- Анализ стихов
- Некрасов
- Соловьи
Произведение посвящено тяжелому положению простого народа. Описывая сцену из крестьянского быта, Некрасов показывает несправедливость существующего строя, по отношению к низшим слоям населения.
В начале стихотворения автор рисует идиллическую картину из крестьянской жизни. Все описываемое им вполне правдоподобно. Молодая крестьянка с маленькими детьми идут на праздник в рощу, где собралось все село. Автор намеренно показывает эпизод из крестьянской жизни, который по своему характеру не связан с тяжелым трудом, необходимостью платить землевладельцу или государству неподъемные суммы. Действие происходит во время сельского праздника – одного из немногих дней, когда крестьяне могут отдыхать и веселиться. Автор подчеркивает веселые разговоры и смех собравшихся.
Далее речь также ведется о певчих птицах. Крестьянка рассказывает своим детям, что одно время соловьи исчезли из этой рощи, так как местные жители в большом количестве их ловили. Однако и эта история с птицами закончилась хорошо: было принято решение прекратить охоту на соловьев, после чего те вернулись. Теперь у этих птиц есть место, где они в безопасности. Казалось бы, получается благостная история из жизни крестьян, которые иногда любили рассказывать помещики.
Однако уже в конце произведения, репликой старшего сына крестьянки, Некрасов раскрывает, зачем он написал это стихотворение и почему обратился к теме певчих птиц. Ребенок спрашивает мать, есть ли подобное безопасное и привольное место для людей. И поэт, устами крестьянки, отвечает, что для людей такого не существует. В ее ответе расшифровывается, что именно автор считает аналогичным силкам и клеткам для птиц. Это подати и рекрутская повинность.
Высокое налогообложение и мобилизация в армию на 25 лет, в основном, касались крестьян. Крестьяне – герои стихотворения, подтверждают, что речь шла о самой многочисленной группе населения тогдашней России.
В своем стихотворении поэт, желавший облегчить страдания своего народа, донес свои мысли до читателя. При этом он сумел избежать излишней патетики и не создавал картины ужасающих бедствий. Прочитавший произведения сам должен сделать очевидный вывод. С точки зрения пропаганды своих идей, Некрасов сделал верный ход, показав веселых отдыхающих крестьян. Читатели из средних и высших слоев общества, таким образом, воспринимали их в качестве таких же людей, как и они сами с обычными житейскими радостями.
Вариант 2
Некрасов – наследственный русский дворянин и великий стихотворец своего времени. Несмотря на его статус, Николаю Алексеевичу неизменно была небезразлична жизнь и удел простого народа. Почти все стихотворения Некрасова, так или иначе, раскрывают подробности сельского быта, понуждая читателя проникнуться состраданием и симпатией к закрепощённым крестьянам.
Так, например, в стихотворение «Соловьи» речь идёт не столь о птицах, сколь о мечте крепостного народа. Мечте о месте, где не будет дворянской власти, податей и рекрутчины, и где народ сможет подобно соловьям выращивать своих детей, трудиться лишь ради блага собственной семьи, петь песни и радоваться жизни, ничего не опасаясь.
Автор подаёт это сопоставление весьма мастерски, почти незримо вплетая в повествование о дивной роще строки, помогающие нам прочувствовать атмосферу крестьянского бытия.
Эту атмосферу создаёт и сама структура, лексика произведения. Незатейливые, короткие фразы, простые, бытовые обороты. Автор не даёт читателю забыть, от чьего лица ведётся рассказ, с помощью периодических фраз, обращённых непосредственно к чадам лирической героини [«(Клим, не трогай Сашу!)», «Да не мешай же мне, проказник!»].
Также прекрасно передан образ крестьянки – примерной русской матери. От лица автора о ней нет ни слова, однако, по мере повествования перед глазами сам собой возникает образ трудолюбивой, кроткой женщины, которая работает днями напролет, но несмотря на это не утратила любви к жизни. Она находит в своём сердце силы любить не только собственных детей, но и природу, животных, и прививает своим детям эту любовь к природе.
Обратим внимание на финальные строки:«А если б были для людей Такие рощи и полянки, Всё на руках своих детей / Туда бы отнесли крестьянки…»
Женщина не говорит о том, что сама отправилась в чудное место, она грезит лишь о счастье для своих детей.
Эта самоотверженность окончательно укореняет в сердце читателя симпатию и восхищение лирической героиней.
Поражает также и оптимизм, жизнерадостность; в произведение почти не говорится о тяжёлом быте и непосильной работе, а лишь о празднествах, песнях и веселье.
Но несмотря на это автор умудряется дать нам прочувствовать, ощутить всю нелегкость положения крестьян. Не упоминая о проблеме напрямую, Некрасов, тем не менее заставляет нас проникнуться проблемой, исчезнувшей ещё в позапрошлом столетии. Это ли не подлинное ремесло поэта?
В нашу эпоху не так важна тема отношения к простому люду, но как никогда злободневна тема отношения к природе. На примере небольшой рощи Некрасов показывает, каким прекрасным может быть мир, наполненный беспечным щебетанием птиц, благоуханиями диких трав, и как хорошо может быть людям бок о бок с братьями нашими меньшими.
И на примере той же рощицы показано, как печальны могут быть для самих людей результаты их же бездумного, корыстного отношения к природе.
Анализ стихотворения Соловьи по плану
Соловьи
Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворения Пушкина Вновь я посетил
Стихотворение это написано Александром Пушкиным после похорон матери, которые прошли в родном Михайловском. Действительно, вернувшись к родному дому, Александр Сергеевич чувствует, как на него нахлынули воспоминания
- Анализ стихотворения Зеленый шум Некрасова
Произведение Некрасова Зелёный шум вышло из-под пера поэта во второй половине XIX века и сразу было допущено его публикование в журнале Современник.
- Анализ стихотворения Пастернака Февраль. Достать чернил и плакать!
Данное стихотворение было написано в тысяча девятьсот двенадцатом году. Оно замечательно характеризует раннее творчество поэта и является одним из самых первых стихотворений, написанных им
- Анализ стихотворения Какая холодная осень! Фета
Стихотворение «Какая холодная осень…» было написано Фетом в 1854 году. Именно здесь автор рассказывает про две свои любимые темы. Одна тема называется природа, а другая тема называется любовь
- Анализ стихотворения Клятва Ахматовой
Любая несправедливость, горе и страдание имеют собственный отклик в душе практически любого человека, который видит нечто подобное, люди склонны к сочувствию. Когда началась
- Анализ стихотворений
- Некрасов
- Соловьи
Анализ стихотворения Некрасова Соловьи
Н. А. Некрасов. «Соловьи»
Как вы думаете, о чем это стихотворение Некрасова — о соловьях или об отношении человека к соловьям?
Это стихотворение об отношении человека к природе, к соловьям. Здесь поднимается, как принято сейчас говорить, экологическая тема. Крестьянка рассказывает своим детям о том, что когда-то, испуганные расставленными сетями и силками, соловьи перестали прилетать в их рощу, и люди больше не слышали их пения. Расстроенные этим, крестьяне решили никогда больше не ставить силков на птиц, и роща снова наполнилась их удивительным пением. Запрет ловить соловьев переходит теперь в этой деревне от дедов к внукам, и жители деревни наслаждаются чудесными соловьиными переливами.
2. Как вы докажете, что поэту очень хочется помочь живой природе и улучшить отношение людей к природе? Какие строки этого произведения убеждают вас в этом?
Запомнить надобно и вам, Избави Бог, тут ставить сети! Ведь надо ж бедным соловьям Дать где-нибудь и отдых, дети.
«164
МегаШпора в соцсетях:
Анализ стихотворения Николая Некрасова «Соловьи»
Некрасов в стихотворении «Соловьи» отказался от описания каких-либо бурных событий во внешнем мире и предпочел остановиться на описании размеренной жизни простых крестьян. В отдаленной деревне ничего не происходит, все идет свои чередом: работают крестьяне, куры копошатся в траве, а также изредка лают собаки.
В центре сюжета крестьянка, рассказывающая свои детям о соловьиной роще, где собирается все взрослое население деревни и слушает пение птиц. Крестьянка говорит детям, что птиц в этом крае так много, как «в кузове гроздьев», а поют они «слаще хороводов». Но со временем злые люди начали отлавливать певчих птичек и продавать на рынке. Это продолжалось до тех пор, пока в соловьиной роще не осталось ни одного соловья.
Дальнейшие повествование в стихотворении «Соловьи» идет от имени все той же крестьянки. Она учит детей, что ловить певчих птичек это плохо и неправильно. Детки так поглощены рассказом, что обещают не только не ловить птичек, но и оберегать их от злых людей. Они твердо решили вырасти защитниками соловьиной лощины.
Некрасов плавно переходит от рассказа матери, к описанию тяжелой судьбы крестьянина: он встает каждое утро еще до рассвета и работает до поздней зари. Лирическая героиня сожалеет, что не может вести свободную жизнь певчей птички.
Крестьянка мечтает хоть на мгновение почувствовать себя, не обремененной повседневными заботами и непосильной данью в государственную казну.
Н. Некрасов, безусловно, заметно для читателя переел от трогательной истории о соловьях на тяжелую судьбу крестьянина и его бесправье. В конце стихотворения Некрасов приходит к выводу, что лучше быть свободным, но бедным, чем всю жизнь провести в работе и жалкой борьбе за существование.
Кроме тяжелой судьбы крестьянства, поэт отмечает лучшие качества русской женщины – она может быть прекрасной матерью в любых обстоятельствах. Славянская женщина всегда жила и будет жить для своих детей, вкладывая в них самое лучшее. Дети для нее это не бремя, которое нужно нести, она черпает от них силу и преодолевает самые сложные препятствия на своем жизненном пути. Об это говорят следующие строки: «героиня изо всех сил выбивается», чтобы достать кусок хлеба для своего ребенка.
Таким образом, стихотворение «Соловьи» — это не стих о певчих птичках (о них частично пишет Некрасов), а о богатстве души русской женщины и тяжелой участи крестьянства, отчаянно борющегося за жалкое существование.
СОЛОВЬИ
1867-1873
Качая младшего сынка,
Крестьянка старшим говорила:
«Играйте, детушки, пока!
Я сарафан почти дошила;
Сейчас буренку обряжу,
Коня навяжем травку кушать,
И вас в ту рощицу свожу —
Пойдем соловушек послушать.
Там их, что в кузове груздей, —
Да не мешай же мне, проказник! —
У нас нет места веселей;
Весною, дети, каждый праздник
По вечерам туда идут
И стар и молод. На поляне
Девицы красные поют,
Гуторят пьяные крестьяне.
А в роще, милые мои,
Под разговор и смех народа
Поют и свищут соловьи
Звончей и слаще хоровода!
И хорошо и любо всем…
Да только (Клим, не трогай Сашу!)
Чуть-чуть соловушки совсем
Не разлюбили рощу нашу:
Ведь наш-то курский соловей
В цене, — тут много их ловили,
Ну, испугалися сетей,
Да мимо нас и прокатили!
Пришла, рассказывал ваш дед,
Весна, а роща как немая
Стоит — гостей залетных нет!
Взяла крестьян тоска большая.
Уж вот и праздник наступил
И на поляне погуляли,
Да праздник им не в праздник был!
Крестьяне бороды чесали.
И положили меж собой —
Умел же бог на ум наставить —
На той поляне, в роще той
Сетей, силков вовек не ставить.
И понемногу соловьи
Опять привыкли к роще нашей,
И нынче, милые мои,
Им места нет любей и краше!
Туда с сетями сколько лет
Никто и близко не подходит,
И строго-настрого запрет
От деда к внуку переходит.
Зато весной весь лес гремит!
Что день, то новый хор прибудет…
Под песни их деревня спит,
Их песня нас поутру будит…
Запомнить надобно и вам:
Избави бог тут ставить сети!
Ведь надо ж бедным соловьям
Дать где-нибудь и отдых, дети…»
Середний сын кота дразнил,
Меньшой полз матери на шею,
А старший с важностью спросил,
Кубарь пуская перед нею:
«А есть ли, мама, для людей
Такие рощицы на свете?»
— «Нет, мест таких… без податей
И без рекрутчины нет, дети.
А если б были для людей
Такие рощи и полянки,
Все на руках своих детей
Туда бы отнесли крестьянки…» 1
комментарии, примечания к стихотворению
СОЛОВЬИ
Некрасов Н.А.
1 Печатается по Ст 1873, т. III, ч. 5, с. 166, с подзаголовком и датой на шмуцтитуле: «Стихотворения, посвященные русским детям (1870)», относящимися, кроме данного стихотворения, к «Дедушке Мазаю и зайцам».
Впервые опубликовано: ОЗ, 1870, № 10, с. 444, с подписью: «Н. Некрасов» и подзаголовком: «Из стихотворений, посвященных русским детям».
В собрание сочинений впервые включено: Ст 1873, т. III, ч. 5.
Черновой автограф, без заглавия, карандашом, плохо читаемый (порядок отдельных строф не соответствует окончательному тексту: так, после строки «Мы там гуляем каждый праздник» идут шесть строк, представляющих собой вариант ст. 45–47, а также ст. 48 и 53; после «Всю косу рас проказник» — строки, соответствующие ст. 53–68, т. е. конец стихотворения; после строки «А вечером туда идут» — ст. 14–16, 19–24, 29–30; ст. 25–28 в рукописи отсутствуют) — ГБЛ, ф. 195, М.5755, № 5, л. 1–2.
Концовка стихотворения, где Некрасов говорит о рекрутчине и податях, от которых нигде не спастись крестьянину, вызвала негодование цензуры. «Муза Некрасова, — доносил цензор Н. Е. Лебедев 19 октября 1870 г.,- отличающаяся гражданской скорбью о меньшей братии и старающаяся выставить напоказ больные места общественного строя, и в этом стихотворении не изменила себе… Здесь не отрицается обязательность податей и военной службы, но желательно было бы избежать сопоставления их с силками и сетями» (Голос минувшего, 1918, № 4–6, с. 86–87). По мнению председателя Совета Главного управления по делам печати М. Н. Лонгинова, высказанному 23 октября 1870 г. при обсуждении в Совете десятой книжки «Отечественных записок», в которой были напечатаны «Соловьи», именно это стихотворение, наряду со статьями Н. К. Михайловского и Н. А. Демерта, вполне выражает направление журнала, которое «нельзя не признать вредным» (ЛН, т. 49–50, с. 462).
у стихотворения СОЛОВЬИ аудио записей пока нет.
Николай Некрасов — Качая младшего сынка ( Соловьи )
Качая младшего сынка,
Крестьянка старшим говорила:
«Играйте, детушки, пока!
№ 4 Я сарафан почти дошила;
Сейчас буренку обряжу,
Коня навяжем травку кушать,
И вас в ту рощицу свожу —
№ 8 Пойдем соловушек послушать.
Там их, что в кузове груздей, —
Да не мешай же мне, проказник! —
У нас нет места веселей;
№ 12 Весною, дети, каждый праздник
По вечерам туда идут
И стар и молод. На поляне
Девицы красные поют,
№ 16 Гуторят пьяные крестьяне.
А в роще, милые мои,
Под разговор и смех народа
Поют и свищут соловьи
№ 20 Звончей и слаще хоровода!
И хорошо и любо всем.
Да только (Клим, не трогай Сашу!)
Чуть-чуть соловушки совсем
№ 24 Не разлюбили рощу нашу:
Ведь наш-то курский соловей
В цене, — тут много их ловили,
Ну, испугалися сетей,
№ 28 Да мимо нас и прокатили!
Пришла, рассказывал ваш дед,
Весна, а роща как немая
Стоит — гостей залетных нет!
№ 32 Взяла крестьян тоска большая.
Уж вот и праздник наступил
И на поляне погуляли,
Да праздник им не в праздник был!
№ 36 Крестьяне бороды чесали.
И положили меж собой —
Умел же бог на ум наставить —
На той поляне, в роще той
№ 40 Сетей, силков вовек не ставить.
И понемногу соловьи
Опять привыкли к роще нашей,
И нынче, милые мои,
№ 44 Им места нет любей и краше!
Туда с сетями сколько лет
Никто и близко не подходит,
И строго-настрого запрет
№ 48 От деда к внуку переходит.
Зато весной весь лес гремит!
Что день, то новый хор прибудет.
Под песни их деревня спит,
№ 52 Их песня нас поутру будит.
Запомнить надобно и вам:
Избави бог тут ставить сети!
Ведь надо ж бедным соловьям
№ 56 Дать где-нибудь и отдых, дети. »
Середний сын кота дразнил,
Меньшой полз матери на шею,
А старший с важностью спросил,
№ 60 Кубарь пуская перед нею:
«А есть ли, мама, для людей
Такие рощицы на свете?»
— «Нет, мест таких. без податей
№ 64 И без рекрутчины нет, дети.
А если б были для людей
Такие рощи и полянки,
Все на руках своих детей
№ 68 Туда бы отнесли крестьянки. »
Kachaya mladshego synka,
Krestyanka starshim govorila:
«Igrayte, detushki, poka!
Ya sarafan pochti doshila;
Seychas burenku obryazhu,
Konya navyazhem travku kushat,
I vas v tu roshchitsu svozhu —
Poydem solovushek poslushat.
Tam ikh, chto v kuzove gruzdey, —
Da ne meshay zhe mne, prokaznik! —
U nas net mesta veseley;
Vesnoyu, deti, kazhdy prazdnik
Po vecheram tuda idut
I star i molod. Na polyane
Devitsy krasnye poyut,
Gutoryat pyanye krestyane.
A v roshche, milye moi,
Pod razgovor i smekh naroda
Poyut i svishchut solovyi
Zvonchey i slashche khorovoda!
I khorosho i lyubo vsem.
Da tolko (Klim, ne trogay Sashu!)
Chut-chut solovushki sovsem
Ne razlyubili roshchu nashu:
Ved nash-to kursky solovey
V tsene, — tut mnogo ikh lovili,
Nu, ispugalisya setey,
Da mimo nas i prokatili!
Prishla, rasskazyval vash ded,
Vesna, a roshcha kak nemaya
Stoit — gostey zaletnykh net!
Vzyala krestyan toska bolshaya.
Uzh vot i prazdnik nastupil
I na polyane pogulyali,
Da prazdnik im ne v prazdnik byl!
Krestyane borody chesali.
I polozhili mezh soboy —
Umel zhe bog na um nastavit —
Na toy polyane, v roshche toy
Setey, silkov vovek ne stavit.
I ponemnogu solovyi
Opyat privykli k roshche nashey,
I nynche, milye moi,
Im mesta net lyubey i krashe!
Tuda s setyami skolko let
Nikto i blizko ne podkhodit,
I strogo-nastrogo zapret
Ot deda k vnuku perekhodit.
Zato vesnoy ves les gremit!
Chto den, to novy khor pribudet.
Pod pesni ikh derevnya spit,
Ikh pesnya nas poutru budit.
Zapomnit nadobno i vam:
Izbavi bog tut stavit seti!
Ved nado zh bednym solovyam
Dat gde-nibud i otdykh, deti. »
Seredny syn kota draznil,
Menshoy polz materi na sheyu,
A starshy s vazhnostyu sprosil,
Kubar puskaya pered neyu:
«A yest li, mama, dlya lyudey
Takiye roshchitsy na svete?»
— «Net, mest takikh. bez podatey
I bez rekrutchiny net, deti.
A yesli b byli dlya lyudey
Takiye roshchi i polyanki,
Vse na rukakh svoikh detey
Tuda by otnesli krestyanki. »
Rfxfz vkflituj csyrf,
Rhtcnmzyrf cnfhibv ujdjhbkf:
«Buhfqnt, ltneirb, gjrf!
Z cfhfafy gjxnb ljibkf;
Ctqxfc ,ehtyre j,hz;e,
Rjyz yfdz;tv nhfdre reifnm,
B dfc d ne hjobwe cdj;e —
Gjqltv cjkjdeitr gjckeifnm/
Nfv b[, xnj d repjdt uhepltq, —
Lf yt vtifq ;t vyt, ghjrfpybr! —
E yfc ytn vtcnf dtctktq;
Dtcyj/, ltnb, rf;lsq ghfplybr
Gj dtxthfv nelf blen
B cnfh b vjkjl/ Yf gjkzyt
Ltdbws rhfcyst gj/n,
Uenjhzn gmzyst rhtcnmzyt/
F d hjot, vbkst vjb,
Gjl hfpujdjh b cvt[ yfhjlf
Gj/n b cdboen cjkjdmb
Pdjyxtq b ckfot [jhjdjlf!
B [jhjij b k/,j dctv///
Lf njkmrj (Rkbv, yt nhjufq Cfie!)
Xenm-xenm cjkjdeirb cjdctv
Yt hfpk/,bkb hjoe yfie:
Dtlm yfi-nj rehcrbq cjkjdtq
D wtyt, — nen vyjuj b[ kjdbkb,
Ye, bcgeufkbcz ctntq,
Lf vbvj yfc b ghjrfnbkb!
Ghbikf, hfccrfpsdfk dfi ltl,
Dtcyf, f hjof rfr ytvfz
Cnjbn — ujcntq pfktnys[ ytn!
Dpzkf rhtcnmzy njcrf ,jkmifz/
E; djn b ghfplybr yfcnegbk
B yf gjkzyt gjuekzkb,
Lf ghfplybr bv yt d ghfplybr ,sk!
Rhtcnmzyt ,jhjls xtcfkb/
B gjkj;bkb vt; cj,jq —
Evtk ;t ,ju yf ev yfcnfdbnm —
Yf njq gjkzyt, d hjot njq
Ctntq, cbkrjd djdtr yt cnfdbnm/
B gjytvyjue cjkjdmb
Jgznm ghbdsrkb r hjot yfitq,
B ysyxt, vbkst vjb,
Bv vtcnf ytn k/,tq b rhfit!
Nelf c ctnzvb crjkmrj ktn
Ybrnj b ,kbprj yt gjl[jlbn,
B cnhjuj-yfcnhjuj pfghtn
Jn ltlf r dyere gtht[jlbn/
Pfnj dtcyjq dtcm ktc uhtvbn!
Xnj ltym, nj yjdsq [jh ghb,eltn///
Gjl gtcyb b[ lthtdyz cgbn,
B[ gtcyz yfc gjenhe ,elbn///
Pfgjvybnm yflj,yj b dfv:
Bp,fdb ,ju nen cnfdbnm ctnb!
Dtlm yflj ; ,tlysv cjkjdmzv
Lfnm ult-yb,elm b jnls[, ltnb///»
Cthtlybq csy rjnf lhfpybk,
Vtymijq gjkp vfnthb yf it/,
F cnfhibq c df;yjcnm/ cghjcbk,
Re,fhm gecrfz gthtl yt/:
«F tcnm kb, vfvf, lkz k/ltq
Nfrbt hjobws yf cdtnt?»
— «Ytn, vtcn nfrb[/// ,tp gjlfntq
B ,tp htrhenxbys ytn, ltnb/
F tckb. skb lkz k/ltq
Nfrbt hjob b gjkzyrb,
Dct yf herf[ cdjb[ ltntq
Nelf ,s jnytckb rhtcnmzyrb///»
Слушать стихотворение Некрасова Соловьи
Темы соседних сочинений
Картинка к сочинению анализ стихотворения Соловьи
Настроение произведения Соловьи
Сочинение на тему: ПРИРОДА И ОБЩЕСТВО В СТИХОТВОРЕНИИ Н. А. НЕКРАСОВА “СОЛОВЬИ”
В этом лирическом стихотворении не происходит никаких внешних событий. Автор пытается передать отношение простой крестьянки к природе и обществу, описать ее внутренние переживания. И в то же время поэту, как всегда, удается несколькими точными деталями отобразить быт русской деревни.
Мы узнаем, что у крестьянки много детей и много работы. Она успевает и шить сарафан, и кормить скотину, и забавлять детишек интересными историями. Крестьянка рассказывает о соловьиной роще, где любят собираться по праздникам местные крестьяне, чтобы повеселиться
и послушать пение соловьев.
Там столько соловьев, сколько “в кузове груздьев”, и они поют “звончей и слаще хороводов”. Собираться в знаменитой роще крестьяне стали в давние времена, но однажды, как рассказывал дед ребятишек, соловьи исчезли. Так как пение соловьев высоко ценилось, их ловили сетями и силками на продажу.
Птицы почувствовали опасность и улетели из этих мест.
Тогда крестьяне, которым стало тоскливо без соловьиного пения, договорились никогда не ставить в роще сетей и силков. И соловьи постепенно стали
возвращаться в рощу, радуя своим пением людей. Крестьянка учит детей никогда не ловить соловьев, потому что даже у бедных соловьев должно быть где-нибудь место для отдыха.
Старший сын спрашивает маму, есть ли такие рощи для людей. И крестьянка неожиданно строго говорит, что мест без податей и рекрутчины для людей не бывает. А потом добавляет, что если бы вдруг нашлись такая роща и полянка, то все крестьянки на руках отнесли бы туда своих детей.
Бесхитростная история крестьянки о взаимосвязи человека и природы, о необходимости бережного отношения к миру природы обернулась горестными мыслями о тяжелом положении крестьянства. Лирическая героиня стихотворения мечтает о свободной жизни и сожалеет о том, что у крестьян не бывает полной свободы, как у вольных птиц. То, что она ответила на вопрос мальчика не задумываясь, говорит о том, что мысли о своем угнетенном положении, его безысходности давно не дают ей покоя.
Поэту удалось воплотить в стихотворении извечную мечту крестьянства о свободе. Образ вольных птиц в представлении народа всегда противопоставлялся крепостной зависимости.
Глоссарий:
– Анализ стихотворения некрасова соловьи
– эссе на тему общество и природа
– некрасов соловьи анализ стихотворения
– эссе на тему природа и общество
– некрасов соловьи анализ
Loading…
Сочинение на тему: ПРИРОДА И ОБЩЕСТВО В СТИХОТВОРЕНИИ Н. А. НЕКРАСОВА “СОЛОВЬИ”
Помогите написать сочинение по литературе Алексей Фатьянов Соловьи
Соловьи, соловьи, не тревожьте боец,
Пусть бойцы немножко поспят,
Немного пусть подремлют.
Пришла и к нам на фронт весна,
Бойцам стало не до сна
Не поэтому, что пушки колотят,
А поэтому, что вновь поют,
Пренебрегав, что здесь идут бои,
Напевают шальные соловьи.
Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
Пусть бойцы немного подремлют,
Немного подремлют.
Но что война для соловья!
У соловья ведь жизнь своя.
Не дремлет боец, припомнив дом
И сад зелёный над прудом,
Где соловьи всю ночь напевают,
А в доме том бойца ждут.
Соловьи, соловьи, не тревожьте боец,
Пусть бойцы немножко подремлют,
Немного пусть поспят.
А завтра опять будет бой,
Уж так назначено судьбой,
Чтобы нам уйти, недолюбив,
От наших жён, от наших нив;
Но с каждым шагом в том бою
Нам поближе дом в родном краю.
Знаменитый поэт-песенник Алексей Фатьянов является автором многих песен, которые полюбились народу. Композиция «Соловьи» создана вместе с музыкантом Василием Соловьевым-Седым. Сюжетная искренняя песня «Соловьи» наполнена переживаниями и внутренними страданиями. Однако персонажи верили в лучшее и надеялись на светлое будущее. Проведём анализ текста композиции.
В первом куплете мы видим событие, которое разделило жизнь людей на до и после. Война. Страдания, боль, переживания. Однако даже в это непростое страшное время люди находят поводы для радости. «Пришла и к нам на фронт весна». Весна. Время года, когда все расцветает, пробуждается от зимнего сна. Хочется жить, мечтать, творить. Люди устали от голода, усталости, неизвестности. Вместе с весной они почувствовали перемены в своём существовании. Даже среди ужасов войны они замечают небольшие радости, которые поднимают им настроение.
«Забыв, что здесь идут бои». Солдаты с помощью пения птиц хоть на миг перенеслись в свой родной край, в мирное время. «Поют шальные соловьи». Почему именно шальные? Возможно, автор олицетворяет птиц с нежеланием сдаваться. Кругом разруха, сражения, ужасы военных действий. Птицы, словно не замечая, что творится вокруг живут своей жизнью. Именно соловьи подбадриваю солдат, вселяют в них надежду на счастливый исход войны.
В припеве автор обращается к поющим птицам. Он пытается успокоить их. Автор уверен, что солдатам нужен хороший отдых, а соловьи своим пением лишь тревожат их. Во время военных действий солдаты испытывают весь спектр эмоций. Чтобы успокоиться, им необходимо какое-то время побыть в тишине. Однако на войне это практически невозможно. Соловьи пытались своим пением перекрыть звук снарядов. Они, несмотря ни на что, продолжали существовать дальше.
Во втором куплете автор удивляется жизненной энергии соловья. Простая птица, а сколько в ней силы. «Но что война для соловья». С помощью образа птиц автор говорит нам о стойкости и храбрости солдат. Ради своих родных и близких они вновь и вновь идут в бой. Они не щадят себя, они верят только в победу. Соловьи возвращают солдат в их родной дом, где их очень любят и ждут. Пение птиц напоминает им о мирном небе над головой, о чудесных беззаботных деньках. Сад зелёный, пруд, отчий дом. Все это было так близко, но уже так далеко. Но соловьи «окунают» солдат в атмосферу спокойствия и умиротворения. Совсем ненадолго, лишь на миг. Однако это времени хватит, чтобы восстановить моральные силы и снова идти в бой.
В заключительном куплете автор говорит о неизбежности событий завтрашнего дня. «А завтра снова бой». Снова страдания, боль, потери. Снова солдат столкнётся лицом к лицу с опасностью. Но у людей нет выбора. «Уж так назначено судьбой». Для солдат долг и честь не пустой звук. Они знают, за что борются. Они знают, что отступать нельзя, ведь за их спинами те, кто с любовью ждёт их дома. Солдаты ещё многого не успели в жизни. Они не выбирали свой путь. Однако у них единственная цель — победа. Поэтому, немного отдохнув, лишь в воспоминаниях вернувшись в родной край, они вновь идут в бой.
Солдаты расстались с родными и близкими. Кто-то ушел на фронт от родителей, кто-то от жён и детей. Каждый из них метает побыстрее вернуться назад. Но для этого им нужно выстоять ещё в одном бою, потом ещё и ещё. С каждым шагом они становятся все ближе и ближе к победе. С каждым шагом они становятся ближе к дому и близким людям. Только сильные духом личности способны выдержать испытания, которые выпали на их долю. Находясь на войне, видя страшные события, они помнили о своей великой цели. Как пение соловья, солдаты слышали голоса своих близких. Мелодия, которая заставляла их быть сильными и смелыми, несмотря ни на что. «Нам ближе дом в родном краю». Мысль, которая согревала их изнутри, когда казалось, что сил больше не осталось.
Анализ стихотворения «Соловьи» Дудин
Критикой принято относить М. Дудина к военному поколению вместе с М. Лукониным, С. Орловым, А. Межировым. И почти у всех поэтов военных лет есть одно-два стихотворения, написанных на фронте, которые являются как бы творческой эмблемой художника, отражают его индивидуальность. У С. Орлова это стихотворение «Его зарыли в шар земной…», у М. Луконина — «Приду к тебе…», у С. Гудзенко — «Перед атакой…». Есть такое произведение и М. Дудина. Это стихотворение «Соловьи», написанное в 1942 году.
С. Орлов писал об этих стихах: «В балладе “Соловьи” сто строк. Не много для исповеди и раздумий о прожитой жизни и главном в ней. Яркие, красочные картины весеннего мира, рождений и расцвета перебиваются порывистыми, как дыхание, строками о жизни человеческой, о любви и счастье, а те, в свою очередь, сменяются строфами, рисующими последние мгновения смертельно раненного солдата… Прямота и бесстрашие последних строк стихотворения продиктованы бескрайней весной, землей, опутанной колючей проволокой, счастьем грядущего мира, биением человеческих сердец под солдатскими шинелями».
Стихотворение «Соловьи» многогранно. Критики отмечали в нем «удивительное, редкое соединение публицистики, романтики, даже гусарства… и грубых подробностей войны, эпического размаха и проникновенной лирики»2.
Начало стихотворения сурово, аскетично:
О мертвых мы поговорим потом.
Смерть на войне обычна и сурова.
В той же стилистической манере разворачивается лирический сюжет: «Трехсотпятидесятый день войны…». Указано место, где умирал товарищ из «пулеметной роты». Само описание смерти, на первый взгляд, не сопровождается сильными эмоциями:
Он умирал. И, понимая это,
Смотрел на нас и молча ждал конца.
Однако вскоре мы начинаем понимать, каких усилий стоит поэту эта сдержанность, этот «пафос холодного мужества». Лирический герой изо всех сил сдерживает чувства, он приказывает себе:
Ну, стой и жди. Застынь. Оцепеней.
Запри все чувства сразу на защелку.
И этим объяснением сразу же снимаются все вопросы. Эта мотивировка подготавливает эмоциональный взрыв в следующей строке:
Вот тут и появился соловей,
Несмело и томительно защелкал.
Потом сильней, входя в горячий пыл,
Как будто сразу вырвавшись из плена,
Как будто сразу обо всем забыл,
Высвистывая тонкие колена.
Лирический герой прислушивается к естественным проявлениям жизни, ее живому течению, ее всемогущему зову. Поэт дает здесь полную свободу чувству: герой радуется цветущей сирени, любуется земляникой на минном поле, с наслаждением вдыхает аромат ландыша и мяты, слушает трели соловьев и песнь малиновки. Жизнь и смерть существуют рядом. Жизнь могуча и непобедима. И смерть на фоне ликующей жизни природы кажется нелепой, невозможной:
Нелепа смерть. Она глупа. Тем боле Когда он, руки разбросав свои,
Сказал: «Ребята, напишите Поле —
У нас сегодня пели соловьи».
Это место является сюжетной кульминацией и эмоциональной вершиной произведения. Далее лирический герой обращается к своему погибающему товарищу:
Он не дожил, не долюбил, не допил,
Недоучился, книг не дочитал.
И теперь уже он больше не сдерживает чувства. Герой понимает, что и его жизнь может оборваться в любой момент:
Я был с ним рядом. Я в одном окопе,
Как он о Поле, о тебе мечтал.
И, может быть, в песке, в размытой глине, Захлебываясь в собственной крови,
Скажу: «Ребята, дайте знать Ирине —
У нас сегодня пели соловьи».
Финал стихотворения — мысли поэта о будущем. Мы понимаем, что смерть эта во имя будущего, когда родятся дети
Для подвигов, для песен, для любви». Финал стихотворения напоминает нам начало:
Я славлю смерть во имя нашей жизни!
О мертвых мы поговорим потом.
Таким образом, мы видим кольцевую композицию, хотя смысловая тональность этих строк отличается от начальной строки.
Почти все стихотворение написано катренами, оно включает лишь три двустишия (два из них включают строку-рефрен — «Трехсотпятидесятый день войны»). Рифмовка — перекрестная и парная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитет («в сырой земле», «обветренные скулы»), метафору («Сердца сгорели», «Запри все чувства на защелку…»), анафору («Он не нуждался в помощи ничьей. Он умирал…»), олицетворение («И ландыш, приподнявшись на носок, Заглядывал в воронку от разрыва…»), лексический повтор («цветет, Цветет на минном поле земляника!»).