Сочинение по стихотворению тютчева как весел грохот летних бурь 5 класс

Анализ стихотворения «Как весел грохот летних бурь» Тютчева

Анализ стихотворения «Как весел грохот летних бурь» Тютчева

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 22.

Обновлено 22 Мая, 2021

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 22.

Обновлено 22 Мая, 2021

На уроках литературы в 7 классе изучается творчество Ф. Н. Тютчева. Стихотворение “Как весел грохот летних бурь” Тютчев написал, вернувшись на родину после двадцатилетнего пребывания за границей. В нём описана картина природы перед летней грозой. Полный и краткий анализ “Как весел грохот летних бурь” по плану поможет лучше понять это произведение.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Как весел грохот летних бурь.

История создания – стихотворение написано в 1851 году после возвращения Тютчева на Родину.

Тема – природа в преддверии грозы.

Композиция – 2 строфы по 8 строк, объединённые смысловым единством – описанием лесного пейзажа в момент надвигающейся грозы.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с кольцевой рифмовкой.

Метафоры“незримая пята”, “лесные исполины”.

Эпитеты“прах летучий”, “небесная лазурь”, “опрометчиво-безумно”, “широколиственно и шумно”, “внезапная тревога”.

История создания

Фёдор Иванович Тютчев не просто поэт и публицист, он построил блестящую карьеру дипломата, был выдающимся политиком. Много времени Тютчев вынужден был жить за границей. В 1851 году Тютчев написал замечательное стихотворение “Как весел грохот летних бурь”, в котором описано начало грозы ярко и очень поэтично. Поводом к написанию послужило долгое отсутствие поэта на родине, поэтому возвращение в Россию, восхищение родной природой послужило толчком к созданию произведения. Поэт застал момент перед началом грозы и очень образно описал это состояние в природе. Автор не считал поэзию своим призванием, она была второстепенным занятием, после политической и публицистической деятельности.

Тема

Стихотворение пейзажной тематики о первых “аккордах” перед летней грозой. Тема стихотворения: начало грозы. Тональность стихотворения – весёлая, приподнятая. Гроза “оживает”, будто девушка “смущает”, “набегает”, меняя всё вокруг. Образ грозы в стихотворении наделён характером и душой, созвучен радостному настроению лирического героя. Она игрива, мудра, весела и таинственна. О приближающейся смене сезонов говорит “первый жёлтый лист”, граница между летом и осенью уже близка. Удивительно живые картины встают перед глазами читателя: кружатся, поднятые предгрозовым вихрем листья и “прах”, резкие порывы ветра меняют солнечную летнюю погоду в одно мгновение, как в волшебной сказке. Перед величием стихии “дрожит” дубрава, перекликаются птицы, гнутся верхушки огромных деревьев. В мятеже природы лирический герой видит удивительную красоту, свою особенную мелодию, душу, таинственную и мудрую.

Композиция

Стихотворение состоит из двух строф. Синтаксически оно делится на 3 предложения. Первая строка стихотворения – отдельная синтаксическая единица. Затем идет достаточно распространённое восклицательное предложение о наступающей грозе. Следующая строфа также равна предложению, которое заканчивается многоточием, остаётся семантически незаконченным. Это пауза перед главным действом. Остаётся несколько мгновений до “выхода на сцену” главной героини – грозы. Лирическое произведение очень динамичное и цельное за счёт синтаксиса и внутреннего содержания.

Стихотворение написано ямбом с кольцевой рифмовкой АВВА (в структурном плане оно поделено на четверостишия). Мужской тип рифмы чередуется с женским, она богата и насыщенна.

Жанр

Лирическое стихотворение. Классический пример пейзажной лирики, написанной в лучших традициях романтической поэзии. Описание природы даётся сквозь призму восприятия лирического героя. Это его настроение, чувства читаются в каждой строке.

Средства выразительности

У Тютчева встречается много эпитетов, он щедр на краски и словесную живопись: “прах летучий”, “небесная лазурь”, “опрометчиво-безумно”, “широколиственно и шумно”, “внезапная тревога”. Возвышенная лексика делает тютчевский стих торжественным и радостным.

Метафора “лесные исполины” делает образы деревьев сказочно-волшебными, яркими и величественными. “Незримая пята” надвигающейся бури клонит огромные деревья к земле, предвещая грандиозное действо.

Звукопись в произведении играет важную роль – передаёт всю гамму раскатов и порывов ветра в момент приближающейся грозы. В первой строфе автор играет со звуками “р” и “ж” (“вдруг на дубраву набежит, и вся дубрава задрожит”), заканчивая шелестом ветра – “широколиственно и шумно”. Автор создаёт эффект шагов стихии, которая поэтапно вступает в свои права.

Тест по стихотворению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Андрей Аксенов

    8/8

  • Татьяна Кустова

    8/8

  • Толя Уточкин

    8/8

  • Лиза Капшук

    7/8

Рейтинг анализа

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 22.


А какую оценку поставите вы?

О произведении

Автор: Тютчев Ф.И. |
Дата публикации: 1851 | Форма произведения: поэзия |
Жанр: лирический | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | В школе: 7 класс | Возраст: подростки | Время чтения: до 1 часа | Главные герои: образы природы, грозы, дуба, дубравы Темы: человек и природа

Как весел грохот летних бурь.

Когда, взметая прах летучий,

Гроза, нахлынувшая тучей,

Смутит небесную лазурь

И опрометчиво-безумно

Вдруг на дубраву набежит,

И вся дубрава задрожит

Широколиственно и шумно!..

Как под незримою пятой,

Лесные гнутся исполины;

Тревожно ропщут их вершины,

Как совещаясь меж собой, —

И сквозь внезапную тревогу

Немолчно слышен птичий свист,

И кой-где первый желтый лист,

Крутясь, слетает на дорогу…

Краткое содержание

А. Саврасов. Вид на Кремль в ненастную погоду. 1851

Мы видим описание стихии с самого её начала. Буря веселит своим грохотанием, туча с грозой медленно вытесняют «небесную лазурь». Как только буря начинает полноправно царить в природе, она приступает к играм с дубравой. Мы буквально «слышим» шум деревьев.

Ветер не обходит стороной лес: под напором его сильных порывов деревья склоняются, словно «совещаясь» между собой. Шум деревьев не способен заглушить птичий свист. Мы «видим», как с дерева слетает первый пожелтевший листок – предвестник осенней поры. Осенние воспоминания не радуют поэта: в последних строчках ощущаются ноты лёгкой грусти.

История создания

Тютчев много лет прожил вдали от России, в Германии. Это произведение он написал в 1851 г. В нём автор ярко и поэтично описал самое начало грозы. Стимулом к созданию этих стихотворных строк послужило длительное отсутствие поэта на Родине. Его возвращение в родные пенаты и восхищение родной природой явилось толчком к написанию произведения. Следует заметить: Тютчев считал поэзию своим хобби. Основной деятельностью для него были политика, философия и публицистика.

Жанр, направление, размер

Произведение является ярким примером пейзажной лирики, написанной в лучших традициях поэзии романтизма. Стихотворный размер – ямб с опоясывающей рифмой. Мужская рифмовка чередуется с рифмовкой женской, она насыщенна и богата.

Композиция

Произведение включает в себя две строфы. С синтаксической точки зрения его можно разделить на три предложения:

Первая строка представляет собой самостоятельную синтаксическую единицу. Затем следует распространённое восклицательное предложение, сообщающее о наступающей грозе.

Вторая строка равна одному предложению, заканчивающемуся многоточием. Оно представляется семантически незавершённым. Поэт осознанно выдерживает паузу перед основным действием.

Третья строка – это мгновение до появления главной героини повествования – грозы.

Произведение характеризуется повышенным динамизмом и цельностью, благодаря своему синтаксису и внутреннему содержанию.

Образы и символы

Стихотворение богато на яркие образы природы, передающие основное идейное звучание произведения:

образ природы – весь лес воспринимается поэтом, как совершенный живой организм. Природа общается с ним «понятным сердцу языком». Образ природы символизирует сокровенные мысли поэта, его чувства, сомнения, нерешённые вопросы;

образ летней грозы – она представляется поэту юной девушкой, любящей пошалить и этим привнести в скучную жизнь радость, счастье, лёгкость. В грозе нет ничего устрашающего, даже несмотря на то, что после первых дождевых капель «вся дубрава задрожит…шумно»;

образ векового дуба – поэт сравнивает себя с вековым дубом, отличающимся выносливостью. Но, даже дуб не в состоянии устоять перед раскатами летней грозы так же, как поэт не может остаться равнодушным перед очарованием молодости. Отдаваясь на волю случая, поэт понимает: его судьба уже предопределена;

образ дубравы – под образом дубравы следует понимать самого поэта, а под образом грозы – прекрасную юную девушку по имени Елена Денисьева, в которую Тютчев был влюблён. Невзирая на то, что поэт состоял в браке, он не мог отказать себе в страстном чувстве к любовнице. Елена отличалась весёлым характером и непосредственностью.

Темы и настроение

Основная тема произведения – природа на пороге скорой грозы. Стихотворение повествует о самых первых «аккордах», накануне непогоды. Гроза живёт своей отдельной жизнью, подобно юной девушке: она «смущает» и «набегает», изменяя всё вокруг себя. Гроза наделена душой и характером. Настроение стихотворения отличается весёлостью и позитивностью.

Основная идея

Основная мысль, которую доносит до нас поэт –  способность видеть и осознавать, как величественна гроза. Тютчев стремится передать читателям очарование неповторимой красотой русской природы. Он доносит до нас состояние души человека, в жизни которого появилась новая сильная любовь (чувства поэта к юной возлюбленной Елене Денисьевой).

Средства выразительности

Автор использует классический инструментальный набор выразительных средств:

эпитеты – «небесная лазурь», «внезапная тревога», «прах летучий»;

метафоры – «незримая пята», «лесные исполины»;

единственное сравнение – «ропщут, как совещаясь…»;

аллитерация – посредством использования слов с согласным «р», поэт передаёт звучание грома: «грохот летних бурь», «вдруг на дубраву набежит»;

возвышенная лексика придаёт произведению торжественность и радость.

Все произведения автора

  1. • Silentium!
  2. • Весенние воды
  3. • Весенняя гроза
  4. • Есть в осени первоначальной…
  5. • Еще земли печален вид…
  6. • Зима недаром злится…
  7. • Как весел грохот летних бурь…
  8. • Как хорошо ты, о море ночное…
  9. • Летний вечер
  10. • Листья
  11. • Нам не дано предугадать…
  12. • Не то, что мните вы, природа…
  13. • Неохотно и несмело…
  14. • О. как убийственно мы любим…
  15. • Она сидела на полу…
  16. • Осенний вечер
  17. • Последняя любовь
  18. • С поляны коршун поднялся…
  19. • Смотри, как роща зеленеет…
  20. • Тени сизые смесились…
  21. • Умом Россию не понять…
  22. • Фонтан
  23. • Цицерон
  24. • Чародейкою зимою…
  25. • Эти бедные селенья…
  26. • Я встретил Вас…

Ирина Зарицкая | Просмотров: 3.3k

На уроках литературы в 7 классе изучается творчество Ф. Н. Тютчева. Стихотворение “Как весел грохот летних бурь” Тютчев написал, вернувшись на родину после двадцатилетнего пребывания за границей. В нём описана картина природы перед летней грозой. Полный и краткий анализ “Как весел грохот летних бурь” по плану поможет лучше понять это произведение.

Краткий анализ

История создания – стихотворение написано в 1851 году после возвращения Тютчева на Родину.

Тема – природа в преддверии грозы.

Композиция – 2 строфы по 8 строк, объединённые смысловым единством – описанием лесного пейзажа в момент надвигающейся грозы.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с кольцевой рифмовкой.

Метафоры“незримая пята”, “лесные исполины”.

Эпитеты“прах летучий”, “небесная лазурь”, “опрометчиво-безумно”, “широколиственно и шумно”, “внезапная тревога”.

История создания

Фёдор Иванович Тютчев не просто поэт и публицист, он построил блестящую карьеру дипломата, был выдающимся политиком. Много времени Тютчев вынужден был жить за границей. В 1851 году Тютчев написал замечательное стихотворение “Как весел грохот летних бурь”, в котором описано начало грозы ярко и очень поэтично. Поводом к написанию послужило долгое отсутствие поэта на родине, поэтому возвращение в Россию, восхищение родной природой послужило толчком к созданию произведения. Поэт застал момент перед началом грозы и очень образно описал это состояние в природе. Автор не считал поэзию своим призванием, она была второстепенным занятием, после политической и публицистической деятельности.

Тема

Стихотворение пейзажной тематики о первых “аккордах” перед летней грозой. Тема стихотворения: начало грозы. Тональность стихотворения – весёлая, приподнятая. Гроза “оживает”, будто девушка “смущает”, “набегает”, меняя всё вокруг. Образ грозы в стихотворении наделён характером и душой, созвучен радостному настроению лирического героя. Она игрива, мудра, весела и таинственна. О приближающейся смене сезонов говорит “первый жёлтый лист”, граница между летом и осенью уже близка. Удивительно живые картины встают перед глазами читателя: кружатся, поднятые предгрозовым вихрем листья и “прах”, резкие порывы ветра меняют солнечную летнюю погоду в одно мгновение, как в волшебной сказке. Перед величием стихии “дрожит” дубрава, перекликаются птицы, гнутся верхушки огромных деревьев. В мятеже природы лирический герой видит удивительную красоту, свою особенную мелодию, душу, таинственную и мудрую.

Композиция

Стихотворение состоит из двух строф. Синтаксически оно делится на 3 предложения. Первая строка стихотворения – отдельная синтаксическая единица. Затем идет достаточно распространённое восклицательное предложение о наступающей грозе. Следующая строфа также равна предложению, которое заканчивается многоточием, остаётся семантически незаконченным. Это пауза перед главным действом. Остаётся несколько мгновений до “выхода на сцену” главной героини – грозы. Лирическое произведение очень динамичное и цельное за счёт синтаксиса и внутреннего содержания.

Стихотворение написано ямбом с кольцевой рифмовкой АВВА (в структурном плане оно поделено на четверостишия). Мужской тип рифмы чередуется с женским, она богата и насыщенна.

Жанр

Лирическое стихотворение. Классический пример пейзажной лирики, написанной в лучших традициях романтической поэзии. Описание природы даётся сквозь призму восприятия лирического героя. Это его настроение, чувства читаются в каждой строке.

Средства выразительности

У Тютчева встречается много эпитетов, он щедр на краски и словесную живопись: “прах летучий”, “небесная лазурь”, “опрометчиво-безумно”, “широколиственно и шумно”, “внезапная тревога”. Возвышенная лексика делает тютчевский стих торжественным и радостным.

Метафора “лесные исполины” делает образы деревьев сказочно-волшебными, яркими и величественными. “Незримая пята” надвигающейся бури клонит огромные деревья к земле, предвещая грандиозное действо.

Звукопись в произведении играет важную роль – передаёт всю гамму раскатов и порывов ветра в момент приближающейся грозы. В первой строфе автор играет со звуками “р” и “ж” (“вдруг на дубраву набежит, и вся дубрава задрожит”), заканчивая шелестом ветра – “широколиственно и шумно”. Автор создаёт эффект шагов стихии, которая поэтапно вступает в свои права.
­

  • Анализ стихотворений
  • Тютчев
  • Как весел летних бурь

Анализ стихотворения Тютчева Как весел летних бурь

Анализ стихотворения Тютчева «Как весел грохот летних бурь.»

Картинка Анализ стихотворения Тютчева Как весел летних бурь № 1

неординарная Ученик (101), закрыт 6 лет назад

Как весел грохот летних бурь,
Когда, взметая прах летучий,
Гроза, нахлынувшая тучей,
Смутит небесную лазурь
И опрометчиво-безумно
Вдруг на дубраву набежит,
И вся дубрава задрожит
Широколиственно и шумно.

Как под незримою пятой,
Лесные гнутся исполины;
Тревожно ропщут их вершины,
Как совещаясь меж собой, —
И сквозь внезапную тревогу
Немолчно слышен птичий свист,
И кой-где первый желтый лист,
Крутясь, слетает на дорогу.

Пример

Liudmila Sharukhia Высший разум (169288) 7 лет назад

Жизнь природы поэт стремится понять и запечатлеть во всех ее проявлениях. С удивительной художественной наблюдательностью и любовью Тютчев создал незабываемые поэтические картины “первоначальной”, весенней грозы, летнего вечера, утра в горах. Прекрасным образом такого глубокого, проникновенного изображения мира природы может явиться описание летней бури:

Как весел грохот летних бурь,

Когда, взметая прах летучий,

Гроза, нахлынувшая тучей,

Смутит небесную лазурь.

Вдруг на дубраву набежит,

И вся дубрава задрожит

Широколиственно и шумно.

Все в лесу представляется поэту живым, полным глубокого значения, все говорит с ним “понятным сердцу языком”.

Образами природной стихии он выражает свои сокровенные мысли и чувства, сомнения и мучительные вопросы.

Вероничка Каргу Ученик (23) 7 лет назад

Сергей Фиров Ученик (110) 1 год назад

План анализа стихотворения:

1. Автор и название стихотворения.

2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено).
Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т. п.)

3. Тема, идея, основная мысль (о чём стихотворение). Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, — то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста. Цитаты из текста, подтверждающие выводы.

Тема стихотворения:
— пейзаж;
— общественно-политическая;
— любовная/интимная;
— философская.

Сюжет:
— есть сюжет: образы событий (. каких именно. );
— без сюжета: образы чувств (. ).

4. Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы:
Какую лексику использует автор:
— бытовую, повседневную
— литературную, книжную
— публицистическую
— архаизмы, устаревшие слова

5. Композиция лирического произведения.
Необходимо:
— определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении;
— выяснить стройность композиционного построения, его подчинённость выражению определённой мысли;
— определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т. д.)
— определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание;
— выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный «рисунок»).
Композиция стихотворения, его деление на строфы (как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы).
Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли.
Сопоставлен или противопоставлен смысл строф.
Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.

Композиция: размер, рифма, ритм.
Размер:
акцентный стих;
_ _ _ амфибрахий;
_ _ _ анапест;
верлибр (свободный или белый стих);
_ _ _ дактиль;
дольник;
_ _ / _ _ / _ _ хорей 3-стопный;
_ _ / _ _ / _ _ /_ _ ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге);

Рифма:
аабб — парная;
абаб — перекрёстная;
абба — кольцевая.
анафоры (одинаковое начало строчек) — как бы дополнительная рифма, только в начале стиха.
переносы (значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент).

6. Поэтическая лексика.
Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики — антонимов, архаизмов, неологизмов, омонимов, синонимов.
— выяснить меру близости поэтического языка с разговорным;
— определить своеобразие и активность использования тропов.

Тропы — слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении:
— аллегория — иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
— гипербола — художественное преувеличение;
— ирония — скрытая насмешка;
— литота — художественное преуменьшение;
— метафора — скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова «как», «словно» — отсутствуют;
— олицетворение — например: куст, который разговаривает, думает, чувствует;
— паралеллизм;
— сравнение;
— эпитет — художественное определение.

7. Стилистические фигуры:
Поэтический синтаксис (синтаксические приёмы или фигуры поэтической речи)
— антитеза/противопоставление;
— градация — например: светлый — бледный —

Ученик (138) 1 год назад

1автор, название, дата
2тема и идея (о чём и как сообщает)
3основные особенности языка (худ. средства. приувел. олицетвор. и тд+какие рифмы: переплётн парная и т д)
4моё восприятие стихотворения

Дарья Севрина Ученик (123) 3 недели назад

«Как весел грохот летних бурь…» Ф.Тютчев

Картинка Анализ стихотворения Тютчева Как весел летних бурь № 2

«Как весел грохот летних бурь…» Федор Тютчев

Как весел грохот летних бурь,
Когда, взметая прах летучий,
Гроза, нахлынувшая тучей,
Смутит небесную лазурь
И опрометчиво-безумно
Вдруг на дубраву набежит,
И вся дубрава задрожит
Широколиственно и шумно.

Как под незримою пятой,
Лесные гнутся исполины;
Тревожно ропщут их вершины,
Как совещаясь меж собой, —
И сквозь внезапную тревогу
Немолчно слышен птичий свист,
И кой-где первый желтый лист,
Крутясь, слетает на дорогу…

Анализ стихотворения Тютчева «Как весел грохот летних бурь…»

У Федора Тютчева не так много произведений, которые можно отнести к пейзажной лирике. Философ и политик, он обычно вкладывал в свои стихи глубинный смысл и наполнял их особой романтикой. Тем не менее, время от времени поэт все же обращал внимание на окружающий его мир и создавал удивительные по красоте зарисовки, которые могли бы составить достойную конкуренцию многим именитым поэтам.

Значительную часть своей жизни Тютчев провел за границей, и возвращение на родину стало для него знаменательным во всех отношениях событием. Поэт вновь открыл для себя красоту русской природы и в 1851 году написал стихотворение «Как весел грохот летних бурь…».

В нем автор описывает приближение грозы, которая буквально через считанные минуты «смутит небесную лазурь». Однако ее приближение ощущается задолго – природа словно готовится к приходу этой необычной гостью, которая «опрометчиво-безумно вдруг на дубраву набежит». Летняя гроза представляется автору юной девушкой, которая любит шалить и своим появлением привносит радость, даря ощущение легкости и чистоты. В ней нет ничего грозного или же устрашающего, хотя уже после первых капель дождя «вся дубрава задрожит широколиственно и шумно». Так ведет себя особа, обладающая веселым нравом и той детской непосредственностью, которая с возрастом исчезает.

Но именно эти качества способны произвести неизгладимое впечатление на умудренных жизнью людей. Проводя эту тонкую параллель, поэт отмечает, «как под незримою пятой, лесные гнутся исполины». Именно в этой фразе содержится ключ к разгадке всего произведения, так как Тютчев признает себе побежденным и очарованным наивностью, чистотой и открытостью Елены Денисьевой – девушки, которой суждено стать последней музой поэта. Он еще не догадывается о том, сколько горя и страданий принесет ему этот роман, и какие последствия он будет иметь для воспитанницы института благородных девиц. Покоренный ее красотой, Тютчев все же не сразу принимает вызов судьбы, и эти раздумья находят отражение в строчке, посвященной лесным деревья: «Тревожно ропщут их вершины, как совещаясь меж собой». Себя автор сравнивает с вековым дубом, который отличается крепостью и выносливостью. Но даже он не в состоянии устоять перед летней грозой, так же, как и сам Тютчев не может не поддаться очарованию молодости. Отдаваясь на волю проведения, поэт все же испытывает тревогу, но подсознательно понимает, что его будущее уже предопределено.

Природа в стихах Ф. И. Тютчева: анализ стихотворения «Как весел грохот летних бурь. «

Картинка Анализ стихотворения Тютчева Как весел летних бурь № 3

Анализ стихотворения «Как весел грохот летних бурь. «

Ф. И. Тютчев в своем творчестве наиболее часто обращался к описанию природы, его пейзажи наполнены образами, они оживотворены. В описании природы, автор всегда показывает ее живое существование, сравнимое с душой человека. В своих стихах он пытается уловить душу природы, понять ее и объяснить. Любуясь красотой природы, автор передает очарование в живых красочных картинах, рисует многообразие природы, подмечая ее особенности в разную пору года. В стихотворении «как весел грохот летних бурь…» Тютчев описывает момент начинающейся грозы, которая идет с неба и все в ее власти, даже величественные дубравы ропщут перед ее приходом.

В этом произведении автор наслаждается природой перед началом грозной бури, которая уже нахлынула тучей и «смутит небесную лазурь». Но, не смотря на грозность представленной картины, отношение самого поэта к этому событию в природе положительное. Тон стихотворению задает позитивно окрашенное слово — «весел», которое и передает отношение автора к происходящему. Для наиболее яркого представления события предстоящей бури, в стихотворении используются метафоры, усиливающие этот образ: нахлынувшая тучей, смутит, опрометчиво-безумно, тревожно ропщут, внезапная тревога.

Чтобы передать краски надвигающейся грозы, Тютчев использует такие цвета: (небесная) лазурь, жёлтый (лист). Именно представление желтого листа, дает понимание, что время года, описанное в этом стихотворении – ранняя осень. Очень ярко отражают происходящее приближение осенней бури, звуки, которыми автор наполняет природу в этом стихотворении: грохот весел, задрожит шумно, ропщут тревожно, как бы совещаясь, немолчно слышен птичий свист.

Чтобы ярче передать происходящее событие и помочь читателю понять тончайшие оттенки жизни, а также услышать в стихах звуки природы, автор использует аллитерацию и ассонанс звуков. Так, благодаря звукам Р, Г мы слышим раскаты грома, звук Ш передаёт шум дубравы. Тютчев любит природу и очень тонко чувствует ее состояние и все происходящее он стремится наиболее точно передать в своих стихотворениях.

Фёдор
Тютчев

Картинка Анализ стихотворения Тютчева Как весел летних бурь № 4

Анализ стихотворения Фёдора Тютчева «Как весел грохот летних бурь»

У Федора Тютчева не так много произведений, которые можно отнести к пейзажной лирике. Философ и политик, он обычно вкладывал в свои стихи глубинный смысл и наполнял их особой романтикой. Тем не менее, время от времени поэт все же обращал внимание на окружающий его мир и создавал удивительные по красоте зарисовки, которые могли бы составить достойную конкуренцию многим именитым поэтам.

Значительную часть своей жизни Тютчев провел за границей, и возвращение на родину стало для него знаменательным во всех отношениях событием. Поэт вновь открыл для себя красоту русской природы и в 1851 году написал стихотворение «Как весел грохот летних бурь…».

В нем автор описывает приближение грозы, которая буквально через считанные минуты «смутит небесную лазурь». Однако ее приближение ощущается задолго – природа словно готовится к приходу этой необычной гостью, которая «опрометчиво-безумно вдруг на дубраву набежит». Летняя гроза представляется автору юной девушкой, которая любит шалить и своим появлением привносит радость, даря ощущение легкости и чистоты. В ней нет ничего грозного или же устрашающего, хотя уже после первых капель дождя «вся дубрава задрожит широколиственно и шумно». Так ведет себя особа, обладающая веселым нравом и той детской непосредственностью, которая с возрастом исчезает.

Но именно эти качества способны произвести неизгладимое впечатление на умудренных жизнью людей. Проводя эту тонкую параллель, поэт отмечает, «как под незримою пятой, лесные гнутся исполины». Именно в этой фразе содержится ключ к разгадке всего произведения, так как Тютчев признает себе побежденным и очарованным наивностью, чистотой и открытостью Елены Денисьевой – девушки, которой суждено стать последней музой поэта. Он еще не догадывается о том, сколько горя и страданий принесет ему этот роман, и какие последствия он будет иметь для воспитанницы института благородных девиц. Покоренный ее красотой, Тютчев все же не сразу принимает вызов судьбы, и эти раздумья находят отражение в строчке, посвященной лесным деревья: «Тревожно ропщут их вершины, как совещаясь меж собой». Себя автор сравнивает с вековым дубом, который отличается крепостью и выносливостью. Но даже он не в состоянии устоять перед летней грозой, так же, как и сам Тютчев не может не поддаться очарованию молодости. Отдаваясь на волю проведения, поэт все же испытывает тревогу, но подсознательно понимает, что его будущее уже предопределено.

Анализы других стихотворений

  • Анализ стихотворения Александра Пушкина «19 октября 1825»
  • Анализ стихотворения Александра Пушкина «Храни меня, мой талисман»
  • Анализ стихотворения Афанасия Фета «Помню я: старушка–няня»
  • Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Никто ничего не отнял»
  • Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Не думаю, не жалуюсь, не спорю»

Как весел грохот летних бурь,

Когда, взметая прах летучий,

Гроза, нахлынувшая тучей,

Смутит небесную лазурь

Вдруг на дубраву набежит,

И вся дубрава задрожит

Слушать стихотворение Тютчева Как весел летних бурь

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Как весел летних бурь

Анализ стихотворения Тютчева Как весел летних бурь

Настроение произведения Как весел летних бурь

Как весел летних бурь

Читательский дневник

Год издания произведения

1851

Жанр произведения

Стихотворение

Главные герои произведения

Природа в преддверии грозы.

Кратчайшее содержание

Поэт подробно описает состояние природы в преддверии грозы. При этом гроза представляется девушкой озорной и задорной, которая своими резкими порывами смущает “небесную лазурь”.

Краткий сюжет

Тютчев описывает стремительный порыв грозы, когда неожиданно набегают тучи на дубраву и “вся дубрава задрожит”. Гроза ступает властно и мощно, так что “под незримою пятой, Лесные гнутся исполины”, и слышен перепуганный гомон птиц. Поэт стремится понять природные процессы и запечатлеть их с максимальной точностью. С наблюдательностью истинного художника, Тютчев воссоздает поэтические картины, реалистично передающие буйство «первоначально» весенней грозы. Тютчев долгое время провел за границей вдали от Родины, и тем знаменательнее стало его возвращение на родную землю. Поэт с упоением вновь открывает для себя красоту русской природы и пытается как можно реалистичнее передать ее в стихах. Что, как мы видим, ему в полной мере удается.

Отзыв (свое мнение о прочитанном, главная мысль произведения, мораль – чему учит произведение и вывод)

Тютчев, как всегда, не повторим в описании природы и ее явлений. Я восхищаюсь тем, как просто, и как богато можно описать грозу. Мы с каждой строкой погружаемся в это преддверие грозы. Он очень образно описал момент, когда гроза обрушивается стремительным шквалом на дубраву. Но нет ничего страшного в этом образе, скорее это стремительность и несдержанность молодости, присущие ей необузданные страсти. Именно эти качества способны произвести неизгладимое впечатление на человека, много повидавшего в жизни и имеющего опыт. Проводя эту тонкую параллель, поэт отмечает, «как под незримою пятой, лесные гнутся исполины». Смысл всего стихотворения содержится именно в этой фразе, так как Тютчев здесь признает себя побежденным. Он сознается, что очарован наивностью, чистотой и открытостью Елены Денисьевой – девушки, которой суждено было стать его последней музой.

На уроках литературы в 7 классе изучается творчество Ф.Н.Тютчева. В данной статье можно ознакомится с полным и кратким анализом “Как весел грохот летних бурь” по плану.

«Как весел грохот летних бурь» анализ стихотворения Тютчева по плану кратко – эпитеты, тема, идея

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Как весел грохот летних бурь.

История создания – стихотворение написано в 1851 году после возвращения Тютчева на Родину.

Тема – природа в преддверии грозы.

Композиция – 2 строфы по 8 строк, объединённые смысловым единством – описанием лесного пейзажа в момент надвигающейся грозы.

Жанр – пейзажная лирика.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с опоясывающей рифмовкой.

Метафоры“незримая пята”, “лесные исполины”.

Эпитеты“прах летучий”, “небесная лазурь”, “опрометчиво-безумно”, “широколиственно и шумно”, “внезапная тревога”.

История создания

Фёдор Иванович Тютчев не просто поэт и публицист, об построил блестящую карьеру дипломата, был выдающимся политиком. Много времени Тютчев вынужден был жить за границей. В 1851 году Тютчев написал замечательное стихотворение “Как весел грохот летних бурь”, в котором описано начало грозы, ярко и очень поэтично. Поводом к написанию послужило долгое отсутствие поэта на родине, поэтому возвращение в Россию, восхищение родной природой послужило толчком к созданию произведения. Поэт застал момент перед началом грозы и очень образно описал это состояние в природе. Автор не считал поэзию своим призванием, она была второстепенным занятием, после политической, философской и публицистической деятельности.

Тема

Стихотворение пейзажной тематики о первых “аккордах” перед летней грозой. Тема стихотворения: начало грозы. Тональность стиха – весёлая, приподнятая. Гроза “оживает”, будто девушка “смущает”, “набегает”, меняя всё вокруг. Образ грозы в стихотворении наделён характером и душой, созвучен радостному настроению лирического героя. Она игрива, мудра, весела и таинственна. О приближающейся смене сезонов говорит “первый жёлтый лист”, граница между летом и осенью уже близка. Удивительно живые картины встают перед глазами читателя: кружатся, поднятые предгрозовым вихрем листья и “прах”, резкие порывы ветра меняют солнечную летнюю погоду в одно мгновение, как в волшебной сказке. Перед величием стихии “дрожит” дубрава, перекликаются птицы, гнутся верхушки огромных деревьев. В мятеже природы лирический герой видит удивительную красоту, свою особенную мелодию, душу, таинственную и мудрую.

Композиция

Стихотворение состоит из двух строф. Синтаксически оно делится на 3 предложения. Первая строка стихотворения – отдельная синтаксическая единица. Затем идет достаточно распространённое восклицательное предложение о наступающей грозе. Следующая строфа также равна предложению, которое заканчивается многоточием, остаётся семантически незаконченным. Это пауза перед главным действом. Остаётся несколько мгновений до “выхода на сцену” главной героини – грозы. Лирическое произведение очень динамичное и цельное за счёт синтаксиса и внутреннего содержания.

Жанр

Пейзажное стихотворение. Классический пример пейзажной лирики, написанной в лучших традициях романтической поэзии. Стихотворение написано ямбом с опоясывающей рифмовкой (в структурном плане оно поделено на четверостишия АВВА).

Мужской тип рифмы чередуется с женским, она богата и насыщена. Звукопись в произведении играет важную роль – передаёт всю гамму раскатов и порывов ветра в момент приближающейся грозы. В первой строфе автор играет со звуками “р” и “ж” (“вдруг на дубраву набежит, и вся дубрава задрожит”), заканчивая шелестом ветра – “широколиственно и шумно”. Автор создаёт эффект шагов стихии, которая поэтапно вступает в свои права.

Средства выразительности

У Тютчева встречается много эпитетов, он щедр на краски и словесную живопись: “прах летучий”, “небесная лазурь”, “опрометчиво-безумно”, “широколиственно и шумно”, “внезапная тревога”. Возвышенная лексика делает тютчевский стих торжественным и радостным.

Метафора “лесные исполины” делает образ деревьев сказочно-волшебным, ярким и величественным. “Незримая пята” надвигающейся бури клонит огромные деревья к земле, предвещая грандиозное действо.

Предыдущая

Анализ стихотворений«Ангел» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко – идея, история создания, рифма, стихотворный размер

Следующая

Анализ стихотворений«Июль – макушка лета» анализ стихотворения Твардовского по плану кратко – тема, эпитеты, идея, история создания

Ф. И. Тютчев в своем творчестве наиболее часто обращался к описанию природы, его пейзажи наполнены образами, они оживотворены. В описании природы, автор всегда показывает ее живое существование, сравнимое с душой человека. В своих стихах он пытается уловить душу природы, понять ее и объяснить. Любуясь красотой природы, автор передает очарование в живых красочных картинах, рисует многообразие природы, подмечая ее особенности в разную пору года. В стихотворении «как весел грохот летних бурь…» Тютчев описывает момент начинающейся грозы, которая идет с неба и все в ее власти, даже величественные дубравы ропщут перед ее приходом.В этом произведении автор наслаждается природой перед началом грозной бури, которая уже нахлынула тучей и «смутит небесную лазурь». Но, не смотря на грозность представленной картины, отношение самого поэта к этому событию в природе положительное. Тон стихотворению задает позитивно окрашенное слово — «весел», которое и передает отношение автора к происходящему. Для наиболее яркого представления события предстоящей бури, в стихотворении используются метафоры, усиливающие этот образ: нахлынувшая тучей, смутит, опрометчиво-безумно, тревожно ропщут, внезапная тревога.Чтобы передать краски надвигающейся грозы, Тютчев использует такие цвета: (небесная) лазурь, жёлтый (лист). Именно представление желтого листа, дает понимание, что время года, описанное в этом стихотворении – ранняя осень. Очень ярко отражают происходящее приближение осенней бури, звуки, которыми автор наполняет природу в этом стихотворении: грохот весел, задрожит шумно, ропщут тревожно, как бы совещаясь, немолчно слышен птичий свист.Чтобы ярче передать происходящее событие и помочь читателю понять тончайшие оттенки жизни, а также услышать в стихах звуки природы, автор использует аллитерацию и ассонанс звуков. Так, благодаря звукам Р, Г мы слышим раскаты грома, звук Ш передаёт шум дубравы. Тютчев любит природу и очень тонко чувствует ее состояние и все происходящее он стремится наиболее точно передать в своих стихотворениях.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Сочинение по тексту бабка ганя была одинока
  • Сочинение по стихотворению толстого край ты мой родимый край
  • Сочинение по тексту астафьева шинель без хлястика егэ по русскому
  • Сочинение по стихотворению толстого где гнутся над омутом лозы
  • Сочинение по тексту астафьева про елочку

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии