возможности — это большой и особый вопрос).

Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно — прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно — это надо, надо. Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, наших души, ума…

(Д.С. Лихачев)

Сочинение

Основная проблема, поставленная Д.С. Лихачевым в данном тексте, — это проблема отношения человека к языку. Какую роль играет речь в создании имиджа человека? Что стоит за грубостью, руганью, циничными выражениями? Именно этими вопросами задается автор.

Проблема эта очень актуальна для нашей современной жизни. Небрежное отношение к слову свойственно молодому поколению, усвоившему язык смс-текстов и Интернет-пользователей. Этот примитивный язык обедняет духовный мир молодых людей. Именно поэтому Д. С. Лихачев хочет привлечь внимание читателей к этой проблеме.

Ученый считает, что наш язык — важнейшая составляющая нашего общения. И речь человека зачастую формирует его образ в глазах окружающих. При этом автор не осуждает диалектную речь, понимает, что этот язык «не требует исправления». Но грубость, нарушение литературных норм, циничные выражения, необоснованная ирония — все эти явления вызывают искреннее негодование ученого. Он отмечает, что за всем этим стоит не только недостаток образования, неинтеллигентность, но и внутренняя слабость людей, их страх, незащищенность перед жизненными явлениями. В финале он призывает нас «учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи».

Текст Д.С. Лихачева очень яркий, образный, выразительный. Раскрывая свою точку зрения, он использует разнообразные средства художественной выразительности: сравнение («это так же красиво, как забытая сейчас косоворотка»), эпитет («бесшабашно иронических выражений»), ряды однородных членов («Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения»).

Я полностью согласен с мнением Д.С. Лихачева. Бережное отношение к языку, действительно, очень важно для нас, потому что примитивность, грубость в языке, ненормативная лексика — все это засоряет наш язык, приводит к упрощенному восприятию мира, к необратимым изменениям мышления. Об этом много размышляет М. Кронгауз в книге «Русский язык на грани нервного срыва. Заметки просвещенного обывателя». Ученый сетует на перегруженность языка словами-паразитами, ненормативной лексикой, жаргонизмами. Все это, по мысли автора, засоряет язык и обедняет внутренний мир человека.

Нарушение культуры речи исследует и К. Чуковский в своей книге «Живой как жизнь. Рассказы о русском языке». Этот писатель очень озабочен бурным развитием в нашей стране канцелярита, примитивностью молодежного жаргона. Он также считает, что такой язык упрощает наше мышление.

Таким образом, по мысли С. Львова, язык тесно связан с нашим мышлением, психологией, образом жизни. Язык формирует имидж человека, раскрывает его внутренний мир. И здесь я невольно вспоминаю слова Сократа: «Заговори, чтобы я тебя увидел».


Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Сочинение по тексту инны павловны руденко
  • Сочинение по тексту лихачева интеллигентность егэ
  • Сочинение по тексту лихачева за что отвечает человек за все что происходит
  • Сочинение по тексту ильина про ненависть
  • Сочинение по тексту лиханова чего нам не хватает егэ русскому

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии