11 августа 2019
В закладки
Обсудить
Жалоба
ЛЕБЕДЬ БОРЬКА
(1) Я давно хотел рассказать о лебеде Борьке и о его друге — старом! человеке в подшитых валенках. (2) И о маленьком острове Шикотан, затерянном в далёком Тихом океане. (3) И о слезах, которые не те по щекам — а остаются внутри, потому что лебеди не плачут, а мужественные люди сдерживают слёзы.
Сочинение
У кого только поднялась рука погубить лебедя, которого с такой любовью выходил Павел Денисович – герой очерка Ю.Я.Яковлева? Вот об этом задумываешься после знакомства с текстом, в котором поставлена проблема отношения человека к живой природе.
Юрий Яковлевич Яковлев рассказал нам трогательную историю: лебедь Борька жестоко страдал после гибели своей любимой. Спас его Павел Денисович: «Он разговаривал с Борькой, как с человеком. Он силой открывал клюв и вкладывал в него рыбу. Он кормил его, как маленького несмышлёныша, из ложки». Как видим, Павел Денисович относится к лебедю, как к человеку – к ребёнку, своему малышу. Любовь и забота помогли Борьке преодолеть горе и печаль.
Но, как ни горько осознавать, хорошее отношение Павла Денисовича и погубило Борьку: «Он любил людей, но не научился отличать хороших людей от плохих. Он думал, что все люди хорошие». Как же так? Если один человек проявляет чудеса милосердия и доброты, спасая гибнущую птицу, то у другого поднимается рука погубить лебедя. Что движет плохими людьми? Ответ прост – у этих людей каменное сердце.
Авторская позиция отражена «в слезах, которые не текут по щекам – а остаются внутри, потому что лебеди не плачут, а мужественные люди сдерживают слёзы». В этих невыплаканных слезах вся горечь невосполнимой утраты.
Разве с этим возможно не согласиться? Особенно, если вспомнить повесть Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». В этом произведении люди разделяются на два типа: тех, кто любит и бережёт природу, и тех, кто способен лишь уничтожать всё ради своего удовольствия или сиюминутной выгоды. Сам заголовок служит отражением основной мысли – это отчаянный призыв остановиться, отвести уже поднятую руку, осознать, до какого страшного предела дошёл человек в своём разрушительном стремлении уничтожить прекрасный мир природы. Главный герой повести, Егор Полушкин, сродни Павлу Денисовичу из очерка Ю.Яковлева. Что бы ни делал он, все его действия проникнуты заботой о живой природе, взять хотя бы траншею под трубы, любовно огибающую муравейник. Не умеет Егор только одного – жить без души. Поэтому, наверное, ему не даёт покоя Чёрное озеро, некогда называвшееся Лебяжьим. Вот и привёз он из Москвы вместо подарков семье пару лебедей: хотел вернуть красоту людям. Егор Полушкин противостоит таким, как Фёдор Бурьянов, — рвачам, хищникам и разрушителям. От них он защищает своих
лебедей, озеро, лес – природу. В неравной схватке главный герой погибает, но всё же победа остаётся за ним: не зря он после смерти из бедоносца превращается в Георгия Победоносца. Уезжает из села свояк Фёдор Бурьянов, прощённый Егором и морально уничтоженный, а остался на земле, которую так любил и берёг отец, «чистоглазик» Колька, в нём осталось жить и доброта, и любовь к миру, конечно же, он продолжит дело отца, и Чёрное озеро обязательно станет снова Лебяжьим.
«Не стреляйте в белых лебедей», — хочется воскликнуть вслед за Васильевым и заплакать, не скрываясь, ведь тогда кто-нибудь откликнется, не все же закаменели сердцем. Может быть, опустится рука, уже поднятая для уничтожения самого дорогого и самого для нас главного – природы. И проснётся у кого-то в душе от этой слёзной просьбы милосердие – чувство, присущее только живому. Не все же мертвы…
Отношение человека к братьям нашим меньшим (по тексту Ю. Яковлева)
На чтение 2 мин Просмотров 707
Когда начинаешь заниматься с учеником, который начитан, владеет словом и почти не делает ошибок, задаёшься вопросом: чем ты можешь ему помочь? Только тем, что подвергнешь “шлифовке” его тексты и расскажешь, как нелегка доля пишущего человека?
Арина Пяткова мечтает стать журналистом. Пусть мечта её сбудется! Пока же мы готовимся к ЕГЭ и работаем над сочинениями. Некоторые из них предлагаю вашему вниманию.
Возможна ли настоящая дружба между человеком и птицей? Именно над этим вопросом размышляет Ю.Яковлев в тексте, предложенном для анализа.
Отвечая на вопрос, автор рассказывает историю об отношениях сторожа и лебедя: “Борька любил Павла Денисовича и ходил за ним по пятам, как собака… Павел Денисович разговаривал с Борькой. Жаловался ему на свои хвори. Борька понимающе молчал”. Этот пример доказывает, что птицы способны искренне любить людей и дружба между ними может быть поистине бескорыстной.
Вдруг в жизни Борьки происходит трагедия — умирает лебёдка. И здесь Павел Денисович пришёл на помощь своему другу: “Он разговаривал с Борькой, как с человеком. Он силой открывал Борькин клюв и вкладывал в него рыбу. Он кормил его, как маленького несмышлёныша, из ложки”. Этот фрагмент иллюстрирует заботу человека о птице, ставшей ему близким товарищем.
Оба примера, дополняя друг друга, дают понять, что между сторожем и лебедем была настоящая крепкая дружба. Именно в этих отношениях герой проявляет свои лучшие черты: милосердие, бескорыстность, верность.
Ю.Яковлев считает, что птицы и животные могут быть преданными друзьями, если к ним относиться с заботой и вниманием. Они способны поддержать человека в трудную минуту.
Нельзя не согласиться с автором. Действительно, если любить птицу, собаку, кошку и заботиться о них, они в ответ полюбят тоже и станут самыми надёжными друзьями. Об этом пишет И.Бунин в рассказе “Ночлег”. У девочки была собака по имени Негра, которая жила в семье с “самого щенячества”. В отличие от окружающих, девочка относилась к собаке совсем как к человеку, благодаря чему Негра стала её верным другом. И когда героине грозила опасность, собака спасла её.
Дружба — понятие не только круглосуточное, но и всеохватывающее. Другом может стать и лебедь, и ёж, и даже слон — надо только распахнуть своё сердце им навстречу и подставить заботливые руки.
Примеры сочинений ЕГЭ, текст Яковлева
- 02.05.2018
Сборник ГОТОВЫХ и проверенных примеров сочинений ЕГЭ по русскому языку по тексту Ю.Я. Яковлева, данный текст взят с реального ЕГЭ.
Все представленные сочинения проверены экспертами и по ним даны ПОДРОБНЫЕ комментарии с пояснениями и критериями проверки. За каждое сочинение проставлены соответствующие балы, указаны ошибки и недочёты.
Проблемы текста:
- Материнская любовь
- Отношения детей и родителей
- Благодарность
Эти сочинения можно использоваться в качестве примеров, образцов и клише для ЕГЭ по русскому языку, т.к. они тщательно разобраны, и вы можете изучить ошибки в каждом из них.
- Смотреть полный сборник примеров сочинений по всем реальным текстам ЕГЭ
Смотреть в PDF:
Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.
Текст Яковлева Ю.
(1)Я давно хотел рассказать о лебеде Борьке и о его друге — старом человеке в подшитых валенках. (2)И о маленьком острове Шикотан, затерянном в далёком Тихом океане. (3)И о слезах, которые не текут по щекам — а остаются внутри, потому что лебеди не плачут, а мужественные люди сдерживают слёзы.
(4)Борька жил на Чистых прудах не один, у него была подруга — лебёдка, и был Павел Денисович — сторож.
(5)Борька любил Павла Денисовича и ходил за ним по пятам, как собака. (6)Люди удивлялись, встречая на белой аллее старика в подшитых валенках и лебедя, который шёл за ним, оставляя в снегу следы — кленовые листья. (7)Павел Денисович разговаривал с Борькой. (8)Жаловался ему на свои хвори. (9)Борька понимающе молчал.
(10)Ему жилось неплохо на Чистых прудах, пока рядом была подруга. (11)Неожиданно она заболела человеческой болезнью — воспалением лёгких. (12)Её отнесли в тёплую сторожку.
(13)Приехала машина с синим крестом. (14)Доктор, осмотрев больную птицу, покачал головой.
(15)А Борька всё рвался в сторожку. (16)Стучал клювом в закрытую дверь. (17)Бил крыльями в окно. (18)Падал на землю и взлетал снова. (19)И его крик слышали люди в соседних домах.
(20)Утром Павел Денисович застал Борьку на пороге сторожки. (21)Лебедь лежал неподвижно, наполовину занесённый снегом, и сам он был похож на чистый сугроб. (22)Сторож наклонился и провёл рукой по заснеженным перьям. (23)Лебедь не пошевелился. (24)Но шершавая рука старика уловила слабые толчки сердца — Борька был жив. (25)Павел Денисович понял, что случилась беда.
(26)Когда он распахнул дверь сторожки, то увидел, что шея лебёдки как-то обмякла, вытянулась на досках пола, а глаза были закрыты.
(27)У лебедей, живущих на тёплых озёрах острова Шикотан, как и у всех прочих сородичей Борьки, есть свой лебединый закон: когда погибает подруга, верный друг взмывает высоко в небо, складывает крылья и камнем падает на землю. (28)И разбивается насмерть, потому что, по разумению гордых птиц, лучше погибнуть, чем жить без любимой подруги.
(29)И Борька хотел поступить так же, как все настоящие лебеди, хотел взлететь над Чистыми прудами, над городом… (30)Но у него были подрезаны крылья, и он не мог подняться к облакам.
(31)Тогда он решил умереть голодной смертью. (32)Он не стал клевать овёс, который сторож засыпал в кормушку. (33)Не брал из ведра свежую рыбу. (34)Отворачивался от солёной кильки. (35)Павел Денисович опускался на ступеньку сторожки и подолгу сидел рядом с Борькой. (36)Снег падал на тулуп, на шапку, на неподвижного лебедя.
(37)— Не грусти, Борька, — тихо говорил сторож. (38)— Я тоже одинокий человек. (39)Пережил такое же, и мне было не легче. (40)Но я живу… (41)Что поделаешь. (42)Жить надо.
(43)Он разговаривал с Борькой, как с человеком. (44)Он силой открывал Борькин клюв и вкладывал в него рыбу. (45)Он кормил его, как маленького несмышлёныша, из ложки. (46)Борька отворачивал голову, вырывался из рук, но у него не хватало сил.
(47)– Ешь, малыш, ешь, — говорил старик и терпеливо засовывал в клюв хлебный мякиш.
(48)Борька начал оживать. (49)Павел Денисович брал его на руки и нёс к пруду. (50)Он заставлял Борьку плавать.
(51)Наступила весна. (52)Вода потеплела. (53)От неба и от листьев она стала голубой и зелёной. (54)Запахло горьковатой тополиной смолкой. (55)Вернулись птицы. (56)Неожиданно Борьке захотелось жить. (57)Лебедь как бы заново родился, заново научился ходить, глотать рыбу, плавать. (58)Это Павел Денисович вдохнул в него вторую жизнь. (59)Борька стал совсем ручным. (60)Он спешил на зов незнакомых людей к берегу и брал из их рук пищу. (61)Он думал, что все люди такие же, как Павел Денисович.
(62)Потом Борьку перевели на другой пруд. (63)Он ехал на машине и, с любопытством вытягивая шею, смотрел по сторонам. (64)Он был городским лебедем, и его не пугал шум машин.
(65)Борька плавал по чистой голубовато-зелёной воде Оленьего пруда. (66)Его горе затихло. (67)Он тянулся к людям, разрешал себя гладить и подолгу сидел у их ног.
(68)А потом Борьки не стало.
(69)Он не вернулся на Чистые пруды и не попал на остров Шикотан. (70)Он любил людей, но не научился отличать хороших людей от плохих. (71)Он думал, что все люди хорошие.
(72)…А через месяц умер Павел Денисович.
* Юрий Яковлевич Яковлев (1922—1995) — русский прозаик, сценарист, журналист, автор книг для подростков. Участвовал в Великой Отечественной войне. Основные темы прозы Юрия Яковлева — школьный быт, Великая Отечественная война, сценическое искусство, дружба между человеком и животным.
ЛЕБЕДЬ БОРЬКА
(1)Я давно хотел рассказать о лебеде Борьке и о его друге — старом человеке в подшитых валенках. (2)И о маленьком острове Шикотан, затерянном в далёком Тихом океане. (3)И о слезах, которые не текут по щекам — а остаются внутри, потому что лебеди не плачут, а мужественные люди сдерживают слёзы.
(4)Борька жил на Чистых прудах не один, у него была подруга — лебёдка, и был Павел Денисович — сторож.
(5)Борька любил Павла Денисовича и ходил за ним по пятам, как собака. (6)Люди удивлялись, встречая на белой аллее старика в подшитых валенках и лебедя, который шёл за ним, оставляя в снегу следы — кленовые листья. (7)Павел Денисович разговаривал с Борькой. (8)Жаловался ему на свои хвори. (9)Борька понимающе молчал.
(10)Ему жилось неплохо на Чистых прудах, пока рядом была подруга. (11)Неожиданно она заболела человеческой болезнью — воспалением лёгких. (12)Её отнесли в тёплую сторожку.
(13)Приехала машина с синим крестом. (14)Доктор, осмотрев больную птицу, покачал головой.
(15)А Борька всё рвался в сторожку. (16)Стучал клювом в закрытую дверь. (17)Бил крыльями в окно. (18)Падал на землю и взлетал снова. (19)И его крик слышали люди в соседних домах.
