Сочинение по стихотворению толстого край ты мой родимый край

(1 вариант)

Стихотворение А.К. Толстого посвящено русской природе, Родине, ее образности, истории. О какой истории может идти речь, если перед нами просто описание степи?

Первое предложение начинается и заканчивается словом «край», как бы окольцовывается им. О каком крае пойдет речь, мы не знаем. Поэт обращается к нему, разговаривает с ним. Нет никаких указаний на то, Подмосковье перед нами или пригород Киева, Тулы, Смоленска… Главное, что поэт описывает свою родину, свой край, вскормивший, вырастивший его, – Русь. Так задается тема произведения: «Край ты мой, родимый край…».

Многие русские поэты восхваляли природу родных мест, и каждый из них выбирал своё: образы, звуки, цвета, ассоциации. С родным краем у Толстого ассоциируется «конский бег на воле», красота степных лошадей, их гармоничное слияние с природой всегда наводят на мысль о воле, о бесконечных просторах, о высокой траве, сквозь которую мчатся лошади, сливая свои гривы с травами, ветрами, реками, встречающимися на их пути. Но не только на землю обращает свой взор герой произведения, он слышит и топот копыт лошадей, и крик орлиных стай в вышине неба, и голос волка в поле. Интересно, каких животных выбирает поэт: конь, орел, волк. У каждого свое движение, свой голос. Кони лишаются голоса, но раздается звук копыт, бега. Лошади все в движении, они мчатся, и взгляд поэта с восхищением следит за табуном. Орлы и волки, наоборот, лишены действия, но имеют свой голос. Птицы невидимы, только слышимы, но судя по множественному числу, которое употребляет автор, в небе не одна стая. А вот о голосе волка говорится в единственном числе. Что это? Вой волка-одиночки или художественный прием, позволяющий через единственное число передать множественное. «Конский бег на воле, // В небе крик орлиных стай, // Волчий голос в поле!»//. Во втором четверостишии слово «край» сменяет слово «родина». Рядом с образом степи, поля возникает образ дремучего бора с тревожным свистом соловья, не трелью, не песней, именно свистом, и воем ветра, собирающего тучи.

Для полноты картины не хватает только богатыря, одолевшего соловья-разбойника, которого предупреждали об опасности орлы и волки и который отпустил своего коня погулять на волю, пока он около заветного камня решает вопрос о том, куда ехать дальше.

(2 вариант)

XIX век дал России неповторимых лириков, самобытных поэтов. Тема родины, родного края стала для многих из них основной темой творчества. В середине девятнадцатого века Алексей Константинович Толстой пишет небольшое лирическое произведение «Край ты мой, родимый край…», в котором прославляет природные красоты своей родины.

Все стихотворение А. К. Толстого – скрытый восторг поэта, поэтому все предложения произведения представляют собой риторические восклицания:

Гой ты, родина моя!

Гой ты, бор дремучий!

Родимый край ассоциируется в восприятии лирического героя с конским бегом на воле, с криком в небе орлиных стай, с волчьим голосом в поле. А. К. Толстой использует назывные предложения, характеризуя художественные образы родины:

Гой ты, бор дремучий!

Свист полночный соловья,

Ветер, степь да тучи!

В границах двух четверостиший стихотворения заключен полный образ родимого края, возникающий в восприятии лирического героя. При этом поэт стремится показать родину с разных сторон: и ее необъятные просторы (небо, поле, «бор дремучий», степь), и многообразие животного мира («конский бег», орлиная стая, волк в поле, соловей). Картина родного края наполнена природными звуками, читатель то слышит «конский бег на воле», то «в небе крик орлиных стай», то «волчий голос», то «свист полночный соловья», то гул ветра. Воспевая природу родимого края, поэт мечтает о душевном слиянии с родиной. Из небольшого текста лирического произведения узнаваема изображаемая картина, природа средней полосы России.

Стихотворение написано четырехстопным хореем, что придает поэтическому произведению особую напевность, мелодичность, какой-то юношеский задор:

Край ты мой, родимый край,

Конский бег на воле,

В небе крик орлиных стай,

Волчий голос в поле!

Лирический герой ощущает себя частью мира, а его истинное восхищение передается читателю.

А. Толстой поражал умением лаконично, но емко говорить о великом. Доказательством этой грани его таланта является стихотворение «Край ты мой, родимый край», в котором тонко и ёмко передан образ России. В школе его изучают в 5 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Край ты мой, родимый край» по плану.

Краткий анализ

История создания – стихотворение было создано в 1856 году, когда поэт только развивал свой литературный талант.

Тема стихотворения – русские просторы, искренняя любовь к Родине.

Композиция – Анализируемое произведение – целостный монолог обращение лирического героя к родному краю. Он состоит из двух катренов, каждый из которых относительно завершенный по смыслу.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – трёхстопный хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«конский бег на воле», «в небе крик орлиных стай».

Эпитеты«край родимый», «бор дремучий», «свист полночный соловья».

История создания

Об истории создания анализируемого стихотворения известно мало. А. Толстой написал его в 1856 г., в период стремительного продвижения по карьерной лестнице и развития отношений с Софьей Миллер. До этого поэт успел побывать в разных городах России. Все это, видимо, и вдохновило на написание миниатюры «Край ты мой, родимый край».

Тема

В анализируемом произведении поэт раскрывает вечную тему любви к Родине. В контексте неё развивается и идея, что родные просторы всегда восхищают человека своей неповторимостью, самобытностью. В центре произведения образы лирического героя и его родного края. Герой обращается к приволью, выражая восхищение свободными необъятными просторами. В ответе природы он не нуждается, ведь уверен, что Родина любит своих сыновей, хотя и не говорит об этом.

Лирический герой наслаждается родными пейзажами и, кажется, утопает в них. Заметно, что он умеет не только слушать природу, но и понимает её язык. Пейзажные зарисовки напоминают огромный пазл, сложенный из ярких частей. Герой не говорит о широких нивах и высоких горах – традиционных для русской литературы символах Родины. Бескрайние просторы он описывает при помощи образов зверей и птиц. В произведении воспроизводится конский бег, «крик орлиных стай» и волчий вой. При помощи такого приёма поэт наполняет строки не только визуальными образами, но и звуками.

Вторая строфа тоже начинается обращением к Родине. За ним следует восклицание, адресованное дремучему бору – неотъемлемому атрибуту русских пейзажей. А. Толстой не подает детального описания бора, ведь уверен, что воображение читателя воспроизведёт эту картину и без его помощи. В этом четверостишии тоже находится место звукам. Лирический герой наслаждается свистом соловья и мерным шелестом ветра в степях. В последнем стихе сливаются воздух, небо и земля. Такой эффект достигается простым перечислением элементов природы: «ветер, степь да тучи!».

Лирический герой почти не говорит о любви к родному краю, но она ощущается в каждой строчке стихотворения.

Композиция

Композиция произведения очень проста. Оно представляет целостный монолог-обращение лирического героя к родному краю. Стихи постепенно образуют панорамную картину русской природы. «Край ты мой, родимый край» состоит из двух катренов, каждый из которых относительно завершенный по смыслу.

Стихотворный размер – трёхстопный хорей. А. Толстой использовал перекрёстную рифмовку АВАВ. В тексте представлены мужские и женские рифмы.

Жанр

Жанр произведения – лирическое стихотворение, так как в нём главное – эмоциональная составляющая. В стихотворении ярко выражен созерцательный характер, картины природы даются сквозь призму восприятия лирического героя.

Средства выразительности

Особенность анализируемого стихотворения – отсутствие глаголов. Этот приём позволяет создать величавые пейзажи, замедлить движение в окружающем лирического героя мире, чтобы читатель мог вдоволь насладится природой. Несмотря на такую особенность, пейзажные зарисовки не лишены динамизма. Читатель легко представляет, как по широкой степи мчат кони, а в небе пролетает стая орлов. Отсутствие глаголов не мешает автору использовать художественные средства. Они достаточно простые, так как состоят из двух-трёх слов.

В первую строфу поэт вплетает метафоры: конский бег на воле», «в небе крик орлиных стай». Эпитеты дополняют пейзажные зарисовки и передают эмоции лирического героя: «край родимый», «бор дремучий», «свист полночный соловья».

Важную роль в стихотворении А. Толстого играет интонация. Все предложения в тексте восклицательные. Такой интонационный рисунок гармонично дополняет содержание. Создается впечатление, что герой дал волю своим чувствам и эмоциям и, стоя посреди степей, выкрикивает свои приветствия родному краю. В некоторых строках настроение лирического героя подчёркивается аллитерацией. Например, его восторг передается при помощи согласного «р»: «Гой ты, бор дремучий!».
­

Анализ стихотворения «Край мой, родимый край» Толстого

Анализ стихотворения «Край мой, родимый край» Толстого

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 74.

Обновлено 15 Мая, 2021

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 74.

Обновлено 15 Мая, 2021

А. Толстой поражал умением лаконично, но емко говорить о великом. Доказательством этой грани его таланта является стихотворение «Край ты мой, родимый край», в котором тонко и ёмко передан образ России. В школе его изучают в 5 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Край ты мой, родимый край» по плану.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Край ты мой, родимый край!.

История создания – стихотворение было создано в 1856 году, когда поэт только развивал свой литературный талант.

Тема стихотворения – русские просторы, искренняя любовь к Родине.

Композиция – Анализируемое произведение – целостный монолог обращение лирического героя к родному краю. Он состоит из двух катренов, каждый из которых относительно завершенный по смыслу.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – трёхстопный хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«конский бег на воле», «в небе крик орлиных стай».

Эпитеты«край родимый», «бор дремучий», «свист полночный соловья».

История создания

Об истории создания анализируемого стихотворения известно мало. А. Толстой написал его в 1856 г., в период стремительного продвижения по карьерной лестнице и развития отношений с Софьей Миллер. До этого поэт успел побывать в разных городах России. Все это, видимо, и вдохновило на написание миниатюры «Край ты мой, родимый край».

Тема

В анализируемом произведении поэт раскрывает вечную тему любви к Родине. В контексте неё развивается и идея, что родные просторы всегда восхищают человека своей неповторимостью, самобытностью. В центре произведения образы лирического героя и его родного края. Герой обращается к приволью, выражая восхищение свободными необъятными просторами. В ответе природы он не нуждается, ведь уверен, что Родина любит своих сыновей, хотя и не говорит об этом.

Лирический герой наслаждается родными пейзажами и, кажется, утопает в них. Заметно, что он умеет не только слушать природу, но и понимает её язык. Пейзажные зарисовки напоминают огромный пазл, сложенный из ярких частей. Герой не говорит о широких нивах и высоких горах – традиционных для русской литературы символах Родины. Бескрайние просторы он описывает при помощи образов зверей и птиц. В произведении воспроизводится конский бег, «крик орлиных стай» и волчий вой. При помощи такого приёма поэт наполняет строки не только визуальными образами, но и звуками.

Вторая строфа тоже начинается обращением к Родине. За ним следует восклицание, адресованное дремучему бору – неотъемлемому атрибуту русских пейзажей. А. Толстой не подает детального описания бора, ведь уверен, что воображение читателя воспроизведёт эту картину и без его помощи. В этом четверостишии тоже находится место звукам. Лирический герой наслаждается свистом соловья и мерным шелестом ветра в степях. В последнем стихе сливаются воздух, небо и земля. Такой эффект достигается простым перечислением элементов природы: «ветер, степь да тучи!».

Лирический герой почти не говорит о любви к родному краю, но она ощущается в каждой строчке стихотворения.

Композиция

Композиция произведения очень проста. Оно представляет целостный монолог-обращение лирического героя к родному краю. Стихи постепенно образуют панорамную картину русской природы. «Край ты мой, родимый край» состоит из двух катренов, каждый из которых относительно завершенный по смыслу.

Стихотворный размер – трёхстопный хорей. А. Толстой использовал перекрёстную рифмовку АВАВ. В тексте представлены мужские и женские рифмы.

Жанр

Жанр произведения – лирическое стихотворение, так как в нём главное – эмоциональная составляющая. В стихотворении ярко выражен созерцательный характер, картины природы даются сквозь призму восприятия лирического героя.

Средства выразительности

Особенность анализируемого стихотворения – отсутствие глаголов. Этот приём позволяет создать величавые пейзажи, замедлить движение в окружающем лирического героя мире, чтобы читатель мог вдоволь насладится природой. Несмотря на такую особенность, пейзажные зарисовки не лишены динамизма. Читатель легко представляет, как по широкой степи мчат кони, а в небе пролетает стая орлов. Отсутствие глаголов не мешает автору использовать художественные средства. Они достаточно простые, так как состоят из двух-трёх слов.

В первую строфу поэт вплетает метафоры: конский бег на воле», «в небе крик орлиных стай». Эпитеты дополняют пейзажные зарисовки и передают эмоции лирического героя: «край родимый», «бор дремучий», «свист полночный соловья».

Важную роль в стихотворении А. Толстого играет интонация. Все предложения в тексте восклицательные. Такой интонационный рисунок гармонично дополняет содержание. Создается впечатление, что герой дал волю своим чувствам и эмоциям и, стоя посреди степей, выкрикивает свои приветствия родному краю. В некоторых строках настроение лирического героя подчёркивается аллитерацией. Например, его восторг передается при помощи согласного «р»: «Гой ты, бор дремучий!».

Тест по стихотворению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Саша Руднев

    8/8

  • Сулейман Абиев

    7/8

  • Вы-Не-Узнаете-Моё Имя

    7/8

  • Дамир Сараев

    7/8

  • Зина Малышева

    8/8

  • Inna-Alekseevna Zheleznaya-Tzybina

    8/8

  • Светлана Сандакова

    8/8

  • София Шаханова

    7/8

  • Имран Абдухаликов

    8/8

  • Роман Гаврилов

    8/8

Рейтинг анализа

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 74.


А какую оценку поставите вы?

О произведении

Автор: Толстой А.К. |
Дата публикации: 1856 | Форма произведения: поэзия |
Жанр: лирический | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | В школе: 7 класс | Возраст: подростки | Время чтения: до 1 часа | Главные герои: лирический герой, природа, образы лошади, волка, орла Темы: патриотизм

Край ты мой, родимый край!

Kонский бег на воле,

В небе крик орлиных стай,

Волчий голос в поле!

Гой ты, родина моя!

Гой ты, бор дремучий!

Свист полночный соловья,

Ветер, степь да тучи!

Краткое содержание

Е. Самарская. Моя Россия. 2013

В первом четверостишии мы видим, что романтический герой (поэт) искренне восторгается широтой просторов своей Родины. При этом героя привлекают вовсе не «золотые» нивы, белые берёзки и высокие берега: для поэта малая родина ассоциируется, прежде всего, с несколькими символами – это волчий голос, орлиные стаи и конский бег.

Во втором четверостишии поэт вновь обращается к любимой Отчизне. В своём обращении он выражает восторг сосновым бором, который является неотъемлемой частью России. Лирический герой осознанно не делает подробного описания бора, так как прекрасно понимает, что читатели могут самостоятельно представить себе лес, состоящий из высоких вековых деревьев, устремлённых в небо.

Мы видим, что герой получает огромное удовольствие, слушая звуки природы: птичий свист, завывание ветра и пр. Взгляд поэта приковывают к себе тучи, предвещающие скорое начало дождя. Несмотря на то, что романтический герой прямо не заявляет о чувстве любви к своей малой Родине, его патриотические эмоции прочитываются легко.

История создания

К сожалению, сохранилось мало информации об истории написания данного произведения. Известно лишь, что Алексей Толстой создал его в 1856 г. В этот год он не только стремительно продвигался по карьерной лестнице, но и активно  строил любовные отношения с Софией Миллер. До этого времени Толстой уже успел посетить немало российских городов. Всё это смогло вдохновить поэта на создание  поэтической миниатюры «Край ты мой, родимый край».

Жанр, направление, размер

Миниатюра написана в жанре элегии: в ней отсутствует сюжетная линия, но имеется множество описаний окружающей природы. В произведении ярко выражен созерцательный характер повествования. Произведение написано в рамках литературного направления «чистое искусство». В нём отсутствует какой-либо социальный либо политический подтекст.

Поэтический размер – трёхстопный хорей. Автор пользуется «услугами» перекрёстной рифмовки, в тексте представлены мужские и женские рифмы.

Композиция

Композиционное «здание» поэтического текста представляет собой целостный монолог лирического героя в виде обращения к Отчизне. Текст произведения, состоящий из двух строф, каждая из которых обладает завершённым смысловым финалом, ведётся от лица автора. С композиционной точки зрения миниатюра построена следующим образом:

  1. Первое четверостишие – в нём лирический герой повествует о восхищении, охватившем его при виде широты русской природы, её бескрайних просторов.
  2. Второе четверостишие – в нём представлено непосредственное обращение поэта к родной земле. Лирический герой говорит о своей преданной сыновей любви к Отчизне.

Образы и символы

Несмотря на то, что анализируемое произведение является поэтической миниатюрой, в нём представлена широкая палитра образов:

  • образ лирического героя – центральный. Герой полностью идентичен автору. Романтический герой получает удовольствие от вида родных русских пейзажей, буквально утопает в их красоте. Видно, что поэт способен слушать и понимать окружающий его мир, способен расшифровать язык растений и животных. С точки зрения восприятия лирического героя, пейзажные зарисовки напоминают мозаику, сложенную из ярких фрагментов. Лирический герой предстаёт перед читателями человеком творческим, мудрым, всецело любящим свою Родину;
  • образ бескрайних просторов (природы) – лирический герой описывает бескрайние просторы Родины посредством образов птиц и зверей. В миниатюре поэт мастерски воспроизводит бег лошади, «крик орлиных стай» и завывание волков. С помощью подобного приёма, герой наполняет своё повествование яркими визуальными образами и звуками. Поэтому миниатюру легко принять за талантливую переработку какого-либо фрагмента былины, либо древнего сказания;
  • образ дремучего бора – во втором четверостишии начинается обращение лирического героя к Отчизне. А сразу за ним следует восклицание поэта, адресованное дремучему бору. Дело в том, что дремучий бор – это неотъемлемый атрибут русского пейзажа. Герой не делает его детального описания, так как уверен, что каждый читатель в силах самостоятельно воспроизвести образ бора в своём воображении;
  • образы лошади, волка, орла – это ключевые образы миниатюры. Образ лошади выступает символом грации, красоты, активности. Бег лошадиных табунов на просторах русских полей восхищает и завораживает. Образ орла выступает символом скорости, полуденного жаркого солнца, духовного роста человека. Образ волка имеет двойную символику: если рассматривать в позитивном ключе, то волк означает победу и смелость. Специалисты считают, что Толстой говорит обо всех этих животных в качестве трёх ипостасей Родины.

Темы и настроение

В своей поэтической миниатюре Толстой поднимает перед читателями вечную тему патриотизма, любви к родному Отечеству. Для каждого человека любовь к Отчизне может выражаться в своей личной символике: для кого-то щемящая тоска по Родине связана с бегом лошадиного табуна, а для кого-то – с многоголосьем лесных птиц. В миниатюре автор передаёт читателям настроение восторга от красоты окружающего мира, искренней любви к родным лесам и полям.

Основная идея

Алексей Толстой доносит до читателей важную мысль о том, что родные просторы любимой Отчизны не могут не восхищать русского человека своей неповторимой самобытностью.

Средства выразительности

Анализируемое произведение имеет одну заметную особенность: в нём отсутствуют глаголы. Но, несмотря на это, пейзажные описания не  лишены динамизма. Отсутствие глаголов нисколько не мешает Толстому использовать следующий «инструментарий» средств выразительности:

  • эпитеты – «край родимый», «свист соловья», «бор дремучий»;
  • метафоры – «в небе крик орлиных стай», «конский бег на воле»;
  • аллитерация — повторение звука [Р] транслирует чувство восхищения романтического  героя.

Все произведения автора

  1. • Благовест
  2. • Вот уж снег последний в поле тает…
  3. • Где гнутся над омутом лозы…
  4. • Когда природа вся трепещет и сияет…
  5. • Край ты мой, родимый край…
  6. • Петр Первый
  7. • Средь шумного бала, случайно…

Ирина Зарицкая | Просмотров: 2.4k

А. Толстой поражал умением лаконично, но емко говорить о великом. Доказательством этой грани его таланта является стихотворение «Край мой, родимый край». В школе его изучают в 7 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Край мой, родимый край» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Край ты мой, родимый край!.
История создания – стихотворение было создано в 1856 году, когда поэт только развивал свой литературный талант.

Тема стихотворения – русские просторы, искренняя любовь к Родине.

Композиция – Анализируемое произведение – целостный монолог обращение лирического героя к родному краю. Он состоит из двух катренов, каждый из которых относительно завершенный по смыслу.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – трехстопный хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры – «конский бег на воле», «в небе крик орлиных стай», «прозвенит девичий смех».

Эпитеты – «край родимый», «бор дремучий», «свист соловья».

История создания

Стих был написан в 1856 году — это было началом творческой жизни Толстого. Он только пробовал себя в стихотворных работах. В это время он стремительно продвигался по карьерной лестнице. Период связан с еще одним важным событием — развитием отношений с Софьей Миллер. Женщина была замужем, и муж не давал ей развода. Мама Толстого тоже негативно относилась к избраннице сына.

Стихотворения о родине Толстой писал после своих поездок по городам России. Алексей Константинович работал чиновником, поэтому ему удавалось путешествовать по стране. Природа вдохновляла его на творчество.

В стихах Толстой подчеркива, как важно ценить родные края, видеть их прелесть и уникальность. Каждая строчка его текстов пронизана любовью к стране. Даже в небольших произведениях автор хорошо передает свои чувства.

Тема

В анализируемом произведении поэт раскрывает вечную тему любви к Родине. В контексте нее развивается и идея о том, что родные просторы всегда восхищают человека своей неповторимостью, самобытностью. В центре произведения образы лирического героя и его родного края. Герой обращается к приволью, выражая восхищение свободными необъятными просторами. В ответе природы он не нуждается, ведь уверен, что Родина любит своих сыновей, хоть и не говорит об этом.

Лирический герой наслаждается родными пейзажами и, кажется, утопает в них. Заметно, что мужчина умеет не только слушать природу, но и понимает ее язык. Пейзажные зарисовки напоминают огромный пазл, сложенный из ярких частей. Герой не говорит о широких нивах и высоких горах – традиционных для русской литературы символах Родины. Бескрайние просторы он описывает при помощи образов зверей и птиц. В произведении воспроизводится конский бег, «крик орлиных стай» и волчье завыванье. При помощи такого приема поэт наполняет строки не только визуальными образами, но и звуками.

Вторая строфа тоже начинается обращением к Родине. За ним следует восклицание, адресованное дремучему бору – неотъемлемому атрибуту русских пейзажей. А. Толстой не подает детального описания бора, ведь уверен, что воображение читателя воспроизведет эту картину и без его помощи. В этом четверостишии тоже находится место звукам. Лирический герой наслаждается свистом соловья и мерным шелестом ветра в степях. В последнем стихе сливаются воздух, небо и земля. Такой эффект достигается простым перечислением элементов природы: «ветер, степь да тучи!».

Лирический герой почти не говорит о любви к родному краю, но она ощущается в каждой строчке стихотворения.

Основная тема произведения – огромная любовь поэта к своей Родине

В миниатюрном по объему стихотворении Толстой смог очень убедительно показать, насколько ему дорога и важна русская природа. Автор бросает лишь несколько ярких мазков, и перед изумленным читателем возникает яркое полотно, изображающее Русь в ее необъятном величии. «Конский бег», «волчий голос», «свист… соловья» — незамысловатые, отдельно взятые признаки русского пейзажа. Но их умелое и правильное сочетание и расстановка позволяет Толстому пробудить в душе врожденное чувство глубокой любви к Отчизне.

Многие русские поэты и писатели признавались, что эта любовь к родной стране – необъяснимое явление. Она с рождения присутствует в человеке и не требует доказательств или пояснений. Из стихотворения Толстого можно заключить, что любить Родину можно только потому, что она наша. Поэт не случайно использует древнерусское обращение «гой» и образы известных животных. Этим он утверждает преемственность поколений. Уже в старинных былинах авторы обязательно воспевали красоту славянских земель. Образы коня, волка, орла и соловья неизменно присутствовали в древних литературных памятниках, усиливая выразительность языка. Стихотворение Толстого можно принять за блестящую переработку фрагмента древнего сказания или былины.

Средства выразительности

Особенность анализируемого стихотворения – отсутствие глаголов. Этот прием позволяет создать величавые пейзажи, замедлить движение в окружающем лирического героя мире, чтобы читатель мог вдоволь насладится природой. Несмотря на такую особенность, пейзажные зарисовки не лишены динамизма. Читатель легко представляет, как по широкой степи мчат кони, а в небе пролетает стая орлов. Отсутствие глаголов не мешает автору создавать использовать художественные средства. Они достаточно простые, так как состоят из двух-трех слов.

В первую строфу поэт вплетает метафоры: конский бег на воле», «в небе крик орлиных стай», «прозвенит девичий смех». Эпитеты дополняют пейзажные зарисовки и передают эмоции лирического героя: «край родимый», «бор дремучий», «свист соловья». Сравнений в тексте нет.

Важную роль в стихотворении А. Толстого играет интонация. Все предложения в тексте восклицательные . Такой интонационный рисунок гармонично дополняет содержание. Создается впечатление, что герой дал волю своим чувствам и эмоциям и, стоя посреди степей, выкрикивает свои мысли. В некоторых строках настроение лирического героя подчеркивается аллитерацией. Например, его восторг передается при помощи согласного «р»: «Гой ты, бор дремучий!».

Краткий анализ стиха «Край ты мой, родимый край…» Толстой А. К.

Вариант 1

В 1850‑х годах А. К. Толстой создает большую часть своего стихотворного наследия. К этому периоду относится и известная миниатюра «Край ты мой, родимый край!..». Удивительно, как при помощи всего восьми строк поэту удалось создать очень тонкий и емкий образ России. Причем взгляд Алексея Константиновича направлен будто в глубь истории. Прошлое родной страны вызывало неподдельный интерес графа.

Перу Толстого принадлежит значительное количество исторических произведений: многочисленные баллады и стихотворения, роман «Князь Серебряный», драматическая трилогия, посвященная Смутному времени, пьеса «Посадник». В этом контексте примечательна пародийная «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева», в которой даны основные события от крещения до 1868 года.

В произведении «Край ты мой, родимый край!..» отсутствуют прямые отсылки к конкретным датам. Зато в нем есть дух истории. В пейзаж, созданный Толстым, идеально вписались бы былинные богатыри, представители Золотой Орды, древнерусские князья.

Важную роль в данном случае играет лексика, выбранная Алексеем Константиновичем. Второе четверостишие открывается древнерусским словом «гой». Как правило, оно употребляется в составе приветственно-величальной формулы «гой еси», обозначающей «будь здоров» или «будь жив». Чаще всего встретить это выражение можно в былинах.

Образы, использованные поэтом в первом четверостишии, позволяют понять его отношение к прошлому родной страны. Лошадь — символ гармоничного движения, мощи, грациозности, красоты. Бег конского стада на воле завораживает и восхищает. Орел олицетворяет скорость, полуденное солнце, духовное начало в человеке, ассоциируется с величием, отвагой, имперской властью.

Волк имеет двойственную символику. Если трактовать его образ в положительном ключе, то животное воспринимается как олицетворение победы и храбрости, эмблема воинов. Существует версия, что Толстой упоминает коня, волка и орла в качестве трех ипостасей родины.

Для лирики Алексея Константиновича характерно наличие черт народнопоэтического стиля. Именно поэтому стихотворения графа зачастую близки к песне, что не осталось без внимания многих русских композиторов. На музыку положено и произведение «Край ты мой, родимый край!..». В разное время к нему обращались Цезарь Кюи, Александр Гречанинов, Владимир Ребиков и Николай Стрельников.

Вариант 2

Девятнадцатый век дал России неповторимых лириков, самобытных поэтов. Тема родины, родного края стала для многих из них основной темой творчества. В середине XIX века Алексей Константинович Толстой пишет небольшое лирическое произведение «Край ты мой, родимый край…», в котором прославляет природные красоты своей родины.

Всё стихотворение А.К. Толстого — скрытый восторг поэта, поэтому все предложения произведения представляют собой риторические восклицания:

Гой ты, родина моя!

Гой ты, бор дремучий!

Родимый край ассоциируется в восприятии лирического героя с конским бегом на воле, с криком в небе орлиных стай, с волчьим голосом в поле. А.К. Толстой использует назывные предложения, характеризуя художественные образы родины:

Гой ты, бор дремучий!

Свист полночный соловья,

Ветер, степь да тучи!

В границах двух четверостиший стихотворения заключён полный образ родимого края, возникающий в восприятии лирического героя. При этом поэт стремится показать родину с разных сторон: и её необъятные просторы (небо, поле, «бор дремучий», степь), и многообразие живо тного мира («конский бег», орлиная стая, волк в поле, соловей). Картина родного края наполнена природными звуками, читатель то слышит «конский бег на воле», то «в небе крик орлиных стай», то «волчий голос», то «свист полночный соловья» то гул ветра.

Воспевая природу родимого края„ поэт мечтает о душевном слиянии с родиной. Из небольшого текста лирического произведения узнаваема изображаемая картина, природа средней полосы России. Стихотворение написано четырёхстопным хореем, что придает поэтическому произведению особую напевность, мелодичность, какой-то юношеский задор:

Край ты мой, родимый край,

Конский бег на воле,

В небе крик орлиных стай,

Волчий голос в поле!

Лирический герой ощущает себя частью мира, а его истинное восхищение передается читателю.

Вариант 3

Любовь к родине, к местам, где ты родился и вырос, живет в сердце каждого человека. Однако далеко не каждый сможет выразить свои чувства к родному краю так, как это делают поэты.

Сколько свежести, силы, свободы в этих словах, принадлежащих перу замечательного поэта А. К. Толстого! В них чувствуется и необъятность просторов родины, и широта, и свободолюбие людей, проживающих здесь.

XIX век в русской литературе отмечен именами многих выдающихся поэтов и писателей. И. С. Никитина, А. Н. Майкова и А. К. Толстого по праву относят к числу тех великих русских поэтов, которыми, по словам И. А. Бунина, «создан весь своеобразный склад русской литературы, ее свежесть, ее великая в простоте художественность, ее сильный простой язык, ее реализм в самом лучшем смысле этого слова. Все гениальные ее представители — люди, крепко связанные с своей почвой, с своею землею, получающие от нее свою мощь и крепость».

Они были певцами родного русского пейзажа, наполненного живыми красками, волшебными запахами и звуками. Верили в гармонию природы и человека, прославляли честный труд простого крестьянства на родной земле.

«Край ты мой, родимый край!..» — замечательное стихотворение А. К. Толстого, может служить своеобразным эпиграфом к его пейзажной лирике. Он воспевает красоту своей родины, которая для него заключается и в полночном свисте соловья, и в крике орлиных стай, и вольном беге коня. Ему дороги ее широкие степи, густые леса и тучи, гонимые буйным ветром над ее просторами. Для поэта родная природа одухотворена, он наделяет ее человеческими качествами, относится к ней бережно и сочувственно, как к живому человеку.

В стихотворении этого поэта мы находим для себя много тех вещей, которые близки и нам. Мы так же, как и Алексей Толстой, способны испытывать нежность к колокольчикам, звенящим «средь некошеной травы», жалость к сорванным и затоптанным «цветикам степным» и к березе, раненной «острою секирой».

Читая произведение этого поэта, постоянно ощущаешь его любовь к родной стороне. Его поэтическое творчество учит нас жизни, воспитывает в нас добрые чувства. Они словно заново открывают нам красоту привычного, заставляя взглянуть на знакомый мир «промытыми», свежими глазами. И, подчиняясь этому чувству, мы останавливаемся, чтобы вобрать в себя и навсегда запомнить воздух, краски и запах родины.

Анализ 2

Стих «Край ты мой, родимый край!» были создан А. К. Толстым в 50-е гг. XIX столетия. Это было особенно благоприятное время в творческом процессе автора. В стихах не отмечаются какие-то определенные истории или числа, хотя его жанр отождествляется с изображением многовековой Родины. Почитание и восхищение перед родной прошлым — типичная грань Толстого.

Стиль поэмы — поэтическая этюд, рисующая прелести картины и натуры в совокупности. Главный сюжет поэмы — большое чувство писателя к нашему Отечеству. В крохотных по размеру стихах Толстой сумел сильно ярко открыть, до какой степени ему близок к сердцу и значим родной мир. Писатель посылает немного блестящих набросков, и перед удивленными чтецами появляется живой холст, представляющий Родину в ее неохватном могуществе. «Конский бег», «волчий голос», «свист… соловья» — самобытные, самостоятельно собранные отличия родного ландшафта. Хотя их искусное и верное сплетение и расположение разрешает Толстому приподнять на новую планку прирожденную страсть к Родине.

Почти все русские писатели и авторы сознавались, что это чувство к свой родине — непостижимое чудо. Оно находится в душе и не требует подтверждений или объяснений. Из стиха Толстого можно вывести, что обожать Отечество разрешается, собственно, потому что она наша. Писатель не просто так применяет славянское слово «гой» и рисует изображения знаменитых зверей. Этим он доказывает наследственность потомков. Еще в древних легендах писатели неукоснительно восхваляли великолепие русских мест. Вид лошади, волка, царь-птицы и пернатого певца непоколебимо фигурировали в старинных литераторских событиях, повышая четкость стиля.

Стихи Толстого можно взять за прекрасную обработку отрывка из старинной притчи или предания. Построение стихов включает всего восемь рядов, в них изумительно полно входит представление мира и восхищение перед ним писателем. Двустишия возникают с послания к Отечеству. Величина поэмы — четырехуровневый стих со скрещенным созвучием. Этюд Толстого построен богатым и внятным стилем. По любви к миру он использует нужные обозначения: «родимый», «дремучий», «полночный». Писателю значимы не колоритные возможности, а структура продукта творчества, появляющиеся при его прочтении ощущения.

Основная специфика — в документе нет глаголов. Перемещение отмечено разными частями речи, постоянным подбором слов. Размер стихов и их благозвучие стали толчком для авторов к перекладыванию стихов на мелодию. Наиболее важная тема стихов — обширность родного мира, как в многомерном, так и в относительном замысле.

Данный этюд отодвигает в стороны пределы Родной земли в познании личности до масштабов его большой страсти к ней, т. е. до безграничности. Понимание Отчизны не входит в материальные границы, оно находится в душах славянских народов.

Анализ стихотворения Край ты мой, родимый край по плану

Сочинения: Толстой А.Н.

XIX век в русской литературе отмечен именами многих выдающихся поэтов и писателей. И. С. Никитина, А. Н. Майкова и А. К. Толстого по праву относят к числу тех великих русских поэтов, которыми, по словам И. А. Бунина, «создан весь своеобразный склад русской литературы, ее свежесть, ее великая в простоте художественность, ее сильный простой язык, ее реализм в самом лучшем смысле этого слова. Все гениальные ее представители — люди, крепко связанные с своей почвой, с своею землею, получающие от нее свою мощь и крепость». Они были певцами родного русского пейзажа, наполненного живыми красками, волшебными запахами и звуками. Верили в гармонию природы и человека, прославляли честный труд простого крестьянства на родной земле.

«Край ты мой, родимый край!..» — замечательное стихотворение А. К. Толстого, может служить своеобразным эпиграфом к его пейзажной лирике. Он воспевает красоту своей родины, которая для него заключается и в полночном свисте соловья, и в крике орлиных стай, и вольном беге коня. Ему дороги ее широкие степи, густые леса и тучи, гонимые буйным ветром над ее просторами. Для поэта родная природа одухотворена, он наделяет ее человеческими качествами, относится к ней бережно и сочувственно, как к живому человеку.

В стихотворениях этих поэтов мы находим для себя много тех вещей, которые близки и нам. Мы так же, как и Алексей Толстой, способны испытывать нежность к колокольчикам, звенящим «средь некошеной травы», жалость к сорванным и затоптанным «цветикам степным» и к березе, раненной «острою секирой».

Мы можем завороженно наблюдать с Иваном Никитиным, как «ярко звезд мерцанье в синеве небес». Русская природа, воспетая этим поэтом, заставляет гордиться ее «золотыми нивами», «гладью и блеском» голубых озер, светлыми заливами, ее бесконечными просторами. Вместе с поэтом мы учимся видеть и чувствовать прекрасное в природе и простом крестьянском труде. Читая его «Утро», мы радуемся, удивляемся и восторгаемся красотой пробуждающейся природы, вместе с поэтом преодолеваем грустное настроение («Не боли ты, душа, отдохни от забот…»), приветствуем все живое, дарящее человеку радость жизни.

Стихотворения Аполлона Майкова знакомы нам с детства. Его пейзажная лирика очень своеобразна. Природа родного края полна для поэта скрытого смысла («Все думу тайную в душе моей питает», — писал он), часто одухотворена. А какие красочные эпитеты и сравнения он подбирает для описания красоты окружающего мира! Дождевые капли у него «точно жемчуг», дождик «благодатный», буря «золотая».

Алексей Константинович Толстой прославился своим поэтическим и прозаическим творчеством. Многим Алексей Константинович запомнился как великий мастер, который умеет лаконично говорить о великом. Особенно эта особенность заметна в произведении Толстого под названием «Край ты мой, родимый край». Рассмотрим анализ текста «Край ты мой, родимый край» по плану. 

Содержание:

  • 1 История создания 
  • 2 Жанр, размер 
  • 3 Композиция 
  • 4 Образы и символы 
  • 5 Темы, проблемы, настроение
  • 6 Основная идея 
  • 7 Средства художественной выразительности 

История создания 

До наших дней сохранилось очень мало информации об истории создания стихотворения «Край ты мой, родимый край». Судя по сохранившимся источникам, можно сделать вывод, что автор написал эти строки в 1856 году. В это время Толстой поправлялся после тифа, едва не унесшего его жизнь. Он проводил все свое время в имении за городом.

У Алексея Константиновича было два имения, но это произведение посвящено не «Пустыньке» на берегу Тосны, где поэт проводил большую часть времени (из-за близости к столице), а «Красному Рогу» в Черниговской губернии. Именно там читатель встретил бы степной пейзаж, вдохновивший автора. Там же обитали орлы, волки и соловьи, которые так запомнились Толстому. Он очень любил деревенскую жизнь и оставался в городе лишь по долгу службы.

Жанр, размер 

Произведение «Край ты мой, родимый край» создано в жанре лирического стихотворения. Описание прекрасных картин природы говорит о принадлежности текста к пейзажной лирике. В стихотворении заметен созерцательный характер повествования.

Литературный размер стихотворения «Край ты мой, родимый край» — трехстопный хорей. Особую выразительность произведению придаёт перекрестная рифма.

Лирика Алексея Толстого хроникально относится к Золотому веку русской поэзии и относится к «Чистому искусству». Его произведения написаны в классическом стиле и посвящены красоте природы.

Композиция 

Стихотворение «Край ты мой, родимый край» представляет собой монолог главного героя, который обращается к Родине. Композиция стихотворения включает в себя две строфы, каждая из которых содержит определённый смысл. 

  1. В первой строке главный герой делится с читателем своим восхищением, которое он испытывает при виде красоты и необъятности родной природы. Лирический герой приходит в изумление от ее бескрайних просторов. 
  2. Во второй строфе автор через образ лирического героя обращается к родной земле. Главный герой выражает преданную любовь к Отчизне.

Образы и символы 

В своём произведении Алексей Константинович создал множество ярких образов.

Главным в произведении является образ лирического героя. Он приходит в восторг от красоты русских пейзажей. Читатель замечает, как глубоко поэт способен понимать и чувствовать окружающий мир. Лирический герой вслушивается в язык растений и животных и вплетает свою песню в общий хор голосов, воздающих хвалу России. 

Пейзажная зарисовка, созданная Толстым, очень похожа на своеобразную мозаику, составляющими которой являются яркие фрагменты. В образе лирического героя воплощен творческий человек, который питает искреннюю любовь к своей Отчизне. 

Определенное значение в произведении «Край ты мой, родимый край» имеют образы животных, а именно волка, орла, лошади. Именно образ лошади символизирует грацию и силу. В образе орла Толстой изобразил духовный рост человека. Образ волка выступает символом храбрости и победы. Соловей издавна ассоциируется с красотой и творчеством. Как отмечали многие литераторы, эти существа символизируют четыре ипостаси Родины.

Ключевым в стихотворении является также образ бескрайних просторов. С помощью изображения образов животных и птиц автор описывает бескрайние просторы родной страны. Бег лошади, завывание волков, крик орла — всё это отражает индивидуальность и красоту Родины. 

Темы, проблемы, настроение

Центральное место в произведении Алексея Константиновича занимает основная тема любви к Родине и патриотизма. Автор отмечает, что у каждого человека есть свои ассоциации с любовью к Отчизне. Так, например, для одних тоска по родному краю ассоциируется с бегом лошади, а для других — с голосами лесных птиц.

Тема природы не менее значима. Автор делится с читателем тем восторгом, который он испытывает от прелести окружающей среды. Толстой показывает свою сильную любовь к родным полям и лесам. 

Настроение произведения «Край ты мой, родимый край» воодушевляющее и оптимистичное.

Основная идея 

В своём произведении Алексей Константинович утверждает, что русская природа восхищает своей самобытностью. Смысл произведения «Край ты мой, родимый край» состоит в том, чтобы поделиться с читателем яркими ассоциациями о России и побудить его вспомнить свои любимые места, проникнувшись атмосферой бескрайности нашей природы.

Главный герой произведения наслаждается прекрасными русским  пейзажами. Толстой не просто наблюдает за окружающей природой, он понимает её язык. Чувство любви можно заметить в каждой строке произведения. Такова главная мысль стихотворения «Край ты мой, родимый край».

Средства художественной выразительности 

Стихотворение Алексея Константиновича «Край ты мой, родимый край» имеет очень интересную особенность — оно лишено глаголов. Несмотря на такую лаконичность, в произведении присутствует несколько средств выразительности. 

  1. Метафоры способствует созданию великого образа русской природы (например, «конский бег на воле», «в небе крик орлиных стай»). 
  2. Очень заметными в произведении являются эпитеты (к примеру, «бор дремучий», «край родимый» и так далее). 
  3. С помощью аллитерации (повторение звука «р») автор выражает свое восхищение родными картинами природы.

Эти тропы позволили автору создать поистине гениальное произведение, отображающее самобытную красоту нашей страны.

Автор: Виктория Комарова

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Сочинение по тексту астафьева шинель без хлястика егэ по русскому
  • Сочинение по стихотворению толстого где гнутся над омутом лозы
  • Сочинение по тексту астафьева про елочку
  • Сочинение по стихотворению тихая моя родина
  • Сочинение по тексту астафьева приветное слово

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии