Сочинение по тексту астафьева постскриптум

Постскриптум

(1) Среди многих
постыдных поступков, которые я совершил в жизни, более всех памятен мне один. (2)
В детдоме в коридоре висел репродуктор, и однажды в нем раздался голос, ни на
чей не похожий, чем-то меня – скорее всего как раз непохожестью – раздражавший.

(3) «Ха… Орет как
жеребец!» — сказал я и выдернул вилку репродуктора из розетки. (4) Голос певицы
оборвался. (5) Ребятня сочувственно отнеслась к моему поступку, поскольку был я
в детстве самым певучим и читающим человеком.

(6) …Много лет спустя
в Ессентуках, в просторном летнем зале, слушал я симфонический концерт. (7) Все
повидавшие и пережившие на своем веку музыканты крымского оркестра со славной,
на муравьишку похожей, молоденькой дирижершей Зинаидой Тыкач терпеливо
растолковывали публике, что и почему они будут играть, когда, кем и по какому
случаю то или иное музыкальное произведение было написано. (8) Делали они это
вроде как бы с извинениями за свое вторжение в такую перенасыщенную духовными
ценностями жизнь граждан, лечащихся и просто так жирующих на курорте, и концерт
начали с лихой увертюры Штрауса, чтоб подготовить переутомленных культурой
слушателей ко второму, более серьезному отделению.

(9) Но и сказочный
Штраус, и огневой Брамс, и кокетливый Оффенбах не помогли – уже с середины первого
отделения концерта слушатели, набившиеся в зал на музыкальное мероприятие
только потому, что оно бесплатное, начали покидать зал. (10) Да кабы просто так
они его покидали, молча, осторожно – нет, с возмущениями, выкриками, бранью
покидали, будто обманули их в лучших вожделениях и мечтах.

(11) Стулья в
концертном зале старые, венские, с круглыми деревянными сиденьями, сколоченные
порядно, и каждый гражданин, поднявшись с места, считал своим долгом возмущенно
хлопнуть сиденьем.

(12) Я сидел, ужавшись
в себя, слушал, как надрываются музыканты, чтоб заглушить шум и ругань в зале,
и мне хотелось за всех за нас попросить прощения у милой дирижерши в черненьком
фраке, у оркестрантов, так трудно и упорно зарабатывающих свой честный, бедный
хлеб, извиниться за всех нас и рассказать, как я в детстве…

(13) Но жизнь – не
письмо, в ней постскриптума не бывает. (14) Что из того, что певица, которую я
оскорбил когда-то словом, имя ей – великая Надежда Обухова, – стала моей самой
любимой певицей, что я «исправился» и не раз плакал, слушая ее.

(15) Она-то, певица,
уж никогда не услышит моего раскаяния, не сможет простить меня. (16) Зато, уже
пожилой и седой, я содрогаюсь от каждого хлопка и бряка стула в концертном
зале, … когда музыканты изо всех сил, возможностей и таланта своего пытаются
передать страдания рано отстрадавшего близорукого юноши в беззащитных
кругленьких очках.

(17) Он в своей
предсмертной симфонии, неоконченной песне своего изболелого сердца, более уже
века протягивает руки в зал и с мольбой взывает: « (18) Люди, помогите мне! (19)
Помогите!.. (20) Ну если мне помочь не можете, хотя бы себе помогите!..»

(По В.П. Астафьеву)

В данном тексте В.П. Астафьев рассуждает об ответственности человека за свои поступки.

Автор рассказывает про симфонический концерт. Писатель подчёркивает, что «и сказочный Штраус, и огневой Брамс, и кокетливый Оффенбах не помогли».  Виктор Петрович обращает наше внимание на то, что «слушатели, набившиеся в зал на музыкальное мероприятие только потому, что оно бесплатно, начали покидать зал». Автор недоволен тем, что зрители покинули «с возмущением, выкриками, бранью». Астафьев указывает на то, что герой «сидел, ужавшись в себя, слушал, как надрываются музыканты, чтоб заглушить шум и руганья в зале, и мне хотелось за всех за нас попросить прощение у милой дерижерши».  Автор считает, что человек, который раскаялся в своих поступках, больше не допустит их.

Я согласна с Виктором Петровичем в том, что многие допускают ошибки, но потом осознают и исправляют их. Во-первых, об этой проблеме рассуждает Ф.М. Достоевский в произведении «Преступление и наказание».

Сочинение на тему: Что я узнал из рассказа «Постскриптум» о его авторе

Тип работы:  Сочинение 
Дата добавления:  08.11.2020

Сочинение на тему: Что я узнал из рассказа "Постскриптум" о его авторе

Сочинение на тему: Что я узнал из рассказа "Постскриптум" о его авторе

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

Сочинение на тему: Что я узнал из рассказа "Постскриптум" о его авторе Если вы хотите научиться сами писать любые сочинения, то на странице «что такое сочинение и как его написать» я подробно написала.

Сочинение на тему: Что я узнал из рассказа "Постскриптум" о его авторе

Посмотрите похожие темы сочинений возможно они вам могут быть полезны:

Текст сочинения:

Сочинение на тему: Что я узнал из рассказа "Постскриптум" о его авторе

Есть мудрая поговорка В.П. Астафьева: «Жизнь — это не письмо, в нем нет постскриптума». Эта фраза выражает следующую идею: Человеческая жизнь идет своим чередом, ее нельзя остановить, человек не может вернуться в свое прошлое, чтобы что-то исправить или не совершить действия. Если в письме есть постскриптум, в котором можно объяснить, то в жизни такого постскриптума нет. Если человек совершил постыдный поступок в прошлом, он не может его изменить, как бы он ни сожалел о своем поступке. Эту современную истину следует всегда помнить, потому что каждый поступок может привести к определенным последствиям. Чтобы не сожалеть о злодеянии, совершенном в прошлом, лучше не совершать поступок в настоящем, а подумать о последствиях.

Для подтверждения этой идеи можно обратиться к определенным фрагментам предлагаемого текста.

Рассказчик рассказывает о событии из своего детства, которое он помнит навсегда. Однажды герой «отключил динамик от розетки», потому что ему не понравился звук голоса певца (предложения 1-4). Даже в более старшем возрасте сказитель говорит, что ему стыдно за этот поступок (предложение 10). Но, как утверждает рассказчик, стыд и сожаление не способны изменить прошлое. Рассказчик не может стереть этот «позорный поступок» из своей жизни. Хотя певец, чей голос звучал из громкоговорителя, впоследствии стал его любимцем (предложение 12), действия рассказчика нельзя изменить, потому что нельзя изменить прошлое. Как отмечает сказитель: «Она, певица, никогда не услышит о моем покаянии и никогда не сможет простить меня». Но когда он вспоминает этот инцидент из своего детства, рассказчик думает, что больше никогда не будет делать таких вещей.

Рассказчик хотел рассказать всем вокруг о своем «позорном поступке», когда он был в спа-салоне в Ессентуках. Музыканты пытались сделать свою музыку приятной для зрителей, но пришедшие на бесплатное мероприятие слушатели стали «выходить из зала в неудовольствие, крича и стучась по сиденьям». Когда рассказчик увидел этот образ своими глазами, ему стало стыдно за поведение окружающих его людей. Ему было жаль музыкантов, которые «дули в рога», чтобы «заглушить шум в зале». Сказитель признается, что хотел извиниться перед музыкантами и попросить у них прощения. Герой понимает, что люди, проклявшие в зале и оскорбившие музыкантов, в будущем будут стыдиться своего поведения, они будут сожалеть о своих поступках, но они не смогут их изменить.

Из этого можно сделать вывод, что, совершая поступок, мы должны понимать, что никогда не сможем его изменить. В жизни ничего нельзя изменить или исправить, потому что то, что было сделано в прошлом, а прошлое характеризуется тем, что в нем нет так называемых «постскриптов».

Тема урока:Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту В.П.Астафьева «Постскриптум»

Оборудование: мультимедийная установка, ПК, В.А.Моцарт “Сороковая симфония”; презентация по В.П.Астафьеву;

Слайд № 11. Оргмомент.

Тема сегодняшнего урока развития речи:

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту миниатюры В.П. Астафьева «Постскриптум» из книги “Затеси”.

2. Мотивация деятельности.

Слайд № 2

Тема довольно актуальна для каждого сидящего здесь ученика. Каждый из вас знает, что на выпускном экзамене по русскому языку предстоит написать сочинение по прочитанному тексту. Но не каждый, наверное, знает древнегреческую мудрость: «Язык, который умудрен знаниями, не будет запинаться». Именно это нам будет так необходимо в решающий для нас момент.

Слайд №3

Сочинение учит думать, учит понимать жизнь, учит вчитываться в каждое слово.
В. Литвинов

— Над этим мы и будем сегодня с вами работать. Анализируя текст, вдумываясь в каждое слово автора, мы также будем работать над обогащением своей речи, своего словарного запаса.

Слайд № 4

Высокая культура речи – это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка… С.И.Ожегов

Учитель: Так сказал о культуре речи Ожегов.

Какие высказывания великих людей о культуре речи, о великой силе слова, о стремлении к совершенствованию своей речиподготовили вы, ребята к сегодняшнему уроку?

1)По тому, как человек говорит, можно судить об уровне его духовного развития, о его внутренней культуре. (В.В. Виноградов.)

2) Есть два рода бессмыслицы: одна происходит от недостатка чувств и мыслей, заменяемого словами; другая – от полноты чувств и мыслей и недостатка слов для их выражения. / Великий русский писатель А. С. Пушкин

3)Нравственность человека видна в его отношении к слову. /

Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой

4) По сути для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться также неприлично, как не уметь читать и писать. / Русский писатель Антон Павлович Чехов

5)Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: приблизительно, неточно, неверно. / Писатель А.Н. Толстой

6)Словарь – это вся внутренняя история народа. / Великий украинский писатель Н. А. Котляревский

7)Ни одно произнесённое слово не принесло столько пользы, сколько множество непроизнесённых. / Древний мыслитель Плутарх

8)Язык есть изображение всего, что существовало, существует и будет существовать — всего, что только может обнять и постигнуть мысленное око человека. / А. Ф. Мерзляков

9)Речь должна отвечать законам логики. / Великий древний мыслитель Аристотель

10)Язык есть исповедь народа, Его душа и быт родной. / П. А. Вяземский

11)Прекрасная мысль теряет всю свою ценность, если она дурно выражена. / Французский писатель и политик Вольтер

12)Что такое язык? Прежде всего это не только способ выражать свои мысли, но и творить свои мысли. Язык имеет обратное действие. Человек, превращающий свои мысли, свои идеи, свои чувства в язык… он также как бы пронизывается этим способом выражения. / Писатель А. Н. Толстой

13)Бессмертие народа – в его языке. / Ч. Айтматов

15)Правилу следуй упорно: чтобы словам было тесно, а мыслям — просторно. / Н.А. Некрасов

16)Нет в русском языке ничего осадочного или кристаллического; всё волнует, дышит, живет. / А. С. Хомяков

17)Перед Вами громада — русский язык! / Николай Васильевич Гоголь

18)Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. / Писатель А. И. Куприн

19)Язык – это брод через реку времени, он ведет нас к жилищу ушедших; но туда не сможет прийти тот, кто боится глубокой воды. / В. М. Иллич-Свитыч

20)Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. / Советский писатель М. А. Шолохов

22)Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя. / Великий русский писатель Александр Сергеевич Пушкин

23)Язык, великолепный наш язык.
Речное и степное в нём раздолье,
В нём клёкоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья.

(Константи Дмитриевич Бальмонт )

24)Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни. / Писатель К.Д. Ушинский

Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей. / Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой

Сердцеведением и мудрым знанием жизни отзовётся слово британца; лёгким щёголем блеснёт и разлетится недолговечное слово француза; затейливо придумает своё, не всякому доступное умно-худощавое слово, немец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и живо трепетало, как метко сказанное русское слово. / Великий украинский писатель Николай Васильевич Гоголь

Берегите наш язык, наш прекрасный

русский язык

– это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса. / Русский писатель Иван Сергеевич Тургенев

Берегите чистоту языка как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас. / Русский писатель Иван Сергеевич Тургенев
14)Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое Русское Слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки. / Анна Ахматова

Ф.И.Тютчев«Нам не дано предугадать…»

Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, –
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать…

Иван БунинСЛОВО

Молчат гробницы, мумии и кости,—
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь.

— Учитель: Сделаем вывод из прочитанного и прослушанного!

(Мы должны стремиться к образованной речи, к обогащению своего словарного запаса)

!!! Следить за речью, за которой скрываются поступки, отношения к людям)

3. Активизация знаний. (Слайд № 5)

— Что входит в понятие «хорошая речь»?

(Богатая, точная, выразительная)

4. Учитель: Именно такими эпитетами мы можем охарактеризовать и авторскую речь в рассказе, с содержанием которого вы познакомились дома.

Учитель: Итак обратимся к тексту В.П. Астафьева «Постскриптум» из книги “Затеси”.

5. Словарная работа-Показать!

-Каково значение слов «постскриптум» и «затеси»?

Слайд № 11

Постскриптум состоит из латинской приставки post – после, под и корня (скрипт) script– писать, буквально: “после написанного”, приписка в письме после подписи, обозначаемая буквами P.S.

Затеси (сибирский диалект, областное слово) – зарубки, меты, сделанные топором на дереве.

Учитель: Почему автор назвал так свою миниатюру?

(Жизнь-это не бумага, где можно легко поставить Р.S. Она протекает быстро, человек порой не успевает исправлять свои ошибки. Нужно быть глубоко воспитанным человеком, обдуманно относиться к своим поступкам, не причинять боль окружающим)

-Поясните смысл названия книги «Затеси».

(Такие меты делает В.П. Астафьев на нашем сердце, в нашем сознании – помни: ты человек, а это ко многому обязывает. Автор предостерегает нас от совершения плохих поступков, призывает к уважению к людям, в данном случае к людям искусства)

В.П. Астафьев стремиться уберечь человека от моральных потерь, “постыдных поступков”. Прочитав текст, современник задумается о чувстве. Может быть, возникнет желание и понимание заботиться о душе своей, о своём духовном развитии, родится желание научиться понимать доброе и красивое. По В.П. Астафьеву, вероятно, это и есть путь к счастью.

Этот текст вызвал чувства горечи, обиды, стыда, заставил устыдиться за соотечественников, задуматься: “ А не так ли и я иногда совершаю “постыдные поступки”?” В этом я и вижу великую силу писательского слова)

ВЫВОД:Слайд № 12

Учитель: Виктор Петрович пояснил выбор заглавия книги так: “ чтобы в наш суетный век настичь бегущего, занятого работой, затурканного бытом современника”.

АНАЛИЗ 1) Какое впечатление произвёл на вас текст?

2) Как удаётся В.П. Астафьеву добиться такого сильного эмоционального воздействия на чувства читателей? ( Через постановку важной проблемы, собственную оценку описанных событий, мастерское употребление художественных средств выразительности)

7. Послушаем, какие проблемы сформулированы вами после прочтения текста?

Слайды № 13,14

1) Проблема бездушного отношения людей к классической музыке, к искусству.

2)Проблема неразвитости души человеческой и как следствие способность человека совершать “постыдные поступки»)

3)Проблема ответственности за своё поведение, за поступки «ближних и дальних”.

4)Проблема духовного развития человека.

5)Проблема необдуманности в совершении поступков в подростковом возрасте

6)Проблема неуважительного отношения к окружающим .

8. Комментарии. Слайды № 15,16

Прокомментируем проблему.

(Социально-нравственные) ( Данные проблемы актуальны сегодня, когда всё чаще встречаемся с неумением людей слушать классическую музыку., когда заменяют её модной, однодневной.

Примеры бездуховности, необдуманных поступков людей мы видим повсюду: взрослые неуважительно относятся друг к другу, дети неуважительно — к старшим, общество испытывает дефицит милосердия. Потому и современен Астафьев и, в частности, его рассказ «Постскриптум»

— Жанр? (Это философское эссе) Слайды № 23, 24

Это философское эссе, так как текст невелик по объёму, в нём выражаются индивидуальные впечатления, субъективно окрашенные, нет претензии на исчерпывающую трактовку поднятой проблемы, стиль текста отличается образностью и эмоциональностью, есть установка на разговорную интонацию и лексику, используются типичные для эссе приёмы построения текста: сравнения, параллели, многосоюзие, размышления автора)

9. Какова авторская позиция? Слайд № 17 — Ярко ли просматривается позиция автора? (Да! Писатель беспощаден и к себе, и к соотечественникам, он не боится правды, какой бы горькой она ни была, он не прячется за текст. За каждой строчкой ощущается сложное, скорбное чувство Виктора Петровича, авторская интонация. В.П. Астафьев с глубоким уважением относится к людям, несущим культуру в массы и сглубоким сожалением пишет о случайно (потому что бесплатно) пришедших на концерт.)

