Сочинение ЕГЭ 2021
Позвольте напомнить известное изречение: «Где ваша мудрость, потерянная в знаниях?»
или Высшее, чего может достичь человек, — это мудрость. (по Бим-Баду)
В своей статье академик Бим-Бад ставит проблему мудрости, развития человеческой мысли, отношения человека к знаниям, к размышлениям.
По мнению автора, мудрость – это больше, чем знания, это «ещё и интуиция, и отвращение к самообману». Нужно приучать человека к мудрости, то есть к умению размышлять, не считать свои выводы окончательными, сопоставлять их с противоположными мнениями, допускать их ошибочность, то есть уметь сомневаться. Бим-Бад подчёркивает, что «недостаточно мыслить самостоятельно – надо ещё мыслить правильно».
Рассуждая о мудрости, автор приводит в пример директора школы, который гордился учениками, умеющими писать сочинения на самые сложные философские темы. Но вместо погружения в источники, глубокого изучения материала, дети высказывали свои незрелые мысли о вечных вопросах бытия. Бим-Бад считает, что не может быть мнений без сомнения, что нельзя рассуждать о таких важных вопросах без знаний о том, что об этом думают другие.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: автор подчёркивает, что не умеющий сомневаться человек становится самоуверенным и самонадеянным.
Бим-Бад утверждает, что «высшее, чего может достичь человек, — это мудрость».
Трудно не согласиться с этим высказыванием. Умение мыслить глубоко, задумываться о себе, о своём месте в окружающем мире присуще далеко не всем. Не каждый может достичь высшей степени мудрости, но стремиться к умению размышлять, думать о прочитанном, увиденном, пережитом необходимо, потому что, на мой взгляд, без этого человек не интересен.
В заключение хотелось бы сказать, что умение мыслить отличает людей от других живых существ и делает человека интеллектуально развитым.
Сочинение ЕГЭ 2021
Сочинение по русскому языку егэ по б бим баду
Сочинение ЕГЭ. По тексту Бим-Бада о благородстве.
Одна из проблем, отражённых в данной статье, — это проблема воспитания лучших качеств в человеке.
По мнению автора, наиболее опасны слабые в духовном отношении люди, а «большая сила, напротив, великодушна». Бим-Бад рассказывает об армиях спасения, члены которых должны быть не только физически здоровыми, психологически крепкими, но и должны уметь проявлять доброту и терпимость, быть надёжными в трудных ситуациях, поэтому так нелегко попасть в отряд «Центроспас». Автор подчёркивает, что каждому новичку-спасателю нужно доказать, что на него можно положиться, что он всегда благородно отнесётся к тем, кому необходима помощь.
Рассуждая о воспитании культуры, которое «нацелено против надменности, высокомерия, своеволия, злобы…» и других плохих качеств человека, Бим-Бад приводит слова Конфуция: «Все люди близки друг к другу по своей природе, а расходятся между собой в ходе воспитания». Автор говорит, что нужно воспитывать человека в духе добродетели, что только так каждый сможет в полной мере выполнять свои гражданские и человеческие нормы.
В конце текста, подводя итог вышесказанному, Бим-Бам подчёркивает, что «благородство зиждется на силе духа», что нужно воспитывать в себе добрые качества, избавляться от всего дурного.
Позиция автора такова: он утверждает, что «самое надёжное в нашем мире – это благородство духа. Не по рождению, не по крови, а по уму и чести».
С этим утверждением нельзя не согласиться, так как человек всегда ценился и ценится не по тому, что он имеет из материальных благ, а по свойствам его души, сердца, ума. Среди моих одноклассников тоже есть разные люди. Порядочные (слово «благородный» сейчас услышишь редко) и не очень, честные и лживые, добрые и жадные. Я думаю, что это зависит больше всего от того, какая у каждого семья и как воспитывают детей родители.
Но в заключение хотелось бы сказать, что, каким станет человек, во многом зависит и от него самого.
Порядочные слово благородный сейчас услышишь редко и не очень, честные и лживые, добрые и жадные.
Rusulitka. ru
15.07.2020 22:12:00
2020-07-15 22:12:00
Источники:
Https://rusulitka. ru/sochinenie-egje-po-tekstu-bim-bada-o-blagorodstve. html
Проблема определения понятия Б. Бим-Баду — Сочинения ЕГЭ — Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ » /> » /> .keyword { color: red; } Сочинение по русскому языку егэ по б бим баду
Проблема определения понятия Б. Бим-Баду
Проблема определения понятия мудрость..По Б. Бим-Баду
Сочинение написано учеником общеобразовательной школы. В тексте могут быть ошибки.
Сочинение по тексту:
Борис Михайлович Бим-Бад – кандидат педагогических наук, а также старший научный сотрудник научно-исследовательского института общей педагогики рассуждает о проблеме определения понятия мудрость.
Автор пишет, что мудрость – это высшее, чего может достичь человек. Он говорит, что она нуждается в знаниях, но не сводится к ним. Если вдруг кто-то может знать о всех видах бабочек, но ничего не понимать в экологии и даже не интересоваться ей, этот «кто-то» упускает связь между миром и отдельно взятой бабочкой.
Б. Бим-Бад говорит, что мудрости нужно учить в школе, а если быть точнее, то приучивать – как к воздержанию от недостаточно обоснованных утверждений и осторожности суждений. Он считает, что мудрость – это не просто знания, это что-то большее, это интуиция, а также отвращение к самообману.
Я согласен с позицией автора в том, что мудрость — это больше, чем просто знания.. Я считаю, что мудрость, это совокупность навыков, богатого опыта и способность здравомыслия.
Обратимся к произведению Льва Николаевича Толстого «Война и Мир». Мудрость Платона Каратаева помогла выжить Пьеру в плену. Платон научил его жить просто, ценить то, что имеешь: свет солнца, капли дождя. Не надо постоянно находиться в поисках счастья, надо жить и радоваться от того, что живешь.
Обратимся также к произведению А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Старый Лис научил Маленького принца постигать мудрость человеческих отношений. Чтобы понять человека надо научиться вглядываться в него, прощать мелкие недостатки. Ведь самое главное всегда бывает скрыто внутри, и сразу его не разглядишь.
В заключение вспоминаются слова Бианта Приенского: «Из молодости в старость бери мудрость, ибо нет достояния надежнее». Древнегреческий мудрец хотел сказать, что у человека нет ничего надежнее его мудрости.
Текст Бориса Михайловича Бим-Бада:
(1)Высшее, чего может достичь человек, — это мудрость.
(2)Мудрости полагалось бы стать школьным предметом, ей надо учить. (3)Точнее, к мудрости надобно приучать — как к осторожности суждений, воздержанию от недостаточно обоснованных утверждений, умению принимать во внимание множество факторов, опираясь на то, что рождено разнообразием исторического опыта. Это больше, чем знания. (5)Это ещё и интуиция, и отвращение к самообману. (б)Мудрый человек никогда не самонадеян: он не считает конечными полученные им результаты размышлений, он допускает их ошибочность, сопоставляя их с прямо противоположными утверждениями и находя пробелы в том, что казалось очевидным.
(7)Мудрость нуждается в знаниях, но не сводится к ним. (8)Кто-то может знать, допустим, все разновидности бабочек и ничего не смыслить в проблемах экологии. (9)Даже не интересоваться ими. (10)В таком случае человек упускает из вида связь отдельно взятой бабочки с устройством мира.
(11 )3нания отвечают на вопрос «Почему?», а информация — только на вопросы «Что? Где? Когда? Как?». (12)3нание состоит из «пониманий» и является достоянием науки. (13)3нание нуждается в информации, но не сводится к ней — оно выше, поскольку знает, как проверять достоверность информации.
(14)3нание в европейской, а теперь и в общемировой научной традиции всегда противостояло мнению. (15)Мнение — это всего лишь некоторое отношение к чему либо, а знание — это, повторю, понимание закономерности. (16)Важно не столько отстаивать свое мнение, сколько думать о том, чтобы оно было доказано, хотя бы стремилось стать знанием. (17)Стремление всячески поощрять безосновательно мнения как самоцель очень опасно для растущего человека.(18)Недостаточно мыслить самостоятельно – надо еще мыслить правильно.
(19)У меня есть знакомый, глубоко уважаемый мной директор школы. (20)Он с явной гордостью рассказал мне, что у него дети в школе без всякой подготовки пишут сочинения на самые сложные темы. (21)И привел примеры действительно очень сложных философских тем, требующих глубокого изучения, погружения в массу авторитетных источников, чтобы на их фоне иметь право сказать что-то свое. (22)Вместо этого, наоборот, дети поощрялись к высказыванию любых своих незрелых мыслей о глубинных, вечных вопросах бытия и отстаиванию этих «мыслей». (23)Я пытался ему возразить: а как же интеллектуальная честность? (24)Сомнение? (25)Установка на воздержание от суждения, если нет знаний о том, что и почему об этом думают другие? (26)Как может быть мнение без сомнения, ведь человек становится самоуверенным и самонадеянным! (27)Где страх перед ошибкой? (28)Но я обнаружил, что директору мои опасения непонятны…
22 Вместо этого, наоборот, дети поощрялись к высказыванию любых своих незрелых мыслей о глубинных, вечных вопросах бытия и отстаиванию этих мыслей.
Vopvet. ru
30.08.2020 10:34:58
2020-08-30 10:34:58
Источники:
Https://vopvet. ru/news/problema_opredelenija_ponjatija_mudrost_po_b_bim_badu/2015-02-27-764
Сочинение ЕГЭ. Проблема человеческой силы и слабости. По Б. Бим-Баду » /> » /> .keyword { color: red; } Сочинение по русскому языку егэ по б бим баду
Сочинение по русскому языку егэ по б бим баду
Размещено на реф. рф
Он рассуждает о проблеме человеческой силы и слабости.
Автор пишет, что благородство идет вместе с душевнои̌ силой, по϶тому оно стало востребовано в современном мире. Благодарный человек никогда ӊᴇ погибнет в окружении конкуренции и злобы. Он говорит, что знал силача, который ни разу никого ӊᴇ обидел, никому ӊᴇ желал зла.
Борис Михайлович считает, человеческая слабость проявляется в стремлении к разрушению, то есть в агрессии, а сила в благородстве и великодушии.
Я ӊᴇ могу ӊᴇ согласиться с автором и считаю, что данная проблема актуальна в наше время. Люди перестают понимать понятие благородства. Кто-то способен обидеть меньшего, для показания своей силы, а кто-то на самом деле хочет сделать добрый благородный поступок, но у нᴇᴦο ӊᴇ получается и выходит все наоборот, так как идет он ӊᴇ от души и понимания действительности, а ради получения статуса благородного человека.
Обратимся к произведению Н. С. Лескова ʼʼОчарованный странникʼʼ. Главный герой, Иван Флягин, берет себе имя молодого крестьянина и уходит за нᴇᴦο в армию, освобождая ᴇᴦο от тяжелой солдатской службы.
Я ӊᴇ раз видел, как люди для того чтобы выглядеть сильнее унижают себе подобных, но мы то понимаем, что в реальности такие они очень слабы. Сильными по праву считаться те, кто совершают правильные, добрые и благородные поступки.
В заключение хочу сказать, что ӊᴇ стоит делать благородные поступки, для того чтобы все знали что вы благородный, их стоит делать искренне, а ӊᴇ для собственнои̌ славы.
(1)Только слабые люди, постоянно нуждаясь в компенсации своей
Недостаточности, обычно плетут интриги, строят козни, исподтишка наносят удары.
(2)Большая сила всегда великодушна.
(3)Я знал сверхсилача, который за всю свою долгую богатырскую жизнь никого ӊᴇ тронул пальцем, никому ӊᴇ желая зла. (4)Душевная сила и благородство идут рука об руку, и ϶то объясняет, почему в наше время благородство стало снова востребованным, ценимым и настолько лишь широко практикуемым, что подчас превращается чуть ли ӊᴇ в массовую профессию.
(5)В армиях спасения умный риск и истинное благородство неотделимы.
(6)Ремесло спасения естественным образом фильтрует людей по их душевным качествам. (7)В результате долго в спасателях задерживаются только лишь сильные люди, способные защитить слабого, попавшᴇᴦο в беду. (8)Так, желающим попасть на работу в отряд ʼʼЦентроспасʼʼ недостаточно иметь за плечами безукоризненное военное или спортивное прошлое и владеть необходимым набором специальностей.
(9)ʼʼДоброʼʼ медкомиссии ещё ӊᴇ является залогом успеха. (10)Почти тысяча правильно выбранных ответов психологического тестирования тоже ӊᴇ гарантирует кандидату места в штате элитного подразделения. (И)Новичку необходимо доказать будущим коллегам в процессе стажировки, что на нᴇᴦο в любой ситуации можно положиться, что он проявляет доброту и терпимость, необходимые в их ежедневных миссиях.
(12)Чтобы справляться со своими обязанностями, человек должен обладать благороднои̌ душой, полнои̌ лучших качеств. (13)Но почему, даже обладая добродетельными качествами, человек совершает безнравственные поступки? (14)На подобный вопрос Конфуций ответил: ʼʼВсе люди близки друг другу по своей природе, а расходятся между собой в ходе воспитания. (15)Человек может утрачивать благородные качества под влиянием дурного общения. (16)По϶тому, чтобы все члены общества выполняли свои гражданские обязанности и человеческие
Нормы, необходимо воспитывать человека в духе добродетелиʼʼ.
(17)Воспитание культуры, избавление от дурных манер и наклонностей нацелено против надменности, высокомерия, своеволия, злобы, зависти, чувства собственнои̌ неполноценности, недисциплинированности, излишней подозрительности, вероломства, лицемерия, двуличия, коварства, подлости и корысти. (18)Только избавившись от дурных манер и наклонностей, очистив собственную душу, изгнав
Из неё всё плохое, можно рассчитывать на быстрый прогресс и достижение совершенства в мастерстве. (19)Никому из людей недалёких, корыстолюбивых, жестоких, хитрых и скрытных в силу душевнои̌ ущербности никогда ещё ӊᴇ удавалось добиться сколь-нибудь значительных успехов, а в случае если и удавалось, то торжество их длилось недолго. (20)В конце концов всё кончалось плачевно как для
Них самих, так и для окружающих.
(21)Благородный человек погибнет в окружении конкуренции и злобы? (22)Нет! (23)Именно он и победит. (24)Поскольку благородство зиждется на силе духа. (25)Чтобы побеждать в жизни, побеждать красиво и долговечно, прочно, основательно, надобно иметь высокую душу. (26)Хороший характер.
Размещено на реф. рф
(27)Самое надёжное в нашем мире — ϶то благородство духа. (28)Не по рождению, ӊᴇ по крови, а по уму и чести.
* Борис Михайлович Бим-Бад (род. в 1941 г.) — кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник НИИ общей педагогики.
Сочинение ЕГЭ. Проблема человеческой силы и слабости. По Б. Бим-Баду — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Сочинение ЕГЭ. Проблема человеческой силы и слабости. По Б. Бим-Баду»2017-2018.
Размещено на реф. рф
Он рассуждает о проблеме человеческой силы и слабости.
Автор пишет, что благородство идет вместе с душевнои̌ силой, по϶тому оно стало востребовано в современном мире. Благодарный человек никогда ӊᴇ погибнет в окружении конкуренции и злобы. Он говорит, что знал силача, который ни разу никого ӊᴇ обидел, никому ӊᴇ желал зла.
Борис Михайлович считает, человеческая слабость проявляется в стремлении к разрушению, то есть в агрессии, а сила в благородстве и великодушии.
Я ӊᴇ могу ӊᴇ согласиться с автором и считаю, что данная проблема актуальна в наше время. Люди перестают понимать понятие благородства. Кто-то способен обидеть меньшего, для показания своей силы, а кто-то на самом деле хочет сделать добрый благородный поступок, но у нᴇᴦο ӊᴇ получается и выходит все наоборот, так как идет он ӊᴇ от души и понимания действительности, а ради получения статуса благородного человека.
Обратимся к произведению Н. С. Лескова ʼʼОчарованный странникʼʼ. Главный герой, Иван Флягин, берет себе имя молодого крестьянина и уходит за нᴇᴦο в армию, освобождая ᴇᴦο от тяжелой солдатской службы.
Я ӊᴇ раз видел, как люди для того чтобы выглядеть сильнее унижают себе подобных, но мы то понимаем, что в реальности такие они очень слабы. Сильными по праву считаться те, кто совершают правильные, добрые и благородные поступки.
В заключение хочу сказать, что ӊᴇ стоит делать благородные поступки, для того чтобы все знали что вы благородный, их стоит делать искренне, а ӊᴇ для собственнои̌ славы.
(1)Только слабые люди, постоянно нуждаясь в компенсации своей
Недостаточности, обычно плетут интриги, строят козни, исподтишка наносят удары.
(2)Большая сила всегда великодушна.
(3)Я знал сверхсилача, который за всю свою долгую богатырскую жизнь никого ӊᴇ тронул пальцем, никому ӊᴇ желая зла. (4)Душевная сила и благородство идут рука об руку, и ϶то объясняет, почему в наше время благородство стало снова востребованным, ценимым и настолько лишь широко практикуемым, что подчас превращается чуть ли ӊᴇ в массовую профессию.
(5)В армиях спасения умный риск и истинное благородство неотделимы.
(6)Ремесло спасения естественным образом фильтрует людей по их душевным качествам. (7)В результате долго в спасателях задерживаются только лишь сильные люди, способные защитить слабого, попавшᴇᴦο в беду. (8)Так, желающим попасть на работу в отряд ʼʼЦентроспасʼʼ недостаточно иметь за плечами безукоризненное военное или спортивное прошлое и владеть необходимым набором специальностей.
(9)ʼʼДоброʼʼ медкомиссии ещё ӊᴇ является залогом успеха. (10)Почти тысяча правильно выбранных ответов психологического тестирования тоже ӊᴇ гарантирует кандидату места в штате элитного подразделения. (И)Новичку необходимо доказать будущим коллегам в процессе стажировки, что на нᴇᴦο в любой ситуации можно положиться, что он проявляет доброту и терпимость, необходимые в их ежедневных миссиях.
(12)Чтобы справляться со своими обязанностями, человек должен обладать благороднои̌ душой, полнои̌ лучших качеств. (13)Но почему, даже обладая добродетельными качествами, человек совершает безнравственные поступки? (14)На подобный вопрос Конфуций ответил: ʼʼВсе люди близки друг другу по своей природе, а расходятся между собой в ходе воспитания. (15)Человек может утрачивать благородные качества под влиянием дурного общения. (16)По϶тому, чтобы все члены общества выполняли свои гражданские обязанности и человеческие
Нормы, необходимо воспитывать человека в духе добродетелиʼʼ.
(17)Воспитание культуры, избавление от дурных манер и наклонностей нацелено против надменности, высокомерия, своеволия, злобы, зависти, чувства собственнои̌ неполноценности, недисциплинированности, излишней подозрительности, вероломства, лицемерия, двуличия, коварства, подлости и корысти. (18)Только избавившись от дурных манер и наклонностей, очистив собственную душу, изгнав
Из неё всё плохое, можно рассчитывать на быстрый прогресс и достижение совершенства в мастерстве. (19)Никому из людей недалёких, корыстолюбивых, жестоких, хитрых и скрытных в силу душевнои̌ ущербности никогда ещё ӊᴇ удавалось добиться сколь-нибудь значительных успехов, а в случае если и удавалось, то торжество их длилось недолго. (20)В конце концов всё кончалось плачевно как для
Них самих, так и для окружающих.
(21)Благородный человек погибнет в окружении конкуренции и злобы? (22)Нет! (23)Именно он и победит. (24)Поскольку благородство зиждется на силе духа. (25)Чтобы побеждать в жизни, побеждать красиво и долговечно, прочно, основательно, надобно иметь высокую душу. (26)Хороший характер.
* Борис Михайлович Бим-Бад (род. в 1941 г.) — кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник НИИ общей педагогики.
Размещено на реф.
Referatwork. ru
26.04.2020 16:35:06
2020-04-26 16:35:06
Источники:
Https://referatwork. ru/sochtop19/sochineniya-dlya-ege/view/4820_sochinenie_ege_problema_chelovecheskoy_sily_i_slabosti_po_b_bim_badu
Сочинение – рассуждение ученицы 11 класса.
Текст
(1)Выбирать или не выбирать? (2)Встречал я людей, которые не желают тратить на разрешение
бытийных загадок ни времени, ни сил. «(3)Мы живём, чтобы жить. (4)И жить, не омрачая череду
наших дней трудными размышлениями. (5)Будем жить, как живётся, как все живут, как получит—
ся…» (6)Такие люди не хотят тратить приятно длящегося своего существования ни на что, выхо—
дящее за крут усилий по его поддержанию!
(7)Известный психотерапевт Михаил Папуш замечает: «Из тех, кто учится играть на фортепи—
ано, лишь немногие хотят научиться играть хорошо. (8)Гораздо больше тех, кто, по тем или иным
причинам, хочет играть «хоть как—нибудь». (9)Это не только про фортепиано. (10)Это про жизнь.
(11)Или жизнь проще игры на фортепиано? (12)Есть немало людей, разнообразие жизненного
репертуара которых сводится к чередованию «Чижика—пыжика» и «Собачьего вальса», оставляя
«Танец маленьких лебедей» в области недосягаемой мечты о «высоком». (13)Многие ли хотят хо—
рошо жить, если отличать желание хорошо жить от желания, чтобы хорошо жилось?»
(14)Но наряду с такими «существователями» есть и те, кто напряжённо ищет истину. (15)Как
педагогу, мне довелось встречать молодых людей, жаждущих ясного и чёткого ответа на вопрос
о высших ценностях жизни. (16)0 ценностях, позволяющих отличать добро от зла и выбирать
лучшее и достойнейшее.
(17)Мы не можем не выбирать. (18)В самой сердцевине культуры лежит установление разли—
чий между знанием, ошибкой и заблуждением, между истиной и ложью.
(19)Как показывают эксперименты современных психологов, группа делает более решитель—
ный выбор, чем выбор любого члена группы, опрашиваемого по отдельности. (20)Причина этого
в том, что принятие решений всегда основано на принятии некой ответственности.
(21)Высказывая мнение от своего имени, человек взвешивает последствия, принимает на
себя ответственность. (22)А когда принимает решение группа, происходит рассредоточение, рас—
текание ответственности. (23)Никто не возражал бы против свободы выбора, если бы не ответ—
ственность. (24)Страх ошибиться — страх ответственности за решение.
(25)Ошибка — неотъемлемый атрибут действия и бездействия. (26)Эффективность действий
зависит от способности человека предупреждать, находить и исправлять ошибки. (27)Обучение и
воспитание во многом предстает как профилактика и исправление ошибок.
(28)Умный человек знает, как легко ошибиться. (29)Поэтому он заботится о подтверждении
своих мыслей и прислушивается к доводам других. (30)Неразумный же человек, напротив, исхо—
дит из весьма простого принципа, что ему одному известна истина. (31)Из этого ему нетрудно за—
ключить, что все, кто не разделяет его мнений, ошибаются.
(32)Люди умные и рассудительные, обсуждая какой—либо спорный вопрос, должны воздержи—
ваться от суждений, пока не подтвердят правоту дела, которое они защищают. (ЗЗ)Необходимо
защищать истину подобающим ей оружием, которым не сумеет воспользоваться ложь: это оружие
— ясные и основательные доводы.
(34)Итак, чтобы происходил осознанный выбор самостоятельного человека, нужно научить
его не бояться выбирать, думать и пробовать, делать и наблюдать за результатами.
(З6)Давайте скажем себе: «Раз уж нам довелось жить, сделаем жизнь достойной. (36)А до—
стойна жизнь ответственная. (37)Не бойтесь выбирать, не страшитесь самостоятельной мысли!»
(По Б. Бим—Баду *)
* Борис Михайлович Бим—Бад (род. в 1941 г.) — российский педагог, действительный член (ака—
демик) Российской академии образования. Доктор педагогических наук, профессор.
Сочинение – рассуждение
В данном тексте Борис Михайлович Бим—Бад поднимает актуальную проблему—проблему выбора,
ведь принятие решений — неотъемлемый атрибут жизни каждого состоявшегося самостоятельного
человека.
Текст автора построен на антитезе. Писатель использует яркое противопоставление, описывая
типичных обывателей, безыдейных и безынтересных, которые не желают тревожить себя и
обременять свои разум и душу размышлениями. «Будем жить, как живется, как все живут, как
получится». Но рядом Б.М. Бим—Бад изображает вечных искателей истины, которые не страшатся
пробовать, думать, выбирать, которые не жалеют сил в поисках ответов на вечные вопросы и
загадки мироздания, которые непременно желают найти ответы на вопросы «о ценностях,
позволяющих отличать добро от зла и выбирать лучшее и достойнейшее» .
Автор текста считает, что безвольными, не способными к принятию самостоятельных решений,
людей делает страх ответственности за последствия сделанного выбора. Стоит учиться не бояться
выбирать, думать и действовать, анализируя свои ошибки. Но каким бы осознанным ни был
выбор, следует прислушиваться к мнению других, так как свойство ошибаться все же присуще
всем людям.
Я согласна с мнением автора. Когда человек «задирает нос», полагая, что великолепно
осведомлен по всем вопросам, он начинает «топтаться на месте», переставая расти и развиваться.
Всегда можно научиться чему—то новому и совершить более удачный выбор.
Пример такого «нездорового» упрямства можно найти в интернете, когда дискуссии «диванных
экспертов» перерастают в бессмысленное, упрямое отстаивание своей позиции. В тех спорах, в
которых люди не открыты новому, не рождается истина и не совершается достойный выбор.
Эту проблему также затрагивает Рэй Брэдбери в произведении «451 градус по Фаренгейту».
Большинство героев этого произведения относятся к живущим «хоть как—нибудь». А когда Гай
Монтэг пытается «разбудить» их, они называют его сумасшедшим глупцом.
«Живи так жадно, как будто через 10 секунд умрешь. Не ищи покоя, такого зверя нет на свете. А
если и есть, он подобен ленивцу, спускающемуся с дерева только в крайних случаях. Тряси
дерево, пусть эта скотина треснется задницей о землю». Так давайте же не будем бояться жить, не
будем бояться выбирать!
Сочинение – рассуждение ученицы 11 класса.
Текст
(1)Выбирать или не выбирать? (2)Встречал я людей, которые не желают тратить на разрешение бытийных загадок ни времени, ни сил. «(3)Мы живём, чтобы жить. (4)И жить, не омрачая череду наших дней трудными размышлениями. (5)Будем жить, как живётся, как все живут, как получится…» (6)Такие люди не хотят тратить приятно длящегося своего существования ни на что, выходящее за крут усилий по его поддержанию!
(7)Известный психотерапевт Михаил Папуш замечает: «Из тех, кто учится играть на фортепиано, лишь немногие хотят научиться играть хорошо. (8)Гораздо больше тех, кто, по тем или иным причинам, хочет играть «хоть как-нибудь». (9)Это не только про фортепиано. (10)Это про жизнь. (11)Или жизнь проще игры на фортепиано? (12)Есть немало людей, разнообразие жизненного репертуара которых сводится к чередованию «Чижика-пыжика» и «Собачьего вальса», оставляя «Танец маленьких лебедей» в области недосягаемой мечты о «высоком». (13)Многие ли хотят хорошо жить, если отличать желание хорошо жить от желания, чтобы хорошо жилось?»
(14)Но наряду с такими «существователями» есть и те, кто напряжённо ищет истину. (15)Как педагогу, мне довелось встречать молодых людей, жаждущих ясного и чёткого ответа на вопрос о высших ценностях жизни. (16)0 ценностях, позволяющих отличать добро от зла и выбирать лучшее и достойнейшее.
(17)Мы не можем не выбирать. (18)В самой сердцевине культуры лежит установление различий между знанием, ошибкой и заблуждением, между истиной и ложью.
(19)Как показывают эксперименты современных психологов, группа делает более решительный выбор, чем выбор любого члена группы, опрашиваемого по отдельности. (20)Причина этого в том, что принятие решений всегда основано на принятии некой ответственности.
(21)Высказывая мнение от своего имени, человек взвешивает последствия, принимает на себя ответственность. (22)А когда принимает решение группа, происходит рассредоточение, растекание ответственности. (23)Никто не возражал бы против свободы выбора, если бы не ответственность. (24)Страх ошибиться — страх ответственности за решение.
(25)Ошибка — неотъемлемый атрибут действия и бездействия. (26)Эффективность действий зависит от способности человека предупреждать, находить и исправлять ошибки. (27)Обучение и воспитание во многом предстает как профилактика и исправление ошибок.
(28)Умный человек знает, как легко ошибиться. (29)Поэтому он заботится о подтверждении своих мыслей и прислушивается к доводам других. (30)Неразумный же человек, напротив, исходит из весьма простого принципа, что ему одному известна истина. (31)Из этого ему нетрудно заключить, что все, кто не разделяет его мнений, ошибаются.
(32)Люди умные и рассудительные, обсуждая какой-либо спорный вопрос, должны воздерживаться от суждений, пока не подтвердят правоту дела, которое они защищают. (ЗЗ)Необходимо защищать истину подобающим ей оружием, которым не сумеет воспользоваться ложь: это оружие — ясные и основательные доводы.
(34)Итак, чтобы происходил осознанный выбор самостоятельного человека, нужно научить его не бояться выбирать, думать и пробовать, делать и наблюдать за результатами.
(З6)Давайте скажем себе: «Раз уж нам довелось жить, сделаем жизнь достойной. (36)А достойна жизнь ответственная. (37)Не бойтесь выбирать, не страшитесь самостоятельной мысли!»
(По Б. Бим-Баду *)
* Борис Михайлович Бим-Бад (род. в 1941 г.) — российский педагог, действительный член (академик) Российской академии образования. Доктор педагогических наук, профессор.
Сочинение – рассуждение
В данном тексте Борис Михайлович Бим-Бад поднимает актуальную проблему-проблему выбора, ведь принятие решений — неотъемлемый атрибут жизни каждого состоявшегося самостоятельного человека.
Текст автора построен на антитезе. Писатель использует яркое противопоставление, описывая типичных обывателей, безыдейных и безынтересных, которые не желают тревожить себя и обременять свои разум и душу размышлениями. «Будем жить, как живется, как все живут, как получится». Но рядом Б.М. Бим-Бад изображает вечных искателей истины, которые не страшатся пробовать, думать, выбирать, которые не жалеют сил в поисках ответов на вечные вопросы и загадки мироздания, которые непременно желают найти ответы на вопросы «о ценностях, позволяющих отличать добро от зла и выбирать лучшее и достойнейшее» .
Автор текста считает, что безвольными, не способными к принятию самостоятельных решений, людей делает страх ответственности за последствия сделанного выбора. Стоит учиться не бояться выбирать, думать и действовать, анализируя свои ошибки. Но каким бы осознанным ни был выбор, следует прислушиваться к мнению других, так как свойство ошибаться все же присуще всем людям.
Я согласна с мнением автора. Когда человек «задирает нос», полагая, что великолепно осведомлен по всем вопросам, он начинает «топтаться на месте», переставая расти и развиваться. Всегда можно научиться чему-то новому и совершить более удачный выбор.
Пример такого «нездорового» упрямства можно найти в интернете, когда дискуссии «диванных экспертов» перерастают в бессмысленное, упрямое отстаивание своей позиции. В тех спорах, в которых люди не открыты новому, не рождается истина и не совершается достойный выбор.
Эту проблему также затрагивает Рэй Брэдбери в произведении «451 градус по Фаренгейту». Большинство героев этого произведения относятся к живущим «хоть как-нибудь». А когда Гай Монтэг пытается «разбудить» их, они называют его сумасшедшим глупцом.
«Живи так жадно, как будто через 10 секунд умрешь. Не ищи покоя, такого зверя нет на свете. А если и есть, он подобен ленивцу, спускающемуся с дерева только в крайних случаях. Тряси дерево, пусть эта скотина треснется задницей о землю». Так давайте же не будем бояться жить, не будем бояться выбирать!
Только слабые люди, постоянно нуждаясь в компенсации своей недостаточности, обычно плетут интриги, строят козни, исподтишка наносят удары. Большая сила всегда великодушна.
Личность человека многогранная, и, безусловно, ограничивать людей двумя категориями сложно и странно, однако иногда такое ограничение оправдывает себя и вводит мотив некоего противостояния. В данном тексте Б.М. Бим-Бад предлагает нам задуматься над вопросом: «В чем проявляется сила и слабость человека?».
Обращаясь к теме, автор подводит нас к мысли о том, какими качествами обладает сильный человек, а какими слабый – и приводит в пример «сверхсилача», человека сильного не только физически, но и нравственно, духовно. Он за всю свою жизнь не причинил никому зла, хотя имел на это возможность. Этот «богатырь» импонирует Б.М. Бим-Баду, потому что именно такие личности способны бескорыстно совершать добро и помогать людям, пользоваться своей силой с честью и достоинством. И в противовес ему автор приводит собирательный образ человека, против которого нацелено воспитание и культура как таковые. Слабым людям, в силу их «недалекости», корыстолюбия, жестокости, «душевной ущербности» никогда не придет в голову совершать благородные поступки – а ведь именно на благородстве зиждется сила духа, и наоборот. Автор делает акцент на том, что именно поэтому слабые люди редко добиваются успеха – для созидания чего-то нужны иные нравственные ориентиры, людям сильным легче держаться на плаву – им в этом помогает «благородство духа» — «по уму и чести».
Б.М. Бим-Бад считает, что слабость человека проявляется в агрессии, в стремлении к разрушению, а сила – в великодушии и благородстве.
Я полностью согласна с мнением автора и тоже считаю, что гораздо сложнее создавать что-то доброе, помогать людям, сохранять честь и достоинство при любых обстоятельствах – это, бесспорно, является привилегией сильных личностей. Все остальное, нацеленное на разрушение и негатив – признак духовно неполноценных, слабых людей.
Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» ярко и точно показывает, как отражаются сила и слабость на состоянии человека. Поистине сильной является Соня Мармеладова – она готова была жертвовать последним ради своей семьи, пойти по «желтому билету» – и даже после этого девушка сохранила благородство духа. Героиня была способна жертвовать собой ради других и вселять в людей силу, веру и надежду – именно она спасла Родиона Раскольникова от полной духовной смерти и привела его к просвещению. В противовес девушке представлен Свидригайлов: он глумится над нравственностью, с гордостью признаёт свои грехи и, в целом, является низким, мерзким, корыстным и циничным человеком. Этот герой по-настоящему слабый: он не способен на добродетель и даже отвергает её, в интересах Свидригайлова лишь постоянная праздность и самодовольство.
Проблема силы и слабости человека представлена и в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль». Данко – сильный и смелый альтруист, целью и предназначением которого является бескорыстная, искренняя помощь людям. Он убил себя, вырвав из груди пылающее сердце, чтобы осветить другим людям путь через весь лес. К сожалению, толпа самих людей в основной своей массе состояла из слабых, ничтожных личностей. Они, в виду своего малодушия и духовной нищеты, не были способны на банальную благодарность – сначала эти люди обвиняли Данко в том, что он не может вывести их из леса, а позже, выбравшись с его помощью на свободу, растоптали сердце героя, испугавшись его мощи и благородства.
Таким образом, можно сделать вывод, что сила человека проявляется в богатстве его души, а слабость – в его нравственной нищете. Безусловно, всю свою жизнь важно стремиться к тому, чтобы быть сильной личностью – противном случае жизнь превращается в ничтожное существование.
Обновлено: 11.03.2023
Неправильно выразились (несмотря на своё окружение). Вы — конкретно — ЧТО имеете в виду? Какое окружение?
Какие эти? Местоимение указывает на предмет, но не называет его. на какой предмет здесь оно указывает?
. приютил КОГО? и стал . КЕМ? Нет грамматической связи между однородными членами — сказуемыми. (Задание 7 ЕГЭ. )
(4)Большая сила, напротив, великодушна. (5)Я знал сверхсилача, который за всю свою долгую богатырскую жизнь никого не тронул пальцем, никому не желая зла. (6)Душевная сила и благородство идут рука об руку, и это объясняет, почему в наше время благородство стало снова востребованным, ценимым и настолько широко практикуемым, что подчас превращается чуть ли не в массовую профессию.
(19)Воспитание культуры, избавление от дурных манер и наклонностей нацелено против надменности, высокомерия, своеволия, злобы, зависти, чувства собственной неполноценности, недисциплинированности, излишней подозрительности, вероломства, лицемерия, двуличия, коварства, подлости и корысти. (20)Только избавившись от дурных манер и наклонностей, очистив собственную душу, изгнав из нее всё плохое, можно рассчитывать на быстрый прогресс и достижение совершенства в мастерстве. (21)Никому из людей недалёких, корыстолюбивых, жестоких, хитрых и скрытных в силу душевной ущербности никогда ещё не удавалось добиться сколь-нибудь значительных успехов, а если и удавалось, то торжество их длилось недолго. (22)В конце концов всё кончалось плачевно как для них самих, так и для окружающих.
(23)Благородный человек погибнет в окружении конкуренции и злобы? (24)Нет! (25)Именно он и победит. (26)Поскольку благородство зиждется на силе духа. (27) Чтобы побеждать в жизни, побеждать красиво и долговечно, прочно, основательно, надобно иметь высокую душу. (28)Хороший характер.
(29)Самое надёжное в нашем мире — это благородство духа. (30)Не по рождению, не по крови, а по уму и чести.
*Борис Михайлович Бим-Бад (род. в 1941 г.) — академик РАО.
Душевная сила, благородство, доброта. Как часто мы встречаем такие качества в людях и есть ли они в нас самих? Какова сила благородства и воспитания? Именно над этими вопросами рассуждает автор в данном тексте.
Размышляя о силе духа, Борис Михайлович Бим-Бад приводит в пример отбор желающих в «Центроспас», где для поступления необходимы не только успешно пройденные тесты, но и важные человеческие качества, такие как доброта, терпимость, взаимовыручка. Также автор отмечает важность воспитания человека, приводя в пример цитату Конфуция, где говорится о том, что благородные качества имеют свойство утрачиваться под влиянием дурного общение . И именно поэтому нужно воспитывать человека в духе добродетели и избавлять от дурных качеств.
Автор подводит читателя к выводу о том, что сила духа очень важна и является одним из важнейших качеств личности. Автор убежден, что слабые, жестокие и хитрые люди никогда не добьются успеха в силу своей невоспитанности и отсутствия душевной силы.
С мнением автора нельзя не согласиться. Чтобы добиваться успеха и побеждать по жизни необходимо иметь внутреннюю душевную силу, быть благородным, честным и не позволять злу и
Вы видите только 35% текста. Оплатите один раз,
чтобы читать целиком более 6000 сочинений сразу по всем предметам.
Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда. Оплата через Apple Pay, GPay
- 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
- 3 из 3 К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
- 1 из 1 К3 Отражение позиции автора исходного текста
- 3 из 3 К4 Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме
- 1 из 2 К5 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
- 1 из 2 К6 Точность и выразительность речи
- 3 из 3 К7 Соблюдение орфографических норм
- 3 из 3 К8 Соблюдение пунктуационных норм
- 0 из 2 К9 Соблюдение языковых норм
- 2 из 2 К10 Соблюдение речевых норм
- 1 из 1 К11 Соблюдение этических норм
- 1 из 1 К12 Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
- ИТОГО: 20 из 24
В целом сочинение неплохое! В дальнейшем желаем отличных результатов на экзамене ЕГЭ.
Вступление
Человек – сложнейшее сочетание биологических и психологических характеристик. Все мы различаемся не только внешне, но и внутренне. Пожалуй, внутренние различия даже более значительны. Порой человек не знает, чего ожидать от себя в той или иной экстренной ситуации. Порой мы даже не можем сказать, как бы повели себя, окажись мы на месте другого.
Очень часто каждому из нас сложно решиться на тот или иной поступок, так как в нас происходит внутренняя борьба, отвечающая за принятые нами решения.
Проблема
Проблему внутренней борьбы в человеке затрагивает Б. Бим-Баду в своем тексте, размышляя о том, что все люди разные, и на внутреннее становление человека непременно влияет его окружение.
Комментарий
Автор повествует о том, что все плохие поступки совершаются слабыми людьми. Они совершают заговоры или плетут интриги только из необходимости хоть как-то восполнить собственную недостаточность.
Люди, сильные по-настоящему, всегда великодушны и добродетельны. В доказательство тому Б. Бим-Баду приводит несколько примеров из жизни. Например, для того, чтобы стать спасателем, мало на отлично сдать экзамены или пройти все психологические тесты. Очень важно добиться расположения тех, кто работает рядом, чтобы вселить в них уверенность, что на человека можно положиться в любой сложной ситуации.
Далее автор задается вопросом, почему даже лучшие по нравственным качествам люди порой совершают безнравственные поступки. Вспоминая слова Конфуция о том, что все люди близки друг другу, но расходятся лишь различным воспитанием, автор приходит к выводу, что на внутренний выбор человека может оказывать сильное влияние дурное общение.
Авторская позиция
Б. Бим-Баду уверен, что добродетельное воспитание лишит человека возможности подчиниться негативным наклонностям своего характера: высокомерию, злости, жестокости, хитрости, лицемерию и т.д. Только став свободным от таких качеств, можно рассчитывать на скорейший успех в жизни.
Конечно, можно достичь некоего благополучия и будучи носителем безнравственности, но такой успех весьма недолговечен и обречен на крах.
Автор уверен, что по истине благородный человек, сильный духом, никогда не погибнет в окружении злобы. Напротив, он одержит верх над ситуацией. Лучшее, что есть в мире – благородство характера.
Как бы ни было трудно, какие бы демоны не боролись внутри человека, он всегда должен выбирать светлую сторону во имя лучшей жизни.
Своя позиция
Соглашусь с автором. Очень много преград встречаем мы в жизни, много разных людей, совершаем поступки, плохие и хорошие, под влиянием различных обстоятельств. Все это может привести к тому, что рано или поздно под влиянием некой слабости или внешней силы, мы собьемся с пути. Чтобы наши внутренние противоречия привели к правильному результату, нужно с детства воспитывать в себе добродетельность и благородство.
Аргумент 1
Аргумент 2
В романе М. Шолохова “Тихий Дон” мы можем увидеть главного героя – Григория Мелехова, – оказавшегося в ситуации несоответствия внутренних ожиданий и реальности окружающего мира. Его метания не что иное, как совершающаяся на глазах читателя внутренняя борьба личности с самой собой.
Заключение
Внутренняя борьба происходит в каждом человеке при принятии решений, при совершении поступков. Исход такой борьбы зависит от тех моральных и нравственных качеств, которые заложены в нас с детства, от силы нашего духа, от благородства души.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Сочинение – рассуждение ученицы 11 класса.
(17)Мы не можем не выбирать. (18)В самой сердцевине культуры лежит установление различий между знанием, ошибкой и заблуждением, между истиной и ложью.
(19)Как показывают эксперименты современных психологов, группа делает более решительный выбор, чем выбор любого члена группы, опрашиваемого по отдельности. (20)Причина этого в том, что принятие решений всегда основано на принятии некой ответственности.
(21)Высказывая мнение от своего имени, человек взвешивает последствия, принимает на себя ответственность. (22)А когда принимает решение группа, происходит рассредоточение, растекание ответственности. (23)Никто не возражал бы против свободы выбора, если бы не ответственность. (24)Страх ошибиться — страх ответственности за решение.
(25)Ошибка — неотъемлемый атрибут действия и бездействия. (26)Эффективность действий зависит от способности человека предупреждать, находить и исправлять ошибки. (27)Обучение и воспитание во многом предстает как профилактика и исправление ошибок.
(28)Умный человек знает, как легко ошибиться. (29)Поэтому он заботится о подтверждении своих мыслей и прислушивается к доводам других. (30)Неразумный же человек, напротив, исходит из весьма простого принципа, что ему одному известна истина. (31)Из этого ему нетрудно заключить, что все, кто не разделяет его мнений, ошибаются.
(32)Люди умные и рассудительные, обсуждая какой-либо спорный вопрос, должны воздерживаться от суждений, пока не подтвердят правоту дела, которое они защищают. (ЗЗ)Необходимо защищать истину подобающим ей оружием, которым не сумеет воспользоваться ложь: это оружие — ясные и основательные доводы.
(34)Итак, чтобы происходил осознанный выбор самостоятельного человека, нужно научить его не бояться выбирать, думать и пробовать, делать и наблюдать за результатами.
* Борис Михайлович Бим-Бад (род. в 1941 г.) — российский педагог, действительный член (академик) Российской академии образования. Доктор педагогических наук, профессор.
В данном тексте Борис Михайлович Бим-Бад поднимает актуальную проблему-проблему выбора, ведь принятие решений — неотъемлемый атрибут жизни каждого состоявшегося самостоятельного человека.
Автор текста считает, что безвольными, не способными к принятию самостоятельных решений, людей делает страх ответственности за последствия сделанного выбора. Стоит учиться не бояться выбирать, думать и действовать, анализируя свои ошибки. Но каким бы осознанным ни был выбор, следует прислушиваться к мнению других, так как свойство ошибаться все же присуще всем людям.
(1)Высшее, чего может достичь человек, — это мудрость.
(2)Мудрости полагалось бы стать школьным предметом, ей надо учить. (3)Точнее, к мудрости надобно приучать — как к осторожности суждений, воздержанию от недостаточно обоснованных утверждений, умению принимать во внимание множество факторов, опираясь на то, что рождено разнообразием исторического опыта. (4)Это больше, чем знания. (5)Это ещё и интуиция, и отвращение к самообману. (6)Мудрый человек никогда не самонадеян: он не считает конечными полученные им результаты размышлений, он допускает их ошибочность, сопоставляя их с прямо противоположными утверждениями и находя пробелы в том, что казалось очевидным.
(7)Мудрость нуждается в знаниях, но не сводится к ним. (8)Кто-то может знать, допустим, все разновидности бабочек и ничего не смыслить в проблемах экологии. (9)Даже не интересоваться ими. (10)В таком случае человек упускает из вида связь отдельно взятой бабочки с устройством мира.
(14)3нание в европейской, а теперь и в общемировой научной традиции всегда противостояло мнению. (15)Мнение — это всего лишь некоторое отношение к чему либо, а знание — это, повторю, понимание закономерности. (16)Важно не столько отстаивать свое мнение, сколько думать о том, чтобы оно было доказано, хотя бы стремилось стать знанием. (17)Стремление всячески поощрять безосновательно мнения как самоцель очень опасно для растущего человека.(18)Недостаточно мыслить самостоятельно – надо еще мыслить правильно.
*Борис Михайлович Бим-Бад (род. В 1941 г.) — кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник НИИ общей педагогики.
Зайнутдинов Адель (группа 3 уровня)
На сегодняшний день люди накопили огромное количество информации. Но из-за отсутствия времени или возможностей для познания всего материала, они очень часто приходят к выводам, не подтвержденным достоверными источниками.
В данном для анализа тексте автор поднимает проблему необоснованности суждений.
Рассуждая над проблемой, Б. Бим-Бад приводит в пример директора, который поощрял безграничное самовыражение на различные философские темы своих учеников. Таким образом, глава школы формировал у детей такие черты личности, как самонадеянность и самоуверенность.
Автор считает, что свободное изъявление суждений, не подкреплённых доказательствами, оказывают негативное влияние на общество. Потому что оно порождает ложные знания, которые ведут к процессу деградации личности.
Я полностью согласен с автором. Действительно, в современном мире многие люди выражают своё мнение, не допуская ни капли сомнения в своих рассуждениях. Такое безрассудство наносит вред личности. Именно поэтому нужно сторониться необоснованных суждений.
Из-за своих голословных убеждений этот персонаж становится жертвой крупного обмана.
Таким образом, прежде чем принимать какую-нибудь точку зрения, нужно обязательно удостовериться в её правильности. Иначе это приведёт к отрицательным последствиям.
Читайте также:
- Сочинение волшебный мир книги
- Сочинение на тему жестокость в современном мире
- A megacity vs a local town сочинение
- Любовь к лесу родилась у меня еще в детстве сочинение
- Сочинение памятный день план
Сочинение написано учеником общеобразовательной школы. В тексте могут быть ошибки.
Другое сочинение по тексту здесь.
Сочинение по тексту:
Борис Михайлович Бим-Бад – кандидат педагогических наук, а также старший научный сотрудник научно-исследовательского института общей педагогики рассуждает о проблеме определения понятия мудрость.
Автор пишет, что мудрость – это высшее, чего может достичь человек. Он говорит, что она нуждается в знаниях, но не сводится к ним. Если вдруг кто-то может знать о всех видах бабочек, но ничего не понимать в экологии и даже не интересоваться ей, этот «кто-то» упускает связь между миром и отдельно взятой бабочкой.
Б. Бим-Бад говорит, что мудрости нужно учить в школе, а если быть точнее, то приучивать – как к воздержанию от недостаточно обоснованных утверждений и осторожности суждений. Он считает, что мудрость – это не просто знания, это что-то большее, это интуиция, а также отвращение к самообману.
Я согласен с позицией автора в том, что мудрость — это больше, чем просто знания.. Я считаю, что мудрость, это совокупность навыков, богатого опыта и способность здравомыслия.
Обратимся к произведению Льва Николаевича Толстого «Война и Мир». Мудрость Платона Каратаева помогла выжить Пьеру в плену. Платон научил его жить просто, ценить то, что имеешь: свет солнца, капли дождя. Не надо постоянно находиться в поисках счастья, надо жить и радоваться от того, что живешь.
Обратимся также к произведению А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Старый Лис научил Маленького принца постигать мудрость человеческих отношений. Чтобы понять человека надо научиться вглядываться в него, прощать мелкие недостатки. Ведь самое главное всегда бывает скрыто внутри, и сразу его не разглядишь.
В заключение вспоминаются слова Бианта Приенского: «Из молодости в старость бери мудрость, ибо нет достояния надежнее». Древнегреческий мудрец хотел сказать, что у человека нет ничего надежнее его мудрости.
Текст Бориса Михайловича Бим-Бада:
(1)Высшее, чего может достичь человек, — это мудрость.
(2)Мудрости полагалось бы стать школьным предметом, ей надо учить. (3)Точнее, к мудрости надобно приучать — как к осторожности суждений, воздержанию от недостаточно обоснованных утверждений, умению принимать во внимание множество факторов, опираясь на то, что рождено разнообразием исторического опыта. Это больше, чем знания. (5)Это ещё и интуиция, и отвращение к самообману. (б)Мудрый человек никогда не самонадеян: он не считает конечными полученные им результаты размышлений, он допускает их ошибочность, сопоставляя их с прямо противоположными утверждениями и находя пробелы в том, что казалось очевидным.
(7)Мудрость нуждается в знаниях, но не сводится к ним. (8)Кто-то может знать, допустим, все разновидности бабочек и ничего не смыслить в проблемах экологии. (9)Даже не интересоваться ими. (10)В таком случае человек упускает из вида связь отдельно взятой бабочки с устройством мира.
(11 )3нания отвечают на вопрос «Почему?», а информация — только на вопросы «Что? Где? Когда? Как?». (12)3нание состоит из «пониманий» и является достоянием науки. (13)3нание нуждается в информации, но не сводится к ней — оно выше, поскольку знает, как проверять достоверность информации.
(14)3нание в европейской, а теперь и в общемировой научной традиции всегда противостояло мнению. (15)Мнение — это всего лишь некоторое отношение к чему либо, а знание — это, повторю, понимание закономерности. (16)Важно не столько отстаивать свое мнение, сколько думать о том, чтобы оно было доказано, хотя бы стремилось стать знанием. (17)Стремление всячески поощрять безосновательно мнения как самоцель очень опасно для растущего человека.(18)Недостаточно мыслить самостоятельно – надо еще мыслить правильно.
(19)У меня есть знакомый, глубоко уважаемый мной директор школы. (20)Он с явной гордостью рассказал мне, что у него дети в школе без всякой подготовки пишут сочинения на самые сложные темы. (21)И привел примеры действительно очень сложных философских тем, требующих глубокого изучения, погружения в массу авторитетных источников, чтобы на их фоне иметь право сказать что-то свое. (22)Вместо этого, наоборот, дети поощрялись к высказыванию любых своих незрелых мыслей о глубинных, вечных вопросах бытия и отстаиванию этих «мыслей». (23)Я пытался ему возразить: а как же интеллектуальная честность? (24)Сомнение? (25)Установка на воздержание от суждения, если нет знаний о том, что и почему об этом думают другие? (26)Как может быть мнение без сомнения, ведь человек становится самоуверенным и самонадеянным! (27)Где страх перед ошибкой? (28)Но я обнаружил, что директору мои опасения непонятны…
(По Б. Бим-Баду*)