(20)Утром Павел Денисович застал Борьку на пороге сторожки. (21)Лебедь лежал неподвижно, наполовину занесённый снегом, и сам он был похож на чистый сугроб. (22)Сторож наклонился и провёл рукой по заснеженным перьям. (23)Лебедь не пошевелился. (24)Но шершавая рука старика уловила слабые толчки сердца — Борька был жив. (25)Павел Денисович понял, что случилась беда.
(26)Когда он распахнул дверь сторожки, то увидел, что шея лебёдки как-то обмякла, вытянулась на досках пола, а глаза были закрыты.
(27)У лебедей, живущих на тёплых озёрах острова Шикотан, как и у всех прочих сородичей Борьки, есть свой лебединый закон: когда погибает подруга, верный друг взмывает высоко в небо, складывает крылья и камнем падает на землю. (28)И разбивается насмерть, потому что, по разумению гордых птиц, лучше погибнуть, чем жить без любимой подруги.
(29)И Борька хотел поступить так же, как все настоящие лебеди, хотел взлететь над Чистыми прудами, над городом… (30)Но у него были подрезаны крылья, и он не мог подняться к облакам.
(31)Тогда он решил умереть голодной смертью. (32)Он не стал клевать овёс, который сторож засыпал в кормушку. (33)Не брал из ведра свежую рыбу. (34)Отворачивался от солёной кильки. (35)Павел Денисович опускался на ступеньку сторожки и подолгу сидел рядом с Борькой. (36)Снег падал на тулуп, на шапку, на неподвижного лебедя.
(37)— Не грусти, Борька, — тихо говорил сторож. (38)— Я тоже одинокий человек. (39)Пережил такое же, и мне было не легче. (40)Но я живу… (41)Что поделаешь. (42)Жить надо.
(43)Он разговаривал с Борькой, как с человеком. (44)Он силой открывал Борькин клюв и вкладывал в него рыбу. (45)Он кормил его, как маленького несмышлёныша, из ложки. (46)Борька отворачивал голову, вырывался из рук, но у него не хватало сил.
(47)– Ешь, малыш, ешь, — говорил старик и терпеливо засовывал в клюв хлебный мякиш.
(48)Борька начал оживать. (49)Павел Денисович брал его на руки и нёс к пруду. (50)Он заставлял Борьку плавать.
(51)Наступила весна. (52)Вода потеплела. (53)От неба и от листьев она стала голубой и зелёной. (54)Запахло горьковатой тополиной смолкой. (55)Вернулись птицы. (56)Неожиданно Борьке захотелось жить. (57)Лебедь как бы заново родился, заново научился ходить, глотать рыбу, плавать. (58)Это Павел Денисович вдохнул в него вторую жизнь. (59)Борька стал совсем ручным. (60)Он спешил на зов незнакомых людей к берегу и брал из их рук пищу. (61)Он думал, что все люди такие же, как Павел Денисович.
(62)Потом Борьку перевели на другой пруд. (63)Он ехал на машине и, с любопытством вытягивая шею, смотрел по сторонам. (64)Он был городским лебедем, и его не пугал шум машин.
(65)Борька плавал по чистой голубовато-зелёной воде Оленьего пруда. (66)Его горе затихло. (67)Он тянулся к людям, разрешал себя гладить и подолгу сидел у их ног.
(68)А потом Борьки не стало.
(69)Он не вернулся на Чистые пруды и не попал на остров Шикотан. (70)Он любил людей, но не научился отличать хороших людей от плохих. (71)Он думал, что все люди хорошие.
(72)…А через месяц умер Павел Денисович.
(По Ю. Яковлеву)
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите под каждой буквой соответствующую цифру.
«Трогательный и грустный рассказ Юрия Яковлева не оставляет читателя равнодушным. Во взаимоотношениях человека с миром природы — птицами и животными — далеко не всегда проявляется забота о братьях наших меньших и сострадание к ним. И в этом рассказе гордой доверчивой птице встретились не только хорошие люди. Автор использует в тексте яркий приём (А) ______ (предложения 43–45, 69–71) и троп (Б) ______ («камнем падает» в предложении 27). Лексические средства выразительности (В) ______ («хвори» в предложении 8, «обмякла» в предложении 26, «несмышлёныша» в предложении 45) придают тексту доверительный тон, а синтаксические — (Г) ______ (предложения 36, 57) — делают повествование динамичным».
Список терминов:
- разговорная лексика
- анафора
- ряды однородных членов
- сравнение
- градация
- обособленные члены предложения
- парцелляция
- вводные слова
- диалектизмы
Проблема проявления гуманного отношения к птицам.
По тексту «В районный центр Марьянов приехал вечером».
Как нужно относиться к живому миру природы? Допустимо ли бесполезное убийство птиц? Что испытывает человек, поддавшийся соблазну и загубивший живое существо? Именно эти вопросы возникают при чтении фрагмента из рассказа К. Д. Воробьёва «Гуси-лебеди».
Раскрывая проблему гуманного отношения к птицам, автор передаёт трагическую историю лебедей. Герой этого текста Марьянов на пути к родному селу встретил у костра незнакомых ему людей, один из которых – молодой человек в промасленной телогрейке, очевидно, тракторист, рассказал о случае, произошедшем с его дедом. Старик, не стерпев соблазна, убил на озере лебедя, а лебёдка осталась в живых. Насилу смог дед отбить убитого лебедя у лебёдки. Бабушка, которая ещё раньше предупреждала старика, чтобы он не причинял обиды птицам, плакала, жалея загубленную красоту. Но и старику не было покоя, так как лебёдка металась по озеру и стонала. Бабушка заболела, не вынесла лебединой тоски, а дед «переживал, как от зубной боли».
Дед решил избавиться от лебёдки, а птица словно была рада гибели, камнем упала прямо на деда и ружьё. Старик сделал из лебедей чучела, «как живые стоят они рядом», словно памятник лебединой верности и укор жестоким людям, способным на злодеяние.
Автор подводит своих читателей к мысли о том, что убийство птиц ради прихоти недопустимо. Он показывает, что человек, поддавшийся соблазну и загубивший красоту, не испытывает счастья.
Позиция автора мне близка. Без всякого сомнения, человек должен быть гуманным по отношению к природе. Нельзя разрушать красоту природы, губить живых существ. Рано или поздно придёт раскаяние и муки совести.
Люди, будьте добры и милосердны, не губите птиц. Помните, что сохранить природу – обязанность каждого человека на земле.
ЛЕБЕДЬ БОРЬКА
(1) Я давно хотел рассказать о лебеде Борьке и о его друге — старом! человеке в подшитых валенках. (2) И о маленьком острове Шикотан, затерянном в далёком Тихом океане. (3) И о слезах, которые не те по щекам — а остаются внутри, потому что лебеди не плачут, а мужественные люди сдерживают слёзы.
Сочинение
У кого только поднялась рука погубить лебедя, которого с такой любовью выходил Павел Денисович – герой очерка Ю.Я.Яковлева? Вот об этом задумываешься после знакомства с текстом, в котором поставлена проблема отношения человека к живой природе.
Юрий Яковлевич Яковлев рассказал нам трогательную историю: лебедь Борька жестоко страдал после гибели своей любимой. Спас его Павел Денисович: «Он разговаривал с Борькой, как с человеком. Он силой открывал клюв и вкладывал в него рыбу. Он кормил его, как маленького несмышлёныша, из ложки». Как видим, Павел Денисович относится к лебедю, как к человеку – к ребёнку, своему малышу. Любовь и забота помогли Борьке преодолеть горе и печаль.
Но, как ни горько осознавать, хорошее отношение Павла Денисовича и погубило Борьку: «Он любил людей, но не научился отличать хороших людей от плохих. Он думал, что все люди хорошие». Как же так? Если один человек проявляет чудеса милосердия и доброты, спасая гибнущую птицу, то у другого поднимается рука погубить лебедя. Что движет плохими людьми? Ответ прост – у этих людей каменное сердце.
Авторская позиция отражена «в слезах, которые не текут по щекам – а остаются внутри, потому что лебеди не плачут, а мужественные люди сдерживают слёзы». В этих невыплаканных слезах вся горечь невосполнимой утраты.
Разве с этим возможно не согласиться? Особенно, если вспомнить повесть Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». В этом произведении люди разделяются на два типа: тех, кто любит и бережёт природу, и тех, кто способен лишь уничтожать всё ради своего удовольствия или сиюминутной выгоды. Сам заголовок служит отражением основной мысли – это отчаянный призыв остановиться, отвести уже поднятую руку, осознать, до какого страшного предела дошёл человек в своём разрушительном стремлении уничтожить прекрасный мир природы. Главный герой повести, Егор Полушкин, сродни Павлу Денисовичу из очерка Ю.Яковлева. Что бы ни делал он, все его действия проникнуты заботой о живой природе, взять хотя бы траншею под трубы, любовно огибающую муравейник. Не умеет Егор только одного – жить без души. Поэтому, наверное, ему не даёт покоя Чёрное озеро, некогда называвшееся Лебяжьим. Вот и привёз он из Москвы вместо подарков семье пару лебедей: хотел вернуть красоту людям. Егор Полушкин противостоит таким, как Фёдор Бурьянов, — рвачам, хищникам и разрушителям. От них он защищает своих
лебедей, озеро, лес – природу. В неравной схватке главный герой погибает, но всё же победа остаётся за ним: не зря он после смерти из бедоносца превращается в Георгия Победоносца. Уезжает из села свояк Фёдор Бурьянов, прощённый Егором и морально уничтоженный, а остался на земле, которую так любил и берёг отец, «чистоглазик» Колька, в нём осталось жить и доброта, и любовь к миру, конечно же, он продолжит дело отца, и Чёрное озеро обязательно станет снова Лебяжьим.
«Не стреляйте в белых лебедей», — хочется воскликнуть вслед за Васильевым и заплакать, не скрываясь, ведь тогда кто-нибудь откликнется, не все же закаменели сердцем. Может быть, опустится рука, уже поднятая для уничтожения самого дорогого и самого для нас главного – природы. И проснётся у кого-то в душе от этой слёзной просьбы милосердие – чувство, присущее только живому. Не все же мертвы…
Лебединая верность – это абсолютное, вечное чувство любви, когда человек уже не может жить без своего избранника. Таким качеством обладают лебеди, которые погибают, если их второй половины уже нет в живых.
На эту тему у меня на примете есть пример из жизни. У моей соседки (бабушки лет семидесяти) была кошка. Когда хозяйка умерла, животное полчаса скреблось нам в дверь и кричало, как будто звало на помощь. Мы не успели: случился сердечный приступ. Бедная Муся совсем осунулась, отощала, не принимая пищу из чужих рук, и, в конце концов, пропала где-то. Тоже погибла, наверное.
Другой пример из литературы тоже иллюстрирует лебединую верность. В повести Пушкина «Станционный смотритель» герой умер от тоски, так и не дождавшись весточки от любимой дочери. Он не мог жить без своего единственного родного человека, а вот она смогла, отринув верность отчему дому и старику-отцу. Как видно, не всегда люди бывают столь же благородны, сколь благородны животные и птицы.
Лебединая верность – это признак высшего духовного богатства человека, его готовности к подвигу самоотречения ради любви к ближнему. (166 слов)
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Краткое описание документа:
Однажды в кино у меня произошла странная встреча. Я слонялся по людному фойе в ожидании начала сеанса и вдруг увидел нашу вожатую Аллу высокую, светловолосую, в каплевидных очках. Рядом с ней сидел рослый десятиклассник. Они ели мороженое в вафельных стаканчиках и о чем-то оживленно разговаривали. Сперва я подумал, что обознался, но, когда не поленился и еще раз прошел мимо, сомнения мои развеялись — это были они. Я даже покраснел от возбуждения. Когда все толпой входили в зал, я потерял их из виду. Но потом обнаружил, что они сидят неподалеку от меня. Вместо экрана я смотрел на них. Я увидел, как десятиклассник положил руку на спинку стула, на котором сидела Алла. Но тут свет погас, и мне пришлось прервать мои наблюдения. На другой день, пораньше прибежав в класс, я с нескрываемым удовольствием принялся рассказывать ребятам о своем открытии. Я рассказал про мороженое в вафельных стаканчиках и про спинку стула. И мы все очень веселились. Как вдруг я услышал покашливание и оглянулся — в дверях стоял Учитель. Он молча поманил меня пальцем, и мы вместе вышли в коридор. — Сейчас ты вернешься в класс, — сказал Учитель, глядя куда-то мимо меня, — и скажешь, что никого не встречал в кино и что все это с мороженым и спинкой стула ты придумал. — Но ведь я видел их! — Да, ты видел их, но никому не должен был говорить об этом. Стыдно. — Разве стыдно говорить правду? — спросил я и с вызовом посмотрел на Учителя. — Эта правда не принадлежит тебе. Если люди выплеснут всю «правду», какую они знают о других, они захлебнутся. Не всякую правду человек должен знать о другом. И тут я решил подловить Учителя. Я сказал: — Значит, лучше соврать! — Лучше смолчать, — сказал Учитель. — Ты знаешь, что такое чужая тайна? Это тоже правда. Но она принадлежит не всем. В данном случае она не принадлежит тебе. Ты разгласил чужую тайну — все равно что взял чужое. Подло! Теперь я растерянно смотрел на Учителя и не знал, как ему возразить. А он сказал: — Иди. И скажи, что ты все это придумал! — Соврать? — резко спросил я. — Ты сам пришел к этому. Значит, соврать… во имя правды. Я уныло поплелся в класс и упавшим голосом объявил, что все это вранье, что никакую Аллу я не встречал, а десятиклассника вообще взял с потолка. — Трепло! — сказал кто-то. Я проглотил насмешку.
Юрий Яковлев
Сочинение
Юрий Яковлев рассказывает о житейском случае, который стал для героя толчком к серьезным размышлениям на нравственную тему. Автор заставляет нас задуматься над отношением к чужой тайне. Кому не знакома ситуация: ты узнал о другом человеке что-то такое, чего не знает никто, и как трудно удержаться, чтобы не рассказать об этом всем! Герой рассказа так и поступает. Он «с нескрываемым удовольствием» рассказывает одноклассникам о сцене в кино. Только появление Учителя удерживает его от смакования подробностей.
Обращает на себя внимание слово Учитель с заглавной буквы. Здесь и уважение героя к этому человеку, и благодарность за преподанный урок, и сила влияния этого человека на формирование личности главного героя.
Какой же урок преподал Учитель? Он довольно жестко объяснил мальчику, что есть правда, а есть – «правда», то есть чужая тайна. Разгласить чужую тайну – это то же самое, что взять чужое. И если ты виноват в том, что тайна другого человека стала общим достоянием, то ради исправления своей ошибки будь готов даже пожертвовать собственной репутацией, собственными интересами.
Затронутая Ю.Яковлевым проблемы заставляет о многом задуматься. Трудно не согласиться с тем, что к чужой тайне нужно относиться бережно. Неосторожное, небрежное отношение к ней может повлечь серьезные последствия, это может стать причиной душевных ран для человека, чью тайну легкомысленно разгласили. Иногда это может круто изменить жизнь человека, сломать его судьбу. Не зря, к примеру, закон любой страны стоит на страже некоторых личных тайн человека. Тайна усыновления, врачебная тайна, государственная тайна, секреты частной жизни – их разглашение даже влечет за собой уголовное наказание.
Но иногда сделать тайну достоянием других людей – это значит спасти человека. Вспоминается роман Л.Н. Толстого «Война и мир». Соня узнает о готовящемся бегстве Наташи из дома. Если бы графиня Ростова не узнала от Сони о замысле Курагина и Наташи, честь ее дочери, да и вся ее жизнь, возможно, оказались бы под угрозой.
Наверное, нет универсальных рецептов правильного поведения на все случаи жизни. Но стоит прислушаться к себе, к голосу своей совести, чтобы не совершить роковую ошибку. Я думаю, что текст Ю. Яковлева учит нас именно этому.
.
- Сейчас обучается 984 человека из 82 регионов
- Сейчас обучается 867 человек из 78 регионов
- Сейчас обучается 331 человек из 67 регионов
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
5 839 397 материалов в базе
Другие материалы
Рейтинг:
5 из 5
- 09.03.2016
- 18121
- 8
Рейтинг:
5 из 5
- 09.03.2016
- 3497
- 20
Рейтинг:
5 из 5
- 09.03.2016
- 1299
- 3
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Педагогическая риторика в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Управление финансами: как уйти от банкротства»
-
Курс повышения квалификации «Правовое регулирование рекламной и PR-деятельности»
-
Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»
-
Курс повышения квалификации «Страхование и актуарные расчеты»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»
-
Курс профессиональной переподготовки «Риск-менеджмент организации: организация эффективной работы системы управления рисками»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности специалиста оценщика-эксперта по оценке имущества»
-
Курс профессиональной переподготовки «Эксплуатация и обслуживание общего имущества многоквартирного дома»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»
ЛЕБЕДЬ БОРЬКА
(1)Я давно хотел рассказать о лебеде Борьке и о его друге — старом человеке в подшитых валенках. (2)И о маленьком острове Шикотан, затерянном в далёком Тихом океане. (3)И о слезах, которые не текут по щекам — а остаются внутри, потому что лебеди не плачут, а мужественные люди сдерживают слёзы.
(4)Борька жил на Чистых прудах не один, у него была подруга — лебёдка, и был Павел Денисович — сторож.
(5)Борька любил Павла Денисовича и ходил за ним по пятам, как собака. (6)Люди удивлялись, встречая на белой аллее старика в подшитых валенках и лебедя, который шёл за ним, оставляя в снегу следы — кленовые листья. (7)Павел Денисович разговаривал с Борькой. (8)Жаловался ему на свои хвори. (9)Борька понимающе молчал.
(10)Ему жилось неплохо на Чистых прудах, пока рядом была подруга. (11)Неожиданно она заболела человеческой болезнью — воспалением лёгких. (12)Её отнесли в тёплую сторожку.
(13)Приехала машина с синим крестом. (14)Доктор, осмотрев больную птицу, покачал головой.
(15)А Борька всё рвался в сторожку. (16)Стучал клювом в закрытую дверь. (17)Бил крыльями в окно. (18)Падал на землю и взлетал снова. (19)И его крик слышали люди в соседних домах.
(20)Утром Павел Денисович застал Борьку на пороге сторожки. (21)Лебедь лежал неподвижно, наполовину занесённый снегом, и сам он был похож на чистый сугроб. (22)Сторож наклонился и провёл рукой по заснеженным перьям. (23)Лебедь не пошевелился. (24)Но шершавая рука старика уловила слабые толчки сердца — Борька был жив. (25)Павел Денисович понял, что случилась беда.
(26)Когда он распахнул дверь сторожки, то увидел, что шея лебёдки как-то обмякла, вытянулась на досках пола, а глаза были закрыты.
(27)У лебедей, живущих на тёплых озёрах острова Шикотан, как и у всех прочих сородичей Борьки, есть свой лебединый закон: когда погибает подруга, верный друг взмывает высоко в небо, складывает крылья и камнем падает на землю. (28)И разбивается насмерть, потому что, по разумению гордых птиц, лучше погибнуть, чем жить без любимой подруги.
(29)И Борька хотел поступить так же, как все настоящие лебеди, хотел взлететь над Чистыми прудами, над городом… (30)Но у него были подрезаны крылья, и он не мог подняться к облакам.
(31)Тогда он решил умереть голодной смертью. (32)Он не стал клевать овёс, который сторож засыпал в кормушку. (33)Не брал из ведра свежую рыбу. (34)Отворачивался от солёной кильки. (35)Павел Денисович опускался на ступеньку сторожки и подолгу сидел рядом с Борькой. (36)Снег падал на тулуп, на шапку, на неподвижного лебедя.
(37)— Не грусти, Борька, — тихо говорил сторож. (38)— Я тоже одинокий человек. (39)Пережил такое же, и мне было не легче. (40)Но я живу… (41)Что поделаешь. (42)Жить надо.
(43)Он разговаривал с Борькой, как с человеком. (44)Он силой открывал Борькин клюв и вкладывал в него рыбу. (45)Он кормил его, как маленького несмышлёныша, из ложки. (46)Борька отворачивал голову, вырывался из рук, но у него не хватало сил.
(47)– Ешь, малыш, ешь, — говорил старик и терпеливо засовывал в клюв хлебный мякиш.
(48)Борька начал оживать. (49)Павел Денисович брал его на руки и нёс к пруду. (50)Он заставлял Борьку плавать.
(51)Наступила весна. (52)Вода потеплела. (53)От неба и от листьев она стала голубой и зелёной. (54)Запахло горьковатой тополиной смолкой. (55)Вернулись птицы. (56)Неожиданно Борьке захотелось жить. (57)Лебедь как бы заново родился, заново научился ходить, глотать рыбу, плавать. (58)Это Павел Денисович вдохнул в него вторую жизнь. (59)Борька стал совсем ручным. (60)Он спешил на зов незнакомых людей к берегу и брал из их рук пищу. (61)Он думал, что все люди такие же, как Павел Денисович.
(62)Потом Борьку перевели на другой пруд. (63)Он ехал на машине и, с любопытством вытягивая шею, смотрел по сторонам. (64)Он был городским лебедем, и его не пугал шум машин.
(65)Борька плавал по чистой голубовато-зелёной воде Оленьего пруда. (66)Его горе затихло. (67)Он тянулся к людям, разрешал себя гладить и подолгу сидел у их ног.
(68)А потом Борьки не стало.
(69)Он не вернулся на Чистые пруды и не попал на остров Шикотан. (70)Он любил людей, но не научился отличать хороших людей от плохих. (71)Он думал, что все люди хорошие.
(72)…А через месяц умер Павел Денисович.
(По Ю. Яковлеву)
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Объясните, как вы понимаете смысл следующего предложения текста: «И разбиваются насмерть, потому что, по разумению гордых птиц, лучше погибнуть, чем жить без любимой подруги».
Эту фразу я понимаю так: лебеди, птицы верные и гордые, живут по своим законам. Не раз слышала фразу «лебединая верность», так она как раз о том, что лебедь выберет смерть, чем жизнь без любимой. Приведу примеры по тексту Ю.Яковлева.
Лебедь Борька хотел поступить так, как и его собратья: сложить крылья и комком полететь к земле. Но вот беда: «он не мог подняться к облакам (предложение 30), так как у него крылья были подрезаны.
Тогда лебедь решил умереть по-другому: «голодной смертью». «Он не стал клевать овес…Не брал из ведра свежую рыбу…».(Предложение 33.)
Таким образом, герой текста Ю. Яковлева был верен лебединой традиции: принимать смерть вслед за любимой. Но старый сторож не позволил Борьке умереть, убедив его, что «жить надо…» (118 слов)
Соня