Здравствуйте. Я бы хотел, чтобы Вы проверили сочинение написанное мной по тексту В. Астафьева из произведения «Приветное слово».
Причастный оборот нужно выделить запятой (перед «написанное»)
Показать текст целиком
В своем произведении Виктор Астафьев ставит неразрешенную проблему влияния окружающего мира на душу человека.
Автор искренне восхищен жизнерадостностью проходящей мимо, совсем еще маленькой девочки. Вполне резонно он задает себе и читателю вопрос: «Много ль человеку надо?». В размышлениях Астафьева звучит мысль о том, что открытость людям, хорошее отношение к ним, умение просто радоваться жизни делают нас счастливее и помогают прийти к гармонии в . Не случайно автор пишет, что ему сделалось легче в душе, когда он увидел жизнерадостного ребенка.
Позиция Астафьева предельно понятна. Он убеждает нас в том, что в детском возрасте человек способен искренне радоваться происходящему и это умение не стоит терять в ходе взросления. Ведь
Вы видите 35% текста.
Оплатите один раз, чтобы читать целиком это
и другие 6000 сочинений сразу по всем предметам
Доступ будет предоставлен навсегда, откроется сразу после оплаты.
Купить пожизненный доступ за 499 ₽
Критерии
- 1 из 1К1Формулировка проблем исходного текста
- 0 из 3К2Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
- 0 из 1К3Отражение позиции автора исходного текста
- 1 из 3К4Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме
- 0 из 2К5Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
- 0 из 2К6Точность и выразительность речи
- 3 из 3К7Соблюдение орфографических норм
- 1 из 3К8Соблюдение пунктуационных норм
- 0 из 2К9Соблюдение языковых норм
- 0 из 2К10Соблюдение речевых норм
- 0 из 1К11Соблюдение этических норм
- 1 из 1К12Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
- ИТОГО: 7 из 24
✅ 55 сочинений по литературе от эксперта
✅ Подготовка к ЕГЭ по литературе для ленивых
Комплексный анализ рассказа В.Астафьева «Приветное слово»
Приветное слово
Холодно. Ветрено. Конец весны, а приходится на прогулку прятаться в лес.
Иду. Кашляю… Надо мной пустынно шумят берёзы, никак не разрождающиеся листом, серёжками лишь обвешанные и щепотками зелёных почек осенённые. Настроение мрачное. Думается в основном о конце света.
Но вот навстречу по вытоптанной тропинке чешет на трёхколёсном велосипеде девочка в красной куртке и в красной шапочке. За ней мама коляску катит с малышом.
— Дляствуй, дядя! – сияя чёрнущими глазами, кричит девочка и шурует дальше.
«Здравствуй, маленькая! Здравствуй, дитятко моё!» — хочется крикнуть и мне, да я не успеваю.
Мать в синем плащике, наглухо застёгнутом, поравнявшись со мной, устало улыбнулась:
— Ей пока ещё все люди – братья!
Оглянулся – мчится девочка в распахнутой красной куртке по весеннему березняку, приветствует всех, всему радуется.
Много ль человеку надо? Вот и мне сделалось легче.
Самый ничтожный предмет может быть избран стихотворцем; критике нет нужды разбирать, что стихотворец описывает, но как описывает. Пушкин
.
Читаю рассказ Виктора Астафьева «Приветное слово». Рассказ маленький, на половину печатного листа – миниатюра. Для меня это значит, что в каждой клеточке текста я встречу сгусток эмоций, уплотненную, спрессованную мысль. Они задают ритмический рисунок текста, помогающий читателю пережить взлеты и падения настроения автора, понять движение его мысли.
Начинается текст с двух односоставных безличных нераспространенных предложений: «Холодно. Ветрено». Отсутствие второстепенных членов, использование в качестве сказуемых слов категории состояния приобщает читателя к унылой атмосфере рассказа, пробуждает узнавание поры в конце весны, когда по прихоти природы зима «засиделась», не хочет отдавать свои права весне. Описание берез в лесу дополняет картину. Они «пустынно шумят»: эпитет «пустынно», т.е. «глухо, отдаленно», напоминает о безжизненности пейзажа. Это дорисовывают и три однородных причастных оборота, стоящих после определяемого слова «березы» (никак не разрождающиеся листом, сережками лишь обвешанные и щепотками зеленых почек осененные): прием инверсии помогает выразить главное – природа мертва.
Сопричастен этому настроению природы и повествователь – человек немолодой и нездоровый. Прогулка явно не доставляет ему удовольствия. Скорее всего, он сосредоточен на своих физических ощущениях. Глагол движения «иду» (второй абзац также открывается односоставными нераспространенными предложениями: использован прием синтаксического параллелизма) «заторможен» глаголом «кашляю». Мрачное настроение порождает мысли о конце света. Это согласуется с началом текста, образует как бы кольцевую композицию.
Во второй части рассказа говорится об обычной, повседневной, ничем внешне не привлекательной ситуации: встрече рассказчика с девочкой, катающейся на велосипеде, и ее мамой на лесной тропинке. Но как меняется тональность повествования! Оно наполняется живым, энергичным движением, яркими красками и светом. Девочка в красной куртке и в красной шапочке, сияет чернущими глазами, мать в синем плащике. Непогожий день сразу становится разноцветным, осененным радостью. Это впечатление не портит даже наглухо застегнутый плащ матери, ее усталая улыбка.
Ключевые слова в этом отрывке – глаголы движения: чешет (разг.) – шурует (разг.) – мчится (нейтр.) Как разговорные, слова «чешет» и «шурует» употреблены в переносном значении. Глаголы образуют синонимический ряд, имеют разную стилистическую окраску. Это создает непринужденность речи, вносит в нее эмоциональность и оценочность. Герой заражается детской энергией, невольно втянут в развлечение девочки. В некотором смысле слово «иду» в первой части является контекстуальным антонимом к глаголам во второй части: медленное, затрудненное движение противопоставлено быстрому, стремительному, без остановки, без отдыха…
Текст оживлен диалогом. Детская речь передается фонетически точно, это вызывает улыбку, чувствуется умиленное отношение писателя к ребенку. Девочка не выговаривает звук «р», но в словах автора, следующих за репликой, сделана аллитерация на «р» (чернущими, кричит, шурует). Этот звуковой повтор встречается часто до конца текста (здравствуй, поравнявшись, братья, распахнутой, красной и т.д.). В этом мне видится сознательная авторская установка: смена настроения подчеркнута на фонетическом уровне. Можно заметить, что ассонансы на «о, э, у» в первой части сменяются ассонансами на «а, и, у» во второй части рассказа.
Сам диалог интересен тем, что в нем участвуют три лица, но только двое – девочка и её мать — произносят реплики вслух, герою миниатюры хочется крикнуть, но он не успевает. Есть в этом определенный художественный эффект, помогающий заглянуть в его душу, нарисовать его внутренний портрет («Здравствуй, маленькая! Здравствуй, дитятко моё!»). Это человек, открытый миру, приветливый, ласковый, готовый к отклику (ему хочется КРИКНУТЬ). Поэтому к нему обращается мать девочки: «Ей пока еще все люди – братья!».
Не это ли связывает героев рассказа? Не это ли мечта самого автора, то, ради чего написан этот рассказ? Автор убежден, что детям присуще всему радоваться, распахивать свою душу миру и людям, приветствовать всех. Название рассказа – «Приветное слово» — оказывается неслучайным. Прилагательное «приветный», скорее всего, образовано от глагола «приветить», то есть отнестись к кому-то любезно, с вниманием, обогреть душевным теплом. Приветное слово облегчило душу, подарило ей радость, вселило надежду.
Читая рассказ, ты не остаёшься в стороне. Сразу втягиваешься в ситуацию: о прошлом рассказывается так, будто это происходит сейчас — с этой целью автор использует глаголы настоящего времени (иду, думается, чешет….). Благодаря тонкой наблюдательности писателя, активно работает образная память: «…березы, щепотками зелёных почек осененные». А главное – миниатюра написана таким образом, что невозможно не согласиться с мыслью В.Астафьева: человеку действительно не много надо.
Урок развития речи в восьмом классе по рассказу В.Астафьева
«Приветное слово»
1.Рассказ об авторе и краткая беседа о заглавии рассказа (смысловая ориентировка при восприятии сообщения).
Виктор Петрович Астафьев (1924-2001) – прозаик, эссеист. Родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка Енисейской губернии. Рано остался без семьи, детство провел с бабушкой, а затем был направлен в детский дом. Воспоминания детства для писателя – самые яркие, незабываемые.
В 1942 году добровольцем ушел на фронт. До конца войны был рядовым солдатом. Награжден за отвагу и мужество.
После войны поселился в городе Чусовой Пермской области. Сменил несколько профессий: был слесарем, учителем, кладовщиком, работал на мясокомбинате. Серьезно интересовался литературой, был членом литературного кружка.
Первый рассказ «Гражданский человек» был напечатан в 1951 году. Четыре года работал в газете «Чусовской рабочий». В 1951 году вышла его первая книга – «До будущей весны».
Автор романов «Тают снега», «Прокляты и убиты», повестей «Стародуб», «Последний поклон», «Так хочется жить», «Васюткино озеро», «Царь-рыба» и др. В них Астафьев затрагивает самые острые проблемы, поворачивает их к читателю в необычном ракурсе, дает смелые ответы на вопросы современной жизни.
Жизнь писателя была непростой, но он не впал в отчаянье, не озлобился, не потерял веры в добро и правду, бескорыстие и справедливость. Заглавие рассказа – «Приветное слово» — отражает взгляд на мир В.Астафьева.
2. Чтение рассказа учителем или подготовленным учеником.
3. Анализ прочитанного текста:
— Сколько в тексте частей?
— Найдите в каждой части текста ключевые слова. Одинаковы ли они по эмоциональной окраске?
— Дайте характеристику предложений, с которых начинается первый и второй абзацы текста? С какой целью использует их автор?
— Найдите описание берёз? В чём авторская изюминка этого описания?
— Определите роль союза «но» в третьем абзаце. Какие приемы помогают увидеть смену настроения?
— Какие синонимы к глаголу «мчится» можно найти в тексте? Определите их стилистическую окраску. Зачем автор употребляет в тексте слова разной стилистической окраски?
— Использует ли автор антонимы?
— Какова роль диалога в тексте? Зачем речь девочки передается фонетически точно?
— Найдите слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Как они вливаются в контекст? В каком слове нарушены нормы словообразования?
— Почему герой рассказа произносит реплику мысленно?
— Известно, что Астафьев придавал большое значение звучанию текста, обращал внимание на «слуховую реакцию» читателя, слушателя. Есть ли в рассказе приемы, заставляющие текст зазвучать?
— Что связывает героев рассказа? (Реплика матери: «Ей пока еще все люди – братья» — христианская по своему происхождению – означает родство по духу, радушие, дружелюбие, сердечность, открытость. Это смысловой центр миниатюры)
— Как вы понимаете значение слова «приветный»? Почему рассказ называется «Приветное слово»? (Стоит заметить, что слово «приветный» в Толковом словаре русского языка Ушакова дается с пометкой поэт., устар. Возникает своеобразный диалог между словами матери и этим словом. Его поэтическая окраска подтверждается примерами из стихотворений Пушкина и Лермонтова: «Мой внук услышит ваш приветный шум (о шуме сосен)» (Пушкин); «Приветный взгляд очей» (Лермонтов). Проблема, которую поднимает Астафьев, вне времени, она жизненно важная: это соблюдение норм нравственности, понимание доброты, гуманизма сегодня, когда все труднее и труднее сопротивляться современному миру, его морали, устоям, сохранять в себе детское чувство любви к миру и к людям. Есть близкий синоним этого слова – приветливый. Оно общеупотребительное, часто используется в речи (приветливая улыбка, приветливая хозяйка). Выбор слова «приветный» не случаен и с этой точки зрения).
— Подберите как можно больше синонимов к слову «приветный». Добавьте в синонимический ряд слова витлявый (диалект.), вожеватый и уветливый (устар.). При наличии времени можно объяснить этимологию этих слов. Слово «витлявый» с пометкой «вологодское» в словаре Даля образовано от древнерусского «вет» — совет, слово – и имеет родственную связь со словом «вития». Одно из его значений – беседливый, убеждающий словом. «Вожеватый» (от водить) – тот, кто умеет водиться с людьми, обходительный, занимательный собеседник. «Уветливый» (от увещевать: усовещивать, наставлять, уговаривать к добру, поучать советами) – приветливый, ласково уговаривающий.
— Какой тип речи использует автор? Назовите стилистическую принадлежность текста.
После анализа содержания производится орфографический и пунктуационный разбор. Возможные вопросы и задания:
— Объяснить выбор –н- и –нн- в словах: ветрено, пустынно, обвешанные, осененные, вытоптанной, по весеннему (березняку).
— Объяснить правописание безударных личных окончаний глаголов, -тся- в глаголах.
— Найти слова с приставкой при-. Можно ли объяснить выбор приставки в них?
— Объяснить раздельное написание «не»: не разрождающиеся, не успеваю.
— Найти слово с чередующейся гласной в корне, выбор которой объясняется лексическим значением корня.
— Почему в предложении «Ей пока все люди – братья» стоит тире?
— Объясните знаки препинания в диалоге.
— Найти обращения. Объяснить постановку знаков препинания. Какова роль обращений?
— Назовите предложения с обособленными определениями и обособленным обстоятельством. Назвать условия их обособления.
— Найти предложения с однородными членами, составить их схемы.
— Объяснить роль многоточия в предложении.
4. После анализа текста можно предложить ученикам следующие задания:
— Перескажите текст письменно, ответьте на вопрос: «Как вы понимаете финал рассказа: «Много ль человеку надо? Вот и мне сделалось легче на душе»? (В сильном классе можно пересказывать от третьего лица).
— Выразите свое отношение к проблеме, которую затрагивает автор. Свою точку зрения аргументируйте.
Есина Ирина Юрьевна, школа № 1280
Над окошком месяц. Под окошком ветер. Облетевший тополь серебрист и светел…» — доносится из приемника. И от пальцев ног, рук, от корешков волос, из каждой клеточки тела поднимается к сердцу капелька крови, колет его, наполняет слезами и горьким восторгом, хочется куда-то побежать, обнять кого-нибудь живого, покаяться перед всем миром или забиться в угол и выреветь всю горечь, какая есть в сердце, и ту, что пребудет еще в нем.
Голосистые женщины с тихим вздохом ведут и ведут про месяц за окошком, про тальянку, что плачет за околицей, и песнопевиц этих тоже жалко, хочется утешить их, пожалеть, обнадежить. Какая очищающая скорбь!
На дворе нет месяца. На дворе туман. Выдохнулся из земли, заполнил леса, затопил поляны, прикрыл реку — все утопло в нем. Дождливое нынче лето, полегли льны, упала рожь, не растет ячмень. И все туманы, туманы. Может, и бывает месяц, но не видно его, и спать на селе ложатся рано. И голоса единого не слышно. Ничего не слышно, ничего не видно, отдалилась песня от села, глохнет жизнь без нее.
За рекой, в опустевшей деревне живут две старухи, летом врозь, зимой сбегаются в одну избу, чтоб меньше тратилось дров.
Приезжал к одной бабке сынок из Ленинграда. Зимой отчего-то прибыл, добрел до матери по сугробам, стучит, а она его не пускает — по голосу уж не узнает. Плачет тальянка, плачет.
Только не там, не за рекою, а в моем сердце. И видится мне все в исходном свете, меж летом и осенью, меж вечером и днем. Лошадь вон старая, единственная на три полупустых села, без интереса ест траву. Пьяный пастух за околицей по-черному лает заморенных телят. К речке с ведром спускается Анна, молодая годами и старая ликом женщина.
«Дальний плач тальянки, голос одинокий…» Отчего же это и почему так мало пели и поют у нас Есенина? Самого певучего поэта! Неужто и мертвого все его отторгают локтями? Неужто и в самом деле его страшно пускать к народу? Возьмут русские люди и порвут на себе рубаху, а вместе с нею и сердце разорвут, чтоб отмучиться той мукой, которой не перенес, не пережил поэт, страдающий разом всеми страданиями своего народа. Он мучается за всех людей, за всякую живую тварь недоступной нам всевышней мукой, которую мы часто слышим в себе и потому льнем, тянемся к слову рязанского парня, чтоб еще и еще раз отозвалась, разбередила нашу душу его боль, его всесветная тоска.
Я часто чувствую его таким себе близким и родным, что и разговариваю с ним во сне, называю братом, младшим братом, грустным братом, и все утешаю, утешаю его… А где утешишь? Нету его, сиротинки горемычной. Лишь душа светлая витает над Россией и тревожит, тревожит нас вечной грустью. А нам все объясняют и втолковывают, что он ни в чем не виноват и наш-де он. Уже и сами судьи, определявшие, кто «наш» и «не наш», сделались «не нашими», вычеркнуты из памяти людской, песнь, звук, грусть поэта навечно с нами, а нам все объясняют и объясняют необъяснимое, непостижимое. «За окошком месяц…» Тьма за окошком, пустые села и пустая земля. Слушать здесь Есенина невыносимо.
Лежат окрест туманы, плотно, недвижно, никакой звук не пробивается. Едва-едва просочился из-за реки блеклым пятнышком свет в деревенском окошке. Живы старушки. Наработались. Ужинают. Вечер еще длится или уже ночь?
На траве мокро, с листьев капает, фыркает конь в мокром лугу, умолк за деревней трактор. И лежит без конца и края, в лесах и перелесках, среди хлебов и льнов, возле рек и озер, с умолкшей церковью посередине, оплаканная русским певцом Россия.
Смолкни, военная труба! Уймись, велеречивый оратор! Не кривляйтесь, новомодные ревуны! Выключите магнитофоны и транзисторы, ребята! Шапки долой, Россия! Есенина поют!
Астафьев Виктор Петрович (1924-2001) – русский писатель
В данном тексте выдающийся советский писатель Виктор Петрович Астафьев поднимает проблему любви к родному народу, родине.
Раскрывая проблему, автор рассказывает о Сергее Александровиче Есенине, о его безудержной любви к родине, к своему народу. Астафьев говорит о том, как он страдал разом всеми терзаниями своего народа. Обращает внимание на то, как разрывалась душа поэта за всех людей, за всякую живую тварь.
Автор считает, что любить свой народ- означает быть благодарным ему , любить землю, на которой живет человек, любить все хорошее и прекрасное, что с ней связано.
Я полностью согласен с автором и тоже считаю, что любовь к своему народу- это любовь к родному языку, окружающей природе, городам, селам и поселкам, где проживают люди. Также считаю, что эта любовь выражается в стремлении защищать и выражать интересы своей родины.
Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к роману-эпопее М.А.Шолохова «Тихий Дон». Вспомним разговор подъесаула Атарщикова и Евгения Листницкого об отношении к народу, к казакам, к родине. Атарщиков говорит: «…Я до чертиков люблю Дон, весь этот старый, веками складывавшийся уклад казачьей жизни. Люблю казаков своих, казачек — всё люблю! От запаха степного полынка мне хочется плакать… И вот еще, когда цветет подсолнух и над Доном пахнет смоченными дождем виноградниками, — так глубоко и больно люблю…». Так автор хочет сказать, что любовь к народу выражается в привязанности человека к родным местам, где ты родился, где живут родители, родственники и друзья.
В качестве второго примера приведу поэзию Александра Сергеевича Пушкина. Читая стихотворения Пушкина, невольно ощущаешь, с какой теплотой, любовью, радостью и гордостью поэт отзывается о своей стране. Русские нравы, родная природа и история Отечества предстают перед нами во всем их величии и могучей красоте. Волшебны и поэтичны пушкинские картины русской природы. «Осень», «Зимнее утро», «Зимний вечер» погружают нас в ее загадочный мир. Под воздействием пушкинского пера ощущаешь прилив гордости и восхищения русскими лесами и лугами, реками и озерами, нашими необъятными просторами. В творчестве Пушкина слились воедино свободолюбие и патриотизм, вера в будущее своей родины и переживание за судьбу русского народа. Вот почему Пушкин, по словам Гоголя, «есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа».
Таким образом, я хочу сказать, что каждому человеку необходимо помнить родных людей, Родину. Ведь иногда такие воспоминания могут спасти жизнь, дать смысл жизни отчаявшимся.
11 примеров проверенных сочинений ЕГЭ 2022 и проблемы по тексту В. Астафьева на задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок. (2)Я первый раз в жизни здесь услышал музыку — скрипку.
Проблемы текста
- Проблема роли искусства в жизни человека (на что способно истинное произведение искусства?)
- Что такое чувство родины?
Позиция автора:
- Произведением искусства можно не только наслаждаться, оно заставляет людей думать, пробуждает чувства, зовёт к действию.
- Чувство родины всегда с человеком, оно заставляет в особых случаях делать всё, чтобы её защитить.
Сочинение ЕГЭ пример №1
«Музыка — это искусство, которое действует прямо на сердце слушателя», — сказал кто-то из великих. Магическая сила музыки может заставить человека мечтать, вспоминать прошлое, задуматься о себе и пересмотреть свою жизнь, исправить ошибки и действовать, как подскажет сердце, музыка может, наоборот, привести в отчаяние, вызвать отрицательные эмоции.
Передо мной фрагмент повести В. Астафьева «Последний поклон», в котором автор привлекает нас, читателей, к размышлению над вопросом о роли музыки в жизни человека.
На первый взгляд, проблема избитая, она обсуждается всеми: журналистами, педагогами, психологами, писателями — в книгах, на телевидении, по радио, в частных беседах. Но звучание этой проблемы в тексте В. Астафьева удивляет нас новизной и сокровенностью высказанных мыслей. И не только потому, что прочитанный фрагмент относится к художественному стилю!
Писатель повествует о рассказчике-мальчике, который услышал музыку первый раз в жизни. Тревога, горечь, жалость к погибшим односельчанам, доброта, «неистребимая» любовь к родине – вот гамма чувств и эмоций, пережитых мальчиком. Эту же музыку из детства рассказчик слышит через много лет во время войны. И теперь полонез Огинского оказывает совершенно другое влияние на слушателя: «она звала куда-то», «заставляла что-нибудь делать…». Таким образом, в повествовании вырисовывается авторская позиция: музыкой можно не просто наслаждаться, музыка – это то, что может заставить действовать.
Невозможно не согласиться с В.Астафьевым. Есть много музыкальных произведений, песен, которые обладают уникальной способностью вести за собой людей, призывают их совершать поступки, идти к своей заветной цели. Например, всем известна песня «Священная война», написанная композитором А. В. Александровым и поэтом В. И. Лебедевым-Кумачом. Она стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. С этой песней, с её суровым пафосом, вобравшим в себя и горечь, и боль, и гнев, русские люди, охваченные «яростью благородной», шли на «смертный бой», вставали плечом к плечу на защиту Родины.
В рассказе Е. Носова «Шопен, соната номер два» музыка становится средством единения людей, между дядей Сашей, участником войны, и ребятами-оркестрантами наступает взаимопонимание. Тяжкие, бьющиеся звуки страдания, стоны, удары – всё, что можно услышать в реквиеме, — заставляют ребят осознать значение и цену победы в войне, потому что эта соната созвучна скорби всего русского народа.
В заключение хотелось бы сказать, что прочитанный текст ещё раз заставил задуматься о великой силе искусства, о роли музыки, которая сопровождает нас в жизни.
Сочинение ЕГЭ пример №2
Какую роль музыка играет в жизни человека? Эту серьезную проблему ставит в своем тексте выдающийся русский прозаик В. П. Астафьев.
Размышляя над этим вопросом, автор знакомит читателя с рассказчиком, который вспоминает о музыкальном произведении, которое он услышал в детстве. В. П. Астафьев подчеркивает, что полонез Огинского, произвел на мальчика сильное впечатление, вызвав у него большой спектр эмоций и чувств.
Ребёнок не только испытал тревогу, горечь и жалость к тем, кого нет в живых, но и ощутил доброту в окружавшем его мире. «Хотелось умереть от непонятной печали и восторга», — делится автор воспоминаниями рассказчика, которые подтверждают способность музыки пробуждать в человеке особые мысли и чувства.
В. П. Астафьев обращает особое внимание на то, что в конце войны рассказчик вновь услышал полонез Огинского. Автор подчеркивает, что через многие годы эта музыка не только «разбередила воспоминания», напомнив герою о впечатлении, которое она произвела в детстве, но и особым образом подействовала на него. Теперь она «звала куда-то, заставляла что-нибудь делать», то есть стала своеобразным стимулом.
Таким образом, приведенные В. П. Астафьевым примеры, дополняя друг друга, показывают читателю, как музыка воздействует на человека, и позволяют сделать вывод о её роли в жизни людей.
Авторская позиция, как мне кажется, выражена в тексте ясно и однозначно. По мнению В. П. Астафьева, музыка играет огромную роль в жизни человека. Она способна всколыхнуть его чувства, пробудить воспоминания и побудить к каким-либо действиям.
Я полностью согласна с мнением автора. Действительно, значение музыки в жизни людей велико. Она не только вызывают эстетическое наслаждение у человека, но и заставляет его думать, чувствовать, действовать. Подтверждение этому можно найти в романе Грегори Дэвида Робертса «Шантарам». Заглавный герой произведения был поражен выступлением Слепых певцов. Музыка пробудила в нем особые мысли и чувства, она навсегда запомнилась Линдсею. Для него выступление певцов стало ознаменованием нового жизненного этапа.
Таким образом, музыка является неотъемлемой частью нашего существования. Недаром великий русский писатель Л. Н. Толстой назвал её высшим искусством во всем мире.
Сочинение ЕГЭ пример №3
На что способна музыка? Именно этот вопрос находится в центре внимания выдающегося русского прозаика, Виктора Петровича Астафьева.
Отвечая на поставленный вопрос, автор обращается к воспоминаниям из детства героя-повествователя. Как-то раз Вася-поляк рассказал этому тогда ещё мальчику о композиторе Огинском, который благодаря музыке смог передать свою любовь к Родине и послать ей «последний привет». Музыкант умер, но его произведение искусства и выраженные в нём «боль», «тоска», «любовь к родной земле» живы до сих пор. Этот пример свидетельствует о том, что композитор с помощью своего творения может не только продемонстрировать свои чувства, но и сохранить их на долгие годы.
Это очень важно для понимания будущими поколениями искусства и её деятелей. Не менее значимым автору представляется и реакция уже взрослого героя-повествователя на полонез, услышанный им в детстве. Тогда от музыки Огинского ему «хотелось умереть от непонятной печали и восторга», теперь же она заставляет «что-нибудь делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами». Этот эпизод доказывает, что, во-первых, с течением времени отношения человека к музыке меняется, а во-вторых, что музыка способна вдохновить его на решительные, смелые поступки. Оба примера, дополняя друг друга, помогают понять, насколько важно искусство в любых её проявлениях в жизни человека.
В. П. Астафьев считает, что музыка способна на многое: выразить чувства, разбудить воспоминания, заставить действовать и стремиться к достижению поставленных целей.
Невозможно не согласиться с мнением автора, поскольку хорошая музыка – это нечто возвышенное. Она зачастую помогает пережить трудности, поднять настроение, начать действовать, задумываться, любить.
Чтобы подтвердить своё мнение, я приведу пример из повести В. Г Короленко «Слепой музыкант». Главный герой произведения, слепой мальчик Пётр, обладает невероятным слухом, однако он чувствует себя глубоко несчастным из-за того, что не может видеть окружающих его людей, природу. Все свои переживания Пётр выражает в игре на фортепиано. Музыка облегчает страдания героя и делает его счастливее.
В заключение я бы хотела отметить, что очень важно ценить, уважать, оберегать музыку, потому что она развивает нас, обогащает наш внутренний мир.
Сочинение ЕГЭ пример №4
Как музыка влияет на человека? Ответ на этот вопрос можно найти в отрывке из рассказа «Длинная близкая сказка» известного русского писателя В. П. Астафьева.
Писатель вспоминает один эпизод из детства, когда он впервые услышал игру на скрипке Васи-поляка, его рассказ о композиторе Огинском и его знаменитом полонезе. Это исполнение потрясло рассказчика, растревожило его душу, пробудило в нем грустные чувства. Спустя годы, случайно услышанные в конце войны в разрушенном польском городе звуки органа, всколыхнули в нем светлые воспоминания о давно ушедшем детстве, о музыке Огинского, о том потрясение, которое испытал писатель.
Но теперь это была другая музыка, она вызывала не жалость, а «звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами». Этими примерами Астафьев подчеркивает огромное воздействие музыки на человека.
Автор текста подводит читателя к мысли о том, что музыка оказывает благотворное влияние на человека. Она выражает его сокровенные мысли, облагораживает, возвышает, пробуждает в нем лучшие чувства.
Я согласна с мнением писателя, несомненно, он прав, утверждая это. Музыка обогащает духовными ценностями сознание человека.
Проблеме влияния музыки на человека посвящен рассказ Л. Н. Толстого «Альберт». Писатель показывает нам главного героя-гениального музыканта, во время игры которого, завороженные слушатели переживают прекрасные добрые чувства, попадают в мир добра и света, вновь обретают утраченную способность быть счастливыми.
Подводя итог своим размышлениям, хочу отличить, что сила воздействия музыки на человека огромна. Она благотворно влияет на его душу, дает возможность понять себя, пробуждает лучшие чувства.
Сочинение ЕГЭ пример №5
Важно ли искусство в жизни человека? Какова его роль? Им над этой проблемой размышляет в приведенном тексте В. П. Астафьев.
Автор обращает внимание читателя на героя, который в детстве впервые услышал музыку. Настроение скрипки оказало особое влияние на автора-повествователя. Ему стало жалко себя и «тех, что спят непробудным сном на кладбище». Это говорит о том, что искусство, в данном случае музыка, влияет на человека, задевает его чувства и заставляет подумать о жизни.
Также искусство напрямую связано с разумом человека.
Главный герой, будучи уже взрослым и пройдя тяжелые испытания, уже не так ощущает себя, послушав тут мелодию. Она будто побуждала к действиям, давала силы. Желание и слёзы отступили в сторону: «Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами». Это говорит о том, что искусство способно вдохновить человека, подарить ему надежду и силы на счастливое будущее.
Авторская позиция такова: произведениями искусства можно не только наслаждаться, оно заставляет людей думать, пробуждает чувства, зовёт к действию.
Я согласна с мнением В. П. Астафьева. Ведь порой в трудные жизненные ситуации мы обращаемся к произведениям искусства: слушаем музыку, рисуем или погружаемся в мир книги.
Так в произведение А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» главный герой берет в руки гармонь одного из погибших на войне и играет. Вокруг стали собираться бойцы, все хором пели песни. Все на некоторое время и забыли, что находятся на войне. Музыка помогла бойцам отдохнуть душой и набраться новых сил, чтобы прогнать врага с русской земли.
Таким образом, искусство важно в жизни человека и играет особую роль. Оно способно не только насладить хорошими эмоциями человека, но и пробудить в нем чувства, а также придать сил.
Сочинение ЕГЭ пример №6
Почему тоска по родине никогда не проходит? Именно над этой проблемой размышляет автор текста Виктор Петрович Астафьев.
Задумываясь над этим вопросом, Астафьев повествует о том, как однажды в детстве «услышал музыку — скрипку». На этой скрипке играл Вася-поляк, который поведал рассказчику, что «эту музыку написал Человек, которого лишили самого дорогого». После чего Вася отметил: » никогда не проходит и не гаснет тоска по родине». Музыку эту написал Огинский «прощаясь с родиной». Через неё он передал всю свою любовь к родной земле.
Рассказчик отблагодарил Васю, потому что понял, что счастлив, ведь у него есть родина, а значит он «не сирота». Этим примером автор показал, что родина вызывает у человека очень сильные чувства.
Для большего раскрытия своей мысли автор приводит другой пример. В конце войны во время пребывания в «Разрушенном польском городе», будучи уже взрослым, рассказчик слышит знакомый с детства тот самый «полонез Огинского». Однако его чувства отличаются от тех, которые когда-то он испытывал в детстве. Теперь эта музыка «звала куда-то, заставляла что-нибудь делать». После чего автор отмечает, что та самая музыка, которую «хранил в сердце человек, никогда не видевший родины и всю жизнь тосковавший о ней» властвовала над «оцепеневшим от горя городом». Тем самым, через образ разрушенного города и ту самую музыку Астафьев полностью передает чувства людей, тоскующих по родным местам. В этом примере автор показал, что длительное нахождение вдали от обостряет чувства, делает их уязвимыми. Оба примера, дополняя друг друга, дают понять, что по родине человек может тосковать всю жизнь, ведь помимо родных это самое дорогое, что у него есть.
Позиция автора очевидна, В. Астафьев считает, что всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, — но никогда не проходит и не гаснет тоска по родине.
Я согласен с позицией автора, ведь действительно тоска по родине никогда не пройдёт. Поскольку это то место, в котором человек родился и вырос, здесь сформировались его основные воззрения и интересы. Находясь в родном месте, человек счастлив, ведь всё, что его окружает, ему знакомо с детства. Именно поэтому этого места ему будет всегда не хватать.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что тоска по родине равносильна тоске по родным и близким людям. Ведь большинство из нас свои ранние годы проводили именно на родине. Там происходили наши первые знакомства и дружба, первые ошибки и похвалы. Поэтому для нас родина это нечто большее, чем просто место.
Сочинение ЕГЭ пример №7
В предложенном для анализа тексте В.П. Астафьев поставил проблему роли музыки в жизни человека.
Подводя читателя к своей позиции, герой-рассказчик рассуждает о том, какие мысли и чувства вызывает у него колокольный звон Домского собора в Риге. «Все замерло, остановилось, » — так действовала на него музыка колоколов. Она пробуждает в герое философское осмысление жизни. Домский собор вызывает у героя чувство счастья и воскрешает в нем веру в жизнь, и он благодарен ему за это.
Таким образом, автор считает, что музыка играет значимую роль в жизни человека. Она способна влиять на его настроение, вызывая определенные эмоции.
Моя позиция совпадает с авторской. Действительно, музыка занимает важное место в человеческой жизни.
Она не только наводит нас на размышления, но и может изменить судьбу. Так, например, в произведении В.Г. Короленко «Слепой музыкант» музыка позволила слепому Петрусю кардинально изменить свое будущее. Он стал знаменитым музыкантом несмотря на свой недуг.
Также музыка помогла выжить Владиславу Шпильману, известному польскому музыканту, оказавшемуся в еврейском гетто в годы Второй Мировой войны. В своих мемуарах, написанных через много лет после этих страшных событий, он признавался, что именно музыка сыграла ключевую роль в его судьбе.
Подводя итог рассуждениям, я хочу еще раз отметить, что музыка обладает невероятной силой, которая оказывает огромное влияние на человека и порой даже определяет его судьбу.
Сочинение ЕГЭ пример №8
Почему любовь к родине человек испытывает вечно? Именно проблему тоски по родине затрагивает в своём тексте В. Астафьев.
Эта нравственная проблема – одна из тех, которая актуальна в наши дни. Человек не может жить вне родины. Вспоминая детство, автор рассуждает о знакомом человеке, который «лишился самого дорогого» и посвятил свою музыку родной земле. В. Астафьев убеждает, что, если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он ещё не сирота.
Позиция автора ясна: любовь к родному краю живёт в сердце человека постоянно.
Нельзя не согласиться с автором в том, что поистине благородными людьми можно назвать тех, кто, вопреки жизненным невзгодам, сохраняет незримую связь с малой родиной, уважительное отношение к своему прошлому. Например, когда фашисты, оккупировав Францию, предложили генералу Деникину, воевавшему против Красной Армии во время Гражданской войны, сотрудничать с ними против советской власти, он ответил отказом, потому что родина для него была дороже политических разногласий.
Правоту автора подтверждает и опыт художественной литературы. Малая родина – это колыбель детства, место, где человек формируется как личность, где закладываются основы нравственного воспитания. И если он помнит об этом, то его не изменят ни время, ни мода, ни окружающие люди. Так, Татьяна Ларина, героиня романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин», после замужества становится блестящей светской дамой, но за внешними переменами в ней легко узнаётся прежняя провинциальная барышня, которая всё готова отдать «за полку книг, за милый сад».
Итак, человек испытывает любовь к родине вечно, если сохраняет свою кровную связь с родным домом, со своим детством.
Сочинение ЕГЭ пример №9
Русский писатель В.П.Астафьев поднимает вопрос о роли искусства в жизни человека.
Автор рассказывает, как на него подействовала музыка польского композитора Огинского в детстве и в конце войны. В первый раз полонез вызвал в авторе чувство жалости к близким, которых уже не было в живых, чувство своего одиночества, и одновременно и понимание доброты в мире, который его окружал. От исполнения Васей-поляком этой музыки рассказчику хотелось плакать.
Он не мог понять, что произведение искусства может вызвать сразу такие противоречивые чувства: печаль и восторг. В конце войны, услышав снова эту же музыкальное произведение Огинского, рассказчик вспомнил её, но сейчас он уже испытывал другие чувства. У него появились другие желания. Музыка призывала его к действию. Рассказчик хотел, чтобы прекратились взрывы, чтобы на земле был мир. Хорошей, счастливой жизни хотел своей Родине и композитор, который вызвал именно такие чувства у слушающего его творение.
Я согласна с авторской позицией. Истинное произведение искусства вызывает у человека искренние чувства, лечит его душу.. Под влиянием настоящего шедевра искусства происходит развитие духовного мира человека. Примером из моего жизненного опыта может быть такой случай, когда я читала повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Это произведение художественного слова как один из видов искусства затронуло меня событиями, какие происходили в жизни Петра Гринёва и Маши Мироновой — юноши и девушки ХVIII века. Впервые я убедилась в том, что настоящая любовь есть и что именно такой она и бывает, когда не бросают друг друга в тяжёлой ситуации.
В качестве примера из читательского опыта может быть событие из жизни брата и сестры Ростовых в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Николай Ростов проиграл в карты 43 тысячи. Слушая, как сестра Наташа исполняет арию, он думал о том, как она может петь в такой момент. Но постепенно, вслушиваясь в её исполнение, Ростов увлёкся музыкальностью голоса Наташи. Вскоре он уже не думал о своей беде. Музыкальное произведение, исполненное сестрой, заставило его отвлечься от своих проблем и почувствовать интерес к жизни.
Все виды искусства, в том числе театр, кино, художественная литература, живопись, играют значительную роль в духовном развитии человека. Истинное произведение искусства учит понимать прекрасное, помогает человеку понять внутренний мир создававшего это произведение и глубже понять свой внутренний мир.
Сочинение ЕГЭ пример №10
На каждого из нас та или иная мелодия может влиять по-разному. В данном тексте В.П. Астафьев ставит перед читателями вопрос: как музыка влияет на человека?
Поднятая автором проблема чрезвычайно актуальна, потому что люди слушают музыку с древних времён, и сейчас всё чаще можно увидеть молодых людей с наушниками в ушах.
В.П. Астафьев рассказывает историю о мальчике, который первый раз в жизни услышал скрипку. Герой испытал массу эмоций: тревогу, горечь, жалость.… Эту же мелодию герой услышал через много лет во время войны, но теперь он ощущал совершенно другие эмоции. Музыка «звала куда-то, заставляла что-нибудь делать».
В.П. Астафьев приходит к выводу, что музыка оказывает огромное влияние на человека. Она пробивается к душе человека, пробуждая в нём самые сильные чувства. С ранних лет музыка учит людей чувствовать прекрасное, заставляет задуматься о самом важном, вселяет силу и стойкость для преодоления испытаний.
Я полностью согласна с позицией писателя и считаю, что красивая музыка оказывает огромное влияние на внутренний мир человека. Она способная поднять настроение, взбодрить, успокоить, пробудить патриотические чувства.
В ряде произведений русских писателей герои испытывают сильные эмоции под воздействием гармоничной музыки. Один из персонажей романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» Николай Ростов, проиграв в карты крупную сумму денег, находился в смятении, но, услышав великолепное исполнение арии своей сестрой Наташей, приободрился. Несчастное происшествие перестало быть для него трагичным.
Всем известна песня «Священная война», написанная композитором А.В. Александровым и поэтом В.И. Лебедевым-Кумачом. Она стала музыкальным символом Великой Отечественной войны. С этой песней русские люди, охваченные «яростью благородной», шли на смертный бой, вставали на защиту Родины. Песня обладает способностью вести за собой людей, идти к заветной цели.
Музыка играет важную роль в жизни человека, она, как вид искусства, влияет на наши мысли и чувства.
Сочинение ЕГЭ пример №11
Вероятно, каждый человек соприкасался с разными формами искусства. Искусство неразлучно идёт с человеком рука об руку.
В тексте В. Астафьев поднимает проблему влияния искусства на человека. Как влияет искусство на человека?
Автор показывает, как в различных жизненных обстоятельствах полонез Огинского пробудил в герое совершенно разные чувства. Этим писатель подводит к мысли, что искусство может воздействовать на человека абсолютно по-разному.
В. Астафьев считает, что искусство может вызвать целый спектр эмоций, чувств, мыслей, оказать влияние на человека.
Я согласен с позицией автора, ярким примером персонажа, занимавшегося искусством, является Шерлок Холмс Артура Конана Дойла. Сыщик играл на скрипке, потому что игра помогала ему думать. Я думаю, что в этом случае музыка не вызывала эмоций, а помогала привести в порядок мысли.
Также, большое действие на человека могут оказать боевые искусства. Испокон веков люди, которые практикуют какой-либо из видов этих искусств, отличаются дисциплинированностью, некоторой философией. Наверное в большинстве случаев параллельно с физическими качествами в таком человеке развивается и понимание правильного использование силы во благо, он не станет использовать её без веских причин.
Таким образом, хотелось бы сделать вывод: сложно представить человечество без искусства, оно играет довольно важную роль в жизни множества людей.
Полный текст Астафьева для сочинения ЕГЭ:
(1)На задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок. (2)Я первый раз в жизни здесь услышал музыку — скрипку. (3)На ней играл Вася-поляк. (4)О чём же рассказывала мне музыка? (5)О чём-то очень большом, (6)На что же это жаловалась она, на кого гневалась? (7)Тревожно и горько мне, (8)Хочется заплакать, оттого что мне жалко самого себя, жалко тех, что спят непробудным сном на кладбище!
(9)Вася, не переставая играть, говорил: «(10)Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого. (11)Если у человека нет матери, нет отца, не есть родина, он ещё не сирота. (12)Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, — но никогда не проходит и не гаснет тоска по родине. (13)Эту музыку написал мой земляк Огинский. (14)Написал на границе, прощаясь с родиной. (15)Он посылал ей последний привет. (16)Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не может отнять, жива до сих пор».
(17)«Спасибо вам, дяденька», — прошептал я. (18)«3а что, мальчик?» -(19)«3а то, что я не сирота». (20)Восторженными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, а также спящий за ним лес. (21)В эти минуты не было для меня зла. (22)Мир был добр и одинок так же, как я. (23)Во мне звучала музыка о неистребимой любви к родине. (24)А Енисей, не спящий даже ночью, молчаливое село за моей спиной, кузнечик, из последних сил работающий наперекор осени в крапиве, вроде он один во всём мире, трава, отлитая как будто из металла,— это и была моя родина.
(25)…Прошло много лет. (26)И вот однажды в конце войны я стоял возле пушек в разрушенном польском городе. (27)Кругом пахло гарью, пылью. (28)1 вдруг в доме, стоящем через улицу от меня, раздались звуки органа. (29)Эта музыка разбередила воспоминания. (30)Когда-то мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга после того, как я послушал полонез Огинского, (31)Но теперь та же музыка, которую я слушал в детстве, преломилась во мне и закаменела, особенно та её часть, от которой я плакал когда-то. (32)Музыка так же, как и в ту далёкую ночь, хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорастала жалостью. (33)Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами. (34)Музыка властвовала над оцепеневшим от горя городом, та самая музыка, которую, как вздох своей земли, хранил в сердце человек, никогда не видавший родины и всю жизнь тосковавший о ней. (По В. Астафьеву)
80 текстов ЕГЭ 2022 для написания сочинения с заданиями 22-26
Русский язык 11 класс вариант с досрочного ЕГЭ 2022 с ответами
ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ
Сочинение на тему «Мне не раз доводилось бывать в покинутых русских деревнях» (ВАРИАНТ 18)
Прочитав печальный текст классика советской литературы Виктора Петровича Астафьева, я задумался о том, какова же основная проблема этого текста. Казалось бы, это покинутые русские деревни, то, что люди из деревень уезжают в город. Но поразмыслив, я решил, что всё же главная проблема этого текста — это умение быть хозяином, это отношение к родному дому, родному очагу. Именно об этом рассуждает автор более всего.
Текст явно делится на две части. В первой из них писатель повествует об одном из домов, который он увидел в покинутой деревне. Там уже никто не жил, но этот дом был чисто прибран, даже дрова были заготовлены, хорошие березовые дрова. В 16 предложении автор пытается представить себе, как рассуждал человек, который оставлял свой дом в таком изумительным порядке, как будто бы собирался уже завтра в него вернуться. А ведь знал, что не вернется больше никогда! Этот человек, сам отличный хозяин, мечтал, что его дом найдет такого же хорошего хозяина – человека, который придёт, и будет жить здесь, и будет, может быть, счастлив в этом доме. Нетрудно догадаться, что этот человек покинул свое родное гнездо не по собственной прихоти: какие-то обстоятельства заставили его поступить так. В предложениях 14 и 15 Виктор Астафьев так и говорит: «Здесь жили хозяева! Настоящие!»
Совершенно другую картину рисует писатель во второй части текста, начиная с 18 предложения. Буквально через дорогу он видит избу, где дверь распахнута настежь, ворота сорваны с петель, в доме запустение. Всё раскидано, всё валяется, ступить некуда. Люди словно бы мгновенно собрались и, побросав всё, помчались к новой жизни. Зачем убирать, если всё равно не возвращаться? Какие-то это несерьезные люди! Ведь в избу может любой войти, и он наверняка удивится: как же можно так наплевательски относиться к своему родному дому, в котором, может быть, полжизни прошло!?
Всё вокруг грязное; цветы бросили, и они погибли на подоконниках; на полу валяются нужные и ненужные вещи, испорченные и целые. Виктор Астафьев в предложениях с 24 по 26 пытается представить себе ход рассуждений тех, кто бросил такой дом: «Хватит! Поворочала! Теперь в городе жить стану, как барыня!..»
Писатель не делает выводов, что, вот, первые хозяева правильные, а вторые неправильные. Но в его тексте ясно слышится уважение к первым и презрение ко вторым. Автор хочет сказать, что к своему дому надо относиться с любовью, надо заботиться о нём, даже если ты понимаешь: ты никогда больше его не увидишь. Это всё равно, как будто ты прощаешься с близким человеком.
Я согласен с автором текста. Действительно, люди по-разному относятся к тому месту, которому они обязаны, где они родились и выросли. Нередко можно встретить тех, кто родился в небольшой деревне или в провинциальном городе, а потом приехал в Москву и теперь с презрением относится к своим бывшим соседям. Они кажутся такому человеку глупыми неудачниками, которым не удалось вырваться, стать успешным для них попасть в город, в Москву равносильно счастью. Но разве может быть счастлив человек, который не сумел найти счастье в своём родном доме, не научился его любить и ценить? Мне кажется это невозможно. Я вспоминаю повесть Валентина Распутина «Прощание с Матерой». В ней есть эпизод, когда старуха Дарья белит свой дом, который вот-вот должны уничтожить. Это последняя дань любви и уважения дому. Дарья хочет, чтобы он принял гибель достойно. Рабочие решают, что старушка сошла с ума. Они не понимают Дарью, потому что они вообще не понимают, как можно любить дом. Наверное, они и сами такие же «хозяева», как бывшие жильцы второго дома из расказа Астафьева.
Трудно радоваться каждому дню. Мало кому это удаётся. Но всё же надо стремиться жить здесь и сейчас и любить то место, где ты живёшь, заботиться о нём. Ведь если твой дом красив и ухожен, то и тебе в нём хорошо и уютно. Ты любишь его, и тебе поэтому комфортно в нём. Если же относиться к своему дому с презрением, то, конечно, будешь всё время чувствовать себя несчастным.
Сочинения по русскому языку и литературе
…
Сочинение-рассуждение ГИА по тексту Астафьева В.П. 5.00/5 (100.00%) 1 vote
Каждый день своей жизни в нашей устной речи мы употребляем огромное количество слов, сами того не замечая. В письменной речи все немного иначе, мы должны знать много грамматических и лексических правил, для того, чтобы наша письменная речь была яркой выразительной и правильной. Кстати будет высказывание русского филолога Льва Васильевича Успенского: «Грамматика позволяет нам связать между собою любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете». Чтобы подтвердить смысл этого афоризма, обратимся к предложенному нам тексту русского писателя Астафьева Виктора Петровича.
Рассмотрим значение данного высказывания. Смысл его в том, что русский язык – великий язык. И мы, хорошо зная и используя все его правила, можем передать все мысли, краски и эмоции. На мой взгляд, этот афоризм состоит из двух частей. Первая часть «Грамматика позволяет нам связать между собою любые слова…».Это значит, что при помощи знания грамматических правил мы можем с легкостью составить правильный текст. Так Виктор Петрович Астафьев, в предложенном отрывке использовал однородные члены «выследила, нашла». Однородные сказуемые помогают автору более эмоционально показать, насколько люди затронули жизнь куницы, как она волновалась, как действовала. Вторая часть высказывания: «….чтобы выразить любую мысль о любом предмете». То есть, в этой части речь идет о лексике. Лексика – первый раздел русского языка, знание которого поможет в письменной речи. Лексика – это слова, которые мы используем каждый день в своей речи, то есть наш словарный запас. При помощи слов мы даем название всему, что нас окружает. Слова — слепок нашего мышления, они свидетельствуют о том, что мы говорим. Например, в предложении 1, автор использовал метафору «раскинулся могучий косогор». С ее помощью автор более точно изобразил состояние природы и придал предложению яркость и выразительность. Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что лексика и грамматика – это два неразрывно связанных раздела русского языка. С их помощью автор может выразить свою мысль, грамотно ее оформить. И перед читателем будет целостный, завершенный текст, несущий в себе авторское отношение и его замысел.
Похожие сочинения
- Сочинение на тему: Цель искусства — дарить людям счастье Цель искусства – дарить счастье людям Человека всегда окружало искусство. Это и гениальные музыкальные произведения, […]
- Сочинение на тему: Евгений Онегин «Лишний человек» Евгений Онегин «Лишний человек» Евгения Онегина считают «лишним человеком» из-за его эгоизма и отсутствия в жизни […]
- Сочинение на тему: Каким должен быть идеальный ученик Каким должен быть идеальный ученик? На этот вопрос не существует однозначного ответа. У каждого учителя свои […]
- Сочинение на тему: родительский дом начало начал Родительский дом имеет особое значение для каждого. Именно в нем человек начинает познавать жизнь, получает […]
- Сочинение на тему: тема свободы в поэме Мцыри Тема свободы в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». План сочинения: 1. История создания поэмы. 2. Свободолюбивый […]
- Сочинение по картине Григорьева: Вратарь Футбол всегда был другом мальчишек. Ведь нет ничего интересней, чем забить мячик в ворота противника, преодолевая […]
Сборник идеальных эссе по обществознанию
(1)Когда бываю в Красноярске, я всегда еду в Овсянку к Виктору Петровичу: пройтись по его селу, заглянуть в его домик, зайти в его библиотеку, в его церквушку…(2)Виктор Петрович Астафьев явился на свет 1 мая 1924 года и, пройдя через сиротство, бездомность, кровь, раны и грязь войны, через цепь нескончаемых битв, перенеся всю боль и каторжные муки писательского труда, оставил нас поутру 29 ноября 2001 года.
(3)Казалось бы, жизнь делала всё, чтобы не было у нас такого писателя. (4)Она изувечила его детство, кинула в мясорубку войны, добивала вернувшегося с фронта солдата послевоенной нищетой и голодухой, мучила сознание идеологическими догмами, кромсала безжалостным цензурным скальпелем лучшие строки. (5)Он выстоял! (6)Не сделался ни озлобленным обывателем, ни диссидентом с кукишем в кармане, ни литературным барином вроде тех, чьи имена как-то мгновенно исчезли, канули в лету. (7)Он всегда оставался самим собой, не считаясь с пустыми и бездарными мнениями, с «веяниями» времени, с навязываемыми нормами. (8)Астафьев сам по себе был и норма, и правило и, как доказало время, стал истинно национальным писателем в самом высоком смысле этого трудного понятия. (9)Все мы, кто знал его, был в переписке с ним, дружил с ним, как-то привыкли к тому, что есть вот такой у нас Виктор Петрович − мудрый, весёлый, рассудительный, горячий.
(10)Астафьев учил нас прежде всего свободе и сам был свободным − и в жизни, и в творчестве. (11)Помню, на одной из встреч его спросили: «Как стать свободным человеком?» (12)Виктор Петрович с улыбкой ответил: «(13)Начните с того, что перестаньте врать самому себе и прогибаться перед начальником».
(14)Усталый, больной, иструдивший душу до дна, он каждое утро садился за рабочий стол, чтобы не только успеть дописать задуманное (сколько ещё осталось нерождённых сюжетов и героев, с которыми нам уже никогда не встретиться!), но и для того, чтобы честно заработать свой хлеб, кормить семью, поднимать сирот-внуков, помогать сыну и его семье. (15)«Какая тяжкая, сжигающая нас, как на огне, наша работа!» − пишет он в одном из писем. (16)А в другом письме: «…даже кувалда, которой в своё время орудовал в литейном цехе, не выматывала так, как “лёгонькое” перо писателя. (17)Но и, конечно же, ни одна моя работа и не приносила столько восторга, как это литературное дело. (18)Когда вдруг из ничего, из обыкновенного пузырька с чернилами извлечёшь что-то похожее на жизнь, воссоздашь из слов дорогую себе, а иногда и другим людям картинку или характер и замрёшь, как художник перед полотном, поражённый этим волшебством – ведь из ничего получилось! (19)Господи! (20)Да неужели это я сделал?»
(21)Безусловно, душа Астафьева, звезда Астафьева будет вечно светить настоящим и будущим его читателям. (22)И он вечно будет наш…
(по Г. К. Сапронову *)
* Геннадий Константинович Сапронов (1952–2009) – журналист, издатель, член Ассоциации книгоиздателей России.
Становление Виктора Астафьева
Известный писатель, лауреат Государственной премии, Виктор Петрович Астафьев родился 2 мая 1924 года в селе Овсянка Красноярского края в семье крестьянина Петра Павловича Астафьева. Его мать, Лидия Ильинична, погибла, когда сыну исполнилось восемь лет. Она утонула в Енисее. И ей он посвящает повесть «Перевал». Много позднее, в 1972 г., В. Астафьев скажет: «Ее мне не хватало всю жизнь и особенно остро не хватает сейчас, когда возраст как бы сравнивает меня со всеми пожившими людьми, и нет уже в душе метания, наступает то усталое успокоение, которого
нетерпеливо ждут матери, надеясь хотя бы к старости прислониться к ди-тю и умиротворить себя и его безбрежно добрым сердцем, всегда готовым к утешению, состраданию и ласке». В 1934г. отец женился второй раз, а в 1935 г. переехал на заработки в Игарку. Пошел в школу Астафьев, как и все, с 8 лет. А вот осенью, когда надо было учиться в пятом классе, с ним случилась беда: остался он один, учился кое-как и до марта 1937 г. беспризорничал, пока не был сдан в игарский детдом-интернат. И Астафьев с особым чувством признательности расскажет о воспитании, *а затем о директоре Василии Ивановиче Соколове. Ему он посвятил повесть «Кража». В 1938 г. отец с мачехой разыскали Астафьева и забрали его домой. Достатка в семье не было, и через год он снова оказался в игарском детдоме. Тут на его жизненном пути встречается поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский. В. И. Соколов и И. Д. Рождественский заметили живой огонек в душе беспокойного и впечатлительного подростка. В 1941 г. благополучно окончил 6-й класс. В мае 1941 В. Астафьеву исполнилось 16 лет — детдом нужно было покидать. Поездка к отцу ничего не дала — отчуждение, возникшее за последние годы, лишь укрепилось. Юноша вернулся в Игарку и стал работать коневозчиком на кирпичном заводе, чтобы накопить денег и выехать из Заполярья в Красноярск. Осенью он с большим тру дом добирается до города, така как уже шла война. На станции Енисей он поступает в ФЗУ. Но обнаружив «неспособность к технике, уходит оттуда и оформляется в железнодорожную школу. Получив специальность, был направлен на работу на станцию Базаиха, там проработал всего 4 месяца и ушел в армию добровольцем. В 1942 г. его привезли в Новгород. Здесь он обучался в пехотном полку, убирал хлеб, учился на шофера, а весной 1943 г. отправился на передовую. До самого конца войны он оставался рядовым. Воевал на Брянском, Воронежском и Степном фронтах, в составе войск Первого Украинского фронта. В октябре 1945 г. В. Астафьев демобилизовался вместе со своей будущей женой Марией Семеновной Карякиной, они приехали в родной город жены Чусовой на Урале. В 1951 г. у него не было ни здоровья, ни законченного среднего образования, ни профессии. Бытовые послевоенные трудности не уменьшались. И он пошел работать вахтером на мясокомбинат. Начал посещать литературный кружок. Тяга к творчеству у Астафьева была давней. Безусловно, это шло от природы. Еще в детстве написал он стихи об Игарке, и они были напечатаны. Ночью на дежурстве Астафьев написал свой первый рассказ «Гражданский человек», его он посвятил своему погибшему фронтовому другу. На очередном занятии литературного кружка рассказ был зачитан и одобрен. А газета «Чусовой рабочий» в феврале 1951 г. начала его публиковать. Этот рассказ вошел в первую книгу молодого писателя «Сибиряк», за этот рассказ его в апреле переводят на должность литературного работника газеты. Это быстро и круто изменило его жизнь. В качестве литературного сотрудника газеты он много разъезжает по краю, многое видит. Астафьев пишет более сотни корреспонденции, статей, очерков, свыше двух десятков рассказов, которые впоследствии вошли в книги «До будущей весны» (1953 г.) и «Огоньки» (1955 г.). Более двух лет после этого пишет роман «Тают снега» (1955-1957 гг.), создает две детские книги «Васюткино озеро» (1956 г.) и «Дядя Кузя, куры, лиса и кон» (1957 г.). Печатает свои очерки и рассказы в альманахе «Прикамье», с апреля начинает работать спецкором на областном радио. Творчество В. Астафьева автобиографично. Оно не исчерпывается произведениями, в которых бы элемент автобиографичности преобладал или был бы сознательно подчеркнут. Наряду с «Перевалом», «Последним поклоном» и «Кражей» — произведениями явно личностными, есть «Стародуб», «Пастух и пастушка», «Царь-рыба» — повести с вымышленным сюжетом, к которым примыкают и многочисленные рассказы. Почти все книги:, изданные в Перми, первые очерки и рассказы встретили положительный отклик в печати. Эти годы можно считать началом профессиональной писательской деятельности В. Астафьева. В 1958 г. он принят в Союз писателей, в 1959 году — направлен на Высшие литературные курсы в Москву, где проучился до 1961 г. Так, в 35-37 лет завершаются «университеты» Астафьева и начинается тот творческий «взлет», который сделает его известным широкому кругу читателей.
Исходный текст: (1)Со стыдом вспоминаю, сколько бесценного уничтожил я, уничтожил безвозвратно. (2)В нынешней квартире моей нет ни одной старой вещи, ничего из того, что когда-то принадлежало родителям, связано было бы с жизнью отца, деда, ничего фамильного, наследованного. (3)Низенькие эти трёхногие столики, да диван-кровать с поролоновой начинкой, да полки, где те же книги, что и у всех, — новые, новёхонькие. (4)Была, правда, старая настольная лампа, купленная в комиссионном, чужая старина, не вызывающая никаких воспоминаний, поэтому ничем не дорогая. (5)Такие вещи стоят столько, сколько они стоят… (6)Из них не составишь цепь времён. (7)Однажды я попал в маленький старинный городок на берегу Онежского озера, и Николай Иванович, учитель истории, показал мне местный музей. (8)Вытянутый одноэтажный деревянный дом, бывшая школа, стоял на окраине в запущенном саду. (9)Музей был создан руками Николая Ивановича. (10)Четверть века он собирал всё, что относилось к истории края. (11)Оружие времён Гражданской войны, красноармейские книжки, фотографии. (12)Но больше всего занимали его предметы быта. (13)Он выпрашивал старые самовары, плакаты, прялки, даже мебель. (14)Из дальней деревни он притащил на себе тяжеленный почтовый ящик александровских времён, фонарь, вывеску земской больницы. (15)Чего тут только не было! (16)Старая деревянная посуда, берестяные игрушки, вплоть до берестяного мячика. (17)Детские грабли, весело разукрашенные, чтобы приохотить ребятишек к работе, жестяные банки из-под монпансье и чая, тетрадки первых лет революции, календари, кованые замки, вышитые рубахи… (18)Из этого складывался быт, который я уже не застал или который застал лишь краешком. (19)Вещи, среди которых вырастали наши родители, были незаметной обыденностью, а ныне они диковинные, даже непонятные: сапожные колодки, ухват, песочница. (20)По ним можно было представить, как они жили, — и бедность, и тяжесть работы, и веселье. (21)Это была не только этнография и не только история, но и та повседневная жизнь, которую так трудно восстановить, которая у каждого поколения своя и которая уходит с ним… (По В. Астафьеву)
Сочинение — рассуждение В данном фрагменте автор, на мой взгляд, поднимает проблему связи между поколениями. Вопрос, волнующий писателя, очень важен. Он представляет интерес для писателей, философов, педагогов, социологов и для любого простого человека, который задумывается о том, как жили его предки, что удалось сохранить после них. Герой В.Астафьева «со стыдом» вспоминает, сколько бесценного уничтожил» он, «уничтожил безвозвратно. Он сожалеет о том, что у него не осталось ни одной фамильной вещи, что он ничего не унаследовал, как будто разорвалась «цепь времён». Писатель рассказывает и о другом человеке – учителе истории Николае Ивановиче, который по крупицам собирает четверть века старинные вещи не из этнографического интереса, а ради того, чтобы восстановить, не утратить связи между поколениями. Рассказчик искренне восхищён музеем, созданным руками Николая Ивановича. Таким образом, вырисовывается авторская позиция: каждый человек должен стремиться к тому, чтобы сохранить хоть какую-то старинную вещь, особенно дорогую для родителей, дедушек и бабушек, прадедушек и прабабушек. Эта вещь должна вызывать особые воспоминания. Невозможно не согласиться с мыслями автора. В.П.Астафьев прав в том, что фамильные вещи помогают сохранить, оживить воспоминания о близких людях, не разорвать цепь времён. Вспомним героя А.И.Куприна Желткова. Он дарит княгине Вере Николаевне, своей возлюбленной, фамильную драгоценность, гранатовый браслет, доставшийся ему от матери. Желтков свято бережёт его и решает расстаться с ним только перед смертью. Память о прошлом хранят не только предметы быта, драгоценности, но и, например, письма, фотографии, документы. В повести «Последний поклон» В.П.Астафьева есть глава, которая называется «Фотография, на которой меня нет». Герой рассказывает о том, как в сельскую школу приезжал фотограф, а он из-за болезни не смог запечатлеться. Учитель принёс Витьке фотографию. Прошло много лет, но этот снимок герой сохранил, несмотря на то что на нём не было его. Он смотрит на неё и вспоминает своих одноклассников, думает об их судьбах. Как говорит герой, «деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история». В заключение хотелось бы сказать, что у каждого человека должна быть сокровенная вещь из прошлого, которая поможет ему сохранить связь между поколениями и передать память своим детям и внукам.