Стихотворение А. С. Пушкина «Пора, мой друг, пора» является прекрасным образцом философской лирики. Оно нигде не публиковалось при жизни поэта, что указывает на то, что было очень личным, сокровенным для Александра Сергеевича. Подготовка к уроку литературы в 10 классе будет более качественной при использовании краткого анализа «Пора, мой друг, пора» по плану.
Краткий анализ
История создания – Стихотворение написано в 1834 году и посвящено супруге Наталье.
Тема стихотворения – Мечты об уединении и спокойной, праведной жизни.
Композиция – Стихотворение состоит из двух четверостиший. Построено на антитезе «жизнь – смерть».
Жанр – Лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – Шестистопный ямб с использованием парной рифмовки.
Метафоры – « обитель дальняя »,«усталый раб»,«дни летят».
Эпитеты – «чистых нег», «завидная доля».
Олицетворения – «покоя сердце просит».
История создания
Александр Сергеевич всегда имел славу вольнодумца, что очень не нравилось государю Николаю I. Он опасался свободомыслия поэта и той силы пера, которой тот обладал. Узнав, что Пушкин решил покинуть Санкт-Петербург и обосноваться с семьей в родной деревне, он поступил весьма хитро – произвёл поэта в камер-юнкеры и тем самым обязал Александра Сергеевича исправно ходить на службу. К слову сказать, это назначение было весьма оскорбительным для 35-летнего поэта, поскольку звание камер-юнкера получали юноши.
Однако главная причина разочарования поэта крылась в другом. Устав от придворной жизни и отчаянно нуждаясь в тишине и покое, Александр Сергеевич планировал покинуть шумную столицу и жить в уединении в своей деревне. Однако его попытка уйти в отставку оказалась неудачной. Подавленный этим событием, Пушкин адресовал стихотворение «Пора, мой друг, пора» своей любимой жене Наталье.
Тема
Некоторые исследователи творчества А.С.Пушкина считают, что стихотворение «Пора, мой друг, пора» так и не было завершено. Обосновывают это тем, что главная тема стихотворения – спокойная жизнь в кругу близких людей, и далее поэт должен был бы написать о жизни в кругу семьи, о старости. Но ничего этого нет.
В первой строфе ведётся речь о быстротечности жизни, которая может оборваться в любой миг. Лирический герой размышляет о естественном ходе жизни: стремительно уходящей юности, мудрой зрелости, которая неизменно заканчивается смертью. И зрелые годы лирический герой хочет встретить в тишине и покое, вместе со своим верным «другом», то есть женой. В этой строфе нет трагизма, лишь спокойные рассуждения о бытии.
Во второй строфе лирический герой делает акцент на том, что в зрелости есть своя прелесть – «покой и воля
». С возрастом каждый человек разочаровывается в счастье, то есть в своих юношеских идеалах и грезах, однако на смену им приходят более основательные качества. Лирический герой видит отраду в освобождении от лицемерного общества и жизни в кругу своей семьи.
По мнению некоторых исследователей, далее должно было быть описание счастливой и умиротворенной жизни человека преклонных лет, окруженного близкими людьми, однако произведение так и не было завершено.
Центральная тема заключается в спокойной жизни на свободе, в данном случае – в деревне, где не нужно жить по правилам столичного общества. Юность не нуждается в тепле домашнего очага, однако с возрастом приходит понимание того, что истинное счастье заключается в семье, спокойной, размеренной жизни, возможности заниматься любимым делом. Именно о такой жизни и мечтает лирический герой.
Композиция
Стихотворение состоит из двух строф, которые, на первый взгляд, мало связаны друг с другом. Но это только на первый взгляд.
Стихотворение начинается с рассуждений лирического героя о бренности всего сущего и желания уединиться с семьей вдали от общества. Первая часть заканчивается мыслью, что жизнь быстротечна и человек, предполагающий долго жить, может умереть в любой момент. Во второй же части лирический герой говорит о смерти как об освобождении.
Композиция построена на антитезе «жизнь – смерть».
Стихотворный размер – шестистопный ямб с использованием парной рифмовки, при этом происходит чередование пар женских и мужских рифм.
Жанр
Стихотворение написано в жанре лирического стихотворения.
Произведение отличается ритмичностью.
Средства выразительности
Как и во всех своих произведениях, Александр Сергеевич мастерски использует средства выразительности, чтобы как можно лучше донести своё настроение читателю.
Эпитеты «чистых нег», «завидная доля
» придают образам большего драматизма. Также в произведении использованы метафоры («обитель дальняя »,«усталый раб
»,«дни летят
») и олицетворения («покоя сердце просит
»).
История создания
Стихотворение “Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит” написано в 1834 году, Пушкину 35 лет. Стихотворение адресовано жене Наталье и связано с неудачной попыткой поэта выйти в отставку и уехать в деревню.
Николай I не хотел отпускать от себя поэта, боясь его свободомыслия. Кроме того, Николаю нравилась жена Пушкина. Поэт был произведен в камер-юнкеры (звание, которое получали юноши). Таким образом царь обязал поэта, отчаянно нуждающегося в деньгах, ходить на службу.
Пушкин был оскорблен назначением. В январе 1834
г. он писал: “Третьего дня я пожалован в камер-юнкеры (что довольно неприлично моим летам)”.
Можно только догадываться, хотела ли жена Пушкина вести уединенную жизнь в деревне, или ей больше нравились балы в Петербурге.
Литературное направление, жанр
Стихотворение написано в реалистический период творчества Пушкина. Произведение не закончено. В рукописи есть план продолжения стихотворения, соответствующий законам реализма.
Предполагалась эволюция лирического героя, который с возрастом удаляется со своей подругой в деревню и наслаждается радостями бытия: поля, сад, крестьяне, книги, труды
поэтические, семья, любовь, религия – и так до самой смерти.
Стихотворение относится к жанру философской лирики.
Тема, основная мысль и композиция
Анализируя стихотворение, нужно помнить, что произведение не закончено. Вывод о теме, основной мысли и композиции нужно делать исходя из нереализованного замысла Пушкина. Тогда между первой и второй строфами, которые кажутся противопоставленными друг другу, появляется тесная связь.
Первая строфа о быстротечности бытия. В нее Пушкин не вкладывал того трагического смысла, который усматривают некоторые исследователи. Он не говорит о предчувствии своей гибели. Лирический герой рассуждает о том, что в его жизни наступил момент, когда молодость ушла и близится старость, естественно заканчивающаяся смертью.
Зрелость и старость лирический герой хочет провести с “другом”, подразумевая любимую, жену.
Вторая строфа начинается афоризмом: “На свете счастья нет, но есть покой и воля”. Этот афоризм – приобретение зрелости. Человек разочаровывается в счастье, но находит для себя отраду в покое и воле, то есть освобождении. “Усталый раб” жизни нашел новую цель.
И это счастье не от бурных переживаний и событий, а труды и наслаждения вдали от общества, со своей семьей. Дальше Пушкин предполагал описать эту по-своему счастливую жизнь зрелого, а затем старого человека до самой его смерти.
Тема стихотворения – спокойная и свободная жизнь в деревне. Основная мысль высказана самим Пушкиным. Юность не ищет домашнего уюта, а зрелость ужасается одиночества. Счастлив тот, кто находит подругу и создает с ней семью, селится в деревне и наслаждается природой, работой, семьей, религией до самой смерти.
Лирический герой, вступивший в пору зрелости, мечтает о такой жизни.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано шестистопным ямбом. Оно очень ритмично, почти нет пропусков ударения. Рифмовка парная, чередуется пара женской и пара мужской рифмы.
Это стихотворение задумано как жизненная программа зрелого поэта, что требует четкости не только содержания, но и формы.
Тропы и образы
Для создания художественного образа Пушкин использует очень точные метафоры и один из их видов – олицетворение. Все абстрактные понятия выступают у него как деятельные существа: сердце просит покоя, дни летят, каждый час уносит частичку бытия. Этой деятельной жизни абстрактных понятий противопоставлена усталость и даже смерть человека, лирического героя. Он метафорически называет себя усталым рабом.
Не рабом жизни, желающим умереть, а рабом рутины, привычек, обязанностей, который как раз собирается жить в полную силу, несмотря на неизбежную смерть.
Отрывок строится на антитезе жизни и смерти, счастья и покоя, воли. Вторая строфа, которая начинает ненаписанный рассказ о жизни в деревне, рисует идиллию с помощью старославянизмов и эпитетов. Пушкин называет деревню дальней обителью трудов и чистых нег, используя перифраз.
Эпитет усталый (раб) выражен прилагательным, обозначающим постоянный во времени признак. Уставший отдыхает и становится бодрым, но усталый раб светской жизни может только убежать от нее.
Loading…
Стихотворение А. С. Пушкина «Пора, мой друг, пора» является прекрасным образцом философской лирики. Оно нигде не публиковалось при жизни поэта, что указывает на то, что было очень личным, сокровенным для Александра Сергеевича. Подготовка к уроку литературы в 11 классе будет более качественной при использовании краткого анализа «Пора, мой друг, пора» по плану.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Пора, мой друг, пора.
История создания – Стих написан в 1834 году и посвящен супруге Наталье.
Тема стихотворения – Мечты об уединении и спокойной, праведной жизни.
Композиция – Стихотворение так и не было закончено, оно состоит из двух четверостиший. Построена на антитезе «жизнь – смерть».
Жанр – Философская лирика.
Стихотворный размер – Шестистопный ямб с использованием парной рифмовки.
Метафоры – «дни летят».
Эпитеты – «усталый», «дальняя», «завидная».
Сравнения – «усталый раб».
Олицетворения – «покоя сердце просит».
Анализ стихотворения Александра Пушкина «Пора, мой друг, пора!»
Читая стихотворение А.С. Пушкина, написанное им в 1834 году в городе Петербурге, чувствуется тоска поэта по деревне Болдино: по размеренной свободной творческой работе, по садам и полям. «Пора, мой друг…» – начинается череда строк небольшого рифмованного произведения, состоящего из 8 строк.
Прямое обращение адресовано то ли товарищу Пушкина, то ли жене. В любом случае речь первого четверостишия звучит так, будто читающий ее человек обязательно поймет сказанное, прочтет между строк и оценит несколько юмористическое замечание о внезапности людской смерти. Здесь использована разговорная речь.
Второе четверостишие поэзии содержит в противопоставление первому высказыванию личного характера философские отвлеченные размышления. В жизни «счастья нет», – пишет Пушкин. Огорчение его вызвано вынужденным нахождением вне родного уютного обжитого деревенского местечка. Суета, хлопоты, государственные дела вымотали лирическую душу и ее плач по истинной свободе звучит в строчках «Пора, мой друг…».
Образу времени уделено важное внимание. Описана скоротечность времени, огорчение от необходимости тратить драгоценные минуты на дела, не важные для лирического героя. «Покой и воля» – вот мечта поэта. Не бесцельного времяпрепровождения жаждет его душа, а плодотворного творчества и «чистых нег». Автор называет себя жалостливо «усталым рабом», видимо, под гнетом социально-политических институтов создается тягостное переживание собственной подневольности. Тема свободы всегда звучала в поэзии Александра Сергеевича громко и как основополагающая ценность для человека.
Размер стиха – ямб. Эпитет, метафора и олицетворение выступают помощниками в описании внутреннего мира лирического героя.
Предчувствовал ли Пушкин нагаданную цыганкой скорую смерть? Стихотворение не выражает сожаления о возможном уходе в мир иной, наоборот, – смерть видится как избавление, освобождение от жизненных мук, терзавших мятежную душу поэта.
«Замыслил я побег» – признается автор; как дар небес воспринимает он уход от устоявшейся суетности дней. Как мудрый философ и мечтающий лирик пишет Пушкин о смысле жизни и смерти.
История создания
Александр Сергеевич всегда имел славу вольнодумца, что очень не нравилось государю Николаю I. Он опасался свободомыслия поэта и той силы пера, которой тот обладал. Узнав, что Пушкин решил покинуть Санкт-Петербург и обосноваться с семьей в родной деревне, он поступил весьма хитро – произвел поэта в камер-юнкеры и тем самым обязал Александра Сергеевича исправно ходить на службу. К слову сказать, это назначение было весьма оскорбительным для 35-летнего поэта, поскольку звание камер-юнкера получали юноши.
Однако главная причина разочарования поэта крылась в другом. Устав от придворной жизни и отчаянно нуждаясь в тишине и покое, Александр Сергеевич планировал покинуть шумную столицу и жить в уединении в своей деревне. Однако его попытка уйти в отставку оказалась неудачной. Подавленный этим событием, Пушкин адресовал стихотворение «Пора, мой друг, пора» своей любимой жене Наталье.
Анализ стихотворения Пушкина «Пора, мой друг, пора!»
Существует предание о том, что Александр Пушкин загодя знал о своей гибели на дуэли. Такую смерть нагадала ему цыганка и даже предрекла, что убийцей поэта будет светловолосый молодой человек. Сам Пушкин в это предсказание верил и не верил одновременно. Начнем с того, что поэт никогда не был заядлым дуэлянтом и на оскорбления предпочитал отвечать не пулей, а едкой эпиграммой. Впрочем, поэт не предполагал, что в роковой дуэли 1837 года он будет отстаивать честь своей супруги, поступиться которой он не имел права. Однако все это произойдет несколько позже, а в 1834 году поэт создает стихотворение «Пора, мой друг, пора». очевидный смысл которого становится понятным только после роковой гибели автора этих строк.
Стихотворение состоит из двух четверостиший, которые, на первый взгляд, по смыслу совершенно противоречат друг другу. Обращаясь к самому себе, Пушкин словно бы говорит в первом из них, что дни его сочтены. «Покоя сердце просит», — прислушиваясь к внутренним мироощущениям, отмечает поэт. Но при этом речь идет не о банальном отдыхе и попытках избавиться от повседневной суеты, потому как поэт чувствует, что «каждый час уносит частичку бытия».
Поэт еще полон сил и не хочет думать о смерти. Однако предсказание цыганки не выходит у него из головы, поэтому он философски замечает, что мы «предполагаем жить, и глядь – уже умрем». Однако переход в мир иной пот воспринимает не как трагедию, а как долгожданное освобождение от земных обязательств. И именно об этом Пушкин рассказывает во втором четверостишии, пытаясь донести до читателя простую мысль о том, что «на свете счастья нет». Конечно, поэт несколько лукавит, потому что искренне любит жизнь во всех ее проявлениях. Однако он устал от постоянных унижений и необходимости решать повседневные проблемы, поэтому признается: «Давно, усталый раб, замыслил я побег». Поэт мечтает уединиться в «обитель дальнюю трудов и чистых нег», что можно расценить, как попытку оставить службу и перебраться в Михайловское. Однако у финальной строчки этого стихотворения более глубинный смысл: Пушкин действительно предвидит собственную гибель, однако воспринимает это как дар небес. Подтверждают эту догадку и воспоминания современников поэта, которые были очевидцами жестокого унижения Пушкина, получившего в 1834 году звание камер-юнкера, присуждаемое 17-летним юношам. Поэт готов был в прямом смысле слова умереть от стыда и считал, что это – самый лучший выход из сложившейся ситуации.
©»» .
Тема
При анализе «Пора, мой друг, пора» следует помнить, что произведение не было завершено. На это указывают некоторое противопоставление между двумя строфами стихотворения.
В первой строфе ведется речь о быстротечности жизни, которая может оборваться в любой миг. Лирический герой размышляет о естественном ходе жизни: стремительно уходящей юности, мудрой зрелости, которая неизменно заканчиваются смертью. И зрелые годы лирический герой хочет встретить в тишине и покое, вместе со своим верным «другом», то есть женой. В этой строфе нет трагизма, лишь спокойные рассуждения о бытие.
Во второй строфе лирический герой делает акцент на том, что в зрелости есть своя прелесть – «покой и воля». С возрастом каждый человек разочаровывается в счастье, то есть в своих юношеских идеалах и грезах, однако на смену им приходят более основательные качества. Лирический герой видит отраду в освобождении от лицемерного общества и жизни в кругу своей семьи.
По замыслу поэта далее должно было быть описание счастливой и умиротворенной жизни человека преклонных лет, окруженного близкими людьми, однако произведение так и не было завершено.
Центральная тема заключается в спокойной жизни на свободе, в данном случае – в деревне, где не нужно жить по правилам столичного общества. Юность не нуждается в тепле домашнего очага, однако с возрастом приходит понимание того, что истинное счастье заключается в семье, спокойной, размеренной жизни, возможности заниматься любимым делом. Именно о такой жизни и мечтает лирический герой.
«Пора, мой друг, пора…» А.Пушкин
«Пора, мой друг, пора» Александр Пушкин
Пора, мой друг, пора! покоя сердца просит — Летят за днями дни, и каждый час уносит Частичку бытия, а мы с тобой вдвоём Предполагаем жить, и глядь — как раз — умрем. На свете счастья нет, но есть покой и воля. Давно завидная мечтается мне доля — Давно, усталый раб, замыслил я побег В обитель дальную трудов и чистых нег.