— Каким образом в тексте мы наблюдаем авторское отношение к написанному ?

(Обилием изобразительно-выразительных средств)Докажем примерами из текста:

1).(Виктор Петрович предпочтение отдаёт эпитетам (“ у милой дирижерши”; “честный, бедный хлеб”; “лихая увертюра”, “постыдный поступок”

Роль: Автор переживает за музыкантов, которые так старательно выполняют своё дело, честно зарабатывая на хлеб. Льётся удивительная музыка, “лихая увертюра», которая завораживает, но не тех, кто оказался на концерте случайно.)

2)Для усиления выразительности автор использует Инверсию (“сказал я и выдернул”; “делали они это вроде бы с извинениями”; “слушал я симфонический концерт”), Градацию (“покидали …с возмущениями, выкриками, бранью”; “просто так, молча, осторожно”)

3)Используя антитезу, Астафьев противопоставляет музыкантов отдыхающим гражданам)

(Автор, осуждает поведение слушателей концерта, поэтому, используя эпитеты и антитезу, создаёт образ влюблённых в искусство, “всё повидавших и переживших на своём веку” музыкантов, “так трудно и упорно зарабатывающих свой честный, бедный хлеб”, но всё же стремящихся приобщить публику к прекрасному, и граждан, “перенасыщенных духовными ценностями”, “лечащихся и просто жирующих на курорте”, “переутомлённых культурой”, “набившихся в зал на музыкальное мероприятие только потому, что оно бесплатное”)

4)- Велика роль лексического повтора (“…начали покидать зал. Да кабы просто они его покидали…. С возмущениями, выкриками, бранью покидали…”).

(Они не просто спокойно выходили из зала, вызывающе, их поведение вызывает неуважение, негодование, осуждение….): с болью в сердце передаёт своё отношение к увиденному.

и окказионализмов : “сколоченные подрядно”, “непохожестью»). Слайд № 25

(Окказионализмы —— (от лат. occasionalis — случайный) — индивидуально-авторский неологизм, созданный поэтом или писателем в соответствии с законами словообразования языка, по тем моделям, которые в нём существуют, и использующиеся в художественном тексте как лексическое средство художественной выразительности или языковой игры.

РОЛЬ: Надёжно, плотно приставлены стулья друг к другу, но пришедшие умудряются ими стучать, беспричинно показывая своё негодование)

5) Писатель беспощаден и к себе, и к соотечественникам, он не боится правды, какой бы горькой она ни была, он не прячется за текст. За каждой строчкой ощущается сложное, скорбное чувство Виктора Петровича, авторская интонация. В.П. Астафьев с глубоким уважением относится к людям, несущим культуру в массы, поэтому создаёт образ маленькой и хрупкой дирижёрши, используя только уменьшительно-ласкательные слова: “…хотелось за всех за нас просить прощения у милой дирижёрши в черненьком фраке”, “… на муравьишку похожей, молоденькой дирижёршей”.

— Кстати, сравнение с муравьишкой не случайно: такая же трудолюбивая, упорная, настойчивая. Зная, с какой публикой приходится работать, музыканты прилагают невероятные усилия, чтобы достучаться до слушателей: “терпеливо растолковывали, что и почему они будут играть”, “делали они это вроде как бы с извинениями”, “концерт начали с лихой увертюры Штрауса”.

6) Текст пронизан жёсткой иронией: автор осуждает поведение слушателей концерта, поэтому, используя эпитеты и антитезу, создаёт образ влюблённых в искусство, “всё повидавших и переживших на своём веку” музыкантов, “так трудно и упорно зарабатывающих свой честный, бедный хлеб”, но всё же стремящихся приобщить публику к прекрасному, и граждан, “перенасыщенных духовными ценностями”, “лечащихся и просто жирующих на курорте”, “переутомлённых культурой”, “набившихся в зал на музыкальное мероприятие только потому, что оно бесплатное”.

7)Поражает исключительная бездуховность пришедших, как точно выразился автор, на “музыкальное мероприятие”. Таких бесчувственных слушателей сложно пронять «прекрасной музыкой Штрауса, пылким, живым Брамсом, кокетливым Оффенбахом». Астафьеву стыдно за соотечественников (“сидел, ужавшись в себя”, “содрогаюсь от каждого хлопка и бряка стула”), их некрасивый, постыдный поступок гневно осуждается автором, поэтому с иронией неоднократно он называет явившихся на симфонический концерт гражданами.

(“…И каждый гражданин, поднявшись с места, считал своим долгом возмущенно хлопнуть сиденьем”, а ведь стулья в зале старые, венские. И разве выполнение гражданского долга в том, чтобы “возмущенно хлопнуть сиденьем”, покинуть с возмущениями зал?

8)Учитель: — Дайте толкование слову «гражданин»

Слайд № 18 Гражданин – лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью прав и обязанностей.

-Соответствует ли поведение присутствующих определению «гражданин»? — Нет…)

( В конце прозаической миниатюры Виктор Петрович возвращается в прошлое: “…мне хотелось‹…›извиниться за всех нас и рассказать, как я в детстве…”.

Учитель: Автор совершил постыдный поступок в подростковом возрасте, осознал ошибку и раскаялся. В концертном зале ругались и шумели взрослые, солидные люди (здесь уместно вспомнить второе лексическое значение слова гражданин – взрослый человек).

9) Разнообразна и лексика текста?(В нём сочетаются слова, принадлежащие разным функциональным стилям: к книжному и разговорному (разговорные: “лихой”, “ругань”, “жеребец”, “орёт”, “дирижёрша”, “бряк”, “ужавшись” и другие; книжные: “вожделение”, “поступок” “граждане”, “мероприятие” и т.п.). Когда же они будут исправлять свои ошибки?

А ведь “…жизнь – не письмо, в ней постскриптума не бывает”). (Слайд №27)

1) В.Песков Рассказ о дятле…2) К.Паустовский “Старый повар”3) В.П.Астафьев «Васюткино озеро», «Конь с розовой гривой»

Идея: Слайд № 29 Герой осознал сою когда-то совершённую ошибку. Для него счастье теперь жить для других. Так думает герой рассказа, так думает писатель.

Не случайно в “Последнем поклоне” герой Виктора Петровича говорит: “Счастлив ты, однако, парнишонка. Не участью – долей, душой счастлив. Красивое да доброе видеть, может, в этом-то счастье и есть. Кто знает?”.

Слайды№ 30, 31, 32 10. Слово учителя: Я желаю вам в написании сочинения по прочитанному тексту дома успехов, и помните: Язык — это наше орудие; пуская его в ход, следует позаботиться, чтобы пружины в нем не скрипели.

11. Домашнее задание: написать сочинение по прочитанному тексту.

Пример сочинения

Среди многих постыдных поступков, которые я совершил в жизни, более всех памятен мне один. В детдоме в коридоре висел репродуктор, и однажды в нем раздался голос, ни на чей не похожий, чем-то меня – скорее всего как раз непохожестью – раздражавший…

У каждого в этой жизни есть свое дело. Мне кажется, труд любого человека должен встретить уважение, будь то работа столяра, инженера, учителя или музыканта. Каждый старательный и отдающий всего себя своему делу человек достоин внимания и почтения. Проблема невежливости, грубости, безразличия по отношению к человеческому труду поднята в данном тексте.

Размышляя над проблемой, автор рассказывает нам историю о крымском оркестре, который давал бесплатно играл для отдыхающих в Ессентуках. Большинству слушателей пришлись не по нраву классические произведения, и люди повели себя грубо, шумно покидая свои места прямо во время музыкального мероприятия: «…с возмущениями, выкриками, бранью покидали, будто обманули их в лучших вожделениях и местах». Лирический герой испытывал стыд за поведение отдыхающих, не уважающих музыкантов, которые «…изо всех сил, возможностей и таланта своего пытаются передать страдания композитора».

Всем ходом повествования автор хочет донести до нас мысль о том, что нельзя быть такими «недалёкими», безразличными и эгоистичными по отношению к труду других людей.

Я полностью согласна с автором. В подтверждение своих слов мне бы хотелось привести притчу, которую однажды услышала от бабушки. В рассказе говорилось об отце, который предложил своему сыну бросить в камин честно заработанные главой семьи деньги. Сын колебался, но после настояний отца сжёг купюры, тогда отец предложил бросить деньги, заработанные самим сыном. Герой не смог, ссылаясь на то, что он слишком много усилий потратил на их заработок. Вот так плохо мы порой обходимся с трудом других людей. Притча заставляет задуматься об уважении к чужой работе.

Бесспорно, труд человека вызывает уважение со стороны окружающих. Герой романа Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров – истинный труженик. Он считает, что только непосильным трудом можно добиться цели. Базаров по происхождению – сын простого лекаря, поэтому многого он добился лишь своими усилиями, безграничной жаждой знаний. Несмотря на спорные взгляды на жизнь и некоторые опрометчивые поступки, к нашему герою невозможно не испытывать уважение. Так и дворовые мальчишки, и слуги семьи Кирсановых, у которых гостил Базаров, тянулись к Евгению, хотя он и не думал искать их расположения. Действительно, можно не любить этого героя, но нельзя его не уважать, ведь труд никому не даётся легко.

Мне кажется, человека нужно судить не только по его собственному труду, но и по тому, как он обращается с чужим. Способность к почитанию чужого труда – вот что действительно вызывает уважения.

метки: Постскриптум, Узнать, Астафьев, Рассказ, Текст, Человек, Виктор, Мероприятие

1. Самоопределение

2. Представление презентации по В.П.Астафьеву

3. Начальный этап герменевтического анализа текста.

Письменное изложение своего понимания темы и идеи предложенного текста, озвучивание на класс.

Тема: бездушное отношение людей к классической музыке, к искусству, неразвитость души человеческой, и как следствие – способность человека совершать «постыдные поступки”. Идея: В.П. Астафьев стремиться уберечь человека от моральных потерь, «постыдных поступков”. Прочитав текст, современник задумается о чувстве ответственности в поведении, «в поступках ближних и дальних”. Может быть, возникнет желание и понимание заботиться о душе своей, о своём духовном развитии, родится желание научиться понимать доброе и красивое. По В.П. Астафьеву, вероятно, это и есть путь к счастью. Не случайно в «Последнем поклоне” герой Виктора Петровича говорит: «Счастлив ты, однако, парнишонка. Не участью – долей, душой счастлив. Красивое да доброе видеть, может, в этом-то счастье и есть. Кто знает?”.

На предложенный вопрос «Какое впечатление произвёл на вас текст?”, следуют ответы: горечи, обиды, стыда. Текст заставил устыдиться за соотечественников, задуматься: » А не так ли и я иногда совершаю «постыдные поступки”?”.

4. Групповая работа по карточкам-заданиям., Эти вопросы являются общими для всех групп, но каждая имеет и индивидуальные задания

5. Этап интерпретации полученных результатов проведённых аналитических процедур.

(Ведущий тип речи – рассуждение. В типологическую модель текста вкраплены повествование и описание. Тезис заключен в предложении-утверждении: постыдный поступок совестливый человек помнит всю жизнь. Вывод: «Но жизнь – не письмо, в ней постскриптума не бывает”. О своём постыдном поступке и о поступке отдыхающих в Ессентуках автор рассказывает, используя повествование (в детдоме, однажды, много лет спустя), к описанию В.П. Астафьев обращается тогда, когда передаёт своё душевное состояние и создаёт образ молоденькой и маленькой дирижерши Зинаиды Тыкач, «славной, на муравьишку похожей”. На выбор типологической модели повлияли тема и идея текста, они же определили и стиль работы(художественная публицистика. По жанру – это философское эссе, так как текст невелик по объёму, в нём выражаются индивидуальные впечатления, субъективно окрашенные, нет претензии на исчерпывающую трактовку поднятой проблемы, стиль текста отличается образностью и эмоциональностью, есть установка на разговорную интонацию и лексику, используются типичные для эссе приёмы построения текста: сравнения, параллели, многосоюзие, размышления автора.

2 стр., 544 слов

Счастливое время жизни- детство статья

… что детство счастливейшая пора, потому что именно в этот период детям уделяется много внимания, они беззаботны и полны энергии. Я постараюсь доказать свое мнение с помощью цитат великих людей. … о мире и других многих вещах складываются в нашем познании в глубоком детстве. Впечатления детства откладываются в нашем подсознании на всю жизнь. Иногда, некоторые детские переживания проносится с нами …

Из изобразительных средств в целях усиления выразительности Виктор Петрович предпочтение отдаёт эпитетам (» у милой дирижерши”; «честный, бедный хлеб”; «лихая увертюра”, «постыдный поступок”), инверсии («сказал я и выдернул”; «делали они это вроде бы с извинениями”; «слушал я симфонический концерт”), градации («покидали …с возмущениями, выкриками, бранью”; «просто так, молча, осторожно”), антитезе (музыканты противопоставлены отдыхающим гражданам), лексическим повторам («…начали покидать зал. Да кабы просто они его покидали …. С возмущениями, выкриками, бранью покидали …”).

В тексте сочетаются слова, принадлежащие разным функциональным стилям: к книжному и разговорному (разговорные: «лихой”, «ругань”, «жеребец”, «орёт”, «дирижёрша”, «бряк”, «ужавшись” и другие; книжные: «вожделение”, «поступок” «граждане”, «мероприятие” и т.п.).

Кроме того, миниатюра содержит окказионализмы: «сколоченные подрядно”, «непохожестью”.

Текст пронизан жёсткой иронией: автор осуждает поведение слушателей концерта, поэтому, используя эпитеты и антитезу, создаёт образ влюблённых в искусство, «всё повидавших и переживших на своём веку” музыкантов, «так трудно и упорно зарабатывающих свой честный, бедный хлеб”, но всё же стремящихся приобщить публику к прекрасному, и граждан, «перенасыщенных духовными ценностями”, «лечащихся и просто жирующих на курорте”, «переутомлённых культурой”, «набившихся в зал на музыкальное мероприятие только потому, что оно бесплатное”.

Писатель беспощаден и к себе, и к соотечественникам, он не боится правды, какой бы горькой она ни была, он не прячется за текст. За каждой строчкой ощущается сложное, скорбное чувство Виктора Петровича, авторская интонация. В.П. Астафьев с глубоким уважением относится к людям, несущим культуру в массы, поэтому создаёт образ маленькой и хрупкой дирижёрши, используя только уменьшительно-ласкательные слова: «…хотелось за всех за нас просить прощения у милой дирижёрши в черненьком фраке”, «… на муравьишку похожей, молоденькой дирижёршей”. Кстати, сравнение с муравьишкой не случайно: такая же трудолюбивая, упорная, настойчивая. Зная, с какой публикой приходится работать, музыканты прилагают невероятные усилия, чтобы достучаться до слушателей: «терпеливо растолковывали, что и почему они будут играть”, «делали они это вроде как бы с извинениями”, «концерт начали с лихой увертюры Штрауса”. Поражает исключительная бездуховность пришедших, как точно выразился автор, на «музыкальное мероприятие”. Таких бесчувственных слушателей сложно пронять прекрасной музыкой Штрауса, пылким, живым Брамсом, кокетливым Оффенбахом. Астафьеву стыдно за соотечественников («сидел, ужавшись в себя”, «содрогаюсь от каждого хлопка и бряка стула”), их некрасивый, постыдный поступок гневно осуждается автором, поэтому с иронией неоднократно он называет явившихся на симфонический концерт гражданами.

3 стр., 1196 слов

Рассужение по рассказу К.Г. Паустовского «Старый повар». 11-й класс

… Моцарта. По окончании музыки учитель завершает чтение рассказа. На экране портрет Моцарта. 3. Смотрим композиционную схему сочинения. Первый этап работы: Учитель. Чтобы сформулировать проблему, необходимо понять содержание текста. Попытаемся … совершенно меняется. Могут ли эти примеры аргументировать вашу точку зрения? Рабочие материалы к уроку. Старый повар (рассказ). 11.10.2012

Гражданин – лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью прав и обязанностей. «…И каждый гражданин, поднявшись с места, считал своим долгом возмущенно хлопнуть сиденьем”, а ведь стулья в зале старые, венские. И разве выполнение гражданского долга в том, чтобы «возмущенно хлопнуть сиденьем”, покинуть с возмущениями зал? В конце прозаической миниатюры Виктор Петрович возвращается в прошлое: «…мне хотелось‹…›извиниться за всех нас и рассказать, как я в детстве…”. Автор совершил постыдный поступок в подростковом возрасте, осознал ошибку и раскаялся. В концертном зале ругались и шумели взрослые, солидные люди (здесь уместно вспомнить второе лексическое значение слова гражданин – взрослый человек).

Когда же они будут исправлять свои ошибки? А ведь «…жизнь – не письмо, в ней постскриптума не бывает”).

(Как бы вы озаглавили данный текст? Почему? («Постскриптума в жизни не бывает”, или «Постскриптум”, ёмко и лаконично, как названа миниатюра у В.П. Астафьева в книге «Затеси”. Большая часть текстов в этой книге имеют такие же простые заглавия: «Окно”, «Кладбище”, «Видение”. «Предел”, «Страх”, «Заклятье”, «Музыка”, «Вздох”…).

6. Словарная работа.

Постскриптум

Затеси (сибирский диалект, областное слово) – зарубки, меты, сделанные топором на дереве. Такие меты делает В.П. Астафьев на нашем сердце, в нашем сознании – помни: ты человек, а это ко многому обязывает. Виктор Петрович пояснил выбор заглавия книги так: » …чтобы в наш суетный век настичь бегущего, занятого работой, затурканного бытом современника”.

7.Аналитико-синтетическое задание.

— А теперь вашему вниманию предлагается ещё один текст (рассказ К.Паустовского «Старый повар” звучит под аккомпанемент «Сороковой симфонии” Моцарта).

Подумайте, что объединяет данный текст с «Постскриптумом” В.П. Астафьева? Принадлежит ли он перу Виктора Петровича? Ответ постарайтесь обосновать. (Произведения объединены темой, но идея другая – когда жива душа человеческая, музыка способна творить чудеса, перемещать человека в пространстве и во времени, как это и случилось со старым поваром, давно утратившим зрение. Музыка помогла старику ещё раз увидеть Марту и старый сад с распустившимися белыми цветами. Музыка воссоздала реально ощутимую, «зримую” картину. Старик потрясён силой музыки, поэтому перед смерть ему хочется узнать имя Мастера: «Я видел всё так ясно, как много лет назад. Но я не хотел бы умереть и не узнать ..имя. Имя!”. Музыка Вольфганга Амадея Моцарта необыкновенно выразительна и действительно способна пробудить воображение даже неподготовленного слушателя. Сила музыки – в её необычайном эмоциональном воздействии на человека. Именно об этом рассказ Паустовского. Именно для этого введено в лирическую новеллу словесное описание звучащей музыки – и сделано это тоже талантливо. Это произведение передает человеческое стремление к совершенству, утверждает добро и справедливость. Властью, данной «не от бога, а от искусства”, которому Моцарт служит, он облегчает последние минуты умирающего. Искусство деятельно утверждает добро.

12 стр., 5666 слов

Старый повар. Константин Паустовский. Незнакомец играл, глядя …

… героев произведения. 15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл последнего предложения текста: «Заря разыгралась за окнами, и в ее свете стоял сад, засыпанный цветами мокрого снега». … сада. Красота вдохновенных созвучий заставляет мир измениться, и бедняк умирает счастливым и умиротворенным. Музыка и в самом деле может творить чудеса! Я читал рассказ В. Астафьева …

Паустовский демонстрирует искусство словесной живописи. Цветопись, звукопись, простота авторского повествования, моментные снимки души, сочетание психологического состояния человека и состояния природы – всё работает на идею новеллы. Название рассказа простое – «Старый повар”. Повар старый, но душа его молодая. Живёт старый повар вдохновенно и счастливо до последнего вздоха).

8. Подведение итогов работы.

Рефлексия учебной деятельности с использованием речевого клише.

9. Домашнее задание.

Синтетическое упражнение (письменные ответы на вопросы: «Как вы относитесь к классической музыке?”, «Какие размышления вызывает у вас тест Астафьева?”

  1. Сочинения
  2. 11 класс и ЕГЭ
  3. Проблема раскаяния

Сочинение Проблема раскаяния + аргументы из литературы (ЕГЭ)

Раскаяние — это невероятно важная способность человеческой души. Если человек не способен раскаяться в своих дурных поступках, совершенных намеренно,  это означает, что, скорее всего, он душевно обделен, у него нет морали и совести. Мы нашли некое определение раскаяния, но какое значение оно имеет в жизни людей и почему? В этом помогут разобраться аргументы из литературы.

Касаемо проблемы раскаяния, конечно, самое яркое произведение-это «Преступление и наказание» знаменитого отечественного писателя Федора Михайловича Достоевского. Главный герой-Родион Раскольников совершает убийство и мучается. Он не может найти себе места, хотя изначально и считал, что это убийство на благо его теории о том, что не все люди нужны. После разговора с любимой Сонечкой он по-настоящему раскаивается, уступает совести и сознается обо всем следователю. Он понес свое наказание, но он показал, что остался человеком. Из всего вышесказанного выходит, что раскаяние-это именно то, что позволяет понять, что человек все еще остается таковым, что он не принимает того зла, которое совершил. Это ли не важный показатель?

Далее я хочу обратиться к замечательной пьесе Александра Валентиновича Вампилова «Старший сын». Двое знакомых: Сильва и Бусыгин попадают в семью музыканта, не захотев оставаться ночью на улице в другом городе. Молодые люди принимают решение, что один из них притворится его сыном, и они останутся погреться. Но мужчина был обделен вниманием и любовью своих собственных детей, поэтому очень горячо принял названного сына, он захотел поверить ему. Музыкант дарит самозванцу фамильную ценность.

В конце концов Бусыгин раскаивается, он не хочет разбивать сердце человека, принявшего его так радушно. Поэтому, когда его знакомый раскрывает всем глаза, он признается, хотя мог не делать этого, потому что глава семьи твердо верил, что перед ним его старший сын. После признания их отношения стали только крепче, они так и остались отцом и сыном, Бусыгин стал за короткое время мужчине ближе, чем кто бы то ни был. Таким образом, раскаяние ставит все на свои места, оно позволяет человеку вернуться к состоянию гармонии, когда его чувства и разум — одно целое.

После некоторых рассуждений можно выявить, что раскаяние имеет огромное значение-это то, что держит людей в неком балансе с ними самими, оно дает понять, что внутри человека, несмотря на его поступки, осталось что-то очень важное — мораль. К тому же раскаяние позволяет тем, кого обидели, простить, а это делает раскаяние еще более важным пунктом жизни.

Сочинение Проблема раскаяния по тексту Астафьева Постскриптум

Передо мной раскрыт отрывок из текста известного писателя советского периода, в котором красной нитью выделяется проблема раскаяния. Автор анализирует названную проблему так, что читателю становится совершенно ясно, что некогда совершенный постыдный поступок в детском доме – выключил репродуктор.

Проходят годы, но тот поступок из детства мучает автора до сих пор. Он описывает себя уже взрослого в городском саду. Он испытывает истинное наслаждение от прослушивания симфонического концерта. Но это его времяпрепровождение нарушает поведение других отдыхающих: они встают со своих мест, хлопают крышками сидений, выражаются громко и невежливо. Такое их поведение – проявление невежества, отсутствие воспитания. Важно, что в данный момент автор осознает, что в детстве отнесся неуважительно к проявлению чужого таланта. Сегодня автор – это другой человек, который в собственных мыслях отдает почтение музыкантам, которые «надрываются», чтобы перекрыть шум, который создавали невежды.

Позиция автора ярко выражена. Он говорит о том, что любой человек, если он раскаялся в своих постыдных поступках, никогда больше подобного не совершит. Иными словами – не наступит на одни и те же грабли.

Соглашусь с мнением автора. Признание собственных ошибок – это волевой шаг, на который способен далеко не каждый человек. Важно, чтобы раскаяние было чистосердечным, как говорят «от души» — вот тогда ничего подобного в жизни такого человека уже не произойдет.

Постараюсь подтвердить свою точку зрения примерами из художественной литературы.

Во-первых, обращусь к широкоизвестному рассказу «Сотников» Василя Быкова. В нем Василь повествует о партизане Рыбаке, который выдал немцам Сотникова, своего товарища по оружию. Мало того – он во время казни через повешение, выталкивает у него из под ног скамью… Но…, дальше Рыбак не смог жить с такой тяжестью на душе и свел счеты с собственной жизнью.

Во-вторых, перечитаем рассказ Бунина «Темные аллеи». В нем ключевой проблемой тоже является проблема раскаяния. В центре внимания автора – человек, который в молодые годы обманул девушку. Судьба очень жестока к этому человеку: он довольно опытен, одинок, а сын его – негодный человек…

Таким образом, проблема раскаяния очень популярна как в жизни, так и в художественной литературе. Надо помнить, что человек, признавший свои ошибки, не повторит их в дальнейшей жизни.

11 класс

Проблема раскаяния

Проблема раскаяния

Несколько интересных сочинений

  • Анализ рассказа Зощенко История болезни

    Произведение является комедийный рассказом, основной темой которого становится насущная проблема человеческих взаимоотношений, описанная на примере обычного больничного заведения.

  • Сочинение на тему Мало ли что можно делать в лесу

    Лето самое прекрасное время года. Вся природа в это время цветет, растет и дает плоды. Насекомые, птицы и животные весь день заняты своими делами. Многие делают запасы на зиму, чтобы с комфортом пережить холода.

  • Образ и характеристика Черта в повести Ночь перед Рождеством Гоголя сочинение

    В повести Н.В. Гоголя Ночь перед Рождеством черт предстаёт перед читателем, прежде всего, как воплощение зла и коварства. Являясь отрицательным героем, в то же время он невольно вызывает смех многими своими проделками.

  • Сравнительная характеристика Обломова и Манилова

    В своей поэме Гоголь выстраивает канву помещиков, которые представляют собой в какой-то степени логический ряд, ведущий читателя по определенному пути развития. С одной стороны помещики Гоголя выражают череду человеческих пороков

  • Характеристика и образ Степана Астахова в романе Тихий Дон Шолохова сочинение

    Степан Астахов — один из наиболее ярких второстепенных персонажей романа Михаила Шолохова под названием «Тихий Дон».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Сочинение по тексту астафьева на окраине села возле издолбленной
  • Сочинение по стихотворению пушкина я помню чудное мгновение
  • Сочинение по тексту астафьева за несколько дней до отъезда в сибирь
  • Сочинение по стихотворению пушкина я вас любил
  • Сочинение по тексту астафьева домский собор егэ 2019

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии