Сочинение по тексту кассиля у каждого человека

31 мая 2022

В закладки

Обсудить

Жалоба

У каждого человека, как и у всего человечества, есть свой список заветных мечтаний. Величайшую, казалось, самую несбыточную мечту о справедливом переустройстве жизни мы первыми осуществили в нашей стране: на полях списка исторических мечтаний у раздела «Социализм» мы уже поставили отметку о выполнении.

Полный текст (№3 / 31 мая).

Сочинение

Люди испокон веков мечтают о лучшей жизни. Иногда это кажется лишь бесплодными фантазиями, а иногда учёные и изобретатели принимают такую мечту как руководство к действию. Однако не каждая человеческая выдумка может быть реализована. В предложенном тексте Л. Кассиль поднимает проблему столкновения мечты и действительности.

Писатель приводит примеры научных изобретений, выдуманных фантастами. Так, например, Жюль Верн в одном из своих произведений придумал новый способ космического полёта – в пушечном снаряде. Однако учёные, вооружившись теориями и фактами, оспорили возможность такого способа передвижения. Мы видим, что конфликт неизбежен: плоды фантазии творческих людей довольно часто не могут быть объяснены с точки зрения логики и поэтому обречены остаться только мечтами.

Но в то же время, по мнению Л. Кассиля, существованию многих изобретений мы обязаны именно неисправимым мечтателям. Например, учёные точно так же не верили в возможность создания дирижабля, воздушного шара или аэроплана, который может летать, «лишь опираясь на воздух». Именно поэтому некоторые мечты, даже если они кажутся совершенно фантастическими и невозможными, на самом деле могут быть воплощены в реальность.

Оба примера, будучи противопоставлены друг другу, помогают раскрыть проблему столкновения мечты и реальности с разных сторон. Так, некоторые фантастические выдумки не могут найти своего места в действительности, так как не подчиняются законам науки. Однако подобное случается не всегда, и есть такие выдуманные изобретения, на разработку и реализацию которых просто требуется больше времени и усилий.
Итогом размышлений писателя становится следующая позиция: каждому человеку нужен свой список заветных мечтаний. Возможно, наступит время, когда «сбудутся один за другим все самые смелые помыслы человека».

Нельзя не согласиться с точкой зрения писателя. Действительно, мечты делают мир ярче и вселяют в нас веру в безграничность наших возможностей. Так, например, величайшим событием в мировой истории является первый полёт человека в космос. Поначалу освоение космических пространств казалось людям чем-то из ряда вон выходящим. Но благодаря тщательной подготовке советских специалистов 12 апреля 1961 года невозможное стало реальностью.

Таким образом, человеку сложно обойтись без мечты, ведь она подталкивает нас к преображению действительности. Нельзя отказываться и от того, что кажется неосуществимым, ведь иногда это может перевернуть жизни многих людей.

Сочинение ЕГЭ 2022 на 25 баллов по тексту Л.А. Кассиля о мечте: «У каждого человека, как и у всего человечества, есть свой список заветных мечтаний«.

Какова роль мечты человека в изучении космоса? 

Отвечая на этот вопрос, Л.А. Кассиль пишет о том, что «завоевать межпланетные пространства, проникнуть в иные миры – одно из давнишних мечтаний обитателей земного шара». «Остроумные выдумки фантастов» опровергались учеными, но являлись причинами дальнейшего проявления интереса к исследованию космоса. Читатель понимает, что основания для изучения межпланетного пространства зарождались благодаря мечтаниям людей и их идеям.

Автор также важно показать, что Константин Эдуардович Циолковский с детства думал о звездах. Его мысль об изучении вселенной «окрепла в тишине многих последующих лет… и выросла в гениальную научно-техническую идею». Таким образом, мечта Константина Эдуардовича Циолковского осуществилась и стала основой в открытии космоса для людей.

Второй из приведенных примеров дополняет первый, помогая автору показать, что мечта человека играет важную роль в исследовании вселенной. Чья-то идея способна стать «предвестником будущего» в освоении космоса, а чья-то – только причиной, рождающей интерес к освоению межпланетного пространства.

Л.А. Кассиль считает, что мечта человека помогает в изучении космоса.

Я согласна с позицией автора. На мой взгляд, вклад мечты человека в исследование вселенной трудно переоценить. Например, многие космонавты с детства думали о том, как покорить межпланетное пространство. Юрий Гагарин стал первым, кто полетел в космос и доказал, что люли способны осваивать его, находясь на Земле. Этот пример показывает, что мечта человека играет значительную роль в освоении космического пространства.

Автор сочинения: Устинья Боринских

Сочинение ЕГЭ по тексту Л. Кассиль у каждого человека, как и у всего человечества, есть свой список заветных мечтаний, готовый пример сочинения проблема текста с аргументами из литературы с реального ЕГЭ 2022 года по русскому языку для 11 класса.

Посмотреть полный текст с ЕГЭ 2022

Проблема текста:

  • Что даёт человеку мечта?
  • Что необходимо человеку для достижения успеха в какой-либо деятельности?
  • Почему некоторые гипотезы и открытия не всегда бывают успешными?
  • Как детские мечтания влияют на наше будущее?
  • Стоит ли бороться за мечту?
  • Значимость мечты в жизни человека
  • Какую роль играет мечта в жизни человека?

У каждого человека как и у всего человечества есть свой сочинение ЕГЭ

Что необходимо человеку для достижения успеха в какой-либо деятельности? Эту проблему поднимает Л.А. Кассиль в тексте, предложенном для анализа.

В данном отрывке автор описывает попытки человечества найти способ выйти в космическое пространство. Для раскрытия поставленной проблемы автор обращается к биографии К.Э. Циолковского. Писатель рассказывает, что великий учёный ещё в детстве был очень любознательным и мечтал о покорении звёзд: «И открыл этот путь удивительный человек, великий учёный, в которого по прошествии многих лет вырос провинциальный мальчик Костя, когда-то мечтавший в в тишине о звёздах». Автор пишет, что Циолковский был целеустремлённым и трудолюбивым человеком, он очень легко усваивал новые знания. Писатель подчёркивает, что для достижения успеха человек должен обладать определённым набором личностных качеств.

Таланту Циолковского противопоставляется окружающая его обстановка. Теории и открытия великого учёного не находили поддержки в обществе. Поэтому Циолковскому не удалось полностью реализовать свой талант: «В одних своих открытиях он отставал от современников, тратя силы на доказательства уже доказанного, в других же уходил слишком далеко, разрабатывая и предлагая проекты, бывшие для тогдашней техники ещё недосягаемыми». Автор подчёркивает, что окружающая обстановка способна серьёзно влиять на человека.

С помощью противопоставления писатель показывает, что для реализации своего таланта, помимо личностных качеств, важна поддержка со стороны окружающих людей.

Позиция автора такова: для достижения успеха в какой-либо деятельности и реализации своих замыслов человек должен быть трудолюбивым и целеустремлённым, и стремиться к получению новых знаний. При этом важную роль будет играть и окружение человека.

Я полностью согласен с позицией автора. В подтверждение своей позиции я хочу привести историю своего друга, который очень хорошо учился в школе и мечтал поступить в престижный ВУЗ. Он уделял много времени подготовке к экзаменам, а родители и друзья ему всячески в этом помогали. Именно это в итоге позволило ему выполнить свою мечту.

Подводя итоги, я хочу сказать, что проблема, поднятая автором текста, очень важна. Нужно понимать, что для достижения успеха человек должен не только обладать определёнными качествами, но и находиться в окружении людей, которые будут его поддерживать.

Смотрите также на нашем сайте:

  • Сочинение ЕГЭ по русскому языку 11 класс примеры с проблемами

ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ

       

   

ЦЕ

Цемент, цепочка, целый, цербер, цедра, цена, процедура, целлюлоза, целлофан, цедить, целомудрие, центнер, цепенеть, церемония.

ЦИ

Цистерна, цитрусовые, цифра, циферблат, цирк, панцирь, циновка, цинга, цианит, циклон, цилиндр, цимбалы, цитадель, цитата, цирроз, циркуль, кварцит.

ЦЫ

Цыц, цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыпа, цыкать.

Проблема мечты

Текст: Л. Кассиль. О Циолковском

14.02.2023 20:11:25

Автор: Анатолий Соболев


       Какова роль мечты в изучении космоса? Над этим вопросом размышляет Л. А. Кассиль в предложенном для анализа тексте.

       Рассуждая о проблеме, автор пишет о мечтах людей в прошлом: ,,завоевать межпланетные пространства, проникнуть в другие миры.” Фантасты того времени писали книги о том, как люди могли бы оказаться на луне. Придумки таких людей заставляли человека задуматься и начать мечтать о покорении космоса. Этот пример показывает, что желание покорения космоса появилось благодаря мечтам обычных людей.

       Далее автор акцентирует внимание читателя на жизни Константина Эдуардовича Циолковского, он ещё в детстве имел ,,туманную мысль”, благодаря которой родились гениальные идеи, сделавшие учёного знаменитым. Это свидетельствует о том, что мечта играет важную роль в открытии космического пространства.

       Примеры дополняют друг друга и позволяют понять, что благодаря мечтам и детским идеям у людей появляется идея покорения космоса.

       Позиция автора понятна. Л. А. Кассиль считает, что благодаря мечтаниям люди ,,загорелись” идеей изучения космического пространства.

       Я согласен с мнением автора. Действительно, мечта играет огромную роль в исследовании Вселенной. Так, желая с самого детства быть космонавтом, Юрий Гагарин стал первым человеком, осуществившим полёт в космос. Желание и мечта человека помогают человеку в изучении космического пространства.

       Прочитав текст Л. А. Кассиля, я сделал вывод, что одним из главных двигателей прогресса является мечта. Она подарила людям возможность беспрепятственно отправляться в космос.

Количество слов — 219

Возврат к списку

У каждого человека, как и у всего человечества, есть свой список заветных мечтаний. Величайшую, казалось, самую несбыточную мечту о справедливом переустройстве жизни мы первыми осуществили в нашей стране: на полях списка исторических мечтаний у раздела «Социализм» мы уже поставили отметку о выполнении. И ничто на свете не сможет поколебать нашу уверенность в том, что недалека пора, когда сбудутся один за другим все самые смелые помыслы человечества.

Завоевать межпланетные пространства, проникнуть в иные миры — одно из давнишних мечтаний обитателей земного шара. В самом деле, неужели человек обречен довольствоваться лишь одной крупинкой мироздания — маленькой Землей? Фантасты бередили самолюбие обитателей нашей планеты. Ученые искали способов достичь звездных миров или по крайней мере Луны. В отважных умах рождались различные догадки, то научные, то фантастические. Так, веселый гасконский поэт XVII века Сирано де Бержерак выдумал целых семь способов полета на Луну один другого удивительнее. Он, например, предлагал, как пишет Эдмонд Ростан, «сесть на железный круг и, взяв большой магнит, забросить вверх его высоко, пока не будет видеть око: он за собой железо приманит. Вот средство верное. А лишь он вас притянет, схватить его быстрей и вверх опять… Так поднимать он бесконечно станет».

Или, заметив, что от Луны зависят приливы и отливы, рекомендовал: «В тот час, когда волна морская всей силой тянется к Луне», выкупаться, лечь на берегу и ждать, пока сама Луна не притянет вас к себе.

Но один из советов Бержерака был не так уж далек от истины. Это способ номер три: «…Устроивши сперва кобылку на стальных пружинах, усесться на нее и, порохом взорвав, вмиг очутиться в голубых равнинах».

Жюль Верн послал своих выдуманных героев на Луну в пушечном ядре. Герберт Уэллс заставил своего героя изобрести особое вещество, не пропускающее будто бы земного притяжения. Окружив этим веществом («кэворитом») летательный аппарат, герой Уэллса покинул Землю и устремился к Луне, открыв для этого «кэворитовые» заслонки на той стороне своего снаряда, которая была обращена к древнему спутнику Земли.

Были выдуманы романистами и еще разные способы космических полетов, но…

УЧЕНЫЕ НЕ СОГЛАШАЮТСЯ…

Да, наука опровергала все эти остроумные выдумки фантастов. Ученые с сомнением покачивали седыми головами, вооружались очками и цифрами и доказывали, что, например, в пушечном снаряде человеку лететь никак нельзя: ядро вылетит из пушки сразу с огромной скоростью, необходимой для совершения дальнейшего полета, толчок будет столь ужасен, что никакие матрацы, пружины или ванны со специальной жидкостью, амортизирующей удар, не спасут пассажиров. Собственный вес расплющит их в момент выстрела. И затем, ну хорошо, допустим, этого каким-то чудом не случится и вы долетите до Луны. А обратно?.. Кто вами выстрелит?

Так же расправилась наука и с «кэворитом» Уэллса. Законы физики напомнили, что если бы даже и можно было найти вещество, «заслоняющее» тело от притяжения Земли, то, чтобы задвинуть такую заслонку, понадобилось бы затратить столько же энергии, сколько требуется, чтобы вынести тело за пределы земного тяготения, то есть забросить его на такое расстояние от нашей планеты, где сила ее притяжения равна нулю. Иначе это противоречило бы одному из основных законов природы — закону сохранения энергии. А кроме того, над таким веществом, способным «заслонять» тела от тяготения Земли, образовался бы в атмосфере вихревой колодец, в котором воздух, не удерживаемый земным притяжением, стал бы уходить в космическое пространство и вся атмосфера бы «вытекла» через такую воздушную шахту.

Что же, значит, человечество навсегда приковано к Земле и надо оставить все попытки оторваться от нее?

Аэроплан? Но он может летать, лишь опираясь на воздух, черпая в его сопротивлении подъемную силу. Пропеллер не потянет аппарат в безвоздушном межпланетье, так как будет вертеться впустую. Воздушный шар? Дирижабль? Но ведь они тоже плывут только в атмосфере, несомые газами, более легкими,чем окружающий воздух. В пустоте они не могут держаться.

Ученые качали головами, терли очки, но выхода не видели.

(По Л.Кассилю «Человек, шагнувший к звездам)

Проблемы текста Кассиля про мечтания и Циолковского

  • Что даёт человеку мечта?
  • Что необходимо человеку для достижения успеха в какой-либо деятельности? 

Сочинение на 25 баллов по тексту Кассиля с реального ЕГЭ 2022

   Что необходимо человеку для достижения успеха в какой-либо деятельности? Эту проблему поднимает Л.А.Кассиль в тексте, предложенном для анализа.
   В данном отрывке автор описывает попытки человечества найти способ выйти в космическое пространство. Для раскрытия поставленной проблемы автор обращается к биографии К.Э.Циолковского. Писатель рассказывает, что великий учёный ещё в детстве был очень любознательным и мечтал о покорении звёзд: «И открыл этот путь удивительный человек, великий учёный, в которого по прошествии многих лет вырос провинциальный мальчик Костя, когда-то мечтавший в в тишине о звёздах». Автор пишет, что Циолковский был целеустремлённым и трудолюбивым человеком, он очень легко усваивал новые знания. Писатель подчёркивает, что для достижения успеха человек должен обладать определённым набором личностных качеств.
   Таланту Циолковского противопоставляется окружающая его обстановка. Теории и открытия великого учёного не находили поддержки в обществе. Поэтому Циолковскому не удалось полностью реализовать свой талант: «В одних своих открытиях он отставал от современников, тратя силы на доказательства уже доказанного, в других же уходил слишком далеко, разрабатывая и предлагая проекты, бывшие для тогдашней техники ещё недосягаемыми». Автор подчёркивает, что окружающая обстановка способна серьёзно влиять на человека.
   С помощью противопоставления писатель показывает, что для реализации своего таланта, помимо личностных качеств, важна поддержка со стороны окружающих людей.
   Позиция автора такова: для достижения успеха в какой-либо деятельности и реализации своих замыслов человек должен быть трудолюбивым и целеустремлённым, и стремиться к получению новых знаний. При этом важную роль будет играть и окружение человека.
   Я полностью согласен с позицией автора. В подтверждение своей позиции я хочу привести историю своего друга, который очень хорошо учился в школе и мечтал поступить в престижный ВУЗ. Он уделял много времени подготовке к экзаменам, а родители и друзья ему всячески в этом помогали. Именно это в итоге позволило ему выполнить свою мечту.
   Подводя итоги, я хочу сказать, что проблема, поднятая автором текста, очень важна. Нужно понимать, что для достижения успеха человек должен не только обладать определёнными качествами, но и находиться в окружении людей, которые будут его поддерживать.

Попался такой текст на ЕГЭ? Пиши в комментариях, какую проблему и аргументы выбрал!

Учимся читать текст

Прочитайте текст, а затем выполните задания.

(1) У каждого человека, как и у всего человечества, есть свой список заветных мечтаний. (2) Завоевать межпланетные пространства, проникнуть в иные миры — одно из давнишних мечтаний обитателей земного шара. (3) В самом деле, неужели человек обречен довольствоваться лишь одной крупинкой мироздания — маленькой Землей? (4) Фантасты бередили самолюбие обитателей нашей планеты.

(5) Ученые искали способов достичь звездных миров или, по крайней мере, Луны. (6) В отважных умах рождались различные догадки, то научные, то фантастические. (7) Так, веселый гасконский поэт XVII века Сирано де Бержерак выдумал целых семь способов полета на Луну один другого удивительнее. (8) Он, например, предлагал, как пишет Эдмонд Ростан, «сесть на железный круг и, взяв большой магнит, забросить вверх его высоко, пока не будет видеть око: он за собой железо приманит. (9) Вот средство верное. (10) А лишь он вас притянет, схватить его быстрей и вверх опять… (11) Так поднимать он бесконечно станет».

(12) Жюль Верн послал своих выдуманных героев на Луну в пушечном ядре. (13) Были выдуманы романистами и ещё разные способы космических полетов, но…

(14) Но наука опровергала все эти остроумные выдумки фантастов. (15) Ученые с сомнением покачивали седыми головами, вооружались очками и цифрами и доказывали, что, например, в пушечном снаряде человеку лететь никак нельзя: ядро вылетит из пушки сразу с огромной скоростью, необходимой для совершения дальнейшего полета, толчок будет столь ужасен, что никакие матрацы, пружины или ванны со специальной жидкостью, амортизирующей удар, не спасут пассажиров. (16) Собственный вес расплющит их в момент выстрела. (17) И затем, ну хорошо, допустим, этого каким-то чудом не случится и вы долетите до Луны. (18) А обратно?.. (19) Кто вами выстрелит?

  1. Что же, значит, человечество навсегда приковано к Земле и надо оставить все попытки оторваться от неё?

  2. Аэроплан? (22) Но он может летать, лишь опираясь на воздух, черпая в его сопротивлении подъёмную силу. (23) Пропеллер не потянет аппарат в безвоздушном межпланетье, так как будет вертеться впустую. (24) Воздушный шар? (25) Дирижабль? (26) Но ведь они тоже плывут только в атмосфере, несомые газами, более лёгкими, чем окружающий воздух. (27) В пустоте они не могут держаться.

  1. Ученые качали головами, тёрли очки, но выхода не видели.

  2. Но вот единственная возможность выхода человека во вселенную была найдена. (30) Она была найдена у нас в России в 1883 году скромным учителем города Боровска, переехавшим через несколько лет в Калугу.

(31) Именно Калуга стала первой в мире столицей для ракетостроителей и будущих звездоплавателей. (32) Именно отсюда идет путь в мировое пространство. (33) И открыл этот путь удивительный человек, великий учёный, в которого по прошествии многих лет вырос провинциальный мальчик Костя, когда-то мечтавший в тишине о звёздах.

(34) Ещё в раннем детстве шевельнулась в Костиной голове совсем ещё туманная мысль. (35) Она окрепла в тишине многих последующих лет, превратилась в ошеломительную догадку, созрела, питаемая приобретёнными позднее точными знаниями, и выросла в гениальную научно-техническую идею, которая сделала Константина Эдуардовича Циолковского знаменитым по всей нашей планете.

(36) В гениальной научной дальнозоркости Циолковского была и известная трагедия его. (37) Он с удивительной прозорливостью и отчётливостью первым схватывал идеи, истины, научно-технические задачи, встававшие ещё далеко за горизонтами века. (38) Однако, «не вовремя родившись», оказавшись современником глухой поры в истории России, он как бы и жил вне времени. (39) В одних своих открытиях он отставал от современников, тратя силы на доказательства уже доказанного, в других же уходил слишком далеко, разрабатывая и предлагая проекты, бывшие для тогдашней техники ещё недосягаемыми. (40) Не встречая подлинной поддержки в обществе, он не мог разрабатывать своих открытий постепенно, в последовательном их освоении. (41) И другие люди завладевали порой славой его изобретений.

(42) Но неоспоримым предвестником будущего явился он в деле открытия вселенной для человечества.

(По Л. Кассилю) Лев Абрамович Кассиль (1905–1970) — детский писатель, сценарист, редактор.

Задание 1. Разберите текст по абзацам.

(1) У каждого человека, как и у всего человечества, есть свой список заветных мечтаний. (2) Завоевать межпланетные пространства, проникнуть в иные миры – одно из давнишних мечтаний обитателей земного шара. (3) В самом деле, неужели человек обречен довольствоваться лишь одной крупинкой мироздания – маленькой Землей? (4) Фантасты бередили самолюбие обитателей нашей планеты. (5) Ученые искали способов достичь звездных миров или, по крайней мере, Луны. (6) В отважных умах рождались различные догадки, то научные, то фантастические. (7) Так, веселый гасконский поэт XVII века Сирано де Бержерак выдумал целых семь способов полета на Луну один другого удивительнее. (8) Он, например, предлагал, как пишет Эдмонд Ростан, «сесть на железный круг и, взяв большой магнит, забросить вверх его высоко, пока не будет видеть око: он за собой железо приманит. (9) Вот средство верное. (10) А лишь он вас притянет, схватить его быстрей и вверх опять… (11) Так поднимать он бесконечно станет».

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

(12) Жюль Верн послал своих выдуманных героев на Луну в пушечном ядре. (13) Были выдуманы романистами и еще разные способы космических полетов, но…

____________________

____________________

____________________

____________________

(14) Но наука опровергала все эти остроумные выдумки фантастов. (15) Ученые с сомнением покачивали седыми головами, вооружались очками и цифрами и доказывали, что, например, в пушечном снаряде человеку лететь никак нельзя: ядро вылетит из пушки сразу с огромной скоростью, необходимой для совершения дальнейшего полета, толчок будет столь ужасен, что никакие матрацы, пружины или ванны со специальной жидкостью, амортизирующей удар, не спасут пассажиров. (16) Собственный вес расплющит их в момент выстрела. (17) И затем, ну хорошо, допустим, этого каким-то чудом не случится и вы долетите до Луны. (18) А обратно?.. (19) Кто вами выстрелит?

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

(20) Что же, значит, человечество навсегда приковано к Земле и надо оставить все попытки оторваться от неё?

____________________

____________________

(21) Аэроплан? (22) Но он может летать, лишь опираясь на воздух, черпая в его сопротивлении подъемную силу. (23) Пропеллер не потянет аппарат в безвоздушном межпланетье, так как будет вертеться впустую. (24) Воздушный шар? (25) Дирижабль? (26) Но ведь они тоже плывут только в атмосфере, несомые газами, более лёгкими, чем окружающий воздух. (27) В пустоте они не могут держаться.

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

(28) Ученые качали головами, тёрли очки, но выхода не видели.

____________________

____________________

(29) Но вот единственная возможность выхода человека во вселенную была найдена. (30) Она была найдена у нас в России в 1883 году скромным учителем города Боровска, переехавшим через несколько лет в Калугу.

____________________

____________________

____________________

____________________

(31) Именно Калуга стала первой в мире столицей для ракетостроителей и будущих звездоплавателей. (32) Именно отсюда идет путь в мировое пространство. (33) И открыл этот путь удивительный человек, великий ученый, в которого по прошествии многих лет вырос провинциальный мальчик Костя, когда-то мечтавший в тишине о звёздах.

