Сказочная зарисовка “Где гнутся над омутом лозы” Алексея Толстого, буквально воплощает в себе всю многогранность его творческой натуры. Краткий анализ “Где гнутся над омутом лозы…” по плану помогает лучше понять его смысл и структуру. Этот разбор может быть использован на уроке литературы в 10 классе для полного усвоения материала.
Краткий анализ
История создания – произведение написано в 1840 году, причём изначально оно было значительно больше, однако поэт решил, что нужно сократить написанную им балладу, так что итогом стала практически зарисовка со сказочными мотивами. Впервые было опубликовано в 1856 году в “Русском вестнике”.
Тема стихотворения – хрупкость человеческой жизни и безвозвратность происходящих в ней драматических событий.
Композиция – балладная история развивается последовательно. В первой и второй строфах автор описывает саму ситуацию, показывая читателю, как герои оказались на берегу омута, третья посвящена подробному описанию стрекоз, которые привлекают главного героя, маленького мальчика. Четвёртая строфа завершает зарисовку, но оставляет финал истории открытым.
Жанр – баллада.
Стихотворный размер – амфибрахий с перекрестной рифмой.
Эпитеты – “летнее солнце”, “весёлый хоровод”, “бирюзовые спинки”, “песчаное дно”, “отлогий берег”.
Символ – омут.
Метафоры – “летают и пляшут стрекозы”, “трепещут былинки”.
История создания
Это простое, но в то же время многогранное стихотворение было написано Алексеем Толстым в 1849 году. История создания его непростая: изначально поэт написал классическую народную балладу со страшной концовкой, однако после убрал целых четыре строфы, оставив только небольшую зарисовку. Это полностью отражает его поэтические взгляды: Толстой считал, что поэзия витает в воздухе, ожидая только возможности воплотиться на бумаге. А это значит, что не нужно держаться за написанные строки, идея в любом случае будет воплощена.
Годом первой публикации этого произведения считается 1856 год, тогда оно было напечатано в “Русском вестнике”, однако некоторые историки литературы допускают, что были и более ранние, однако информация о них не дошла.
Тема
Основная тема стихотворения – это хрупкость человеческой жизни. Опасность может подстерегать человека даже на лоне тихой природы, где только трава и стрекозы. Оказывается, что даже такие безобидные создания могут представлять опасность.
Главная мысль, которую автор выражает в своём произведении, заключается в том, что трагические события, происходящие в жизни человека, часто имеют самую невинную подоплёку, но они безвозвратны и приносят множество страданий.
Композиция
Произведение, лирический герой которого – маленький мальчик, состоит из четырёх строф. Первая и вторая необходимы автору для того, чтобы создать экспозицию истории. Читатель легко реконструирует, что произошло: мать с ребёнком пришли поиграть на природе, женщина устала и прилегла отдохнуть, уверенная, что её малышу в таком идиллическом месте ничего не угрожает – и тут его начинают звать к себе стрекозы.
Третья строфа полностью посвящена описанию стрекоз – они сами рассказывают о себе, приманивая ребёнка подобно тому, как сирены приманивали моряков. И цели у них, очевидно, очень тёмные.
И в последней строфе, завершающей композицию, читатель видит завершение истории: ребёнок явно уже готов шагнуть в омут, завороженный уверениями стрекоз в том, как они его любят и как весело им будет играть. Но, несмотря на расставленные акценты, прямо об этом не говорится.
Хотя изначально финал истории был трагическим, а урок для людей – очень явным, в окончательной версии Толстой оставляет его открытым, давая читателю возможность самому додумать, что же произошло в произведении.
Важную роль играет также стихотворный размер – с помощью амфибрахия создаётся простая и размеренная ткань повествования. Читателю не нужно отвлекаться на ритмические сложности, он может сосредоточиться на истории. Равномерная ритмика, без неровностей и сбоев текста, для этого необходима. Толстой использует характерную для себя перекрестную рифму, которая делает чтение ещё более лёгким и быстрым, не лишая произведение балладного очарования.
Жанр
Это баллада, на создание которой автора вдохновили произведения Гёте и Гейне, а также немецкие народные песни с фантастическим сюжетом. Это небольшое произведение даже и после существенного сокращения его автором, обладает всеми признаками баллады: наличие сюжета, таинственность, символический характер пространства и времени, вмешательство роковых сил, фольклорное начало.
Выразительные средства
Для создания особой атмосферы и передачи настроения стихотворения Толстой использовал разные средства выразительности:
- Эпитеты –
“летнее солнце”, “весёлый хоровод”, “бирюзовые спинки”, “песчаное дно”, “отлогий берег”.
- Символ –
омут.
- Метафоры –
“летают и пляшут стрекозы”, “трепещут былинки”.
В девятнадцатом веке Алексей Константинович Толстой прославился как известный сатирик и поэт из рода Толстых. Одним из самых знаменитых произведений Алексея Константиновича является стихотворение «Где гнутся над омутом лозы». Знакомясь с текстом, читатель замечает всю многогранность творческой натуры поэта. Рассмотрим анализ произведения по плану подробнее.
Содержание:
- 1 История создания
- 2 Жанр, настроение, размер
- 3 Композиция
- 4 Образы и символы
- 5 Темы, проблемы, настроение
- 6 Основная идея
- 7 Средства художественной выразительности
История создания
Работу над своим стихотворением Алексей Толстой завершил в 1849 году. Известно, что у данного произведения очень непростая история создания. Вначале у Толстого получилась традиционная народная баллада, которая имеет очень страшный финал. Затем Алексей Константинович решил убрать из своего произведения те самые роковые четыре строфы. В итоге получилась своеобразная зарисовка. Данная ситуация отражает поэтические взгляды Алексея Константиновича. Так, по мнению Толстого, идея произведения не зависит от количества написанных строк, ведь поэзия витает в воздухе и не имеет четкого посыла. Она лишь отражает многогранность и красоту окружающего мира.
Произведение «Где гнутся над омутом лозы» было напечатано в журнале «Русский вестник» в 1856 году.
Жанр, настроение, размер
Произведение «Где гнутся над омутом лозы» относится к жанру баллады. Идея создать данное произведение у Алексея Константиновича возникла под влиянием творений Гейне и Гете. Несмотря на то, что поэт значительно сократил свое произведение, оно не утратило характерных признаков баллады. Так, в нем можно заметить ярко выраженные фольклорные мотивы, присутствие роковых сил, наличие сюжета и некую таинственность.
Размер стихотворения «Где гнутся над омутом лозы» — амфибрахий с перекрестной рифмой.
Толстой разделял идеи теоретиков «чистого искусства». По его мнению, поэзия создана для красоты, а не для воплощения сложных художественных замыслов. Для серьезных и злободневных тем есть проза, где они раскрываются в полной мере. А поэзия должна быть красивой, легкой и совершенной по форме.
Композиция
Произведение «Где гнутся над омутом лозы» включает в себя четыре строфы.
- Благодаря первым двум у поэта получилось создать чёткую экспозицию истории. Женщина решила отправиться на природу, чтобы поиграть со своим ребёнком. Однако спустя некоторое время она устала и захотела немного отдохнуть. Героиня была уверена, что её ребёнок находится в полной безопасности. Однако стрекоза начинают его звать к себе.
- В следующей строфе автор подробно описывает стрекоз. Толстой показывает их тёмные намерения.
- В финальной строфе Алексей Константинович показывает завершение сложившейся ситуации. Так, стрекозы уверяли ребёнка, что ему будет очень хорошо и весело с ними. Малыш уже готов шагнуть в омут. Однако автор в произведении прямо не говорит об этом. Несмотря на то, что в первой версии произведение заканчивалось трагически. В окончательной версии Толстой специально оставляет финал открытым. Алексей Константинович даёт возможность читателю пофантазировать и самому придумать финал.
Создавая свое творение, автор использовал амфибрахий неспроста. Именно этот размер делает ткань повествования простой и спокойной.
Образы и символы
Центральным в произведении является образ стрекоз. Описывая этот образ, поэт использует приём сравнения. Так, Алексей Константинович сопоставляет этих насекомых с опасными сиренами, которые толкают моряков на смерть. Стрекозы в произведении олицетворяют опасность и верную гибель. Они же играют роль рокового соблазна, который погубил не одного человека.
Также важным в балладе является образ мальчика. Мальчик, находящихся под впечатлением от ярких насекомых, по своей воле идёт в омут. Однако главного героя погубили его фантазия и детская наивность, а не яркие стрекозы. Вот так и человек, находящийся под властью иллюзий, сам идет на смерть.
Помимо этого, читатель восхищается образом летнего дня. Толстой изобразил картину прекрасного тёплого летнего дня. Мальчик находится в изумлении от упоительного летнего денька. Для ребёнка лето представляет собой идеальное время года, однако даже здесь его настигает большая опасность.
Темы, проблемы, настроение
В своём произведении «Где гнутся над омутом лозы» Алексей Толстой затронул очень важную тему. Центральное место в балладе занимает тема хрупкости жизни человека. Поэт утверждает, что человек не может нигде находиться в полнейшей безопасности. Он может встретиться лицом к лицу с угрозой даже на природе среди стрекоз и травы. Ведь он идет на поводу у соблазнов и иллюзий.
Основная проблема произведения «Где гнутся над омутом лозы» — лицемерие угрозы. Соблазн манит нас яркими красками и сильными эмоциями, но он таит в себе настоящую опасность, которую мы не различаем. Обещания стрекоз лживые, как и их доброжелательность.
Природа выполняет роль фона произведения, который обладает своим характером. Она усыпила мать и обманула ребенка, подыгрывая стрекозам.
Настроение стихотворения «Где гнутся над омутом лозы» меняется: от радужного и безоблачного до жуткого и страшного.
Основная идея
Произведение Алексея Константиновича «Где гнутся над омутом лозы» заставляет читателя задуматься о важных вещах в жизни. Не стоит забывать, что на каждом шагу человека может настигнуть опасность, поэтому необходимо всегда быть предельно осторожным — не доверять красочным иллюзиям, на которые так щедро наше воображение. В этом заключается смысл стихотворения «Где гнутся над омутом лозы».
В роли ребенка можно представить каждого из нас. Так часто мы видим что-то яркое, красивое, но не осознаем, что прячется за этой ширмой. Именно свои же иллюзии могут привести нас к обрыву и роковой черте. Такова главная мысль стихотворения «Где гнутся над омутом лозы».
Средства художественной выразительности
Тропы позволили поэту максимально точно передать атмосферу произведения.
- Особую роль в балладе занимают эпитеты («отлогий берег», «бюризовые спинки», «весёлый хоровод» и так далее).
- Большое значение в произведении играют метафоры («трепущут былинки», «летают и пляшут стрекозы» и другие).
- Олицетворения — былинки трепещут, летают и пляшут стрекозы, весёлый ведут хоровод.
- Повторы: «где гнутся над омутом лозы, где летнее солнце печёт «, «дитя, подойди к нам поближе дитя, подойди, подойди же».
- Сравнение: «крылышки точно стекло».
Автор: Виктория Комарова
Сказочная зарисовка “Где гнутся над омутом лозы” Алексея Толстого, буквально воплощает в себе всю многогранность его творческой натуры. Краткий анализ “Где гнутся над омутом лозы…” по плану помогает лучше понять его смысл и структуру. Этот разбор может быть использован на уроке литературы в 10 классе для полного усвоения материала.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Где гнутся над омутом лозы.
История создания – произведение написано в 1840 году, причем изначально оно было значительно больше, однако поэт решил, что нужно сократить написанную им балладу, так что итогом стала практически зарисовка со сказочными мотивами. Впервые было опубликовано в 1856 году в “Русском вестнике”.
Тема стихотворения – хрупкость человеческой жизни и безвозвратность происходящих в ней драматических событий.
Композиция – балладная история развивается последовательно. В первой и второй строфах автор описывает саму ситуацию, показывая читателю, как герои оказались на берегу омута, третья посвящена подробному описанию стрекоз, которые привлекают главного героя, маленького мальчика. Четвертая строфа завершает зарисовку, но оставляет финал истории открытым.
Жанр – балладная зарисовка.
Стихотворный размер – амфибрахий с перекрестной рифмой.
Эпитеты – “летнее солнце”, “веселый хоровод”, “бирюзовые спинки”, “песчаное дно”, “отлогий берег”.
Символ – омут.
Метафоры – “летают и пляшут стрекозы”, “трепещут былинки”.
Сочинения
Стихотворение Толстого Алексея Николаевича «Где гнутся над омутом розы» представляет собой небольшую балладу. Произведение написано красивым, певучим языком. Недаром часто из баллад делают песни. Сам сюжет стихотворения сказочный, таинственный и жутковатый.
Толстой Где гнутся над омутом лозы
Маленький, несмышленый мальчик и его мать оказались в летний, жаркий полдень на берегу водоема с омутом, окруженным живописной природой. Они выбрали это место для отдыха. Над таинственной бездной раскинули свои ветки лозы. Разноцветные стрекозы порхают над водоемом. Насекомые пытаются своими красивыми песнями заманить ребенка на дно омута. Мать задремала на берегу пруда и не может контролировать безопасность своего замечтавшегося малыша.
Мать, вероятно, не представляет, что ее сыну грозит опасность. Но в водной стихии находится омут, способный затягивать в свою пучину неосторожных людей. Зловещее место порой бывает трудно распознать, водовороты в водоеме и вязкое дно можно и не заметить. Вокруг воды вьются и пляшут красивые, переливающиеся различными оттенками палитры стрекозы. Они представлены автором как сказочные персонажи, ведущие хоровод. Летающие насекомые поют красивые, зловещие песни и пытаются ими заманить доверчивого, любопытного мальчишку на дно омута. Они рассказывают ребенку, как хорошо ему будет жить в пучине воды и обещают научить тому, что не дано обыкновенным людям — летать.
В последнем четверостишии стрекозы с блестящими тельцами, как стекло и бирюзовыми спинками продолжают звать мальчика войти в воду. Они говорят о том, что берег у водоема пологий, а дно песчаное и гладкое. Они обещают ему райскую жизнь рядом с собой. Хитрые насекомые рассказывают несмышленому ребенку как им хорошо здесь живется, и что они давно его любят. Стихотворение остается незаконченным. Неизвестно, ушел ли мальчик в воду и погиб или остался жив.
Где гнутся над омутом лозы анализ
Это литературное произведение учит нас любить природу, поэзию. Стихотворение интригует своей незаконченностью и заставляет нас самих придумать конец. А также предупреждает людей о грозящейся им опасности, которую, порой, сложно заметить. Матерям, старшим братьям и сестрам надо всегда помнить о своих маленьких родственниках. Сказки часто учат нас премудрости жизни. К тому же это стихотворение не так уж далека от реальности. Маленькие дети любят фантазировать, они верят в существование сказочных персонажей: Деда Мороза, Снегурочки. Немудрено, что любопытный мальчишка и вправду мог отправиться в омут ловить привлекательных стрекоз.
Вполне возможно, что в жизни Толстого была подобная история, где маленький человечек погиб, по неосторожности, и его не смогли уберечь нерадивые родственники. Вот поэтому он и придумал стихотворение с таким сюжетом, как будто бы делая предупреждение. Ведь стрекозы манят ребенка и приговаривают, что подойти к ним надо пока не проснулась мать.
Анализ стихотворения Толстого: Где гнутся над омутом лозы
А какую оценку поставите вы?
История создания
Это простое, но в то же время многогранное стихотворение было написано Алексеем Толстым в 1849 году. История создания его непростая: изначально поэт написал классическую народную балладу со страшной концовкой, однако после убрал целых четыре строфы, оставив только небольшую зарисовку. Это полностью отражает его поэтические взгляды: Толстой считал, что поэзия витает в воздухе, ожидая только возможности воплотиться на бумаге. А это значит, что не нужно держаться за написанные строк, идея в любом случае будет воплощена.
Годом первой публикации этого произведения считается 1856 год, тогда оно было напечатано в “Русском вестнике”, однако некоторые историки литературы допускают, что были и более ранние, однако информация о них не дошла.
LiveInternetLiveInternet
Алексей Константинович Толстой
Где гнутся над омутом лозы, Где летнее солнце печет, Летают и пляшут стрекозы, Веселый ведут хоровод.
«Дитя, подойди к нам поближе, Тебя мы научим летать, Дитя, подойди, подойди же, Пока не проснулася мать!
Под нами трепещут былинки, Нам так хорошо и тепло, У нас бирюзовые спинки, А крылышки точно стекло!
Мы песенок знаем так много, Мы так тебя любим давно — Смотри, какой берег отлогий, Какое песчаное дно!»
«Где гнутся над омутом лозы…» — небольшая баллада графа Алексея Константиновича Толстого, датированная 1840-ми годами. Ее сюжет легко умещается в пару строк: мать засыпает на берегу водоема. Пока она наслаждается сном, ее сын слышит голоса стрекоз. Насекомые завлекают мальчика, зовут его за собой. Финал произведения остается открытым. Неизвестно, отправился ли ребенок вслед за насекомыми и погиб или мать успела вовремя проснуться. По мнению поэта и критика Иннокентия Анненского, все, что слышит мальчик от стрекоз, — исключительно плоды его воображения. Поэтому у Толстого получается лучший вид баллады — сказочное предстает перед читателями практически в качестве реальности, а демонстрируется оно посредством описания фантазий героя. Самым прекрасным моментом произведения Анненский считает приманчивую песню стрекоз.
Стихотворение Алексея Константиновича близко к немецким романтическим балладам. В них также преобладали сюжеты фантастические и страшные. По-видимому, особенно сильное влияние на поэта оказали два знаменитых сочинения — «Лесной царь» Гете и «Лорелея» Гейне. Там также герои из потустороннего мира пытаются заманить в свои сети живых людей. Правда, у немецких романтиков финалы историй неутешительны. Умирает мальчик из «Лесного царя». Погибают лодочники от чудесных песен красавицы Лорелеи. Каким бы легким ни казалось произведение Толстого, есть и в нем мрачные ноты. Сразу вспоминаются ранние готические новеллы графа — «Семья вурдалаков» (1839) и «Упырь» (1841). В балладном творчестве Алексея Константиновича стихотворение «Где гнутся над омутом лозы…» стоит несколько особняком. Значительная часть произведений поэта, созданных в этом жанре, написана на древнерусские темы. Например, баллады «Илья Муромец», «Садко», «Курган», «Василий Шибанов», «Ночь перед приступом».
Интересно, что в процессе работы над «Где гнутся над омутом лозы…» Толстой решился на существенные сокращения текста. Первоначальный вариант сочинения был в два раза больше. Ни о каком открытом финале там и речи не шло. Ребенок проворно бежал на зов коварных стрекоз и в итоге оказывался на дне водоема, став добычей черных раков. После этого насекомые продолжали летать, плясать, петь и звать за собой «неразумных детей».
Баллада Толстого несколько раз привлекала внимание композиторов. Наиболее известен романс Римского-Корсакова.
Текст: pishi-stihi.ru
Композиция
Произведение, лирический герой которого – маленький мальчик, состоит из четырех строф. Первая и вторая необходимы автору для того, чтобы создать экспозицию истории. Читатель легко реконструирует, что произошло: мать с ребенком пришли поиграть на природе, женщина устала и прилегла отдохнуть, уверенная, что ее малышу в таком идиллическом месте ничего не угрожает – и тут его начинают звать к себе стрекозы.
Третья строфа полностью посвящена описанию стрекоз – они сами рассказывают о себе, приманивая ребенка подобно тому, как сирены приманивали моряков. И цели у них, очевидно, очень темные.
И в последней строфе, завершающей композицию, читатель видит завершение истории: ребенок явно уже готов шагнуть в омут, завороженный уверениями стрекоз в том, как они его любят и как весело им будет играть. Но, несмотря на расставленные акценты, прямо об этом не говорится.
Хотя изначально финал истории был трагическим, а урок для людей – очень явным, в окончательной версии Толстой оставляет его открытым, давая читателю возможность самому додумать, что же произошло в произведении.
Смысл стихотворения «Где гнутся над омутом лозы» А. Толстого
Стихотворение “Где гнутся над омутом лозы” прекрасно подходит для дошкольников, так как в нем описана вся красота природы. Автор произведения Алексей Константинович Толстой с особым трепетом подбирал слова, сочиняя этот стих, так как главными читателями отрывка этого стихотворения будут дети, и они должны читать только о светлом и добром. А если его захотят перечитать взрослые — они будут удивлены красотой написаного и смогут вернуться в прекрасное время — детство. Где было так хорошо и спокойно, где можно было босиком бегать по утренней росе и быть счастливым.
Ищите нас здесь
Но продолжение стихотворения заставляет задуматься о жизни, так как события, развивающиеся дальше, не для детей. Именно по этому в большинстве для детей лучше читать первые четыре строфы.
О чем это стихотворение? Все начинается с того, что автор описывает прекрасную местность с лозами, где летают и сверкают своими крылышками стрекозы, танцуя в хороводе, зазывая к себе маленьких детей. Ведь именно дети так хотят узнать этот мир, исследовать его, посмотреть на все своими глазами и пощупать маленькими пальчиками. Стрекозы, резвясь над болотом с тиной, играя крыльями, зовут к себе малыша — посмотреть на дно из мягкого песка, спеть вместе песенки, научиться летать вместе с ними. Сделать это нужно как можно быстрее, пока не проснулась мама и не развеяла всю красоту и магичность природы, так зазывающей к себе.
Почему стрекозам нужно, чтобы малыш подошел к ним без матери — это выяснить из текста невозможно, читатель может только догадываться, почему все сложилось именно так. Но дальше все меняется и настает время для кульминации — дитя бежит к стрекозам, где его подстерегает тина с илом, из которого ребенку никогда самому не выбраться. Потом лирический герой описывает, как на пир собираются черные раки и тянут клешнями малыша на дно. Мать, которая могла бы спасти своего ребенка, в это время спит. Тем временем тиной затянуло болото — не было и признака того, что несколько мгновений назад туда попало дитя.
Ищите нас здесь
Окончание жуткое — как и раньше, над этим злосчастным болотом резво летают, дребезжат крыльями стрекозы, от них отскакивают солнечные блики. Таким образом они зазывают к себе неразумных малышей, которые еще не все понимают и не различают, где безопасно для их жизни, а где нет. Остается только догадываться, сколько детей утонуло в этом болоте из-за неосторожности их родителей.
В чем смысл стихотворения “Где гнутся над омутом лозы”? На самом деле это произведение о том, что родителям нужно быть постоянно начеку, осторожно относиться к своим детям. Приводя в этот свет малышей, их родители берут на себя огромную ответственность — за их здоровье, образование, в конце концов, жизнь. Они ответственны за то, чтобы ребенок вырос сильным, умным и смышленым. На родителей ложится большая обязанность оберегать своего ребенка от опасностей, готовить его к выживанию во взрослом мире, учить, рассказывать и показывать.
Смысл стихотворения также в том, что в этом мире много опасностей и злых людей, которые так и норовят сделать кому-либо зло. Человек должен различать, где добро, а где зло, а для этого в его воспитании должны участвовать родители, которые желают вырастить поистине хорошего человека, который будет нести в этот мир только хорошее. Зло ни перед чем не остановится, именно поэтому его так много. Победить его можно, будучи добрым и искренним, желая узнать много нового. Зло возникает из-за ограниченности знаний и умений человека, зависти и желания навредить, потому что ему когда-то так же навредили. Воспитать в ребенке человека должна семья, все ценности закладываются в семье первоначально, и именно семья находится в эпицентре воспитания любого ребенка.
Оцените статью!
[Всего: 0 Среднее: 0]
Ищите нас здесь
Смотрите также:
- Смысл стихотворения «Крестьянские дети» Н.А. Некрасова Стихотворение «Крестьянские дети» является визитной карточкой Николая Алексеевича Некрасова. В этом произведении автор затрагивает непростую тему — жизнь крестьянских семей. Почему Н.А. Некрасова волновала именно судьба простого русского народа? Какую…
- Смысл стихотворения Пушкина — К Чаадаеву Стихотворение «К Чаадаеву» стало одним из ключевых лирических произведений в творчестве Александра Сергеевича Пушкина. Написано оно было в 1818 году, а значит относится к раннему творчеству великого русского поэта. Смысл…
- Смысл стихотворения М. Ю. Лермонтова «Родина» Михаил Лермонтов всегда был приверженцем возвышенного представления о гражданских идеалах и любви к Отечеству. Он писал о связи гражданина и его Родины, однако простотой изложения никогда не отличался. Но стихотворение…
- Смысл романа Война и мир Толстого и его названия Наша жизнь наполнена контрастами. Именно об этом хотел сказать Лев Николаевич Толстой своим читателям. Милосердие, достоинство, доброта, честь и ожесточенная схватка не только на поле сражения, но в кругу самых…
- Смысл рассказа Собака на сене Толстого «Собака на сене» Льва Толстого отражает отношение писателя к помещикам, владеющим землёй. Произведение Толстого — талантливая сказка, подарившая читателям меткое крылатое выражение. Статья повествует об истинном, но скрытом смысле сочинения…
Жанр
Изначально по жанру это была баллада, на создание которой автора вдохновили произведения Гете и Гейне, а также немецкие народные песни с фантастическим сюжетом. Однако после сокращения осталась только балладно-сказочная зарисовка. Важную роль играет также стихотворный размер – с помощью амфибрахия создается простая и размеренная ткань повествования. Читателю не нужно отвлекаться на ритмические сложности, он может сосредоточиться на истории. Равномерная ритмика, без неровностей и сбоев текста, для этого необходима. Толстой использует характерную для себя перекрестную рифму, которая делает чтение еще более легким и быстрым, не лишая произведение балладного очарования.
Главная тема стихотворения
В основу стихотворения легла короткая зарисовка, когда во время прогулки на берегу водоема молодая мама засыпает, а ее маленький сынок слушает в это время голоса стрекоз, зовущих его поиграть. Особенностью этого произведения является открытый финал — читателю остается додумать самостоятельно, как закончилась эта история.
Пошел ли мальчик на зов стрекоз, и погиб в итоге, или вовремя проснулась его мама, которая спасла мальчишку. При этом нужно подчеркнуть, что сам поэт воспринимает факт того, что мальчик слышит голоса стрекоз, лишь наличием у ребенка богатого, яркого воображения. Однако этот факт делает произведение еще более сказочным, нереальным.
На создание этого стиха автора подтолкнули фантастические сюжеты немецких баллад. В свое время чтение сочинений Гете и Гейне оказали существенное воздействие на творчество и видение мира самого графа Толстого. Именно отсюда в произведении самого Толстого наблюдается некая мистификация, а открытый финал только подчеркивает жутковатые нотки.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Где гнутся над омутом лозы.
История создания – произведение написано в 1840 году, причём изначально оно было значительно больше, однако поэт решил, что нужно сократить написанную им балладу, так что итогом стала практически зарисовка со сказочными мотивами. Впервые было опубликовано в 1856 году в “Русском вестнике”.
Тема стихотворения – хрупкость человеческой жизни и безвозвратность происходящих в ней драматических событий.
Композиция – балладная история развивается последовательно. В первой и второй строфах автор описывает саму ситуацию, показывая читателю, как герои оказались на берегу омута, третья посвящена подробному описанию стрекоз, которые привлекают главного героя, маленького мальчика. Четвёртая строфа завершает зарисовку, но оставляет финал истории открытым.
Жанр – баллада.
Стихотворный размер – амфибрахий с перекрестной рифмой.
Эпитеты – “летнее солнце”, “весёлый хоровод”, “бирюзовые спинки”, “песчаное дно”, “отлогий берег”.
Символ – омут.
Метафоры – “летают и пляшут стрекозы”, “трепещут былинки”.
Анализ стихотворения «Где гнутся над омутом лозы…» (А. К. Толстой)
Удивительный, прекрасный и ужасный мир открывает нам анализ стихотворения «Где гнутся над омутом лозы…» (А. К. Толстой). Впервые оно было напечатано в «Русском вестнике» в 1856 году, хотя написано было шестнадцатью годами ранее. Это способствует спорам литературоведов о том, что стихотворение на самом деле могло быть напечатано намного раньше.
Алексей Толстой известен читателям как автор довольно страшных и жутких сказок. Поэтому образы и содержание стихотворения «Где гнутся над омутом лозы…» точно соответствуют мировоззрению и мировосприятию его создателя. Стихотворение очень загадочное и многогранное по многим параметрам.
Сюжет стихотворения не кажется слишком осложненным и философским на первый взгляд читателя. Строки рисуют нам жаркий летний день, печет горячее солнце. Оно сморило уставшую женщину, которая решила прилечь от усталости и уснула. Рядом с ней ее маленький мальчик, который и становится главным героем стихотворения. Перед мальчуганом открывается чудный пейзаж, превратившийся в сказку. Вдруг мальчик слышит разговор стрекоз, которые заманивают его в свой омут.
Что может насторожить читателя в столь умиротворенной картине летнего дня на лоне природы? Абсолютная безмятежность и безопасность водоема, который воспевают стрекозы, казалось бы, ничем не может грозить маленькому мальчику.
Но в том и заключается основная мысль стихотворения. Толстой с помощью таких вот прекрасных пейзажных зарисовок раскрывает сложную тему хрупкости человеческой жизни. Совершенно недопустимо доверять своим ощущениям, отключая при этом рассудок – такова идея небольшого стихотворения. Хотя изначально поэтом была задумана баллада, в основу которой легли сюжеты Гете и Гейне. У баллады было страшное продолжение с нравоучительной концовкой. По задумке автора мальчик должен был все-таки поддаться уговорам стрекоз и шагнуть в омут. Дальнейшее развитие действия, должно быть, понятно всем: без сомнений, героя баллады засосало бы мутное илистое дно водоема, где свою добычу уже поджидали пожиратели плоти – черные раки.
Мальчик погиб, а над омутом снова наступила бы ложная идиллия и тишина, и снова стрекозы заманивают неосторожных доверчивых людей в свой страшный омут.
Толстой убрал целых четыре строфы у произведения, превратив балладу во всего лишь небольшую балладную зарисовку, резко обрывающуюся на моменте принятия решения мальчиком. Скорее всего, автор целенаправленно сократил произведение, чтобы каждый из нас сам придумал ему продолжение и сделал свои выводы.
Приглядимся к стихотворению поближе.
При всей его кажущейся цельности все-таки композиция состоит из двух частей. При этом первой части, которая представляет собой пейзажную зарисовку, отдана всего одна строфа.
Перед нами чудная картина с ласковыми образами ивняка, летнего солнца и пляшущих стрекоз, которые «веселый ведут хоровод». Настораживает в этом гармоничном сообществе только омут. Писатель целенаправленно говорит именно об омуте – самом страшном и опасном из всех возможных природных водоемов. Не озеро, не река – омут. Спасение из него практически невозможно: в нем не просто тонут, омут затягивает, обрекая жертву на мучительную смерть. Омут спрятан гнущимися лозами, над ним – веселые и беззаботные стрекозы. Все это заставляет обманываться путника, уставшего от жары. У омута здесь есть еще одна символичная функция. Издревле он считался местом, где живет нечистая сила. Поэтому им пугали маленьких детей. Но этот омут спрятан пением веселых стрекоз.
Следующие три строфы – это песня стрекоз. В песне они рассказывают о себе мальчику, затуманивая его сознание. Действуют почти как гипноз. Их песня незамысловатая, не выдает она и высокой художественности стихотворения, но эта некоторая примитивность даже еще сильнее сбивает с толку неопытного собеседника. Стрекозы говорят без конца, расхваливая себя, свою жизнь и омут, куда настойчиво приглашают мальчика.
Под нами трепещут былинки,
Нам так хорошо и тепло,
У нас бирюзовые спинки,
А крылышки точно стекло!
Их речи похожи на детскую сказку, потому и верит им беззащитный ребенок. Уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных делают речь стрекоз ласковой и доброй, похожей на ласку матери.
Прелестное стрекотание создается также и с помощью трехстопного амфибрахия, который придает стихотворению музыкальность и легкость восприятия. Слова как будто сами стекают в голову читателя. За всем этим уже совершенно легко не заметить, что дно не песчаное, а берег не отлогий.
Из разговора стрекоз мы узнаем о матери, которую сморил зной, и она прилегла отдохнуть, оставив ребенка одного. Наверняка и ее обманул омут под лозами и со стрекозы над ним. Место вполне может показаться безопасным, а омут не так просто заметить. Ребенок остался без защиты, а его неопытность в различении добра и зла вполне может сыграть с ним злую шутку. Да что там ребенок! Наверняка многие из читателей сами убаюкиваются под чтение стихотворения Толстого.
Средства выразительности в стихотворении представлены немногочисленными эпитетами: «летнее солнце», «веселый хоровод», «бирюзовые спинки», «песчаное дно», «отлогий берег»; метафорами: «летают и пляшут стрекозы», «трепещут былинки». Все тропы связаны с созданием особого настроения, сказочной атмосферы произведения.
Со стороны главного героя стихотворения мы не видим никаких действий. Но манящая песня стрекоз и созданная особенным, свойственным только А.К. Толстому, приемом, волшебная и одновременно жуткая картина говорят нам о том, что мальчик уже почти готов послушаться стрекоз и вот-вот сделает опасный шаг в страшный омут.
Автор прерывает историю, по сути, на ее кульминации, когда фантазия позволит самостоятельно читателю определить судьбу главного героя. Может быть, он шагнет в омут, и его ждет страшная участь. Или мать успеет спасти своего ребенка, а может быть, и сама погибнет с ним, навсегда укрывшись под толщей воды, и никогда никому уже не расскажет, что кроется за гнущимися лозами. Но быть может, у ребенка разум победит над чувствами, и он не поддастся чарам стрекоз…
Как бы ни стали развиваться события дальше, автор отказался от готового сценария для того, чтобы каждый из нас понял цену своей жизни, которая в один миг может быть прервана, стоит только сделать один неверный шаг.
История создания
Это простое, но в то же время многогранное стихотворение было написано Алексеем Толстым в 1849 году. История создания его непростая: изначально поэт написал классическую народную балладу со страшной концовкой, однако после убрал целых четыре строфы, оставив только небольшую зарисовку. Это полностью отражает его поэтические взгляды: Толстой считал, что поэзия витает в воздухе, ожидая только возможности воплотиться на бумаге. А это значит, что не нужно держаться за написанные строки, идея в любом случае будет воплощена.
Годом первой публикации этого произведения считается 1856 год, тогда оно было напечатано в “Русском вестнике”, однако некоторые историки литературы допускают, что были и более ранние, однако информация о них не дошла.
Композиция
Произведение, лирический герой которого – маленький мальчик, состоит из четырёх строф. Первая и вторая необходимы автору для того, чтобы создать экспозицию истории. Читатель легко реконструирует, что произошло: мать с ребёнком пришли поиграть на природе, женщина устала и прилегла отдохнуть, уверенная, что её малышу в таком идиллическом месте ничего не угрожает – и тут его начинают звать к себе стрекозы.
Третья строфа полностью посвящена описанию стрекоз – они сами рассказывают о себе, приманивая ребёнка подобно тому, как сирены приманивали моряков. И цели у них, очевидно, очень тёмные.
И в последней строфе, завершающей композицию, читатель видит завершение истории: ребёнок явно уже готов шагнуть в омут, завороженный уверениями стрекоз в том, как они его любят и как весело им будет играть. Но, несмотря на расставленные акценты, прямо об этом не говорится.
Хотя изначально финал истории был трагическим, а урок для людей – очень явным, в окончательной версии Толстой оставляет его открытым, давая читателю возможность самому додумать, что же произошло в произведении. Важную роль играет также стихотворный размер – с помощью амфибрахия создаётся простая и размеренная ткань повествования. Читателю не нужно отвлекаться на ритмические сложности, он может сосредоточиться на истории. Равномерная ритмика, без неровностей и сбоев текста, для этого необходима. Толстой использует характерную для себя перекрестную рифму, которая делает чтение ещё более лёгким и быстрым, не лишая произведение балладного очарования.
Сочинения
Стихотворение Толстого Алексея Николаевича «Где гнутся над омутом розы» представляет собой небольшую балладу. Произведение написано красивым, певучим языком. Недаром часто из баллад делают песни. Сам сюжет стихотворения сказочный, таинственный и жутковатый.
Толстой Где гнутся над омутом лозы
Маленький, несмышленый мальчик и его мать оказались в летний, жаркий полдень на берегу водоема с омутом, окруженным живописной природой. Они выбрали это место для отдыха. Над таинственной бездной раскинули свои ветки лозы. Разноцветные стрекозы порхают над водоемом. Насекомые пытаются своими красивыми песнями заманить ребенка на дно омута. Мать задремала на берегу пруда и не может контролировать безопасность своего замечтавшегося малыша.
Мать, вероятно, не представляет, что ее сыну грозит опасность. Но в водной стихии находится омут, способный затягивать в свою пучину неосторожных людей. Зловещее место порой бывает трудно распознать, водовороты в водоеме и вязкое дно можно и не заметить. Вокруг воды вьются и пляшут красивые, переливающиеся различными оттенками палитры стрекозы. Они представлены автором как сказочные персонажи, ведущие хоровод. Летающие насекомые поют красивые, зловещие песни и пытаются ими заманить доверчивого, любопытного мальчишку на дно омута. Они рассказывают ребенку, как хорошо ему будет жить в пучине воды и обещают научить тому, что не дано обыкновенным людям — летать.
В последнем четверостишии стрекозы с блестящими тельцами, как стекло и бирюзовыми спинками продолжают звать мальчика войти в воду. Они говорят о том, что берег у водоема пологий, а дно песчаное и гладкое. Они обещают ему райскую жизнь рядом с собой. Хитрые насекомые рассказывают несмышленому ребенку как им хорошо здесь живется, и что они давно его любят. Стихотворение остается незаконченным. Неизвестно, ушел ли мальчик в воду и погиб или остался жив.
Где гнутся над омутом лозы анализ
Это литературное произведение учит нас любить природу, поэзию. Стихотворение интригует своей незаконченностью и заставляет нас самих придумать конец. А также предупреждает людей о грозящейся им опасности, которую, порой, сложно заметить. Матерям, старшим братьям и сестрам надо всегда помнить о своих маленьких родственниках. Сказки часто учат нас премудрости жизни. К тому же это стихотворение не так уж далека от реальности. Маленькие дети любят фантазировать, они верят в существование сказочных персонажей: Деда Мороза, Снегурочки. Немудрено, что любопытный мальчишка и вправду мог отправиться в омут ловить привлекательных стрекоз.
Вполне возможно, что в жизни Толстого была подобная история, где маленький человечек погиб, по неосторожности, и его не смогли уберечь нерадивые родственники. Вот поэтому он и придумал стихотворение с таким сюжетом, как будто бы делая предупреждение. Ведь стрекозы манят ребенка и приговаривают, что подойти к ним надо пока не проснулась мать.
Сохрани себе на стену чтобы не потерять!
Алексей Константинович Толстой был поэтом с особым мировоззрением. Его понимание поэзии, о роли каждого человека в мировой истории, о назначении творца сложилось и развивалось под влиянием идеалистических взглядов. В письме к своей жене поэт однажды определил характер своих работ. Он отметил, что стихотворения витают в воздухе, и чтобы создать что-то стоящее, следует лишь постараться ухватить их и потянуть к себе, буквально вытаскивая их из первобытного мира.
Так и выходит, что стихотворения Толстого легки, но в то же время многогранны. Их нельзя понимать однозначно, они имеют много смыслов.
Одной из таких загадочных, заставляющих мыслить работ Толстого является стихотворение «Где гнутся над омутом лозы…», написанное в 1840 году. По своему жанру оно является небольшой балладой. Изначально он создал произведение большее по размеру вдвое, напоминающее по стилю и слогу «Лесного царя». Но подходя к завершению работы над балладой, поэт уменьшает ее и делает финал произведения открытым. Тем самым баллада стала походить на сказочную зарисовку.
Поэт описывает жаркий день лета. Мать с сыном пришли к берегу омута. Здесь важно подчеркнуть, что семья пришла ни к реке, ни к озеру или пруду, а именно к омуту. Такой водоем в сознании русского народа всегда ассоциировался со злыми духами. Иными словами, по поверью нахождение рядом с омутом не сулит ничего хорошего. Да и в реальности это очень опасное место: омут глубок, берег крут, здесь часто бывают водовороты.
Солнце палило — сильно уставшую мать, разморило под его жаркими лучами, и она заснула прямо на берегу. Ребенок бега рядом. Скорее всего, мать была уверена, что вокруг царит лишь тихая природа, и с ее сыном ничего не случится. Она была рада, что тот играет на природе, согреваемый лучами солнца, а о том, что рядом именно омут, она, наверное, и не знала.
Поэтому, томимая усталостью, она и позволила себе заснуть. Она не чувствовала тревоги.
Вокруг плясали стрекозы. На первый взгляд кажется, что это все всего лишь метафора, которая говорит о быстроте полета этих насекомых и звуке ими издаваемом. Но здесь стрекозы одушевлены: они начинают говорить с ребенком, отвлекают его внимания на себя, водя хороводы. Они обещают малышу научить его летать. От их образа веет мистикой. Они более походят на русалок, которые заманивали молодых парней к себе в воду.
Третья строфа — описание стрекоз: их крыльев, подобных стеклу, их бирюзовых спинок. Насекомые хвалятся ребенку своей внешностью и при этом уверяют, что уже довольно давно любят именно этого ребенка. Они зовут его к себе, делают все, чтобы малыш сделал шаг с берега в омут. На этом стихотворение заканчивается, сделает ли маленький герой стихотворения этот шаг или нет, остается неизвестным. Читателю остается гадать, упал ли мальчик в омут и утонул или мать вовремя проснулась. А быть может, он решил больше не слушать стрекоз и ушел от них.
Убранный автором финал не так весел. В нем мальчик все-таки делает шаг вперед, падает в омут и тонет. А страшные раки нападают на тело малыша и утаскивают его куда-то в пески дна. А над омутом ничего не меняется: ярко светит солнце, блестя на солнце крыльями, летают стрекозы. Этот финал должен был служить уроком для всех родителей и их детей.
В конечном варианте этот урок не так явен. Но несмотря на это задача Толстого состояла в стремлении напомнить о безвозвратности драматических событий показать хрупкость жизни человека, когда в один лишь миг она может быть оборвана.
Жанр лирического произведения – простое стихотворение. Оно посвящено природе и удивительным её созданиям – стрекозам. Автор ведёт рассказ о каком-то спокойном месте, где летом стрекозы «ведут весёлый хоровод» и взывают своими песнями к ним присоединиться. Создаётся ощущение жаркого полудня в тени деревьев на берегу реки, где толпой резвятся эти чудные насекомые, завлекая освежиться в прохладном омуте.
После прочтения стихотворения проникаешься умиротворённым настроением уставшего от жары мальчика, который пытается себя как-то развлечь в летней полуденной тиши. Ему мерещатся весёлые танцы и песни стрекоз, он словно хочет присоединиться к ним, но не решается, да и непонятно, куда они могут затянуть.
Стихотворение построено довольно просто: четыре четверостишия, первое – вводное, а последующие – песнь, призыв хоровода стрекоз. Всё стихотворение написано с помощью трёхсложного размера – амфибрахия и перекрёстной рифмы.
Толстой использует различные приёмы, чтобы полностью передать чувства и настроение. Например, олицетворение – «летают и пляшут стрекозы, весёлый ведут хоровод» помогает создать абсолютно живой образ насекомых, действительно с тобой разговаривающих. Сравнение «крылышки точно стекло» помогает красиво и точно «нарисовать» лёгких стрекоз. Встречается несколько повторов: «Где гнутся над омутом лозы,
Где летнее солнце печёт…», «Дитя, подойди к нам поближе,…, Дитя, подойди, подойди же…». Эти приёмы в полной мере передают нам атмосферу стихотворения.
Главная идея произведения – это, скорее всего, мысль о том, что в летний знойный полдень, наблюдая за манящими созданиями, такими как стрекозы, важно не потерять реальность и не принять воображаемые образы за действительность.
Это стихотворение вызвало у меня двойственное чувство. Оно, конечно, очень красиво и точно написано, прекрасно передаёт летнюю картину, но остаётся какая-то недосказанность, как будто должно быть продолжение у этой песни, у этой истории.
Сочинения > Анализ > Анализ стихотворения Толстого: Где гнутся над омутом лозы
Анализ стихотворения Толстого: Где гнутся над омутом лозы
Стихотворение Толстого Алексея Николаевича «Где гнутся над омутом розы» представляет собой небольшую балладу. Произведение написано красивым, певучим языком. Недаром часто из баллад делают песни. Сам сюжет стихотворения сказочный, таинственный и жутковатый.
Толстой Где гнутся над омутом лозы
Маленький, несмышленый мальчик и его мать оказались в летний, жаркий полдень на берегу водоема с омутом, окруженным живописной природой. Они выбрали это место для отдыха. Над таинственной бездной раскинули свои ветки лозы. Разноцветные стрекозы порхают над водоемом. Насекомые пытаются своими красивыми песнями заманить ребенка на дно омута. Мать задремала на берегу пруда и не может контролировать безопасность своего замечтавшегося малыша.
Мать, вероятно, не представляет, что ее сыну грозит опасность. Но в водной стихии находится омут, способный затягивать в свою пучину неосторожных людей. Зловещее место порой бывает трудно распознать, водовороты в водоеме и вязкое дно можно и не заметить. Вокруг воды вьются и пляшут красивые, переливающиеся различными оттенками палитры стрекозы. Они представлены автором как сказочные персонажи, ведущие хоровод. Летающие насекомые поют красивые, зловещие песни и пытаются ими заманить доверчивого, любопытного мальчишку на дно омута. Они рассказывают ребенку, как хорошо ему будет жить в пучине воды и обещают научить тому, что не дано обыкновенным людям — летать.
В последнем четверостишии стрекозы с блестящими тельцами, как стекло и бирюзовыми спинками продолжают звать мальчика войти в воду. Они говорят о том, что берег у водоема пологий, а дно песчаное и гладкое. Они обещают ему райскую жизнь рядом с собой. Хитрые насекомые рассказывают несмышленому ребенку как им хорошо здесь живется, и что они давно его любят. Стихотворение остается незаконченным. Неизвестно, ушел ли мальчик в воду и погиб или остался жив.
Где гнутся над омутом лозы анализ
Это литературное произведение учит нас любить природу, поэзию. Стихотворение интригует своей незаконченностью и заставляет нас самих придумать конец. А также предупреждает людей о грозящейся им опасности, которую, порой, сложно заметить. Матерям, старшим братьям и сестрам надо всегда помнить о своих маленьких родственниках. Сказки часто учат нас премудрости жизни. К тому же это стихотворение не так уж далека от реальности. Маленькие дети любят фантазировать, они верят в существование сказочных персонажей: Деда Мороза, Снегурочки. Немудрено, что любопытный мальчишка и вправду мог отправиться в омут ловить привлекательных стрекоз.
Вполне возможно, что в жизни Толстого была подобная история, где маленький человечек погиб, по неосторожности, и его не смогли уберечь нерадивые родственники. Вот поэтому он и придумал стихотворение с таким сюжетом, как будто бы делая предупреждение. Ведь стрекозы манят ребенка и приговаривают, что подойти к ним надо пока не проснулась мать.