Анализ стихотворения Пушкина «Пора, мой друг, пора»
Существует предание о том, что Александр Пушкин загодя знал о своей гибели на дуэли. Такую смерть нагадала ему цыганка и даже предрекла, что убийцей поэта будет светловолосый молодой человек. Сам Пушкин в это предсказание верил и не верил одновременно. Начнем с того, что поэт никогда не был заядлым дуэлянтом и на оскорбления предпочитал отвечать не пулей, а едкой эпиграммой. Впрочем, поэт не предполагал, что в роковой дуэли 1837 года он будет отстаивать честь своей супруги, поступиться которой он не имел права. Однако все это произойдет несколько позже, а в 1834 году поэт создает стихотворение «Пора, мой друг, пора», очевидный смысл которого становится понятным только после роковой гибели автора этих строк.
Стихотворение состоит из двух четверостиший, которые, на первый взгляд, по смыслу совершенно противоречат друг другу. Обращаясь к самому себе, Пушкин словно бы говорит в первом из них, что дни его сочтены. «Покоя сердце просит», — прислушиваясь к внутренним мироощущениям, отмечает поэт. Но при этом речь идет не о банальном отдыхе и попытках избавиться от повседневной суеты, потому как поэт чувствует, что «каждый час уносит частичку бытия».
Поэт еще полон сил и не хочет думать о смерти. Однако предсказание цыганки не выходит у него из головы, поэтому он философски замечает, что мы «предполагаем жить, и глядь – уже умрем». Однако переход в мир иной пот воспринимает не как трагедию, а как долгожданное освобождение от земных обязательств. И именно об этом Пушкин рассказывает во втором четверостишии, пытаясь донести до читателя простую мысль о том, что «на свете счастья нет». Конечно, поэт несколько лукавит, потому что искренне любит жизнь во всех ее проявлениях. Однако он устал от постоянных унижений и необходимости решать повседневные проблемы, поэтому признается: «Давно, усталый раб, замыслил я побег». Поэт мечтает уединиться в «обитель дальнюю трудов и чистых нег», что можно расценить, как попытку оставить службу и перебраться в Михайловское. Однако у финальной строчки этого стихотворения более глубинный смысл: Пушкин действительно предвидит собственную гибель, однако воспринимает это как дар небес. Подтверждают эту догадку и воспоминания современников поэта, которые были очевидцами жестокого унижения Пушкина, получившего в 1834 году звание камер-юнкера, присуждаемое 17-летним юношам. Поэт готов был в прямом смысле слова умереть от стыда и считал, что это – самый лучший выход из сложившейся ситуации.
Композиция
Стих состоит из двух строф, которые, на первый взгляд, мало связаны друг с другом. Подобный эффект вызван тем, что произведение не было завершено поэтом.
Оно начинается с рассуждений лирического героя о бренности всего сущего и желания уединиться с семьей вдали от общества. По идее, кульминацией произведения должен был послужить отъезд героя с любимой супругой в деревню, где он мог бы наслаждаться простыми радостями вплоть до самой смерти.
Композиция построена на антитезе «жизнь – смерть».
«Пора, мой друг, пора!», анализ стихотворения Пушкина
История создания
Стихотворение «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит» написано в 1834 году, Пушкину 35 лет. Стихотворение адресовано жене Наталье и связано с неудачной попыткой поэта выйти в отставку и уехать в деревню. Николай I не хотел отпускать от себя поэта, боясь его свободомыслия. Кроме того, Николаю нравилась жена Пушкина. Поэт был произведён в камер-юнкеры (звание, которое получали юноши). Таким образом царь обязал поэта, отчаянно нуждающегося в деньгах, ходить на службу. Пушкин был оскорблён назначением. В январе 1834 г. он писал: «Третьего дня я пожалован в камер-юнкеры (что довольно неприлично моим летам)».
Можно только догадываться, хотела ли жена Пушкина вести уединённую жизнь в деревне, или ей больше нравились балы в Петербурге.
Литературное направление, жанр
Стихотворение написано в реалистический период творчества Пушкина. Произведение не закончено. В рукописи есть план продолжения стихотворения, соответствующий законам реализма. Предполагалась эволюция лирического героя, который с возрастом удаляется со своей подругой в деревню и наслаждается радостями бытия: поля, сад, крестьяне, книги, труды поэтические, семья, любовь, религия – и так до самой смерти.
Стихотворение относится к жанру философской лирики.
Тема, основная мысль и композиция
Анализируя стихотворение, нужно помнить, что произведение не закончено. Вывод о теме, основной мысли и композиции нужно делать исходя из нереализованного замысла Пушкина. Тогда между первой и второй строфами, которые кажутся противопоставленными друг другу, появляется тесная связь.
Первая строфа о быстротечности бытия. В неё Пушкин не вкладывал того трагического смысла, который усматривают некоторые исследователи. Он не говорит о предчувствии своей гибели. Лирический герой рассуждает о том, что в его жизни наступил момент, когда молодость ушла и близится старость, естественно заканчивающаяся смертью. Зрелость и старость лирический герой хочет провести с «другом», подразумевая любимую, жену.
Вторая строфа начинается афоризмом: «На свете счастья нет, но есть покой и воля». Этот афоризм – приобретение зрелости. Человек разочаровывается в счастье, но находит для себя отраду в покое и воле, то есть освобождении. «Усталый раб» жизни нашёл новую цель. И это счастье не от бурных переживаний и событий, а труды и наслаждения вдали от общества, со своей семьёй. Дальше Пушкин предполагал описать эту по-своему счастливую жизнь зрелого, а затем старого человека до самой его смерти.
Тема стихотворения – спокойная и свободная жизнь в деревне. Основная мысль высказана самим Пушкиным. Юность не ищет домашнего уюта, а зрелость ужасается одиночества. Счастлив тот, кто находит подругу и создаёт с ней семью, селится в деревне и наслаждается природой, работой, семьёй, религией до самой смерти. Лирический герой, вступивший в пору зрелости, мечтает о такой жизни.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано шестистопным ямбом. Оно очень ритмично, почти нет пропусков ударения. Рифмовка парная, чередуется пара женской и пара мужской рифмы. Это стихотворение задумано как жизненная программа зрелого поэта, что требует чёткости не только содержания, но и формы.
Тропы и образы
Для создания художественного образа Пушкин использует очень точные метафоры и один из их видов – олицетворение. Все абстрактные понятия выступают у него как деятельные существа: сердце просит покоя. дни летят. каждый час уносит частичку бытия. Этой деятельной жизни абстрактных понятий противопоставлена усталость и даже смерть человека, лирического героя. Он метафорически называет себя усталым рабом. Не рабом жизни, желающим умереть, а рабом рутины, привычек, обязанностей, который как раз собирается жить в полную силу, несмотря на неизбежную смерть.
Отрывок строится на антитезе жизни и смерти, счастья и покоя, воли. Вторая строфа, которая начинает ненаписанный рассказ о жизни в деревне, рисует идиллию с помощью старославянизмов и эпитетов. Пушкин называет деревню дальней обителью трудов и чистых нег. используя перифраз.
Эпитет усталый (раб) выражен прилагательным, обозначающим постоянный во времени признак. Уставший отдыхает и становится бодрым, но усталый раб светской жизни может только убежать от неё.
Литературные приемы
В стихотворении использованы средства выразительности, характерные для творчества А. С. Пушкина. Ими являются:
- эпитеты: «усталый раб», «завидная доля»;
- метафоры: «дни летят»;
- олицетворение: «сердце просит»;
- антитеза: планы на жизнь и смерть;
- анафора: «давно…давно».
Темы отсутствия счастья в шумном обществе, желания свободы и быстротечности времени актуальны во все времена. Некоторые знакомятся со стихотворением впервые в средних классах, а затем, перечитывая его с возрастом, воспринимают смысл по-новому.
Тропы и образы
Как и во многих своих стихотворениях, в данном произведении Пушкин использует метафоры и их разновидности — олицетворения (например, «дни летят», «сердце просит»).
Анализ стихотворения «Пора, мой друг, пора…» показывает, что автор использует понятия, которые противопоставлены усталости и смерти — покой, воля. Усталость не наступает от жизни как таковой, а только от образа жизни, навязчивых привычек и обязанностей.
В произведении использована антитеза: «жизнь и смерть», а также старославянизмы («обитель», «чистых нег») и эпитеты, которые выражены прилагательными («усталый раб», «дальняя обитель», «завидная доля»).
Жанр, размер и рифмовка
В 35 лет многие люди хотят поменять устоявшийся ритм жизни, сделать её более спокойной и размеренной, поэтому согласились бы со строками «Пора, мой друг, пора…» (Пушкин). Анализ предполагает, что произведение не было закончено, и кульминацией стихотворения стало бы то, что лирический герой со своей женой уехал бы в деревню и наслаждался простыми радостями до самой смерти.
Данное произведение написано шестистопным ямбом, использован жанр философской лирики. Оно ритмично, имеет парную рифмовку с использованием женской и мужской рифмы. Стихотворение должно было рассказать о всей жизни лирического героя, поэтому оно написано четко и по форме.
- Анализ стихов
- Пушкин
- Пора мой друг пора
Красавица – жена Наталья Гончарова не раз была поводом для ревности великого поэта, именно отстаивая её честь, он погиб на дуэли. Как известно, в супругу Пушкина был влюблен сам Николай I, именно это послужило одной из причин в 1834г дать поэту звание, которое обычно присваивали семнадцатилетним юнцам (Пушкину было 35), чтобы удержать семейную чету в столице. Кроме того, царь все же боялся вольнодумства, которое могло бы проявиться в творчестве поэта, находящегося вдали от непосредственных представителей власти.
Как считают многие исследователи, стихотворение «Пора мой друг пора», написанное в этом же году, напрямую связанно с вышеуказанными событиями. Другие считают, что к написанию произведения Пушкина подтолкнуло пророчество гадалки, о смерти на дуэли от рук белокурого юноши.
Стихотворение написано шестистопным ямбом с парной рифмовкой. Начиная разговор о теме и идее произведения, необходимо учитывать, что оно не окончено, так как были обнаружены наброски продолжения данного стихотворения, в котором предполагалось описание идиллической деревенской жизни лирического героя, в период зрелости в окружении заботы любимой супруги. Именно к ней обращается поэт «мой друг».
Данное стихотворение – это отличный образец философской лирики. Лирический герой, осознавая свою зрелость, скоротечность бытия, с некоторой грустью оглядывается на прошлое. Но все же он настроен жить, жить вдвоем со своей возлюбленной, и умереть вместе ( умрем – мн.ч).
Лирический герой разочарован в отсутствии счастья, конечно, отчасти это лукавство, ведь нет ничего прекраснее любви, которая была в жизни Пушкина. Но он в силу своих годов, уже не получает прежних удовольствий от сердечной страсти, он находит негу в другом – в покое, от общества, шумных балов, обсуждения его творчества, и в воле, в первую очередь от власти, от унижения, которому он был подвергнут.
Лирический герой давно уже избрал свой путь, его стремления к уединенной спокойно жизни тщательно обдуманны и желанны. Он называет себя усталым рабом, не уставшим, который может отдохнуть, сбросив тяжесть оков, нет, усталость эту не прогнать, от нее возможно лишь скрыться. Скрыться там, где спокойно его душе, далеко далеко, предположительно в Михайловском мечтает укрыться от света поэт, ведь именно там он трудился более всего, и там он получал истинную негу – удовольствие от того, что было им написано. Не исключая обеих версий, послуживших причинами создания этого произведения, все стоит отметить, что в строках не прослеживается явного недовольства героя жизнью, и нет определенного намека на уход из жизни посредством смерти.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Пора, мой друг, пора.
История создания – Стих написан в 1834 году и посвящен супруге Наталье.
Тема стихотворения – Мечты об уединении и спокойной, праведной жизни.
Композиция – Стихотворение так и не было закончено, оно состоит из двух четверостиший. Построена на антитезе «жизнь – смерть».
Жанр – Философская лирика.
Стихотворный размер – Шестистопный ямб с использованием парной рифмовки.
Метафоры – «дни летят».
Эпитеты – «усталый», «дальняя», «завидная».
Сравнения – «усталый раб».
Олицетворения – «покоя сердце просит».
Образец философской лирики
Анализ стихотворения «Пора, мой друг, пора» показывает, что оно является отличным образцом философской лирики. Главный герой осознает свою зрелость, он понимает, что его жизнь не будет длиться вечно. Он с грустью вспоминает прошлое, однако все же настроен на лучшее. Лирический герой хочет прожить свою жизнь вместе с возлюбленной и умереть в один день (слово «умрем» указывается во множественном числе).
В своем стихотворении великий русский поэт размышляет о том, как быстро проходит человеческая жизнь. Он говорит о том, что мы можем только «предполагать», каким может быть наше существование. Но не успеет человек обернуться, как конец его дней оказывается близок. Александр Сергеевич в этом немного грустном стихотворении говорит о своей мечте – он хотел бы проводить драгоценные дни в своей «дальней обители». Строки из этого стихотворения уже давно стали афористическими. В нем поэт в легкой форме говорит о серьезных мечтах – жизни и смерти, счастье и стремлении к покою.
История создания
Александр Сергеевич всегда имел славу вольнодумца, что очень не нравилось государю Николаю I. Он опасался свободомыслия поэта и той силы пера, которой тот обладал. Узнав, что Пушкин решил покинуть Санкт-Петербург и обосноваться с семьей в родной деревне, он поступил весьма хитро – произвел поэта в камер-юнкеры и тем самым обязал Александра Сергеевича исправно ходить на службу. К слову сказать, это назначение было весьма оскорбительным для 35-летнего поэта, поскольку звание камер-юнкера получали юноши.
Однако главная причина разочарования поэта крылась в другом. Устав от придворной жизни и отчаянно нуждаясь в тишине и покое, Александр Сергеевич планировал покинуть шумную столицу и жить в уединении в своей деревне. Однако его попытка уйти в отставку оказалась неудачной. Подавленный этим событием, Пушкин адресовал стихотворение «Пора, мой друг, пора» своей любимой жене Наталье.
Вариант №3
Стихотворение «Пора, мой друг, пора!» было написано А. С. Пушкиным – одним из самых авторитетных литераторов начала XIX вв, в возрасте 35 лет. В этот период своей жизни поэт переживал некоторые трудности, связанные по большей части с неудачной попыткой оставить службу и переехать в деревню. Император не только не позволил ему покинуть двор, но еще и произвёл его в камер-юнкеры — звание, незавидное для человека его возраста. Позже он писал «Третьего дня я пожалован в камер-юнкеры, что довольно неприлично моим летам…».
Несмотря на то, что произведение так и не было завершено (в рукописях поэта найден полный план стихотворения), нужно учитывать первоначальные, хоть и нереализованные, мысли поэта. Развитие событий в жизни лирического героя затрагивало большой отрезок времени, в ходе которого он из городского суетливого жителя перевоплощался в степенного деревенского семьянина.
Литературный анализ стихотворения
Стихотворный размер — ямб из шести стоп
Рифмовка — парная, чередующаяся женская и мужская
Стихотворение отличается высокой ритмичностью и практически полным отсутствием ударных пропусков.
Предельной чёткости по содержанию и форме, требует план, в основе которого лежит задумка Пушкина — создать своего рода жизнеописание героя от юности до зрелости. Поэту учитывал эти аспекты с начала и до конца произведения.
Создание лирических художественных образов достигнуто с помощью метафор олицетворения, выступающих на протяжении всего произведения в качестве деятельных элементов «каждый час уносит частичку бытия», «покоя сердце просит». Суть и главная мысль произведения построены на противопоставление жизни — смерти. Художественную окраску дополняют множественные эпитеты и архаизмы. Кроме этого, Пушкин прибегнул к перифразу.
Сопоставление стихотворения с жизненными реалиями периода, в который оно было написано, позволяет уловить настроения поэта, выступившего музой произведения. Грусть и даже местами разочарование, а также ностальгия по-прошлому, прослеживается в обоих четверостишиях. Возможно, если бы автору удалось закончить стихотворение, общее впечатление было бы другим. Также не совсем понятно кто выступает «другом» Александра Сергеевича. На этот счёт мнения большинства расходятся. Кто-то видит в этом самого поэта, кто-то — его жену, об этом остаётся только догадываться. Но, если учитывать разочарование, которое постигло Пушкина в тот период, его тоску по деревне и нежелание оставаться при дворе, то это наводит на мысли о разговоре автора с самим собой. Своего рода крик души поэта. В любом случае истины мы уже не узнаем.
10 класс
Тема
При анализе «Пора, мой друг, пора» следует помнить, что произведение не было завершено. На это указывают некоторое противопоставление между двумя строфами стихотворения.
В первой строфе ведется речь о быстротечности жизни, которая может оборваться в любой миг. Лирический герой размышляет о естественном ходе жизни: стремительно уходящей юности, мудрой зрелости, которая неизменно заканчиваются смертью. И зрелые годы лирический герой хочет встретить в тишине и покое, вместе со своим верным «другом», то есть женой. В этой строфе нет трагизма, лишь спокойные рассуждения о бытие.
Во второй строфе лирический герой делает акцент на том, что в зрелости есть своя прелесть – «покой и воля». С возрастом каждый человек разочаровывается в счастье, то есть в своих юношеских идеалах и грезах, однако на смену им приходят более основательные качества. Лирический герой видит отраду в освобождении от лицемерного общества и жизни в кругу своей семьи.
По замыслу поэта далее должно было быть описание счастливой и умиротворенной жизни человека преклонных лет, окруженного близкими людьми, однако произведение так и не было завершено.
Центральная тема заключается в спокойной жизни на свободе, в данном случае – в деревне, где не нужно жить по правилам столичного общества. Юность не нуждается в тепле домашнего очага, однако с возрастом приходит понимание того, что истинное счастье заключается в семье, спокойной, размеренной жизни, возможности заниматься любимым делом. Именно о такой жизни и мечтает лирический герой.
Анализ стихотворения Пора мой друг пора Пушкина
«Пора, мой друг, пора…» — стихотворение, относящееся к философской лирике, но оно уже написано не в романтическом стиле, а в реалистичном. Автор использует метафоры, среди которых большее место занимает олицетворение. Он придает жизнь абстрактным понятиям таким, как день, час и бытие, в целом.
Существует несколько теорий зарождения этого стихотворения, в связи с чем можно проводить анализ с нескольких совершенно разных сторон. Первой теорией является то, что стихотворение было не закончено. Считается, что стихотворение посвящено жене А. С. Пушкина, которую он называет «другом». Автор пишет свое произведение уже в 35 лет, когда все его юношеские годы закончились, и пришло осознание полноценной взрослой жизни. Он размышляет о быстротечности времени и недолговечности счастья, но, приобретя душевный покой и свободу, можно жить в умиротворении. Существует версия, что в продолжении Пушкин повествовал о тихой и спокойной жизни вдали от города, в деревне, окруженный природой и тишиной. Но, к сожалению, об этом нам остается только догадываться.
Вторая теория смысла этого лирического произведения заключается в том, что автор предчувствовал свою близкую кончину и поведал о ее приближении всем. «…замыслил я побег В обитель дальную трудов и чистых нег.» — эти строки символизируют переход в другой мир, в мир смертельного покоя человеческой души и тишины. Побег от суеты мирской в негу небесную. Автор чувствовал, что скоро его счастливая жизнь в городе закончится, как любое счастье, но покой и свобода, которые несет с собой смерть, останутся его спутниками навечно.
Можно сделать вывод, что по первой теории автор повествует о спокойной и тихой жизни вдали от города со своей возлюбленной, а по второй – сообщает о приближающейся кончине, которая принесет свободу духу и покой.
Мне, конечно, ближе первая теория, потому что я считаю, что А. С. Пушкин, любя деревню и природу также сильно, как и жизнь, не стал бы писать такое мрачное стихотворение. Все, о чем он повествовал, я могу свести к тому, что самым дорогим в его жизни стало обретение семьи, своей жены, с которой он хотел разделить жизнь. Но автор не хотел делить «своего друга» с окружающим миром, поэтому его мечтой был совместный переезд подальше от города, туда, где они могли бы наслаждаться друг другом и созерцать природу в ее естественной красоте, нетронутой человеческими руками.
Композиция
Стих состоит из двух строф, которые, на первый взгляд, мало связаны друг с другом. Подобный эффект вызван тем, что произведение не было завершено поэтом.
Оно начинается с рассуждений лирического героя о бренности всего сущего и желания уединиться с семьей вдали от общества. По идее, кульминацией произведения должен был послужить отъезд героя с любимой супругой в деревню, где он мог бы наслаждаться простыми радостями вплоть до самой смерти.
Композиция построена на антитезе «жизнь – смерть».
Лирический герой и его счастье
Анализ стихотворения «Пора, мой друг, пора» можно дополнить тем, что, с одной стороны, рассказчик разочарован отсутствием счастья. Но это можно рассматривать и как лукавство, ведь нет большей радости, чем настоящая любовь. В силу своей зрелости он уже не получает удовольствия от проявлений страсти, но находит успокоение в другом – в воле и покое от шумных общественных мероприятий и от обсуждения его стихотворений.
В своем кратком анализе стиха «Пора, мой друг, пора, покоя сердце просит» школьник также может рассказать о том, что лирический герой осознанно выбрал свой путь, и его желание жить мирно тщательно обдумано и взвешено. Он говорит о себе как о «усталом рабе» — не о том, который может отдохнуть и восстановить свои силы, а о том, кто уже не может прогнать свое утомление. От него можно только скрыться – там, где душе хорошо и спокойно. Исследователи творчества А. С. Пушкина предполагают, что великий поэт имел в виду Михайловское – ведь именно там он трудился больше всего, испытал истинное счастье от своего творчества.
Жанр, размер и рифмовка
В 35 лет многие люди хотят поменять устоявшийся ритм жизни, сделать её более спокойной и размеренной, поэтому согласились бы со строками «Пора, мой друг, пора…» (Пушкин). Анализ предполагает, что произведение не было закончено, и кульминацией стихотворения стало бы то, что лирический герой со своей женой уехал бы в деревню и наслаждался простыми радостями до самой смерти.
Данное произведение написано шестистопным ямбом, использован жанр философской лирики. Оно ритмично, имеет парную рифмовку с использованием женской и мужской рифмы. Стихотворение должно было рассказать о всей жизни лирического героя, поэтому оно написано четко и по форме.
Система образов
В своем стихотворении Пушкин обращается к Наталье Гончаровой, именно ей адресованы слова «Пора, мой друг, пора!».
Он хочет уехать именно с ней, вдвоем, а значит, относится с любовью и доверием. Недаром именно ей Пушкин высказывает свои заветные мечты.
Он живописует образы пролетающих мгновений – «частичек бытия», которые уходят каждую секунду, унося юность человека. Он описывает деревню, в которую задумал совершить побег, как «обитель дальнюю трудов и чистых нег».
Вообще, все стихотворение строится на противопоставлении жизни и смерти. И если в первых четырех стихах автор вводит образы тленности, то в оставшихся четырех, напротив, мы видим проявление спокойного бытия, так желанного для поэта.
Средства выразительности
Как и во всех своих произведениях, Александр Сергеевич мастерски использует средства выразительности, чтобы как можно лучше донести свое настроение читателю.
Так, лирического героя он сравнивает с «усталым рабом», эпитеты «усталый», «дальняя», «завидная» придают образам большего драматизма. Также в произведении использованы метафоры («дни летят») и олицетворения («покоя сердце просит»).
Предыдущая
Анализ стихотворений«Мне голос был» анализ стихотворения Ахматовой по плану кратко – идея, тема, композиция
Следующая
Анализ стихотворений«Письмо матери» анализ стихотворения Есенина по плану кратко – образы, идея, тема
Тема, основная мысль и композиция
Анализируя стихотворение, нужно помнить, что произведение не закончено. Вывод о теме, основной мысли и композиции нужно делать исходя из нереализованного замысла Пушкина. Тогда между первой и второй строфами, которые кажутся противопоставленными друг другу, появляется тесная связь.
Первая строфа о быстротечности бытия. В неё Пушкин не вкладывал того трагического смысла, который усматривают некоторые исследователи. Он не говорит о предчувствии своей гибели. Лирический герой рассуждает о том, что в его жизни наступил момент, когда молодость ушла и близится старость, естественно заканчивающаяся смертью. Зрелость и старость лирический герой хочет провести с «другом», подразумевая любимую, жену.
Вторая строфа начинается афоризмом: «На свете счастья нет, но есть покой и воля». Этот афоризм – приобретение зрелости. Человек разочаровывается в счастье, но находит для себя отраду в покое и воле, то есть освобождении. «Усталый раб» жизни нашёл новую цель. И это счастье не от бурных переживаний и событий, а труды и наслаждения вдали от общества, со своей семьёй. Дальше Пушкин предполагал описать эту по-своему счастливую жизнь зрелого, а затем старого человека до самой его смерти.
Тема стихотворения – спокойная и свободная жизнь в деревне. Основная мысль высказана самим Пушкиным. Юность не ищет домашнего уюта, а зрелость ужасается одиночества. Счастлив тот, кто находит подругу и создаёт с ней семью, селится в деревне и наслаждается природой, работой, семьёй, религией до самой смерти. Лирический герой, вступивший в пору зрелости, мечтает о такой жизни.
Смысл и идея
Анализ стихотворения Пушкина раскрывает душевное состояние и настроение поэта в момент написания. Можно прийти к таким выводам:
- Счастье зависит от душевного покоя, который дарит свобода. Пушкин с удовольствием готов отказаться от привилегий жизни в Петербурге ради возвращения в забытое семейное поместье. Это напоминает, что какой бы ни была привлекательной роскошь, счастье от нее не зависит.
- Время быстротечно и строить планы наперед не всегда уместно. Обращаясь к читателю, поэт напоминает, что смерть приходит неожиданно. Не стоит откладывать на потом важные дела.
- Смерть не стоит того, чтобы жить в страхе перед ней. Думал ли Пушкин о предсказанной скорой смерти или нет, неизвестно. Однако его слова «замыслил я побег В обитель дальную трудов и чистых нег» показывают, что он не испытывал чрезмерного беспокойства. Важно жить, наслаждаясь каждым днем, не боясь будущего.
Делая анализ, важно помнить, что полный смысл можно было бы понять, только если было бы опубликовано продолжение произведения, где описан логический конец размышлений поэта.
Художественные приемы
В анализе стихотворения Пушкина «Пора, мой друг, пора» учащийся может также упомянуть о том, что поэт для передачи своих идей использует очень выразительные средства – метафору, эпитет. Стихотворение наполнено меткими определениями: долю он называет «завидной», обитель – «дальней», неги – «чистыми». Метафора в произведении – «дни летят».
Также поэт использует и олицетворение – «сердце просит». Есть в произведении и антитеза – данный прием Пушкин использует, когда говорит о планах на жизнь и о смерти. Также присутствует анафора – в начале шестой и седьмой строчки упоминается слово «давно».
Художественные особенности произведения
Стихотворение написано лаконичным, но вместе с тем емким языком. Пушкин не использует каких-то сложных слов или понятий. Наоборот, он максимально приближает язык художественного произведения к разговорной речи, даже использует просторечную глагольную форму «глядь».
В тексте много действий: «просит», «летят», «уносит», «предполагаем жить», «умрем». Вся первая часть буквально насыщена глаголами, что создает яркую, динамично изменяющуюся картину скользящего бытия.
Дальше текст меняется. Автор описывает свое видение счастья, которое заключается в «покое и воле». Он рисует более мирную, статичную картину, используя преимущественно существительные и прилагательные.
Александр Сергеевич Пушкин — один из главных писателей и поэтов первой трети девятнадцатого столетия. Благодаря выдающемуся автору в отечественной литературе были заложены основы реалистического направления. Одним из известнейших произведений Александра Сергеевича является стихотворение под названием «Пора, мой друг, пора». Оно представляет собой прекрасный образец философской лирики. Для Пушкина текст был очень личным и сокровенным, поэтому при жизни поэта он нигде не был опубликован. Многомудрый Литрекон подготовил для вас подробный анализ стихотворения «Пора, мой друг, пора».
Содержание:
- 1 История создания
- 2 Жанр, направление, размер
- 3 Композиция
- 4 Образы и символы
- 5 Темы, проблемы, настроение
- 6 Основная идея
- 7 Средства художественной выразительности
История создания
Александра Пушкина нередко называли вольнодумцем. Он действительно позволял себе критиковать власть и сочинять эпиграммы, высмеивая конкретных чиновников. И этот факт очень не нравился императору Николаю 1. Правитель был серьёзно обеспокоен свободомыслием, которое позволял себе поэт в произведениях. После восстания декабристов царь стремился уничтожить свободу печати и загнать СМИ в узкие рамки цензуры. В связи с этим Николай 1 не упускал случая напомнить Пушкину о том, где его место. Когда правителю стало известно, что Александр Сергеевич уехал из северной столицы, он произвёл поэта в камеры-юнкеры. Пушкин теперь был обязан хоть изредка, но все-таки ходить на службу. На тот момент Александру Пушкину уже исполнилось тридцать пять лет. Новое назначение для поэта было довольно оскорбительным, ведь, как правило, это звание получали юноши. Столь скромный чин едва ли соответствовал заслугам Пушкина. Он сделал для России намного больше тех, кто подтрунивал над его неудачами.
Вполне понятно, что поэт чувствовал усталость от придворной жизни, ему очень хотелось обрести тишину и спокойствие, поэтому решил уехать из шумного города и уединиться в родной деревне. Но попытка Александра Сергеевича уйти в отставку не увенчалась успехом.
Известно, что работу над созданием стихотворения «Пора, мой друг, пора» Пушкин завершил в 1824 году. Произведение поэт посвятил своей любимой супруге Наталье.
Жанр, направление, размер
Перед нами философское стихотворение «Пора, мой друг, пора» с элементами элегии. Оно написано в духе реализма, но в нем можно заметить и признаки романтизма: усталость от окружения, пессимизм («на свете счастья нет»), стремление к свободе.
Произведению присуща особая ритмичность. Здесь нельзя заметить пропусков ударении.
Литературный размер стихотворения «Пора, мой друг, пора» — шестистопный ямб. Создавая текст, Александр Сергеевич использовал парную рифму.
Композиция
Произведение «Пора, мой друг, пора» является небольшим по объёму — оно включает в себя всего две строфы. На первый взгляд, читателю может показаться, что они по смыслу мало связаны между собой. Многие отмечали, что это связано с тем, что автор не закончил свое произведение: планировалось написать три строфы, но поэт написал только две.
Однако и в этом варианте можно заметить, что в основе композиции стихотворения лежит антитеза «жизнь-смерть».
В начале стихотворения лирический герой размышляет о бренности бытия. Он также заявляет о своём желании отдалиться от светской жизни и уединиться с адресатом послания на лоне природы. Можно предположить, что кульминацию произведения должен был составить эпизод, когда главный герой отправляется с женой в деревню, где он мог бы радоваться каждому моменту жизни до конца своих дней.
Образы и символы
Автор создал несколько образов в стихотворении «Пора, мой друг, пора», позволяющих максимально точно раскрыть его основную мысль.
Образ лирического героя является основным в произведении. Это зрелый человек, уставший от суеты и жаждущий покоя. Можно заметить, что жизнь его уже порядком разочаровала: «На свете счастья нет» — говорит он. Поэтому он желает стремиться к достижимым идеалам — покою и воле. В этом ему поможет «мой друг» — адресат послания. Понимая, что время быстротечно, герой не желает терять ни минуты. Он хочет отправиться в «обитель дальную трудов и чистых нег» (видимо, имеется в виду деревня, где Пушкин всегда был особенно продуктивен). Сам себя герой называет «уставшим рабом», что говорит о его отношении к жизни и окружению. Раб бесправен и угнетен непосильной работой. Видимо, атмосфера при дворе была такой гнетущей, что герой просто не мог ощущать себя иначе.
Образ возлюбленной очень важен в анализируемом произведении. Настолько известно, автор обращается к своей жене Наталье Гончаровой, но при этом не называет её имени. «Мой друг» не имеет даже пола. Без посвящения мы бы не могли утверждать, что речь идет о жене поэта. Возможно, такое нейтральное обращение подчеркивает универсальность жизненной позиции автора: коротать свои дни в покое и на воле можно с любым человеком, главное — чтобы он был близким по духу. С главной героиней стихотворения поэт делится самыми сокровенными мыслями. «Пора, мой друг, пора!», — именно так лирический герой обращается к супруге. Самая заветная мечта Пушкина — уединиться с женой в родной деревне.
Образ деревни также один из главных в стихотворении. В обители дальней «трудов и чистых нег» мечтает оказаться поэт вместе с семьёй. Образ этого покойного и вольного края в произведении выступает своеобразным символом домашнего уюта, тепла, безопасности. Только наедине с близкими людьми и природным раздольем можно чувствовать себя свободным и отдохнувшим.
В основе анализируемого произведения лежит антитеза — противопоставление жизни и смерти. В начале произведения автор заявляет о тленности всего сущего, но затем рассказывает нам о размеренности бытия, о котором так мечтает поэт.
Интересно, что «раб» замыслил именно «побег», то есть его что-то удерживает и не отпускает. Разгадку этого слова мы находим в биографии поэта. Светское общество действительно требовало слишком много внимания к себе и усилий от Пушкина. Он вечно был в долгах и трудах, чтобы обеспечить тот уровень жизни, который предписывало ему окружение. Нельзя было жить в городе и воздерживаться от ненужных трат на поддержание дворянского статуса. Суета высшего круга вынуждала Пушкина тратить уйму времени и денег на балы, приемы и другие мероприятия. Такая жизнь отвлекала его от творчества и семьи.
Темы, проблемы, настроение
Основная тема произведения «Пора, мой друг, пора!» — бренность бытия. Автор доказывает, что жизнь быстротечна, а планы людей весьма условны. Поэтому нужно дорожить временем и отдавать предпочтение покою и воле, а н бессмысленным химерам вроде счастья. Тематика и проблематика произведения изложены в списке:
- Тема освобождения от суеты. Герой ощущает себя в рабстве и чувствует усталость от той жизни, которую ведет. Спасение он видит в бегстве в те края, где господствуют труд и чистая нега.
- Тема жизни и смерти. Поэт предается глубоким размышлениям о естественном течении жизни. Поэт утверждает, что молодость проходит незаметно, уступая место старости и смерти.
- Проблема тщетности человеческих замыслов. «Предполагаем жить, и глядь — как раз умрем» — в этой фразе поэт сконцентрировал всю нестабильность нашего бытия. Мы не можем сказать, сколько нам отведено, поэтому строить планы порой не имеет особого смысла.
- Проблема разочарования. Герой замечает мимоходом, что счастья нет, а значит, он уже пережил испытания и трудности, которые его в этом убедили.
Знакомясь с произведением, читатель замечает, что оно пронизано мотивами грусти и печали. И это весьма не удивительно, ведь во время написания стихотворения Пушкин переживал непростой период в своей жизни.
Основная идея
Автор неспроста написал стихотворение «Пора, мой друг, пора». Главная мысль текста — необходимость освобождения, решительного шага навстречу покою и воле. Герой ассоциирует себя с уставшим рабом и грезит о свободе и отдыхе. В этих ипостасях он видит единственную альтернативу несуществующему счастью.
Поэт предпринимает попытку осознать свое эмоциональное состояние. Оно подавленное и требует перемен. Именно в этом и заключается смысл стихотворения «Пора, мой друг, пора».
Средства художественной выразительности
Для того чтобы создать определённое настроение в произведении, Александр Сергеевич использует различные тропы.
- В стихотворении можно встретить олицетворение («покоя сердце просит»).
- Особый драматизм придают эпитеты («завидная доля», «чистых нег»).
- Помимо этого, в стихотворении присутствуют метафоры («дни летят», «усталый раб» и другие).
Краткий анализ стихотворения «Пора, мой друг, пора!» по плану
1. История создания
Для Пушкина вопрос смерти всегда оставался одним из важнейших. Особенно это стало заметно в позднем творчестве великого поэта.
Стихотворение «Пора, мой друг, пора!» связано с непростой жизненной ситуацией Александра Сергеевича.
В 1836 году поэт уже окончательно устал от светской жизни, постоянного непонимания со стороны императора, гонений цензуры. Он хотел одного: уехать с семьей подальше от столиц, обосноваться в имении и отдохнуть.
Но император, в глазах которого Пушкин был опасным вольнодумцем, опасался отпускать его так далеко от себя. Самодержец пошел на хитрость: присвоил писателю звание камер-юнкера, и тем самым буквально обязал его ежедневно появляться на службе.
С одной стороны, Николай I официально не запрещал Пушкину уезжать, но с другой, создал условия, при которых это стало невозможным.
Кроме того, подобное назначение было довольно оскорбительным. Обычно камер-юнкерами служили совсем молодые юноши, а Александр Сергеевич был уже зрелым, семейным мужчиной.
Поэт очень расстроился, и, пребывая в таком подавленном настроении, написал анализируемое произведение. При жизни величайшего русского гения оно нигде не публиковалось, настолько было личным.
Стихотворение посвящено Наталье Гончаровой.
2. Литературное направление
Стихотворение относится к реализму, но есть и признаки романтизма.
3. Род
По роду литературы это лирика.
4. Жанр
Жанровая принадлежность рассматриваемого произведения – философское стихотворение с элементами послания.
5. Проблематика
Автора затрагивает очень важные проблемы – жизни и смерти, постоянного утекания бытия, постепенного приближения к завершению своего пути.
6. Тематика
Тематика определяется проблематикой стихотворения: жизнь и смерть.
Поэт размышляет о естественном течении жизни, о том, как быстро уходит юность, и наступает зрелость, о счастье.
7. Идея
Пушкин написал «Пора, мой друг, пора!», чтобы излить свою душу, попытаться осмыслить внутреннее состояние, поделиться желаниями.
Оно адресовано жене, и изначально поэт даже не планировал публиковать эти стихи. Александр Сергеевич делился с супругой собственными мечтами именно таким способом: создавая прекрасный литературный текст.
8. Пафос
Стихотворение пропитано грустью, сожалением, печалью.
Читая его, мы понимаем, что автор находился далеко не в лучшем расположении духа, переживал очередной тяжелый жизненный момент, испытывал душевный дискомфорт.
Однако слышится надежда, стоит лишь совершить тот самый побег «в обитель дальнюю трудов и чистых нег», т.е. в деревню.
9. Система образов
В своем стихотворении Пушкин обращается к Наталье Гончаровой, именно ей адресованы слова «Пора, мой друг, пора!».
Он хочет уехать именно с ней, вдвоем, а значит, относится с любовью и доверием. Недаром именно ей Пушкин высказывает свои заветные мечты.
Он живописует образы пролетающих мгновений – «частичек бытия», которые уходят каждую секунду, унося юность человека. Он описывает деревню, в которую задумал совершить побег, как «обитель дальнюю трудов и чистых нег».
Вообще, все стихотворение строится на противопоставлении жизни и смерти. И если в первых четырех стихах автор вводит образы тленности, то в оставшихся четырех, напротив, мы видим проявление спокойного бытия, так желанного для поэта.
10. Центральные персонажи
В своем произведении Пушкин обращается к Наталье Гончаровой, хоть и не называет ее имени. Она становится персонажем этого стихотворения, неким слушателем, с которым автор делится самым сокровенным.
11. Лирический герой
Так как произведение глубоко личное, раскрывающее потайные уголки души величайшего гения, можно смело сказать, что лирическим героем становится сам поэт, вернее, его художественная проекция.
12. Сюжет
Перед нами яркий пример философской лирики, наделенной глубоким смыслом, но лишенной сюжета как такового. Классик просто размышляет, делится с читателем своими взглядами.
13. Композиция
Исследователи считают, что данное произведение Пушкин не закончил. Основанием для таких мыслей становится, в том числе, и композиция стихотворения, которая явно обрывается.
Предположительно, автор задумывал три части, но написал только две.
Первая – это первые четыре стиха. В них Пушкин рассуждает о природном течении жизни: все проходит, меняется, и люди стареют. Ежесекундно уносятся «частички бытия», оседая лишь в памяти. Люди предполагают жить, но могут умереть – вот о чем говорит автор.
Вторая часть – оставшиеся четыре стиха. В них речь идет о том, что есть счастье для лирического героя («покой и воля»). Он высказывает свою заветную мечту – убежать от света, уехать в глушь, и жить там.
Композиционно должна быть еще одна часть, описывающая старение на лоне родной природы, счастливым человеком, окруженном многочисленными родственниками. Однако по каким-то причинам Пушкин не дописал, оставив стихотворение в неполном виде.
Именно поэтому нельзя говорить, что композиция тут логически завершена, но две части явно выделяются и различаются по тематике.
14. Художественные особенности произведения
Стихотворение написано лаконичным, но вместе с тем емким языком. Пушкин не использует каких-то сложных слов или понятий. Наоборот, он максимально приближает язык художественного произведения к разговорной речи, даже использует просторечную глагольную форму «глядь».
В тексте много действий: «просит», «летят», «уносит», «предполагаем жить», «умрем». Вся первая часть буквально насыщена глаголами, что создает яркую, динамично изменяющуюся картину скользящего бытия.
Дальше текст меняется. Автор описывает свое видение счастья, которое заключается в «покое и воле». Он рисует более мирную, статичную картину, используя преимущественно существительные и прилагательные.
15. Строфика, размер, рифма
Стихотворение состоит из одной строфы, всего восемь стихов.
Написано излюбленным пушкинским размером – шестистопным ямбом.
Рифмовка парная (ААББ). Все это вместе создает простое и вместе с тем очень красивое стихотворение.
16. Средства художественной выразительности
Пушкин начинает свое произведение с обращения, чем сразу настраивает на диалог, однако перед нами философский монолог.
В тексте используется много эпитетов: «усталый раб», «завидная доля», «обитель дальняя», «чистые неги».
Кроме того, встречаются метафоры: «летят за днями дни», «каждый час уносит частичку бытия» и т.д.
Поэт вводит олицетворение «покоя сердце просит», тем самым подчеркивая, насколько он устал от повседневной светской суеты. Недаром он сравнивает лирического героя с «усталым рабом», замышляющим побег от всего этого.
17. Значение
Стихотворение очень значимо для понимания внутреннего состояния зрелого Пушкина, того, что с ним происходило незадолго до трагической гибели.
18. Актуальность
Человек всегда будет стараться постичь стремительный бег времени, осознать вопросы жизни и смерти, понять, что же такое счастье. А значит, анализируемое стихотворение никогда не потеряет своей актуальности.
19. Мое отношение
Мне очень нравится это произведение. Оно вызывает светлые чувства и заставляет задуматься над важными бытийными вопросами.
20. Чему учит
Стихотворение учит правильному, философскому отношению к жизни, а также принятию быстротечности времени.
О произведении
Автор: Пушкин А.С. |
Дата публикации: 1834 | Форма произведения: поэзия |
Жанр: романтический, философский | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | В школе: 11 класс | Возраст: взрослые | Время чтения: до 1 часа | Главные герои: лирический герой, образы возлюбленной, мгновений, жизни и смерти, деревни Темы: внутренняя борьба, жизнь и смерть, мечта, смысл жизни
Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит —
Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
Предполагаем жить… И глядь — как раз —умрем.
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля —
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальную трудов и чистых нег.
Краткое содержание
А. Брюллов. Портрет Н.Н. Гончаровой-Пушкиной. 1832
Перед нами яркий пример философской лирики, наделённый глубинным смыслом. Данное произведение лишено сюжета, как такового. Читая эти поэтические строки, мы видим, как автор просто предаётся размышлениям, делясь с читателями своими взглядами, переживаниями, эмоциями.
История создания
Пушкин среди своих современников получил славу вольнодумца, что категорически не нравилось царю Николаю I. Государь остерегался свободолюбивого настроя поэта и красноречивой силы его пера. Получив информацию о том, что вольнодумец решил уехать из Петербурга, чтобы поселиться с женой и детьми в родном Михайловском, государь поступил весьма хитро: он издал указ о производстве Пушкина в камер-юнкеры, чем обязал поэта регулярно посещать службу. Данное назначение явилось для 35-летнего Пушкина весьма оскорбительным: звание «камер-юнкер» обычно давалось «желторотым» юнцам.
Однако основная причина разочарования поэта была в другом. Невероятно устав от шумной придворной жизни, а также испытывая сильную потребность в уединении, Пушкин планировал уехать из светской столицы в родную деревню. Но его намерениям уйти в отставку реализоваться не довелось из-за внезапного назначения на службу. Подавленный этими событиями, поэт пишет данное произведение, адресуя его любимой супруге Наталье.
Жанр, направление, размер
Произведение представляет жанр философского стиха с элементами элегии. Его справедливо отнести к литературному направлению «реализм», хотя в нём также присутствуют черты романтизма. Стихотворение характеризуется ритмичностью: в нём практически нет пропусков ударений. Поэтический размер – шестистопный ямб. Рифмовка парная, посредством чередования женской/мужской рифм.
Композиция
Произведение состоит всего лишь из двух строф, которые, на первый взгляд, мало связаны друг с другом. Такой эффект достигнут тем, что стихотворение, по мнению большинства исследователей, не завершено автором: изначально, поэт задумывал написать три части, а ограничился двумя. Композиция полностью построена на антитезе «жизнь – смерть».
Стихотворение начинается с рассуждения лирического героя на тему бренности бытия и страстного желания уединиться с семьёй вдали от светской жизни. По идее, кульминацией произведения должен послужить отъезд лирического героя с супругой в деревню, где он мог наслаждаться простыми радостями вплоть до самой смерти.
Образы и символы
В произведении представлено несколько смысловых образов, способствующих раскрытию основной темы стихотворения:
- образ лирического героя – по причине того, что стихотворение глубоко личное, затрагивающее потайные уголки души гениального автора, справедливо утверждать, что лирическим героем здесь выступает сам поэт, вернее, его художественная проекция;
- образ возлюбленной – поэт обращается к своей супруге Наталье Гончаровой, хотя и не называет любимую по имени. Возлюбленная становится полноправным персонажем произведения: с ней автор делится самым сокровенным. Именно жене он адресует слова: «Пора, мой друг, пора!». Поэт желает уехать в деревню вместе с Натальей, относясь к ней с доверием и огромной любовью;
- образы пролетающих мгновений – поэт называет их «частичками бытия». Мгновения жизни убегают каждую секунду, унося с собой человеческую юность и беззаботность молодых лет. Пролетающие мгновения символизируют быстротечность жизни, невозвратность былого счастья;
- образ деревни – именно в деревню стремится уехать поэт вместе с семьёй. Деревню он называет не иначе, как «обитель дальняя трудов и чистых нег». Образ деревни символизирует Родину, домашний уют, безопасность;
- образы жизни и смерти – произведение построено на противопоставлении жизни и смерти. Если в первых четырёх стихах автор говорит о тленности всего сущего, то в остальных четырёх стихах мы видим проявление размеренного бытия, столь желанного для поэта.
Темы и настроение
Тематика произведения определяется его проблематикой – это жизнь и смерть. Пушкин рассуждает о естественном течении жизни, говорит о том, как стремительно проносится молодость, уступая место зрелости. Поэт рассуждает на тему счастья. Всё произведение пропитано настроением печали, сожаления и грусти. Читая эти стихотворные строки, мы понимаем: автор в момент их написания переживал очередной сложный момент жизни, сильный душевный дискомфорт.
Основная идея
Пушкин пишет данное стихотворение с единственной целью: излить свою душу, попытаться осмыслить собственное эмоциональное состояние, поделиться тайными желаниями. Именно в этом исповедальном посыле содержится основная идея произведения.
Средства выразительности
Как и во всех своих произведениях, Пушкин виртуозно использует выразительные средства, чтобы максимально точно донести до читателей собственное настроение:
- эпитеты – «завидная», «дальняя», «усталый»;
- метафоры – «дни летят»;
- олицетворение – «пока сердце просит».
Все произведения автора
- • 19 октября
- • Анчар
- • Арион
- • Бесы
- • Борис Годунов
- • Брожу ли я вдоль улиц шумных…
- • В тот год осенняя погода…
- • Вновь я посетил…
- • Во глубине сибирских руд…
- • Вольность
- • Воспоминание
- • Воспоминания в Царском селе
- • Деревня
- • Дубровский
- • Евгений Онегин
- • Если жизнь тебя обманет…
- • Зима!.. Крестьянин торжествуя…
- • Зимнее утро
- • Зимний вечер
- • Зимняя дорога
- • И.И. Пущину
- • История Пугачевского бунта
- • К морю
- • К Чаадаеву
- • Кавказ
- • Капитанская дочка
- • Мадонна
- • Медный всадник
- • Метель
- • Москва! Как много в этом звуке…
- • Моцарт и Сальери
- • На холмах Грузии…
- • Няне
- • Осень
- • Песнь о вещем Олеге
- • Пиковая дама
- • Повести Белкина
- • Погасло дневное светило…
- • Подражания Корану
- • Полтава
- • Пора, мой друг, пора…
- • Поэт
- • Поэт и толпа
- • Пророк
- • Птичка
- • Птичка божия не знает…
- • Разговор книгопродавца с поэтом
- • Разлука
- • Редеет облаков летучая гряда…
- • Свободы сеятель пустынный…
- • Сказка о золотом петушке
- • Сказка о золотом петушке
- • Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
- • Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях
- • Сказка о попе и о работнике его Балде
- • Сказка о попе и работнике его Балде
- • Сказка о рыбаке и рыбке
- • Сказка о рыбаке и рыбке
- • Сказка о царе Салтане
- • Сожженное письмо
- • Станционный смотритель
- • Туча
- • У лукоморья дуб зеленый…
- • Уж небо осенью дышало…
- • Уж небо осенью дышало…
- • Узник
- • Унылая пора!
- • Храни меня, мой талисман…
- • Царское Село
- • Цветок
- • Цветы последние милей…
- • Я вас любил…
- • Я памятник себе воздвиг нерукотворный…
- • Я помню чудное мновение
Ирина Зарицкая | Просмотров: 2.5k