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

(34) Ещё в раннем детстве шевельнулась в Костиной голове совсем ещё туманная мысль. (35) Она окрепла в тишине многих последующих лет, превратилась в ошеломительную догадку, созрела, питаемая приобретёнными позднее точными знаниями, и выросла в гениальную научно–техническую идею, которая сделала Константина Эдуардовича Циолковского знаменитым по всей нашей планете.

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

(36) В гениальной научной дальнозоркости

Циолковского была и известная трагедия его. (37) Он с удивительной прозорливостью и отчётливостью первым схватывал идеи, истины, научно–технические задачи, встававшие ещё далеко за горизонтами века. (38) Однако, «не вовремя родившись», оказавшись современником глухой поры в истории России, он как бы и жил вне времени. (39) В одних своих открытиях он отставал от современников, тратя силы на доказательства уже доказанного, в других же уходил слишком далеко, разрабатывая и предлагая проекты, бывшие для тогдашней техники ещё недосягаемыми. (40) Не встречая подлинной поддержки в обществе, он не мог разрабатывать своих открытий постепенно, в последовательном их освоении. (41) И другие люди завладевали порой славой его изобретений.

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

(42) Но неоспоримым предвестником будущего явился он в деле открытия вселенной для человечества.

____________________

____________________

Задание 2. Решите тест.

  1. Выберите наиболее удачную формулировку проблемы. 1) Автор ставит проблему мечты.

    1. Какую роль играет мечта в свершениях человека?

    2. Как правильно мечтать?

    3. Как мечта Циолковского помогла ему достичь высот?

  1. Выберите наиболее удачную формулировку проблемы.

    1. Автор ставит проблему роли литературы.

    2. Что такое научная фантастика?

    3. Какое влияние оказывали на развитие науки произведения научной фантастики?

    4. О чём сказано в произведениях научной фантастики?

  1. Выберите наиболее удачную формулировку проблемы.

    1. Кто первый придумал, как полететь в космос?

    2. В чём состоит трагедия выдающегося человека, опережающего своё время?

    3. Легко ли жить человеку, опережающему своё время?

    4. Как справиться с трудностями, которые возникают на пути у человека, опережающего своё время?

  1. Выберите тезисы, которые соответствуют содержанию отрывка.

(1) У каждого человека, как и у всего человечества, есть свой список заветных мечтаний. (2) Завоевать межпланетные пространства, проникнуть в иные миры – одно из давнишних мечтаний обитателей земного шара. (3) В самом деле, неужели человек обречен довольствоваться лишь одной крупинкой мироздания – маленькой Землей? (4) Фантасты бередили самолюбие обитателей нашей планеты. (5) Ученые искали способов достичь звездных миров или, по крайней мере, Луны. (6) В отважных умах рождались различные догадки, то научные, то фантастические.

  1. У каждого человека есть мечта.

  2. Человек обречен довольствоваться лишь одной крупинкой мироздания – маленькой Землей.

  3. Фантасты бередили умы людей.

  4. Фантасты вступали в противостояние с учёными.

5. Выберите тезисы, которые соответствуют содержанию отрывка.

(36) В гениальной научной дальнозоркости Циолковского была и известная трагедия его. (37) Он с удивительной прозорливостью и отчётливостью первым схватывал идеи, истины, научно – технические задачи, встававшие ещё далеко за горизонтами века. (38) Однако, «не вовремя родившись», оказавшись современником глухой поры в истории России, он как бы и жил вне времени. (39) В одних своих открытиях он отставал от современников, тратя силы на доказательства уже доказанного, в других же уходил слишком далеко, разрабатывая и предлагая проекты, бывшие для тогдашней техники ещё недосягаемыми. (40) Не встречая подлинной поддержки в обществе, он не мог разрабатывать своих открытий постепенно, в последовательном их освоении. (41) И другие люди завладевали порой славой его изобретений.

  1. Трагедия выдающегося человека, опережающего своё время, состоит в том, что он, первым схватывая идеи, уходит слишком далеко, разрабатывает и предлагает проекты, недосягаемые для современного ему уровня развития техники.

  2. Выдающийся человек, опережающий своё время, не встречает подлинной поддержки в обществе.

  3. Циолковский жил вне времени.

  4. Циолковскому нужно было родиться позднее.

6. Насколько удачно сформулированы проблема и позиция автора? П: Стоит ли мечтать?

АП: Мечта стоит, так как если очень сильно захотеть, то все мечты обязательно сбудутся.

  1. проблема и позиция автора соответствуют друг другу

  2. проблема и позиция автора не соответствуют друг другу

  3. проблема сформулирована нечётко

  4. позиция автора сформулирована нечётко

7. Насколько удачно сформулированы проблема и позиция автора? П: Как человеку осуществить мечту.

АП: Не все мечты осуществимы, но если постараться, то всё получится.

  1. проблема и позиция автора соответствуют друг другу

  2. проблема и позиция автора не соответствуют друг другу

  3. проблема сформулирована нечётко

  4. позиция автора сформулирована нечётко

8. Насколько удачно сформулированы проблема и позиция автора? П: Каково быть «не вовремя родившимся» человеком?

АП: Трудно быть человеком, который «родился не вовремя», такого человека не понимает и не принимает общество.

  1. проблема и позиция автора соответствуют друг другу

  2. проблема и позиция автора не соответствуют друг другу

  3. проблема сформулирована нечётко

  4. позиция автора сформулирована нечётко

9. Насколько удачно сформулированы проблема и позиция автора?

П: Какова роль мечты человека в изучении космоса?

АП: Мечта человека помогает в изучении космоса.

  1. проблема и позиция автора соответствуют друг другу

  2. проблема и позиция автора не соответствуют друг другу

  3. проблема сформулирована нечётко

  4. позиция автора сформулирована нечётко

10. Насколько удачно сформулированы проблема и позиция автора? П: Что необходимо для воплощения мечты?

АП: Для воплощения мечты человек должен прикладывать огромное количество усилий и уметь преодолевать препятствия, двигаться вперёд несмотря на трудности, возникающие на пути.

  1. проблема и позиция автора соответствуют друг другу

  2. проблема и позиция автора не соответствуют друг другу

  3. проблема сформулирована нечётко

  4. позиция автора сформулирована нечётко

Задание 3. Напишите на основе данного фрагмента текста пример для комментария, используя слова-комментаторы.

Фрагмент №1

(1) У каждого человека, как и у всего человечества, есть свой список заветных мечтаний. (2) Завоевать межпланетные пространства, проникнуть в иные миры – одно из давнишних мечтаний обитателей земного шара.

Фрагмент №2

(4) Фантасты бередили самолюбие обитателей нашей планеты. (5) Ученые искали способов достичь звездных миров или, по крайней мере, Луны. (6) В отважных умах рождались различные догадки, то научные, то фантастические. (7) Так, веселый гасконский поэт XVII века Сирано де Бержерак выдумал целых семь способов полета на Луну один другого удивительнее. (8) Он, например, предлагал, как пишет Эдмонд Ростан, «сесть на железный круг и, взяв большой магнит, забросить вверх его высоко, пока не будет видеть око: он за собой железо приманит. (9) Вот средство верное. (10) А лишь он вас притянет, схватить его быстрей и вверх опять… (11) Так поднимать он бесконечно станет».

Фрагмент №3

(36) В гениальной научной дальнозоркости Циолковского была и известная трагедия его. (37) Он с удивительной прозорливостью и отчётливостью первым схватывал идеи, истины, научно–технические задачи, встававшие ещё далеко за горизонтами века. (38) Однако, «не вовремя родившись», оказавшись современником глухой поры в истории России, он как бы и жил вне времени. (39) В одних своих открытиях он отставал от современников, тратя силы на доказательства уже доказанного, в других же уходил слишком далеко, разрабатывая и предлагая проекты, бывшие для тогдашней техники ещё недосягаемыми. (40) Не встречая подлинной поддержки в обществе, он не мог разрабатывать своих открытий постепенно, в последовательном их освоении. (41) И другие люди завладевали порой славой его изобретений.

Задание 4. Подберите примеры для комментария по предложенным проблемам.

Проблема

В чём состоит трагедия выдающегося человека, опережающего своё время?

Позиция автора

Трагедия выдающегося человека, опережающего своё время, состоит в том, что он, первым схватывая идеи, уходит слишком далеко, разрабатывает и предлагает проекты, недосягаемые для современного ему уровня развития техники, и не встречает подлинной поддержки в обществе.

Пример 1

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________ ___________________________________________________________

Пример 2

__________________________________________________________

___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________

Связь

Проблема

Какое влияние оказывали на развитие науки произведения научной фантастики?

Позиция автора

Произведения научной фантастики будили воображение людей, их самолюбие; доказывая несостоятельность идей, которые были предложены фантастами, учёные искали реальные пути достижения Луны и далёких звёзд.

Пример 1

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________ ___________________________________________________________

Пример 2

__________________________________________________________

___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________

Связь

Задание 5. Напишите первые три части сочинения: проблема комментарий позиция автора.

Задание 6. Выберите тезис к предложенной позиции автора и подберите свой пример, подтверждающий этот тезис.

Стремление к достижению мечты может подвигнуть человека к великим свершениям.

  1. Действительно, в основе великих достижений человека и человечества лежат смелые мечты.

  2. Действительно, человек может превратить свою мечту в великие свершения.

  3. Действительно, великие свершения невозможны без мечты.

Задание 7. Составьте свой список из 3-5 произведений (книги, спектакли, фильмы), в которых раскрывается данная тема.

Сочинение по тексту Л. Кассиля

Текст

(1)Немецкие минометы били по всей равнине, взметая снег вместе с комьями земли. (2)Вчера ночью через эту смертную зону связисты проложили кабель. (3))Но вот сейчас, когда требовалось немедленно изменить обстановку и отвести передовую часть на другой рубеж, связь внезапно прекратилась. (4)Напрасно бился над своим аппаратом, припадая ртом к трубке, телефонист:

– Двенадцатая!… Двенадцатая! Отвечайте… Отвечайте!… 

(5)– Обрыв, – сказал телефонист.

(6)И вот тогда человек, который только вчера под огнем прополз всю равнину, хоронясь за сугробами, переползая через холмы, зарываясь в снег и волоча за собой телефонный кабель, человек, о котором мы прочли потом в газетной заметке, поднялся, запахнул белый халат, взял винтовку, сумку с инструментами и сказал очень просто:

– Я пошел. (9) Разрешите?

(8)Я не знаю, что говорили ему товарищи, какими словами напутствовал его командир. (9)Все понимали, на что решился человек, отправляющийся в проклятую зону…

(10)Провод шел сквозь разрозненные елочки и редкие кусты. (11)Вьюга звенела в осоке над замерзшими болотцами. (12)Человек полз. (13)Немцы, должно быть, вскоре заметили его. (14)Маленькие вихри от пулеметных очередей, курясь, затанцевали хороводом вокруг. (15)Снежные смерчи разрывов подбирались к связисту, как косматые призраки, и, склоняясь над ним, таяли в воздухе. (16)Его обдавало снежным прахом. (17)Горячие осколки мин противно взвизгивали над самой головой, шевеля взмокшие волосы, вылезшие из-под капюшона, и, шипя, плавили снег совсем рядом…

(18)Он не слышал боли, но почувствовал, должно быть, страшное онемение в правом боку и, оглянувшись, увидел, что за ним по снегу тянется розовый след. (19)Больше он не оглядывался. (20)Метров через триста он нащупал среди вывороченных обледенелых комьев земли колючий конец провода. (21)Здесь прерывалась линия. (22)Близко упавшая мина порвала провод и далеко в сторону отбросила другой конец кабеля. (23)Ложбинка эта вся простреливалась минометами. (24)Но надо было отыскать другой конец оборванного провода, проползти до него, снова срастить разомкнутую линию.

(25)Грохнуло и завыло совсем близко. (26)Стопудовая боль обрушилась на человека, придавила его к земле. (27)Человек, отплевываясь, выбрался из-под навалившихся на него комьев, повел плечами. (28)Но боль не стряхивалась, она продолжала прижимать человека к земле. (29)Человек чувствовал, что на него наваливается удушливая тяжесть. (30)Он отполз немного, и, наверное, ему показалось, что там, где он лежал минуту назад, на пропитанном кровью снегу, осталось все, что было в нем живого, а он двигается уже отдельно от самого себя. (31)Но как одержимый он карабкался дальше по склону холма. (32)Он помнил только одно: надо отыскать висящий где-то там, в кустах, конец провода, нужно добраться до него, уцепиться, подтянуть, связать. (33)И он нашел оборванный провод. (34)Два раза падал человек, прежде чем смог приподняться. (35)Что-то снова жгуче стегнуло его по груди, он повалился, но опять привстал и схватился за провод. (36)И тут он увидел, что немцы приближаются. (37)Он не мог отстреливаться: руки его были заняты… (38)Он стал тянуть проволоку на себя, отползая назад, но кабель запутался в кустах. (39)Тогда связист стал подтягивать другой конец. (40)Дышать ему становилось все труднее и труднее. (41)Он спешил. (42)Пальцы его коченели…

(43)И вот он лежит неловко, боком на снегу и держит в раскинутых, костенеющих руках концы оборванной линии. (44)Он силится сблизить руки, свести концы провода вместе.(45)Неужели не хватит жизни, не будет уже времени соединить концы провода? (46)Человек в тоске грызет снег зубами. (47)Он силится встать, опираясь на локти. (48)Потом он зубами зажимает один конец кабеля и в исступленном усилии, перехватив обеими руками другой провод, подтаскивает его ко рту. (49)Теперь не хватает не больше сантиметра. (50)Человек уже ничего не видит. (51)Искристая тьма выжигает ему глаза. (52)Он последним рывком дергает провод и успевает закусить его, до боли, до хруста сжимая челюсти.(53) Он чувствует знакомый кисловато-соленый вкус и легкое покалывание языка. (54)Есть ток! (55)И, нашарив винтовку помертвевшими, но теперь свободными руками, он валится лицом в снег, неистово, всем остатком своих сил стискивая зубы. (56)Только бы не разжать… (57)Немцы, осмелев, с криком набегают на него. (58)Но опять он наскреб в себе остатки жизни, достаточные, чтобы приподняться в последний раз и выпустить в близко сунувшихся врагов всю обойму… (59)А там, на командном пункте, просиявший телефонист кричит в трубку:

– Да, да! Слышу! 

(60)…Человек не вернулся обратно. (61)Мертвый, он остался в строю, на линии. (62)Он продолжал быть проводником для живых. (63)Навсегда онемел его рот. (64)Но, пробиваясь слабым током сквозь стиснутые его зубы, из конца в конец поля сражения неслись слова, от которых зависели жизни сотен людей и результат боя. (65)Уже отомкнутый от самой жизни, он все еще был включен в ее цепь. (66)Смерть заморозила его сердце, оборвала ток крови в оледеневших сосудах. (67)Но яростная предсмертная воля человека торжествовала в живой связи людей, которым он остался верен и мертвый.

(68)Когда в конце боя передовая часть, получив нужные указания, ударила немцам во фланг и ушла от окружения, связисты, сматывая кабель, наткнулись на человека, полузанесенного поземкой. (69)Он лежал ничком, уткнувшись лицом в снег. (70)В руке его была винтовка, и окоченевший палец застыл на спуске. (71)Обойма была пуста. (72)А поблизости в снегу нашли четырех убитых немцев. (73)Его приподняли, и за ним, вспарывая белизну сугроба, потащился прикушенный им провод.(74)Тогда поняли, как была восстановлена линия связи во время боя…

(75)Так крепко были стиснуты зубы, зажавшие концы кабеля, что пришлось обрезать провод в углах окоченевшего рта. (76)Иначе не освободить было человека, который и после смерти стойко нес службу связи. (77)И все вокруг молчали, стиснув зубы от боли, пронявшей сердце, как умеют молчать в горе русские люди, как молчат они, если попадают, обессиленные от ран, в лапы «мертвоголовых», – наши люди, у которых никакой мукой, никакими пытками не разжать стиснутых зубов, не вырвать ни слова, ни стона, ни закушенного провода.

                                                                                                                                                                                     (Л. Кассиль)

Сочинение

Автор работы: Людмила Смоляр

Одна из проблем, поставленных автором текста, и, как мне кажется, самая главная — это проблема героизма человека. Какой ценой и ради чего человек может совершить подвиг? И что происходит при этом в его душе, в его сознании? Как и почему он решается на отчаянный поступок — самопожертвование, принесение в жертву собственной жизни?

Герой Л. Кассиля совершает подвиг на войне, но война — это лишь  время, когда люди проявляют свою истинную сущность. Вынуждены проявлять. Однако в жизни всегда есть место подвигу, поэтому проблема человеческого героизма актуальна для всех и во все времена. Не только потому, что кто-то всегда нуждается в помощи, но и потому, что каждому необходима возможность совершить хоть раз в жизни (может быть, в последний раз) отчаянный и великий поступок, пускай даже его величие поймёт не всякий, а поступок этот будет скоро забыт. Существу, не знающему себя, требуется возможность проявиться как человеку.

«Человек» — именно так называет Кассиль своего героя, не присваивая ему ни имени, ни звания: «И вот тогда один человек поднялся…» (пр. 6), «…боль обрушилась на человека…» (пр. 26), «…человек не вернулся обратно» (пр. 60). В описании героя нет ничего личного, никаких отличающих его качеств, ни внешних, ни внутренних, даже вмыслях его в момент совершения подвига не всплывают ни дом, ни близкие люди, ни привязанности, нет сожаления о том, что он теряет, принося себя в жертву. И помнит он только о своей задаче (пр. 28). Герой абсолютно безлик, и, конечно же, неспроста. Кассиль не пишет биографию, не повествует о конкретном подвиге конкретного персонажа, но он рассказывает о человеке как о явлении, о каждом из нас. И любой читатель может примерить на себя этот образ, и образ приживётся, если у него сохранилась тяга к подвигу, если её не заглушили повседневные желания и страхи. Человек совершает героический поступок не думая, не помня ни страхов, ни желаний, даже себя не выделяя и совсем забыв себе цену.

Почему это происходит? Ради чего человек готов принести себя в жертву? Ответ на этот вопрос не так уж очевиден. Ради идеи ли? Ради других людей? Ради Родины? А что такое Родина? И почему тогда он не помнит об этом, почему в его памяти не остаётся ничего кроме цели? А можно ли совершить подвиг из гордости? Разве под силу гордому человеку забыть обо всём, забыть себя? Навряд ли. Ради чего же тогда всё это сделано?

В своё время очень хорошо и подробно ответил на этот вопрос писатель и военный лётчик Антуан де Сент-Экзюпери в книге «Цитадель». Этот огромный труд посвящён, кроме прочего, разъяснению того, зачем живут люди, в чём их общность и ради чего они готовы пойти на смерть. У Экзюпери нет никакой связующей идеи, и даже близкие люди уходят на второй план, но есть нечто большее — есть царство. Не просто группа человеческих существ, а сложная система, навязывающая людям неравенство и в чём-то направленная против привычной нам современной справедливости. Но царство устроено очень ладно и гармонично благодаря тому, что каждый малейший его элемент занимает отведённую ему нишу и должное место в ней, выполняет свою работу и по-своему служит царству, по-своему жертвует ему собой и своим временем. Есть также невидимые связующие силы, которые ограничивают свободу людей, но в то же время дают им смысл жизни — возможность бороться и трудиться, и лишь посленаслаждаться победами и плодами своих трудов. Ведь вещи обесцениваются, когда достаются легко. Связующие нити поддерживают строгий порядок и иерархию, во главе которой стоит человек, выше которого — только Бог. И этот человек — всего лишь символ, он может не представлять никакой идеи, подданные могут быть не любить его самого, но через него они обретают смысл, он символизирует собой нерушимость связей, и ради этого смысла, этих связей люди готовы умирать, как ради плодов своего труда они готовы жить. Если связи разрушаются, царство гибнет, а вместе с ним погибает и каждая его клетка. Экзюпери сравнивает царство людей с кедром, который несправедлив хотя бы в том, что его ствол не может и не должен желать стать кроной, а нижние ветви не могут занять место верхних. Но ствол поддерживает крону, и кедр живёт и затмевает другие растения лишь потому, что его устройство имеет свой порядок, и порядок этот не нарушается. Именно порядок, именно нити, связующие людей друг с другом и со всеми предметами мира, а предметы — с их смыслами, в конце концов,связующие всё воедино, имеют действительную ценность. Умирая за царство,человек приносит себя в жертву не абстрактной идее и не другим людям, а этим связям, этому смыслу, невозможному без них. Он делает это не задумываясь, потому что его цель не может быть выражена ни словом, ни образом, и вообще помыслить её сложно. Он чувствует её и всегда о ней знает, хоть и не может думать о ней.

Я неспроста вспомнила и привела именно этот  пример, ведь герой Кассиля умирает ради того, чтобы замкнуть разорванный взрывом провод, восстановить связь. Связи — это истинная ценность, и мне кажется, что в какой бы странной и необычной форме они ни были представлены, это всегда метафора тех самых связей, о которых писал Экзюпери. Они важны потому, что людям нужна общность, нужна целостность, им нужно слышать и понимать друг друга, действовать сообща, потому что иначе они — ничто. Только терпеливый и слаженный труд многих приводит к победам, к возведению зданий и городов, к продвижению в сторону цели. И в таком контексте простой ответ на вопрос — «человек пожертвовал собой ради связи» — обретает новый, более ценный смысл. А быть замыкающим звеном — должно быть, почётная должность.

Комментарий автора сайта

Прокрустово ложе для таланта

Эта работа является частью пробного ЕГЭ по русскому языку, она написана в 2015 году одиннадцатиклассницей одной из московских школ. Работа явно выделяется из общего потока, она очень индивидуальна. Главное впечатление — это то, что автору тесны рамки, установленные в «Критериях оценивания», в регламентирующем документе ФИПИ. Мне вообще непонятно, как девочка смогла написать такую работу, уложившись в отведённое для экзаменационной работы время.

Сочинение Людмилы Смоляр вне ЕГЭ-шных рамок, оно не в формате. Поэтому содержание не укладывается в привычный объем (обычно пятёрочные работы содержат 250—350 слов, а средненькие сочинения — 180—200 слов). От рядовой экзаменационной работы ожидается, что автор продемонстрирует умение работать с исходным текстом: понять его, определить проблему, прокомментировать проблему, выявить и изложить позицию автора, а также умение выразить собственную точку зрения относительно рассматриваемой проблемы и поддтвердить ее парой примеров. Эксперты понимают, что формат ЕГЭ не предполагает глубоких оценок, тонких наблюдений, ярких ассоциаций,  неожиданных параллелей… Вспомним Пушкинские строки:

В одну телегу впрячь не можно
Коня и трепетную лань.

Самое смешное, что оценка работы в соответствии с «Критериями оценивания» не даёт высшего балла, а проверять её по установленому порядку необходимо именно так. Вот такой парадокс!


Из разговора с мужем (мы коллеги, у меня есть возможность получить совет в сложных случаях):

—Это лучшая работа?
—Лучшая. 
— За неё можно выставить высший балл?
— Нельзя, она не в формате. На это сочинение нельзя ориентировать других детей, его нельзя ставить в пример.
— Его нужно ставить в пример! Его обязательно нужно ставить в пример учителям и репетиторам… Его совершенно необходимо ставить в пример одаренным детям…

Каждый должен понять, что экзамен — это только экзамен, это всего-навсего аттестационная работа, проверяющая наличие у выпускников некоторых заранее определенных умений. Чтобы не попасть впросак, не оказаться в аутсайдерах, пиши то, что от тебя ожидают, если хочешь получить то, что ожидаешь ты

P.S.

За сочинение на экзамене Людмила получила 22 балла. Экзамен сдала на 95 баллов.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Сочинение по тексту пескова бескорыстие
  • Сочинение по тексту калинина возврата нет
  • Сочинение по тексту пермяка на все цвета радуги егэ
  • Сочинение по тексту какой лексикой насыщена наша речь
  • Сочинение по тексту пелевина мост который я хотел перейти егэ

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии