Сочинение по тексту богата во второй половине 19 века

Сочинение ЕГЭ 2022 на 25 баллов по тексту Е.М. Богата о важности человеческих чувств: «Во второй половине XIX века в Петербурге были созданы постоянные Высшие женские курсы, по существу, женский университет»

В чем заключает важность человеческих чувств? Такую проблему ставит Е.М. Богат в предложенном для анализа тексте.

Отвечая не поставленный вопрос, автор рассказывает о том, как однажды к нему в редакцию пришла пожилая, не менее восьмидесяти лет по виду, Амалия Эттингер. Вместо того чтобы официально представиться, как требовал ее возраст, она просто назвала свое имя и фамилию, как обычно делали совсем юные женщины. Этот пример показывает, что даже находясь в преклонном возрасте, человек может ощущать себя молодым и полным энергии.

Далее Евгений Михайлович пишет о вечере воспоминаний, проходившем в Доме культуры, куда его пригласила одна из бестужевок. Важно заметить, что возраст присутствовавших там дам составил три тысячи лет. Несмотря на это женщины были полны чувств: «три тысячи лет веселились, печалились, думали, три тысячи лет пили чай, уминали бутерброды». Читатель невольно задумывается о том, что для этих, казалось бы, пожилых бестужевок, которые ощущали каждое мгновение вечера, время будто остановилось.

Примеры дополняют друг друга и показывают, что эмоции человека помогают ему не чувствовать годы и пробуждают его интерес к жизни.

Автор считает, что важность человеческих чувств заключается в том, что они стареют. Человек, вопреки возрасту, в душе может оставаться всегда молодым. 

Трудно не согласиться с автором в том, что чувства помогают людям наслаждаться жизнью независимо от того, сколько им лет. В подтверждение своей позиции приведу пример из новостей. Королеве Великобритании Елизавете Второй уже более девяноста лет, но это не мешает ей ездить верхом, проводить чаепитие, выступать перед публикой, заниматься различными государственными делами.

В заключение хочу еще раз подчеркнуть, что возраст и внешность не имеют никакого значения и что нужно жить так, как велят чувства. 

Автор сочинения: Дарина Ожогина 

Во второй половине XIX века в Петербурге были созданы постоянные Высшие женские курсы, по существу, женский университет, первым директором их стал известный в то время историк — академик К. Н. Бестужев-Рюмин, племянник казненного декабриста. Он совершенно бескорыстно в течение ряда лет организовывал курсы, а потом руководил ими, поэтому и стали их называть в его честь Бестужевскими. А русских девушек, желавших получить высшее образование, слушательниц этих курсов, называли бестужевками.

Лучшие люди России — талантливые ученые, писатели, артисты — старались помочь женскому университету при его рождении и в последующие десятилетия деньгами или непосредственным участием в его деятельности.

Само имя это — «бестужевка» — вызывало в моем сознании что-то юное и женственное, бесконечно женственное и бесконечно юное; что-то вольное, непокорное, как ветер, как девичьи темные (почему темные, не понимаю сам) волосы, развеваемые сильным ветром; что-то красивое, легко, изящно и уверенно идущее по земле и что-то сопряженное с музыкой, живописью. И с баррикадами.

Однажды летом в мой кабинет в редакции вошла старуха, седая, крупная, с большими мужскими кистями рук, села, отдышалась после жары и ходьбы, подняла лицо, растрескавшееся, как краски на старом портрете, и бурно начала:

— Добрый день. Я — бестужевка. — И назвала себя: — Амалия Эттингер.

То, что эта старая-старая, не менее восьмидесяти по виду, женщина назвала себя по имени (Амалия!), без отчества, по имени и фамилии, как называют себя совсем юные женщины, стесняющиеся излишней официальности, удивило меня даже больше, чем это абсолютно неожиданное «бестужевка», начисто не вяжущееся ни с героиней Ярошенко, ни с моим внутренним видением бестужевки.

Почему-то мне казалось, что она — бестужевка — останется навсегда юной, возможно, потому, что перед моим сознанием стоял некий собирательный образ бестужевки вообще.

— Мы, бестужевки, вас читали, и я уполномочена… — Она помолчала, подумала, как лучше, чтобы получилось и непринужденно, и торжественно, выразить мысль: — Уполномочена нашим советом устроительниц традиционных вечеров бестужевок позвать вас на очередной вечер воспоминаний, который имеет быть в Доме культуры… — Она назвала Дом культуры и, окончательно утратив официальность, широко, добродушно улыбнулась: — Будет чаепитие.

Я поблагодарил, обещал быть.

— Но учтите, — нахмурилась она театрально, — общая сумма возраста собравшихся дам составит три тысячи лет! — и естественнейше рассмеялась. — Три тысячи лет, — повторила она весело, уходя в московское июльское пекло.

«Три тысячи лет», — думал я через несколько дней, по дороге к ним на вечер. Меня это, положа руку на сердце, тревожило. Что испытаю в обществе этих старух? Один телесно одряхлевший человек может быть душевно молод и обаятелен, но тридцать, сорок?!

Я часто бывал в больницах и в разного рода пансионатах и домах, где лечатся, живут, угасают старые люди, и сердце при одном воспоминании о скорбной жизни в тех стенах печалилось и болело. Конечно, на вечере бестужевок не будет больничного духа, больничного страха перед небытием, успокаивал я себя, но три тысячи лет!

Я вошел в зал с накрытыми для чаепития столами, когда оно уже началось. Я опоздал, не рассчитывал, что они начнут минута в минуту, полагая, что будет именно чаепитие: старые люди, сидя, пьют чай и негромко беседуют. А они начали, видимо, абсолютно точно, и чаепитие их, как я понял, было особым.

— «Сегодня, — услышал я, — в шесть часов пять минут утра умер на станции Астапово Лев Николаевич Толстой. В России траур. Студенты и курсистки отменили лекции…»

Наступила тишина; я стоял растерянно на пороге.

— Идите сюда! — оглушительным шепотом позвала меня Эттингер.

Я быстро и неловко занял место рядом с ней.

— «…отменили лекции, поют „Вечную память“, говорят речи…» — читала, возвышаясь в полный рост над столом, женщина в темном, торжественном, лица которой я не видел из-за поднятых к нему старых-старых листков исписанной бумаги.

— Читает дневник десятого года, — пояснила Эттингер.

И я вдруг ощутил, что самая реальная вещь в мире — чувства. И чувства — самая юная, единственно юная вещь в мире.

Стареют пирамиды, горы, земля и небо; чувства не стареют. И я вдруг почувствовал, что в этом зале со столом, уставленным скромным угощением, нет старости. Три тысячи лет веселились, печалились, думали, три тысячи лет пили чай, уминали бутерброды; время сгустилось и улыбалось, время шутило и не старело.

Время отступило, отхлынуло, как океанская волна, оставив на песке нечто совершенно бесценное, чему названия нет в человеческом языке, а если бы нашлось, то вопрос о смысле жизни был бы, вероятно, решен.

(По Е. Богату)

Проблемы текста Богата о чувствах

  1. Какова роль чувств в жизни человека?/ стареют ли чувства?
  2. В чем проявляется молодость человеческой души? 

Сочинение с реального ЕГЭ на 25 баллов к тексту Богата про бестужевок

Как старость влияет на человека?

   Чтобы привлечь внимание читателей к поставленной проблеме, Е.М.Богат пишет: «Я часто бывал в больницах и в разного рода пансионах и домах, где лечатся, живут, угасают старые люди, и сердце при одном воспоминании о скорбной жизни в тех стенах печалилось и болело». Так писатель указывает на то, что люди, утратившие чувство молодости, страдают от старости. Им грустно от мысли о смерти.

   Кроме того, автор рассказывает о людях, которых не пугает старость: «Три тысячи лет веселились, печалились, думали, три тысячи лет пили чай, уминали бутерброды; время сгустилось и улыбалось, время шутило и не старело». Читатель понимает: если наслаждаться старостью, то она пройдёт весело и без душевных мук.

   Примеры дополняют друг друга. Они помогают осознать, что старость может протекать не только печально, но и радостно.

Позиция писателя такова: на одних старость влияет позитивно, а на других — негативно.

   Я согласна с мнением Е.М.Богата. Действительно, некоторые люди не боятся старости. Например, моя бабушка, которой восемьдесят лет, всегда в хорошем настроении. Она делает зарядку по утрам, ухаживает за цветами, всегда шутит и смеётся. Конечно, у неё бывают боли в спине и другие проблемы со здоровьем. Бабушка всё понимает и старается не показывать усталость.

   В заключение хочется сказать, что старость — последнее испытание в жизни человека. Поэтому не нужно её страшиться, нужно принять действительность, наслаждаться каждым приятным моментом.

 Попался такой текст на ЕГЭ? Пиши в комментариях, какую проблему и аргументы выбрал!

Сложный текст по Е. Богату с реального ЕГЭ 2022 по русскому языку 11 класс для написания сочинения с проблемами и позицией автора.

Проблемы текста:

  • Какова роль чувств в жизни человека? Стареют ли чувства?
  • В чем проявляется молодость человеческой души?
  • Как время влияет на душевные качества?
  • Влияет ли возраст на внутренний мир человека?

Текст с ЕГЭ 2022 по русскому языку во второй половине XIX века в Петербурге:

Во второй половине XIX века в Петербурге были созданы постоянные Высшие женские курсы, по существу, женский университет, первым директором их стал известный в то время историк — академик К. Н. Бестужев-Рюмин, племянник казненного декабриста. Он совершенно бескорыстно в течение ряда лет организовывал курсы, а потом руководил ими, поэтому и стали их называть в его честь Бестужевскими. А русских девушек, желавших получить высшее образование, слушательниц этих курсов, называли бестужевками.

Лучшие люди России — талантливые ученые, писатели, артисты — старались помочь женскому университету при его рождении и в последующие десятилетия деньгами или непосредственным участием в его деятельности.

Само имя это — «бестужевка» — вызывало в моем сознании что-то юное и женственное, бесконечно женственное и бесконечно юное; что-то вольное, непокорное, как ветер, как девичьи темные (почему темные, не понимаю сам) волосы, развеваемые сильным ветром; что-то красивое, легко, изящно и уверенно идущее по земле и что-то сопряженное с музыкой, живописью. И с баррикадами.

Однажды летом в мой кабинет в редакции вошла старуха, седая, крупная, с большими мужскими кистями рук, села, отдышалась после жары и ходьбы, подняла лицо, растрескавшееся, как краски на старом портрете, и бурно начала:

— Добрый день. Я — бестужевка. — И назвала себя: — Амалия Эттингер.

То, что эта старая-старая, не менее восьмидесяти по виду, женщина назвала себя по имени (Амалия!), без отчества, по имени и фамилии, как называют себя совсем юные женщины, стесняющиеся излишней официальности, удивило меня даже больше, чем это абсолютно неожиданное «бестужевка», начисто не вяжущееся ни с героиней Ярошенко, ни с моим внутренним видением бестужевки.

Почему-то мне казалось, что она — бестужевка — останется навсегда юной, возможно, потому, что перед моим сознанием стоял некий собирательный образ бестужевки вообще.

— Мы, бестужевки, вас читали, и я уполномочена… — Она помолчала, подумала, как лучше, чтобы получилось и непринужденно, и торжественно, выразить мысль: — Уполномочена нашим советом устроительниц традиционных вечеров бестужевок позвать вас на очередной вечер воспоминаний, который имеет быть в Доме культуры… — Она назвала Дом культуры и, окончательно утратив официальность, широко, добродушно улыбнулась: — Будет чаепитие.

Я поблагодарил, обещал быть.

— Но учтите, — нахмурилась она театрально, — общая сумма возраста собравшихся дам составит три тысячи лет! — и естественнейше рассмеялась. — Три тысячи лет, — повторила она весело, уходя в московское июльское пекло.

«Три тысячи лет», — думал я через несколько дней, по дороге к ним на вечер. Меня это, положа руку на сердце, тревожило. Что испытаю в обществе этих старух? Один телесно одряхлевший человек может быть душевно молод и обаятелен, но тридцать, сорок?!

Я часто бывал в больницах и в разного рода пансионатах и домах, где лечатся, живут, угасают старые люди, и сердце при одном воспоминании о скорбной жизни в тех стенах печалилось и болело. Конечно, на вечере бестужевок не будет больничного духа, больничного страха перед небытием, успокаивал я себя, но три тысячи лет!

Я вошел в зал с накрытыми для чаепития столами, когда оно уже началось. Я опоздал, не рассчитывал, что они начнут минута в минуту, полагая, что будет именно чаепитие: старые люди, сидя, пьют чай и негромко беседуют. А они начали, видимо, абсолютно точно, и чаепитие их, как я понял, было особым.

— «Сегодня, — услышал я, — в шесть часов пять минут утра умер на станции Астапово Лев Николаевич Толстой. В России траур. Студенты и курсистки отменили лекции…»

Наступила тишина; я стоял растерянно на пороге.

— Идите сюда! — оглушительным шепотом позвала меня Эттингер.

Я быстро и неловко занял место рядом с ней.

— «…отменили лекции, поют „Вечную память“, говорят речи…» — читала, возвышаясь в полный рост над столом, женщина в темном, торжественном, лица которой я не видел из-за поднятых к нему старых-старых листков исписанной бумаги.

— Читает дневник десятого года, — пояснила Эттингер.

И я вдруг ощутил, что самая реальная вещь в мире — чувства. И чувства — самая юная, единственно юная вещь в мире.

Стареют пирамиды, горы, земля и небо; чувства не стареют. И я вдруг почувствовал, что в этом зале со столом, уставленным скромным угощением, нет старости. Три тысячи лет веселились, печалились, думали, три тысячи лет пили чай, уминали бутерброды; время сгустилось и улыбалось, время шутило и не старело.

Время отступило, отхлынуло, как океанская волна, оставив на песке нечто совершенно бесценное, чему названия нет в человеческом языке, а если бы нашлось, то вопрос о смысле жизни был бы, вероятно, решен.

(По Е. Богату)

Смотрите также на нашем сайте:

Сочинение ЕГЭ по русскому языку 11 класс примеры с проблемами

ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ

Текст: Е. М. Богат. О чувствах

В чём заключается важность человеческих чувств? Над этим вопросом задумываешься, прочитав текст Е. М. Богата.

Условно текст можно поделить на две части. В первой части текста, автор, рассуждая над проблемой, повествует о том, как однажды к нему в редакцию пришла пожилая женщина, представившаяся как Амалия Эттингер. Женщина не назвала своего отчества, как делали юные девушки, называя себя только по имени и фамилии. Этот пример показывает, что даже в старости люди хотят и могут чувствовать себя ещё совсем молодыми.

Во второй части текста Е. М. Богат рассказывает о том как проходил вечер воспоминаний в Доме культуры. Амалия Эттингер упомянула о том, что возраст всех присутствующих, составлял три тысячи лет. Но несмотря на свой преклонный возраст, женщины были полны энергии и чувств: «Три тысячи лет веселились, печалились, думали, три тысячи лет пили чай, уминали бутерброды». Этот пример показывает, что несмотря на возраст этих женщин, время для них будто бы остановилось.

Эти примеры дополняют друг друга и показывают, что чувства помогают не ощущать свои годы и жить в самом расцвете сил, будто юный возраст останется надолго.

Автор считает, что важность человеческих чувств заключается в их старении. То есть даже старый человек может в душе оставаться всегда молодым и полным сил.

Я согласна с мнением автора, действительно, чувства помогают наслаждаться жизнью, они проявляют интерес к жизни. В доказательство своей точки зрения могу привести пример из личной жизни. Каждый раз, когда я выхожу гулять, то встречаю группу пожилых людей, которые активно проводят день. Они играют во многие подвижные игры, много ходят. То есть в душе они все ещё остаются молодыми людьми.

Таким образом, можно сделать вывод, что возраст не показатель тому, как нужно жить. Нужно жить так, как велят чувства.

Здравствуйте, Александра!

Я вижу, что вы позаимствовали мысли из сочинений, размещенных в инете (плохих, кстати). Это может привести к обнулению работы за плагиат.

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 — Формулировка проблемы исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована некорректно.

В чём заключается важность человеческих чувств?

Непонятно, о каких чувствах идет речь. Важность — вы точно это слово имели в виду? Может быть, особенность? Формулировка проблемного вопроса сумбурная и вызывает недоумение.

K2 — Комментарий: + 4 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 в сочинении указан, пояснен.

Эти примеры дополняют друг друга и показывают, что чувства помогают не ощущать свои годы и жить в самом расцвете сил, будто юный возраст останется надолго.

Не обоснована связь дополнение, сделан только микровывод.

K3 — Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Автор считает, что важность человеческих чувств заключается в их старении. То есть даже старый человек может в душе оставаться всегда молодым и полным сил.

Вы списали позицию автора с готового сочинения, и она некорректна. Первая фраза абсурдна. Как важность чувств может заключаться в старении? Некорректность формулировки привела к логической ошибке. Учитываю в К5.

K4 — Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 — Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл

См. К5.

K6 — Точность и выразительность речи: + 1 балл

Нет максимума по К10.

Этот пример показывает, что

Этот пример показывает, что

Однообразие синтаксических конструкций.

K7 — Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

K8 — Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов

В первой части текста, автор, рассуждая над проблемой, повествует о том, как однажды к нему в редакцию пришла пожилая женщина, представившаяся как Амалия Эттингер.

Необособленное обстоятельство

Во второй части текста Е. М. Богат рассказывает о том ЗПТ как проходил вечер воспоминаний в Доме культуры.

Сложноподчиненное предложение

Амалия Эттингер упомянула о том, что возраст всех присутствующих, составлял три тысячи лет.

Запятая стоит между подлежащим и сказуемым.

Но ЗПТ несмотря на свой преклонный возраст, женщины были полны энергии и чувств

Этот пример показывает, что ЗПТ несмотря на возраст этих женщин, время для них будто бы остановилось.

Оборот несмотря на… может обособляться и не обособляться, но если ставить запятые, то с двух сторон

K9 — Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов

рассуждая О / размышляя О и НАД

Каждый раз, когда я выхожу гулять, то встречаю группу пожилых людей, которые активно проводят день.

Некорректно указательное местоимение, лучше повторить местоимение Я

Они играют во многие подвижные игры, много ходят. То есть в душе они все ещё остаются молодыми людьми.

Неоправданная парцелляция

Таким образом, можно сделать вывод, что возраст не показатель тому, как нужно жить.

показатель ТОГО

K10 — Соблюдение речевых норм: + 0 баллов

Женщина не назвала своего отчества, как делали юные девушки, называя себя только по имени и фамилии.

Повторы

Этот пример показывает, что даже в старости люди хотят и могут чувствовать себя ещё совсем молодыми.

Могут — лишнее

Эти примеры дополняют друг друга и показывают, что чувства помогают не ощущать свои годы и жить в самом расцвете сил, будто юный возраст останется надолго.

Некорректные сочетания, возраст не может оставаться надолго. Можно так: чувства помогают не ощущать свои годы и жить полной жизнью, как в юности.

Я согласна с мнением автора, действительно, чувства помогают наслаждаться жизнью, они проявляют интерес к жизни.

Чувства не проявляют интереса к жизни

Они играют во многие подвижные игры, много ходят.

Повторы

K11 — Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 — Соблюдение фактологической точности: + 1 балл

Александра, не все сочинения, размещенные в интернете, достойны внимания. Довольно часто они очень слабые, и на них не стоит ориентироваться. Поучитесь писать сочинения самостоятельно, поработайте над речью, грамматикой и пунктуацией.

Удачи!

Баллы по критериям

К1 — Формулировка проблем исходного текста: 1

K2 — Пример 1: 1

K2 — Пояснение к примеру 1: 1

K2 — Пример 2: 1

K2 — Пояснение к примеру 2: 1

K2 — Анализ связи между примерами: 0

К2 — Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4

K3 — Отражение позиции автора исходного текста: 1

K4 — Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1

K5 — Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1

K6 — Точность и выразительность речи: 1

K7 — Соблюдение орфографических норм: 3

K8 — Соблюдение пунктуационных норм: 0

K9 — Соблюдение грамматических норм: 0

K10 — Соблюдение речевых норм: 0

K11 — Соблюдение этических норм: 1

К12 — Соблюдение фактологической точности: 1

Итоговый балл — 14

Начало текста

(1)Волнующая это вещь – ощутить великую этику, давшую миру бессмертных героев, в поведении и образе мышления окружающих нас сегодня «обыкновенных» людей. (2)Но чтобы почувствовать это, нужны усилия мысли и сердца: в потоке дней, в повторяющихся мелочах иногда утрачивается ощущение социальной объёмности жизни, начинаешь воспринимать её не стереоскопически..

Полный текст здесь

Образец сочинения ЕГЭ по русскому языку по тексту Богата о творческом человеке

Советский писатель Е.М. Богат размышляет о том, что такое творчество. Писатель поднимает важную проблему: «Какого человека можно назвать творческим?»

Раскрывая проблему, писатель анализирует представления людей о творческой личности. Обычно в качестве примера люди приводят имена известных музыкантов, поэтов, художников, исторических деятелей. Е.М. Богат считает, что неправы те, кто полагают, что существуют люди обыкновенные и избранные, наделенные Божьей искрой. Он противопоставляет свое мнение общественному и говорит, что радость творчества доступна каждому. В подтверждение писатель приводит пример, что даже домохозяйку, украсившую интерьер, можно считать творцом. Водителя, искусно управляющего автобусом на сложной дороге, также можно назвать творцом. И учитель, стремящийся передать свои знания детям, вкладывающий всю душу в свой урок, также является творческим человеком. Ведь согласно пониманию автора, «творчество – это рождение чудесной новизны, появление новых великих художественных и материальных ценностей, которые украшают мир». Е.М. Богат рассказывает об удивительном рабочем-лекальщике Сергее Степановиче Павлове, который в свободное время разработал уникальный хирургический инструмент для операций на сердце. Его хорошо делали только в Англии, где инструмент закупали до недавних пор. Писатель хочет донести до читателя мысль, что результат творчества, помимо радости для самого творца, может принести колоссальную пользу человечеству.

Позиция Е.М. Богата выражена в финальных словах: «Людей бездарных – без дара – не бывает. Личностями, как и поэтами, не рождаются. Ими делаются, как ораторами и солдатами. А точнее, и рождаются, и делаются».

Я полностью разделяю точку зрения писателя. Творчество способно приносить людям великую радость. И неважно, чем ты занимаешься: вязанием, сочинением стихов, рисованием картин, моделированием и шитьем одежды. Все это – творчество, наполняющее наши души позитивом, избавляющее от тоски и скуки серых будней.

Хочется привести пример из романа Джека Лондона «Мартин Иден». Главный герой был простым моряком, но в его сердце тлела Божья искра. Он мечтал стать известным писателем, рассказывая людям о жизни, которую знал не понаслышке. Несмотря на свою необразованность, он стремился к знаниям, изучал философию, историю, литературу. Он добился свершения своей мечты, и писательство приносило ему истинную радость. Можно ли назвать Мартина творческим человеком? Конечно.

В заключение скажу, что творческая личность всегда стремится к самовыражению, потому что эту силу невозможно удержать внутри. Так что творцы – это не только музыканты, писатели, художники, создающие нетленные шедевры искусства, но и обычные люди, украшающие мир плодами своего труда.

Здесь смотрите нашу коллекцию сочинений ЕГЭ

Здравствуйте! Это сочинение по тексту Е. М. Богата.

(1)Что такое творчество? (2)Что такое творческий человек? (3)А это вопрос человеческой судьбы. (4)Самый распространённый ответ: творчество — это рождение чудесной новизны, появление новых великих художественных и материальных ценностей, которые украшают мир. 

(5)Именно так отвечают и многие философы, и большинство «обыкновенных» людей, нефилософов, задумывающихся над собственной жизнью, над тем, что они могут дать миру. 

(6)А между тем в этом ответе есть глубочайшее заблуждение. (7)Оно станет понятным, если вообразить трёхмиллиардное человечество разделённым на две неравные части. (8)Небольшую — избранных людей, одарённых божьей искрой, обладающих яркими талантами, которые действительно украшают мир, радуют нас книгами, симфониями, научными открытиями. (9)И большую часть, состоящую из «обыкновенных», «рядовых» людей, которым будто бы и не дано рождать ту самую чудесную новизну, что сопряжена в нашем сознании с самим пониманием творчества. 

(10)Мои раздумья о том, что такое творчество, творческий человек, начались несколько лет назад с того, что я получил письмо от молодой женщины, чертёжницы. (11)Вот оно. 

(12)Волнуют меня эти слова: творчество, творческий человек, радость творчества. (13)Я чаете задумываюсь: к кому же они относятся? (14)Ну, разумеется, в первую очередь к поэтам, композиторам, учёным, то есть к людям талантливым. (15)А что если я, бесталанная, самая обыкновенная, умею лишь наслаждаться литературой и искусством, а сама не умею ничего? (16)Но ведь и я часто испытываю большую радость. (17)И не только от книг или событий. (18)Вот сижу в чертёжной, подниму голову, увижу за окном краснеющие клёны — и будто получила подарок. (19)Потом старательно черчу фундамент, и радость постепенно утихает. (20)Однажды подумала: ну, хоть бы ватман из белого стал голубым или оранжевым в ту минуту, когда я дуюсь, ну, хоть бы что-нибудь в мире изменилось». (21)Наивное письмо? (22)Конечно. (23)Его можно назвать наивным. (24)Потому что оно полудетской отвагой неведения вторгается в один из самых сложных «философских миров»: человек — творчество — жизнь. (25)Но это же письмо можно назвать и мудрым, ибо в нём начинает пульсировать то широкое понимание творчества, его разнообразных сфер, которое, по-моему, сегодня особенно актуально. (26)Слова «творческая личность», по существу, тавтология. (27)Если личность — то непременно творческая! (28)Творчество возможно и в самой скромной, самой будничной форме. (29)Это может быть слово, это может быть улыбка, которая несёт кому-то радость. 

(30)Я думаю, что и домашняя хозяйка, которая сообщила дому какой-то обаятельный уклад, тоже творец. (31)И водитель автобуса, который, видя, что в машине много старых людей, ведёт особенно бережно, — творец. (32)И учитель, который входит в класс с такой глубокой готовностью передать лучшие сокровища души детям, что они это ощущают как бы растворённым воздухе, — творец, несомненно! (33)Людей бездарных — без дара — не бывает. 

(34)— Не бывает?! — сердито воскликнул один остро мыслящий социолог, которому я изложил эти соображения. (35)— Что ж, если исходить из того, что личностью является каждый человек, вывод ваш, несмотря на известное прекраснодушие, логичен. (36)Но, думается, люди, в разные века их именовали по-разному, которых личностями не назовёшь. (37)Данте называл их ничтожными. (38)Это те, кто «не знает ни славы, ни позора смертных дел». (39)Они не личности, потому что отреклись в малодушии от деятельности. (40)Они не делают зла, но их не хватает на то, чтобы делать добро. (41)Личность рождается одновременно с деятельностью (42)Во имя добра. (43)Или, увы, во имя зла. (44)Бывают личности со знаком плюс, бывают, личности со знаком минус. (45)Но там, где есть плюс и минус, есть и переходная точка — ноль (46)По сегодняшней терминологии — обыватель. 

(47)— Мне кажется, — возразил я ему, — что, несмотря на логическую стройность схемы с плюсом, минусом и нолём, она, как и любая схема, неадекватна многообразию жизни и сложности человека. (48)Кто может поручиться, что в новых обстоятельствах, в иной ситуации «ничтожный» не обнаружит того самого плюса или минуса, о которых сейчас шла речь? 

(49)Человек ведь не неизменная, раз и навсегда твёрдо установленная величина (плюс два, или минус три), он меняется в зависимости от окружения, обстоятельств, условий жизни.(50)И не столь уж часто он до конца жизни остаётся нолём, даже если в какой-то из моментов её и вступает как ноль. (51)И вот чтобы ноль стал не минусом, а плюсом, лучше видеть в нём личность. (52)И это отнюдь не означает прекраснодушного отношения к жизни, не влечёт за собой отрицания её конфликтов и противоречий. 

(По Е.М. Богату*) 

Прочитайте текст и выполните задания 22–27.

Во второй половине XIX века в Петербурге были созданы постоянные Высшие женские курсы, по существу, женский университет, первым директором их стал известный в то время историк — академик К. Н. Бестужев-Рюмин, племянник казненного декабриста. Он совершенно бескорыстно в течение ряда лет организовывал курсы, а потом руководил ими, поэтому и стали их называть в его честь Бестужевскими. А русских девушек, желавших получить высшее образование, слушательниц этих курсов, называли бестужевками.

Лучшие люди России — талантливые ученые, писатели, артисты — старались помочь женскому университету при его рождении и в последующие десятилетия деньгами или непосредственным участием в его деятельности.

Само имя это — «бестужевка» — вызывало в моем сознании что-то юное и женственное, бесконечно женственное и бесконечно юное; что-то вольное, непокорное, как ветер, как девичьи темные (почему темные, не понимаю сам) волосы, развеваемые сильным ветром; что-то красивое, легко, изящно и уверенно идущее по земле и что-то сопряженное с музыкой, живописью. И с баррикадами.

Однажды летом в мой кабинет в редакции вошла старуха, седая, крупная, с большими мужскими кистями рук, села, отдышалась после жары и ходьбы, подняла лицо, растрескавшееся, как краски на старом портрете, и бурно начала:

— Добрый день. Я — бестужевка. — И назвала себя: — Амалия Эттингер.

То, что эта старая-старая, не менее восьмидесяти по виду, женщина назвала себя по имени (Амалия!), без отчества, по имени и фамилии, как называют себя совсем юные женщины, стесняющиеся излишней официальности, удивило меня даже больше, чем это абсолютно неожиданное «бестужевка», начисто не вяжущееся ни с героиней Ярошенко, ни с моим внутренним видением бестужевки.

Почему-то мне казалось, что она — бестужевка — останется навсегда юной, возможно, потому, что перед моим сознанием стоял некий собирательный образ бестужевки вообще.

— Мы, бестужевки, вас читали, и я уполномочена… — Она помолчала, подумала, как лучше, чтобы получилось и непринужденно, и торжественно, выразить мысль: — Уполномочена нашим советом устроительниц традиционных вечеров бестужевок позвать вас на очередной вечер воспоминаний, который имеет быть в Доме культуры… — Она назвала Дом культуры и, окончательно утратив официальность, широко, добродушно улыбнулась: — Будет чаепитие.

Я поблагодарил, обещал быть.

— Но учтите, — нахмурилась она театрально, — общая сумма возраста собравшихся дам составит три тысячи лет! — и естественнейше рассмеялась. — Три тысячи лет, — повторила она весело, уходя в московское июльское пекло.

«Три тысячи лет», — думал я через несколько дней, по дороге к ним на вечер. Меня это, положа руку на сердце, тревожило. Что испытаю в обществе этих старух? Один телесно одряхлевший человек может быть душевно молод и обаятелен, но тридцать, сорок?!

Я часто бывал в больницах и в разного рода пансионатах и домах, где лечатся, живут, угасают старые люди, и сердце при одном воспоминании о скорбной жизни в тех стенах печалилось и болело. Конечно, на вечере бестужевок не будет больничного духа, больничного страха перед небытием, успокаивал я себя, но три тысячи лет!

Я вошел в зал с накрытыми для чаепития столами, когда оно уже началось. Я опоздал, не рассчитывал, что они начнут минута в минуту, полагая, что будет именно чаепитие: старые люди, сидя, пьют чай и негромко беседуют. А они начали, видимо, абсолютно точно, и чаепитие их, как я понял, было особым.

— «Сегодня, — услышал я, — в шесть часов пять минут утра умер на станции Астапово Лев Николаевич Толстой. В России траур. Студенты и курсистки отменили лекции…»

Наступила тишина; я стоял растерянно на пороге.

— Идите сюда! — оглушительным шепотом позвала меня Эттингер.

Я быстро и неловко занял место рядом с ней.

— «…отменили лекции, поют „Вечную память“, говорят речи…» — читала, возвышаясь в полный рост над столом, женщина в темном, торжественном, лица которой я не видел из-за поднятых к нему старых-старых листков исписанной бумаги.

— Читает дневник десятого года, — пояснила Эттингер.

И я вдруг ощутил, что самая реальная вещь в мире — чувства. И чувства — самая юная, единственно юная вещь в мире.

Стареют пирамиды, горы, земля и небо; чувства не стареют. И я вдруг почувствовал, что в этом зале со столом, уставленным скромным угощением, нет старости. Три тысячи лет веселились, печалились, думали, три тысячи лет пили чай, уминали бутерброды; время сгустилось и улыбалось, время шутило и не старело.

Время отступило, отхлынуло, как океанская волна, оставив на песке нечто совершенно бесценное, чему названия нет в человеческом языке, а если бы нашлось, то вопрос о смысле жизни был бы, вероятно, решен.

(По Е. Богату)


27  Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Сочинение по тексту беляту как страшно быть первым
  • Сочинение по тексту белова с чьей то легкой руки
  • Сочинение по тексту белова про родину
  • Сочинение по тексту белова какова жизнь спрашивают при встрече
  • Сочинение по тексту белова вот уже две недели

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии